Семиотика наскального искусства: интерпретация в контексте традиционной культуры народов Севера
Диссертация
Выявлены психоаналитические основы интерпретации семантики наскального искусства. Анализ возможностей применения психоаналитического подхода в исследовании раскрывает архетипический уровень понимания проблемы наскального творчества. Основываясь на трудах психоаналитиков, прежде всего, К. Г. Юнга, истоки этих схождений заключаются в общих началах и закономерностях психики человека, его духовной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретико-методологические проблемы исследования семиотики наскального искусства
- 1. 1. Интерпретативный аспект семиотики наскального искусства
- 1. 2. Универсализм наскального творчества
- ГЛАВА 2. Наскальное искусство как выражение архаического мировосприятия
- 2. 1. Магическая гипотеза происхождения наскального искусства
- 2. 2. Сакральная символика объектов, связанных с наскальным искусством
- Глава 3. Семантика наскального искусства Якутии
- 3. 1. Культ священных скал в религиозно-мифологической системе народов Севера
- 3. 2. Ритуально-магическая функция наскальных изображений
- Якутии
Список литературы
- AeepuHifee С. С. Мистика // Большая советская энциклопедия. Т. 16. -М.: Советская энциклопедия, 1974. — С. 333.
- Агаджанян Н. А., Петрова П. Г. Человек в условиях Севера. — М., 1996. —208 с.
- Айала Ф. Введение в популяционную и эволюционную генетику. — М., 1984. —230 с.
- Алексеев А.Н. Каменный век Олекмы. Иркутск: изд-во Иркутского унта, 1987- 124 с.
- Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. — М., 1990. —351 с.
- Алексеев H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири -Новосибирск: Наука, 1980−320 с.
- Алексеев H.A. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). — Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-ние, 1984.-233 с.
- Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк. М.: Мартис, 1995. — 320 с.
- Анисшюв А. Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л., 1971.
- Антология исследований культуры: Интерпретации культуры /Отв. ред. и сост. Л. А. Мостова. СПб.: Университетская книга, 1997.1. Т. 1−728 с.
- Анцыферова Л. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу. // Вопросы психологии. 1973. — № 4.
- Археологические исследования в Якутии: Труды Приленской археологической экспедиции. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1992. — 192 с.
- Архив ЯНЦ СО РАН, ф.5 оп. 3, д. 480, л. 20−24.
- Архив ЯНЦ СО РАН, ф.5 оп. 3, д. 536, л. 19−23.
- Архипов Н.Д. Древние культуры Якутии. Якутск: Кн. изд. 1989.
- Афанасьев JI.A.-Тэрис. Айыы уерэ5э. Министерство культуры Республики Саха (Якутия), Якутск, 1993 с. 184 с.
- Багдарыын Сюлбэ. Топонимика Якутии: Краткий науч.-попул. очерк. Якутск: Бичик, 2004 192 с.
- Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2 т. Т. 1 / А. Белый.- М.: Искусство, 1994. 571 с.
- Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной Науки и Теософии. М.: наука, 1992. Т.1.
- Боас Ф. Ум первобытного человека. М.- Л., 1926.
- Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов (ХУП-Х1Х вв.): Учебное пособие. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996 — 232 с.
- Богораз-Тан Я. Г. Чукчи. Ч. 1. Перевод с англ. Л.: изд-во Института народов севера, 1934 192 с.
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомина, 1995.
- Буркхард Т. Сакральное искусство Востока и Запада: Принципы и методы / Пер. с англ. Н.П. локман. М: Алетейа, 1999. — 216 с.
- Бурыкин A.A. Религиозные воззрения эвенов //Краеведческие записки, вып. XIX. Магадан, 1993.
- Бурыкин A.A. Этнокультурные связи эвенов и коряков в семиотике шаманских предметов // Этносемиотика ритуальных предметов. СПб., 1993.
- Веденин Ю.А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию России/ Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. М., 1995.
- Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. — СПб., 1997.
- Время мира. Альманах. Вып. 1: Историческая макросоциология в 20 в. Новосибирск, 1998.
- Выготский JJ.C. Психика, сознание, бессознательное//Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии.- М.: Педагогика, 1982, — 488 с.
- Габышева JJ.JT. Пространственно-временная лексика и цветовая метафора в текстах олонхо // Язык миф — культура народов Сибири: сборник трудов. Якутск: Изд-во Ягу, 1994. с. 3−23.
- Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988 699 с.
- Гарден Ж.-К. Теоретическая археология. М.: Прогресс, 1983. — 295 с.
- Генон Р. Символы священной науки. Пер. с франц. М.: Беловодье, 2002. — 496 с.
- Гесериада/ Пер., вступ. статья и коммент. С. А. Козина. М.- JL, 1935.
- Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека//Антол. Исследований культуры. Т.1/ Отв. Ред. J1.A. Мостова. СПб: Универ. Книга, 1997.
- Гоголев А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. 104 с.
- Гоголев A.M. Историческая этнография якутов.
- Гоголев A. PL Лекции по исторической лексике якутов. Якутск, 1983
- Гоголев A.PI. Язык-миф-культура народов Сибири. Якутск.- 1998.
- Горнфельд А. О толковании художественного произведения // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 7. Харьков, 1916.
- Гохман И.И., Томтосова Л. Ф. Антропологические исследования неолитических могильников Диринг-Юрях и Родинка // Археологические исследования в Якутии. Новосибирск, 1992.
- Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии.- М.: Московский Трансперсональный Центр, 1993. -504 с.
- Гумилев J1.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: ООО «Издательство ACT», 2001.-848 с.
- Гумилев JI.H. Древние тюрки. М., 1967
- Гумилев Л. Н., Окладников А. П. Феномен культуры малых народов Севера // Декоративное искусство. 1982. — N 8.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: ООО «Издательство ACT», 2001.-560 с.
- Даниленко В.Н. Космогония первобытного общества // Начала цивилизации. Екатеринбург- М., 1999.51 .Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. М., 1934.
- Дильтей В. Введение в науки о духе. — Собр. соч. в 6 тт. Т. 1. М.: Дом интеллектуал, кн., 2000.
- ЬЪ.Дугин А. Г. Философия традиции. М., Арктогея-Центр, 2002. — 624 с.
- Дюркгейм Э. Коллективный ритуал// Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 775 с.
- Евсюков В. В. Мифы о вселенной. Новосибирск, 1988.
- Емельянов Н.В. Мифологические божества в олонхо «Потомки Юрюнг Айыы Тойона» и «Баай Барыылаах дух хозяин черного леса» // Мифология народов Якутии. — Якутск: Якутский филиал СО АН СССР, 1980.
- Ермаков С.Э. Волшебные пути, по которым движутся духи //Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3, 1996.
- Жукова JI.H. Языческое миропонимание и 21 век. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2001.- 50 с.
- Захарова А.Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа Саха (по материалам олонхо). Новосибирск: Наука, 2004. — 312 с.
- Зубов А. А. Человек как фаза самоорганизации материи во Вселенной // Проблемы макроэволгоции. — М., 1988. — С. 141—142.61 .Иванов В. В. Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989
- Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. — М.: Воронеж: 2002. — 640 с.
- Иконникова С.Н. Культурология как она есть и какой ей быть // Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 5 / Гл. ред. Л. Морева. СПб, 1998.
- Интерпретация в культуре: Сборники статей' / Мин-во культ. РФ РАН. Рос. ин-т истории искусств. СПб, РИИ, 1999.- 161 с.
- Иохелъсон В.И. Юкагиры и юкагизированные тунгусы. М., 2005 — 675 с.
- История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986
- Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Л.: Искусство, 1972.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996.448 с.
- Кандинский В. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «ЛГ», 1990.
- Капра Ф. Дао физики. М.: София, изд-е «Гелиос», 2002.
- Кармин A.C. Культурология. СПб.: Издательство «Лань», 2001 -832 с.
- Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М., 2000.
- Кастаиеда К. Дар Орла. Огонь изнутри.-К.: София, 1993.-512 с.
- Кемпбелл Дж. Герой с тысячью лицами. Миф. Архетип. Бессознательное. Киев: София, 1997.-336 с.
- Киселев C.B. Древняя история Южной Сибири. -М.: АН СССР, 1951
- Кистенев С.П. Родинкское неолитическое захоронение и его значение для реконструкции художественных и эстетических возможностей человека в экстремальных условиях Крайнего Севера // Археологические исследования в Якутии. Новосибирск, 1992. С. 68−81.
- Кляшторный С.Г. Концепция «трех миров» в пантеоне древнетюркских памятников. Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск, 1979
- Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках // Тюркологический сборник, 1977. М.: Наука, 1981.
- Кузьмина JI.A. Герменевтика символики наскального искусства.// Тезисы научно-теоретической конференции «Логос. Культура. Цивилизация» Якутск, 2001 С.97−100.
- Кузьмина Л.А. Культурологические основы интерпретации семантики наскального искусства. // Проблемы региональной культуры и образование России на пороге 3 тысячелетия. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Якутск, 2000, с. 108−109
- Кузьмина Л.А. Наскальное искусство в контексте культуры //Интеллект молодых ученых 21 веку. Материалы научно-практич. конференции. Якутск, изд-во ЯГУ, 2000, с. 31−33
- Кузьмина Л.А. Наскальное искусство как культурное наследие. // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». Выпуск 3 (9). 2007 http:// analiculturolog.ru -13 с.
- Кузьмина Л.А. Наскальное искусство как национальное наследие и проблема его «освоения» в туристских целях. Якутск, изд-во ЯГУ, 2000 1 п.л.
- Кузьмина Л.А. Объекты наскального искусства как туристский ресурс. Тезисы докл. Инновационный форум «Научно-инновационный потенциал Республики С (Я)». Якутск, 2006. с. 112−124.
- Кузьмина Л.А. Священные скалы в системе культурных ландшафтов Якутии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 38 (82): Научный журнал. СПб, 2008. С. 200−204 (0,35 п.л.) -405 с.
- Кузьмина Л.А. Символическое сакральное пространство наскального искусства// Материалы международной научной конференции «Культура оленеводческих народов». Якутск, 2005
- Кузьмина Л.А. Сохранение объектов наскального искусства в процессе развития туризма //Материалы межрегиональной научнопрактической конференции «Основные направления имиджевой политики Республики Саха (Якутии)». Якутск, 2006 С.210−213.
- Кузьмина Л. А. Этнопсихологические основы интерпретации символики наскального искусства Этническая психология и современные реалии. // Материалы Интернет-конференции. Якутск, 2004, с.43−46.
- Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры. АН PC (Я). Ин-т гуманит. исслед.- - 2-е изд., испр. — Якутск, 2003.
- Корбен А. Символы Севера // Философская газета. № 5 / http://www.phg.ru/issue5/fg-5.html.
- Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. 2-е изд. М., 1957
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего.-М.: «Когито-Центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997.432 с.
- Кочмар H.H. Стиль и датировка писаниц Якутии/ Археологические исследования в Якутии. Новосибирск, 1992
- Ксенофонтов Г. В. Легенды и рассказы о шаманах. Ч. 1. Иркутск, 1988 -76 с.
- Ксенофонтов Г. В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Том 1, 1-я книга Якутск: нац. Изд-во Республики Саха (Якутия), 1992.-416 с.
- Ксенофонтов Г. В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якугов / Г. В. Ксенофонтов- (сост., ред. В.М. Никифоров). Якутск: Бичик, 2004.-352 с.
- Куликовский А.Е. Материалы по изучению верований древних якутов // Сборник материалов к изучению Якутии. Якутск, 1928. Т.1.
- Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Кн. Изд-во, 1979.484 с.
- Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур «Якутское олонхо" — М., 1985.-606 с. (Серия «Эпос народов СССР»).
- Куценков П. А. Начало. Очерки истории первобытного и традиционного искусства. М. Алетейя. 2001.- 264 с.
- Куценков П.А. Этнос и его искусство: Западный Судан. М. «Наука». 1990.- 159 с.
- Кызласов JJ.P. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. М., 1960.
- Ларичев В. Е. Палеолит Северной, Центральной и Восточной Азии. —¦ Ч. 1: Азия и проблемы прародины человека. История идей и исследования. — Новосибирск, 1969. — 390 с.
- Ларичев В.Е. Прозрение: Рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. М., 1990.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.- 608 с.
- Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Хрестоматия по истории психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 296 с.
- Леви-Стросс К Первобытное мышление. М.: Наука, 1994.
- Леонтьев Д. Развитие идей самоактуализации в работах Абрагама маслоу // Вопросы психологии. 1987. — № 3.
- Леруа-Гуран А. Религии доистории // Первобытное искусство. -Новосибирск, Наука, 1971.
- Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Кн. изд-во, 1983 — 176 с.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
- Лот А. В поисках фресок Тасилин-Аджера. JL, 1973.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст семиосфера история. М.: Школа Языки русской культуры, 1996.
- Лотман Ю.М. Об искусстве. Пер-г: «Искусство — СПБ», 1998.
- Лотман Ю.М. О динамике культуры//Труды по знаковым системам. Тарту, 1992 С.5−22
- Лотман Ю.М. Семиосфера. С-Петербург: «Искусство-СПБ», 2000.-704 с.
- Лотман Ю.М. Феномен культуры//Труды по знаковым системам. 10. Тарту, 1978. С.3−17
- Лотман Ю.М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры//Труды по знаковым системам.5 Тарту, 1971. с. 144−166.
- ЛурияА.Р. Об историческом развитии познавательных процессов.
- Мазин. А.И. Наскальные рисунки 4−3 тыс. до н.э.//Первобытное искусство. Новосибирск: Издательство «Наука», Сибирское отделение. 1976.
- Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления.-Якутск, 1983.
- Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие: Научно-популярное справочное издание. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2000.-416 с.
- Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.
- Маркдорф Н.М. Лось в наскальном искусстве лесной зоны Северной Азии. //Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. исторических наук /Кемеровский гос. универ-т Кемерово, 1999 — 26 с.
- Мартынов A.M., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М., 1989.
- Мелетинский Е.М. К вопросу о применении структурно-семиотического метода в фольклористике // Семиотика и художественное творчество. М., 1977.
- Мелетинский Е.М. Миф и эпос у народов Северной Азии. -Сб.: Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока.- Якутск, 1978.
- Мелетинский Е.М. Первобытные истоки словесного искусства // Ранние формы искусства. М., «Искусство», 1972.
- Мешкерис В.А. Наскальное искусство в творчестве Н.К.Рериха.
- Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., «Искусство» — 1974.
- Мифы народов мира. Том 1. Москва, Советская Энциклопедия. -1991.-671с.
- Мифы народов мира. Том 2. Москва, Советская Энциклопедия. -1991.- 671с.
- Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма.- Новосибирск, 1980
- Михайлов Т.М. Природа и человек в шаманизме монгольских народов. Новосибирск, 1983.
- Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век. М., 1973.
- Моррис Ч.У. Основания теории знаков./ Семиотика: Антология. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
- Мосолова Л.М. Культурологическое образование и искусство// Художественная культура на рубеже веков: состояние, противоречия, перспективы: Материалы конференции. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
- Мочанов Ю. А. Древнейший палеолит Диринга и проблема внетропической прародины человечества. — Новосибирск: Наука, 1992. —254 с.
- Мочанов Ю. А., Федосеева С. А. Ноосфера и археология // Наука и техника в Якутии. — 2001. — № 1. — С. 28—33.
- Мочанов Ю. А., Федосеева С. А. Основные этапы заселения человеком Якутии // Геология кайнозоя Якутии. —Якутск, 1982.
- Неополитанский С.М., Матвеев С. А. Сакральная геометрия. -СПб.: Издательство «Святослав», 2003. 632 с.
- Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М., 1984
- Новик Е.С. Поэтика шаманских легенд (к вопросу о соотношении обряда и фольклора)// Эпическое творчество народов Сибири и дальнего Востока. Якутск, 1988.
- Новик Ю.О. Культурологические исследования первобытного и традиционного искусства в странах Западной Европы и США (конец XIX—XX вв.): дисс. доктора культурологии: спец.: 24.00.01 СПб., 2006.
- Нойманн Э. Происхождение сознания.- М., 1998.
- Овсянико-Куликовский Д. Н. Лингвистическая теория.
- Ойунский П.А. Нюргун Боотур стремительный. Сочинения. Якутск, 1959. т.5.
- Ойунский П.А. Сочинения. Якутск, 1959. Т.4. (На як. яз.)
- Окладникова Е.А., Окладникова А. П. Заселение земли человеком. М. 1984. 110 с.
- Окладникова Е.А. Модель Вселенной в системе образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки. СПб., 1995
- Окладникова Е.А. Основные направления традиционной гуманитарной культуры народов Сибири и Северной Америки // Этническая история народов России (Х-ХХ вв.). СПб., 1993
- Окладникова Е.А. Отражение представлений о мироздании в наскальном искусстве аборигенов Сибири и коренного населения Северной Америки // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. Вып. 1. СПб. 1995
- Окладникова Е.А. «Шаман и Вселенная» истоки шаманистических представлений (по материалам искусства Сибири) // Курьер Петровской Кунсткамеры. СПб. 1996
- Окладников А. П. Исторический путь народов Якутии. — Якутск, 1943. —91 с.
- Окладников А. П. История Якутии. -Т. 1.—Якутск, 1949.— 401 с.
- Окладников А.П. Ленские древности. Якутск, 1945. — Вып. 1.
- Окладников А.П., Мазин А. И. Писаницы реки Алдан. Новосибирск, 1979.
- Окладников А.П., Мазин А. И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья.- Новосибирск: Наука, 1976- 20 с.
- Окладников А.П. Петроглифы Ангары. М.- Л., 1966.
- Окладников А.П. Петроглифы Байкала. — Новосибирск, 1972.
- Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общей редакцией Л. М. Мосоловой.- СПб.: Изд-во «Лань», 2001. -288 с.
- Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Т. 1. Вып. 1−4 Академия наук СССР, 1958.
- Першиц А.И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М.: Высшая школа, 1982 223 с.
- Пивнева Н. С. Архетипические образы в русской культуре : Дис.. канд. филос. наук: 24.00.01: Ростов н/Д, 2003 -117 с.
- Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков. СПб.: Алетейя, 2000
- Платов A.B. Магические искусства Древней Европы.- М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. 480 с.
- Потапов Л.П. К вопросу о древнетюркской основе и датировке алтайского шаманства / Л. П. Потапов // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978.
- Рерих Н.К. Пути Благословения. М.: Сфера, 1999. — 432 с.
- Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара, 1993.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. М.: Республика, 1998.-413 с.
- Рикёр 77. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике. -М.: Канон-пресс-Ц, 2002. 624 с.
- Риччи Коррадо. Дети художника. М., 1911.
- Розин В.М. Семиотические исследования. М., 2001.
- Романова E.H. Якутский праздник ысыах. Истоки и представления. Новосибирск: Наука, 1994 — с Л 60.
- Ромм В.В. Семантика древних изображений человека: хореографический аспект: дисс. доктора культурологии: спец.: 24.00.01 СПб., 2007.
- Семенова З.Ф. Космологические представления у якутов: символика и знак.- Кн.: Духовная культура в жизни этноса. Якутск, 1991.
- Сидоров Е.С. Образ мира у древних якутов.- Кн.: Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока.- Якутск. 1978.
- Серошевский В.Л. Как и во что веруют якуты: Этнографич. набросок// Сиб. Сб. 1980 — Вып. 2.
- Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. -СПб, 1896.-720 с.
- Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л.: 1990
- Серое Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб., 2004
- Скрипник К.Д., Штомпелъ Л. А., Штомпелъ О. М. Умберто Эко.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д ., 2006. 112 с.
- Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX-нач. XX в.) Якутск: Кн. изд-во, 1989 — 158 с.
- Сомоготто. Два язычества народа саха./ Сомоготто. Якутск: Якут. Край, 2007.- 60 с.
- Софронов А.И. Сочинения/ Анемподист Софронов- (редкол.: А. К. Акимов и др.) Якутск: Бичик, 2005. — 544 с.
- Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976
- Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985
- Сторчак В.М. Диссертация. Бессознательное в структуре религии: Архетипические предпосылки формирования религиозных идей и представлений. МЛ 997.- 146 с.
- Тайлор Э. Б. Первобытная культура.-М.: Политиздат, 1989−573 с.
- Теребихин Н.М. Северная Фиваида // Теребихин Н. М. Метафизика Севера. Архангельск, 2004.
- Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. М., 1940. — 88 с.
- Топоров В.II. Заметки о буддийском изобразительном искусстве в связи с вопросом о семиотике космологических представлений // Труды по знаковым системам И. Уч. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 181. Тарту, 1965.
- Топоров В.Н. Пространство и текст //Текст: семантика и структура. M., 1983.
- Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань, 1902. Раздел VII.
- Уолш Р. Дух шаманизма.- М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996.
- Успенский Б. А. Семиотика иконы//Семиотика искусства. М.: Школа Языки русской культуры, 1995.
- Уткин К Д. Культура народа Саха: этнофилософский аспект / -Якутск: Бичик, 1998. 368 с.
- Уткин КД. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии. Якутск: Бичик, 2000.-224 с.
- Файдыш Е. Мистический космос. Путеводитель по тонкоматериальным мирам и параллельным пространствам. М.: Издательство Трансперсонального института, 1999
- Феест Кристиан. Искусство коренных народов Северной Америки. М.: Радуга, 1985. 224 с.
- Федосеева С. А. Археология Якутии и ее место в мировой науке о происхождении и эволюции человечества. — Якутск, 1990. — 130 с.
- Федосеева С.А. Диринг-Юряхский могильник /Археологические исследования в Якутии. Новосибирск, 1992.
- Фефелова В.В., Высоцкая Г. С. Изучение распространения антигенов системы НЬА у коренных народностей Сибири как основа для анализа этногенеза популяций: Препринт ВЦ СО АН СССР. Красноярск, 1987. № 12.
- Филиппов А.К. Происхождение изобразительного искусства. — СПб.: «Академ Принт». 1997. 103 с.
- Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002 — 492.
- Флоренский П.А. Обратная перспектива // Труды по знаковым системам II. Уч. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып. 198. Тарту, 1967.
- Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. ML, 1914. -678 с.
- Флоренский П.А. Symbolarium (словарь символов) // Флоренский: PRO ET CONTRA. СПб.: Изд-во Русск, христианск. гуманитарн. ин-та, 1996.
- Формозов А. Очерки по первобытному искусству. М.: Наука, 1969
- Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии СПб: Алетейя, 2000. — 223 с.
- Фреге Г. Логика и логическая семантика: Сб. трудов. М.: Аспект Пресс, 2000.
- Фрезер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. — М.: Политиздат, 1980.- 831 с.
- Фромм Э. Психоанализ и религия//Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990.-398 с.
- Харнер М. Путь шамана и шаманская практика: руководство по обретению силы и целительству. М., 1994. 104 с.
- Хейзгтга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992.
- Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л.: Наука, 1969.
- Шер А. Я. Вступительная статья // Гарден Ж. К. Теоретическая археология. М., 1983.
- Шер Я. А. Петроглифы древнейший изобразительный фольклор // Наскальное искусство Азии, вып.2. — Кемерово, Кузбассвузиздат, 1997
- Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980.-328 с.
- Шесталов Ю.Н. Север и космическое видение мира на рубеже тысячелетий // Коренные малочисленные народы России на пороге XXIвека: проблемы, перспективы, приоритеты: Материалы Всероссийского конгресса. СПб., 2000
- Шесталов Ю.Н. Космическое видение мира на грани тысячелетий: Книга-амулет. СПб. Ханты-Мансийск, 2002.
- Штернберг Л.Я. Избранничество в религии/ЛПервобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи лекции.- Д.: Институт народов Севера.- 1936.-572 с.
- Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. JL, 1936.
- Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. Пер. с англ. A.A. Казанкова, A.A. Велика- М.: ОГИ, 2004. — 142 с.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Перев. с итал. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло. СПб: «Симпозиум», 2004. — 544 с.
- Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.
- Элиаде М. Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторяемость. СПб., 1998.
- Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.
- Элиаде М. Опыты мистического света / http://texts.pp.ru/light.html.
- Элиаде М. Священное и мирское /Пер с франц. Н. К. Гарбовского М.: Изд-во МГУ, 1994.- 144 с.
- Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1 974 403 с.
- Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология: теория и практика: Тавистокские лекции / Пер. с нем. В. Зеленского. СПб: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. — 240 с.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994
- Юнг К. Г. Психология и религия // Юнг К. Г. Архетип и символ. -М., 1991.-304 с.
- Юнг К. Г. Человек и его символы / Юнг К. Г., фон Франц М. -Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Под общ. Ред. С. Н. Сиренко. -М.: Серебряные нити, 1997.-368.
- Яковлев В.-Далан. Тыгын Дархан: Роман Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994.
- Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. — М.: Книжный дом. Университет, 2003. 640 с.
- Clottes J., Lewi s-William s D. Les chamanes de la hrehistoire. Paris, 1996. 119 p.
- Eco U. Simiotics and the Philosophy of Language. 1984.
- Eco U. A Theory of Semiotics. Indiana, Bloomington, 1979.
- Liobov A. Kouzmina: La semantique des gravures rupestres de Yakoutie une interpretation dans le contexte de la culture ethniqhe. // Boreales N 78/ 81 2000, 84−86.
- Levy-BruhlL. La Mentalite primitive. 1947.
- Leroi-Gourhan A. Prehistoire de l’Art occidental. Paris, Mazenod.— 1995 (le edition 1965). 621 p.
- Lewis-Williams D. The Mind in the Cave. New York, 2002. 320 p.
- Jung C. Psychology and Alchemy Princeton: Bollingen Series, 1980.
- Worringer W. Abstraktion und Einfuhlung. Leipzig, 1908.