Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль агитационного искусства в городской культуре Урала, 1917-1932 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определяется все более возрастающим интересом современников к истории русской кулыуры в целом и к такому яркому явлению, в частности, как искусство наглядной агитации 1920;1930;х гг. Обращение к агитационному искусству затрагивает большой историко-культурный пласт в развитии отечественной культуры и позволяет представить те процессы, которые происходили в культурной сфере страны и, в частности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности развития и своеобразие советской художественной культуры (1917−1932)
  • Глава 2. Становление и особенности агитационного искусства в уральской городской среде
    • 2. 1. Осуществление плана «монументальной пропаганды» на Урале
    • 2. 2. Праздничное оформление уральских городов
    • 2. 3. Развитие и своеобразие уральского политического плаката
    • 2. 4. Агитационное искусство в фарфоре и малой декоративной скульптуре
    • 2. 5. Оформление агиттранспорта. ,
    • 2. 6. Прикладная графика
  • Глава 3. Специфика предметно-пространственной среды уральского быта
    • 3. 1. Особенности формирования уральского городского быта
    • 3. 2. Участие урало-сибирских промыслов и ремесел в формировании городского быта
    • 3. 3. Своеобразие материального быта в уральской городской среде
  • Выводы
  • Список сокращений. Примечания
  • Литература. Приложения

Роль агитационного искусства в городской культуре Урала, 1917-1932 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

определяется все более возрастающим интересом современников к истории русской кулыуры в целом и к такому яркому явлению, в частности, как искусство наглядной агитации 1920;1930;х гг. Обращение к агитационному искусству затрагивает большой историко-культурный пласт в развитии отечественной культуры и позволяет представить те процессы, которые происходили в культурной сфере страны и, в частности, на Урале. Вопрос о том, как зарождалось и развивалось искусство молодой Страны Советов, приобретает сегодня особую актуальность в связи с необходимостью возрождения лучших культурных традиций прошлого, а также в связи с возникновением идеологических и социально-культурных предпосылок переосмысления художественного наследия советского периода с точки зрения влияния социальных, базисных устоев исследуемого периода на общую картину развития художественной культуры и обратного ее воздействия на социальное развитие страны.

В искусствоведческих исследованиях по этой теме основное внимание, как правило, уделялось освещению отдельных форм агитационно-массового искусства послереволюционного 15-летия Москвы и Петрограда. Изучение же названного художественного явления в провинции, которой традиционно был Урал по отношению к признанным культурным центрам, проводилось фрагментарно.

Предметом данного исследования является анализ агитационного искусства как культурологического феномена, воссоздающего картину уральской городской среды и быта 1920;1930;х гг., предопределяемую культурно-промышленной спецификой региона. Это художественное наследие представляет собой неоспоримую ценностьбез его изучения и знания невозможно правильно понять пути формирования современной отечественной культуры и общества в целом.

Теоретической базой исследования послужили работы А. В. Луначарского, посвященные вопросам развития социалистической культуры, а также крупнейших критиков послереволюционной эпохи Я. А. Тугенхольда, И. Ильинского, Н. Конрада, А. Гущина и других деятелей культуры 1920;х гг.

Вопросы, связанные с ленинским планом «монументальной пропаганды», ставшим отправной точкой в развитии агитационного искусства в Москве и Петрограде, освещены в исследованиях Б. Н. Терновца, М. Л. Нейман, А. И. Мазаева, А. С. Павлюченкова, Н. С. Степанян, А. А. Стригалева, В. П. Толстого, С.О.Хан-Магомедова и др., однако реализацию этого плана на Урале указанные авторы не рассматривают, ограничиваясь упоминанием отдельных видов агитационного искусства в Екатеринбурге. Более подробно тема агитационного искусства в Уральском регионе дается в описательно-систематических работах уральских искусствоведов Б. В. Павловского, А. Г. Будриной, Г. С. Трифоновой, А. Е. Волкова, Н. В. Казариновой, С. П. Яркова, В. А. Черепова.

Художественная среда и праздничные аспекты творчества художников послереволюционных лет отражены в работах А. Гущина, О. В. Немиро, А. Пиотровского, О. Цехновицера, А. И. Мазаева, А. А. Каменского, А. А. Стригалева.

Основы исследования декоративно-прикладного искусства промышленного Урала, оказавшего огромное влияние на развитие культуры края, заложили труды Б. В. Павловского. А работы В. А. Гуляева, В. А. Барадулина, В. Б. Семенова, И. Давыдова, А. А. Валова, М. Глинкина, С. Д. Лялицкой, А. С. Максяшина, Е. Н. Харитоновой, наряду с многочисленными публикациями научных сотрудников уральских музеев, позволили выявить специфику развития урало-сибирских промыслов в 1920;х гг., обозначили их место в истории культуры Урала и степень влияния на формирование предметного мира в бытовой среде.

Следует отметить ряд каталогов Свердловского государственного объединенного историко-краеведческого музея (ныне СОКМ) и Пермской государственной художественной галереи, в которых опубликованы описание и снимки экспонатов из музейных коллекций, являющихся прекрасными образцами советского агитационно-массового искусства. Авторы каталогов В. С. Булавин, Н. А. Гончарова, Н. Н. Новопашина и Т. Л. Сысоева впервые ввели в научный оборот художественные памятники из коллекций изобразительного и декоративно-прикладного искусства названных музеев, отражающие разнообразные формы агитационного искусства.

Исходя из того, что городской быт является частью городской культуры, было бы уместно проследить формирование уральского городского быта в 1920;1930;е гг. Для понимания специфики уральского быта чрезвычайно важна мемуарная литература известных уральских писателей Д.Н.Мамина-Сибиряка и П. П. Бажова, жителей уральских городов С. А. Захарова, художников Н. С. Сазонова, И. И. Туранского, краеведа Л. М. Каптерева.

Изучением культуры и быта горнозаводского Урала занимались как отдельные исследователи, так и этнографические экспедиции ГИМа, Русского музея, Уральского филиала ВНИИ технической эстетики, уральских музеев. Деятельность этих экспедиций была направлена на сбор и исследование материалов, отражающих формирование рабочих кадров в одном из важнейших промышленных регионов страны, а также формы материального быта, складывавшиеся в специфических условиях отдельных промышленных районов. Основное внимание экспедиции уделяли дореформенному периоду Урала, ограничивая свою работу индустриальными районами Среднего Урала.

В настоящее время пока не существует обобщающего труда, в котором целиком была бы воссоздана картина художественной культуры Урала с 1917 по 1932 г. с освещением доминирующих форм агитационного искусства, оказавших большое влияние на формирование уральской городской среды и городского быта.

Появление новых культурологических исследований, переосмысление художественного наследия и отсутствие обобщающих работ о роли данного процесса в развитии уральской городской среды, послужили причиной выбора темы, определили цели и задачи данного исследования.

Объектом исследования является художественная культура и городская жизнь на Урале на начальных этапах становления новой, социалистической формации в первые послереволюционные годы, в 1920;е — начале 1930;х гг.

Предмет исследования — разнообразные формы агитационно-массового искусства в городской среде, а также в быту городского населения Урала.

Цель исследования:

На основе фактического и документального материала изучить становление агитационного искусства и его исторически обусловленное взаимодействие с жизнью городавыявить широту распространения и степень проникновения агитационного искусства в частную жизнь человека, в его бытвыяснить место и роль агитационного искусства в культуре края.

Задачи исследования:

1. Выявить и обработать круг памятников, связанных с исследуемым периодом.

2. Реконструировать создание новой городской культуры на Урале с учетом местных традиций и региональных особенностей 1920 — 1930;х гг.

3. Показать видовое, тематическое и стилевое многообразие агитационного искусства в уральской городской среде.

4. Рассмотреть степень участия в бытопреображении и бытостроении профессионального искусства и основных уральских промыслов и ремесел.

5. Выявить художественный уровень и своеобразие агитационного искусства на Урале.

Границы исследования:

Данное исследование предпринято в рамках проблемы взаимосвязи и взаимовлияния искусства, городской среды и быта, в названный период, в среде уральских губернских городов, вошедших в Уральскую область (1923;1934), образованную в результате проведенного эксперимента административно-территориального районирования. При этом агитационное искусство в уральской городской культуре рассматривается здесь как по вертикали, в динамике своего исторического формирования, так и по горизонтали, в частности, в контексте его видового и жанрового многообразия.

Наиболее подробно изучается Екатеринбург, ставший административным и художественным центром Уральской области.

Настоящая работа не рассматривает архитектуру уральских городских ансамблей.

Методы исследования:

1. Анализ литературных источников.

2. Выявление и изучение материалов, в том числе музейных экспонатов, связанных с агитационным искусством.

3. Анализ документальных источников и фотоматериалов, найденных в архивах и музеях.

4. Систематизация обработанных материалов, фотофиксация.

Научная новизна:

Работа является первым специальным исследованием агитационного искусства и его роли в уральской городской культуре в период с 1917 по 1932 г.

Анализ фотои документальных источников дает представление о развитии и формировании основ городской культуры новой социально-экономической формации, наиболее тесно связанной с агитационными формами массовой культуры.

В работе показано рождение новых агитационных форм в уральской городской среде в обозначенный период, прослежена взаимосвязь агитационного искусства с деятельностью уральских промыслов и ремесел, дана характеристика наметившихся тогда художественных концепций.

Впервые комплексно исследуется создание новой городской культуры на Урале с учетом местных традиций и региональных особенностей.

Впервые в научный оборот вводятся экспонаты из разных коллекций уральских музеев, связанные с исследуемым периодом.

Выводы.

1. В ходе исследования из разных коллекций уральских музеев выявлен и обработан целый ряд экспонатов, связанных с исследуемым периодом. Из них более 120 единиц хранения из коллекций изобразительного и декоративно-прикладного искусства уральских музеев впервые вводится в научный оборот, в том числе: агитационные плакаты, лозунги, диаграммы, выполненные на металлеагитационная эмалированная посудаизделия из уральских камней с советской символикой и эмблематикой- «тематический» текстильлучшие образцы прикладной графики, начиная с театральной афиши и заканчивая конфетной оберткой. Также документальные источники и фотоматериалы, фиксирующие обновленную городскую среду и художественный уровень бытопреображения уральских городов.

2. На основе анализа изученных материалов впервые комплексно исследуется создание новой городской культуры на Урале с учетом местных традиций и региональных особенностей. Удалось установить, что специфической особенностью бытопреображения уральской городской среды является непосредственное обращение к деятельности традиционных уральских художественно-кустарных промыслов, продукция которых в 20-е гг. нередко выходила за рамки прикладных форм и поднималась до уровня монументального искусства. Ярким тому примером стал популярный на Урале памятник «Героям, павшим за революцию», выполненный из серого гранита (постамент) и чугуна (фигура рабочего с винтовкой в руке, опирающегося на рукоять молота), растиражированный во многих уральских городах.

3. Видовое, тематическое и стилевое многообразие агитационного искусства в уральской городской культуре говорит о плодотворном процессе, положившем начало обновлению публично-гражданского быта и оказавшем огромное влияние не только на формирование предметного мира в быту горожанина, но и на создание нового образа жизни.

Своеобразие агитационного искусства на Урале заключается в последовательном участии эстетических начал профессионального искусства начала 20-х гг., что обеспечило высокий уровень оформления городского пространства, к революционным праздникам и массовым театрализованным действам, и «бытового» искусства (обрядовые, игровые, фольклорные, любительские и самодеятельные формы творчества) второй половины 20-х гг., взращенного в многочисленных клубах и студиях на Урале («Синяя блуза», Пролеткульт), унаследовавшего высокий уровень предыдущего этапа. В этом смысле агитационное искусство, вероятно, больше, чем какое-либо другое, выражало эстетические потенции уральской культуры 20-х гг.

4. Выявлена доминирующая роль заметно идеологизированных в это время уральских промыслов и ремесел, сочетающих традиционные формы с новой советской тематикой, оказавших большое влияние на формирование предметно-пространственной среды уральского быта в специфических условиях хозяйственно-экономического развития края. Промышленная специфика региона отразилась не только в выборе материала (металл, камень, кость), но и в композиционных и изобразительных решениях, где наряду с традиционным оформлением изделий и новой советской символикой, портретами вождей, непременно присутствовал индустриальный пейзаж — или как обобщенный образ всей уральской индустрии (заготовки для запонок, обложка журнала «Товарищ Терентий», экслибрис акционерного издательства «Уралкнига» и т. д.), или с изображением конкретной фабрики, завода и даже отдельных заводских корпусов (гравированные подарочные охотничьи топоры, конфетные обертки «Уралмаш» и др.). Такие элементы в оформлении изделий позволяют говорить о влиянии специфики края на развитие городской культуры и ее влияние на быт, а следовательно, об уникальности этого явления в масштабах страны.

5. Художественный уровень агитационного искусства на Урале говорит о самоценности этого направления, развитие которого во многом определяли местные условия: военная обстановка в каждом отдельном районе (затянувшаяся Гражданская война и последствия колчаковщины, связанные с уничтожением первых революционных памятников, а также с разрушением и разграблением типографий, художественно-промышленного училища в Екатеринбурге и т. д.), наличие художественных сил (профессиональные уральских художников и самодеятельные, а также приезжие столичные художники, скульпторы, архитекторы) и местные традиции с характерной унификацией городского быта, складывавшегося из несколько усредненных, запаздывавших образцов столичной городской культуры и стабилизированных норм жизни уральского населения, связанных с кристаллизацией особого, промежуточного — полурабочего, полукрестьянского — образа жизни. Кроме того, массовое восприятие городского населения Урала, воспитанного на симбиозе старообрядческой культуры с ее строгой регламентацией поведения и быта и заводской культуры, также повлияло на художественный уровень агитационного искусства на Урале. Печальная участь, например, постигла аллегорические памятники, созданные Эрьзей («Освобожденный труд», «Уральским коммунарам»), оказавшиеся «далекими от вкусов и интересов народа». В то же время большой популярностью в оформлении митингов и демонстраций на Урале пользовалось производственное оборудование (прессы, станки и т. д.). Массивный механический паровой молот стал даже основой композиционного решения монумента «Борцам революции» в Перми (1920 г.) и вплоть до 1990;х гг. входил в герб города.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Я. Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма 1917−1932. М., 1962. 80 с.
  2. Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции. М., 1967. 63 с.
  3. Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования. М., 1971.223 с.
  4. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. М., 1984. 290 с.
  5. Агитпоезда ВЦИКа. М., 1920. 68 с.
  6. Н. 30-е годы: контрасты и парадоксы советской художественной культуры// Сов. искусствознание. 1989. Вып. 25. С. 5−38.
  7. A.B. Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963.
  8. И.А., Иванова И. В. Памятники вечной славы. Концепции и композиция. М., 1976. 208 с.
  9. Е. Ю. Социально-экономическое развитие городов Урала в 60−90-е гг. XIXв.: Автореф. дис.. канд. ист. наук. Екатеринбург, 1992. 21 с.
  10. К.А. Крупская в Прикамье // На Западном Урале. Пермь, 1969. Вып.5. С. 200−206.
  11. Л.А. Советский фарфор, 1920−1930 гг. М., 1975. 339 с.
  12. Е.Г. Города Среднего Урала: Прошлое, настоящее и будущее. Свердловск, 1983. 287 с.
  13. Н. и Т. Город как выразитель сменяющихся культур. Картины и характеристики. Л., 1926.
  14. H. и Т. Современники города. JL, 1927. 228 с.
  15. П.П. Дальнее-близкое. Свердловск, 1949. 192 с.
  16. П.П. Уральские были. Свердловск, 1951. 248 с.
  17. Д. Урал мастеровой // Урал. 1968. № 10. С. 127−155.
  18. Большая советская энциклопедия. М., 1970. Т.1. С. 180−182.
  19. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х. Материалы, документы, воспоминания. М., 1962. 403 с.
  20. А.Г. Памятники борцам: Календарь справ. Пермской области. 1969. Пермь, 1968. С. 157−158.
  21. А.Г. Уральский плакат времен гражданской войны. Пермь, 1968. 95 с.
  22. А.И. Ленинский план кооперирования мелкой промышленности СССР. М, 1969. Гл. 2.
  23. B.C., Гончарова H.A. Искусство, рожденное революцией: Темат. кат. произв. СГОИКМ. Свердловск, 1989. 104 с.
  24. С.С. Советская скульптура 1917−1967. М., 1967. 79 с.
  25. A.A. Тобольская резная кость. Свердловск, 1987. 191 с.
  26. В.М. Народное творчество. М., 1979. 294 с.
  27. А.Е. По ленинскому декрету // Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1985. С. 79−87.
  28. Вопросы отечественного и зарубежного искусства. М., 1975.
  29. Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. М., 1976. 382 с.
  30. Всеобщая история искусств. М., 1965. Т. 6., кн. 2. 480 с.
  31. Г. Облик человека революции // Декоративное искусство СССР, 1977. № 11. С. 32−40.
  32. В.И. Традиции и новаторство в советском искусстве. М., 1962.
  33. М.Ю. Мифы 30-х и сегодняшнее художественное сознание // Творчество 1988. № 10. С. 1−2
  34. М. Златоустовская гравюра на стали. Челябинск, 1967. 125 с.
  35. Э.П. Мировое значение советского изобразительного искусства. Л., 1959 50 с.
  36. О.М., Самойлов Б. С., Ячменев В. А. Гравюра на стали из Златоуста. Челябинск, 1994. 191 с.
  37. О.П. К истории развития Кусинского художественного литья // Художественный металл Урала XVIII—XX вв.: Материалы конф. Екатеринбург, 1993. С. 7790.
  38. О.П. Уральское художественное литье // Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур. 1700−1950 гг. Материалы междунар. научн конф. Екатеринбург, 1996. С. 202−208.
  39. В.А. Русские художественные промыслы 1920-х годов. Л., 1985. 157 с.
  40. A.C. Искусство в массовых празднествах и демонстрациях. М., 1930. 76 с.
  41. А. С. Оформление массовых празднеств за 15 лет диктатуры пролетариата. М.: Л., 1933.78 с.
  42. И. Тобольские косторезы. Тюмень, 1954. 72 с.
  43. Г. Л. Советская графика. 1917−1957. М., 1957. 181 с.
  44. Г. Л., Нурок А. Ю., Шантыко Н. И. Советский политический плакат. М., 1962. 443 с.
  45. Декрет о памятниках Республики // Декреты Советской власти. М., 1959. Т. 2. С. 95−96.
  46. Документы. Факты //Искусство. 1986. № 8. С. 32−36.
  47. A.C. Знаки воинской доблести. М., 1982. 110 с.
  48. В.Н. Теоретические работы. М., 1984. 367 с.
  49. Екатеринбургские высшие государственные мастерские // Урал, рабочий. 1920. 2 сент.
  50. Е., Колбас В. Окрыленные революцией // Отчий край: Поиски, находки, воспом. Пермь, 1987. С. 214−219.
  51. За социалистическую культуру. Культурное строительство в Прикамье (19 241 939): Сб. док. и материалов. Пермь, 1980.
  52. С.А. Это было недавно.: Записки старого свердловчанина. Свердловск, 1985. 190 с.
  53. И.З. Народная культура и предметный мир уральских рабочих // Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1988. С. 77−83.
  54. В., Таранченко И. Исторические памятники и памятные места Кургана. Курган, 1972.
  55. М.А. Русская резьба по кости. М., 1960. 86 с.
  56. Т.В. История искусств // Русское и советское искусство. М., 1989. 399 с.
  57. Из истории советской культуры. М., 1972. 167 с.
  58. Из истории строительства советской культуры. Москва. 1917−1918: Док. и воспом. М., 1964.283 с.
  59. Из истории советской эстетической мысли 1917−1932 гг. М., 1980. 455 с.
  60. Изобразительное искусство // Урал, рабочий. 1921. 7 нояб.
  61. Л.Е. Города Урала. М., 1951. Ч. 1. 421 с.
  62. Искусство, рожденное Октябрем. М., 1967.
  63. История искусства народов СССР. М., 1972. Т. 7. 438 с.
  64. История русского искусства. М., 1961. Т. 12. 615 с.
  65. История советского искусства. М., 1965. Т. 1. 304 с.
  66. Л.Б. Городская культура и пространство: Проблема центральности // Развитие городской культуры в формировании городской среды. М., 1976.
  67. М.С. Культура города и пути его изучения // Город и культура. СПб., 1992.
  68. Г. З. К вопросу об образе среды // Городская среда: Материалы науч. конф. М., 1989. Ч. 1.С. 17−26.
  69. Н.В. Художники Перми. Л., 1987. 192 с.
  70. Календарь памятных дат по Уралу на 1961. Свердловск, 1961. С. 176.
  71. A.A. Вернисажи М., 1974. 527 с.
  72. A.A. Романтический монтаж. М., 1989. 334 с.
  73. Т. Город Солнца. М., 1954. 228 с.
  74. Л.М. Екатеринбург в 1918—1919 годах: Рукоп. С. 23.
  75. Д.Л., Левинсон Н. Р., Лобанова Т. А. Положение и быт рабочих металлургической промышленности Урала: (материалы Средне-Уральской экспедиции 1949 г.). М., 1953. С. 184−214.
  76. А. Родственник в Кытлыме // Урал, следопыт. 1991. № 5. С. 15.
  77. Г. Реклама и плакат как орудия пропаганды. Л., 1925.
  78. С. Первая советская скульптура из фарфора // Декор, искусство СССР. 1977. № 11. С. 48.
  79. С. Первые советские медали и знаки // Декор, искусство СССР. 1977. № И. С. 44−45.
  80. А. Н.И.Бухарин. Эететика.Критика. Стратегия культурной революции. // Искусство. 1988. № 12. С. 21−25.
  81. А. Близнецы К.Клодта // Урал, следопыт. 1991. № 5. С. 14−15.
  82. Н.И. Запад и Восток. М., 1972. 496с.
  83. А.Ф. История «Уралкниги». Заречный, 1998. 23 с.
  84. В.Ю., Полищук Н. С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конец Х1Х-началоХХ в). М., 1971. 288 с.
  85. В.Ю. и др. Культура и быт горняков и металлургов Нижнего Тагила. М., 1974. 319 с.
  86. O.A., Ваганов A.C. Скульптурная летопись края. Челябинск, 1989. 238 с.
  87. С.Н. Златоустовская гравюра на стали // Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур. 1700−1950 гг.: Материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 1996. С.202−208.
  88. Ю. К истории одного подарка // Урал, следопыт. 1960. № 4. С. 16−21.
  89. Е. Ленинский план монументальной пропаганды. М., 1961. 27 с.
  90. Лубочные картины // Урал, рабочий. 1921. 19 нояб.
  91. A.B. Искусство и революция. М., 1924. 231 с.
  92. A.B. Вопросы культурного строительства. РСФСР. Доклады на ХЦУ Веер, съезде Советов. М.- Л., 1929. 141 с.
  93. A.B. Воспоминания и впечатления. М., 1968. 376 с.
  94. A.B. Об изобразительном искусстве. М., 1967. Т. 2. 391 с.
  95. С.Д. Молотовские камнерезы. М., 1975. 56 с.
  96. Л. Памятники старого Тагила // Тагил, металлург. 1997. 12 июля.
  97. А.И. Концепция «производственного» искусства 20-х гг.: Истор.- критич. очерк. M., 1975. 270 с.
  98. А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978. 392 с.
  99. А.И. Художественная среда революционной эпохи // Декор, искусство СССР. 1977. № 11. С. 18−29.
  100. К.А. Советское декоративное искусство. М., 1974. 332 с.
  101. H.H. Искусство в массы. М., 1930.
  102. H.H. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов: (Материалы, док., воспом.). М., 1962.
  103. В. Первые советские знамена // Декор, искусство СССР. 1977. № 11. С. 46−47.
  104. Н.И. Советское искусство. 1917−1932 гг. М., 1962. 63 с.
  105. H.A. Урал на всемирных выставках. Свердловск, 1981. 94 с.
  106. Т.Б. Оформление первых революционных праздников в Екатеринбурге // Вторые Татищевские чтения: Тез. докл. и сообщ. Екатеринбург, 1999. С. 243−246.
  107. Т.Б. Творчество С.Д.Эрьзи (Нефедова): «Екатеринбургский» период // В поисках истины: Интеллигенция провинции в эпоху общественных потрясений: Материалы науч.-практ. конф. Пермь, 1999. С. 113−116.
  108. Т.Б. Агитационное искусство и культура 1920-х гг. в Зауралье // Шадринская провинция: Материалы науч.-практ. конф. Шадринск, 2000. С. 11−13.
  109. Т.Б. Уральские «Окна РОСТА» // Урал, следопыт. 2000. № 11. С. 30−31.
  110. Монументальная пропаганда // Урал, рабочий. 1921. 9 февр.
  111. Д.С. Плакат на службе Октября. М., 1934. 25 с.
  112. Е.И. Маяковский в первые годы Советской власти. М., 1955. 216 с.
  113. Л.П., Владимирский Д. А. Исторические памятники Свердловска и Свердловской области. Свердловск, 1962. 148 с.
  114. М.Л. Искусство революционной эпохи. М., 1969. 56 с.
  115. М.Л. Рожденное Октябрем // Художник. 1967. № 2. С. 15−23.
  116. А.Г. Калинин в Прикамье // На Западном Урале. Пермь, 1969. Вып.5. С.333−335.
  117. Н.И., Сысоева Т. Л. Искусство, рожденное Октябрем: Революционный плакат и агитационный фарфор первых лет Советской власти. Кат. выставки. Пермь, 1987.48 с.
  118. Л. Резные изделия из мягкого камня. Пермь, 1990. 32 с.
  119. Е. Градостроительные планы первого революционного десятилетия // Искусство. 1987. № 2. С. 30−36.
  120. Октябрьская годовщина в Екатеринбурге: Искусство на улице // Урал, рабочий. 1919. 12 нояб.
  121. Л.П. Исторические памятники Шадринска. Челябинск, 1968. 92 с.
  122. Очерки истории Свердловска. Свердловск, 1958. 396 с.
  123. .В. Художники на Урале. Свердловск, 1948. 55 с.
  124. .В. Камнерезное искусство Урала. Свердловск, 1953. 152 с.
  125. .В. Леонид Викторович Туржанский. 1875−1945. М., 1953. 31 с.
  126. .В. Касли. Свердловск, 1957. 88 с.
  127. .В. Художники Свердловска. Л., 1960. 107 с.
  128. .В. Ленин и изобразительное искусство. М., 1974. 85 с.
  129. .В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М., 1975. 131 с.
  130. А. Документы о монументальной пропаганде // Искусство. 1967. № 4. С. 50−54.
  131. А. Великий Октябрь и творческая интеллигенция // Искусство.1987. № 11. С. 19−26.
  132. А. Великий Октябрь и искусство для миллионов // Искусство.1988. № 4. С. 7−13.
  133. А. Политика Коммунистической партии в области культуры (1917−1927)//Искусство. 1988. № 11. С. 3−9.
  134. В. Культура Два. М., 1996. 384 с.
  135. Н.М. Лысьва: Очерки краеведа. Кунгур, 1998.
  136. A.A. Культурная жизнь Шадринска в 1920-е годы // Шадринск 1920-х годов. Шадринск, 1999. С. 51−54.
  137. Т.Б. Уральский плакат яркая летопись агитационного искусства 1920-х гг. // Летающий пролетарий: Кат. выставки из цикла «Сокровища Белин-ки». Екатеринбург, 1998. С. 78−82.
  138. И. Ничего, кроме травы // Урал, следопыт. № 5. 1990. С. 57−60.
  139. А. Празднества революции // Жизнь искусства. 1927. № 45.
  140. .С. Эрьзя. Саранск, 1969.
  141. В.М. Изобразительное искусство и коммунистическое движение. М., 1976.
  142. В.М. Искусство XX века: 1901−1945. М., 1991. 303 с.
  143. В. Русский революционный плакат. Б.м.: ГИЗ, 1925.
  144. Ю.И. Монументальная летопись городов Урала. Екатеринбург, 1991. Т.1. 227 с.
  145. В.А. Гербы Союза ССР: Из истории разработки. М., 1987. 165 с.
  146. М.Е. Касли. Челябинск, 1940. 200 с.
  147. Л.П. Памятники и памятные места Тюменской области. Свердловск, 1980. 159 с.
  148. М. Советский политический плакат. 1917−1932. М., 1956.
  149. Н.С. Записки уральского художника. Л., 1966. 164 с.
  150. К. К созданию Скульптурной академии на Урале // Урал, рабочий. 1919. 12 окт.
  151. И.Е. Образы героической эпохи. М., 1966. 66 с.
  152. В.Б. Эрьзя на гранильной // Урал, следопыт. 1976. № 6. С. 20−21.
  153. В.В. Пермское общество любителей живописи, ваяния и зодчества (1909−1919 гг.): хроника деятельности // Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1988. С. 155−160.
  154. H.H. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959. 256 с.
  155. H.H. Уральские плакаты времен гражданской войны. Прикамье. 1958. № 24, С. 91−94.
  156. H.H. Художники Перми. Л., 1963. 70 с.
  157. Сердцем слушая революцию.: Л., 1985. 239 с.
  158. Н. «Вы не видели мои произведения»: Возвращение скульптора Эрьзи в СССР // Источник: Док. рус. истории. М., 1999. № 1. С. 89−94.
  159. О.Н. О некоторых особенностях лакового дела в Нижнем Тагиле в XVIII—XIX вв.. // Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур. 1700−1950 гг.: Материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 1996. С. 202 208.
  160. Е. Изделия из мамонтовой кости: (ист.-библиогр. справка): Рукоп. 1923.
  161. Советское декоративное искусство: Народные художественные промыслы: Материалы и документы, 1917−1932. М., 1986. 231 с.
  162. Советское декоративное искусство, 1917−1945. М., 1984. 256 с.
  163. Советское искусство 20−30-х гг: Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. JL, 1988. 80 с.
  164. Советское изобразительное искусство. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1962. 120 с.
  165. Советское искусство за 15 лет: Материалы и документация. M.-JI., 1933.
  166. А. Третья Армия. Пермь, 1958. 152 с.
  167. В. Шли рядом братья // Урал, следопыт. 1965. № 10. С. 42−53.
  168. Н.С. Искусство XX века. Взгляд из 90-х. М., 1999. 416 с.
  169. Страницы истории советской художественной культуры, 1917- 1932. М., 1989. 258 с.
  170. A.A. План монументальной пропаганды // Декор, искусство СССР. 1968. № 4. С. 1−10.
  171. A.A. У истоков советского монументального искусства // Декор, искусство СССР. 1968. № 4. С. 1−10.
  172. A.A. Оформление праздников и монументальная пропаганда в революционном Петрограде // Искусство, 1978. № 4. С. 44−49.
  173. А.А. Рожденные революцией // Наука и жизнь. 1987. № 11. С. 6−7 50−51.
  174. A.A. Искусство улиц и выставок // Творчество. 1988. № 4. С. 1−5.
  175. Г. О. Скульптор Эрьзя. Саранск, 1968. 142 с.
  176. T.JI. Агитационный фарфор. Пермь, 1989. 248 с.
  177. .Н. Избранные статьи. М., 1963. 364 с.
  178. В.П. Советская монументальная живопись. М., 1958. 304 с.
  179. В.П. Ленинский план монументальной пропаганды в действии. М. 1961.56 с.
  180. В.П. Монументальное искусство СССР. М., 1978. 380 с.
  181. В.П. У истоков советского монументального искусства. М., 1983. 239 с.
  182. Г. С. Художественная жизнь Челябинска первой половины двадцатых годов // Музей и художественная культура Урала: Сб. докл. на науч.-практ. конф. Челябинск, 1991. С. 47−67.
  183. А.Я. Из истории западноевропейского искусства, русского и советского искусства. М., 1987. 315 с.
  184. Я.А. Искусство Октябрьской эпохи. Л., 1930. 199 с.
  185. Я.А. Художественная промышленность // Художник и зритель. 1924. № 6−7, С. 80.
  186. У себя дома: Прил. к газ. «Урал, рабочий». 1928. № 5, С. 7.
  187. У себя дома: Прил. к газ. «Урал, рабочий». 1928. № 9, С. 8.
  188. И.В. Индустриализация в зеркале плаката // Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур. 1700−1950 гг. Материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 1996. С. 110−116.
  189. А.Е. Богатства Урала. Свердловск, 1944. 67 с.
  190. А.Е. Урал сокровищница Советского Союза. Свердловск, 1942. 60 с.
  191. В. Страницы истории // Звезда. 1990. 28 окт.
  192. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. М., 1990. 64 с.
  193. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. М., 1996. 709 с.
  194. E.H. От всего сердца. М., 1980. 191 с.
  195. Художественные промыслы РСФСР. М., 1973. 304 с.
  196. Художник: Сб. по вопр. изобразительного искусства. 1917−1927. М., 1928. 80 с.
  197. Художники народов СССР: Библиогр. словарь. М., 1970−1983. Т. 1−6.
  198. Художники Тюмени: Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное искусство, монументальное искусство. М., 1984. 56 с.
  199. О. Демонстрация и карнавал. Л., 1927.
  200. О. Празднества Революции. Л., 1931.
  201. А. Д. Страницы истории советской живописи и советской графики. М. 1984.486 с.
  202. М.А. России черный год. М., 1991. 54 с.
  203. М.А. Революция и художественная политика // Декор, искусство СССР. 1989. № 4. С. 2−3.
  204. С.М. Советское монументальное искусство. М., 1962. 73 с.
  205. М.А. Памятники истории Челябинской области. Челябинск, 1990.
  206. И.М. Истоки камнерезного дела // Урал, следопыт. 1976. № 6. С. 1720.
  207. И.М., Семенов В. Б. Завод «Русские самоцветы». Свердловск, 1976 384 с.
  208. И. Окна УралРОСТА // Урал, следопыт. 1967. № 11. С. 76−78.
  209. Н.С. Геральдика труда // Декор, искусство СССР. 1970. № 2. С. 56.
  210. В.В. Революция и изобразительное искусство. М., 1987. 334 с.
  211. Эстетика: Словарь. М., 1989. 445 с.
  212. А. Концы без начал: Искусство в революции // Творчество. 1990. № 3. С 14−17.
  213. С.П. Первые шаги советской художественной школы на Урале // Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1990. С. 76−95.
  214. С.П. Роль педагогов в системе обучения Екатеринбургской художественно-промышленной школы // Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1988. С. 84−90.
  215. И.М. Советские ткани 1920−1930 годов. Л., 1977. 278 с.
  216. О.В. Советская скульптура. М., 1988. 223 с.
Заполнить форму текущей работой