Росписи церкви Пресвятой Богородицы (Эгри Таш) IX-X веков в долине Ихлара: К вопросу о восточнохристианской традиции в живописи Каппадокии
Диссертация
Однако есть ученые, критически относящиеся к мнению, что монашество по количеству превосходило мирское население в Каппадокии. Так, американский специалист по византийской архитектуре Роберт Остерхаут в октябре 1997 г. выступил в Москве, в Институте Искусствознания с докладом, подвергшим сомнению существование монастырей в нескольких крупнейших центрах Каппадокии. Анализируя группы пещерных… Читать ещё >
Содержание
- 1. Пещерные монастыри и храмы Каппадокии IX—XIV вв.еков
- Исторический очерк
- 2. Основные проблемы изучения каппадокийской храмовой живописи и архитектуры
- 3. «Восточный» вопрос
- 4. Армяне в Каппадокии. Храмы долины Ихлара
- ГЛАВА I. ЦЕРКОВЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ЭГРИ ТАШ)
- 1. Местоположение и архитектура
- 2. История ктиторской надписи
- ГЛАВА II. ИКОНОГРАФИЯ ЦЕРКВИ ЭГРИ ТАШ 1. Характерные черты иконографии каппадокийских программ росписей IX—X вв.еков
- 2. Программа росписи алтарной апсиды
- 3. Программа росписи свода
- 4. Роспись южного компартимента и северной крипты
- ГЛАВА III. СТИЛИСТИКА РОСПИСЕЙ
- 1. Описание и анализ изобразительных средств живописи церкви Эгри Таш
- 2. Стилистическое разнообразие каппадокийской храмовой живописи конца IX — начала X века
- 3. Художественные особенности живописи Ихлары
- 4. Технико-технологический анализ росписи Эгри Таш
Список литературы
- Arts de Cappadoce. Ed. L.Giovanni. Geneve, 1971.
- Avner T. The Impact of the Liturgy on Style and Content. The Triple-Christ Scene in Taphou 14 // JOBG 32/5, 1982. P.459−467.
- Beldiceanu-Steinherr I. Une tourma revelee par l’inscription de l’eglise Egri Ta§ de Cappadoce // JOBG 38, 1988. P.395−420.
- Breasted J.H. Oriental Forerunners of Byzantine Painting. Chicago, 1924.
- The Book of the Cave of Treasures. Translated from the Syriac text of the British Museum. MS.ADD.25 875. by E.A.Wallis Budge. London, 1927.
- Byzantine and Early Medieval Painting. M. Chadzidakis, A.Grabar. N.Y., 1965.
- Cappadocia. Cradle of History. Ed. by O.Demir. Istanbul, 1991.
- Cave J.A. The Byzantine Wall Paintings of Kiliclar kilise: Aspects of Monumental Decoration in Cappadocia. Ph.D. Pennsylvania, 1984.
- Cledat J. Le monastere et la necropole de Baoit. Le Caire, 1904.
- Chronicon anonymum pseudo-dionysianum vulgo dictum. Ed. J.-B.Chabot // CSCO 91.SS.43. — Parisiis, 1927. P.69−70.
- Cooper J. Cultural Expression in Byzantine Cappadocia: Constantinopolitan or Otherwise? // TAG 2000 Papers. http://www.arch.ox.ac.uk/schoolarch/annualreport99−0.html.
- Coptic art. Wall-paintings. Vol.1. Cairo, 1989.
- Cormack R. Byzantine Cappadocia. The Archaic Group of Wall-Paintings // JBAA 30, 1967. P.19−36.
- Dodd E.C. Byzantine Wall Painting in Lebanon // Byzantine Studies Conference, http://www.byzconf.org/1976abstracts.html.
- Ewangelie Apokryficzne. Apokryfy Nowego Testamentu. Lublin, 1986. P.333−382.
- Francesco J. The Cappadocian Frescoes: Observations on the Relationship of Metropolitan and Provincial Byzantine Art. M.A. 1970.
- Friend W.H.C. The Rise of the Monophysite Movement. Cambridge, 1972. P.226.
- Grabar A. Christian Iconography. Princeton, 1968.
- Grabar A. Martyrium. Recherches sur le culte des reliques et l’art chretien antique. Paris, 1946.
- Duriant M. A Santa Maria d’Esterri d’Aneu, en Catalogne // CRAI (1974), pp.544−547.
- Epstein A.W. The Problem of Provincialism: Byzantine Monasteries in Cappadocia and Monks in South Italy // JWarb 42, 1979. P.28−46.
- Epstein A.W. Tokali kilise. DOSt, 22. Washington, 1986.
- Epstein A.W. The «Iconoclast» Churches of Cappadocia // Iconoclasm. Birmingham, 1975.
- Epstein A.W. The Fresco Decoration of the Column Churches, Goreme Valley, Cappadocia // CahArch 29, 1980/81. P.27−45.
- I.Iakobashvili. Materials and methods of execution of early mediaeval murals in Upper Svaneti (10−11 cc.). http:/www.opentext.org.ge/art/svaneti. html.
- Illustrations from Coptic Manuscripts. Cairo, 2000. P.96−99.
- Inemee K. Deir al-Syrian (Egypt): Its Wall-paintings, Wall-texts, and Manuscripts // Journal of Syriac Studies. Vol.2 № 2 July 1999.www.syrcom.cua.edu/Hugoye/Vol2No2/index.html.
- Jarre E.L. Cappadocia. Istanbul, 1992.
- Jerphanion G. Une nouvelle province de l’art byzantine. Les eglises rupestres de Cappadoce. Paris, 1925−1942.
- Jerphanion G. Le role de la Syrie et de l’Asie Mineure dans la formation de l’iconographie chretienne // Melanges de l’Universite Saint Joseph. Т. VIII, fasc.5, Beyrouth, 1922. P.321−379.
- Jolivet-Levi C. Les eglises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de Fabside et de ses abords. Paris, 1991.
- Kalas V. Rock-cut Architecture of the Peristrema Valley: Society and Settlement in Byzantine Cappadocia. Ph.D. N.Y., 2000.
- Kostof S. Caves of God. Cambridge, 1972.
- Lafontaine-Dosogne J. Nouvelles notes cappadociennes // Byzantion, 33. 1963. P. 121−183.
- Lafontaine-Dosogne J. L’eglise la Troix Croix de Gullu Dere // Byzantion, 35, 1965. P.175−207.
- Lafontaine-Dosogne J. Theophanies-visions dans l’art byzantin // Synthronon. P.135−143.
- Lafontaine-Dosogne J. L’eglise rupestre dite Eski Baca kilisesi et la Vierge dans les absides cappadociennes // JOBG 21, 1972. P.163−179.
- Leroy J. Les manuscripts coptes et coptes-arabes illustres. Paris, 1974.
- Leroy J. Les manuscripts syriaques a peintures conserves dans les Bibliotheques d’Europe et d’Orient. Paris, 1964.
- Meinardus O. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999. P.283−309.
- Monneret de Villard. Le Legende Orientale sui Magi Evangelici. Vaticano, 1952.
- Monuments d’Armenie. De la Prehistoire au XVII siecle AD. Beyrouth, 1975.
- Mundell M. Monophysite Church Decoration // Iconoclasm. Birmingham, 1976. P. 59−74.
- Oikonomides N. The Dedicatory Inscription of Egri Tas Kilisesi (Cappadocia) // Harvard Ukrainian Studies, VII (Melanges I. Sevchenko) 1983. P.501−506.
- Pallas D.I. Eine Diefferenzierung unter den himmelschen Ordnungen (ikonographische Analyze) // BZ, 64, Hf. 1, 1971. S.55−60.
- Reisefiihrer durch Ost-Anatolien. Ed. by I.Aksit. Istanbul, 1989. P.46−56.
- Restle M. Byzantine Wall-Painting in Asia Minor. Vol. 13. — Reclinghausen, 1967.
- Restle M. Zwei Hohlenkirchen im Haci Ismail Dere bei Ayvali //JOBG 22, 1972.
- Rodley L. Cave Monasteries of Byzantine Cappadocia. Cambridge, 1985.
- Rott K.D. Kleinasiatische Denkmaler aus Pisidien, Pamphlylien, Kappadokien und Lykien. Leipzig, 1908.
- Runciman S. Byzantine Style and Civilization. London, 1990.
- Strzygowski J. Armenier Baukunst und Europa. Wien, 1918.
- Strzygowski J. Kleinasien. Ein Neuland der Kunstgeschichte. Leipzig, 1903.
- Schiemenz G. Die Kapelle des styliten Niketas in den Weinberg von Ortahisar // JOBG 18, 1969. P.239−258.
- Schiemenz G. Eine unbekannte Felsenkirche in Goreme // BZ 59, 1966.
- Taft R. The Great Entrance. A History of the Transfer off Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom. OCA, 1975.
- Talbot Rice D. Art of the Byzantine Era. London, 1994.
- Teteriatnikov N. The Frescoes of the Chapel of St. Basil in Cappadocia: Their Date and Context Reconsidered // CahArch, 1992. P.99−114.
- Teteriatnikov N. The Design of the Double Sanctuary Screen in Some Transverse-nave Churches of Byzantine Cappadocia // Iconostasis. Origins-Evolution-Symbolism. Abstracts of papers. Ed. by A.Lidov. Moscow, 1996.
- Teteritnikov N. The Liturgical Planning of Byzantine Churches in Cappadocia. OCA, 1996.61 .Teteriatnikov N. A Group of Early Churches in
- Cappadocia: Evidence for Dating // BB 55(80), ч.2, 1998. С.232−237.
- Thierry N. Nouvelles eglises rupestres de Cappadoce. Region du Hasan Dagi. — Paris, 1963.
- Thierry N. Art byzantin du Haut Moyen-age en Cappadoce. L’eglise № 3 de Mavrucan // JSav, oct.-dec. 1972. P.233−269.
- Thierry N. A propos de peintures d’Ayvali koy (Cappadoce) // Зограф № 5, 1974. P.5−22.
- Thierry N. Mentalite et formulation iconoclastes en Anatolie // JSav, avr.-juin.1976. P.82−119.
- Thierry N. Peintures d’Asie Mineure et de Transcaucasie au Xе et XIе siecles. London, 1977.
- Thierry N. Materiaux nouveaux en Cappadoce // Byzantion 54, fasc. l, 1984. P.315−358.
- Thierry N. Haut Moyen-Age en Cappadoce. T. I-II. — Paris, 1994.
- Thierry N. De la datation des eglises de Cappadoce // BZ 88, 1995. P.417−455.
- C.Walters. Art and Ritual of the Byzantine Church. London, 1982.
- Weitzmann K. The Miniatures of the Sacra Parallela Parisinus Graecus 923. Princeton, 1979.
- Valley of Ihlara and its Churches. Ed. by N.Demir. Ankara, 1992.
- Velmans Т., Alpago Novello A. Miroir de l’invisible. Peinture murale et architecture de la Georgie (VIe-XVe s.), Paris, 1996.
- Vikan G. Byzantine Pilgrimage Art. D.O.P., Washington, 1982.
- Vikan G. Byzantine Pilgrim’s Art // Heaven on Earth. Art and the Church in Byzantium. Ed. By L.Safran. Pennsylvania, 1998. P.229−263.
- Zaloscer H. Zur Genese der Koptischen Kunst. Iconographische Beitrage. Wien, 1997.
- Zunz D. The Two Styles of Coptic Painting // JEA 21, part I, 1935. P. 63−67.
- Аверинцев С.С. На границе цивилизаций и эпох: вклад восточных окраин римско-византийского мира в подготовку духовной культуры европейского средневековья // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1985. С.5−20.
- Айналов Д.В. Эллинистические основы византийского искусства. СПб., 1901.
- Армянская миниатюра. Альбом. П/ред. Р. Г. Дрампяна. Ереван, 1969.
- Арутюнова-Фиданян В.А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). Результаты взаимодействия культур. М., 1994.
- Арутюнова-Фиданян В.А. Армяне-халкидониты на восточных границах византийской империи (XI в.). М., 1989.
- Беляев JI.A. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. СПб., 2000. С. 120, 285−287.
- Бок В. Г. Материалы по археологии Христианского Египта. С. Петербург: Тип. Е. Тилле, 1901.
- Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. IV.1. М., 1994. С.438−586.
- Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.2. М., 2000. С.193−196.
- Васильев А.А. История Византии. Время до Крестовых походов (до 1081 г.). СПб., 1998. С.416−418, 465−470.
- Герстель Ш. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программмах // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. П/ред. А. М. Лидова. М., 1996. С.76−87.
- О.Олег Давыденков. Традиционная христология нехалкидонитов с точки зрения святых отцов и Вселенских Соборов Православной Церкви. М., 1998.
- Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. Пер. Э. С. Смирновой. М., 2001. С.72−73.
- Дурново Л.А. Краткая история древнеармянской живописи. Ереван, 1957.
- Жаворонков П.И. Положение и роль этнических групп в социально-политической структуре Никейской империи // ВВ 56(81) 1995. С.134−143.
- Залесская В.Н. Сирийский художественный металл византийского времени и его историческое значение. (Вопрос о роли Сирии в прикладном искусстве Византии). Автореферат дисс. на соиск. степени канд. искусствоведения. Л., 1970.
- Захарова А.В. Les eglises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’apside et de ses abords. Paris, 1991. Рец. // BB 1998. C.269−272.
- Из коллекций Н. П. Лихачева. Каталог выставки. СПб., 1993. С. 41.
- Измайлова Т.А. Армянская миниатюра XI века. М., 1979.
- Иоанн Мосх. Луг духовный. М., 1996.
- Иоанн Хильдесхаймский. Легенда о трех святых царях. М., 1998.
- Лафонтен-Дозонь Ж. Росписи церкви, называемой Чемлекчи килисе, и проблема присутствия армян в Каппадокии // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. С. 78−94.
- Каждан А.П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI—XII вв.. Ереван, 1975.
- Каковкин А.Я. О литургической интерпретации ранних апсидных программ (росписи часовни 28 в Бауите) // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С.148−153.
- Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. T.I. СПб., 1914. С.245−253.
- Котанджян Н. Художественный язык Аручской росписи и раннесредневековые фрески Армении // Второй международный симпозиум по армянскому искусству. Т. З. Ереван, 1978. С.164−172.
- Котанджян Н. Цвет в раннесредневековой живописи Армении. Ереван, 1978.
- Кулаковский Ю.А. История Византии. T.I. СПб., 1996. С.194−196, 284−285.
- Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986. С.61−87.
- Лазарев В.Н. Основы византийского искусства // Византийская живопись. М., 1971. С.20−28.
- Лебедев А.П. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках. СПб., 1998.
- Лев Диакон. История. М., 1988. С. 30−33.
- Лидов A.M. Росписи Ахталы и искусство армян-халкидонитов // Из истории Древнего Мира и Средневековья. М., 1987.
- Лидов A.M. Росписи Ахталы. Автореферат дисс. на соиск. ученой ст. канд.искусствоведения. М., 1989.
- Лифшиц Л.И. К реконструкции иконографической программы и литургического контекста росписи софийского собора в Новгороде 1108 г. // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С.154−171.
- Манукян С. Сложение системы росписей армянского храма // Второй международный симпозиум по армянскому искусству. Т. З. Ереван, 1978. С.173−181.
- Матенадаран. Армянская рукописная книга VI—XIV вв.еков. Т.1. М.:Книга, 1991.
- Мейендорф И. Единство империи и разделение христиан // История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. С.81−102, 129−214.
- Медведев И.П. Арутюнова-Фиданян В.А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). Результаты взаимодействия культур. М., 1994. Рец. // ВВ 57(82), 1997. С.283−286.
- Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики.1. Симферополь, 1997.
- Паисий Святогорец. Преподобный Арсений Каппадокийский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.
- Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография. СПб., 2000. — С. 334−337, 621−630.
- Письма паломницы IV века. Пер. Н.С.Марковой-Помазанской. — М., 1994. — С195.
- Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. — М., 2001.
- Редин Е.К. Античные боги (планеты) в лицевых рукописях. Сочинения Козьмы Индикоплова. СПб., 1901.
- Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., 1997. С.64−68, 209.
- Синай. Византия. Русь. Каталог выставки. СПб., 2000. С.51−52.
- Скогорев А.П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие Детства. —СПб., 2000.
- Степаненко В.П. Армяне в этно-культурных процессах на Ближнем Востоке в X—XI вв.. // Традиции и наследие Христианского Востока. Материалы международной конференции. М., 1996. С.359−374.
- Степаненко В.П. К интерпретации триумфальной сцены в церкви Большой Голубятни в Чавушин в Гёреме // Пилигримы. XX Международный конгресс византинистов. Сб.науч.трудов. СПб, 2001. С.51−60.
- Тураев Б. Евангелие Детства Христа в эфиопской письменности. Публ.С. Б. Чернецова // Христианский Восток. Т.1(7). СПб.-М., 1999. С.434−448.
- Успенский Ф.И. История византийской империи. T. I-II. М., 1996.
- Устав св. Василия Великого // Древние иноческие уставы. М., 1994. С.213−513.
- Флоровский Г. Восточные отцы IV века. М.: Паломник, 1992. С. 57−90.
- Хелу Н. Фрески Сирии и Ливана: малознакомая византийская провинция // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции. Москва, 17−19 октября 2000 г. СПб., 2000. С.82−84.
- Царевская Т.Ю. Фрески Церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах). Новгород, 1999.
- Якобсон А.Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л., 1983.