Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эстетическая организация архитектурной среды крупнейшего промышленного города (на примере Свердловска). Том 1

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ объясняется необходимостью осмысления архитектурной среды социалистического города в качестве объекта эстетического освоения, что вызвано общественно санкционированной задачей — целенаправленной эстетизацией всей жизненной среды. Не случайно на ХХУ1 съезде КПСС было подчеркнуто, что все окружающее нас должно нести на себе печать красоты и хорошего вкуса… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • I. ГЛ. АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА ГОРОДА КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
    • 1. 1. Понятие архитектурно-эстетической системы города, ее проявления и структурная модель
    • 1. 2. Специфика эстетического формирования архитектурной среды крупнейших промышленных городов и ее конкретное воплощение в Свердловске
  • Выводы по I главе
  • П ГЛ. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА СВЕРДЛОВСКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
  • ПЛ. Сочетание промышленной архитектуры и селитебной застройки в Свердловске
  • П. 2. Отличительные черты центра Свердловска. — б
  • П.З. Историческое едро Свердловска
  • П. 4. Взаимосвязь архитектурной среды Свердловска и природного ландшафта
  • Выводы по П главе
  • Ш ГЛ. ПУТИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ КРУПНЕЙШЕГО ПРОМЫШЛЕШОГО ГОРОДА
  • Ш. 1. Восприятие архитектурной среды Свердловска и ее эстетическая оценка
  • Ш. 2. Эстетическая организация как путь к оптимизации архитектурной среды крупнейшего промышленного города
  • Выводы по Ш главе

Эстетическая организация архитектурной среды крупнейшего промышленного города (на примере Свердловска). Том 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ объясняется необходимостью осмысления архитектурной среды социалистического города в качестве объекта эстетического освоения, что вызвано общественно санкционированной задачей — целенаправленной эстетизацией всей жизненной среды. Не случайно на ХХУ1 съезде КПСС было подчеркнуто, что все окружающее нас должно нести на себе печать красоты и хорошего вкуса, а градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии /2Л, с.62−63/. Это положение стало программным в работе УП съезда архитекторов /4.37/. Кроме того, на июньском Пленуме 1983 года ЦК КПСС были обрисованы идеологически важные задачи советского искусства /2.2,с.19−20,35,76/, вставшие и перед архитекторами в аспекте эстетического совершенствования архитектурной среды городов. Четкая установка на создание полноценной во всех отношениях среды обитания советского человека обусловлена его духовным и культурным ростом, который определяет эстетические требования к окружающей архитектурной среде: она должна быть красивой, целостной, гармоничной, образно-выразительной, индивидуальной.

Исторический в основном стихийный рост крупнейших промышленных городов, негативные стороны градостроительной практики предшествующего рационалистического подхода к архитектуре оставили в наследство нарушение целостности городской среды, безликую монотонность застройки, образную невыявленность города, снижение положительного эмоционального воздействия среды на человека и другие конфликтные эстетические ситуации. Осознание недостатков в формировании городской среды, неудовлетворенность современного человека качествами складывающегося архитектурного окружения вызвали не только острую и принципиальную критику, но и привели к поискам практических путей решения возникшей в социа i листическом градостроительстве проблемы эстетической оптимизации архитектурной среды крупнейших городов. Стало очевидным, что не только удобство и целесообразность, но еще и красота есть смысл гюнятия «архитектурная среда города» /3.76,с. 13/. На данном же этапе «мало еще, — отмечается в сборнике „Советская архитектура“ , — законченных градостроительных решений, которые полностью определили бы собою. эстетическую концепцию целого города» /3.87,с.8/.

В связи с этим ориентация эстетического освоения архитектурной среды на сознательно-художественное проектирование ее выразительных свойств через эстетическую организацию планировочно-пространственного строения всего города может расцениваться как реально-практический метод упорядочения, гармонизации и совершенствования городского организма, то есть достижения эстетически оптимальных условий труда, быта и отдыха людей /лист 2/.

СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ. Проблема эстетической оптимизации среды наиболее остро стоит в крупнейших промышленных городах. Их историческое стихийное развитие, продолжительное в прошлом случайное размещение промышленности, занимающей сегодня до 40% территории города, как правило, невысокий художественный уровень промышленной застройки, временная многослойность архитектуры зачастую при отсутствии общего композиционного замысла углубляли в них конфликтные эстетические ситуации среды.

Проблема эстетической оптимизации несмотря на ее общность в конкретных градостроительных условиях имеет свою интерпретацию" ''. Нельзя эстетически оценить архитектурную среду вообще вне конкретного города и его содержания.

Среди городов выбранного типа /Горький, Куйбышев, Пермь, Харьков, Челябинск и т. п./ особое место занимает Свердловск. В нем.

1.Эстетическое значение неотделимо от конкретного предметро-чувствительного способа выражения /3.62,с.48/.

Проблема оптимизации среды проявляется полно и характерно, так i как город единственный среди исторически сложившихся крупнейших промышленных городов с начала своего возникновения /1723 год/ образовался как город-завод и таковым по сути остается до наших дней. Это определило индивидуальную неповторимость формирования его среды, которая в результате в настоящее время имеет не только ряд общих конфликтных ситуаций, характерных для аналогичных городов, но и ряд специфических особенностей.

Существующие работы о Свердловске" '" полно раскрывают его историческое или функционально-градостроительное развитие, или же рассматривают выборочные явления формирования облика. Но они не содержат специального архитектурно-художественного анализа городской среды в целом и теоретического обобщения градостроительной практики Свердловска в эстетическом аспекте поставленной проблемы.

Многочисленные труды видных теоретиков и практиков советской и зарубежной архитектуры как социалистических^, так и капиталистио ческих° стран свидетельствуют о многогранности проблемы эстетической оптимизации среды и о качественно разных подходах к ее решению, Особо важны исследования эстетических аспектов градостроительства, опирающиеся на марксистско-ленинскую методологию эстетики: ахудожественное формирование срэцъг, бэстетическая ценность градостроительной композиции^, в-специфика архитектурно-художест—.

П гч венного образа0, гоблик города и средства его гармонизации', д.

1.Cm.: Алферов Н. С и др. — /3.3/- Пискунов Б. А., Букин В. П. /3.73/, Рябинин Б. С. -/3.01/ и др.

2.Груза И. /3.26/, Перени К. /3.72/, Тонев Л. /3.91/ и др.

3.Бранч М. /3.17/, Гидион 3. /3.99/, Гропиус В. /3.100/, Линч К. /3.57/, Дзеви Б. /3.104/ и др.

4.Бархин СТ. /3.10/, Иконников А. В. / 3.33/, Рябушин А. В. /3.82/ и др.

5.Божко 3D.Г. /5.1/, Кириллова Л. И. /3.43/, Коротковекий А. Э. /3.46/, Тальковский В. Г. /6.3/ и др.

6.Кострикин Н. Д. /5.4/, Минервин Г. Б. /4.39/, Рабинович В.И./3.80/.

7.Белоусов В.Н./3.69/, Лавров В. А. / 3.50/, Лоповок А.И./3.53 / и др.

Т 2 эстетическое восприятие среды, есвоеобразие города. 3.

Есть также исследования описательного характера и с привлечением ряда специальных наук: теории информации^, семиотики^,.

С. гу психологии, психофизиологии .

Кроме того, в последние годы осознание сложности архитектурной среды крупнейших городов вследствие взаимосвязи их пространственной организации, фукнциональной структуры и человеческой жизнедеятельности привело к использованию в теории градостроио тельства системного подхода /3.50,с.10/.Изыскания системного характера вскрывают суть проблемы во всех ее внутренних и внешних проявлениях, что позволяет проводить углубленный анализ конкретно-фактического градостроительного материала /4.67/.

Представленное многообразие направлений и подходов к изучению проблемы эстетической оптимизации среды свидетельствует об активных поисках ее решения: разносторонность же проблемы создает существенные трудности в ее исследовании.

Предлагаемая работа является попыткой внесения определенного вклада в исследование проблемы со стороны изучения эстетического формирования архитектурной среды крупнейшего промышленного города, а именно Свердловска.

ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ, /лист 3/: объект — архитектурная среда исторически сложившегося крупнейшего промышленного городапредмет — эстетическая организация среды города Свердловска и средства ее осуществления;

1.Беляева ЕЛ./3.12/, Заневский А.Н./6.1/. Короев Ю.И./3.45/, Середюк И.И./3.85/ и др., ,.

2.Ранинский Ю.В./4.46/, Светличный Г. Е./3.84/, Яралов Ю.С./3.97/.

3.Баранов Н.В./3.8/, Е-орисовский Г. Б./3.14/, Посохин М.В./3.75/ и др.

4.Азгальдов Г. Г./ЗЛ/дЕвреинов Ю.Н./4.23/, Лаврик Г. И./5.5/, Страутманис И. А/3.89/ и др. б. Лехари К.Э./б.2/дЛотман Ю. М/3.59/.Маркузон В.Ф./З.б/.

6.Соколов С.Н./3.49/, Ткачиков И.Н./4.53/ и др.

7.Грегори Р.Л./3.25/, Зинченко В.П./3.31/ и др.

8.См.:Гутнов А.Э./3.86/, Иодо И.А./3.37/, Тихонов В.С./6.4/, Фомин Г. Н./3.39/ и др. границы — характер проблемы диссертации обусловливает изучение архитектурной среды города в рамках эстетического аспекта ее формирования. Своеобразие и одновременно типичность архитектурной среды Свердловска позволяет ограничившись его изучением наиболее полно раскрыть поставленную проблемуметодология и методика — обращенность исследования к эстетической природе архитектуры обусловила широкое применение основных законов и принципов диалектико-материалиетической философии, марксистско-ленинской эстетики и социологии. В частности, в диссертации эстетическое рассматривается как проявление объективно-субъективных отношений в преобразовании городской среды и как диалектическая взаимосвязь ее содержания и формы: «Форма существенна. Сущность формирования» /1.6,с.129/.

Вместе с тем, широко используются специальные методы, применяемые в советской градостроительной и архитектурной науке: исторический, архитектурно-художественный и графо-аналитический анализы, натурные обследования, анкетирование, синтез.

Наряду с этим в диссертации применены теоретические установки метода системного исследования, а также ряда гуманитарных наук.

Исходя из сложной природы объекта исследования и опираясь на выбранные методы, архитектурная среда крупнейшего промышленного города рассматривается как эстетическая система, раскрывающая соответствие художественной формы среды ее содержанию. Сопоставление архитектурно-эстетической системы с конкретной городской средой Свердловска позволяет судить об уровне ее оптимизации как результате 'объективно-субъективной эстетической деятельностицель — выявить основные принципы эстетической организации городской среды, определить пути решения проблемы эстетической оптимизации крупнейшего города и практические возможности их осуществления в конкретных условиях архитектурной среды Свердловска;

1 задачи — I/ теор^тич^ские: а — определить понятие архитектурно-1 эстетической системы городской среды, составить ее структурную модель для выяснения связей составляющих среду компонентов и для создания теоретического основания под проведение эстетического анализа среды Свердловска, б — выяснить основные эстетические аспекты архитектурной среды крупнейшего промышленного города, впроанализировать особенности эстетического формирования архитектурной среды Свердловска, г — проследить воплощение эстетических концепций формирования архитектурной среды Свердловска в различные исторические периоды, д — выявить конкретно-индивидуальные конфликтные эстетические ситуации современного СвердловскаП/ практические^ а — дать эстетическую оценку среды Свердловска, б — выявить проблемно-практические задачи настоящего периода для осуществления эстетической организации городской среды Свердловска, в — определить пути оптимизации его архитектурной среды.

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Принципиально новый подход к изучению архитектурной среды крупнейшего города заключается в попытке представить ее в качестве эстетической системы и применить это в исследовании пространственной среды Свердловска. Ярко выраженный тип исторически сложившегося крупнейшего промышленного города, он до сих пор не анализировался со стороны эстетического аспекта формирования его сложного организма.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что благодаря эстетическому анализу крупнейшего промышленного города Свердловска выясняются конфликтные ситуации развития и формирования архитектурной среды как его конкретно-индивидуальные, так и характерные для аналогичных городов. В результате обосновывается необходимость целенаправленной деятельности по эстетической организации среды крупнейшего городавыявляется новый объект архитектурно-градостроительной теории и практики — эстетическая система среды как «матрица» осуществления эстетической организацииразрабатывается идеальная модель ее структурыпрослеживается ее конкретное наполнение в реальной градостроительной ситуации Свердловска. Это позволяет дать эстетическую оценку его среды, наметить перспективно-практические задачи эстетизации, а также сформулировать ряд конкретных рекомендаций по эстетической организации городской среды Свердловска и в виде программы оптимизации среды для аналогичных городов. Обобщение результатов раскрывает общие принципы эстетической организации архитектурной среды.

ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, /лист 4/. Построение исследования строится согласно общей структуре познавательного процесса, изложенного Ф. Энгельсом /1.5/: от абстрактного общего к частному и от частного назад к обогащенному фактами общему.

В соответствии с этим во ВВЕДЕНИИ обосновываются исходные положения исследования, в I ГЛАВЕ содержится теоретический анализ архитектурной среды как системы и подводится конкретно-историческая база для изучения среды Свердловска, во П ГЛАВЕ на основе теоретических посылок исследуется современная архитектурная среда Свердловска, в Ш ГЛАВЕ обобщаются теоретические и практические результаты исследования, в ЗАКЛЮЧЕНИИ делаются выводы и даются рекомендации.

Библиография содержит 193 литературных источника.

Иллюстративный материал представлен на 32 листах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой