Смысловая организация музыкального текста инструментальных сочинений для детей Софии Губайдулиной
Диссертация
В сочинениях для детей С. Губайдулиной стирается, а порой исчезает различие адресатов. По сути, миниатюры представляют, одновременно, «музыку для детей» и «музыку для взрослых». По-видимому, композитор исследует и воплощает в художественной форме мир ребёнка с позиции взрослого человека. Так, в комментариях к ц и кл у" М у зы к ал ь н ы ей гру ш к и" С. Губайдулина говорит следующее… Читать ещё >
Содержание
- введение. i. роль тона-тембра высловой организации музыкального текста инструментальныхчинений для детей губайду линой
- 1. 1. Тон-тембр духовых инструментов
- 1. 2. Тон-тембр фортепиано. ii. внемузыкальные компоненты интонационной лексики инструментальныхчинений для детей губайдули-ной
- 2. 1. Знаки живописи
- 2. 1. 1. Знаки пейзажа
- 2. 1. 2. Сюжетно-живописные знаки
- 2. 2. Признаки литературы
- 2. 3. Признаки театра
- 2. 4. Признаки кинематографа
- III. ЗНАКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С. ГУБАЙДУ ЛИНОЙ
- 3. 1. Знаки старинной музыки
- 3. 1. 1. Знаки музыки средневековья
- 3. 1. 2. Знаки музыки барокко
- 3. 2. Знаки музыки классицизма
- 3. 3. Знаки музыки романтизма
Список литературы
- Абрис // БСЭ / гл. ред. А. Прохоров. — Изд. 3-е. — М.: Сов. энциклопедия, 1970.-Т. 1: А-АНГОБ.-С. 30.
- Айги, Г. Н. Поэзия тишины Электронный ресурс. / Г. Н. Айги — сост.
- Т. Ю. Агеносова, Г. А. Быкова, А. Ю. Шмандюк. Электрон, текстовые, граф., зв., видео дан. и прикладная прогр. (188 Мб). — Чебоксары: Национальная библиотека Чувашской Республики, 2002. — 1 электрон, опт. диск. (CD-ROM): зв., цв.
- Айги, Г. Н. Теперь всегда снега. Стихи разных лет: 1955 / 1989 / Г. Н. Айги. М.: Сов. писатель, 1992. — 320 с.
- Алексеева, И. В. Поэтика жанра в «Сказках» Н. Метнера // Вопросы поэтики и семантики музыкального произведения / И. В. Алексеева — отв. ред. Jl. Н. Шаймухаметова — РАМ им. Гнесиных. М., 1998. — Вып. 144 -С. 141 — 159.
- Алексеева, И. В. Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыке западноевропейского барокко : исследование / И. В. Алексеева. Уфа: JIMC, РИЦ УГАИ им. Загира Исмагилова, 2005. — 298 с.
- Андреев, А. К истории европейской музыкальной интонационности. Ч. 1 / А. Андреев. М.: Музыка, 1996. — 192 с.: нот.
- Арановский, М. Г. Вместо введения. Парадоксы музыки XX века // XX век и история музыки. Проблемы стилеобразования / М. Г. Арановский- ред. М. Г. Арановский. М., 2006. — С. 3 — 8.
- Арановский, М. Г. Интонация, знак и «новые методы» / М. Г. Арановский // СМ. № 10. — 1980. — С. 99 — 109.
- Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства / М. Г. Арановский. М.: Композитор, 1998. — 343 с.
- Аркадьев, М. А. Хроноартикуляционные структуры в клавирном творчестве И.-С. Баха / М. А. Аркадьев // Муз. академия. № 2. — 2000. — С. 2−13.
- Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм — пер. с англ. В. Н. Самохина. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
- Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев — ред. Е. М. Орлова. Изд. 2-е. — J1.: Музыка, 1971.-376 с.
- Асафьев, Б. В. Русская музыка о детях и для детей / Б. В. Асафьев // СМ. № 6. — 1948. — С. 22 — 31.
- Асфандьярова, А. И. Интонационная лексика образов пасторали в те-матизме фортепианных сонат Й. Гайдна: исследование / А, И. Асфан-дьярова — ред. JI. Н. Шаймухаметова. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2007. — 194 с.
- Байер, К. Репетитивная музыка. История и эстетика «минимальной музыки» / К. Байер // СМ. № 1. — 1991. — С. 106 — 111.
- Баканурский, А. Жизнь, игра, театральность (исследование в трёх актах с прологом и эпилогом) / А. Баканурский. Одесса: Негоциант, 2004. — 272 с.: ил. — (Историко-культурологическая серия «Сад камней»).
- Бахтин, М. М. Народная смеховая культура / М. М. Бахтин // Русское народное творчество: хрестоматия по фольклористике / под. ред.
- Ю. Г. Круглова. М.: Высшая школа, 2003. — С. 476 — 485.
- Бирюков, С. Н. Импровизационность в музыке и её стилевые типы : ав-тореф. дис.. канд. искусствоведения / С. Н. Бирюков. М., 1981.-24 с.
- Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы : исследование / В. П. Бобровский. М.: Музыка, 1978. — 336 с.
- Богатырев, П. Г. Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре / П. Г. Богатырёв // Русское народное творчество: хрестоматия по фольклористике / под ред. Ю. Г. Круглова. М.: Высшая школа, 2003. — С. 517 — 526.
- Боголепова, В. Н. Изобразительный компонент в детской фортепианной музыке российских композиторов второй половины XX века /
- В. Н. Боголепова // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тез. IV науч.-практ. конф. Ч. 1 / отв. ред. И. Н. Ва-новская — ТГМПИ им. С. В. Рахманинова. Тамбов, 2008. — С. 54 — 57.
- Валькова, В. Б. Музыкальный тематизм мышление — культура : авто-реф. дис.. канд. искусствоведения / В. Б. Валькова. -М., 1993. — 48 с.
- Вдов, А. Ф. Валторна в музыке композиторов венской классической школы : автореф. дис.. канд. искусствоведения / А. Ф. Вдов. Нижний Новгород, 2005. — 26 с.
- Веберн, А. Путь к новой музыке // Лекции о музыке. Избранные письма / А. Веберн — пер. с нем. В. Г. Шнитке. М.: Музыка, 1975. — С. 11 — 59.
- Веселовский, А. Н. Историческая поэтика Электронный ресурс. / А. Н. Веселовский. 2005 — 2008. — Режим доступа: http://www.natahaus.ru/.
- Внемузыкальные компоненты композиторского текста/ ред.-сост. Л. Н. Шаймухаметова. Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. — 120 с.
- Волошко, С. В. Монологическая и диалогическая речь в структуре музыкального мышления Д. Д. Шостаковича: автореф. дис.. канд. искусствоведения / С. В. Волошко — Ростовская гос. консерватория им.
- С. В. Рахманинова. Ростов-на-Дону, 1995. — 19 с.
- Выготский, JI. С. Психология развития человека / JI. С. Выготский — сост. А. А. Леонтьев. М.: Эксмо, 2003. — 1136 с. — (Библ. всемирной психологии).
- Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка XX века : очерки / Л. Е. Гаккель. -Изд. 2-е, доп. Л.: Сов. композитор, 1990. — 288 с.
- Галеев, Б. М. Человек, искусство, техника (Проблема синестезии в искусстве) / Б. М. Галеев. — Казань: Казанский университет, 1987. 264 с.
- Гань, Б. Восстановление натурального свойства гармонического звучания (Из работы «Гармония и стиль С. Губайдулиной») / Б. Гань — ред.
- Е. Я. Загорская. М., 1998. — 72 с.
- Гань, Б. Восточные черты в произведениях А. Черепнина и С. Губайдулиной и их сравнение / Б. Гань. М.: Весть, 1999. — 28 с.
- Гончаренко, С. С. Зеркальная симметрия в музыке (на материале творчества композиторов XIX и первой половины XX века) / С. С. Гонча-ренко- науч. ред. М. Е. Тараканов — Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Новосибирск, 1993. 235 с.
- Горбовец, Л. О тембровой сущности фортепиано / Л. Горбовец // Художественный образ в исполнительском искусстве. Вопросы музыкального исполнительства и педагогики / ред.-сост. А. А. Глазунов — МаГК им. М. И. Глинки. Магнитогорск, 2004. — С. 36 — 44.
- Григорьева, Г. В. Категория «стиль эпохи» в музыке XX века // XX век и история музыки. Проблемы стилеобразования / Г. В. Григорьева — ред. М. Г. Арановский. М., 2006. — С. 9 — 16.
- Григорьева, Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века : 50 80-е годы / Г. В. Григорьева. — М.: Сов. композитор, 1989. — 207 с.
- Грюнбаум, А. Философские проблемы пространства и времени /
- A. Грюнбаум — пер. с англ. Ю. Б. Молчанова. — М.: Прогресс, 1969. — 590 с.
- Губайдулина, С. А. «Дано» и «задано» / беседу вела О. Бугрова // Муз. академия. № 3. 1994. — С. 1 — 7.
- Губайдулина, С. А. И это счастье. / беседу вела Ю. Макеева // СМ. — № 6.- 1988.-С. 22−27.
- Губайдулина, С. А. Об учителях, коллегах и о самой себе / беседу вёл
- B. Юзефович // Муз. академия. № 3. — 1994. — С. 8 — 9.
- Губайдулина, С. А. О музыке, о себе. / беседу вёл Д. Смирнов // Муз. академия.-№ 4.-2001.-С. 10−12.
- Давыдова, В. П. Музыка для флейты русских композиторов второй половины XX века (на примере жанров концерта и сонаты): автореф. дис.. канд. искусствоведения / В. П. Давыдова. — Ростов-на-Дону, 2007. — 26 с.
- Давыдова, В. П. «Флейта-человек», «человек-флейта» : музыкально-поэтический образ искусства XX века / В. П. Давыдова // Музыковедение. — 2006. № 1.-С. 16−23.
- Денисов, Э. В. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси / Э. В. Денисов // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. композитор, 1986. — С. 90 -111.
- Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. М.: Наука, 1978.-272 с.
- Домбраускене, Г. Н. Метатекст протестантского хорала в пространстве музыкальной культуры : автореф. дис.. канд. искусствоведения /
- Г. Н. Домбраускене. Владивосток, 2004. — 26 с.
- Дубов, М. Э. Джон Кейдж. Школа игры с фортепиано / М. Э. Дубов // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения: материалы науч. конф. / ред. кол. Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова, М. В. Переверзева — МГК им.
- П. И. Чайковского. М., 2004. — Сб. 46- С. 111 — 118.
- Дуганов, Р. В. Велимир Хлебников. Природа творчества / Р. В. Дуга-нов. М.: Сов. писатель, 1990. — 352 с.
- Евдокимова, Ю. К. Многоголосие средневековья. X—XIV вв.ека // История полифонии. / Ю. К. Евдокимова — под ред. Т. Н. Ливановой,
- В. В. Протопопова. М.: Музыка, 1983. — Вып. 1 — 456 с.: нот.55.3ейфас, Н. Маттезон и теория оркестровки / Н. Зейфас // История и современность / ред.-сост. А. И. Климовицкий, Л. Г. Ковнацкая, М. Д. Сабинина. Л.: Сов. композитор, 1981.-С. 33−55.
- Иттен, И. Основы цвета Электронный ресурс. / И. Иттен. 2006. — Режим доступа: http.7/matchast.ru.
- Казанцева, Л. П. Автор в музыкальном содержании : монография / Л. П. Казанцева — РАМ им. Гнесиных. М., 1998. — 248 с.
- Казанцева, Л. П. Музыкальный портрет / Л. П. Казанцева — МГК им. П. И. Чайковского. — М.: Консерватория, 1995. — 128 с.
- Казанцева, Л. П. Основы теории музыкального содержания : учебное пособие / Л. П. Казанцева — Астраханская гос. консерватория. — Астрахань: Факел, 2001. 367 с.
- Казанцева, Л. П. Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры : учебное пособие / Л. П. Казанцева — Астраханская гос. консерватория. Астрахань: Волга, 2005. — 112 с.
- Кандинский, В. В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский — пер. с нем. Е. Козиной. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 239 с.
- Кокжаев, М. А. Топология музыкального пространства / М. А. Кок-жаев. М.: Композитор, 2004. — 88 с.: нот.
- Коляденко, Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства XX века) / Н. П. Коляденко — ред.
- Е. Г. Гуренко — Новосибирская гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. Новосибирск, 2005. — 392 с.
- Комбинированные съёмки // Кинословарь: в 2 т. / гл. ред. С. И. Юткевич. М.: Сов. энциклопедия, 1966. — Т. 1: А — JL — Стб. 806 — 807.
- Кон, Ю. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке / Ю. Кон // Музыка и современность. / сост. Т. А. Лебедева, ред. кол. В. Д. Конен, Л. А. Мазель, М. Д. Сабинина. М., 1971. — Вып. 7 — С. 294 — 318.
- Копчевский, Н. Н. Новые тенденции в детской музыке / Н. Н. Копчев-ский // СМ. № 6 — 1973. — С. 106 — 112.
- Королёв, О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок-и поп-музыки : Термины и понятия / О. К. Королёв. М.: Музыка, 2002. -168 с.
- Кузьменкова, О. А. Стилевое моделирование в творчестве отечественных композиторов 70 90-х гг. XX века (симфоническая и инструментальная музыка): дис.. канд. искусствоведения / О. А. Кузьменкова. -СПб., 2004. — 190 с. — На правах рукописи.
- Кулешов, Л. В. Статьи. Материалы / Л. В. Кулешов — отв. ред. В. П. Михайлов. М.: Искусство, 1979. — 241 с. — (Кинематографическое наследие).
- Курбатская, С. Серийная музыка : вопросы истории, теории, эстетики / С. Курбатская. М.: Сфера, 1996. — 394 с.
- Курт, Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера / Э. Курт — пер. с нем. Г. Балтер — предисл. и коммент. М. Этингера. М.: Музыка, 1975.-551 с.
- Курышева, Т. А. Театральность и музыка / Т. А. Курышева. М.: Сов. композитор, 1984.-201 с.
- Лаврова, С. В. Цитирование как проявление принципа компле-ментарности в творчестве композиторов последней трети XX века : дис.. канд. искусствоведения / С. В. Лаврова. СПб., 2004. — 189 с. -На правах рукописи.
- Лао-цзы Дао дэ цзин / Лао-цзы — пер. с кит. Ян Хин-Шуна. СПб.: Азбука-классика, 2002. — 182 с.
- Лапин, А. И. Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом /
- А. И. Лапин. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Л. Гусев, 2006. — 160 с.: ил.
- Лебедева, В. Детский программный фортепианный цикл в русской музыке / В. Лебедева // Муз. академия. № 1. — 2008 — С. 181 — 190.
- Ли Бо Пейзаж души. Поэзия гор и вод / Ли Бо — пер. с кит. и сост.
- С. А. Торопцева — статьи С. А. Торопцева, Лян Сэнь, А. Е. Лукьянова. -СПб., 2005. 320 с.
- Лирика // Теоретическая поэтика: понятия и определения: хрестоматия / сост. Н. Д. Тамарченко. М.: РГГУ, 2002. — С. 354 — 373.
- Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр. История и современность / М. Н. Лобанова — МГТС им. П. И. Чайковского. М.: Сов. композитор, 1990.-224 с.
- Ломанов, М. Ф. Элементы симметрии в музыке / М. Ф. Ломанов // Музыкальное искусство и наука. / под ред. Е. В. Назайкинского. М.: Музыка, 1970. — Вып. 1 — С. 136 — 165.
- Лотман, Ю. М. Куклы в системе культуры / Ю. М. Лотман // Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. — С. 377 — 380.
- Лотман, Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. М. Лотман. Таллин: ЭЭСТИ РААМАТ, 1973.- 140 с.
- Лотмаи, Ю. М. Семиотика сцены / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. — С. 401 -431.
- Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. -М.: Искусство, 1870. 384 с. — (Семиотические исследования по теории искусства).
- Лотман, Ю. М. Текст в тексте / Ю. М. Лотман // Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992.-С. 148- 160.
- Лунева, А. Н. Проблема синтеза музыки и живописи в творчестве
- М.-К. Чюрлёниса: дис.. канд. искусствоведения / А. Н. Лунева. — СПб., 1996. 178 с. — На правах рукописи.
- Магницкая, Е. А. Творческая интерпретация космоса / Е. А. Магницкая. М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. — 196 с.
- Маклыгин, А. Л. Сонорика в музыке советских композиторов : автореф. дис.. канд. искусствоведения / А. Л. Маклыгин. М., 1985. — 24 с.
- Мартынов, В. И. Зона opus posth, или Рождение новой реальности /
- B. И. Мартынов. М.: Классика-XXI, 2005. — 288 с.
- Медушевский, В. В. К анализу художественного мира и выразительных средств музыки Баха / В. В. Медушевский // Полифоническая музыка. Вопросы анализа. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1984. — Вып. 75 — С. 83 -106.
- Медушевский, В. В. К проблеме сущности и эволюции музыкальных стилей / В. В. Медушевский // Музыкальный современник. / сост.
- C. С. Зив. М.: Сов. Композитор, 1984. — Вып. 5 — С. 5 — 17.
- Медушевский, В. В. Красота природы в музыке и её этические основания / В. В. Медушевский // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / 1986. Человек Природа — Искусство / отв. ред. Б. С. Мейлах — АН СССР. — Л.: Наука, 1986.-С. 197−215.
- Медушевский, В. В. Музыкальный стиль как семиотический объект / В. В. Медушевский // СМ. № 3. — 1979. — С. 30 — 39.
- Медушевский, В. В. Человек в зеркале интонационной формы / В. В. Медушевский // СМ. -№ 9. 1980. — С. 39 — 48.
- Международный фестиваль музыки Софии Губайдулиной. Казань — Москва. Октябрь 2001 года: буклет / сост. В. Н. Холопова. Казань, 2001.- 112 с.
- Мессиан, О. В поисках ритма // Музыка и цвет. Новые диалоги с Клодом Самюэлем / О. Мессиан // Слово композитора. / пер. с фр.
- Е. Денисовой — ред.-сост. Н. С. Гуляницкая. М., 2001. — Вып. 145 — С. 64−77.
- Михайлов, М. К. Стиль в музыке : исследование / М. К. Михайлов. -Л.: Музыка, 1981.-264 с.
- Морен, Э. Кино, или воображаемый человек (Фрагменты) Электронный ресурс. / Э. Морен. 27.05.2001 — Режим доступа: http://v-montai .narod.ru/FTP.html.
- Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки : исследование / Е. В. На-зайкинский. -М.: Музыка, 1988. 255 с.
- Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1982. — 319 с.
- Назайкинский, Е. В. О предметности музыкальной мысли // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Е. В. Назайкинский — ред.-сост. М. Г. Арановский — ГИИ. М.: КомКнига, 2007. — С. 44 — 69.
- Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. — 384 с.
- Назайкинский, Е. В. Стиль как маска // XX век и история музыки. Проблемы стилеобразования / Е. В. Назайкинский — ред. М. Г. Арановский. М., 2006. — С. 17 — 23.
- Некрасова, И. М. Поэтика тишины в отечественной музыке 70 90-х гг. XX века: дис.. канд. искусствоведения / И. М. Некрасова. — М., 2005. — 174 с. — На правах рукописи.
- Нелюбова, М. В. Психология цвета : авторский курс лекций Электронный ресурс. / М. В. Нелюбова. 2006- Режим доступа: http://matchast.ru.
- Немковская, В. И. Персонаж как категория музыкальной поэтики : автореф. дис.. канд. искусствоведения / В. И. Немковская. М., 2002.-24 с.
- Обухова, Л. Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М.: Триволга, 1995.-360 с.
- Орлов, Г. Древо музыки / Г. Орлов — ред. Л. Ковнацкая. Изд. 2-е, исп. — СПб.: Композитор, 2005. — 440 с.: ил.
- Орлова, Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления : История. Становление. Сущность /
- Е. М. Орлова. М.: Музыка, 1984. — 304 с.
- Павленко, А. Н. Теория и театр / А. Н. Павленко — Институт философии РАН. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2006. — 234 с.
- Панкова, О. М. «Музыкальные игрушки» Софии Губайдулиной /
- О. М. Панкова — Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Новосибирск, 1991. -21 е.- Деп. в НИО Информкультура РГБ 29. 01. 92 — № 2556.
- Панорамирование // Кинословарь: в 2 т. / гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Сов. энциклопедия, 1970. Т. 2: М — Я. — Стб. 290 — 291.
- Пашина, Т. Об игровой природе музыки Стравинского / Т. Пашина // Музыка в контексте духовной культуры. / отв. ред. Л. Л. Гервер,
- И. П. Сусидко — ГМПИ им. Гнесиных. М., 1992. — Вып. 120 -С. 116 139.
- Поляков, М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики / М. Я. Поляков. -М.: Сов. писатель, 1978. 447 с.
- Поспелов, П. Минимализм и репетитивная техника. Сравнение опыта американской и советской музыки / П. Поспелов // Муз. академия. — № 4.- 1992.-С. 74−82.
- Пропп, В. Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп — ред.-сост. И. В. Пешков — коммент.
- Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой. М.: Лабиринт, 1998. — 512 с.
- Проскурин, С. Г. Труба в эпоху барокко : инструментарий, репертуар, исполнительские традиции: автореф. дис.. канд. искусствоведения / С. Г. Проскурин. — Ростов-на-Дону, 2005. 27 с.
- Процюк, Д. Б. Техника и культура игры на органе / Д. Б. Процюк. -СПб.: Композитор, 2004. 172 с.
- Раабен, JI. Н. С. Губайдулина / JI. Н. Раабен // О духовном ренессансе в русской музыке 1960 80-х годов. — СПб., 1998. — С. 289 — 311.
- Радвилович, А. Ю. Следы прикосновений. Современная фортепианная музыка на фестивале «. antasten.» / А. Ю. Радвилович // Музыковедение. 2007. — № 2. — С. 48 — 52.
- Раушенбах, Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушенбах. СПб.: Азбука-классика, 2002. — 316 с.
- Рейхенбах, Г. Философия пространства и времени / Г. Рейхенбах — пер. с англ. Ю. Б. Молчанова. М.: Прогресс, 1985. — 345 с.
- Римский-Корсаков, Н. А. Основы оркестровки с партитурными образцами из собственных сочинений. В 2 ч. Ч. 1 (Текст) Электронный ресурс. / Н. А. Римский-Корсаков — под. ред. М. Штейнберга. 2008 — Режим доступа: http://www.ClasMus.ivsek.info.
- Ромм, М. И. Избранные произведения. В 3 т. Т. 1. Теория. Критика. Публицистика Электронный ресурс. / М. И. Ромм. 2005 — Режим доступа: http://www.Kinocafe.ru/theory.
- Ручьевская, Е. А. Функции музыкальной темы / Е. А. Ручьевская — ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. Л.: Музыка, 1977. — 160 с.
- Савенко, С. Кино и симфония / С. Савенко // Советская музыка 70 -80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. / отв. ред. В. Б. Валькова — ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985. — Вып. 82. — С. 30 — 53.
- Сафонова, О. Р. Мотивы кристалла и зеркала в русской музыкальной культуре начала XX века : автореф. дис.. канд. искусствоведения /
- О. Р. Сафонова. М., 2000. — 19 с.
- Синельникова, О. В. Монтаж как принцип музыкального мышления Родиона Щедрина : на примере инструментальных произведений композитора: дис.. канд. искусствоведения / О. В. Синельникова. М., 2004. — 271 с. — На правах рукописи.
- Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей /
- С. С. Скребков — под ред. В. В. Протопопова — МГК им. П. И. Чайковского. М.: Музыка, 1973. — 448 с.
- Скребкова-Филатова, М. О художественных возможностях музыкального пространства // Пространство и время в музыке. / отв. ред.
- Э. П. Федосова — РАМ им. Гнесиных. М., 1992. — Вып. 121 — С. 64 -75.
- Скрипниченко, Н. В. Импровизационность как фактор композиторского мышления (на примере клавирных произведений барокко): авто-реф. дис.. канд. искусствоведения / Н. В. Скрипниченко. Магнитогорск, 1999, — 19 с.
- Смирнова, Н. И. Искусство играющих кукол. Смена театральных систем / Н. И. Смирнова. М.: Искусство, 1983. — 272 с.
- Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры : монография / О. В. Соколов — Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород: Изд-воННГУ, 1994.-221 с.
- Сокровищница вечных истин. Афоризмы / сост. С. Б. Барсов. М.: Центрполиграф, 2006. — 463 с.
- Станиславский, К. С. Работа актёра над собой. Ч. 1. Работа над собой в творческом процессе переживания Электронный ресурс. / К. С. Станиславский. — 2007 — 2008.- Режим доступа: http://www.koob.ru.
- Судзуки Д. Т. Основы дзен-буддизма / Д. Т. Судзуки // Буддизм. Четыре благородных истины / сост. Я. В. Боцман. М.: Эксмо, 2002. — С. 253 — 706. — (Антология мысли).
- Теория современной композиции: учебное пособие / отв. ред.
- В. С. Ценова: ГИИ, МГК им. П. И. Чайковского. М.: Музыка, 2007. -624 с.: нот. — (Academia XXI).
- Титова, Т. О. О пространственно-временной модели восприятия одноголосия и многоголосия / Т. О. Титова // Восприятие музыки / ред.-сост. В. Н. Максимов. -М.: Музыка, 1980. С. 156 — 166.
- Тонха, В. Слышать тишину / В. Тонха // Муз. жизнь. № 10. — 2001. -С. 16−17.
- Успенский, Б. А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000. — 349 с.
- Фрейлих, С. И. Теория кино : От Эйзенштейна до Тарковского: учебник для вузов / С. И. Фрейлих. Изд. 3-е. — М.: Академический проект, Альма Матер, 2005. — 510 с. — (Gaudeamus).
- Хайдеггер, М. Бытие и время Электронный ресурс. / М. Хайдеггер — пер. с нем. 24.01.2000. — Режим доступа: http ://www.heidegger.ru.
- Хёйзинга, И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / И. Хёйзинга — пер. с нидерл. В. В. Ошиса. М.: Прогресс, 1992. — 461 с.
- Хлебников, В. Избранное / В. Хлебников — сост. В. Смирнова,
- В. Идаятова — предисл., хроника и коммент. В. Смирнова. М., 1989. — 128 с.
- Холопов, Ю. Н. Гармония. Практический курс: учебник для специальных курсов консерваторий (музыковедческое и композиторское отделения). В 2 ч. Ч. 2. Гармония XX века / Ю. Н. Холопов — ред.
- В. С. Ценова — МГК им. П. И. Чайковского. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Композитор, 2005. — 624 с.: нот., ил.
- Холопов, Ю. Н. Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шен-кера / Ю. Н. Холопов — ред. В. С. Ценова, М. Воинова. М.: Композитор, 2006. — 160 с.: нот.
- Холопов, Ю. Н. Новый музыкальный инструмент : рояль / Ю. Н. Холопов // М. Е. Тараканов: Человек и фоносфера. М. — СПб., 2003. — С. 257−271.
- Холопов, Ю. Н. Об общих логических принципах современной гармонии / Ю. Н. Холопов // Музыка и современность. / ред.-сост.
- Д. В. Фришман. М., 1974. — Вып. 8 — С. 229 — 277.
- Холопов, Ю. Н. О трёх зарубежных системах гармонии / Ю. Н. Холопов // Музыка и современность М., 1966. — Вып. 4. — С. 45 — 49.
- Холопова, В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века / В. Н. Холопова. М.: Музыка, 1971. — 304 с.
- Холопова, В. Н. Время и вневремя : о творческом процессе Софии Губайдулиной / В. Н. Холопова // Процессы музыкального творчества. Вып. 155 / ред.-сост. Е. В. Вязкова, Э. П. Федосова — РАМ им. Гнеси-ных.-М., 1999.-С. 99−113.
- Холопова, В. Н. Концепция творчества Софии Губайдулиной : опыт характеристики / В. Н. Холопова // Муз. академия. № 4 — 2001. — С. 12 — 19.
- Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства : учебное пособие /
- В. Н. Холопова — МГК им. П. И. Чайковского. СПб.: Лань, 2000. -320 с.
- Холопова, В. Н. «Музыка» Софии Губайдулиной : микротоны высотности и величие смысла / В. Н. Холопова // Муз. академия. № 2. — 2005.-С. 34−40.
- Холопова, В. Н. Свет Веберна в современной русской музыке /
- В. Н. Холопова // «И свет во тьме светит». О музыке Антона Веберна. 1945 1995. / сост. Ю. Н. Холопов — МГК им. П. И. Чайковского. — М., 1998.-Сб. 21 — С. 74−96.
- Холопова, В. Н. София Губайдулина : монография. Интервью Энцо Рестаньо София Губайдулина. — Изд. 2-е, доп. — М.: Композитор, 2008.-400 с.
- Холопова, В. Н. София Губайдулина : путеводитель по произведениям / В. Н. Холопова. Изд. 2-е. — М.: Композитор, 2001. — 56 с.
- Холопова, В. И. София Губайдулина 1990-х : сплетение духовных нитей / В. Н. Холопова // Музыка России: от средних веков до современности Вып. 1 / ред.-сост. М. Г. Арановский — ГИИ. — М.: Композитор, 2004.-С. 300−324.
- Холопова, В. И. Специальное и неспециальное музыкальное содержание / В. Н. Холопова — авт. ред. — МГК им. П. И. Чайковского, Кафедра междисциплинарных специализаций музыковедов. М.: ПРЕСТ, 2002.-32 с.
- Художник и философия цвета в искусстве. 2006. — Режим доступа: http://synesthesia.prometheus.kai.ru.
- Цветаева, М. И. Записные книжки и дневниковая проза / М. И. Цветаева — ред.-сост. И. Захаров. М.: Захаров, 2002. — 400 с.
- Ценова, В. С. Время ритма, или ритм времени : о Новейшей музыке XX века Электронный ресурс. / В. С. Ценова. — 2008 Режим доступа: h Up: //www.ClasMus.ivselc.info.
- Ценова, В. С. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной : монографическое исследование /B.C. Ценова. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. 200 с.
- Цзяи Чжуан, Чунчжэн Не Китайская живопись — отражение истории Электронный ресурс. / Чжуан Цзяи, Не Чунчжэн. 2001 — Режим доступа: http ://www. abirus .ru/m ap/art.
- Цуккерман, В. А. О выразительности гармонии Римского-Корсакова / В. А. Цуккерман // Сов. музыка. № 10. — 1956. — С. 59 — 64.
- Цуккерман, В. А. О выразительности гармонии Римского-Корсакова (Окончание) / В. А. Цуккерман // Сов. музыка. № 11.- 1956. — С. 57 -67.
- Шаймухаметова, JI. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы : исследование / JI. Н. Шаймухаметова. М.: ГИИ, 1999. — 319 с.
- Шаймухаметова, JI. Н. Семантика музыкального диалога в клавир-ных произведениях западноевропейских композиторов XVII—XVIII вв.. / Семантика старинного уртекста / отв. ред. JI. Н. Шаймухаметова. —
- Уфа: Лаборатория музыкальной семантики Уфимского государственного института искусств, 2002. С. 16 — 37.
- Шаймухаметова, Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы /
- Л. Н. Шаймухаметова // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. / отв. ред.-сост. Л. Н. Шаймухаметова — УГАИ им. Загира Исмагилова. Уфа: РИЦ УГАИ, 2005.-С. 81−102.
- Шаймухаметова, Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы : учебное пособие / Л. Н. Шаймухаметова. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998.-266 с.
- Шелудякова, О. Е. Конфликт как социально-психологическая и эстетическая категория в музыкальном искусстве позднего романтизма /
- О. Е. Шелудякова // Проблемы музыкальной науки. 2008. — № 1 (2). -С. 17−25.
- Широкова, В. П. О прототипах метроритмической организации тема-тизма concerto-grosso в музыке Барокко / В. П. Широкова // Ритм и форма / ред. Н. Афонина, Л. Иванова — СПб ГК им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Союз художников, 2002. — С. 58 — 96.
- Эйзенштейн, С. М. Монтаж / С. М. Эйзенштейн — ред.-сост.
- Е. А. Литвинова, М. А. Ростоцкая — вступ. статья Р. Юренева. — М.: ВГИК, 1998. 193 с. — (Памятники кинематографической мысли).
- Элиот, Т. С. Четыре квартета / Т. С. Элиот // Полые люди / пер. с англ. С. Сергеева. СПб.: Кристалл, 2000. — С. 372 — 412.
- Эскина, Н. А. Эпохи истории музыки : учебное пособие / Н. А. Эс-кина — Самарская организация союза композиторов, Самарское музыкальное общество. Самара, 1994. — 316 с.
- Яворский, Б. Л. Сюиты Баха для клавира, Носина, В. Б. О символике «Французских сюит» И. С. Баха / Б. Л. Яворский, В. Б. Носина — пре-дисл. Р. Э. Берченко. М.: Классика-ХХ1, 2002. — 154 с.
- Японская поэзия Серебряного века: Танка. Хайку. Киндайси / пер. с яп. А. Долина. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 494 с.
- Яусс, Г.-Р. К проблеме диалогического сознания. / Г.-Р. Яусс // Бах-тинский сборник / отв. ред. В. Л. Махин. М.: Лабиринт, 1997. — Вып. 3-С. 182−197.
- Kurtz, Michael. Sofia Gubaidulina: a biography / Michael Kurtz, foreword by Mstislav Rostropovich, translated by Christoph K. Lohmann, edited by Malcolm Hamrick Brown. Bloomington: Indiana University Press, 2007. — 337 p. — (Russian Music Studies).
- Neary, Fay. Structural Symbolism in the Music of Sofia Gubaidulina / Fay Neary. 1999. — Режим доступа: // http://web.ukonline.co.uk/fay.neary/gubaidulina/Fay.1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ1. Con moto1 Ь5 л -^Г^Т 1 Г" «П^Гг4by-.. ». «.. .. .. Акг С Г С/
- А с f 1 J-о. с. е. cresc. p. fLfLfL Л. ft 1 „“ (• 1 • i
- УГ г' г f’Г Г’Р^гггр f ГТ п Г» Г Г'" Г .Г" С- Г"Ш1. Пример № 2
- Губайдулина С. «Суюмбика» для двух труб1. Con moto C/QЬfi4 i> ' С