Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование готовности будущего учителя технологии к реализации гендерного подхода в обучении школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

A.Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов) — концепция гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. В. Давыдов, В. В. Сериков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.), психолого-педагогические теории готовности (Б.Г. Ананьев, С.С. Гриш-пун, М. И. Дьяченко, Э. Ф. Зеер, Л. А. Кандыбович, А. Г. Ковалев, В.А. Крутец-кий, А. И. Мищенко, К. К… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников
    • 1. 1. Тендерный подход в системе педагогических знаний
    • 1. 2. Сущностные и структурно-содержательные характеристики готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников
    • 1. 3. Моделирование процесса формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников
    • 2. 1. Определение исходного уровня сформированности готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников
    • 2. 2. Педагогические условия формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников
  • Выводы по второй главе

Формирование готовности будущего учителя технологии к реализации гендерного подхода в обучении школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Образование в современной России претерпевает существенные изменения, которые определяют объективную необходимость поиска условий, способствующих повышению эффективности образования, требуют изменения подходов к процессу образования, как особой формы организации социальных и межличностных отношений, как в школе, так и вузе.

Поэтому одним из основных направлений развития профессионального образования является переориентация его целей на подготовку специалистов, обладающих целым рядом профессионально значимых качеств, готовых к овладению новыми перспективными технологиями.

Становясь центральным феноменом культуры, образование все более ориентируется на утверждение сущностного личностного начала в человеке. В Федеральной программе развития образования России указывается на необходимость перехода от знаниево-ориентированной парадигмы к личностно ориентированной, что связано с реформированием образования, его поворотом к обучающемуся [130]. Одной из основных целей системы образования, отмеченных в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, является «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности» [106, с. 6].

Принципиально важной становится такая организация обучения, при которой ученик признается главной действующей фигурой всего учебно-воспитательного процесса, активным субъектом деятельности и может самореализоваться в соответствии с присущими ему индивидуальными возможностями. Учебно-воспитательный процесс должен содействовать сохранению самобытности ученика, поддержке процессов его самопознания, самоактуализации и самореализации.

Проблема личностно ориентированного обучения подробно освещается в работах педагогов и психологов Е. В. Бондаревской, В. В. Давыдова, И. А. Колесниковой, М. И. Лукьяновой, В. В. Серикова, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и других. Вместе с тем, следует отметить, что, рассматривая вопросы, связанные с решением проблемы личностно ориентированного обучения, которое должно содействовать развитию личностных показателей на основе учета интересов, потребностей, склонностей и возможностей учащихся, исследователи практически не затрагивают вопросы тендерных особенностей учащихся. Отчасти причиной этого является то, что в процессе обучения недостаточно учитываются социокультурные и генt дерные поведенческие характеристики, обеспечивающие индивиду личностный, социальный и правовой статус.

В таких областях знания, как философия, история, культурология, социология, медицина, психология, парадигма тендерного подхода получила свое развитие уже в конце XIX столетия, но для педагогики это направление достаточно новое.

Философские, социологические и социально-психологические подходы к решению проблемы тендера нашли свое отражение в работах О. А. Ворониной, И. А. Жеребкиной, А. В. Кирилиной, И. С. Клециной, H.JI. Пушкаревой, Г. Г. Силласте, С. А. Ушакина, Е.Р. Ярской-Смирновой, Н. Б. Шмелевой и других.

Как показывают психологические исследования (В.В. Абраменковой, Б. Г. Ананьева, Т. В. Бендас, Г. М. Бреслава, В. А. Геодакяна, Е. П. Ильина, В. Д. Еремеевой, В. Е. Кагана, А. В. Кирилиной, И. С. Клециной, И. С. Кона, Б. И. Хасана, Т. И. Юферевой и др.), личность человека формируется лишь в деятельности, вписанной в систему общественных отношений, основанных на особенностях социальных ролей представителей различного пола, а также подтверждается как существующая дифференциация познавательных способностей мальчиков и девочек, так и отличия в приобретении ими в процессе обучения субъективного опыта социального поведения.

Внедрение категории «гендер» в педагогическую науку имеет принципиальное значение, поскольку игнорирование половой принадлежности школьников в учебно-воспитательном процессе приводит к нивелированию мужской и женской уникальности, неповторимости внутреннего мира каждой девочки / девушки, каждого мальчика / юноши, неадекватной самооценке школьников, отсутствию культуры взаимоотношения полов. Вместе с тем исследователями признается тот факт, что система образования является мощным средством, с помощью которого общество воспроизводит гендер и социальные отношения.

Тендерная педагогика на современном этапе развития педагогической науки изучает условия широкомасштабного внедрения тендерного подхода в учебно-воспитательный процесс для обеспечения половой самоидентификации учащихся и развития личных склонностей индивида. Объектами современных тендерных педагогических исследований являются: методологические аспекты тендерного подхода в педагогике (Е.Н. Каменская, О. А. Константинова, И. В. Костикова, А. В. Мудрик, Л. И. Столярчук, C.JI. Рыков, JI.B. Штылева и др.) — тендерная социализация в образовании (Е.Р. Ярская-Смирнова) — тендерная компетентность педагога (И.А. Загайнов) — тендерная толерантность старшеклассников (Л.П. Шустова) — возможности образовательного учреждения в осознании тендерной идентичности, познания ген-дерно-социальных ролейтендерные различия в обучении девочек и мальчиков (М. Гариен, Э. Гидденс, Г. М. Бреслав, И. С. Кон, JI.H. Ожигова, И.А. Ту-пицына и др.) — тендерный анализ учебных программ, курсов и пособий (С.Д. Липатова, Т. Б. Котлова, А.В. Смирнова) — влияние тендерных стереотипов на воспитание и образование (Л.Н. Надолинская) — тендерные аспекты преподавания в вузах (Л.А. Булатова, И. С. Клецина, Т.Е. Овчинникова) — тендерные особенности профессиональной деятельности учителя-мужчины и учителя-женщины (Л.Ю. Орлова, С. В. Рожкова, Э.В. Чеканова) и другие.

Но, несмотря на ценность полученных результатов исследований, вопросы, связанные с методическими рекомендациями по реализации тендерного подхода в учебном процессе, остаются недостаточно разработанными.

Важная роль в реализации тендерного подхода в обучении школьников отводится педагогам, в том числе и будущим учителям технологии, на которых возлагается ответственность не только за качество обучения, но и за деконструкцию традиционных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек. На сегодняшний день будущий учитель технологии (юноша или девушка), имеющий в своей методической подготовке направленность на овладение предметными знаниями и приемами работы с одной (по половому признаку) группой школьников, не всегда бывает готов к педагогической деятельности с целым классом, испытывает сложности в организации учебно-воспитательного процесса (содержание, методы и средства обучения, учет в течение урока особенностей внимания, памяти, мышления и других различий мальчиков и девочек и т. д.), что не позволяет в полной мере раскрыть школьникам свою индивидуальность, удовлетворять потребность в самостоятельности, активности, инициативе, согласованности индивидуального и коллективного стиля учебной работы.

В связи с этим возникает целый ряд противоречий:

— между необходимостью учета учителем технологии тендерных особенностей учащихся в процессе их обучения и недостаточной готовностью большинства из учителей к осуществлению тендерного подхода в обучении школьников;

— между социальной потребностью в формировании готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в процессе его профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью сущностных и структурно-содержательных характеристик, критериев и уровней готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в данных условиях;

— между необходимостью построения образовательного процесса в педагогическом вузе, направленного на формирование готовности учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников, и отсутствием научно обоснованной модели, неопределенностью педагогических условий формирования данной готовности.

Итак, несмотря на определенную разработанность в различных исследованиях понятия «тендерный подход», проблема формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников пока не стала предметом специального изучения.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью современной системы образования в учителе, готовом к реализации тендерного подхода в технологическом обучении школьников, а, с другой стороны, недостаточной разработанностью целенаправленного процесса формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников.

Разрешение выявленных противоречий требует определения теоретических основ и практических путей формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников, что и составляет проблему исследования.

Исходя из актуальности данной проблемы и того обстоятельства, что она до настоящего времени не выделялась в качестве предмета исследования, была сформулирована тема диссертационного исследования: «Формирование готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников».

Цель исследования — разработка теоретических основ и практических путей формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников.

Объект исследования — профессиональная подготовка учителя технологии.

Предмет исследования — процесс формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников.

В основу диссертационного исследования положена гипотеза о том, что формирование готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников будет эффективным, если:

— цель и содержание данного процесса определяются на основе выявления специфики тендерного подхода в обучении школьников технологии, сущности, структуры, критериев и уровней готовности будущего учителя технологии к его реализации;

— разработана и внедрена модель формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников, обеспечивающая построение педагогического процесса в единстве ее целевой, содержательной и процессуальной составляющих;

— выполняются следующие педагогические условия:

• обогащение содержания обучения будущего учителя технологии знаниями по тендерной тематике, по проблеме тендерного подхода в обучении школьников технологии;

• использование в процессе формирования данной готовности форм, методов и средств обучения, обеспечивающих осознание профессионально значимых особенностей собственного тендерного типа и реализацию тендерного подхода в технологическом образовании школьников;

• поэтапность формирования готовности студентов к реализации тендерного подхода в обучении школьников, проявляющаяся в постепенном переходе от ориентационного к познавательному и деятельностному этапам.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были составлены следующие задачи:

— осуществить теоретический анализ сущности тендерного подхода в обучении школьников и выявить специфику его реализации в деятельности учителя технологиивыделить и аргументировать сущностные и структурно-содержательные характеристики готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников, выявить и обосновать критерии, показатели и уровни ее сформированности;

— разработать модель формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников, опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность;

— выявить педагогические условия формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: на философском уровне — положения о всеобщей связи, взаимодействии и взаимообусловленности явлений окружающей действительностио многофакторt ном и целостном характере процесса формирования личностина психолого-педагогическом — системно-структурный, аксиологический и личностно-деятельностный подходы к формированию личности учителя.

Существенное значение в концептуальном плане имели философские, культурологические, социологические, психологические, педагогические теории и подходы, в частности: основные положения системного подхода в образовании (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин), принципы деятельностного подхода (К.А. Адульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, JI.C. Выготский,

A.Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов) — концепция гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. В. Давыдов, В. В. Сериков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.), психолого-педагогические теории готовности (Б.Г. Ананьев, С.С. Гриш-пун, М. И. Дьяченко, Э. Ф. Зеер, Л. А. Кандыбович, А. Г. Ковалев, В.А. Крутец-кий, А. И. Мищенко, К. К. Платонов, Д. Н. Узнадзе и др.) — концепции и теории формирования личности учителя в системе вузовской подготовки и определяющие важнейшие требования к содержанию, формам организации и методам подготовки учителя (В.И. Андреев, Н. М. Борытко, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. Н. Никитина, В. А. Сластенин и др.), в частности подготовки учителя технологии (Г.И. Кругликов, В. А. Курина, Е. М. Муравьев, В. Д. Симоненко и др.) — классические философские и психологические труды, посвященные природе пола (Ш. Берн, О. Вейнингер, 3. Фрейд, К. Хорни, Б. Г. Ананьев, Т. В. Бендас, В. А. Геодакян, Е. П. Ильин, И. С. Кон и др.) — тендерный подход в образовании (О.А. Воронина, Е. Н. Каменская, И. С. Клецина, И. В. Костикова, А. В. Мудрик, М. Л. Сабунаева, { Л. И. Столярчук, Л. В. Штылева, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.).

Диссертационное исследование проводилось с учетом методологических основ психолого-педагогических исследований (Н.М. Борытко,

B.И. Загвязинский, В. В. Краевский и др.), которые явились исходными направлениями в разработке категориального аппарата исследования, моделирования процесса формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников и выбора соответствующих методов.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследованиясравнительно-исторический и ретроспективный анализ фактов и явлений педагогической деятельностиметод теоретического моделирования и прогнозирования) — эмпирические (диагностические методы: беседа, интервью, анкетирование, тестирование, наблюдениеизучение и обобщение педагогического опыта) — праксиметрические методы (изучение и анализ продуктов деятельности (отчетов о прохождении педагогических практик, индивидуальных творческих заданий, курсовых и дипломных работ) — экспериментальные (констатирующий, формирующий и заключительный этапы эксперимента) — методы математической статистики по обработке полученной информации.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился факультет технологии и предпринимательства ГОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова). Исследованием было охвачено 84 студента очного отделения и 63 студента заочного отделения, 56 учителей технологии школ г. Ульяновска и области.

Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в три этапа.

1 этап (2005 — 2007 уч. гг.) — поисково-теоретический. Изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, периодической печати, нормативных и программных документов по проблеме исследования. Выбор темы исследования, формирование понятийного аппарата. Проведение констатирующего этапа эксперимента по определению уровня готовности студентов, будущих учителей, к реализации тендерного подхода в обучении школьников, сбор и накопление эмпирического материала. Определение гипотезы, разработка программы исследования и методики опытно-экспериментальной работы (формулирование вопросов анкет, бесед, опросных карт, интервьюирования и анкетирования студентов и практикующих учителей, — составление программ наблюдений, разработка спецкурса «Учителю о тендерном подходе в обучении школьников»),

2 этап (2007 — 2008 уч. гг.) — опытно-экспериментальный. Разработка и внедрение программы формирующего этапа эксперимента, направленного на проверку выдвинутой гипотезы исследования. Осуществление различных диагностических методик со студентами факультета технологии и предпринимательства ГОУ УлГПУ им. И. Н. Ульянова. Проведение заключительного этапа эксперимента. Оценка, обобщение результатов эксперимента. Публикация материалов.

3 этап (2008 — 2009 уч. гг.) — аналитико-обобщающий. Теоретическое обоснование результатов эксперимента, обобщение и систематизация данных, публикация материалов, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

— дополнено научное знание о специфике и основных направлениях реализации тендерного подхода в рамках технологического обучения школьников;

— уточнены научные представления о сущности готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников как системном образовании личности педагога, интегрирующем в себе: знание основ тендерной педагогики, потребность и умение применять их в практической педагогической деятельности по технологическому образованию школьников, способность решать задачи этой деятельности на высоком профессиональном уровне, стремление к самообразованию и самовоспитанию в данном направлении;

— выделены и аргументированы структурно-содержательные характеристики данной готовности (личностно-смысловой, мотивационно-ценностный, информационно-теоретический, действенно-практический, рефлексивно-оценочный компоненты), критерии и показатели, уровни сформированности обозначенной готовности;

— разработана и научно обоснована модель формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников, базирующаяся на системном, аксиологическом, деятельностном подходах, включающая в себя единство ее целевой, содержательной и процессуальной составляющих и отражающая специфику их соотношения на каждом этапе формирования данной готовности;

— выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников, в качестве которых выступают:

• обогащение содержания обучения будущего учителя технологии знаниями по тендерной тематике, по проблеме тендерного подхода в обучении школьников технологии;

• использование в процессе формирования данной готовности форм, методов и средств обучения, обеспечивающих осознание профессионально значимых особенностей собственного тендерного типа и реализацию тендерного подхода в технологическом образовании школьников;

• поэтапность формирования готовности студентов к реализации тендерного подхода в обучении школьников, проявляющаяся в постепенном переходе от ориентационного к познавательному и деятельностному этапам.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что:

— уточнены сущность тендерного подхода в обучении школьников и специфика процесса формирования готовности будущего учителя технологии к его реализации, что соответствует основным направлениям модернизации образования с позиции усиления его гуманистической направленности и вносит вклад в разработку теоретических основ профессиональной подготовки студентов;

— теоретически обоснована модель формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников, отражающая цель, принципы, этапы, формы, методы, прогнозируемый результат и уровни ее формирования, выявлены условия ее эффективного внедрения, что создает предпосылки для дальнейшей разработки комплекса организационно-педагогических условий формирования данной готовности у студентов, обучающихся по другим педагогическим специальностям;

— разработана критериальная характеристика процесса формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников, определены показатели и уровни ее сформированно-сти (стартовый, элементарный, оптимальный, продвинутый), теоретическая значимость которых подтверждается возможностями изучения изменений в процессе формирования данной готовности у каждого студента;

— присутствующая в исследовании упорядоченная совокупность понятий, положений, принципов, идей, подходов к осуществлению процесса формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников может быть определена как решение проблемы выявления его специфики, основных направлений и педагогических условий повышения его эффективности, структуризации и обогащения научно-педагогического знания в этом направлении;

— полученные результаты исследования могут служить теоретической базой для дальнейшей разработки решения проблемы реализации тендерного подхода в обучении школьников.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

— теоретические положения и выводы, содержащиеся в них, прошли эмпирическую проверку, подтвердившую их эффективность, и могут служить основой для разработки спецкурсов по обозначенной проблематике в процессе профессиональной подготовки студентов по другим специальностям;

— разработанная в ходе исследования модель формирования данной готовности будущего учителя технологии раскрывает цель, этапы, содержание, формы, методы, уровни сформированности, прогнозируемый результат и условия эффективного осуществления данного процесса в педагогической практике;

— результаты исследования легли в основу разработанной, апробированной и используемой в ГОУ УлГПУ им. И. Н. Ульянова на факультете «Технология и предпринимательство» программы спецкурса «Учителю о тендерном подходе в обучении школьников» по формированию готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников, который носит междисциплинарный характер и содержит в себе как теоретический блок, направленный на информирование по вопросам тендерной проблематики, так и практический, позволяющий с помощью различных заданий и упражнений формировать осознание профессионально значи- • мых особенностей собственного тендерного типа, осваивать методы тендерной диагностики и основные направления реализации тендерного подхода в обучении школьников. Внедрение результатов экономически целесообразно и не предполагает выделения дополнительных финансовых субсидий;

— использование критериальной основы оценки эффективности готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников создает предпосылки для качественной оценки результативности процесса формирования данной готовности;

— издано учебно-методическое пособие «Учителю о тендерном подходе в обучении школьников», внесены коррективы в содержание обучения по дисциплине ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» с целью актуализации тендерных проблем современного школьного технологического образования и направленные на развитие процесса формирования готовности будущего учителя технологии к реализации гендерного подхода в обучении школьников;

— выводы и основные положения, накопленный в ходе исследования богатый эмпирический материал, разработанная диагностическая карта, банк гендероориентированных методик изучения личности, опросники, анкеты, задания для самопроверки могут быть использованы в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, институтах повышения квалификации и переподготовки учителей, школьных психологов и работников образования, в учреждениях среднего и высшего профессионального педагогического образования.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечивается четкостью исходных теоретико-методологических позицийсоответствием методологии исследования поставленной проблеме, применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам диссертационного исследованиярациональным сочетанием его теоретической и опытно-экспериментальной частеймониторингом. результатов на уровне субъектов образовательного процесса в вузетакими критериями научного знания, как непротиворечивость, проверяемость, подтверждениедлительным характером исследования, позволившим провести его тщательный количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работыподтверждением гипотезы исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Тендерный подход в обучении школьников предполагает системное изменение учебного процесса (содержания, методов, форм, средств обучения и др.) в целях более полного раскрытия способностей учащихся с учетом их тендерных особенностей. Специфика гендерного подхода в обучении школьников технологии определяется необходимостью учета особенностей мальчиков и девочек в процессе подготовки их к несвойственным с точки зрения сложившихся тендерных стереотипов видам трудовой и социальной деятельности и требует готовности учителя технологии, независимо от его половой принадлежности, к педагогическому взаимодействию с учащимися обеих половых групп.

2. Готовность будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников выступает как системное образование личности педагога, интегрирующее в себе: знание основ тендерной педагогики, потребность и умение применять их в практической педагогической деятельности по технологическому образованию школьников, способность решать задачи этой деятельности на высоком профессиональном уровне, стремление к самообразованию и самовоспитанию в данном направлении. Данная готовность определяется единством ее структурных компонентов (личностно-смыслового, мотивационно-ценностного, информационно-теоретического, действенно-практического, рефлексивно-оценочного), находящихся во взаи- •< модействии и образующих целостность.

3. Модель формирования готовности будущего учителя технологии креализации тендерного подхода в обучении школьников базируется на системном, аксиологическом и деятельностном подходах и включает в себя единство ее целевой, содержательной и процессуальной составляющих: цель, принципы, этапы, прогнозируемый результат, уровни готовности, педагогические условия, а также содержание, формы и методы обучения на каждом из этапов.

4. Система критериев и характеризующих их показателей, отражающих качественные характеристики сформированности всех структурных компонентов данной готовности, выступает критериальной основой оценки эффективности готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников. В процессе формирования готовности будущий учитель технологии достигает определенного уровня готовности к реализации тендерного подхода в обучении школьников (стартового, элементарного, оптимального, продвинутого), каждый из которых характеризуется качественным своеобразием составляющих его компонентов.

5. Педагогическими условиями осуществления модели формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников являются:

• обогащение содержания обучения будущего учителя технологии знаниями по тендерной тематике (психолого-педагогическими, социально-правовыми, экономическими, этическими и др.), по проблеме тендерного подхода в обучении школьников технологии (о методах тендерной диагностики учащихся, специфике, основных направлениях и способах реализации тендерного подхода в технологическом обучении школьников);

• использование в процессе формирования данной готовности форм, методов и средств обучения (лекции, беседы, дискуссии, метод самоописания, психотехнические упражнения с тендерной тематикой, тренинги общения, ролевые игры, анализ конкретных тендерных ситуаций, просмотр видеофрагментов научного фильма и уроков технологии, микропреподавание, тендерная экспертиза урока, самостоятельная работа и др.), обеспечивающих осознание профессионально значимых особенностей собственного тендерного типа и реализацию тендерного подхода в технологическом образовании школьников;

• поэтапность формирования готовности студентов к реализации тендерного подхода в обучении школьников, проявляющаяся в постепенном переходе от ориентационного к познавательному и деятельностному этапам.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках опытно-экспериментальной работы в ГОУ УлГПУ им. И. Н. Ульянова на факультете технологии и предпринимательства. Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на семинарах для аспирантов, заседаниях кафедры технологии данного вуза. Результаты исследования нашли свое отражение в статьях, учебно-методическом пособии, опубликованном автором, обсуждались на международных, всероссийских научно-практических конференциях: «Проблемы технологического образования в школе и в вузе» (Москва, 2007, 2008, 2009), «Непрерывное образование учителя технологии: проблемы качества» (Ульяновск, 2007), «Технологическое образование в школе и ВУЗе: проблемы и перспективы» (Липецк, 2008), «Технологическое образование подрастающего поколения: теория и практика» (Ульяновск, 2008, 2010), «Проблемы и перспективы тендерных исследований в образовании» (Волгоград, 2009). Результаты диссертационного исследования внедрены в образовательный процесс ГОУ УлГПУ им. И. Н. Ульянова.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой проведенного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы (187 наименований, из них 3 на иностранном языке), 7 приложений. Общий объем диссертации составляет 209 страниц, из них 197 страниц основного текста и 12 страниц приложений. Работа содержит в тексте 6 таблиц, 3 рисунка, 6 диаграмм.

Выводы по второй главе

Во второй главе описана опытно-экспериментальная работа по внедрению модели формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников, на основании результатов которой можно сделать следующие выводы.

Оценка современного состояния традиционной системы профессиональной подготовки учителя выявила, что недостаточно эффективно происходит формирование готовности будущего учителя к реализации тендерного подхода в обучении школьников. Подтверждением данного факта может служить анкетирование практикующих педагогов общеобразовательных школ, которые не обладают системой знаний и умений по реализации тендерного подхода в своей профессиональной деятельности.

Для проведения диагностики исходного уровня сформированности готовности будущего учителя технологии к реализации гендерного подхода в обучении школьников мы, опираясь на выделенные критерии и показатели данной готовности, использовали специально подобранные методики {среди прочих применялся авторский опросник), позволяющие исследовать каждый структурный компонент готовности будущего учителя: личностно-смысловой, мотивационно-ценностный, информационно-теоретический, действенно-практический, рефлексивно-оценочный.

В результате исследования мы пришли к заключению, что наиболее целостно процесс формирования готовности будущего учителя технологии к реализации гендерного подхода в обучении школьников будет осуществляться, если модель будет реализована в соответствии со следующими педагогическими условиями:

— обогащение содержания обучения будущего учителя технологии знаниями по тендерной тематике, по проблеме гендерного подхода в обучении школьников технологии;

— использование в процессе формирования данной готовности форм, методов, средств обучения, обеспечивающих осознание профессионально значимых особенностей собственного гендерного типа и реализацию гендерного подхода в технологическом образовании школьников;

— поэтапность формирования готовности студентов к реализации гендерного подхода в обучении школьников, проявляющаяся в постепенном переходе от ориентационного к познавательному и деятельностному этапам.

Результаты диагностик, проведенных на констатирующем и заключительном этапах исследования, свидетельствуют о том, что в ходе опытно-экспериментальной работы произошли позитивные изменения в формировании каждого структурного компонента готовности будущего учителя технологии. Значимость изменений в экспериментальной группе и незначительные сдвиги в контрольной группе подтверждены методом статистического анализа.

Итак, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования и эффективность внедрения предложенной нами модели формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного нами исследования по проблеме формирования готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников решены основные поставленные задачи, получены теоретические и эмпирические данные, подтверждающие выдвинутую нами гипотезу, что, следовательно, позволяет сформулировать обобщающие выводы.

В настоящее время в связи с переходом от традиционного знаниево-ориентированного образования к личностно ориентированному, ставящему в центр всего образовательного процесса уникальную, неповторимую личность обучаемого, обладающую многообразием индивидуальных особенностей развития учащегося, наиболее актуальным становится его тендерная социализация, формирование гендерной идентичности личности и самоопределение в системе гендерных стереотипов. Поэтому в современной педагогической науке сложилась и развивается новая дисциплина — гендерная педагогика, которая занимается вопросами внедрения тендерного подхода в учебно-воспитательный процесс школьного и вузовского образования.

Исследователи понятия «гендер» в психологических, педагогических, социальных и других гуманитарных науках отмечают социальный характер понятия «гендер» в отличие от биологического значения понятия «пол», подчеркивая влияние социокультурной среды на развитие гендерной идентичности личности.

Все вышесказанное позволяет отметить, что под гендерным подходом в обучении мы понимаем системное изменение учебного процесса (содержания, методов, форм, средств обучения и др.) в целях более полного раскрытия способностей учащихся с учетом их гендерных особенностей.

Важность реализации тендерного подхода в технологическом обучении школьников определяется тем, что при построении педагогического процесса учителем должно акцентироваться внимание на создании равных возможностей для школьников различного пола и тендера, на отказе от стереотипов, ролей, считающихся типичными для мальчиков и девочек в обществе, что влечет за собой обретение определенных социальных возможностей. Тендерный подход позволяет подчеркнуть неповторимость внутреннего мира каждой девочки/каждого мальчика, формировать адекватную самооценку школьника, развивать культуру взаимоотношений между полами в ходе школьного образовательного процесса.

В этой связи необходима целенаправленная работа по формированию готовности будущего учителя технологии к реализации тендерного подхода в обучении школьников.

В нашем исследовании под готовностью будущего учителя технологии к реализации гендерного подхода в обучении школьников мы понимаем системное образование личности педагога, интегрирующее в себе: знание основ тендерной педагогики, потребность и умение применять их в практической педагогической деятельности по технологическому образованию школьников, способность решать задачи этой деятельности на высоком профессиональном уровне, стремление к самообразованию и самовоспитанию в данном направлении.

Данный вид готовности рассматривается как аспект общей профессионально-педагогической готовности учителя технологии и по своей структуре состоит из пяти компонентов: личностно-смыслового, мотивационно-ценностного, информационно-теоретического, действенно-практического, рефлексивно-оценочного, находящихся во взаимодействии и образующих ее целостность.

Разработанная в рамках исследования модель формирования готовности будущего учителя технологии к реализации гендерного подхода в обучении школьников базируется на системном, аксиологическом и деятельност-ном подходах, содержит в себе единство ее целевой, содержательной, процессуальной составляющих, таких, как цель, принципы, совокупность педагогических условий, прогнозируемый результат, уровни сформированности готовности, кроме того, этапы, цель, содержание, формы и методы на каждом из этапов. •

Выделенные нами четыре уровня данной готовности учителя технологии (стартовый, элементарный, оптимальный, продвинутый) свидетельствуют о различной степени выраженности у будущего учителя технологии вышеназванных структурных компонентов, при этом каждый компонент раскрыт через систему критериев и показателей его сформированности.

Выявленные и экспериментально подтвержденные педагогические условия являются важнейшим фактором, обеспечивающим эффективную реализацию разработанной модели формирования готовности будущего учителя технологии к реализации гендерного подхода в обучении школьников, а именно:

— обогащение содержания обучения будущего учителя технологии знаниями по тендерной тематике, по проблеме гендерного подхода в обучении школьников;

— использование в процессе формирования данной готовности форм, методов, средств обучения, обеспечивающих осознание профессионально значимых особенностей собственного гендерного типа и реализацию гендерного подхода в технологическом образовании школьников;

— поэтапность формирования готовности студентов к реализации гендерного подхода в обучении школьников, проявляющаяся в постепенном переходе от ориентационного к познавательному и деятельностному этапам.

Применение в опытно-экспериментальной работе комплекса различных диагностических методик позволило зафиксировать положительную динамику формирования готовности будущего учителя технологии к реализации гендерного подхода в обучении школьников в рамках каждого ее компонента у студентов экспериментальной группы.

Таким образом, это свидетельствует о том, что реализация спроектированной нами модели в выделенных педагогических условиях обеспечивает эффективность формирования готовности будущего учителя технологии к реализации гендерного подхода в обучении школьников, что отчетливо подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования.

Выполненное нами исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многосторонней проблемы формирования готовности будущего учителя технологии к реализации гендерного подхода в обучении школьников, однако справедливо убеждает, что в условиях современной социально-педагогической обстановки обозначенная проблема является актуальной, востребованной жизнью и педагогическим сообществом. Перспективным направлением дальнейших научных исследований может служить рассмотрение данной проблемы не только в рамках одной дисциплины, а в ходе совершенствования организации всего образовательного процесса в педагогическом вузе, другой вариацией представляется изучение вопросов подготовки к данному виду профессионально-педагогической? деятельности учителей других специальностей.

Полагаем, что дальнейшие научно-педагогические изыскания приведут к разработке новых, более совершенных моделей формирования готовности будущего учителя технологии к реализации гендерного подхода в обучении школьников, что положительно скажется на решении проблемы использования гендерного подхода в обучении школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Воспитание детей. Взаимодействие полов Текст. / А. Адлер — [пер. с англ. А. А. Валеевой, Р. А. Валеевой]. Ростов-н/Д: Феникс, 1998. — 416 с. — ISBN 5−222−308−6.
  2. , С. Г. К истории феминизма Текст. / С. Г. Айвазова // Общественные науки и современность. 1992. — № 6. — С. 153−168. — ISSN 2 362 007.
  3. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001. 288 с. — ISBN 5−272−315−2.
  4. , В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учебное пособие Текст. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 500 с. — ISBN 5−93 962 093−7.
  5. , Н. П. Тендерные отношения в воспитательном пространстве Текст. / Н. П. Аникеева // Педагогическое образование и наука. — 2002. — № 4. С. 46−50. — ISSN 2072−2524.
  6. , Ю. В. «Обучение ценностям»: аксиологический подход к проблемам образования Электронный ресурс. / Ю. В. Артюкович. Режим доступа: http://science.ncstu.ru/articles/hs/10/03.pdf/filedownload
  7. , Г. А. Деятельностный подход в обучении Текст. / Г. А. Атанов. Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. — 160 с. — ISBN 966−7200−13−2.
  8. , Ю. К. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-ов Текст. / Ю. К. Бабанский, В. А Сластенин, Н. А. Сорокин и др. — под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1998.-479 с.
  9. , Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  10. , JI. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике Текст. / JI. А. Байкова // Классный руководитель. 1998. — № 2. -С. 2−11.
  11. , С. В. Диалог основа профессии педагога : учебно-методическое пособие Текст. / С. В. Белова. — М.: АПК и ПРО, 2002. — 148 с. — ISBN 5−8429−0076−9.
  12. , Т. В. Тендерная психология : учебное пособие Текст. / Т. В. Бендас. СПб.: Питер, 2006. — 431 с. — ISBN 5−94 723−369-Х.
  13. , Н. А. Метафизика пола любви Текст. / Н. А. Бердяев // Русский эрос, или Философия любви в России / сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991. — С. 232−265. — ISBN 5−01−2 689.
  14. , Д. И. Подготовка учителя технологии к педагогической поддержке профессионального самоопределения школьников в условиях профильного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / Д. И. Беркутова. -Ульяновск, 2007. 214 с.
  15. , Ш. Тендерная психология : секреты психологии мужчины и женщины. [Текст] / Ш. Берн. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 318 с. -ISBN 5−93 878−125−6.
  16. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с. — ISBN 5−7155−0099−0.
  17. , М. Р. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения Электронный ресурс. / М. Р. Битянова. Режим доступа: http://psy. 1 september.ru/article.php?ID=200 002 707
  18. , Дж. X. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин Текст. / Дж. X. Блок // Практикум по социальной психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — С. 168−181. — ISBN 5−8046−0101−6.
  19. , С. де Второй пол Текст. / С. де Бовуар. М.- СПб.: Прогресс: Алетейя, 1997. — 831 с. — ISBN 5−01−3 638-Х.
  20. Большая энциклопедия: в 62 т. Текст. / гл. ред. С. А. Кондратов. М.: Терра, 2006. — Т. 45. — 631 с. — ISBN 5−273−432−2.
  21. , Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. — № 1. -С. 17−24. — ISSN 0869−561Х.
  22. , Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : монография Текст. / Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2001. — 180 с. -ISBN 5−88 234−481−6.
  23. Введение в тендерные педагогические исследования: коллективная монография Текст. / под общ. ред. JI. И. Столярчук. Волгоград: ООО «Царицынская полиграфическая компания», 2009. — 356 с. — ISBN 978−5 903 040−29−2.
  24. , О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики Текст. / О. Вейнингер. М.: Форум XIX-XX-XXI, 1991. -191 с. — ISBN 5−86 058−003−7.
  25. , А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход: методическое пособие Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высш.шк., 1991. 207 с. — ISBN 5−06−2 079−7.1
  26. , А. А. Психолого-педагогические основы образования взрослых : теория и модели контекстного обучения Текст. / А. А. Вербицкий // Новые знания. 2002.-№ 3.-С. 5−9.
  27. , С. М. Профессиональное образование : словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика Текст. / С. М. Вишнякова. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с. — ISBN 5−89 714−013−8.
  28. , О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе Текст. / О. А. Воронина // Общественные науки и современность. 2000. — № 4. — С. 9−20. — ISSN 0236−2007.
  29. , О. А. Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований» Текст. / отв. ред. О. А. Воронина, Н. С. Григорьева, JI. Г. Луняко-ва. М.: МЦГИ (МВШСЭН), 2000. — 395 с. — ISBN 5−85 133−070−8.
  30. , Л. С. Психология развития человека Текст. / Л. С. Выготский. М.: Эксмо, 2006. — 1134 с. — ISBN 5−699−13 728−9.
  31. , Н. М. Всплывающая Атлантида (медитации на тему феминизма) Текст. / Н. М. Габриэлян // Общественные науки и современность. 1993. — № 6. — С. 171−178. — ISSN 0236−2007.
  32. , М. Мальчики и девочки учатся по-разному! = Boys and girls iearn differently! : Руководство для педагогов и родителей Текст. / М. Гариенпер. с анг. М.: Астрель, 2004. — 301 с. — ISBN 5−271−7 811−6.
  33. Тендерная стратегия Российской федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.owl.ru/win/docum/rf/strategy/strategy.htm
  34. Тендерный калейдоскоп: Курс лекций Текст. / Рос. акад. наук [и др.]- [Воронина И.А. и др.]. М.: Academia, 2002. — 519 е.- ISBN 5−87 444 101−8.
  35. , В. А Эволюционная логика дифференциации полов Текст. / В. А. Геодакян // Природа. 1983. — № 1. — С. 70−80. — ISSN 0032−874Х.
  36. , В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека Текст. / В. А. Геодакян // Человек в системе наук / под ред. И. Т. Фролова. -М.: Наука. 1989. С. 171 — 188.
  37. , Т. А. Учителю о тендерном подходе в обучении школьников Текст.: учебно-методическое пособие / Т. А. Горшкова. Ульяновск: УлГПУ, 2009. — 72 с. — ISBN 978−5-86 045−328−9.
  38. , Т.А. О сущности и компонентах готовности учителя к реализации гендерного подхода в обучении школьников Текст. / Т. А. Горшкова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. — № 7. — С. 127−133. — ISSN 1995−1140.
  39. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: специальность 50 502 «Технология и предпринима- ' тельство» Текст. М., 2002. — 382 с.
  40. , Е. М. Социально-педагогические аспекты профессиональной -подготовки учителя : монография Текст. / Е. М. Громова, Н. Ю. Шлей-кова. Ульяновск: Симбирская книга, 2006. — 212 с. — ISBN 5−8426−1 176.
  41. Гуманистическая парадигма и личностно ориентированные технологии профессионального педагогического образования Текст. / под ред. В. JI. Матросова. М.: Прометей, 1999. — 116 с.
  42. , Н. А. Аксиологические аспекты отечественного образования как фактор формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. А. Гущина. Калуга, 2004 — 23 с.
  43. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Текст. / В. И. Даль. М.: ACT, Астрель, 2004. — Т. 3: К — П. — 555 с. -ISBN 5−271−8 762-Х.
  44. , В. И. Современный мужской педагогический лицей. Теория и практика воспитания и обучения Текст. / В. И. Данильчук, А. М. Саранов, В. В. Сериков. М.: Владос, 2000. — 204 с. — ISBN 5−691−572−3.
  45. Джери, Дэвид Большой толковый социологический словарь = Collins Dictionary Sociology: в 2 т. Текст. / сост. Д. Джери- [пер. с англ. Н. Н. Марчук]. М.: Вече: ACT, 2001.- Т. 1: А — О. — 544 с. — ISBN 5−17 012 561−5.
  46. , В. В. Педагогические условия полоролевого воспитания студентов младших курсов вузов Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. В. Дудукалов. Волгоград, 2002. — 156 с. i
  47. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности Текст.: дис.. д-ра пед. на-" ук / К. М. Дурай-Новакова. М., 1986. — 332 с.
  48. , М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект Текст. / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. Минск: Университетское, 1985. — 206 с.
  49. , М. И. Психология высшей школы : учебное пособие Текст. / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович. Минск, 2003. — 350 с.
  50. Дэна, Даниэль. Преодоление разногласий: как улучшить взаимоотношения на работе и дома Текст. / Д.Дэна. СПб.: АОЗТ «Ин-т личности», 1994. — 138 с. — ISBN 5−85 891−003−4.
  51. , В. Д. Мальчики и девочки два разных пола. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам Текст. / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман — СПб.: Тускарора, 2000. — 184 с. — ISBN 5−89 977−055−4.
  52. , В. Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному: нейропедагоги — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам Текст. / В. Д. Еремеева. Самара, Изд. Дом Федоров, 2008. — 159 с. — ISBN 978−5-9507−0737−7.
  53. , О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник Текст. / О. Ю. Ермолаев. М .: Московский психолого-социальный институт — Флинта, 2006. — 336 с. — ISBN 5−89 502−310-Х.
  54. , И. А. Формирование тендерной компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. А Загайнов. Йошкар-Ола, 2007. — 196 с.
  55. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001. — 208 с. -ISBN 5−7695−0815−9.
  56. Закон РФ «Об образовании» Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/432.html
  57. , Э. Ф. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов Текст. / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. — М.: Акад. проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 189 с. — ISBN 58 291−0309−5.
  58. , В. С. Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода Текст. / В. С. Ильин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. — 2007. № 1 (19). — С. 3−8. — ISSN 1815−9044.
  59. , Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 544 c.-ISBN 5−318−459−8.
  60. , Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения Текст. / Т. А. Ильина. М.: Знание, 1973. — 78 с.
  61. , И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студ. вузов Текст. / И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2002. — 206 с. — ISBN 5−7695−0901−5.
  62. , В. Е. Воспитателю о сексологии Текст. / В. Е. Каган. М.: Педагогика, 1991. — 256 с. -ISBN 5−7155−0424−4.
  63. , Е. Н. Тендерный подход в педагогике Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Е. Н. Каменская. Ростов-на-Дону, 2007. — 385 с.
  64. , А. В. Тендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации : учеб. пособие для студ. вузов Текст. / А. В. Кирилина. -М.: РОССПЭН, 2004. 250 с. — ISBN 5−8243−0473−4.
  65. , И. С. Теоретико-методические основы обучения будущих учителей технологии и предпринимательства техническому творчеству : книга для учителя Текст. / И. С. Кислан, В. Д. Симоненко. Абакан, 2000.-251 с.-ISBN 5−7810−0116−6.
  66. , И. С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии Текст. / И. С. Клецина // Вопросы психологии. — 2003. — № 1. — С. 61−77. — ISSN 0042−9592.
  67. , И. С. Психология половых различий Текст. // Словарь гендерных терминов / И. С. Клецина / под ред. А. А. Денисовой. М., Ин-форм.-XXI в., 2002. — С. 187−189. — ISBN 5−86 391−022−4.
  68. , И. С. Развитие гендерных исследований в психологии Текст. / И. С. Клецина // Общественные науки и современность. 2002. — № 3. -С. 181−191.-ISSN 0869−0499.
  69. , Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Academia, 2005. 176 с. — ISBN 5−7695−2145−7.
  70. Кон, И. С. Психология ранней юности: книга для учителя Текст. / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. 255 с. — ISBN 5−09−1 053−6.
  71. Кон, И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. вузов Текст. / И. С. Кон. М.: Академия, 2003. — 334 с. — ISBN 5−7695−1420−5.
  72. , Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой Текст. / Ю. А. Конаржевский. М.: Педагогика, 1986. — 145 с.
  73. , О. А. Тендерный подход к обучению школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. А. Константинова. — Саратов, 2005. -174 с.
  74. , И. В. Основы тендерной педагогики : программа спецкурса Текст. / И. В. Костикова, Ю. В. Градскова и др.// Женщина в российском обществе. 2000. — № 3 (19). — С. 67−74. — ISSN 1992−2892.
  75. , И. В. Перспективы гендерного образования в России : взгляд педагога Текст. / И. В. Костикова, А. В. Митрофанова, Н. В. Тулина // Высшее образование в России. 2001. — № 2. — С. 68−75. — ISSN 8 693 617.
  76. , В. В. Методология педагогики. Новый этап: учебное пособие для вузов Текст. / В. В. Краевский. М.: Академия, 2006. — 393 с. -ISBN 5−7695−2876−1.
  77. Краткий философский словарь Текст. / отв. ред. А. П. Алексеев. — М: Проспект, 2008. 491 с. — ISBN 978−5-482−1 782−1.
  78. , Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Г. И. Кругликов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с. — ISBN 5−76 950 687−3.
  79. Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования : монография Текст. / Н. В. Кузьмина. -М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 144 с. ISBN 5−7563−0199−2.
  80. , Н. В. Методы системного педагогического исследования : учеб. пособие Текст. / Н. В. Кузьмина и др. М.: Нар. Образование, 2002. — 207 с. — ISBN 5−87 953−169−4.
  81. , В. А. Непрерывная многоуровневая система подготовки будущих учителей технологии Текст.: дис.. д-ра пед. наук / В. А. Курина. — Самара, 2003. 419 с.
  82. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.: учеб пособие для студ. вузов Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Академия, 2004. — 345 с. -ISBN 5−89 357−153−3.
  83. И. Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. Г И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  84. , Дж. Пол как социальная категория Текст. / Дж. Лобер // Альманах «Thesis». 1994. — Вып. 6. — С. 24−62.
  85. , М. И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств учителя: тесты и методические рекомендации по их использованию: пособие для школьных психологов Текст. / М. И. Лукьянова-Ульяновск: ИПК ПРО, 1995. 80 с. — ISBN 5−7432−0028−9.
  86. , JI. М. В одном классе два разных мира Текст. / Л. М. Маленкова // Народное образование. — 2002. — № 1. — С. 154−158. — ISSN 0130−6928.
  87. , А. К. Психология труда учителя: книга для учителя Текст. /
  88. A. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с. — ISBN 5−09−3 639-Х.
  89. Методика обучения технологии: книга для учителя Текст. / под ред.
  90. B. Д. Симоненко. Брянск — Ишим, 1998. — 296 с. — ISBN 5−900 142−21−3.
  91. , А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса Текст.: дис.. д-ра пед. наук / А. И. Мищенко. М., 1992. — 387 с.
  92. Молодежь и высшее образование в социалистических странах Текст. / отв. ред. Ф. Р. Филиппов, П. Э. Митев. М.: Наука, 1984. — 144 с.
  93. , А. В. О полоролевом (тендерном) подходе в социальном воспитании Текст. / А. В. Мудрик // Воспитательная работа в школе. — 2003. -№ 5.-С. 15−9.
  94. , А. В. Психология и воспитание Текст. / А. В. Мудрик. М.: МПСИ, 2006. — С. 57−70. — ISBN 5−89 502−604−4.
  95. , А. В. Социализация человека : учеб. пособие для студ. вузов Текст. / А. В. Мудрик.- М.: Академия, 2006. 304 с. — ISBN 5−76 953 170−3.
  96. , Е. М. Теория и методика обучения технологии : учебное пособие Текст. / Е. М. Муравьев. Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. — 274 с. — ISBN 5−86 229−092−3.
  97. , В. К. Новый англо-русский словарь : около 200 000 слов и словосочетаний Текст. / В. К. Мюллер. М.: Русский язык медиа, 2005. -945 с. — ISBN 5−9576−0149−7.
  98. , В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии Текст. / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 142−155.-ISSN 0042−8841.
  99. , JI. Н. Влияние тендерных стереотипов на воспитание и образование Текст. / JI. Н. Надолинская // Педагогика. 2004. — № 5. -С. 30−35. — ISSN 0869−56IX.
  100. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст. // Учительская газета. 2000. — 17 окт. — С. 6−7.
  101. , Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб. пособие для студ. пед. вузов Текст. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. М.: Академия, 2004. — 224 с. — ISBN 5−7695−1621−6.
  102. , Н. Н. Единство нравственного и эстетического воспитания в формировании профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Никитина. М., 1988. -261 с.
  103. , Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования Текст. / Н. Н: Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. — М.: Мастерство, 2002. 288 с. — ISBN 5−294−107−1
  104. , Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя : монография Текст. / Н. Н. Никитина. М.: Прометей, МПГУ, 2002. — 316 с. — ISBN 5−94 845−040−6.
  105. Ш. Никитина, Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Н. Н. Никитина. Ульяновск, 2003. — 442 с.
  106. Новые ценностные образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. Вып. 1 Текст. / сост. Н. Б. Крылова. М.: Инноватор, 1995.- 113 с.
  107. Новый большой англо-русский словарь = New english-russian dictionary: В 3 т.: Ок. 250 000 леке. ед. / под общ. рук. Ю. Д. Апресяна, Э. М. Мед-никовой. М.: Русс. Яз., 2003. — Т. 2. G — О. — 832 с. — ISBN 5−20 003 223−7.
  108. , Т. Е. Гендерный подход в обучении студентов университета иностранному языку Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. Е. Овчинникова. Оренбург, 2007. — 206 с.
  109. , С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: ООО «ИНФОТЕХ», 2009. — 944 с. — ISBN 978−5-904 343−02−6.
  110. , М. Ю. Содержание образования : проблемы формирования и проектирования Текст. / М. Ю. Олешков // Педагогика. 2004. — № 6. -С. 31−38. — ISSN 0869−561Х.
  111. , Н. В. Учителю о правах женщин и равенстве полов Текст. / Н. В. Осетрова // СОЦИС. 2002. — № 12. — С. 50−59. — ISSN 0132−1625.
  112. Педагогика: учеб. пособие для пед. училищ Текст. / С. П. Баранов, JI. Р. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1981.-369 с.
  113. Педагогика: учебник для студ. пед. учеб. заведений Текст. / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общ-во России, 2008. — 563 с. — ISBN 978−5-93 134−371−6.
  114. Педагогика и психология: учеб. пособие Текст. / под ред. К.А. Абуль-хановой [и др.]. М.: Совершенство, 1998. — 320 с. — ISBN 5−80 890 011−5.
  115. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов Текст. / под ред. В. А. Сла-стенина. М.: Академия, 2006. — 567 с. — ISBN 5−7695−3077−4.
  116. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. специальностей Текст. / под общ. ред. В. С. Кукушкина. — Ростов н/Д.: изд. центр «МарТ», 2006. 333 с. — ISBN 5−241−145-Х.
  117. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 527 с. — ISBN 5−85 270−230−7.
  118. , А. В. Психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Академия, 2005. — 500 с. — ISBN 5−7695−1945−2.
  119. , К. К. Структура и развитие личности Текст. / отв. ред. А. Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. — 255 с. v
  120. , Ю. М. Модели социальных процессов: учеб. пособие для студ. вузов Текст. / Плотинский Ю. М. М.: Логос, 2001. — 294 с. -ISBN 5−94 010−045−7.
  121. , И. П. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов: в 2-х кн. Текст. / И. П. Подласый М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -Кн.2: Процесс воспитания. — 256 с. — ISBN 5−691−176−0.
  122. Практикум по тендерной психологии Текст. / под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2003. 479 с. — ISBN 5−318−567−5.
  123. Программа развития педагогического образования России на 2001−2010 годы Текст. // Преподаватель. 2000. — № 3. — С. 10−22.
  124. Программы: Трудовое обучение. Технология Текст. / под ред. Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2005. — 238 с. — ISBN 5−09−13 963−6.
  125. Психологический словарь Текст. / под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: ACT, 2006. — 479 с. — ISBN 5−17−23 838-Х.
  126. , Н. JI. Тендерные исследования в исторических науках Текст. // Тендерные исследования № 3 (№ 2 / 1999) / Харьковский Центр гендерных исследований / гл. ред. Жеребкина И. А. Харьков: ХЦГИ, 1999.-С. 166−186.
  127. , Н. И. Формирование познавательных интересов подростков с учетом гендерных особенностей Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. И. Роговская. Волгоград, 2007. — 219 с.
  128. , С. В. Тендерные особенности педагогической культуры учителя Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. В. Рожкова. Ростов-на-Дону, 2006.-212 с.
  129. Российская педагогическая энциклопедия Текст. / гл. ред. В. Г. Панов. -М.: Большая российская энциклопедия, 1999. Т 2. — 672 с. — ISBN 585 270−114−9.
  130. Руссо, Ж.-Ж. Избранное Текст. / Ж.-Ж. Руссо: [пер. с фр. М. Розанова, Д. Горбова и др.]. М.: Изд. центр «Терра», 1996. — Т.1. — 656 с. — ISBN 5−300−512−6.
  131. , С. Л. Тендерные исследования в педагогике : О половом воспитании и половой социализации школьников. [Текст] / С. Л. Рыков // Педагогика. 2001. — № 7. с. 17−22. — ISSN 0869−561Х.
  132. , Р. Н. Наука «бесполой» школе Текст. / Р. Н. Сабиров // Народное образование. — 2002. — № 6. — С. 79−87. — ISSN 0130−6928.
  133. , Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования : Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 235с. — ISBN 5−76 950 601−6.
  134. , Н. К. О категории связи и ее применении в исследовании целостного педагогического процесса Текст. / Н. К. Сергеев // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. — Волгоград: ВГУ, 1981. С. 29−32.
  135. , В. В. Образование и личность : Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с. — ISBN 5−88 439−018−1.
  136. , В. В. Формирование у учащихся готовности к труду Текст. / В. В. Сериков. -М.: Педагогика, 1988. 192 с. — ISBN 5−7155−0165−2.
  137. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с. — ISBN 59 268−0010−2.
  138. , В. Д. Технологическая культура и образование : культурно-технологическая концепция развития общества и образования Текст. / В. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во БГПУ, 2001. — 213 с. — ISBN 5−88 543 053−5.
  139. , В. Д. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты: книга для учителя Текст. / В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых, Н. В. Мятяш. Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. — 230 с. -ISBN 5−88 543−033−0.
  140. , В. П. Учет тендерных различий в образовательном процессе Текст. / В. П. Симонов // Педагогика. 2005. — № 2. — С. 41−44. — ISSN 0869−561Х.
  141. , В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя Текст. / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко,// Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 79−84.
  142. Словарь тендерных терминов Текст. / под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток — Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация -XXI век, 2002. — 256 с. — ISBN 5−86 391−022−4.
  143. Словарь по социальной педагогике: учеб пособие для студентов Текст. / авт-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. — 365 с. — ISBN 57 695−0882−5.
  144. Современная дидактика: теория практике Текст. / под ред. И. Я. Лер-нера, И. К. Журавлева. — М.: ИТПиМИО РАО, 1993. — 286 с.
  145. Современный словарь по педагогике Текст. / сост. Е. С. Рапацевич. -Мн.: Современное слово, 2001 928 с. — ISBN 985−443−239−4.
  146. Социальная философия: словарь Текст. / ред. В. Е. Керимов, Т. X. Керимов.- М.: Академический проект, 2003. 557 е.- ISBN 5−8291−0149−1.
  147. Стандарт основного общего образования по технологии Текст. // Школа и производство. 2004. — № 4. — С. 3−18. — ISSN 0037−4024.
  148. , Л. И. Воспитание школьников в процессе полоролевой социализации : учебн. пособие Текст. / Л. И. Столярчук. — Волгоград: Перемена, 1997. 189 с. — ISBN 5−88 234−274−0.
  149. , М. А. Становление гендерной идентичности студентов младших курсов вузов Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. А. Толстых. -Волгоград, 2006. — 221 с.
  150. , Д. Н. Психология установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2004. — 414 с. — ISBN 5−318−163−7.
  151. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / И. Э. Унт. -М.: Педагогика, 1990. 192 с. — ISBN 5−7155−0285−3.
  152. , С. А. Поле пола : в центре и по краям Текст. / С. А. Ушакин // Вопросы философии. 1999. — № 5. — С. 71−85. — ISSN 0042−8744.
  153. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: ИНФРА-М, 2009. — 568 с. — ISBN 978−5-16−2 594−0.
  154. Фрейд, 3. По ту сторону принципа удовольствия Текст. / 3. Фрейд // Психология бессознательного. — СПб.: Питер, 2002. — С. 324−424. — ISBN 5−94 723−092−5.
  155. , И. Ф. Педагогика : учеб. пособие для студ. вузов Текст. / И. Ф. Харламов. М.: Гардарики, 2007. — 516 с. -ISBN 978−5-8297−0004−1.
  156. , Б. И. Пол и образование. Анализ конфликтов половозрастной идентификации Текст. / Б. И. Хасан, Г. М. Бреслав. Красноярск, 1996. — 174 с.
  157. , К. Новые пути в психоанализе Текст. / К. Хорни: [пер. с англ. А. Боковикова]. М.: Акад. проект, 2007. — 239 с. — ISBN 5−8291−0790−2.
  158. , Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для студ. вузов Текст. / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ, 2002. — 436 с. — ISBN 5−238−350−1.
  159. , Н. А. Играем по тендерным правилам Текст. / Н. А. Чикуро-ва // Директор школы. 2006. — № 1. — С. 63−65.
  160. , В. Б. Словарь практического психолога Текст. / В. П. Шапарь. -М.: ACT, 2004. 735 с. -ISBN 5−17−21 516−9.
  161. , С. А. Гендер. Образование. Мобильность Текст. / С. А. Шаронова // Высшее образование в России. 2002. — № 6. — С. 130−134. -ISSN 0869−3617.
  162. , Н. Б. Тендерные подходы в развитии профессиональной деятельности и семейных отношений Текст. / Н. Б. Шмелева // Социальная работа: проблемы, инновации, зарубежный опыт / под ред. Н. Б. Шмелевой. Ульяновск: УлГУ, 2004. — С. 4−11.
  163. , В. А. Моделирование и философия Текст.-,/ В. А. Штофф. -М.-Л., 1986.-304 с.
  164. , Л. В. Институционализация гендерного подхода Текст. / Л. В. Штылева // Высшее образование в России. — 2004. № 10. — С. 143—146. -ISSN 0869−3617.
  165. , JI. В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании Электронный ресурс. / JI. В. Штылева. Режим доступа: http://www.ivanovo.ac.m.winl251/jomal/jornall3/shtil, htm.
  166. , Л. В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании Текст. / Л. В. Штылева // Женщина в российском обществе. -2000. № 3. — С. 61−67. — ISSN 1992−2892.
  167. , Л. П. Формирование тендерной толерантности старшеклассников в специально созданных педагогических условиях Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. П. Шустова. Ульяновск, 2006. — 215 с.
  168. , Л. П. Формирование тендерной толерантности у старшеклассников : учебно-методическое пособие Текст. / под общ. ред. Р. Р. Заги-дуллина. Ульяновск: УИПК ПРО, 2006. — 48 с. — ISBN 5−7432−0561−2.
  169. , Л.П. От «бесполой» педагогики к гендерно ориентированному образованию Электронный ресурс. / Л. П. Шустова. Режим доступа: http://ipk.ulstu.ru/files/ipk/internettribuna/shustova.doc
  170. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х т. Т. 3 / под ред. С. Я. Батышева. М.: РАО: АПО, 1999. — 488 с. — ISBN 5−85 449−103−6.
  171. Юнг, К. Г. Аналитическая психология: теория и практика Текст. / К. Г. Юнг: [пер. с нем. В. Зеленского]. СПб.: Азбука-Классика, 2007. -236 с. — ISBN 978−5-91 181−556−1.
  172. , Н. А. Формирование профессиональной готовности будущего учителя иностранного языка к использованию личностно ориентированных образовательных технологий Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. А. Юркова. Горно-Алтайск, 2006. — 196 с.
  173. , В. А. Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие Текст. / В. А. Ядов. М.: ОМЕГА-Л, 2007. — 567 с. — ISBN 5−365−446−9.
  174. , И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 111 с. — ISBN 5−88 753−007−3.
  175. Ярская-Смирнова, Е. Р. Тендерное неравенство в образовании: понятие скрытого учебного плана Текст. / Е. Р. Ярская-Смирнова // Тендерные исследования. 2001. — № 5. — С. 295−301.
  176. , И. Л. Подготовка будущего учителя к выбору педагогических технологий Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. Л. Яцукова. Астрахань, 1996.-200 с.
  177. Checkland, P. The Emergent Properties of SSM in Use: a Simposium by Reflective Practitioners Text. / P. Checkland // Sistemic Practice and Action Research. 2000. — Vol. 13, № 6. — P. 799−823.
  178. Collins Dictionary Russian-English: over 80 000 references and 115 000 translations Text. Harper: HarperCollins Publishers, 2000. — 574 p. — ISBN 000−472 518−2.
  179. Wood, J. W. Gendered Lives. Communication. Gender, and Culture Text. / J. W. Wood. Beimon: Wadsworth Publishing Company, 1994. — 701 p.
Заполнить форму текущей работой