Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культура коренных малых народов Ямало-Ненецкого автономного округа в современных условиях и ее перспективы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коренные этносы ЯНАО отличает особая консервативная, традиционалистская культура и характерные для нее тип хозяйственной деятельности, образ жизни. Она ориентирована на включение себя в природную среду и выступает как ее продолжение. Пришлые же этносы находят себя по преимуществу вне природы, как носители динамичной технологической и прагматически ориентированной, самообусловленной культурой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методология исследований реликтовых локальных культур
    • 1. 1. Методология исследования культуры коренных этносов Ямало-Ненецкого автономного округа
    • 1. 2. Социокультурная парадигма реликтовых этносов
    • 1. 3. Проявления культуры реликтовых этносов
  • Глава 2. Предпосылки современного состояния культуры коренных этносов Ямало-Ненецкого автономного округа
    • 2. 1. Климатогеографические и биологические предпосылки формирования культуры Ямала
    • 2. 2. Советская культура и освоение Тюменского Севера как предпосылки современного состояния коренных народов Ямала
  • Глава 3. Современное состояние культуры коренных этносов Ямало-Ненецкого автономного округа и перспектива регулирования межэтнических отношений
    • 3. 1. Современное состояние культуры коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого АО
    • 3. 2. Социокультурная парадигма коренных народов Ямала в условиях современности и ее возможные перспективы

Культура коренных малых народов Ямало-Ненецкого автономного округа в современных условиях и ее перспективы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена проблемой межкультурного взаимодействия пришлого и коренного населения Ямало-Ненецкого автономного округа, ведущего к деградации коренных народов. Данная проблема обостряется межцивилизационным состоянием, переживаемым за последние семнадцать лет общероссийским поликультурным комплексом.

Россия является преимущественно и по существу северным государством, влияние Севера на всю культурную жизнь страны очень велико. Большая доля сырьевых, и особенно энергетических ресурсов, полвека поддерживающих российскую экономику, расположены в северных и приравненных к ним регионах. Коренные народы Севера России почти повсеместно испытали на себе воздействие промышленной культуры, и это воздействие неоднозначно повлияло на них. С одной стороны, материальное благополучие этих народов выросло, особенно в последнее двадцатилетие. С другой стороны, нельзя не заметить, что общее направление их эволюции ведет к элиминированию, к растворению их специфических культур в общем российском поликультурном массиве.

Причем, самостоятельно сопротивляться элиминированию коренные северные культуры не могут: этносы слишком малочисленны, их роль в региональном хозяйстве и экономике невелика, их политический вес относительно незначителен, а в масштабах всей страны он почти близок к нулю. Эти культуры нуждаются как в общегосударственной поддержке, так и в помощи окружной и местных администраций.

Вне всякого сомнения, и поддержка, и помощь оказываются в достаточных масштабах, однако перед руководством ЯНАО постепенно вырисовывается стратегическая проблема: стоит ли продолжать и далее наращивать эту поддержку и политическую защиту коренных этносов, которая, без сомнения, не сможет продолжаться вечно. Или следует выбрать направление постепенного включения коренных этносов в общероссийские и общемировые остроконкурентные рыночные отношения, где они, вероятнее всего, меньше чем за столетие растворятся и исчезнут с культурной «карты» мира. В таком случае, что потеряет мировая цивилизация с утратой своеобразных северных культур, если не успеет освоить их опыт, и есть ли тот опыт, который следует осваивать?

Однако при любой стратегии отношения коренного и пришлого населения характеризуется повышенной напряженностью и взаимной подозрительностью, неизбежных при непосредственном контакте двух в значительной мере противоположных культур.

Коренные этносы ЯНАО отличает особая консервативная, традиционалистская культура и характерные для нее тип хозяйственной деятельности, образ жизни. Она ориентирована на включение себя в природную среду и выступает как ее продолжение. Пришлые же этносы находят себя по преимуществу вне природы, как носители динамичной технологической и прагматически ориентированной, самообусловленной культурой, противопоставляющей себя природе. Поэтому взаимоотношения коренного и пришлого населения на Ямале отчасти сродни общему взаимоотношению природы и индустриальной культуры. Индустриальное общество преобразует природу, превращая ее в оптимальную для себя среду обитания. Пришлое население с индустриальной культурой нацелено на поглощение и растворение местных народов, чья культура природообусловлена.

Малые народы (в основном ненцы и селькупы) издревле населяют территорию Ямала. Это их историческое место, природно-географическая, хозяйственная, бытовая, и в целом, культурная среда обитания.

Их культура самобытная, и будучи исторически «приспособлена» именно к данной природной среде, на ее основе воспроизводит в целом весь свой социокультурный комплекс.

До индустриального освоение тюменского Севера, культура малых народов Ямала существовала относительно изолированно от советской культуры, лишь частично вступая с ней в непосредственное взаимодействие. Речь идет не об оседлом населении, так как процент его в доинду-стриальную эпоху был невелик, а о преимущественно кочевой культуре оленеводов Ямала.

С началом индустриального освоения Тюменского Севера, с 60-х годов XX столетия, изолированность культуры малых народов нарушается экспансией советской культуры в ее индустриальной разновидности (строительство нефтегазового комплекса, разработка месторождений нефти и газа, развитие инфраструктуры, миграция пришлого населения и т. п.).

В этот период своего развития, на культуру малых народов Ямала воздействует качественно иная культура, обладающая своей специфической парадигмой развития. Возникает проблема сосуществования на одной территории двух качественно различных культур, которая привела преимущественно не к созидательному, а к разрушительному типу отношений, не к диалогу культур, а к господству рационально-индустриальной парадигмы и соответствующим культурным условиям существования.

Культура малых народов Ямала (ненцев) не приспособленная к рациональной индустриальной парадигме российской культуры была вынуждена «отступать» все дальше на север, либо растворяться в чуждой ей культуре. Она становится все больше локализованной, а ее специфическая парадигма принимает для нас, представителей российской культуры «реликтовое» или «остаточное, исчезающее» обличив.

Проблема взаимоотношений двух столь противоположных культур многоаспектна, полное ее решение не может быть сделано в одной диссертационной работе. В соответствии с выбранной нами методологией, мы нацеливаемся на решение в данной работе одной из задач этой проблемы, на реконструкцию социокультурной парадигмы коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа.

Проблема исследования. Представляется, что межкультурные взаимоотношения могут изучаться на уровне реконструкции социокультурных парадигм взаимодействующих социумов и их сопоставления. Поэтому наша проблема состоит в поиске ответа на следующий вопрос: что представляет собой социокультурная парадигма коренных малочисленных народов Ямала в современных условиях, и какие возможные перспективы их эволюции она обусловливает.

Степень разработанности проблемы. Понятие культуры разрабатывалось многочисленными учеными на протяжении последних трех столетий. Для нашего исследования особый интерес имеет оппозиция культуры и цивилизации, которая прямо или косвенно рассматривалась Г. Гегелем, JI. Леви-Брюлем, К. Леви-Строссом, Г. Маркузе, Э. Тоффле-ром, А. Тойнби, Э. Тэйлором, Э. Фроммом, С. Хантингтоном, Й. Хей-зингой, О. Шпенглером и др. В нашей стране вклад в разработку данной проблематики вносят Е. В. Боголюбова, Л. Н. Гумилев, А. Я. Гуревич, П. С. Гуревич, Н. Я. Данилевский, М. Т. Иовчук, Л. Н. Коган, М. С. Каган, Ю. Лотман, Э. С. Маркарян, В. Н. Межуев, Г. Померанц и др.

Юридические аспекты межкультурного этнического взаимодействия раскрыты в международных правовых нормах ООН, ЮНЕСКО, законах и постановлениях правительства Российской Федерации. Особенности этнокультурной ментальное&tradeисследованы в трудах Д. Белла, 3. Бжезинского, В. Вундта, Э. Дюркгейма. Г. Лебона, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Проблемы существования и развития национальной этнической культуры, в частности психологии, ментальности межэтнического взаимодействия разрабатываются в трудах зарубежных авторов: Р. Бенедикт, Ллойд Демоз, К. Клакхон, М. Лернер, М. Мид, Л. Уайт, Э. Эриксон и др. Проблемы развития современной культуры России рассматриваются многими отечественными исследователями: А. С. Ахиезером, А.Я. Гуре-вичем, С.Г. Кара-Мурзой, Д. С. Лихачевым, А. В. Павловым, Ф. А. Селивановым, Ю. М. Федоровым, М. Н. Щербининым, Е. Н. Ярковой.

Непосредственно по нашей проблематике фундаментальных культурологических работ в отечественной литературе не встречается. В советское время проводились в основном экономические, социологические, этнографические и исторические изыскания, а так же этические исследования, в основном, прикладного характера.

Проблемы культуры народов Севера рассматривались такими исследователями как В. И. Бойко, Р. А. Бычкова, В. Н. Ли, П. Н. Наумов, В. Л. Соскин. В их работах изучались вопросы адаптации культур народов Севера к индустриальной культуре посредством тех методов, какие составляли основу советского способа управления общественной жизнью.

В 80−90 гг. XX в., перспективы развития культуры народов Севера обсуждали Ю. В. Ларин, В. А. Мансуров.

В аспекте исторической науки северные культуры изучались В. А. Даниловым, А. П. Зенько, Н. Б. Шевелевой. Взаимоотношение и противоречие культуры народов Севера с промышленной культурой рассматривалось в работах Т. И. Бакулиной, Н. Ю. Гавриловой, В. П. Петровой, Г. П. Харючи.

Проблемы развития культур народов Ямала в социологических, этнографических, экономических, этических, этнологических аспектах рассматривались в работах А. Б. Баклановой, В. И. Бакштановского, Т. И. Борко, Т. В. Бабиной, В. А. Головнева, Т.С. Гольдберг-Гуревич, Г. Ф. Ку-цева, С. М. Моор, Н. Б. Патрикеева, Н. Г. Хайруллиной. Комплексному анализу освоения нефтегазовых ресурсов и территории тюменского Севера посвящены исследования В. П. Курамина, В. И. Павлова, А. В. Павлова. Становление и развитие регионального этоса изучалось В.И. Бак-штановским, М. Г. Ганопольским, В. Н. Сагатовским, Ю.В. Согомоно-вым.

В середине 90-х годов появляются работы, посвященные ненецкой культуре в «Научном центре гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера» в Салехарде. Содержательное исследование традиций и новаций ненецкой культуры проведено в трудах А. Ёси-да, С. Лехтисало, Т. Няруй, Р. П. Ругина, В. М. Санги, Г. П. Харючи, С. Н. Харючи, Л. В. Хомич, Н. Н. Ядне. Аналогичные исследования проводились и в других странах, так лапландская культура рассматривалась Р. Боси.

В плане педагогики культура народов Севера изучалась В.В. Гав-рилюк, С. А. Гильмановым, М. Ю. Мартыновым.

Объектом исследования является культура нынешнего поколения коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа.

Предметом исследования выступает социокультурная парадигма как основание и базовое, системообразующее отношение коренных народов Ямала к природной и к господствующей ныне в ЯНАО социокультурной среде обитания.

Диссертационное исследование ограничено лишь теми задачами, которые позволяют, на наш взгляд, раскрыть содержание и специфику современной культуры коренных ямальских народов, что в свою очередь может позволить в дальнейших работах сопоставить ее со сложившейся индустриальной культурой ямальского Севера.

В данном исследовании, на наш взгляд, важны не сами способы взаимодействия аборигенной и индустриальной культур, а их парадигмальная основа, обусловливающая их формы, а только затем способы взаимодействия. Объективные предпосылки этих форм проявляются в образе жизни, в ментальное&tradeэтносов, в системе функционально взаимосвязанных элементов, обеспечивающих воспроизводство целостного и устойчивого порядка жизни.

Цель и задачи исследования

Исходя из выбранной методологии, мы ставим перед собой цель показать качественную специфику социокультурной парадигмы и ценностно-смыслового ядра малочисленных коренных народов Ямала и обусловленные ими возможные перспективы их эволюции.

Для достижения цели необходимо разрешить следующие задачи:

1. Проанализировать методологию, с помощью которой будет решаться поставленная проблема.

2. Подобрать и содержательно рассмотреть природно-климатические и социокультурные предпосылки, обусловливающие современное состояние культуры коренных народов ЯНАО.

3. Охарактеризовать основную социокультурную ситуацию современности, в которой сегодня находится население России и коренные малочисленные этносы ЯНАО, как его часть.

4. Исследовать влияние данных предпосылок на культуру коренных этносов.

5. Сформулировать и охарактеризовать основные черты социокультурной парадигмы коренных этносов ЯНАО.

6. Описать современное состояние культуры коренных этносов в аспекте проявления социокультурной парадигмы.

7. Определить возможные перспективы эволюции коренных ямальских этносов.

Методология исследования. Основным методологическим подходом данного диссертационного исследования является построение ментального портрета, идея которого была сформулирована А. В. Павловым в 1997 г. 113- с.79−81].

Данный подход модифицируется нами в соответствии с объектом исследования при помощи сложившейся традиции изучения реликтовых локальных культур. Для этого привлекаются дополнительные методологические приемы: этнологический структурализм, культурологический функционализм, нацеленный на раскрытие способа воспроизводства культурысоциокультурное единство, как источник воспроизводства национально-этнической культурыэтническая ментальность, исторически детерминирующая национальную культуру.

Обозначенные нами объект и предмет исследований требует модификации применяемой методологии в аспекте т.н. «поколенческой культуры» и концепции повседневности А. Шюца. 200- с.3−34].

В исследовании так же применяется диалектическая методология, используемая в плане анализа взаимосвязи и взаимозависимости этнокультурных проявлений и выявления противоречий, обусловливающих динамику коренных национальных культур. [141- 62с.].

Научная новизна исследования заключается в попытке реконструкции социокультурной парадигмы коренных малочисленных народов Ямала в поколенческом аспекте и в плане современности, а так же в определении основной альтернативы их дальнейшей эволюции. Более детально, новизна диссертационного исследования, может быть раскрыта в следующих моментах:

1. Подобраны и проанализированы предпосылки, обусловливающие характерное качество культур коренных этносов ЯНАО.

2. Предпринято описание культуры коренных народов тюменского Севера в контексте ситуации российской современности.

3. Реконструированы некоторые аспекты социокультурной парадигмы коренных ямальских этносов.

4. Показаны вероятные перспективы их дальнейшей эволюции.

5. Показано взаимоотношение коренных и пришлых этносов как одно из противоречий, обусловливающих современное состояние культур ЯНАО.

Можно говорить о новационности и значимости полученных в диссертационном исследовании результатов, в связи с обоснованием необходимости их применения в практике управленческого регулирования межетнических отношений на тюменском Севере.

Основные положения, выносимые на защиту. В целом, можно сформулировать следующие основные положения, которые являют собой главный результат диссертационного исследования.

1. Социокультурная парадигма коренных малочисленных этносов Ямала в современном и поколенческом плане обладает следующими характеристиками: а) она является мифообусловленной и нацеливающей этносы на консервативность и на воспроизводство издревле сложившегося отношения к средеб) в мифологии, составляющей ее ценностно-смысловое ядро, акцентируется внешняя среда, а сама мифология обладает ризомным качеством, в) среда, к которой определяется отношение современного этноса включает в себя климатогеографические и социокультурные условия.

2. Социокультурная парадигма нынешних коренных этносов ЯНАО сложилась под влиянием следующих предпосылок: а) климатогеографические условия ЯНАО и биоадаптационный потенциал человеческого организмаб) исторические предпосылки, среди которых выделяются: сосуществование коренных этносов ЯНАО с другими этносами России в досоветскую эпоху, советская история 30−60 гг. XX века, освоение нефтегазовых запасов тюменского Севера в 60−80 гг. XX века, межцивили-зационная эпоха в постсоветской России, начинающаяся с 90-х гг. XX в.

3. Основное противоречие современных коренных этносов ЯНАО представляет собою конфликт между исторически сложившимся ценностно-смысловым ядром их социокультурной парадигмы и качественно изменившимися социокультурными условиями среды, значительно выросшим на сегодня внешним социокультурным давлением.

4. Перспектива их дальнейшей эволюции представляет собою альтернативу между нарастающей гуманизацией образа жизни с утратой ценностно-смыслового ядра и национальной идентичности с одной стороны, и превращением в «этническую фигуру культуры».

Практическая значимость исследования. Данная диссертация имеет не только теоретический, но и практический характер для разработки стратегических целей управления эволюцией коренных народов, стратегии и тактических приемов регулирования их взаимоотношений с пришлым населением.

Результаты данного исследования могут быть использованы при чтении курсов «Культурология», «Теория и история мировой и отечественной культуры» и т. п. при разработке их конкретно-региональных аспектов.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре философии Тюменского государственного университета. Материалы исследования обсуждались на: методических совещаниях в администрации г. Ханымей, Тарко-Сале, Ноябрьск, Надым по вопросам культурной политики коренных народов Ямала, окружных научно-практических конференциях, областных научных конференциях по развитию культуры Тюменского региона.

По теме диссертации опубликованы четыре статьи и тезисы доклада, из них одна статья в рецензируемом сборнике.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Диссертация изложена на 139 страницах, список используемой литературы содержит 209 наименований.

Заключение

.

Мы осуществили реконструкцию социокультурной парадигмы и определили возможную перспективу эволюции коренных ямальских этносов, ставящую перед ЯНАО ряд новых и довольно важных проблем.

Социокультурная парадигма включает в себя :

1. Внешнеположенные культурографические границы, обусловленные предпосылками, воспринимаемыми как нормы и требования к образу жизни;

2. Горизонт культуры как интерпретированные этносом нормы и требования, заданные культурографическими границами;

3. Ценностно-смысловое ядро, осуществляющее интерпретацию внешних норм и требований.

Взятая в поколенческом аспекте и в плане современности парадигма культуры и ее ценностно-смысловое ядро обладает ризомным характером. Данная парадигма представляет собою форму этнической культуры.

Образ жизни коренных малочисленных этносов ЯНАО сегодня обусловлен мифоцентристской парадигмой, где акцентируется порядок отношений с внешней средой.

Вековечно существуя в относительной изоляции, коренные этносы Ямала выработали отношение преимущественно к природно-географической среде. Их социокультурная среда была представлена лишь эпизодическими контактами друг с другом и с немногочисленными, такими же по уровню развития другими этносами тюменского Севера. Поэтому их социокультурная парадигма требовала, в первую очередь, природоцентризма и консервативности.

Положение начинает меняться с вхождением этносов Ямала в состав России, когда началось культурное влияние Европейской России, позднее только нарастающее. Тем не менее, вплоть до Советской власти влияние российской культуры было малоопределяющим.

С первых же лет Советской власти это воздействие заметно выросло с началом целенаправленной политики Советского государства в адрес коренных этносов Ямала, с вхождением территории Ямала в сферу ГУЛАГ и со строительством железной дороги Воркута-Норильск. Тем не менее, масштабы культурного и индустриального освоения Ямала были еще не настолько велики, чтобы качественно изменить социокультурную парадигму местных этносов. В рамках требований тогдашней эпохи, этносы еще могли сохранять самобытность. Качественная трансформация началась в эпоху освоения нефтегазовых запасов тюменского Севера и индустриального развития ЯНАО.

В первые же постсоветские годы, коренные этносы, вместе со всей Россией в ступают в период глубоких социально-политических, экономических и культурных перемен, в ходе которых давление на них еще более выросло, но при этом обозначились и возможности их собственной политической активности.

Однако приспособленное исключительно к природным условиям ценностно-смысловое ядро коренных этносов не справляется с давлением социокультурных требований и начинает деградировать.

В итоге перед этносами появляется перспектива распада и превращения в «этническую фигуру культуры», в музейный квазиэтнос, наподобие индейцев США, имеющий мало общего с историческим народом. Сам же народ может раствориться в общем пространстве России, циркумполярного мира и человечества.

В период экспансии индустриальной культуры на коренные народы тюменского Севера произошел как — бы первый надлом их самобытности. Вторгаясь в местную культуру, современный рационализм стал придавать ей привычную и понятную для себя форму, пренебрегая, и зачастую не понимая, игнорируя местные ценности и смыслы, отодвигая их на второй план, как нечто архаически отсталое. Результатом взаимодействия рациональной индустриальной и традиционной реликтовой культур стало ограничение и формализация последней.

О последствиях этих процессов предупреждал еще О. Шпенглер, исследуя развитие западноевропейской культуры. Он отмечал что: «В истории все больше происходит разделение и отделение двух миров, и доминантой становится форма» [199- с.323].

Цивилизация несет ограничения, стандарт, норму, унификацию. Поэтому, например, такой элемент традиционной культуры как жилище, дом, изначально связанный с навыками борьбы, жизни, работы народа, в цивилизации теряет специфику, уникальность, становится стандартным жилищем. Дом, отмечает О. Шпенглер, как архаическая идея народа (расы), давно забытая, скорее бессознательно несет в цивилизации архитипическую идею смысла, которую уловить и понять становится со временем все сложнее, а то и вовсе невозможно [199- с.275].

Ограничение мест традиционного обитания ненцев, селькупов, вынуждает их менять и образ жизни: вместо органического круглого чума в тундре, они переселяются в стандартные квадратные дома в поселках. Изменяется не только жилище и утварь, связанная с его инфраструктурой, но и ощущение жилища, чувство времени и пространства, распадается мистическое единство с тундровой вселенной.

Под натиском цивилизации, быстро меняется традиционный уклад коренных северных народов. Нельзя обойти вниманием и влияние средств массовой коммуникации, транспорта, продукции массового производства, влияние потребительства и массовой культуры, которая проникает в самые отдаленные уголки тюменского Севера.

Промышленное освоение Севера неблагоприятно повлияло на состояние здоровья коренного населения и как следствие — значительно ухудшилась экологическая обстановка в тундре и лесотундре, что повлекло за собой снижение общей продолжительности жизни коренных обитателей.

Существующая в настоящее время система обучения детей коренных национальностей не отвечает их психологическим особенностям и требует коренного изменения. Основными путями, которыми может быть решена проблема, является приближение обучения к местам проживания родителей, формирование таких обучающих программ, которые бы учитывали особенности традиционного уклада жизни малочисленных народов.

Острой проблемой, требующей разрешения, является сохранение языкового богатства народа, связанного не в последнюю очередь с нехваткой национальных педагогических кадров, отсутствием литературы на языках народов Севера.

Для сохранения традиционной культуры малочисленных народов необходимо прежде всего защитить исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных этнических общностей. Под этими мероприятиями понимается сохранение пастбищ, лесных массивов, охотничьих угодий, водоемов, растительного и животного мира. Все это — жизненно важные обстоятельства для коренных малочисленных народов. Без них эти народы не могут сохраниться как уникальные этносы. В искусственной среде обитания — в городе, в промышленном поселке, сохранить культуру коренных народов невозможно.

Создание заповедных территорий непосредственно повлияет на здоровье народа. Традиционная, генетически закрепленная пища свежая рыба, мясо. Ягоды — способствует сохранению физического здоровья коренных жителей Севера. Это в свою очередь способствует увеличению численности населения.

В свое время, правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года». Она включала шесть базовых задач:

1 .Образование, культуру и духовное возрождение;

2. Сохранение среды обитания и улучшение экономической ситуации;

3. Условия жизни, жилье, коммунальное и бытовое обслуживание, обеспечение топливом и энергией, доход;

4. Обеспечение занятости, развитие традиционных отраслей;

5. Медицинские и санитарно — эпидемиологическое обслуживание;

6. Развитие коммуникаций, транспорт, связь.

В рамках направлений этих подпрограмм, в северных округах Тюменской области, власти стараются применить все необходимые меры, для сохранения коренных малых народов.

Вместе с тем, одной из наиболее важных для реализации программ по сохранению северных культур является правовая проблема. Установление государством особого статуса для территорий проживания коренных малочисленных народов Севера осознается как необходимая мера. В 1989 году Международная организация труда приняла Конвенцию № 169 относительно коренных и племенных народов независимых стран мира. Формально она еще не вступила в силу, но многие страны, в том числе и Россия, восприняли ее к действию. Установление особого статуса коренных малочисленных народов Севера связано не с их особыми притязаниями, а с притязаниями государственных органов, промышленных монополий и пришлого населения на уже занятые территории.

Особые организационно-правовые режимы на территории традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера должны быть многовекторными.

Здесь должны присутствовать взаимосвязанные нормы землепользования, статуса общин, механизма территориального общественного самоуправления этих народов и взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления в автономном округе, режима природопользования и компенсаций (по примеру Аляски) за изъятые природные ресурсы, формы соединения норм обычного права и общегражданских правовых норм.

К тому же введение особых организационно-правовых норм и режимов на территории традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера не может быть навязанным со стороны. Если эти нововведения не будут осознанны как собственное волеизъявление и будут в чемто органически чуждыми коренным малочисленным народам Севера, то они принесут только вред. Поэтому должны быть механизмы коллективной выработки и коллективного принятия решений.

Территория автономного округа является местом обитания коренных малочисленных народов Севера: ненцев, ханты, селькупов. Это обстоятельство нашло свое отражение в окружном законодательстве — коренным народам даны дополнительные права и гарантии. Важно понять, что оленеводство и другие виды традиционной деятельности для нихэто не отрасль товарного хозяйства, а образ жизни, стержень, уклад жизни. Поэтому Устав округа предусматривает создание целевого комплекса финансовых и материальных предпосылок для организации и развития традиционных промыслов.

В соответствии с Уставом автономного округа коренные малочисленные народы Севера, этнические общности пользуются дополнительными правами. Органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления создают правовые, финансовые и материальные предпосылки для осуществления коренными малочисленными народами Севера, этническими общностями видов деятельности в жизненно важных для них сферах, в том числе предоставление льготных прав на землю, организацию традиционных промыслов, получение части дохода от деятельности промышленных предприятий.

Для представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни, обеспечиваются профилактические меры по контролю за состоянием их здоровья, предоставляется постоянное бесплатное медицинское обслуживание за счет средств окружного и местных бюджетов, социальных взносов и других поступлений, создаются условия для обучения детей.

В случае перехода представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей к оседлому образу жизни им обеспечиваются дополнительные условия для адаптации и ведения трудовой деятельности на новом месте жительства.

Неработающим гражданам из числа трудоспособных представителей коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления оказывается содействие в получении квалификации и трудоустройстве в сферах традиционных промыслов и ведения традиционного хозяйства.

Коренным малочисленным народам Севера ежемесячно выплачивают специальные пособия из бюджета, согласно Уставу автономного округа им предполагается выплачивать ренту в счет платежей, за пользование минеральносырьевыми ресурсами на территории их проживания. Уже приняты и вступили в силу такие важные законы как:

— Закон «О регулировании земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территории ЯмалоНенецкого автономного округа» ;

— «Об особо охраняемых природных территориях ЯмалоНенецкого автономного округа» ;

— «О рыболовстве в ЯмалоНенецком автономном округе» ;

— «О недрах и недропользовании в ЯмалоНенецком автономном округе» ;

— «О ведении рыбного хозяйства в водоемах ЯмалоНенецкого автономного округа» ;

— «Об оленеводстве» ;

— «О местном самоуправлении в ЯмалоНенецком автономном округе» ;

— «О территориальном общественном самоуправлении в Ямало-Ненецком автономном округе» ;

— «О животном мире в Ямало — Ненецком автономном округе» ;

— «Об общине коренных малочисленных народов Севера» ;

— «О родных языках коренных малочисленных народов Севера» ;

— «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера на территории Ямало — Ненецкого автономного округа» ;

— «Об охоте и охотничьем хозяйстве», правила рыболовства в ЯмалоНенецком автономном округе.

И, тем не менее, при том, что власть округа сделала для коренных малочисленных народов очень много, одними ее усилиями проблема выживания их культуры не может быть решена, она требует желания самих этносов сохранить свое историческое ценностно-смысловое ядро, их желания жить так, как веками жили их предки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М.: Наука, 1977. — 271 с.
  2. М. М. Культурная идентификация как фактор социального согласия // Региональная культура: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. -С. 26−30.
  3. Н.Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 2000. -635с.
  4. Е. А. Промысловая культура коренного населения Туру-ханского региона // Культурные традиции народов Сибири. Д.: Наука, 1986.-С. 57−94.
  5. Е. Б. Культурная идентичность в современном мире // Региональная культура: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. — С. 9−12.
  6. С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. JT.: Просвещение, 1967. — 268 с.
  7. Ю. В. О социальной структуре общества постсоветской России // Социс. 2002. — № 3. — С. 57 — 61.
  8. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392.
  9. М. А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989,-621с.
  10. Р. М. Биокибернетика и прогностика, некоторые проблемы оценки адаптационно-приспособительной деятельности организма // Кибернетические аспекты адаптации системы «человек-среда». М.:б/и, 1975.- 123 с.
  11. Ю. А. Зверобоги древности. Мифологическая энциклопедия. М.: Книга и бизнес, 1998. — 240 с.
  12. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Медицина, 1988. — 295 с.
  13. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М.: Междунар. отношения, 1998. -255 с.
  14. Т. И. Развитие представлений о космосе в шаманской мифологии народов Сибири. // Философия и культура: сб. науч. трудов. -Тюмень: Изд-во Вектор Бук, 2001. -204с.
  15. Боси Роберто. Лапландцы. Охотники за северными оленями. М.: ЗАО Центр — полиграф, 2004. — 175 с.
  16. Э. В. Преемственность в искусстве // Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск: Наука, 1986. -С. 155- 163.
  17. В. Проблемы психологии народов. СПб.: Питер, 2001. -160 с.
  18. М. Г. Региональный этнос: истоки, становление, развитие. Тюмень: ТюмГНГУ, 1998. — 160 с.
  19. М. Г. Этика Севера: предпосылки организационного видения // Этика Севера. Т.1. — Томск, 1992. — С. 70 — 97.
  20. Г. Д. Национальные образы мира. М.: Издательский центр «Академия», 1998.-432 с.
  21. Г. В. Ф. Феноменология духа. М.:Наука, 2000. — 495 с.
  22. И. Н., Легенды и были таежного края / И. Н. Гемуев, А. М. Сагалаев, А. И. Соловьев. Новосибирск: Наука, 1989. — 176 с.
  23. И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.-703 с.
  24. А. В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. — 608 с.
  25. А. В., Зайцев Г. С. История Ямала. Тобольск- Яр Сале, 1992.-608 с.
  26. Гольдберг-Гуревич Т. С. Общее и особенное в духовной жизни малых народов развитого социалистического общества (на материалах Ямало-Ненецкого и Ханты-мансийского автономных округов): автореф. дис.канд. фил. наук. Л.:Издательство ЛГУ, 1981. -26 с.
  27. Л. Н. География этноса в исторический период. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1990. — 278 с.
  28. Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Наука, 1990. -344 с.
  29. Л. Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. М.: Айрис -Пресс, 2001. — 384 с.
  30. А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.:Исскуство, 1989. — 457 с.
  31. А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. — 396 с.
  32. А. Я. Народная магия и церковный ритуал // Механизмы культуры. М.: Наука, 1990. — С. 3 — 27.
  33. У. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1989.-450 с.
  34. Девиантность и социальный контроль в России (XIX XX век.) -СПб.:Питер, 2000. — 242 с.
  35. В. В. Проблемы адаптации коренных народов к условиям промышленного освоения Севера. М.:Ария, 1999. — 242 с.
  36. И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Ис-скуство, 1990.-296 с.
  37. Э. Самоубийство: социологич. этюд. М.: Мысль, 1994. -399 с.
  38. Е. Как сохранить родной язык // Красный Север. 1990. — 17 мая.-С. 12−13.
  39. Жизнь чудовищ в средние века. СПб.: Азбука — классика, 2004. -224 с.
  40. Западная Сибирь проблемы развития. — Тюмень: Ин-т проблем освоения севера СО РАН, 1994. — 238 с.
  41. Западная Сибирь в эпоху средневековья: сб. ст. / ред. J1. А. Чан-дина. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984. — 220 с.
  42. Н. JI. Специфика социальной системы России. Ижевск, Изд-во УдГУ, 2000.-219 с.
  43. Здоровье коренного населения Ямала. Новосибирск.: Наука- Сиб. предпр. РАН, 1998. — 214 с.
  44. А. Г. Социология российского кризиса. М.: Наука, 1998.- 360 с.
  45. В. Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов // Путешествия по Обскому Северу Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. — С. 137 — 223.
  46. С. Российский Север: контуры сценарного анализа // Логос. -2005. -№ 1 (46).-С.230−244.
  47. В. А. Историческое своеобразие и актуальные проблемы социально культурного развития малочисленных народов Енисейского Севера: автореф. дис. .канд. ист. наук. — М.: Издательство МГУ, 1991.-21 с.
  48. С. В. Скульптура народов Севера Сибири XIX-первой половины XX в. Л. Издательство ЛГУ, 1970. — 184 с.
  49. Из истории шаманства. Томск.: Издательство Томского госуниверситета, 1976. — 127 с.
  50. Историко-информационный материал о становлении представительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа. Салехард 27 февраля 2002 года. 49 с.
  51. Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.:Наука, 1961. -127 с.
  52. История ментальностей: историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. -М.:Академгородок, 1996. 231 с.
  53. Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. — 480 с.
  54. М. С. Мир общения : Пробл. межсубъект, отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 117 с.
  55. М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб. :ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 337 с.
  56. В. JI. Центр провинция — периферия — граница. Основные зоны культурного ландшафта / Культурный ландшафт: вопросы теории и методологии исследования. — М.: Алгоритм, 1998.-258 с.
  57. Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М. .'Айрис-Пресс, 2003. — 350 с.
  58. Кара Мурза А. А. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации. — М.:Ария, 1995. — 184 с.
  59. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2003. -832 с. — (История России. Современный взгляд).
  60. К. Путешествие в Икстлан. М.: София — Пресс, 1993.435 с.
  61. Клакхон Кей Мейбен. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб.: ЕВРАЗИЯ, 1998. — 351 с.
  62. Н. Н. Горизонты повседневности советской эпохи. -М.:Наука, 1996.-297 с.
  63. Г. Дети на Севере национальная проблема / Г. Константинов, А. Чиликин, Н. Баринова // Власть. — 1997. — № 3. — С. 66 -68.
  64. М. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977. — 261 с.
  65. Ю. В. Преобразования XX века у народов Севера России в западноевропейской и североамериканской историографии: автореф. дисс.. д. и. н. СПб.: Издательство ЛГУ, 1996. -32 с.
  66. К. А. Мифическая антропология и символическая этнология / Философия и миф сегодня. Саратов. Издательство Саратовского госуниверситета, 1998. — 234 с.
  67. Культура и ее виды / ред. К. Г. Рожко. Тюмень: Изд-во Вектор Бук, 2002.-192 с.
  68. Культурология: учеб. пособие / А. В. Павлов, А. Г. Еманов, В. Г. Богомяков, М. Г. Чистякова — Тюм. гос. ун-т, Ин-т дистанц. образования. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. — 364 с.
  69. Кун Т. Структура научных революций. М.: Изд-во Аст, 2002. -С. 3−268.
  70. В. П. Район промышленного освоения: Зап.-Сиб. нефтегазовый комплекс. / В. П. Курамин, В. И. Павлов, А. В. Павлов. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1989. — 304 с.
  71. Г. Ф. Новые города : социол. очерк на материалах Сибири / Г. Ф. Куцев. М.: Мысль, 1982. — 269 с.
  72. Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. Л.:Издательство ЛГУ, 1991. — 189 с.
  73. Ю. В. Методические проблемы взаимоотношения контактирующих этносов // Культура. Разум. Искусство: материалы межвуз. науч. конференции (23 25 марта 1994 г.) — Тюмень, 1994. — С.41 — 47.
  74. Ю. В. Онто-логика культуры : моногр. / Ю. В. Ларин. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. — 164 с.
  75. Ю. В. Пролегомены к культурологии / Ю. В. Ларин. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. — 144 с.
  76. Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию : учебник / Н. М. Лебедева. М.: Ключ-С, 1999. — 223 с.
  77. Г. Психология масс. Мн.- М.: Харвест: ACT, 2000. — 320 с.
  78. Леви-Брюлль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика-Пресс, 1994.-602 с.
  79. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. -384 с.
  80. Леви-Стросс К. Печальные тропики. М.: Мысль, 1984. — 220 с.
  81. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-512 с.
  82. Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. -М.:Наука, 1993.-410 с.
  83. М. Развитие цивилизации в Америке : образ жизни и мыслей в Соедин. Штатах сегодня / Макс Лернер. М.: Радуга, 1992. — 453 с.
  84. А. Уайт. Энергия и эволюция культуры. // Антология исследований культуры / ред. и сост. Л. А. Мостова. 1997. — T.l. М.: Интерпретации культуры. — С. 439 — 464.
  85. Т. Мифология юрако самоедов (ненцев). — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. — 136 с.
  86. Лихачев Д С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт // Наше наследие. 1996. — № 6. — С. 35 — 47.
  87. Ллойд Де Моз. Психоистория. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 512 с.
  88. Ю. М. Внутри мыслящих миров. М.:Айрис-Пресс, 1996. -342 с.
  89. С. В. Историческая этнология : учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1997.-448 с.
  90. П. Кем вырастут будущие хозяева земли? // Красный Север. 1990. — 12 мая. — № 5. — С.21 — 28.
  91. . Магия, наука и религия. М.: Рефл — бук, 1998. -290 с.
  92. Э. С. О концепции локальных циаилизаций. Ереван,: Изд-во Ереванского университета, 1962. — 114 с.
  93. Э. С. Теория культуры и современная наука : логико-методол. анализ. М.: Мысль, 1983.-284 с.
  94. Г. Одномерный человек : исследование идеологии Развитого Индустриального Общества. -М.: Relf-book, 1994. 342 с.
  95. А. В., Зах В.А. Памятники древних и средневековых культур Ямала. Тюмень: ИПОС СО РАН, 1994. — 50 с.
  96. Н. П. Археологические путешествия по Тюмени и ее окрестностям / Н. П. Матвеева, А. В. Матвеев, В. А. Зах. Тюмень: б. и., 1994.-190 с.
  97. В. И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. JL: Наука, 1984. — С. 3 — 16.
  98. В. В. Философия бифуркационного менеджмента: монография. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2001. — 220 с.
  99. Мид М. Культура и мир детства: Изб. произведения. М.: Наука, 1988.-429 с.
  100. Мир коренных народов живая Арктика // Журнал ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. — 2000. — № 2 — 3. — С. 28 — 34,49 — 56.
  101. Мир коренных народов живая Арктика // Журнал ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. — 2001. — № 6−8. — С. 17 — 25, 36 — 49.
  102. Мифологический словарь. М.: Сов. энц., 1991. — 736 с.
  103. Мифы и предания ненцев Ямала. Тюмень: Изд-во Ин-та проблем освоения Севера СО РАН, 2001. — 294 с.
  104. С. М. Культура малочисленных народов севера Тюменской области в условиях промышленного освоения территории : автореферат дис.. канд. ист. наук (07. 00. 02) / С. М. Молоков. Тюмень: Б. и., 2002.-20 с.
  105. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 406 с.
  106. В. И. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири. -М.: Наука, 1976.-132 с.
  107. Народов малых не бывает / сост. Э. С. Коробова. М.: Мол. гвардия, 1991.-206 с.
  108. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. -450 с.
  109. С. Ненецкая песня: метод, пособие в помощь учителям музыки 1−4 классов. Салехард, 1993. — 114 с.
  110. Одежда народов Сибири. JL: Наука, 1970. — 193 с.
  111. А. На краешке земли. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1989. — 128 с.
  112. А. В. Российский сюжет. // Социум и власть. 2004. — № 4. -С.87−95.
  113. А. В. Современное состояние межцивилизационной эпохи в России // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV российского философского конгресса. (Москва, 24−28 мая 2005 г.). М.: Современные тетради, 2005. — С.218−219.
  114. А. В. Элементы философии культуры. Тюмень. ТОГИРРО, 1997. — 165 с.
  115. А. В., Галкин В. Т. Современная первобытность. Тюмень: ТОГИРРО, 1999. — 133 с.
  116. А. В., Яркова Е. Н. Региональная культура как пространство смыслов. // Протей. 2006. — № 1. — С. 5 — 9.
  117. Н. Б. Ямал: страницы былого. Салехард, 1995. — С.5−16.
  118. Первобытное искусство: сб. ст. Новосибирск.: Наука. Сиб. отд-ние, 1976.- 180 с.
  119. Переходные процессы. Проблемы СНГ. М.:Политиздат, 1994. -145 с.
  120. В. П., Харючи Г. П. Ненцы в истории Ямало-Ненецкого автономного округа. Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1999.-222 с.
  121. Петрова-Бытова Т. Ф. Народное хореографическое творчество на Крайнем Севере // Просвещение на Крайнем Севере: сб. в помощь учителю. № 25. — СПб.: Питер, 1992. — 125 с.
  122. В. Д. Традиции и общество: опыт философско социологического исследования. — М.: Мысль, 1982. — 220 с.
  123. А. И. Текст-кентавр о сибирских самоедах. М.: Ньютон-Билль, 1993.- 125 с.
  124. Плутцер Сарно А. Ритуал и миф в современной политике // Логос. — 2000. — № 2. — С. 24 — 29.
  125. Г. Выход из транса. М.: Юрист, 1995. — 575 с.
  126. С. Б. Происхождение оленеводства и доместикация северного оленя. М.: Наука, 1990. — 141 с.
  127. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Российская газета. 2000. — 5 апреля (№ 66). — С. 1 — 2.
  128. Посттоталитарное общество на рубеже веков. Динамика изменений социальной структуры и ценностных ориентаций. -М.:Мысль, 1992. -162 с.
  129. Природа Тюменского Севера. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991.-63 с.
  130. Проблемы археологии и древней истории угров. М.: Наука, 1972. -182 с.
  131. Проблемы археологии Урала и Сибири. М.: Наука, 1973. — 134 с.
  132. Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск.: Издательство Томского университета, 1970. — 138 с.
  133. Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири: сб. музея антропологии и этнографии АН СССР. Т. XXVII. — М.:Прогресс, 1971. -121 с.
  134. И. В. Итоги и последствия советских преобразований в жизни малочисленных народов Камчатки: автореф. дис.. канд. ист. наук. М. Издательство МГУ, 1993. — 20 с.
  135. . Маритена по культурологи и истории мысли // Сборник переводов и рефератов. ИНИОН РАН. Вып. 2. — М., 1992. — С. 171.
  136. Ю. М., Федоров Е. С. Антропология и социальная политика.-М.: ACT, 1997.-С. 16−81.
  137. РерихН. К. Нерушимое.-Рига.: Изд-во Рига, 1991.-233 с.
  138. Ф. Аборигены Австралии: традиционное общество. М.: Прогресс, 1989.-318 с.
  139. Р. П. Сохрани очаг мой: повести. Свердловск.: Сред.-Урал. кн. изд-во. — 1989. — 285 с.
  140. Р.В., Косалс Л. Я., Ковалкина И. А. Малочисленные народы Севера СССР: итоги жизни в империи и перспективы // Социологические исследования. 1992. — № 4. — С. 45 — 54.
  141. Рэдклифф Браун А. Р. Метод в социальной антропологии. — М.: ACT, 2001.-345 с.
  142. В. Малых народов не бывает. М.: Мол. гвардия, 1991. -190 с.
  143. А.С. Этносоциальное и политическое развитие малочисленных народов Севера в современных условиях: автореф. дисс.. канд. полит, наук. М.: Издательство МГУ, 1994. — 21 с.
  144. Ф. А. Диалектика и ее альтернативы. Тюмень: ТГИКД991. -62 с.
  145. Г. Очерки об общем адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.-207 с.
  146. Сибирский исполин: Зап.-Сиб. нефтегазовый комплекс: Альбом. М.: Плакат, 1986. — 343 с.: ил. — (Флагманы социалистической индустрии).
  147. Скифо-сибирский мир: Искусство и идеология. Сб.ст. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. — 177 с.
  148. Соколова 3. П. К вопросу о развитии обско-угорской землянки // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея. Вып. 1. -Тюмень.:ИПОС СО РАН, 1959 — 51 с.
  149. Соколова 3. П. Материалы по постройкам обских угров // Сибирский этнографический сборник. Вып. 5. — М.: Юность, 1963. — С. 47 -53.
  150. Соколова 3. П. Страна Югория. М.: Юность, 1976. — 83 с.
  151. Сотруева 3. Абстрактный стандарт, или рассказ о том, почему хантыйский школьник, не умеющий решать простые задачи, легко и уверенно чувствует себя на промысле // Красный Север. 2000. — № 4. -С.19−22.
  152. Социально-философские проблемы освоения новых территорий: Сб. науч. тр. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1988. — 99 с.
  153. Социально-экономические и социокультурные детерминанты развития личности в условиях интенсивного освоения Северных регионов.
  154. Международная конференция. Тюмень: Издательство ТГУ, 1990.- 137 с.
  155. В. Е., Столяренко J1. Д. Антропология системная наука о человеке. — Ростов н /Д: Феникс, 2004. — 384 с.
  156. С. В. Образ зверя в мелкой пластике сибирских племен в эпоху энеолита и ранней бронзы // Экспедиция Государственного исторического музея. М.: Наука, 1969. — 147 с.
  157. Судьбы народов Обь-Иртышского Севера: Из истории национально-государственного строительства. 1822−1941 гг.: Сб. документов / Н. Д. Радченко, М. А. Смирнова. Тюмень: б. и., 1994. — 320 с.
  158. Е. Е. Из глубины веков. Тюмень: ИПОС СО РАН. 1994. -152 с.
  159. Е. Этнопедагогика в учебно-воспитательном процессе // Ямальский меридиан 1994. № 5(13).- С. 32 — 39.
  160. Творчество народов Тюменской области: Из собрания Тюм. обл. краевед, музея им. И. Я. Словцова. М.: Советский спорт, 1999. — 256 с.
  161. Творчество народов Тюменской области. М.: Искусство, 1999. -212 с.
  162. Ю. А. Демократия и экономика. М.:Сов. Россия, 1988.- 190 с.
  163. Э. Третья волна. М.: Изд-во ACT, 1998. — 781 с.
  164. Э. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. — 464 с.
  165. Т. Н. Кулайская культура в Новосибирском Приобье. -Новосибирск.: Издательство Новосибирского госуниверситета, 1979. -121с.
  166. Э. Первобытная культура. М.: Политиздат 1989. — 573 с.
  167. Ю. М. Сумма антропологии. Кн. 3: Антропологическаяисториософия. Новосибирск: СО РАН: Гео, 2000. -.714 с.
  168. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. Я и Оно. М.: Изд-во ACT- Харьков: Фолио, 2001.-160 с.
  169. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: Изд-во ACT, 2004.- 188 с.
  170. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
  171. Э. Психоанализ и этика. М.: Изд-во ACT-ЛТД, 1998. -568 с.
  172. Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. -М.: Политиздат, 1986. 702 с.
  173. Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете. М.: Политиздат, 1989.-542 с.
  174. М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. М. Прогресс, 1977.-488 с.
  175. Н. Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2000. — 466 с.
  176. Г. П. Традиции и новации в культуре ненецкого этноса / под ред. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 2001. — 228 с.
  177. С. Н. Современные проблемы коренных народов Севера. Томск: Изд-во Томск, ун-та. 1999.-212 с.
  178. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Традиция, 1997−462 с.
  179. Л. В. Ненцы. СПб.: Питер, 1994. — 322 с.
  180. И. Т. Проблемы формирования культуры пришлого населения Тюменского Севера (период с 1960 2003 гг.). Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. — 23 с.
  181. Ценности процесса освоения: Сб науч. тр. Тюмень: Изд-во Тюм-ГУ, 1990.-90 с.
  182. А. Политическая мифология. М.:Рефл-Бук, 2003. — 224с.
  183. И. Блеск и нищета Севера // Ямальский меридиан. 1995. -№ 2(16).-С. 14−23.
  184. Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Наука, 1985. — 271 с.
  185. В. Н. Бронза усть полуйского времени // Древняя история Нижнего Приобья. — М.:Просвещение, 1953. — 114 с.
  186. В. Н. Наскальные изображения Урала // Свод археологических источников. М.: Наука, 1971. — Вып. 4−12. — С. 20 — 28, 41 — 52.
  187. Г. Гыданско Тазовская природная зона. — СПб.: Ака-демпроект, 1997. -284 с.
  188. Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет и регион: монография. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997.-308 с.
  189. Шпенглер Освальд Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы. М.: Мысль, 1998. — 608 с.
  190. Шюц А. О множественности реальностей // Социологическое обозрение. Т.З. — 2003. — № 3. — С. 3 — 34.
  191. Экологические изменения и биокультурная адаптация человека / под. ред. JI. И. Тегако. Мн. Мысль, 1996. — 218 с.
  192. Г. Эриксон. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000. — 416 с.
  193. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. М.: Порт-Рояль- Киев: Совершенство, 1997. — 384 с.
  194. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. -М.: Канон, 1994.-320 с.
  195. Ю. Песни таежных людей // Красный Север. 2000. Февраль, № 16.-С.З-4.
  196. Ю. По проторенным предками тропам (вступ. ст. к сб. песен народов Севера) // Ямальский меридиан. 1999. — № 4. — С. 19 -40.
  197. Н. Н. Я родом из тундры: сб. 2-е изд. — Тюмень: СофтДи-зайн, 1995.-255 с.
  198. В. А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов Электронный ресурс. Режим доступа: http: // ecsocman. edu. ru /db /msg/25 642.
  199. Ямало- Ненецкий автономный округ на пороге 3 тысячелетия. -Екатеринбург: Изд-во Баско, 1998. 161 с.
Заполнить форму текущей работой