Эстрадный дивертисмент в кинематографе — как форма городской зрелищно-развлекательной культуры, 1900-1910 гг
Диссертация
С началом XX века кинематограф стал одним из самых популярных зрелищ в России. После запрещения балаганов в конце XIX столетия городские низы, оставшиеся без этой привычной для них формы развлечения, довольствовались другими формами: садовыми увеселениями, цирковыми программами и др. Стать заменителем балагана должен был кинематограф. Он очень быстро внедрился в быт горожан, превратившись… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ДИВЕРТИСМЕНТ В КИНЕМАТОГРАФЕ
- Куплетист — главный герой дивертисмента
- ГЛАВА. «.ВИДИМЫЙ И СЛЫШИМЫЙ МИРЫ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ мпг/лчми ш я 4 Яф я я w w ш я ж я ш
- 1. Музыка и звукомонтаж в кинематографе
- 2. Граммофон в кинематографе
- 3. Кинетофон и кинодекламация
- 4. «Кинороманс»
- ГЛАВА III. КИНЕМАТОГРАФ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА, ТЕАТР И ЭСТРАДА В
- КИНЕМА ТОГРАФЕ
- 1. Кино-миниатюры
- 2. Эстрадный артист в кинематографе и киноартист на эстраде
Список литературы
- Алейников М. и Ермольев И. Практическое руководство по кинематографии. — М., 1916.
- Алексеев А. Г. Серьезное и смешное: Полвека в театре и на эстраде./Вступит. ст.Л.Никулина. 2-е изд., испр. и доп. -М., 1972.
- Алянский Ю.Л. Веселящийся Петербург. СПб., 1992.
- Алянский Ю.Л. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб, 1996.б.Андроникова М. И. Пластические истоки кинематографа. М., 1965.
- Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма: Сб. М., 1980.
- Андроникова М.И. Сколько лет кино? История движущейся камеры. Предыстория киноленты. Из кинопроектора в эфир. М., 1968.
- Арлазоров М. Протазанов. М., 1973.
- Ю.Белый А. Синематограф: Ст. 1907 г./ Прим. и послесл. В. Е. Вишневского. // Киноведческие записки, 1995, № 28, СС. 102−106.
- Блок А. Дневник. М., 1989.
- Блок А. Записные книжки. Л., 1965.
- Блок А. Собрание сочинений в 8-ми томах. М.-Л., 1960.
- Блок А. Собрание сочинений в 6-ти томах Л., 1982.
- Богданов К.О. Очерки по антропологии молчания. Homo Takens. -СПб., 1998.
- Борисова ЕЕ.А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX начала XX века. — М., 1971.
- Борисова Е.А. Архитектура Серебряного века. М., 1998.
- Вадимов А.А., Тривас М. А. От магов древности до иллюзионистов наших дней: Очерки истории иллюзионного искусства. ! Предисловие К. Чуковского/. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1979.
- Вайсфельд И. В. Так начиналось искусство кино. М., 1988.
- Вера Холодная. К 100-летию со дня рождения. М., 1995.
- Вишневский В.Е. Художественные фильмы дореволюционной России. М., 1945.
- Вишневский В.Е. Документальные фильмы дореволюционной России. М., 1998.
- Волков-Ланнит Л. Ф. Искусство запечатленного звука. Очерки по истории граммофона. М., 1964.
- Вся кинематография. М., 1916.
- Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963.
- Глушковский А.П. Воспоминания балетмейстера. Л.- М., 1940.
- Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк. Л., 1959.
- Гозенпуд А.А. О водевиле. Куплеты из водевилей.// В кн.: Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII начала XIX века. В двух томах. Том второй. — Л., 1990.
- ЗО.Дадамян Г. Г. Театр в культурной жизни России в годы Первой Мировой войны (1914−1917). М. 1987.31 .Данилов Ф. А. Волшебный фонарь: Устройство его и способ употребления. Картины для волшебного фонаря. — Кинематограф и его устройство. -М., 1897.
- Дементьев В.М. Кинематограф как правительственная регалия. Пг., 1915.
- Дивертисмент: Художественный сборник. Dedamatorium. Юмористические стихотворения. Мелодекламации. Комические куплеты. Романсы. Комические сцены и рассказы. Сцены-монологи. Танцы. -СПб., 1900 (с нотами).
- Дмитриев Ю.А. Виталий Лазаренко. М. -Л., 1946.
- Дмитриев Ю.А. Русский цирк. М., 1953.
- Дмитриев Ю.А. Эстрада и цирк глазами влюбленного. М., 1971.
- Дмитриев Ю.А. Цирк в России: От истоков до 1917 г. М., 1977.
- Дмитриев Ю.А. Михаил Лентовский. М. 1978.
- Дмитриев Ю.А., Королькова Т. Е. Драматургия балаганного театра.// Памятники культуры: Новые открытия. 1989. М., 1990, СС. 107−131.
- Дризен Н.В. Сорок лет театра. Воспоминания. 1875−1915. Пг., 1916.
- Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в
- Зоркая Н.М. Фольклор. Лубок. Экран. М., 1997.50.3оркая Н. Кинематограф в жизни Александра Блока. СС. 124−146.// Всб.: Из истории кино. Материалы и документы. Выл.9. М., 1974.
- Зоркая Н. Блок-Ярмарка-Кинематограф.// В сб. Труды Музея истории
- Санкт-Петербурга. Выпуск IV. СПб., 1999, СС.158−171.52.3оркая Н.М. Балаган-кинематограф-эстрада. (К вопросу о народнозрелищных традициях эстрадного искусства). Россия XVIII -XX в. нач.
- Зоркая Н.М. Новая общественная и культурная ситуация на рубеже XIX- XX веков. // Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. -М., 1983, СС. 71−96.
- Иванов Вяч.Вс. О структурном подходе к языку кино. II Искусство кино, 1973, № 11, СС.97−109.
- Иезуитов Н Киноискусство дореволюционной России. Гл. I. Подг. Р.Юренев. // В сб. Вопросы киноискусства. М., 1958.
- Изволов Н.А. Взаимосвязь эстетических и внеэсггетических факторов в эволюции кинематографа ранних лет: (1895−1932 гг.). М., 1991.
- Изволов Н.А. Русская Золотая Серия. // Киноведческие записки, 1993, № 18,СС.61−64.
- Из истории французской киномысли: Немое кино, 1911−1930 гг. М., 1988.
- Иоскевич Я.Б. Социокультурные условия рождения и эволюции кинокомедии. П., 1982.
- Казакова С., Казаков С. «Их Императорских Величеств синематограф»: Фрагм. кн. «Первые шаги «Великого Немого», подготавливаемой к печати в изд-ве «Лики России». // Искусство кино, 1995, № 3, СС.62−68.
- Казарян Р. Звуковая перспектива. //Звук в кино. Докп.-Киноведческие записки, 1993,№ 15, СС.110−120.
- Каталог новых удешевленных световых картин для волшебных фонарей на 1900/1901 г. СПб., 1900.
- Кинематограф дореволюционной России: Материалы к библиографии. // Киноведческие записки, 1993, № 18, СС.116−120.
- Кинозритель 1917 года: По материалам печати Петрограда. // Публикация и комментарии А. С. Дерябина. // Киноведческие записки, 1993, № 18, СС. 108−115.
- Клитин С.С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987.бЭ.Клитин С. С. «Золотой век» европейской эстрады: (Исторический и теоретический анализ). М., 1991.
- Козинцев Г. М. Собрание сочинений в 5-ти томах. Л., 1982−1986.
- Комаров С.В. Великий немой: Из истории зарубежного киноискусства (1895−1930). М., 1994.
- Конев Ф.С. Полвека под куполлом цирка. / Лит. Запись Л.Г.Булгак- Под ред. и с послесл. Ю. А. Дмитриева. М., 1961.
- Конечный А. Раек народная забава: О русских народных праздниках и зрелищах.// Декоративное искусство СССР. — 1986 — № 9 -СС.13−15.
- Конечный A.M. Быт и зрелищная культура Санкт-Петербурга -Петрограда: XV!!! начало XX в. — СПб., 1997.
- Коржов Ю. Я, Белецкий Е. А. Волшебный мир кино: От «волшебного фонаря» к современному кинематографу. Калинин, 1990.
- Короткий В.М. Возвращаясь к публикации о Бауэре, или Методология ошибки: О деятеле кино Е. Ф. Бауэре. // Киноведческие записки, 1991, № 12, СС.237−243.
- Короткий В.М. Евгений Бауэр: предыстория кинорежиссера: С прил. эссе «Е.Ф.Бауэр» за подписью «В», опубл. в журн. «Пегас», № 2, 1916.// Киноведческие записки, 1991,№ 10, СС.43−59.
- Кракауэр Зигфрид. Психологическая история немецкого кино. -М., 1977.
- Краснянский Б.Э. Втречи в пути: Страницы воспоминаний. Театр. Эстрада. Цирк. -М., 1967.
- Красовская В. Анна Павлова. Страницы жизни русской танцовщицы. Л. — М., 1965.81 .Красовская В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.-М., 1958.
- Крючечников Н.В. Роль надписей в драматургии фильма. М., 1964.
- Кугель А. Театральные портреты. Л., 1967.
- Кузнецов Е.М. Цирк. Происхождение, развитие, перспективы. МЛ., «Academia», 1931.
- Кузнецов Е. Иван Федорович Горбунов. Л., 1947.
- Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. М., 1958.
- Кургули И. Из записок бродячего музыканта. Музыкальный современник, 1916, кн. 2, СС. 48−64.
- Лазаренко В.Е. Из воспоминаний клоуна. Огонёк, 1939, № 1, СС.20−21.
- Левицкий А.А. Рассказы о кинематографе. М., 1964.
- Липков А.И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. М., 1996.
- Лихачев Б.С. Кино в России. (1896 1926). Материалы к истории русского кино. Часть I 1896 — 1913. — Л., 1927.
- Лихачев Б.С. Материалы к истории кино в России (1914 1916). // В сб.: Из истории кино. Материалы и документы. Вып. З — М., 1960.
- Лихачев Д.С., Панченко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976.
- Лихачев Д.С. О Петербурге моего детства (1987). Об интеллектуальной топографии Петербурга первой четверти двадцатого века (1984).//Книга беспокойств. Воспоминания. Статьи. Беседы. М., 1991.
- Лотман Ю. Блок и народная культура города.// Наследие А. Блока и актуальные проблемы поэтики. Тарту, 1981.
- Лотман Ю.М., Цивьян Ю. Г. Природа киносюжета: Фрагменты книги о киноискусстве, подгот. к печати в изд-ве «Ээсти раамат», Таллинн.// Даугава, 1989, № 7, СС.97−104.
- Люмьер Л. Последнее интервью.// Киноведческие записки, 1995, № 28, СС.5−12.
- Маленькая энциклопедия. Цирк. Авторы-составители: А. Я. Шнеер, Р. Е. Славский. М., 1979.
- ЮО.Малюкова Л. Л. Взаимодействие искусств, влияние кинематографа на театральное искусство 20-х годов. М., 1991.
- Мейерхольд Вс.Э. Балаган (1912 г.) В книге: В. Э. Мейерхольд. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть первая 1891−1917. — М.1968.
- Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М., 1998.
- Морской Н. Далекое прошлое. Цирк и эстрада, 1928, № 16, С. 3.
- Набатов И.С. Заметки эстрадного сатирика. М., 1957. Юб. Нестьев И. В. Звезды русской эстрады. (Панина, Вяльцева, Плевицкая). Очерки о русских певицах начала XX в. — М., 1970.
- Павлов Н. Сердечный архив поэта. // Вступительная статья. -Апухтин А. Стихотворения. П., 1990, СС.5−18.
- Панфилова Н.Н., Фельдман О. М. Автобиография В.Э.Мейерхольда. // Памятники культуры. Новые открытия. 1992. М., 1993, СС.105−115. ЮЭ. Пастор И. Цирк и мюзик-холл в советском театре (1919−1924): Пер. с фр.// Киноведческие записки -1990 — № 7 — СС.48−55.
- ИЗ.Плевицкая Надежда. Дёжкин Карагод. Мой путь с песней. М., 1993.
- Плещеев А.А. Как веселились в столице. (Из недавнего прошлого) -Столица и усадьба, 1915, № 44, СС. 21−22.
- Пудовкин Вс. Избранные статьи. М., 1955.
- Радунский И.С. Жизнь клоуна Цирк и эстрада, 1927, № 18, СС. 6−8.
- Радунский И.С. Записки старого клоуна. М., 1954.
- Развлекательная культура России XVIII XIX вв.: Очерки истории и теории: Сборник. [Ред.-сост. Е.В.Дуков]-СПб., 2000.
- Россоловская В. Кинематография в 1917 году. Материалы к истории. М. — Л., 1937.
- Русские народные гулянья. По рассказам А.Я.Алексеева-Яковлева. В записи и обработке Е. Кузнецова. Л. — М., 1948.
- Сабинский Ч.Г. «Вот мчится тройка почтовая» (Отрывок из режиссерского сценария 1914 г.), СС. 154−162. // В сб.: Из истории кино. Материалы и документы. Вып. 3. М., 1960.
- Садуль Жорж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. М., 1957.
- Самуйленко Е. Кинематограф и его просветительная роль. СПб., 1912.
- Серебренников Б. Русские дивертисменты Об исполнении Е.С.Сандуновой русских песен в дивертисментах. Советская эстрада и цирк, 1975, № 1, С. 28.
- Силюнас В.Ю. Испанский театр XVI—XVII вв.еков. От истоков до вершин. М., 1995.
- Славский Р.Е. Виталий Лазаренко. -М., 1980.
- Славский Р.Е. С арены на экран. М., 1969.
- Смелкова З.С. Потайной фонарь. Беседы об азбуке киноискусства.-М., 1971.
- Смирнов-Сокольский Н. П. Сорок пять лет на эстраде. М., 1976.
- Соболев Р.Н. Как кино стало искусством. Киев, 1975.
- Соболев Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М., 1961.
- Сокольская А.Л. Современные искания советской кинорежиссуры и традиции 20-х годов. Л., 1977.
- Тарахно П.Г. Жизнь клоуна: Воспоминания 1890-е гг. 1962./ Лит. запись Н.А.Бондаря- Предисл. Ю. А. Дмитриева — Симферополь, 1963.
- Тарахно П.Г. Жизнь, отданная цирку: Воспоминания, 1904−1976./ Лит. запись Л. Г. Булгак. М., 1977.
- Териков Г. Куплет на эстраде. М., 1987.
- Тихвинская Л.И. Театры миниатюр и кабаре в России. 1907−1918. М., 1995.
- Троицкая Г .Я. Роль музыки в развитии довоенного кинематографа и телевидения, М., 1975.
- У истоков развлекательной культуры России Нового времени XVIII—XIX вв.ека: Сб.ст. Ред.-сост. Е. В. Дуков.]- М., 1996.
- Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холл (1917−1945). М., 1983.
- Успенский Гл.И. Полное собрание сочинений. Петроград, 1918.
- Февральский А. В. Пути к синтезу: Мейерхольд и кино. М., 1978.
- Фелонов Л.Б. Монтаж в немом кино. 4.1. Мм 1973 и 4.2 — М., 1978.
- Фомин В. И. Кино и традиции фольклора. СПб., 1993.
- Форестье Л. Великий немой. М., 1945.
- Франк Г. Я. Звук как зрительная ассоциация (звукорежиссура). -СПб., 1993.
- Ханжонков А. А. Первые годы русской кинематографии. Воспоминания, М. — Л., 1937.
- Ханютин А.Ю. Элементы кинематографического мышления в театральной культуре XX века. М., 1988.
- ХлопянкинаТ.М. Билет в кино: о массовых зрелищных жанрах. М., 1981.
- Хренов Н.А. Цирк как форма консервации древнейшей системы показа.// Урбанизация и развлекательная культура Сб.ст. М., 1991.
- Хренов НА., Дотлибова A.M. Некоторые особенности циркового искусства в контексте зрелищной культуры.// Зрелищные искусства. Обзорная информация. Выпуск 3. -М., 1988.
- Хренов Н.А. Мифология досуга. М., 1998.
- Цивьян Ю., Лотман Ю. Звук как элемент киноязыка: Печатаетсяв сокр. по рукописи «Страницы теории и истории кино. Книга для юношества».//Родник, 1989, № 5, СС.48−51.
- Цивьян Ю.Г. К семиотике надписей в немом кино: Надпись иуст. речь.// Ученые записки Тартусского университета. Вып.831: Труды по знаковым системам-22. Тарту, 1988, СС. 143−154.
- Цивьян Ю.Г. К вопросу об акустических эквивалентах немоты. // Звук в кино. Докл. Киноведческие записки, 1992, № 15, С-С. 120−124.
- Чайковский В. Младенческие годы русского кино. М., 1928.
- Чернышев А.А. Русская дореволюционная журналистика. М., 1987.
- Чехов А.П. Собрание сочинений в 12-ти томах. М., 1954−1957.
- Шереметьевская Н.Е. Танец на эстраде. М., 1985.
- Шехтман Я. Так начинали многие// Советская эстрада и цирк, 1979, № 5, С. 30.
- Шимчик-Клющчинска Т. Антонен Арто и идея кино без пленки /Пер. с польского и послесл. М. Б. Ямпольского. И Киноведческие записки, 1991, № 9, СС. 115−133.
- Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6 томах. М., 1964−1971.
- Эйзенштейн С.М. Мемуары. М., 1997. Т. 2.
- Эйзенштейн С.М. Откровение в грозе и буре (Заметки к истории звукозрительного контрапункта) II Киноведческие записки, 1992, № 15, СС. 183−206.
- Эстрада России. Двадцатый век. Лексикон. Ответственный редактор Е. Д. Уварова. М., 2000.
- Юнисов М. К определению эстрады. // Урбанизация и развлекательная культура Сб.ст. М., 1991.
- Юренев Р. Советская кинокомедия. М., 1964.
- Ямпольский М.Б. Видимый мир: Очерки ранней кинофеноменологии. -М., 1993.
- Ямпольский М.Б. Проблема интертекстуальности в кинематографе. М., 1991.
- Ямпольский М.Б. Танец и мимесис (Заметки о Лои Фуллер). // Киноведческие записки, 1993/1994, № 20, СС.27−50.
- Abel, Richard. The cine goes to town: French cinema, 1896−1914. -Berkeley, 1994.
- Adrian, Paul. Cirque an cinema, cinema an cirque. Paris, 1984. Belmans, Jacques. La vilie dans le cinema. — Bruxelles, 1977.
- Bowser, Eileen. The trancformation of cinema, 1907−1915. Berkeley, 1994.
- Currie, Hector. Cinema, drama, schena: Eastern metaphysic in Western art. New York, 1985.1. ПУБЛИКАЦИИ
- Лопатин А.А. Аннотированный указатель Фонда цензуры произведений эстрады Санкт-Петербургской. Государственной театральной библиотеки «Театральное наследие» («Heritage Theatral»), т. I (3). — СПб., 2001.
- Лопатин А.А. «Шарф Коломбины» и «Двенадцать пантомим» -неизвестные авторские либретто постановок В.Э.Мейерхольда. Труды Государственного Музея Санкт-Петербурга. Выпуск IV. — СПб, 1999, СС.312−328.
- Лопатин А.А. Воскресший Юркун: «Выразительная расправа над содержанием». Russian Studies. Ежеквартальник русской филологии и культуры. Том И, 1996(1998), № 4, СС.566−572.
- Лопатин А.А. Эстрада в России. Статья.// Российский гуманитарный словарь. СПб., 2001.
- Лопатин А.А. Три персонажа в поисках любви (Казароза, Волков, Книппер-Чехова).// Петербургский театральный журнал, 2001, № 3−4.