Семиотика традиционного жилища: На материале нанайской культуры
Диссертация
Хронологические рамки диссертации обусловливаются целью исследования — создать целостное представление о традиционном нанайском жилище. Жилище и другие виды древних сооружений, а также особенности строения отдельных их частей, пусть не значительно, но имеют свойство трансформироваться во времени. Чаще всего такие изменения связывают с культурной агрессией со стороны более развитых народов… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. ТРАДИЦИОННОЕ НАНАЙСКОЕ ЖИЛИЩЕ КАК
- СЕМИОТИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ
- 1. 1. Террасные и равнинные поселения. Дом для одной патриархальной семьи и большие родовые дома
- 1. 2. Постоянные и временные поселения. Круг и квадрат в основании жилища
- 1. 3. Хозяйственно-промысловые, жилые и ритуальные сооружения как знаковые системы
- 1. 3. 1. Хозяйственно-промысловые сооружения
- 1. 3. 2. Жилые постройки
- 1. 3. 3. Ритуальные постройки
- 2. 1. Внешние границы жилища и обереги
- 2. 2. Внутренние границы и статические элементы жилища
- 2. 2. 1. Горизонтальный план жилища и структура его социального пространства. Функции канов и стен
- 2. 2. 2. Вертикальный план жилища и космологическая структура его пространства. Функции столбов и очага
- 2. 3. Динамические элементы жилища. Функции домашней утвари и орнамента
Список литературы
- АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Архив группы исторического краеведения № 2 (март-апрель 1999 года): отчет о НИР / Амурск. ЦТ «Темп" — рук. Павлик В.И.- исполн. Доценко И. и др.
- Аврорин В.А. Материалы по нанайскому языку и фольклору / В.А. Ав-рорин. Л., 1986. — 256 с.
- Аниа. О нанайском национальном празднике // Дальний Восток. — 1962. № 6. — С. 147- 148.20.
- Бельды Л.Г. Нанайская колыбель / Л. Г. Бельды // Записки Гродековско-го музея. Вып. 8. Хабаровск, 2004. — С.18 — 20.
- Бельды Л.Г. Поверья и приметы, связанные с беременностью нанайской женщины / Л. Г. Бельды // Записки Гродековского музея. Вып. 1. Хабаровск, 2000. С. 119 — 120.
- Бельды Н.Н. Странные знаки озера кузнечиков / Н. Н. Бельды // Записки Гродековского музея. Вып. 1. Хабаровск, 2000. С. 148 — 152.
- Деревянко Е.И. Древние жилища Приамурья / Е. И. Деревянко. — Новосибирск, 1991.- 158 с.
- Древнее искусство Приамурья: Альбом (на англ.яз.). / Сост. А. П. Окладников. — JL, 1981.— 158с.
- Жулистова В.М. По местам древних нанайских стойбищ / В.М. Жули-стова, И. М. Жулистов // Записки Гродековского музея. Вып. 6. — Хабаровск, 2003.-С. 164- 174.
- Завалишин А.Ю. Нанайцы. Историко-этнографический очерк / А. Ю. Завалишин // Альманах. Отечество: Краеведческий альманах. Вып. № 4. — М., 1993.-С. 165 180.
- Зуев В.Ф. Горюн священная река / В. Ф. Зуев. — Хабаровск, 2001.256 с.
- Зуев В.Ф. Утро древнего стойбища / В. Ф. Зуев. — Хабаровск, 1990.160 с.
- Иванов С.В. Архитектурный орнамент народов Нижнего Амура. Т. 15 / С. В. Иванов. -М-Л., 1953, 678 с.
- Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX нач. XX вв. / С. В. Иванов М-Л., 1954. — 839 с.
- Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. (По материалам XIX начала XX вв.) / С. В. Иванов. -М-Л., 1963. — 500 с.
- Иванов С.В. Изобразительное искусство народов Дальнего Востока / С. В. Иванов, М. А. Сергеев // Дальний Восток. 1965, — № 6. — С. 160 — 169.
- Исследования на острове Сучу в Нижнем Приамурье в 2002 году /
- Сост. А.П. Деревянно, Чо Ю-Чжон, В.Е. Медведев и др. Сеул, 2003. — 644 с.
- Краски земли Дерсу: Фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья. Хабаровск, 1982. — 276 с.
- Кропоткин Д. От устья Тунгуски до сопки Каутырь // Зап. О-ва изучения Амурского края. Фил. отд-ниеПриамур. отд-ния императ. Рус. геогр. о-ва. — Вып. 1 / Д. Кропоткин. Владивосток, 1896. — Т.5. — С. 20 — 49.
- Кучерявенко В. Сказки Дальнего Востока / В. Кучерявенко. Хабаровск, 1939. 104 с.
- Лопатин И.А. Наблюдение над бытом гольдов / И. А. Лопатин. — Владивосток, 1921. 46 с.
- Материальная и духовная культура малочисленных народов Дальнего Востока: Сборник ист.-этногр. материалов. / Сост. С. П. Мохова. — Хабаровск, 2002. 24 с.
- Нанайский фольклор: Нингман, сиохор, тэлунгу / Сост. Н.Б. Киле- Рос. АН Сиб. отд-ние. Ин-т филологии. Новосибирск, 1996. — 478 с.
- Нанайцы // Народы Сибири. Этнографический атлас. М-Л., 1956. -С. 783 — 816.
- Народы Дальнего Востока СССР в 17−20 вв: Историко-этнографические очерки / Под ред. И. С. Гурвич. — М., 1965. 238 с.
- Народы Сибири (Нанайцы, нивхи, орочи — этнографические очерки) / Под ред. М. Г. Левина и Л. П. Потапова. М-Л., 1956. — 1083 с.
- Сем Ю. А. Нанайцы. Материальная культура (вторая половина XIX -середина XX века). Этнографические очерки / Ю. А. Сем. Владивосток, 1973. -313 с.
- Сем Ю. А. Хоморан: сезонное жилище нанайцев / Ю. А. Сем // Северные просторы. 1986. — № 5. — С. 40 — 41.
- Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. Т. 1. / Л. И. Шренк. -СПб., 1883.-258 с.
- Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. Т. 2. / Л. И. Шренк СПб., 1899.-314 с.
- Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. Т. 3. / Л. И. Шренк СПб., 1903.-145 с.
- Абатаев Е. Юрта — традиционное жилище казахов Южного Алтая / Е. Абатаев // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Культура, наука, образование. -2001. -№ 3. С. 30−33.
- Аврорин В.А. Новые исследования по языкам народностей Севера т. 16, вып. 5. / В. А. Аврорин. Л., 1957. С. 465 — 477.
- Аврорин В.А. О чем рассказывает диссертация (о диссертации нанайца С. Оненко «Развитие словарного состава нанайского языка в советский период») /В.А. Аврорин // Нева. 1956. — № 4. — С. 189.
- Алексеев В.П. От животных к человеку. Легенды, факты, наука / В. П. Алексеев. М., 1969. — 640 с.
- Артемьева Н.Г. Домостроительство чжурчженей Приморья (XII-XIII вв.) / Отв. ред. Э. В. Шавкунов / Н. Г. Артемьева. Владивосток, 1998. — 302 с.
- Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А. К. Байбурин Л., 1983,-192 с.
- Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей / А. К. Байбурин // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.-С.63 -88.216.
- Баранов Д.А. «Плохие» вещи / Д. А. Баранов // Этническое единство и специфика культур: материалы первых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2002. — С. 67 — 70.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. — М., 1989.-616 с.
- Барт Р. Мифологии / Р. Барт. М., 1996. — 312 с.
- Барт Р. Основы Семиологии / Р. Барт // Структурализм «за» и «против». М., 1975. — С. 114 — 169.
- Бельды Г. Бурханы шаманки Лингде: о нанайской шаманке Лингде из с. Дада, Нанайского района / Г. Бельды // Солнышко. — 2000. — № 3 (март). — С. 23−24.
- Бельды Л. Уроки моего народа / Л. Бельды // Словесница искусств. — 2001.-№ 8.-С. 15−16.
- Бельды М.П. Сохранение обрядности у нанайцев / М. П. Бельды // Записки Гродековского музея. Вып. 6. Хабаровск, 2003. С. 29 — 31.
- Бельды Н.Н. Аномальные явления в фольклоре народов Приамурья / Н. Н. Бельды // Амурская заря. 1999. — 7 апреля.
- Бельды О. Амулет для счастья / О. Бельды // Словесница искусств. — 2001.-№ 8.-С. 44.
- Бельды О. Бесконечная спираль времени / О. Бельды // Словесница искусств.-2001.-№ 8.-С. 2−5.
- Бельды О. Камлание нанайской шаманки. / О. Бельды // Словесница искусств. 2001. — № 8. — С. 12.
- Бельды О. Су, который приносит счастье. Тотемы и амулеты в духовной культуре нанайцев / О. Бельды // Альманах «Словесница искусств», Хабаровск. — № 4.
- Бельды Р.А. Памятные места и этнокультурные памятники нанайцев / Р. А. Бельды // Записки Гродековского музея. Вып. 1. —Хабаровск, 2000.-С. 76 91.
- Бельды Р.А. «Унди» — обряд очищения дома от злых духов / Р. А. Бельды // Записки Гродековского музея. Вып. 1. Хабаровск, 2000. — С. 99 — 102.
- Березницкий С.В. Вредоносные существа в представлениях и ритуалах народов Амура и Сахалина / С. В. Березницкий // Вестник ДВО РАН. 2000. — № 6. — С. 122- 129.
- Березницкий С.В. Жертвенное животное орочей — собака / С. В. Березницкий // Культура Дальнего Востока XIX—XX вв.ека. Сборник научных трудов. — Владивосток, 1992. С. 122 — 128
- Березницкий С.В. Мифология и верования орочей / С. В. Березницкий. -СПб., 1999.- 188 с.
- Березницкий С.В. Погребальные обряды коренных народов Нижнего Амура и Сахалина / С. В. Березницкий // Россия и АТР. 2000. — № 1. -С. 109−117.
- Березницкий С.В. Природные культовые объекты коренных народов Нижнего Амура / С. В. Березницкий // Вестник ДВО РАН. 1998. — № 3. — С. 118−124.
- Березницкий С.В. Семейная обрядность коренных народов Нижнего Амура и Сахалина / С. В. Березницкий // Россия и АТР. — 2000. — № 4. — С. 23−31.
- Березницкий С.В. Таежный великан в представлениях коренных народов Амура и Сахалина / С. В. Березницкий // Вестник ДВО РАН. 1999. — № 4. -С. 87 — 93.
- Березницкий С.В. Эротические аспекты в обрядах и верованиях коренных народов Дальнего Востока / С. В. Березницкий // Вторая Дальневосточная конференция молодых историков: тезисы докладов. — Владивосток, 1992. — С. 76 79.
- Богатырев П.Г. Функции национального костюма / П. Г. Богатырев. — М., 1971.-543 с.
- Богатырев П.Г. Функции национального костюма в моравской Словакии / П. Г. Богатырев // Вопросы теории народного искусства. М., 1971. — С. 297 — 366.
- Большая Советская Энциклопедия. В 30 томах Т.20. / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. М., 1975 — 608 с.
- Бронштейн М. По следам «одетых в рыбью кожу»: история и культура коренных народов Дальнего Востока / М. Бронштейн // Знание — сила. 2000. — № 7.-С. 37−51.
- Будкин А. Курить или не курить вот в чем вопрос / А. Будкин // Мы. -2001,-№ 1.-С. 33.
- Булгакова Т.Д. Познание, ценностная ориентация и проектирование в шаманской практике / Т. Д. Булгакова // Записки Гродековского музея. Вып. 6. — Хабаровск, 2003. С. 5−18.
- Булгакова Т.Д. Похищение шаманских духов: Нанайские шаманы / Т. Д. Булгакова // Этнографическое обозрение. 2001. -№ 3. — С. 32 — 41.
- Булгакова Т.Д. Представление нанайцев об обрядовой активности духов / Т. Д. Булгакова // Кунсткамера: Этногр. Тетради / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. Вып. 8−9. — М., 1995. С. 21 — 30. t
- Буссе Ф.Ф. Остатки древностей в Амурском крае. — Зап. О-ва изучения Амурского края / Ф. Ф. Буссе, JI.A. Кропоткин. — Владивосток, 1908. — 310 с.
- Бэкер Й. Шаманские небеса (маньчжурская мифология и изучениезвезд амурского бассейна) / Й. Бэкер // Записки Гродековского музея. Вып. 8. — Хабаровск, 2004. С. 37 — 55.
- Ванштейн С.И. Проблемы истории жилища степных кочевников Евразии / С. И. Ванштейн // Советская этнография, 1976. — № 4. — С. 43 50.
- Василевич Г. М. Сборник материалов по эвенскому (тунгусскому) фольклору / Г. М. Василевич. Л., 1936. — 290 с.
- Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII -нач. XX века) / Г. М. Василевич. Л., 1969. — 239 с.
- Васильченко О.А. Семья аборигенов как основа социальной организации коренных народов / О. А. Васильченко // Васильченко О. А. Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке (1860−1917 гг.). — Владивосток, 2001. — С. 106- 128.
- Верзун М.В. Традиционное воспитание в нанайской семье / Верзун М. В., Рыбина К. В., Шабурова О. А. // Материалы научно-технической конференции аспирантов и студентов (апр. 1998 г.) В 2-х частях. Ч. 1. — Комсомольск-на-Амуре, 1998. С. 89 — 90.
- Виноградова В.В. Информационный ареал почитаемого места / В. В. Виноградова // Этническое единство и специфика культур. Материалы первых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2002. — С. 70 — 72.
- Виноградова Н. Космогоническая символика храма Неба в Пекине / Н. Виноградова // Вопросы искусствознания. 1994. — № 4. — С. 203 — 209.
- Власов С. Проводы души: судьба нанайцев / С. Власов // Наше наследие. 1990. — № 5. — С. 138 — 143.
- Гаер Е.А. Древние бытовые обряды нанайцев / Е. А. Гаер. — Хабаровск, 1991.-144 с.
- Гаер Е.А. Свадебные обряды и обычаи нанайцев (кон. XIX— нач. XX вв) / Е. А. Гаер // Этнография и фольклор народов Дальнего Востока СССР. -Владивосток, 1981. С. 29 — 36.
- Гаер Е.А. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIXначале XX века / Е. А. Гаер.-М., 1991.- 128 с.
- Гасанова Г. Т. Традиционные представления и верования нанайцев / Г. Т. Гасанова, Р. А. Самар // Записки Гродековского музея. Вып. 6. — Хабаровск, 2003.-С. 34−46.
- Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и космос / И. Н. Гемуев. — Новосибирск, 1990.-232 с.
- Глебова Е. Верные стражи — дюлины. Этнографический музей села Троицкого / Е. Глебова // Словесница искусств. — 2001. — № 8. С. 10 — 11.
- Глебова Е. Мифический сюжет на древнем суцуку / Е. Глебова // Словесница искусств. -2001. — № 8. С. 13.
- Глебова Е. Уснувший дракон на берегу извилистой реки / Е. Глебова // Словесница искусств. — 2001. — № 8. С. 16 — 17.
- Голан А. Миф и символ. 2-е изд. / А. Голан. — М., 1994. — 375 с.
- Гонтмахер П.Я. Нанайцы. Этюды о духовной культуре / П.Я. Гон-тмахер. Хабаровск, 1996. — 113 с.
- Гонтмахер П.Я. Рожденное на рассвете: о народном декоративном искусстве коренных народов Дальнего Востока / П. Я. Гонтмахер // Культура. — 1994.-9 апреля.-С. 5.
- Гончарова С.В. Из истории нанайцев озера Болонь / С. В. Гончарова // Записки Гродековского музея. Вып. 6. Хабаровск, 2003. — С. 152 — 163.
- Докучаев И.И. Введение в историю общения. Историография и методология решения проблемы: Монография / И. И. Докучаев. — СПБ., 2001. — 173 с.
- Докучаев И.И. Введение в историю общения. Исторические типы общения: Монография / И. И. Докучаев. СПБ., 2004. — 223 с.
- Докучаев И.И. Феноменология знака: Психические, социальные и культурные аспекты семиозиса: Монография / И. И. Докучаев. — СПб, 1999. 174 с.
- Дубровский Д.В. Модели организации пространства в обрядности тюркоязычных кочевников Центральной Азии и Сибири / Д. В. Дубровский //
- Этническое единство и специфика культур. Материалы первых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2002. — С. 110 — 114.
- Жукова Л.Н. Бинарные оппозиции в мировоззрении аборигенов Якутии: Символика разнонаправленных дуг / Л. Н. Жукова // Язык-миф-культура народов Сибири: сб-к научных трудов. Якутск, 1994. 321 с. — С. 33 — 54.
- Зенкова Е. Домашний дух-охранитель дюлин / Е. Зенкова // Записки Гродековского музея. Вып. 8. — Хабаровск, 2004. С. 62 — 65.
- Иванов В. Любовь таежных мэргэнов / В. Иванов // Словесница искусств.-2001.-№ 8.-С. 18−19.
- Иванов В. Хранитель драконов (искусство коренных народов) / В. Иванов // Приамурские ведомости. — 2000. 27 января.
- Иванов С.В. Представление нанайцев о человеке и его жизненном цикле / С. В. Иванов // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера II половина XIX начало XX веков. — Л., 1976. -С. 161 — 188.
- История культуры Дальнего Востока России XVII — XX веков: учеб. пособие / Рос. АН. Дальневост. отд-ние. Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. Владивосток, 1998. — 299 с.
- История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антро-посоциогенеза / А. И. Першиц, В. А. Шнирельман. М., 1983. — 432 с.
- История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины / В. П. Алексеев, Ю. И. Семенов, JI. Файнберг. М., 1986. — 522 с.
- История Сибири с древнейших времен до наших дней. В 5 т. Т.1. Древняя Сибирь / Глав. ред. А. П. Окладников, В. И. Шунков. JL, 1968. — 454 с.
- Киле А.С. К вопросу о классификации обрядовой терминологии в нанайском языке / А. С. Киле // Записки Гродековского музея. Вып. 1. — Хабаровск, 2000.-С. 141 147.
- Киле Н.Б. Лексика, связанная с религиозными представлениями нанайцев / Н. Б. Киле // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976. — С. 189 — 202.
- Киле Н.Б. Символика и семантика имен персонажей нанайского фольклора / Н. Б. Киле // Этнос и культура. Владивосток, 1994. — С. 110 — 117.
- Киле Н.Б. Традиционный этикет взаимоотношений между членами семьи у нанайцев / Н. Б. Киле // Семья и семейный быт в восточных регионах России. Владивосток, 1997. — С. 46 — 52.
- Киле Н.Б. Фольклорная лексика в нанайском языке / Н. Б. Киле // Этнография и фольклор народов Дальнего Востока СССР. — Владивосток, 1981. — С. 132- 136.
- Киле Н.Б. Этнокультурные связи нанайцев (по материалам фольклора) / Н. Б. Киле // Проблемы историко-культурных связей народов Дальнего Востока. Владивосток, 1989. — С. 103 — 108.
- Киле Н.Б. Нанайский шаманизм в системе традиционной культуры / Н. Б. Киле, Л. Е. Фетисова // Этнокультурные процессы и общественное сознание народов Дальнего Востока (XVII XX вв.). — Владивосток, 1998. -С. 92- 103.
- Киле Н.В. Анимистические воззрения у нанайцев / Н. В. Киле // История культуры Дальнего Востока России XVII нач. XX века. — Владивосток, 1995.-С. 125 — 134.
- Ким А. С. Малочисленные этносы Приамурья: Монография / А.С.
- Ким, А. В. Кныш, П. П. Лях и др. Хабаровск, 1993. — 71 с.
- Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов / А. Косарев. М., 2000. — 304 с.
- Кочешков Н.В. Аборигены Дальнего Востока. «Здешние люди» (о нанайцах. Опыт составления этнографической энциклопедии) / Н. В. Кочешков // Утро России. — 1993. 24 августа.
- Кочешков Н.В. Исторические судьбы и современные проблемы коренных народов Дальнего Востока / Н. В. Кочешков // Вестн. Дальневост. отд-ния Академии наук СССР. 1990. — № 3. — С. 130 -136.
- Кочешков Н.В. Рыболовы и охотники Нижнего Амура (XIX-XX века) / Н. В. Кочешков // Россия и АТР. 1998. — № 3. — С. 28 — 40.
- Кочешков Н.В. Стереотип культуры степных скотоводов-кочевников / Н. В. Кочешков // Тюрко-монголы и тунгусо-маньчжуры. Проблемы историко-культурных связей на материале народного декоративного искусства XIX XX веков. — СПб., 1997. — С. 107 — 119.
- Кочешков Н.В. Тунгусский пласт в культуре аборигенов Нижнего Амура / Н. В. Кочешков // Тюрко-манголы и тунгусо-маньчжуры. Проблемы историко-культурных связей на материале народного декоративного искусства XIX XX веков. — СПб., 1997. — С. 137 — 142.
- Кочешков Н.В. Тюрко-монгольский пласт в культуре тунгусо-маньчжуров / Н. В. Кочешков // Тюрко-монголы и тунгусо-маньчжуры. Проблемы историко-культурных связей на материале народного декоративного искусства XIX XX веков. — СПб., 1997. — С. 119 — 130.
- Кочешков Н.В. Этнические корни искусства тунгусов / Н. В. Кочешков // Россия и АТР. 1996. — № 4. — С. 34 — 52.
- Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве нанайцев / Н. В. Кочешков // Вестн. Дальневост. отд-ния Рос. АН. — 1996. № 5. — С. 107−121.
- Крижевская Л .Я. Погребения животных как форма проявления первобытных верований / Л. Я. Крижевская // Конференция. Реконструкция древних верований: источник, метод, цель. Л., 1990. — С. 44 — 46.
- Кубанова Т.А. Модель мира и нанайский флаг алха тун (к проблеме интерпретации) / Т. А. Кубанова // Этническое единство и специфика культур. Материалы первых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2002. -С. 125 126.
- Кузнецов A.M. Шаманизм как антропологическое явление (на дальневосточном материале) / A.M. Кузнецов // Личность. Культура. Общество. — Т. 2, вып. 4 (6). 2000.- С. 34 — 49.
- Лапшина З.С. К проблеме искусства первобытных культур Нижнего
- Амура / З. С. Лапшина // Орнаментальное искусство народов Дальнего Востока: сборник докладов и сообщений региональной научно-практической конференции / Составитель Г. Т. Титорева. — Комсомольск-на-Амуре, 1995. С. 44 — 53.
- Ларичев В.Е. Кондонская Нефертити. Заметки археолога (О культуре каменного века амурских племен) / В. Е. Ларичев // Дальний Восток. — 1964. — № 4. С. 167−171.
- Ларичев В.Е. Тайна каменной черепахи. Документальная повесть об одном археологическом поиске / В. Е. Ларичев. Новосибирск, 1966. — 254 с.
- Левин М.Г. Этническая антропология и проблемы этногенеза народов Дальнего Востока / М. Г. Левин. М., 1958. — 789 с.
- Леви-Стросс К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. — М., 1994.-384 с.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. — М., 1983.-486 с.
- Лементович Т. Искусство народов Приамурья. Традиции и новации / Т. Лементович // Словесница искусств. — 2001. — № 8. С. 6 — 7.
- Лещенко В. Деревянные посредники (об ульчских деревянных скульптурах — сэвонах, связанных с лечебной магией) / В. Лещенко, Я. Шуры-гин // Наука и религия. 1977. — № 6. — С. 56 — 57.
- Липский А.Н. Некоторые вопросы такштыкской культуры в свете сибирской этнографии / А. Н. Липский // Краеведческий сборник. — Абакан, 1956.-№ 1.С. 55 -86.
- Липский А.Н. Элементы религиозно-психологических представлений гольдов / А. Н. Липский. Чита, 1923. — 58 с.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю. М. Лотман — СПб., 1994. — 399 с.
- Лучкова В.И. Введение в архитектурную семиотику: Учебное пособие / Хабар. Гос. Техн. ун-т / В. И. Лучкова. Хабаровск, 1997. — 72 с.
- Мазин А.И. Древние святилища Приамурья / Отв. ред. А.П. Деревянко- РАН. Сиб. отд-ние- Ин-т археологии и этнографии / А. И. Мазин. — Новосибирск, 1994. 100 с.
- Малочисленные этносы Приамурья: Монография / А. С. Ким, А. В. Кныш, П. П. Лях и др.: Хабар, гос. техн. ун-т. Хабаровск, 1993. — 71 с.
- Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. В 2 ч. Ч. 1. А Л. — СПб., 2000. — 673 с.
- Медвежий праздник — легенда или реальность? О национальном празднике народов Приамурья // Дальневосточное обозрение. —1995. — май. — С. 30−31.
- Мельникова Т. Айнская шаманка на хабаровской земле / Т. Мельникова // Словесница искусств. 2001. — № 8. — С. 45.
- Мельникова Т. Калым за Данку. О традиционном нанайском обряде выбора невесты / Т. Мельникова // Тихоокеанская звезда. — 1999. 28 августа.
- Мельникова Т. Птицы небесные / Т. Мельникова // Словесница искусств. -2001.-№ 8.-С. 8−9.
- Мельникова Т.В. Китайский компонент в культуре гор нанайцев и удэгейцев / Т. Мельникова // Записки Гродековского музея. Вып. 1. Хабаровск. — 2000. — С. 92 — 98.
- Мельникова Т.В. Народная медицина орочей / Т. Мельникова // Записки Гродековского музея. Вып. 1. — Хабаровск. — 2000. — С. 103 118.
- Мельникова Т.В. Палатка как жилище Дальневосточных эвенков / Т. Мельникова // Четвертая дальневосточная конференция молодых историков: Докл. и тезисы. Владивосток. — 1996. — С.36 — 38.
- Мельникова Т.В. Рыба как лекарственное средство нанайцев / Т. Мельникова // Записки Гродековского музея. Вып. 1. — Хабаровск. — 2000. — С. 121 128.
- Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. T.l. А-К. / Гл. ред. С. А. Токарев. -М., 1997.-671 с.
- Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Т.2. К-Я. / Гл. ред.
- С.А. Токарев. М., 1997 — 719с.
- Моррис Ч.У. Основания теории знаков / Ч. У. Моррис // Семиотика. -М., 1983.-С. 37−89.
- Нагишкин Д.Д. Сказка и жизнь. Письма о сказке / Д. Д. Нагишкин. -М., 1957. 270 с.
- Нанайские приметы. Стихи, поэмы, сказки. Пер. с нанайского. М., 1960.-62 с.
- Окладников А. Древнее искусство Приамурья / А. Окладников. — JL, 1981.-184 с.
- Окладников А.П. Возникновение человеческого общества. Эпоха господства первобытно-общинного строя / А. П. Окладников // Всемирная история: В Ют. Т.1.-М., 1955.-С. 15 129.
- Окладников А.П. Древнее поселение Кондон (Приамурье) / А. П. Окладников. — Новосибирск, 1983. —160 с.
- Окладников А.П. Древние амурские петроглифы и современная орнаментика народов Приамурья / А. П. Окладников // Советская этнография. — 1959.-№ 2.-С. 38−46.
- Окладников А.П. Олень Золотые Рога / А. П. Окладников. — M-JL, 1964.-206 с.
- Окладников А.П. Тунгусо-маньчжурская проблема в археологии / А. П. Окладников // История СССР. 1968. — № 6.
- Окладников А.П. Утро искусства / А. П. Окладников. — JL, 1967. — 135 с.
- Оненко А. Сказки Амура: Фольклор (с. Верхний Нерген, Хабаровский край) / Зап. А. Чадаева / А. Оненко // Мир Севера. 1997. — № 1. — С. 42 — 43.
- Оненко С.Н. нанайско-русский словарь: 12 800 слов / Под ред. В. А. Аврорина / С. Н. Оненко. М., 1980. — 552 с.
- Опоздавшая черепаха. (Легенда) // Тихоокеанская звезда. — 1959. 27 дек.
- Островский А.Б. Мифология и верования нивхов / Рос. этногр. Музей
- А.Б. Островский. СПб., 1997. — 278 с.
- Павлинская JI.P. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири / Л. Р. Павлинская // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. -Л., 1988.-С. 222−253.
- Погребальная обрядность: структура, семантика и социальная интерпретация // Российская археология. — 1993. № 1. — С. 76 — 112.
- Подмаскин В. Загадочные птицы удэгейцев (образ птицы в изобразительном искусстве, фольклоре и танцев удэгейцев) / В. Подмаскин // Дальний Восток. 1977.-№ 7.-С. 118−120.
- Подмаскин В.В. Народные знания нанайцев / В. В. Подмаскин // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. — Владивосток. 1995.-С. 125 — 134.
- Полная энциклопедия символов / Сост. В. М. Рошаль. — М-СПб., 2003.-528 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки Электронный ресурс. / Библиотека Максима Мошкова. — Электрон, дан. http: lib. ru.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси / АН СССР, отд-ние истории, институт археологии / Б. А. Рыбаков. М., 1988. — 782 с.
- Савченко А. Три злых духа нанайского района / А. Савченко, М. Свердлов // Тихоокеанская звезда. — 2002. 7 сентября.
- Самар А.П. Некоторые аспекты традиционных верований нанайцев, связанных с собакой / А. П. Самар // Шестая дальневосточная конференция молодых историков: Сборник материалов (апреля 2000, Владивосток). — Владивосток, 2001.-С. 49−56.
- Самар А.П. Собака в погребальной обрядности ульчей / А. П. Самар // Россия и АТР. 1996. -№ 3. — С. 105−107.
- Самар Е.Д. «Предания древней земли». Миф о трех солнцах: из мифологии нанайцев / Е. Д. Самар // Дальневосточный Комсомольск. — 1995. — 28 февраля. 7 марта, 11 апреля.
- Сахатова В.Г. К вопросу о семантике орнамента в народном искусстве Приамурья (на приме рисунков на бересте, вырезок из бумаги, тканевых материалов) / В. Г. Сахатова // Съезд сведущих людей Дальнего Востока. Хабаровск. — 1994.-С. 69−72.
- Сем Т. Ю. Динамика этнокультурных процессов в погребальной обрядности народов юга Дальнего Востока СССР (XVII-XIX вв) / Т. Ю. Сем // Этнокультурные процессы. Традиция и современность. JL, 1991. — С. 203 — 226.
- Сем Т. Ю. Семантика образа первоисточника жизни у тунгусоязыч-ных народов юга Дальнего Востока koh. XIX нач.ХХ вв и их средневековые параллели / Т. Ю. Сем // Конференция. Реконструкция древних верований: источник, метод, цель. — JL, 1990. — С. 114 — 117.
- Сем Т. Ю. Тунгусская модель мира: семиотика и историческая динамика / Т. Ю. Сем // Этническое единство и специфика культур. Материалы первых Санкт-Петербургских этнографических чтений. — СПБ. — 2002. — С. 114- 118.
- Сем Ю. А. Дюлин охранитель дома. Один из духов у нанайцев / Ю. А. Сем // Северные просторы. — 1993. — № 11−12. — С 21 — 22.
- Сем Ю. А. Магические украшения нанайцев / Ю. А. Сем // Северные просторы. 1993. — № 9−10. — С. 36 — 37.
- Сем Ю. А. Пережитки материнского рода у нанайцев / Ю. А. Сем. -Владивосток, 1961.- 19 с.
- Сем Ю. А. Родовая организация нанайцев и ее разложение / Ю. А. Сем. Владивосток, 1959. — 32 с.
- Семенов Ю.И. Завершение становления человеческого общества и возникновение первобытной родовой общины / Ю. И. Семенов // История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. — М., 1986. — С. 73 129.
- Семенов Ю.И. Предпосылки становления человеческого общества / Ю. И. Семенов // История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза / Ю. И. Семенов. М., 1983. — С. 228 — 292.
- Семиотика / Сост. вступ. ст., и общ. ред. Ю. С. Степанова. — М., 1983. -638 с.
- Сибирь. Древние этносы и их культуры. Сборник статей / Рос. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) — Отв. ред. JI.P. Павлинская. СПб., 1996. — 194 с.
- Смоляк А.В. Представления нанайцев о мире / А. В. Смоляк // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера второй половины XIX начала XX века. — Л., 1976. — С. 129 — 160.
- Смоляк А.В. Представления нанайцев о человеке и его жизненном цикле / А. В. Смоляк // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера второй половины XIX начала XX века. — Л., 1976. — С. 161−188.
- Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина: Этногенетический аспект / Под ред. С. Н. Романовой / А. В. Смоляк. М., 1984. — 245 с.
- Смоляк А.В. Ульчи. Хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем / А. В. Смоляк. М., 1966. — 390 с.
- Смоляк А.В. Шаман: Личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура) / Отв. ред. Ю. Б. Симченко, З. П. Соколова / А. В. Смоляк. — М., 1991.-280 с.
- Смоляк А.В. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина середины XIX- начала XX века / А. В. Смоляк. М., 1975. — 230 с.
- Соболевская Н.А. Игрушка народностей Приамурья как этнокультурный памятник / Н. А. Соболевская. Хабаровск, 1992. — 39 с.
- Соболевская Н.А. О памятниках мифологической земли Кори (этнография коренных народов) / Н. А. Соболевская // Съезд сведущих людей Дальнего Востока. Хабаровск. — 1994. — С. 73 — 75.
- Содномпилова М.М. Опорный столб жилища как элемент структурирования пространства в бурятском жилище / М. М. Содномпилова // Археология и культурная антропология Дальнего Востока / Отв. ред. Н. Н. Крадин. — Владивосток, 2002. С. 245 — 248.
- Соколова Э.П. Жилище народов Сибири. Опыт типологии. Российская Академия наук. Институт этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая / Э. П. Соколова. М., 1998. — 248 с.
- Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. М., 1977. — 695 с.
- Стариков B.C. Материальная культура китайцев северо-восточных провинций КНР / B.C. Стариков. М., 1967. — 343 с.
- Стингл М. Индейцы без томагавков. — Перевод с чешского / М. Стингл.-М., 1984.-С. 300−301.
- Тарвид Л. Творчество приамурских мастериц (национальные костюмы нанайцев и удэгейцев) / Л. Тарвид // Художник. 1994. — № 6. — С. 1 — 3.
- Тарвид Л.П. Сказки народов Приамурья: архаика и современность / Л. П. Тарвид // Записки Гродековского музея. Вып. 8. Хабаровск, 2004. — С. 116−122.
- Тимофеева В.В. Семиотические функции якутского стола сандалы / В. В. Тимофеева // Язык-миф-культура народов Сибири: сб-к научных трудов. — Якутск, 1994. С. 208 — 216.
- Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие / С. А. Токарев. -М., 1964.-482 с.
- Токарев С.А. Религия, мифология и первобытный синкретизм / С. А. Токарев // История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. — С. 526 — 543.
- Токарев С. А. Социальные нормы в эпоху первобытной родовой общины / С. А. Токарев // История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. — С. 543 — 550.
- Топорков A.JI. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры / A.JI. Топоркова // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. — С. 89 — 101.
- Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния / Е. А. Торчинов. СПб., 1998. — 384 с.
- Традиционное мировоззрение народов Сибири / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. — М., 1996. 155 с.
- Традиционный костюм народов Приамурья (Материалы выст. регион. научно-практ. конф.) / Сост. Г. Т. Титорева // Дальэкспресс. — Комсомольск-на-Амуре. 1997. -№ 48 (нояб.). — С.З.
- Успенский Б.А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. — М., 1970.-224 с.
- Фадеева Е.В. Обычай избегания у народов Нижнего Амура / Е. В. Фадеева // Шестая дальневосточная конференция молодых историков: Сборник материалов: (апреля 2000, Владивосток). Владивосток, 2001. — С. 79 — 86.
- Файнберг Л.А. Раннепервобытная община охотников, собирателей, рыболовов / Л. А. Файнберг // История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. — М., 1986. С. 130 — 235.
- Флиер А.Я. Рождение жилища: пространственное самоопределение первобытного человека / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. — 1992.- № 5.
- Фомин Б. Легенды Сакаляна / Б. Фомин // Амурская заря. — 1993. — 31июля.
- Чадаева А. Секрет долголетия. Очерк о нанайских сказках / А. Чадаева // Дальний Восток. 1977. — № 4. — С. 121 — 126.
- Чадаева А. Очерки о фольклоре народов Хабаровского края / А. Чадаева // Древний свет. Хабаровск, 1990. — С. 129 — 237.
- Шабурова О.А. Воспитание в нанайской семье середины XIX — начала XX вв.: Монография / О. А. Шабурова. — Комсомольск-на-Амуре, 2004.- 198 с.
- Шавкунов Э.В. Антропоморфные подвесные фигурки из бронзы и культ предков у чжурчженей / Э. В. Шавкунов // Советская этнография. — 1975. -№ 4.-С. 114−119.
- Шавкунов Э.В. Культура чжурчженей-удэге XII — XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока / Э. В. Шавкунов. — М., 1990.- 168 с.
- Шавкунов Э.В. Тайны древних зеркал / Примор. отд-ние Всерос.
- Фонда культуры- Примор. гос. музей им. В.К. Арсеньева- Худож. А. Арсененко / Э. В. Шавкунов. Владивосток, 1993. — 68 с.
- Шаныпина Е.В. Легенды о множественности светил в нанайской мифологии / Е. В. Шаныпина // Четвертая Дальневосточная конференция молодых историков. Доклады и тезисы. Владивосток, 1996. — С. 44 — 47.
- Шанынина Е.В. О семантике белого цвета в траурном поведении нанайцев / Е. В. Шаныпина // Третья Дальневосточная конференция молодых историков: Тезисы докладов. Владивосток, 1994. — С. 37 — 39.
- Шевкомуд И.Я. Связь времен: (К вопросу о неолит, искусстве Ниж. Амура) / И. Я. Шевкомуд // Четвертая дальневосточная конференция молодых историков: Док. и тез. Владивосток, 1996. — С. 21- 23.
- Шимкевич П.П. Материалы для изучения шаманства у гольдов / П. П. Шимкевич. — Хабаровск, 1896. 245 с.
- Шнирельман В.А. Позднепервобытная община земледельцевскотоводов и высших охотников, рыболовов и собирателей / В. А. Шнирельман // История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. — М., 1986.-С. 236−426.
- Шульгина Т.Е. Русские исследователи культуры и быта малых народов Амура и Сахалина (кон. XIX нач. XX вв) / Т. Е. Шульгина. — Владивосток, 1989.-179 с.
- Шукуров Ш. Число и мера в архитектуре. К проблеме иконографических аспектов теменологии / Ш. Шукуров // Вопросы искусствознания. — 1994. № 4. с. 210−230.
- Экология этнических культур Сибири накануне XXI века: Сб. ст. / Рос. АН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). -СПб., 1995.-220 с.
- Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В. Андреева и др. — М., 1999.-576 с. г 257. Этнос и культура: Сборник статей / Отв. ред. Л. Е. Фетисова. — Владивосток, 1994. — 215 с.
- Этнос и природная среда / Отв. ред. В. А. Тураев. Владивосток, 1997.-150 с.
- Юнг К. Г. Архетипы коллективного бессознательного / К. Г. Юнг // Собрание сочинений. Психология бессознательного / Пер. с немецкого. — М., 1994.-С. 135- 164.
- Ogden Ch. The Meaning of Meaning. A Study of the Influence of Language upon Thought and of the Science of Symbolism / Ch. Ogden, A. Richards. -New York.: Harcourt, Brail and World. 1964. 387 p.
- White L. The Evolution of Culture / L. White. New York, 1959. — 378 p.
- Childe V.G. Man makes Himself / V.G. Childe. London, 1941. — 242 p.
- Colson E. Social Organization of the Gwembe Tonga / E. Colson. Manchester, 1967.-234 p.
- Murdock G.P. Social Structure / G.P. Murdock. New York, 1967. — 3 88 p.
- Service E.R. Primitive social organization: an evolutionary perspective / E.R. Service. New York, 1971. — 222 p.1. АВТОРЕФЕРАТЫ
- Лукьянова Н.А. Семиотические механизмы трансляции мира: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / Лукьянова Наталья Алексеевна. — Томск, 2001. 20 с.