Орнаментальное шитье на подвесных пеленах второй половины XVI века
Диссертация
Рябова М. П. Новый метод реставрации древнерусского шитья // Сообщения Загорского музея. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 43−46- Она же, Основные принципы реставрации тканей и шитья // Вопросы реставрации и консервации произведений изобразительного искусства: Методическое пособие. М., 1960. С. 149−167- Она занимает монография Л. И. Якуниной о шитье жемчугом и работа на эту же тему К.В. Доновой41… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Древнерусское шитье в храмовом убранстве
- 1. 1. Место и роль вышитых тканей в убранстве храма и в украшении 37 древнерусских икон
- 1. 2. Символическое и художественное значение подвесных пелен в драгоценном убранстве икон
- Глава 2. Орнаменты в древнерусском искусстве и их влияние на формирование орнаментики в шитье
- 2. 1. Влияние рукописной и стенописной орнаментики на орнамент произведений древнерусского шитья
- 2. 2. К проблеме влияния народной вышивки на церковное шитье
- 2. 3. Выявление общих черт в орнаментике мелкой пластики и орнаментов древнерусского шитья
- Глава 3. Принципы анализа орнаментов в древнерусском шитье
- 3. 1. Методика изучения орнаментики древнерусского шитья
- 3. 2. Семантика орнаментики подвесных пелен
- 3. 3. Орнаментальные системы в древнерусском шитье
- Глава 4. Орнаментальные системы подвесных пелен второй половины XVI века
- 4. 1. Пелены с лицевым изображением Божией Матери на среднике
- 4. 2. Пелены с Голгофским Крестом на среднике
- 4. 3. Пелены, с другими изображениями на среднике
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
Список литературы
- А к т ы русского на святом Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеймона. Киев, 1873.
- Александрова-Дольник Т. Н. Шитье // Троице-Сергиева Лавра (комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры). Сергиев Посад: тип. И. Иванова, 1919. С. 89−100.
- Александрова-Дольник Т. Н. Шитье московской мастерской XVI века // Вопросы реставрации. Сборник ЦГРМ под ред. И. Грабаря. М.: Издание Центральных Государственных Реставрационных Мастерских, 1926. Вып. 1.С. 125−136.
- А м б р о з А. К. Раннеземледельческий культовый символ («ромб с крючками») // С А. № 3. М.: Наука, 1965. С. 14−27.
- Амброз А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // СА. № 1. М.: Наука, 1966. С. 61−76.
- Анисимова А. И. Реставрация памятников древнерусской живописи в Ярославле. 1919−1926. М.: Издание Центральных Государственных Реставрационных Мастерских, 1926. 16 с.
- Антонова В. И. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Гос. Третьяковская галерея. Материалы и исслед. Вып. 1. М.: Искусство, 1956. С. 21−43.
- А н т о н о в, а А. И. Новый памятник художественного шитья XVI века // Культура Древней Руси. М.: Наука, 1966. С. 26−29.
- Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV XVII вв. М.: Наука, 1996. 550 с. Илл.
- Б, а д я е в, а Т. А. О внутреннем убранстве памятников древнерусского зодчества XV века. // Проблемы истории СССР. М.: Наука, 1973. С. 415−429.
- П.Бадяева Т. А. Декоративные принципы древнерусского лицевого шитья XV столетия. Автореферат дис. .канд. искусствоведения. М.: Московский Университет, 1974. 32 с.
- Б, а д я е в, а Т. А. Декоративные принципы древнерусского лицевого шитья XV столетия. Дис. .канд. искусствоведения. М., 1974.
- Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Мифрил 1995. 256 с.
- Богачевский Б. Л. Земледельческая религия Афин. Т. 2, Пгр., 1916.
- Богуславская И. Я. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке. М.: Наука, 1964. 11 с.
- Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство, 1972. 40 с. Илл.
- Б о ч, а р о в Г. Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. М.: Наука, 1969. 200 с.
- Б о ч, а р о в Г. Н. Русские сюжетно-орнаментальные изделия с перегородчатой эмалью // Средневековое искусство. Русь. Грузия. М.: Наука, 1978. С. 237−251.
- Бочаро в Г. Н. Художественный металл Древней Руси. М.: Наука, 1984. 242 с. Илл.
- Б о й ч е в, а Ю. Един памятник на византийската везба от Охрид: Дати-ране и атрибуция // Проблеми на изкуството. № 3. София: Институт за изку-ствознание при Българска академия на науке, 1998. С. 8−12.
- Бурдако ва Е. Ткани ризниц Ярославля. Русские художественные ткани из собрания Ярославского музея-заповедника (Уникальная коллекция древнерусского шитья ХУ1-начала XX веков) // Советский музей. 1991. № 5 (121). С. 22−33.
- Б ы ч к о в Ф. А. Путеводитель по Ростовскому музею церковных древностей. Ярославль, 1886.
- Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. М.: Наука, 1964. 188 е., 21 л.Илл.
- В, а р л, а а м, архим. Описание историко-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре // ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд.1.
- В е р и н С. В. Памятник мелкой пластики XIII в. // ПКНО. 1975. М.: Наука, 1976. С. 145−146.
- В з д о р н о в Г. И. Фресковая роспись Рождественского собора Савви-но-Сторожевского монастыря в Звенигороде // Древнерусское искусство XV начала XVI вв. М.: Наука, 1963. С. 75−82.
- Власова О. М. Рукотворная нить (Золотое шитье из собрания Пермской государственной художественной галереи): Каталог выставки. М.: Советский художник, 1990. 43 с. Илл.
- В л, а с о в, а И. В. Северное жилище XIX начала XX в. // Русский Север. Этническая история и народная культура XII — XX века. М.: Наука, 2004. 847 с.
- Вилкова М. В. Надгробные покровы на раку святителя Филиппа // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря / ГММК. Материалы и ис-след. Вып. 17. М.: ГММК, 2003. С. 94−107.
- Вишневская И. И. Реминисценции привозного художественного текстиля в русском орнаментальном шитье ХУ1-ХУИ веков // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 10. М.: Авангард, 1995. С. 172−182.
- Вишневская И. И. Драгоценные ткани на Руси в XVT-XVII веках: их виды и особенности бытования // Искусство Средневековой Руси / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 12. М.: ГММК, 1999. С. 276−287.
- В и ш н е в с к, а я И. И. Облачения XV XVII веков ризницы Соловецкого монастыря из собрания музеев Московского Кремля //Искусство христианского мира. Вып. 5. М.: ПСГТУ, 2001. С. 215−227.
- Вишневская И. И. Драгоценные ткани Италии в церемониях московского двора // Италия и московский двор. М.: ИПЦ «Художник и книга», 2004. С. 48−54.
- Вишневская И. И. Плащаницы и большие воздухи XV—XVIII вв.еков из собрания Музеев Кремля // Убрус, вып. 4. СПб.: Золотошвейная мастерская при Успенском подворье Оптиной пустыни, 2005. С. 18−24.
- Вишневская И. И. Драгоценные ткани. М.: ИПЦ «Художник и книга», 2007. 180 с. Илл.
- В о р о н о в В. С. Народная резьба. М.: Госиздат, 1925. 37 с. 10 илл.
- Воронцова JI. М. Сокровища ризницы Троице-Сергиевой Лавры. М.: Подкова, 2001. 87 с.
- Г, а б е л и h С. Прилог познававьа живописа цркви Св. Николе код Станичек. а // Зограф. 1987. Бр. 17.
- Гаген — Торн Н. И. Обрядовые полотенца у восточных славян и народов Поволжья (к вопросу о происхождении оберега) / Известия на етно-графския институт и музей. София: Болгарская Академия наук, 1963, кн. IV. С. 279−290.
- Георгиевский В. Т. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища при Братстве св. Александра Невского во Владимирской губ. Вязники. Вязники: типо-лит. С. К. Матренинского, 1895. 60 с.
- Георгиевский В. Т. Иконы Иоанна Грозного и его семьи в Суздале // Старые годы, 1910 ноябрь.
- Георгиевский В. Т. Древнерусское шитье в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Светильник. М.: Поставщик двора Его Высочества A.A. Евенсон, 1914, № 11−12. 26 с.
- Георгиевский В. Т. Памятники старинного русского искусства Суздальского музея. М.: Главное управление научными учреждениями, 1927. 75 с.
- Георгиевская-Дружинина Е. В. Строгановское шитье в XVII веке // Русское искусство XVII века. Л., 1926. С. 109−133.
- Георгиевская — Дружинина Е. В. История женского художественного труда в XVII в. Работа Строгановских золотошвейных мастерских. Дис. .канд. искусствоведения. М., 1945.
- Г н у т о в, а С. В. Из истории псковского золотого и серебряного дела // ПКНО. 1987. М.: Наука, 1988. С. 332−337.
- Голованова М. П. Хоругви из Успенского собора Моск. Кремля // Материалы VIII семинара-выставки по церковному шитью. М.: ПСГТУ, 2004. С. 16−26.
- Г о р о д ц о в В. А. Дако-Сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве // Труды ГИМ. М.: ГИМ, 1926. Вып.1. С. 7−36.
- Григорьева Г. А. Русский Север глазами реставратора. Ткани, Одежда: Каталог выставки. Авт. вступ. ст. и составитель Г. А. Григорьева. Архангельск: Правда Севера, 2002. 280 с.
- Гриднева Ю. Г. Плащаницы Троице-Сергиевой Лавры как иконографическое раскрытие граней литургии // Троице-Сергиевая Лавра в истории, культуре и духовной жизни России / Материалы III Междунар. Конф. Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад 2004. С. 280−290.
- Гриднева Ю. Г. Эволюция византийской традиции в иконографии литургического шитья позднего средневековья. Дис. .канд. искусствоведения. Харьков. Украина. 2007.
- Даркевич В. П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // CA. № 4, M.: Академия Наук СССР, 1960. С. 56−67.
- Даркевич В. П. Культурные связи Древней Руси с Западной Европой в X—XIV вв.. (по материалам художественного ремесла). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: Академия наук, 1964. 24 с.
- Даркевич В. П. Узорочье Рязанское (по материалам клада, найденного в 1992 г.) //ПКНО. 1994. М.: Наука, 1996. С. 366−377.
- Дианова Т. В. Старопечатный орнамент // Рукописная книга. Сб.2 / Древнерусское искусство. М.: Наука, 1974. С. 296−336.
- Динцес JI. А. Русская глиняная игрушка. M.- JL: АН СССР, 1936. 110 с.
- Динцес JI. А. Историческая общность русского и украинского народного искусства // Советская этнография. Т. 5. M., JL: АН СССР, 1941.1. С. 21−58.
- Д и н ц е с Л. А. Древние черты в русском народном искусстве // История культуры древней Руси. Т.2. М., Л.: АН СССР, 1951. С. 474−485.
- Дионисий Ареопаги т. О божественных именах. СПб.: Глагол, 1997. 188 с.
- Дионисий Ареопаги т. О церковной иерархии. Послания. СПб.: Алетейя, 2001. 284 с.
- Д о н о в, а К. В. Русское шитье жемчугом XVI—XVII вв. М.: Академия художеств, 1962. 44 с. Илл.
- Древнерусское шитье XV начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея: Каталог выставки / Авт. вступит, ст. и сост. Л. Д. Лихачева. Л.: Государственный русский музей, 1980. 136 с. Илл.
- Д р о з д о в, а О. Э. Столетия связующая нить // Убрус, вып.1, СПб.: Золотошвейная мастерская при Успенском подворье Оптиной пустыни, 2003. С. 3−11.
- Д р о з д о в, а О. Э. Иконография Оплакивания и Погребения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лицевом шитье // Убрус, вып.2, 3. СПб.: Золотошвейная мастерская при Успенском подворье Оптиной пустыни, 2004. 2005. С. 3−31, С. 3−37.
- Дроздова О. Э. «Агнец Божий» в лицевом шитье // Убрус, вып. 5. СПб.: Золотошвейная мастерская при Успенском подворье Оптиной пустыни, 2006. С. 4−39.
- Е в с е е в a JI. М. Шитая пелена 1498 г. и Чин венчания на царство // Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (18 961 990). Древнерусское искусство. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. С. 430−439.
- Евсеева JI. М. Аналойные подвесные пелены XV в. из ризницы Троице-Сергиева монастыря // Троице-Сергиевая Лавра в истории, культуре и духовной жизни России / Материалы III Междунар. конф. Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2004. С. 252−267.
- Ефимова Л. В. Шитая пелена «Распятие с предстоящими» XII в. в собрании Исторического музея // Русское искусство XI—XIII вв. М.: Изобразительное искусство, 1986. С. 128−135.
- Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.- Л., 1963. 500 с.
- И г н, а ш и н, а Е. В. Древнерусское лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея. Каталог. Великий Новгород.: Моби Дик. 2002. 128 с. Илл.
- И г н, а ш и н, а Е. В. Памятники средневекового лицевого шитья из Софийского собора//Новгородский исторический сборник. 9(19). СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 382−410.
- Иллюстрированный словарь терминов. Зап. отдела рукописей Гос. биб-ки им. В. И. Ленина. М.: АН СССР, 1960, вып. 22.
- Иоанн Златоуст. Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. М.: Ковчег, 2006. Т. IX. 912 с.
- Искусство Строгановских мастеров в собрании Гос. Русского музея. Л.: Государственный русский музей, 1987. 140 с. Илл.
- Искусство Строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы: Каталог выставки. М.: Советский художник, 1991. 175 с. Илл.
- Искусство Рязанских земель: Каталог выставки. М., 1993. 160 с. (разделы шитья в двух последних каталогах составлены А.В. Силкиным). Илл.
- История Москвы. Т. 1. М.: АН СССР, 1952. 779 с.
- История русского искусства. Т. 6. М.: АН СССР, 1953. 59. Илл.
- Калинина Е. В. Техника древнерусского шитья и некоторые способы выполнения художественных задач // Русское искусство XVII века. (Сборникстатей по истории русского искусства допетровского периода). Л.: Academia, 1929. С. 133−157.
- Кара-Васильева Т. Шедеври церковного шитва Украши (XII-XX столггтя). Кшв.: 1нформацшно-видавничий центр Укра’шськоУ Православно1 Церкви. 2000. 96 с. 71 ш.
- Карамзин Н. М. История Государства Российского. СПб.: тип. А. Смирдина, 1834, т. 1.
- Каталог церковных и других предметов древности, находящихся в древлехранилище Костромского церковно-археологического общества в покоях Михаила Федоровича Романова, что в Ипатьевском монастыре / Под ред. Н. Баженова. Кострома, 1914.
- Катасонова Е. Ю. Золотное шитье домонгольской Руси. X—XIII вв. // Убрус, вып.4. СПб.: Золотошвейная мастерская при Успенском подворье Оп-тиной пустыни, 2005. С. 24−46.
- К, а ч, а н о в, а И. М., Шабельник В. С. Реставрация тканей в Музеях Кремля (из опыта работы) // Декоративно-прикладное искусство / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 9. М.: ГММК, 1993. С. 182−193.
- К л е т н о в, а Е. Н. Символика народных украс Смоленского края // Тр. Смоленского гос. музея. Вып. 1. Смоленск, 1924. 315 с.
- К л е й н В. Н. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология // Сборник Оружейной палаты. М.: Издание Оружейной палаты, 1925. С. 11−73.
- К л и т и н, а Е. Н. Вкладные книги Троице-Сергиева монастыря // ТОДРЛ. Л., 1971. Т. XXVI. С. 287−293.
- К н, а т ц Э. К вопросу о технике древнерусского золотого шитья ризницы Соловецкого монастыря // Изобразительное искусство. Л., 1927. С. 84−112.
- Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. 418 с. М.: Индрик, 2004. 312 с.
- ЮО.Косицина М. Ю. Лицевое шитье XVII века из княжеских и боярских светлиц в собрании музея «Новодевичий монастырь» // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 10. М.: Авангард, 1995.С. 115−127.
- Косьменко А. П. Декоративно-прикладное искусство // Прибалтийско-финские народы России. М.: Наука, 2003. С. 148−160.
- Костюх ина Л. М. Нововизантийский орнамент // Рукописная книга. Сб.2 / Древнерусское искусство. М.: Наука, 1974. С. 265−296.
- К о с ц о в, а А. С., М о и с е е н к о Е. Ю. Шитый покров XVII в. в собрании Эрмитажа//ПКНО. 1981, Л.: Наука, 1983. С. 362−367.
- К р, а м е р С. Н. История начинается в Шумере. М.: Наука, 1965. 257 с.
- Кривоносова В. К., Черторижская А. Ф. Из истории реставрации древнерусского лицевого шитья в Ростовском музее-заповеднике // Грабаревские чтения 6, М.: СканРус, 2005. С. 57−65.
- К р у г л о в, а А. Р. Еще раз о пелене 1498 г. Елены Волошанки // Материалы VIII семинара-выставки по церковному шитью. М.: ПСТГУ, 2004. С. 58−60.
- Круглова А. Р. Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских мастерских ХУ-ХУ1 веков. Дис. .канд. исторических наук. СПб. 2009. 268 с.
- Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М., Л.: Искусство, 1947. 178 с. 1. Ил л.
- Ш. Лазарев В. Н. Живопись и скульптура великокняжеской Москвы // История русского искусства. Т. 3. М.: АН СССР, 1955. С. 71−190.
- Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М.: Искусство, 1960. 312 с. Илл.
- Ларикова Н. В. Реставрация епитрахили первой половины XVII в. из собрания Архангельского областного краеведческого музея // Грабарев-ские чтения 6. М.: СканРус, 2005. С. 84−88.
- Лебедева Ю. А. Два памятника древнерусского шитья XVI века в собрании Русского музея // Сообщения ГРМ. Л.- М., 1956. Вып. 4. С. 54−57.
- Леле к ов Л. А. Семантический параллелизм в орнаментике Средней Азии, Закавказья и Древней Руси // Сообщения ГМИНВ. Вып. 4. М.: Наука, 1972. С. 45−78.
- Леонид, архим. (Кавелин), Надписи Троице-Сергиевой лавры, собранные архимандритом Леонидом. Санкт-Петербург: тип. Мип. Акад. наук, 1881.98 с.
- Линтула, вып. 2. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции «Роль монастырей в духовно-нравственном просвещении современного общества». СПб.: Береста. 2009. 111 с.
- Лицевое и орнаментальное шитье XVI—XVIII вв.еков (из собрания ГОМ ТАССР). Казань, 1988.
- Лихачева Л. Д. Покров Пафнутия Боровского из Гос. Русского музея // ПКНО. 1977. М.: Наука, 1977. С. 269−273.
- Л и х, а ч е в, а Л. Д. О хоругви из Никитской церкви в Новгороде // ПКНО. 1978. М.: Наука, 1979. С. 406−412.
- Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье XV начала XVIII века в собрании ГРМ. Каталог выставки. Л.: Государственный русский музей, 1980. 135 с. Илл.
- Л и х, а ч е в, а Л. Д. О хоругви Евфросинии Старицкой 1566 года // Художественные памятники Русского Севера. Древнерусское искусство. М.: Наука, 1989. С. 225−231.
- Лихачева Л. Д. Шитые произведения из собрания Кирилло-Белозерского монастыря, связанные с родом Голицыных // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 10. М.: Авангард, 1995.С. 103−115.
- Л и х, а ч е в, а Л. Д. Ранний покров Кирилла Белозерского из собрания Русского музея //ПКНО. 1994, М.: Наука, 1996. С. 381−388.
- Лихачева Л. Д. Два покрова мастерской боярыни Акилины Петровны Бутурлиной в собр. Русского музея // Искусство средневековой Руси / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 12. М.: ГММК, 1999. С. 270−276.
- Л и х, а ч е в, а Л. Д. Шитый покров с изображением Александра Невского из Александро-Невской Лавры // ПКНО. 2001, М.: Наука, 2002.1. С. 398−402.
- Л о с е в А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство 1976. 367 с.
- Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М.: тип. В. Готье, 1860. Ч. 2. 24 с. СПб.: Ника, 2003.
- М, а к, а р и й, архим. Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии // Записки ИАО. Т. 10. СПб.: Археологическое общество. 1857.
- Макарова Т. И. Поливная посуда. Из истории керамического импорта и производства Древней Руси // Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. El-38. М.: Наука, 1967. 128 с.
- Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М.: Наука, 1975. 136 с.
- Макарова Т. И. Черневое дело Древней Руси. М.: Наука, 1986. 156 с.
- Макарова Т. И. Эмальерное и черневое дело Древней Руси. УДК 930.26. Научный доклад представленный в качестве диссертации на соискание уч. ст. доктора исторических наук. М., 1987.
- М, а к, а р о в, а Т. И. Древнерусское наследие в ювелирном деле ранней Москвы. XIV век. Облачение митрополита Алексия. М.: Наука, 1998. 96 с.
- Манушина Т. Н. Произведения древнерусского лицевого шитья XV века // ПКНО. 1974. М.: Наука, 1975. С. 265−271.
- М, а н у ш и н, а Т. Н. Плащаница Никольского собора Зарайска // ПКНО. 1976. М.: Наука, 1977. С. 215−219.
- Манушина Т. Н. Плащаница из собрания Загорского музея // ПКНО. 1977. М.: Наука, 1977. С. 245−252.
- М, а н у ш и н, а Т. Н. Пелена 1550 г. царицы Анастасии Романовны // ПКНО. 1980. Л.: Наука, 1981. С. 435−442.
- Манушина Т. Н. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея. М.: Советская Россия, 1983. 293 с. Илл.
- М, а н у ш и н, а Т. Н. К вопросу об орнаментике в произведениях русского шитья XII—XV вв.еков // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 10. М.: Авангард, 1995. С. 161−172.
- Маринуца Н. Д. Фрагмент молдавско-валашского шитья «Троица ветхозаветная» в собр. Гос. Русского музея // ПКНО 1999. М.: Наука, 2000. С. 412−415.
- М, а с л о в, а Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX начале XX в. // Тр. Ин-та этнографии им. Миклухо-Маклая. Т. 31. М.: Наука 1956. С. 541−757.
- М, а с л о в, а Г. С. Орнамент русской народной вышивки как исторический источник // СЭ. М.: Наука, 1975, № 3. С. 34−44.
- Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический. М.: Наука, 1978. 216 с.
- Материалы VIII семинара-выставки по церковному шитью. М.: ПСТГУ, 2004. 128 с.
- Маясова Н.А. Двойной покров XVI века // Сообщения Загорского музея. Загорск, 1958. Вып.2. С. 25−30.
- М, а я с о в, а Н. А. Два произведения художественного шитья XVII века // Сообщения Загорского музея. Загорск, 1958. Вып.2. С. 39−42.
- М, а я с о в, а Н. А. Мастерская художественного шитья князей Стариц-ких // Сообщения Загорского гос. историко-худож. Музея-заповедника. Загорск, 1960. Вып. 3. С. 41−64.
- М, а я с о в, а Н. А. Художественное шитье. В кн.: Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М.: Искусство, 1968. 187 с. Илл.
- Маясова Н. А. Лицевое шитье — его особенности и методика изучения // Состояние и задачи изучения древнерусского искусства: Тез. науч. конф. (12 ноября 1968 г.). М., 1968. С. 15−17.
- М, а я с о в, а Н. А. Древнерусское лицевое шитье XVI века. Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 1971(2). 32 с.
- М, а я с о в, а Н. А. Древнерусское лицевое шитье XVI века. Дис. .канд. искусствоведения. М., 1971(3). 599 с.
- М, а я с о в, а Н. А. Древнерусское шитье. М.: Искусство, 1971. 156 с. Илл.
- М, а я с о в, а Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой // Московский Кремль древнейшая сокровищница памятников истории и искусства: Тез. науч. конф., посвященной 425-летию Оружейной палаты (22−24 ноября 1972 г.). М., 1972. С. 14−18.
- M, а я с о в, а Н. А. Методика исследования памятников древнерусского лицевого шитья // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исследования. Вып.1. М.: Искусство, 1973. С. 111−131.
- M, а я с о в, а Н. А. Три шитых покрова XVI века в собрании Музеев Московского Кремля // ГММК. Материалы и исслед. Вып. 1. М.: Искусство, 1973. 1.С. 132−147.
- M, а я с о в, а Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой // ГММК. Материалы и исслед. Вып. 2. М.: Советский художник, 1976.1. С. 39−61.
- M, а я с о в, а Н. А. Древнерусская живопись иглой. М.: Московский рабочий, 1979. 24 с.
- Маясова Н. А. Памятники древнерусского лицевого шитья из Успенского собора // Уникальному памятнику русской культуры Успенскому собору Московского Кремля — 500 лет: Тез. науч. конф. (4−6 сент. 1979 г.) М., 1979. С. 69−74.
- Маясова Н. А. Памятники шитья московской великокняжеской светлицы XV века // Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 3. М.: Искусство, 1980. С. 56−75.
- M, а я с о в, а Н. А. Два произведения лицевого шитья боярских мастерских XVI века // ПКНО. 1981. Л.: Наука, 1983. С. 352−361.
- M, а я с о в, а Н. А. «Светлица» в доме боярина Дмитрия Ивановича Годунова // Произведения русского и зарубежного искусства XVI начала XVIII века / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 4. М.: Искусство, 1984.1. С. 32−56.
- М, а я с о в, а Н. А. Памятники средневекового лицевого шитья из собрания Успенского собора // Успенский собор Московского Кремля / ГММК. Материалы и исслед. М.: Наука, 1985. С. 189−214.
- М, а я с о в, а Н. А. Об одном редком изображении в шитье XV века // ПКНО. 1984. Л.: Наука, 1986. С. 409−419.
- М, а я с о в, а Н. А. Памятники шитья с именем Геннадия // Новые атрибуции / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 5. М.: Искусство, 1987. С. 24−34.
- М, а я с о в, а Н. А. Светлица новгородской боярыни в Москве // ПКНО. 1985. М.: Наука, 1987. С. 330−344.
- М, а я с о в, а Н. А. Лицевое шитье // Русское художественное шитье XIV начала XVIII века: Каталог выставки / Авт. вступит, ст и сост. H.A. Маясо-ва, И. И. Вишневская. М.: Изд-во ГММК, 1989. С. 9−80.
- М, а я с о в, а Н. А. Древнерусское лицевое шитье из собрания Кирилло-Белозерского монастыря // Художественные памятники русского Севера. Древнерусское искусство. М.: Наука, 1989. С. 203−224.
- М, а я с о в, а Н. А. Две шитые хоругви XVI века из Соловецкого монастыря // ПКНО. 1989. Л.: Наука, 1990. С. 312−322.
- Маясова Н. А. К вопросу о южнославянских связях в русском лицевом шитье XV—XVI вв.еков // Проблемы русской средневековой художественной культуры. / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 7. М.: Искусство, 1990. С. 87−100.
- М, а я с о в, а Н. А. Средневековое лицевое шитье. Византия. Балканы. Русь: Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византиистов. Москва, 8−15 августа 1991 г. М.: ГММК, 1991. 80 с. Илл.
- М, а я с о в, а Н. А. К истории изучения древнерусского лицевого шитья // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 10. М.: Авангард, 1995. С. 5−14.
- М, а я с о в, а Н. А. Произведения средневекового молдо-влахийского лицевого шитья в собр. Гос. историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» // Балканы. Русь / Древнерусское искусство. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 257−276.
- М, а я с о в, а Н. А. Древнейший покров митрополита Ионы // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 10. М.: Авангард, 1995. С. 26−39.
- М, а я с о в, а Н. А. Вновь обретенный шедевр // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 10. М.: Авангард, 1995. С. 39−53.
- М, а я с о в, а Н. А. Одна из последних древнерусских светлиц // ПКНО, 1994. М.: Наука. 1996. С. 388−399.
- М, а я с о в, а Н. А. Шитое изображение князя Михаила Черниговского // ПКНО. 1991. М.: Наука, 1997. С. 277−289.
- Маясова Н. А. Образ преподобного Сергия Радонежского в древнерусском шитье // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV XV вв. СПб.: Дмитрий Буланин. 1998. С. 40−53.
- М, а я с о в, а Н. А. Древнерусское лицевое шитье из ризницы Соловецкого монастыря // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 17. М.: ГММК, 2003. С.73−94.
- М, а я с о в, а Н. А. Древнерусское лицевое шитье. М.: Красная площадь, 2004. 495 с. Илл.
- M е н я й л о В. А. Художественное шитье в храмах Иосифо-Волокаламского монастыря в первой половине XVI века // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 10. М.: Авангард, 1995. С. 14−26.
- M н е в, а И. Е. Шитье XVI начала XVII века // История русского искусства. T. III / под общей ред. И. Э. Грабаря, B.C. Кеменова, B.JI. Лазарева. М.: АН СССР, 1955. С. 676−688.
- M н е в a H. Е. Искусство Московской Руси. М.: Искусство, 1965. 252 с. Ил л.
- M и р к о в и h Л. Црквени уметнички вез, Београд. 1940.
- H, а р ц и с с о в. В. В. Шитый покров Сергия Радонежского // Древнерусское и народное искусство. Сообщения Загорского музея-заповедника. Загорск: Наука, 1990. С. 28−38.
- Нарциссов В.В. Воздух, шитый княгиней Еленой Верейской // Исследования и атрибуции. Древнерусское искусство. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 212−233.
- Нарциссов В. В. Проблемы иконографии преп. Сергия Радонежского // Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV—XV вв. Древнерусское искусство. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 54−63.
- Некрасов А. И. Очерки декоративного искусства Древней Руси. М.: Издательство т-ва «В. В. Думнов, наел. бр. Салаевых», 1924. 119 с.
- Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика XI—XVI вв.еков. М.: Советский художник, 1968. 176 с. Илл.
- Николаева Т. В. Собрание древнерусского искусства в Загорском музее. Л.: Аврора, 1969. 255 с. Илл.
- H и к о л, а е в, а Т. В. О некоторых Волоколамских древностях // Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV—XVI вв. Древнерусское искусство. М.- Наука, 1970. С. 365−385.
- H и к о л, а е в, а Т. В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV первой четверти XVI века // Археология СССР. Свод памятников. САИ. Вып. Е1−49.М.: Наука, 1971. 194 с.
- H и к о л, а е в, а Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М.: Наука, 1976. 285 с.Илл.
- H и к о л, а е в, а Т. В. Предметы княжеского убора XIV в. // ПКНО. 1976. М.: Наука, 1977. С. 167−174.
- H и к о л, а е в, а Т. В. Декоративно-прикладное искусство // Очерки русской культуры XVI века, ч. 2. М.: МГУ, 1977. С. 352−369.
- Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М.: Искусство, 1977. 203 с. Илл.
- Николаева Т. В. Икона мощевик Успенского Козьмина монастыря на реке Яхрени // ПКНО. 1979. Л.: Наука, 1980. С. 326−336.
- Никол ьский В. А. Древнерусское декоративное искусство. СПб: Брокгауз и Ефрон, 1923. 96 с.
- Новицкая М. А. Гаптування в Кшвськш Pyci (За матер1алами роз-копок на територн УРСС // Археолопя, т. XVIII. Кшв: Наукова думка, 1965. С. 24−38.
- Новицкая М. А. Давньоруське гаптування з ф1гурними зображен-нями // Археолопя, т. XXIV. Кшв: Наукова думка, 1970. С. 88−99.
- Новицкая М. А. Золотная вышивка Киевской Руси // Byzantinoslavi-са: Revue internationale des Studes Byzantines, Tome XXXIII. FASC. Pragye: Academia. 1972. С. 42−58.
- Овчинников А. H. Символика христианского искусства. М.: Родник, 1999. 519 с. Илл.
- Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12−18 // ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20-А. On. 1, 1914−1930-х гг., д. 12−18.
- Орлова М. А. О приемах украшения цокольных частей интерьеров древнерусских храмов и их происхождении // Средневековая Русь. М.: Наука, 1976. С. 184−190.
- Орлова М. А. О группе произведений древнерусского серебряного дела конца Х1У-начала XV века (к проблеме генезиса стиля орнамента) // Исследование и атрибуции. Древнерусское искусство. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 148−169.
- Орлова М. А. Об орнаменте в росписи церкви Сергия Радонежского в Новгородском Детинце // Сергий Радонежский и художественная культура Москвы ХГ/-ХУ вв. / Древнерусское искусство. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 108−122.
- Орлова М. А. О некоторых типах орнамента в росписи церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде и особенности декорации ее алтаря // Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. / Древнерусское искусство. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 289−300.
- О р л о в, а М. А. Некоторые замечания об орнаменте церкви Георгия в Старой Ладоге // Русь и страны Византийского мира. XII век / Древнерусское искусство. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 442−449.
- Орлова М. А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII начало XVI в. 4.1, 2. М.: Северный паломник, 2004. 4.1. 493 е., Ч. 2. 413 с. Илл.
- Осмоловская Н. М. Ценный памятник древнерусского искусства //Искусство. 1966. № 6. С. 67−69.
- Панова Т. Д., Синицы на Н. П. Волосники из погребений бывшего Вознесенского монастыря в Московском Кремле // ПКНО 1986. Л.: Наука, 1987. С. 338−342.
- Пенкова Б. За поминальния характер на стенописите в параклиса на горния етаж на Боянската църква // Проблеми на искуствато. София, 1995. № 1.
- Переписная книга Троице-Сергиева монастыря разной церковной утвари 1701 года. ЦТАДА, фонд 273, оп.1, 4.1.
- Петров А. С. Древнерусские шитые пелены под иконы. ХУ-ХУ1 вв. Типология, функция, иконография. Автореферат на соискание уч. ст. канд. Искусствоведения. М., 2008. 177 с.
- П е т р о в А. С. Древнерусские шитые пелены под иконы. ХУ-ХУ1 вв. Типология, функция, иконография. Дис. .канд. искусствоведения. М., 2008.
- Петров А. С. Евангельские пелены // Покров. Вып. IV. СПб.: Береста, 2008. С. 40−45.
- Плешанова И. И. Резные иконы Гос. Русского музея // ПКНО. 1976. М.: Наука, 1977. С. 204−214.
- Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собр. Гос. Русского музея. Л.: Искусство, 1985. 224 с. Илл.
- Плешанова И. И. Новгородские хоросы в собрании Гос. Русского музея // ПКНО. 1985. М.: Наука, 1987. С. 345−356.
- Покров. Вып.1, сборник научных статей по материалам междунаро-дой научно-практической конференции «Традиции древнерусского шитья и современное образование». СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. 144 с.
- Покров. Вып. 2, сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Традиции древнерусского шитья и современное образование». СПб.: Береста. 2006. 126 с.
- Покров. Вып. 3, сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Традиции древнерусского шитья и современное образование». СПб.: Береста. 2007. 96 с.
- Покров. Вып. 4, сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Традиции древнерусского шитья и современное образование». СПб.: Береста. 2008. 88 с.
- Полное Собрание Русских Летописей. Т. 1, М., 1962.
- Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.: Искусство, 1985. 254 с.
- Полознев Д. Ф. Саккос ростовского митрополита Ионы // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 10. М.: Авангард, 1995. С. 139−149.
- Порфиридов Н. Г. Декоративная живопись новгородской грановитой палаты // Новгородский исторический сборник. Вып. 5. Новгород: Академия Наук, 1939. С. 48−52.
- Постникова — Лосева М. М. Русское черневое искусство. М.: Искусство, 1972. 144 с. Илл.
- П о с т н и к о в, а —Л о с е в, а М. М., Платонов Н. Г., Ульянова Б. Л. Русская золотая и серебряная скань. М.: Искусство, 1981. 288 с. Илл.
- Постникова — Лосева М. М., Платонов Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV—XX вв. М.: Наука, 1983. 374 с. Илл.
- Преображенский А. С. Иконография «пелены Елены Волошанки» и проблема портретной традиции в московском искусстве рубежа XV—XVI вв.еков // Искусствознание. М. 2003. № 2. С. 201−228.
- Протасьева Т. Н. Византийский орнамент // Рукописная книга. Сб.2 / Древнерусское искусство. М.: Наука, 1974. С. 205−210.
- П у ц к о В. Г. Памятники русского прикладного искусства XV—XVII вв.еков в Ростове // Зборник My3ej применьене уметности. Београд, 1980/1981. Broj 24/25. С. 51−69.
- П у ц к о В. Г. Раннепалеологовская иллюминированная рукопись в Москве (ГИМ, Муз. 3648) // ПКНО 1988. М.: Наука, 1989. С. 308−330 .
- П у ц к о В. Г. Шитые пелены с изображением Богоматери Тихвинской // София. № 1. Великий Новгород: Издание Новгородской епархии, 2002.
- П у ц к о В. Г. Византийские плащаницы: варианты композиционной схемы // Убрус. Вып. 5. СПб.: Золотошвейная мастерская при Успенском подворье Оптиной пустыни, 2006. С. 37−49.
- Пуцко — Бочкарева М. Н. Памятник русской металл опластики XIV в. // ПКНО. 1982, Л.: Наука, 1984. С. 216−219.
- Ремпель Л. И. Архитектурный орнамент Узбекистана. История развития и теория построения. Институт искусствознания Академии Наук УзССР. Ташкент: Гослитиздат УзССР, 1961. 261 с.
- III Реставрационная выставка в Москве в 1927 г.: Каталог. М., 1927. Илл.
- Реставрация музейных ценностей в СССР: Каталог. В 2-х т. М.: Советский художник, 1986. 504 с. Илл.
- IX Выставка произведений искусства, реставрированных Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. академика И. Э. Грабаря. М.: Советский художник, 1988. 207 с. Илл.
- Реставрация музейных ценностей России. 2002 Триеннале IV. Каталог выставки. М.: СканРус, 2002. 256 с. Илл.
- Русское декоративное искусство: в 3-х т. / Под ред. Лелонова A.M. М.: Академия художеств СССР, 1962- 1965. Илл.
- Русские монастыри. Искусство и традиции. СПб.: Palace Edition, 1997. 239 с. Илл.
- Р я б о в, а М. П. Новый метод реставрации древнерусского шитья // Сообщения Загорского музея. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 43−46.
- Рябова М. П. Основные принципы реставрации тканей и шитья // Вопросы реставрации и консервации произведений изобразительного искусства: Методическое пособие. М.: АН СССР, 1960. С. 149−167.
- Рябова М. П. Восстановление и реконструкция древнерусского шитья // Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации). М.: Искусство, 1981. С. 207−217.
- Рыбаков Б. А. Древние элементы в русском народном творчестве // СЭ. № 1. М., Л.: Академия Наук СССР, 1948. С. 90−106.
- Р ы б, а к о в Б. А. Прикладное искусство и скульптура // История культуры Древней Руси. М.- Л.: АН СССР, 1951. Т.2. С. 219−252.
- Рыбаков Б. А. Искусство древних славян // История русского искусства. Т. 1. М.: АН СССР, 1953. С. 39−92.
- Рыбаков Б. А. Прикладное искусство Киевской Руси 1Х-Х1 веков и южнорусских княжеств ХП-ХШ веков // История русского искусства. Т 1. М.: АН СССР, 1953. С. 233−297.
- Рыбаков Б. А. Прикладное искусство Владимиро-Суздальской Руси // История русского искусства. Т 1. М.: АН СССР, 1953. С. 505−522.
- Рыбаков Б. А. Прикладное искусство великокняжеской Москвы // История русского искусства. М.: АН СССР, 1953. Т. 3. С. 215−232.
- Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М.: Академия Наук СССР, 1958. 784 с.Илл.
- Рыбаков Б. А. Русалки и бог Симаргл-Переплут // СА. № 2. М.: Наука, 1967. С. 91−117.
- Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство Х-Х1И веков. Л.: Аврора, 1971. 128 с.Илл.
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 608 с.
- Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. 783 с.
- Рындина А. В. Проблема традиций в Новгородской пластике XIV—XV вв.. // Средневековое искусство. Русь. Грузия. М.: Наука, 1978. С. 259−265.
- Рындина А. В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь Х1У-ХУ веков. М.: Наука, 1978. 192 с.
- Рындина А. В. Новый памятник центральнорусской чеканки первой половины XIV в. // ПКНО 1987. М.: Наука, 1988. С. 326−331.
- Сабурова М. А. Стоячие воротники и «ожерелки» в древнерусской одежде // Средневековая Русь. М.: Наука, 1976. С. 226−231.
- С, а в в а, еп. Можайский. Указатель для обозрения Московской Патриаршей ризницы. М.: тип. В. Готье, 1863.
- Савваитов Н. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского убора. М.: Императорская Академия наук, 1865. 224 с.
- Сафонова Г. Б. Два шитых покровца XVII в. в Калуге // ПКНО 1987. М.: Наука, 1988. С. 338−342.
- Свирин А. Н. Шитье // Русское декоративное искусство, т. I.: От древнейшего периода до XVIII века. М.: Академия художеств, 1962.1. С. 461−480.
- Свирин А. Н. Древнерусское шитье. М.: Искусство, 1963. 152 с. Илл.
- Св. Герман Константинопольский. Сказание о церкви и рассмотрение таинств. М.: Канон, 1995. 380 с.
- Святой Николай Мирликийский в произведениях XII-XIX столетий из собрания Русского музея. СПб.: Государственный русский музей, 2006. 248 с. Илл.
- Семечкина Е. В. К проблеме допустимости реставрационных вмешательств в памятники древнерусского шитья // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 10. М.: Авангард, 1995. С. 187−198.
- Семечкина Е. В. Реставрация пелены XVI в. «София Премудрость Божья» из собрания Вологодского музея-заповедника // Грабаревские чтения 6, М.: СканРус, 2005. С. 75−84.
- Силаев А. Г. Возрождение русской геральдики. М.: Олма-Пресс, 2005. 768 с.
- С и л к и н А. В. Малоизвестные памятники Строгановского лицевого шитья из Ростова Великого // ПКНО. Л.: Наука. 1984. С. 420−433.
- С и л к и н А. В. Двусторонняя хоругвь из Кирилло-Белозерского монастыря // Исследования и реставрация. Древнерусское искусство. М.: Наука, 1985. С. 80−94.
- Силкин А. В. Плащаница Агаповой // Новые открытия реставраторов/ВХНРЦ. 1- Древнерусское искусство. М.: Наука, 1990. С. 42−75.
- Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. К проблеме иконографии и стиля изобразительного искусства XVII в. Дис. .канд. искусствоведения. М., 1992.
- Силкин А. В. Развитие темы литургики в Строгановском шитье // Русское искусство позднего средневековья. Образ и смысл художественного образа. М.: Общество историков архитектуры. Архив архитектуры, 1993.1. С. 166−189.
- Силкин А. В. Древнейший памятник лицевого шитья из Казани // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 10. М.: Авангард, 1995. С. 53−70.
- Силкин А. В. Неизвестный памятник Строгановского шитья из города Хлынова Казани // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 10. М.: Авангард, 1995. С. 127−139.
- Силкин А. В. Вклады шитья Никиты Григорьевича Строганова в Сольвычегодский Благовещенский собор // Искусство Средневековой Руси / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 12. М.: Изд-во ГММК, 1999. С. 247−270.
- Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 432 с. Илл.
- Силкин А. В. Пелена «София Премудрость Божья» из собр. Вологодского музея-заповедника. К вопросу атрибуции и датировки // Грабарев-ские чтения 6. М.: СканРус, 2005. С. 65−75.
- Силкин А. В. Лицевое шитье Строгановских мастерских. М.: Скан-руС, 2009. 432 с. Илл.
- Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. Серия: Писания Св. Отцов и учителей Церкви. М.: Галактика, 1994. 556 с. Репринт издания 1856 г.
- Соломина В. П. О двух памятниках новгородской мелкой пластики //ПКНО. 1977, М.: Наука, 1977. С. 202−205.
- Соломина В. П. Древнерусское шитье в собр. Архангельского областного краеведческого музея. Каталог. Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1982. 103 с. Илл.
- Спирина Л. М. Серебряные гравированные дробницы на епитрахили XVII в. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника // ПКНО. 1998. М.: Наука, 1999. С. 456−467.
- Стасов В. В. Русский народный орнамент. Вып.1. Шитье, ткани, кружева. Санкт-Петербург: тип. т-ва «Обществ, польза», 1872.
- Стасов В. В. Русский народный орнамент // Стасов В. В. Собр. Соч. СПб.: тип. Стасюлевича, 1894. Т.1.
- Стерлигова И. А. О литургическом смысле драгоценного убора древнерусской иконы // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. С. 272−286.
- Стерлигова И. А. О значении драгоценного убора в почитании святых икон // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М.: Мартис, 1996. С. 123−132.
- С т е р л и г о в, а И. А. Древнерусское убранство по данным летописца Владимира Васильковича Волынского // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. ХШ век. СПб., 1997. С. 269−273.
- Стерлигова И. А. Драгоценный убор русских икон XIV—XV вв.. // Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV—XV вв. Древнерусское искусство. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 217−228.
- Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI—XIV вв.еков. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 264 с. Илл.
- Стерлигова И. А. Драгоценный убор Тихвинской иконы Богоматери в XVI XVII веках // София. № 1. Великий Новгород: Издание Новгородской епархии. 2002.
- Стерлигова И. А. Драгоценный убор икон царского храма // ГММК. Материалы и исслед. Вып. 20. Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М.: ГММК, 2003. С. 66−68.
- С т е р л и г о в, а И. А. Драгоценный убор дионисиевских богородичных икон // Русское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV -начала XVI века. М.: Северный паломник, 2005.
- Стерлигова И. А. Драгоценный убор трех кремлевских чудотворных икон Богоматери // Правосл. святыни Моск. Кремля в истории и культуре России. М.: ГММК, 2006 С. 163−164.
- С у х о в, а О. А. Коллекция лицевого шитья в Муроме // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 10. М.: Авангард, 1995. С. 82−96.
- Т и т о в А. А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. М.- печ. А. Снегиревой, 1911. 25 с.
- Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М.: Искусство, 1968. 410 с. Илл.
- Трофимова Н. Н. Лицевой покров Козьмы Яхренского // ПКНО. 1978. М.: Наука, 1979. С. 426−430.
- Т р о ф и м о в, а Н. Н. Русское прикладное искусство XIII начала XX вв. из собрания государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М.: Советская Россия, 1982. 279 с.
- Трубачева М. С. Из истории охраны памятников в первые годы советской власти. Комиссия по охране памятников старины и искусства Трои-це-Сергиевой Лавры. 1918−1925 годы // Музей-5: Художественные собрания СССР. М.: Советский художник, 1984. С. 152−164.
- Т у р, а е в Б. А. История Древнего Востока. Минск: Харвест, 2004. 749 с.
- Уварова П. С. Каталог ризницы Спасо-Преображенского монастыря в Ярославале. М.: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1887. 42 с.
- Уварова П. С. Каталог собрания древностей графа Алексея Сергеевича Уварова. М., 1908. Отд. IV-VI. 219 с.
- Угаров Б. С. 1000-летие русской художественной культуры. М.: Gamburg, 1988. 427 с.
- Фалеева В. А. Русская народная вышивка (Древнейший тип), Л.: Государственный русский музей, 1949. 33 с.
- Ф е х н е р М. В. Золотное шитье Владимиро-Суздальской Руси // Средневековая Русь. М.: Наука, 1976. С. 222−226.
- Ф е х н е р М. В. Золотное шитье Древней Руси. // ПКНО. 1978. Л.: Наука, 1979. С. 401−405.
- Флоренский П. А. Об издании каталогов Лаврского музея. — Архив Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника, ф. Комиссии, д. 7.
- Фурсова Е. Ф. Орнаментальные традиции рукоделий крестьянок Ба-рабы и Васюганья как результат межкультурных взаимодействий // Археология, этнография и антропология Евразии. Институт археологии и этнографии СО РАН, 2005, № 1(21). С. 128−140.
- Хлебникова Н. А. Покров Пафнутия Боровского // ПКНО. 1975. М.: Наука, 1976. С. 234−239.
- Хлебникова Н. А. Малоизвестные произведения мастерской Софии Палеолог // ПКНО. 1976. М.: Наука, 1977. С. 196−203.
- Хлебникова Н. А. Новооткрытые произведения мастерской лицевого шитья князей Старицких // ПКНО. 1980. Л.: Наука, 1981. С. 443−454.
- Хлебникова Н. А. Древнерусское лицевое шитье в коллекции Ве-ликоустюжского музея //ПКНО 1982. Л.: Наука, 1984. С. 390−407.
- Хребина Т. В. Направления и пути развития современного церковного шитья на примере мастерских. Место шитья в современном храме // Материалы VIII семинара-выставки по церковному шитью. М.: ПСГТУ, 2004. С. 39−54.
- Хребина Т. В. Церковное шитье — традиции и современность. Дис. .канд. искусствоведения. СПб., 2007. 275 с.
- Христианское искусство Болгарии. Выставка. 1 октября 8 декабря 2003 г. М. 80 с.Илл.
- Черкашина Г. П. Плащаницы Троице-Сергиевой лавры (К вопросу формирования коллекции лицевого шитья Сергиево-Посадского музеязаповедника) // Сергиево-Поеадский музей-заповедник. Сообщения 2005. М.: Весь Сергиев Посад, 2006. С. 200−209.
- Черненилова Л. М. Пелена «Богоматерь Владимирская» из собрания Московского областного краеведческого музея // ПКНО. 1985. М.: Наука, 1987. С. 357−362.
- Черненилова Л. М. Памятники лицевого шитья из Валдайского Иверского монастыря // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 10. М.: Авангард, 1995. С. 149−161.
- Черторижская А. Ф. Пелена «Богоматерь Воплощение» XV века в собрании Ярославского музея-заповедника (атрибуция и реставрация) // Древнерусское художественное шитье / ГММК. Материалы и исслед. Вып. 10. М.: Авангард, 1995. С. 182−187.
- Чураков С. С. Древнерусские стенописные орнаменты // Декоративное искусство СССР. М.: Наука, 1956, № 12. С. 38−42.
- Шабельская Н. П. Материалы и технические приемы в древнерусг? ском шитье // Вопросы реставрации. Сборник ЦГРМ под ред. И. Грабаря. Т. 1. М.: Издание Центральных Государственных Реставрационных Мастерских, 1926. С. 113−124.
- Ш, а г и н, а И. И. Вышивка Вологодского края // Русский Север. Этническая история и народная культура ХП-ХХ в. М.: Наука, 2004. С. 756−786.
- Ш, а л и н, а И. А. Храмовая алтарная преграда и высокий иконостас: архетип и символический замысел // Гос. Эрмитаж. Средневековая архитектура и монументальное искусство. Раппопортовские чтения: Тезисы докладов. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1999. С. 49−52.
- Шалина И. А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. М.: Индрик, 2005. 536 с. Илл.
- Ш, а л и н, а И. А. Символический мотив ткани в иконописи (некоторые наблюдения) // Убрус. Вып. 6, СПб.: Золотошвейная мастерская при Успенском подворье Оптиной пустыни, 2006. С. 50−59.
- Ширяев Б. Н. Неугасимая лампада. М.: Сретенский монастырь, 2003. 432 с.
- Ш и т о в a JI. А. Жемчужное шитье XIX в. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника // Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 2005. М.: Весь Сергиев Посад, 2006. С. 222−235.
- Шубников А. В. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1972. — 340 с.
- Шубина Т. Г. Церковное шитье XIX — начала XX вв. в собр. Гос. музея истории религии // Покров, вып.1. СПб.: Береста, 2005. С. 37−40.
- Шульгина Э. В. Балканский орнамент // Рукописная книга. Сб.2 / Древнерусское искусство. М.: Наука, 1974. С. 240−265.
- Шустер К. Подвески в форме перевернутых человеческих фигурок от палеолита до наших дней // Труды VII международного конгресса антор-пологических и этнографических наук. Т. 7. М.: АН СССР, 1964. С. 108−114.
- Щекотов Н. М. Древнерусское шитье // София. 1914. № 1. '
- Щепкин В. Н. Памятник золотого шитья начала XV в. // Древности. Труды ИМАО, 1894. Т. 15, вып. 1. С. 35−60.
- Щепкин В. Н. Русская палеография. Первое издание: М. 1918−1920. М.: Аспект- Пресс, 1999. 270 с.
- Щепкина М. В. Тератологический орнамент // Рукописная книга. Сб.2 / Древнерусское искусство. М.: Наука, 1974. С. 219−240.
- Щукин П. И. Краткое описание Щукинского музея в Москве. М.: тип. А. И. Мамонтова, 1895. 111 с.
- Э к о Умберто. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003. 256 с.
- Эко Умберто. Эволюция средневековой эстетики. СПб.: Азбука, 2004. 288 с.
- Я к у н и н a JI. И. Русское шитье жемчугом. М.: Искусство, 1955. 160 с. Илл.
- Якунина JL И. Памятник портретного шитья конца XV века // Древнерусское искусство XV начала XVI веков. М.: Наука, 1963. С. 263−284.
- A i n, а 1 о V D. Geschichte der russischen Monumentalkunst zur Zeit des Gro? furstentums Moskau. Berlin- Leipzig, 1933.
- Byzantine Monastie Foundation Documents / Ed. L Thomas and A. Constan-tinides Hero. Washington, 2000.
- Byzantium. Faith and Power (1261−1557), New York, 2004.
- D a 11 о n О. M. Byzantine Art and Archaeology. Oxford: Clarendon Press, 1911. p. 312.
- Der Nersessian S. Psalter and New Testament Manuscript at Dumbarton Oaks. Dumbarton Oaks. Papers, vol. 18, Washington, 1965.
- Kaiserliche Akademie der Wissenschaften: Kusejr Amra. Wien. 1907.
- Lexikon der Kunst. Leipzig. 1977. Bd. II.
- N a n n V. The Eneheirion as Adjunct to the Icon in the Middle Byzantine Period // Byzantine and Modern Greek Studies. 1986. Vol. 10. P. 73−102.
- S. Der Nersessian. Psalter and New Testament Manuscript at Dumbarton Oaks. Dumbarton Oaks. Papers, vol. 18, Washington, 1965.
- F r o 1 o v A. «La Podea»: un tissue decorative de F eglise Byzantine // Byz. 1938, T. 13. Fase. 2. P. 461−504.
- Российская академия художеств Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина1. На правах рукописи
- Казарина Вера Борисовна 4 201 102 937
- Орнаментальное шитье на подвесных пеленах второй половины XVI века.1. Том II Приложения
- Специальность: 17.00.04 изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
- Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
- Научный руководитель: Профессор Государственного института им. И. Е. Репина PAX, кандидат искусствоведения, профессор, Сазонова Кира Константиновна1. Санкт-Петербург 20 111. Оглавление1. Стр. 1. Принятые сокращения 31. Словарь терминов 4