Фортепианная музыка Монголии второй половины XX века: композитор, инструмент, жанр
Огромное воздействие на процесс становления монгольской музыкальной культуры оказали исторические связи Монголии и России, в наибольшей степени — Советского Союза. С начала XX века, то есть со времени Народной революции 1921 года и обретения Монголией национальной самостоятельности, развитие монгольского музыкального искусства получило новое направление. Наступило время формирования очагов новой… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА МОНГОЛИИ НА ПУТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ КУЛЬТУР ВОСТОКА И ЗАПАДА 1.1 Своеобразие фортепианной культуры Монголии как «пограничной» между Востоком и Западом
- 1. 2. История формирования монгольской фортепианной школы
1.3. Своеобразие языка монгольской народной музыки и ее влияние на профессиональную фортепианную музыку а. Основные жанры монгольской вокальной музыки, монгольские народные инструменты. б. Особенности образного мира монгольской музыки и влияние фольклорных источников на профессиональную монгольскую музыку. в. Лады монгольской музыки и их систематизация. г. Образы движения в монгольской фортепианной музыке.
Глава 2. ФОРМЫ И ЖАНРЫ В МОНГОЛЬСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ 1950−2007 ГГ.: КРУПНАЯ ФОРМА.
2.1. Концерты.
2.2. Вариации.
Глава 3. ФОРМА МИНИАТЮРЫ В МОНГОЛЬСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ.
3.1. Прелюдии.
3.2. Обработки народных песен.
3.3. Пьесы для детей.
Список литературы
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — Л.: Музыка, 1971. — 376 с.
- Асафьев Б. В. Путеводитель по концертам. М., 1978. — 200 с.
- Барток. Б. О влиянии крестьянской музыки на музыку нашего времени // Бела Барток. Сб. статей. М.: Музыка, 1977. — С. 245−249.
- Барток Б. Избранные письма. М.: Советский Композитор, 1988. — 285 с.
- Бахман В. Среднеазиатские источники о родине смычковых инструментов // Музыка народов Азии и Африки. Вып 2. М.: Советский композитор, 1973. -С. 349−373.
- Башарова И. Р. Смысловая организация музыкального текста инструментальных сочинений для детей Софии Губайдулиной: Автореф. дисс. канд. иск. Магнитогорск, 2008. — 27с.
- Берлинский П. Монгольский певец и Музыкант Ульдзуй-Лубсан-Хурчи. -М.: Музгиз, 1933.- 128с.
- Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Издание 2-е, дополненное. Л.: Музыка, 1985.-238 с.
- Бершадская Т. С. Статьи разных лет. СПб.: «Союз Художников», 2004.
- Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы: Исследование. -М.: Музыка, 1978. 332 с.
- Брагинская Н. А. Неоклассические концерты Стравинского. Учебное пособие. Издание 2-е. СПб., 2008. — 97 с.
- Вагина Л. Я. О работе над фортепианными прелюдиями Д. Шостаковича ор. 34. Л., 1986.-33 с.
- Вазари Али-Наги. Нотная запись: средство сохранения или разрушения музыки, по традиции не записываемой // Музыка народов Азии и Африки. Вып. II. М.: Советский композитор, 1973. — С. 417−420.
- Н.Виноградов В. Б. В. Асафьев о музыке востока // Музыка народов Азии и Африки. Вып. V. М.: Советский композитор, 1987. — С. 8−14.
- Взаимодействия культур Востока и Запада: Сб. статей. — М.: Наука, 1987. 198 с.
- Взаимодействия культур Востока и Запада: Сб. статей. Вып. 2. -М.: Наука, 1991.-219с.
- Взаимообогащение музыкальных культур народов Средней Азии и Казахстана. Мат. межреспубл. научно-теоретической конференции. 10−14 ноября 1975 года. Ташкент: Изд-во лит. и искусства им. Гафура Гуляма. 1977. 208 с.
- Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. Л.: Советский композитор, 1982. — 295с.
- Гарипова Н. Р. Башкирская фортепианная музыка. (К проблеме воплощения национального): Автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. иск. Магнитогорск, 2000. — 20 с.
- Гиршман Я. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. М.: Советский композитор, 1960. — 179 с.
- Григорьева Г. В. Музыкальные формы XX века. М.: Владос, 2004. — 176 с.
- Григорьева Т. П. Дао и Логос: Встреча культур. М.: Наука, 1992. — 422 с.
- Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. М.: Музыка, 1965. — 484 с.
- Гумилев Л. Поиски вымышленного царства. М.: Эксмо, 2008. — С. 6 041 018.
- Досаева А. Ж. Становление и развитие казахской фортепианной музыки: Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. иск. — Ташкент, 1989. — 24 с.
- Досаева А. Казахская фортепианная музыка. Алма-Ата, 1991. — 200 с.
- Друскин М. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. Исследование. Изд. 2-е, доп. Л.: Советский композитор, 1979. — 232 с.
- Джумакова У. Р. Творчество композиторов Казахстана 1920−1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности: Дисс. на4 соиск. ученой степени докт. иск. -М., 2003.-218 с.
- Евразийство: «Исход к востоку». Идеи и реальность евразийства // Материалы Валихановских чтений. Исторические корни и перспективы евразийства как социокультурного и социополитического феномена. — Астана-Алматы, 1999. С. 35−41.
- Жубанова Г. Народные первоисточники в моем творчестве // Музыка народов Азии и Африки. Вып. V. — М.: Советский композитор, 1987. С. 40−52.
- Завадская Е. В. Восток на Западе. — М.: Наука, 1970. — 127 с.
- Земцовский И. И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. Л.-М.: Советский Композитор, 1978. 174 с.
- Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра Шопена. М., 1995. — 150с.
- Иванова Л. П. Диалектика «народного» и «национального» в музыке фольклорного направления.http://www.astrasong.ru/index.php/science/articles/P60/
- Измайлова Л. Аура Востока // Музыкальная Академия. — 2009. — № 4. С. 63−71.
- История отечественной музыки второй половины XX века. СПб.: Композитор, 2005. — 656 с.
- История зарубежной музыки XX века. М.: Музыка, 2005. — 576 с.
- Ихтисамов X. Заметки о двухголосном гортанном пении тюркских и монгольских народов // Музыка народов Азии и Африки. Вып. IV. М.: Советский композитор, 1984. С. 179−193.
- Каратыгина М. И. Отражение мировоззрения монголов в традиции игры на морин-хуре // Музыкальные традиции Азии и Африки: Сб. научных трудов. Московская консерватория. -М., 1986. — С. 61−82.
- Каратыгина М. И. Особенности развития музыкальных жанров кхайля, уртын дуу и блюза и их функция в культурах Южной и Центральной Азии и Северной Америки: Автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. иск. -Тбилиси, 1990.-23 с.
- Когоутек Ц. Техника композиции XX века. М.: Музыка, 1976. — 367 с.
- Кодар Е. С. Степное знание. Астана: Фолиант, 2002. — 208 с.
- Козыбаев М. К. Гумилев и проблема степной цивилизации. Идеи и реальность евразийства // Материалы Валихановских чтений. Исторические корни и перспективы евразийства как социокультурного и социополитического феномена. Астана-Алматы, 1999.— С. 100−106.
- Кондратьев С. А. Музыка монгольского эпоса и песен. М., 1970. — 248 с.
- Конен В. Этюды о зарубежной музыке // Значение внеевропейских культур для музыки XX века. (К постановке проблемы в историческом плане) // М.: Музыка, 1975.-479 с.
- Конрад Н. И. Запад и Восток. Статьи. Издание 2-е, испр. и дополненное. -М.: Наука, 1972.-496 с.
- Кочешков Н. Встречи с искусством Монголии. Записки искусствоведа-этнографа. -Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1971. — 110 с.
- Кульганек И. В. Мир монгольской народной музыки. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. — 224 с.
- Кульганек И. В. Малые жанры монгольского поэтического фольклора: Автореферат на соиск. ученой степени докт. филол. наук. СПб., 2008. — 31 с.
- Кунанбаева А. Кочевая цивилизация как искусство интерпретации // Музыкальная Академия. 2006. — № 1. — С. 10−15.
- Кунанбаева А. Кочевники. http://www.silkroadhouse.org/papers/Nomads.pdf
- Кушнарев X. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. — Л.: Музгиз, 1958. — 626 с.
- Кюрегян Т. С. К систематизации форм в музыке XX века // Музыка XX века. Московский форум. Материалы международных научных конференций. Сб. 25.-М., 1999.-С. 66−74.
- Кюрегян Т. С. Форма в музыке ХУ1Н-ХХ веков. М.: Композитор, 2003. -204 с.
- Лаул Р. Г. Модулирующие формы. Лекция. Л.: ЛОЛГК, 1986. — 68 с.
- Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Ч. 1. — М.: Музыка, 1967. 752 с.
- Маклыгин А. Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья. Становление профессионализма. Казань, 2000. — 311 с.
- Мальцев С. Риторика образность и юмор в фортепианной и камерной музыке Бетховена. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2010. — 184 с.
- Манулкина О. Американские композиторы XX века: Учебное пособие. -СПб., 2007.- 175 с.
- Манулкина О. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 784 с.
- Леонтьева О. Т. Карл Орф. М.: Музыка, 1984. 334 с.
- Михайлов Г. И. Проблемы фольклора монгольских народов. Калмыкия: Элиста, 1971.-235 с.
- Музыка народов Азии и Африки. Вып. III. М.: Советский композитор, 1980.-422 с.
- Мыльникова Е. Пентатоника в джазовой импровизации. Учебное пособие. СПб.: Композитор, 2008. — 80 с.
- Мэн Б. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: Автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. иск. — СПб, 1989. — 22 с.
- Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. -319с.
- Нестьев И. Бела Барток. М.: Музыка, 1969. — 800 с.
- Нестьев И. Барток и Прокофьев. (Несколько параллелей) // Бела Барток. Сб. статей. М.: Музыка, 1977. С. 36−50.
- Нилова В. И. Музыка Сибелиуса в контексте культурно-исторических перемен в Финляндии конца XIX — начала XX века. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2005.-320 с.
- Новикова О. В. Пентатоника в песенной традиции Бурят: Автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. иск. Новосибирск, 2003. — 24 с.
- Орлов Г. А. Древо музыки. 2-е изд., испр. СПб.: Композитор, 2005. — 440 с.
- Д. Оуюнцэцэг. Генезис и эволюция монгольского вокально-поэтического жанра уртын дуу. Улан-Батор: Аётоп, 2006. 190 с.
- Переверзев Н. Исполнительская интонация. М.: Музыка, 1989. — 207 с.
- Петрова Г. В. «Восток» Густава Малера (культурно-историческое предпосылки поэтика претворения): Дисс. на соис. ученой степени кандидата иск. СПб., 1994.-229 с.
- Поспелов П. Минимализм и репетитивная техника // Музыкальная Академия. 1992. — № 4. — С. 74−82.
- Разгуляев Р. А. Фортепианное творчество Дьердя Лигети: Проблемы стиля и интерпретации: Автореферат дисс. канд. иск. Нижний Новгород, 2006. — 21 с.
- Сабольчи Б. Сохранение азиатских музыкальных стилей в Европе // Музыка народов Азии и Африки. Вып. И. М.: Советский композитор, 1973. -С. 345−348.
- Сигитов С. Принципы формообразования в музыке Бартока позднего периода творчества // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. Вып. 1. М.: Советский Композитор, 1972. — С. 256−297.
- Сигитов С. Духовный строй музыки Белы Бартока. СПб.: Сударыня, 2003. — 256 с.
- Система детского музыкального воспитания К. Орфа / Под ред. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. — 160 с.
- Смирнов Б. Ф. Музыкальная культура Монголии. М.: Музгиз, 1963. — 120 с.
- Смирнов Б. Ф. Монгольская народная музыка. — М., 1971. — 158 с.
- Смирнов Б. Ф. Музыка народной Монголии. М.: Музыка, 1975. — 158 с.
- Соловьева Г. Г. Идея Евразии в контексте постклассики. Идеи и реальность евразийства // Материалы Валихановских чтений. Исторические корни и перспективы евразийства как социокультурного и социополитического феномена. Астана-Алматы, 1999. — С. 73−81.
- Соронзонболд С. Исследование музыки к фильму «Цогту-Тайджи»: Автореферат дисс. канд. иск. Улан-Батор, 2002. — 45 с.
- Спиридонова В. М. Татарская фортепианная музыка 30-х годов — периода Великой Отечественной войны // Государственный музыкально-педагогический ин-т им. Гнесиных. Ученые записки. — Казань, 1973. С. 139−169.
- Спиридонова В. М. У истоков татарской фортепианной культуры // Музыкальное исполнительство. Проблемы современной музыки. Труды. Выпуск XVII. -М., 1975.-С. 85−112.
- Сэргэлэн Б. Образ Цагааг эбугена — хозяина Земли в искусстве монголо-язычных народов: Монголия, Калмыкия, Бурятия: Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. иск. — Екатеринбург, 2004. — 20 с.
- Та Куанг Донг. Фортепианная соната и концерт в творчестве вьетнамских композиторов: к проблеме соотношения национальных черт и европейской традиции: Дисс. на соиск. уч. степени канд. иск. — М., 2003. — 253 с.
- Твердовская Т. Прелюдии Клода Дебюсси. СПб.: Композитор, 2003. — 48 с.
- Тетерины Н. И. Становление и развитие национальной оперы в Монголии: Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. иск. М.: АКД, 1992. — 24 с.
- Тихонова Т. В. Диалог Восток-Запад в творчестве европейских композиторов первой четверти XX века (музыкально-театральные модели): Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. иск. М., 2003. — 27 с.
- Турсунов А. Процесс межкультурных контактов и взаимовлияний. Некоторые теоретические проблемы взаимодействия культур и цивилизации // Народы Азии и Африки. 1988. № 5. С. 20−28.
- Тюлин Ю., Бершадская Т., Пустыльник И., Пэн А., Тер-Мартиросян Т., Шнитке А. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1965. — 365 с.
- Утегалиева С. И. Проблемы изучения музыкального инструментария тюркоязычных народов // Традиционная музыка Азии: проблемы и материалы. Алматы: Дайк-Пресс, 1996. С. 192.
- Фортепианная музыка Казахстана: Сб. статей. — Алма-Ата: Онер, 1987. -117 с.
- Халтаева Л. Генезис и эволюция бур донного многоголосия в контексте космогонических представлений тюрко-монгольских народов: Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. иск. Ташкент, 1991. — 27 с.
- Хлебаров И. А. Симфонизм болгарских композиторов второго поколения: Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. иск. Л., 1971 — 17 с.
- Холопова В. Н. София Губайдулина и восточный авангард: моменты корреляции // Музыка XX века. Московский форум. Материалы международных научных конференций. Сб. 25. — М., 1999. — С. 161−165
- Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. — СПб.: Лань, 2001. -490 с.
- Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс. Часть II. Гармония XX века. -М.: 2005.-624 с.
- Чалоян В. К. Восток-Запад. (Преемственность в философии античного и средневекового общества). -М.: Наука, 1979. 213 с.
- Чижова Т. А. Антонио Мария Валенсия (1902−1992) — колумбийский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель: Дисс. на соиск. уч. степени канд. иск. СПб., 2008. — 202 с.
- Шайхутдинов Р. Р. Фортепианная школа Г. Р. Гинзбурга в свете современных тенденций развития пианизма: Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. иск. Магнитогорск, 2001. — 22 с.
- Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. -М.: Советский композитор, 1983. 153 с.
- Шахназарова Н. Современность как традиция // Музыкальная Академия. -1997.-№ 2.-С. 3−14.
- Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. 668 с.
- Энхбат Ч. Песни радости и печали в монгольской музыке. Дипломная работа студента УГК. Екатеринбург, 1989. — 43 с.
- Янов-Яновская Н. Узбекская музыка и XX век. Ташкент, 2007. — 270 с.
- Янов-Яновская Н. Одна культура две традиции // Музыкальная Академия. — 1999. — № 3. — С. 21−27.
- Яцковская К. Н. Дашдоржийн Нацагдорж. Жизнь и творчество. М.: Наука, 1974.- 133 с.
- Ардын билиг зуйч, яруу найрагч Жамцын Бадраа (Этнограф, поэт Жамцын Бадраа) У б.: Бемби сан, 2006. — 222 х.
- Бадраа Ж. Монгол ардын хегжим (Монгольская народная музыка). Уб., 1998.- 168 х.
- Бадраа Ж. Ардын билиг ухааны оньс (Суть народного мышления) Уб., 2005.-265 х.
- Бадрах Г. Монголын хегжмийн туухээс (Из истории монгольской музыки). Уб.: Од свит, 2008. — 56 х.
- Дашдорж Д., Цоодол С. Ардын дуу хегжмийн суу билэгтнууд (Гений народной песни и музыки). Уб.: МХЗХ., 1971. — 168 х.
- Дуурийн либретто (Либретто опер). — Уб., 2008. — 188 х.
- Жанцанноров Н. Монгол хегжмийн таванэгшигтийн онолын асуудлууд (Теоретические проблемы пентатоники монгольской музыки) — Уб.: Admon, 2006.- 134 х.
- Жанцанноров Н. Монголын хегжмийн арван хоёр хорог (Двенадцать портретов монгольской музыки). — Уб., 2007. 200 х.
- Монголын хегжим судлал (Изучение монгольской музыки). Эмхэтгэл 1. -Уб., 1983.-192 х.
- Монголын хегжим судлал (Изучение монгольской музыки). Эмхэтгэл 2. -Уб., 1989.- 109 х.
- Намдаг Д. Шинэ монголын шинэ театр (Новый театр современной Монголии). Уб., 1988. — 190 х.
- Сумъя Б. Монголын нууДэлчДийн соёл: оршихуй, эс оршихуй (Культура Монгольского кочевника: бытования, отрицания). — Уб., 1998. — 110 х.
- Урлагийн салбарт хэрэглэгдэж байгаа зарим гадаад нэр томъёо, угсийн товч тайлбар (Краткое толкование иностранных слов, используемых в области искусства). Уб.: Урлах Эрдэм, 2006. 260 х.
- Цэндорж Г. БНМАУ-ын мэргэжлийн хамтлагууд уУсэж хегжсен нь (Возникновение и развитие музыкальных профессиональных коллективов в МНР).-Уб., 1983.-71 х.
- Цэрэндоо Ш. Уртын дууны баянбараат аялгуу (Баянбарат диалектика уртын дуу). У б.: Сорхон цагаан, 155 х.
- Цэрэндорж М. «Алтан гадас» одонт С. Гончиг-Сумлаагийн нэрэмжит хегжим бужгийн коллеж. 70 жил. (Музыкально-хореографический колледж им. С. Гончиг-Сумлаа. 70 лет). Уб., 2007. — 344 х.
- Цэцэгмаа У. Концертмейстр. Уб., 2003. — 104 х.
- Энэбиш Ж. Орчин уеийн монголын хогжмийн урлаг (1921−1941): Урлаг судлалын ухааны дэд эрдэмтний зэрэг горилох зохиолын хураангуй (Современное Монгольское искусство (1921−1941): Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. иск. Уб., 1991. — 44 х.
- Энэбиш Ж. Хогжмийн уламжлал шинэчлэлийн асуудалд (Проблемы традиции и новации музыки). Уб., 1991. — 150 х.
- Энэбиш Ж. Аман уламжлалт болон бичгийн хегжмийн харилцан шутэлцээ (Диалог устной и письменной музыки). — Уб., 2007. — 162 х.
- Энэбиш Ж. Энэбиш Ж. Уран сайхны шуумж буюу онгодыг одоогч «халгай» (Художественная критика) Уб., 2008. — 458 х.
- Эрдэнэчимэг JL Хуурын татлага (Игра на хуре). Уб., 1994. — 64 х.
- Эрдэнэчимэг JI. Чин сузэгт номун хан хийдийн Гур дууны бичиг (Записи мелодичных песен). Уб., 1995. — 72 х.
- Basilov V. N. Bowed musical instruments // Nomads of Eurasia. Los-Angeles, Calif., 1989.-P. 153−158.
- Hasumi H. Understanding Mongolian Music // Musical Voices of Asia. -Tokyo: Osaka Univ. press, 1982. P. 276−278.
- Nacagawa S. A. Study of Urtiin Duu its Melismatic Elements and Musical form // Musical Voices of Asia. — Tokyo: Osaka Univ. press, 1982. — P. 149−161.
- Nixon A. The art of ornament in Mongolian long song // Fourth international congress of Mongolists. Ulaanbaatar, Mongolian Academy press, 1986 — Vol. III. -P. 241−243.
- Siepmann J. The piano. London, 1996.
- Киплинг P. Стихотворения, романы, рассказы. М.: «Рипел Классик», 1989. 139 с.
- Айтматов Ч. Т. Повести. СПб.: Азбука-Классика, 2008.