Стив Райх и судьбы американского музыкального минимализма
Диссертация
Гордон Е. С. Изобразительное искусство США 1960;х гг. С. 185. составляют своего рода «компендиум» стилистически чистых образцов, воплотивших минималистскую эстетику средствами репетитивности (repetition по англ. — повторение). Организация «бесконечной» музыкальной формы стала осуществляться посредством множественных повторов кратких звуковых ячеек — паттернов (pattern в переводе с английского… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Философские и музыкальные истоки
- Глава II. Техника и стиль
- Глава III. От минимализма к постминимализму к проблеме эволюции стиля)
Список литературы
- Абаев Н.В. Д.Судзуки и культурное наследие дзэн (чань) — буддизма на Западе // Народы Азии и Африки. 1980. № 6.
- Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск. 1989.
- Адорно Теодор В. Философия новой музыки. М. Логос. 2002.
- Байер К. Репетитивная музыка: История и эстетика «минимальной музыки» // Советская музыка. 1991. № 1.
- Барский В. Лирическое отступление с комментариями или тот самый Екимовский // Музыка из бывшего СССР. Вып.1. М. 1994.
- Барский В. Сергей Павленко: на пути к простой музыке // Музыка из бывшего СССР. Вып.1. М. 1994.
- Барсова И.А. Опыт этимологического анализа // Советская музыка. 1982. № 5.
- Битер Д. Джон Кейдж//Америка. 1985. № 341.
- Бодрийар Жан. Америка. С.-Пб. 2000.
- Валукина О. Д. Кейдж. «Тишина». Избранные переводы и комментарии. Дипломная работа//Н.Новгород. 1993.
- Виноградов В. Музыка Гвинеи. М. 1969.
- Витгенштейн Л. Философские исследования // Людвиг Витгенштейн. Философские работы. Часть I. М. 1994.
- Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М. 1958.
- Витгенштейн Л. Лекция об этике // Даугава. 1989. № 2.
- Гессе Г. Сиддхарта. М. 1996.
- Гецелева Е. Tintinnabuli Арво Пярта: диалог с прошлым или абстрагирование от времени? (На примере органных сочинений) // Искусство XX века: диалог эпох и поколений. Т.П. Н. Новгород. 1999.
- Гордон Е.С. Изобразительное искусство США 1960-х гг. Опыт анализа// Советское искусствознание. М. 1989. Вып. 25.
- Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М. 1986.
- Денисов Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность. Вып.6. М. 1969.
- Дубинец Е. Американская музыка второй половины XX века: нотация и методы композиции. В 2-х томах. Кандид, диссертация. М. 1996.
- Дьердь Лигети. Личность и творчество. Сб. статей. М. 1993.
- Дьячкова Л. Гармония в музыке XX века. М. 1994.
- Дьячкова Л. О главном принципе тонально-гармонической системы Стравинского // И. Ф. Стравинский. М. 1973.
- Евдокимова Ю. История полифонии. Многоголосие средневековья X XIV века. Вып. 1. М. 1983.
- Еврейская энциклопедия. Вильнюс. 1990.
- Житомирский Д., Леонтьева О., Мяло К. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. М. 1989.
- Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М. 1977.
- Захарова О. Музыкальная риторика XVII — первой половины XVIII в. //Проблемы музыкальной науки. Вып. 3. М. 1975.
- Кампиц П. Хайдеггер и Витгенштейн: критика метафизики — критика техники этика // Вопросы философии. 1998. № 5.
- Катунян М.И. Параллельное время Владимира Мартынова // Музыка из бывшего СССР. Вып.2. М. 1996.
- Кейдж Д. Музыка должна раскрепощать дух.//Музыкальная жизнь. 1988. № 17.
- Керуак Д. Сатори В Париже. Бродяги дхармы. М. 2002.
- Кириллина JI. Луиджи Ноно // XX век. Зарубежная музыка. Очерки и документы. Вып. 2. М. 1995.
- Кнабе Г. С. Витгенштейн и Гуссерль // Вопросы философии. 1998. № 5.
- Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М. 1976.
- Кон Й. Пьер Булез как теоретик // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 4. М. 1983.
- Конен В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М. 1994.
- Корнель П. Пути к раю. С.-Пб. 1999.
- Лаул Р. О творческом методе А. Шенберга // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 9. Л. 1969.
- Ливанова Т. История западно-европейской музыки до 1789 года. T.I. М. 1983.
- Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М. 1994.
- Маггид Д. О древней еврейской музыке и о псалмодии евреев// В сборнике «De musica». Вып. 3. Л. 1927.
- Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. С.-Пб. 2000.
- Мерриам А. Антропология музыки : Процесс композиции
- Антропология музыки: Музыканты // Homo
- Musicus. Альманах музыкальной психологии. Сб. 23. М. 1999.
- Музыкальный энциклопедический словарь. М. 1991.
- Мунипов А. Догоняя поезда // Известия, 1999. 22 мая. № 91.
- Поспелов П. Минимализм и репетитивная техника // Музыкальная академия. 1992. № 4.
- Поспелов П. Репетитивная техника в творчестве советских композиторов и композиторов русского зарубежья. Дипломная работа. М. 1990.
- Притыкина О. О методологических принципах анализа времени в современной западной музыкальной эстетике // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 5. JI. 1983.
- Птушко JI. Космософия симфоний Тертеряна // Искусство XX века: уходящая эпоха? T.I. Н.Новгород. 1997.
- Рагхава Р. Менон. Звуки индийской музыки. Путь к pare. М. 1982.
- Роуз Б. Американская живопись. XX век. Альбом. Лозанна. 1993.
- Руднев В.П. Л. Витгенштейн в культуре XX столетия // Даугава. 1989. № 2.
- Руднев В.П. Витгенштейн и XX век // Вопросы философии. 1998. № 5.
- Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. М. 1977.
- Савенко С.И. Проблема индивидуального стиля в музыке поставангарда // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып.5. Л. 1983.
- Савенко С.И. Магия скрытых смыслов: Александр Кнайфель // Музыка из бывшего СССР. Вып.1. М. 1994.
- Савенко С.И. Авангард как традиция музыки XX века // Искусство XX века: диалог эпох и поколений. Т.П. Н. Новгород. 1999.
- Савенко С.И. Пространство и время авангарда // Современная музыка и проблемы воспитания музыковеда: Межвуз. сб. науч. трудов: вып. 9. Новосибирск. 1988.
- Савенко С.И. Musica sacra Арво Пярта // Музыка из бывшего СССР. Вып.2. М. 1996.
- Савенко С.И. Музыкальные идеи и музыкальная действительность К. Штокхаузена // Теория и практика современной буржуазной культуры: Проблемы критики. М. 1987.
- Савенко С.И. Рукотворный космос Валентина Сильвестрова // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1. М. 1994.
- Савенко С.И. К. Штокхаузен // XX век. Зарубежная музыка. Очерки и документы. Вып.1. М. 1995.
- Савенко С.И. Немецкая музыка после второй мировой войны // XX век. Зарубежная музыка. Очерки и документы. Вып.1. М. 1995.
- Саминский JI. Об еврейской музыке. С.-Пб. «Север». 1914.
- Сарджент У. Джаз: генезис, музыкальный язык, эстетика. М. 1988.
- Сигида С. «Американская пятерка» // Музыкальная академия. № 3. 2002.
- Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Н. Новгород. 1994.
- Стравинский И.Ф. Статьи и материалы. Мысли из «Музыкальной поэтики». М. 1973.
- Судзуки Д. Лекции по Дзэн буддизму. Киев. 1993.
- Толковая Библия или Комментарий на все книги св. Писания Ветхого и Нового Завета. Петербург. 1908 1910. 1913. Второе издание. Институт перевода Библии. Стокгольм. 1987.
- Торкевиц Д. Регресс или новое предназначение? Тенденции Новой музыки в Федеративной Республике Германии с 1970 года // Искусство XX века: диалог эпох и поколений. Т.П. Н. Новгород. 1999.
- ТурчинВ.С. По лабиринтам авангарда. М. 1993.
- Уильяме У. К. Избранное. М. 1984.
- УотсА. Путь Дзэн. Киев. 1993.
- Ухов Д. Вокруг рок музыки // В кн. Конен В. Д. Третий пласт. М. 1994.
- Фрай Дж. Возрождение тональности в музыке США конца XX века // Искусство XX века: уходящая эпоха? Т.П. Н. Новгород. 1997.
- Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. С.-Пб. 1999.
- Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. М. 1971.
- Холопов Ю.Н. Музыка XX века в вузовском курсе анализа музыкальных произведений // Современная музыка в теоретических курсах ВУЗа- сборник трудов. Вып.51. М. 1981.
- Холопов Ю.Н. Кто изобрел 12-тоновую технику?// Проблемы истории австро-немецкой музыки. М. 1983.
- Хрестоматия по истории философии. От Шопенгауэра до Дерриды. М. 1997.
- Юнг К. Г. Божественный ребенок. М. 1997.
- Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. Собрание сочинений. Том 15. М. «Ренессанс». 1992.
- Aikin J. «Steve Reich: New Directions in Composition (interview)». Contemporary Keyboard. Vol. 5. June 1979.
- Ansell Kenneth. «Steve Reich interview 2″. Impetus Magazine issue Vol. 5. 1977.
- Asada Akira. „Experiments in Video Opera- Reich & Korot’s „The Cave““. Intercommunication. Vol. 9. Summer 1994.
- Baker K. „Some Exercises in Slow Perception“. Art Forum. Vol.16. Pt.3. November 1977.
- Baker’s Biographical Dictionary of Musicians. Eighth Edition. Revised by Nicolas Slonimsky. 1989.
- Bennett Mark Stephen. „A Brief History of Minimalism: Its Aesthetic Concepts and Origins and a Detailed Analysis of Steve Reich’s 'The Desert Music“ (1984)». University of Illinois. 1993.
- Bye A. «Different Trains' of Thought». Strad. Vol. 102. No. 1219. November 1991.
- Cohn Richard. «Transpositional Combination of Beat-class Sets in Steve Reich’s Phase-shifting Music». Perspectives of New Music. Vol.30. No.2. summer 1992.
- Cunningham C. «Rothko Chapel instrumentalists: Reich Tehillim (US premiere)». High Fidelity/Musical America. Vol.32. March 1982.
- Dennis B. Repetitive and Systemic music // The Musical Times. 1974. N. 1582.
- Drake Nicholas. «Steve Reich and Beiyl Korot: Hindenburg: Sottile Theatre, Charleston». Art Papers. Vol.22. No.5. September/October 1998.
- Epstein Paul. «Pattern Structure and Process in Steve Reich’s 'Piano Phase'». The Musical Quarterly. Vol.72. No.4. 1986.
- Fox C. «Steve Reich: Different Trains». Tempo. Vol.172. March 1990.
- Gagne. C- Caras. T. «Interview». Sound pieces: Interviews with American Composers. New Jersey. 1982.
- Goldberg RoseLee. «The Cave: Brooklyn Academy of Music, New York- performance». Art Forum. Vol. 32. December 1993.
- Gottwald C. «Signale zwischen Exotic und Industrie». Melos.1975. Jr.42. H.l.
- Henahan Donal. «Reich? Philharmonic? Paradiddling?» New York Times. 24 October. 1971.
- Hewett I. «Different Strains: Recent CDs from America’s minimalist triumvirate, Philip Glass, Steve Reich and John Adams». Musical Times. Vol.138. No 1848. February 1997.
- Hoek D.J. «Steve Reich: A Bio Bibliography (Bio -Bibliographies in Music, № 89)». Greenwood Publishing Group. 2001.
- Isacoff S. «Canonic Man (interview)». Virtuoso. Vol. 2. 1981.
- Isacoff S. «Steve Reich and the music of our time». Oak Report- a Quarterly Journal on Music and Musicians. Vol. 2. 1981.
- Kam Dennis. «Minimalism and Constant Focus». Percussive Notes. Vol.21. No.6. September 1983.
- Kawanishi Mari. «Transcendental Sounds- Minimal Music Revelations». Intercommunication. Vol. 9. Summer 1994.
- Kimberly N. «Disc Review: The Cave». Opera. Vol.47. No.4. April 1996.
- Kramer Jonathan. The Time of Music. New York. Schirmer Books. 1988.
- La Barbara J. «Three by Reich». High Fidelity/Musical America. Vol.30. June 1980.
- Lohner H. «Music ist immer ethnische Music». Neue Zeitschrift fur Music. Jr. 147. H. 10. Okt. 1986.
- Marzahl Kevin. «Beryl Korot and Steve Reich». New Art Examiner. Vol.23. September 1995.
- Mertens Wim. American Minimal Music. N.Y.: Alexander Broude Inc. 1983.
- Minimal Music and the Baroque. London. 1997.
- Morris P. «Steve Reich and Debussy- Some Connections». Tempo. Vol.160. March 1987.
- Nyman Michael. «Steve Reich: Interview» Studio International. Vol. 192. 1976.
- Nyman Michael. «Experimental Music, Cage and Beyond». New York. 1974.
- Page Tim. «Framing the River: A Minimalist Primer». Hi Fi/ Musical America. Vol. 31. 1981.
- Potter Keith. «Steve Reich: Thoughts for his 50th-birthday year». The Musical Times. Vol.127. No. 1715. January 1986.
- Potter Keith. «The Recent Phases of Steve Reich». Contact 29. Spring 1985.
- Potter Keith. Four Musical Minimalists: L.M.Young, T. Riley, S. Reich, P. Glass (Music in the Twentieth Century). Cambridge University Press. 2000.
- Pressing Jeff. «Cognitive Isomorphisms Between Pitch and Rhythm in World Music: West Africa, the Balkans and Western Tonality». Studies in Music. Vol. 17. 1983.
- Puca A. «Steve Reich and Hebrew Cantillation». Musical Quarterly. Vol.81. No.4. winter 1997.
- Reich S. Writings about music. Halofax. Nova Scotia. 1974.
- Reich Steve. «The Function of Art in Culture Today». High Performance. Vol.11. Spring/Summer 1988.
- Reich Steve. «'Variations': A Conversation with Steve Reich». Parabola- The Magazine of Myth and Tradition. Vol.5. No.2. 1980.
- Reich Steve. «The Art of Fine Tuning». Parabola- The Magazine of Myth and Tradition. Vol.13. No.2. 1988.
- Rowell L. «Stasis in Music». Semiotica. Vol. 66. 1987.
- Sandow Gregory. «Minimal Thought». The Village Voice. 8 May. 1984.
- Sandow Gregory. «Steve Reich: Something New». The Village Voice. 10 March. 1980.
- Schmidt P. «The Desert Music at The Brooklyn Academy of Music Next-Wave Festival». William Carlos Williams Review. Vol.10. No.2. 1984.
- Schwarz K. Robert. In Contemporary Music, a House Still Divided // The New York Times. August 3. 1997.
- Schwarz K. Robert. «Listening Subjects, Semiotics, Psyhoanalysis, and The Music of John Adams and Steve Reich». Perspectives Of New Music. Vol.31. No.2. Summer 1993.
- Schwarz K. Robert. Minimalists. Phaidon Press. London. 1996.
- Schwarz K. Robert. «Process Versus Intuition in the Recent Works of Steve Reich and John Adams». American Music. Vol.8. No.3. 1990.
- Schwarz K. Robert. «Witnesses: The Cave Interview». Opera News. Vol.58. No.4. October 1993.
- Schwarz K. Robert. «Steve Reich: Music as a Gradual Process» // Perspectives in New Music. Part 1. 1981. Part 2. 1982.
- Smith G. «Talking About 'The Cave1». Tempo. Vol. 186. September 1993.
- Stearns David Patrick. «CLASSICAL: Steve Reich, City Life, Proverb and Nagoya Marimbas». USA TODAY. October 22nd 1996.
- Stearns David Patrick. «Reich: Different Trains». Stereo Review. Vol.54. No.9. September 1989.
- Sterritt David. «Tradition Reseen: Composer Steve Reich». Christian Science Monitor. 23 October. 1980.
- Steve Reich schreibt an Clytus Gottwald. Melos/ NZ. 1975/ III.
- Strickland Edward. American Comporsers: dialogues on comtemporary music. Indiana University Press. 1991.
- Taruskin R. A Sturdy Musical Bridge to the 21st Century // The New York Times. August 24. 1997.
- The Norton / Grove Concise Encyclopedia of Music. Revised and Enlarged // W.W. Norton and company. N.Y. London.
- Warburton D. «A Working Terminology for Minimal Music». Integral. № 2. 1988.
- Warburton Daniel. «Aspects of Organisation in The Sextet' of Steve Reich». Harvard University. 1988.
- Wasserman E. «Interview with Steve Reich». Art Forum. Vol. 10. No.9. 1972.
- Yarmolinsky B. Minimalism and the Baroque // Minimal Music and the Baroque. London. 1997.