Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика материально-художественной культуры (декоративно-прикладных искусств и дизайна) в эстетизации предметного мира и человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальной становится задача проследить специфику народных художественных ремесел, декораптвно-прикладных искусств и современного дизайна в эстетизации предметного мира человека, их место в современной художественной культуре, которая не ограничивается только художественным образом, создаваемым «чистыми» искусствами. Художественная культура проникает во все сферы практической деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социокультурный процесс развития материально-художественной культуры в бытии человека
    • 1. 1. Социокультурные основания эстетического бытия человека
    • 1. 2. Материально-художественная культура как составная часть художественно-эстетической культуры
  • Глава II. Специфика материально-художественной культуры (декоративно-прикладных искусств) как способа эстетизации предметного мира и человека
    • 2. 1. Народные художественные ремесла, декоративно-прикладные искусства и их эстетическая роль в жизни человека
    • 2. 2. Эстетитсо-художественное своеобразие региональных декоративно-прикладных искусств
    • 2. 3. Эстетико-художественная деятельность и декоративно-прикладные искусства в образовании
  • Глава III. Дизайн как современный социокультурный способ эстетизации предметного мира и человека
    • 3. 1. Культура дизайна в художественном становлении нового способа эстетизации предметной среды индустриального мира
    • 3. 2. Человек и вещь в культуре предметной среды и новации дизайна в ее эстетизации

Специфика материально-художественной культуры (декоративно-прикладных искусств и дизайна) в эстетизации предметного мира и человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное общество в целях выхода из кризисного состояния ищет новые пут понимания и изменения своего бытия, создает иные условия для универсального развития всех сфер человеческой деятельности. В связи с этим актуализируется деятельность в области преобразования предметного мира как одна из граней эстетического существования человека. Чтобы выбрать верное направление деятельности нужны знания особенностей творчества в области материально-художественной культуры. Поэтому возникла необходимость исследований специфики народных художественных ремесел, декоративно-пршсяадных искусств и современного дизайна, их места в современной художественной культуре как эстетического способа развития человека Создаваемая человеком материально-художественная культура позволяет ему обрести определенный образ, тип мышления, психологические структуры личности, создать социокультурный идеал, соответствующий требованиям времени, то есть сформировать личностный универсумпомогает конструировать новые отношения с имеющимися элементами меняющейся социокультурной среды, дает возможность человеку перестраиваться, приспосабливаться к новым условиям. Человек при этом выступает как творец и творение культуры. Этот фактор является определяющим в воспроизводстве, а соответственно в воспитании, формировании, становлении человека.

В настоящее время в нашей стране существует тенденция ориентироваться на западные образцы в формировании предметно-пространственного окружения средствами дизайна, однако жизнеобеспечение через материально-предметный мир приобретает своеобразие и самобытность, поскольку каждое общество имеет свою меру традиционности и связано с исторически наследуемыми способами материально-предметной деятельности. Элементы исторической преемственности, исторической памяти присутствуют при изменении форм бытия, творческого преобразования предметного мира, выражая менталитет человека, духовность, традиции и одновременно формируя их.

В связи с этим эстетико-художественное воспитание средствами декоративно-прикладных искусств и дизайна является необходимой составной частью современного социокультурного процесса, рассматривается как способ созидания и освоения культуры, как одна из граней саморазвития личности.

Актуальной становится задача проследить специфику народных художественных ремесел, декораптвно-прикладных искусств и современного дизайна в эстетизации предметного мира человека, их место в современной художественной культуре, которая не ограничивается только художественным образом, создаваемым «чистыми» искусствами. Художественная культура проникает во все сферы практической деятельности человека, создавая художественно-прикладные виды эстетической деятельности, являясь средством осуществления и самопроявления человека в богатейшем историческом многообразии. Через материально-художественную культуру предметного жизнеобеспечения человек пребывает в возможности осуществления своей экзистенции, начиная от древнейших факторов художественно-материальной среды, сосуществующих с современными, до предметных о&ьекгиваций постиндустриального общества в этой области. Это зависит не только от выбора человека, но и от исторического «дления» культуры, востребованности предметов художественного ручного труда. Как пишет А. Тоффлср, «сегодня „работа головой“ сопровождается ощущением оторванности-отрезанности от земных видов, звуков, текстур, эмоций повседневного существования. Потому сегодня возвращается уважение к ручному труду после 300-летнего пренебрежения. Новое равновесие высокоинтеллектуального труда и востребованность „рукоделия“ способно влиять на изменение черт сущности» [317, с. 610−613], человека и общества Как видим, проблема многоаспектна Она требует решения вопроса о месте материально-художественной культуры в общем эсгетико-художественном процессе, анализа ее многообразия и специфической роли в эстетическом воспроизводстве человека и осуществлении его экзистенции.

В ходе исследований выяснилось, что современные школьники, студенты не знают не только всемирно-известных ценностей народных художественных промыслов и декоративно-прикладных искусств, в том числе и России, но и свои региональные достояния. Поэтому подрастающее поколение не идентифицирует себя с особенностями духовности в этих видах искусства и не проявляет национальных социально-психологических черт вследствие отчужденности от этих великих достижений культуры. Как показывает практика, кроме профессионального образования существуют только островки приобщения к материально-художественной культуре промыслов и декоративно-прикладных искусств в отдельных школах и на некоторых факультетах вузов. Поэтому большинство вследствие отстраненности от этой сферы не понимают значения эстетизированной окружающей среды, что оборачивается общей недокулыурой, а в целом невтянугостью в необходимость обихаживания и облагораживания среды своего существования. Следствием этого является недовоспитанность человека в его безразличии к красоте материально-предметного мира. Напротив, эстетический фактор, понятый и воспитанный, играет огромную роль в отношениии человека к среде, природе, в разрешении глобального экологического кризиса.

Актуальность диссертации заключается в том, что созидание в области предметного мира рассматривается как социально-эстетическая технология деятельностного самоосуществления человека, что позволяет представить материально-художественную культуру декоративно-прикладных искусств и дизайна творчеством, создающим новое, превосходящее прежний уровень развития, но лишь в том случае, если эстетический процесс осуществляется в своей целостности.

Стспепь теоретической разработанности проблемы.

Для рассмотрения особенностей материально-художественной культуры декоративно-прикладных искусств и дизайна в эстетизации предметного мира, в эстетическом развитии человека были изучены общефилософские, культурологические, эстетические, социологические, педагогические, искусствоведческие работы. Их можно систематизировать по нескольким основным направлениям.

Первую группу источников составили труды по немецкой классической философии (И.Г.Фихте, Г. В. Гегель, К. Маркс), а так же труды видных российских и зарубежных ученых, в которых разрабатывается и развивается деятельностный подход к культуре. И здесь, прежде всего, следует отметить работы П. К. Анохина, В. С. Барулина, Г. С. Батищева, JT.A. Зеленова, М. С. Кагана, М. С. Кветного, Э. С. Маркаряна,.

B.Н.Сагатовского, К. А. Свасьяна, Л. С. Сысоевой и др.

Творческий процесс эволюции природы и человеческой деятельности изучался в трудах Н. А. Бердяева, B.C. Библера, Б. С, Ерасова, Н. И. Лапша, Э. Ласло, В. А. Лекторского, М. Н. Моисеева, И. Р. Пригожина и И. Стенгерс, Т. Парсонса, ММ. Петровой, Ю. В. Петрова, В. Н. Сагатовского, Г. Хакена, С. С. Хоружего, B.C. Швырева и др., представляющих социальные процессы в контексте системного подхода Эти исследования составляют следующую группу изученной литературы.

Третью группу — составляют работы по культурологии, социальной культурологии, философской антропологии, социальной антропологии, философии культуры, философии образования и социологии культуры. Это труды отечественных авторов: Б. С. Гершунского, Б. Л. Губмана, П. С. Гуревича, Э. Н. Гусинского, Л. Г. Ионина, А. В. Иконникова, М. А. Ильина, М. С. Кагана,.

C.Э.Крапивинского, Б. В. Маркова, Ю. И. Турчаниновой, Э. А. Орловой, Ю. В. Петрова, В. М. Розина, В. Н. Сагатовского, Л. А. Степашко, В. С. Степина, А. Я. Флиэра и зарубежных авторов Дж. Дьюи, Ж. — П. Лиотара, Э. Тоффлера, Ж. Эллюля, М. Хайдеггера, О. Шпенглера, К. Ясперса и др.

К исследованию формирования личности по законам красоты обращались Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Г. — Г. Гадамер, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, А. Ф. Лосев,.

М. С. Каган, В. С. Мартынов, М. И. Киященко, JL А. Зеленов. Эти исследования составляют четвертую группу изученной литературы.

Следующую группу составляют работы теоретиков отечественной и зарубежной эстетической мысли — JI.A. Зеленова, А. В. Луначарского Б.М. Неменского, Л. С. Сысоевой, Д. Дьюи, У. Морриса, Дж. Рескина и др., в которых материально-художественная культура рассматривается как составная часть художественно-эстетической культуры, имеющая свою специфику. К ним примыкают работы Л. А. Закса, М. С. Кагана, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Л. М. Мосоловой, Ю. В. Перова, В. В. Селиванова, П. В. Соболева, Э. В. Соколова, А. Я. Флиера и др., в которых рассматриваются различные аспекты сущности, структуры, функций художественной культуры.

К шестой группе работ относятся работы российских и зарубежных ученых в области теории искусствознания и истории декоративно-прикладных искусств, художественных ремесел, истории искусств. Это труды А. К. Байбурина, К. Г. Вагнера, В. М. Василенко, B.C. Воронова, П. П. Гнедича, М. А. Ильина, А. С. Канцедикаса, Д. С. Лихачева, К. А. Макарова, М. А. Некрасовой, А. А. Потебни, ГТ.А. Раппопорта, А. Б. Салтыкова, Э. Гомбриха, И. И. Винкельмана, Г. С. Кнабе, Анри де Морана, Л. Д. Ронделли, У. Хогарта, А. Шастеля и др.

К ним примыкают работы в области теории и истории дизайна отечественных авторов В. Р. Аронова, Л. А. Зеленова, Н. В. Воронова, А. В. Иконникова, В. Глазычева, А. С. Канцедикаса, О. В. Чернышева, Л. М. Холмянского, А. С. Щипанова, С.О.Хан-Магомедова, О. И. Нестеренко и зарубежных — З. Г. Бегенау, Ван де Вельде, В. Гропиуса, Ле Корбюзье, Л. Мамфорда, Д. Нельсона, Ф. Паттона, Ф.-Л. Райта, К.Танге.

Седьмую группу работ составляют работы, посвященные педагогическим проблемам и проблемам художественно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладных искусств и дизайна. Это работы Б. М. Неменского, Л. Н. Толстого, Р. Штейнера, Э. М. Краниха, Н. М. Конышевой, А. А. Пинского, А. Г. Устинова, В. Ф. Сидоренко, Л. Б. Переверзева, А. Л. Дижура и др. Проблемы взаимовлияния человека и предметного мира, проблемы художественно-эстетического воспроизводства человека средствами декоративно-прикладных искусств и дизайна невозможно решить без психологического подхода. Исследования, образующие следующую группу работ, объединяют труды в области фундаментальной психологии, структурной психологии, психологии эстетического восприятия. Безусловно, ведущую роль в этой области знаний играют фундаментальные работы JI С. Выготского, Э. Фромма, КГ. Юнга, работы зарубежных ученых в области нейролингвистического программирования М. Эриксона, Д. Гриндера и Р. Бендлера, Дж. О’Коннора, Дж. Сеймора, Дж. Келли, Р. Дилтса и др., а так же работы отечественных психологов этого направления — С. А. Горина, В. В. Морозова, В. Лифанова и В. Защепенкова.

Для подтверждения психологической взаимосвязи человека и вещи диссертантом использованы работы классиков отечественной литературы, в которых характеристика человека раскрывается при помощи предметного мира. Это произведения Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, А. Н. Толстого и др. Для исследования психологических характеристик известных людей в их предметно-художественном окружении были изучены работы Д. Волкогонова.

Анализ исследований в области материально-художественной культуры показал, что художественно-предметный мир не рассматривается как одна из граней эстетической экзистенции человека. Материально-художественная культура в своей специфике не выделяется при рассмотрении художественной, не учитываются специфические отличия в способах создания художественного образа «самостоятельных» и прикладных искусств. Акцент на обозначенных моментах важен для массового обучения искусствам, для созидательной деятельности человека в целом, поскольку творческую деятельность, например в изобразительном искусстве, нельзя отождествлять с процессом создания предметов декоративно-прикладного назначения, где процесс эстетизации сознания человека происходит через создание эскиза предмета, а затем его воплощение в материале. В изобразительном искусстве, особенно в школьном массовом обучении, художественный образ создается в виде прямого изображения, и в данном случае, построенная только на эстетизации сознания человека творческая деятельность не дает навыков и умений, получаемых в процессе создания предметов декоративно-прикладного назначения.

Создавая предметы декоративного искусства, индивид одновременно творит и самого себя, и без созданной вещи не состоится сам автор. В творческом процессе изготовления вещи приобретается навык в постановке целей и задач деятельности, навык выстраивания последовательности трудовых операций, осваиваются различные технологии обработки материалов и т. д. Все это является одним из центральных моментов любой деятельности человека Проходя путь от замысла вещи до ее воплощения в материале, усваиваются приемы созидательной деятельности вообще, свойственные и другим видам творчества человека Человек, освоивший деятельность только в области самостоятельных искусств (имеется в виду уровень общего образования), является чаще всего грамотным зрителем, умеющим выносить эстетические суждения.

Объектом исследования является художественно-прикладная деятельность в области материально-художественной культуры как части художественно-эстетического процесса.

Предметом исследования является специфика народных художественных ремесел, декоративно-прикладных искусств и дизайна, раскрывающих художественно-прикладную деятельность в историческом и современном социокультурном континууме как процесс эстетизации предметного мира и человека.

Цель н задачи исследования. Целью настоящей диссертации является исследование специфики материально-художественной культуры народных художественных ремесел, декоративно-прикладных искусств и дизайна как части художественно-эстетической культуры и ее роли в созидании и освоении человеком этой культуры как одного га ведущих способов его эстетического формирования. В связи с этим ставятся следующие задачи:

— рассмотрение материально-художественной культуры как специфической части эететико-художественной в контексте социокультурного процессазучение форм и видов «второй природы» в ее художественно-эстетическом пекте и их роли в сохранении и трансляции культурных ценностей, влияния на тетическое развитие человека и его деятельностное самоосуществление через торически создаваемый предметный мирвращение к региональному аспекту развития художественных ремесел и коративно-прикладных искусств в их художественном своеобразии, рождающих >вые качества человеческой личности в связи с овладением новыми способами тетизации материально-предметного мираализ связи материально-художественной культуры с образованием в школах и зах для приобщения студентов и школьников к художественным ремеслам и коративно-прикладным искусствам, для осуществления процесса моидентификации, для приобретения творческих навыков не только в тктической деятельности в области декоративных искусств, но и в любой другой стельностиарактеристика дизайн-деятельности как нового способа эстетизации материально-едметного мира в индустриальном и постиндустриальном обществах и механизма армирования через создаваемую человеком материально-художественную культуру вого образа человека, нового типа мышления, нового социально-психологического роя, нового социокультурного континуума личности в целом, отличающие ее так щественно от человека традиционного общества.

Теоретико-методологической основой исследования является социокультурная) нцепция эстетического развития человека, в которой он выступает творцом и творением /льтуры, а культура — способом его деятельностного самоосуществления. Значимым жцептом исследования выступает эстетический процесс, состоящий из 3-х !аимосвязанных уровней (субъективации, объективации и вторичной субъективации) и 5еспечивающий в своей целостности эстетическое развитие человека.

В исследованиях творческой деятельности применен системный подход: /дожественная культура, состоящая из различных форм художественно-творческого звоения мира человеком, развивается как вовне, так и внутри структуры. Двойная аправленность развития предполагает наличие как общих черт, так и специфических личий, позволяющих выделить тот или иной вид искусства из художественной культуры шссматривать его как самостоятельную целостность.

Эмпирической базой исследования является художественная культура, звивающаяся как система в двух типах, один их которых предстает как «чистое», зящное", самостоятельное искусство, создающее только художественный образ. Второй п в этой системе предстает как художественно-прикладная культура, вливающая гетический аспект в другие виды человеческой деятельности (спорт, педагогику, этику, литику и т. д.). В этом таше художественной культуры на основании общности 1ИНЦИПОВ создания художественного образа «чистых» и прикладных искусств щеляется подсистема материально-художественной культуры, имеющая свою ецифику, что до сих пор не стало методологическим основанием теоретико-тетической мысли.

Методологическим основанием работы являются также философско-тропологические исследования, в которых культура, ее исторические модификации отделимы от рассмотрения культурно-исторического содержания меры человеческого вершенства или идеала, что позволяет представить эстетическую культуру человека через льтурные тексты художественных ремесел, декоративно-прикладных искусств и дизайна развитиикультурантропологические теории человека в его историческом и щивидуальном своеобразииисследования в области теории и истории декоративно->икладных искусств и дизайна. аучная новизна исследования: ецифика формирования человека в художественно-эстетическом процессе средствами родных художественных ремесел, декоративно-прикладных искусств и дизайна кшочается в том, что эстетизация человека происходит через создание художественного юдмета, в отличие от «чистых» искусств, в которых эстетизация человека осуществляется лько средствами художественного образауществление эстетического процесса в своей целостности формирует модельятельности человека, создающую продуктивный тип мышления, позволяющийловеку создавать новое, свободно ориентироваться и решать проблемы в других щах деятельностидизайн как новый способ эстетизации материально-предметного мира отличается оей проектно-технологической основой от народных художественных ремесел, коративно-прикладньтх искусств и объективирует в себе новые качества человека, >рмирует их.

Исходя из указанных пунктов новизны диссертационного исследования, на защиту шосятся следующие основные положения:

Эстетико-художественная деятельность в области народных художественных ремесел, екоративно-прикладных искусств и дизайна осуществляется не только по общим с чистыми искусствами" принципам, она отличается от них бифункциональностью, а также заимодействием с человеком. Деятельность в области преобразования предметного мира редполагаст эстетизацию человека через создание предмета, формирует человека через геру определенных антропологических свойств (антропометрических, эргономических, рактических, технических, экономических, экологических и нек. др.), которые и создают расоту.

Осуществление эстетического процесса в своей целостности формирует модель деятельности человека, создающую продуктивный тип мышления, оспроизводящий человека творческого, способного создавать новые культурные >бразцы, свободно ориентироваться в меняющейся социокультурной ситуации и ворчески решать проблемы в других видах деятельности;

Дизайн есть новый способ эстетизации материально-предметного мира, который личается своей проектно-технологической основой от народных художественных месел, декоративно-прикладных искусств и объективирует в себе новые качества циально-психологической меры человека посттрадиционного общества, а также, ответственно, формирует их. горетическая значимость исследования для философии, культурологии, шософской антропологии, философии культуры и педагогики заключается в ссмотрении процесса художественно-эстетической материальной деятельности как циокультурного, эстетически формирующего разнообразный предметный мир человека в ответствии с идеалом. Это способствует осознанию принадлежности человека к сообзству на основе единства социально-психологической общности эстетизированной еды окружения и трансляции в новое поколение художественнокультурных.

Иностей в их национальном и общечеловеческом значении. Полученные.

11 оретические результаты дополняют концепцию социокультурного процесса деятельно-л в искусстве, поскольку обычно специфика самой материально-художественной льтуры и ее своеобразия в формировании духовно-эстетической экзистенции человека не осматриваются. Общетеоретическое и методологическое значение обусловлено зможностью использовать материалы и выводы диссертации в изучении материально-дожественной культуры через многообразие ее видов (народные художественные месла, декоративно-прикладные искусства, дизайн) как способа эстетического бытия ловека. Отсюда важным является представление теоретических и практических нований для понимания целей создания и освоения материально-художественной культуры, я созидательной деятельности человека, вносящей красоту в человеческое бьтгие как тологическую и антропологическую структуру. Эстетизация человеческого бытия является толошческой и антропологической проблемой и ее исследование раздвигает границы учения зытии, так как предлагаемые решения дополняют его параметры и позволяют рассматривать гетическую составляющую в ее материально-художественной разновидности.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материал может быть яроко использован в высших учебных заведениях, в колледжах культуры, в школах и мназиях гуманитарного профиля, где читаются курсы «Материально-художественная лыура», «Народные и декоративно-прикладные искусства», «Теория, история и практика вайна», «Культурология», «Мировая художественная культура» и т. д., в процессе дожественно-эстетического воспитания дошкольников, школьников, студентов, в скурсиях по центрам материально-художественного творчества, музеям художественно->икладного искусства, материально-художественного творчества, ремесел, выставкам такого г содержания, что прививает любовь к красоте, природе, истории. пробация работы. Материалы исследования легли в основу выступлений автора на 1учных конференциях Сибирской школы молодого ученого (Г. Томск, 1999, 2000,)01, 2002 гг.), 3-й Всероссийской тьюторской конференции (Томск, 1998),российского семинара молодых ученых «Дефиниции культуры» (1999), негодных региональных, общероссийских и международных конференциях •удентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: проблемы и фспективы» (1997,1998, 1999, 2000, 2001, 2002), городской научно-практической шференции «Сибирские Афины: вчера, сегодня, завтра» (2000 г.). Материалы игспрдовзник бг. тпт* мсппгтгллкянм к тактических занятиях со студентами п IIV ппи тоовелении kvdcob «Эстетика».

Л. V 1 i Г А.

Материально-художественная культура и труд". «Дизайн. Основы проецирования».

Структура диссертации подчинена целям и основным задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем работы — 146 стр., количество источников в списке литературы — 395.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации рассмотрены народные художественные ремесла, декоративно-прикладные искусства и дизайн, их специфические особенности в контексте социокультурной концепции, согласно которой культура выступает способом самоосуществления человека, а человек рассматривается как творец и творение культуры, организатор планетарного бытия, создающий материальную и духовную культуру, осуществляя негэнтропийные способы преобразования мира, как гармонизацию предметно-вещной среды с мерой человеческого совершенства. Являясь открытой системой, активность которой возникает на основе ее взаимодействия с внешней средой, человек создает программы, поддерживающие самосохранение и саморазвитие человека через создаваемый мир художественной культуры.

Эстетический идеал выступает конкретно-исторической целью, мерой человеческого совершенства, к которой человек стремится в своей экзистенции и, достигая этой цели, устремляется дальше к новым духовно-эстетическим горизонтам.

Деятельностный процесс субъективации-объективации-вторичной субъективации уже созданного позволяет представить творчество в области материально-художественной культуры как процесс эстетического развития человека через созидание и освоение созданного художественно-предметного мира. Поскольку без деятельности эстетического опредмечивания, то есть создания художественного произведения, деятельностный социокультурный процесс не состоится, то весь процесс назван эстетико-художественным.

Эстетическое бытие человека осуществляется в художественной деятельности, включающей в себя совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в разных видах искусства.

Развившаяся на фундаменте эстетического практически-духовного отношения человека к миру художественная деятельность относится к миру материальной и духовной культуры. Эта мысль, к сожалению не укоренившаяся в отечественной эстетике, подтверждается диссертантом анализом зарубежной и той отечественной эстетической мысли, которая продуктивно работала над пониманием взаимосвязи художественного и эстетического. Процесс деятельностного освоения мира человеком обозначен диссертантом как эстетико-художественный, а материально-художественная культура — как эстетизация предметно-вещного мира, а через него и человека. Эстетизация предметно-вещного мира является неотъемлемой частью художественно-эстетической культуры, входящей во второй тип эстетико-художественной деятельности, который назван нами художественно-прикладным. Из всей художественно-прикладной культуры мы выделили материально-художественную культуру народных художественных ремесел, декоративно-прикладных искусств и дизайна, в которых эстетический фактор вливается в материальную деятельность. Остальные виды художественно-прикладной деятельности, в том числе и в области духовных видов деятельности ждут своего дальнейшего рассмотрения. Это художественно-прикладные виды деятельности в спорте, педагогике, медицине, политике. Архитектура так же относится к художественно-прикладной деятельности, так как художественный фактор вливается в строительство, и мы коснулись ее лишь частично в связи с индустриальным дизайном.

Диссертантом рассмотрены способы эстетизации предметного мира. Это народные художественные ремесла, развивающиеся в своем своеобразии, выполняющие свою художественно-культурную функцию сохранения преемственности, коллективностидекоративно-прикладное профессиональное индивидуальное творчество, развивающееся на основе всего богатства национальных и мировых традиций, опирающееся на традиции и каноны народного искусства лишь в той мере, в какой это необходимо для воплощения в реальном материале своего индивидуального замысла, синтеза в творчестве образов различных культур со своими представлениями для создания предмета в собственном стилесамодеятельное творчество, которое носит черты непрофессионализма, выражающиеся в непонимании языка профессионально-художественного искусства, или в неумении синтезировать образы со своими представлениями, в недостаточном владении приемами обработки материала, однако открывающее новых авторов и мастеров, питающее профессиональное искусство.

Творчество в области декоративно-прикладных искусств есть создание и еобразование вещного мира, где мерилом становится сам человек во всей своей циагтъной и духовно-культурной значимости. В связи с этим особое значение иобретают декоративно-прикладные искусства в образовании, что представлено в ссертации с учетом собственного преподавательского опыта.

В диссертации показаны позитивные наработки в зарубежной практике еподавания декоративных искусств вальдорфской педагогики, японской школы рез преподавание такого предмета, как бидзюцу. Даны рекомендации по пользованию педагогической практики преподавания пластических искусств родной школы Л. Н. Толстого. Выявлено значение этого предмета в развитии ловека: освоение деятельности в области декоративно-прикладных искусств дает нимание деятельности в любой другой сфере жизни человека. Осуществление гетического процесса в своей целостности обеспечивает эстетическое развитие ловека, поднимает его на новый уровень духовности, формируя модель ятельности, обеспечивающую создание человеком новых культурных образцов.

В диссертации исследована практика преподавания пластических искусств в школе программе Б. М. Неменского. Отмечено, что Б. М. Неменский совершенно верно четает преподавание изобразительных искусств, художественные ремесла и дожественное конструирование (постройки). Однако он утверждает, что художественное пиление «участвует» только «в формировании среды человеческого общения», отодвигая тщательную деятельность на второй план. Создавая свою концепцию, он опирается на зретические основы, не учитывающие отличий в направленности процесса эстетизации кусств «чистых» и прикладных. Изобразительное искусство как вид относится к типу состоятельных искусств и помогает овладению рисунком, опытом создания тожественного образа Эстетико-художесгвенное воздействие здесь направлено на шание человека, поскольку изобразительная деятельность соотносится с принципами воения станковой живописи ненриютадного искусства. В прикладных искусствах процесс гетизации осуществляется опосредовано, через предмет, и предполагает не только создание эбражения или проекта, но и воплощение этого проекта в материале, что способствует житию творческих навыков преобразования предметной среды. При обучении ремеслам и нсгруированию нельзя подменять декоративно-прикладное творчество и дизайн рисунком, с как способность к эстетизации предметного мира в этом случае не разовьется.

Диссертант отмечает, что четкая постановка цели на уровне процесса бъективации: прохождение пути от замысла до его конкретного результата, а менно логическое осмысление начинающим творцом пути воплощения адуманного проекта, четкая, осмысленная проработка всех его деталей озволяет уменьшить количество неудавшихся вещей в творческой еятельности, позволяет достигнуть большего совершенства в их выполнении, анализ преподавания трудового обучения показал, что процесс эстетизации в бщем образовании проводится в усеченном варианте. Такой подход в реподавании формирует модель деятельности человека, создающую г продуктивный тип мышления, когда человек может создавать только по бразцу, действовать по указанию, не умея самостоятельно мыслить, а недовательно и создавать новое. Только осуществление эстетического процесса своей целостности позволяет сформировать продуктивный тип мышления, ормирует модель деятельности человека, включающую создание новых ультурных образцов.

В диссертации показано, как в сложившейся новой социокультурной ггуации постиндустриального общества, предполагающего интенсивное эявление новых технологий создания человеческого жизнеобеспечения, зиверсальной формой эстетизации предметного мира стал дизайн, кцентировано внимание на том, что дизайн — это новый способ эстетизации, -нованный на воплощении человеческого масштаба проектно-промышленным утем. Красота здесь — следствие того жизненного синтеза, который включает вбя социологическое, инженерно-экологическое, эргономическое, сономическое, антропометрическое решение произведения дизайн-гятельности. Даны отличия дизайна от декоративно-прикладных искусств, екоративно-прикладньте искусства — это предметы художественно-творческой гятельности человека, которые объединяют в себе эстетические и ункциональные свойства, выполнены вручную и носят индивидуальный 1рактер, поскольку хранят тепло и энергию своего творца, а художник в своем юрчестве опирается на древние родовые традиции тех или иных культур.

Предметы дизайн-деятельности проектируются человеком, изготавливаются промышленным способом, выпускаются партиями. В результате производятся абсолютно одинаковые вещи, которые не несут индивидуальной энергетики художника-конструктора. Это уже продукт деятельности машины. Дизайнер в своем творчестве опирается на образы, присущие современному информационно-индустриальному ритму жизни человека.

Деятельность выдающихся дизайнеров и архитекторов, таких как Ван де Вельде, В. Гропиус, Г. Майер, Ле Корбюзье, Ф.-Л.Райт, Мис ван дер Роэ, К Танге, Д. Нельсон и др., приводит к возникновению мирового дизайна, который делает современный мир предметом искусства и поднимает искусство на уровень фантастических возможностей машинной цивилизации. Новые эстетические критерии рождают новые формы индустриального искусства, новое видение красоты материально-предметного мира, новый стиль жизни человека, рождая новые системы ценностей, соответствующие мироощущению человека с новым мышлением, психологией, образом мыслей и мировоззрением, человека информационного общества, ориентированного на космо^антропоцентризм и культурный полифонизм постмодерна.

Задача дизайнера состоит в том, чтобы соотнести композиционное пространство предметного мира с особенностями восприятия человека. Эти особенности типологизированы в одном из направлений современной структурной психологии — нейролингвистическом программировании (НЛП). Диссертантом рассмотрены взаимоотношения «человек — вещь», «вещьчеловек», но в объяснительной картине рассматриваемых взаимодействий использована далеко не вся типология уровней ментального программирования человека.

В диссертации показано, как классификационно-оценочный эталон (культурный образец), с помощью которого осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и отличии от других, влияет на эстетическое развитие человека. Если человек взаимодействует с предметной средой на уровне обыденной практики, результатом которой является лишь частичная ассимиляция человеком культурных образцов в виде стереотипизированных, слабо осознаваемых шаблонов поведения и взаимодействия, и это взаимодействие носит неосознанно-практический характер, эстетического развития не происходит. Культурный образец в этом случае выступает как социокультурный стереотип.

На уровне эстетико-художественной практики порождения новых форм и стилистических ценностей, в процессе создания человеком уникальных культурных образцов, способных создавать культурные стили, фундаментальные эталоны, позволяющие на их основе обновлять культуру, когда культурный образец выступает как программа с высокой степенью информативности, проблемно-разрешающей способности, ценностной и нормативной значимости, он обозначен диссертантом как социокультурный идеал.

Предметный мир, вступая в область общественного бытия, служит не только удовлетворению утилитарных потребностей человека, а, обладая свойствами и качествами своего творца, выступает как один из факторов формирования новых культурных образцов и метапрограмм человека, способствующих его самоидентификации. Вещь в ходе общественного функционирования является одним из тех культурных оснований, которые объединяют разных людей.

Вещь как продукт современного дизайна — по-прежнему является яркой характеристикой человека, отражением его духовного мира, но мира человека постиндустриального, информационного общества. Дизайн, как источник новых технологий, универсальной эстетизации предметной среды интегрирует новые всесторонние способности индивида, формируя его неповторимость. эождение новых качеств человеческой личности запечатлеваются в создаваемом человеком материальном мире: его идеальные цели, ценностные >риентации, эстетические ценности, его знания, мир мотиваций, нравственные адеалы, различные оттенки обыденного сознания, самые разнообразные духовные состояния. Вторая природа, сохраняет и транслирует новые культурные основания, базирующиеся на современной культуре дизайна. Предметный мир человека несет в себе воплощенную меру предмета и меру человека, и эта взаимосвязь определяет создание предметной среды, ее универсальную эстетизацию в современном промышленном дизайне, выводя человека, тем самым, на новый уровень экзистенциального бытия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.А. Методологическая модель объекта дизайна// Техническаяэстетика. 1982. — № 9. — С. 10−14.
  2. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. М., 1935, Т.1.- 625 с.
  3. Американская философия искусства. Екатеринбург: Деловая книга, 1997.320 с.
  4. Р.П. Энциклопедия моды. СПб.: Изд. «Литера», 1997. — 416 с.
  5. В.Р. Художник и предметное творчество. М.: Сов. Художник, 1987.-231 с.
  6. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1994.- 392 с.
  7. Ю.Л. Категориальный статус и содержание понятияхудожественная культура//Этика и эстетика. Киев, 1990. — Вып. 33.
  8. А.С. Философские основы социокультурной теории//Вопросыфилософии. 2000. — № 9. — С. 29−45.
  9. А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян.1. Л., 1983.
  10. Ю.Барадулин В. Роспись крестьянского дома// Декоративное искусство. 1979. — № 3. — С. 20−23.
  11. П.Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. — 256 с.
  12. Бегенау 3 Г. Форма, функция, качество. М.: Мир, 1969. — 168 с.
  13. Т.Г., Бордюговский Н. И., Белан П. И. Основы дизайна для старшеклассников// Техническая эстетика. 1990. — № 8. — С. 13.
  14. Н.Белянин В. П. Введение в психолингвистику. М., 1999. — 78 с.
  15. В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избр. эссе. -М., 1996.
  16. Т.О., Неклюдова Т. П. Дизайн костюма. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.- 448 с.
  17. Т.О. Основы художественного проектирования костюма и художественной графики. Ростов — на Дону: Феникс, 2001, — 320 с.
  18. Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М:. Искусство, 1994, — 544, 510 с.
  19. Н. А. Творчество и объективация. Минск: Экспресс, 2000, — 304 с.
  20. B.C. Диалог. Сознание. Культура. М.: Наука. 1989. — 418 с.
  21. B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. — 412 с.
  22. И. Я. Дымковская игрушка. JL: Художник РСФСР, 1988. — 333 с.
  23. О.Я. Золотое сечение в природе и искусстве//Техническая эстетика. -1992.№ 1. -С.10−14.
  24. . Прозрачность зла М.: Добросвег, 2000. — 258 с.
  25. А.В. Первые шаги в дизайне///Техническая эстетика. 1990, — № 9 — С. 13−14.
  26. В.П. Философские основания воспитания эстетической культуры. Дис. докт. филос. н. СПб., 1993. — 285 с.
  27. Г. В. Предметный ансамбль древнерусского жилища// Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер — архитектура — среда. ~- М.: Изобр. Искусство, 1988. С. 140−161.
  28. Н. Театр изображений// Декоративное искусство. 1979. — № 4. -С. 24−27.
  29. Н.В., Сысоева JI.C. Развитие культуры дизайна как преодоление эстетического провинциализма на рубеже XXI в. //Вестник ТТПУ. -1998. С. 68−70.
  30. Г. А. Родословная вещей. М.: Знание, 1991. — 232 с.
  31. О. Художественность// Декоративное искусство. 1987. — № 3. — С. 22 — 27.
  32. Г. Несколько тезисов о народном искусстве.// Декоративное искусство. 1988. — № 2. — С. 8−9.
  33. Г. К. Древнерусский ансамбль как образ мира// Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер — архитектура — среда. — М.: Изобразительное Искусство, 1988. — С.97−140.
  34. В. Тайна простых образов// Декоративное искусство. 1980. — № 4. — С. 32−33.
  35. Ван де Вельде А. Общие замечания о синтезе искусств// Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972. — С. 83−97.
  36. В.М. Целостность эстетического сознания: деятельностный подход (опыт филос. анализа). Томск: Изд. ТГУ, 1992. — 153 с.
  37. И.И. История искусства древности. Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 2000. — 800 с.
  38. В.В. Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты. Автореферат докт. дис. -СПб., 1999.-21 с.
  39. М. Промыслы или промышленность // Декоративное искусство. -1986. -№ 2.-С. 35−37.
  40. Д.А. Семь вождей: В 2-х книгах. Кн. 1. М.: АО «Издательство «Новости», 1996. — 496 с.
  41. В. Внутренняя противоречивость самодеятельности// Декоративное искусство. -1981. № 3. — С.22−26.
  42. Ю.Д. Созидающая сила искусства. -М.: Знание, 1980. 40 с.
  43. Н.В. Искусство предметного мира. М.: Знание, 1977. — 63с.
  44. Н. Античный сад// Декоративное искусство. 1986. — № 2. — С.41−45.
  45. JI.C. Психология искусства. Ростов — на — Дону: Феникс, 1998, -480с.
  46. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  47. Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
  48. .М. Компьютеры и искусство//Человек. 2001.- № 4.С.114 -126.
  49. Т. Эхо далеких времен//Декоративное искусство. 1980, — № 7. — С. 8−9.
  50. Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968. Том 1.-312 с.
  51. Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1969. Том 2. — 325 с.
  52. Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971. Том 3. — 621 с.
  53. .С. Философия образования для XXI в. (в поисках образовательных концепций) М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  54. А. Прикладное завтра, декоративное — вчера// Декоративное искусство, — 1999. — № 1−3. — С.5−6.
  55. И.А. Обломов. -М., 1983.-559 с.
  56. С. А вы пробовали гипноз? СПб.: Лань, 1995. — 208 с.
  57. Н.М. Школа мастеров// Программы. Начальные классы (1 4). -М.: Просвещение, 1998. — С. 528 — 546.
  58. Э. История искусства. М., 1998. — 688 с.
  59. А.П. Гуманистический потенциал предметно-пространственной среды. Автореферат дис. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 1998.21 с.
  60. Д. Фирменный стиль как новая религия/ЛЗото Sapiens (Дом Разумный). Город, человек, дом. 2000. — № 3 (4). — С. 138−141.
  61. А. Вячеслав Колейчук: «Я продолжаю классические традиции."// Мир дизайна. 2000.- № 1. — С.46−51.
  62. С. Матрешка, несущая жизнь//День добрый, 13 апреля 2002 г. -С. 13.
  63. В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 1971. — 287 с.
  64. .Л. Западная философия культуры. Тверь: Лиан, 1997. — 288 с.
  65. П.С. Философия культуры. Пособие для студ. туманит, вузов. М.: Аспект-Пресс, 1994. — 316 с.
  66. Э.Н., Турганинова Ю. И. Введение в философию образования. -М.: Логос, 2000.-224 с.
  67. А., Глазычев В. Мир Архитектуры: лицо города. М.: Мол. Гвардия, 1990. -350 с.
  68. Е. Назад к кукле//Спутник, 1990. — № 12. — С. 108−113.
  69. Г. Л. Русская игрушка. М.: Советская Россия, 1987. — 195 с.
  70. О.В. Эстетитка. М.: Аз, 1995. — 280 с.
  71. А.Л. Дизайн и проблемы перестройки образования. // Техническая эстетика. 1987 — № 9 — С. 18−19.
  72. А.Л. Начало Баухауза //Техническая эстетика. 1989, — № 12. — С. 2429.
  73. Дизайн и эстетическое воспитание: круглый стол//Техническая эстетика. -1986, — № 4. С. 7−12.
  74. . Сады. Л.: Наука, 1987. — 229 с.
  75. ДерридаЖ. Письмо и различие. -М: Академический Проект, 2000. 495 с.
  76. Дефиниции культуры: Сб. трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. Томск: Изд. ТГУ, 1996. Вып. 2. — 200 с.
  77. Л.М. По законам красоты: Эстетика труда. М.: Просвещение, 1990.- 204 с.
  78. . Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985. — 137 с.
  79. .С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1997. — 591 с.
  80. С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 1975. — 192 с.
  81. Ю.Ю. Проблема формообразования в декоративно-прикладном искусстве культур палеолита неолита (на примере памятников Европы и бл. Востока). Автореферат дкс. — М. 1999. — 21 с.
  82. Т. Поп образ народного искусства. // Декоративное искусство. -1988. -№ 10. — С. 20−22.
  83. Т. Праздничный убор// Декоративное искусство. 1983. — № 10. -С. 17.93.3убкова Д. Общение с предметом на высшем уровне// Domo Sapiens (Дом Разумный). Город, человек, дом. 2000. — № 3 (4). — С. 100−107.
  84. . Космогонические представления наших предков// Декоративное искусство. 1980. — № 8. — С. 40−44.
  85. Изобразительное искусство и художественный труд 1−8 классы. Программы для средних уч. Заведений. М.: Проев. 1982. — 130 с.
  86. А. В. Идеи К. Маркса и формирование предметно-пространственной среды// Техническая эстетика. 1983. — № 4. — С. 1−4.
  87. А.В. Искусство, среда, время. М.: Сов. Художник, 1985. — 335 с.
  88. A.B. Формирование среды жилища и стиль жизни // Техническая эстетика. 1987. № 1. С. 33−35.
  89. М.А. Исследования и очерки. М.: Сов. Художник, 1976. — 284 с. Ильин М. Рассказы о вещах. — М., 1968. — 192 с.
  90. М.А. Русское народное искусство. М.: Мол. Гвардия, 1959. — 69 с. Ильин М. А. Русское советское народное искусство и художественная промышленность. — М.: Изд. МГУ, 1980. — 110 с.
  91. Э.Н. Социальные проблемы формирования специалиста в вузе. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. — 240 с. Канцедикас А. С. Народное искусство. — М.: Знание, 1975. — 55 с. 120 121 122,123,124,125,126,127.128 129 130 131 132 128
  92. А. С. Соблазн простых решений // Декоративное искусство.- 1987. -№ 1. С. 18−21.
  93. А. Философия прекрасного в Древней Руси//Человек. 1995.-№ 5. — С. 61−68.
  94. А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб, 1997. -510с.
  95. КарповаТ. Е. Феномен куклы в русской культуре. Автореферат канд. дис.- СПб, 1999. 24 с.
  96. Е.Н. Кич, или торжество пошлости. М., 1977. — 159 с. Кассин-Скотт Д. Иллюстрированная энциклопедия костюма и моды. — М.: Эксмо-Пресс, 2002. — 192 с.
  97. В.М. Плетение из ивового прута. М.: Легпромбытиздат, 1994. -350 с.
  98. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.-344 с. 134.135.136 137.138.139.140 141 142 143 144 144.146147
  99. Р. Огнепоклонники из политехнического//Буфф сад, 27 января 2000 г. С. 16.
  100. Е. Г. Народное прикладное искусство в трудовом воспитании младших школьников. Автореферат канд. дис. Чебоксары, 1998.-20 с.
  101. В.В. Декоративно-прикладное искусство негидальцев в системе культуры народов Приамурья. Автореферат канд дис. СПб, 1998. — 17 с.
  102. Н.М. Программа по трудовому обучению для 1−4 классов начальной школы «Художественный труд (основы дизайна) // Начальная школа. 1998, — № 10. — С.20 — 31.
  103. В. И. Самоидентификация личности, как философско-культурологическая проблема. Автореферат канд дис. М., 2000. — 21 с.
  104. Т., Раппе Т., Мебель: от Средневековья до модерна// Декоративное искусство. 1981. — № 6. — С. 48−49.
  105. Т.В. Школа: зерна дизайна ростки науки// Техническая эстетика. -1991. — № 11. — С. 5−7.
  106. Э.М. Подготовка учителей для свободных школ // Учительская газета. -1991. № 48. — С.6.
  107. Э.М. Свободные вальдорфские школы. М.: Парсифаль, 1993.- 38 с.
  108. Э.М. «Я» в развитии ребенка, подростка, молодого человека// Человек, 1999. — № 6. — С. 29−44.
  109. Красота это страшная сила//Рек-Таймс.2000.4ноября. — С.5.
  110. О.А. Эстетика. М.: Агент. Пресс, 1998. — 430 с.
  111. Кришталева J1. Одиссея Алессандро Мендини//8а1оп, 1999 — № 3. — С. 8291.
  112. И.К. Лада, или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота есть. М.: Мол. Гвардия, 1990. — 301 с.
  113. Ю. Кукла требует игры// Декоративное искусство, 1999. — № 1−3.- С. 12.
  114. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Феникс, 1 997 480 с.
  115. Культурология: учебное пособие/Сост. и отв. редактор А. А. Радугин.1. М.: Центр, 1998.-304 с.
  116. Культурология. История мировой культуры/Под ред. А. Н. Маркова. М.:
  117. Культура и спорт, 1998. 577 с.
  118. Культурология/Под ред. Г. В. Драча. Ростов-на Дону: Феникс. 1995.576 с.
  119. Культурология. Человек и общество. Словарь-справочник. Ростов-на
  120. Дону: Изд. «Феникс», 1996. 544 с.
  121. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетскаякнига- ООО «Алетейя», 1998. 447 с.
  122. Культура как способ бытия человека в мире: Материалы I Всероссийскойконференции. Томск, 1996. — 265 с.
  123. Культура как способ бытия человека в мире: Материалы II
  124. Всероссийской конференции. Томск, 12−14 октября, 1998/Под. ред. Ю. В. Петрова. Томск: Изд. НТЛ, 2000. — 396 с.
  125. Культура жилого интерьера. /Сб. статей под ред. И. А. Крюковой. М.:1. Искусство, 1966. 171 с.
  126. Культура и творчество/ Под. ред. Губмана. Тверь, 1995. — 179 с.
  127. Культура и эстетическое сознание. Петрозаводск: ПТУ, 1989, — 113 с.
  128. Культура славян и Русь. М.: Наука, 1999. — 540 с.
  129. Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995. — 277 с.
  130. Культура, техника, человек: диалектика взаимосвязи. Владивосток, 1991.- 159 с.
  131. Культурная антропология. СПб, 1996. — 188 с. 164 165.166167,168.169 170.171.172,173.174.175,176,177,178,179.
  132. Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в интегративном деятельностном поле курса «Основы дизайна». Канд. дис.-М» 2000.-С. 27−63.
  133. Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии, 2000. — № 6. — С. 3−18.
  134. Э. Новая наука об эволюции// Синергетика и психология. Тексты. Вып. 2. Социальные процессы. М.: Янус-К, 2000, — С. 94−108.
  135. И.Я. Культурология. Минск: Тетра Системе, 1999. — 543 с.
  136. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М.: Прогресс, 1977. — 303 с.
  137. В.А. Идеалы и реальность гуманизма// Вопросы философии. -1994,-№ 6.-С. 22.
  138. В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение// Вопросы философии, 2001. — № 2. — С 55−65.
  139. Лён С. Зураб Церетели. Постмодернизм: новое понимание новизны.// Декоративное искусство, 1998. — № 1 — 2. — С. 12−20.
  140. Лён С. Михаил Шемякин: от концептуализма к рецептуализму.// Декоративное искусство. — 1998 — № 1 — 2. — С. 27−31.
  141. В., Защепенков В. Психологические пружины BKyca//Salon, -1999-№ 2.-С. 106−111.
  142. В., Защепенков В. Психология кухни// Salon, 1999 — № 4. — С. 106−110.
  143. Д.С. Принцип ансамбля в древнерусской эстетике//Культура Древней Руси. -М., 1966. С. 110−141.
  144. Д.С. Поэзия садов: и семиотика садово-парковых стилей. Сад как текст. М.: Согласие. 1998. — 469 с.
  145. Н.О. Мир как осуществление красоты. М.: Прогресс-Традиция, 1998.-413 с.
  146. А.В. Собр. Соч.: В 8 т. М.: Худ. Лит., 1967. Т.7. — 734 с.
  147. А.В. Собр. Соч.: В 8 т. М.: Худ. Лит., 1967. Т.8. — 654 с. 180 181 182 183 184,185186.187,188,189.190,191,192.193.194.195.
  148. А.П. Пути к цивилизации. Философский аспект социальной культуры, культурной антропологии. М., 1997. — 118 с.
  149. М. В поисках образа вещи// Декоративное искусство, -1999. № 1−3.-С.9−10.
  150. К. Профессиональное, народное, самодеятельное// Декоративное искусство СССР. 1972. — № 9. — С. 5−7.
  151. К.А. К понятию декоративности// Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер — архитектура — среда. М.: Изобр. искусство, 1988. — С.287−334.
  152. Л. От бревенчатого дома до небоскреба. М.: Изд-во всесоюзн. акад. арх., 1936.- 170 с.
  153. Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. — 347с.
  154. А. От ковчега до паровика// Декоративное искусство. 1979. -№ 6. — С.9−12.
  155. .В. Философская антропология: очерки истории и теории. -СПб.: Издательство «Лань», 1997. 384 с.
  156. В. Наука в дизайн-образовании: невостребованные ресурсы//Техническая эстетика. 1990. — № 12гС.19−22.
  157. Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, 1973.- 146 с.
  158. Э. С. Теория культуры и современная наука. М: Мысль, 1983. — 284 с.
  159. Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000. -127 с.
  160. К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 41−174.
  161. К. Экономическо-философские рукописи 1857−1859 годов //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч 1. 559 с.
  162. К. Экономическо-философские рукописи 1861−1863 годов //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. 4.2. 618 с.
  163. Е.Ф. Философия красоты. Минск. 1999. — 335 с. 196,197 198 199 200 201 215 215 403 008,206207,208 209
  164. Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1972. — 590 с.
  165. Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М.: Искусство, 1969. Т.6. — 543 с.
  166. Материалы 1 Всероссийской конференции «Культура как способ бытия человека в мире». Томск, 1996. — 265 с.
  167. Н. От предмета к идее// Декоративное искусство. 1999. — № 1−3. -С.20−21.
  168. О.И., Сысоева JI.C. Философско-эстетическое и художественное образование как условие эстетического развития личности//Вестник ТГПУ. Серия: философия. — 1998. — С. 63 — 65.
  169. О.И. Современное образование: от односторонности рационализма к универсально-эстетическому подходу//Молодежь и наука: проблемы и перспективы. Том II. Томск: ТГПУ, 1999. — С. 208 212.
  170. О.И. Развитие декоративно-прикладных искусств в художественной культуре регионов и проблема эстетической самоидентификации личности/ТВестник ТГПУ. Серия: философия, культурология. — 2000. — № 7. — С. 46−52.
  171. А.Г. Экспериментальная программа по методике художественного труда. Программы педагогических институтов. М., 1989, — 32 с.
  172. Г. Б. Архитектоника промышленных форм. М., 1974. — 180 с.
  173. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молод, гв., 1990. — 351 с.
  174. МожаеваЕ.М. Русские игрушечные кони. М.: Сов. Россия, 1976. — 128 с.
  175. JI. Красота и польза мебели// Декоративное искусство. 1987. -№ 6. — С. 2−5.
  176. Моран, Анри де. История декоративно прикладного искусства от древнейших времён до наших дней с приложением статьи Ж. Г. Талабо о дизайне. — М.: Искусство, 1982. — 577 с.
  177. У. Искусство и жизнь. М., 1973. — 511 с.210 211 212 213 214 211 647 680 488 642 281 130 164 224
  178. Р. Ткани модерна// Декоративное искусство. 1977. — № 2. С. 46−48.
  179. Н.С. Идеал проблема выбора, или воля к разуму// Вопросы философии. — 1995. — № 9. — С. 43−53.
  180. А. Люди и куклы // Декоративное искусство. 1987. № 5. С. 37−39. Народные мастера. Традиции, школы/Под ред. Некрасовой М. Вып. 1. -М&bdquo- 1985. — 295 с.
  181. Народные художественные промыслы// Россия. Энцикл. словарь. М.: Дрофа, 1998.-315 с. Народные художественные промыслы. Уч. пособие для худ. вузов/В.Г. Смолицкий, Д. А. Чирков, Ю. В. Максимов и др. — М.: Высш. шк. 1982. -216 с.
  182. Л. Культура хамства// Декоративное искусство. 1987. — № 9. — С. 23−26.
  183. М. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Сов. Россия, 1983. — 220 с.
  184. М. Место народного искусства в современной культуре // Декоративное искусство. -1987. № 3. — С. 14 — 15.
  185. М. Народное искусство духовный феномен// Декоративное искусство. — 2000. — № 1−2. — С.35−37. Нельсон Д. Проблемы дизайна. — М., 1971. — 208 с. 224,225.226.227.228.229.230.231.232,233,234,235.236 237,238239240
  186. О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молод. Гв., 1994. -334 с.
  187. .М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981. — 190 с.
  188. Н.П. Икебана. Японское искусство аранжировки цветов. М.: Изограф, 1996.-215 с.
  189. Е.Ф. Аранжировка цветов. Флористика. Мн.: 1111 «МЕТ», 1994. -438 с.
  190. Л.И. Школа и среда. М.: Знание, 1985.- 89 с.
  191. Ноосфера и художественное творчество. М.: Наука, 1991. — 280 с.
  192. А.А. Теория культуры. М.: Гранд, 2001. — 379 с.
  193. А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика//Человек. -2001. -№ 3, 4. С. 18−27.
  194. Э.А. Современная городская культура и человек. М.: Наука, 1987. — 193 с.
  195. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1998.-640 с.
  196. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. — 588 с.
  197. Ортега-и-Гассет X О точке зрения в искусстве/ http://www/philosophy.ru/library/ortega/zren.html
  198. Основы дизайна. Моделирование и макетирование изделий. М., 1999. -218 с.
  199. Основы теории художественной культуры. СПб.: Издательство «Лань», 2001.-288 с.
  200. К. Техника и философия// Это человек. Антология/Сост., вступ. Ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк, 1995. С. 250 — 265.
  201. Т. Система современных сообществ/Пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева. Под. Ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. — 270 с.
  202. Ф. Сделано в США. Истории вещей, которые создавали Америку: Очерки по истории американского дизайна. М.: Олимп, 1997. — 400 с.
  203. Педагогические мастерские в альтернативной школе. Томск, 1991. — 36с.
  204. Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 1998. 640 с.
  205. Л.Б. Дизайн в средней школе: британскийэксперимент//Техническая эстетика. 1987. — № 6. — С. 24−28.
  206. О. Трагедия вещей// Декоративное искусство, 1999. — № 1−3.1. С.17−18.
  207. М.М. Теория культуры: конспект лекций. СПб.: Изд-во
  208. В.А., 2000. 64 с.
  209. А. Без оптимистической гипотезы: Спустя два года с началараспространения вальдорфской педагогики в России, стало понятно, что чудо не состоялось // Учительская газета. 1992. — № 5. — С. 18.
  210. А. И Пена на вальдорфской волне// Учит, газ., 1991, — № 48.1. С. 1.
  211. А.А. Мысли о главном//Человек, 1999. — № 6. — С. 149−158.
  212. А. А. Символ и знак в народной культуре. М.: Лабиринт. 2000.480 с.
  213. И. Р. Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека сприродой. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  214. Программа с краткими методическими рекомендациями.
  215. Изобразительное искусство и художественный труд 1−8 классы. М.: Проев., 1982. — 130 с.
  216. Н.С. Психологический смысл труда. М., 1997. — 352 с. 254 255,256257.258,259 260.261262263,264 265,266,267 268,269270
  217. Путеводитель по НЛП: Толковый словарь терминов/Сост. В. В. Морозов. -Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2001. 272 с.
  218. Д. Дизайн юрты// Декоративное искусство. 1979. — № 5. — С. 2730.
  219. Райт Ф.-Л. Будущее архитектуры. М., 1960. — 247 с.
  220. П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986. 218 с.
  221. С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. М.: Знание, 1987. -63 с.
  222. Г. Харри Болей: «Дизайн должен излучать тепло."// Мир дизайна. -2000,-№ 1,-С. 29−31.
  223. И.В. Избранные письма в 2-х т. М., 1969. 455 е., — 463 с.
  224. Я.Н. Время и вещи: очерки по истории материальной культуры России XX века. Минск. 1990. — 303 с.
  225. С. Три формы бытования// Декоративное искусство. -1979.-№ 6.-С.21−25.
  226. В.М. Введение в культурологию. М.: Изд. Дом «Форум», 1997. -224 с.
  227. А.А. Художественная культура как фактор формирования индивидуальности. Канд. дис. СПб., 1999. — 143 с.
  228. Л. Метаморфозы: от предмета к вещи//Декоративное искусство. 1999. -№ 1−3. -С.19−20.
  229. В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. -М.: МЗ-Пресс, 2001. 252 с.
  230. Р. Музей культуры и быта народов Забайкалья// Декоративное искусство. 1977. № 1. — С.46−47.
  231. В. Обличья кича// Декоративное искусство. 1979. — № 4. — С.38−40.
  232. А.Б. Избр. труды. М., 1962. — 629 с.
  233. А.Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1969. — 295 с. 271.272.273.274.275.276.277,278.279.280.281 282,283284285,286
  234. В.Н. Философия развивающейся гармонии. 4.1. СПб.: ООО Петрополис, 1997. — 223 с.
  235. В.Н. Философия развивающейся гармонии. 4.2. СПб.: ООО Петрополис, 1998. — 268 с.
  236. В.Н. Философия развивающейся гармонии. 4.3. СПб.: ООО Петрополис, 1999. -288 с.
  237. В.И. Красота против энтропии. М.: Наука, 1990. — 176 с. Сапронов П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. — СПб.: Союз, 1998. — 560 с.
  238. К.А. 4еловек как творец и творение культуры//Вопросы философии. 1987. — № 6. — С. 132−136.
  239. В.В. Социальная природа художественного мышления. JL: Изд-во Ленинград, ун-та, 1982. — 143 с.
  240. В.В. Социальная природа искусства. Л.: Знание, 1976. — 11 с. Семенов В. Е. Социальная психология искусства — Л.: Изд. Лен. Ун-та, 1988. 168 с.
  241. В.Ф. Генезис проектной деятельности// Вопросы философии. -1984. -№ 10. С. 87−99. Сидоренко В. Ф. Образование: образ культуры// Техническая эстетика.1989. -№ 12. С. 1−2.
  242. В.Ф. Пути перестройки образования // Техническая эстетика.1990.-№ 1,-С. 5−7.
  243. В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. -М., 1990.
  244. В. Кожевенное искусство России// Декоративное искусство.1987. -№ 5. -С.14−17.
  245. Советское декоративное искусство, 1945 1975. — М.: Искусство, 1989.256 с.
  246. Современный словарь-справочник по искусству/ Научн. ред. и сост.
  247. А.А.Мелик-Пашаев. М.: Олимп, 1999. — 816 с.
  248. М.Н. Интерьер в зеркале живописи. М., 1986. — 228 с.
  249. М. Факультет безумных вещей//Декоративное искусство. 1989.-№ 10. С. 17−20.
  250. B.C. Собрание сочинений в 10 т. Т.2. М., 1998.
  251. И.Н. Куклы выходят на сцену. М.: Проев., 1993, — 160 с.
  252. О. В. Современная культурная ситуация как переход откультуры модерна к культуре постмодерна//Вестник ТГПУ. Серия: гуманитарные науки. — 2000. — № 3 (19) — С.7−9.
  253. С. Арт деко. Полеты художественной фантазии. М.: Белфакс, 1997. 128 с.
  254. Н. Предметный мир в жизни современного человека//
  255. Декоративное искусство. 1999. — № 1−3. — С.1−4.
  256. Т.И. Традиции и новации в отечественной культуре в аспектепроблем глобализации/Культура научного поиска. Томск, 2003. — С. 89−99.
  257. Н.П., Амбарян С. А. Вторая жизнь цветов. М.: Колос, 1994.287.с.
  258. С. Полосатая лошадь с длинной шеей// Декоративное искусство.1981,-№ 6.-С. 34−36.304 305 306 307 308.309.310.311.312.313,314.315.316.317.318.
  259. И.С. Искусство грима и прически. М.: Выс. шк., 1999. -192 с.
  260. JI.C. Социально-деятельностная концепция эстетического воспитания: дис. док. филос. наук, Новосибирск, 1990. — 377 с.
  261. JI.C. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание. -Томск: ТГУ, 1989. -212 с.
  262. JI.C., Махлина С. Т. Материально художественная деятельность и эстетическое воспитание. — Томск: ТГУ, 1993. — 184 с.
  263. Л.С., Приходько Д. Н. Эстетическая потребность и эстетическая деятельность. Томск: ТГУ, 1980. — 162 с.
  264. Л. С. Социокультурная концепция эстетического воспитания// Обновление эстетического образования учащихся и учителя. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции 7−10 января. М., 1998, — 180 с.
  265. Л.С., Сайфуллина М. В. Художественная культура как способ эстетического бытия человека//Вестник ТГПУ. Серия: философия, культурология. — 2000. — № 7. — С.40−44.
  266. Л. С. Антропологический образ культуры и его поиски на рубеже тысячелетий// Вестник ТГПУ. Серия: философия, культурология. -2000. — № 3. — С. 3−7.
  267. К. Архитектура и город//Курьер ЮНЕСКО. 1985. Апрель. С. 4−6.
  268. Творческое наследие У. Морриса// Декоративное искусство. 1984. — № 8. — С. 27−35.
  269. Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1968. — 648 с.
  270. А. Петр Первый. Томск: Издательство Томского университета, 1982.-768 с.
  271. А. Футурошок. СПб.: Лань, 1994. — 464 с.
  272. То ($лер А. Третья волна. М:. ООО Фирма, Изд. ACT, 1999. — 784 с.
  273. Л.Е. Образ города и городской среды. Автореферат канд. дис. -СПб., 2000.-19 с. 319 320 321 322 323 345 408.326327328329330331332
  274. А.В. Мифодизайн как метод социальной конвенции в маркетинговых коммуникациях. Автореферат канд. дис. СПб., 2000. -17 с.
  275. , Л., Ли К. Казахская юрта идеальный дом кочевника// Декоративное искусство. — 1980. — № 8. — С. 45−47.
  276. П.И., Королева П. С. Народные художественные промыслы. М.: Высш. шк. 1992. -160 с.
  277. А.Г. Дизайн в японской школе.// Техническая эстетика. 1988. -№ 6. — С. 11−16.
  278. Г. Ив Лион: Я сторонник интернациональной архитектуры//Мир дизайна. 2000. — № 2. — С. 6−10.
  279. Г. Школа camondo и принцип моделизации// Мир дизайна. 2000.- № 1. С.32−37.
  280. В.М. Гуманистическая роль образования и восиитания//Педагогика. 1999. — № 3. С. 62−65.
  281. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Издательство «Лань», 1998. — 448 с.
  282. Философия как учение о человеке/Уч. пос. под ред. Петрова Ю. В. -Томск: ТГУ, 1995.-208 с.
  283. А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000. — 496 с.
  284. П. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях// Декоративное искусство. 1982. — № 1.- С.25−29.
  285. Фохт-Бабушкин Ю. У. Человек в мире художественной культуры. М.: Наука, 1982. -335 с.
  286. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие личности. -М.: Наука, 1987.-222 с.
  287. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1987. -335 с.333 334 335 336 337 355 515 942 517 548 101 215 977 472
  288. Е.Н. Чистый источник: очерки о восстановлении народных промыслов. М.: Молод, гв., 1990. — 206 с.
  289. Э. Бегство от свободы. Ч. 1, 2. М.: Прогресс, Универс, 1995. -253 с.
  290. И.П., Логовеева Г. П. Методика трудового обучения с практикумом для специальности «Педагогика и методика начального обучения».// Программы педагогических институтов. М.: Просвещение, 1990. С. 230−240.
  291. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт, 1995. -424 с.
  292. Художник время — вещь// Декоративное искусство. — 1987. — № 11. — С. 838.
  293. О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. Мн.: Харвест, 1999.-312 с.
  294. М.Г. Эстетика. -М., 1958. 375 с.
  295. О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Образ и действительность. Минск: ООО «Попурри», 1998. — 688 с. Шпенглер О. Закат Европы: Всемирно-исторические перспективы. Т. 2. -Минск: ООО «Попурри», 1999. — 720 с.
  296. Р. Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки: (Пер. с нем.) М.: Парсифаль, 1993. — 39 с.
  297. Р. Основные черты социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего. Ереван: Ной. 1992.- 140 с. Штейнер Р. Философия свободы. Основные черты одного современного мировоззрения. — Ереван: Ной. 1992.- 224 с.
  298. Д. Культура посада: перед зеркалом, как перед иконой// Декоративное искусство. 1989. № 4. С. 33−34.
  299. А. Физика и реальность. Сборник статей. М.: Наука, 1965. -359 с.
  300. Эстетика/Под. Ред. А. А. Радугина М.: Центр, 1998. — 238 с. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — М., 1983. — 303 с. Эстетическая культура. -М., 1996. — 201 с.
  301. Эстетическая деятельность в социалистическом обществе. М.: Искусство, 1986. — 208 с.
  302. М. Неоконченная пьеса для механического. человека//
  303. Декоративное искусство. 1984. — № 4. — С. 24−28.
  304. К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. — 527 с.
  305. Ayllward В. Design educational in schcft. London, 1973.
  306. Chastel A. Introduction a l’histoire de l’art francais. Paris: Flammarion, 1993. -226 p.
  307. Davis F. Fashion, culture and identity. Chicago, 1992.
  308. De Liano I.G. Dali. Spain: Ediciones Poligrafia, S.A., 1990. — 141p.
  309. Gimenez-Frontin J.L. Theatre-Museu Dali. Tusquets. Electa Art Guides, 1994. -97 p.
  310. Dewey J. Art as Esperience N-Y.: Capricorn books, 1958. — 356 p.
  311. Liotard J.F. Le postmoderne explique aux enfants. Correspondance 19 821 985. Ed. Galilee, 1988. Pp. 105 — 114.
  312. Miller-Brockman J. A Histori of Visual Communication. N-Y., 1991.
  313. Minary B. The principals of japanes design education//"Domus» #3, 1978.p.20.
  314. Moles Abraham. Kicz czvli sztuka szczescia. Warszawa, 1978.
  315. Polska sztuka ludova. 1966. N 3−4. -P. 1−170.
  316. Sontag S. Notes on Camp// Against Interpretacion and Other Essays. N-Y.1966.-P. 251.
  317. Stein M. J., Heinze C.T. Creativity & the Individual. Clencoe. 1990.
  318. Woudhuysen J., Sudjic D. The new international style Design. London, 1991.
Заполнить форму текущей работой