Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен правды как онтолого-аксиологическая доминанта русской культурной традиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отсюда мы и делаем основополагающий вывод о том, что в целом Христианство, переняв от язычества первоначальный архетип долженствования в неизменном виде, наложило на него свои особенности в виде норм христианской нравственности и морали, то есть придало ему ещё больше ценностных характеристик. А носителем этой нравственности и морали, этих ценностей, то есть высшей христианской Правды является… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.,
  • Глава I. Правда как интегральная характеристика русской культурной традиции
    • 1. 1. Категориальное определение Правды. Этимологический анализ понятия
    • 1. 2. Исторические особенности соотношения категории Правды в языческой культуре древних славян и русской христианской культуре
    • 1. 3. Актуализация Правды в жизни русского человека и её функции
  • Глава II. Правда как аксиологическая доминанта в системе российской национально-государственной идеологии
    • 2. 1. Ценностно-смысловая характеристика Правды в структуре российской государственной идеологии
    • 2. 2. Правда как легитимирующий фактор российской государственности
    • 2. 3. Правда как общественный идеал в системе национально-государственной идеологии. г

Феномен правды как онтолого-аксиологическая доминанта русской культурной традиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Правда есть социокультурный феномен, отражающий в своём содержании потенциал духовной жизни социума-субъекта, онтологию причастности культуры к миру идеального бытия, реализуемые в практике воплощения идеала в форме национальной идеи.

В период интенсивных трансформаций социума особую значимость приобретает задача формулирования аксиологических, культуроформирующих позиций. Русская культура, как и любая развитая культурная система, включает в себя богатое многообразие специфических дискурсов, каждый из которых имеет множество концептуальных валентностей и тем самым создает пространство возможных смысложизненных позиций для субъекта. Одним из наиболее характерных является предельно идеологизированный, концептуально нагруженный дискурс, определяемый как дискурс Правды, играющий стержневую роль в создании русской ментальности. Он и формируемая на его основе философема Правды выражают в ментальности истинное и подлинное долженствование, однозначно определяемое путь жизни. Здесь Правда конструируется как высшее легитимирующее начало. Вследствие этого для любого субъекта, действующего в культурном пространстве, включающем национальные ресурсы, принципиально важно точно вписаться в дискурс Правды, заручиться его поддержкой, получив статус легитимности.

Подобное предполагает знание устроения феномена Правды, которое при всей его важности и задействованности в составе национальной культурной системы во многом остаётся неопределённым, полиморфным не только на уровне практически действующих субъектов, но и на уровне современной гуманитарной науки. В связи с этим, её исследование с позиций онтолого-аксиологического диспозитива и, соответственно, его регулятивного статуса может способствовать значительному расширению и уточнению социально-философского и культурно-антропологического знания.

Концептуализация Правды в рамках русской культуры имеет свои исторические традиции и специфику, выступая как один из доминантных статусов отечественной культуры. В нём в значительной мере представлен процесс научно-теоретического познания и интеллектуального самовыражения россиян, базирующегося на продолжительном и богатом опыте историив его содержании рельефно проявлены и ярко выражены самобытные черты национальной идеи. Исследование феномена Правды весьма плодотворно на почве разработки теоретических проблем, где она развивается как интегральное и, одновременно, базовое образование, что в совокупности помогает уяснить историю национально-государственной идеологии, моральных норм и верований народа. В целом это представляет невозможным без основательного овладения глубинными знаниями о внутренних смыслах Правды, содержании и позиционировании её в обществе, что в еще большей степени актуализирует данную постановку проблемы.

При этом, анализ интегративной культуроформирующей роли Правды затрагивает оборотную сторону и актуализирует проблему теодицеиоправдание существования зла. Ее многовековая бытийность определяется существующими противоречиями в представлениях о главенствующих началах бытия. В рамках нашего исследования это сюжет борьбы Правды и Кривды, олицетворяющих две стороны человеческой сущности, два изначальных архетипа, от доминирования одного из которых, зависит вектор функционирования культурной системы. В связи с этим исследование Правды как онтологической доминанты, источника и основы жизни человека и человечества приобретает повышенную значимость.

Вместе с тем, при очевидной актуальности проблемы, в современной гуманитарной науке отсутствуют комплексные онтологические и аксиологические концепты правдопонимания, что позволяет говорить о необходимости её дальнейшего изучения и позволяет определить в качестве темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен Правды является объектом пристального внимания различных наук. Его смысловыражающие позиции одинаково многогранно исследуются культурологией, философией, социологией, политологией, психологией, лингвистикой и филологией.

Так в работах Н. А. Бердяева, В. Н. Лосского, В. В. Розанова, Н. К. Михайловского, Е. Н. Трубецкова и других феномен Правды предстаёт как системное явление, прежде всего, русской культуры, состоящее из двух частей — истины и справедливости. На основе трудов данных философов нами исследовалась, прежде всего, бытийно-духовная проблематика Правды.

Смыслообразующий, витально-психический и социально-практический уровень понимания Правды в культуре был почерпнут нами из работ И. А. Ильина, В. В. Розанова, B.C. Соловьёва, C. J1. Франка и других, где раскрывается способность Правды укореняться в чувственной природе человека, в совести.

В целом, как социальное явление Правда исследовалась с позиций и психологии, и культурологии, и социальной философии такими. учеными как В. В. Знаковым, Д. И. Дубровским, В. А. Печеневым, П. А. Рачковым, В. И. Свинцовым, М. В. Черниковым. На основе работ данных авторов нами были сделаны комплексные выводы о функциональной роли Правды, как механизма отражения, формирования и реализации идеального плана жизнедеятельности в обществе, позволяющего обеспечить воспроизводство социокультурного опыта, обуславливающего становление человеческой личности.

Для исследования специфических сторон проявления Правды в конкретных социально-исторических условиях использовались труды отечественных ученых различных областей знаний.

В психологи — В. В. Знакова, А. Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна для выявления психофизиологических витальных характеристик Правды, выражающихся в совести, как психологической способности индивида осуществлять психологический самоконтроль, как моральной парадигмы ответственности, т. е. внутреннего контроля человека за свою деятельность и её результаты.

В языкознании — Н. Д. Арутюновой, В. В. Иванова, В. Н. Топорова и др. для выявления лингвокультурологических и этимологических особенностей феномена Правды в рамках русской культурной парадигмы, что способствовало пониманию глубинных смыслов русской культуры.

Истории, культурологии и социальной философии — А. С. Ахиезера, В. И. Даля, И. Н. Данилевского, А. А. Зимина, В. В. Топорова, А. И. Клибанова, A. J1. Саккети, В. Н. Топорова, М. В. Черникова для выстраивания целостной теоретико-обоснованной, социально-значимой концепции правдопонимания в русской культурной системе.

Проблемы ценностносмыслового содержания Правды как идеологически нагруженной категории, как дискурса легитимации в российской ментальности нашли своё отражение в работах Б. В. Емельянова, В. Г. Комарова, Н. Л. Граната, А. Б. Венгерова, С. Ф. Денисова, Д. И. Дубровского, В. А. Печенева, П. А. Рачкова. В работах данных авторов рассматриваются вопросы философского осмысления таких категорий, как Правда и Закон. Например, В. Г. Комаров в монографическом исследовании предложил неординарную философско-социологическую концепцию Правды, через выделение категории законность как компонента PR-воздействия на электорат. В основе такого понимания лежит вполне определённый методологический подход к проблеме социальной стратификации общества и идентификации социальных групп, участвующих в политической жизни социума. Труды данных авторов были взяты нами за основу при анализе содержания национально-государственной идеологии и национальной (русской) идеи, составляющей не абстрактные или рациональные понятия, а живые архетипы, в которых укоренено сознание и подсознание народа, иерархия ценностей, определяющих установки и модели поведения. Одной из которых в структуре российской государственной идеологии является Правда.

Перечисленные выше авторы и их исследования свидетельствуют о разносторонней освещенности проблемы понимания феномена Правды в рамках русской культуры, однако на сегодняшний день в гуманитарной науке так и не представлено комплексного исследования онтолого-аксиологического аспекта феномена Правды в культуре.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном аксиологическом и онтологическом анализе феномена Правды, созданном национально-культурными традициями Руси и России.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

• проанализировать феномен Правды с этимологических и лингвокультурологических позиций;

• выявить и исследовать историко-культурологический генезис представлений о Правде;

• определить формообразующие онтологические аспекты феномена Правды в жизни человека и культуры;

• проанализировать аксиологическую интерпретацию Правды как высшего легитимирующего начала российской государственности;

• определить функциональные позиции Правды в национально-государственной структуре и определить степень их социальной устойчивости и востребованности.

Объектом исследования является феномен Правды в русской культурной традиции.

Предметом исследования выступают онтологические и аксиологические аспекты феномена Правды в русской философско-правовой и социальной традиции.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена социально-философскими и культурологическими концепциями о сущности, функциональной роли и востребованности дискурса Правды в рамках русской культурной парадигмы. В связи с обширностью литературы, относящейся к теме диссертационного исследования, и возможным многообразием его освящения, выбранная проблематика освящается преимущественно на материале историко-философского и социально-правового плана, причем в поле зрения оказываются далеко не в9е концепции и доктрины, а лишь те, которые на взгляд автора позволяют проследить основные этапы, ведущие направления и внутреннюю логику исследуемой проблемы. Непосредственной теоретической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых прошлого и настоящего, принадлежащих к различным направлениям и школам. Это труды философов Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, С. А. Левицкого, А. Ф. Лосева, В. Н. Лосского, Н. К. Михайловского, В. В. Розанова, B.C. Соловьёвасовременных отечественные философов Р. Г. Апресяна, А. С. Ахиезера, Г. Ч. Гусейнова, С. Ф. Денисова, Д. И. Дубровского, В. А. Печенева, П. А. Рачковатруды классиков политической и правовой мысли М. И. Абдулаева, В. К. Бабаева, М. И. Байтина, П. П. Баранова, Н. Л. Гранат, А. Б. Венгерова, Ю. И. Гревцова, Н. М. Золотухиной, В. Д. Зорькина, А. И. Иванчак, П. И. Новгородцева, Б. Н. Чичерина.

Основными методами исследования являются диалектический, типологический метод, метод интерпретации историко-философских и социально-правовых теорий прошлого и настоящего, методы синхронного и диахронного сравнения, системного анализа, компаративный, метод прогнозирования развития культурно-правовых ценностей.

Научная новизна исследования заключается в следующем: • разграничены формальная и содержательная стороны Правды в системе национально-государственной идеологии. С формальной стороны, Правда выступает как соответствие определённым и утверждённым правилам, нормирующим человеческое поведение в социуме, с содержательной — как амбивалентная категория с качественно различными характеристиками и смыслами.

• феноменологически обоснованы разграничения основных аспектов Правды в рамках отечественной философии культуры, сформулированы понятия «Правда» и «Закон» с позиций концептуального соотношения содержания и формы. Закон регулирует поступки, а Правда — мотивы поступков, поэтому первый тяготеет к формализации, а Правда к содержательности.

• вскрыты основные противоречия аксиологической интерпретации Правды как: статуса высокого понимания социальной природы Правды, выраженной в категории «Закон», обеспечивающего порядок, строй и структуру сущего с одной стороныэлемента анархо-персонализма, воспринимающего все государственные предписания как абсолютные несовершенства, с другой.

Теоретическая значимость исследования заключается в статусности выводов исследования адекватных методологической основе, которую можно использовать для дальнейшего изучения феномена Правды. Проблемы соотношения Правды и Закона, тенденции, противоречия и ориентиры аксиологического и онтологического характера Правды определяют место исследования в комплексе проблем теории и философии культуры.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных данных:

— в научно-исследовательской деятельности при анализе современного состояния национально-государственной идеологии, базовых тенденциях жизнедеятельности современного социума.

— для создания программ воспитания молодого поколения в духе позитивных, ценностно-обусловленных позиций самоо^еделения и деятельности.

— при разработке и чтении курсов культурологических, философских дисциплин.

Положения, выносимые на защиту:

1. Правда, её поиск и обоснование является центральной философско-онтологической проблемой обладающей ярко выраженным аксиологическим статусом в гуманитарной науке. В русской традиционной культуре феномен. Правды существует как концепт лучшей жизни, что имеет тесную корреляцию с лингвокультурологическим и этимологическим трактованием базового понятия. Определяющая роль в его понимании основана на анализе двух идейных концептов русской культуры — Правды и Истины, амбивалентность которых способствует пониманию глубинных смыслов духовной традиции.

2. Особенности аксиологического содержания Правды более всего прослеживаются в историко-культурологической ретроспективе. Первоначально оформившись как совокупность разрозненных категорий, со временем Правда обретает черты многогранного и многофункционального, внутренне целостного и согласованного феномена. В пространстве русской духовной традиции он воспринимается как фундаментальная основа жизни, на котором строится вся культура.

3. Актуализация Правды в жизни человека и социума происходит через бытийно-духовный аспект, выраженный в понимании ее как замысла жизнетворчества и основы человеческой совести. В жизни конкретного человека Правда выполняет моделирующую, смыслообразующую и коммуникативную функции. Моделирующая заключается в формировании трансцендентной основы смыслополаганиясмыслообразующая выражена во внутреннем стремлении к идеалу.

Правде-истинекоммуникативная выступает как позиция обеспечения трансляции и усвоения социокультурного опыта.

4. Феномен Правды в России является основой, формирующей национально-государственную идеологию. В силу этого, Правда всегда выступала неоспоримой ценностью национальной культуры, адекватно и в соответствии с которой воспринимались государство и государственность. Если государство выступало носителем. Правды, оно сливалось в ментальности с категорией Родина. В противном случае, русский человек защищал ее, организуя бунты и революции, идеологической подоплёкой которых всегда являлась охрана истиной Правды.

5. Статусом легитимации Правды выступает воплощение её в форме национальной идеи, общественного идеала — некоего принципа всеобщего объединения на началах свободы и справедливости. В отечественной социально-философской традиции идеал Правды окончательно трансформирован в категорию закон, как особое нравственное предписание — правду-справедливость. Правда социально-практического смыслового уровня рассматривается как установленная и охраняемая государством система ценностно-нормативных принципов. При этом, собственно национальная идея правды-истины до сих пор является открытым вопросом и поводом для многочисленных дискурсов. Структура и объем работы. Диссертация изложена на 154 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 204 источника.

Выводы по главе!

Суммируя все вышесказанное можно сказать следующее:

— Будучи элементом идеологии концепция Правды мобилизует энергетический потенциал народа, задаёт целеполагание нации. Её содержание как идеологической доминанты составляют аксиологические, онтологические и метафизические компоненты;

— Идеология правды в рамках русской культурной традиции выступает как инструмент политической мобилизации общества. В этом её ключевой прикладной аспект. Являясь ценностным ориентиром Правда выступает могучим генератором социальных движений;

— Её ценностно-смысловое содержание как идеологически нагруженной категории заключается в принятии смыслообразующей меры добровольно взятой на себя ответственности;

— На первоначальном этапе формирования российской государственности легитимность Правды связывалась с религиозными представлениями, правильной верой;

— Вторая ипостась Правды связана с земным человеческим общежитием и предполагает в первую очередь земную справедливость;

— В структуре российской национально-государственной идеологии Правда представляет собой дискурс легитимации, который относя соответствующих «трибунов», провозвестников Правды и их действия как причастные к Правде, направленные на её достижение, или, наоборот, — как не соответствующие Правде, определяет таким образом степень легитимности этих «трибунов» или их действий;

— Следовательно, Правда в рамках русской культуры не только явление религиозного сознания, но и культурное и социальное явление. В качестве общественного идеала русская Правда рассматривается как объективные государственные или религиозные законы, и те и другие основаны на безусловной нравственной обязанности;

— Отсюда сущность Правды как социального явления олицетворяется с органическим правом как авторитетом правды, основанной на совести и справедливости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог проделанной работе, хотелось бы еще раз выделить те основные положения и выводы, к которым мы пришли в результате нашего исследования. В настоящей диссертации на основе анализа научной литературы и монографических трудов были проанализированы онтолого-аксиологические аспекты такого феномена русской культуры, как Правда. Был проведён комплексный историко-философский и теоретико-правовой анализ генезиса идеологии правдоискательства в России, определены основные особенности формирования русской идеологемы Правда.

Для достижения поставленной цели был выделен и проанализирован понятийный аппарат. В частности, проведя сравнительный этимологический и лингвокультурологический анализ категорий Правда и Истина, мы пришли к следующему выводу. Этимология слова «правда» связана с корнем prav-. В древнеславянском прилагательное «правь» означает «прямой», «не отклоняющийся в стороны» (от прямого). На основе этого значения развивается идея правильности как следование прямому, лучшему пути. Другая трактовка прилагательного «правь» связана с правовой и нравственной сферами жизнедеятельности человека. Соответственно, в этом смысле Правда может трактоваться как «обед», «обещание», «присяга». То есть правый указывает на ту норму, которой следует придерживаться.

Что же касается этимологии слова истина, то многие отечественные исследователи высказывают мнение о близости слова истина с глаголом «есть». Исходное значение понятия Истина разворачивается вокруг системы — неизменность, нерушимость. То есть, можно сделать вывод о том, что с точки зрения этимологии Правда указывает на должное, на те правила, которых следует придерживаться, Истина же напротив, на то, что есть, некий идеальный порядок, к которому нужно стремится и к которому можно прийти через выполнение соответствующих долженствований, через Правду. Данные категории несмотря на свою на первый взгляд схожую конструкцию несут в себе абсолютно различные формы знания и, следовательно, их место в системе ценностей в той или иной культуре определяется её характерными особенностями и ментальными характеристиками. Философское противопоставление данных категорий способствует пониманию глубинных смыслов русской культурной традиции. Именно через сравнение с Истиной Правда раскрывает свои глубинные смыслы, показывает свою архетипичную основу для русского менталитета.

В свете этого Истину определяют как категорию логики и теорию познания, выражающую соответствие наших знаний о мире самому миру. Правду же — как категорию психологии взаимопонимания, выражающую не только соответствие знания миру, но и степень адекватности наших оценок социальной действительности. То есть Истина — категория гносеологическая, характеризующая содержание знания, Правда — понятие онтологическое, отражающее отношение человека к истинному знанию. Истину мы познаем, а Правду понимаем.

Проанализировав генезис формирования Правды в рамках русской культурной традиции было доказано что первоначально сформировавшись в лоне славянского язычества Правда олицетворяла механизм устойчивости миропорядка, трансформируясь в мифологическом мышлении в стремление к упорядочению действительности через следование раз и навсегда установленному закону, и восприятию её как ценности высшего порядка. Истоки категории закон связаны с непосредственной репрезентацией высшего мирового порядка на природную и социальную сферы человеческого бытия. Закон, будучи проекцией высшего мирового порядка, устанавливает общую норму бытия в соответствующей сфере, так что следование закону, выступает как гарантия бытия, и, наоборот, отклонение от закона, есть уход в безопределённость, в беззаконность, в лишение бытия, то есть в небытие. То есть феномен Правды первоначально предполагал в себе именно нормативно-ценностный аспект. Следование закону есть жизньбеззаконие ведет к смерти. Отсюда возникает идея правильного поведения, следование Правде, искание Правды.

Таким образом, характерными особенностями древнеславянской мифологорелигиозной системы являлись относительность противопоставлений, синкретизм и сакральность сущего. В рамках такой мировоззренческой системы и формировались первоначальные, «узловые» концепты правового и нравственно-этического характера, позволяющие выражать высшие идеи человеческого долженствования: идеи правильности, правомерности, справедливости. В дальнейшем с приходом на Русь Христианства, Правда обретает сакральный характер истинного бытия, возможного только через слово Божье. В христианской традиции, в отличии от язычества, понимание Правды как нормативно-ценностной категории специфично. Область сакрального здесь предельно персонифицируется и связывается с единым абсолютным личностным началом — Богом. Непосредственно с Богом здесь связывается и понятие Высшей Правды. Вместе с тем в рамках христианской мировоззренческой парадигмы человек отнюдь не обязан следовать по пути Прави. В отличии от язычества, где следование установленным нормам, следование Правде считалось общеобязательным и обеспечивалось системой принуждения всего общества, вплоть до изгнания из общины, что было равносильно смерти, важнейшим в Христианстве является положение о свободе человека.

Отсюда мы и делаем основополагающий вывод о том, что в целом Христианство, переняв от язычества первоначальный архетип долженствования в неизменном виде, наложило на него свои особенности в виде норм христианской нравственности и морали, то есть придало ему ещё больше ценностных характеристик. А носителем этой нравственности и морали, этих ценностей, то есть высшей христианской Правды является Бог. В рамках данной концепции категория Правда получает своё оформление уже через основополагающий, культуроформирующий архетип, влияющий уже не только и не столько на формирование отдельных личных качеств или особенностей национального характера, а задающий особое направление развития всей общности, существующей в данной культурной модели. То есть, первоначально оформившись как совокупность разрозненных категорий, в дальнейшем Правда обретает черты многогранного и многофункционального, внутренне целостного и согласованного феномена. В рамках русской духовной традиции он воспринимается как основа жизни, тот фундамент на котором строится вся русская культура.

Так же, в ходе проведенного исследования в результате изучения научной литературы был сделан общетеоретический вывод о том, что в Правде как воплощение подлинного бытия, в жизни человека располагаются друг против друга две области: во-первых, духовная, во-вторых, область витально-психического. Воздействие Правды на человека через’её витально-психические структуры происходит в рамках внутреннего самопознания и самовыражения. По своей природе Правда объективна и призвана побудить человека к принятию решения либо в её пользу, либо против неё. Правда в жизни русского человека есть представление субъекта, человека о должном. Следовательно, в жизни русского человека Правда выполняет три основные функции: моделирующую, смыслообразующую и коммуникативную. Моделирующая заключается в формировании трансцендентной основы смыслополаганиясмыслообразующая выражена во внутреннем стремлении к идеалу — Правде-истинекоммуникативная выступает как позиция обеспечения трансляции и усвоения социокультурного опыта.

Необходимо отметить, что все они взаимосвязаны, однако, смыслообразующая функция Правды в русской культуре доминирует и определяет две другие. Если говорить о взаимосвязи аспектов и форм Правды в бытии человека с ее функциями, то можно соотнести трансцендентную Правду с моделирующей функцией, бытийно-духовный аспект Правды в форме Правды-истины — со смыслообразующей, а витально-психический аспект и социально-практический уровень понимания.

Правды в форме Правды-справедливости — с коммуникативной функцией Правды в жизни человека.

Так же по итогам проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что Правда в рамках русской культурной традиции, будучи категорией идеологически нагруженной мобилизует энергетический потенциал народа, задаёт целеполагание нации. Содержание национально-государственной идеологии составляют не абстрактные или рациональные понятия, а живые архетипы, в которых укоренено сознание и подсознание народа, иерархия ценностей, определяющих установки и модели поведения. Одной из таких ценностно детерминированных категорий в структуре российской государственной идеологии является Правда. Любая политическая сила в русском культурном пространстве имеет шансы на стратегический успех, на обретение качеств легитимности, если только в явной форме учитывает фактор Правды. Содержание Правды как идеологической доминанты российского общества составляют не только аксиологические, но в равной мере и онтологические и метафизические компоненты. Она, во-первых, дает представление населению о направлении движения общества и государства, о смысле государства, так как предполагает формирование общих принципов существования государства, его политики, разделяемых большинством данного общества. Во-вторых, именно с идеей Правды связана легитимность русской власти. В-третьих, Правда как идеология жизнеустройства в рамках русской культурной модели нужна не только государству, но и населению. Она представляет собой не просто совокупность идей. Эта целая система воззрений на мир, общество и человека, государство и человека, система, определяющая ту или иную ценностную ориентацию (это — хорошо, этоплохо) и линию поведения.

Итогом легитимации Правды явилось воплощение её в качестве общественного идеала, то есть принципа всеобщего объединения на началах свободы и равенства. В русской социально-философской традиции идеал Правды окончательно трансформирован в категорию закон, как особое нравственное предписание — некую Правду-справедливость. В рамках русской культурной традиции это означает, что право представляется как незыблемый авторитет Правды, основанный на совести и справедливости. В таком контексте Правду-справедливость можно определить и как внутреннюю норму, общее правило действия и, следовательно, основу для оценки действий. Правда-справедливость как общественный идеал выражаемая через категорию закон в рамках русской культуры приобретает так называемые охранительные функции. Правда закона не может быть просто отвергнута и отброшена. Формальная Правда не только некоторым образом ограничивает личную жизнь, но и охраняет ее. Отсюда закон, как формальное право в рамках российской цивилизации понимается как Правда, преломлённая в социальной действительности.

В целом, необходимо сказать, что русская духовная традиция необыкновенно чутка ко всем модусам, состояниям, проявлениям категории Правды в общественном и личном бытии человека. С одной стороны русские мыслители приходят к анархо-персонализму, утверждающему беззаконность благодати, и релятивное несовершенство любого государственного закона. С другой стороны, — приходят к высокому пониманию социальной природы Правды, выраженной в категории закон, обеспечивающей порядок, строй и структуру сущего. Русская философия изначально разделяла «внешнюю правду» государства, всегда склонного к насилию, и «внутреннюю правду» души русского народа, как народа «негосударственного». Идея Правды в рамках русской культуры — ода из ключевых в формировании человеческой личности. Идея духовного единства личности и общества, выступающая в образе русской Правды согласно национальной идеологии позволит в конечном итоге консолидировать общество вокруг решения общей проблемы сохранения и процветания русской национальной самобытности, великой русской культуры.

Именно поэтому потребность активного поиска Правды даже в современных условиях является наиболее актуальной, при этом предполагая возможность и необходимость ее исторических изменений, то, что каждое новое время, сохраняя подлинные ценности минувших эпох, их достижения в утверждении высоких идеалов и принципов, должно наполнять идеологию Правды дыханием конкретных лет и периодов. И хотя каждое последующее поколение становится неизбежно наследником предыдущего, но от того сумеет ли оно распорядится наследием в конечном итоге зависит порой судьба цивилизации. Жизнь, судьба и деятельность каждого поколения предопределены жизнью и деятельностью предыдущих поколений, каждое последующее поколение сковано нерасторжимой цепью с предыдущим, оно может погибнуть, но разбить эту цепь бессильно.

И поэтому так важно с каждым новым поколением не только сохранять, но и преумножать наше великое духовное наследие. Поэтому, по нашему глубокому убеждению, со временем идеология правдоискательства все больше должна реализовываться у нас путем проведения экспликации и артикуляции того, как мы сегодня понимаем Истину и её ценность, Справедливость и её проявления, Честность и её уместность. Артикуляция принципов трактовки этих проблемных областей и позволит выстроить целостную онтолого-аксиологическую традицию позицию, которая и сможет претендовать на статус Правды в современном мире.

В целом же, считаем, что основная цель нашей работы достигнута. Надеемся, что теоретический и практический материал, собранный воедино в данной работе будет полезен не только в плане теоретического исследования, но и сможет оказать реальную помощь в решении конкретных задач современной политологии и культурологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. П. Циклы государственной организации России: из прошлого в бедующее / Ю. П. Аверин // Вестник МУ Серия 18 Социология и политология 2002 г. № 3 С.52−63
  2. JI. В. Империя: феномен или этап развития / JI.B. Алаев // Вопросы истории 2000 г. № 415 С.148−156
  3. С.Ф. Ценности реальные и мнимые: критика христианского истолкования ценностей жизни и культуры / С. Ф. Анисимов // М. изд-во Мысль 1970 г. 119 с.
  4. Е.А. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен / Е. А. Ануфриев, J1.B. Лесная// Социально-политический журнал 1997 г. № 4 С.28−44 № 6 с. 17−27
  5. Р.Г. Совесть / Р. Г. Апресян // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М, 2001. — Т.4. — С. 585−587.
  6. Ю.Д. Современные методы изучений и некоторые проблемы структурной лингвистики / Ю. Д Апресян// «Проблемы структурной лингвистики» М. 1963 г. 897 с.
  7. В.М. Ценности нового века: свобода и нравственность / В. М. Артёмов // Социально-гуманитарные знания 2002 г. № 41. С.163−176
  8. Н.Д. Истина: фон и коннотации / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка: культурные концепты М. 1991 г. 158 с.
  9. А.С. «Критика исторического опыта» / А. С Ахиезер// Сочинения в 3-х томах Т. З М. 1991 г. .355 с.
  10. А.С. Дебри неправды и метафизика истины / А. С. Ахиезер // Обществ, науки и современность. -1991. № 5. — С. 28−36.
  11. А.С. Специфика российского общества, культуры, ментальности как теоретическая и практическая проблема //
  12. Обновление России: трудный поиск решений. РНИСиНП М.2001 Вып.9
  13. А.С. Циклизм ценностных основ российской власти/ А.С. Ахиезер// Россия и современный мир № 3 2003 С. 30−43
  14. А.К. «Ритуал в традиционной культуре» / А. К Байбурин // «Ритуал в традиционной культуре» СПб. 1993 г. 189 с.
  15. JI.M. Два способа изучать историю культуры / JI. M Баткин // Вопросы философии 1996 № 2 315 с.
  16. М.С. О мифологии и философии Библии / М. С. Беленький // М. изд-во Наука 1977 г. 227 с.
  17. О. Этиология греха: народная мораль в фольклорных легендах / О. Белова // Россия XXI2002 г. № 2 С. 166 -187
  18. И. Крушение поколения: воспоминания / И. Бергер // «Крушение поколения: воспоминания» М. 1973 г. 312 с.
  19. Н. А. Оправдание неравенства. / Н.А. Бердяев// «Судьба России» Ростов на Дону изд-во Феникс 1997 г. 1025 с.
  20. Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. / Н.А. Бердяев// «Судьба России» Ростов на Дону изд-во Феникс 1997 г. 1025 с.
  21. Н.А. О назначении человека / Н. А. Бердяев.// «Судьба России» М.: изд-во Республика, 1993 г. 383 с.
  22. Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н. А Бердяев // Русская идея Судьба России М. 1997 г. 598 с.
  23. Н.А. Философская истина и интеллигентская правда / Н. А. Бердяев // сборник Вехи М. 1991 г. С.5−30
  24. Н.И. Между дуализмом и соборностью: проблемы и механизмы социальной интеграции в современном обществе / Н.И.
  25. , В.М. Сергеев // Общественные науки и современность 2006 г. № 4 С. 61−74
  26. В.В. Моральная регуляция: специфика, границы, возможности / В.В. Борзых// Вопросы философии 1997 г. № 9 С.113−121
  27. А.А. Значение слова и психология противопоставлений / А. А. Брудный // «Семантическая структура слова» М. 1997 г. 687 с.
  28. М. Образы добра и зла: пер. с нем. / М. Бубер // Два образа веры.- М., 1999.- 201 е.
  29. А.П. Идеология в России: проблемы и перспективы / А. П. Бутенко JI.H. Кочеткова // Социально-политический журнал 2001 г. № 4 С. 234−249
  30. К.К. Менталитет: онтоэтнологическое измерение / К. К Васильева// «Менталитет: онтоэтнологическое измерение» М. 2002 г. 425 с.
  31. Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н. Н. Велецкая.// «Языческая символика славянских архаических ритуалов» М. изд-во Наука, 1978 г. 239 с.
  32. Вениамин (Новик) игумен. О православном миропонимании (онтологический аспект)// Вопросы философии № 4 1993 г. С.138−139
  33. В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К Вилюнас // «Психологические механизмы мотивации человека» -М.1990 г. 226 с.
  34. А.И. О национальной государственной идее России / А. И. Владимиров // Вестник МУ Серия 7 Философия 2000 г. № 2 С. 1428
  35. Ю.Г. Идеология для России / Ю. Г. Волков // Социально-гуманитарные знания 2001 г. № 2 С. 58−70
  36. Ю.Д. Как жить: по закону, по совести? / Ю. Д. Воробей // Вест. Моск. Ун-та Сер.7 Философия 2000 г. № 2 С.28−42
  37. Д.М. Носитель легитимности Российская политическая традиция организации социального адреса власти / Д. М. Воробьев // Полис 2003 № 5 С.56−64
  38. JI.C. История развития высших психических функций / JI.C. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. — М.: изд-во Педагогика, 1983 г.-Т.3.-528 с.
  39. В.Т. Личность как ценность / Моральные ценности и личность // Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева М.: Изд-во МГУ 1994 -С.136−147
  40. В.И. Социология религии / В. И. Гараджа // учебное пособие М. изд-во Наука 1995 г. 359 с.
  41. В. Русская идея: история и современность / В. Гидиринский // Молодая гвардия 1999 г. № 8 С.233−261
  42. С.И. Специфика национального идеала в отечественной философско-правовой и отечественной мысли / С. И. Глушкова // Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии 2001 № 1 С.55−64
  43. А. Возможен ли синтез политической идеологии на основе православия / А. Головков // Независимая газета 2000 г. 18 окт. С.8
  44. В.В. Патриотизм и нравственность / В. В. Гонеева // Социально-гуманитарные знания 2002 г. № 3 С. 178−187
  45. В. Патриотический синтез как идея для России / В. Горбунов // Диалог 1999 г. № 3 С.10−24
  46. Л.А. Символическая суть исторического процесса / Л. А. Гореликов, Т. А. Лисицына // Русский путь (опыт этнолингвистической философии): в 3 ч. Великий Новгород, 1999.-Ч. 1.-С. 26−51.
  47. А.И. Русский менталитет / А. И. Гудзенко // «Русский менталитет» М. 2003 г. 443с.
  48. П.С. Культурология / П. С. Гуревич // курс лекций М. изд-во ЮНИТИ 1997 г. 356 с.
  49. С.С. Проблема понимания в философии: Философско-гносеологический анализ / С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский. М.: Политиздат, 1985. — 192 с.
  50. А.А. Этика / А. А. Гусейнов // Этика: энцикл. словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М., 2001. — С. 573−581.
  51. Г. Ч. Ложь как состояние сознания / Г. Ч. Гусейнов // Вопр.философии. 1989. — № 11. — С. 64−76.
  52. В. Толковый словарь / В Даль // Толковый словарь живоговеликорусского языка Т.2 М. 1955 1158 с.
  53. И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.):/ И. Н. Данилевский.// Курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов М.: изд-во Аспект Пресс, 1998 399 с.
  54. С.Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды / С.Ф. Денисов// «Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды» Омск: изд-во Ом! 11У, 2001.206 с.
  55. О.Н. Человеческая подлинность : пер. с англ. / О. Н. Дериси // Это человек: Антология. М.: Высшая школа, 1995. -С. 156−159.
  56. Дибиров А.-Н. 3. Устарела ли концепция легитимности М. Вебера? / А.-Н. 3. Дибиров // Социально-гуманитарные знания 2002 № 3 С.258−268
  57. О.Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1974.-386 с.
  58. Д.И. К анализу структуры субъективной реальностиценностно-смысловой аспект) / Д. И. Дубровский, Е. В. Черносвитов // Вопр. философии. 1979. — № 3. — С. 57−69.
  59. Д.И. Полуправда: ее природа и социальные функции / Д. И. Дубровский // Философские науки. 1990. — № 11.-С. 15−28.
  60. А. Эволюция национальной идеи / А. Дугин // Вопросы философии 2002 № 1 С. 177−179
  61. .В. Три века русской философии (XVIII-XX вв.) / Б. В Емельянов // Учеб. пособие изд-во Урал. Ун-та 1995.587 с/
  62. Л.И. Происхождение христианского культа / Л. И. Емелях // Л. изд-во Лениздат 1971 г. 325 с.
  63. Г. Б. Информация и сознание/ Г. Б. Жданов// Вопр. Философии -2000 г. № 11 С.97
  64. А. Национальная идея и частные интересы / А. Загородников // Независимая газета 1996 г. 20 сентября
  65. А.А. Страх правды / А. А. Зиновьев // «Зияющие высоты» -М.: изд-во ПИК, 1990. 315 с.
  66. Знаков В. В Психология понимания правды/ В.В. Знаков// СПб изд-во Алетейя 1999- 279 с.
  67. В.В. Категории Правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания/ В.В. Знаков// Вопросы философии-1994-№ 2С.55−63).
  68. В. Д. Из истории буржуазно-либеральной мысли России второй половины XIX начала XX в. (Б.Н. Чичерин)./ В. Д. Зорькин // М., 1975 г. 858 с.
  69. В.В. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов / В. В. Иванов, В.Н. Топоров// М.: изд-во Наука, 1974.342 с.
  70. В.В., Топоров В. Н. «О языке древнего славянского права» / В. Н Топоров // Словарь русского языка Т. З М. 1971 с.352
  71. А.А. Философия: энциклопедия / А. А Ивин // Словарь М.2004 С.645
  72. В.В. Моральные абсолюты в нормативном сознании / В. В. Ильин // Вестник МУ Сер.7 Философия 1992 г. № 5 с. 3−16
  73. И.А. Аксиомы религиозного опыта : в 2 т. / И. А. Ильин. -М.: изд-во РАГОРЪ, 1993. Т. 2. — 447 с
  74. И.А. О сопротивлении злу силою / И. А. Ильин // Путь к очевидности. М., 1993 г. С. 6−133.
  75. И.Н. Парадоксы российской цивилизации / И. Н. Ионов // Общественные науки и современность 1999 г. № 5 С. 115−127
  76. В. О нашем менталитете всерьёз и не очень / В. Кавторин // Нева 2003 г. № 12 С. 212−225
  77. М.С. Философская теория ценности / М. С Каган // СПб 1997 г. 478 с.
  78. .Г. Различия и связь между политической и частной моралью/ Б. Г. Капустин // Вопросы философии 2001 г. № 9 С. 3−24
  79. М. Национальная идея или национальный синдром? / М. Капустин // Независимая газета 2002 год 27 августа С.11
  80. К. О русском национальном характере / К. Касьянова // М. 1994 г. 123 с.
  81. Е. Духовно-нравственные идеалы древних сказаний / Е. Квятковский // Дошкольное воспитание 2001 г. № 9 с. 70−75
  82. Н.В. Условия абсолютного добра. Основы этики // Этика: энцикл. словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М., 2001. -С. 506−507.
  83. М.С. Мера и вера: знание о жизни и смерти у древних славян / М. С. Киселёв // Вопросы истории 1995 г. № 8 С. 103−122
  84. М.С. Этический герой и феномен двоеверия в культуре Древней Руси / М. С. Киселёв // Человек 2000 г. № 3 С. 73−86
  85. А.И. Духовная культура средневековой Руси / А. И. Клибанов.
  86. М.: изд-во Аспект-Пресс, 1996. 368 с.
  87. С.В. Идеалы и образы любви в российском обществе / С. В. Климова // Социально-гуманитарные знания 2003 г. № 1 С. 280−295
  88. В.О. О русской истории / В. О Ключевский // ."О русской истории" М. 1995 г. 712 с.
  89. .И. Справедливость высшая цель и добродетель закона / Б. И. Коваль // Личность и мир 2002 г. № 11 с.6−13
  90. Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган // «Цель и смысл жизни человека» М. 1984 г. 587 с.
  91. О. Почему люди лгут? Размышления о истине и лжи / О. Кочемасова // Наука и религия 2005 г. № 1 С. 21−27
  92. A.M. Россия в поисках национальной идеи / A.M. Кузнец // Вопросы философии 2002 г. № 1 С. 177−179.
  93. Г. В. Природа моральных абсолютов / Г. В Кузнецов Л. В. Максимов // «Природа моральных абсолютов» М. 1996 г. 213 с.
  94. В.В. От пути Прави к Русской Правде: этапы правогенеза восточно-славянского этноса / В. В. Кулыгин // Правоведение 2004 № 4 С.58−111
  95. Г. Л. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. / Г. Л. Курдаков Э.Д. Фролов И. Я. Фроянов // Л. Изд-во Лениздат 1988 г. 198 с.
  96. Т.И., Русские идеи / Т. И. Кутковец И.М. Клямкин // Полис 1997 № 2 С.87−99
  97. Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России / Н. И. Лапин // Социологические исследования 1994 № 5 С.3−8
  98. В.В. Русский порядок /В.В. Лапкин В. И. Пантин // Полис 2006 г. № 3 С. 74−88
  99. В.А. Самопознание / В. А. Лекторский // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. М., 2001. — Т.З. — С.489
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.//
  101. М.: изд-во Политиздат, 1975. 304 с.
  102. Л.В. Менталитет россиян, история и современность / Л.В.
  103. Лесная // Вестник МУ Серия Социология и политология 2002 г. № 1 С.103−106
  104. ЮЗ.Лефевр В. Алгебра совести. Пер. с анг. // М. изд-во Аспект Пресс 2002 г. 352 с.
  105. Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев // под ред. Г. Л. Дубровской. М.: изд-во Дет. Лит, 1988 г. — 238 с.
  106. Л.М. Теоретические основы сознательной нравственной жизни / Л. М. Лопатин // Аксиомы философии. -М., 1996.-С. 84−124.
  107. И.О. История русской философии / И.О. Лосский// М.: изд-во Высшая школа, 1991. 559 с.
  108. И.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский// «Характер русского народа» В 2-х кн. Франкфурт-на-Майне, 1957 г.
  109. Ю8.Майданов А. С. Миф как источник знания / А. С. Майданов // Вопросыфилософии 2004 г. № 9 С.91−105 Ю9. Малинин В. А. Смысл русской истории: ответы корифеев / В.А.
  110. Малинин // Философия и общество 2003 г. № 4 С. 63−75 НО. Мамед-заде И. Р. Диалектика соотношения морали и нравов / И. Р Мамед-заде, Н. С. Сафаров // Вопросы философии 1987 г. № 8 С. 134 137
  111. П.Мамут Л. Какой гражданин нужен России? / Л. Мамут // Власть 2001 г. № 4 С.45−53
  112. А. Историческая судьба России / А. Михайлов // Молодая гвардия 2001 г. № 3 С. 3−18
  113. Н.К. Письма о правде и неправде / Н. К. Михайловский // Сочинения: в 6 т. СПб., 1897. — Т. 4. — С. 381−464.
  114. Н. О необходимых чертах цивилизации бедующего / Н. Моисеев // философские заметки. Наука и жизнь 1999 г. № 12 С. 12−20
  115. Н.Н. Время определять национальные цели / Н. Н. Моисеев // Социально-гуманитарные знания 2004 г. № 5 С. 102−132
  116. Н.А. Менталитет и национальный характер / Н. А. Моисеева // Социологические исследования 2003 г. № 2 С.45−55
  117. И.В. Архетипы и ориентиры российской ментальности / И. В Мостовая А. П Скорик // Полис 1995 № 4 С.69−76
  118. А.А. Русская идея: проблемы, суждения // Вест.Моск.ун-та Сер.18 Социология и политология 1998 № 3 С. 104−111
  119. А.П. Истина как категория мифологического мышления / А. П. Назаретян // Общественные науки и современность 2005 г. № 4 С. 84−105
  120. А. Творческий континент России / А. Неклесса // Москва 1999 г. № 8 С.114−131
  121. Е.Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века / Е.Н. Некрасова//М.: изд-во Мартис, 1997. 160 с.
  122. Ф. По ту сторону добра и зла: пер. с нем. / Ф. Ницше // Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс- Харьков: Фолио, 1999. -1056
  123. П. И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. //М., 1904.351 с.
  124. П.И. Об общественном идеале / П. И. Новгородцев // Сочинения М: изд-во Пресса. — 1991. — 525 с.
  125. А.П. Экзистенциальность правды и объективность истины : конфликтность установки творческой личности / А. П. Огурцов //
  126. Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. -М., 1990. С.83−105. 129.0жегов С. И. Словарь русского языка М. 1978
  127. Л.И. Общезначимая духовная ценность для современной Руси / Л. И. Пахарь // Безопасность Евразии 2002 г. № 2 апрель июнь С. 351−384
  128. С. ". А четвёртому не бытии": Судьба России в религиозно-философской мысли 10−17 вв. / С. Перевезенцев // Наш современник 2004 г. № 12 С. 179
  129. Ю.А. Мифологический аспект истинности / Ю. А. Петров // Вестник МУ Серия 7 Философия 1995 г. № 6 С. 11−15
  130. В.А. Истина и справедливость: размышления О нравст-фил аспектах проблемы / В. А. Печенев // М. Политиздат 1989 254 с
  131. В.А. Правдоискательство: православно-философская идея и жизнь / В. А. Печенев // Этическая мысль Научно-бублицистические чтения М. 1990−139с.
  132. Н.В. Метаморфозы справедливости: историко-этимологический анализ понятия справедливость в русской культуре / Н. В. Печерская // Полит, исслед. 2001. — № 2. — С. 132−146.
  133. Платон. Государство: пер. с древнегреч. / Платон // Филеб, Государство, Тимей, Критий. М., 1999. — С. 79−420.
  134. А.Н. Образование древнерусской цивилизации / А. Н. Поляков // Вопросы истории 2005 г. № 3 С.72- 89
  135. А. Особый дар (Роль России в глобальном мире) / А. Понарин // Дружба народов 2004 г. № 1 С. 125−139
  136. Л.А. О нравственном потенциале государства / Л. А. Попов B.C. Соловьёв // Социально-политический журнал 1997 г. № 6 С.156−163
  137. М.В. Мировоззрение древних славян / М.В. Попович// Киев: изд-во Наукова думка, 1985. 167 с.
  138. Правда / И. И. Срезневский // Срезневский И. И. Словарьдревнерусского языка: в 3 т. М.: Книга, 1989. — Т. 2. Ч. 2. — С. 13 551 360.
  139. Правда и Истина / Ю. С. Степанов // Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2001. -С. 435−451.
  140. Правый / В. И. Даль // Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русс, яз., 1981−1982. — Т. 3. -С. 377−380.
  141. А.В. «Долженствование и возможность» / А. В. Прокофьев // Вопросы философии 2003 г. № 6 с.63−85
  142. В.Т. Социальные ценности в системе российской национально-государственной идеологии / В. Т. Пуляев Н.В. Шеляпин // Социально-гуманитарные знания 2001 г. № 5 С.69−79
  143. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» / Радищев // Полное собрание сочинений. М. 1938 В 3-х т. Т.1 392 с.
  144. В.Г. Необходимость правды / В. Г. Распутин // Лит. учеба.-1984.-№ 3.-С. 130−135.
  145. П.А. Правда-справедливость / П. А. Рачков // Вестн. Моск. унта. Серия 7 Философия. 1996. -№ 1. — С. 14−33.
  146. А.И. Российский менталитет: к социологическому дискурсу / А. И. Рёдель // Социологические исследования 2000 г. № 12 С. 109−118
  147. Т.Е., Жизненные стратегии личности / Т. Е. Резник, Ю.М. Резник// Социологические исследования 1995 № 12 С. 100−105
  148. В.В. Цель человеческой жизни / В. В. Розанов // Смысл жизни: Антология / сост. и общ. ред. Н. К. Гаврюшина. М., 1994.-С. 19−64.
  149. Русская идея на языке законов России // Материалы парламентских слушаний М.1997 С.7
  150. .А. Язычество древней Руси / Б. А. Рыбаков // М. изд-во Наука 1987 г. 1548 с.
  151. В.А. К вопросу о роли идеологии в современном государстве / В. А Рыбаков // Вестник Омского университета 1998 г. Вып.1 С. 91−93
  152. А. Интеллигенция между наукой и идеологией / А. Рязанцев // Свободная мысль 1997 № 9 С. 11−12
  153. Ю.П. Патриотизм как явление отечественной культуры / Ю. П Савельев // Советская культура в контексте истории XX века. Материалы научной конференции. В 2-х ч. СПб 2000 ч.2 С.78
  154. A.JI. О взглядах Ф.Карпова и И. Пересветова / A.JI. Саккети // Вопросы истории 1957 № 1−2 С. 117−136
  155. М.Б. «От Закона Русского к Русской Правде» / М. Б Свердлов // М. 91 г. С.59
  156. В.И. Коллективизация совести / В. И. Свинцов // Философия науки.-М., 1992.-№ 3.-С. 10−17.
  157. В.И. Полуправда / В. И. Свинцов // Вопр. философии. -№ 6,-1990.-С. 33−61.
  158. B.C., «Религия и мифология в культуре древних славян» / В. С Семина Е. В Бочарова // учебное пособие для вузов Тамбов. 2001 г. 75 с.
  159. Г. Ч. Философия человека и предельные проблемы культуры / Г. Ч. Синченко. Омск: Юридич. ин-т МВД России, 1996.-64 с.
  160. Словарь русских пословиц и поговорок / Сост. В. П. Жуков //М.1966 г
  161. Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2001. -С. 435 451.
  162. Н. В 3-х измерениях: социально-культурные факторы динамики российской ментальности / Н. Смирнова // Свободная мысль -XXI2003 г. № 6 С. 60−71
  163. Совесть / В. И. Даль // Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т .- М.: Русс, яз., 1981−1982. Т. 4. -С. 256 257.
  164. В. С. Право и нравственность / Соловьев В. С // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. JL, 1990.299 с.
  165. В. Русские против империи / В. Соловьёв // Свободная мысль XXI2002 г. № 12 С. 74−88
  166. В. С. Оправдание добра. / Соловьев В. С // «Оправдание добра» М. изд-во Прогресс 1996 г. 406 с.
  167. B.C. Спор о справедливости / В. С Соловьев // Сочинения. -М.: ЭКСМО-Пресс- Харьков: изд-во Фолио, 1999 г. 203 с.
  168. B.C. Конец спора о справедливости / B.C. Соловьев // Вестник Европы 1894. — Кн. 7 325 с.
  169. B.C. На пути к истиной философии // Сочинения в 2-х т.-М.1988 Т.2 — С.328−329 СПб.: Изд-во Алетейя, 1999. — 279 с.
  170. А.А. Феномен совести в античном и средневековом сознании (к постановке проблемы) /А.А. Столяров // Историко-философский ежегодник. М.: изд-во Наука, 1986. — С 21−35.
  171. Дж. Идеология и современная культура. Критическая социальная теория в эру массовой коммуникации./ Дж. Томпсон // М. изд-во Наука 1992 г. 485с.
  172. Е.Н. Лекции по энциклопедии права / Е. Н Трубецкой // «Лекции по энциклопедии права» изд-во Инфо м. 1988 с.35
  173. Н.Г. Русь это община и дружина / Н. Г. Трубецкой // Диалог 2001 г. № 5−6 С. 63−68
  174. А.П. Постижение правды в православии / А.П. Трубицын// «Постижение правды в православии» Омск: Изд-во ОмШУ, 1998 т г. 196 с.
  175. М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т.: пер. с нем. О. Н. Трубачева / М. Фасмер. М., 1987 г. — Т. 3. — 832 с.
  176. Г. П. Будет ли существовать Россия / Г. П Федотов // О Росси и русской философской культуре М. 1990 г. 451 с.
  177. В.Г. Истина и правда повседневности / В. Г! Федотова // Философская и социологическая мысль 2000 г. № 3,4 С. 56−81
  178. П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещание / П. А. Флоренский — сост. игумен Андроник (Трубачев) и др. М.: Моск. рабочий, 1992. — 560 с.
  179. Ш. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины / П. А Флоренский // Сочинения в 3-х томах Т. 1 М.1990 г. С. 857 с.
  180. C.JI. Духовные основы общества / С. Л. Франк.// «Духовные основы общества» М.: изд-во Республика, 1992. 510 с.
  181. С.Л. Крушение кумиров / С. Л. Франк // Сочинения. М., 1990 г.
  182. С.Л. Смысл жизни / С. Л. Франк // Смысл жизни : Антология / сост. и общ. ред. Н. К. Гаврюшина. М., 1994. — С. 489−583.
  183. А.С. «Русский бог» как парадигма отечественного художественного богопомазания / А. С. Фролов // Вестник МУ Сер 18 Социология и политология 2005 г. № 3 С. 112−123
  184. А. Русская идея: философские размышления / А. Хеллеман // Вестник МУ Серия 7 Философия 2003 г. № 1 С 86−140
  185. С.А. Введение в христианскую культуру / С. А. Чеботарёв // Тамбов 1995 г. 89 с.
  186. М.В. «Концепции правды и истины в русской культуре: проблемы корреляции"/ М. В. Черников // Полис № 5 1999г. С.49−50
  187. М.В. Как правда сопрягается с истиной? Русская парадигма / М. В. Черников // Вестник ВГУ. Сер. 1. Гуманитар, науки. 1999 г. № 1. С. 82−89.
  188. М.В. Философия правды в русской культуре / М. В. Черников // «Философия правды в русской культуре» Воронеж 2002 г. 248 с.
  189. Э.М. Природа научной истины / Э. М. Чудинов // «Природа научной истины» М: изд-во Политиздат, 1977. 312 с.
  190. ИИ. О правах человека в свете общечеловеческой нравственности / И. И. Шайхисламова // Социально-гуманитарныезнания 2002 г. № 2 С. 303−310
  191. О. История развития общества: русский путь / О. Шанхазаров // Общество и экономика 2000 г. № 2 С. 153−182
  192. М.М. Вера в дьявола в истории религии / М. М. Шейман // М. изд-во Наука 1977 г. 248 с.
  193. М. Формализм в этике и материальная этика ценностей : пер. с нем. / М. Шелер // Избранные произведения. М., 1994.318с.
  194. М.А. Истина как ценность / М. А. Шестакова // Вестник МУ Серия 7 Философия 2002 г. № 5 С.52−67
  195. JI. Киркегард и экзистенциальная философия / JI. Шестов // «Киркегард и экзистенциальная философия» М.1992 г. 212 с.
  196. И.А. Самосознание и мораль: гипотезы эволюционного становления / И. А. Шмерлин // Человек 2002 г. № 5 С. 35−41
  197. Ф. К истории первоначального христианства / Ф. Энгельс //
  198. М. изд-во Политиздат 1976 г. 215 с. 202. Этциони А. Политические процессы и моральные побуждения / А. Этциони // Вопросы философии 2005 г. № 10 с.54
  199. A.JI. Идеи И. С. Пересветова в контексте мировой истории и культуры / A.JI. Юрганов // Вопросы истории 2000 № 2 С. 17
  200. A.M. Российская государственность историко-социологический аспект / A.M. Яковлев // Общественные науки и современность № 5 2002 г. С. 78−87
Заполнить форму текущей работой