Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль западной эзотерики в формировании ценностно-смысловых миров культуры и личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрение подходов к исследованию и определению эзотеризма существующих в отечественной и западной науке, позволило выделить доминирование эссенциаличстских определений феноменов эзотеризма и мистицизма, отход от которых в сторону функционального определения эзотерики предпринятый нами, позволил открыть новые горизонты исследования. При помощи функционально-ролевого рассмотрения эзотерики… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЗАПАДНАЯ ЭЗОТЕРИКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Проблема определения базовых понятий исследования
    • 1. 2. Структура, особенности и ценностно-смысловая нагрузка эзотерической реальности
  • ГЛАВА 2. ЗАПАДНАЯ ЭЗОТЕРИКА КАК МЕХАНИЗМ ТРАНСФОРМАЦИИ СУБЪЕКТИВНЫХ МИРОВ ЛИЧНОСТИ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Эзотеризм как расширение планов бытия социокультурной системы и личности в культуре Запада
    • 2. 2. Эзотерика как механизм ценностно-смыслового обогащения и дополнения доминирующей социокультурной реальности Запада

Роль западной эзотерики в формировании ценностно-смысловых миров культуры и личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В современной культуре имеется определённая мода на эзотеризм, благодаря чему прилавки книжных магазинов заполнены различной эзотерической и околоэзотерической литературой, а также растёт спрос на различные учения и тренинги, восходящие своими корнями к эзотерическим практикам, авторы которых зачастую сами не знают механизмов воздействия осуществляемых ими. В условиях, когда в обществе наблюдается рост проявления различных изменённых состояний сознания, исследование роли эзотеризма в процессе формирования ценностно-смысловых миров культуры и личности, становится особенно актуальным.

Ситуация, связанная с возрастанием интереса к эзотеризму, наблюдаемая в Западной и Российской культуре, уже нашла отклик в академической научной среде. В США и ряде стран Европы (Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды) были созданы кафедры и исследовательские общества, изучающие эзотерику и мистицизм. С начала 90-х гг. XX в. данная проблема стала объектом исследований и российских учёных.

Но, несмотря на обилие подходов к изучению эзотеризма, появившихся за последние десятилетия в Европе и России, место данного феномена в культуре, а также роль, которую играют эзотерические знания в процессе конструирования ценностно-смысловых миров западной и российской культуры, до сих пор не прояснены до конца. Новая парадигма исследования эзотеризма находится в стадии становления и формирования, что особенно характерно для отечественной науки. В данном исследовании представлен один из возможных вариантов решения данной проблемы с учётом теоретических разработок, сделанных западными и отечественными исследователями за последние годы.

Степень научной разработанности проблемы. Эзотеризм* как объект серьёзного изучения, привлёк внимание научной общественности довольно давно. Однако традиция академического институционального изучения эзотерики в том виде, в котором она существует сейчас, формируется сравнительно недавно. На Западе традиция изучения эзотеризма в рамках философско-культурологического дискурса берёт начало с 60-х годов XX в., а в России формируется только с 90-х гг. XX в.

Середина XX века была ознаменована двумя событиями, изменившими судьбу дальнейших академических исследований эзотерики на Западе. Первым событием является выход в свет работ: «Джордано Бруно и герметическая традиция» и «Розенкрейцерское просвещение» английского историка Ф. А. Йейтс (F.A. Yates). В этих работах высказывается предположение, что развитие герметической философии, алхимии и магии в эпоху Возрождения явилось одним из основных стимулов зарождения ньютоно-картезианской парадигмы науки. В дальнейшем тезисы Ф. Йейтс были подвергнуты критике (А. Февр, В. Ханеграаф), и более не используются в столь радикальной формулировке. Однако эти исследования заставили научную общественность обратить внимание на феномен эзотеризма и пересмотреть своё отношение к нему.

Вторым, не менее значимым событием является деятельность кружка «Эранос» («Eranos»), в рамках которого обсуждались различные вопросы, связанные в том числе и с исследованиями эзотеризма. В рамках деятельности данного кружка формируются исследования А. Корбена (Н. Corbin), К. Г. Юнга (C.G. Jung), М. Элиаде (М. Eliade), Г. Шолема (G. Scholem) и А. Февра (A. Faivre) [221].

В результате отмеченных выше событий изучение эзотерики приобретает институциональное оформление в рамках религиоведения и философии Некоторые исследователи разделяют понятия эзотерика и эзотеризм (см. например: [202]). Как сообщает А. Февр, такое разделение терминов восходит к последователям Фритьофа Шуона и неогенонистам [210, р. 119]. На наш взгляд, подобное умножение однокоренных терминов и их семантических полей, скорее запутывает исследователей, поэтому в данном исследовании понятия «эзотерика» и «эзотеризм» будут использоваться как взаимозаменяемые. религии, а затем выделяется в относительно независимую дисциплину, исследующую «западный эзотеризм"*. В 1965 г. по инициативе Анри Корбена (Henry Corbin) в Сорбонне создаётся кафедра «Истории христианской эзотерики», переименованная в 1979 г. в кафедру «Истории эзотерических и мистических учений в Европе эпохи Нового времени и современности» во главе с Антуаном Февром (Antoine Faivre).

Инициатива французских исследователей, создавших кафедру изучения эзотеризма, получила дальнейшее развитие в Нидерландах. В частности, в 1999 г. при Амстердамском университете была открыта кафедра «Истории герметической философии и связанных с ней течений» («Geschiedenis van de Hermetische Filosofie en verwante stromingen»)**, которую возглавил профессор Воутер Ханеграаф (Wouter Hanegraaff). Усилиями её сотрудников было основано «Европейское общество изучения западной эзотерики» («European Society for the Study of Western Esotericism» (ESSWE))***, под эгидой которого проводятся международные конференции, посвящённые изучению эзотерики, и издаётся периодический журнал «Aries», посвящённый исследованиям в области эзотеризма и мистицизма.

Говоря о развитии изучения эзотерики на Западе, нельзя не упомянуть кафедру «Истории западного эзотеризма» (History of Western Esotericism) в английском университете Эксетера (University of Exeter), возглавляемую профессором Николасом Гудрик-Кларком (Nicholas Goodrick-Clarke), и созданную в 2002 г. в США Ассоциацию исследования эзотеризма («The Association for the Study of Esotericism» (ASE)) президентом которой является Артур Верслуис (Arthur Versluis). «Western Esotericism» — термин предложенный западными исследователями для обозначения особого аспекта западной культуры, корни которого лежат в синкретизме эпохи Возрождения. В этом аспекте культуры нашли своё выражение и, в известной мере, синтез, различные явления предыдущих эпох, такие как каббала, алхимия, гнозис, астрология, герметизм [213].

Сайт кафедры: http://www.amsterdamhermetica.nl/ «http://www.esswe.org/ http://www.brill.nl/aries http://www.aseweb.org/.

Осуществив краткий обзор направлений изучения эзотерики на Западе, перейдём к обзору истории развития академических исследований в области эзотерики в современной России. С конца XX века эзотерические явления попадают в поле зрения отдельных учёных, а также исследователей, которые интересуются вненаучными формами знания. Результатом проведённых исследований становится публикация ряда работ, среди которых особого внимания заслуживают два сборника статей: «Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания» [63] и «Магический кристалл: магия глазами учёных и чародеев» [93], под редакцией И. Т. Касавина. В этих сборниках с различных методологических позиций рассматриваются разнообразные эзотерические и оккультные феномены. В это же время начинают публиковать статьи, посвящённые эзотеризму, известный философ JI.B. Скворцов [144] и российский философ и методолог В. М. Розин, который помимо статей [130- 131- 132- 133- 135- 136- 138] имеет ещё и несколько монографий [129- 134- 137] на тему эзотеризма, среди которых следует отметить работу «Эзотерический мир: семантика сакрального текста».

К концу 90-х — началу 2000;х годов происходит осознание необходимости серьёзного исследования эзотеризма как феномена духовной культуры. На тему эзотеризма начинают писать диссертации (Ю.В. Курносов [85], O.A. Иванова [69], О. Б. Белякова [25], A.B. Панычик [111], К. Ю. Бурмистров [30], Е.В. Кряжева-Карцева [83], А. Г. Кайгородов [74] и др.). В это же время выходит сборник «Дискурсы эзотерики» — первый философский сборник, посвящённый рассмотрению эзотерики, в число авторов которого входят: В. М. Розин, Л. В. Фесенкова, А. Ю. Севальников, Г. Г. Копылов, В. П. Визгин, Ю. В. Хен, O.E. Баксанский, А. Г. Юркевич, JI.B. Василенко, A.B. Панкратов, Б. З. Фаликов, Е. Г. Балагушкин [51].

В 2007 г. выходит монография Б. З. Фаликова «Культы и культура. От Елены Блаватской до Рона Хаббарда» [154]. А в 2008 г. в Институте Философии РАН в Москве под редакцией известного исследователя мистицизма и новых религиозных движений Е. Г. Балагушкина издаётся сборник статей «Мистицизм: теория и история» [99]. В том же 2008 году увидел свет первый учебник, посвященный изучению эзотеризма: «Введение в эзотерику», автором которого является В. Н. Назаров [102]. В 2009;м была издана книга профессора кафедры истории философии Южного Федерального Университета Е. В. Золотухиной-Аболиной «Эзотерика для непосвящённых или.

Нерасколдованный мир" [68].

Однако институциональное изучение эзотеризма и мистицизма в России начинается с появлением в 2008 г. Центра по изучению Эзотеризма и $ мистицизма при Русской Христианской Гуманитарной Академии (РХГА) в г. Санкт-Петербурге, руководителями которого являются д.филос.н., проф. Р. В. Светлов и к.филос.н. C.B. Пахомов.

Помимо этого центра, в 2009 году российскими и украинскими исследователями была организована «Ассоциация исследователей эзотеризма и мистицизма» (АИЭМ)**, объединяющая исследователей эзотеризма и мистицизма на постсоветском пространстве, председателем которой является C.B. Пахомов. Усилиями ассоциации проводятся ежегодные конференции «Мистико-эзотерические движения в теории и на практике», а также публикуются сборники статей с материалами докладов участников конференций.

Объект исследования: Западная эзотерика как социокультурный феномен.

Предмет исследования: роль Западной эзотерики в формировании ценностно-смысловых миров личности и общества.

Цель исследования: выявить особенности Западной эзотерики как культурного феномена и её роль в формировании ценностно-смысловых миров культуры и личности. http://rhga.ru/science/esoterism/ http://asem.ucoz.org/.

Для достижения цели исследования предполагается решение следующих исследовательских задач:

— рассмотреть основные философские подходы к исследованию эзотерики, существующие в западной и отечественной науке;

— проанализировать взаимоотношение феноменов, носящих название «эзотерика», «мистицизм» и «оккультизм», а также предложить собственное определение эзотерики, релевантное методологической базе исследования;

— исследовать структуру, основные особенности и ценностно-смысловую нагрузку эзотерической реальности;

— изучить роль эзотеризма в трансформировании субъективной реальности и структуры личности его адептов;

— выявить роль эзотеризма в формировании социокультурной реальности Запада.

Теоретическими и методологическими основаниями исследования выступают: принципы конструктивистской феноменологии, разрабатываемые П. Л. Бергером (P.L. Berger) и Т. Лукманом (T. Luckmann), дополненные теоретико-методологическими разработками Р. Коллинза (R. Collins) и Т. Парсонса (Т. Parsons) — исследования философов и религиоведов, целенаправленно изучавших феномен эзотеризма и предлагавших свои подходы к его изучению: В. Ханеграафа (W. Hanegraaff), А. Февра (A. Faivre), В.M. Розина, C.B. Пахомова.

При рассмотрении причин стойкого бытования мистико-эзотерических феноменов в социокультурном пространстве привлечены разработки психологов Э. Фромма (Е. Fromm), К. Г. Юнга (C.G. Jung) и М.-Л. фон Франц (M.-L. von Franz).

В процессе рассмотрения роли эзотерики в формировании ценностно-смысловых миров культуры и личности использовались общенаучные методы и приемы исследования (индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, системный подход), а также методы, представляющие конкретные философские школы: конструктивистской феноменологии П. Бергера и Т. Лукманаа также аналитической психологии К. Г. Юнга.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Эксплицированы эвристические возможности теоретико-методологических подходов западных и отечественных исследователей эзотеризма применительно к изучению роли Западной эзотерики в процессах конструирования социокультурной реальности;

2. Установлено, что эзотерика является формой конструирования особой мировоззренческой реальности, в которой возможно существование, осмысление и воспроизведение опыта изменённых состояний сознания, а также оккультных и мистических практик;

3. Выявлены социальные и психологические предпосылки устойчивости эзотерических групп в социальном пространстве: открытие новых измерений социокультурного пространства, оснований для групповой консолидации, альтернативных каналов связи с Абсолютом, возможности для самореализации личности;

4. Установлено, что эзотерика является механизмом, обогащающим и дополняющим доминирующую социокультурную реальность посредством сохранения и воспроизводства её «теневого элемента», содержащего вытесненные элементы культуры (интровертивную установку мышления, опору на интуицию и гнозис, практики достижения изменённых состояний сознания, «дионисийское начало»).

Положения, выносимые на защиту:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведённого исследования нам удалось прийти к выводу, что эзотеризм представляет собой целостный социокультурный феномен, содержащий духовно-символический и социальный уровни, доминирующим из которых является уровень духовно-символического универсума эзотерической реальности, задающий формы её социального проявления.

Рассмотрение подходов к исследованию и определению эзотеризма существующих в отечественной и западной науке, позволило выделить доминирование эссенциаличстских определений феноменов эзотеризма и мистицизма, отход от которых в сторону функционального определения эзотерики предпринятый нами, позволил открыть новые горизонты исследования. При помощи функционально-ролевого рассмотрения эзотерики с применением конструктивистского подхода нам удалось выяснить, что эзотеризм представляет собой не только особый вид знания, имеющий иррациональный источник, но и механизм конструирования символического универсума (эзотерической реальности), являющегося одним из миров культуры и необходимого для осмысления, реконструкции и воспроизведения как мистического, так и оккультного опыта. Следовательно, эзотерика является теоретической базой, на основе которой могут воспроизводиться как мистические, так и оккультные практики. Мистические и оккультные практики, в свою очередь, представляют собой способы проверки достоверности эзотерических знаний и источники опыта, за счёт которых может расширяться и пополняться запас эзотерического знания, а также конструироваться эзотерическая реальность.

В ходе работы нам удалось выяснить, что ключевая роль в конструировании эзотерической реальности, принадлежит гению эзотеризма обладающему опытом изменённых состояний сознания и способному вовлекать в эту реальность и сходные переживания других людей. Посредством выражения личного опыта переживаний изменённых состояний сознания в эзотерическом учении, гений эзотеризма осуществляет объективацию и воплощение в социокультурном пространстве собственного субъективного образа реальности, сформированного в его сознании на основе личного опыта гнозиса, и делает возможным осмысление и воспроизводство данного опыта своими последователями.

Структура эзотерической реальности задаётся её базовым элементом, обозначенным нами как «эзотерическое мышление» (синкретичное, интровертивное, холистическое и сакральное) определяющим специфику восприятия пространства, времени и языка эзотерической реальности. Пространство эзотерической реальности представляется как целостное, сакральное и магическое, включающее в себя различные слои бытия, время имеет циклическую природу и два горизонта — временной и вневременной, относящийся к Вечности, а язык, слова которого непосредственно связаны с обозначаемыми объектами по принципу мистического соучастия (Participation Mystique), обладает творческой силой, трансформирующей реальность. Помимо этого было установлено, что эзотерическое мышление в процессе конструирования эзотерической реальности взаимодействует с оккультными и мистическими практиками, предоставляющими для него эмпирический материал, на основе которого осуществляется данное конструирование.

Координаты пространства, времени и языка в свою очередь формируют более частные особенности эзотерической реальности, задающие её ценностно-смысловую нагрузку. Этими особенностями являются: 1) холизм- 2) гностическая ориентация- 3) синкретизм- 4) наличие большого количества противоречий, которые мирно уживаются друг с другом, не разрушая реальность изнутри- 5) индивидуалистичность- 6) возвышение человека и человеческой воли. Придание человеку статуса микрокосма, подобного Вселенной- 7) закрытость.

Внимательное изучение социального уровня бытования социокультурного феномена эзотерики позволили сделать выводы о том, что эзотерическая реальность способна полноценно институционализироваться в социальном пространстве и может выступать как полноценный механизм трансформирования социокультурной реальности. Участие эзотерических групп в процессе трансформации социокультурной реальности осуществляется посредством выполнения набора функций: 1) объяснительной- 2) адаптивной- 3) интегративной- 4) обеспечения онтологической безопасности и 5) воспроизводства образца. Функции, выполняемые эзотерическими группами способствуют созданию особых ценностно-смысловых миров культуры, открывающих новые измерения социокультурной системы для своих адептов и формирующих канал связи с Сакральным, а также предоставляющих: пространство для «бегства от свободы" — новые основания для элитарной групповой консолидациии возможности для реализации властных амбиций, творческого выражения и самореализации личности.

Рассмотрение и анализ духовно-символического уровня эзотерической реальности позволяют сделать вывод, что эзотерика представляет собой значимый инструмент конструирования социокультурной реальности и является весьма эффективным инструментом для её легитимации, поскольку она также как и религия имеет дело со священным космосом, трансцендирующим повседневную жизнь. Однако, в отличие от религии, эзотерика оперирует в первую очередь с вытесненными элементами, не входящими в мэйнстрим культуры и использует альтернативные способы взаимодействия с сакральной реальностью.

Нам удалось установить, что эзотерика представляет собой Тень доминирующей модели западной культуры содержащей и сохраняющей вытесненные элементы (интровертивную установку мышления, опору на интуицию и гнозис, практики достижения изменённых состояний сознания, дионисийское начало) и является механизмом западной культуры, обогащающим и дополняющим доминирующую социокультурную реальность. Существование эзотерической реальности, способствует сохранению дионисийского и гностического начал и ценностно-смыслового содержания пренебрегаемого измерения культуры, а также воспроизводству механизмов взаимодействия со сферой архетипов коллективного бессознательного и поддержанию наличия архетипических содержаний в культуре.

С другой стороны — эзотеризм представляющий теневой, элемент культуры, оппозиционный культурному мэйнстриму, способствует сохранению содержаний доминирующей модели культуры посредством рефлексивного взаимодействия с его элементами (наукой и религией и художественной сферой) и сглаживания напряжения между различными специализированными секторами культуры, существующими внутри самого мэйнстрима. Таким образом, можно заключить, что эзотерика как «теневая сторона» западной культуры выступает необходимым дополнением, которое поддерживает её целостность, исключает односторонность и обеспечивает полноту функционирования системы, в том числе за счёт погашения напряжения, возникающего от односторонности доминирующей культуры. Эзотерика дополняет: сознательное — бессознательным, рациональное — мистическим, профанность социума и личности — их сакральностью, победившее «аполлоническое начало» — вытесненным «дионисийским».

Однако следует отметить, что существование эзотеризма в культуре имеет и негативную сторону. Поскольку эзотеризм оказывается вытесненным в Тень культуры — он представляет собой мощный инструмент воздействия на адептов эзотерических учений, который не контролируется культурой. В результате чего, становится возможным существование групп, оказывающих не только позитивное, но и негативное, разрушительное действие на отдельных индивидов и культуру в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Наука о характерах: понять природу человека / А. Адлер. М.: Академический Проект, 2011. — 253 с.
  2. Д. Роза Мира / Д. Андреев. М.: Мир Урании, 2008. — 608 с.
  3. И. Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459 / И. Андреэ. М.: Энигма, 2003. — 304 с.
  4. Е.В. Гносис. Фрагменты и свидетельства / Е. В. Афонасин. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. 320 с.
  5. У. Магия Древнего Египта. Тайны Книги мертвых / У. Бадж. М.: Центрполиграф, 2004. — 207 с.
  6. Е.Г. Аналитическая теория мистики и мистицизма / Е. Г. Балагушкин // Мистицизм: Теория и история / Отв. ред. Е. Г. Балагушкин, А. Р. Фокин. М.: ИФ РАН, 2008. — С. 14−71.
  7. Е.Г. Предисловие / Е. Г. Балагушкин // Мистицизм: Теория и история / Отв. ред. Е. Г. Балагушкин, А. Р. Фокин. М.: ИФ РАН, 2008. — С. 313.
  8. Е.Г. Эзотерика в новых религиозных движениях / Е. Г. Балагушкин // Дискурсы эзотерики (философский анализ): сб. ст. / отв. ред. Л. В. Фесенкова. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — С. 214−239.
  9. М. Процесс тамплиеров / М. Барбер. М.: Алетейя, Энигма, 1998. — 496 с.
  10. М. Астрология, магия, алхимия в произведениях изобразительного искусства / М. Баттистини. М.: Омега, 2007. — 384 с.
  11. Л. Даниил Андреев Рыцарь Розы / Л. Бежин. — М.: Энигма, 2006. -320 с.
  12. А. Алхимия духа / А. Безант. М.: Сфера, 200. — 336 с.
  13. А. Братство религий / А. Безант. М.: ACT, 2004. — 640 с.
  14. М. Храм и ложа / М. Бейджент, Р. Ли. М.: Эксмо, 2003. -352 с.
  15. М.В. Конструирование эзотерической реальности: базовые элементы и их специфика / М. В. Бекарюков // Мир науки, культуры, образования. 2011. — № 4. Ч. 2. — С. 255−258.
  16. М.В. Методологические проблемы изучения эзотерики / М. В. Бекарюков // Теоретические и прикладные исследования в религиоведении: сб. ст. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2009. — Вып. 1−2. -С. 203−214.
  17. М.В. Современное состояние академической традиции изучения эзотеризма в России: философские подходы / М. В. Бекарюков // Общественные науки. М.: Издательство «МИИ Наука», 2011. — № 6. — С. 3441.
  18. М.В. Социокультурные предпосылки усиления интереса к эзотерическим учениям / М. В. Бекарюков // Известия Алтайского государственного университета. 2011. — № 2/2. — С. 197−199.
  19. М.В. Социокультурный феномен эзотерики / М. В. Бекарюков // Известия Алтайского государственного университета. 2010. — 2/2. — С. 169— 173.
  20. М.В. Сущность и содержание понятия «эзотерика» / М. В. Бекарюков // Актуальные проблемы развития социально-политического и религиозного пространства России: сб. ст. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2009. — Вып. 5. -С. 144−151.
  21. О.Б. Феномен эзотерической культуры: Антропологические, аксиологические, культурологические обоснования Текст.: дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / О. Б. Белякова. Тамбов, 2003. — 175 с.
  22. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  23. Библиотека Гримуаров Алистера Кроули. М.: Велигор, 2003. 576 с.
  24. А. Станислас де Гуайта / А. Бильи. М.: Ланселот, 2005. — 288 с.
  25. Большой ключ Соломона. Тверь: Kolonna Publications, 2006. 184 с.
  26. К.Ю. Еврейская мистическая традиция и алхимия: проблемы взаимного влияния: По трактату Эш мецареф (Огонь плавильщика), XVII в. Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 / К. Ю. Бурмистров. М., 2005. -296 с.
  27. Бут М. Жизнь мага: биография Алистера Кроули / М. Бут. -Екатеринбург: Ультра. Культура, 2004. 672 с.
  28. Д., Бирх У. Тайные общества. Иллюминаты, франкмасоны и Французская революция. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 288 с.
  29. M. Избранные произведения / M. Вебер. M.: Прогресс, 1990. -808 с.
  30. В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени / В. П. Визгин // Философско-религиозные истоки науки: сб. ст. M.: Мартис, 1997. С. 87−141.
  31. Г. О. М. Курс энциклопедии оккультизма / Г. О.М. М.: Энигма, 2003. -528 с.
  32. Р. Великая Триада / Р. Генон. М.: Беловодье, 2010. — 224 с.
  33. Р. Восток и Запад / Р. Генон. М.: Беловодье, 2005. — 240 с.
  34. Р. Символизм креста / Р. Генон. М.: Беловодье, 2008. — 224 с.
  35. Р. Царь мира- Очерки о христианском эзотеризме / Р. Генон. М.: Беловодье, 2008. — 224 с.
  36. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Сост., коммент., пер. с др.-греч., лат., фр., англ., нем., польск. К. Богуцкого. К.: Ирис- М.: Алетейа, 1998. — 623 с.
  37. Э. Социология / Э. Гидденс. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -704 с.
  38. Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. М.: Академический Проект, 2005. — 528 с.
  39. Е. В. Мифомания / Е. В. Головин. СПб.: Амфора, 2010. — 320 с.
  40. Я. Избранное. Логика мифа / Я. Голосовкер. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. — 496 с.
  41. В.П. Теоретические и методологические проблемы истории западной философии: монография / В. П. Горан. Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2007. — 269 с.
  42. Э. Ритуал взаимодействия. Очерки поведения лицом к лицу / Э. Гофман. М.: Смысл, 2009. — 319 с.
  43. С. Психология Будущего: Уроки современных исследований сознания / С. Гроф. М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2003. — 458 с.
  44. Е. Введение / Е. Гурко // Зильберман Д. Б. Генезис значения в философии индуизма / Д. Б. Зильберман. М.: «Эдиториал УРСС», 1998. — С. 362.
  45. , E.H. Модальная методология Давида Зильбермана / E.H. Гурко. -Минск: Экономпресс, 2007. 456 с.
  46. Е. Джон Фаулз и мистериальная традиция / Е. Дайс. М.: Клуб Касталия, 2011. — 244 с.
  47. Дискурсы эзотерики (философский анализ): сб. ст. / отв. ред. Л. В. Фесенкова. -М.: Эдиториал УРСС, 2001. 204 с.
  48. Джаммария. Эта неизвестная алхимия / Джаммария. Москва-Воронеж: TERRA FOLIATA, 2011. — 256 с.
  49. У. Многообразие религиозного опыта / У. Джемс. М.: КомКнига, 2010−416 с.
  50. Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету. М.: Эксмо, 2005.-432 с.
  51. А.Г. Абсолютная Родина / А. Г. Дугин. М.: АРКТОГЕЯ-центр, 1999.-752 с.
  52. А.Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли / А. Г. Дугин. М.: «Евразийское движение», 2009. — 744 с.
  53. Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху / Э. Дэвис. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2008. — 480 с.
  54. К. Философия мистики / К. Дюпрель. М.: Эксмо, 2006. — 592 с.
  55. Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. М.: Канон, 1996.-432 с.
  56. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. М.: Канон, 1995.-352 с.
  57. Евангелие Истины: двенадцать переводов христианских гностических писаний / пер. Дм. Алексеева- под ред. A.C. Четверухина Ростов н/Д.: Феникс, 2008.-541 с.
  58. К. История магии и оккультизма / К. Зелигманн. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2009. — 480 с.
  59. Д.Б. Генезис значения в философии индуизма / Д. Б. Зильберман. М.: «Эдиториал УРСС», 1998. — 448 с.
  60. Золотухина-Аболина Е.В. «Эзотерика для непосвящённых или Нерасколдованный мир» / Е.В. Золотухина-Аболина. Пенза, Золотое сечение, 2009. — 240 с.
  61. O.A. Специфика современного эзотеризма в России: культурфилософский анализ Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / O.A. Иванова. Ставрополь, 2007. — 150 с.
  62. История магии и суеверий от древности до наших дней / сост. А. Б. Леман. -М.: Эксмо, 2002. 768 с.
  63. Ф. Розенкрейцерское просвещение / Ф. Йейтс. М.: Алетейя- Энигма, 1999.-496 с.
  64. Р. Магия Запада / Р. Кавендиш. М.: ACT- СПб.: Ост, 2006. -382 с.
  65. А.Г. Мистика как социальный феномен Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / А. Г. Кайгородов. Пермь, 2001. — 174 с.
  66. Ф. Современная ритуальная магия / Ф. Кинг. М.: Локид, Миф, 1999.-368 с.
  67. А. Основы миропонимания Новой Эпохи / А. Клизовский. -М.: Эксмо, 2010.-880 с.
  68. Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения / Р. Коллинз. Новосибирск: 2003. — 1208 с.
  69. Конец Света. Эсхатология и традиция / сост. А. Г. Дугин. М.: АРКТОГЕЯ-центр, 1997. — 408 с.
  70. Г. Г. Эзотерика, наука, экстрасенсорика: как не быть «лженаукой» / Г. Г. Копылов // Дискурсы эзотерики (философский анализ): сб. ст. / отв. ред. Л. В. Фесенкова. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — С. 54−78.
  71. А. Видение и голос. Книга Еноха / А. Кроули. М.: Издательство «Ганга», 2010.-384 с.
  72. А. Равноденствие богов. Закон для всех / А. Кроули. М.: Издательство «Ганга», 2010. — 416 с.
  73. А. Святые книги Телемы / А. Кроули. М.: Издательство «Ганга», 2011.-320 с.
  74. Кряжева-Карцева Е. В. Эзотерическая традиция в России: русский мистицизм на рубеже XIX—XX вв.еков Текст.: дис. канд. ист. наук: 07.00.00, 07.00.02 / Е.В. Кряжева-Карцева. -М., 2001. 182 с.
  75. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-605 с.
  76. Ю.В. Эзотеризм как культурно-исторический феномен Текст.: дис. докт. филос. наук: 09.00.11 / Ю.В. Курносов-. М., 1997. — 249 с.
  77. Э. Учение и Ритуал / Э. Леви. М.: Эксмо, 2004. — 704 с.
  78. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М.: «Педагогика-пресс», 1994. — 608 с.
  79. Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. М.: Академический Проект, 2008. — 555 с.
  80. Леви-Стросс К. Печальные тропики. М.: ACT: Астрель, 2010. — 441 с.
  81. . Сен Мартен, Неизвестный философ / Б. Леман. М.: Энигма, 2005.-272 с.
  82. А.Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. М.: Академический Проект, 2008. — 303 с.
  83. Магические пантеоны: божества западных эзотерических традиций. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 400 с.
  84. Магический кристалл: магия глазами учёных и чародеев / Под ред. И. Т. Касавина. М.: Республика, 1994. — 528 с.
  85. . Магия. Наука. Религия / Б. Малиновский. М.: Рефл-бук, 1998.-290 с.
  86. . Б. Основные направления исследований эзотеризма на Западе Электронный ресурс. / Б. Менцель. Режим доступа: http://rhga.ru/science/esoterism/seminars/15/index.php Дата обращения: 25.09.2011.
  87. А. Магизм и единобожие / А. Мень. М.: Эксмо, 2004. — 704 с.
  88. А. На пороге Нового Завета / А. Мень. М.: Эксмо, 2005. — 1056 с.
  89. А. У врат молчания / А. Мень. М.: Эксмо, 2005. — 672 с.
  90. Мистицизм: Теория и история / Отв. ред. Е. Г. Балагушкин, А. Р. Фокин. -М.-.ИФРАН, 2008.-203с.
  91. Молот ведьм / Я. Шпренгер, Г. Инсиститорис. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. — 524 с.
  92. М. Социальные функции священного /М. Мосс. СПб.: Евразия, 2000.-448 с.
  93. В.Н. Введение в эзотерику: учебник / В. Н. Назаров. М.: Гардарики, 2008. — 303 с.
  94. Р. Катары. Святые еретики / Р. Нелли. М.: Вече, 2005. — 400 с.
  95. В. К истокам власти: магийный мир Электронный ресурс. /
  96. B. Никитаев // Кентавр. 2002. № 29. Режим доступа: http://v2.circle.ru/kentavr/ Дата обращения: 16.09.2008.
  97. Ф. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы / Ф. Ницше. — Минск: Харвест, 2009. 1037 с.
  98. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: учебное пособие / Е. Э. Эгильский, A.B. Матецкая,
  99. C.И. Самыгин. М.: КНОРУС, 2011. — 224 с.
  100. П.Г. Проблема интерпретации «эзотерических знаний»: современные попытки изучения эзотеризма, подходы к определению и методологии / П. Г. Носачев // XIX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. Том I. С. 74−78.
  101. П.Г. Рецензия на книгу В.Н. Назарова Введение в эзотерику / П.Г. Носачев//ВестникПСТГУ.-№ 1 (ЗЗ)-М., 2011.-С. 156—161.
  102. Нэф М. Личные мемуары Е. П. Блаватской / М. Нэф. М.: Эксмо, 2009. -416 с.
  103. A.B. Социально-философский анализ эзотеризма Текст.: дис. канд. филос. наук: 09.00.11 / A.B. Панычик. Ростов-н/Д., 2002. — 146 с.
  104. Папюс. Генезис и развитие Масонских символов / Папюс. М.: Энигма, 2006. -192 с.
  105. Папюс. Оккультизм. Магия и гипноз / Папюс. М.: ACT, 2004. — 560 с.
  106. Т. О социальных системах / Т. Парсонс. М.: Академический Проект, 2002. — 832 с.
  107. Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.
  108. Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. М.: Аспект Пресс, 1998.-270 с.
  109. C.B. Эзотеризм / C.B. Пахомов // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2008. — С. 1444−1445.
  110. Письма Елены Рерих в 2-х т. / Е. И Рерих. Минск: Прамеб, 1992. — Т. 2. -432 с.
  111. JI. Мсье Гурджиев. Документы, свидетельства, тексты и комментарии / Л. Повель. М.: Энигма, 2006. — 544 с.
  112. Радостная весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. Изд. 3-е, испр. и доп. -М.: Российское Библейское общество, 2008. 608 с.
  113. И. Каббала / И. Регарди. М.: Энигма, 2005. — 304 с.
  114. И. Полная система магии Золотой Зари / И. Регарди. М.: Энигма, 2011.-1432 с.
  115. И. Церемониальная магия / И. Регарди. М.: Энигма, 2009. -192 с.
  116. И. Древо Жизни: иллюстрированная книга магии / И. Регардье. -М.: ФАИР ПРЕСС, 2003. — 496 с.
  117. А.Б. Гурджиев и Успенский / А. Б. Ровнер. М.: Старклайт- М.: Номос, 2006.-416 с.
  118. В.М. Демаркация науки и религии: Анализ учения и творчества Эмануэля Сведенборга / В. М. Розин. М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 168 с.
  119. В.М. Личность в религиозном, эзотерическом и научном мире / В. М. Розин // Общественные науки и современность. 1994. — № 5. — С. HS-BS.
  120. В.М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // Общественные науки и современность. 1997. — № 3. -С. 44−54.
  121. В.М. Проблема реальности или как отличить святого от умалишённого Электронный ресурс. / В. М. Розин // Кентавр. 1995. — № 1. -Режим доступа: http://v2.circleplus.ru/kentavr Дата обращения: 15.05.2009.
  122. В.М. Смерть как феномен философского осмысления (Культурно-антропологический и эзотерический аспекты) / В. М. Розин // Общественные науки и современность. 1997. — № 2. — С. 170−180.
  123. В.М. Феномен множественной личности: По материалам книги Дэниела Киза «Множественные умы Билли Милигана» / В. М. Розин. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 200 с.
  124. В.М. Эзотеризм как форма индивидуальной и социальной жизни / В. М. Розин // Дискурсы эзотерики (философский анализ): сб. ст. / отв. ред. Л. В. Фесенкова. -М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 114−130.
  125. В.М. Эзотерический мир / В. М. Розин // Общественные науки и современность. 1992. — № 4. — С. 167−176.
  126. В.М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста / В. М. Розин. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 320 с.
  127. В.М. Эзотерическое мироощущение в контексте культуры / В. М. Розин // Общественные науки и современность. 1993. — № 5. — С. 164— 175.
  128. Сакральный мистицизм Запада. Герметическая философия. М.: Беловодье, 2007. — 224 с.
  129. А.Г. Психопрактики в мистических традициях от архаики до современности (монография) / А. Г. Сафронов. Харьков: ФЛП Коваленко A.B., 2008.-268 с.
  130. А.Ю. Возвращение Чародея, или Новый Фауст (Об «эзотерических» тенденциях в современной науке) / А. Ю. Севальников // Дискурсы эзотерики (философский анализ): сб. ст. / отв. ред. Л. В. Фесенкова. -М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 36−53.
  131. А.Н. Блаватская / А. Н. Сенкевич. М.: Молодая гвардия, 2010. -461 с.
  132. Сефер Иецира // Книги иудейских мудрецов / пер. И. Р. Тантлевского. СПб.: Издательство СПбГУ- Амфора. ТИД Амфора, 2005. С. 16−39.
  133. Л.В. Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание: Избр. тр. / Л. В. Скворцов. М.: РАН. ИНИОН, 2000. — 298 с.
  134. Тайное учение // Философский энциклопедический словарь. M.: ИНФРА-М, 2003. — С. 447.
  135. Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502 / Пер. с нем. и коптского, доп. примеч. и главы A.C. Четверухина. СПб.: Алетейя, 2004. -448 с.
  136. О.В. Юнгианство и эзотеризм Электронный ресурс. / О. В. Телемский. Режим доступа: http://wwwxastalia.m/index^hp?option=comcontent&-task=view&-id=558&-Itemid
  137. Дата обращения: 14.05. 2011.
  138. Д. Подлинная магия ангелов / Д. Тисон. М.: ACT: Астрель, 2005. -345 с.
  139. Е.А. Пути философии Востока и Запада: Познание запредельного / Е. А. Торчинов. СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2007. — 480 с.
  140. Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния / Е. А. Торчинов. СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2005. — 544 с.
  141. П.Д. В поисках чудесного / П. Д. Успенский. М.: «Издательство ФАИР», 2010 — 528 с.
  142. П.Д. Четвертый путь / П. Д. Успенский. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007. — 640 с.
  143. .З. Культы и культура: От Елены Блаватской до Рона Хаббарда / Б. 3. Фаликов. М.: Издательский центр Российск. гос. гуманит. ун-т, 2007. -265 с.
  144. A.A. «История меня»: традиция европейской философской мистики и строительство персональных миров / A.A. Федоров. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — 224 с.
  145. П.П. Архаическое мышление: вчера, сегодня, завтра / П. П. Федоров. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 176 с.
  146. П. Против метода / П. Фейерабенд. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 413 с.
  147. Л.В. Предисловие / Л. В. Фесенкова // Дискурсы эзотерики (философский анализ): сб. ст. / отв ред. Л. В. Фесенкова. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-С. 3−7.
  148. Д. Мистическая Каббала / Д. Форчун. М.: София, 2004. — 352 с.
  149. Франц М.-Л. фон. Алхимия Электронный ресурс. / М.-Л. фон Франц. -Режим доступа: http://www.iungland.ru/Librarv/AlhimiaFF.htm Дата обращения: 26.07.2010.
  150. Франц М.-Л. фон. Лекции по юнговской типологии / М.-Л. фон Франц // Франц М.-Л. фон, Хиллман Дж. Лекции по юнговской типологии. Подчиненная функция. Чувствующая функция / М.-Л. фон Франц, Дж. Хиллман. М.: Б.С.К., 1998.- 198 с.
  151. Франц М.-Л. фон. Прорицание и синхрония: Психология значимого случая / М.-Л. фон Франц. СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. — 224 с.
  152. Франц М.-Л. фон. Феномены Тени и зла в волшебных сказках / М.-Л. фон Франц. М: Независимая фирма «Класс», 2010. — 360 с.
  153. Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж.Дж. Фрэзер. М.: ACT- Ермак, 2003. — 781 с.
  154. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции / 3. Фрейл. М.: ACT, 2008. -807 с.
  155. Фрер Ж.-К. Сообщества Зла, или Дьявол вчера и сегодня / Ж.-К. Фрер. -М.: Аграф, 2000. 272 с.
  156. Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: Академический Проект, 2008. — 254 с.
  157. Э. Иметь или быть? / Э. Фромм // Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда / Э. Фромм. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000.-С. 185−437.
  158. Фулканелли. Тайны соборов / Фулканелли. М.: Энигма, 2008. — 384 с.
  159. Фулканелли. Философские обители / Фулканелли. М.: Энигма, 2003. -624 с.
  160. А. 500 лет эзотеризма: Новая область междисциплинарных исследований в рамках академии // 500 лет гностицизма в Европе: Материалы конференции. -М.: Издательство «Рудомино», 2001. С. 7−13.
  161. Д. Масонство / Д. Харитонович. М.: Весь Мир, 2001. -224 с.
  162. С. Гностицизм / С. Хёллер. М.: Клуб Касталия, 2011. — 280 с.
  163. С. Юнг и утерянные Евангелия / С. Хёллер. М.: Клуб Касталия, 2011.-320 с.
  164. Й. Рудольф Штайнер. Биографический очерк / Й. Хемлебен. -СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2004. 296 с.
  165. Хен Ю. В. Проблема зла в эзотерике эпохи постмодерна / Ю. В. Хен // Дискурсы эзотерики (философский анализ): сб. ст. М., 2001. — С. 100−113.
  166. М. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / М. П. Холл. М.: Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2003. — 960 с.
  167. Э. Маги Золотой Зари / Э. Хоув. М.: Энигма Одди-Стиль, 2008. -624 с.
  168. H.A. Воля к сакральному/H.A. Хренов. СПб.: Алетейя, 2006.571 с.
  169. П. Элифас Леви. Реформатор оккультизма во Франции / П. Шакорнак. М.: Энигма, 2009. — 400 с.
  170. ., Швеллер Д. Самая могущественная магия / Б. Швеллер, Д. Швеллер. М.: ACT: Астрель, 2007. — 240 с.
  171. В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства: Игра, ритуал, магия / В. Д. Шинкаренко. М.: КомКнига, 2005. — 232 с.
  172. В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства: Миф и сказка / В. Д. Шинкаренко. М.: КомКнига, 2005. — 208 с.
  173. Ю.А. Статус науки в орфико-пифагорейских кругах / Ю. А. Шичалин // Философско-религиозные истоки науки: сб. ст. М.: Мартис, 1997.-С. 12−43.
  174. Г. Основные течения в еврейской мистике / Г. Шолем. М.: Мосты культуры, 2007- Иерусалим: Гешарим, 5767. — 514 с.
  175. Р. Мой жизненный путь / Р. Штайнер. М.: Evidentis, 2002. -400 с.
  176. Р. Практическая эзотерика / Р. Штайнер. Ереван: Лонгин, 2009. 128 с.
  177. Р. Теория и практика медитации / Р. Штайнер. Ереван: Лонгин, 2009. — 176 с.
  178. Ф. Очевидность и тайна / Ф. Шуон. М.: Номос, 2007. — 384 с.
  179. Шюц А. Избранное. Мир, светящийся смыслом / А. Шюц. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. — 1056 с.
  180. Ю. Герметическая традиция / Ю. Эвола. Москва-Воронеж: TERRA FOLIATA, 2010. — 288 с.
  181. М. Аспекты мифа / М. Элиаде. М.: Академический Проект, 2010.-251 с.
  182. М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 3: От Магомета до Реформации / М. Элиаде. М.: Критерион, 2002. — 352 с.
  183. М. Миф о вечном возвращении (Архетипы и повторение) / М. Элиаде // Элиаде М. Космос и история. Избранные работы / М. Элиаде. М.: «Прогресс», 1987. — С. 27−144.
  184. М. Ностальгия по истокам / М. Элиаде. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. — 216 с.
  185. М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре / М. Элиаде. К.: София- М.: Гелиос, 2002. — 224 с.
  186. М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / М. Элиаде. СПб.: Университетская книга, 1999. — 356 с.
  187. Юнг К. Г. Символическая жизнь / К. Г. Юнг. М.: «Когито-Центр», 2010. — 326 с.
  188. Юнг К. Г. Символы трансформации / К. Г. Юнг. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009.-731 с.
  189. Юнг К. Г. Синхрония: аказуальный объединяющий принцип / К. Г. Юнг. -М.: ACT- ACT МОСКВА, 2010. 347 с.
  190. Юнг К. Г. Эон: Исследования о символике самости / К. Г. Юнг. М.: Академический проект, 2009. — 340 с.
  191. А.Г. «Эзотеризм» как социально-культурный феномен в Китае и на Западе / А. Г. Юркевич // Дискурсы эзотерики (философский анализ): сб. ст. / отв. ред. JI.B. Фесенкова. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — С. 148−168.
  192. Berger P. The Sacred Canopy / P. Berger. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1967−240 p.
  193. Broek R. Van den. Gnosticism I: Gnostic Religion / R. Broek. // Dictionary of gnosis and Western Esotericism / Ed. by W.J. Hanegraaff. Leiden- Boston: Brill. -P. 403−416.
  194. Campbell B.F. Ancient Wisdom Revived: History of the Theosophical Movement / B.F. Campbell. Berkeley, California: University of California Press, 1980.-259 p.
  195. Durkheim E. The Elementary Forms of the Religions Life / E. Durkheim. -N.Y.: THE FREE PRESS, 1965. 508 p.
  196. Eco U. Interpretation and Overinterpretation / U. Eco. Cambridge-New York: Cambridge University Press. — 1992. — 164 p.
  197. Edinger E.F. Psyche in Antiquity. Book Two: Gnosticism and Early Christianity: From Paul of Tarsus to Augustine / E.F. Edinger, D.A. Wesley. -Toronto, Inner City Books, 1999 160 p.
  198. Ellwood R.S. Jr. American Theosophical Synthesis / R.S. Ellwood Jr. // The Occult in America: New Historical Perspectives / Ed. by Howard Kerr and Charles L. Crow. Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 1983. — P. 111 134.
  199. Faivre A. Renaissance Hermeticism and the Concept of Western Esotericism / A. Faivre // Gnosis and Hermeticism from Antiquity to Modern Times / Ed. by Roelof van den Broek, Wouter J. Hanegraaff. N.Y.: SUNY Press, 1997. — P. 109 123.
  200. Fuller J.F.C. The Temple of Solomon the King Электронный ресурс. / J.F.C. Fuller. Режим доступа: http://hermetic.eom/crowley/equinox/i/i/eqiO 1014-whole.html Дата обращения: 25.05. 2009.
  201. Hanegraaff W.J. Beyond the Yates Paradigm: the Study of Western Esotericism between Counterculture and New Complexity / W.J. Hanegraaff // Aries' (2001).No. 1/1.-P. 5−37.
  202. Hanegraaff W.J. Esotericism / W.J. Hanegraaff // Dictionary of gnosis and Western Esotericism / Ed. by W.J. Hanegraaff. Leiden- Boston: Brill. P. 336−340.
  203. Hanegraaff W.J. Forbidden Knowledge: Anti-Esoteric Polemics and Academic Research / W.J. Hanegraaff// Aries (2005). No 5/2. P. 225−254.
  204. Hanegraaff W.J. New Age religion and Western culture: esotericism in the mirror of secular thought / W.J. Hanegraaff. Leiden, New York, Koln: Brill, 1996. — 580 p.
  205. Hanegraaff W.J. Some Remarks on the Study of Western Esotericism / W. Hanegraaff // Esoterica. 1999. Vol. 1. — P. 3−19.
  206. C.G. (1911−12/1952) Collected Works vol. 5, Symbols of Transformation, 2d ed. / C.G. Jung. London: Routledge & Kegan Paul, 1967. — 590 p.
  207. Luckmann T. The invisible religion: The problem of religion in modern society / T. Luckmann. New-York, London.: The Macmillan Co., 1967. — 128 p.
  208. Tiryakian E. Toward the Sociology of Esoteric Culture / E. Tiryakian // American Journal of Sociology. 1972. Vol. 78 — P. 491−512.
  209. Wail A. The Natural Mind: A Revolutionary Approach to the Drug Problem / A. Wail. Boston, New York: Mariner Books, 2004. — 224 p.
  210. Wasserstrom S. Religion After Religion: Gershom Scholem, Mircea Eliade, and Henry Corbin at Eranos / S. Wasserstrom. New Jersey: Princeton, 1999. -354 p.
  211. Webb J. Occult underground / J. Webb. Illinois: Open court publishing, 1974.-404 p.
Заполнить форму текущей работой