Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественная выставка в условиях современной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате проведенного исследования диссертант считает, что сегодня художественная выставка значительно превышает свою изначальную функцию презентации экспоната-подлинника или экспоната-раритета. В работе показывается, как выставка, благодаря заложенным в ней репрезентативно-организационным функциям, становится инструментом реализации самых разнообразных гуманитарных задач. В сфере музейной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ВЫСТАВКИ
    • 1. 1. Понятие художественного пространства
    • 1. 2. Понятие художественного пространства в отечественной философии XX века
    • 1. 3. Пространство выставки как вид художественного пространства. Его структура и основные компоненты
  • ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОЗИЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСТАВКИ
    • 2. 1. Типы выставочных пространств
    • 2. 2. Экспозиционность как принцип организации художественной выставки
    • 2. 3. Принцип экспозиционности как условие адаптации непрофильных выставочных помещений. Особенности петербургской выставочной топографии
  • ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО АРТ-РЫНКА
    • 3. 1. Выставка как разновидность новых художественных технологий в условиях современного культурного контекста
    • 3. 2. Кураторство как особая форма создания выставки
    • 3. 2. Специфические приемы и способы осуществления художественных проектов посредством выставочной деятельности

Художественная выставка в условиях современной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Художественная выставка является одним из самых интересных феноменов современной культуры. Представляя собой рационально организованный комплекс идейных, смысловых, эстетических, и материальных компонентов, художественная выставка концентрирует на своей территории многие актуальные явления искусства и культуры, участвуя в становлении и развитии общечеловеческих ценностей общества. Используя в качестве своего основного выразительного средства репрезентативность как наиболее эффективный способ передачи информации, выставка апеллирует к чрезвычайно широкому спектру понятий и ассоциаций в самых разнообразных областях гуманитарной отрасли знания.

Прообразы выставочной деятельности в современном понимании появляются еще в глубокой древности, когда для достижения необходимого результата та или иная форма организации наглядной демонстрации основных ценностей общества — государственных и религиозных идей и, кроме того, торговых отношений. С этой целью привлекаются объекты искусства, для чего вырабатываются принципы их актуализации.

История художественной выставки имеет давнюю историю существования и развития и ведет свое начало от коллекций, принадлежащих лицам, наделенными либо светской или духовной властью, либо обладающими значительными денежными средствами. Возникновение института музея в России, как собрания искусства в современном понимании, в большинстве случаев относится к концу XIX, началу XX веков. Именно в этот период были организованы музеи, известные ныне как Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств в Москве, Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей в Петербурге. Объекты искусства, составляющие коллекции этих и других музеев, актуализируют свои эстетические качества с помощью феномена выставки, которая предстает перед зрителем в виде особого художественного пространства, существующего в соответствии со своей внутренней организацией, подчиненной воздействию конкретной архитектурной среды музея, экспонируемых объектов, их носителей и концептуального замысла.

За время своего существования художественная выставка значительно изменила и расширила свои репрезентативные формы. Отмечается, что «еще недавно качество музейных экспозиций определялось их соответствием традиционным научным схемам, сфокусированным на музейных предметах и коллекциях, а теперь музей видит ценностные ориентиры в новизне, оригинальности интерпретации музейного собрания, создаваемые экспозиции и выставки <.> становятся результатом как научного изучения, так и индивидуального творческого поиска"1.

В условиях современной культуры отмечается неослабевающий общественный интерес к художественной выставке как к форме международного культурного обмена, приобщения к непреходящим гуманитарным ценностям, встрече с признанными шедеврами мирового искусства или творческими экспериментами начинающих мастеров. Кроме того, роль художественной выставки в наши дни значительно возрастает в связи с появлением такого гуманитарного направления как «цивилизация досуга», которому в концепциях постиндустриального общества отводится особая роль. Досуг рассматривается как пространство развития и творческой самореализации личности. Т. М. Пчелянская отмечает по этому поводу: «Исходя из этого положения, мы можем с полной уверенностью рассматривать экспозиционное проектирование как одну из важнейших составляющих постиндустриального социального пространства. А в качестве одной из самых действенных коммуникационных систем этого пространства — музейную экспозицию"2.

Таким образом, можно сделать вывод, что художественная выставка, являясь заметным явлением культурной жизни современного общества имея давнюю историю своего существования, представляет чрезвычайно интерес.

1 Мастеница Е. Н. Новые тенденции развития музея и музейной деятельности // Триумф музея? СПб., 2005. С. 139.

2 Пчелянская Т. М. Музеи и музейные экспозиции в новом спектре сетевых коммуникаций. Там же, С 152. ный феномен искусствоведческого интереса, что и определяет актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, затрагивающие те или иные аспекты феномена художественной выставки, относятся к одному из наиболее активно развивающихся и потому остро актуальных направлений современного искусствознания. Тема художественной выставки и проблемы, связанные с ее развитием, активно привлекают внимание исследователей со второй половины XX века. Ее разработке посвящены серьезные исследования. Среди них наибольший интерес представляют работы М.Т. Майстров-ской, посвященные осмыслению широкого круга вопросов, касающихся феномена художественной выставки. В них ведется поиск закономерностей и факторов, лежащих в основе процессов, определяющих облик и содержание музейной выставки в ее ретроспекции3, а также анализируются наиболее интересные явления экспозиционной деятельности ведущих российских музеев4, что является чрезвычайно важным для данного диссертационного исследования.

Кроме того, теме художественной выставки посвящен ряд статей и публикаций в периодических изданиях. Прежде всего следует отметить труды Т. П. Калугиной, отразившиеся в ее диссертациях на соискание ученых степеней кандидата и доктора искусствоведения и ряде публикаций В одной из них5 дается типология экспозиционных форм, использованных в настоящем исследовании. Вопросы семантики музейного материала, актуализиро-ваного в экспозиции-«тексте», состоящего из экспонатов-«знаков» и семиотики этих знаков, отражены в публикациях Н.А. Никишина6. Не только теоретики, но и практики музейной экспозиции внесли свой вклад в методику.

3 Майстровская М. Т. Музейная экспозиция: тенденции развития. Музейная экспозиция: тенденции развития.//Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1997.

4 Майстровская М. Т. Очерк развития современного экспозиционного дизайна (музеи искусств).//Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1989.

5 Калугина Т. П. Художественная экспозиция как феномен культуры.//Сборник. Вып.9/М.: Советский художник 1988. изучения феномена выставки. К. И. Рождественский обобщает в книге «Ансамбль и экспозиция» свою творческую деятельность по созданию экспозиций павильонов СССР на всемирных выставках, а известный специалист в области дизайна выставочной среды В. В. Литвинов издал практическое руководство по вопросам формирования экспозиционного пространства с помощью разнообразных элементов выставочной инфраструктуры и оборудования, особенности применения которых обусловлены теоретическим осмыслением методов упорядочения этого пространства.8.

Приведенные примеры показывают, что художественная выставка получила квалифицированное и широкое освещение в отечественной литературе и благодаря этому может быть поставлена задача теоретического осмысления художественной выставки как феномена современной культуры конца XXначала XXI века. Это представляется своевременным, учитывая качественные изменения выставочной экспозиции в указанный период. Поэтому доминантой данного исследования является принцип экспозиционности, который в новых условиях проявился в огромном многообразии своих свойств и качеств.

Объект исследования. Феномен художественной выставки как зрелищной акции, осуществленной в последние десятилетия в музеях и выставочных залах Петербурга.

Предмет исследования — принцип экспозиционности и его роль в организации художественной выставки. Основное внимание в настоящем диссертационном исследовании уделено рассмотрению и осмыслению принципа экспозиционности, определяющего смысловую содержательность выставки через визуальное восприятие рационально организованной экспозиционной среды, аспектов этой рациональности, а также прикладных.

6 Никишин Н. А. Музейные средства: знаки и символы.//Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1997.

7 Рождественский К. И. Ансамбль и экспозиция. JL, 1970.

8 Литвинов В. В. Практика современной экспозиции. М. 2005. вопросов, связанных со специальными методами создания выставки (кураторство, концептуальность, выставочные стратегии).

Цель настоящей работы заключается в теоретическом осмыслении основных аспектов формирования и функционирования художественной выставки и выявлении ее основных типов.

Задачами работы, в связи с этим, являются:

1. Экспликация понятия «пространство художественной выставки»;

2. Теоретическое осмысление выставочного пространства как разновидности пространства художественного;

3. Выделение и анализ основных типов выставочного пространства на примере наиболее крупных петербургских художественных музеев и выставочных залов;

4. Определение основных экспозиционных форм художественной выставки и роль принципа экспозиционности в их актуализации;

5. Оценка роли художественной выставки как специальной технологии в формировании современного культурного процесса.

Теоретико-методологическим обоснованием данного диссертационного исследования являются научные труды по философии, теории и истории искусства. Исходным методологическим положением настоящего диссертационного исследования является принцип материального и образно-смыслового единства выразительного языка феномена художественной выставки. Ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:

— понимание пространства как основополагающей смысловой категории (М. Хайдеггер, Р. Арнхейм9),.

— понимание художественной выставки как семантко-семиотической структуры (В.П. Арзамасцев, Н. Никишин10),.

9 См. напр.: Хайдеггер М. Бытие и время. М., ACT, 2003; Арнхейм Р. Искусство и визуаль ное восприятие. М., Прогресс, 1974.

— принципы анализа типологии современной экспозиции, представленные в работах М. Т. Майстровской, 11, Н. В. Мазного, Т. П. Полякова, Э.А. Шулепо-вой12,.

— осмысление феномена художественной выставки как составной части 11 современного арт-рынка (А.В. Карпов, Т. М. Милюкова, Т.Е. Шехтер).

Методы диссертационного исследования. В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление пространственно-смысловых тенденций актуализации современной художественной выставки, в том числе:

1) Метод художественно-стилистического анализа наиболее актуальных примеров экспозиционного творчества с целью выявления и теоретического обоснования основных тенденций выставочной деятельности музеев и выставочных залов;

2) Типологический метод с целью выявления и анализа основных экспозиционных форм современной выставочной деятельности, выявления основных принципов организации экспозиции;

3) Метод художественно-психологического анализа выставочной деятельности с целью выявления особенностей зрительского восприятия в пространстве художественной выставки;

10 Арзамасцев В. П. О семантической структуре музейной экспозиции//Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1989; Никишин Н. Музейные средства: знаки и симво-лы//Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1997.

11 Майстровская М. Т. Музейная экспозиция: тенденции развития//Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1997.

12 Мазный Н. В., Поляков Т. П., Шулепова Э. А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы/ Рос. ин-т культурологии. М., 1997.

13 Карпов А. В. Понятие «художественный рынок» в социально-гуманитарных науках// Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21 — 23 января 2004 года., СПб., СПбГУП, 2004: Милюкова Т. М. Галерея в системе художественного рынка. Там жеШехтер Т. Е. Современное искусство и арт-рынок. Там же.

4) Сравнительно-описательный метод для сопоставления и анализа образно-выразительного облика выставки для решения различных экспозиционных задач.

Научная новизна диссертационного исследования заключается: во-первых, в теоретическом обосновании наиболее принципиального, по мнению автора, фактора визуально-смыслового восприятия современной выставки — экспозиционностиво-вторых, в выявлении и рассмотрении основных видов выставочных пространств и типологии наиболее характерных экспозиционных формв-третьих, в осуществлении комплексного анализа различных аспектов выставочной деятельности.

Источники исследования:

1) осуществленные за последние годы в музеях и выставочных залах Петербурга художественные выставки: «Агитация за счастье», «Красный цвет в русском искусстве», «Санкт-Петербург. Портрет города и горожан», «Фаберже: утраченный и обретенный» и др.;

2)научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций, и др.), соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, история и методология экспозиции, эстетика, практика выставочной деятельности);

3) научные каталоги музейных экспозиций и выставок, посвященных разнообразным явлениям отечественной и мировой художественной культуры;

4) профессиональные периодические издания, в которых освещаются события современной художественной жизни, анализируется творчество художников различных периодов, рецензируются художественные и выставочные проекты («Художественный журнал», «Новый мир искусства», «Искусство», «Артхроника» и др.);

5) информационно-художественные интернет-порталы, освещающие события художественной и культурной жизни, представляющие наиболее заметные явления экспозиционной деятельности, а также персональные сайты художников.

Практическая значимость работы. Данное исследование может служить:

1) как научно-методическое пособие для организации художественных и выставочных проектов, посвященных наиболее актуальным явлениям современного культурного процесса;

2) как учебно-методический материал для семинарских занятий и практических дисциплин, связанных с преподаванием в области организации художественных выставок;

3) как методологическая основа для теоретического и исторического осмысления мировой и отечественной экспозиционной практики;

4) как источниковедческая основа для научных исследований, связанных с изучением феномена художественной выставки.

На защиту выносятся следующие положения:

1) пространственная концепция существования художественной выставки как формы организации экспозиционной среды;

2) многоаспектная типология выставочного пространства наиболее крупных петербургских музеев и выставочных залов на основе анализа стилевых и функциональных особенностей их архитектурно-планировочной структуры;

3) определение и анализ основных форм презентационной деятельности музеев как фактора пространственной организации музейной среды;

4) выявление, обоснование и анализ принципа экспозиционности как фактора образного восприятии выставки, обеспечивающего адекватное прочтение ее концептуального замысла;

5) обоснование художественной выставки как целостного феномена и самостоятельного вида профессиональной деятельности, направленной на формирование культурных ценностей и предпочтений общества.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 5 научных публикациях и кроме того, докладывались на научно-практических конференциях. Разработанные в ходе подготовки диссертационного исследования положения пространственной организации выставочной среды, были использованы в ряде учебных студенческих проектов. К ним относятся концептуальные выставки, проводимые кафедрой искусствоведения СПбГУП в рамках учебных дисциплин специализации «А рт-бизнес» и практическое осуществление разработки концепции оформления театрального молодежного фестиваля «Время летать». Многие теоретически обоснованные положения диссертации нашли свое место в преподавании учебной дисциплины «Дизайн выставок и презентаций».

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из Введения, трех глав (девять параграфов), Заключения, Библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования диссертант считает, что сегодня художественная выставка значительно превышает свою изначальную функцию презентации экспоната-подлинника или экспоната-раритета. В работе показывается, как выставка, благодаря заложенным в ней репрезентативно-организационным функциям, становится инструментом реализации самых разнообразных гуманитарных задач. В сфере музейной деятельности это: создание содержательного наполнения художественного музея, решение его экспозиционной стратегии, актуализация в виде выставок разнообразной тематики наиболее волнующих явлений окружающей действительности, формирование культурного ландшафта городской среды. В пространстве художественного рынка выставка обеспечивает существование и актуализацию современных форм искусства посредством института кураторства, а также осуществление художественных проектов.

Таким образом, диссертационное исследование, целью которого стало теоретическое осмысление феномена художественной выставки, позволило сделать вывод о ее значении для развития современной культуры.

Во-первых, на примере рассмотрения основных пространственных концепций, предложенных зарубежными и отечественными философами, можно видеть, что выставка является особым, художественным, видом пространства.

Во-вторых, становится возможным группировать по определенным типам конкретные случаи существования выставочного пространства в конкретных постройках города, выявляя их принципиальные для исследования особенности.

В-третьих, наиболее важным фактором организации выставочной среды является принцип экспозиционности, определяющий ее визуальное и смысловое восприятие. Экспозиционность позволяет также решать задачи формирования культурного ландшафта путем адаптации «непрофильных» городских построек для функционирования в качестве выставочной среды.

В-четвертых, выставка становится одним из этапов формирования художественного рынка, обеспечивающим условия для его полноценного функционирования как современного культурного института.

В пятых, выставка позволяет средствами кураторской деятельности осуществлять общественно значимые художественные проекты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Музейные экспозиции в зданиях-памятниках ар-хитектуры//"Музейное дело в СССР". Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций исторических и краеведческих музеев. М. 1983
  2. Р. Искусство и визуальное восприятие. М. Прогресс.1974
  3. А.В. Исследования и статьи. М. Советский художник. 1981
  4. О.В. Некоторые аспекты теоретического осмысления музея как феномена культуры//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005
  5. И.А., Селиванов В. В. Современное искусство и современный зритель: проблемы диалога//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005
  6. З.А. Музей и проблема трансляции культурно-исторических кодов//Музей и образование. М. 1989
  7. А.Д. Современное искусство и музей//Искусство XX века: итоги столетия: Избранные материалы конференции. СПб. 2003
  8. П. Проблема музеев//Валери П. Об искусстве. М. Искусство 1993
  9. А.Ю. Модель музейной коммуникации в концепциях зарубежных музееведов//Музей в современной культуре. Сборник научных трудов. JI. 1977
  10. . Музеи Великобритании: структура и методы работы. Основные трудности//Музеи в период перемен. Материалы российско-британского семинара «Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики». 23−26 сентября 1996 г. СПб. 1996
  11. JI.C. Психология искусства. М. Искусство. 1968
  12. А.Г. Мантенья/ЛГворчество. 1992. № 1
  13. А.Г. Пространство и композиция в искусстве Тин-торетто//Сообщения ГМИИ им. А. С. Пушкина. Вып. 9. М. 1991
  14. А.Г. Теория пространственных ис-кусств/УГабричевский А. Г. Морфология искусства. М. Аграф. 2002
  15. X., Петрова Е. Н., Шляйер И. Вступительная ста-тья//"Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи" Каталог выставки//Дюссельдорф Бремен. Эдицион Теммен. 1994
  16. М. Музеи в России и механизм культурной политики. М.2000
  17. Гете И.-В. Учение о цветах//Лихтенштадт В. О. Борьба за реалистическое мировоззрение. СПб. Государственное издание. 1920.
  18. В.Л. Новая грамматика экспозиции//"Декоративное искусство СССР". 1976. № 5
  19. В.Л. Поэтическая среда музея//"Декоративное искусство СССР". 1975. № 10
  20. М.Б. Музейная выставка//"Советский музей". 1986.3
  21. М.Б. Музейная коммуникация и ритуал//Некоторые проблемы исследования современной культуры. Сборник научных трудов НИИ Культуры. М. 1987
  22. М.Б. Проектирование в музейном деле: история и перспективы//Музеи мира. Сборник научных статей. НИИ Культуры. М. 1991
  23. М.Б. Проектирование прошлого и музей будущего: метаморфозы проектного подхода в музейном деле//От замысла к реализации. Сборник научных трудов НИИ Культуры. М. 1988
  24. М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации/Шроблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М. 1989
  25. Е. Русское искусство 20 века. М. Трилистник. 2000
  26. Е. Читать инсталляцию//Кабаков И. Три инсталляции. Ад Маргинем. 2002
  27. А.Ю. Современный музей: «заповедник» или «форма жизни культуры"//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. „Осипов“. 2005
  28. О.С. Музеи и аттракционы: альтернатива в режиссуре музейного пространства//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. „Осипов“. 2005
  29. М.Ш. Новый этап в развитии российских музеев//Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. СПб. СПбГАК и Ассоциация музеев России. 1998
  30. В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации/Музей будущего: информационный менеджмент. М. Прогресс-Традиция. 2001
  31. В.Ю. Музейные коллекции и предметный мир куль-туры//Некоторые проблемы исследований современной культуры. М. 1987
  32. Е.Д. Музей и кино. Музеи кино. СПб. Университет культуры и искусств. 2004
  33. А., Шулика Т. Открытое проектирование//На пути к музею XXI века. Сборник научных трудов. М. 1997
  34. А.Б. Из истории экспозиционной мысли ГИМ//Проблемы экспозиционной и фондовой работы. М. 1987
  35. Ю.В. О функциях музеев//Музей в современной культуре. Сборник научных трудов. СПб. 1997
  36. С., Комендантов А. Выставка одной идеи//"Советский музей». 1987. № 4
  37. М.С. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения//Каган М. С. Искусствознание и художественная критика. Избранные статьи. СПб. Петрополис. 2001
  38. С., Самсонов Ю. Эффективность выставки//"Советский музей". 1987. № 3
  39. Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб. Петрополис. 2001
  40. Т.П. Эстетически ориентированные тенденции в экспозициях художественных музеев//На пути к музею XIX века. Сборник научных трудов. М. 1997
  41. Д. Музей храм или форум?//"Советский музей". 1990.2
  42. А.В. Понятие «художественный рынок» в социально-гуманитарных науках//Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21−23 января 2004 года. СПб. СПбГУП. 2004
  43. М.Е. Проблемы современного экспозиционного показа культовых интерьеров и перспективы использования аудиовизуальныхсредств//Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Сборник научных трудов. М. 1992
  44. С.В. Опыт построения концептуальной модели музея как феномена культуры//Музей в современной культуре. Сборник научных трудов. СПб. 1997
  45. В.В. Архитектура передвижных музеев и выста-вок//Искусство музейной экспозиции. Сборник научных трудов. НИИ Культуры. № 112. М. 1982
  46. P.P. Художественное проектирование экспозиций. М. Высшая школа. 1978
  47. А.И. Взаимодействие научного коллектива и художников при проектировании экспозиции//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX XXI веков/Труды ГИМ. Вып. 127. М. 2001
  48. Г. С. Вещь как феномен культуры//Музеи мира. Сборник научных статей. М. НИИ Культуры. 1991
  49. Г. Искусство заказывали?//Артхроника. 2003. № 1
  50. В.В. Свойства музейного предмета и пути его использования/Музееведение. Проблемы использования и сохранения музейных ценностей. Сборник научных трудов № 136. М. НИИ Культуры. 1985
  51. А.Г. Дизайн как способ организации предметно-пространственной среды в культуре XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Нижневартовск. 2004
  52. Красный цвет в русском искусстве. СПб. ГРМ Palace Editions.1997
  53. А.З. Жизнь музея. М. Советская Россия. 1979
  54. В.Ф. Импрессионизм в России//Русский импрессионизм. СПб. ГРМ Palace Editions. 2000
  55. И.В. Создание музейных экспозиций как способ передачи исторического знания //Триумф музея? СПб. 2005
  56. В.В. Практика современной экспозиции. М. RUdesign, 2005
  57. Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М. Согласие. 1998
  58. Ю.М. Художественный ансамбль как бытовое пространство// «Декоративное искусство СССР». 1974. № 4
  59. А.В. Выставочная культура Петербурга: тенденции современной художественной жизни //Триумф музея? СПб. 2005
  60. Н.В., Поляков Т. П., Шулепова Э. А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М. 1997
  61. М.Т. Музейная Экспозиция Искусство архитектура — дизайн. Тенденции формирования. М. 2002
  62. М.Т. Музейная экспозиция: Тенденции разви-тия//На пути к музею XXI века. Сборник научных трудов. М. 1997
  63. М.Т. Экспозиционный дизайн музеев на рубеже веков (в неустанном поиске образа)//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX XXI веков/Труды ГИМ. Вып. 127. М. 2001
  64. Е.Н. Новые тенденции развития музея и музейной деятельности //Триумф музея? СПб. 2005
  65. С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. В 2-х частях. СПб.: СПбГУКИ, 2000
  66. С.Т. Семиотический аспект музейной экспозиции/Музей в современной культуре. Сборник научных трудов. СПб. СПбГАК. 1997
  67. Международный художественный бизнес в контексте глобализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25 января 2007 года. СПб. СПбГУП. 2007
  68. Т.М. Галерея в системе художественного рын-ка//Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21−23 января 2004 года., СПб. СПбГУП. 2004
  69. Н.В. Экспозиционные приемы и новые технические средства, применяемые в зарубежных музеях гуманитарного профиля. М. НИИ Музееведения и охраны памятников истории и культуры. 1968
  70. А.И. Музейная экспозиция. М. Советская Россия.1964
  71. А.И. Музейные предметы в ансамбле экспозиции/Искусство музейной экспозиции. Сборник научных трудов НИИ Культуры. М. 1982
  72. Музеи Санкт-Петербурга. Выставка новых поступлений 1996 -2001. Приобретения Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга. Государственный музей городской скульптуры. Каталог. СПб. 2002
  73. Н.В. Музей в духовной жизни общества. СПб. 2004
  74. С. М. Музеи А.С. Пушкина в системе культурной ком-муникации//Пушкинский музеум. Вып 2. СПб. Дорн. 2000
  75. Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности/УМузееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сборник научных трудов НИИ Культуры. М. 1989
  76. Н.А. Музейные средства: знаки и символы//На пути к музею XXI века. Сборник научных трудов. М. 1997
  77. Н. Музейная экспозиция как художественная структу-ра//Искусство музейной экспозиции. М. 1977
  78. А.А. Фрактальность музея и магазина//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005
  79. Е.А., Махлина С. Т. Музейный предмет и его семиотический дискурс//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005
  80. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М. Искусство. 1991
  81. П. Смысл пространства//Семиотика пространства. Сборник научных трудов. Екатеринбург. Архитектон. 1999
  82. Т.П. Музей будущего: проблема выбора модели//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX XXI веков/Труды ГИМ. Вып. 127. М. 2001
  83. Т.П. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов построения экспозиции//Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М. 1988
  84. Г. «Бубновый валет»//Бубновый валет в русском авангарде/Альманах. Вып. 92. ГРМ СПб. Palace Editions. 2004
  85. Т.М. Музеи и музейные экспозиции в новом спектре сетевых коммуникаций//Триумф музея? СПб. 2005
  86. С.В. Музей как информационно-коммуникативная система. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. СПб. 1999
  87. С.В. Музей как социокультурный феномен. СПб.1999
  88. Д.А. Социальные функции и типология музеев/Музееведение. Вопросы теории и методики. Сборник научных трудов НИИ Культуры. М. 1987
  89. A.M. Музейная экспозиция искусство?//"Декоративное искусство СССР". 1976. № 9
  90. A.M. Музейный предмет как исторический источ-ник//Проблемы источниковедия истории СССР и специальных научных дисциплин. М. 1984
  91. С. Музейный маркетинг//Музеи в период перемен. Материалы российско-британского семинара «Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики». 23−226 сентября 1996 г. СПб. 1996
  92. С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. М. Советский художник. 1978
  93. Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М. Искусство. 1979
  94. К.И. Ансамбль и экспозиция. JL Художник РСФСР. 1970
  95. Е.А. Время и пространство в музейной экспозиции или 30 лет спустя//На пути к музею XXI века. Сборник научных трудов. М. 1997
  96. Е.А. Искусство экспозиции//Музейное дело в СССР. Сборник научных трудов ЦМР СССР. М. 1983
  97. В.М. Визуальная культура восприятия. Как человек видит и понимает мир. М. УРСС. 2004
  98. А.Э., Решетников Ю. В. Экспозиционер и художник (размышления об опыте создания выставки)//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX XXI веков/Труды ГИМ. Вып. 127. М. 2001
  99. Т.А. Онтологические основы теории искусства (П.А. Флоренский и А.Г. Габричевский)//Государственный Эрмитаж. Искусство XX века. Итоги столетия. СПб. Изд-во Гос. Эрмитажа. 1999
  100. Санкт-Петербург. Портрет города и горожан. К 300-летию со дня рождения города/Альманах. Вып. 33. СПб. ГРМ Palace Editions. 2003
  101. О.С. Стратегии коммуникационных процессов в контексте модернизации музейной деятельности//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005
  102. Д.Я. «Выставочная проза» Петербурга. Из истории художественного рынка. СПб. 2003
  103. Е.В. Роль музеев в формировании территориальных рекреационных систем. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук. М. 1995
  104. В. Центральный выставочный зал «Манеж». 25 лет в русле культуры Санкт-Петербурга. СПб. 2002
  105. .Г. Компенсационный проект музея//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005
  106. JI.M. Музеефикация исторического памятника (опыт экспозиционного решения в музее-квартире А. С. Пушкина на набережной Мойки, 12)//Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Сборник научных трудов. М. 1992
  107. Т. Современное понимание искусства музейной экс-позиции//Искусство музейной экспозиции. М. 1977
  108. А.А. Культурная форма как категория истории музейного дела//Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005
  109. А.А. Музейное дело России. М. 2003
  110. Н.М. Проблема пространства в живописи//Вопросы искусствознания. 1993. № 1
  111. В.Н. Пространство и текст//Текст: семантика и структура. М. 1983
  112. JI.E. «Вокруг выставки». Временная выставка как культурно-образовательная акция//Управление музеями: Музейная деятельность в XXI веке. СПб. 2005
  113. Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб. СПбГУ-КИ. 2001
  114. .А. Поэтика композиции. СПб. Азбука. 2000
  115. .А. Семиотика искусства. М. Школа. «Языки русской культуры». 1995
  116. Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. Сочинения. М.1982
  117. П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях//Декоративное искусство СССР. 1982. № 1
  118. А.И. Советские музеи в зеркале прессы//На пути к музею XIX века. М. 1989
  119. М. Бытие и время. М. Республика. 1993
  120. О.С. Метод моделирования в создании музейных экспозиций (на материалах Государственного музея истории религии)//Музей в современной культуре. Сборник научных трудов. СПб. 1997
  121. М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа//Семиотика и искусствометрия. Сб. переводов. М. Мир. 1972
  122. Т. Е. Художественное пространство как сфера бытования искусстваУ/Метафизические исследования. Вып. 6. СПб. Алетейя. 1998
  123. Т.Е. Современное искусство и арт-рынок//Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, 21−23 января 2004 года., СПб. СПбГУП. 2004
  124. Л.М. Музей в современном мире. Новые подходы к музейной работе//Музей в современной культуре. Сборник научных трудов. СПб. 1997
  125. JI.M. Основы музейного дела. Теория и практика. М. Высшая школа. 2005
  126. Шор Ю. М. По следам творящего духа. СПб. Tabula rasa. 2005
  127. И.А. Музей и театр аспекты взаимодейст-вия//Российская культура глазами молодых ученых. СПбГУКИ. 2002
  128. И.А. Музей: метаморфозы театральности. СПб. Знак.2005
  129. И.А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб. 2006
  130. И.А. Феномен «театрализации музея» //Триумф музея? Сборник научных трудов. СПб. «Осипов». 2005
  131. Т.Ю. Музееведение. М. Академический проект. 2003
  132. Т.Ю. Музей в мировой культуре. М. Русское слово.2003.
Заполнить форму текущей работой