Музыка в системе карнавальной культуры: На примере западноевропейской традиции
Диссертация
Несмотря на огромное разнообразие форм бытования карнавала (в виде ритуальной игры, целого обряда, театрального представления, массового празднества, которые существуют параллельно друг другу), в самом явлении оказалось возможным определение некоторых констант на структурном и сюжетном уровнях действа, опирающихся на категории времени, пространства, образа и движения как принципа сюжетного… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Карнавал как явление культуры и основные подходы к его изучению
- 1. К определению сущности карнавала
- 2. Исторические формы существования, структура и функции карнавального действа
- 3. Символика антитезы «дурацкой культуры» как пример воплощения карнавального мира
- Глава II. Музыка в системе карнавального празднества
- 1. Музыка и танцы «дурацкой культуры» в образной системе карнавального мира
- 2. Музыкальные компоненты образной системы карнавального мира
- Глава III. Образный и эмоциональный мир карнавала в музыкальном произведении
- 1. Карнавальные признаки и образный мир старинной Folia d’Espagne
- 2. Художественный мир карнавала в клавесинных циклах
- Ф.Куперена
- 3. Признаки карнавальной культуры в романтическом цикле
- Р. Шумана «Карнавал» ор
Список литературы
- Абалкин Н. На добрую память. М.: Мол. гвардия, 1978.
- Альваренга О. Бразильские народные танцы-действа //Муз. культура стран Латинской Америки. М.: Музыка, 1974. С. 171−196
- Амброс А. В. Роберт Шуман: жизнь и творчество /Текстолог. Подгот. И коммент. Вл. Протопопова. М., 1988.
- Андреев М. Средневековая европейская драма. Происхождение и становление (Х-XIII вв.). М.:Искусство, 1989.
- Арановский М. Интонация, знак и «новые» методы //Советская музыка, 1980. № Ю.
- Арбо Т. Оркезография, или трактат о танце в форме диалога /Пер. с нем. П. Райгородского//Музыкальная Академия, 1999. № 2. С. 119−126.
- Аретс И. Музыкальный фольклор Аргентины //Муз. культура стран Латинской Америки. М.: Музыка, 1974. С. 279−332
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. М. Музыка, 1971.
- Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского М.: Худ. лит-ра, 1972.
- Ю.Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит-ра, 1990.
- Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
- Белов Г. Городской строй и городская жизнь средневековой Германии. Пер. с нем. М., 1912.
- Бенуа А. Мои воспоминания. В 5 кн. М.: Наука, 1990. Кн. 4, 5. Т. 2.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди.. М.: Прогресс, 1988.
- Берни Ч. Музыкальные путешествия. Л.: Музгиз, 1961.
- Бобров В. 1001 день в Рио-де-Жанейро. М.: Мысль, 1974.
- Бобровский В. Шуман. Очерк четвертый // Тематизм как фактор музыкального мышления. М.: Музыка, 1989. С. 218−260.
- Бояджиев Г. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия, Испания, Англия, М.: Искусство, 1973.
- Бояджиев Г. Итальянские тетради. М.: Искусство, 1968.
- Брагина JI. Вступительное слово// Средние века. Вып. 59. М.: Наука, 1997. С. 269−270.
- Бронзафт Н., Ходес-Поляновская Р. Молодежные карнавальные костюмы. М.: Легкая индустрия, 1968.
- Бронфин Е. Джоаккино Россини. М.: Сов. ком-тор, 1973.
- Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. 2. Спб., 1906.
- Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 4. М., 1970.
- Валькова В. На земле, в небесах и в преисподней //Музыкальная академия, 1999. №. С. 138−144.
- Веселые кукеры: О народных карнавальных играх в Болгарии//Вокруг света. 1957 № 7.
- Волошин М. Автобиографическая проза. Дневники. М.: Книга, 1991.
- Воробьев М. Теория игр. М., 1976.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.- Л.: Искусство, 1934.
- Галлер Г. Свойства забав и увеселений человеческих. Соч. Галлера. Спб.: тип. Вейтбрехта и Шпора. 1781.
- Гвоздев А. Массовые празднества на Западе. Опыт исторического обзора//Массовые празднества. Л., 1926. С. 5−52.
- Гвоздев А., Пиотровский А. История европейского театра.
- Гвоздев А. Празднество глупцов //Массовые празднества. Л., 1926. С. 19−22.
- Гете И.-В. Собр. соч. В 13 томах. Т. 2. М., 1980. С. 510−542.
- Голованова О. Антикизированные праздничные шествия ренессансной Италии //Средние века. Вып. 59: М.: Наука, 1997. С. 270−275.
- Гревс И. Кровавая свадьба Буондельмонте. Спб., 1925.
- Грубер Р. История музыкальной культуры с древнейших времен до конца XVI века //Т. I. /части 1−2/, Т. 2. /части 1−2/. М.- Л.: Музгиз, 19 411 959.
- Гуковский Г. Реализм Гоголя. М., Л.: Гослитиздат, 1959.
- Гуковский М. Итальянское Возрождение. Л.: Искусство, 1990.
- Гуревич А. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.
- Гуревич А. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981.
- Гюлльман К. Частная и общественная жизнь Средневековья. Спб, 1839.
- Дажина В. Влияние зрелищно-карнавальной и театральной культуры Возрождения на творчество раннего Понтормо// Советское искусствознание, 79. М.: Сов. художник, 1980. Вып.1. С. 104−123.
- Даркевйч В. Народная культура средневековья. М.: Наука, 1988.
- Дживелегов А. Маски //Ежегодник института истории искусств, 1953. Театр. М.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 279−313.
- Дживелегов А. Итальянская народная комедия. М.: Изд-во АН СССР, 1954.
- Диккенс Ч. Собр. Соч. В 30-ти т. /Т. 9. М.: Гослитиздат, 1958. С. 449 454.
- Друскин М. Клавирная музыка. М.: Музыка, 1970.
- Дьячкова JI. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения //Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры.: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. Вып. 129. С. 17−40.
- Житомирский Д. Роберт Шуман: очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1964.
- Жюльен Т. Празднества и песни Французской революции, Птг.: Парус, 1917. Зив Н. Франсуа Куперен //Музыкальная жизнь. 1969. № 4. С. 15−17.
- Зубова Н. Клоуны и шуты в пьесах Шекспира//Шекспировский сб., 1967. М, 1968. С. 187−194.
- Иванов К. Трубадуры, труверы, миннезингеры. Пг., 1915.
- Иванов-Борецкий М. Музыкально-историческая хрестоматия. В 2-х т. М, 1933. T.I.
- Ивашкин А. Канон в музыке как эстетический принцип. Дисс.. канд. искусствоведения. М., 1978.
- Инфессура С., Бурхард Я. Дневники. Документы по истории папства. XV-XVIbb.M., 1939.
- Кабалевский Дм. К маленькой повести Г. Пожидаева «Каприччио"//Панорама. М.: Мол. гвардия, 1973. Вып. 6. С. 158−186.
- Казанцева JI. Автор в музыкальном содержании: монография / РАМ им. Гнесиных. М., 1998.
- Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Зимние праздники. М., 1973.
- Калмыкова А. Праздники и зрелища у различных народов. Изд. 3-е. Спб.: Обществ, польза, 1903.
- Карнавал. Советы организаторам и художникам-оформителям /Общ. Ред. Туманова. М.: Искусство, 1957.
- Кацнельсон С. Историко-грамматические исследования. М.- JI., 1949.
- Керакозова М. Мусоргский и Достоевский //Музыкальная академия, 1999. № 2. С. 132−138.
- Книга для чтения по истории средних веков./ Ред. П. Г. Виноградова. Вып. 4. М.,
- Ковшарь И. История создания музыки к массовым представлениям. М., 1990.
- Козловски Ю. Новый моральный порядок: карнавал без смеха //Россия и Запад: диалог культур. М., 1994. С. 123−135.
- Коляденко Н. Чувственное и рациональное в художественном обобщении. Дисс. канд. психологических наук. М., 1987.
- Конен В. Читая книгу о Шумане //Этюды о зарубежной музыке. М.: Музыка, 1979. С. 215−224.
- Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Л.: Искусство, 1979.
- Крывелев И. О безрелигиозных праздниках и обрядах. М.: Знание, 1980.
- Крылова Л. Некоторые приемы выражения авторского отношения в музыке//Муз. искусство и наука. Вып. 3. М.: Музыка, 1978. С. 13−46.
- Куклинская М. Карнавальность в музыкальной культуре западноевропейского романтизма. Дисс. .канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2000.
- Леблен Шарль. О методе изображения страстей//Мастера искусств об искусстве. Т.З. М., 1967. С. 153−173.
- Левинсон А. Новая и потешная школа театрального искусства //Русский библиофил. Спб., 1913. № 8. С. 34−42.
- Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII—XVIII вв.. в ряду искусств. М.: Музыка, 1977.
- Лотман' Ю. Статьи по типологии культуры//Семиосфера, Спб.2000. С.392−461.
- Лотман Ю. Структура художественного текста //Об искусстве. -Спб."Искусство», 1998. С.14−287.
- Лотман Ю. Феномен искусства //Семиосфера. Спб."Искусство", 2000. С.129 136.
- Мазаев А. Интегративное взаимодействие искусств и проблема массовых зрелищ //Виды искусства в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984. С. 41−69.
- Мазаев А. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978.
- Медвецкий И. Игра ума. Игра воображения. Метод анализа художественного текста.
- Меркулов А. Из наблюдений над звуковой символикой //Сов. Музыка. 1985. № 8. С. 91−96.
- Меркулов А. Фортепианные сюитные циклы Шумана: вопросы интерпретации. М.: Музыка, 1991.
- Меркулов А. Исполнительские концепции «Карнавала» Шумана: история и современность //Музыкальное исполнительство и современность. М., 1987.
- Миклашевский К. Театр итальянских комедиантов. La commedia dell’arte. Спб., 1917.
- Миллер B.C. Русская масленица и западно-европейский карнавал. М., 1884.
- Мозер Г. Музыка средневекового города. JL: Музыка, 1927.
- Московский народный маскарад при Екатерине II в 1763 г. //Ведомости Моск. Городской полиции, 1853. № 284.
- Музыка зарубежных массовых представлений. Хрестоматия /Сост. И. Ф. Ковшарь.М.: МГУК, 1995.
- Музыкальная эстетика Германии XIX века. Т. I. М.: Музыка, 1981.
- Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв. М.: Музыка, 1971.
- Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения. М.: Музыка, 1966.
- Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.
- Обри П. Трубадуры и труверы. М., 1932.
- Орлов' А. Игра и телеология культуры//Кентавр: методологич. и игротехнич. альманах. 1991. № 2. С. 9−14.
- Оуэн Г. Теория игр. М., 1971.
- Панкевич Г. Музыка как вид искусства// Виды искусства в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984. С. 161−170.
- Петросян Э. Армянский варинт сатурналий («Шах») и его генетические истоки//Зрелищно-игровые формы народной культуры. Сб. научн. ст. Л., 1990. С. 21−31.
- Пинский Л. Комедии и комическое у Шекспира //Шекспировский сб., 1967. М., 1968. С. 151−187.
- Погосов Ю. Кубинский карнавал в Москве //Панорама. Ежегодник. М.: Мол. гвардия, 1975.
- ПолетинаТ., Садомская С. На карнавал. М.:Мол. Гвардия, 1956.
- Попова Н. «Симфонические этюды» и «Карнавал» Шумана. М.: Музгиз, 1957.
- Праздник в средние века и эпоху Возрождения //Средние века. Вып. 59. М.: Наука, 1997. С. 267−286.
- Прядеин А. Социальные и эстетические основы игровой деятельности человека. Дисс.. канд. психологических наук. М., 1970.
- Рабей Вл. Франсуа Куперен. Сов. Музыка, 1980. № 2. С. 101−107.
- Рыжкова Н. Бальные танцы и русская музыка //Маска и маскарад в русской культуре XVIII XX веков. М.: ГИИ, 2000. С.49−62.
- Рюмина М. Тайна смеха или эстетика комического. М. 1993.
- Сапонов М. Искусство импровизации. М.:Музыка, 1982.
- Сапонов М. Менестрели. М., 1996.
- Свифт Дж. Дневник для Стеллы. М., 1981. С. 239−240.
- Сезонтьева Н. Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1988.
- Сниткова И. Картина мира, запечатленная в музыкальной структуре//Музыка в контексте духовной культуры./ Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 120. М., 1992. С. 8−32.
- Степанов О. Театр масок в опере С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». М.: Музыка, 1972.
- Страны и народы: научно-популярное географическое, этнографическое издание. В 20-ти томах. М.: Мысль, 1983. Т. 16. Зарубежная Европа: Южная Европа.
- Сычев Ст. Земля меж двух океанов. М.: Мысль, 1983.
- Театральное пространство во Флоренции XV—XVII вв.еков. Зрелища и музыка во Флоренции эпохи Медичи. Документы и реконструкции. М.: Сов. художник, 1978.
- Театральное пространство. Материалы научной конференции 1978. ГМПИИ им. Пушкина. М.: Сов. художник, 1978.
- Уварова И. Сценическое пространство в комедии дель арте и опыт его воспроизведения на русской сцене //Тетр. пр-во. М., 1979. С. 434 443.
- Успенский Б. Анти-поведение в культуре Древней Руси //Успенский Б. А. Избранные труды .T.l. -М., 1996. С. 460−473.
- Успенский Б. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970.
- Устиненко В. Игра и эстетическая деятельность. Дисс.. канд. философских наук. М., 1969.
- Финдейзен Н. Средневековые мейстерзингеры и один из наиболее блестящих представителей мейстерзанга. Спб.: Тип. Финдейзена, 1897.
- Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. М.: Гослитиздат, 1936.
- Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1980.
- Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня.: пер. с нидерл. общ. ред. и поел. Тавризян Г. М.: Прогресс, 1992.
- Хогарт У. Анализ красоты /Вст. ст., прим. и ред. пер. М.Алексеева. Пер. с англ. П. В. Мелковой. 2-е изд. Искусство: Лен. отд-е, 1987.
- Холопова В. Зрительный ряд в музыке //Пространство и время в музыке. /Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 121. М., 1992. С. 13−20.
- Холопова В. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. М.:Прест, 2002. 32 с.
- Холопова В. Область бессознательного в восприятии музыкального содержания. М: Прест, 2002. 24 с.
- Холопова В. Музыка как вид искусства. Изд.-е 2. Уч. пособие для студентов консерваторий и музыкальных училищ. М. Научно-творческий центр «Консерватория», 1994.
- Цехновицер О. Демонстрация и карнавал. М., 1927.
- Черная Е. Австрийский музыкальный театр до Моцарта. М.: Музыка, 1965.
- Чернова О. О понятии драматургии в инструментальной музыке //Муз. искусство и наука. Вып. 3. М.: Музыка, 1978. С. 59−77.
- Чернова Т. Лирика род музыкальной организации //Проблемы музыкознания / МГК. М., 1975. Вып. 1. С. 83−97.
- Чернова Т. Драматургия в инструментальной музыке. М.: Музыка, 1984.
- Чечетин А. История массовых народных празднеств и представлений. М.:МГИК, 1976.
- Шокорев В. Маска и костюм для карнавала. М., 1958.
- Шуман Р. Избранные статьи о музыке /Ред. Д. Житомирского. М.:Музгиз, 1956.
- Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собр. ст.: В 2-х т. М.: Музыка, 1975.
- Шуман Р. Письма (1817−1840): Т. I/Сост., вст. ст., комм., указатели: Д. Житомирский. М.: Музыка, 1970.
- Шуман Р. Письма (1840−1856): Т. 2 / Сост., вст. ст., комм., указатели: Д. Житомирский. М.: Музыка, 1982.
- Эльконин Д. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
- Эскизы карнавальных костюмов народов мира /Затейник. Сб. Вып.11. М.: Мол. Гвардия, 1973.
- Ястребицкая А. Западная Европа XI—XIII вв.еков: Эпоха. Быт. Костюм. М.: Искусство, 1978.
- Ястребицкая А. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М.: Интерпракс, 1995.150. 37 alte und neue Kolner Volks-und Karnevalslieder. Koln, 1935.151. 50 der schonsten alten und neuen Kolner Carnavalslieder. Koln: Tonger, 1910.
- Alione Giovanni Giorgio Commedie e farse carnavalesche nei dialetti astigiano, milanese e francese. Milano, Daelli, 1865.
- Analyse eines Stadtfestes «Die Mainzer Fastnacht». Wiesbaden, 1977.
- Ballets et mascaradea de cour de Henri III a Louis XIV (1581−1652). Geneva, 1968.
- Bartsch, A. Holzmasken. Fasnachts-und Maskenbrauchtuninder Schweizin Siiddeutschland und Osterreich. AT Verlag, 1993.
- Bausinger H. Hintergrunde der Fasnacht //Narrenfreiheit. Beitrage zur Fastnachtsforschung. Tiibinger Vereinigung fur Volkskund E.V.Schloss. 1980. S. 13−27.
- Bellen-Tone. Sammlung der Kolnischen Karnevalslieder (1823−1834). 236 Texte mit 24 Melodien mit Klavierbegleitung.
- Benz R. Jaon Paul. Traume und Yisionen, Miinchen, 1954.
- Berner H. Fasnacht und Historie. Moglichkeiten und Grenzen archivarischer Fasnachtsforschung //Fasnacht. 1964.
- Blixen, T. Karnevals Erzahlungen aus demNachlass. Stuttgart, 1995.
- Bohmer, K. W.A. Mozarts Jdomeneo und die Tradition der Karnevalsopern in Miinchen. Tutzung: Schneider, 1999.
- Bolte J. Das Danziger Theater im 16. und 17. Jahrhundert. Hamburg -Leipzig, 1895.
- Bourquelot F. L’office de la fete des fous, Sens, 1856.
- Bowra M. Dongs of Dance and Carnival, in Italian Renaissanse Stadies: Atribute to the late Cecilia M. Ady London, 1960.
- Bristoh M. Carnaval and theater. .New-York, 1985.
- Buslau D. 2000 Jahre Fastnacht in Koblenz. Koblenz, 1976.
- Cantagiuliana F. Le carnaval de Venise, Paris, 1974.
- Canti carnescialecschi del rinascimento. Bari: Laterna, 1936.
- Canti carnescialecschi, trionfi, carri e mascherate. Milano, Sonzogno, 1883.
- Canti popolari Toscani. Firenze, 1902.
- Canti popolari toskani. Firenze, 1860.
- Canti popolari veneziani. Venezia, 1872.
- Canti popolari Veneziani/ Raccoltida Dom. Giuseppe Bernoni. Venezia, 1872.
- Carnaval de 1963. e os grandes succesos do passado.(Сборник популярных авторских песен для карнавала. Переложение для саксофона альта и тромбона).
- Carnaval, 1964.(Сборник авторских карнавальных песен: 5 маршей и 1 самба для тенора-саксофона и кларнета).
- Carnevale del Teatro. Venezia, 1980.
- Carnevale del Teatro. Venezia, 1984.
- Caro Baroja G. Le Carnaval. Paris, 1979.
- Caro Borojc Julio Le carnaval. Trad. De l’espagnol prsylvie Seseleger -Paris: Collimaral, 1979.
- Catholy, E. Fastnachtspiel //Realienbucher fur Germanisten, 56. Stuttgart, 1966. S.21.
- Chisi F. Feste musicali della Firenze Medice, (1480−1589), Firenze, 1939.
- Chisi. F. I Canti carneccialeschi nelle fonti musicali de XVe XVI sec., 1936.
- Clementi F. II Carmevale Romano nelle cronache contemporane dalle origini al secolo XVII, con illustrazioni riprodotte da sempe e quadri dell’epoca. Roma, 1899.
- Clobes W. Der Mainzer Nerrenspiegel. Eine rheinische Fastnachtchronik in Bild und Wort, in Spruch und Lied zwer 75 Jarigen Jubilfeier des Mainzer Carneval-Vereins, Mainz, 1913.
- Coover, R. Pinocchio in Venedig. Hamburg: Rewohlt, 1994.
- Danow, David K. The spirit of carnival: magical realism and the grotesque. Lexington, 1995.
- Das Nurnberger Schonbartbuch. Nach der Hamburger Handschrift hrg. fon Karl Drescher. Weimar, 1908.
- Dieterich A. Pullcinella. Pompeganische Wandbilder und romische Satyrspiele, Leipzig, 1879.
- Dopp, S. Karnevaleshe Phanomene in antiken und nachantiken Kulturen und Literaturen. Trier: Wiss., Voil, 1993.
- Dorge H. Musil in Venedig. Ein moderner Stadtfuhrer zu den Zeugen der Musik und Bildenden Kunst. Wilhelmsnaren, 1990.
- Dreved G. Zur Geschichte der Feted des fous//Stimmen aus Maria -Laach, XVII, 1894. S. 571−585.
- Droste, T. Venedig: die Stadt in den Lagune: Kirchen und Palaste, Gondeln und Karneval. Koln: DuMont, 1996.
- Erz M., Jungrichter C. Gegenpositionen zur Fastnacht: Nichtteilnehmerkritische Stimmen. Analyse eines Stadtfestes «Die Mainzer Fastnacht», Wisbaden, 1977. S. 207−239.
- Feste und Festspiele//Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd. 4.
- FrieB-Reimann H. Der Siegeszug der Prinzen Karneval. Mainz, 1988.
- Flogel K.F. Geschichte des Grotesk Komischen. Ein Beitrag zur Geschichte der Menschheit. Nach der Ausgabe von 1788 neu bearbeitet und herausgegeben von Max Bauer. 2 Bde, Munchen, 1914. r
- Feuillet R.-A- Choreographie ou lArt de desrire la Dance per caracters, figures et signes demonstratis. Paris, 1700.
- Fuchs, P. Kolner Karneval: seine Geschichte, seine Eigenart, seine Alteure. Koln, 1984.
- Fuhrmann M. Fasnacht als Utopie: Yom Saturnalienfest im alten Rom //Narrenfreiheit. Beitrage zur Fastnachtsforschung. Tubinger Vereinigung fur Volkskund E.V.Schloss. 1980. S. 29−42.
- Gaignebet C. Le combat de Carnaval et de Careme de P. Bruegel (1559)//Annales: Economies-Societes-Civilisations. Paris, 1972. Annee 27 n 2 mars-arril.
- Gargulio, P. Italia. La musica a Firenze al tempo di Lorenzo il Magnifico. Congresso Firenze 15−17 giugno 1992. Firenze, 1993.
- Gauducci G. «Poesie» of Lorenzo de Medici Firenze", 1859.
- Ghisi F. Canti Carnascialeschi //Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Bd. II, Kassel/Basel, 1952. S. 764−769.
- Gombosi A. Folia d’Espagne //Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Bd.4- Kassel-Basel, 1955. S. 479−484.
- Habel Th. Der Tod im Fastnachtsspiel //R.Blum (Hg.), Studien zur Thematik des Todes im 16. Jahrhundert, Wolfenbuttel. 1983. S. 63−95.
- Harkonen H. Circuses and fairs in art. Minneapolis, Lerner, 1970.
- Hauschenbett D. Die Frau mit dem Apfel und Frau Venus in Moriskentanz und Fastnachtsspiel //Volkskultur und Geschichte. Festgabe fur J. Dunninger, Berlin, 1970. S. 585−603.
- Heim J. «Eyn Sackrfiff ist des Narren Spil». Uber die Musik der Narren'7/ Elf Beitrage zur Narrenidee. Reimscheid. 1984. S. 309−331.
- Holtorf A. Tanz-Gelage-Maskierung //Narrenfreiheit. Beitrage zur Fastnachtsforschung. Tubinger Vereinigung fur Volkskund E.V.Schloss. 1980. S. 43−109.
- Huiziga J. Herbst des Mittelalters. Studien iiber Lebens-und Geistesformen des 14. Und 15. Jahrhunderts in Frankreich und in den Niederlanden. Dt. V. Kurt Koster. Stuttgar, 1975.
- Kayser W. Das Groteske in Malerei und Dichtung, 1957.
- Keim, A.-M. 11 Mai politisher Karneval. Mainz, 1981.
- Keller A. von (Hg.) Fastnachtsspiele aus dem 15. Jahrhundert. 1−4 Teil. Stuttgart 1853−1858.
- Kimminich E. Des Teufels Werber. Mittelalterliche Lasterdarstellung und Gestaltungsformen der Fastnacht. Fr. am Main/Bern/N.J., 1986.
- Klersch, J. Die Kolnische Fastnacht von Ihren Anfangen bis zur Gegenwart. Koln, 1961.
- Kiister J- «Spectaculum vitorim». Studien zur Internationalitat und Geschichte des Niirnberger Schembartlaufes. Keimscheid, 1983.
- Lambranzi G. Neue und curieuse theatralische Tantz-Schule. Leipzig, 1975.
- Langsam E. Das Kolner Kamevalslied der ersten Hafte des 19. Jahrhunderts. Bonn, 1921.
- Lehmann P. Die Parodie im Mittelalter. Munchen, 1922.
- Lemacher, H. Drei Karnevalslieder fur gemischten Chor und Instrumente. Koln: Tongen, 1937.
- Leibbrand J. Speculum bestialitatis: Die Tiergestalten der Fastnacht und des Karnevals im Kontext christlicher Allegorese. Miinchen, 1988.
- LeRoy Ladurie, E. Karneval in Romans: vaon Lichtmess bis Aschermittwoch 1579−1580. Stuttgart: Klett Cotta, 1982.
- Les Fetes de la Renaissance, Paris, «1956.
- Lesure F. Musik und Geselschaft im Bild. Zeugnisse der Malerie aus sechs Jahrhunderten. Kassel, 1966.
- Lieder der Carnevals Gesellschaft Narrhalla. Heidelberg: Wolff, 1859.
- Lieder des Narren Yereins zu Dtiren. Dtiren: Knoll, 1859.
- Lieder-Kranz fur den Karneval zu Koln 1825, herausgegeben im Auftrage des festordnenden Comites.
- Lorensetti G. Le feste e le maschere veneziane. Venezia, 1937.
- Lowinsky, E.-E. The Medici codex of 1518: a choirbook of motets dedicated to Lorenzo de' Medici, 1968.
- Luzio F. Gonzoga ostaggio alia corte di Giulio II, Roma 1887, Flor. 1886. Ademello, Alessandro IV, Giulio II, e Geone X ned carnevale di Roma.
- Male E. L’art relegieux du Xlle siecle, du XHIe et de la fin du Mogens Ages en France, Paris 1902, 1908, 1922.
- Masson P.-M. Chants de carnaval florentins. Paris: M. Sonart, 1913.
- Matheus, M. Fastnacht Karneval im europaischen Vergleich: mit 4 Diagrammen und 6 Tabellen. Stuttgart: Steiner, 1999.
- Matter, M. Rheinischer Karnival. Bonn, 1978.
- Mehltretter, F. Die unmoglische Tragodie: Karnevalisierung und Gattungsmischung in venezianischen Opernlibretto des 17. Jahrhunderts. Fr. am Main, 1994.
- Mertens V. Mi-parti als Zeichen. Remscheid, 1983.
- Mezger W. Bemerkung zum mittelalterlichen Narrentum //Narrenfreiheit. Beitrage zur Fastnachtsforschung. Tubinger Vereinigung fur Volkskund E.V.Schloss. 1980. S. 43−109.
- Mezger W. Hoffnarren in Mittelalter. Vom tieferen Sinn eines seltsamen Amts. Konstanz, 1981.
- Mezger W. Narrerrei und Tradition. Die Rottweiler Fasnet. Stuttgart, 1984.
- Mezger W. Das grofie Buch der schwabisch-alemalischen Fasnet. Urspriinge, Entwicklungen und Erscheinungsformen organisierten Narretei in Siidwestdeutschland, Stuttgart, 1999.
- Mezger W. Musik und Brauch. Formen und Funktioen der Klangenkultur in den festbrauchen des Jahreslaufs //Volksmusikpflege in Baden-Wtittemberg, Tagungsband 1996, hg. v. Wulf Wager. Karlsruhe, 1997.S. 1256.
- Mezger W. Nerrenidee und Fastnachtsbrauch. Studien zum Fortleben des Mittelalters in der europaischen Festkultur. Konstanz, 1991.
- Mies P. Das Kolnische Volks-und Karnevalslied. Ein Beitrag zur Kulturgeschichte der Stadt Koln von 1823 bis 1923 im Lichte des Humors. Dusseldorf, 1964.
- Moser A. Zur Genesis der Folies d’Espagne //Archiv fur Musikwissenschaft. Ig. l, 1918−1919, Buckeburg-Leipzig. S. 358−371.
- Moser H. Stadtische Fastnacht des Mittelalters/ZMasken zwischen Spiel und Ernst, Tubingen 1967. S. 13 5−202.
- Moser, D.-R. Fastnacht, Fasching, Karneval, Das Fest der «Verkehrten Welt». GrazBWienfiKoln. 1986.
- Moser, D.-R. Elf Thesen zur Fastnacht //Jahrbuch fur Volkskunde. N.F. 6, 1983 .S. 75−77.
- Musique des intermedes de la Pellegrina les fetes de Florence, 1589. Paris, 1986.
- Narrenmutter mit sieben Sohnen. Deteil eines mit Narrenszenen bemalten Ziertellrs, oberrenisch, 1528. Jannsbruch, SchloB Ambras, Inv. Nr. P 4955.
- Neumann E. Katalog iiber Karneval und Theater Kostume, Maskenschmuck, Waffen. Hildesheim, N.J., 1978.
- Novati F. La parodia sacra nelle letterature moderne/Novature moderne/Novatis S’tudi criticie letterari, Turin, 1889.
- Oelsner, W. Karneval ohne Maske. Koln: Greven, 1987.
- Olumpia 1908−1983: Chronik einer Fasnachttages. Basel, 1983.
- Ottenbach F. Geschichte der europaischen Tanzmusik, Wilhelmshaven, 1991.
- Parigi, L. Laurentiana: Lorenzo der Medici cultore della musica. Firenze, 1954.
- Perrucci A. Dell’arte reppresentativa, premeditata, e dall' improviso. Partideu. Del dortor Andrea Perrucci. Napoli, 1699.
- Preussner S. Die musikalische Reisen des Herrn Uffenbach. Kassel, 1949.
- Rheinhessisches Volksblatt Nr. 1, 1856
- Rebling, Ebenbard «Jede nerve voll musik.». Bemerkungen zur interpretation Schumannscher Klaviermusik am beispiel des «Carnaval» op 9. Berlin. S. 129−136.
- Reich H. Der Mimus. Ein Literar-entwicklungsgeschichtlicher Versuch, Berlin, 1903.
- Reinach S. Cultes, Mythes et Religions. Paris, 1908.
- Riha, K. Karneval und Maske: ein Vortrag. Siegen: Muk, 1992.
- Rosenfeld H. Fastnacht und Karneval. Name, Geschichte, Wirklichkeit// Archiv fur Kulturgeschichte 51, 1969. S. 175−181.
- Rosenfeld H. Fastnacht und Karneval. Name, Geschichte, Wirklichkeit//Archiv fur Kulturgeschichte 15, 1969. S. 175−181.
- RostK. Massenmedien und Fastnacht// Analyse eines Stadtfestes «Die Mainzer Fastnacht», Wisbaden, 1977. S. 239−275.
- Rudwin M.J. The Origin of the German Carnaval. Comedy. N. Y. 1960.
- Sammlung der beliebtesten Coiner Carnevalslieder mit Melodien und Pianoforie-Begleitung. Einzig rechtmassige Ausgabe nach der Original-Partitur. 1 Heft. Coin, bei Christ. Eck (6 Melodie).
- Schnidt, J. Karneval der Uberlebenden: Intertextualitet in Arno Schmidts Novellen. Amsterdam: Rodopi, 1998.
- Schoninger, S. Das Faschingsbuch: Fasching, Fastnacht, Karneval in der Grundschule- Bastelideen, Spule, Lieder und Gedichte. Miinchen: Oldenbourg, 1999.
- Schramm, H. Karneval des Denkens: Theatralitat im Spiegel philosopischer Texte des 16. und 17. Jahrhunderts. Berlin, 1996.
- Schwedt H. Fastnachter// Analyse eines Stadtfestes «Die Mainzer Fastnacht», Wisbaden, 1977. S. 77−105.
- Simoni A. Opera di Lorenzo Medici, II.
- Stahl, B. Formen und Funktionen des Fastnachtfeierns in Geschichte und Gegenwart, dargestellt an den wichtigsten Aktivitatender Mainzer Fastnachtsvereine und garden. Bielefeld, 1981. S.33−37.
- Strong R. Art and power: Renessance festivals, 1450−1650. Berkeley, Los Angeles, 1984.
- Sturm S. Lorenze de Medici. N.Y. 1974.
- Sumberg S.L. The Nuremberg Schembart Carnaval. N.Y., 1941.
- Talkenberg-Bodenstein R. Die Funktion der Fastnacht in sozialen Wandel //Analyse eines Stadtfestes «Die Mainzer Fastnacht», Wisbaden, 1977. S. ll-39.
- Tauberg K. Hofflische Tanze. Ihre Geschichte und Choreographie. Mainz, 1968.
- Taubeug G. Rechtschaftener Tantzmeister, Leipzig, 1717.
- Tomlinson K. The art of dancing. London, 1724.
- Venedig und der Karneval. Venezia: Ed. Storti, 1991.
- Ventrone, P. Palazzo Medici Riccardi. Le tems revient: festa e spettacoli nella Firenze di Lorenzo il Magniflco. Firenze, 1992.
- Villetard H. Office de Pierre de Corbeil, Paris, 1907.
- Villetard H. Remarques sur la fete des fous. Paris, 1911.
- Vollstandige Sammlung der Kolnishen Karnevalslieder aus den Jahren 1823−1828 herausgegeben zunachst zum Gebrauche in den Generalsammlungen. 1834.
- Weidling L. Zwei alte badische Fastnachtsrufe und ihr musikalischer Umkreis //Jahrbuch fur Volksliedvorschung 16, 1971. S. 81−90.
- Westphal, K. Karnevalslieder der Renaissance: zu 3−4 Stimmen. Partitur. Wolfenbuttel: Moseler, 1950.
- Wirts C. Kolner Carnevalslied, oln. 1891.
- Wagner S. Der Kampf des Fastens gegen die Fastnacht. Zur Geschichte der Mafiung. Miinchen, 1986.
- Wuttke D. Fastnachtspiele des 15. Und 16. Jahrhunderts. Stuttgart, 1990.
- Zanato, T. Saggio siel Comento di Lorenzo de’Medici. Firenze, 1979.
- Zeumer, J.-C. Bacchanalia Christianorum Vulgo. Das Carneval. Jenae, 1699.1. Нотография
- Anglebert, D. Preludes. Pieses de Clavecin. Variations Folia d’Espagne. Manuscr'. Bob .21 117. Paris.
- Bach, J.-S. Bauernkantate. 8 Arie.
- Carulli, Fernando. Les Folie d’Espagne pour guitare.
- Corelli, A. 12 sonate La Folia.
- Ducreux, Em. Variations des Folies d’Espaghe pour un basson ou Violoncelle. Manuscr. Paris.
- Feuillet Danse. Paris. Res. V1634. V10783(l).
- Farinelli M. Division on a Ground/ Moser Zur Genesis der Folies d’Espagne// Archiv fuer Musikwissenschaft. Jg. l, 1918−1919, Bucxkeberg-Leipzig, S. 358 -371.
- Geminiani, Francesco. Concerto grosso «La Folia» op.5 № 12.
- Giuliani, Mauro. Variations sur les Folies d’Espagne.
- Lemoine. Folies D’Espagne Avec sept Variations pour la Guitarre ou la Lyre.
- Les Folies d’Espagnes Aves 32 variations Arrangees de suite afin de parvenir avee plis d’aisance aux diffeicultes des dernures. Paris. Vm.3270.
- Lully, J.-B. Air en trio sur les folies despagnes fait par Mr. De Luly (deux dessus et une taille de hautbois avec la basse Fb=SSA+Bc). Paris, 1672. Manuscr.Vmg. 20389(1).
- Marais, M. Les Folies d’Espagne pour flute a Bas (enllt) ou flute traversiere, luth (ou clavecin) et viole de Gambe. Paris, 1701.
- Milanuzzi, Fra Carlo. Terzo scherzo delle ariose vaghezze con l’oggiunte nel fine di alkuni Baletti, Sarauende, Spagnola. Venetia, 1623. Spagnolette, Gagliarde, Follie, Ciaccone und altre Sonate intavolate per la Chitarre olla
- Anonym Recuell, de menuets, allemandes et contredances. Avec vingt et une variations, Des Folies d’Espagne louttes en pinces differents. Paris. A 33 411.
- Pasquini, Fernando. Partite op.45 sopra la Aria della Folia da Espagne. 1702/ Musik fuer Tasteninstrumente aus dem 16. 17. Und 18. Jahrhundert. M.S. Kastner.
- Pico, Foriano. Nuova Scelta di sonate per la chitarra spagnola, Napoli, 1608.
- Ponce, Manuel M. Variations und Fugue on the «Folia de Espana».
- Ribanac, de Ruiz. Luz у norte musical para seminar pour les cittras de la aguitarre espagnola, Madrid, 1677.
- Tulou, J.-L. Divers Morceaux pour la flute. Manuscr. Paris.
- Gallot, Antoine. Pieces DELVTH Compoces sur differens Modes Parlacqves de Gallot. Paris, 1692. Vmd. 3218.
- Folia d’Espagne. Tabulatur pour Luth. Paris. Vm. 1721. A 17. Vm. 7675.
- Betune Pieces pour angelique. Folia d’Espagne. Tabulatur. Paris. Vmmier341.2350 der schonsten alten und neuen kolner Carnevalslieder mit Klavierbegleitung. Koln.
- Karnevalslieder der Renaissance zu 3−4 Stimmen. Hgg. Von Kurt Westphal. Wolfenbuttel.
- Prager Carnevals Spende mit Pres Tanzen flir das Jahr 1863. Wien-Leipzig.1863.
- Prager Carnevals Spende mit Pres Tanzen fur das Jahr 1864. Wien-Leipzig.1864.
- Carneval 1823. Samlung original deutscher Tanze fur das Piano-Forte. Heft1. Wien.
- CarnevaI 1823. Samlung original deutscher Tanze fur das Piano-Forte. Heft2. Wien.
- Carnovale di Milano. Milano presto Francesco Luisa Margherita, Nr. 1131. Album der Preis Tanze fur den Carneval 1856 fur das Pianoforte. Wien-Leipzig.