Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Искусство городской рекламной вывески в контексте русской культуры XYIII — XX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совершенно очевидно, что сегодня актуализируются системные разработки, где пластическим и изобразительным задачам принадлежит ведущая роль. Именно в этих границах можно во многом понять специфику российской рекламы, которая не только на рубеже ХХ-ХХ1 веков, но и в эпоху проторекламы и в начале XX века заметно отличалась от западной. Исследователи рекламной практики сходятся во мнении, что сегодня… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Наружная реклама как часть городской среды
    • 1. 1. Наружная реклама: сущность и понятие
    • 1. 2. Реклама как подвижная часть городской среды
  • Глава 2. Из истории рекламы: искусство городской вывески
    • 2. 1. Уличная реклама средневекового города
    • 2. 2. Русская живописная вывеска как форма городской фольклорной культуры
    • 2. 3. Фасадная вывеска в городской среде Петербурга первая половина XIX века)
  • Глава 3. Художественная практика российской рекламы XX века: ведущие тенденции
    • 3. 1. На рубеже XIX—XX вв.еков
    • 3. 2. В преддверии средового дизайна: начало XX века
    • 3. 3. Семантика и синтаксис городской вывески конца XX века

Искусство городской рекламной вывески в контексте русской культуры XYIII — XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная отечественная реклама как сложное социокультурное явление привлекает все большее внимание широкого круга специалистов — культурологов, социологов, психологов, экономистов. Российский рекламный бизнес конца XX века превратился в быстро развивающуюся отрасль и наделил практику рекламы особой активностью и динамикой. Все это потребовало специальных исследований, в том числе и междисциплинарного характера. Сегодня уже не подвергается сомнению, что российская реклама выступает не только в качестве важнейшего социально-экономического, но и культурного феномена, однако, в последнем случае она изучена пока крайне недостаточно. Если деятельность менеджера, координатора, психолога стала объектом многих исследований, то задачи художника, дизайнера, архитектора до сих пор в достаточной степени не изучены и не определены. Объяснить это можно в частности тем, что современные исследования недостаточно затрагивают проблему эстетических и художественных критериев действующей рекламы, видения ее современного языка, понимания ее эстетических особенностей, сформировавшихся в условиях российского рынка последнего десятилетия.

Совершенно очевидно, что сегодня актуализируются системные разработки, где пластическим и изобразительным задачам принадлежит ведущая роль. Именно в этих границах можно во многом понять специфику российской рекламы, которая не только на рубеже ХХ-ХХ1 веков, но и в эпоху проторекламы и в начале XX века заметно отличалась от западной. Исследователи рекламной практики сходятся во мнении, что сегодня уже сложилось понятие «русская реклама». А, как известно, национальные особенности предполагают и наличие художественных особенностей. С этой точки зрения не менее актуальным становится обращение к историческому прошлому российской рекламы, которое может предоставить в распоряжение современного искусствознания многообразную базу данных и задействовать эстетический и художественный аспекты рекламы в понимании ее сложной и противоречивой природы.

Однако, как показывает анализ состояния вопроса, тема исторического самоопределения рекламы не стала пока предметом специального исследования, осуществленного в контексте общей истории и практики рекламы.

В системе рекламных средств ведущую роль выполняет наружная реклама, которая входит в комплекс городской среды и становится одним из ее организующих начал. Средствами рекламы можно эстетически обогащать городское пространство, насыщать его новыми смыслами, а можно разрушать его единство, наполнять безвкусицей. Однако приходится констатировать, что этот аспект изучения почти не задействован при анализе многофункциональной сущности рекламы.

Более масштабное осознание можно ожидать в связи с рассмотрением рекламы в качестве специфического элемента культуры, где она выступает как визуально воспринимаемая часть городской среды, обладает эстетическим и художественным значением, содержит смысловую и эмоциональную информацию.

В современных исследованиях выводится довольно сложная типология рекламы, обозначается многообразие ее функций, описываются широкие масштабы ее использования. Разные контексты изучения диктуют и соответствующее понимание рекламы. Это может быть локальный подход, когда выявляется какая-либо из ведущих функций рекламы, а может быть и предельно широкое ее изучение как многофункционального феномена. Так или иначе, экономические и социологические аспекты получили довольно широкое освещение в отечественной литературе и не менее широко представлены в переводных изданиях.

Что же касается искусствоведческих исследований, то они пока немногочисленны, хотя сегодня уже нет сомнения, что это явление культуры обладает своим историческим смыслом и художественной ценностью. Поэтому в диссертации использован обширный, но разноплановый материал.

Так, важное значение имели издания конца XIX — начала XX века, содержавшие важную информацию и раскрывающие разные грани истории российской рекламы: А. Веригин «Русская реклама», Т. Готье «Путешествие в Россию», А. Лейферт «Балаганы», Г. Лукомской «Современный Петербург», В. Охочинский «Плакат. Развитие и применение», Д. Ровинский «Русские народные картинки», Н. Тарабукин «Искусство дня».

Не менее важными стали исследования последних двух десятилетий, открывающие новые исторические страницы в искусстве российской рекламы, например, труд А. Ф. Некрыловой (1984 г.), посвященный русским народным городским праздникам и включающий материал о разных формах российской прото-рекламы. Фундаментальным можно считать монографическое исследование А. Повелихиной и Е. Ковтуна (1990 г.), посвященное русской живописной вывеске и снабженное богатым иллюстративным материалом. Исторический экскурс осуществляется здесь в единстве с анализом взаимовлияния вывесочной и профессиональной живописи начала XX века. К отдельным аспектам этой тематики обращаются также М. Алексеева, Н. Бабурина, Е. Иткина, А. Киселев, А. Лаврентьев, В. Ляхов, Ю. Макунин, Г. Островский, А.Сакович.

Сведения по истории российской рекламы, оценки ее художественной значимости можно встретить в публикациях, где исследуется творчество русских художников начала XX века. Однако непосредственно по художественной практике российской рекламы современное искусствознание располагает пока фрагментарными материалами. Эта лакуна в определенной степени заполняется материалами научных конференций в единстве с выставочными экспозициями, а также отдельными публикациями в специализированных изданиях, таких как «Рекламный мир», «Реклама и жизнь», «Индустрия рекламы».

К другой группе источников следует отнести публикации, где разрабатывается проблематика эстетических свойств предметной среды и где реклама выступает как явление городской культуры. Это работы В. Аронова, Д. Аронова, С. Базазьянц, В. Глазычева, А. Иконникова, Е. Кириченко, А. Пунина, Г. Степанова, Г. Яковлевой.

Непосредственно история, теория и практика российской рекламы представлена в целом ряде исследований. Сюда можно отнести работы А. Андреева, Н. Бабурина, В. Волковой, Л. Гермогеновой, Э. Глинтерник, И. Крылова, В. Музыканта, Е. Павловской, Б. Разумовского, Я. Ривоша, М. Старых, А. Ульяновского, В. Ученовой, Л. Федотовой, О. Феофанова, Л. Хромова, Е. Черневича, Ю.Шерковина.

Исходя из историко-культурного контекста, можно выделить самостоятельную проблему соответствия языковых средств общему рекламному замыслу и целостности его воплощения. Частично эту тему освещают в своих разработках зарубежные авторы — У. Аренс, Д. Арманд, Д. Бернет, К. Бове, Дж. Гибсон, Г. Картер, Т. Коллинз, С. Мориарти, В. Паккард, Ч. Сэндидж, У. Уэллс, К. Хопкинс и др. Зарубежные исследователи демонстрируют многосторонний подход к изучению рекламы, анализируя ее функции, выявляя возможности ее содержания в различных конкретно-исторических условиях. Между тем опыт последнего десятилетия продемонстрировал целый ряд трудностей при прямой проекции этих исследований на российскую практику.

Для более полного понимания специфики рекламы, определяемой социокультурными и художественными факторами, возникла необходимость привлечения в диссертационное исследование материалов, освещающих темы психологии восприятия, массовой культуры, коммуникационных процессов. Существенную помощь в работе оказали издания Государственного Русского музея, центрального Государственного исторического архива, посвященные истории лубка, русской «народной картинки», праздников и зрелищ, а также серия литографий, созданная в первой трети XIX века В.Садовниковым.

Важное значение имело непосредственное обращение диссертанта к практике современной петербургской рекламы. Ее изучение стало основой для написания последней, завершающей главы диссертации и в целом для понимания не только современной, но и исторической судьбы рекламы в контексте русской художественной культуры.

Объект исследования: наружная реклама как часть городской среды. Предмет исследования: городская рекламная вывеска Петербурга и Москвы ХУШ-ХХ веков. Цель исследования: изучение искусства городской рекламной вывески как явления русской культуры ХУШ-ХХ веков.

Цель исследования определила и основные задачи —характеристика рекламы как части городской среды, обладающей функцей эстетической организации предметно-пространственного окружения- —типология рекламы с учетом ее способности входить в разные ритмы городской средыизучение особенностей развития проторекламы, а также русской живописной вывески как формы городской фольклорной культурыанализ природы рекламной городской вывески, сочетающей в себе «высокое» и «низкое» искусство, а также влияния ярмарочной рекламы на искусство городской фасадной вывески первой половины XIX векаисследование основных тенденций в развитии наружной рекламы начала XX векаописание практики вхождения профессиональных художников в область создания рекламной продукции. обобщение характерных тенденций в развитии современной городской вывески Петербурга и Москвы.

Диссертация построена по тематическому и хронологическому принципам. Отбор, изучение и систематизация материала проводились на основе сравнительно-исторического и искусствоведческого подходов, а также с учетом междисциплинарной природы исследуемого явления.

Обращение к эмпирическому материалу осуществлялось в ходе профессиональной деятельности диссертанта, имеющего патенты и внедренные проекты в этой области, а также в русле его деятельности как члена аттестационной комиссии Городского центра размещения рекламы Санкт-Петербурга.

Методы обработки и систематизации эмпирического материала, связанного как с генезисом рекламы, так и с ее современной практикой, позволили осуществить ее изучение как явления, обладающего собственной историко-культурной обусловленностью.

В целом же обращение к феномену рекламы в ее культурном контексте открывает, на наш взгляд, новые грани исторического развития русской художественной культуры. 9.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Искусство наружной рекламы раскрывается через характеристики, заданные историческими границами окружающего средового пространства. Рассмотренная с этих позиций реклама предстает как культурный феномен, имеющий собственную историческую судьбу в городской среде, где она максимально открыта для визуального контакта. Именно здесь в полной мере раскрываются ее коммуникативные функции и утверждается ее причастность к той или иной культуре.

Тема исторического самоопределения рекламы позволяет осуществить более масштабное осознание ее многофункциональной сущности. Эта область — предмет искусствоведческих исследований, которые призваны сегодня увидеть рекламу как особую часть городской среды, обладающую эстетической и художественной функцией организации предметно-пространственного окружения.

Наружная реклама входит в предметное наполнение самых подвижных слоев городской среды. В системе ее видов и средств заметную роль играет уличная (фасадная) вывеска, которая выступает как ее наиболее стабильная часть. Поэтому во многом благодаря искусству вывески сохранилась для нас история городской рекламы, истоки которой восходят к античности.

Семантическое единство вывески с пространственной средой города исторически выстраивалось через двойственную природу ее художественных приемов, восходящих как к «высокому» искусству, так и искусству низов. Такой синтез нашел свое художественное своеобразие на российской почве как синтез фольклорной и городской культуры. Здесь возник специфический мир городской праздничной площади со своей художественной атмосферой и стилистическими традициями. Влияние рекламных аранжировок, которые складывались на этой почве, прослеживается не только в искусстве рекламы начала XX века, его можно найти и в отечественной рекламе рубежа ХХ-ХХ1 веков.

В XIX веке развитие печатной рекламы повлияло на характер вербального компонента вывесок центральных улиц Петербурга и Москвы. В Петербурге шрифтовые вывески вступили в многообразные связи с архитектурным пространством города, демонстрируя свое стремление к единству с ним. И хотя живописность фасадной вывески чаще всего уступала в этот период свои приоритеты шрифтовому направлению, однако единство «городского» и «фольклорного» начал, заложенное русской культурой предшествующих веков, неизменно проявлялось и здесь.

Продолжив свою историю в начале XX века, отечественная реклама активно использовала почти все открытия профессиональных русских художников той поры — от технических приемов до принципов композиционной организации оформляемого пространства. Творческая практика первых десятилетий XX века продолжила импульс этого общего направления в области рекламной практики. Сегодня оно прочитывается в искусстве городи и и и и скои рекламной вывески, где современный дизаин осуществляет нелегкий поиск ее колористического и графического единства с фасадами городских улиц.

Таким образом, историческая судьба искусства рекламы, рассмотренная на примере вывесок, свидетельствует, что: ее развитие определялось как социально-экономическими, так и в равной мере культурно-историческими условиямив городской среде уличная вывеска как наиболее статичная часть рекламного наполнения обладала семантическим и синтаксическим единством с предметно-пространственным окружениемистория наружной отечественной рекламы свидетельствует о том, что она прошла самобытный путь художественного развития, повлиявшее на профессиональное искусство и дизайн XX века.

В целом феномен рекламы, рассмотренный в ее культурном контексте, способен раскрыть новые грани в истории русской художественной культуры, предоставить широкую базу данных для искусствоведческого знания, которое сегодня призвано задействовать эстетический и художественный аспекты рекламы в понимании ее сложной и противоречивой природы.

Исторический аспект исследования органично входит в область определения эстетических и художественных критериев действующей рекламы, видения многих особенностей ее современного языка, сформировавшегося в условиях российского рынка последнего десятилетия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. 1917−1932. М., 1984.
  2. М.Н. Менеджмент рекламы. М., «ТОО Интел-тех», 1993.-80с.
  3. М.А. Русская народная картинка. / Народная картинка ХУП-Х1Х веков. Спб., «Дмитрий Булавин». 1996 .-237с.
  4. П.А. Рекламное обращение: визуальная эволюция. //Рекламный мир. 1997., № 5.
  5. Н.П. Душа Петербурга. СПб., «Лира», 1990 .-249с.
  6. Н.П. Непостижимый город. СПб., «Лениздат», 1991 .-333с.
  7. Р. Новые очерки по психологии искусства. М., «Прометей», 1994 .-352с.
  8. В. Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. М., «Советский художник» 1987 .-230с.
  9. Н.И. Русский плакат. Вторая половина XIX начало XX века. Л., «Художник РСФСР», 1988 .-190с.
  10. Ю.Базазьянц С. Б. Художник, пространство, среда. М., «Советский художник», 1983. .-240с.
  11. П.Байбурова P.M. Русский усадебный дом середины ХУШ века как элемент развлекательной культуры барокко. //Развлекательная культура России ХУШ-Х1Хв.в. СПб, 2000. С.69−87
  12. А.В. Исследования и статьи. М., Советсьсий художник, 1981. С.235−352
  13. В.В., Музыкант B.JI. Реклама и маркетинг (функции, цели, каналы распространения). М., 1994. С. 17−35
  14. БархинМ.Г. Метод работы зодчего. М., Стройиздат, 1981 .-216с.
  15. М.М. Работы 1920-х годов. «Next" — Киев, 1994. С.257−321
  16. У. Графическое представление информации. М., МИР, 1971 225с.
  17. Ю.П. Социология массовой коммуникации. М., Изд. МНЭПУ, 1995 .-111с.
  18. М.Д. Азы древнейшего ремесла или 13 бесед о рекламе и маркетинге. М., Нива ХХ1 В., 1994 .-109с.
  19. А.Е. Русская реклама. СПб., 1898. С.1−19
  20. К. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие. М., Прогресс, 1986 .—518с.
  21. И.Л. Приемы рекламы. Новосибирск, ЦЭРИС, 1993 .-144с.
  22. Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М., Рус. Партнёр, 1994 .-252с.
  23. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., Прогресс, 1988 .-461с.
  24. В.Л. Эволюция творчества в архитектуре. М., Стройиздат, 1986 .496с.
  25. В.М. Проблемы массовой культуры //Вопр. философии., 1970, № 12
  26. Э.М. Графический дизайн как художественно-коммуникативная система и средство рекламы. СПб., „Петербургский институт печати“, 2002.-136с.
  27. Э.М. Начало российской рекпамы.//Наше наследие. 2000, № 6
  28. А. Миф и символ. М., „Русслит“, 1994 .-371с.
  29. Э.Х. О задачах и границах иконописи.//Сов-е искусствознание. М, „Сов. Художник“, 1989. С.275−305
  30. Городская культура. Средневековье и начало Нового времени. Под ред. В. И. Рутенбурга., Л., Наука, 1986 .-277с.
  31. Т. Путешествие в Россию. М., Мысль, 1990 .-396с.
  32. .А. Массовое сознание. М., Политиздат, 1987 .-368с.
  33. Зб.Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., Искусство, 1984 .-350с.
  34. А.П. „Мир искусства“. JL, Художник РСФСР. 1972 .-96с.
  35. Ф. Взгляд на московские вывески. М., 1836. С.7−43
  36. Н.А. Изображение и слово. М., Искусство, 1972.-124с.
  37. В.Н. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. М., Изобразительное искусство 1991 .-205 с.
  38. Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900−1910 гг, М., 1976.-118с.
  39. А.В. Искусство, среда, время. М., Советский художник, 1985 .-336 с.
  40. А.В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции. М., Искусство., 1971 .-224с.
  41. История мирового искусства. Под ред. Е.Сабашниковой. М., БММ АО. 1998. С. 144−155,194−213.
  42. Е.И. Русский рисованный лубок конца ХУШ начала XX века. М., „Русская книга“, 1992 .-255 с.
  43. Л.П. Философия истории. СПб, „Комплект“, 1993. С. 99−102.
  44. Г. Эффективная реклама. М. Прогресс, 2001,-280с.
  45. Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М. Искусство., 1986.-344 с
  46. И.Т. Москва сороковых годов. Очерки и повести о Москве XIX в. М., „Московский рабочий“, 1959.-279 с.
  47. Г. Сцены русской народной жизни конца ХУШ-начала Х1Хвека. Л., Гос.Эрмитаж., 1961. -87 с.
  48. И.Г. Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова. JI., Художник РСФСР, 1974, с 64
  49. И.В. Теория и практика рекламы в России. М., „Центр“, 1996 .-184с.
  50. П.А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М., Плакат, 1987 .-207 с.
  51. А.Н. Ракурсы Родченко. М., Искусство, 1992.-221 с.
  52. А.Б. Русская геральдика. М., Книга, 1990 .-397 с.
  53. ЛейфертА.В. Балаганы. Пг., 1922.С.1- 72с.
  54. К. Образ города. М., Стройиздат., 1982 .-328 с.
  55. .Ф. Состояние постмодерна. СПб, Алетейя, 1998 .-159 с.
  56. Ю.М. Статьи по семиотике искусства. СПб., Академический проезд, 2002. С.322−340с.
  57. ЛукомскийГ.К. Современный Петербург. Пг., 1917 г. С. 21−38.
  58. В.Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика (1933— 1973 гг.). М., Искусство, 1977. С. 17−25.
  59. Ю.М. Была ли афиша в России?//Творчество. 1986 г.,№ 10.
  60. Международный кодекс рекламной практики. Пер. с англ. Н. В. Гениной и В. Е. Демидова. Публикации Международной торговой палаты в Париже. М., 1987 г.
  61. В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., Наука, 1986.-222 с.
  62. А. Социодинамика культуры. М., Прогресс 1973 .-406 с.
  63. B.JI. Реклама: международный опыт и российские традиции. М., Право и закон, 1996.-220с.
  64. B.JI. Реклама: функции, цели, каналы распространения.Ч.1 М., МНЭПУ, 1997.-106 с.
  65. B.JI. Теория и практика современной рекламы. М., Евразийский регион. 4.2.1998. С.1−185.
  66. Народная картинка ХУ11—XIX веков. Материалы и исследования. Под ред. М. А. Алексеевой, Е. А. Мипшной. СПб, 1996 .-237 с.
  67. Народная гравюра и фольклор в России ХУ11—XIX веков. Под ред. Е. И. Даниловой. М., Советский художник, 1976 .-369 с.
  68. А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец ХУШ начало XX века. JL, Искусство, 1984., 189 с.
  69. О.В. Декоративно-оформительское искусство и праздничный Петербург первой половины ХУШ века. Сб.: Отечественное и зарубежное искусство ХУШ века. Вып. 3. Л. 1986. С. 82−95.
  70. О.В. Художественное оформление народных гуляний Х1Х-нач. XX в. Сб.: Проблемы изобразительного искусства XIX столетия. Вып. 4. Л. ЛГУ. 1990. С. 232−247.
  71. О.В. Художники Петрограда революционным праздникам. //Искусство. 1967, №Ю. С. 52−56.
  72. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. М., БРЭ., 1999.-912 с.
  73. А.Н. Методика рекламного дела //Газетный и книжный мир, М., 1925-Вып. Островский Г. С. О городском изобразительном фольклоре (кпостановке вопроса). //Советское искусствознание 74. М., Советский художник, 1975.
  74. Г. С. О городском изобразительном фольклоре (к постановке вопроса). / Советское искусствознание 74. М., Советский художник, 1975
  75. ПавлинскаяАЛ. Товарный знак. Л., Художник РСФСР, 1974 .-307 с.
  76. А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М., Радуга., 1994 .-283 с.
  77. Петербургские вывески.//"Иллюстрация». 1848, № 30.
  78. А.В., Ковтун Е. Ф. Русская живописная вывеска и художники авангарда. Л., Аврора, 1991.-199 с.
  79. Г. Г. Бубновый валет. М., Советский художник, 1 990 272с.
  80. Примитив в искусстве. Ред.-сост. КБогемская. М., Росс, инст-т искусствознания., 1992 .-228 с.
  81. Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. Отв. ред. В. Н. Прокофьев. М., Наука, 1983 .-206 с. 8 8. Психологические проблемы переработки знаковой информации. Сб.статей. Отв. ред. В. Ф. Рубахин. М., Наука., 1977 .-276 с.
  82. ПунинА.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., Лен-издат, 1990 .-351 с.
  83. Пыляев М. К Старый Петербург. М., «ИКПА», 1991 .-496 с.
  84. Развлекательная культура России ХУШ-Х1Х в.в.Ред.-сост. Е. В. Дуков, СПб., «Дмитрий Буланин», 2000.- 520 с.
  85. Я.Н. Время и вещи. М., Искусство, 1990. С. 21−73.
  86. Российское законодательство о рекламе. Практический комментарий. М., 1997.
  87. Русская народная картинка ХУШ XIX в.в. Л. Гос. Русский Музей- Центр. Гос. ист. архив СССР. Л., 198 085 с.
  88. В.И. Город и городская культура. //Городская культура. Средневековье и начало Нового времени. Л., 1986.
  89. Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин, «Валгус», 1985 .-344 с.
  90. А.И. Живописец вывесок. Пг., 1916 г. С. 8−46.
  91. В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Автореф. диссертации д-ра филос. наук, М., 1990
  92. Н.В. Праздник в русской культуре ХУШ века. / Развлекательная культура России ХУШ-Х1Х в.в., СПб., «Дмитрий Буланин», 2000 .С.28−42.
  93. И.М. Лубочные картинки русского народа в Московском мире. М., 1861. С. 19−27.
  94. Советский рекламный плакат, 1917−1932. Торговая реклама. Зрелищная реклама Авт.-сост. В. Ш1яховМ., 1977 .(Альбом).
  95. Г. П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Л., Художник РСФСР, 1984 .-320 с.
  96. П.В. Из истории московских улиц (Очерки). М., Московский рабочий, 1958 .-844 с.
  97. СэндиджЧ., Фрайбургер В., Ротцол К. Реклама. Теория и практика. М., Прогресс, 1989.-628с.
  98. Толковый терминологический словарь-справочник, 1000 терминов рыночной экономики. М., 1991.
  99. Торговая реклама и упаковка в России XIX—XX вв. М, ГИМ., 1993.-64с.
  100. Я.А. Из истории западно-европейского, русского и советского искусства. Плакат на Западе. М., Советский художник, 1987. С.1−95.
  101. Увлекательный мир московской рекламы XIX—начала XX века. Авт.-сост. Н. М. Карась. М., Студия «Кварт-О», 1996.-73 с.
  102. А.В. Мифодизайн реьсламы.СПб.- Ин-т личности, 1995.-300с.
  103. В.В., Старых Н. В. История рекламы или метаморфозы рекламного образа. М., ЮНИТИ., 1999 .-335 с.
  104. В.В., Старых Н. В. История рекламы: детство и отрочество. М., Смиысл, 1994 .-96с.
  105. У., Вернет Д., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб, «Питер», 2001.-736 с.
  106. JI.H. Реклама в социальном пространстве: социологическое эссе. М., Наука, 1996 г.-106с.
  107. О.А. Реклама: новые технологии в России. «Питер». СПб. 2000 г.-377 с.
  108. И. Осень средневековья. М., Наука. 1988 .-539 с.
  109. Н. А. Земледельческие архетипы на городской площади. //Развлекательная культура России ХУШ — XIX веков. СПб, «Дмитрий Буланин»., 2000, С.280−300
  110. Художник и зрелище. Сост. В. Н. Кулешова. М., Советский художник 1990 .-397 с.
  111. С. И. История и теория рекламы. М., МЭГУ, 1992.-169с.
  112. В.П. Визуальные динамики и восприятие рекламы. //Техническая эстетика. 1970 г., № 6.
  113. М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа.//Семиотика и искусствометрия. М., 1972 .С.43−78
  114. JI.K. Искусство и среда: место искусства в современной эстетической среде. М., Советский художник., 1978 .-266 с.
  115. Ю.А. Наружная реклама. Трудное искусство простоты. М., Наука 1995 г.
  116. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. Под ред. А. В .Иконникова. М., Наука, 1990 -с.237
  117. Юнг КГ. Психология бессознательного. М., «Канон»., 1994 .-317 с.
  118. Bockus W. Advertising Graphics. N.Y.: Macmillan Pablishing Co. 1974.
  119. Boorstin D. G. Advertising and America Civilisation. In Advertising and Society, ed Yale Brozen, N.Y. New York University Press, 1974.
  120. Bovee C. L., Arens W. F. Contemporery Advertising. IL.: Irwin, 1992.
  121. CronauR. Das Buch der Reklame, Leipzig, 1887.
  122. Elliott B. A History of English Advertising. London. 1962.
  123. Gibson J.J. The Perception of the Visual World. Boston, 1950.
  124. Gombrich E.N. The Image and the Ey-e. Further Studies in the Psychology of Pictorial Representation. Oxford, 1982.
  125. Goodrum Ch. and Dalrymple H. Advertising in America. The first 200 years. N.Y., 1990.
  126. JencksC. The language of Post—Modern Architecture. L., 1981.
  127. Norman D. A. The psuchology of everyday things. N.Y.: Basic Books, 1988.
  128. Ogilvy D. Confession of An Advertising Man. N.Y. Atheneum, 1963.
  129. Presbrey F. The History and Development of Advertising. N.Y., 1968.
  130. Rivers W., Christians G., Schramm W. Responsibility in Mass Communication. N.4. 1980.
  131. Wittkower R. Architectural Principles in the Age of Humanism, N. Y., 1962.1. Иллюстрации
  132. Mil. XilTl 02J ! iU-Ч ЙЗЭ Шч ЛИНИИй ШШ Щ ПEl к IS
  133. S3 S3 S3 S3 S3 S3 S3 S3 S3 SSJUSJIXi .,, f. , 1. .1, 1 7- •. ¦ •' ¦ 1 .i .'¦ ^'-.J t. a ¦> ¦:¦ ¦> -J.-- .) -т. I. i. i'l yi.LJ.'i «' i ' ¦ i i. * --1it1. и ii ii ii1. ЕШШШШИЖ1. Mllll
  134. J I I .t м I ~Г1 .и I I I I 1 1 ГТЕ1 J I III I. I 1 J .1 I I. I' -1 :J! I: I. ! тft’mil i-
  135. WLAblH т. fA^FU МЕНВД H*** 1. S^K Аг/1. ДОМАШНИЙ ТЕКСТИЛЬ-j/'j if{ ШНОВАЯ коллшж-
Заполнить форму текущей работой