Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сущность и кризисная динамика доверия в культуре: общество и экономика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доверие существует в виде веры, т. е. на иррациональном уровне, но, с другой стороны, и как одна из форм рационального отношения к будущей возможности достижения тех или иных целей. Таким образом, оно явно является объектом междисциплинарного исследования. Его можно рассматривать и как условие существования социокультурной общности людей, и определять в качестве профессионально компетентного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические и историко-культурные грани проблемы доверия
    • 1. 1. Парадигмы исследования «доверия — недоверия» в культуре
    • 1. 2. Дихотомия «доверие/недоверие» как константа экономической культуры
  • Глава II. Социокультурная сущность доверия в экономической сфере
    • 2. 1. Доверие как концепт культуры
    • 2. 2. Доверие в банковской сфере
    • 2. 3. Доверие и социальная ответственность предпринимателя
  • Глава III. Социокультурные предпосылки и динамика кризиса доверия
    • 3. 1. Деградация доверительных отношений в кризисной экономике
    • 3. 2. «Доверие/недоверие» в экономической культуре транзитивно-кризисного общества: социокультурная память и «культурная травма»
    • 3. 3. Социальное беспокойство и пессимизм как факторы формирования «духа недоверия»
    • 3. 4. Этнокультурные основы недоверия и кризиса доверия

Сущность и кризисная динамика доверия в культуре: общество и экономика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На Западе интеллектуальный бум, связанный с изучением проблемы доверия, возник в последние десятилетия XX века, что, на наш взгляд, связано с целым рядом обстоятельств и. в первую очередь, — с возникновением «инновационной», «информационной», «новой» и т. д. экономики.

Данная проблема переместилась в качестве первоочередной из области этики и психологии в сферу бизнеса, менеджмента, деловых взаимоотношений, корпоративной культуры. Само доверие приобрело статус «социального капитала», который является средством, обеспечивающим жизнь как индивида, так и социума в целом.

Для российского общества актуализация этой проблематики связана с кризисом доверия, который возник в нашей стране в результате всех тех колоссальных издержек материального, социального, нравственного, экономического и т. д. порядка, которые возникли в ходе постперестроечной революции, разрушения старых и возникновения новых социокультурных форм жизнедеятельности. Путь к свободному, демократическому, социально ориентированному государству оказался весьма тернистым и непростым. Череда кризисов, потрясших страну в 90-е гг. привела к возникновению атмосферы апатии и недоверия к самым разным элементам государственной власти — милиции, чиновничеству, суду, местной администрации и т. д. Мало кто оказался незатронутым различного рода финансовыми пирамидами, несбыточными экономическими прогнозами властей, что привело к разрушительным последствиям в морально-психологическом климате российского общества.

Доверие — это целостный социокультурный феномен, формирующийся как на индивидуальном, так и на общественном уровнях, отсюда и суть доверия в экономической сфере нельзя понять без представления о «духе доверия», возникающем в социуме. Доверие распространяется во всех сферах жизнедеятельности общества. Проблема доверия является весьма важной в сфере межличностных отношений, ибо обеспечивает единство, интеграцию социума, обеспечивает устойчивость социальных и культурных связей между людьми, социальными группами и стратами. Доверие является важным элементом и условием психологической цельности личности, открытости индивида в его взаимоотношениях с другими людьми. Без доверия к социальным институтам, государству, средствам массовой информации и т. д. невозможно существование современного общества.

Антиподом доверия выступает недоверие, которое также является своеобразным страховочным механизмом, позволяющим людям находить наиболее оптимальные пути реализации своих целей в социуме. Современный мир предполагает развитие взаимосвязей и взаимоотношений между культурами в глобальных масштабах на основе доверия. Одна из глобальных проблем современности заключается в том, что нарастание недоверия в отношениях между государствами привело к превалированию средств силового давления, конфронтации и, в целом, недоверия над сотрудничеством, основанном на доверии. Глобализация недоверия привела в XX в. к двум мировым войнам, которые повысили уровень страха и вражды, привели к росту в геометрической прогрессии военного потенциала, возникновению и накоплению средств массового поражения. Возник глобальный тупик, ибо при помощи ядерного, химического, бактериологического, климатического и т. д. воздействия жизнь на Земле можно многократно уничтожить. Гибель всех участников конфликта и населения в целом оказывается неизбежной. Путь недоверия — это тупик развития цивилизации.

Доверие является не только характеристикой нравственного состояния в обществе, но и одной из важнейших ценностных констант экономической культуры. Весьма интересным выглядит в этом контексте репрезентативное исследование американских ученых Т. Питерса и Р. Уотермана, которые изучили первоначально 64, а затем и 500 наиболее успешных компаний в 53 отраслях мирового хозяйства. Оказалось, что одним из важнейших принципов эффективного управления и обновления является доверие к сотрудникам фирмы, их полная информированность о производственных и экономических проблемах, политике фирм, отказ от повсеместного и всеобъемлющего жесткого контроля. Доверительные отношения позволяют сотрудникам работать свободно, творчески, а следовательно, и эффективно.

Современный глобальный экономический и финансовый кризис имеет в качестве основы и культурную составляющую — утрату доверия между субъектами хозяйственной и финансовой деятельности.

Степень разработанности проблемы. Проблема доверия в интересующем нас контексте актуализируется в трудах мыслителей Ренессанса и Нового времени в связи с обсуждением вопросов этики деловых отношений в сфере предпринимательства (Л.Б.Альберти, Б. Франклин) и идеи «общественного договора» (Дж.Локк, И. Кант).

Еще Г. Зиммель в работе «Философия денег» отмечал, что доминирующим социальным отношением в современном обществе является обмен, в ходе которого реализуется система кредитования, но именно от базового уровня доверия зависит данная система. Недаром само английское слово «credit» переводится как доверие, вера, хорошая репутация, честь, признание заслуг, заслуга.

С социокультурной точки зрения доверие исследовалось такими учеными, как Э. Дюркгейм и М.Вебер. Для них культура выступает в качестве определенной системы, на основе которой воспроизводятся социальные связи, отношения и институты. Доверие в данном случае выступает в качестве важнейшей нормы, соблюдение которой является необходимым для устойчивого развития общества. Из современных исследователей на эту сторону культуры доверия обращал внимание Ф. Фукуяма, для которого последнее является культурным кодом построения взаимоотношений в социокультурных группах различностей степени общности. Доверие выводится им из моральных отношений и ценностей, вокруг которых возникает социальная сплоченность группы. Возникает оно в качестве отношений между людьми, которые усваивают и поддерживают разделяемые сообществом ценности и нормы.

В сфере экономики Ф. Фукуяма выделяет три типа доверия, которые зависят от уровня организации экономической жизни. Оно может быть ограничено семейно-родственными отношениями, или, во втором случае, воспроизводится в более широком масштабе в социокультурных общностях, где отношения между людьми носят прежде всего социальный, а не семейный характер. Доверие возникает здесь именно на основе норм, которые принимаются и воспроизводятся членами данного сообщества. Наконец, оно возникает в результате деятельности государства, утверждающего определенную систему юридических правил и процедур, соблюдение которых «цементирует» людей и организует определенным образом доверительные отношения в экономической жизни. Таким образом, культура доверия, по Ф. Фукуяме, связана со способностью индивидов работать совместно, ради разделяемой всеми общей цели, причем доверие, формирующееся на основе социокультурных взаимосвязей между людьми, а не на семейных отношениях и в результате действий государства, является главенствующим.

Для П. Штомпки доверие в социуме и в экономической сфере, в частности, выступает в качестве культурного ресурса, который позволяет прогнозировать рациональным и нерациональным образом будущее, оптимизировать действия человека в состоянии неопределенности. Сама культура доверия возникает в ходе определенного исторического развития данного социума и базируется на традициях, национально-культурных особенностях, специфике взаимоотношений с другими нациями и этносами и т. д.

Феноменолог А. Шюц рассматривает доверие на микроуровне — на уровне взаимодействия индивидов в группе и фиксирует особый вид доверия — доверительность или установка на доверие. Его последователь — Г. Гарфинкель показал, что доверительность возникает при непосредственном контакте между людьми. Социальный контекст бытия индивида воспроизводится, в том числе, и благодаря некоторым постоянным формам идеализации, через которые и формируются доверительные отношения. Если использовать образ Э. Гидденса, то доверие можно назвать «защитным коконом». Именно доверие выступает своеобразным компенсационным механизмом в социокультурных взаимодействиях.

Кроме базового уровня доверия, присущего любому индивиду, поскольку именно оно позиционирует отношения к внешнему миру и к самому себе, обеспечивает чувство идентичности и возможность взаимодействия в социальном окружении, выделяется и личностный уровень доверия. Последнее рассматривается в контексте психологической структуры личности, процессов инкультурации и социализации. Генетически доверие первоначально выстраивается к определенным людям, прежде всего к ближайшему окружению, к семье. В ходе социализации возникают социальные роли доверяемого и доверителя, которые представляют собой сверхиндивидуализированные образования. Доверие рассматривается здесь уже на уровне социальной психологии, что и позволяет исследовать поведение больших групп людей. Еще Ф. Тённис говорил о связи доверия и определенного типа общества, где формируются социальные ожидания во взаимоотношениях между людьми.

В различных теориях социальных сетей акцент делается на определении социального уровня доверия. Здесь важны прежде всего контакты между людьми, на основе которых и возникают сетевые коммуникации. А. Н. Чураков, например, отмечает, что непосредственные взаимодействия человека с другими людьми формируют его субъективную сеть взаимодействий, которая с течением времени превращается в полноценную сеть отношений. Эти ресурсы сетевого сообщества при помощи личных контактов становятся доступны отдельным индивидам.

Данный ресурс можно назвать сетевым капиталом, и доверие играет важнейшую роль в выстраивании данных социальных сетей1.

В экономической жизни доверие воспроизводится в сети личностных отношений, которые возникают как определенные системы предпочтений, опыта, личных взаимосвязей, пристрастий и т. д. Это уникальный ресурс, который позволяет полноценным образом реализовывать, мобилизовать и аккумулировать ресурсы сетевого сообщества (М.Грановеттер).

В различных теориях обмена, например, у Дж. Коулмена, доверие исследуется в качестве рационального действия, возникающего через взаимодействие акторов, которые, обладая определенными ресурсами, нацелены на получение других ресурсов, что и осуществляется в ходе возможного обмена. Дж. Коулмен фиксирует прежде всего рациональный характер доверия, поскольку последнее, в его представлении, максимально позволяет избежать рисковых ситуаций. Доверие в информационном обществе, в его представлении, оказывается своего рода инвестицией, которая дает возможность оптимально обмениваться ресурсами. Рационализация понятия доверия в экономической теории, по Дж. Коулмену, может достигнуть уровня математического моделирования. Тем самым теория трансакционных издержек, развиваемая в рамках институционализма, обогащается изучением эффективности межличностного доверия2.

А.Селигмен считает, что в возникающем на наших глазах обществе риска происходит утрата людьми способности к согласованным и взаимоожидаемым действиям. Все это приводит или к трансформации доверия, или к его полному исчезновению. Различного рода системные ограничения в экономике способствуют, скорее, исчезновению доверия, чем его укреплению. Сопоставляя эту позицию с точкой зрения Д. Норта, можно.

1 Градосельская Г. Социальные сети: обмен частными трансферами//Социологический журнал. 1999. № ½. С.156−163. См.: Д.Норт. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. сделать вывод, что А. Селигмен говорит, скорее, о дефиците личного доверия и превращении его в институциональное.

О сложном характере доверия как своеобразного социокультурного механизма писал Б. Мицтгел, который выделял целый ряд факторов, оказывающих воздействие на его формирование. Речь идет, прежде всего, об убеждениях и мотивах действия людей. В ходе социального взаимодействия фиксируются взаимные ожидания индивидов, через которые и можно выявить суть доверия. Речь идет об ожиданиях того, что партнеры по взаимодействию будут выполнять свои обязательства в ожидаемых ситуацияхморальный порядок будет поддерживаться и в будущем, а исполнение своей роли субъектов социальных взаимодействий будет носить компетентный характер3.

Если рассматривать доверие как социокультурный феномен, то весьма интересной является идея Н. Лумана, где он определяет связи между институциональным и личным доверием. В обществе, где существует информационный дефицит, и решение принимается в условиях риска, именно доверие выступает в качестве необходимого механизма принятия решения. Социальные ожидания, по Н. Луману, тем самым становятся более стабильными и предсказуемыми. В связи с этим Н. Луман подчеркивает, что понятие «доверие» не следует определять расширительным образом, поскольку оно возникает только в том случае, если есть возможность выбора. Если таковой нет, то в отсутствии альтернативы отношения доверие/недоверие сложиться не могут.

Исследуя доверие в кризисном обществе, Н. Луман выдвигает идею различной значимости личного доверия и абстрактного доверия, доверия к системе. В этих условиях формируется и существует прежде всего доверие к определенным партнерам и тем самым образуются системы доверия, которые основаны на личных доверительных взаимоотношениях, причем последние 2.

См.: Минина В. Н. Доверие на потребительском рынке//Социология потребления. — СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001. не получают распространения дальше в социуме. Доверие же к институтам общества минимизируется.

Однако, несмотря на весьма широкую палитру мнений и позиций, существующих в современной гуманитаристике, обобщающих работ по проблемам кризиса доверия, предпринятых с позиций теории и истории культуры, нет. Разворачивающийся на наших глазах глобальный экономический и финансовый кризис оказывается напрямую скоррелирован с кризисом экономической культуры, что и ставит перед нами задачу фундаментализации данной проблематики в контексте динамики «довериянедоверия» в транзитивно-кризисном социуме.

Объектом исследования выступает доверие в качестве концепта культуры как фактора духовно-практической деятельности человека и общества.

Предметом исследования является доверие в его ценностно-сущностном содержании.

Цель исследования состоит в выявлении социокультурной сущности дихотомии «доверие-недоверие» в качестве ценностного регулятива социальной и экономической сферы жизнедеятельности индивида и общества и, исходя из этого, определение основных характеристик кризиса доверия в современной экономической культуре.

Задачи исследования:

— определить методологическую парадигму исследования проблемы доверия в социальной и экономической культуре;

— изучить дихотомию «доверие-недоверие» в качестве константы экономической культуры;

— определить доверие как концепт культуры;

— выявить структуру доверия в отношениях «клиент — банк" — зафиксировать взаимосвязь социокультурной ответственности предпринимателей и формирования доверия в обществе;

— показать деградационную динамику доверия в транзитивно-кризисной экономике;

— зафиксировать значимость социокультурной памяти в возникновении доверительных отношений в экономике;

— рассмотреть социопсихологические и социокультурные основы «духа недоверия» в обществе;

— проанализировать этнокультурные основы недоверия и кризиса доверия.

Методологические и теоретические основы исследования. В диссертационной работе используется социокультурный метод изучения сложных социальных феноменов, что дает возможность исследовать доверие в качестве целостного феномена, зафиксировать его бытие как на индивидуальном, так и на общественном уровнях. В русле данного подхода используются культурно-аналитические методы, разработанные классиками гуманитарной мысли — М. Вебером, Э. Дюркгеймом, П. Сорокиным, Г. Зиммелем. Структурно-функциональный подход и сравнительный анализ позволили выявить константное строение дихотомии «доверие-недоверие» в истории общества и, в частности, экономической культуры. Важное значение здесь имеют работы ученых ростовской философско-культурологической школы: Ю. А. Жданова, В. Е. Давидовича, Г. В. Драча, В. К. Королева, Л. Л. Литвиненко, Е. Я. Режабека, О. М. Штомпеля и др.

Исследование дихотомии «доверие-недоверие» в ходе развертывания социокультурного кризиса основывалось на диалектическом понимании противоречия и культуры как системы наилучших способов деятельности.

Использовались также теоретические конструкты, сформировавшиеся в современной теории и истории культуры: «концепт культуры» (Ю.Степанов), «редистрибутивная экономика» (К.Поланьи), «экономика физических лиц» ((Клейнер), «доверие как социальный капитал» (Ф.Фукуяма), «варваризация культуры» (Й.Хейзинга), «культурная константа» (ЭТайлор), «темпоральная природа доверия» (П.Штомпка), социокультурная энтропия" (А.Флиер), «личное и абстрактное доверие» (Н.Луман) и др.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— на основе социокультурного подхода доверие проанализировано в качестве концепта культуры, формирующегося как на уровне чувств, эмоций, образов, символов, так и на рациональном и на практическом уровнях;

— показано, что дихотомия «доверие-недоверие», будучи культурной ценностной константой и выполняя функции интеграции различных сообществ людей (начиная с первобытного противопоставления «мы — они»), в рыночной экономике, там, где есть возможность свободного выбора, выполняет роль «символического кредита»;

— доказано, что с культурно-темпоралистской точки зрения структура доверия в отношениях «клиент-банк», доверительное ожидание связано не только с ориентацией на будущее, но и с ориентацией на прошлое;

— зафиксировано, что дезинтеграция в период кризиса темпоралистских ориентаций в структуре доверия и его «своего другого» — недоверия приводит к возникновению «безверия», формированию атмосферы всеобщего отрицания, социального беспокойства и пессимизма;

— показано, что в социуме, основанном на рыночных отношениях, взаимодействие «доверие-недоверие», приобретая институализированный характер, и приводит к парадоксу: легитимизация взаимного недоверия людей, участвующих в социальной и экономической деятельности, ведет к формированию «духа доверия» в обществе;

— обосновано положение о том, что рыночная экономика «сама по себе» не может сформировать необходимый уровень доверия, который в действительности достигается в результате совокупного действия базовых социокультурных институтов;

— изучена кризисная динамика доверия в экономической культуре, представляющая собой деградацию, упрощение, примитивизацию доверительных отношений и возникновение различных форм «негативных солидарностей»;

— доказано, что в эпоху кризиса в культуре «доверия-недоверия» в экономике значительную роль играют такие факторы, как социокультурная память, «культурная травма», этническая солидарность и маргинализация.

Положения, выносимые на защиту:

1.Социокультурный подход к проблеме доверия в современной гуманитаристике позволяет зафиксировать данную проблематику как на личностно-индивидуальном уровне, так и на уровне коллективном, социально-общественном. Являясь важнейшей характеристикой онтологической безопасности индивида, доверие выполняет, прежде всего, функцию стабилизации и интеграции сообществ людей, в том числе, и в экономической сфере.

2. Доверие является весьма сложным, многофакторным и многослойным феноменом, который существует в качестве культурного концепта, пронизывающего собой как ментальную, так и практически-деятельностную стороны жизни индивида. Оно формируется и существует на уровне чувств, эмоций в виде образа, символа и имиджа, в виде понятия в рефлексивно-логической сфере, рационального осознания мира и в виде способа практического взаимоотношения индивида и окружающей его действительности. Это явление культуры характеризует своеобразие личностного мировоззрения, системы жизненных приоритетов и ценностей человека и, одновременно, специфику духовной атмосферы, существующей в обществе. Само доверие является базовым элементом в культурогенезе, в возникновении человеческих сообществ, поскольку первобытные сообщества могли существовать только в качестве коллективов, где доверие являлось необходимым компонентом взаимоотношений между людьми.

3. Доверие можно определить как символический кредит, который обеспечивает — в качестве культурной составляющей — экономическую и социальную жизнь современного общества. Доверие в экономике базируется на системе развивающихся ожиданий со стороны активных субъектов хозяйствования, и является фундаментом их совместной кооперативной деятельности. Современная рыночная система может существовать только в обстановке доверия. Дефицит данного социокультурного капитала ведет к тому, что экономическая жизнь замирает, и общество впадает в стадию кризиса. Именно поэтому возник столь большой интерес к этой философско-культурологической проблеме как проблеме экономического ресурса, который оказывает непосредственное воздействие на финансовую и банковско-кредитную сферу деятельности. Развитие экономики, связанное с инвестициями, также базируется на данной культурной основе. Интеграция экономических отношений, финансовых рынков, борьбы за инвестиции обостряет проблему доверия уже в глобальном масштабе.

Уровень доверия или недоверия, который существует в социуме, является важнейшим социокультурным потенциалом, который способствует или препятствует развитию экономики, ее конкурентоспособности.

4.В структуре доверия в отношениях «клиет — банк» выделяют два базовых элемента — это доверительное ожидание и его реализация (воплощение) в реальном действии. С культурно-темпоралистской точки зрения доверие в финансово-экономической сфере следует рассматривать прежде всего как своеобразный инструмент перехода из настоящего в неизвестное будущее. Клиент, принимая решение о вкладе в тот или иной банк, прогнозирует свое деяние, с необходимостью приписывая определенные значения как себе, так и другим участникам данного процесса. Однако, ориентация на будущее есть лишь одна сторона доверительных отношений, складывающихся в данной сфере. Не менее важное значение имеет ориентация на прошлое — устойчивую репутацию, традиции, опыт взаимоотношений «значимых других» с данным финансовым, производственным и т. д. учреждением или организацией. Традиции (семейные, корпоративные, социально-групповые и т. д.) являются здесь своеобразной «машиной времени», переносящей доверие из прошлого в будущее.

5. В ценностно-смысловой сфере экономической культуры противоположностью доверия выступает понятие недоверия, которое дает возможность «отклонять» нежелательные события, пути развития. Недоверие есть «свое другое» доверия и зеркальным образом отражает его структуру, где негативные ожидания относительно тех или иных действий предполагают и свою активную позицию с целью избежать нежелательных результатов. Между этими двумя полюсами — доверие и недоверие, если рассматривать их отношение с темпоралистских позиций, — существует своеобразная полоса безвременья — того, что можно назвать безверием. Для общества, находящегося в ситуации глубокого социокультурного кризиса и культурной аномии, отсутствие ориентиров как в будущем, так и в прошлом ведет к расползанию социокультурной ткани социума, к этике недеяния, пессимизма и сомнения.

6.Однако недоверие не следует оценивать сугубо отрицательным образом. В рыночной экономике отношения «доверие-недоверие» приобретают институализированный характер — государство, общественные организации, акционеры, вкладчики и т. д. через те или иные механизмы контроля, получения дополнительной информации могут выражать отрицательное, критическое отношение к определенным компаниям, банкам, корпорациям. Последние также открыто выражают свое недоверие, поскольку ими сформированы механизмы контроля за кредитными историями клиентов, действиями правительственных чиновников (через прессу или оппозиционные общественные организации). Парадоксально, но взаимное недоверие участников рыночных экономических отношений порождает в социуме атмосферу доверия.

7. Уровень доверия в обществе в целом и по отношению к предпринимательству как социокультурному институту во многом зависит от уровня социальной ответственности бизнеса в целом и отдельных его представителей. Мера доверия/недоверия к предпринимателям исторически менялась, что коррелировалось и тем, насколько ответственно или безответственно перед обществом и своими работниками вели себя бизнесмены.

Общество, основанное на абсолютизации рыночных отношений, обречено на распространение недоверия в социуме, что исключает стабилизацию экономических отношений.

8. В эпоху социальных и культурных потрясений, кризисов и крупномасштабных социокультурных катастроф проблема доверия становится наиболее актуальной, ибо разрушение старых социокультурных и экономических отношений и институтов и возникновение новых напрямую связано с делегитимизацией и легитимизацией их в сознании людей. Данная ситуация регулируется целым рядом факторов, среди которых одним из важнейших является социокультурная память. Социокультурная память является наиболее глубоким сущностным феноменом культурного сознания, от которого во многом зависит само поведение и доверительное или недоверительное отношение людей к происходящим изменениям.

Весьма важным фактором, определяющим доверительные отношения между людьми в экономической сфере, является характер и взаимоотношения, складывающиеся в той или иной этнокультурной общности. В современном мире эта проблема осложняется наличием глобальных миграционных потоков, которые могут дестабилизировать социум.

9. В период кризиса складывается особая духовная атмосфера, которая рассматривает доверие как иллюзию и субъективные заблуждения. Кризисная динамика доверия в обществе и экономике представляет собой деградацию доверительных отношений, т. е. процесс, связанный с понижением уровня сложности, структурированности, системной иерархии. Целостность и сбалансированность этой системы «размывается», а маргинальные формы культуры доверия начинают доминировать в процессах социокультурной регуляции. Образуются негативные солидарности, т. е. солидарности социальных акторов, которые, хотя и имеют противоположные интересы, но вынуждены солидаризироваться друг с другом для сохранения определенных социальных структур. Такого рода солидарности формируются в сфере «теневого» бизнеса и «теневой» экономики. Данные негативные солидарности, основанные, как и всякие социальные группы, на доверии и недоверии друг к другу и к окружающим, могут быть (в зависимости от длительности периода социального распада) краткосрочными или долговременными, в последнем случае они приобретают коллективные и институализированные формы.. Показателем высокого уровня «безверия» и недоверия в обществе является феномен острого социального беспокойстванапряженного состояния, невозможности прогнозировать свои действия, разрешить противоречивую социокультурную ситуацию, исходя из чувства доверия к другим социальным субъектам.

Научно-практическая значимость работы. Теоретическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации идеи и выводы могут способствовать дальнейшему исследованию проблем, связанных с формированием доверия в современном обществе и в целом — развитию экономической культуры.

Практическое значение диссертации состоит в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы при чтении соответствующих разделов ряда учебных дисциплин: культурологии, социальной философии, социологии, психологии. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе специалистов финансовой и банковской сферы.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на V Российском философском конгрессе, отражены в 3-х статьях, тезисах, брошюре и монографии общим объемом 6,3 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Доверие как концепт культуры является сложным и многомерным духовно-практическим образованием, которое возникает и существует на уровне чувства, образа, символа, установки по отношению к различным явлениям социокультурной действительности, а также в качестве интеллектуального феномена, понятия, зафиксированного в различных науках, таких, как психология, этика, социология, культурология и т. д. Оно существует как на личностном уровне в качестве особой психологической характеристики индивида, так и на социальном, отражающем специфику отношений между людьми и социальными группами в данных конкретно-исторических условиях. Недаром говорят о таком социальном явлении, как атмосфера доверия в социуме, которая влияет как на поведение отдельного человека, так и на развитие общества в целом.

Доверие появляется на начальных этапах возникновения человеческого сообщества, является важнейшей характеристикой первых социокультурных общностей. Будучи фактом социокультурной интеграции, генезис доверия связан с перманентным существованием внешних угроз как природного, так и социального свойства. Оно является основой для совместной деятельности, создания коллективной безопасности, возможности сохранения самой жизни членов первобытного сообщества. С этой точки зрения недоверие и вера оказываются феноменами проявления самого доверия как базовой категории. Поэтому можно говорить о дорациональных истоках категории доверия и связанных с нею таких понятий, как недоверие, вера, неверие, обман.

Социокультурные механизмы доверия и недоверия в обществе позволяют построить человеческую деятельность наиболее рациональным образом, избегнуть излишних рисков, сформировать нравственное ядро, обеспечивающее основу коллективных действий и взаимодействий. В истории мировой культуры доверие является универсальной категорией, своего рода константой культуры, проявляющейся в различных формах. Для доиндустриальных обществ проблема доверия была опосредована в социальных отношениях на племенном, сословном или ином уровне приписыванием сакрального статуса тем или иным поступкам. В эпоху Нового времени в связи со становлением рыночной экономики и необходимости существования доверительных отношений между субъектами рыночных отношений доверие теряет свою сакральную основу и приобретает чисто экономические и хозяйственные характеристики. Любая сделка, какой бы подробный ни был заключен контракт между хозяйствующими субъектами, всегда предполагает элемент доверия, ибо даже при помощи разветвленных юридических механизмов невозможно проследить за совершением каждой из совершаемых хозяйственных сделок.

Доверие существует в виде веры, т. е. на иррациональном уровне, но, с другой стороны, и как одна из форм рационального отношения к будущей возможности достижения тех или иных целей. Таким образом, оно явно является объектом междисциплинарного исследования. Его можно рассматривать и как условие существования социокультурной общности людей, и определять в качестве профессионально компетентного поведения, и в качестве состояния духовной атмосферы общества, и как катализатор процессов принятия решения. Оно может быть зафиксировано в качестве основы высокой конкурентной способности, ибо в рыночной экономике оно становится структурным элементом, дающем возможность снизить экономические издержки, повлиять на общую эффективность производства, товарообмена и т. д. В сфере экономики существует доверие как на индивидуальном, так и на институциональном уровнях, и степень его распространенности и «укорененности» в экономической культуре является важным индикатором развитости современных обществ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Очерки экономической’антропологии Текст. / В. С. Автономов, Е. Н. Калмычкова. — М., 1999.
  2. Актуальные проблемы экономической теории: сб. науч. тр. Текст. / Рос. новый ун-т — под ред. Клейнера Г. Б. М., 2006.
  3. Антология исследований культуры. Т.1 Текст. СПб., 1997.
  4. , В.Г. Кризисные этносы Текст. / В. Г. Бабаков. М., 1993.
  5. , С.Ю. Неформальная экономика и система ценностей россиян Текст. / С. Ю. Барсукова // Социологические исследования. 2001. -№ 1.
  6. , Ж. Проклятая доля Текст. /Ж.Батай. М., 2002.
  7. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну Текст. /У.Бек. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  8. , Н. Душа России Текст. / Н.Бердяев. М., 1915.
  9. , Ф. Вчера неудачник — сегодня преуспевающий коммерсант электронный ресурс. / Ф. Беттджер littp://www.i-u.ru/biblio / archive/bettdj ervcher a /02. aspx
  10. , Г. Коллективное поведение Текст. / Г. Блумер //Американская социологическая мысль: Тексты/Под ред. В. И. Добренькова. -М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.
  11. , Е.В. Структура доверия в отношениях «клиент — банк» Текст. / Е. В. Богданова //Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. — Т.8. — № 1.
  12. , Ж. Система вещей Текст. / Ж.Бодрийяр. М., 2001.
  13. , Ф. Материальная цивилизация и капитализм. Т.2. Игры обмена Текст. / Ф.Бродель. М.: Изд-во «Весь мир», 2006.
  14. , А.П. Доверие инвесторов и оптимальное управление государственным долгом Текст. / А.П.Вавилов// Экон. наука совр. России. -2002. -№ 1.
  15. , И. Экология и издержки производства при капитализме Текст. / И. Валлерстайн // Конец знакомого мира / Валлерстайн И. -М., 2003.
  16. , Ю. «Дорогой человек» эпохи НТР Текст. /Ю. Василъчук // Мировая экономика и международные отношения. 1991. — № 11.
  17. , Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке Текст. /Ю.А. Васильчук // Общественные науки и современность. 2001. — № 1.
  18. , М. Протестантская этика и дух капитализма Текст. / М. Вебер // Избранные произведения / М.Вебер. М.: Прогресс, 1990.
  19. , М. Раскрепощенный менеджер Текст. / М. Вудкок, Д.Фрэнсис. -М.: Дело, 1991.
  20. , А. Г. Поведение человека в сфере экономики (социально-психологический аспект) Текст. /А.Г. Гаджиев // Общество и экономика. 1997. — № 7−8.
  21. Государство и частное предпринимательство в условиях «догоняющего развития» (Круглый стол) Текст. // Общественные науки и современность. 1999. -№ 1.
  22. , Г. Социальные сети: обмен частными трансферами Текст. / Г. Градосельская //Социологический журнал. 1999. -№ ½.
  23. , Л.Н. Этносфера: История людей и история природы Текст. / Л. Н. Гумилев. М.: Экопрос, 1993.
  24. , JI.H. Конец и вновь начало электронный ресурс. /Л.Н.Гумилев // http://www.kulichki.com/~gumilev/EAB/eab08.htm
  25. , А .Я. Категории средневековой культуры Текст. /АЛ.Гуревич. М., 1972.
  26. , A.A. Этика Текст. / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М., 2006.
  27. , В.Е. Доверие фактор функционирования и развития современной рыночной экономики Текст. / В. Е. Дементьев // Рос. экон. журн. — 2004. — № 8.
  28. , Т. Культура недоверия электронный ресурс. llwww. chaskor. ru/p.php?id=5603
  29. , П. Посткапиталистическое общество Текст. / П. Друкер // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999.
  30. , П. Эффективное управление Текст. /П.Друкер. М., 1998.
  31. , В.М. Экономическое доверие в системе рынка финансовых услуг Текст. / В. М. Желтоносов, И. В. Рындина // Финансы и кредит. 2007. — № 34.
  32. , Ю.А. Проблемы теории и истории культуры- Жданов, Ю.А. Сущность культуры Текст. / Ю. А. Жданов, В. Е. Давидович. Отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д.: Наука, пресс, 2005.
  33. , И.Ю. Доверие в экономике Текст. / И.Ю.Жилина// Экон. и соц. проблемы России. 2008. — № 1.
  34. , А. Технологические подходы к ведению избирательной кампании электронный ресурс. / А. Жмыриков //http://www.i-u.ru/biblio/archive/jmirikovtechnologicalmethods/default.aspx
  35. , М.М. Просвещенный купец украшение старой веры Текст. /М.М. Жунин // Мир России. — 1998. — № 3.
  36. , Г. М. Феномен доверия и его социальные функции электронный ресурс. // www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/1 1/./
  37. , М. Нет доверия — нет успеха Текст. / М. Задорнов// Аналит. банк. журн. 2005. — № 1.
  38. , П.Х. Социально-экологическая мотивация предпринимательской деятельности Текст. / П. Х. Зайдфурим, Н. Ф. Газизуллин // Социс. 1992. — N 9.
  39. , H.H. Православный предприниматель в зеркале русской культуры Текст. /H.H. Зарубина // ОНС. 2001.- № 5.
  40. , H.H. Социокультурные основы хозяйства и предпринимательства Текст. /H.H. Зарубина. М.: Магистр, 1998.
  41. Зомбарт, В. Буржуа Текст. /В.Зомбарт. М.: Наука, 1994.
  42. , B.JI. За десять лет. К концепции постэкономического общества Текст. / В. Л. Иноземцев. М., 1998.
  43. , Б. Деловая стратегия Текст. / Б.Карлоф. М.: Экономика, 1991.
  44. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Текст. / М. Кастельс: Пер. с англ. Под науч. ред. О. М. Шкаратана. -М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  45. , К. О русском национальном характере Текст. / К.Касьянова. М.: Институт национальной модели экономики, 1994.
  46. , С.Г. Экономические институты России: материально-технологические предпосылки развития Текст. / С. Г. Кирдина // Общественные науки и современность. 1999. — № 6.
  47. , С.Г. Институциональные матрицы и развитие России Текст. / С. Г. Кирдина. М.: ТЕИС, 2000.
  48. , Г. Современная экономика России как «экономика физических лиц» Текст. / Г. Клейнер //Вопросы экономики. 1996. — N 4.
  49. , Я. Честность и доверие в переходной экономике Текст. / Я. Корнаи // Вопр. экономики. 2003. — № 9.
  50. , В.К. Предпринимательство как культурно-историческое явление Текст. / В. К. Королев. Ростов-на-Дону, 1996.
  51. , В.К. Экономика как феномен культуры Текст. /В.К.Королев. Ростов-на-Дону, 1999.
  52. , В.К. Экономика и культура Текст. / В. К. Королев. -Ростов-на-Дону, 2006.
  53. , A.JI. Конфигурации культурного роста Текст. / A.JI. Крёбер // Избранное: Природа культуры. М.: РОССПЭН, 2004.
  54. , О.Е. Иллюзии рациональности: влияние коллективных представлений на инвестиционное поведение вкладчиков финансовых пирамид Текст. / О. Е. Кузина // Вопросы социологии. 1998. — N 8.
  55. , О.Е. Формирование доверия в массовом инвестиционном поведении Текст. / О. Е. Кузина // Социологический журнал. 1999. — № ½.
  56. , О.Е. Формирование доверия в массовом инвестиционном поведении электронный ресурс. ] / О. Е. Кузина // http://www.i-u.ru/biblio/archive/kuzinadovrryforming/default. aspx
  57. , В.Н. Социология глобального компромисса электронный ресурс. /В.Н.Кузнецов //http://www.i-u.ru/biblio/archive/kusnecovsoc/default.aspx
  58. Культурология Текст.: / Под науч. рук. проф. Г. В. Драча. Изд. 8-е. Ростов-на-Д: Феникс, 2005.
  59. , А.Б. Психология доверия и недоверия Текст. / А. Б. Купрейченко. М.: Ин-т психологии РАН, 2008.
  60. , А. По обе стороны «линии доверия» Текст. /А. Лактионов //Фукуяма Ф. Доверие. — М., 2008.
  61. , Ю.Н. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы Текст. / Ю. Н. Лапыгин, Я. Л. Эйдельман.- М.: Наука, 1996.
  62. , Ю. От мнений к пониманию Текст. / Ю.Левада. М.: Моск. школа политических исследований, 2000.
  63. , P.M. Формирование доверия: доклад на ежегодном собрании Американской ассоциации политических наук, Сан-Франциско, 1сентября 2001 г. Текст] / Ричард М. Локке — [пер. с англ. А. Скрипко]. М.: ГУ ВШЭ, 2005.
  64. , Ю.М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры Текст. / Ю. М. Лотман // Тезисы докладов 4-ой Летней школы по вторичным моделирующим системам, 17−24 авг. 1970 г. Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1970.
  65. , Ю.М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры Текст. / Ю. М. Лотман // Семиосфера. СПб., 2001.
  66. , Ю.М. Культура и взрыв Текст. / Ю. М. Лотман. М.: Гнозис, 1992.
  67. , В.Н. Модель культуры доверия П.Штомпка: профили рисков Текст. / В. Н. Лукин, Т.В.Мусиенко//Сгес1о new. Теоретический журнал. 2008. — № 2.
  68. , Р. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию Текст. / Р.Льюис. М., 1999.
  69. , А.К. Концепция доверия в социально-экономической теории : автореф. дис.. д-ра экон. наук Текст. / А.К.Ляско- [Ин-т экономики Рос. акад.]. М., 2004.
  70. , А.К. Проблема доверия в социально-экономической теории Текст. / А.К. Ляско- РАН, Ин-т экономики. М., 2004.
  71. , М.Г. Социальное доверие в российском обществе: социологический анализ Текст. /М.Г.Магомедов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. Ростов-на-Дону, 2009.
  72. , М.Г. Формирование доверительных отношений в российском обществе Текст. / М. Г. Магомедов // Социально-гуманитарные знания. 2008. — № 8.
  73. , М.Г. Специфика доверительных отношений в постсоветском обществе (1990-е 2000-е годы) Текст. / М. Г. Магомедов, А.В.Попов// Социально-гуманитарные знания. — 2008. — № 12.
  74. , М.Г. Институциональная специфика социального доверия в российском обществе Текст. / М. Г. Магомедов. Ростов н/Д.: Наука-Пресс, 2005.
  75. , М.Г. Социальное доверие как результат рационального выбора Текст. / М.Г.Магомедов// Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук. 2006.
  76. , В. Российские трудовые ценности в сравнительной перспективе Текст. / В. Магун // Социологические чтения. Вып. 2 / Отв. ред. E.H. Данилова. М.: ИС РАН, 1997.
  77. , Е.З. Этика труда и отечественная культура Текст. /Е.З.Майминас //Вопросы философии. 1992. — N 1.
  78. , Б. Преступление и обычай в обществе дикарей Текст. / Малиновский Б. // Избранное: Динамика культуры. М.: РОССПЭН, 2004.
  79. , Э.С. Теория культуры и современная наука Текст./ Э. С. Маркарян. М., 1983.
  80. , Б. Парадокс доверия электронный ресурс.// www. russ. ги/. ./Nedoverie-k-lideram-i-doverie-k-institutam
  81. , Б. Фактор доверия при проведении экономических реформ Текст. /Б.Мильнер // Вопр. экономики. 1998. — № 4.
  82. , В.Н. Доверие на потребительском рынке Текст. / В. Н. Минина //Социология потребления. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001.
  83. , Д. В жерновах истории Текст. / Д. Митяев // Свободная мысль. 1998. — № 2.
  84. , Н. Бизнес по-русски, бизнес по-американски Текст. / Н. Московцев, С.Шевченко. СПб., 2003.
  85. , T.B. Доверие в современном обществе: подходы к анализу Текст. / Т. В. Мышляева //Вестник Нижегородского университета им.
  86. H.И.Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2006. — Вып. 1.
  87. , Н.Ф. Социальная политика в условиях запаздывающей модернизации Текст. / Н. Ф. Наумова // Социологический журнал. 1994. — № 1.
  88. , И. Доверие как экономическая категория Текст. / И. Николаев, С. Ефимов, Е. Марушкина // Общество и экономика. 2006. — № 1.
  89. , А.М. Предприятия и семьи в России: социокультурный симбиоз Текст. / Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Дело, 1998.
  90. Новеллино Текст. М., 1984.
  91. , Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики Текст. /Д.Норт. М., 1997.
  92. , Г. Исламская этика бизнеса Текст. / Г. Нуруллина. -М., 2004.
  93. , A.A. Социология катастрофы: какую Россию мы носим в себе? Текст. / А. А. Овсянников // Мир России. 2000. — № 1.
  94. , А.П. Постмодернистский образ человека и педагогикаТекст. / А. П. Огурцов //Человек. 2001. — № 3−4.
  95. , Э.А. Социальная и культурная антропология Текст. /Э.А.Орлова. М., 1997.
  96. Ортега-и-Гассет, X. Текст. / Х. Ортега-и-Гассет // Избранные труды: Пер. с исп. /Сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича. М.: Изд-во «Весь Мир», 1997.
  97. , Т. Система современных обществ Текст. /Т.Парсонс. -М.: Аспект-Пресс, 1998.
  98. , Т. В поисках эффективного управления Текст. /Т.Питерс, Р. Уотерман. М., 1986.
  99. , К. Великая трансформация Текст. / К.Поланьи. СПб., 2002.
  100. , К.Р. Открытое общество и его враги Текст. / К. Р. Поппер. Т. 1−2. М., 1992.
  101. , В.В. Возвращение толпы: анализ поведения вкладчиков «финансовых пирамид» Текст. / В. В. Радаев // Вопросы социологии. 1998. -N8.
  102. Рих, А. Хозяйственная этика Текст. /А.Рих. М., 1996.
  103. , В.М. Экономика с культурологической точки зрения Текст. /В.М.Розин //Общественные науки и современность. 2002. — № 6.
  104. , Дж. Теория справедливости Текст. / Дж. Ролз. -Новосибирск: изд-во НГУ, 1995.
  105. , Р.В. Между социализмом и рынком. Судьба экономической культуры в России Текст. / Р. В. Рывкина. М.: Наука, 1994.
  106. , Р.В. Социология российских реформ Текст. / Р. В. Рывкина. М., 2004.
  107. , К.И. Восхождение к успеху (воспитание в Японии: история и современность) Текст. /К.И.Салимова. М., 1993.
  108. , А. Проблема доверия Текст. / А.Селигмен. М.: Идея-Пресс, 2002.
  109. , Т.П. Психология доверия Текст. /Т.П.Скрипкина. -М.: Изд-во «Академия», 2000.
  110. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х Текст. / Под ред. Ю. Левады. М.: ВЦИОМ, 1993.
  111. , М. Деньги: крушение политики Текст. / М.Сориа. СПб.: «Наука», 2001.
  112. , П. Проблема социального равенства Текст. / П. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред. А. Ю. Согомонова. М.: ИПЛ, 1992.
  113. , Ю.С. Константы: Словарь русской культурьг Текст. / Ю. С. Степанов. М.: Академический Проект, 2001.
  114. , В.Ю. Доверие как феномен социально-экономической реальности Текст. /В.Ю.Столяр: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Тверь, 2008.
  115. , В.Ю. Социально-экономические ситуации доверия Текст. / В. Ю. Столяр // Проблемы развития гуманитарно-экономических и естественных наук. Тезисы межвузовской научной конференции. 20 марта 2008 г. Тверь: Тверской филиал МГЭИ, 2008.
  116. , В.Ю. Социально-экономический дискурс о доверии Текст. / В. Ю. Столяр, Е. А. Евстифеева // Вестник Тверского государственного технического университета. Тверь: ТГТУ, 2007. Вып. 12.
  117. Стратегия развития Сбербанка России на период до 2014 года. Текст. М., 2008.
  118. , А. Государство в системе отношений доверия в экономике Текст. / А. Татаркин, В. Сухих, С. Важенин //Общество и экономика. 2006. — № 10.
  119. Уайт, Л. Эволюция культуры. Развитие цивилизации до падения Рима Текст. / Л. Уайт // Избранное: Эволюция культуры. М.: РОССПЭН, 2004.
  120. , Г. И. Буржуй Текст. / Г. И. Успенский // Собрание сочинений в девяти томах. Том 6. Издание осуществляется под общей редакцией В. П. Друзина. Текст и комментарии подготовлены К. Д. Муратовой. М.: ГИХЛ, 1956.
  121. , Г. Моя жизнь, мои достижения Текст. / Г. Форт. М., 1989.
  122. , В. Избранные произведения Текст. /В.Франклин. -М, 1956.
  123. , Р. Деловая этика и философский прагматизм Текст. / Р. Фредерик, Э. Петри //Вопросы философии. 1996. — N 3.
  124. , Н.В. Концепция доверия в исследованиях П. Штомпки Текст. / Н. В. Фреик // Социологические исследования. 2006. № 11.
  125. , Э. Иметь или бытьТекст. / Э.Фромм. Перевод Н. Войскунской, И. Каменкович, Е. Комаровой, Е. Рудневой, В. Сидоровой, Е. Фединой и М.Хорькова. М.: Аст, 2000.
  126. , М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы Текст. /М.Фуко. М.: Изд-во «Ad Marginem», 1999.
  127. Фуко М,. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук Текст. /М.Фуко. -М., 1977.
  128. , Ф. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния Текст. / Ф. Фукуяма //Новая индустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999.
  129. , Ф. Конец истории? Текст. / Ф. Фукуяма// Вопросы философии. 1990. — № 3.
  130. , Ф. Социальный капитал Текст. / Ф. Фукуяма // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. М.: Моск. школа политических исследований, 2002.
  131. , Ф. Великий разрыв Текст. /Ф.Фукуяма. М., 2003.
  132. , Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию Текст. / Ф.Фукуяма. М.: ACT-ACT МОСКВА, 2008.
  133. , Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма Текст. / Ф. А. Хайек. М.: Новости, 1992.
  134. , Ф.А. Конкуренция, труд и правовой порядок свободных людей Текст. /Ф.А.Хайек.- СПб.: Изд-во «ПНЕВМА», 2009.
  135. , С. Столкновение цивилизаций? Текст. / С. Хантингтон // ПОЛИС. 1994. — № 1.
  136. , С. Столкновение цивилизаций Текст. / С.Хантингтон. М.: Издательство ACT, 2003.
  137. , Дж. Управление качеством в американских корпорациях Текст. / Дж. Харрингтон. М.: Экономика, 1990.
  138. , Х.П. Доверие как экономическая категория Текст. / Х. П. Харчилава // Вестн. Калмыцкого ун-та. 2007. — № 4.
  139. , Й. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах Текст. / Й.Хейзинга. М., 1988.
  140. , В. Странная цивилизация Текст. /В.Цаплин. М.: Астрель: ACT, 2006.
  141. , Р. И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России Текст. /Р.И.Цвылев. М.: Наука, 1996.
  142. , А.Ю. Аспекты понимания финансового кризиса Текст. /А.Ю. Цофнас //Вопросы философии. 2009. — № 11.
  143. , В. А. Утопия и культура Текст. / В. А. Чаликова. М., 1992.
  144. , М.А. Социология свободы: трансформирующееся обществоТекст. / М. А. Шабанова. М.: МОНФ, 2000.
  145. , А. Культура и этика Текст. / А. Швейцер //Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993.
  146. , Н. О здравом смысле и морали в экономике Текст. / Н.Шмелев. М., 1996.
  147. , П. Социология социальных изменений Текст. / П.Штомпка. М.: Аспект Пресс, 1996.
  148. Штомпка, П. Социальное изменение как травма Текст. / П. Штомпка //Социс. 2001. — № 1.
  149. , П. Социология. Анализ общества Текст. П.Штомпка.- М., 2005.
  150. , Й. Теория экономического развития Текст. / Й.Шумпетер. М., 1982.
  151. Шюц, А. Чужак Текст. / А. Шюц // Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 2004.
  152. , К. Эффективная экономика. Шведская модель Текст. /К. Эклунд. -М.: Экономика, 1991.
  153. Экономика и социология доверия Текст. / Ю. В. Веселов, Е. В. Капусткина, В. Н. Минина и др.- под ред. Ю. В. Веселова. СПб.: Социол. об-во им. М. М. Ковалевского, 2004.
  154. , А.Г. Социальные взаимодействия: формы, типы и принципы регуляции Текст. / А.Г.Эфендиев//Общая социология. М: ИНФРА-М, 2000.
  155. , JI. Благосостояние для всех Текст. /Л.Эрхард. М., 1991.
  156. Юм, Д. Исследование о принципах морали Текст. / Д. Юм//Соч. Т.2. М: Мысль, 1965.
  157. , В.В. Диффузия нормативных инноваций и доверие в трудовых коллективах Текст. /В.В.Юрьева: Автореферат диссертации. кандидата социологических наук: 22.00.03. Новочеркасск, 2007.
  158. , О.Н. Социология риска Текст. / О. Н. Яницкий. М.: LVS, 2003.
  159. Kornai J. Tisztesseg es bizalom a poszt-szocialista atmenct fenyebcn. -Bcszelo, 2003, vol. 8.
  160. Ostrom E. Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  161. Sorokin P. Man and society in calamity. Richmond: William Byrd Press, 1942.
  162. Sztompka P. Trust: a Sociological Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
Заполнить форму текущей работой