Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования
Диссертация
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены: современными методологическими принципами и подходами к разработке и изучению комплексных педагогических процессовсовременными научными концепциями, сопряжёнными с проблемой исследованияадекватными исследованию категориальными основами педагогической наукинеобходимым и достаточным разнообразием и взаимосвязанностью теоретических… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социально-исторические предпосылки отношений современного человека, общества и природы в аспекте педагогической антропологии
- 1. 1. Гносеологические основы социально-исторического развития отношений человека с природой, социальными группами людей и самим собой
- 1. 2. Историческое развитие отношений человека с окружающим миром и самим собой в период от появления первых людей и до возникновения классового общества
- 1. 3. Основы социально-исторического развития отношений человека с природой, обществом и самим собой в период развития классовых обществ
- 1. 4. Системное формирование ответственных отношений человека к природе, обществу и самому себе — в связи с идеями развивающейся эколого-валеологии
- Выводы, по главе 1
- Глава 2. Теоретические основы формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов
- 2. 1. Типологическая выборка экологии и валеологии для их интеграции
- 2. 2. Эколого-валеология как интеграция второго порядка
- 2. 3. Методологические подходы к исследованию проблемы формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов
- Выводы по главе 2
- Глава 3. Концепция формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования
- 3. 1. Методологические основы разработки системы формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов дошкольного образования
- 3. 2. Общие факторы формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов дошкольного образования
- 3. 3. Закономерности и принципы формирования эколого-валеологи-ческой готовности педагогов дошкольного образования
- 3. 4. Концептуальная методологическая модель формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов дошкольного образования
- Выводы по главе 3
- Глава 4. Экспериментальная реализация системы формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов дошкольного образования
- 4. 1. Формирование эколого-валеологической готовности будущих педагогов ДОУ в диалектическом единстве теории и практики
- 4. 2. Объективные основания реализации системы формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов дошкольного образования
- 4. 3. Содержательно-технологическое наполнение структурно-функциональной модели формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов ДОУ
- 4. 4. Анализ результатов экспериментальной реализации системы формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов дошкольного образовния
Список литературы
- Абдуллаев, З.А. Экологические отношения и экологическое сознание Текст. / З. А. Абдуллаев. Ташкент, 1990. — 247 с.
- Аверьянов, А.Н. Система: философская категория и реальность Текст. / А. Н. Аверьянов. М.: Мысль, 1976. — 188 с.
- Акимова, Т.А. Основные критерии экоразвития Текст. / Т. А. Акимова [др.]. -М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1994. 56 с. 5у. Алексеев, В. П. Становление человечества Текст. / В. П. Алексеев. — М.: Политиздат, 1984. — 462 с.
- Алексеев, С.В. Экология-Текст.: учеб. пособие для учащихся 9' класса' общеобразоват. учреждений раз. видов- / С. В. Алексеев. СПб.: СМИО Пресс, 1997.-320 с.
- Амонашвили, Ш. А. Педагогика здоровья Текст. / Ш. А. Амонашвили [и др.]. -М.: Педагогика, 1990.-238 с.
- Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. М.: Молодая гвардия, 1978. -192 с.
- Амосов, Н.М. Ваш ребёнок: здоровье и воспитание Текст. / Н. М. Амосов.- М.: ACT — Донецк: Сталкер, 2003. 94 с.
- Амосов, Н.М. Здоровье и счастье ребёнка Текст. / Н. М. Амосов. — М.: Знание, 1979.-96 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 339 с.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Мысль, 1977. — 373 с.
- Ананьев, В'.А. Психология здоровья — как новая отрасль человекознания Текст. / В. А. Ананьев // Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы.- 1998. -№ 4. С. 3−18.
- Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс Текст. Кн. 2 / В. И. Андреев. Казань: Казан, ун-т, 1998. — 318 с.
- Андреев, В.И. Пакет диагностических методик на оценку резервных возможностей качества образования, здоровьесберегающего обучения и воспитания Текст. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновац. технологий, 2000.-С. 43−45.
- Андреев, И.Д. Теория как форма организации научного знания Текст. / И. Д. Андреев. -М.: Наука, 1979. 303 с.
- Андреев, Ю.А. Три кита здоровья Текст. / Ю. А. Андреев. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1993.-336 с.
- Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы Текст. / П. К. Анохин. М.: Наука, 1978. — 400 с.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформы 60-х г.) Текст. / сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. -560 с.
- Антонов, Н.С. Интегративные функции обучения Текст. / Н. С. Антонов. М.: Просвещение, 1994. — 304 с.
- Г. Антонов- Т. А. Формирование культуры здоровья педагогов Текст. / Т. А. Антонов // Достижения биологической функциологии и их место в практике образования": материалы всерос. конф. с междунар. участием, 27−28 мая 2003 г. Самара, 2003. — С. 18−20.
- Антропова, М. В: Оздоровительное значение индивидуально-дифференцированного обучения Текст. // М. В. Антропова [и др.] // Школа здоровья. -1996.—Т. 3, № 3.-С. 32−39.
- Апанасенко, Г. Л. Индивидуальное здоровье: сущность, механизмы, проявления Текст. / Г. Л. Апанасенко // Гигиена и санатория. 2004. — № 1,2. — С. 5558.
- Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития Текст. / И. А. Аршавский. М.: Медицина, 1990. — 192 с.
- Асмолов, А.Г. От экологических знаний к картине мира Текст. / А. Г. Асмолов // Вестн. образования. — 1993. — № 3. — С. 2−40.
- Афанасьев, В.Г. О структуре целостной системы Текст. / В. Г. Афанасьев // Философ, науки. 1980. — № 3. — С. ?-?.
- Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход Текст. / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. — 2000.-Т. 7, № 2.-С. 21−28.
- Бабанский, Ю.К. Взаимосвязь, закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации Текст. / Ю: К. Бабанский // Совет, педагогика. 1982. —№ 11.-С. 30−39.
- Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю: К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.30- Баевский, P.M. Измерьте своё здоровье Текст. / P.M. Баевский, С. Г. Гуров,-М.: Сов. Россия, 1988. -96 с.
- Бароненко, В.Л. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья Текст. / В .Л. Бароненко // Валеология. 2002. — № 3. — С. 74−78.
- Бездухов, В.П. Ценностный подход к формированию педагогической направленности студента — будущего учителя" Текст. / ВЯЛ Бездухов- А. В1 Бездухов. Самара: СамГПУ, 2000. — 185 с.
- Безруких,. MiM. Возрастная* физиология: Физиология? развития? ребёнка- Текст.- :учеб- пособие / M! Mi Безруких. — М-: Академия, 2002. 416 с.
- Безрукова, BIG. Интеграционные процессы в педагогической: теории и практике Текст. / В-С. Безрукова. Екатеринбург: Альтернатив- педагогика, 1994: — 152 с.
- Безрукова, B.C. Словарь нового педагогического мышления Текст. / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Альтернатив, педагогика, 1996. — 94 с.
- Белавина, А.Г. Планета наш дом Текст.: учеб.-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и мл. школьников / А. Г. Белавина, Н.Г. Най-денская. — М.: Педагогика, 1995. — 287 с.
- Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект Текст.: монография / В. А. Беликов: —М: Владос, 2004. 357 с.
- Белкин, А.С. Основы педагогических технологий Текст.: краткий толковый слов. / А. С. Белкин [и др.] - под ред. А. С. Белкина. Екатеринбург: Альтернатив, педагогика,. 1995. -22 с.
- Белкин, А.С. Проблемы, и принципы организации воспитательной работы в педагогическом вузе Текст. / А. С. Белкин // Образование и наука. -2000. -№ 2 (4). С. 105−112.
- Белоконь, JI.C. Современное состояние проблемы экологии человека Текст. / JI.C. Белоконь, А. Л. Яншин // Изв. ВГО. -1991. Т. 123, вып. 2. — С. 113−121.
- Белухин, Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Основы гуманного подхода к педагогической деятельности Текст. / Д. А. Белухин. -М.: Педагогика, 1996.-298 с.
- Беляева, JI.A. Социокультурные основания педагогической деятельности Текст.: автореф.. д-ра филос. наук / JI.A. Беляева. — Екатеринбург, 1994.-45 с.
- Бердников, И.Г. Теоретические основы формирования валеологической культуры личности учителя Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. Г. Бердников. М., 1998. — 36 с.
- Берталанфи, JI. Общая теория систем Текст.: Крит, обзор / JI. Берталанфи // Исследования по общей теории систем: сб. переводов / под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. -М., 1969. С. 23−82.
- Берулава, М. Н: Интеграция содержания образования Текст. / М.Н. Беру-лава. -М.: Совершенство, 1998. 192 с.
- Бехтерев, В.М. Личность и условия" её развития и здоровьяvТекст. / В. М. Бехтерев. 2-е изд. — СПб.: Изд-во K.JI. Риккера, 1905. — 137 с.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем Текст.*/ В.П. Бес-палько. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1977. — 304 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П- Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — М.: Наука, 1973. -271 с.
- Блонский, П.П. Педология Текст.: кн. для преподавателей и студентов высш. пед. учеб. заведений / П. П. Блонский — под ред. В. А. Сластенина. — М.: ВЛАДОС, 1999. 288 с.
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте Текст. / ЛИ. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Большая Советская Энциклопедия Текст.: в 30 т. / гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: Совет, энцикл., 1975.
- Большой иллюстрированный словарь иностранных слов Текст.: 17 ООО. -М.: ACT: Астрель: Рус. слов., 2002. 920 с.
- Брехман, И.И. Валеология наука о здоровье Текст. / И. И. Брехман. — Изд: 2-е, доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
- Брехман, И.И. Проблема обучения человека здоровью Текст. / И. И. Брехман // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — Владивосток, 1996. Вып. 2. — С. 40−48.
- Брехман, И.И. За всенародное движение «Здоровый Мир» Текст. / И. И. Брехман // Пед. вести. -1996. № 9. — С. 3−6.
- Бурлачук, Л.Ф. Словарь — справочник по психодиагностике Текст. / Л. Ф. Бурлачук, Ф. М. Морозов. СПб.: Питер, 2002. — 528 с.
- Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьеразвивающей среды в системе общего образования Текст. / Э. Н. Вайнер // Валеология. 2004. — № 1. — С. 21−26.
- Вайнер, Э.Н. Валеология Текст.: учеб. для вузов / Э. Н. Вайнер. — Изд. 3-е, испр. М.: Флинта: Наука, 2005. — 416 с.
- Васильев, С.В. Формирование валеологической культуры профессионально-педагогической деятельности работников детских образовательных учреждений Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Васильев. -СПб., 1999.-162 с.
- Васильева, М.Н. Педагогические условия организации процесса освоения детьми природной-среды в дошкольном образовательном учреждении Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Н. Васильева. Екатеринбург, 2000. — 23 с.
- Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления- установки Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. -М.: Академия, 2001. 352 с.
- Вербицкий, А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования Текст. / А. А. Вербицкий // Совет. Педагогика. 1977. -№ 6. — С. 31−36.
- Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера Текст. / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1989.-262 с.
- Весна, М.А. Педагогическая синергетика Текст. / М. А. Весна. Курган: КГУ, 2001.-405 с.
- Виненко, В.Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Г. Виненко. Тольятти, 2001. — 314 с.
- Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни Текст. / П. А. Виноградов. М.: Мысль, 1990. — 288 с.
- Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг Текст. / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. -М.: Просвещение, 1993. 127 с.
- Водовозова, Е.И. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до дошкольного возраста Текст. / Е. И. Водовозова. -СПб.: [б.и.], 1901.-376 с.
- Волков, B.C. Задачи и упражнения по детской психологии Текст. / B.C. Волков, Н. В. Волкова. -М.: Просвещение, 1991. 160 с.
- Волошина, JI.H. Развитие здоровьесберегающего образования образовательного пространства дошкольного учреждения (методология, теория, практика) Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / JI.H. Волошина. — Екатеринбург, 2000. 46 с.
- Вопросы системогенетики Текст.: теоретико-метод. альм. / гл. ред. А. И. Субетго. Калуга: Изд. КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. — 270 с.
- Выготский, JI.C. Обучение и развитие в дошкольном возрасте Текст. / JI.C. Выготский // Избранные психолологические исследования. — М.: АПН РСФСР, 1956.-466 с.
- Выготский, JI.C. Проблемы возрастной периодизации детского развития Текст. / JI.C. Выготский // Вопр. психологии. 1972. — № 2. — С. 114−123.
- Выготский JI.C. Текст. / сост. А. А. Леонтьев. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. — 224 с. — (Антология гуманной педагогики).
- Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. -М., 1995. -№ 3. С. 90−112.
- Гайдамак, А.Н. Социально-экологический идеал Текст. / А. Н. Гайдамак, Т. Тийттанен // Дошк. воспитание. 1990. — № 1. — С. 71−77.
- Гайдукова, С.П. Образование как процесс обеспечения физического, психического и социального благополучия и развития ребёнка Текст. / С. П. Гайдукова, А. А. Грошева, Т. М. Балбекова // Валеология. 2001. — № 1. — С. 4144.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций Текст. / Б. С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998. -608 с.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен. М.: Шк.-Пресс, 1995. — 287 с.
- Глущенко, С.Ю. Формирование здорового образа жизни в системе образования Текст. / С. Ю. Глущенко [и др.] // Здоровая образовательная, среда — здоровый ребёнок: материалы межрегион, науч.-практ. конф., 1−2 де-кабря-2004 г. Тюмень, 2004. — С. 6−8.
- Гирусов, Э.В. Опасность «дыр» в экологическом воспитании Текст. / Э. В. Гирусов // Нар: образование. 1989. — № 4. — С. 120−122.
- Гирусов, Э.В. Основы социальной экологии Текст. / Э: В. Гирусов. — М.: Изд-во РУДН, 1998. 172 с.
- Гирусов, Э. В- От экологического знания к экологическому сознанию Текст. / Э. В- Гирусов // Взаимодействие общества и природы. М., 1986- -С. 15−25.
- Гогулан, М.Ф. Законы здоровья Текст. / М.Ф. Го1улан. М.: Совет, спорт, 2000. — 370 с.
- Голиков, — Н. А. Здоровьесберегающая среда: формирование и реализация Текст., / Н.А., Голиков // Здоровая образовательная, среда здоровый? ребёнок :. материалы, межрегион, науч.-практ. конф-, 1−2 декабря 2004 г. — Тюмень, 2004. — С. 11−13.
- Голиков, Н.А. Педагогика оздоровления в условиях функционального образовательного учреждения Текст.: монография / Н. А. Голиков. Тюмень: Изд-во Тюм. гос: ун-та, 2006. — 232 с.
- Голубев, B.C. Устойчивое развитие: новая парадигма Текст. / B.C. Голубев // Вестн. РАН. 1997. — Т. 67, № 12. — С. 1104−1107.
- Гончарова, Е.В. Социально-экологическое развитие личности ребёнка в условиях гуманистического дошкольного образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Е. В. Гончарова. Сургут, 2005. — 50 с.
- Горелов, А.А. Экологические проблемы и пути её решения Текст. / А. А. Горелов, К. И. Шилин. М.: Наука, 1987. — 50 с.
- Горбушина, С.Н. Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя Текст.: дис.. д-ра пед. наук / С. Н. Горбушина. Ижевск, 2005. — 374 с.
- Горен, М. Путь к здоррвью и долголетию Текст. / М. Горен. — М.: Селф, 1992.-335 с.
- Горчак, С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни Текст. / С. И. Горчак // Здоровый образ жизни: социально-философские и медико-биологические проблемы: сб. материалов. Кишинёв, 1991. — С. 28−38.
- Горячев, В: Здоровье — категория педагогическая Текст. / В. Горячев // Нар. образование. 1999. — № 9. — С. 219−231.
- Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
- Гранатов, Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении Текст.: дис. д-ра пед. наук / Г. Г. Гранатов. Челябинск, 1993. — 434 с.
- Грехнев, B.C. Культура педагогического общения Текст. / B.C. Грех-нев. -М.: Просвещение, 1990.-342 с.
- Гусейнов, А.И. Отношение к природе как нравственная проблема Текст. / А. А. Гусейнов // Филос. науки. 1975. — № 5. — С. 27−32.
- Давиденко, Д.Н. Здоровый образ-жизни Текст. / Д. Н. Давиденко, П. В. Половников, Ю. Г. Глушков. СПб., 1996. — 32 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. — М. :ИНТОР- 1996.-544 с.
- Дарвин, Чарлз. Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь Текст. / Чарлз Дарвин. — Ml: Просвещение, 1987. 383 с.
- Данилов, М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований Текст. / М. А. Данилов // Совет, педагогика. 1969. -№ 5. — С. 47.
- Дерябо, С.Д. Методика диагностики и коррекции отношения к природе Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. -М.: Знание, 1995. 125 с.
- Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 477 с.
- Детство Текст.: программа развития и воспитания детей в дет. саду / В. И. Логинова [и др.]- под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. — СПб.: Акцидент, 1995.-288 с.
- Димова, В.Н. Педагогические условия оптимизации процесса экологического образования дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Димова. — Екатеринбург, 2002 22 с.
- Дмитракова, Н.П. Условия эмоционального воздействия учителя на воспитанников Текст. / Н. П. Дмитракова // Совет, педагогика. 1984. — № 8. — С. 7278.
- Днепров, С.А. Генезис научного педагогического сознания Текст.: дис.. д-ра пед. наук / С. А. Днепров. Екатеринбург, 2000. — 460 с.
- Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения Текст. / А. Б. Добрович. — М.: Просвещение, 1987.-207 с.
- Доман, Г. Дошкольное обучение ребёнка Текст.: пер. с англ. / Г. До-ман, Д. Доман. -М.: Аквариум, 1995. 500 с.
- Дрейер, O.K. Глобальная проблематика и Римский клуб Текст.: лекция / O.K. Дрейер, Б. В. Лось, В. А. Лось. М.: Изд-во РОУ, 1995. — 36 с.
- Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребёнка: психофизиологические основы детской валеологии Текст.: учеб. пособие / Н. В. Дубровинская [и др.]. — М.: Просвещение, 2000. 144 с.
- Дубровский, В. И1. Валеология. Здоровый образ жизни Текст. / В. И. Дубровский — предисл. В. Н. Мошков. М.: RETORICA — А: Флинта, 1999. -560 с.
- Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности-студентов к педагогической деятельности Текст.: дис.. д-ра пед. наук- -М., 1983.-402 с.
- Дыхан, Л.Б. Педагогическая валеология Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. Б. Дыхан, B.C. Кукушкин, А. Г. Трушкин — под ред. B.C. Кукушкина. М.- Ростов н/Д: Март, 2005. — 528 с.
- Епанчинцева, Н.Д. Организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/Н.Д. Епанчинцева. Белгород, 2001. — 18 с.
- Ефимова, Е.И. Теория и практика становления экологической культуры будущего специалиста в условиях высшей школы Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. И. Ефимова. Хабаровск, 2001. — 43 с.
- Жданова, Е.В. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов, педагогического вуза при* изучении дисциплин медико-биологического цикла Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Жданова. — Екатеринбург, 2005. 198 с.
- Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования Текст. / Е.С. Заир-Бек. СПб.: Макет, 1995. — 296 с.
- Зайцев, Г. К. Педагогика здоровья Текст.: образоват. программы по валеологии / Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова. СПб.: Акци-дент, 1994.-78 с.
- Зайцев, Г. К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования Текст. / Г. К. Зайцев // Валеология. 1997. -№ 4. — С. 16−21.
- Зайцев, Г. К. Валеолого-педагогические основы здоровья человека в системе образования Текст.: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / Г. К. Зайцев. — СПб., 1998.-36 с.
- Зайцев, Г. К. Время педагогики здоровьесозидающей Текст. / Г. К. Зайцев // Нар. образование. 2002. — № 6. — С. 193−200:
- Законы. Об образовании. Российская Федерация. Текст.: федер. закон. 9-е изд. — М.: Ось-89,2005. — 64 с.
- Залкинд, Э.И. Наблюдение природы и умственное развитие-ребёнка: знакомство детей с природой Текст. / Э. И. Залкинд — под ред. Е. И. Волковой. — Ml: Просвещение, 1968. 112 с. •
- Залманов, А.С. Тайная мудрость человеческого организма: глубинная медицина Текст. / А. С. Залманов. Минск: ИНФОРАД, 1993.-272 с.
- Заркешев, Э.Г. Здоровьесберегающая модель валеологического образовательного процесса Текст. / Э. Г. Заркешев // Здоровая образовательнаясреда здоровый ребёнок: материалы межрегион, науч.-практ. конф., 1−2 декабря 2004 г. — Тюмень, 2004. — С. 17−19.
- Захлебный, А.Н. Педагогические принципы и условия экологического образования Текст. / А. Н. Захлебный. М.: НИИ СиМО, 1983. — 98 с.
- Зверев, И.Д. Экологическое образование дошкольников Текст. / И. Д. Зверев, Т. И. Суравегина. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
- Зверев, И. Д: Методологические основы принципов и условий реализации экологического образования Текст. / И. Д. Зверев // Педагогические принципы и условия экологического образования: сб. науч. тр. -М., 1983. С. 4−10.
- Зверев- И. Д. Формирование ответственного отношения к природе Текст. / И. Д. Зверев // Совет, педагогика. 1983. — № 12. — С. 12−19.
- Здоровье и образование: проблемы педагогической валеологии Текст.: материалы I Всерос. науч.-практ. конф., 28−30 марта 1995 г. / под. ред. В. В. Колбанова. СПб.: РГПУ, 1995. — 76 с.
- Здоровьесберегающее обучение и воспитание Текст. / под науч. ред. В. И. Андреева. Казань: Центр инновац. технологий, 2000.-267 с.
- Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности Текст. / А. Г. Здравомыслов. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- Зеер, Э.Ф. Мониторинг как информационная основа профессионального становления обучаемых Текст. / Э. Ф. Зеер, В. А. Воденников // Образование и наука. 2000. — № 2 (4). — С. 112−121.
- Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: АПО, 2002. -43 с.
- Змановский, Ю.Ф. Здоровый дошкольник Текст. / Ю. Ф. Змановский // Дошк. воспитание. 1993. — № 6. — С. 11−17.
- Игнатова, В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика Текст.: монография / В. А. Игнатова — под ред. В.И. Загвя-зинского. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. — 196 с.
- Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование: теория, опыт, практика Текст. /В.В. Ильюшенков, Т. А. Берсенёва. СПб.: Питер Ком, 1993. -28 с.
- Ильяева, И.А. Культура общения: опыт философско-методологического анализа Текст. / И. А. Ильяева. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1989.-169 с.
- Ильясов, Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике Текст. / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. М.: ВЛАДОС, 2003. — 336 с.
- Истоки: базисная программа развития ребёнка-дошкольника. Концепция Текст. / под ред. C.JI. Новосёловой [и др.]. Mi: Педагогика, 1995. —143 с.
- История зарубежной дошкольной-педагогики Текст. / сост. Н.Б. Мче-лидзе [и др.]. 2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
- Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение Текст. /Е.Н. Кабанова-Меллер. -М'.: Знание, 1982. 96 с.
- Кавтарадзе, Д.Н. Основы экологического мировоззрения как задача народного образования Текст. / Д. Н. Кавтарадзе // Вестн. образования. — 1993.-№ 7.-С. 2−40.
- Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. М.: ВЛАДОС, 2000.- 192 с.
- Казин, Э.М. Роль психолого-валеологических подходов в формировании установки как целостного фактора здоровья и развития личности Текст. / Э. М. Казин, Т. С. Мартюшева // Проблемы валеологизации образовательной среды. Кемерово, 1999. — С. 16−43.
- Казначеев, В.П. Проблемы экологии человека Текст. / В. П. Казначеев. — М. :Наука, 1986.-262 с.
- Казначеев, В.П. Экологическое знание и сознание: особенности формирования Текст. / В. П. Казначеев. Новосибирск: Наука, 1987.-221 с.
- Казначеев, В1П. Проблемы человековедения Текст. / В. П. Казначеев. -М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. — 352 с.
- Казначеев, В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование Текст. /
- B.П. Казначеев. М.: Кострома: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 248 с.
- Кайнова, Э: Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения Текст. / Э. Б. Кайнова. М.: АПК и ПРО, 2005.80 с.
- Кан-Калик, В: А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. С. 96−99.
- Кантор, И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: логико-методологические проблемы Текст. / И. М. Кантор — предисл. М. Н. Скаткина. — М.: Педагогика, 1980. 158 с.
- Капица, С.П. Синергетика и прогнозы будущего Текст. / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. Изд. 3-е. -М.: Едиториал УРСС, 2003. —288 с.
- Каптерев, П.Ф. Детская и педагогическая психология Текст. / П. Ф. Каптерев. Воронеж: МОДЭК, 2001. — 336.
- Картамышева, Н.В. Социально-философский аспект проблемы экологического образования Текст.: автореф. дис.. канд. философ, наук / Н. В. Картамышева. -М., 1991. — 16 с.
- Кацура, А.О. О структуре экологического знания Текст. / А. О. Кацура // Философские проблемы глобальной экологии. — М., 1983. — С. 93−105.
- Качалова, Л.П. Мониторинг процесса интеграции психолого-педагогических знаний студентов Текст. / Л. П. Качалова // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 6065.
- Киколов, А.И. Обучение и здоровье Текст. / А. И. Киколов. — М.: Высш. шк., 1985. 104 с.
- Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта Текст. / М. В. Кларин. -М.: Знание, 1989. 80 с.
- Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в-зарубежных педагогических поисках Текст. / M. BI Кларин. -М.: Арена, 1994.-222 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст.: учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов. — Ростов н/Д: Феникс, 1996.- 509с.
- Князева, Е.Н. Синергетика как новое мировидение Текст.: диалог с И. Пригожиным / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопр. философии. 1992. -№ 12.-С. 3−20.
- Когай, Е.А. Экологическая’парадигма культуры и образования Текст. / Е. А. Когай // Соц.-гуманитар: знания. 1999. — № 4. — С. 114−129.
- Колбанов, В.В. Концептуальные основы и нормативные основания обеспечения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях Текст. / В. В. Колбанов. СПб-: ГУПМ, 2003. — 124 с.
- Колбанов, В.В. К вопросу о валеологическом образовании педагога Текст. / В: В. Колбанов- Т. А. Берсенёва // Здоровье и образование: Проблемы педагогической валеологии: материалы I Всерос. науч.-пракг. конф. СПб., 1995. — С. 9−13.
- Колбанов, В: В. Валеология: основные понятия,.термины и определения* Текст. / В. В. Колбанов. СПб.: ДЕАН, 1998. — 232 с.
- Колесникова, И.А. О критериях гуманизации образования Текст. / И. А. Колесникова //Гуманизация образования: Теория: Практика. СПб., 1994. -С. 37−46.
- Колесов, Д.В. Педагогика как фактор здоровья Текст. / Д. В. Колесов // Изв. Рос. акад. образования. 2001. — № 1. — С. 49−53.
- Коменский, Я.А. Великая дидактика Текст. / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения / Я. А. Каменский. — М., 1982. — Т. 1. -С. 134−146.
- Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» Текст. / отв. ред. В. И. Шкатулла. -М.: Юристъ, 1998. 558 с.
- Коммонер, Б. Замыкающий круг: Природа, человек, технология Текст. / Б. Коммонер — пер. с англ. JI.: Гидрометеоиздат, 1974. -279 с.
- Кон, И. С. Ребёнок и общество Текст. / И: С. Кон. М.: Наука, 1988. -269 с.
- Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник Текст. / Н: И. Кондаков. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1975. — 720 с.
- Кондратьев, К.Я. Глобальные изменения на языке тысячелетий Текст. / К. Я. Кондратьев // Экология и жизнь. 2002. — № 1. — С. 38−42.
- Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования дошкольников «Мы» Текст. / Н. Н. Кондратьева [и др.]. СПб.: Макет, 1996. — 118 с.
- Константинов, Н.А. История педагогики Текст. / Н. А. Константинов. — М.: Просвещение, 1982.-444 с.
- Концептуальные подходы к дошкольному экологическому образованию и воспитанию Текст. / авт.-сост. Т. М. Носова [и др.] - под общ. ред. Т. М. Носовой. Самара: Изд-во Сам. ГПУ, 2003. — 482 с.
- Концепция общего среднего экологического образования Текст. / И. Д. Зверев [и др.] - под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной // Зелёный мир. -1994.-№ 13.-С. 12−14.
- Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию Текст. // Устойчивое развитие: информ. сб. М., 1998. — Вып. 1. — С. 918.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Текст. // Директор шк. 2003. 1. — С. 97−126.
- Концепция охраны здоровья? населения Российской Федерации на период до 2005 г. Текст.: распоряжение // Собрание законодательства РФ.' — 2002. -№ 37. Ст. 3734. — С. 7468−7478.
- Коптюг, В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) Текст.: информ. обзор / В. А. Коптюг. -Новосибирск, 1993. — 62 с.
- Коршунов, Н. Пять слагаемых здорового образа жизни Текст. // Здоровье. 2000. 2. — С. 4−8.
- Корякина, Н.И. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий Текст.: метод, пособие для учителя / Н. И. Корякина, М. А. Желвакова, Н. Н. Кириллова — общ. ред. С. В. Алексеев. СПб.: Союз художников, 2000. — 129 с.
- Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ Текст. / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 262 с.
- Красноперова, Н.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. А. Красноперова. Красноярск, 2004. — 20 с.
- Кривощёкова, Н.В. Подготовка будущих воспитателей к формированию экологической грамотности дошкольников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Кривощёкова. Оренбург, 1999. — 18 с.
- Крулехт, М.В. Трудовое обучение как средство формирования знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста Текст. / М. В. Крулехт // Формирование системных знаний у детей дошкольного возраста. Л., 1987. — С. 36−43.
- Кузьмина, Н. В- Методы системного педагогического исследования? Текст. / Н. В: Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Кушнина, Е.Г. Состояние проблемы^ эколого-валеологического образования в дошкольной педагогике Текст. / Е. Г. Кушнина // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 10, Экология. Валеология. Педагогическая психология.-2003.-№ 4.-С. 154−166.
- Кушнина, Е.Г. Эколого-валеологические аспекты воспитания детей в ДОУ Текст. / Е. Г. Кушнина // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 10, Экология. Валеология. Педагогическая психология. 1999. — № 1. — С. 141−145.
- Кушнина, Е.Г. Эколого-валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении Текст.: монография / Е. Г. Кушнина. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2007. 328 с.
- Кшнясева, JI.JI. Развитие личностно значимого отношения к природе детей дошкольного возраста в процессе экологического образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.JI. Кшнясева. Екатеринбург, 2003. -23 с.
- Лазарев, B.C. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования Текст. / B.C. Лазарев, Н. В. Коноплина // Педагогика. 2000. -№ 3. — С. 27−34.
- Лазарев, М.Л. Здравствуй! Текст.: программа формирования здоровья детей дошк. возраста: рук-во для воспитателей дошк. образоват. учреждений в 3 ч. / М. Л. Лазарев. М.: Акад. здоровья, 1997. — 376 с.
- Лаптев, И.Д. Экологическая культура: сущность и проблемы формирования Текст. / И. Д. Лаптев // Теория и практика идеологической работы. -М., 1984.-С. 246−263.
- Латохина, Л.И. Творим здоровье души и тела Текст. / Л. И. Латохина. — СПб.: Комплект, 1997.-496 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. / B.C. Леднев. 2-е изд., перераб. -М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: АПН РСФСР, 1959.-496 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьева, В.Н. Образование как феномен культуротворчества Текст. / В.Н. Леонтьева// Социс. 1955. 1. — С. 138−142.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
- Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1991. — 260 с.
- Либеров, А.Ю. Экодидактика: экосистемная методология проектирования обучения Текст.: практико-ориентир. моногр. / А. Ю. Либеров. — М.: Ин-т эконом, стратегий, 2007. 108 с.
- Лихачёв, Б.Т. Экология личности Текст. / Б. Т. Лихачёв // Педагогика. — 1993.-№ 2.-С. 19−23.
- Лихачёв, Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс Текст.: учеб. пособие / Б. Т. Лихачёв. -М.: Прометей, 1995.-282 с.
- Лихачёв, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей Текст. / Б. Т. Лихачёв. Самара: СИУ, 1997. — 85 с.
- Лось, В.А. Человек и природа: социально-философские аспекты экологических проблем Текст. / В. А. Лось. М.: Политиздат, 1978. — 223 с.
- Лось, В.А. Взаимодействие человека и природы как глобальная проблема Текст. / В. А. Лось // Вопр. философии. — 1982. — № 5. С. 128−136.
- Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений Текст.: пер. с англ. /Г.Л. Лэндрет- предисл. А. Я. Варта. -М.: Междунар. пед- акад., 1994. -368 с:
- Мамедов, Н.М. Экология Текст.: учеб. пособие для 9−11 кл. общеобра-зоват. шк. / Н. М. Мамедов, Н. Т. Суравегина: — М.: Шк.-Иресс, 1996: -464 с.
- Марков, B.C. Образ жизни и формирование личности Текст. / B.C. Марков // Вопросы философии. 1976. — № 7. — С. 16−25.
- Маслоу, А. Психология бытия Текст.: пер. с англ. / А. Маслоу. — М.: Рефл-бук — Киев: Вакелер, 1997. 304 с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Материалы к конференции «Образование и здоровье» из опыта работы образовательных учреждений г. Владимира Текст. — Владимир, 2000. -211с.
- Медведев, Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен Текст. / Н. П. Медведев. Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун-та, 1995. — 106 с.
- Медведева, С.А. Здоровьеформирующие мероприятия в образовательном пространстве дошкольных учреждений как средство оптимизациипсихического развития детей 5−6 лет Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Медведева. Екатеринбург, 2006. — 22 с.
- Методы системного педагогического исследования Текст.: учеб. пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1960. — 172 с.
- Методы педагогических исследований Текст. / под ред. А.И. Пискуно-ва, Г. В. Воробьёва. М.: Педагогика, 1979.-255 с.
- Мифологический словарь Текст. / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Совет. энцикл., 1991. 736 с.
- Михеев, В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике Текст.: науч.-метод. пособие / В. И. Михеев. М.: Высш. шк., 1987. — 200 с.
- Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя Текст. / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М:: Педагогика, 1981.120 с.
- Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ Текст. / Б. А. Глинский [и др.]. М.: Изд-во МГУ, 1965. — 248 с.
- Моисеев, Н.Н. Экология и образование Текст. / Н. Н. Моисеев. М.: ЮНИСАМ, 1966. — 192 с.
- Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование-Текст. / Н. Н. Моисеев. М.: МНЭПУ, 1995. — 56 с.
- Моисеев, Н.Н. Универсум. Информация. Общество Текст. / Н. Н. Моисеев. М.: Устойчивый мир, 2001. -200 с.
- Моисеева, Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования Текст. / Л. В. Моисеева. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996. — 165 с.
- Моисеева, Л.В. Региональное экологическое образование: теория и практика Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Л. В. Моисеева. Екатеринбург, 1997. — 376 с.
- Моисеева, Л.В. Альтернативные модели экологического образования Текст. / Л. В. Моисеева. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. —106 с.
- Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности Текст. / В. Н. Мясищев // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956. — С. 10−14.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев — под ред. А. А. Бодалева — вступ. ст. А. А. Бодалев. — М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: Модек, 1995.-356 с.
- Нагавкина, Л.С. Валеологические основы педагогической деятельности Текст. / Л. С. Нагавкина, Л. Г. Татарникова. СПб.: КАРО, 2005. — 272 с.
- Назаренко, В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: хим. аспект образования Текст.: дис.. д-ра. пед. наук / В. М. Назаренко. М., 1994. — 281 с.
- Найн, А .Я. Проблемы здоровья участников-образовательного процесса Текст. / А. Я. Найн, С. Г. Сериков // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 53−57.
- Натарова, Д.В. Методические основы формирования и развития эколого-валеологических умений и навыков у студентов небиологических специальностей Текст.: дис.. канд. пед. наук / Д. В: Натарова. Челябинск, 2004. -211с.
- Несговорова, И.П. Формирование готовности педагогов к экологическому образованию: вопросы теории и практики Текст.: монография / И. П. Несговорова. — Курган: Изд-во Кург. гос. ун-та, 2005. 228 с.
- Неудахина, А.Е. Сравнительный анализ внедрения программы «Здоровье» в трёх регионах страны Текст. / А. Е. Неудахина // Школа здоровья. -2002.-№ 3.-С. 13−21.
- Текст.: дис.канд. пед. наук / Н. В- Никитин. Челябинск, 1999.202 с.
- Никитина- Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы Текст.: монография / Е. Ю- Никитина, О. Ю. Афанасьева. М.: МАНПО, 2006- - 154 с.
- Новиков- Л.И. «Воспитательное5 пространство» как, открытая система (педагогика и синергетика).-Текст.:/ ЛЖ Новиков- М-В- Соколовский-// Обществ-.науки и современность. 1998- - №>.1.—С. 132 г 143-
- Новосёлова, И.И. Развитие: культуры духовного и физического здоровья- будущего учителя в процессе профессиональной подготовки Текст.: ав-тореф. дис.. канд.пед. наук. Йошкар-Ола, 2000. -22 с.
- Новосёлова, С.Л. Развивающая предметная среда Текст. / С. Л. Новосёлова. -М.: Педагогика, 1995. 35 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в. системе образования Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов в системе повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат [и др.] - под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2000. — 272 с.
- Нурлыгаянова, 3-С. Воспитание: здорового образа жизни у студентов педвузов Текст. / З.С. Нурлыгаянова// Нейрогуморальные механизмы регуляции сердца: материалы всерос. конф., 16 января 2004 г. — Казань, 2004.-С. 104−105.
- Овчинникова, JI.H. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у будущего педагога Текст.: дис.. канд. пед. наук / JI.H. Овчинникова. Екатеринбург, 2003. — 194 с.
- Одум, Ю. Основы экологии Текст.: пер. с англ. / Ю. Одум — под ред. HIT. Наумова. -М.: Мир, 1975. 740 с.
- Орехова, Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования Текст.: монография / Т. Ф. Орехова. Магнитогорск: МаГУ, 2004.-352 с.
- Папуткова, Г. А. Экологическое образование педагогических кадров в дошкольных образовательных учреждениях Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Папуткова. Н. Новгород, 2001. — 22 с.
- Петленко, В.П. Валеология человека: Здоровье Любовь — Красота Текст.: в 5-ти т. / Авт. и сост. В. П. Петленко. — СПб.: Петровскмй и К°- Минск: Оракул, 1996.
- Петровский, В.А. Воспитателю о личностном общении Текст. / В. А. Петровский, A.M. Виноградов, Л. М. Кларина // Психология общения. — М.: Творч. педагогика, 1992. 14 с.
- Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении Текст. / В. А. Петровский [др.]. М.: Педагогика, 1993. — 22 с.
- Пономарёва, И.Н. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика Текст.: учеб. пособие / И. Н. Пономарёва, В. П. Соломин — под ред. В. П. Соломина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.-415 с.
- Пономарёва, Л.И. Концептуальные основы эколого-валеологической аттракции современного образования Текст. / Л. И1 Пономарёва // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 10, Экология. Валеология. Педагогическая педагогика. -2005. -№. 6. С. 115−120.
- Пономарёва, Л. И- Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников Текст.: монография / Л.И. Пономарёва--, под ред. З. И. Тюмасевой. СПб.: МИНПИ: Астерион, 2005! — 183 с.
- Пономарёва, Л.И. Эколого-валеология: исторические предпосылки, научные и образовательные проблемы, методология Текст. / Л. И. Пономарёва. СПб.: АСТЕРИОН, 2008. — 270 с.
- Пономарёва, Л.И. Концептуальные основы эколого-валеологической подготовки педагогов : монография Текст. / Л. И. Пономарёва, З.И. Тюма-сева. СПб.: АСТЕРИОН, 2008. — 197 с.
- Пономарёва, Л.И. Концептуальные основы эколого-валеологической аттракции современного образования Текст. / Л. И. Пономарёва // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер:. 10, Экология. Валеология. Педагогическая педагогика. -2005.-№ 6. С. 115−120.
- Пономарёва- Л. И. Последнее слово, ставшее первым словом основоположника валеологии И. И. Брехмана Текст. / Л. И. Пономарёва, З. И. Тюмасева //
- Международная педагогическая школа. Серия: «Фундаментальное образование». СПб.: Астерион, 2008. — С. 80−89.
- Пономарёва, Л.И. Подготовка студентов педагогических вузов к валео-логической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях Текст. / Л. И. Пономарёва // Пед. образование и наука. 2008. — № 8. — С. 71−79.
- Пономарёва, Л.И. К вопросу о проблеме эколого-валеологического образования студентов Текст. / Л. И. Пономарёва, О. В. Чащина // Актуальные проблемы высшего педагогического образования: сб. науч. ст. — Шадринск, 2006. Вып. 2. — С. 146−149.
- Пригожин, И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой-Текст. / И: Пригожин, И. Стенгерс. -М.: Прогресс, 1986. 194 с.
- Приоритеты современной педагогики. Мировое экологическое сотрудничество Текст.: материалы Междунар. пед. проекта Р.Е.А.С.Е. / сост. B.C. Митина — Междунар. движение «Педагоги за мир и взаимопонимание». -М., 1993. -160 с.
- Проблемы методологии педагогики и методики исследований Текст. / под ред. М. А. Данилова, Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, 1971. — 350 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду Текст. / под ред. М. А. Васильевой. Ml: Просвещение, 1987. — 192 с.
- Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении Текст. / сост. М. Китинг. Женева: Центр «За наше общее будущее», 1993. — 70 с.
- Просперин, Р. Экологическое образование и воспитание в странах Европейского Союза. Экологическое образование: концепции и технологии Текст.: сб. науч. тр. / Р. Просперин — под ред. С. Н. Глазычева. — Волгоград: Перемена, 1996. 225 с.
- Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и природопользование в России Текст. / В. Ф. Протасов, А. В. Молчанов — под ред. В. Ф. Протасова. М: Просвещение, 1995. — С. 68−76.
- Прохоров, Б.Б. Популяционное здоровье во времени и пространстве Текст. / Б. Б. Прохоров // Человек. 1995. — № 5. — С. 133−143.
- Пряникова, А.С. Антропо-гуманистическое направление в отечественной педагогике Текст. / А. С. Пряникова // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 88−94:
- Психология воспитания Текст.: пособие для методистов дошк. и нач. шк. образования, преподавателей, психологов / А. Д. Грибанов [и др.] - под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. -М.: Аспект Пресс, 1995. —152 с.
- Психология здоровья Текст.: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003. — 607 с.
- Психология личности и деятельности дошкольника Текст. / под ред.
- A.В: Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 296 с.
- Резникова, Ж.И. Интеллект и язык: животные и человек в зеркале экспериментов Текст. Ч1.1: учеб. пособие для студентов вузов / Ж. И. Резникова. М: Наука, 2000. — 279 с.
- Реймерс, Н.Ф. Популярный биологический словарь Текст.' / Н. Ф: Рей-мерс. Ml: Наука, 1990: — 544 с. '316.' Реймерс, Н. Ф. Экология: теория- законы, правила, принципы и гипотезы-Текст. / Н. Ф. Реймерс. М.: Рос. молодая, 1994. — 367 с.
- Решетников, П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки, учителей: Рождение мастера Текст.: кн. для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / П. Е. Решетников. — М.: ВЛАДОС, 2000. 304 с.
- Романова, К.А. Экологическое сознание в системе приоритетов образования Текст. / К. А. Романова // Образование. 2002. — № 6. — С. 72−80.
- Романцов, М. Обучение студентов педвузов основам валеологии Текст. / М. Романцов, Л. Михайлов // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 106−108.
- Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 т. Т.2 / гл. ред.
- B.В. Давыдов. -М.: Большая Рос. энцикл., 1999. 672 с.
- Руднева, Т.И. Основы педагогического профессионализма Текст. / Т. И. Руднева. Самара: СИУ, 1996. — 216 с.
- Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. А. Рыжова. -М., 2000:-44 с.
- Садовский, В.Н. Основания общей теории систем Текст. / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 279 с.
- Саймон, Б. Общество и образование Текст. / Б. Саймон — пер. с англ. Н. В. Изосимов, В. М. Слуцкий — общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповский. — М.: Прогресс, 1989. 200 с.
- Саламатов, А.А. Теория и практика эколого-экономического образования в профильной школе Текст. / А. А. Саламатов. М.: Изд. МГОУ, 2005. -290 с.
- Саламатов, А.А. Эколого-экономическое образование в средней школе (методология, теория, практика) Текст.: дис.. д-ра пед. наук / А. А. Саламатов. Челябинск, 2007. — 420 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. — М: :.Нар. образование, 1998. 256 с.
- Сериков, С.Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах Текст.: монография / С. Г. Сериков. Шадринск: Исеть, 2001. — 320 с.
- Сериков, Г. Н. Образование и развитие человека Текст. / Г. Н1 Сериков: М.: Мнемозика, 2002. — 416 с.
- Сикорская, Г. П: Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования Текст. / Г. П. Сикорская. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998.-197 с.
- Симонов, В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя Текст. / В. П. Симонов. М.: МПА, 1995. — 286 с.
- Ситаров, В.А. Социальная психология : учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений Текст. / В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов. — М.: Академия, 2000. 280 с.
- Сластенина, Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теории и практики Текст. / Е. С. Сластенина. М.: Педагогика, 1994. -104 с.
- Словарь русского языка Текст.: в 4 т. / Г. П. Князева [и др:] - ред. А.П. Евгеньева-М.: ГИИНС, 1961.
- Смирнов, С.А. Технологии в образовании Текст. / С. А. Смирнов // Высш. образование в Рос. 1999. — № 1. — С. 109−112.
- Содержание и формы экологического образования в педвузе Текст. / науч. ред. И: А. Селиванов. Пермь: ПГПИ, 1990. -Ч. И. — 98 с.
- Солдатова, Т.А. Здравотворение: система здоровьетворящего образования Текст. / Т. А. Солдатова // Проблемы педагогической валеологии: сб: науч. тр. СПб., 1997. — С. 50−53.
- Соловьёва, Е.А. Эмоционально-психологические аспекты здоровья современного педагога Текст. / Е. А. Соловьёва / / Здоровая образовательная среда здоровый ребёнок: материалы межрегион, науч.-практ. конф-, 1−2 дек. 2004 г. — Тюмень,.2004. — С. 98−101.
- Спиридонов, — Н.И. Психическая- саморегуляция- движение, здоровье Текст. / Н. И: Спиридонов. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, Л 983. -112 е.
- Старикова, Т.М.- Формирование готовности студентов педагогических1 вузов к созданию образовательной среды Текст.: дисс.. канд: пед. наук / Т. М. Старикова. Сургут, 2005. — 235 с.
- Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / Е. Н. Степанов, JI.M. Лузина. — М.: Сфера, 2003. 160 с.
- Студеникин, М.Я. Книга о здоровье детей Текст. / М.Я. Студеникин- -М.: Медицина, 1986. 240 с.
- Субетто, А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония: этюды креативной онтологии Текст. / А. И. Субетто. М.: Логос, 1992. — 204 с.
- Субетто, А.И. Системологические основы образовательных систем Текст. Ч. I, II / А. И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.
- Субетто, А.И. Онтология и феноменология педагогического мастерства Текст. Кн. 1 / А. И. Субетто. Тольятти: Современник, 1999. — 208 с.
- Субетто, А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы (опыт мониторинга) Текст. / А. И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 498 с.
- Сухарев, А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков Текст. / А. Г. Сухарев // Гигиена и санитария. 2000. — № 3- - С. 43−44.
- Сущенко, Л.П. Философский взгляд на формирование понятия «здоровый образ жизни» Текст. / Л. П. Сущенко // Здоровье и образование: пед. проблемы валеологии: материалы II всерос. науч.-практ. конф. 25−26 марта 1997 г. СПб., 1997. — С. 73−76.
- Сыренский, В.И. Кому быть здоровым и счастливым в XXI веке Текст. / В. И. Сыренский. СПб.: Макет, 1997. — 76 с.
- Сыренский, В.И. Залог успеха: валеологические аспекты Текст. / В. И. Сыренский. СПб.: Макет, 1998. — 56 с.
- Таланчук, Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса Текст. / Н. М. Таланчук: Казань: НИИССО РАО- 1993. — 298 с.
- Тараданова, И. Приоритеты государственной политики в дошкольном.образовании Текст. / И. Тараданова // Нар: образование. 2007. — №-7. — С. 14−17.
- Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции. развития Текст. / Л. Г. Татарникова. СПб.: Петроградский и К°, 1995. — 352 с.
- Телль, Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении Текст.: в.3-х т. / Л. З. Телль. М.: ACT: Астрель, 2001.
- Ткаченко, Е. В'. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе Текст. / Е. В. Ткаченко // Образование и наука: Изв. УрО РАО.1 2000. — № 2 (4). — С. 15−24.
- Толстова, С.Ю. Валеологическое сопровождение воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Шуя, 2000. 23 с.
- Толстых, В.И. Образ жизни: Понятие. Реальность. Проблемы Текст. / В. И. Толстых. М.: Политиздат, 1975. — 184 с.
- Тонкова-Ямпольская, Р. В. Ради здоровья детей Текст. / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т. Я. Черток. — М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Тупицына, Л. Формирование здоровья ребёнка в процессе обучения Текст. / Л. Тупицына, Л. Аксенова // Основы безопасности жизни. — 1999. № 1. — С. 9−11.
- Тюмасева, З.И. Эколого-валеологические основы дошкольно-школьного образования Текст. / З. И. Тюмасева, В. А. Мошевич. Челябинск: ЧИКПРО, 1994.-180 с.
- Тюмасева, З.И. Теория и практика эколого-валеологической направленности системы непрерывного биологического образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук / З. И. Тюмасева. Челябинск, 1996. — 47 с.
- Тюмасева, З.И. Валеология и образование Текст. / З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. СПб.: МАНЭБ, 2002. — 380 с.
- Тюмасева, З.И. Образовательные системы и системное образование Текст.: монография / З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003.-313 с.
- Тюмасева, З.И. Эколого-валеологические тайны модернизации современного образования Текст.: словарь-справочник / З. И. Тюмасева, В. П. Стариков. — Сургут: Сургут, тип., 2004. 314 с.
- Тюмасева, З.И. Современные проблемы происхождения человека — в биологическом образовании школьников Текст. / З. И. Тюмасева, Ю. Г. Лемехов, Н. Б. Виноградов. Челябинск: ЧГГГУ, 1992. — 85 с.
- Тюмасева, З.И. Концепция непрерывного экологического образования в Челябинской области Текст. / З. И. Тюмасева [и др.]. Челябинск: ЧГПУ, 2001.-66 с.
- Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем Текст. / А.И. .Уемов. -М.: Мысль, 1978.-272 с.
- Управление качеством образования Текст.: практико-ориент. моногр. и метод, пособие / под ред. М. М. Поташника. -М.: Пед. об-во Рос., 2000. -448 с.
- Усова, А.П. Обучение в детском саду Текст. / А. П. Усова — под ред. А. В. Запорожец. 3-е изд., испр. -М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
- Урсул, А.Д. Перспективы экоразвития Текст. / А. Д. Урсул — отв. ред. Д. М. Гицу. — М.: Наука, 1990.-269 с.
- Урсул, А Д. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы Текст. / А. Д. Урсул, В. А. Лось.-М.: Луч, 1994.-273 с.
- Уткин, А.В. Ролевая игра как средство экологического образования будущих учителей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В Уткин. — М., 1996.-21 с.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии Текст. / К. Д Ушинский. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.576 с.
- Федеральная программа развития образования Текст. // Вестн. образования Рос. 2000. — № 12. — С. 3−70.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1996. -512 с.
- Фельдштейн, Д.И. Социальное и биологическое в развитии личности Текст. / Д. И. Фельдштейн // Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1985. — С. 32−48.
- Фёдоров, В.А. Теоретические аспекты непрерывного профессионально-педагогического" образования- Текст. / В. А. Фёдоров // Образование и наука: изв. УрО РАО. 2000. — № 2 (4). — С. 59−70.
- Философский словарь Текст. / под ред. М. М. Розенталя, П. Ф. Юдина. — М.: Политиздат, 1963. 544 с.
- Хегенхан, Б. Теория научения Текст. / Б. Хегенхан, М. Олсон. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 474 с.
- Фомина, Л.П. Его величество ребёнок Текст. / Л. П. Фомина. СПб.: СПГУТД, 2008. — 66.
- Хуторской, А.В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Текст.: пособие для учителя / А. В. Хуторской. -М.: ВАДОС-ПРЕСС, 2005.-383 с.
- Хьелл, Л. Теория личности: основные положения, исследования! и применение Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. Спб.: Питер Ком, 1998. — 608 с.
- Чарлтон, Э. Типы обучения здоровому образу жизни Текст. / Э. Чарл-тон // Вопр. психологии. 1997. -№ 2. — С. 3−14.
- Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе Текст. / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ, 2002. — 284 с.
- Чимаров, В.М. Программа «Основы формирования, сохранения, восстановления и укрепления здоровья» Текст. / В1М. Чимаров. — М.: Гос. ком. РФ по высш. образованию, 1995.-48 с.
- Чошанов, М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения Текст. / М. А. Чошанов // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 21−33.
- Шабаева, М.Ф. История дошкольной педагогики Текст. / М.Ф. Шабае-ва. М.: Педагогика, 1989. — 254 с.
- Шалаев, В.П. Генезис и социальный смысл системно-синергетической парадигмы Текст.: дис.. д-ра филос. наук / В. П. Шалаев.— Н. Новгород,^ 1997.-305 с.
- Штинова, Г. Н. Особенности понятийно-терминологической системы^- педагогики и образования Текст. / Г. Н. Штинова* // Понятийный- аппарат4 педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. М. А. Галагузова. — Вып:. 3- Екатеринбург, 1998. — С. 294−313-
- Шутова, И.П. Проблемы формирования экологической культуры будущего учителя Текст. / И. П. Шутова // Экологическое образование. 2000- - № 2. — С. 63−64.
- Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья Текст. / А. Г. Щедрина. — Новосибирск: Наука, 1998. 179 с.
- Щелчкова, Н.Н. Формирование и развитие эколого-валеологических знаний, умений и навыков у учащихся при изучении курса биологии в общеобразовательной школе Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Щелчкова. Екатеринбург, 2005. — 228 с.
- Щербаков, А.И. Психолого-педагогические проблемы, эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе Текст. / А. И: Щербаков. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 168 с.
- Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология Текст. / Н. Е. Щуркова. — 2-е изд., доп. -М.: Пед. об-во Рос., 2005.-256 с.
- Экологический энциклопедический словарь Текст. / под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Ноосфера, 1999. — 930 с.
- Экологическое образование для устойчивого развития Текст. = Environmental education for sustainable development: сб. науч. тр. / ЮНЕСКО: Междунар. каф. «Экологическое образование в Сибири» — Алт. краевой ком. экологии. Барнаул, 1997. — 143 с.
- Экологическое образование и устойчивое развитие Текст. / К.Х. Дело-каров [и др:]. -М.: Изд-во РАГС, 1996. 213 с.
- Экологическое образование: концепции и методологические подходы Текст. / отв. ред. Н. М1 Мамедов. — М.: Экономика и информатика, 1996. -136 с.
- Экологическое образование: концепции и технологии Текст.: сб. науч. тр. / под ред. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — 282 с.
- Эрганова- Н.Е. Профессионально-педагогические технологии: концептуальные основы новой-образовательной программы Текст. / Н. Е. Эрганова // Образование и наука. 2000. — № 3 (5). — С. 110−118.
- Яковлев, Б.П. Психофизиологические основы здоровья человека Текст.: учеб. пособие / Б. П. Яковлев, О. Г. Литовченко. Сургут: РИО СурГПУ, 2005. -193 с.
- Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения Текст. / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М.: ВЛАДОС, 2006. -239 с.
- Яковлева, Н.М. Теория и практика педагогического творчества Текст. / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — 68 с.
- Яковлева, Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем Текст.: дис.. д-ра. пед. наук / Н. О. Яковлева. Челябинск, 2000. -384 с.
- Яковлева, Н.О. Концепция педагогического проектирования: методологические основы Текст. / Н. О: Яковлева. М.: АТиСО- 2002. — 194 с.
- Berberet, W.G. Education for Sustainable Development: A Call for Reform Text. / W.G. Berberet. Los Angeles, 1989.
- Blum, A. Student’s Knowledge and Belief Concerning Environmental Issues in Four Countries Text. / A. Blum // The of Environmental Education. 1987. -№ 18.-P. 7−13.
- Chou, J. Exploring the Underlying Constructs of Basic Concepts in Environmental Education Text. / J. Chou, R.E. Roth // The Journal of Environmental Education. 1995. -№ 26. — P. 36−43.
- Filho, W.L. An Overview of Current Trends in European Environmental Education Text. / W.L. Filho // The Journal of Environmental’Education. — 1996. -№ 28.-P. 5−10.
- Haken, H. Synergetics as a strategy to cope with complex systems Text. / H. Haken // Interdisciplinari approach to nonlinear complex system / H. Haken, A. Michailov. Berlin, 1993. — P. 5−11.
- Jacobson, S. Rapid Assessment for Environmental education Text. / S. Ja-cobson // The Journal of Environmental Education. 1997. — № 28. — P. 10−19.
- Knapp, D. The Identification of Empirically Derived Goals for Program Development in Environmental Education Text./ D. Knapp, T.L. Volk, R. Hun-derfort // The Journal of Environmental Education. 1997. — № 28. — P. 24−34.
- Malinetskii, G. Synergetics, predictability and deterministic chaos Text. / G. Ma-linetskii// Limits of predictability. Berlin, 1994.-P. 75−141.
- Stapp, W.M. The concept of Environmental Education Text. / W.M. Stapp // The Journal of Environmental Education. 1969. — № 1. — P. 30−32.
- Wang, J.Y. A System Approach toward Environmental Education Text. / J.Y. Wang // The Journal of Environmental Education. 1970. — № 2. — P. 5−7.