Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Народная религиозность в современной крестьянской субкультуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образ матери-земли, культ семьипредков, хронотоп, регулируемый-православными постами/праздниками, восприятие обрядов как физических символов сакрального хронотопа — таковы фундаментальные компоненты крестьянского традиционного мировидения, сформированного в процессе перекодирования жизненного опыта в религиозные образы, которые продолжают сегодня жить в социокультурномпространстве. В сельском… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретическая концептуализация феномена народной религиозности крестьянской субкультуры
    • 1. 1. Теоретико-методологический анализ религиозности крестьянской субкультуры
    • 1. 2. Народная религиозность как предмет философско-культурологического анализа
  • Глава II. Динамика и специфические черты духовнорелигиозного сознания современной крестьянской субкультуры
    • 2. 1. Трансляция религиозного мировоззрения в семейной памяти и обрядовой практике современной крестьянской субкультуры
    • 2. 2. Духовно-религиозный хронотоп современной крестьянской субкультуры

Народная религиозность в современной крестьянской субкультуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Феномен* народной религиозности является устойчивым объектом научного интереса мировой и отечественной философской и социально-гуманитарной мысли на протяжении долгого времени. С одной стороны, в условиях смены цивилизационной парадигмы и модернизационных процессов, породивших духовный хаос в общественном и индивидуальном сознании россиян в конце XX — начале XXI века, а также быстрого исчезновения представителей" традиционного! крестьянства, проблема*народной религиозности становится, особенно насущной: С другой стороны, необходимообъективное исследование последствий трансформации^ крестьянской^ религиозности, произошедших в процессе духовных катаклизмов* советского периода, а также в период модернизации общества на современном этапе, когда на фоне многократного сокращения численности крестьянства произошли качественные сдвиги в его ментальности, требующие философского и культурологического переосмысления: Инаконец, интерес к крестьянству связан с необходимостью философской рефлексии социокультурной дифференциации современного? общества, которое уместно — рассматривать как совокупность определенных субкультур, его" образующих, изучаемых как аналитически, так и эмпирически, через включенное наблюдение с последующим теоретическим обобщением и философско-культурологической интерпретацией полученных данных. С одной стороны, подобный подход открывает очевидные исследовательские перспективы при анализе такого сложного феномена, как духовно-религиозная жизнь обществаеще интереснее изучать «живую» религиозность народа, бытующую как элемент повседневного «обыденного» сознания.

Безусловно, крестьянская религиозность, носителями которой в основном являются сельские жители старшей возрастной группы, за время долгого развития общества изменилась, дополнилась, а где-то исчезла. «Уход» стариков, исчезновение многих сел, «размывание» различий между городом и деревней, настраивание все более искусственных (технологических) процессов над естественно-природными приводит к утрате крестьянской религиозности как особого типа духовно-религиозной жизни. В этой связи именно философско-культурологическая рефлексия позволяет раскрыть в целостности сущность такого значительного культурно-исторического феномена, как религиозность крестьянства в условиях общественно-политических и социально-экономических преобразований. Эта проблематика превращается в настоящее время в одну из наиболее интенсивно* обсуждаемых проблем социально-гуманитарной мысли, что обуславливает актуальность и значимость даннойтемы.

Степень научной! разработанности" проблемы. Попытки описания неканонических аспектов1 проявления религиозностисоздания, некой непротиворечивой и универсальной модели «народной веры» предпринимаются практически во всех областях гуманитарного знания от истории, культурологии и этнографии до социологии и психологии. Первоначально феномен народной религиозности был осмыслен t в рамках медиевистики в * контексте изучения * народной средневековой культуры, что отражено^ в работах представителей! школы. «Анналов» — Ж. Ле Гоффа, М. Блока и др. В отечественной науке одним из первых к феномену народной религиозности обратился Л. П. Карсавин. Особый вклад в разработку данной темы внесли исследователи культуры «повседневности» — А. Я. Гуревич, М. М. Бахтин, Н. Л. Пушкарева и др. Проблема «неканонической» религиозности в отечественной науке традиционно рассматривается-в рамках концептов «народного православия» и «двоеверия». Эта проблематика обладает собственной обширной библиографией.

Научное объяснение сущности народной религиозности и связанной с ней обрядосферы содержится в работах крупных ученых-филологов (представителей различных научных школ и направлений) -А.Н. Афанасьева, A.A. Потебни, П. В. Богатырева, Ф. И. Буслаева,.

А.Н. Веселовского, В: И. Даля, И. И. Срезневского, Г. П. ФедотоваA.C. Фаминцына и др. Значительные труды в начале XX в. в области изучения обрядово-праздничной культуры и. мифологии восточных славян были созданы Е. В. Аничковым, A.A. Коринфским, К. Д. Зелениным, JL Нидерле, C.B. Максимовым. Таким образом, фольклорно-этнографический интерес к изучению русского народа ещё в XVIII веке породил серию записей, сборников, книг, ввиду чего к середине XIX века изучение русской народной религии, народного мировоззрения, мифологии и фольклора оказалось фактологически глубоким, и географически?, разноообразным. Однако, приизобилии* общих работ дореволюционной, историографии был присущ, главный образом, описательный и публицистическийхарактер.

В центре внимания-, советских ученых оказалась проблемаотношениям крестьянства ж официальной церкви и характер крестьянской религиозности. Авторы делали, акцент на антиклерикальных настроениях крестьянства (Л.И. Емельях, H.H. Покровский). При этом следует иметь в виду, что негативное отношение части крестьян к официальной церкви не является свидетельством^ распространения" неверия или атеизма. В советский период большое методологическое значение имели работы. Ю. В. Бромлея, С. А. Арутюнова, В: И5. Чичерова, В .Я: Проппа, А. И. Клибанова, Е. К. Дулумана, Б. А. Лобовика, В: К. Танчера, Ю. А. Левады, Г. А. Носовой, в которых авторы раскрывали социально-трудовые истоки религиозной обрядности, их мифопоэтические основы, социально-психологическое состояние верующих, опираясь на научные методы не только советской, но и западной социологии и религиоведения.

В новейших изысканиях проблема народной веры иобрядности разрабатывается в трудах таких учёных, как Е. Б. Смилянская, A.C. Лавров, И. Левин, А. Я. Гуревич, Е. Е. Левкиевская и др. Концепт «народной библии» разработан О. В. Беловойсемантика восточнославянского календаря проанализирована Т. А. Бернштам, Т. А. Агапкинойпроблема представлений о смерти в контексте погребально-поминальной обрядности разработаны.

O.A. Седаковой, Н. И. Толстымидея взаимного влияния «народного» и «канонического» христианства получила развитие в работах H.A. Митрохина. Осмыслению роли и места церкви и священнослужителя! в духовной жизни русской деревни посвящены работы православных священников Д. М. Пахомова, Я. Шипова, иереря А. Шантаева, протоиерея С. Михалевича. Особый интерес в контексте нашего исследования представляют работы A.A. Панченко, A.A. Мороза, написанные на основе многолетних полевых экспедиций. Большую роль в аутентичном понимании играют исследования в жанре «cultural studies», показывающие сосуществование на микроуровне различных типов и? дискурсов/ религиозности (К.Т. Сергазина, О: Сибирева, О.4 Филичева). Вопрос о" «народной религии» занимает особое место’в > европейской и американской^ гуманитарной" науке XX века, (Н-3. Давис, ГГ. Паскаль, JI.H. Примиано, Р. Н. Свансон и др.).

Социологический анализ религиозной ситуации в современной России широко представлен работами JI.H. Митрохина, В. П. Баранникова, A.A. Возьмителя, Е. А. Кублицкой, Ю. Ю. Синелиной, и др. Феномену «новой религиозности" — посвящены исследования И. Н. Налетовой, Ю-В. Рыжова, F.C. Киселева, Д. Е. Фурмана, ГС Каариайнена. Проблемы» взаимосвязи религиозности и образования' в современной России рассмотрел С. Д. Лебедев. Среди фундаментальных трудов по социологии религии и религиоведению следует отметить работы В. И: Гараджи, М. П. Мчедлова и др.

В силу того, что народная культура традиционно ассоциируется в первую очередь с крестьянской субкультурой, к теме русской религиозности обратились историки-аграрии («Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.)»). В исследованиях, проведенных в 1990;2001 гг. Центром крестьяноведения и аграрных реформ под руководством Т. Шанина, собран и проанализирован обширный материал по сельской России. Методологию этих исследований авторы назвали рефлексивным крестъяноведением. На сегодняшний день социально-философское осмысление различных аспектов крестьянского бытия представлено в работах В .11. Агафонова, Е. А. Антонова, E.JI. Антоновой, С. Д. Домникова, В. Б. Безгина, A.B. Гордона, С. А. Никольского, Т. Г. Нефедовой, И.Е. КозновойJI.B. Милова, Р. В. Михайловой, рассматривающих духовность русского крестьянства с позиций основных определивших его факторов: общинного образа жизни, природно-климатических условий, хозяйствования на земле и пр. Подробно крестьянское мировоззрение, в том числе: некоторые аспектырелигиозной жизни, проанализировала M. Mi Громыко. Празднично-обрядовая сторона крестьянской жизнипредставлена в работах! И. А. Морозова, А.Ф. Некрыловой— Анализ «структурных характеристик сельского^ обществас помощью* которых последний^ может, быть, определен как полярно^ противоположный городу социокулмурныш континуум, представлен в работах 11.И. Симуша, A.B. Шипилова. Современное состояние села раскрыто Л.Д. ГудковымИ.Е. Штейнбергом. Отдельным проблемам духовно-религиозного сознания народа посвящены диссертационные исследования? ИЖ Цукановой-. ЮШЕрмолиной-,.

A.A. Крисанова, A.F. Заседателевойг.

Вопросам? организации г полевых работ посвящены труды отечественных социологовкультурологов, религиоведов: ИШтейнберга, Т. Шанина,.

B.В. Семеновой, В .И. Добренькова, В: И. Ильина, Н. М. Моторина и др. Успехи, достигнутые при изучении исследуемой темы на общерусском материале, подготовили базу для разработки этих вопросов на региональном уровне такими учеными, как А. И. Демьянов, В. И. Дынин, Р. В. Андреева и др. Работы М. С. Жирова, О. Я. Жировой, В. П. Кичигина, В. Ф. Филатовой, В. К. Харченко и др., основанные на полевых материалах по Центральному Черноземью, позволяют осуществить комплексный анализ духовного состояния современной деревни во всех плоскостях ее существования, при котором личность носителя традиции начинает пониматься как одна из центральных проблем. Среди периодических изданий особо следует отметить журнал о русском фольклоре и традиционной культуре «Живая старина», страницы которого! освещают не тольковажные теоретические проблемы ¦ фольклористики и культурной антропологии, но знакомят с актуальными1 материалами фольклорно-этнографических экспедиций. Теоретическая концептуализация бытия ритуала и обряда в социокультурном пространстве современности обоснована в исследованиях А. К. Байбурина, В. Д. Шинкаренко, В. Н. Нечипуренко.

Несмотря на то, что изучению духовно-религиозного состояния крестьянства посвящено множество работ, сказывается недостаток общих проблемных «философских исследований, учитывающих текущий* момент, опирающихсянаг современную < эмпирическую базу, объективно демонстрирующую процессы* трансформации духовно-религиозного» состояния этойсубкультурной, единицы общества: Необходимость целостной философско-кулыурологической интерпретации народной^ религиозности крестьянства как субкультуры современного российского общества побудило * нас обратиться к заявленной теме, а данный контекст и используемый методологический подход, определили новизну предпринятого исследования.

Объект настоящего диссертационного исследованиясоциокультурные и ментальные особенности народной религиозности. Предмет исследования — современная крестьянская субкультура. Целью диссертационной' работы является философско-культуроло-гический анализ народной религиозности крестьянской субкультуры современного российского общества в условиях социокультурного перехода в конце XX — начале XXI вв.

Достижение поставленной цели осуществлено посредством решения нескольких взаимосвязанных задач:

— выявление теоретической специфики крестьянской субкультуры в философско-методологическом, социокультурном и историко-научном аспектах изучения;

— феноменологическому обоснование способов сосуществования официально-церковного и неформально-мирского дискурсов1 вдуховно-религиозном сознании народа;

— определение специфики семейной обрядосферы народной религиозности;

— характеристика духовно-религиозного хронотопа крестьянской субкультурной общности на примере календарной обрядовой сферы.

Хронологические^ рамки исследования соответствуют периоду конца XIX. — начала XXI в., который наиболее адекватно отражен в актуальной памяти^ информаторов и этнографических документах. Этот период характеризуется, переходностью— связан' с кардинальными преобразованиями и болезненными инверсиями во всех сферах жизни общества, в томчисле в духовной культуре: исторический/ переходот «православно-соборной» монархии к атеистическому советскому государству и очередной переход к «религиозному возрождению» в современном секулярном обществе.

Территориальные рамки исследования^ связаны с сопоставлением известных данных по России с изучением материалов ЦентральноЧерноземного региона'(деревень и других сельских поселенийнаходящихся в настоящее время на территории Белгородской, Курской и. Воронежской областей), издавна отличавшегосяаграрной специализацией с преимущественно сельским населением.

Источниковая база исследования. В исследовании использованы материалы лаборатории региональной лингвистики при кафедре русского языка и методики его преподавания Борисоглебского педагогического государственного института (рук. — • канд. филол. наук В.Ф. Филатова), фольклорные материалы, собранные в экспедициях Белгородского института культуры и искусств (рук. — канд. пед. наук О.Я. Жирова), Белгородского государственного центра народного творчества («Экспедиционные тетради. Сборники статей и фольклорных материалов»), а также архивы гг. Курска,.

Воронежа, Орла и опубликованные данные по изучению Белорусского Полесья, народов Севера и др.

Современное состояние религиозности сельского социума в названном регионе описывается по результатам ряда исследовательских экспедицийпроведенных автором и студентами социально-теологического факультета БелГУ в 2007;2010 гг. под руководством доктора филос. наук, профессора С. М. Климовой. В исследовании^ применялись аудиовизуальные методы фиксации материала: В, качестве информаторов^ привлекалисьв. основном люди пожилого возраста, способные предоставить информацию" по исследуемой? проблематике: Стратегией, полевого исследования? является кейс-стади (изучение случая), или" монографическое исследование- (более традиционное* название1 для" отечественного" обществоведения): .Суть кейс-стади в выборе в качестве объекта исследования? однош относительно автономной и протяженной во времени социальной! ситуации. Это может быть биография! индивидаистория семьи, села, церкви, описание событияобрядовая семиосфера, что в совокупности дает представление о современном' пониманииглавных религиозных концептов* т символов в-интерпретации^ населения.

Теоретико-методологические основы исследования. В качестве теоретико-методологической" базы диссертационного исследования? выступают философско-культурологические идеиутвердившиеся вотечественной науке относительно проблем изучения традиционной культуры, а именно: положения, о дуальной^ модели русской культуры Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенскогопринципы исследования* «обрядосферы» Д. С. Лихачева и Ю. МЛотманаосновы анализа ритуально-обрядовой" культуры В. В. Иванова, ВН. Топорова, А. К. Байбурина, концептуальные разработки в изучении народной культуры Н. И. Толстого и др.

Методология определяется характером предмета исследования и состоит из следующих методов:

— качественные методы полевых исследований помогают уйти от идеологизированного подхода, и схематического описания православной религиозности и построить исследование по принципу изучения социокультурной общности не «сверху», а «снизу», осуществляя исследование на микроуровне деревенского сообществапосредством наблюдения и интервью увидеть индивидуальный опыт «частной жизни» и «частной истории», где отразилась социокультурная реальность среднего уровня или даже макроуровня (H.H. Козлова);

— системно-культурологический метод позволяет представить культуру как целостную, систему, состоящую из сложных, но органично, взаимосвязанных подсистемпретерпевающих преобразования. Любая система’предполагает «субсистемную стратификацию», наличие-субструктур и субэлементова тем самым, и наличие субкультур. И-саму доминирующую («базовую», «материнскую» ит.п.) культуру можнопредставить в виде «системы субкультур» или субкультурой методологии (Т. Роззак, Н. Смелзер, A.C. Ахиезер, Т. Б. Щепанская, К. Б. Соколов, В. ПС Римский, А. Я. Флиер, М. Б. Ямпольский, П. С. Гуревич, С. Н. Иконникова, М. С. Каган и др.) — историко-культурный и историко-философский методы, посредством которых осуществляется, анализ повседневнойрелигиозности вусловиях «переходности» от традиционной к постиндустриальной стадии^ развития культуры;

— фшософско-культурологический метод актуализируется недостаточностью применения в условиях социокультурной трансформации частных социологических, этнографических, классово-формационных и пр. подходов, на которых традиционно базируются исследования проблематики религиозности, и потребностью их объективного (внеконфессионального) обобщенияфеноменологический метод целесообразен при описании эмоционально-чувственных переживаний человека, позволяет выявить и эксплицировать религиозность в дискурсе культуры повседневности;

— антропологический подход к исследованию субкультуры помогает проанализировать поведенческие стереотипы, мотивы, ценностные императивы, категории культуры, господствующие в данном сообществе. При* опоре на антропологический подход подразумевается использование, прежде всего, интерпретативной методологии (К. Гирц), суть которой заключается в текстуализации культурных феноменов — актов человеческого поведения, то есть рассмотрении их как совокупности значимых символов, что открывает возможность работы с ними при помощи, инструментов, разработанных для анализа. текста;

— принципы диалогического и" компаративистского анализа (М:МБахтин, В: С. Библер, М.С. Каган) позволяют вскрыть, сущность изучаемых явлений, и выделить единичноеобщее и* особенное при сопоставлении «материнской» ^ «дочерней» субкультурпоказать синкретизм-обрядового типа религиозности.

Научная новизна, диссертационного исследования представлена следующими полученными результатами:

— крестьянство выделено как субкультура современного российского общества, образующая: особый социокультурный континуум в> религиозно-философском, социокультурном и историко-научномаспектах-.

— дано обоснование диалогических и синкретических способов, сосуществования официально-церковного и неформально-мирского дискурса в духовно-религиозном сознании народа;

— особенности народной религиозности раскрыты через специфику семейной обрядосферы как способа репрезентации, сохранения и трансляции духовно-религиозного мировоззрения деревенского сообщества в условиях социокультурных трансформаций;

— выявлена органическая социокультурная целостность крестьянского духовно-религиозного хронотопа сквозь призму календарной обрядности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Субкультурный подход позволяет описать крестьянство как наиболее традиционалистскую часть российского^ общества, людей, постоянно живущих на земле, занимающихся ^ сельским трудом традиционного типа, генетически укорененных в сельском социуме (мы исключаем из крестьянства современное агропромышленное производство и агрофермы, основанные на технологическом принципе выращивания сельхозпродукции, в которых задействованы не крестьянеа рабочие). Аграрный труд, хозяйствование на земле, семейное хозяйствотрадиционный деревенский^ социум как совокупность, локализованных микрокосмов, онтологическая" привязанностьк к* природному базису, традиционализм, и консерватизмнизкий статус в системе социальной иерархии"' образуют семантическиеграницы* сельского локуса и формируют особый! тип религиозностине тождественный каноническому православию.

2. Прояснение специфики народной религиозности требует обращения к понятиям «обрядоверие», «двоеверие», «народное православие», «неканоническое православие», синкретизм, язычество. Переосмысление современного опыта позволяет представить народную религиозность как диалогические и синкретические проявления канонических и неканонических религиозных взглядов и^ практик, крестьяносознающих себя православными:

3. В ходе социокультурных трансформаций XX в. произошли качественные изменения народной религиозности, которая сохранилась и закрепилась, главным образом, в сфере внутрисемейной и индивидуально-личной. Благодаря! Этому, народная религиозность как глубоко обоснованная I народным сознанием система жизни человека в природе латентно присутствовала в крестьянской среде даже в условиях насаждения атеистической, а по сути, квазирелигиозной коммунистической идеологии. Выживание и консервация архаизированной веры осуществлялась за счет сохранения традиционных религиозных ритуалов и обрядов в быту, спонтанной религиозной социализации детей, однако, в условиях нарушения коммуникации между поколениями зачастую происходила деформация «веры», утеря ее смысла, следование исключительно традиции.

4. Социокультурную целостность религиозного хронотопа крестьянской субкультуры в соответствии, с природными ритмами и хозяйственными работами, а также календарными праздниками, оформленными в рамках обрядовой семиосферы, определяет аграрная доминанта. В этом смысле основанием народной религиозности выступает ее бытийныйжизненно-практический (не тождественный прагматическому) базис, чувственно-образное, символико-обрядовое мировосприятие как единство земного и небесного, природного иисторического, превалирование чувственно-интуитивного знания над вербально-логическим.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.

Основные идеии" выводы, полученные в диссертационном5 исследовании, могут быть использованы при разработке учебных и-методических пособий, лекций и семинарских занятий по курсам культурологии, социальной философии, религиоведения, а также ее результаты могут быть использованы при проведении, полевых практик по изучению религиозного мировоззрения и традиционной! обрядности крестьянской' субкультуры. Материалы" диссертационной работы могут служить методологической^ базой для: проведения последующей1 научной работы в изучении религиозности отдельных субкультур современного российского социума и исследования" состояния духовно-религиозной ситуации в целом.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на Международных конференциях: «Макарьевские чтения» (Горно-Алтайск, 2007) — «H.H. Страхов и русская культура XIX—XX вв.» (Белгород, 2008) — «Семья XXI века: ценности, ориентиры» (Самара, 2008) — «Государство, общество, церковь в истории России XX века» (Иваново, 2009) — «Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита» (Ставрополь, 2009);

Традиционные общества: неизвестное прошлое" (Челябинск, 2009) — «Менталитет славян и интеграционные процессы: историясовременность, перспективы» (Республика Беларусь, Гомель, 2009) — «Россия и россияне: особенности цивилизации» (Архангельск, 2009) — на VII Международных Славянских Чтениях «Русская цивилизация: диалог в культурном пространстве» (Орел, 2009) — на Всероссийских конференциях: «Социология села: теоретическая и практическая проблематика» (Краснодар, 2008) — «Жизнь провинции каю феномен духовности» (Нижний Новгород, 2008) — «Власть — общество- - личность в истории России» (Смоленск, 2008) — «Власть, ОбществоЛичность» (Пенза, 2008) — «Социокультурное пространство регионов, традиции и современные тенденции» (Белгород, 2009) — нарегиональных конференциях: «Пасхальныечтения-2009» (Курск, 2009) — «У№ Масловские чтения» (Мурманск, 2009) — в работе Всероссийской-научной школы для молодых ученых «Русская философия: истоки и современность» (Белгород, 2009).

С 2009 года по настоящее время работа по теме диссертации-ведется в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной-России» на 2009;2013: годы (госконтракт № П-861 от 18.08.2009 г.)-под руководством^ доктора" философских наук, профессора С. М. Климовой, ежегодно проводятся, отчеты, одобренныеэкспертами-Федерального агентства по науке и инновациям.

Структура работы. Диссертационное исследование включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение, библиографический список.

Заключение

.

Субкультурная парадигма позволяет представить российскую культуру как единую систему, основанную на субкультурных подсистемах, принципиально отличных друг от друга, в том числе, и в сфере духовного развития. В результате, открывается динамичная реальность, где и известные богословы, и простые прихожане православного храма, и текто только номинирует себя православным, в равной мере оказываются причастны русской православной традициихотя и репрезентируют этутрадицию В1 различных" формах поведения? и сами находогк^ наразных ярусах этой единой.культуры.

Субкультурный подход позволяет описать крестьянство* как наиболее традиционалистскую" часть российского общества, людей, постоянно живущих на земле, занимающихся сельским трудом традиционного' типа, генетически укорененных в сельском социуме. В современной ситуации крестьянство оказывается на пересечении устной и письменной традиции как противоположных культурных модальностей. Специфическая «окрашенность» крестьянской субкультуры: семейное хозяйство, хозяйствование на земле как базисный способ проявления природы человека и основа цивилизации, деревенский традиционализм и консерватизм, низшее положение в системе социальной иерархии — образуют семантические границы сельского локуса, в рамках которого формируется особый тип религиозности, который вводит в мир понятий, образов и архетипов традиционной русской культуры.

Проблема феномена народной религиозности на протяжении ряда столетий рассматривается с различных исследовательских позиций — от классической этнографии до современных междисциплинарных подходов. Основные направления разработки проблемы связаны в отечественной науке с концепциями «обрядоверие», «двоеверие» и «народное православие». Феномен «народных верований» объясняется сплавом православной религиозности и русской этнической специфики, синтезом православных и языческих элементов. Переосмысление существующей историографической традиции в категориях современного опыта позволяет представить народную религиозность как сумму проявлений неканонических религиозных взглядов и практик крестьянина, называющего себя православным, складывающуюся в силу его социального положения и специфических интересов. В основе еесинкретичное и диалогичное соединение народного и церковного.

Советская эпоха ознаменовала ликвидацию многих элементов и тенденций, развития народной, религиозности. В этот период агентом приобщения к основам-православной веры выступала в-основном семья, а не «свидетельство» церквш При верующих старших родственниках безверие не было" всеохватным. Семейные практики, повседневной^ религиозности зачастую оказывались сильнее атеистической-политики, являясь механизмом преемственности «веры» предков. Выживание архаизированной веры, осуществлялось за счет сохранения традиционных религиозных ритуалов в быту, спонтанной религиозной социализации детей, однако, в условиях нарушения коммуникации между поколениями, зачастую — происходила деформация «веры», утеря, ее смысла, следование исключительно традиции;

Образ матери-земли, культ семьипредков, хронотоп, регулируемый-православными постами/праздниками, восприятие обрядов как физических символов сакрального хронотопа — таковы фундаментальные компоненты крестьянского традиционного мировидения, сформированного в процессе перекодирования жизненного опыта в религиозные образы, которые продолжают сегодня жить в социокультурномпространстве. В сельском (деревенском, земельном) социуме, локализованном в пространстве в силу своего земледельческого характера, механизм трансляции религиозного знания не ограничивается рамками крестьянской семьи. Определенная его часть помимо семьи транслировалась по каналам общинной организации и преломлялась через призму интересов социума, направленность которых определяла сельскохозяйственная доминанта, в соответствии с природными ритмами и хозяйственными работами. Аграрно-земледельческие праздники, теснейшим образом связанные с земледельческими интересами и чаяниями крестьян, иллюстрируют синкретичную сущность обрядовой* религиозности, синтезирующей в себе народные и христианские элементы мировосприятия, обеспечивающие устойчивость и архетипичность народной веры.

Таким образом, народная религиозность есть способ репрезентации православия в крестьянской субкультуре, особая сфера или область социокультурнош жизни. Она включает в себя и продукты религиозной деятельности людей (идеи, образы, ценности) и специфические виды" культовой* и внекультовой' деятельности' (обряды). Резюмируя* картину современного состояния, можно сказать, что интуитивно-чувственная религиозность крестьянства, тесно соприкасающаяся с народным творчеством идомашним хозяйством, постепенно вытесняется, уходит из сферы рефлексии и остается в сфере бытовых ситуаций, обычаевтрадиционных рефлексов, малоосознаваемых установок. Память об этом неофициальна, и лишь эго-документы дают нам развернутые сведения о данной стороне религиозности, которые незаменимы как в реконструкции религиозной жизни недавнего прошлого, так и осмыслении реалий современности.

Представленный в. диссертационном исследовании опыт новой концептуализации народной религиозности «деревенского мира» может быть использован в качестве аналитико-методологического инструментария в широком спектре культурологических исследований. Осмысление многообразия духовно-религиозной жизни" современного общества посредством анализа его отдельных субкультур имеет не только важное теоретическое, но и прикладное значение — не только для адекватного осмысления реальной религиозной ситуации, но и как средство обеспечения взаимопонимания между разными сегментами социума, «взаимопереводимости» их культурных кодов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл Текст. / Т. А. Агапкина. М.: Индрик, 2002. -814 с.
  2. , С.Б. Прагматика фольклора Текст. / С. Б. Адоньева. — СПб: СПбГУ /Амфора, 2004. 310 с.
  3. , С.Б. Традиционная русская магия в записях конца XX в., Текст.,/ С. Б. Адоньева, О. А. Овчинникова. СПб.: Френдлихъ-Таф- 1993. -176 с.
  4. Азадовский- М.К. История4 русской* фольклористики Текст. / М'.К. Азадовский- АН СССР, Отделение лит. и яз. М.: Учпедгиз, 1963. — Т. 2. — 363 с.
  5. , Л.А. Феномен? религиозного индифферентизма в Российской империи Текст. / Л. А. Андреева // Общественные науки и современность. 2008. — № 4. — С. 114 — 124.
  6. , Е.В. Язычество и Древняя Русь Текст. / Е. В. Аничков -М.: Индрик, 2003. 440 с.
  7. , Е.А. Крестьянство как интерсубъект народной культуры Текст. / Е. А. Антонов // Народная художественная культура и XXI век: от возрождения к развитию. Сб. науч. тр. участников межд: науч.-практ. конф. Белгород, 2007. — С. 104−110.
  8. Антропология религиозности: альманах Текст. / Вып. 4 / ред. Д. С. Лихачев, С. А. Штырков. СПб.: «Сервантес», 1998. — 495 с.
  9. , С.А. Обычай, ритуал, традиции Текст. / С. А. Арутюнов // Советская Этнография. 1981. — № 2. — С. 97−99.
  10. , Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка Текст. / Н. Д. Арутюнова // Проблемы структурной лингвистики / отв. ред. В .П. Григорьев. -М.: Наука, 1982. С. 5−23.
  11. Атлас современной религиозной жизни России: в Зх т. Текст. / отв. ред. С. Филатов, М. Бурдо. М.: Санкт-Петербург: Летний сад, 20 052 009.
  12. , А.Н. Поэтические воззрения славян на природу Текст. / А. Н. Афанасьев / Репринт. М.: Индрик, 1994. — В 3 т.
  13. , A.C. Социально-культурные проблемы развития России. Философский аспектТекст. / A.C. Ахиезер. М.: ИНИОН РАН, 1992. — 82 с.
  14. , А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семиотический анализ восточнославянских обрядов Текст. /А-.К. Байбурин. -СПб г. Наука, 1993. 240 с.
  15. Баранников- В: П. Динамика? религиозности- в информационном-обществе Текст. / В: Н. Баранников, Л. Ф: Матронина // Социологические исследования., — 2004. №-9i — С. 102−107.
  16. , М.М. Творчество Франсуа, Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса Текст. / М. М. Бахтин. М.: Худ. лит., 1990. -543 с.
  17. , В.Б. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX -начала XX века) Текст. / В. Б: Безгин М.-Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. унта, 2004. — 304 с. .
  18. , В.Г. Социальное пространство личности. Религиозная социализация и осуществление права на веру в межпоколенных отношениях: XX век и перспектива Текст. / В. Г. Безрогов // Развитие личности. 2002. -№ 4.-С. 115−136.
  19. Белова- О. В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции Текст. / О. В. Белова. М.: Индрик, 2005. — 288 с.
  20. , О.В. Народное православие Полесья Текст. / О. В. Белова // Живая Старина. 1994. — № 3. — С. 46−47.
  21. , М.М. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках (на примере молодежной культуры) Текст. / Ю. М. Мельник, О. Н. Римская, В. П. Римский // Научные ведомости БелГУ.
  22. Серия: Философия. Социология. Право 2009. — № 8 (63). — Вып. 8. — С. 3040.
  23. , П. Понимание современности. Текст. / П. Бергер"/ пер. с англ. // Социологические исследования. 1990. — № 7. — С. 127−133.
  24. , H.A. Собр. соч.: в 4 т. Текст. / H.A. Бердяев Т. 3. Типы религиозной мысли в России / под ред. H.A. Струве. Париж: Имка-Пресс, 1989.-714 с.
  25. , Т.А. Русская народная культура и народная религия Текст. / Т. А. Бернштам // Советская этнография: 1989. — № 1. — С. 91−100:
  26. , Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов, восточных славян: учение’и опыт Церкви-в народном. христианстве Текст.,/ Т. А. Бернштам. СПб.: МАЭ РАН, 2000. — 395 с.
  27. Бернштам- Т. А. Новые перспективы в познании^ и изучении4 традиционной народной культуры: (теория и практика этногр. исслед.)* Текст. / Т. А. Бернштам. Киев: Респ. асоц. укра1взнавщв, 1992. — 187 с.
  28. , B.C. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков Текст. / B.C. Библер. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.-440 с.
  29. Биографический метод: История, методология, практика Текст. / под ред. Е. Ю. Мещеркиной, В1 В. Семеновой. М.: Институт социологии РАН, 1994.-542 с.
  30. , М. Феодальное общество Текст. / М. Блок. М.: Изд-воим. Сабашниковых, 2003. — 503 с.
  31. , П.В. Традиция и импровизация в народном творчестве Текст. / П.В. Богатырёв- Сб. Вопросы- теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. — 400 с.
  32. , Ю.Ф. Особенности религиозного сознания Текст. / Ю. Ф. Борунков. М.: Знание, 1972. — 48 с.
  33. , М. Субкультура неформальной молодежи Текст. / М. Брейк // Социологические исследования. 1991. — № 7. — С. 26−34.
  34. , Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки- теории и истории) Текст. / Ю. В. Бромлей М.: Наука, 1981.- 390 с.
  35. Букин- В. Р. На грани веры и неверия: Философско-психологический очерк Текст. / В-Р. Букин- В. А. Ерунов. Л.: Лениздат, 1974.-162 с.
  36. , С.Н. Православие и социализм Текст. / С. Н. Булгаков // Социологические исследования. 1990. — № 3. — С. 110−111.
  37. , П. Практический смысла Текст. / П. Бурдье- общ- ред., пер. ILA. Шматко-. Mi: Институт экспериментальной социологии. — СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
  38. Буслаев- Ф. И! НародныйЬпос ишифология^Текст.-/Ф-ИШуслаев: -М: Высш. шк., 2003. 400 с.
  39. Введение в общее-религиоведение Текст.: Учебник / под ред. И. Н. Яблокова. М.: Университет, 2001. — 576 с.
  40. , А.Н. Разыскания в области русского- духовного стиха Текст.- / А. Н- Веселовский- Вып. 1−6. // Сборник ОРЯС ИАН. СПб.: Гипограф1я Императорской Академш Наукъ — 1987−1881.
  41. Влияние: религиш на общество и личность Текст. / отв. ред. A.A. Белик. М.: ИЭА РАН, 2007. — 309 с.
  42. , A.A. Социальные типы? фермеров и тенденции развития фермерского движения? Текст. / A.A. Возьмитель // Социологические исследования. 1994. — № 10- - С. 43−51.
  43. Социологияфелигии в России: проблемы и перспективы- Текст. / A.A. Возьмитель // Социологические исследования. 2007. — № 2. — С. 110 117.
  44. , Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси Текст. / Н. М. Гальковский. М.: Индрик, 2002. — В 2 т.
  45. , В.И. Социология религии Текст. / В. И. Гараджа. М.: ИНФРА-М, 2005. — 348 с.
  46. , К. Интерпретация культур Текст. / К. Гирц- пер. с англ. -М.: РОССПЭН- 2004. 560 с.
  47. , Е.Е. История Русской Церкви Текст. / Е. Е. Голубинский. М.: Крутицкое Патриаршее подворье: Общество любителей церковной истории, 1997. — 839 с.
  48. , Н.С. Современное русское православие Текст. / Н. С. Гордиенко. — Л.: Лениздат, 1987. 304 с.
  49. , A.B. Крестьянство Востока: исторический субъект, культурная традиция, социальная общность Текст. / А. В: Гордон. М.: Наука- 1989: — 222 с.
  50. Гордон- A.B. Хозяйствование на земле основа- крестьянского мировосприятия Текст. / A.B. Гордон// Менталитет и аграрное развитие России (Х1Х-ХХ вв.). — Ml: РОССПЭН, 1996. — С. 57−74.
  51. Гофф Ле Ж. Цивилизация средневекового запада Текст. / Гофф Ле Ж.- пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс-академия», 1992. -374 с.
  52. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной, России- Текст. / отв. ред. B.C. Магун. М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. — 327 с.
  53. , В.А. Субкультура и, ее проявления в молодежной среде Текст. / В. А. Гришин. // Общественные, самодеятельные движения: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр.- отв. ред. E.H. Суслова. М.: АН СССР. НИИ культуры, 1990 — 220 с.
  54. , М.М. Мир русской деревни Текст. / М. М. Громыко. -М.: Мол. гвардия, 1991. 446 с.
  55. , М.М. Православие в жизни русского христианина Текст. / М. М. Громыко // Живая старина. 1994. — № 3. — С. 4−6.
  56. , Л.Д. Сельская жизнь: рациональность пассивной адаптации Текст. / Л. Д. Гудков, Б. В. Дубин // Мониторинг общественногомнения: экономические и социальные перемены. 2002. — № 6 (62). — С. 2337.
  57. , А.В. Русская идея и ее творцы Текст. / А. В: Гулыга. -М.: ЭКСМО, 2003. 448 с.
  58. , Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории Текст. / Л. Н. Гумилев. СПб.: Кристалл, 2002. — 352 с.
  59. , А.Я. Ведьма в деревне и пред судом (народная и ученая традиции в понимании магии) Текст., / А. Я. Гуревич // Языки культуры и проблемы переводимости. М.: Наука, 1987. — С. 12−46.
  60. , А.Я. Категории средневековой культуры? Текст.'/ А. Я. Гуревич. М.: Искусство- 1972. — 317 с.
  61. Гуревич^ П'.С. Субкультура Текст. / П. С. Гуревич? // Культурология. XX в: Словарь /гл. ред. и сост. С. Я. Левит. СПб: Университетская книга, 1997. — 640 с.
  62. Даль, В. И! О повериях, суевериях и предрассудках русского народа: Материалы по русской демонологии Текст. / В. И. Даль. СПб.:1. Литера, 1996. 477 с.
  63. Демьянов- А. И. Религиозность: тенденции и особенности проявления (социально-психологический анализ) Текст. / А. И! Демьянов.* -Воронеж: Воронеж, ун-т, 1994: 184 с.
  64. , В.И. Методологические вопросы, исследования религии. Спецкурс Текст. / В. И. Добреньков, А. А Радугин. М.: МГУ, 1989. -189 с.
  65. , С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество Текст. / С. Д. Домников. М.: Алетейя, 2002. — 672 с.
  66. , Б. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов) Текст. I Б. Дубин // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. — № 3 (71). — С. 35−44.
  67. , С.Ю. Материалы по теме «Народное богословие на Тамбовщине» Текст. / С. Ю. Дубровина // Живая старина. 2002. — № 2. — С. 35−37.
  68. , Е.К. Современный верующий. Социологический и психологический очерк Текст. / Е. К. Дулуман, Б. А. Лобовик, В. К. Танчер. -М.: Политиздат, 1970. 176 с.
  69. Емельях, Л. И: Антиклерикализм* и атеизм русских крестьян накануне Великой Октябрьской социалистической революции Текст. / Л. И. Емельях // По этапам развития атеизма в СССР. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1965. С. 59−85.
  70. , Ю.В. Магия как культурно-религиозный* феномен Текст.: Дис. .канд. филос. наук / Ю. В. Ермолина. Орел, 2009.* — 155 с.
  71. Живов- В. М: Двоеверие и особый характер русской культурнойистории Текст. / В. М. Живов //Philologia slavica. К 70-летию академика Н. И
  72. Толстого /отв. ред. В. Н. Топоров. М.: Наука, 1993. — С. 50−59.
  73. , М.С. Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины Текст. / М. С. Жиров, О .Я. Жирова. Белгород: БелГИК, 2002.-164 с.
  74. , М.Ю. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: репринт, воспроизведение изд. 1880 г. Текст. / М. Ю. Забылин М. Книга — Принтшоп, 1996. — 496 с.
  75. , А.Ф. О языческой традиции в духовной жизни Киевской Руси // Замалеев А. Ф. Лепты: Исследования по русской философии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — 320 с.
  76. , А.Г. Язычество как феномен духовной культуры: дис. канд. культурологи Текст. / А. Г. Заседателева. Краснодар, 2003. -145 с.
  77. , Д.К. Избранные труды: Ст. по духовной культуре, 19 341 954 Текст. / Д. К. Зеленин. М.: Индрик, 2004. — 366 с.
  78. , В.В. Славянские языковые моделирующие семиотические системы: (Древний период) Текст. / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. М.: Наука, 1965. — 246 с.
  79. , С.Н. Траектории динамики субкультур Текст. / С. Н* Иконникова* // Всероссийский" социологический конгресс «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» СПб.: Скифия, 2000. — С. 53−56.
  80. , В.И. Драматургия качественного полевого, исследования" «Текст. / В. И. Ильин. СПб.: Интерсоцис, 2006. — 256 с.
  81. , И.А. Избранные статьи Текст. / И.А. Ильин- под ред. Н. П. Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. — 368 с.
  82. Исторический словарь Текст. / авт. сост. Г. Н. Крайнов М.: ИПИК МГУ, 2004: — 584 с.
  83. , К. Религиозность в России рубеже ХХ-ХХ1 столетий Текст. / К. Каариайнен- Д. Е. Фурман // Общественные науки и» современность. 2007. — № 1. — С. 103−119- № 2. — С. 78−95.
  84. , К. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) Текст. / К. Каариайнен, Д. Е. Фурман // Вопросы философии. 1997. — № 6. — С. 35−52.
  85. , М.С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 347 с.
  86. , В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» Текст. / В. К. Кантор // Вопросы философии. 1994. — № 5. — С. 2746.
  87. , Л.П. Основы средневековой религиозности в XII XIII веках преимущественно в Италии: Репринт Текст. / Л. П. Карсавин — СПб.: Алетейя, 1997.-418 с.
  88. Качественные методы. Полевые социальные исследования Текст. / под ред. И. Штейнберга, Т. Шанина, Е. Ковалева, А. Левинсона -СПб.: Алетейя, 2009. 352 с.
  89. , А.И. Русское православие: вехи истории Текст. / А. И: Клибанов. М.: Политиздат, 1989. — 719 с.
  90. , В.П. Народная культура- Юга России. Опыт систематизации этнофолыслорного материала Белгородской области Текст. / В. П Кичигин. Белгород: Обл. типография, 2000. — 248 с.
  91. , С.М. Русская интеллигенция: маятник бинарного сознания Текст. / С. М. Климова // Человек. 2006. — № 3. — С. 62−71.
  92. , С.М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры Текст. / С. М. Климова. СПб.: Алетея, 2004 — 329 с.
  93. , H.H. Советские люди. Сцены из истории Текст. / H.H. Козлова. М.: Европа, 2005. — 544 с.
  94. Кознова, И.Е. XX век в социальной памяти российского крестьянства Текст. / И. Е. Кознова. М.: ИФРАН, 2000. — 207 с.
  95. , И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов Текст. / И: Д. Колесин-// Социологические исследования: 1999. — № 1. — С. 130−136.
  96. Конкретные исследования современных религиозных верований (методика, организация, результаты) Текст. / отв. А. И. Клибанов. М.: Мысль, 1967. — 249 с.
  97. , A.A. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа Текст. / A.A. Коринфский. -Смоленск: Русич, 1995. 656 с.
  98. Костомаров, Н: И: Домашняя, жизнь, и нравы великорусского народа Текст. / Н: И. Костомаров: М.: Экономика. — 1993. — 399 с.
  99. Крестьянство в исторической f судьбе России Текст. / В* П. Агафонов, Е. А. Антонов, Г. И. Баздырев: М.: Изд-во МСХА, 20 011 — 674 с.
  100. , A.A. Философско-культурологическая интерпретация крестьянского сознания: Методологические аспекты: дисс. канд. филос. наук Текст. / A.A. Крисанов. Белгород, 2005. — 150 с.
  101. , Е.А. Особенности изучения^ религиозности в современной России Текст. / Е. А. Кублицкая // Социологические исследования. 2009. — № 4: — С. 96−107.
  102. , А.И. Динамика полисинкретичной религиозности Текст. / А. И. Кудряшов. Чебоксары, 1974.
  103. , Г. В. Выход из тупика есть Текст. / Г. В. Кулик. М.: МАКС Пресс, 2003. — 55 с.
  104. , А. Оккультизм в православии Текст. / А. Кураев, диакон. М.: Фонд «Благовест», 1998. — 382 с.
  105. , A.C. Колдовство и религия в России. 1700−1740 гг. Текст. / A.C. Лавров. М.: Древлехранилище, 2000. — 576 с.
  106. , С.Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания Текст. / С.Д. Лебедев- науч. ред. Л .Я. Дятченко. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. — 49 с.
  107. Лебедев, С. Д- Религиозныйфенессанс как социальная реальность: к демифологизации? понятия* Текст. / С. Д: Лебедев // Социологический журнал. 2007. -№ 2. — С. 24−36.
  108. , Ю.А. Социальная^ природа религии Текст. / Ю. А. Левада. М.: Наука, 1965. — 263 с.
  109. , И. Двоеверие и народная религия в истории России Текст. / И. Левин- пер. с англ. А. Л. Топоркова, З. Н. Исидоровой. М.: Индрик, 2004.-216 с.
  110. , Е.Е. Православие глазами современного' севернорусского крестьянина Текст. / Е. Е. Левкиевская // Ученые записки-Российского Православного Университета ап. Иоанна’Богослова. Mi, 1998. Вып. 4.-С. 90−110.
  111. , В.Н. «Другие»: верующие и неверующие в повседневной жизни Текст. / В. Н. Лексин // Мир России. 2008. — № 1. — С. 147−188.
  112. , В.И. Социализм и религия: Об отношении рабочей партии к религии Текст. / В. И. Ленин И Полное собр. соч. Т. 12. — М.: Политиздат, 1975−1976.-С.142−147.
  113. , Д.С. Великое наследие Текст. / Д. С. Лихачев. Л.: Худож. лит., 1987. — В 3 т.
  114. , А.Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А. Ф. Лосев М.: Политиздат, 1991. — 524 с.
  115. , В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей Текст. / В. Н. Лосский. М.: Изд-во Свято-Владим. братства, 2000. — 628 с.
  116. , Ю.М. Семиосфера Текст. / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 2000 — 704 с.
  117. , C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила (По материалам этнографического бюро князя Тенишева) Текст. / C.B. Максимов. СПб.: Полисет, 1994. — 448 с.
  118. , И.Н. Социально-экономическая оценка инноваций в сфере организации и стимулированиям сельскохозяйственного^ труда: канд. дис. ИЭиОПП СО РАН Текст. / И. Н. Мартынова. Новосибирск, 1992.
  119. Межкультурный и межрелигиозный диалог в условиях устойчивого развития Текст. / Материалы Междунар. конф. / под ред. В. К. Егорова М.: Изд-во РАГС, 2008. — 848 с.
  120. , О.Ф. Илья Муромец и богатырство* Киевское: Сравнительно-критические наблюдения* над слоевым составом народного русского эпоса Текст. / О. Ф. Миллер. СПб.: Н. И. Михайлов, 1869 — 895 с.
  121. , Л.В. Великорусский^ пахарь и особенности, российского исторического процесса Текст. / Л. В. Милов. -М.: РОСПЭН, 1998. 573 с.
  122. , Л.Н. Религиозная ситуация в современной России Текст. / Л. Н. Митрохин // Социологические исследования. 1995. — № 11. -С. 79−81.
  123. , Н.Г. Народная культура как целостный феномен: культурологический подход Текст. / Н. Г. Михайлова // Традиционная культура. 2002. — № 7. — С. 8−15.
  124. , Р.В. Духовность крестьянства России XX века (социально-философский анализ) Текст. / Р. В. Михайлова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1997. — 222 с.
  125. , С. Год на сельском приходе Текст. / С. Михалевич, прот. М.: Благо. — 2004. — 160 с.
  126. , А.Б. Святые Русского Севера. Народная агиография Текст. / А. Б. Мороз. М.: Фонд-поддержки экономического развития стран. СНГ, 2008. -528 с.
  127. Морозов, И: А. Круг игры: праздник и игра, в" жизни северорусского крестьянина^ (XIX XX вв.) Текст. / И: А. Морозов, И. С. Слепцов. — MI: Индрик, 2004. — 920 с.
  128. , Н.М. Программа для изучения бытового православия (восточно-европейский религиозный сенкретизм) Текст. / Н. М. Моторин, A.A. Невский. Jt, 1930. — 163 с.
  129. К.Д. Кавелина, записанные Д.А. Корсаковым: Константин Дмитриевич Кавелин. Материалы для биографии. Из семейной переписки и воспоминаний Текст. // Вестник Европы. 1886. № 10. — С. 745−746.
  130. , К. Оборванная нить. Крестьянская культура и культурная революция Текст. / К. Мяло // Новый мир. 1988. — № 8. — С. 245−257.
  131. Национальное и религиозное Текст. / ред. колл. М: К. Горшков- М. П. Мчедлов, Г. Е. Трапезников. М.: Рос: независ: ин-т соц. и нац: проблем, 1996. — 140 с.
  132. , А.Ф. Круглый год: Русский земледельческий календарь Текст. / А. Ф. Некрылова. М.: Правда, 1991. — 496 с.
  133. Нефедова- Т. Г. Сельская Россия на перепутье. Географические очерки Текст. / Т. Г. Нефедова. М.: Новое издательство, 2003. — 408 с.
  134. М7: Никитина- С. Е:. Сердце- тдупш фольклорного «человека? Текст.-/ С. Е. Никитина // Логический- анализ? языка. Образ — человека? в культуре- иязыке / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. М.: Индрик, 1999. — 424 с
  135. , М.Б. Русское язычество Текст. / М.Б. Никифоровс’кий. СПб!, 1875.149: Никольский- С.А., Земледелие- и крестьянство как природно-исторические явления Шёкст.^/ С: А. Никольский!// Вопросы?-философии. -1991.-№ 2.-С. 13−24.
  136. , ЕЛ. Молодежные культуры и субкультуры Текст. / ЕЛ: Омельченко. М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 261 с.
  137. Опыт исследования народных традиционных обрядов Воронежского края. Сб. статей и лингвоэтнографичские материалы Текст.7 ред. колл.: В. Я. Голуб, В. Ф. Филатова, А. К. Юрченко. Борисоглебск: БГПИ, 1998.- 116 с.
  138. , А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России Текст. / А. А. Панченко. СПб.: Алетейя, 1998.-305 с.
  139. , A.A. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект Текст. / A.A. Панченко. -М.: ОГИ- 2002. 543 с.
  140. , Д.М. Село Третьяки (Новохоперского уезда). Записки сельского священника Текст. / Д. М. Пахомов. Воронеж: Творческое объединение „Альбом“, 2005. — 32 с.
  141. , В.Я. К историческим истокам русской традиционной культуры: проблема „языческого“ наследия Текст. / В. Я. Петрухин //Традиционная культура. 2004. — № 13. — С. 3−12.
  142. , H.H. Материалы по истории магических верований сибиряков JCVH-XVIIIi вв: Текст. / Н. Н Покровский. // Из истории семьи и быта сибирского крестьянства в XVII- начале XX в. Новосибирск: НГУ, 1975--С. 110−130.
  143. , A.A. О мифическом значении некоторых поверий и обрядов Текст. / A.A. Потебня // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1865 года. Кн. 2. — М., 1865.-311 с.
  144. Пропп, В .Я*. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического> исследования: собр. трудов Текст. / В. Я: Пропп — М.: Лабиринт, 2000. 186 с:
  145. Пушкарева, Н. Л1 Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X — начало XIX в.) Текст. / Н. Л. Пушкарева. М.: Ладомир, 1997. — 384 с.
  146. , Е.П. Феномен русской религиозности: Дис. .канд. филос. наук Текст. / Е. П. Пьяных. Екатеринбург, 1997. — 140 с.
  147. , A.A. Социология: курс лекций Текст. / A.A. Радугин. -М.: Изд-во Центр, 2003. 222 с.
  148. , И.А. Потаенное знание современной русской семьи: Быт. Фольклор. История Текст. / И. А. Разумова. М.: Индрик, 2001. — 374 с.
  149. , Дж. Б. Колдовство и ведьмы в средние века Текст. / Дж. Б. Рассел- пер. с англ. A.M. Татлыбаева СПб: Евразия, 2001. — 480 с.
  150. Регионы России! Социально-экономические показатели. 2009' Текст. / Стат. сб.- Mi: Росстат, 2009. 990 с.
  151. Религиозное сознание и его особенности Текст. / ред. Б. А. Лобовик. Киев: Наук, думка, 1986. — 247 с.
  152. Религиозные практики в современной России: Сб. статей Текст. / под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. М.: Новое издательство, 2006. — 400 с.
  153. Религия и общество: очерки религиозной, жизни современной России: Сб. статей, Текст. / отв. ред., сост. С.Б. Филатов- М., СПб.*: Издательство Летний’сад, 2002. — 488 с:
  154. Религия и политика, в посткоммунистической России? Текст. / отв.- ред. Л. И* Митрохин. М'.: ИФ РАН, 1994. — 252 с.
  155. , В.В. Религия- и культура Текст. / ред. кол. Е. В. Витковский и др. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2001. — 637 с.
  156. , Т. Социология в Америке Текст. / Т. Роззак. СПб., 1998.
  157. , А.Н. Священник в духовной жизни русской деревни Текст. / А. Н. Розов. СПб.: Алетейя, 2003. — 255 с.
  158. Русская религиозность: Проблемы изучения Текст. / сост. А. И. Алексеев, A.C. Лавров. СПб.: Алетейя, 2000. — 352 с.
  159. Русские былины старой и новой записи Текст. / под ред. Н. С. Тихонравова, В. Ф. Миллера. М., 1894.
  160. , Б.А. Язычество древних славян Текст. / Б. А. Рыбаков. -М.: Русское слово, 1997. 824 с.
  161. Рыжов, Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве Текст. / Ю. В. Рыжов. М.: Смысл, 2006. — 328 с.
  162. , Ю.В. Традиционная религиозность в системе культуры Текст. / Ю. В. Рыжов // Системные исследования культуры / Науч. ред. B.C. Жидков. СПб.: Алетейя, 2006. — С. 97−107.
  163. , Т.Е. Янусов лик глобализации: размышления культуролога Текст. / Т. Е. Савицкая // Обсерватория культуры. 2004. — № h-С. 443.180: Савицкий, П*:Н. Континент Евразия Текст.1/ П. Н. Савицкий: -М.: Аграф- 1997. 464 с.
  164. Сафронов- С. Г. Русская православная церковь в конце XX в.: территориальный аспект Текст. / С. Г. Сафронов: М.: Московский Центр Карнеги 2001. — № 1100 с.
  165. , П.И. Мир таинственный. Размышления о крестьянстве Текст. / П. И. Симуш. -М.: Политиздат, 1991. 255 с.
  166. , Ю.Ю. Динамика процесса воцерковления православных Текст. /Ю.Ю. Синелина // Социологические исследования. -2006.-№ 11.-С. 89−97.
  167. , Ю.Ю. Секуляризация в социальной истории России Текст. / Ю. Ю. Синелина. М.: Academia, 2004. — 222 с.
  168. , А.Д. Иван-дурак. Очерки русской народной веры Текст. / А. Д. Синявский. М.: Аграф, 2001. — 464 с.
  169. , М. Типы религиозной жизни Текст. / М. Скобцова //Вестник РХД. 1997. — № 176. — С. 23−72.
  170. Славянский мир. Текст. / сост. Р. В. Андреева, В. В. Будаков, Л. Ф: Попова. Воронеж: Центр духов, возрождения Чернозём, края, 2001. — 270 с.
  171. , H.H. Субкультура как объект исследования Текст. / H.H. Слюсаревский // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2002.-№ 3.-С. 117−127.
  172. , Н. Дж. Социология Текст. / Н. Дж. Смелзер // Социологические исследования. 1990. — № 12. — С. 131−137.
  173. , Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность, И'"духовные преступления» в’России. XVIII в. Текст. / Е.Б.I
  174. Смилянская М: Индрик, 2003. — 462 с.
  175. , И.М. Русские простонародные праздники-и суеверные обряды, Текст. / И. М- Снегирев- в книге сброшюрованы два тома (I II). -М.: Университетская типография, 1837−1839!
  176. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания Текст. / отв. ред. С. Б. Филатов, М. Бурдо. Тт. 1−3. М.: Логос, 2004−2006.
  177. , К.Б. • Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации Текст. / К. Б. Соколов. // Вестник Российского гуманитарного’научного фонда. -1997. № 1. — С. 134-Г43.
  178. , К.Б. «Дикая""глобализация?и традиционные’культуры Текст. / К. Б. Соколов // Традиционная культура. 2005. — № 18 — С. 70−79.
  179. , М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход Текст. / М. Соколов // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / под ред. В. В. Костюшева. СПб.: Норма, 1999.-С. 9−23.
  180. , B.C. О причинах упадка средневекового миросозерцания Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения в двух томах. Т. 2. -М.: Правда, 1989. С. 344−355.
  181. , И.И. Роженицы у славян и других языческих народов Текст. / И: И. Срезневский // Архив, историко-юридических сведений, относящихся до России / Изд. Н. Калачев. -М., 1855. ЬСн.2. 4.2.
  182. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом’сознании постсоветской России Текст. / под ред. К. Каариайнена, Д. Фурмана. М.: Летний сад, 2000. — 248 с.
  183. , Ю.С. Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в периоды двоеверия Текст. / Ю. С. Степанов, С. Г. Проскурин. -М.: Наука, 1993. 158 с.
  184. Степун, Ф-А. Мысли о России* Текст. / Ф. А. Степун // Новый мир. 1991'. — № 6. — С. 201−239.
  185. Судьбы людей: Россия XX в. Биография семьи как объект социологических исследований Текст. / отв. ред. В. Семенова- Е. Фотеева. -М: Институт социологии РАН, 1996. 426 с.
  186. , О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного4 дела в императорской России Текст. / О. Ю: Тарасов. М.: Прогресс-Культура, 1995.-496 с.
  187. , A.B. История культуры русского народа Текст. / A.B. Терещенко. М.: Эксмо, 2008. — 736 с.
  188. Толстая, С. М*. Язык и культура и язык культуры Текст. И С. М. Толстая // Живая старина. 2004. — № 1. — С. 4−7.
  189. , Н.И. Славянские верования Текст. / Н. И. Толстой // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1995. — С. 15−26.
  190. , Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике Текст. / Н. И. Толстой. М.: Индрик, 1995. -512 с.
  191. , В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Том 2. Три века христианства на Руси (XI1-XIV вв.) Текст. / В. Н. Топоров. -М.: Языки русской культуры, 1998. 863 с.
  192. Традиционная культура Белгородского края Текст. / Сб. науч. ст. и фольклорных материалов из „Экспедиционных тетрадей“. Белгород: ГУК „БГЦНТ“, Центр исследования традиционной культуры, 2006−2010 гг.
  193. , НС. Взгляд на, русскую историю не с Запада- а с Востока, классика: геополитики XX век, Текст. / Н.С. Трубецкой- сост. К. Королёв. М: ACT, 2003. — 180 с.
  194. Фадеева- О. П. Хозяйственные уклады в современном российском селе Текст., / О. П. Фадеева // Социологические исследования: 2007. — № 11. — С. 64−69.
  195. , A.C. Божества- древних славян Текст. / A.C. Фаминцын. СПб.: Алетейя, 1995. — 380 с.
  196. , Г. П. Собрание сочинений: в 12 т. Том 10. Русская религиозность. Часть 1. Христианство Киевской Руси X—XIII вв. Текст. / Г. П. Федотов М.: Мартис, 2001. — 382 с.
  197. , Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам) Текст. / Г. П. Федотов. М.: Прогресс, Гнозис, 1991.-192 с.
  198. , С.Б. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность Текст. / С. Б. Филатов, Р. Н. Лункин // Социологические исследования. 2005. — № 6. — С. 35−45.
  199. , В.Ф. Магия и народное православие Текст. / В. Ф. Филатова // Человек. 2009. — № 6. — С.70−81.
  200. , В.Ф. Магический дискурс Текст. / В. Ф. Филатова.-Воронеж: Издательско-полиграфический центр воронежского государственного университета, 2010. 356 с.
  201. , А.Я. Культурология для культурологов Текст. / А. Я. Флиер. М.: Академический проект, 2000. — 496 с.
  202. , ШЗ. Сочинения: в 4″ т. Т. 1. Текст. / П: В. t
  203. Флоренский^ М.: Мысль, 1996- - 797 с:
  204. Франк, С. Л: Духовные основы общества. Текст. / С. Л. Франк. — М.: Республика, 1992. — 511 с.
  205. , В.К. Лингвистика народной приметы Текст. / В .К. Харченко, Е. Е. Тонкова. Белгород: Белгор. обл. тип., 2008. — 224 с.
  206. Хомяков- A.C. По поводу статьи И. В. Киреевского „О характере просвещения Европы и о его отношении к, просвещению* России“ Текст. / A.C. Хомяков // Благова Т. И. Родоначальники славянофильства: А. Хомяков и И. Киреевский'. М.: Высш. шк., 1995. З52'с.
  207. , H.A. Культура в эпоху социального хаоса Текст. / H.A. Хренов. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 448 с.
  208. Художественная жизнь современного общества. В 4 т. Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни Текст. / под ред. К. Б. Соколова. СПб.: Изд-во „Дмитрий Буланин“, 1996. — 237 с.
  209. , A.A. Значение православия в жизни и исторической судьбе России Текст. / A.A. Царевский. Казань: Типолитография Императорскаго Университета, 1898. — 153 с.
  210. , К.В. Иконопочитание в русской традиционной культуре Текст. / К. В. Цеханская. М.: Индрик- 2004. — 256 с.
  211. , И.В. Философско-культурологический анализ феномена народной религиозности: дис.. канд. филос. наук Текст. / И. В. Цуканова. Белгород, 2006. — 179 с.
  212. , A.B. Двоеверие: мираж или реальность? Текст. / A.B. Чернецов // Живая старина. 1994. — № 4. — С. 16−19.
  213. , В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века Текст. / В. Ф. Чеснокова. М.: Академический Проект, 2005. — 297 с.
  214. , В.Ф. Число, православных в России увеличивается Текст. / В. Ф, Чеснокова // Российская, газета (Федеральный выпуск). — № 3737 от 05.04.2005 г.
  215. , И.Г. Почитание местных святынь в. советское время: паломничество к источнику в Курской Коренной» пустыни в 1940—1950-е гг. Текст. / П. Г. Чистяков // Религиоведение. 2006. — № 1. — С. 38−49.
  216. , В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI XIX вв.: очерки по истории народных верований Текст. / В. И. Чичеров. -М.: АН СССР, 1957. — 236 с.
  217. , Т. Понятие крестьянства- Текст. / Т. Шанин // Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры^ в современном мире: Хрестоматия / сост. Т. Шанин. М.: Прогресс — Академия, 1992. — С. 8−20.
  218. , Т. Социально-экономическая мобильность и история сельской России 1905−1930 гг. Текст. / Т. Шанин // Социологические исследования. 2002. — № 1. — С. 30−40.
  219. , А. Священник. Колдуньи. Смерть: Этнографические очерки сельского прихода Текст. / А. Шантаев. М.: Благо, 2004. — 240 с.
  220. , И.Р. Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертьюТекст. / И. Р. Шафаревич. М.: Русская идея, 2000. -400 с.
  221. , В.Н. Иллюзия добра: моральные ценности и религиозная вера Текст. / В. Н. Шердаков. М.: Политиздат, 1982. — 287 с.
  222. , В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства: Игра, ритуал, магия Текст. / В.Д. Шинкаренко- М.: КомКнига, 2005.- 232с.
  223. , A.B. Иное города Текст. / A.B. Шипилов // Крестьянский мир. 2006. — № 2. — С. 34−45.
  224. , Я. Отказываться не вправе. Рассказы из жизни современного прихода Текст. / Я. Шипов, свящ. М.: Лодья, 1999. — 127 с.
  225. , И.Е. Останется ли в России крестьянин? Текст. / И. Е. Штейнберг // Отечественные записки. 2004. — № 1 (16). — С. 50−59.
  226. Щапов- А. П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого): Соч. в 3 т. Текст. / А. П. Щапов. СПб.: издание М. В. Пирожкова, 1906−1908.
  227. , Т.Б. Система: тексты и традиции" субкультуры Текст. / Т. Б. Щепанская. М.: ОГИ, 2004. — 286 с.
  228. , Т.Б. Традиции городских субкультур Текст. / Т. Б. Щепанская // Современный городской фольклор / отв. ред. С. Ю. Неклюдов. -М.: РГГУ, 2003.-С. 27−31.
  229. , И.Г. Риски- социальной трансформации! российского общества: Культурологический аспект Текст. / И. Г. Яковенко? — М.: Прогресс-Традиция. 2006. — 176 с.
  230. , М.Б. Россия: культура и субкультура Текст. / М. Б. Ямпольский // Общественные науки и современность. 1993. — № 3. — С.58−67.
  231. Davis Natalie Zemon. From «Popular Religion» to Religious Cultures // Reformation Europe. A Guide to Research. Ed. Steven Ozment. St. Louis, 1982. -P. 321−341.
  232. Pascal P. Die russische Volksfrommigkeit // Kyrios: Vierteljahresschrift fur Kirchen und Geistesgeschichte Osteuropas. — Berlin: Luther.Verl. Haus. Erganzende Bemerkungen in. von K. Bambauer 1962. — heft 2.-S. 69−102.
  233. Primiano L.N. Vernacular Religion and the Search for Method in Religious Folklife 11 Western Folklore. Vol. 54. 1995. No 1. (Special issue: Reflexivity and the Study of Belief. Ed. D. J. Hufford). P. 37−56.
  234. Swanson R.N. Religion and devotion in Europe. 1215−1515. Cambridge, 1995.-P. 199−226.
Заполнить форму текущей работой