Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Малые» русские портретисты конца XVIII — первой четверти XIX века и проблема работы по частному заказу

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Творчество всех рассматриваемых в диссертации «малых» мастеров имеет общую черту: для них не характерна эволюция манеры и стиля. Такой живописец, особенно работая в портретном жанре, часто обращается к укоренившимся композиционным схемам и мотивам и вместе с тем стремится подражать новым веяниям. Но, найдя однажды удачный прием в трактовке нюансов лица и костюма, он может обращаться к нему… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.С
  • Глава I. Произведения Василия Истомина. С
  • Глава II. Творчество Ивана Смирновского: проблема атрибуции. С
  • Глава III. Иван Еремеевич Яковлев, академик Императорской Академии художеств. С
  • Глава IV. Иван Васильевич Бугаевский-Благодарный — художник и чиновник
  • С
  • Глава V. Предложение художественных услуг в конце XVIII — первой четверти XIX века (по страницам газет «Санктпетербургские ведомости» и «Московские ведомости»).С

«Малые» русские портретисты конца XVIII — первой четверти XIX века и проблема работы по частному заказу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена проблемам творчества «малых» мастеров, работавших в 1790—1820-е гг. в области портретной живописи в Петербурге1. Художники, судьбы и работы которых были по большей части забыты после их смерти, неоднократно привлекали внимание исследователей. При этом применялись разные термины: «художник второго ряда», «портретист средней руки», «средний художник», «второстепенный мастер» и др. Все они близки по значению, и в искусствоведении нередко использовались как синонимы. Еще в XVIII веке было введено понятие «городской художник», также частично совпадающее по смыслу с этими терминами. В качестве основного определения изучаемой группы художников в рамках диссертационного исследования был выбран термин «малый портретист» («малый» мастер) как наиболее свободный от оценочности.

При первичной классификации явлений русского искусства второй половины XVIII — первой половины XIX века исследователи традиционно выделяют основную (магистральную) линию, архаизирующую линию (провинциальный поток) и россику. Все эти линии находятся во взаимодействии. Искусство «малых» мастеров является своего рода связующим звеном между магистральной линией и провинциальным портретом3. В данном исследовании линия россики принципиально не выделяется, а рассматривается исключительно в Некоторые из художников, чье творчество рассматривается в данной диссертации, работали и позднее, в 18 301 840-е годы (И. Е. Яковлев, И. В. Б угаевский). Однако работы этого периода преимущественно не сохранились Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Составление, перевод с немецкого, вступ. статья, предисловие к разделам и примечания К. В. Малиновского. М., 1990. Т. 1. С. 36.

3 Евангулова О С, Карев, А А Портретная живопись в России второй половины XVIII в. М., 1994. с. 5 контексте изучаемого явления: один и тот же заказчик прибегал к услугам отечественных и иностранных мастеров, а выполненные ими портреты соседствовали в пространстве усадебного дома.

В работах «малых» мастеров отражались художественные веяния времени, причем в более оформленном, явном виде. «Некоторые аспекты их творчества дополняют общую картину развития портретного жанра, иногда более ярко подчеркивая те тенденции, увидеть которые часто мешает «хрестоматийный глянец» на полотнах первоклассных мастеров"4.

В предлагаемой диссертации обрисован круг городских художников -«малых» мастеров, работавших в столицах в конце XVIII — первой четверти XIX века. К их числу можно отнести лиц, как правило, принадлежащих к свободным сословиям (не крепостных), занимающихся живописью профессионально или полупрофессионально. Многие «малые» мастера так или иначе были связаны с Академией художеств. Среди них — ее ученики, в том числе вольноприходящие, удостоенные академических званий живописцы и так называемые «посторонние художники», выставлявшие картины на академических выставках. Живописцы «средней руки» главным образом работали по заказу частных лиц, а также государственных учреждений, для интерьеров которых требовались портреты царственных особ и высокопоставленных чиновников. За пределами описываемого круга портретистов оказались придворные и крепостные художники, пенсионеры Академии художеств, совершенствовавшие свое искусство в Италии. Заказчиками «малых» живописцев были нередко далекие от официальных кругов персоны, и потому многие из них оказались забыты. Между тем эти мастера «более непосредственно, чем их известные современники, стремились к реалистическому изображению модели. Их работы скромны внешне, они интересны не тем, что сказано по поводу «величия» изображенного, а простотой образа, правдивой передачей жизненных особенностей модели"3 .

4 Идеал и действительность. Русский портрет первой половины XIX века из собрания Государственного Эрмитажа. Каталог выставки / вступ. статья Ю. Ю. Гудыменко. СПб., 2006. С. 12.

5 Савинов, А .Н. С С. Щукин и портретисты 1790-х годов.//История русского искусства. М., 1961. Т. 7. С. 149.

Интерес к «малым» мастерам возник на рубеже Х1Х-ХХ веков, вместе с началом изучения искусства ушедших столетий. В дореволюционные годы к наследию некоторых «малых» мастеров обращались Н. Н. Врангель, Н. П. Собко и А. Н. Бенуа6. В советский период изучение творчества этих художников нашло отражение в ряде трудов общего характера, их произведения были включены в общий контекст развития русского искусства А. П. Мюллер, А. А. Сидоровым, п.

А. Н. Гречем, В. С. Турчиным и др. .

Проблема «малого» мастера возникала перед учеными при исследовании произведений ряда крупных художников в рамках задач атрибуции8. Так, монография Т. В. Алексеевой, посвященная В. Л. Боровиковскому, содержит обширный каталог отведенных от него работ, попутно ставится вопрос об их авторах — живописцах «второго ряда"9.

В XX веке вышел ряд статей, посвященных судьбе и творчеству отдельных художников10. С течением времени в полотнах живописцев «средней руки» стали находить все больше самобытности и художественных достоинств". В результате фундаментальных монографических исследований постепенно некоторые.

6 Собко Н Словарь русских художников T 1−2 СПб, 1893−95, Бенуа, А Русская школа живописи СПб, 1904, Подробный иллюстрированный каталог Выставки русской портретной живописи за 150 лет (1700−1850) / Сост Н Н Врангель СПб, 1902, Врангель Н Н Русский музей императора Александра III Живопись и скульптура T 1—2 СПб, 1904 7.

Мюллер, А П Быт иностранных художников в России Л, 1925, Мюллер АП Иностранные живописцы и скульпторы в России Л, 1927, Сидоров, А А Русские портретисты XVIII века М, Пг, 1923, Греч, А Н Русская живопись на выставках 1926;1927 гг // «Искусство» М, 1927 Кн 2−3, Турчин В С Эпоха Романтизма в России К истории русского искусства первой трети XIX века Очерки М, 1981.

8 История русского искусства М, 1961 T 7 (очерки Н М Чегодаевой, T В Алексеевой, А Н Савинова, посвященные Д Г Левицкому, В Л Боровиковскому и С С Щукину).

9 Алексеева Т В Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX вв.еков М, 1975.

10 Среди примеров статей, посвященных малым мастерам конца XVIII — первой четверти XIX века можно назвать следующие труды Никулина Н И Портрет учителя с учениками и его автор // Искусство 1969, № 5 С 51—54, Poem, А Е О живописце Ермолае Дементьевиче Камеженкове // Материалы по русскому искусству Л, 1928 С 178−184, Журавлев И В Кац Л И Материалы о крепостном художнике Е Д Камеженкове // Сообщения Института истории искусств Академии наук СССР М, 1960 № 13−14 С 121−134, Мытарева К Работы Ю Олешкевича в Эрмитаже // Сообщения Государственного Эрмитажа Вып XLI11 Л, 1978, Гпинка В М Кто изображен на двух портретах работы Митуара // Памятники культуры Новые открытия Письменность Искусство Археология [Ежегодник] М, 1980 С 311—318, Глинка В М О работах Яна Гладыша, выполненных в Петербурге в 1806—1808 гг. // Памятники культуры Новые открытия Письменность Искусство Археология [Ежегодник] Л, 1981 С 302—305, Котельншова И Г ФА Тулов — малоизвестный русский портретист первой половины XIX века // Памятники культуры Новые открытия Письменность Искусство Археология [Ежегодник] Л, 1981 С 336—365, Преснова Н Г Творчество Леонтия Семеновича Миропольского //Памятники культуры Новые открытия Письменность Искусство Археология [Ежегодник] М, 1990 С 300—31 1 Из истории реализма в русской живописи [Альбом] / сост К В Михайлова и др М, 1982.

1 9 малые" портретисты стали «большими». В 1980;1990;е годы появились работы, посвященные провинциальному портрету, а также проблеме примитива13 Накопление сведений о периферийных и столичных «малых» мастерах привело к изучению их как отдельного явления в истории русского искусства, обладающего совокупностью признаков, о чем в своих трудах писали О. С. Евангулова, А. А. Карев и др.14 Работам неизвестных и забытых портретистов было посвящено несколько выставок15. Н. М. Молева, Э. М. Белютин, Л. Н. Целищева, О. В. Микац, Л. Н. Крылова, используя архивные документы Академии художеств, выявили ряд сведений, связанных с несохранившимися произведениями малых мастеров и их биографиями16.

Актуальность темы

исследования. Несмотря на то, что существует много исследований, посвященных творчеству «малых» художников, проблема далеко не исчерпана. Практически отсутствуют статьи монографического характера об этих персонах. Редки и исследования, посвященные отдельным произведениям рассматриваемых мастеров. Биографии художников часто содержат неточную и недостаточно полную информацию. Отчасти это объясняется традиционным для отечественного искусствоведения преимущественным интересом к великим именам и сопутствующим ему умалением значения других живописцев в истории искусства. Слабая изученность многих фигур «второго» ряда и художественной.

12 Турчин В С Александр Варнек М, 1985, Ракина В, А Живописец Николай Аргунов М, 2005.

Ярославские портреты ХУ1П-Х1Х веков Ярославль Переславль-Залесский Ростов Ярославский Андропов Углич / авт вступ ст и сост И Н Федорова, С В Ямщиков М, 1984, Сибирский портрет XVIII — начала XX века СПб, 1994, Бондарева НЮ Донской портрет XVIIIпервой половины XIX века в контексте восточноевропейского провинциального портрета этого периода СПб, 1996 Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствознания, Лебедев, А В Тщанием и усердием Примитив в России XVIII — середины XIX века М, 1998.

14 Евангулова О С, Карев, А А Портретная живопись в России второй половины XVIII в М, 1994, Евангулова ОС К проблеме частного заказа в русской художественной практике XVIII столетия // Русское искусство Нового времени М, 2006 Вып 10 С 79—94, Волгина ЮИ Русский портрет второй четверти 19 века (Портретисты «средней руки») М, 1997 Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствознания.

15 Неизвестные и забытые портретисты XVIII — первой половины XIX века Каталог выставки М, 1975, Портретная живопись в России XVIII века из собрания Эрмитажа Каталог выставки Л, 1987, Примитив в России XVIII—XIX вв.ек Иконопись Живопись Графика Каталог выставки М, 1995, Идеал и действительность Русский портрет первой половины XIX века из собрания Государственного Эрмитажа Каталог выставки СПб, 2006.

16 Молева Н, Белютин Э Русская художественная школа первой половины XIX века М, 1963, Целищева Л Н Степан Щукин М, 1979, Микац О В К вопросу о художественном образовании в России в XVIII — XIX веках Копирование в Эрмитаже // Труды Академии художеств Вып 3 М, 1985, Крылова Л Н Копии, оригинальные работы русских художников-академистов и эталоны для копирования в Академии художеств (по архивным материалам ЦГИА СССР) // Русская живопись XVIII века Исследования и реставрация Сб научных трудов М, 1986 с 65−101 среды в целом обусловлена и тем, что сведений об этих живописцах сохранилось очень мало, они носят фрагментарный характер и обнаруживаются в разных архивных фондах и периодических изданиях того времени. Творческое наследие «малых» мастеров дошло до нас с большими лакунами (иногда известны одна-две работы), и далеко не все сохранившиеся произведения, часто лишенные авторской подписи, введены в научный оборот. Стремление содействовать исправлению такого состояния вопроса определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Цели и задачи диссертации. Цель работы — изучить явление «малых» портретистов конца XVIII — первой четверти XIX века на примере четырех фигур — Василия Истомина, Ивана Смирновского, Ивана Еремеевича Яковлева и Ивана Васильевича Бугаевского-Благодарного, определить их место в художественной культуре эпохи и специфику работы «малых» мастеров по частному заказу. В соответствии с обозначенной целью были поставлены следующие задачи:

• выявить сведения о жизни Истомина, Смирновского, Яковлева и Бугаевского-Благодарного и по возможности реконструировать их биографии;

• реконструировать корпус работ четырех «малых» мастеров;

• изучить специфику манеры и стиля, присущих каждому из мастеров, и определить их место в художественной среде;

• исследовать круг моделей и заказчиков этих мастеров;

• дать характеристику взаимоотношениям «малого» мастера с городской средой;

• изучить особенности предложения на рынке художественных услуг, используя материалы газет за 1790−1820-е гг.

Объектом исследования являются произведения живописи из собраний отечественных музеев и частных коллекций, а также материалы газет «Санктпетербургские ведомости» и «Московские ведомости» 1790−1820-х гг. Предметом исследования стали сведения, связанные с корпусом работ и биографией художников В. Истомина, И. Смирновского, И. Е. Яковлева и.

И. В. Бугаевского-Благодарного, а также сведения о предлагаемых «малыми» живописцами услуг.

Автор приносит глубокую благодарность старшим научным сотрудникам Государственной Третьяковской галереи Л. 3. Иткиной, А. А. Погодиной, И. Е. Ломизе за неоценимую помощь и щедрость в передаче опыта, благодарит за неизменную поддержку сотрудников отдела экспертизы и отдела живописи XVIII — первой половины XIX века ГТГ. Он выражает также признательность за содействие С. П. Сергееву (Петрозаводск), В. В. Рязанову (Ростов-на-Дону), Т. В. Елисеевой (Саранск), И. Н. Кулешовой (Ярославль), А. П. Хоряку (Минск), И. Н. Матущак (Батурин, Украина), Ю. Ю. Гудыменко, Е. И. Столбовой и О. А. Капарулиной (С.-Петербург), Н. А. Перевезенцевой и Н. Н. Скорняковой (Москва).

Заключение

.

Большинство художников сочетали в своем творчестве разные жанры живописи, однако наиболее распространенным в сфере городского заказа был портрет. «Малые» мастера изредка обращались и к таким жанрам, как историческая картина или интерьерная сцена. В качестве примера можно назвать картину Истомина «Перенесение.», предназначенную для церковного интерьера. К сфере религиозной живописи относятся картины Яковлева, исполненные на сюжеты из Священного Писания («Явление Христа женам-мироносицам», «Исцеление слепорожденного»). Также по мере развития жанровой живописи в интерьере «малые» мастера могли обращаться и к ней. Картина Бугаевского «Внутренний вид церкви Обуховской больницы», так же как и «Перенесение.» Истомина, посвящена событию из церковной жизни и документальна, то есть имеет черты группового портрета.

В 1790—1820-е гг. в творчестве «малых» мастеров неоднократно встречаются автопортреты. Изображение Истомина в его «Перенесении.», выделенное на полотне светом и местом в общей композиции, призвано посредством надписи на свитке сообщить зрителю об авторе и времени создания картины. Знаменательно и то, что живописец представлен в одной картине с императором. Этот редкий для русской живописи этого периода прецедент свидетельствует о росте самосознания внеакадемического художника. Станковый автопортрет «малого» мастера представляет собой наиболее интересную область, в которой художник максимально свободен и не ограничен в возможности поработать с натуройв изображении нередко присутствует мольберт, за которым идет работа. Композиция произведений воспитанников Академии, как правило, содержит гипсовый слепок с какой-либо античной скульптуры, находившийся в ее стенах. Вершинным явлением среди подобных работ 1810-х гг., является Автопортрет Яковлева, в котором живописец едва ли не впервые совмещает скульптуру и человеческую голову в одном пространстве, на первом плане.

Наибольшее количество произведений «малых» мастеров 1790—1820-х гг. относится к жанру камерного портрета, наиболее популярного и демократичного вида станковой живописи. Работа в этой сфере (также как и над миниатюрным или графическим портретом) была наиболее надежным способом заработка приезжего живописца, порой не всегда знакомого с особенностями местной культуры. Удобна она была и для молодого русского художника, лишь недавно занявшегося портретной живописью, или опытного мастера средней руки, который может писать быстрее остальных (и соответственно выполнять большее число заказов). Создаваемый с натуры камерный портрет должен быть похож на модель, но это сходство — едва ли не единственное необходимое достоинство полотна в глазах многих горожан. Именно при работе над камерным портретом «малый» мастер больше всего зависит от созданного им ранее шаблона и постоянно реплицирует устоявшиеся композиционные схемы и изобразительные мотивы в новых произведениях. Это приводит к известной «серийности» полотен художника, особенному их сходству, подчас сближающему отдельные его произведения между собой как по луремес ленную тиражную продукцию. Подобные работы, как и копийные императорские портреты, могли повторяться авторами или служить в качестве оригиналов и для других «малых» мастеров.

Область камерного портрета в творчестве «малых» мастеров 1790—1820-х гг. отмечена наибольшей вариативностью этого жанра, большей, чем в творчестве провинциальных художников и живописцев предыдущих десятилетий. Большое распространение в искусстве этой эпохи имели парные изображения, чаще всего супружеские (например, портреты «неизвестных» кисти Истомина, парные портреты Пасковых-Шараповых кисти Яковлева, парные малоформатные портреты кисти Бугаевского-Благодарного).

Фигуры моделей ряда портретов 1790—1820-х гг. обычно представлены в поколенном срезе, придающем изображению привкус парадности («Портрет молодого человека с мопсом» кисти Смирновского, ряд малоформатных и станковых работ Бугаевского).

Отдельный сегмент в наследии «малых» мастеров составляют мужские портреты в губернском мундире. Развитие этой разновидности обусловлено потребностями заказчиков — дворян, по приказу императора 1797 года облачившихся в такие мундиры. Среди них — портреты Юрьева и Кошкарева кисти Смирновского и «Портрет неизвестного» 1798 года кисти Истомина. Впечатление представительности, присущее такому портрету, роднит его с художественной традицией предшествующих десятилетий.

Большинство рассматриваемых художников исполняло портреты купцов, весьма различные по костюму моделей (близкому к дворянской моде или же традиционному). Внутренний мир изображенных часто носит внеличностный характер, как, например, в «Портрете неизвестной» 1817 года кисти Яковлева (ГИМ).

Творчество всех рассматриваемых в диссертации «малых» мастеров имеет общую черту: для них не характерна эволюция манеры и стиля. Такой живописец, особенно работая в портретном жанре, часто обращается к укоренившимся композиционным схемам и мотивам и вместе с тем стремится подражать новым веяниям. Но, найдя однажды удачный прием в трактовке нюансов лица и костюма, он может обращаться к нему и спустя годы. От творчества художников первого ряда и живописцев ремесленного уровня, произведения «малых» мастеров отличаются качественной и стилевой неровностьюнередко присутствие отдельных произведений, отмеченных высоким уровнем живописной культуры, интересом к передаче индивидуальных особенностей запечатлеваемой натуры и окружающего пространства, внутреннему миру модели. Закономерно появление большой исторической картины среди работ Истомина — масштабного замысла, порученного живописцу, которого заказчик воспринимает как достаточно искусного. Среди работ Яковлева аналогичное место занимает репрезентативный и изысканный портрет Пасковой-Шараповой.

Ориентация «малых» мастеров, приезжих и местных городских живописцев, на вкус определенного круга заказчиков — дворянства средней руки, патриархального по своему укладу, или купечества, напротив, приблизившегося к столичной культуре, предполагала тщательное воспроизведение особенностей моды и в значительной степени определяла сходный результат их деятельности. Выполненные в соответствии с простой для воспроизведения схемой камерного портрета, они не претендуют на исключительность «инвенции». Зато они успешно реплицируют иконографические мотивы портретов более крупных художников. Например, можно предположить, что Смирновский, Истомин и Бугаевский поверхностно воспроизводили в ряде портретов с натуры наиболее заметные элементы композиции работ Боровиковского, не претендуя на буквальное приближение к его художественному языку.

Провинциализм манеры, отдельные недочеты в видении формы, анатомии модели с академической точки зрения, повторение поз и жестов в ряде портретов, свойственные многим портретистам, отнюдь не умаляли их репутацию в глазах заказчиков определенного уровня. Знакомое, типовое, порой почти идентичное присутствующему в усадебном или городском доме соседа, портретное изображение кисти «малого» мастера стоило дешевле произведений ряда его современников, проявлявших подчас излишнюю инициативу в процессе работы по частному заказу. В первые годы XIX века особое употребление получил глагол «потрафить», неоднократно используемый самими портретистами в объявлениях с предложением их услуг. Склонность «малого» мастера учитывать пожелания заказчика, его следование определенным канонам при создании портрета, умение схватывать сходство портретируемой персоны делала его предложение достаточно выгодным в глазах публики определенного круга и позволяла ему занять отдельную нишу на рынке художественных услуг.

Хотя манера и художественный язык каждого из «малых» мастеров отмечены рядом индивидуальных особенностей, в их творчестве нередко обнаруживаются определенные закономерности. Это особенное внимание к элементам костюма (в особенности женского), стремление к протокольной тщательности в изображении аксессуаров. Оно не только компенсирует недостаток их выучки, но и составляет особую привлекательность в глазах заказчика, существуя вне отношений прямой конкуренции с произведениями известных художников. Традиционная композиция камерного портрета с трехчетвертным поворотом фигуры подвергается в творчестве «малых» мастеров определенному упрощению: нередки нейтральный фон, поверхностное восприятие светотени и застылость позы модели, обусловленная нежеланием заказчика и живописца длительно работать с натуры (неслучайно, рекламируя свои услуги в газете, портретист часто указывает количество/продолжительность сеансов позирования). Все эти особенности придают определенную умиротворенность и гармонию портретному образу.

Творчество столичных «малых» мастеров отличается весьма хорошим качеством по отношению к искусству примитива и провинциальному портрету. Традиции академического искусства хорошо знакомы таким живописцам и подчас воспроизводятся весьма удачно. Их работы притягательны сочетанием декоративности живописи с реалистичностью восприятия натуры, подчас и печатью «столичного лоска», недоступного кисти провинциальных мастеров.

Несмотря на отмеченные выше закономерности, присущие творчеству «малых» мастеров, это явление остается не вполне изученным и не слишком поддающимся классификациисближения тех или иных живописцев, работавших в одну эпоху, проводимые современными исследователями, представляются условными, потому что спектр известных сегодня имен портретистов 1790—1820-х годов остается весьма неполным.

Представленный в настоящей работе материал позволяет сделать вывод о том, что изучение творчества и биографий портретистов второго ряда существенно обогащает представление о художественной жизни 1790−1820-х гг. Прилагательное «малые», применяющееся как определение таких мастеровусловно, так как многие из них были известны в период расцвета своего искусства. Их успех носил различный характер: положительно отзывались в городских журналах и газетах критики на выставленные в залах Академии работы Яковлева и Бугаевского, устная рекомендация, вероятно, способствовала появлению многочисленных портретных заказов у Смирновского, определенный художественный опыт предшествовал и выбору Истомина как автора большой исторической картины, сделанному высокопоставленными священнослужителями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. При составлении каталога автор придерживался следующих принципов.
  2. Рубрика «Выставки» содержит сведения о временном экспонировании произведения или ссылку на каталог.
  3. Старые надписи, наклейки и пометки на картинах, связанные с советским периодом, в каталоге не приводятся, как и сведения о сохранности и реставрациикартин.
  4. В каталог включены работы художников из частных собраний даже в том случае, когда сведения о них минимальны.
  5. Сведения о изображенных указаны весьма подробно или кратко, в зависимости от степени известности персоны.
  6. Полный корпус работ, местонахождение которых неизвестно, со ссылками на источники, приведен в текстах глав первого тома диссертации, как и сведения о сохранившихся рисунках художника.
  7. Содержание рубрики «Комментарий» варьируется в зависимости от характера дополнительных сведений, которыми располагает автор, и соображений, представляющихся важными для характеристики картины.1. Василий Истомин
  8. Портрет неизвестного в синем кафтане. 1799 (парный к № 2)1. Холст, масло. 70,2×57.
  9. Слева внизу на фоне подпись: П. снатуры В. Истоминъ 1799го Мшя 20 дня Современное местонахождение. Государственная Третьяковская галерея. Инв. 6033. Поступление. В 1924 из ГМФ.
  10. Собрания, владельцы. М. П. Рябушинский (Москва) — ГМФ.
  11. Комментарий. Неизвестный изображен в губернском дворянском мундире Архангельской губернии.
  12. Портрет неизвестной в синем платье. 1799 (парный к № 1)1. Холст, масло. 69,5×56.
  13. Портрет неизвестного. 1800-е гг.1. Холст, масло. 66×53.
  14. Современное местонахождение. Государственная Третьяковская галерея. Инв. 24 584. Поступление. В 1938 из ЛЗК.
  15. Портрет Платона Богдановича Огарева. 1800-е гг. (до 1807)
  16. Акварель, гуашь, кость. 5,8×4,5 (восьмиугольник). Подпись справа: В.Истоми.
  17. Современное местонахождение. Государственный исторический музей. UV-1283/68 405. Поступление. В 1930 из ГМИИ.
  18. Портрет неизвестной в голубом платье. 1800-е гг.1. Холст, масло. 77×68,8.
  19. Слева, на подоконнике, подпись: Шса Вастй Истоминъ
  20. Современное местонахождение. Государственная Третьяковская галерея. Инв. 6034. Поступление. В 1924 из ГМФ.
  21. Собрания, владельцы. .М. П. Рябушинский (Москва) — ГМФ.
  22. Перенесение Тихвинской иконы Божьей матери из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор в Тихвине 9 июня 1798 года". 1801фрагмент)1. Холст, масло. 283×254.
  23. Внизу, в центре композиции, на изображении свитка подпись: Шсалъ cm картину сей Васшей Истоминъ. Съ 20го мшя кончилъ 2 дня ноября 1801 го года.
  24. Современное местонахождение. Государственный Русский музей. Инв. Ж-5797. Поступление. В 1898 году из Академии художеств.
  25. Собрания, владельцы. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь: Церковь Рождества Богородицы (паперть, 1802−1859), Успенский собор (паперть, не позднее 1888), ризница (не позднее, чем в 1890-е гг.) — Императорская Академия художеств.
  26. В. Истомина (фрагмент картины «Перенесение Тихвинской иконы Божьей матери из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор в Тихвине 9 июня 1798 года»)
  27. Вероятные произведения кисти Василия Истомина
  28. Неизвестный художник (В. Истомин? Атрибуция С. П. Сергеева)
  29. Мужской портрет. 1800-е гг.1. Холст, масло. 68×53.
  30. Современное местонахождение. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Ж-79. Поступление. В 1961 из ГРМ.
  31. Копия с пастельного портрета работы И. Г. Шмидта (ГРМ) Холст, масло. 29×22.
  32. На подрамнике надпись: Александръ Романовичъ Графъ Воронцовъ. Комерц Колегий Президент. Роб. Истомина.
  33. Современное местонахождение. Государственный Русский музей. Ж-3203. Поступление. В 1930 из Государственного Эрмитажа.
  34. Портрет неизвестного. 17 981. Холст, масло. 68×53.
  35. Подпись слева внизу: П, иванъ, Смирновскш июля 25,1798. Современное местонахождение. Государственный Русский музей. Ж-3271. Поступление. В 1928 г. из Строгановского дворца-музея.
  36. Собрания, владельцы. Собрание П. М. Романова (на обороте: Принадлежит П. М. Романову, Ивановская, д. 4).
  37. Каталоги. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII начало XX века: Каталог. Д., 1980. С. 305. № 5482- Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век: Каталог. Л., 1998. Т. 1. С. 158, № 429.
  38. Комментарий. Неоднократно использовался в качестве эталонной работы для определения авторства Смирновского. Наградная именная медаль времени Александра I написана позднее.
  39. А. М. Юрьева. 1799
  40. Холст, масло. 68,7×58,6. Слева внизу подпись: /511 799.
  41. На подрамнике вверху надпись графитным карандашом: Гнъ Юръевь. Современное местонахождение. Государственная Третьяковская галерея. Инв. 85. Поступление. Приобретено П. М. Третьяковым. Выставки. Передвижные выставки ГТГ в 1963—1964 гг.
  42. Московские ведомости. 1825. 14 февр. № 13. С. 436.
  43. Портрет молодого человека с мопсом. Конец XVIII века1. Холст, масло. 81×65.
  44. Современное местонахождение. Государственная Третьяковская галерея. Инв. 97. Поступление. Приобретено П. М. Третьяковым в 1878 г.
  45. Выставки. Каталог выставки произведений Д. Г. Левицкого / Государственная Третьяковская галерея. М., 1922. № 44.
  46. А. Кошкарева. Конец 1790-х гг.
  47. Холст, масло. 65×50,5 (овал).
  48. Г. Р. Державина (?). 2-я половина 1790-х гг.
  49. Холст, масло. 59,5×56- 69,5×56 (по И. Г. Котельниковой) — 70,1×56,74 (по Т. В. Алексеевой). Современное местонахождение. Государственный Эрмитаж. РЖ-2623. Поступление. В 1963 г. через ЭЗК от А. И. Пановой.
  50. Собрания, владельцы. В XIX веке принадлежал Н. Д. Быкову, затем Е. В. Всеволжской (имение Рябово Санкт-Петербургской губернии).
  51. Портрет молодого человека в черном кафтане. 1790-е гг.1. Холст, масло. 69×54,4.
  52. Современное местонахождение. Государственный Русский музей. Ж-5986. Поступление. От В. Д. Фролова в 1953 г.
  53. Каталоги. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII начало XX века. Каталог. Л., 1980. С. 158, № 5483- Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. СПб., 1998. Т. 1. № 428, С. 158.
  54. Надпись на обороте: Писалъ Смирновской апр±ля 1810 года.
  55. Современное местонахождение. Самарский областной художественный музей. Ж-105. Поступление. Из Бугурусланского педтехникума в 1925 г.
  56. Собрания, владельцы. Усадьба Смоленское (Державино) Оренбургской губернии, П. Н. Миллер.
  57. Выставки. Государственная Третьяковская галерея «Неизвестные и забытые портретисты XVIII — 1-й половины XIX века». М., 1975. С. 65. № 31.
  58. Портрет двух девочек. 18 101. Холст, масло. 63×49.
  59. Надпись на обороте: Писалъ Смирновской апр-Ьля 1810 года (воспроизведена на дублировочном холсте).
  60. Современное местонахождение. Самарский областной художественный музей. Ж-106. Поступление. Из Бугурусланского педтехникума в 1925 г.
  61. Собрания, владельцы. Усадьба Смоленское (Державино) Оренбургской губернии, П. Н. Миллер.
  62. Выставки. Государственная Третьяковская галерея «Неизвестные и забытые портретисты XVIII — 1-й половины XIX века», 1975. С. 65. № 30.
  63. Портрет Елизаветы Лаврентьевны Шерман. 1817
  64. Холст, масло. 64,6×55,7.
  65. Выше правого нижнего угла подпись: 1817 Бт^по^зкоу.
  66. На обороте на подрамнике надпись: Елизавета Лаврентьевна Шрман, урожденная Брауэр, внучка Голанскаго Консула при Императриц Ъ Екатерине 11, сестра пробабушки Анастасии Ивановны Лисаневич.
  67. Современное местонахождение. Национальный художественный музей Республики Беларусь. РЖ-559.
  68. Сведения о изображенной. Подписанные одним годом и поступившие в музей из одного собрания, портреты, вероятнее всего, являются парными, что подтверждается одинаковым размером полотен, общей тональностью фона.
  69. Комментарий. Почти вся фигура модели покрыта записями, однако остальные фрагменты живописи характерны для кисти Смирновского.
  70. Так, например, консул Багге сообщал на страницах газеты весной 1805 года о своем предстоящем отъезде из Петербурга (Санктпетербургские ведомости. 1805. 21 апр.- 12 мая).
  71. Портрет Христины Брауэр. 18 171. Холст, масло. 64×55.
  72. Слева внизу подпись: Зт1гпоУ5коу 1817, Ь.
  73. На обороте на подрамнике надпись: Христина Брауэр, сестра пробабушки Анастасии Ивановны Лисаневич, внучка голанского консула при император Екатерин 11-й.
  74. Современное местонахождение. Национальный художественный музей Республики Беларусь. РЖ-825.
  75. Слева внизу подпись: Бтьтохзку 1819.
  76. Современное местонахождение. Художественный музей им. М. С. Туганова, Владикавказ. Инв. № 7.
  77. Поступление. В 1939 г. из ЛЗК.
  78. Каталоги. Художественный музей Северной Осетии СССР. Каталог. М., 1955. С. 11- СевероОсетинский республиканский художественный музей. Каталог. Л., 1970 / Сост. А. А. Джанаева. С. 42, 43.
  79. Портрет неизвестной в белом платье. 1820
  80. Холст, масло. 67×58,6. Слева внизу подпись: 1820 S.
  81. Современное местонахождение. Государственный Русский музей. Ж-3270. Поступление. В 1940 г. из J13K (собрание И. И. Рыбакова).
  82. Портрет неизвестного. 18 201. Холст, масло. 68×56.
  83. Подпись слева внизу: 8т1гпом>8ку 1820.
  84. Современное местонахождение. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи. РЖ-25.
  85. Поступление. В 1959 г. поступил из Дирекции художественного фонда и проектирования памятников Министерства культуры РСФСР.
  86. Выставки. Каталог выставки картин русских художников XVIII начала XX веков из частных собраний Ленинграда. Л., 1954.
  87. Портрет дамы в белой шали. 1820-е гг.1. Холст, масло. 69×57.
  88. Современное местонахождение. Ростовский областной музей изобразительных искусств. Ж-1312
  89. Поступление. В 1989 г. приобретено у Георгия Павловича Солонина в Москве.
  90. Каталоги. Министерство культуры Ростовской области. Ростовский областной музейизобразительных искусств. Живопись. Каталог. Ростов-на-Дону, 2002. С. 45, 102. № 451.
  91. Комментарий. Атрибуция портрета кисти И. Смирновского сделана старшим научнымсотрудником В. В. Рязановым и утверждена Атрибуционным советом музея. В качествеосновного эталонного произведения использовался «Портрет неизвестной» (1819).
  92. Портрет Захара Григорьевича Чернышева. 1821
  93. Холст, масло. 69,8×58,7.
  94. Слева внизу подпись: Бпитоузку 1821 (в каталожной карточке ГИМа ошибочно: «Бгшгпоузк!»).
  95. Современное местонахождение. Государственный исторический музей. Инв. 77 797/и 1−3332. Поступление. Поступил в 1935 г. (из старых поступлений).
  96. Портрет Екатерины Мюллер. 1822
  97. Холст, масло. 69,7×58,6.
  98. Подпись слева внизу: Smirnovsky 1822.
  99. Портрет Екатерины Дмитриевны Долгоруковой. 1822
  100. Холст, масло. 67×56. Подпись. Smirnovsky 1822.
  101. Современное местонахождение. Государственный Исторический музей. Инв. 55 361/1249 И-1. Поступление. В 1924 г. поступила из ГТГ.
  102. Собрания, владельцы. Е. А. Долгорукова (до 1917) — Третьяковская галерея (до 1924). Выставки. Каталог историко-художественной выставки русских портретов в Таврическом дворце. СПб., 1905. Вып. 4. С. 57. № 966.
  103. Комментарий. В музее имеется копия портрета (1830-е гг), поступившая из ГТГ в 1927 г. как «Портрет неизвестной» 86×65 (овал). Инв. 361/61 843И-1. Фон нейтральный, без облачного неба.
  104. Вероятные произведения Ивана Смирновского
  105. Портрет неизвестной (А. И. Истомина?). Середина 1820-х гг.1. Холст, масло. 72,2×58.
  106. Современное местонахождение. Всероссийский музей А. С. Пушкина. Ж-628. Поступление. От В. М. Реброва в 1955 г.
  107. Выставки. «Райский сад. Женщина и драгоценности». Всероссийский музей А. С. Пушкина, 1996.
  108. Комментарий. Музейными специалистами высказано предположение о принадлежности портрета кисти И. Смирновского.
  109. Женский портрет. 1818. (не воспроизводился)
  110. Современное местонахождение. Частное собрание. Подпись внизу слева: IS 1818. Собрания, владельцы. Ю. Г. Епатко.
  111. Выставки. Русское искусство XVIII начала XX века из частных собраний Ленинграда. Л., 1988. С. 44.
  112. Произведения, от которых отведено авторство Ивана Смирновского
  113. Портрет дамы". 1-я треть XIX в. Холст, масло. 71×57.
  114. Слева внизу фальшивая подпись: Smirnovsky 1. Местонахождение. Не указано.
  115. Холст, масло. 75,8×60,4.
  116. Слева, у бюста подпись: И Як.1811.
  117. Современное местонахождение: Государственная Третьяковская галерея. Инв. 5205. Поступление: в 1925 г. из Московского Румянцевского музея.
  118. Портрет неизвестного. 18 111. Холст, масло. 67×49.
  119. Подпись справа внизу: И. Яковлевъ. 1811
  120. Современное местонахождение. Государственный историко-культурный заповедник «Гетманская столица» (г. Батурин, Украина).
  121. Поступление. Выдан на постоянную экспозицию Львовским художественным музеем в 2009 г. Собрания, владельцы. Львовская национальная галерея искусств (с 1953) — Дирекция художественных выставок и панорам в Москве.
  122. Выставки. Академия художеств начала XIX века. Каталог выставки. Л., 1976. С. 23. Каталоги. Львовска Державна Картинна галерея. Каталог художшх твор! в. Кшв, 1955. С. 18 (без нумерации).
  123. Портрет художника Д. Г. Левицкого. 18 121. Холст, масло. 132×107.
  124. На обороте холста штамп ИАХ музей и надпись черной краской: Переведена живопись со старого холста на новый холсть въ 1900 г. И. Умецкш. Современное местонахождение. Государственный Русский музей. Ж-3275. Поступление. В 1823 из Академии художеств.
  125. Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735−1822), художник, академик портретной живописи (1770).
  126. Комментарий. Портрет гравировали Ф. И. Иордан (1833) и Ф. Алексеев (1844).к4. Портрет неизвестной. 18 171. Холст, масло. 64×51.
  127. Справа за плечом подпись: 1817 И.Як.
  128. На подрамнике карандашом: И. Яковлев 1807 (допущена ошибка в дате). Современное местонахождение. Государственный исторический музей. Инв. 72 631 /И1−2401.
  129. Поступление. Из Московского Румянцевского музея.
  130. Портрет неизвестного из семьи Луниных. Вторая половина 1810-х гг.(?)
  131. Холст, масло. 56,3×44,5.
  132. Слева внизу подпись-монограмма и дата: 1Я1816 (1818?- ранее прочитывалась как «1813″). Современное местонахождение. Государственная Третьяковская галерея. Инв. 28 293. Поступление. Приобретен в 1946 у Числиевой.
  133. Портрет старика в шубе. 1810−1820-е гг.
  134. Холст, масло. 62,3×48,3.
  135. Современное местонахождение. Государственная Третьяковская галерея. Инв. 174.
  136. Справа внизу подпись: И.Як. 1813.
  137. Поступление. Приобретен П. М. Третьяковым до 1893.
  138. Выставки. Из фондов Государственной Третьяковской галереи. 1956. Москва, ЦДРИ (без каталога).
  139. Портрет чиновника с орденом Владимира 4-й степени и медалью „За Отечественную войну 1812 года“. 18 211. Холст, масло. 67×53,5.
  140. Слева внизу подпись и дата: И. Як 1821.
  141. На левой планке подрамника внизу наклейка: Русскш музей императора Александра III 2115 Художеств. Отдел.
  142. Современное местонахождение. Государственный Русский музей. Ж-3274. Поступление. В 1905 от П. О. Смирнова (С.-Петербург).
  143. Выставки. Каталог историко-художественной выставки русских портретов в Таврическом дворце. СПб., 1905. Вып. 4.С. 70, № 1034.
  144. Каталоги. Государственный Русский музей. Живопись XVIII начало XX века. Каталог. JI., 1980. С. 65. № 856- Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. К-Я. СПб., 2007. С. 239, № 721.
  145. Комментарий. Изображен капитан-исправник по выборам в Дворянское собрание Казанской губернии.
  146. Портрет неизвестного. Около 1824
  147. Новая атрибуция: Портрет купца Ф. А. Паскова-Шарапова1. Холст, масло. 107,5×81.
  148. Современное местонахождение. Государственный Эрмитаж. ЭРЖ-3033. Поступление. Приобретен в 1987 году через ЭЗК у А. Ф. Розанова.
  149. Выставки. Идеал и действительность. Русский портрет первой половины XIX века из собрания Государственного Эрмитажа. Каталог выставки. СПб., 2006. С. 68. № 66.
  150. Новая атрибуция: портрет купчихи Е. Н. Пасковой-Шараиовой
  151. Холст, масло 108,3×81,5. Справа внизу: И.Як./1824.
  152. Современное местонахождение. Государственный Эрмитаж. ЭРЖ-3034. Поступление. Приобретен в 1987 году через ЭЗК у А. Ф. Розанова.
  153. Выставки. Идеал и действительность. Русский портрет первой половины XIX века из собрания Государственного Эрмитажа. Каталог выставки. СПб., 2006. С. 68, № 67- Знаменитые и забытые мастера. Русское искусство в Эрмитаже. СПб., 2007. С. 19.
  154. Вероятные произведения И. Е. Яковлева
  155. Два приятеля. 1811 (возможно авторство М. И. Теребенева)1. Холст, масло. 87×71.
  156. Современное местонахождение. Государственный Русский музей. Ж-5148. Поступление. В 1916 году от Б. К. Чекато (Петроград).
  157. Произведения, местонахождение которых неизвестно
  158. Святой Марк (не позднее 1829)
  159. Воспроизведена копия с оригинала Яковлева, выполненная Н. Г. Чернецовым в технике черной акварели (ГТГ)1. Холст, масло. 107,5×81.
  160. Современное местонахождение неизвестно .
  161. До 1835 года картина входила в состав живописной коллекции Русского музеума П. П. Свиньина.
  162. Лукреция умирающая (1808−1810).
  163. Скульптор, упражняющийся в своей работе (1808). 4−6. Три портрета с натуры (1813).7.8. Два портрета с натуры (1814). 9—11. Три портрета с натуры (1815).
  164. Портрет „козацкого генерал-майора Ефремова“ (1820).
  165. Портрет госпожи Кусовой (1824).
  166. Портрет обер-прокурора графа С. П. Салтыкова (1824).
  167. Портрет господина Петрова (1824).
  168. Портрет „покойного сенатора Г. Г. Политковского“ (1827).17. Женский портрет (1827).18.19. Одинаковые по иконографии портреты императора Николая I в рост „дляпребывающаго в Вене Российскаго посла Д. П. Татищева и для Инженерного
  169. Департамента“, вероятно, копийные (1830).
  170. Портрет генерал-адъютанта Нейдгарта (1830).21.22. Портреты помещика Жилина и его супруги (1830).
  171. Портрет полковника Юшковича (1830).
  172. Детский портрет Пашковой (1830).
  173. Портрет с натуры статс-секретаря Н. М. Лонгинова (1831−1832).26.27. Портреты императора Николая I и императрицы Александры Федоровны для генерал-фельдмаршала графа Фабияна Вильгельмовича Остен-Сакена (1831−1832).
  174. Копийный портрет императрицы Елизаветы Алексеевны (1832−1833).
  175. Портрет в рост дочери графа Закревскаго (1832−1833).30. „Портрет для полковника Петрова“ (1839−1840).31. „Грудной портрет пожилаго мужчины“ (картинная галерея Ф. И. Прянишникова- не датирован).
  176. Историческая картина для церкви Кондукторского училища (не позднее 1827).
  177. Три образа для иконостаса домовой церкви Макария Египетского при Горном институте (1828).
  178. Хоругви для собора Преображения Господня всей гвардии (1829).
  179. Явление Спасителя по воскресении Марии Магдалине и Марии Клеоповой „фигуры полагаются во весь рост“ (1831−1833).
  180. Иконы для боковых дверей иконостаса церкви Благ. вел. кн. Александра Невского при Правительствующем Сенате (1832−1834).
  181. Благовещение для царских врат церкви Великомученицы Екатерины при Императорском училище правоведения (1835).8. „Многие образа в церковь, построенную помещицею Руденковою в Малороссии“ в Полтавской губернии (1835−1837).
  182. Несколько образов в город Кронштадт в Морскую госпиталь (1838−1839).10. „Образ Снятие с креста к родственнику в Полоцкий Кадетский Корпус“ (1838−1839).
  183. Исцеление слепорожденного (1839).
  184. Запрестольный образ Воскресение Христово в Симбирск (1840).13. „Тайная вечерь для полковника Петрова“ (1840).
  185. Иван Васильевич Бугаевский-Благодарный1. Автопортрет. 18 141. Холст, масло. 67×54,7.
  186. На обороте пером авторская дата: 1814. Года 30 Марта
  187. Ниже рисунок палитры с кистями, на которой надпись: И. В. Бугаевскаго
  188. Современное местонахождение. Государственная Третьяковская галерея. Инв. 120.
  189. Поступление. Приобретен П. М. Третьяковым до 1893 у Н. М. Смирнова (Москва).
  190. Собрания, владельцы. Портрет некоторое время находился в собрании художника, так как наподрамнике имеется его именная сургучная печать овальной формы с оттиском Бугаевскш.
  191. Рядом печать полицейской части с изображением короны.
  192. Портрет неизвестного. 1814
  193. Бумага, масло. 13×13 (круг).
  194. На обороте подпись и дата: И. Бугаевскш 1814 года
  195. Современное местонахождение. Государственный Русский музей. Ж-8379. Поступление. В 1967 от Е. Ю. Скориковой (Ленинград).
  196. Каталоги. Государственный Русский музей. Живопись XVIII начало XX века. Каталог. Л., 1980. С. 65. № 857. .Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог А-П. СПб., 2002. С. 107. № 253.3. Автопортрет. 1810-е гг.
  197. Масло, картон. 11,2×11,2 (круг).
  198. Современное местонахождение. Государственный Русский музей. Ж-248. Поступление. От А. Кучарианца через ЛЗК в 1949 г.
  199. Портрет Е. Х. Мокеевой. 18 161. Холст, масло. 76×59.
  200. Слева подпись и дата: И. Бугаевскш 18=16.
  201. Современное местонахождение. Государственный Русский музей. Ж-3217. Поступление. В 1928 из Государственного Эрмитажа.
  202. Мокеева Елена Христиановна, урожденная Винтер (годы жизни не известны), прабабка художника В. Д. Дервиза (1859−1937).
  203. Портрет генерал-майора Д. М. Юзефовича. 18 181. Картон, масло. 35×26,5.
  204. На обороте авторская надпись: 1818 года е. И. Бугаевскш № 3. Ниже надпись той же рукой: Генералъ-майоръ Дмитрш Михайлович Юзифович.
  205. Современное местонахождение: Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, Алма-Ата. 239-ж.
  206. Поступление. В 1936 году из ГТГ, в ГТГ из Музея-усадьбы „Остафьево“ в 1930. Каталоги. Казахская государственная художественная галерея. Вып. 1. Русское искусство. Алма-Ата. 1961. С. 15, 92.
  207. Портрет неизвестного. 1819 (парный к № 1)
  208. Картон, масло. 25,3×21,2.
  209. Портрет прошел экспертизу Всероссийского научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря. Современное местонахождение. Частное собрание.
  210. Собрания, владельцы. Фонд временного хранения ГТГ (акт временного хранения № 57 от 16.04.84), Галерея „Три века“ (примерно до 2011).210×250 425*4Ь0
  211. Портрет неизвестной. 1819 (парный к № 6)
  212. Картон, масло. 25,1×21,3.
  213. Портрет прошел экспертизу Всероссийского научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря. Современное местонахождение. Частное собрание.
  214. Собрания, владельцы. Фонд временного хранения ГТГ (акт временного хранения № 57 от 16.04.84) — Галерея „Три века“ (примерно до 2011).
  215. Портрет молодого человека в театральном костюме. 1823
  216. Картон, масло. 19,2×15,7.
  217. На обороте пером авторская надпись: И. Бугаевскш-Благодарный. 30 Марта 1823 года Выше графитным карандашом надпись: Казанская Царица.
  218. Современное местонахождение. Государственная Третьяковская галерея. Инв. 10 313 Поступление. Дар в 1926 П. А. Радимова.
  219. Портрет неизвестного в цилиндре. 1824.
  220. Новая атрибуция: Автопортрет (?)
  221. Картон, масло. 24,5×30,3.
  222. На обороте пером авторская надпись и подпись: № 8. 1824 9 Августа Кабинет въ И. А. Художествъ И.Бугаевскш. ниже пером надпись: Григоровичъ говорилъ, что портретъ писанъ Венещановымъ.
  223. Современное местонахождение. Государственная Третьяковская галерея. Инв. 20 815. Поступление. В 1930 из Музея-усадьбы „Остафьево“.
  224. Портрет неизвестной (Вера Васильевна). 1824. Новая атрибуция: Вера Васильевна Кожина (установлено И.Н.Кулешовой)
  225. Картон, масло. 25,7×22,2.
  226. Надпись на обороте: Вера Васильевна писана И. Бугаевскимъ съ натуры в 1824 году. Современное местонахождение: Национальный художественный музей Республики Беларусь. РЖ-1361.
  227. Поступление. Приобретен в 1966 году у В. В. Ашика в Ленинграде. Каталоги. Государственный художественный музей БССР. Каталог.
  228. Выставки. Выставка русского искусства из частных собраний. Живопись. Графика. Скульптура. Минск. 1965−1966. С. 6.- Русская и советская дореволюционная живопись. Минск, 1995. Т. 1. А-И. С. 15.
  229. Портрет профессора Академии художеств А. И. Иванова.1824
  230. Эскиз к № 12. Дерево, масло. 19×15,5.
  231. На обороте черными чернилами надпись: Эскизъ портрета Профессора живописи Андрея Ивановича Иванова (1775−1848) работы И.С.Бугаевского-Благодатного. Большой портретънаходится в зал-Ь Coeima Императорской Акад±мш художеств.
  232. Современное местонахождение. Государственный Русский музей. Ж-3215. Поступление. В 1927 из Государственного Эрмитажа.
  233. Портрет художника А. И. Иванова. 1824
  234. Холст, масло. 133,5×109.
  235. Современное местонахождение: Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств. Ж-204
  236. Собрания, владельцы. Зал Совета императорской Академии художеств.
  237. XVIII -XXI век. СПб., 2009. С. 28−29.- Казанский кафедральный собор Тебе в дар богатство любви к отечеству. Каталог выставки. СПб., 2011. с. 71, 106.
  238. Каталоги. „Памятник искусств“. СПб., 1841. Без нумерации страниц. № 141. Исаков С. К. Академия художеств: Музей: Русская живопись. Пг., 1915. С. 32.
  239. Портрет художника В. Л. Боровиковского. 18 241. Этюд.
  240. Холст, масло. 18,1×14,8.
  241. На обороте воспроизведенная при дублировании холста надпись: Боровиковской 1824 году изъ Колекцый Богаевского
  242. Современное местонахождение. Государственная Третьяковская галерея. Инв. 20 814. Поступление. В 1930 из Музея-усадьбы „Остафьево“.
  243. Собрания, владельцы. Кн. П. П. Вяземский, гр. С. Д. Шереметев имение Остафьево Московской губ.- Музей-усадьба „Остафьево“.
  244. Портрет художника В. Л. Боровиковского. 1825
  245. Дерево, масло. 22,5×17,5.
  246. На обороте авторская надпись: Быль навыставк£ в / Акад? мш Художествъ/ Императорской
  247. АкадЪмш Художествъ СовЪтникь Владимиръ Лукичъ Боровиковскш/ писан по памяти/ поел £кончины его, / Академикомъ Иваномъ / Бугаевскимъ-Благодарнымъ. 30 Марта 1825 года/ взнакь искреннаго уважешя к необыкновеннымъ талантамъ/ и ее лично души/ покойнаго.
  248. Современное местонахождение: Калужский областной художественный музей. Ж-306. Поступление. Из Государственной закупочной комиссии в 1947.
  249. Выставки. „.Красоту ее Боровиковский спас“. Каталог выставки /Государственная Третьяковская галерея. М., 2008. С. 6−7.
  250. Боровиковский Владимир Лукич (1757−1825), художник, академик портретной живописи (1795). Бугаевский-Благодарный „пользовался советами“ Боровиковского, часто бывал у него в последние годы жизни мастера. Делал копии с работ Боровиковского.
  251. Комментарий. В надписи на обороте очевидное противоречие: Боровиковский скончался 6 апреля 1825 года и не мог быть писан „по памяти после кончины“ 30 марта 1825 года.
  252. Портрет дамы (Елизаветы Артамоновым) в парке. 1827 Новая атрибуция: Елизавета Артамоиовиа Кожина, в замужестве Тютчева (установлено И. Н. Кулешовой)
  253. Картон, масло. 25,9×22,3.
  254. На обороте подпись и дата орешковыми чернилами: Писалъ И.Бугаевскш. Си кто Сънатуры въ 1827 м Году
  255. Портрет неизвестной. 1827 (не воспроизводился)1. Картон, масло. 25×22.
  256. Современное местонахождение. Неизвестно.
  257. Комментарий. Возможно, ныне известен как „Портрет Елизаветы Артамоновны“ (см. выше № 15).
  258. Интерьер церкви Обуховской больницы в Петербурге.1. Между 1828 и 1833 годом
  259. Эскиз к большой картине (ее местонахождение неизвестно). Картон, масло. 39×46,7.
  260. Современное местонахождение. Государственный исторический музей. Инв. 17 037 Щ К-34. Поступление. Из собрания П. И. Щукина.
  261. Выставки. Экспонировалась на передвижных выставках ГИМ в 1990-е гг. (без каталога).
  262. И. В. Бугаевского-Благодарного (фрагмент картины „Интерьер церкви Обуховской больницы в Петербурге“)18. Кающаяся Магдалина. 1835
  263. Пергамент, пастель. 40,5×32,3 (овал).
  264. На обороте галловыми чернилами пером: Рисовалъ Иван Бугаевскш 1835 года Март 30. Современное местонахождение. Государственная Третьяковская галерея. Инв. Р-4084. Поступление. Приобретено в 1990 у Ф. С. Трутнева, Казань.
  265. Каталоги. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Рисунок XIX века. Том 2. Книга первая А-В. С. 249−250, № 1353. (аннотация А. 3. Антоновой).
  266. Портрет дамы в жемчужном ожерелье. 1830−1850-е гг.1. Масло, картон.
  267. Размеры в раме (латунь): высота: 170- диаметр: 70.
  268. На обороте надпись: И.Бугаевск.
  269. Современное местонахождение: частное собрание.
  270. Собрания, владельцы. Антикварный салон АртАнтик (2008−2009 годы- № 12 258)
  271. Портрет князя И. А. Кропоткина (не воспроизводился).1. Картон, масло. 25×21.
  272. Современное местонахождение. Частное собрание.
  273. Собрания, владельцы. Частное собрание, Москва- фонд временного хранения ГТГ (Акт приема на временное хранение № 51 от 06.04.65- Инв. № 46 648) — частное собрание.
  274. Портрет княгини Кропоткиной (не воспроизводился).1. Картон, масло. 25×21
  275. Собрания, владельцы. Частное собрание, Москва- фонд временного хранения ГТГ (Акт приема на временное хранение № 51 от 06.04.65- Инв. № 46 648) — частное собрание.
  276. Портрет М. И. Кутузова. 18 131. Картон, масло. 28×21.
  277. Современное местонахождение. Центральный военно-морской музей.
  278. Каталоги. Центральный Военно-морской музей. Краткий путеводитель. Л., 1959. С. 66- Центральный Военно-морской музей. Л., 1984. С. 31.
  279. Кутузов Михаил Илларионович, светлейший князь (1745−1813), генерал-фельдмаршал, главнокомандующий во время Отечественной войны 1812 года.
  280. Комментарий. Портрет восходит к иконографии гравированного портрета С. Карделли, но является компилятивным по замыслу.
  281. Капитолина из Тронихи. 1818
  282. Копия с картины А. Г. Венецианова „Капитошка“, известной по литографии А. В. Тыранова 1825 года.
  283. Пергамент, пастель. 21,4×16,7 (в свету).
  284. Справа посередине подпись: И. Бугаевскш 1818 года.
  285. На обороте старого паспарту пером авторская надпись: 239 И.Бугаевский. 1818 Года. Капитолина из Тронихи.
  286. Современное местонахождение. Государственная Третьяковская галерея. Инв. 2825. Поступление. Дар в 1917 Н. Э. Грабаря, Москва.
  287. Выставки. Выставка „Крестьянин в русской живописи“. М., 1924. С. 12.
  288. Каталоги. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Рисунок XIX века. Том 2. Книга первая А-В. С. 249−250, № 1352. (аннотация А.З.Антоновой).
  289. З.Портрет генерал-лейтенанта графа П. А. Шувалова.1. Между 1819 и 18 231. Картон, масло. 17×11.
  290. На обороте оттиск сургучной печати с надписью: Бугаевскш.
  291. Современное местонахождение. Государственный Русский Музей. ЖБ-916.
  292. Поступление. В 1934 г. из Музея Революции (собр. Историко-бытового отдела ГРМ), 1. Ленинград.
  293. Каталоги. Государственный Русский музей. Живопись XVIII начало XX века. Каталог. Л., 1980. С. 65- Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XIX века. Каталог. А-И. Том 2. СПб., 2002. С. 108, № 257.
  294. Шувалов Павел Андреевич, граф (1776−1823), генерал-лейтенант, генерал-адъютант. Комментарий. Вероятно, является уменьшенной копией с портрета работы Дж. Доу, находящегося в Русском музее.
  295. Портрет великого князя Николая Павловича и великой княжны
  296. Анны Павловны в детстве. Не ранее 18 251. Масло, картон. 35×28.
  297. Николай Павлович (1796−1855), с 1825 император Николай I.
  298. Портрет графа В. П. Кочубея. 1837
  299. Копия- в основе иконографический тип Ф. Крюгера. Холст, масло 67,5×56.
  300. Подпись внизу справа: И. Бугаевскш 17. 1837.
  301. Современное местонахождение. Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств. Ж-38.
  302. Поступление. В 1944 (через Свердловский областной отдел по делам искусств) из Государственного Русского музея.
  303. Кочубей Виктор Павлович, князь (1768−1834), русский дипломат и государственный деятель, министр внутренних дел (1802−1807, 1819−1823).
  304. Девушка с бураком (не воспроизводилась- не датирована)
  305. Копия с работы А. Г. Венецианова. Дерево, масло. 31,5×21.
  306. Современное местонахождение. Частное собрание.
  307. Выставки. Каталог выставки картин русских художников XVIII начала XX вв. из частных собраний Ленинграда. Л., 1954. С. 9.
  308. Вероятные произведения Бугаевского-Благодарного
  309. Портрет княгини Анны Леонтьевны Козловской1. Дерево, масло.
  310. На обороте надпись: Княгиня Анна Леонтьевна Козловская / Родилась 22 Июля 1771 Года / Скончалась 4 Марта 1833 Года / 62 летъ.
  311. Ниже наклейка с надписью: Бугаевскаго / Оскаръ Кипренскш /№ 123.
  312. Современное местонахождение: Государственный исторический музей. Инв. 96 358/5741-И1.
  313. Портрет неизвестного. 1829.
  314. Холст на холсте, масло. 48×38.
  315. Современное местонахождение: частное собрание.
  316. Сведения о произведении. Викоуузклэ. Стокгольм, 24 ноября 1999 года. Лот № 456. // www.artnet.com/artists/ivan+semenovich-bugaevskii-blagodarny/past-auction-results.
  317. Известна гравюра на меди с надписью „В СПб. Рис. И. Бугаевский 1813, грав. П. Станишевский“.
  318. Портрет Д. П. Трощинского. Считается вариативной копией с портрета Боровиковского (ГТГ, Инв. 20 774). Изображен на Автопортрете (ГРМ- не ранее 1816).
  319. Портрет с натуры гусарского офицера. 1822. Исполнен на звание „назначенного“.
  320. Портрет В. Л. Боровиковского. 1824.
  321. Собрания, владельцы. Собрание Гафета- Русский музей (1905−1932) — Наркомпрос Украины (с 1932).
  322. Портрет митрополита Евгения Болховитинова (не датирован).
  323. Портрет А. Д. Стога (около 1830).
  324. Портрет графа В. П. Кочубея (копии с оригинала Ф. Крюгера- пять экземпляров, кроме сохранившегося, см. выше).
  325. Портрет императрицы Марии Федоровны „в Санкт-Петербургскую Обуховскую больницу, по поручению покойнаго сенатора Стога“ (1837−1838).
  326. Портрет с натуры доктора Семенова (1849−1850).1. Религиозная живопись
  327. Воскресение Христово и Богородица с Младенцем Христом (копия с Гверчино), „списанный сухими красками“ для храма Божией матери Всех Скорбящих при Обуховской больнице (1828−1830).
  328. Два образа, представляющие трех святителей и Иоанна Богослова, в церковь князя Крапоткина (1832−1833).
  329. Двенадцать образов в виде иконостаса в часовню Обуховской больницы (1832−1833).
  330. Образ Спасителя „в полную натуру“ в моленную Калинкинской больницы (1832−1833).
  331. Два образа для церкви Обуховской больницы (1835−1836).
  332. Икона Дмитрия Ростовского на меди для госпожи Барковской (1838).
  333. Образа для статского советника Демидовского (1830-е гг.).
  334. Нерукотворенный» образ Христа Спасителя, «голова в натуру образа» для действительнаго статскаго советника Бороздина (1842−1843).
  335. Св. Апостола и Евангелиста Матфея для коллежскаго советника Сергиевскаго (1842−1843).
  336. Образ Христа Спасителя для брата (1842−1843).
  337. Св. равноапостольной царицы Елены для госпожи Сеницкой (1842−1843). Образа Ольги и Марии Магдалины и Св. семейство (1845−1846).
  338. По поручешю штабс-ротмистра Хрущова, писал храмовый образ, изображающий: Успеше Пресвятыя Богородицы в имение его Г. Хрущова, Харьковской Губернии Богодуховскаго уезда в селение Никитовку" (1848−1849). «Святое семейство» для Н. Ф. Арендта (1848−1849).
  339. В небольшом виде образа: Св. Семейство, для г. Наумова, и для себя Св. Угодника Николая" (1849−1850).
  340. Образ Успешя Пресвятой Богородицы (1849−1850).
  341. Картина «пастельными красками», изображающая Адама и Еву.(1849−1850). Образ Св. Василия Парийскаго для статскаго советника Христиановича (1850−1851). Образ Св. Благовернаго и Великаго Князя Александра Невскаго для чиновника Селиванова (1850−1851).
  342. Положение во гроб Христа Спасителя" для церкви Обуховской больницы (1852−1853). «Картина Св. Семейство по композиции Фан-Дика» (1853−1854). Образ Архистратига Михаила, копия с Рафаэля (1858−1859)
Заполнить форму текущей работой