Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образ Н.К. Рериха в отечественном изобразительном искусстве XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С 1900 по 1918 годы в периодических художественных журналах начала XX века «Аполлон», «В мире искусства», «Мир искусства», «Золотое руно», «Старые годы», «Новый мир» публиковались статьи о художественном творчестве Николая Константиновича критиков И. И. Лазаревского, А. А. Ростиславова, С. К. Маковского. Все они посвящены анализу творческого стиля Н. К. Рериха. М. А. Волошин и С. К. Маковский… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Проблема творческой личности в изобразительном искусстве России XX века
    • 1. 1. Интерпретация понятия «творческая личность»: историко-философский аспект
    • 1. 2. Художник как модель в изобразительном искусстве России
    • XX. века
      • 1. 3. Н.К. Рерих как универсальная творческая личность
  • ГЛАВА 2. Образ Н. К. Рериха и художественная жизнь России
    • XX. века
      • 2. 1. Прижизненные портреты Н.К. Рериха
      • 2. 2. Образ Н. К. Рериха в изобразительном искусстве России второй половины XX века
        • 2. 2. 1. Образ Н. К. Рериха в живописи
        • 2. 2. 2. Образ Н. К. Рериха в скульптуре
      • 2. 3. Роль произведений, посвященных образу Н. К. Рериха, в работе постоянных музейных экспозиций и в просветительской деятельности музеев России

Образ Н.К. Рериха в отечественном изобразительном искусстве XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В развивающемся постиндустриальном обществе одной из важнейших проблем является проблема личности. Определение личности как наибольшей жизненной ценности имеет огромное значение для духовно-нравственного воспитания, и, следовательно, для самоопределения человека в окружающем мире.

Актуальность темы

исследования. Личность русского художника Николая Константиновича Рериха (1874 — 1947) и его творчество, в котором последовательно рассматривались проблемы духовных оснований жизни и пути их постижения, вызывают большой интерес современного российского общества. В связи с этим наблюдается интерес и к посвященным ему произведениям, которые создавались как при жизни художника в первой половине XX века, так и после его ухода.

Создание образа Н. К. Рериха как универсальной и неповторимой творческой индивидуальности в отечественном изобразительном искусстве связано с жанром портрета, который решает одну из главных задачхудожественное постижение сущности личности, проступающей через временное и переменное. Исследование портретного жанра как особой сферы накопления знаний о человеке раскрывает внутренний мир портретируемого, его этические, философские, исторические воззрения. Изучение иконографии Н. К. Рериха актуально как для искусствоведения, так и для философии, культурологи и истории искусства, поскольку способствует более глубокому пониманию значимости личности Николая Константиновича в истории культуры. Актуальность исследования поддерживается слабой изученностью живописных и скульптурных портретов Н. К. Рериха в изобразительном искусстве России на протяжении всего XX века.

Центрально-Азиатская экспедиция Н. К. Рериха (1923 — 1928), продолжившая дело — русских исследователей Центральной Азии Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина, П. К. Козлова, П.П. Семенова-Тян-Шанского, стала объектом изучения современных учёных. Они рассматривают её с позиций археологии, этнографии, геологии, истории и философии. Многие осмысливают её как важный шаг к осуществлению синтеза европейской науки и восточной мысли. Одни исследователи изучают всю экспедицию в целом, другие — отдельные участки её маршрута. Однако, нет специальных исследований, изучающих влияние Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха как историко-культурного фактора на искусство регионов, через которые она проходила. Исследование произведений сибирских живописцев и скульпторов, посвящённых образу Н. К. Рериха, частично восполняет этот пробел в отношении изобразительного искусства второй половины XX века Алтая и Сибири, что подчёркивает его актуальность.

Степень разработанности проблемы. Творчеству Н. К. Рериха посвящена обширная литература, которую по хронологии молено разделить на три части: «русский период» деятельности художника (1900 — 1918 гг.), «зарубежный период» его жизни (1919 — 1947 гг.), публикации с 1947 до настоящего времени.

С 1900 по 1918 годы в периодических художественных журналах начала XX века «Аполлон», «В мире искусства», «Мир искусства», «Золотое руно», «Старые годы», «Новый мир» публиковались статьи о художественном творчестве Николая Константиновича критиков И. И. Лазаревского, А. А. Ростиславова, С. К. Маковского. Все они посвящены анализу творческого стиля Н. К. Рериха. М. А. Волошин и С. К. Маковский отмечают в его картинах проявление нового живописного «мира», который со временем будут называть «миром Рериха» [83]. В. Я. Светлов в книге «Современный балет» (1911) даёт высокую оценку театральной деятельности Николая Константиновича [114]. Анализу творчества художника посвящена книга А. Ф. Мантеля «Рерих» (1912). Статьи Ю. Балтрушайтиса, А. И. Гидони, A.M. Ремизова, С. П. Яремича, (19 161 918 гг.) носят обобщающий характер [9, 161]. А. А. Ростиславов проанализировал творчество Николая Константиновича в книге «Н.К. Рерих» (1918). С. К. Эрнст подготовил первую наиболее фундаментальную монографию.

1918), посвященную Рериху, и опубликовал каталог его художественных произведений [157].

Известные деятели русской культуры JI. Андреев, Б. Григорьев, М. Фокин, Д. Бурлюк, Г. Гребенщиковпосвящали свои статьи и монографии Николаю Константиновичу (1919 — 1930 гг.). Опубликованные за рубежом, они знакомили, в основном, зарубежного читателя с самобытным характером творчества художника, его патриотическими взглядами [138, 19]. В Риге были изданы книги Р. Я. Рудзитиса «Николай Рерих — водитель культуры» (1935), Э. Голлербаха, «Искусство Рериха» (1939), монография Вс. Иванова «Рериххудожник-мыслитель» (1937), признанная лучшим прижизненным исследованием творчества художника [32, 58].

После 1947 года статьи о Рерихе писалиИ. Грабарь, Н. Дмитриева, К Юон. Они появляются в связи с открытием выставок картин художника в Москве и Ленинграде (1958, 1959). К 100-летию со дня рождения Н. К. Рериха (1974) появляется целый ряд посвященных ему статей С. Н. Рериха, З. Г. Фосдик, П. Ф. Беликова, JI.B. Шапошниковой, B.G. Кеменова, А. Д. Алёхина, В. П. Князевой, JI.P. Цесюлевича, Б. А. Смирнова и других авторов [3, 65].

Большой вклад в историографию советского периода внесли исследования В. П. Князевой совместно с П. Ф. Беликовым, в которых впервые выполнена периодизация живописного наследия и дана характеристика общественной деятельности художника. Монографии Е. И. Поляковой (1973), JI.B. Короткиной (1985, 1996) вводят в научный оборот новые материалы, относящиеся к «русскому периоду» жизни Николая^ Константиновича [107]. Значительный вклад в исследование театрально-декорационного искусства Рериха внесла Е. П. Яковлева в монографии, 1996 года [160].

В трудах одного из основоположников научного рериховедения> JI.B. Шапошниковой («Философия космической реальности», 2003; «Этическая философия космической эволюции», 1999; трилогия «Великое путешествие», 1998;2005; «Тернистый путь Красоты», 2001 и др.) впервые универсальная творческая личность Н. К. Рериха и его художественное наследие рассматриваются с позиции философии космической реальности (JI.B. Шапошникова), в создании которой участвовал сам художник. Эта философия связывает воедино жизнь человека и космоса, говорит об ответственности человека за все процессы, происходящие на Земле, так как они влияют и на жизнь Вселенной, призывает внести нравственные основы в науку, искусство и просто повседневную жизнь. [148, 149, 152, 153, 154]. Искусствоведы Н. В. Сергеева-Тютюгина, Е. П. Маточкин, философы А. В: Иванов, В. В. Фролов, О. А. Уроженко, В. Э. Жигота и другие в-своих исследованиях творчества художника также опираются на философию космической реальности [132, 49].

Многомерность феномена личности в целом и личности Н. К. Рериха в частности послужила основанием для использования в её исследовании трудов из различных областей* гуманитарного знания: философии, — культурологи, искусствознания, истории искусства, психологии.

В философииi проблема личности занимает центральное, место, что подтверждается разработкой1 и углублением различных аспектов понятия личности со времён античности и актуализацией^ этой темы в" современной философскоймысли (Сенека, БоэцийАристотель, Декарт, Фихте, Гегель, Э. Мунье, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, М! Бубер, К. Вальверде, Ю. Хабермас и другие).

Важным аспектом. является'и, культурологический подход к. личностной проблематике. Философы Э. Гуссерль, М (Шелер рассматривают личность как целостного человека, являющегося субъектом, который вступает в межличностные отношения с культурой, [155]. В современной философии личность в контексте культуры рассматривают также Э. В. Соколов, О. А. Кривцун, М. К. Мамардашвили, А. Н: Быстрова и другие [120, 70, 71, 86, 20]. Отдельные культурологические исследования последних лет посвящены проблемам личности и степени её отображения в портрете в различные культурно-исторические периоды. Так, процесс творчества и роль в этом процессе творца в эпоху античности исследует К. З. Акопян [1]- проблемы личности художника эпохи Возрождения рассматривают В. П. Головин, В.Д.

Дажина, М. Н. Соколов [33, 42]- проблему эволюции психологической проблематики русской портретописи XVII века исследует Е. С. Овчинникова [102], XVIII — XIX века — Г. В. Вдовин, О. С. Евангулова, Д. В. Сарабьянов, Т. Д. Карпова [25, 45, 46, 112, 113, 64]. Проблемы портрета в культурном пространстве XX века освещают В. В. Бычков, С. П. Батракова. В культурологическом аспекте теоретическое понимание портретного жанра как феномена культуры раскрывается в работах Ю. М. Лотмана, М. Н. Цветаевой и других [80, 142].

М.В. Алпатов, Б. Р. Виппер, М: И. Андроникова, Л. С. Зингер, Г. В. Елыиевская, Д. В. Сарабьянов, А. И. Морозов обращались к изучению теоретических проблем, портрета в. рамках искусствоведения: Б. Р. Виппер рассматривает проблему сходства в портрете и её решение в историческом контексте [26]- А. И. Морозов — проблемы, влияющие на состояние российского портретного жанра в 1970;е годы- [91, 92]- Г. В. Елыиевская — «модель и образ» [47], М. В. Алпатов, Л. С. Зингер, М. И. Андроникова исследуют особенности развития портретного жанра с древности-до XX века [4, 52, 53, 54- 55- 56, — 57, 5, 6].

Литературы, посвящённой изучению сибирского портрета XX. века, в количественном отношении, меньше: Л. И1. Снитко, B. Hi Эдоков-. Т. М. Степанская, Л. И'. Нехвядович, Л.Н. ШаминаЕ.В. Орловская и, другие обращались. к изучению изобразительного искусства Сибири и Алтая и высказывали суждения о портретах только в контексте изучаемых ими тем [96, 103]". Л.Н. Лихацкая" посвятила своё диссертационное исследование изучению закономерностей развития алтайского живописного портрета XX века и выявлению ключевых этапов его развития [74].

Проведённый аналитический обзор > научной литературы в рамках рассматриваемой темы показывает, чтопортреты Н. К. Рериха, созданные русскими, художниками и скульпторами, как при его жизни, так. ипозже специально не рассматривались. В монографиях и отдельных статьях, посвященных творчеству создателей портретов художника, об этих работах можно найти лишь краткое упоминание. Слабая изученность иконографии Н. К. Рериха ещё раз подчёркивает актуальностьтгемыисследования.

Цельисследования — выявить динамику интерпретации образа Н. К. Рерихав отечественномизобразительном: искусстве XX. векаосуществить анализ образного строя живописных и скульптурных портретовхудожника, определить факторы влияния на формирование интереса кфигуре: художника-мыслителя.

Задачи исследования:

1) раскрыть сущность понятия «творческая личность» в философских научных трудах;

2) проследить динамику развития портретов: художников, в изобразительном искусстве России XX века;

3) рассмотреть феномен универсальной творческой личности ЛI.К.Рериха;

4) выявить прижизненные живописные и скульптурные портреты Н. К. Рерихавыполненные российскимихудожниками, определить место, которое они занимают в изобразительном искусстве России;

5) выявить произведенияпосвященныеШК% Рериху, визобразительном: искусстве России второй половины XX века и проанализировать"их образный: строй-, ,.

6) определить роль произведенийпосвящённых образу II: К. Рерихав формировании' постоянных музейных экспозиций и в просветительской деятельности музеев России;

Объектом исследования является: портрет в отечественном изобразительном искусстве XX века.

Предмет исследования — динамика". выраженияуниверсальной творческой личности Н. К! Рериха, и особенности! образного строя в посвящённых ему произведениях на протяжении XX века:

Территориальные рамки: Россия.

Хронологические рамки исследования: XX, век — период создания портретовiH.K. Рериха в отечественном изобразительном искусстве.

Методология и методы исследования. Многоплановость проблемы, поставленной в исследовании, повлияла на выбор методов исследования и формирование методологической базы. Общие теоретические проблемы решались с помощью общенаучных методов, в частности, системного и аналитического. Применялись междисциплинарные методологические принципы, предполагающие использование сравнительно-сопоставительного метода, историко-типологическое сравнение и другие.

В анализе живописных и скульптурных произведений портретного жанра использован метод сравнительного стилистического анализа.

В искусствоведении существует несколько подходов в изучении портрета, основными из которых являются иконографическийстилистический и типологический. В основе последнего лежит классификация портретов по различным типам и жанрам, которая имеет большое значение для нашего исследования, так как способствует определённой систематизации произведений, посвященных Н. К. Рериху.

Источниковая база исследования. В процессе работы, над поставленными задачами и достижения, указанной, цели исследования, был использован широкий круг источников. Прямыми источниками исследования стали, скульптурные и живописные произведения, посвященные образу Н. К. Рериха, хранящиеся в Москве в фондах общественного Центра-Музея имени Н. К. Рериха, Государственной Третьяковской галереиГосударственного Музея Востока, а также в фондах музеев Сибири, (Национального музея Республики Алтай имени А. В. Анохина, Государственного художественного музея Алтайского края, Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, Новокузнецкого художественного музея, Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тува, Минусинской городской картинной галереи, собрания Дальне-Восточного Сибирского отделения PAX г. Красноярска) и сибирских коллекциях авторских художественных, мастерских. Ценными источниками явились труды Н. К. Рериха. Привлекались материалы музейных экспозиций, каталоги художественных выставок (персональных, групповых, областных и краевых, зональных, республиканских), публикации периодической печати, материалы интервьюирования. В процессе исследования обозначенной проблемы были изучены: фонды Центра хранения краевого архива Алтайского края, Государственного художественного музея Алтайского края, Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Новокузнецкого художественного музея, Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тува, отделения Союза художников России Республики Тува, личные архивы художников Красноярска и Иркутска. Для раскрытия содержания’исследования были проанализированы также материалы из фондов научных библиотек: общественного Центра-Музея имени Н. К. Рериха в Москве, Алтайской-краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова, Национальной библиотеки' Республики Алтай им". М. В. Чевалкова, Новокузнецкой ЦГБ им. Н. В. Гоголя, Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина Республики Тува, Государственной^ универсальной научной библиотеки Красноярского края.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• определено, что в решении образа Н. К. Рериха авторы-художники большое значение придавали^ философии космической реальности как основы мировоззрения портретируемого;

• показано, что личность Н. К. Рериха рассматривается художниками как универсальная и многогранная, все виды творчества которой пронизаны синтезирующим подходом к решению поставленных художественных, научных и просветительских задач;

• выявлены общие качества, присущие портретам Н. К. Рериха разных мастеров — поэтизация, символичность, показана динамика развития образа художника-мыслителя, учёного, путешественника и человека, осуществлены систематизация и типологизация произведений;

• впервые выявлены и представлены ранее неизвестные широкой научной общественности 40 живописных и 25 скульптурных портретов Н. К. Рериха, выполненных российскими художниками;

• определено решающее влияние Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха как историко-культурного фактора на изобразительное искусство Алтая и Сибири второй половины XX века, что выразилось, в частности, в создании сибирскими мастерами живописи и ваяния галереи портретов художника.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Произведения, посвященные Н. К. Рериху, создавались российскими художниками на протяжении всего XX века, и динамика интереса к образу великого мыслителя и художника развивалась по восходящей линии в течение столетия в тесной связи с исторической и социокультурной обстановкой в России.

2. Обращение к образу Н. К. Рериха на протяжении всего XX века свидетельствует о масштабе личности художника, о его исключительных качествах как человека, мыслителя и миротворца.

3. Образ Н. К. Рериха отечественные живописцы и скульпторы чаще всего трактуют как знаковую фигуру и символическую личность, прибегая к его монументализации в скульптуре, стилизации, декоративности, символичности в живописи, развивая преимущественно реалистическое и реже авангардные направления.

4. В скульптурной портретной галерее Н. К. Рериха преобладают камерные формы («голова» и погрудная композиция) — эти формы помогали ваятелям сконцентрировать внимание на выражении внутреннего мира выдающегося художника и мыслителя.

5. Центрально-Азиатская экспедиции Н. К. Рериха привлекла внимание художников Сибири второй половины XX века. Изучение результатов этой экспедиции пробудило желание у сибирских авторов воссоздать образ Н. К. Рериха в живописи и скульптуре.

6. Наибольшее число произведений, посвященных художнику Н. К. Рериху, представлено в постоянных экспозициях и хранится в фондах московского общественного Музея имени Н. К. Рериха и музеев Алтая (Национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина, Государственного художественного музея Алтайского края, Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, Рубцовской картинной галереи им. В. В. Тихонова, мемориального Музея Н. К. Рериха села Верхний Уймон), выполняя важную роль в просветительской деятельности этих учреждений.

Практическая значимость работы. Фактический материал диссертации, результаты и выводы могут быть использованы при подготовке монографий и статей, в научной и просветительской деятельности, в музейной практике и выставочной работе, при дальнейших теоретических изысканиях и разработке спецкурсов по истории искусства России XX века, изучению сибирского изобразительного искусства, по проблемам личности, творчества, художественного мышления.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования были использованы диссертантом в работе Народного музея семьи Рерихов библиотеки имени Д. С. Лихачёва г. Новокузнецка при разработке «Программы деятельности библиотечного культурно-образовательного центра и методических рекомендаций» (2006), экскурсионного материала по музею, в постоянной экспозиции которого представлен портрет Н. К. Рериха работы скульптора И. В. Васильева (1985, красное дерево), лекционного материала для старшеклассников «Развитие портретного жанра в живописи и скульптуре России XX века».

Различные аспекты исследуемой проблемы освещались автором в публикациях, в ходе работы международных научно-практических конференций «Наука и образование: история и современность» (Нижневартовск, 2007), «Язык и культура» (Томск, 2008) — Международного общественно-научного форума «Как охраним живую ткань Культуры?».

Абакан, 2007) — всероссийских конференций «Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения» (Новокузнецк, 2006), «Кузнецк — Сталинск — Новокузнецк: проблемы города и горожан» (Новокузнецк, 2008) — региональной конференции «Музей и вопросы региональной культуры. Сибирь — Урал» (Новокузнецк, 2006) — научно-практических конференций «Дни молодежной науки в Алтайском государственном университете» (Барнаул, 2006, 2007) — общественно-научной конференции «Прошлое, настоящее, будущее культуры Сибири» (Омск, 2006).

Основные положения диссертационного исследования обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, библиографического списка использованной литературы и источников, приложений, аннотированного списка иллюстраций и иллюстраций. Основной текст диссертации составляет 152 страницы, общий объём 300 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Универсальный характер творческой индивидуальности Н. К. Рериха привлекал к себе большое внимание современников и продолжает привлекать представителей русской и зарубежной интеллигенции рубежа XX — XXI веков. Притягательность личности неординарного русского художника-мыслителя во многом способствовала воплощению его образа в произведениях изобразительного искусства.

В процессе исследования нами выявлено 40 живописных и 25 скульптурных портретов Н. К. Рериха. При жизни художника его живописные портреты (29) создавались гораздо чаще скульптурных (1). Все они выполнены известными русскими художниками (А.Я. Головиным, Б. М. Кустодиевым, Б. Д. Григорьевым, Д. Д. Бурлюком, С.Н. Рерихом) и вошли в историю искусства России рубежа XIX — XX веков и первой половины XX века. Во второй половине XX века, напротив, количество скульптурных портретов художника (24) значительно превышает число живописных (11). Обращение к образу Н. К. Рериха на протяжении всего столетия свидетельствует о масштабе личности художника, о его исключительных качествах как человека, живописца, мыслителя и миротворца. Работавший в разных областях изобразительного искусства — в станковой и монументальной живописи, театре, графике, декоративно-прикладном искусстве, Рерих создал около семи тысяч произведений. Мыслитель, гуманист, учёный, историк культуры, поэт, писатель, отважный путешественник, выдающийся общественный деятель, инициатор международного движения, направленного на защиту культурных ценностей в случае войны, получившего название «Пакт Рериха», он сродни гигантам эпохи Возрождения неустанно творил, щедро даря свой талант людям. Все виды деятельности, которыми он занимался, пронизаны космическим мышлением, вселенским видением, синтетическим подходом к решению поставленных художественных, научных и просветительских задач. В них видится новый взгляд, новая система познания окружающего мира, связанная с философией космической реальности, что раскрывает человечеству новые возможности в различных областях науки и искусства. Для него философия космической реальности была не отвлечёнными размышлениями, а творчеством жизни. Через творчество и обширное пространство поля Культуры он соприкасался с Универсумом и смог максимально реализовать заложенные в нём задатки и проявить универсальный характер своей творческой личности.

Наибольшее число живописных портретов Н. К. Рериха решены как портрет-картина, что позволяет полнее раскрыть мировосприятие художника, включая его изображение в хорошо разработанный сюжет и акцентируя на нём внимание зрителя. Результаты анализа живописных работ представлены в типологической таблице, построенной по композиционно-смысловому принципу, из которой наглядно видно, что портрет-размышление и портрет-созерцание в решении образа Н. К. Рериха встречаются фактически в одинаковом соотношении, подчёркивая постоянные составляющие внутренней жизни художника. Анализ скульптурной портретной галереи Н. К. Рериха выявляет преобладание камерных форм, таких как «голова» и погрудная композиция. Эти формы помогали ваятелям сконцентрировать внимание на выражении духовного мира портретируемого.

Образ Н. К. Рериха российские живописцы и скульпторы чаще всего трактуют как знаковую фигуру и символическую личность, прибегая к его монументализации в скульптуре, стилизации, декоративности, символичности в живописи, развивая преимущественно реалистическое и реже авангардные направления. В целом динамика развития произведений, посвящённых Н. К. Рериху, в отечественном изобразительном искусстве XX века менялась в сторону постепенного роста. Этому способствовало изменение общественно-политической обстановки в стране, постепенный отход (особенно в 1980;е годы) от идеализации и типизации образа к индивидуально-личностной характеристике.

Центрально-Азиатская экспедиция Н. К. Рериха как историко-культурный фактор оказала существенное влияние на изобразительное искусство Алтая и Сибири второй половины XX века, что выразилось, в частности, в создании сибирскими мастерами живописи и ваяния галереи портретов художника. Из них большая часть до настоящего времени не была известна широкому кругу историков, исследователей, биографии Н. К. Рериха и искусствоведам. Наибольшее число произведений, посвященных художнику, в сибирском регионе представлено в постоянных экспозициях музеев Алтая (Национальном музее Республики Алтай им. А. В. Анохина, Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, мемориальном Музее Н. К. Рериха села Верхний Уймон), в Москве — в общественном Музее имени Н. К. Рериха. Портреты Н. К. Рериха являются ключевыми экспонатами, которые непременно включаются в экспозиции сменных и передвижных выставок, посвященных художнику. Произведения востребованы в Сибири и в связи с периодическим экспонированием передвижных выставок серии «Гималаи» из собрания московского общественного Музея имени Н. К. Рериха, когда скульптурные работы из сибирских собраний включаются в экспозицииПроизведения, посвященные образу Н. К. Рериха, оказались наиболее востребованными в Горно-Алтайске, Барнауле, Бийске, селе Верхний Уймон, Новокузнецке и Кызыле. Во многом это объясняется историко-культурным фактором, местным краеведческим интересом к пребыванию Центрально-Азиатской экспедиции художника на Алтае, а также подвижнической деятельностью Рериховских обществ, инициирующих проведение выставок его произведений в Сибири.

Образ Н. К. Рериха неисчерпаем, потому и данное исследование не является исчерпывающим. Полный каталог портретов художника-мыслителя до сих пор не составлен, это является задачей последующих научных изысканий.

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ.

ГХМАК — Государственный художественный музей Алтайского края.

ГТГ — Государственная Третьяковская галерея.

ГРМ — Государственный Русский музей.

ГМВ — Государственный Музей Востока.

С. — Страница.

X. — Холст.

К. — Картон.

М. — Масло.

Темп. — Темпера.

Бум. — Бумага.

Род. — Родился.

Ум. — Умер.

ЦХАФ АК — Центр хранения архивного фонда Алтайского края.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.З. Феномен творчества: историко лингвистический аспект / К. З. Акопян // Философские науки. — 2006. — № 5. — С. 18−30.
  2. , А.Д. Труд, подвиг, красота / А. Д. Алёхин // И. Рерих. Зажигайте сердца. М.: Молодая гвардия, 1990. — С. 7−14.
  3. , А.Д. Творческий метод Н.К. Рериха / А. Д. Алёхин // Н. К. Рерих: Жизнь и творчество: сборник статей. М.: Изобразительное искусство, 1978. -С. 40−61.
  4. , М. Очерки по истории портрета / М. Алпатов. М.-Л.: Искусство, 1937. — 60 с.
  5. , М. Об искусстве портрета / М. Андроникова. М.: Искусство, 1975. — 326 с.
  6. , М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма / М. И. Андроникова. М.: Искусство, 1980. — 423 с.
  7. , М. Мысли о Рерихе / М. Бабенчиков // Держава Рериха. М.: Изобразительное искусство, 1994. — С. 114 — 134.
  8. , Е.Я. Портрет и личность (об эволюции портрета в западноевропейской живописи конца XIX XX вв.) / Е. Я. Басин // Философские науки. — 2004. — № 5. — С. 5−27.
  9. , Ю. Внутренние приметы творчества Рериха. 1916 / Ю. Балтрушайтис // Держава Рериха / сост. Д. Н. Попов. М.: Изобразительное искусство, 1993. — С. 47−53.
  10. , Е. Смерть живописи в девяностых / Е. Барабанов // Художественный журнал. 2002. — № 43/44. — С. 39−45.
  11. , Г. С. Размышление об истоках и условии человеческой плодотворности / Г. С. Батищев // Управление школой. 2000. — № 30. — С. 1415.
  12. , П. Ф. Творчество Н.К. Рериха / П. Ф. Беликов // Непрерывное восхождение: сборник, посвященный 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова: в 2 т.- М.: Международный Центр Рерихов, 2001. Т. 1. — С. 251−270.
  13. Бердяев- Н.А. О человеке, его свободе и. духовности. Избранные труды / Н. А. Бердяев. -М.: Флинта, 1999. 310 с.
  14. , Н.А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М.: ACT — Харьков: ФОЛИО, 2002. — 679 с.
  15. , Н.А. Судьба России. Самопознание / Н. А. Бердяев. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 524 с.
  16. Беспредельность. М.: Международный Центр Рерихов, 1995. — Ч. I. — 256с.
  17. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17 000 слов. -М.: Русские словари: Астрель: ACT, 2003. 957 с.
  18. , В.Ф. Встречи с художниками / В. Ф. Булгаков. Л.: Художник РСФСР, 1969.-299 с.
  19. , Д. Рерих / Д. Бурлюк. Нью-Йорк, 1930. — 39 с.
  20. , А.Н. Универсум культуры и универсальность человека / А. Н. Быстрова // Философские науки. 2005. — № 7. — С. 133−145.
  21. , В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica : в 2 т. Раннее христианство. Византия / В. Бычков. М.- СПб.: Университетская книга, 1999. -Т.1.-575 с.
  22. , Ф. О достоинстве и приумножении наук. Сочинение: в 2 т. / Ф. Бэкон / пер. с англ. Н. А. Фёдорова, Я. М. Боровского, сост., общая ред., вст. ст. А. Л. Субботина. М.: Мысль, 1971. — Т. 1. — С. 251−290.
  23. , К. Философская антропология / К. Вальверде / пер. с исп. Г. Вдовина. М.: Христианская Россия, 2000. — 411 с.
  24. , Г. Становление «Я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета / Г. Вдовин. М.: Наш дом — L’Age d’Homme, 1999. — 254 с.
  25. , Б.Р. Проблема сходства в портрете / Б. Р. Виппер // Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. — С. 206−214.
  26. , Н. Я дерево / Н. Витовцев // Молодежь Алтая. — 1987. — 3 июня. — С. 8.
  27. , В.В. Философия культуры Н.К. Рериха: автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филос. наук / В. В. Волков. М., 1998. — 23 с.
  28. , В. Памяти Рериха / В. Ворсина // Два слова. 2006. — 22 ноября (№ 25). — С. 23.
  29. Гегель, Г. В. Ф. Система наук. Ч. 1.: Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель / пер. с нем. Г. Шпета. СПб.: Наука, 2002. — 443 с.
  30. , X. Искусство Святослава Рериха / X. Гётц // С. Рерих. Искусство и жизнь. М.: Международный Центр Рерихов, 2004. — С. 291−292.
  31. , Э. Искусство Рериха. 1939 / Э. Голлербах // Держава Рериха / сост. Д. Н. Попов. -М.: Изобразительное искусство, 1993. С. 254−263.
  32. , В.П. Художник раннего возрождения в восприятии современников / В. П. Головин // Человек в культуре Возрождения. М.: Наука, 2001. — 272 с.
  33. , Ю.М. Уездный город Кузнецк во второй половине XIX -начале XX в. / Ю. М. Гончаров // Алтайский сборник. Выпуск XXI. Барнаул, 2004. — С. 75 — 84.
  34. , О. «Лицо», «личность» и «портрет» на Западе и Востоке / О. Городецкая // Проблемы Дальнего Востока. 2003. — № 3. — С. 135−147.
  35. , Ю. Музей в объятиях читальни / Ю. Горбунов // Библиотека. -2000. № 12. — С. 40 — 44.
  36. , И. Головин-портретист / И. Гофман. Л.: Художник РСФСР, 1981. — 162 с.
  37. , Ф.Г. Святослав Рерих / Ф. Г. Грант // С. Рерих. Искусство и жизнь. М.: Международный Центр Рерихов, 2004. — С. 300−305.
  38. , З.П. Б.А. Смирнов-Русецкий. Набор открыток (выпуск первый) / З. П. Грибова. Самара: Издательский дом «АГНИ», 2003. — 5 с.
  39. Грибова, 3. П. Путь длиною в век / З. П. Грибова. Самара: Издательский дом «АГНИ», 2003. — 504 с.
  40. , Г. Очарованная Русь / Г. Гунн. М.: Искусство, 1990. — 288 с.
  41. , В.Д. Личность художника конца Возрождения: автопортрет, автобиография, дневник / В. Д. Дажина // Человек в культуре Возрождения. М.: Наука, 2001.-С. 153−160.
  42. , К.Г. Религия и культура / К. Г. Доусон / пер. с англ., вступит, ст. и коммент. К. Я. Кожурина. СПб.: Алетейя, 2000. — 287 с.
  43. , Ж. Рерих. Фрагменты биографии. 1932 / Ж. Дювернуа // Держава Рериха / сост. Д. Н. Попов. М.: Изобразительное искусство, 1993. -С. 134−156.
  44. , О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. Проблемы становления художественных принципов Нового времени / О. С. Евангулова. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 296 с.
  45. , О.С. Портретная живопись в России второй половины XVIII века / 0: С. Евангулова, А. А. Карев. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 200 с.
  46. , Г. В. Портрет / Г. В. Елыневская. М.: АСТ-пресс: Галарт, 2002. — 207 с.
  47. , И.А. Алтай в историко-культурологической концепции Н.К. Рериха: автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. культурологических наук / И. А. Жерносенко. СПб., 1997. — 18 с.
  48. , В.Э. Концепция творчества в философии Живой Этики: синтез восточной и западной традиций трансцедентализма / В. Э. Жигота // Живая этика и наука. М.: Международный Центр Рерихов: Мастер-Банк, 2008. -Вып.1. — С. 203−259.
  49. , А. Н. Экспедиция Н.К. Рериха в Центральную Азию / А. Н. Зелинский // Природа. 1974. — № 10. — С. 3−13.
  50. , В.В. История русской философии : в 2 т. / В. В. Зеньковский. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — Т. 2. — 540 с.
  51. , JI.C. Образ современника. Советский живописный портрет 1917 -1976 / JI.C. Зингер. М.: Советский художник, 1978. — 192 с.
  52. , JI.C. О портрете / JI.C. Зингер. М.: Советский художник, 1969. -464 с.
  53. , JI.C. Очерки теории и истории портрета / Л. С. Зингер. М.: Изобразительное искусство, 1986. — 327 с.
  54. , Л.С. Советская портретная живопись 1917 начала 1930-х годов / Л. С. Зингер. — М.: Изобразительное искусство, 1978. — 295с.
  55. , Л.С. Советская портретная живопись 1930-х конца 1950-х годов / Л. С. Зингер. -М.: Изобразительное искусство, 1989. — 320 с.
  56. , Л.С. Советский живописный портрет 60-е 70-е годы / Л. С. Зингер. — М.: Знание, 1977. — 55 с.
  57. , Be. Н. Рерих художник-мыслитель / Be. Н. Иванов // Огни в тумане. Рерих — художник-мыслитель. — М.: Советский писатель, 1991. — С. 308−382.
  58. , В.А. Представления о человеке в изменяющейся научной картине мира : автореферат дис. на соиск. учён. степ. канд. филос. наук / В. А. Иванова. Барнаул, 2000. — 18 с.
  59. , А.П. Накануне: вперёдсмотрящий. Скульптура Алексея Леонова / А. П. Кабанова // Культура и время. 2008. — № 1. — С. 68 — 101.
  60. , А. Конёнков / А. Каменский. М.: Советский художник 1962. — 377с.
  61. , А. Итоги и кануны / А. Каменский // Советская живопись. -М.: Советский художник, 1985. С. 56 — 60.
  62. , И. Основание метафизики нравов / И. Кант // Лекции о этике. М.: Республика, 2000. — 431 с.
  63. , Т. Проблема портрета в русской художественной критике 1850-х начала 1870-х годов / Т. Карпова // Искусствознание. — 1998. — № 2. С. 359 375.
  64. , B.C. Николай Константинович Рерих / B.C. Кеменов // Н. К. Рерих: Жизнь и творчество: сборник статей. М.: Изобразительное искусство, 1978. — С. 7−23.
  65. , Т.М. Русский реализм и проблема идеала / Т. М: Коваленская. -М.: Изобразительное искусство, 1983. 304 с.
  66. , JI.B. Космогоническая тема в творчестве Н.К.Рериха / JI.B. Короткина // Утренняя Звезда. Альманах. 1994−1997. — № 2−3. — С. 252−260.
  67. , Н.Ю. Культура России XX века. Сущность и периодизация. (На материале русской художественной культуры): автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. культурологии / Н. Ю. Костюрина. СПб., 1997. — 28 с.
  68. , В. Почему я занимаюсь живописью / В. Кошелев, Т. Новиков, С. Шурипа // Художественный журнал. 2002. — № 43/44. — С. 23
  69. , О.А. Искусство и мир человека: искусство и формирование духовного мира человека / О. А. Кривцун. М.: Знание, 1986. — 112 с.
  70. , О. Художник в истории русской культуры: эволюция статуса / О. Кривцун // Искусствознание. 2000. — № 1. — С. 467 — 499.
  71. Кузнецов, Ю: И. В. М: Орешников / Ю. И- Кузнецов. JI.: Художник РСФСР, 1985.- 158 с.
  72. , Л.Н. Проблемы- развития портретного жанра в алтайской лсивописи XX века : автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. искусствоведения / Л. Н. Лихацкая. Барнаул, 2002. — 24 с.
  73. , Д.С. Русская культура / Д. С. Лихачёв. М.: Искусство,-2000. -439 с.
  74. , Д.С. Русское искусство от древности до авангарда / Д. С. Лихачёв. -М.: Искусство, 1992. 408 с.
  75. , М.С. Портреты Рафаэля / М. С. Лебедянский. М.: Изобразительное искусство, 1988. — 144 с.
  76. , Н. Что такое «личность»? / Н. Лобковиц // Вопросы философии. 1998. — № 2. — С. 54−64.
  77. , Ю.М. Портрет / Ю. М. Лотман // Об искусстве. СПб.: Искусство — СПБ, 1998. — 704 с.
  78. , А.Ф. Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа» / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 2001. — 558 с.
  79. , С. Жизнь А. С. Голубкиной / С. Лукьянов. М., 1975. — 80 с.
  80. , С.К. Силуэты русских художников / С. К. Маковский. М.: Республика, 1999. — 383 с.
  81. , Е.А. Тенденции развития сибирской живописи второй половины 1950-х начала — 1970-х гг. (проблема «сурового стиля»): автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. искусствоведения / Е. А. Мальцева. — Барнаул, 2005. — 29 с.
  82. , М.Э. Искусство Древнего Египта / М. Э. Матье. СПб.: Летний Сад, 2001.-800 с.
  83. , М.К. Наука и культура / М. К. Мамардашвили // Как я понимаю философию. М.: Прогресс: Культура, 1992. — 409 с.
  84. , К. Сочинения : в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1974. — Т. 42. — 535 с.
  85. , Е.П. Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели / Е. П. Маточкин. Самара: Издательский дом «АГНИ», 2002. — 192 с.
  86. , Е.П. Н.К.Рерих и высшая реальность древнего искусства / Е. П. Маточкин // Искусство как способ познания: материалы междунар. обществ.-науч. конф., 1998. -М.: Международный Центр Рерихов, 1999. С. 70−83.
  87. , Н.А. Павел Корин / Н. А. Михайлов. М.: Изобразительное искусство, 1982. — 103с.
  88. , А.И. Аспекты истории советского изобразительного искусства 1960 1980-х годов. Альтернативы творческого процесса в художественной критике: автореф. дис. на соиск. учён. степ, д-ра искусствоведения / А. И. Морозов. — М., 1988. — 32 с.
  89. , А. Молодость страны 1982 / А. Морозов // Советская живопись. -М.: Советский художник, 1985. — С. 32 — 37.
  90. Нарышкина-Булацель, И. Американский скульптор Глеб Дерюжинский Электронный ресурс.-/ И. Нарышкина-Булацель // Наше наследие. № 74. -2005. — Режим доступа: nasledie-rus.ru/podshivka/7410.php
  91. , И.А. Художественный портрет как форма постижения человека в истории культуры : автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. культурологии / И. А. Неверова. СПб., 2008. — 18 с.
  92. , Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека / Н. И. Непомнящая // Вопросы психологии. 2005. — № 1. — С. 116−125.
  93. , Л.И. Пейзажная живопись Алтая 1960 1970-х гг.: автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. искусствоведения / Л. И. Нехвядович. — Барнаул, 2002. — 22 с.
  94. , И. М.В. Нестеров / И. Никонова. М.: Искусство, 1984. -222с.
  95. , Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. СПб.: Азбука, 1996. -333 с.
  96. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН, Национальный обществ.-науч. фонд. -М.: Мысль, 2001. Т. 2. — 635 с.
  97. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия: РИПОЛ классик, 2004. — 1456 с.
  98. , Н.А. Виртуальная реальность / Н. А. Носов // Вопросы философии. 1999. — № 10. — С. 152−164.
  99. , Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века / Е. С. Овчинникова. М.: Искусство, 1955. — 140 с.
  100. , Е.В. Концепция творческой личности в изобразительном искусстве Алтая второй половины XX века : автореф. дис. на соиск. учён. степ, канд. искусствоведения / Е. В. Орловская. 2004. 28 с.
  101. , П.А. Развитие образно-пластической структуры современной советской живописи. Конец 1950-х 1970-е гг. / П. А. Павлов. — М.: Наука, 1989. — 208 с.
  102. , В.И. Современная станковая скульптура / В. И. Перфильев. -М.: Знание, 1979.-56 с.
  103. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / пер. с древнегреч., общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. — Т. 2. — 528 с.
  104. , Е.И. Николай Рерих / Е. И. Полякова. М.: Искусство, 1985. -304 с.
  105. Пятьдесят лет Советского искусства. Скульптура 1917 1967 / вступ. ст. Р. Я. Аболиной. — М.: Советский художник, 1967. — 305 с.
  106. , Е.И. Письма : в 3 т. / Е. И. Рерих. Новосибирск: Вико: АЛГИМ: Аура, 1992. — Т. 2.-527 с.
  107. , В. В контексте времени / В. Рубан // Советская живопись. М.: Советский художник, 1985. — С. 170 — 176.
  108. , А.А. Символизм в русской живописи / А. А. Русакова. М.: Белый город, 2001. — 327 с.
  109. , Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века / Д. В. Сарабьянов. — М.: АСТ-Пресс: Галарт, 2001. — 303 с.
  110. , Д.В. Личность и индивидуальность в русской портретной живописи / Д. В. Сарабьянов // Русское подвижничество / сост. Т. Б. Князевская. М.: Наука, 1996. — С. 540−550.
  111. , В. Современный балет / В. Светлов. СПб.: Издание товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1911. — 134 с.
  112. , И.Е. О советской скульптуре 1966 1980. Очерки / И.Е.
  113. Светлов. М.: Советский художник, 1984. — 247с.
  114. , Н.В. Рерих и Врубель. Эстетика русского живописногосимволизма / Н. В. Сергеева. М.: Международный Центр Рерихов, 2002. — 72с.
  115. Сергеева-Тютюгина, Н. В. Начало Храма этой жизни / Н.В. Сергеева-Тютюгина, Н. Д. Берек // Культура и время. 2007. — № 2. — С. 27−45.
  116. Словарь искусств. М.: Внешсигма, 1996. — 535 с.
  117. , Е. Северный лик Николая Рериха / Е. Сойни. Самара: Издательский дом «АГНИ», 2001. — 232 с.
  118. , Э.В. Культура и личность / Э. В. Соколов. JI.: Наука, 1972. -228 с.
  119. Соловьёв, В: С. Чтения о Богочеловечестве / B.C. Соловьёв. СПб.: Азбука, 2000. — 384 с.
  120. , Н.С. Искусство России XX века. Развитие путём метаморфозы / Н. С. Степанян. -М.: Издательский дом «Собеседник», 2004. -416 с.
  121. , Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX XX веков / Г. Ю. Стернин. — М.: Искусство, 1970. — 293 с.
  122. , Р. Покровительница Творчества / Р. Трабилда // Перед Восходом. № 12 (44). — 1997. — С. 10.
  123. Тахо-Годи, А.А. О древнегреческом понимании личности на материале термина soma / А.А. Тахо-Годи // Тахо-Годи А. А. Греческая культура в мифах, символах и терминах / А.А. Тахо-Годи, А. Ф. Лосев. СПб.: Алтейя, 1999. — С. 362−381.
  124. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден / пер. с фр. Н. А. Садовского. М.: Прогресс, 1965. — 296 с.
  125. , О.В. Под водительством Духа. О выставке Алексея Леонова / О. В. Троицкая // Культура и время. 2007. — № 2. — С. 116−129.
  126. , Е.Н. Смысл жизни / Е. Н. Трубецкой. М.: Республика, 1994. -432 с.
  127. , Н.В. Гималайские этюды Н.К. Рериха / Н. В. Тютюгина // Искусство как способ познания: материалы междунар. обществ.-науч. конф., 1998. М.: Международный Центр Рерихов, 1999. — С. 84−89.
  128. , Н.В. Православная Русь в живописи Н.К. Рериха: автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. искусствоведения / Н. В. Тютюгина. -Екатеринбург, 2005. 26 с.
  129. , О.А. Пластические искусства как способ приобщения к Бытию / О. А. Уроженко // Искусство как способ познания: материалы междунар. обществ.-науч. конф., 1998. М.: Международный Центр Рерихов, 1999.-С. 256−271.
  130. , В.В. К проблеме «универсализма» и «профессионализма» человека / В. В. Фетискин // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 5. -С. 179−192.
  131. Философия: учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д: Феникс, 1999.-576 с.
  132. , П.А. Иконостас / П. А. Флоренский. М.: Искусство, 1994. — 256 с.
  133. , П.А. Сочинения : в 4 т / П. А. Флоренский. М.: Мысль, 1994.-Т. 1.-799 с.
  134. , П.А. Сочинения : в 4 т / П. А. Флоренский. М.: Мысль, 1996. — Т. 2. — 877 с.
  135. , М. Ни на кого не похожий. 1919 / М. Фокин // Держава Рериха / сост. Д. Н. Попов. М.: Изобразительное искусство, 1993. — С. 95−96.
  136. Фрейд, 3. Художник и фантазирование: пер. с нем / 3. Фрейд — под ред. Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова. М.: Республика, 1995. — 400 с.
  137. , Н.А. Общественная и культурно-просветительская деятельность Н.К. Рериха в период 1893 1918 гг.: автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. исторических наук / Н. А. Фролова. — СПб., 2006. — 30 с.
  138. , П. Личность и индивидуальность / П. Царьков // Свободная мысль. 1995. — № 6. — С. 84−93.
  139. , М.Н. Философия портрета: от иконы до авангарда / М. Н. Цветаева // Философские науки. 2005. — № 9. — С. 67−81.
  140. , Л.Р. Дом, в котором останавливался Рерих / Л. Р. Цесюлевич // Алтай в прошлом и настоящем: 50 лет Алтайского края: тезисы докл. науч.-практ. конф. Барнаул, 1987. — С. 238 — 239.
  141. , Л.Р. Светоность и цветоность живописи Святослава Рериха / Л. Р. Цесюлевич // С. Н. Рерих. К беседе с художниками. М.: МЦР, 2006. — С. 102−109.
  142. , К.Э. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы / К. Э. Циолковский. Алма-Ата, 1992. — 24 с.
  143. , А.Л. Земное эхо солнечных бурь / А. Л. Чижевский. М.: Мысль, 1973. — 349 с.
  144. , М.С. «Маяк русского искусства и науки за рубежом». История первого европейского Русского культурно-исторического музея в Збраславе (1934−1948) / М. С. Шальнева, Е. С. Кулакова // Культура и время. 2007. — № 1. -С. 120−139.
  145. , Л.В. Великое путешествие. Кн. 1. Мастер / Л. В. Шапошникова. М.: Международный Центр Рерихов: Мастер-Банк, 1998. -624 с.
  146. , Л.В. Великое путешествие. Кн. 3: Вселенная Мастера / Л. В. Шапошникова. М.: Международный Центр Рерихов: Мастер-Банк, 2005. — 1088 с.
  147. , Л.В. Град Светлый. Новое планетарное мышление и Россия / Л. В. Шапошникова. М.: Международный Центр Рерихов: Мастер-Банк, 1998. -188 с.
  148. , Л.В. Свет Утренней Звезды / Л. В. Шапошникова // Держава Рерихов: Статьи и выступления: в 2 т. М.: Международный Центр Рерихов: Мастер-Банк, 2006. — Т. 1. — С. 423−442.
  149. , Л.В. Тернистый путь Красоты / Л. В. Шапошникова. М.: Международный Центр Рерихов, 2001. — 752 с.
  150. , Л.В. Философия Космической Реальности / Л. В. Шапошникова // Держава Рерихов: Статьи и выступления: в 2 т. М.: Международный Центр Рерихов: Мастер-Банк, 2006. — Т. 1. — С. 299−385.
  151. , Л.В. Этическая философия космической эволюции / Л. В. Шапошникова // Держава Рерихов: Статьи и выступления: в 2 т. М.: Международный Центр Рерихов: Мастер-Банк, 2006. — Т. 1. — С. 222−241.
  152. , М. Избранные произведения / М. Шелер. М.: Гнозис, 1994. -413 с.
  153. , Ф.В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг. М.: Мысль, 1966. -496 с.
  154. , С. Н.К. Рерих. 1916 / С. Эрнст // Держава Рериха / сост. Д.Н. Попов. М.: Изобразительное искусство, 1993. — С. 10−38.
  155. , С.М. Художники Республики Тыва / С. М. Червонная. СПб.: Художник России, 1995. — 184 с.
  156. , М. Баранов Л. / М. Яблонская. М.: Советский художник, 1979.-71 с.
  157. , Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха / Е. П. Яковлева. Самара: Издательский дом «АГНИ», 1996. — 271 с.
  158. Зональная художественная тематическая выставка «Сибирь социалистическая»: каталог. Новосибирск, 1964. — 60 с.
  159. , Г. Н. Игорь Васильев / Г. Н. Карклинь. М.: Советский художник, 1990. — 32 с.
  160. , И. Капли живой воды / И. Карклиня. Самара: Издательский дом «АГНИ», 1997. — 280 с.
  161. Каталог выставки работ скульптора Игоря Васильева. Юрмала: Художественный музей, 1971. — 40 с.
  162. Непрерывное восхождение. К 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова: в 2 т. Воспоминания современников. Письма Н. К. Рериха, Ю. Н. Рериха, С. Н. Рериха. М.: Международный Центр Рерихов, 2001. Т. 1. — 501с.
  163. Николай Рерих. Святослав Рерих. Картины из коллекции Государственного музея Востока в Москве. Самара: Издательский дом «АГНИ», 1997.-244 с.
  164. Письма с гор. Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом: в 2 т. Минск: Лотаць, 2000. — Т. 1. — 584 с.
  165. Рерих и Алтай. Сборник. Новосибирск: Издательский центр РОСС АЗИЯ Сибирского Рериховского общества, 2006. — 176 с.
  166. , Н. Алтай Гималаи / Н. Рерих. — Рига: Виеда, 1991. — 336 с.
  167. , Н. Врата в Будущее / Н. Рерих. Рига: Виеда, 1991. — 227 с.
  168. , Н.К. Гималаи. Буклет / Н. К. Рерих. М.: Международный Центр Рерихов, 1992. — 18 с.
  169. , Н. Держава Света. Священный дозор / Н. Рерих. Рига: Виеда, 1992. — 285 с.
  170. , Н.К. Культура и цивилизация / Н. К. Рерих. М.: Международный Центр Рерихов, 1994. — С. 148.
  171. , Н.К. Листы дневника : в 3 т / Н. К. Рерих. М.: Международный Центр Рерихов: фирма БИС АН-ОАЗИС: Мастер-Банк, 1995. — Т. 1. — 672 с.
  172. , Н.К. Листы дневника : в 3 т / Н. К. Рерих. М.: Международный Центр Рерихов: фирма БИСАН-ОАЗИС: Мастер-Банк, 1995. — Т. 2. — 512 с.
  173. , Н.К. Нерушимое / Н. К. Рерих. Новосибирск: Вико: АЛГИМ: Аура, 1992.-232 с.
  174. , Н. О Вечном . /Н. Рерих. -М.: Республика, 1994. 464 с.
  175. , Н. Пути благословения / Н. Рерих. Новосибирск: АЛГИМ, 1991. -95 с.
  176. , Н. Твердыня Пламенная / Н. Рерих. Рига: Виеда, 1991. — 272 с.
  177. , Н. Цветы Мори. Пути благословения. Сердце Азии / Н. Рерих. -Рига: Виеда, 1992.-261 с.
  178. , Н.К. Человек и природа / Н. К. Рерих. М.: Международный Центр Рерихов, 1994. — 112 с.
  179. , С.Н. Стремиться к Прекрасному / С. Н. Рерих. М.: Международный Центр Рерихов, 1993. — 119 с.
  180. , Ю. Листки воспоминаний / Ю. Рерих // Держава Рериха. М.: Изобразительное искусство, 1994. — С. 325 — 330.
  181. Саая Сарыг-оол Шожут-оолович. Выставка произведений: каталог. -Кызыл, 1978.-31 с.
  182. Саая Сарыг-оол Шожут-оолович. Каталог персональной выставки. -Кызыл, 1988.-32 с.
  183. Сибирь социалистическая. Зональная художественная тематическая выставка: каталог. Новосибирск, 1964. — 60 с.
  184. Сибирь социалистическая. Вторая зональная художественная выставка каталог. Омск: Западно-сибирское книжное издательство. Омское отделение, 1967.- 133 с.
  185. Сибирь социалистическая. Третья зональная художественная выставка: каталог. Красноярск, 1969. — 126 с.
  186. Сибирь социалистическая. Четвертая зональная художественная выставка: каталог. Томск, 1975. — 168 с.
  187. Сибирь социалистическая. Пятая зональная художественная выставка: каталог. Барнаул, 1980. — 263 с.
  188. Сибирь социалистическая. Шестая зональная художественная выставка: каталог. Кемерово, 1985. — 183 с.
  189. Центр хранения архивного фонда Алтайского края. ФР. 834. Оп. 10. Д. 1057. Л. 311 -313.
  190. Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Фонд Сергея Ивановича Пирогова. ФР. 1771. On. 1. Д. 8. Л. 32.
  191. Шестая отчетная выставка творческих мастерских Российской Академии художеств: каталог. Красноярск, 2001. — 23 с.
  192. Юбилейная выставка произведений Рерихов из частных собраний: каталог. М.: Международный Центр Рерихов, 1999. — 168с.
  193. , С. Каталог выставки / С. Янсон. Горно-Алтайск, 1976. — 13 с.
  194. Янсон Сергей. Живопись. Графика: сб. статей, посвященный 35-летней творческой деятельности художника. Горно-Алтайск, 1991. — 48 с.
Заполнить форму текущей работой