Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Семиотика наскального искусства: интерпретация в контексте традиционной культуры народов Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены психоаналитические основы интерпретации семантики наскального искусства. Анализ возможностей применения психоаналитического подхода в исследовании раскрывает архетипический уровень понимания проблемы наскального творчества. Основываясь на трудах психоаналитиков, прежде всего, К. Г. Юнга, истоки этих схождений заключаются в общих началах и закономерностях психики человека, его духовной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические проблемы исследования семиотики наскального искусства
    • 1. 1. Интерпретативный аспект семиотики наскального искусства
    • 1. 2. Универсализм наскального творчества
  • ГЛАВА 2. Наскальное искусство как выражение архаического мировосприятия
    • 2. 1. Магическая гипотеза происхождения наскального искусства
    • 2. 2. Сакральная символика объектов, связанных с наскальным искусством
  • Глава 3. Семантика наскального искусства Якутии
    • 3. 1. Культ священных скал в религиозно-мифологической системе народов Севера
    • 3. 2. Ритуально-магическая функция наскальных изображений
  • Якутии

Семиотика наскального искусства: интерпретация в контексте традиционной культуры народов Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Научно-теоретическое осмысление семиотики наскального искусства приобретает особую актуальность в связи с необходимостью оценить данный культурный текст в условиях изменившихся социокультурных особенностей жизни. В современной ситуации глобализации актуализируется «история и культура территории» как история и культура населения, обитавшего с палеолитических времен в определенной географической зоне. В условиях глобализации адаптивное значение процесса локализации оказывается наиболее востребованным, так как разрушение локальных структур, представленных в культурных феноменах, ведет к снижению устойчивости, жизнестойкости социальной среды человека. Вследствие этого возрастает интерес к проблеме культурогенеза населения территории, в том числе и к пониманию наскального искусства, как первичного источника осмысления первобытной культуры. Тема диссертации связана, прежде всего, с необходимостью возрождения, сохранения и дальнейшего развития духовного пространства этносов, населяющих данную территорию в настоящее 'время. Бесспорно, актуальный слой наскальных росписей был ориентирован на архаическое общество, носителей конкретных археологических культур, но инвариантные глубинные их слои обращены к человечеству и это придает наскальному искусству онтологически длительный статус.

В последнее время актуальными становятся исследования, связанные с интерпретацией знаковой информации о различных природных объектах, по-особому характеризующих ландшафт местности в контексте сакральных представлений древних. В опыте религиозно-мифологической, обрядовой традиции северных народов скалы с изображениями представляют собой священный объект — Ытык Хайалар, почитаются как национальное достояние и религиозная святыня. Культ священных скал с изображениями в определенной степени выражает религиозно-космологические воззрения древних, сохранивших чувство первобытного мистицизма и космической религиозности. Такой подход к природе и статусу человека, обусловленный теми связями, которые существуют между Вселенной и человеком, определяет концепцию «космизма», разработанную В. И. Вернадским, А. Л. Чижевским, Г. И. Гурджиевым и многими другими. Вопрос о глобальности мышления и мироощущения, выраженной в учении о космичности человека, составляет важную сторону мировоззренческой парадигмы современных людей.

Подобная трактовка культурного артефакта позволяет понять, что скала с петроглифом — не просто географическое понятие, а целостное культурное образование с многотысячелетним возрастом. В связи с этим возникает необходимость переосмысления содержательной стороны наскального искусства, генезиса архаической культурной среды существования человека с точки зрения современности. Появляются проблемы включения памятников археологии в пространственно-временной континуум начала XXI века: содействие эволюции традиционной культуры в современных условиях, обретение молодым поколением культурной компетентности, организация уникальных культурно-исторических территорий, сохранение дошедших до нас объектов первобытного искусства в процессе развития туризма и другие.

Степень разработанности темы. Совокупность исследований, посвященных аспектам толкования семиотики наскального искусства, позволяет говорить о многогранности этого феномена культуры. Актуальный интерпретативный аспект семиотической концепции в зарубежной и отечественной методологии разрабатывали Р. Барт, Р. Карнап, Ч. С. Пирс, Ж. Делез, Ф. Гваттари, У. Эко, Д. Прециози, К. Гирц, В. В. Иванов, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский, Ю. М. Лотман, Г. П. Щедровицкий, В. М. Розин, Ю. С. Степанов и другие. Представители антропологической школы (зарубежные — Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, М. Элиаде, Б. Малиновский, Э. Эванс-Притчард и др.- отечественные — Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников, А.Н. Веселовский) сделали важные обобщения относительно сходства материальной и духовной культуры народов мира. Мы будем исходить из посылки, что наскальное искусство — явление полиэтническое, и при его анализе берутся во внимание общекультурные особенности. В рамках общей и археологической семиотики наскальное искусство исследовали X. Эллис, Л. Леви-Брюль, А. Маршак, Н. К. Рерих, В. Пропп, О. Фрейденберг, М. С. Каган, В. П. Казначеев, В. Е. Ларичев, А. Н. Дмитриев, Р. Беднарик, Л. С. Клейн, К. Закс, М. Шмидт, А. Д. Столяр, А. Ф. Анисимов, А. П. Окладников, Ю. А. Мочанов, С. А. Федосеева, H.H. Кочмар, А. Н. Алексеев, А. И. Гоголев, Н. Д. Архипов и другие. В последнее время культурологическая интерпретация наскального искусства была сделана В. М. Розиным, A.A. Бурыкиным, Е. А. Окладниковой, Л. М. Мосоловой, А. И. Мартыновым, Я. А. Шером, В. В. Роммом, О. Б. Буксиковой, Ю. О. Новиком, П. А. Куценковым и другими.

Имеется множество гипотез о функционировании искусства в структуре первобытных верований, поэтому можно ограничиться только наиболее известными из них. С точки зрения нашего исследования заслуживают внимания фундаментальные работы таких религиоведов, как В. Вундт, Э. Кассирер, Е. М. Мелетинский, Н. Харузин, С. А. Токарев, В. И. Гараджа, И. Н. Яблоков, Г. С. Померанц, Е. Г. Яковлев, З. А. Миркина. Имеются теоретические исследования A.M. Золотарева, Д. К. Зеленина, С. П. Толстова, Ю. И. Семенова и многих других. В свете психоаналитической науки трактовка генезиса искусства представлена концепциями таких исследователей, как К. Г. Юнг, Д. Льюис-Уильямс, Ж. Клотти, В. Воррингер, М. Дворжак, М. Коул и другие.

В работах западных философов и культурологов Дж. Фоли, X. Керлота, М. Элиаде, Т. Буркхарда, Р. Генона, X. Кирло и других формулируются принципы пространственного символизма. Значительны достижения Леви-Брюля, К. Леви-Строса в области анализа, отражения в мифах пространства и времени. Интерес к теоретическому осмыслению визуальных символов, к которым относят наскальные изображения, присутствует у русских ученых, начиная от филологов Ф. И. Буслаева, A.A. Потебни, П. А. Флоренского до современных семиотических концепций В. Н. Топорова, Вяч. Вс. Иванова, Б. А. Успенского, Ю. М. Лотмана, А. Г. Дугина, A.B. Платова, С. Э. Ермакова и других. Концепция «северного космизма» была разработана Л. Н. Гумилевым, Н. М. Теребихиным, А. Г. Дугиным, Ю. Н. Шесталовым и другими.

Теме выяснения архаических пластов религиозно-мифологической системы северных народов посвятили свои работы многие исследователи: Я. И. Линденау, О. Н. Бётлингк, А. Ф. Миддендорф, Э. К. Пекарский, В. Л. Серошевский, В. Ф. Трощанский, C.B. Ястремский, И. А. Худяков, А. Е. Кулаковский, Г. В. Ксенофонтов, Г. У. Эргис, A.A. Попов, В. Н. Васильев, Д. Р. Анисимов, С. И. Николаев, H.A. Алексеев, Д. С. Макаров, К. Д. Уткин, Е. С. Сидоров, Б. Н. Попов, E.H. Романова, Л. Н. Жукова, А. Е. Захарова, Р. И. Бравина, A.A. Петров, П. А. Слепцов, Г. С. Попова, С. К. Колодезников и другие.

До настоящего времени результаты исследования наскального искусства сводились к историко-этнографическому обобщению и осмыслению этого культурного наследия. Вместе с тем, назрела необходимость целостного культурологического анализа, то есть осуществления интегрированного подхода к выявлению семиотики наскального искусства. Настоящее исследование является одной из попыток реализации такого подхода.

Гипотеза исследования. По мнению многих исследователей, интерпретация знаково-смыслового аспекта наскального искусства связана с географически детерминированными традиционными аборигенными культурами, такими как культуры северных народов. Следовательно, проблема исследования культурогенеза населения территории переводит акцент на современных обитателей, предполагая факт наследования ими (прежде всего, в качестве культурной традиции) элементов архаики при сохранении длительной исторической преемственности самых различных типов культур, существовавших с палеолитических времен до современности. Можно утверждать, что история наскального творчества имеет трансгенерационный и транскультуральиый характер, она передавалась из поколения в поколение, из культуры в культуру. Из вышеуказанного следует, что, сопоставляя образы и символы наскального искусства («текста») с этнографически и исторически известными явлениями традиционных религиозно-мифологических воззрений народов Севера, сохранивших архаическую «живую» практику почитания этих археологических памятников, можно попытаться выяснить их глубинную семантику.

Объектом исследования является наскальное искусство, рассматриваемое как семиотический феномен в контексте культуры.

Предмет исследования составляет семиотика памятников наскального искусства Якутии, интерпретируемых в контексте содержания и форм традиционной культуры народов Севера.

Цель исследования — охарактеризовать особенности наскального искусства как специфической знаковой системы в комплексе традиционной культуры народов Севера, дать семиотическую интерпретацию его образов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• исследовать исходные теоретические основания семиотической интерпретации памятников наскального искусства;

• осмыслить универсализм древнейшего искусства как выражения устойчивых форм архаического сознания и возможности применения психоаналитического подхода для раскрытия природы наскального творчества;

• проанализировать особенности ритуально-магической гипотезы происхождения наскального искусства для более глубокого понимания его смысла;

• определить возможности использования параллельного изучения первобытной и традиционной культуры как наиболее приемлемой формы трактовки смысла, заложенного в наскальных изображениях;

• осмыслить сакральную символику объектов, связанных с наскальным творчеством, в контексте традиционной культуры народов Севера;

• дать экспликацию основных сюжетов наскального искусства Якутии с акцентировкой его ритуально-магической функции.

Источниками для культурологического анализа послужили известные по многочисленным публикациям памятники наскального искусства (в основном Якутии), а также традиции народов циркумполярной культуры. Следует отметить, что о проблеме происхождения искусства в более широком контексте можно говорить как о проблеме художественной культуры в целом, рассматриваемой в рамках исторической культурологии и историографии культуры в частности. Наскальное искусство представляет большой интерес для исследователей как информативный историко-культурологический материал, используемый для выявления закономерностей развития человеческой истории, поскольку этот феномен связан хронологически с зарождением самой культуры.

Методологическая основа исследования. В качестве общих принципов осмысления данной темы применяются актуальные положения информационно-семиотических культурологических концепций, психоаналитических теорий культуры. В методологическом плане работа опирается на принцип историзма, то есть памятники наскального искусства рассматривается нами как явление истории культуры. Кроме того, теоретически подобная работа исходит из существования общего универсального ядра человеческой природы, что является одним из вопросов, которые рассматриваются в рамках кросс-культурных исследований. Осуществляя интегративный подход к выявлению семиотики наскального искусства, автор опирался на общетеоретические исследования в философии, культурологии, семиотике, истории, этнографии и других науках. Работа предполагает также освещение истории археологических исследований в Якутии, этногенеза и некоторых аспектов духовной культуры народов Севера.

В диссертационной работе используются следующие методы: описательный, сравнительно-исторический, семиотический, психологический. Кроме того, исследование осуществляется на системном методе, позволившим провести культурологический анализ, интегрируя различные источники и научные методы.

Научная новизна исследования. Культурологический анализ проблемы семиотической интерпретации наскального искусства на материале традиционной циркумполярной культуры позволил получить следующие результаты:

• исследованы принципы семиотики, определяющие исследовательскую позицию интерпретатора в процессе раскрытия возможных значений памятников наскального искусства;

• выявлены основные предпосылки культурной преемственности сакральной символики наскального творчества;

• осмыслено применение психоаналитического подхода в исследовании феномена древнего искусства;

• обосновано использование параллельного изучения первобытной и традиционной культуры как наиболее приемлемой формы трактовки смысла, заложенного в наскальных изображенияхдана экспликация основных сюжетов наскального искусства Якутии с акцентировкой его ритуально-магической функциидля расшифровки семантики наскальных изображений использован также материал Древней Европы и Азии, типологически близкий якутскому.

Основные положения, выносимые на защиту: С семиотической точки зрения, произведение наскального искусства, существует в форме интерпретативного артефакта. Если обратиться к терминологии У. Эко, с позиции реципиента-интерпретатора, наскальная роспись — это всегда «произведение с открытым концом», «открытое произведение», «произведение-в-движении» (work-in-movement), которое «открыто» для различных видов интерпретации.

Наскальное искусство можно рассматривать как явление полиэтническое, выражение универсальной культурной доминанты, общей для народов практически всех континентов на протяжении протяженного исторического времени.

Ритуальная предназначенность наскальных изображений дает возможность говорить о том, что священная скала служит точкой жизненного контакта с космическими силами и центром аккумуляции энергии. Древность архетипических образований и их проникновение в разные сферы человеческой деятельности, в частности архетипа Маны-личности, Мировой Горы могут служить основанием для выявления в разнообразном этнографическом материале следов отдаленного прошлого. Главные предпосылки культурной преемственности сакральной символики наскального творчества заключаются: в единстве психического опыта человечествав сохранении сходной природно-климатической среды, в значительной мере обуславливающей специфику культурыво внешней устойчивости архаических родоплеменных культур, которые могут находиться практически в неизменном состоянии в течение тысячелетийв однородной архаической религиозно-мифологической системе.

• Ритуально-магическая концепция о возникновении наскального искусства, основанная на подобном построении, дает возможность развивать ее в этом направлении.

• В традиционной религиозной системе народов Севера священная гора олицетворяет космический порядок, единство мироздания и сакральность родной земли. Космические аспекты традиционной религии Айыы (Аи) включают систему отношений человека с окружающим мирозданием: понятия о священных скалах, олицетворяющих космический порядок, единство мироздаиия и родной землипонятия о трехсоставной душе — кут и космической энергии, объединяющей все структуры мироздания в единую цельностьпонятие «былыт» — невидимой тонкой субстанции, представляющей энергетически-информационное поле человека.

• На основе классификации стиля и возраста памятников наскального искусства Якутии, составленной археологами, можно проследить эволюцию семантики изображений. Звери (бык, лось, олень и другие) могут означать духов-хранителей шамана, солярный знак — культ солнца, антропоморфные изображения также связаны с шаманской тематикой, так как некоторые из них содержат изображения шаманских атрибутов.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что с культурологической точки зрения исследуется применение семиотических идей и принципов к интерпретации символики наскального искусствавыяснены возможности применения психоаналитического подхода для анализа памятников наскального искусства. Результат осмысления сакральной символики объектов, связанных с наскальным творчеством, в контексте религиозно-космологических воззрений народов Севера, дает представление о необходимости сохранения и приумножения духовных ценностей, культурной среды и культурного наследия, что является обязательным условием выживания человека в современном мире.

Практическая значимость исследования заключается в возможности актуализировать интерес к проблемам, связанным с практическим «освоением» и сохранением дошедших до нас объектов наскального искусства. Как известно, состояние находящихся на госохране наскальных изображений почти на 80% характеризуется как неудовлетворительное и нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и даже уничтожения, в специальных мерах по охране.

Результаты и материалы исследования могут иметь практическое применение в курсах по культурологии, спецкурсах и спецсеминарах в рамках учебных дисциплин «Культурология», «Циркумполярное регионоведение», «Этносемиотика» и других.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены автором в 14 публикациях. Результаты данного исследования были обобщены в докладах, сделанных на международной научной конференции «Культура оленеводческих народов» (Якутск, 2005), на региональных' научно-практических конференциях: «Проблемы региональной культуры и образование России на пороге 3 тысячелетия» (2000), «Циркумполярная культура: памятники культуры народов Арктики и Севера» (2000), «Логос. Культура. Цивилизация» (2002), «Основные направления имиджевой политики Республики Саха (Якутия)» (2006), на интернет-конференции «Этническая психология и современные реалии» (2004), на инновационном форуме «Научно-инновационный потенциал Республики Саха (Я)» (2006). Основные положения диссертации излагались на заседаниях кафедры культурологии ИППК Уральского и Якутского госуниверситетов. Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Общий объем работы-154 страницы.

Заключение

.

• В работе обосновано применение семиотических идей и принципов к интерпретации семиотики наскального искусства. Наскальное искусство как культурный объект, практически утративший свою утилитарную роль, существует в форме интерпретативного артефакта. С позиции реципиента, наскальная роспись — это всегда, по выражению Эко, «произведение с открытым концом», «открытое произведение», «произведение-в-•движении» (work-in-movement), которое «открыто» для различных видов интерпретации. Данный основной принцип семиотики определяет исследовательскую позицию в процессе раскрытия возможных значений. В соответствии с кризисом репрезентации произведение наскального искусства, потерявшее свою связь с архаическим предметом и явлением, переносит акцент на саму референцию. Отсюда вытекает основная задача интерпретатора — установление адекватности интерпретации, т. е. выявление степени достоверности в оценке функций такого объекта в реальном контексте.

• Наскальное искусство Якутии можно рассматривать, прежде всего, как выражение универсальной культурной доминанты, общей для народов практически всех континентов на протяжении протяженного исторического времени. Главные предпосылки, связующие эти культурно-исторические типы, заключаются: в единстве психического опыта человечества — носители традиционных культур воспроизводят законсервированные черты архаичного мышления (универсальные архетипические образы) — в сохранении сходной природно-климатической среды, которая в значительной мере обуславливает специфику культурыопыт жизни и ведение хозяйства в данных условиях природыво внешней устойчивости архаических родоплеменных культур, которые могут находиться практически в неизменном состоянии в течение тысячелетийв однородной архаической религиозно-мифологической системе, которая устойчиво воспроизводится в самых разных регионах, временах и культурах.

• Выявлены психоаналитические основы интерпретации семантики наскального искусства. Анализ возможностей применения психоаналитического подхода в исследовании раскрывает архетипический уровень понимания проблемы наскального творчества. Основываясь на трудах психоаналитиков, прежде всего, К. Г. Юнга, истоки этих схождений заключаются в общих началах и закономерностях психики человека, его духовной эволюции. Носители традиционных культур воспроизводят законсервированные черты архаичного мышления. Верность вывода К. Юнга о всеобщей универсальности архетипов означает, что психологический механизм, порождающий произведения первобытного искусства, и сами эти произведения существуют и сегодня в фольклоре, в рамках традиционной культуры. Древность архетипических образований и их проникновение в разные сферы человеческой деятельности, в частности архетипа Мана-личности, Мировой Горы, вполне может служить основанием для выявления в разнообразном этнографическом материале следов отдаленного прошлого. Ритуальная предназначенность наскальных изображений дает возможность говорить о том, что священная скала служит точкой жизненного контакта с космическими силами и центром аккумуляции энергии.

• Сопоставление образов и символов наскального искусства («текста») с этнографически и исторически известными явлениями архаических и традиционных религиозных воззрений дало возможность приблизиться к раскрытию их глубинной семантики. Предполагая факт культурного наследования элементов архаики при сохранении длительной исторической преемственности самых различных типов культур, существовавших с палеолитических времен до современности, можно утверждать, что история наскального творчества имеет трансгенерационный и транскультуральный характер, то есть, она передавалась из поколения в поколение, из культуры в культуру. В качестве семиотических средств, объединяющих архаическую культуру в целостную систему выступают такие культурные символы, как изображение на скале — гора, как элемент сакрального ландшафтакосмические зоны мироздания — человек как выразитель природных силритуал — миф и т. п. В результате возникает непрерывное семантическое поле — та реальность, которая в той или иной форме воссоздается человеческим сознанием в разные исторические эпохи. В традиционной религии народов Севера священная гора олицетворяла космический порядок, единство мироздания и сакральность родной земли, поэтому они служили символом Вселенной и вместе с тем маркером родовой территории. Ритуальная предназначенность наскальных изображений дает возможность говорить о том, что священная скала служит точкой жизненного контакта с космическими силами и центром аккумуляции энергии. Наскальные рисунки на скалах по берегам Лены образуют единственную в своем роде галерею древнего изобразительного искусства. Рисовать на камне дозволялось только шаманам, поэтому большая часть изображений заключает в себе мистические знаки — духов-хранителей, шаманские бубны, символы других миров. К первичному опыту священного пространства восходят символы и ритуалы, связанные со скалой, выбранной в качестве вечных «холстов».

Сакральная роль горы в такого рода древнейших культах была обусловлена тем, что она позволяла осуществлять взаимодействие человека с силами Айыы, в том числе с астральными объектами. Космические аспекты религии Айыы включают систему отношений человека Айыы с окружающим мирозданием: понятия о священных скалах, олицетворяющих космический порядок, единство мироздания и родной землипонятия о трехсоставной душе — кут и космической энергии, объединяющей все структуры мироздания в единую цельностьпонятие «былыт» — невидимой тонкой субстанции, представляющей энергетически-информационное поле человека. В религиозной системе Айыы сохранился древнейший культ священных скал с письменами. Религиозно-мифологическая система народов Севера донесла до наших дней сведения о чудодейственной внеземной энергетике, исцеляющих свойствах и загадочных явлениях, происходящих на священной горе. Поскольку сакральное пространство скалы зафиксировало «былыт», закодированную энергетическую информацию, оставленную древними будущим поколениям, оно связано и с памятью предков. Как сам человек, так и другие объекты окружающего мира выступают источниками и трансляторами былыт — энергетически-информационных полей. Образ духа-хозяина священной горы связан с шаманским вероучением. Тайные знания давали шаману возможность управлять действиями астрала, получать информацию о прошлом, настоящем и будущем.

• На основе классификации стиля и возраста памятников наскального искусства Якутии, составленной археологами, можно проследить эволюцию семантики изображений. Звери (бык, лось, северный олень, медведь, лошадь и др.) означают духов-хранителей шамана, солярный знак — культ солнца, антропоморфные изображения с шаманской тематикой, так как некоторые из них содержат изображения шаманских атрибутов. Духов-хранителей и духов-помощников шаман связывает с определенным местом, а именно со священной скалой — Ытык-Хая.

• Дана экспликация основных сюжетов наскального искусства Якутии с акцентировкой его ритуально-магической функции. Для расшифровки семантики наскальных изображений использован также материал Древней Европы и Азии, типологически близкий якутскому.

Показать весь текст

Список литературы

  1. AeepuHifee С. С. Мистика // Большая советская энциклопедия. Т. 16. -М.: Советская энциклопедия, 1974. — С. 333.
  2. Н. А., Петрова П. Г. Человек в условиях Севера. — М., 1996. —208 с.
  3. Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику. — М., 1984. —230 с.
  4. А.Н. Каменный век Олекмы. Иркутск: изд-во Иркутского унта, 1987- 124 с.
  5. В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. — М., 1990. —351 с.
  6. H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири -Новосибирск: Наука, 1980−320 с.
  7. H.A. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). — Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-ние, 1984.-233 с.
  8. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк. М.: Мартис, 1995. — 320 с.
  9. А. Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л., 1971.
  10. Антология исследований культуры: Интерпретации культуры /Отв. ред. и сост. Л. А. Мостова. СПб.: Университетская книга, 1997.1. Т. 1−728 с.
  11. Л. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу. // Вопросы психологии. 1973. — № 4.
  12. Археологические исследования в Якутии: Труды Приленской археологической экспедиции. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992. — 192 с.
  13. Архив ЯНЦ СО РАН, ф.5 оп. 3, д. 480, л. 20−24.
  14. Архив ЯНЦ СО РАН, ф.5 оп. 3, д. 536, л. 19−23.
  15. Н.Д. Древние культуры Якутии. Якутск: Кн. изд. 1989.
  16. Афанасьев JI.A.-Тэрис. Айыы уерэ5э. Министерство культуры Республики Саха (Якутия), Якутск, 1993 с. 184 с.
  17. Багдарыын Сюлбэ. Топонимика Якутии: Краткий науч.-попул. очерк. Якутск: Бичик, 2004 192 с.
  18. А. Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2 т. Т. 1 / А. Белый.- М.: Искусство, 1994. 571 с.
  19. Е.П. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной Науки и Теософии. М.: наука, 1992. Т.1.
  20. Ф. Ум первобытного человека. М.- Л., 1926.
  21. Р.И. Погребальный обряд якутов (ХУП-Х1Х вв.): Учебное пособие. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996 — 232 с.
  22. Богораз-Тан Я. Г. Чукчи. Ч. 1. Перевод с англ. Л.: изд-во Института народов севера, 1934 192 с.
  23. . Система вещей. М.: Рудомина, 1995.
  24. Т. Сакральное искусство Востока и Запада: Принципы и методы / Пер. с англ. Н.П. локман. М: Алетейа, 1999. — 216 с.
  25. A.A. Религиозные воззрения эвенов //Краеведческие записки, вып. XIX. Магадан, 1993.
  26. A.A. Этнокультурные связи эвенов и коряков в семиотике шаманских предметов // Этносемиотика ритуальных предметов. СПб., 1993.
  27. Ю.А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию России/ Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. М., 1995.
  28. Ю.А. Очерки по географии искусства. — СПб., 1997.
  29. Время мира. Альманах. Вып. 1: Историческая макросоциология в 20 в. Новосибирск, 1998.
  30. JJ.C. Психика, сознание, бессознательное//Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии.- М.: Педагогика, 1982, — 488 с.
  31. JJ.JT. Пространственно-временная лексика и цветовая метафора в текстах олонхо // Язык миф — культура народов Сибири: сборник трудов. Якутск: Изд-во Ягу, 1994. с. 3−23.
  32. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988 699 с.
  33. Гарден Ж.-К. Теоретическая археология. М.: Прогресс, 1983. — 295 с.
  34. Р. Символы священной науки. Пер. с франц. М.: Беловодье, 2002. — 496 с.
  35. Гесериада/ Пер., вступ. статья и коммент. С. А. Козина. М.- JL, 1935.
  36. К. Влияние концепции культуры на концепцию человека//Антол. Исследований культуры. Т.1/ Отв. Ред. J1.A. Мостова. СПб: Универ. Книга, 1997.
  37. А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. 104 с.
  38. A.M. Историческая этнография якутов.
  39. Гоголев A. PL Лекции по исторической лексике якутов. Якутск, 1983
  40. A.PI. Язык-миф-культура народов Сибири. Якутск.- 1998.
  41. А. О толковании художественного произведения // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 7. Харьков, 1916.
  42. И.И., Томтосова Л. Ф. Антропологические исследования неолитических могильников Диринг-Юрях и Родинка // Археологические исследования в Якутии. Новосибирск, 1992.
  43. С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии.- М.: Московский Трансперсональный Центр, 1993. -504 с.
  44. Гумилев J1.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: ООО «Издательство ACT», 2001.-848 с.
  45. JI.H. Древние тюрки. М., 1967
  46. Л. Н., Окладников А. П. Феномен культуры малых народов Севера // Декоративное искусство. 1982. — N 8.
  47. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: ООО «Издательство ACT», 2001.-560 с.
  48. В.Н. Космогония первобытного общества // Начала цивилизации. Екатеринбург- М., 1999.51 .Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. М., 1934.
  49. В. Введение в науки о духе. — Собр. соч. в 6 тт. Т. 1. М.: Дом интеллектуал, кн., 2000.
  50. ЬЪ.Дугин А. Г. Философия традиции. М., Арктогея-Центр, 2002. — 624 с.
  51. Э. Коллективный ритуал// Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 775 с.
  52. В. В. Мифы о вселенной. Новосибирск, 1988.
  53. Н.В. Мифологические божества в олонхо «Потомки Юрюнг Айыы Тойона» и «Баай Барыылаах дух хозяин черного леса» // Мифология народов Якутии. — Якутск: Якутский филиал СО АН СССР, 1980.
  54. С.Э. Волшебные пути, по которым движутся духи //Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3, 1996.
  55. JI.H. Языческое миропонимание и 21 век. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2001.- 50 с.
  56. А.Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа Саха (по материалам олонхо). Новосибирск: Наука, 2004. — 312 с.
  57. А. А. Человек как фаза самоорганизации материи во Вселенной // Проблемы макроэволгоции. — М., 1988. — С. 141—142.61 .Иванов В. В. Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989
  58. С.П. Психология художественного действия субъекта. — М.: Воронеж: 2002. — 640 с.
  59. С.Н. Культурология как она есть и какой ей быть // Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 5 / Гл. ред. Л. Морева. СПб, 1998.
  60. Интерпретация в культуре: Сборники статей' / Мин-во культ. РФ РАН. Рос. ин-т истории искусств. СПб, РИИ, 1999.- 161 с.
  61. В.И. Юкагиры и юкагизированные тунгусы. М., 2005 — 675 с.
  62. История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986
  63. М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Л.: Искусство, 1972.
  64. М.С. Философия культуры. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996.448 с.
  65. В. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «ЛГ», 1990.
  66. Ф. Дао физики. М.: София, изд-е «Гелиос», 2002.
  67. A.C. Культурология. СПб.: Издательство «Лань», 2001 -832 с.
  68. Э. Избранное: Индивид и космос. М., 2000.
  69. К. Дар Орла. Огонь изнутри.-К.: София, 1993.-512 с.
  70. Дж. Герой с тысячью лицами. Миф. Архетип. Бессознательное. Киев: София, 1997.-336 с.
  71. C.B. Древняя история Южной Сибири. -М.: АН СССР, 1951
  72. С.П. Родинкское неолитическое захоронение и его значение для реконструкции художественных и эстетических возможностей человека в экстремальных условиях Крайнего Севера // Археологические исследования в Якутии. Новосибирск, 1992. С. 68−81.
  73. С.Г. Концепция «трех миров» в пантеоне древнетюркских памятников. Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1979
  74. С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках // Тюркологический сборник, 1977. М.: Наука, 1981.
  75. JI.A. Герменевтика символики наскального искусства.// Тезисы научно-теоретической конференции «Логос. Культура. Цивилизация» Якутск, 2001 С.97−100.
  76. Л.А. Культурологические основы интерпретации семантики наскального искусства. // Проблемы региональной культуры и образование России на пороге 3 тысячелетия. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Якутск, 2000, с. 108−109
  77. Л.А. Наскальное искусство в контексте культуры //Интеллект молодых ученых 21 веку. Материалы научно-практич. конференции. Якутск, изд-во ЯГУ, 2000, с. 31−33
  78. Л.А. Наскальное искусство как культурное наследие. // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». Выпуск 3 (9). 2007 http:// analiculturolog.ru -13 с.
  79. Л.А. Наскальное искусство как национальное наследие и проблема его «освоения» в туристских целях. Якутск, изд-во ЯГУ, 2000 1 п.л.
  80. Л.А. Объекты наскального искусства как туристский ресурс. Тезисы докл. Инновационный форум «Научно-инновационный потенциал Республики С (Я)». Якутск, 2006. с. 112−124.
  81. Л.А. Священные скалы в системе культурных ландшафтов Якутии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 38 (82): Научный журнал. СПб, 2008. С. 200−204 (0,35 п.л.) -405 с.
  82. Л.А. Символическое сакральное пространство наскального искусства// Материалы международной научной конференции «Культура оленеводческих народов». Якутск, 2005
  83. Л.А. Сохранение объектов наскального искусства в процессе развития туризма //Материалы межрегиональной научнопрактической конференции «Основные направления имиджевой политики Республики Саха (Якутии)». Якутск, 2006 С.210−213.
  84. Л. А. Этнопсихологические основы интерпретации символики наскального искусства Этническая психология и современные реалии. // Материалы Интернет-конференции. Якутск, 2004, с.43−46.
  85. И.В. Происхождение якутского народа и его культуры. АН PC (Я). Ин-т гуманит. исслед.- - 2-е изд., испр. — Якутск, 2003.
  86. А. Символы Севера // Философская газета. № 5 / http://www.phg.ru/issue5/fg-5.html.
  87. М.О. Очерки истории первобытной культуры. 2-е изд. М., 1957
  88. М. Культурно-историческая психология: наука будущего.-М.: «Когито-Центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997.432 с.
  89. H.H. Стиль и датировка писаниц Якутии/ Археологические исследования в Якутии. Новосибирск, 1992
  90. Г. В. Легенды и рассказы о шаманах. Ч. 1. Иркутск, 1988 -76 с.
  91. Г. В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Том 1, 1-я книга Якутск: нац. Изд-во Республики Саха (Якутия), 1992.-416 с.
  92. Г. В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якугов / Г. В. Ксенофонтов- (сост., ред. В.М. Никифоров). Якутск: Бичик, 2004.-352 с.
  93. А.Е. Материалы по изучению верований древних якутов // Сборник материалов к изучению Якутии. Якутск, 1928. Т.1.
  94. А.Е. Научные труды. Якутск: Кн. Изд-во, 1979.484 с.
  95. Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур «Якутское олонхо" — М., 1985.-606 с. (Серия «Эпос народов СССР»).
  96. П. А. Начало. Очерки истории первобытного и традиционного искусства. М. Алетейя. 2001.- 264 с.
  97. П.А. Этнос и его искусство: Западный Судан. М. «Наука». 1990.- 159 с.
  98. JJ.P. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. М., 1960.
  99. В. Е. Палеолит Северной, Центральной и Восточной Азии. —¦ Ч. 1: Азия и проблемы прародины человека. История идей и исследования. — Новосибирск, 1969. — 390 с.
  100. В.Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М., 1990.
  101. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.- 608 с.
  102. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Хрестоматия по истории психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 296 с.
  103. Леви-Стросс К Первобытное мышление. М.: Наука, 1994.
  104. Д. Развитие идей самоактуализации в работах Абрагама маслоу // Вопросы психологии. 1987. — № 3.
  105. Леруа-Гуран А. Религии доистории // Первобытное искусство. -Новосибирск, Наука, 1971.
  106. Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Кн. изд-во, 1983 — 176 с.
  107. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
  108. Лот А. В поисках фресок Тасилин-Аджера. JL, 1973.
  109. Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст семиосфера история. М.: Школа Языки русской культуры, 1996.
  110. Ю.М. Об искусстве. Пер-г: «Искусство — СПБ», 1998.
  111. Ю.М. О динамике культуры//Труды по знаковым системам. Тарту, 1992 С.5−22
  112. Ю.М. Семиосфера. С-Петербург: «Искусство-СПБ», 2000.-704 с.
  113. Ю.М. Феномен культуры//Труды по знаковым системам. 10. Тарту, 1978. С.3−17
  114. Ю.М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры//Труды по знаковым системам.5 Тарту, 1971. с. 144−166.
  115. ЛурияА.Р. Об историческом развитии познавательных процессов.
  116. . А.И. Наскальные рисунки 4−3 тыс. до н.э.//Первобытное искусство. Новосибирск: Издательство «Наука», Сибирское отделение. 1976.
  117. Д.С. Народная мудрость: знания и представления.-Якутск, 1983.
  118. В.П. Всемирное культурное наследие: Научно-популярное справочное издание. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2000.-416 с.
  119. . Магия, наука и религия. М., 1998.
  120. Н.М. Лось в наскальном искусстве лесной зоны Северной Азии. //Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. исторических наук /Кемеровский гос. универ-т Кемерово, 1999 — 26 с.
  121. A.M., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М., 1989.
  122. Е.М. К вопросу о применении структурно-семиотического метода в фольклористике // Семиотика и художественное творчество. М., 1977.
  123. Е.М. Миф и эпос у народов Северной Азии. -Сб.: Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока.- Якутск, 1978.
  124. Е.М. Первобытные истоки словесного искусства // Ранние формы искусства. М., «Искусство», 1972.
  125. В.А. Наскальное искусство в творчестве Н.К.Рериха.
  126. В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., «Искусство» — 1974.
  127. Мифы народов мира. Том 1. Москва, Советская Энциклопедия. -1991.-671с.
  128. Мифы народов мира. Том 2. Москва, Советская Энциклопедия. -1991.- 671с.
  129. Т.М. Из истории бурятского шаманизма.- Новосибирск, 1980
  130. Т.М. Природа и человек в шаманизме монгольских народов. Новосибирск, 1983.
  131. А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век. М., 1973.
  132. Ч.У. Основания теории знаков./ Семиотика: Антология. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
  133. Л.М. Культурологическое образование и искусство// Художественная культура на рубеже веков: состояние, противоречия, перспективы: Материалы конференции. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
  134. Ю. А. Древнейший палеолит Диринга и проблема внетропической прародины человечества. — Новосибирск: Наука, 1992. —254 с.
  135. Ю. А., Федосеева С. А. Ноосфера и археология // Наука и техника в Якутии. — 2001. — № 1. — С. 28—33.
  136. Ю. А., Федосеева С. А. Основные этапы заселения человеком Якутии // Геология кайнозоя Якутии. —Якутск, 1982.
  137. С.М., Матвеев С. А. Сакральная геометрия. -СПб.: Издательство «Святослав», 2003. 632 с.
  138. Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М., 1984
  139. Е.С. Поэтика шаманских легенд (к вопросу о соотношении обряда и фольклора)// Эпическое творчество народов Сибири и дальнего Востока. Якутск, 1988.
  140. Ю.О. Культурологические исследования первобытного и традиционного искусства в странах Западной Европы и США (конец XIX—XX вв.): дисс. доктора культурологии: спец.: 24.00.01 СПб., 2006.
  141. Э. Происхождение сознания.- М., 1998.
  142. Овсянико-Куликовский Д. Н. Лингвистическая теория.
  143. П.А. Нюргун Боотур стремительный. Сочинения. Якутск, 1959. т.5.
  144. П.А. Сочинения. Якутск, 1959. Т.4. (На як. яз.)
  145. Е.А., Окладникова А. П. Заселение земли человеком. М. 1984. 110 с.
  146. Е.А. Модель Вселенной в системе образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки. СПб., 1995
  147. Е.А. Основные направления традиционной гуманитарной культуры народов Сибири и Северной Америки // Этническая история народов России (Х-ХХ вв.). СПб., 1993
  148. Е.А. Отражение представлений о мироздании в наскальном искусстве аборигенов Сибири и коренного населения Северной Америки // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. Вып. 1. СПб. 1995
  149. Е.А. «Шаман и Вселенная» истоки шаманистических представлений (по материалам искусства Сибири) // Курьер Петровской Кунсткамеры. СПб. 1996
  150. А. П. Исторический путь народов Якутии. — Якутск, 1943. —91 с.
  151. А. П. История Якутии. -Т. 1.—Якутск, 1949.— 401 с.
  152. А.П. Ленские древности. Якутск, 1945. — Вып. 1.
  153. А.П., Мазин А. И. Писаницы реки Алдан. Новосибирск, 1979.
  154. А.П., Мазин А. И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья.- Новосибирск: Наука, 1976- 20 с.
  155. А.П. Петроглифы Ангары. М.- Л., 1966.
  156. А.П. Петроглифы Байкала. — Новосибирск, 1972.
  157. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общей редакцией Л. М. Мосоловой.- СПб.: Изд-во «Лань», 2001. -288 с.
  158. Э.К. Словарь якутского языка. Т. 1. Вып. 1−4 Академия наук СССР, 1958.
  159. А.И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М.: Высшая школа, 1982 223 с.
  160. Н. С. Архетипические образы в русской культуре : Дис.. канд. филос. наук: 24.00.01: Ростов н/Д, 2003 -117 с.
  161. Ч.С. Логические основания теории знаков. СПб.: Алетейя, 2000
  162. A.B. Магические искусства Древней Европы.- М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. 480 с.
  163. Л.П. К вопросу о древнетюркской основе и датировке алтайского шаманства / Л. П. Потапов // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978.
  164. Н.К. Пути Благословения. М.: Сфера, 1999. — 432 с.
  165. Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара, 1993.
  166. Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. М.: Республика, 1998.-413 с.
  167. Рикёр 77. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике. -М.: Канон-пресс-Ц, 2002. 624 с.
  168. Риччи Коррадо. Дети художника. М., 1911.
  169. В.М. Семиотические исследования. М., 2001.
  170. E.H. Якутский праздник ысыах. Истоки и представления. Новосибирск: Наука, 1994 — с Л 60.
  171. В.В. Семантика древних изображений человека: хореографический аспект: дисс. доктора культурологии: спец.: 24.00.01 СПб., 2007.
  172. З.Ф. Космологические представления у якутов: символика и знак.- Кн.: Духовная культура в жизни этноса. Якутск, 1991.
  173. Е.С. Образ мира у древних якутов.- Кн.: Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока.- Якутск. 1978.
  174. В.Л. Как и во что веруют якуты: Этнографич. набросок// Сиб. Сб. 1980 — Вып. 2.
  175. В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. -СПб, 1896.-720 с.
  176. Н.В. Хроматизм мифа. Л.: 1990
  177. Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб., 2004
  178. К.Д., Штомпелъ Л. А., Штомпелъ О. М. Умберто Эко.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д ., 2006. 112 с.
  179. П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX-нач. XX в.) Якутск: Кн. изд-во, 1989 — 158 с.
  180. Сомоготто. Два язычества народа саха./ Сомоготто. Якутск: Якут. Край, 2007.- 60 с.
  181. А.И. Сочинения/ Анемподист Софронов- (редкол.: А. К. Акимов и др.) Якутск: Бичик, 2005. — 544 с.
  182. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976
  183. А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985
  184. В.М. Диссертация. Бессознательное в структуре религии: Архетипические предпосылки формирования религиозных идей и представлений. МЛ 997.- 146 с.
  185. Э. Б. Первобытная культура.-М.: Политиздат, 1989−573 с.
  186. Н.М. Северная Фиваида // Теребихин Н. М. Метафизика Севера. Архангельск, 2004.
  187. С.А. Очерк истории якутского народа. М., 1940. — 88 с.
  188. В.II. Заметки о буддийском изобразительном искусстве в связи с вопросом о семиотике космологических представлений // Труды по знаковым системам И. Уч. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 181. Тарту, 1965.
  189. В.Н. Пространство и текст //Текст: семантика и структура. M., 1983.
  190. В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань, 1902. Раздел VII.
  191. Р. Дух шаманизма.- М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.
  192. . А. Семиотика иконы//Семиотика искусства. М.: Школа Языки русской культуры, 1995.
  193. Уткин К Д. Культура народа Саха: этнофилософский аспект / -Якутск: Бичик, 1998. 368 с.
  194. КД. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии. Якутск: Бичик, 2000.-224 с.
  195. Е. Мистический космос. Путеводитель по тонкоматериальным мирам и параллельным пространствам. М.: Издательство Трансперсонального института, 1999
  196. Феест Кристиан. Искусство коренных народов Северной Америки. М.: Радуга, 1985. 224 с.
  197. С. А. Археология Якутии и ее место в мировой науке о происхождении и эволюции человечества. — Якутск, 1990. — 130 с.
  198. С.А. Диринг-Юряхский могильник /Археологические исследования в Якутии. Новосибирск, 1992.
  199. В.В., Высоцкая Г. С. Изучение распространения антигенов системы НЬА у коренных народностей Сибири как основа для анализа этногенеза популяций: Препринт ВЦ СО АН СССР. Красноярск, 1987. № 12.
  200. А.К. Происхождение изобразительного искусства. — СПб.: «Академ Принт». 1997. 103 с.
  201. А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002 — 492.
  202. П.А. Обратная перспектива // Труды по знаковым системам II. Уч. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 198. Тарту, 1967.
  203. П.А. Столп и утверждение истины. ML, 1914. -678 с.
  204. Флоренский П.А. Symbolarium (словарь символов) // Флоренский: PRO ET CONTRA. СПб.: Изд-во Русск, христианск. гуманитарн. ин-та, 1996.
  205. А. Очерки по первобытному искусству. М.: Наука, 1969
  206. Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии СПб: Алетейя, 2000. — 223 с.
  207. Г. Логика и логическая семантика: Сб. трудов. М.: Аспект Пресс, 2000.
  208. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. — М.: Политиздат, 1980.- 831 с.
  209. Э. Психоанализ и религия//Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990.-398 с.
  210. М. Путь шамана и шаманская практика: руководство по обретению силы и целительству. М., 1994. 104 с.
  211. Хейзгтга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992.
  212. И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л.: Наука, 1969.
  213. Шер А. Я. Вступительная статья // Гарден Ж. К. Теоретическая археология. М., 1983.
  214. Шер Я. А. Петроглифы древнейший изобразительный фольклор // Наскальное искусство Азии, вып.2. — Кемерово, Кузбассвузиздат, 1997
  215. Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980.-328 с.
  216. Ю.Н. Север и космическое видение мира на рубеже тысячелетий // Коренные малочисленные народы России на пороге XXIвека: проблемы, перспективы, приоритеты: Материалы Всероссийского конгресса. СПб., 2000
  217. Ю.Н. Космическое видение мира на грани тысячелетий: Книга-амулет. СПб. Ханты-Мансийск, 2002.
  218. Л.Я. Избранничество в религии/ЛПервобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи лекции.- Д.: Институт народов Севера.- 1936.-572 с.
  219. Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. JL, 1936.
  220. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. Пер. с англ. A.A. Казанкова, A.A. Велика- М.: ОГИ, 2004. — 142 с.
  221. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Перев. с итал. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло. СПб: «Симпозиум», 2004. — 544 с.
  222. М. Аспекты мифа. М., 1995.
  223. М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость. СПб., 1998.
  224. М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.
  225. М. Опыты мистического света / http://texts.pp.ru/light.html.
  226. М. Священное и мирское /Пер с франц. Н. К. Гарбовского М.: Изд-во МГУ, 1994.- 144 с.
  227. Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1 974 403 с.
  228. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.
  229. Юнг К. Г. Аналитическая психология: теория и практика: Тавистокские лекции / Пер. с нем. В. Зеленского. СПб: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. — 240 с.
  230. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994
  231. Юнг К. Г. Психология и религия // Юнг К. Г. Архетип и символ. -М., 1991.-304 с.
  232. Юнг К. Г. Человек и его символы / Юнг К. Г., фон Франц М. -Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Под общ. Ред. С. Н. Сиренко. -М.: Серебряные нити, 1997.-368.
  233. Яковлев В.-Далан. Тыгын Дархан: Роман Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994.
  234. Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. — М.: Книжный дом. Университет, 2003. 640 с.
  235. Clottes J., Lewi s-William s D. Les chamanes de la hrehistoire. Paris, 1996. 119 p.
  236. Eco U. Simiotics and the Philosophy of Language. 1984.
  237. Eco U. A Theory of Semiotics. Indiana, Bloomington, 1979.
  238. Liobov A. Kouzmina: La semantique des gravures rupestres de Yakoutie une interpretation dans le contexte de la culture ethniqhe. // Boreales N 78/ 81 2000, 84−86.
  239. Levy-BruhlL. La Mentalite primitive. 1947.
  240. Leroi-Gourhan A. Prehistoire de l’Art occidental. Paris, Mazenod.— 1995 (le edition 1965). 621 p.
  241. Lewis-Williams D. The Mind in the Cave. New York, 2002. 320 p.
  242. Jung C. Psychology and Alchemy Princeton: Bollingen Series, 1980.
  243. Worringer W. Abstraktion und Einfuhlung. Leipzig, 1908.
Заполнить форму текущей работой