Музыкальное искусство Казахстана сегодня — явление высокоразвитой культуры, самобытное и внутренне цельное. Его истоки многообразны, пути формирования сложны.
Период 20-хсередины 30-х годов занимает в истории казахской советской музыки особое место и представляет собой ее самостоятельный этап — время, когда закладывались основы сегодняшней музыкальной культуры республики.
Это было частью культурной революции, проходившей по всей стране. В зависимости от исторически сложившихся объективных условий и конкретной обстановки она, как известно, протекает в своеобразной форме, разными темпами и с помощью различных методов. Особенностью культурной революции в Казахстане и Средней Азии было то, что народы, жившие на этой территории, в своем развитии миновали капиталистическую формацию. Она совершалась в рамках некапиталистического пути под руководством Коммунистической партии и советского государства и на основе огромной бескорыстной помощи русского и других братских народов. Все это обеспечило ускоренный экономический и культурный прогресс края. Кроме того, средства и формы осуществления революционных, в том числе культурных, преобразований в Средней Азии и Казахстане вытекали из близких по характеру и складу социальных факторов. Таковыми, например, были экономическая отсталость, господство патриархально-феодальных производственных отношений и феодально-родовых пережитковотсутствовали многие виды национального искусства (живопись, опера, балет, симфония и т. д.) — большая часть населения вела кочевой и полукочевой образ жизни.
Все выше сказанное о культурной революции, о схожести ее осуществления у народов Советского Востока давно и хорошо известно. Однако в контексте данной диссертации эти мысли обретают основное значение: методологически и концептуально обогащая исследование, они тем самым способствуют более полному освещению процесса развития музыкальной культуры советского Казахстана, части одного из обширных регионов нашей страны.
История становления казахской советской музыкальной культуры в первые послереволюционные десятилетия принадлежит к числу важных областей музыкознания. Необходимость исследования этих процессов очевидна. Прежде всего потому, что, как известно, именно с ними связано становление новой социалистической музыкальной культуры республики. Несмотря на острую идейно-политическую борьбу, экономические трудности, советская власть активно способствовала осуществлению мер и акций, направленных на духовное развитие и обогащение трудящихся. Вторая причина, заставляющая с особым вниманием отнестись к проблеме культурного строительства в Казахстане, заключается в важности освещения ее в свете проблем сегодняшнего дня. Это такие вопросы, как: традиционное и новое в музыкальном искусстве того или иного народасоотношение национального и интернационального в процессе эволюции культурыроль социально-структурных изменений в этом процессе, и т. п. Кроме того, проблематика настоящего исследования находится в русле определенно наметившегося повышения интереса к вопросам формирования национальных культур республик Советского Востока, вызванного современным этапом развития социалистического блока, а также ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Наконец, изучение опыта строительства музыкальной культуры Казахской республики дает возможность убедиться в том, что завоевания ее — это один из конкретных, живых и убедительных примеров эволюции национального искусства в условиях советской действительности на основе органичного сочетания своих собственных традиций с достижениями, накопленными другими народами.
Постановка проблемы в диссертации методологически определяет необходимость применения двух методов исследования — тео-ретического/социо-музыковедческого/ и эмпирического/описательного/, взаимодополняемых друг друга.
Совершенно очевидно, что только учет, по возможности, максимального количества фактов и событий, происходивших в музыкальной жизни республики, позволит восстановить в достаточной мере полную картину начавшегося в тот период движения казахского народа к высотам культуры.
Вместе с тем, изучая процесс формирования музыкальной культуры советского Казахстана, нельзя не учитывать социально-характерные тенденции ее развития. Отсюда сближение данной работы с областью социологии, точнее с социологией культуры, которая, как известно, изучает сферу производства, создания и распространения духовных ценностей. Социологические аспекты культурных процессов раскрываются через ряд положений и моментов, отражающих взаимодействие культуры с другими социальными факторами и, таким образом, ее участие в жизнедеятельности региона, города, деревнивыявляются механизмы ее функционирования в обществе. Рассматриваемая в нескольких «измерениях», в том числе — в ее взаимодействии с социально-политической, экономической и духовной сферами жизни общества — музыкальная культура становится, таким образом, объектом, как специально-научного, так и социологического изучения и анализа. В связи с этим необходимо подчеркнуть следующее. Проблематика данной работы касается прежде всего сферы социально-музыкальной. В центре ее — не анализ отдельных произведений или явлений музыкальной жизни (музыкальной культуры) с точки зрения их генезиса и внутренней структуры, а исследование их социального значения в контексте определенного этапа развития культуры.
Тема исследования делает необходимым уточнение таких основополагающих в данной работе понятий, как «музыкальная культура», «музыкальная жизнь», «музыкальное искусство». Будучи содержательно близки, обладая весьма широким континиумом отношений и связей, эти понятия, в то же время, категориально самостоятельны, ибо характеризуются своими специфическими нормативами и формами существования.
Музыкальная культура, как известно, представляет собой исторически обусловленный, развивающийся процессскладывается он из множества фактов, событий, проявлений, простирающихся от сферы индивидуального до сферы общественного. Точнее, это «система норм, эталонов ценностей, традиций, языков, средств и форм осознания, типов восприятия и т. п., через которую они реализуются во всей полноте их данности человеку и обществу» *.
Важной составной частью действительности является музыкальная жизнь. Образуясь из многочисленных элементов (исполнение музыки, ее звучание, восприятие, музыковедческая деятельность, столкновение и борьба мнений, идеологических воззрений, педагогика, просвещение, организация, пропаганда и т. п.) музыкальная жизнь предстает в качестве общественно-функционального фактора, дополняющего музыкальную культуру. При этом, музыкальная культура, в свою очередь, «мобилизует», во многом актуализирует и обогащает музыкальную жизнь, и тем больше, чем богаче эта последняя.
I. В. П. Фомин. «Музыкальная жизнь как проблема теоретического музыкознания». Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения". М., 1977, с. 9.
Музыкальное искусство — тоже своеобразная система, но, в отличие, от музыкальной культуры, она прежде всего проявляется в модусе эстетического, отражая действительность в музыкально= художественных образах. Соприкасаясь с различными сторонами жизни человека, музыкальное искусство выполняет важные социальные функции: участвует в быту, трудовой деятельностивыражает психологию и идеологию как отдельных групп, так и классовоказывает идейное, этическое и эстетическое воздействие на нихможет способствовать формированию высоких нравственных качеств, идеалов, убеждений.
Следует, вместе с тем, учитывать, что широкое распространение музыки, обилие форм социального бытия, разнообразие функций (просвещение, воспитание, пропаганда, институцизация обществен нозначимых видов музыки, наконец, многомерность понимания, осознавания различных ее проявлений) — сделало возможным в иных случаях отходить от строго точного трактования понятий «музыкальная культура», «музыкальная жизнь», «музыкальное искусство» и в ряде контекстно оправданных ситуаций отождествлять их.
С учетом сказанного автор и использует названные понятия применительно к довольно близким по сущности и характеру явлениям.
Всестороннее изучение особенностей формирования национальных культур советских республик Средней Азии и Казахстана, по= существу, только начинается. В настоящее время наиболее детально освоена проблематика культурной революции по отношению к России^" .
I. См.: Культурная революция в СССР. 1917;1965 годы, сборник статей. М., 1969; Н. Мамай. Коммунистическая партия в борьбе за идейно-политическое воспитание масс в первые годы нэпа. М., 1954; М. С. Андреева. Коммунистическая партия — орга.
Музыкальная жизнь Казахстана первых двух десятилетий Советской власти получила определенное освещение в музыковедении: назовем работы A.B. Затаевича, А. К. Жубанова, Б. Г. Ерзаковича, В. П. Дерновой, П. В. Аравина, Д. И. Гончаровой, Г. Н. Бисеновой, М. М. Ахметовой и других*.
Значительное количество статей, брошюр, а также отдельные сборники и учебно-методические пособия освещают музыкально-историческую тематику, и, в том числе, явления и события культурной жизни республики в первые годы революции.
Немало интересных мыслей и выводов, касающихся строительства казахской советской музыкальной культуры содержится в весьма обширной литературе, освещающей различные стороны социального развития Казахстана^. низатор культурно-просветительной работы в СССР (I9I9-I933 годы). М., 1963; Т. Ремизова. Культурно-просветительная работа в РСФСР (I92I-I925 годы). М., 1962; Ф. Ф. Королев, Т. Корнейчук, Б. Равкин. Очерки по истории советской школы и педагогики (19 211 931 годы). М., 1961; На идеологическом фронте борьбы с контрреволюцией, сборник статей. М., 1923; Л. Суворов. Борьба марксистско-ленинской философии в СССР против буржуазной идеологии и ревизионизма в переходный период от капитализма к социализму. М., 1961; В. Соскин. Культурная жизнь Сибири в первые годы нэпа. Л., 197I, и др.
1. Перечень исследований и публикаций казахстанских музыкантов, затрагивающих отмеченный период истории музыкальной культуры республики, дан в справочнике «Композиторы и музыковеды Казахстана» (составитель Кетегенова Н.С.), Алма-Ата, 1973, с. 610, 25, 26, 42, 43, 51, 52, 53, 61−65, 82, 123, 126, 159−163.
2. Из работ такого рода можно назвать следующие: Т. Жан-гельдин. Диктатура пролетариата и становление социалистических.
— ю.
В названных трудах приведено немало фактов, свидетельствующих о бурном подъеме творческих сил народа, описана деятельность замечательных певцов, композитороввыяснена в общем плане специфика начального этапа формирования казахской советской музыкальной культуры.
Однако преобладающая направленность большинства исследований является обобщающей — в том смысле, что события и факты первого периода становления казахской советской музыкальной культуры подаются в них обобщенно, крупным планом, без особой конкретизации и четких, систематизированных, «музыкально-исторически» направленных выводов. Кроме того отметим, что на сегодняшний день ни в одной из работ не воссоздана картина музыкальной жизни Казахстана 20−30 годов в достаточно полном объеме, с охватом всех крупных культурных центров республики.
В результате несколько в стороне остались те специфические проблемы строительства казахской советской музыкальной культуры, которые обусловили своеобразие претворения общих для всей нашей страны закономерностей культурной революции в переходный период от капитализма к социализму.
Подчеркнем, что это обстоятельство не является недостатком отмеченных работ, чему автор видит две причины.
Во-первых, ни одна из них не ставила своей целью раскрытие данной темы во всех ее деталях и ракурсах, в результате чего упоминавшийся выше обобщенный подход к теме вполне правомерен, общественных отношений. Алма-Ата, 1973; Р. Сулейменов, X. Бисе-нов. Социалистический путь культурного прогресса отсталых народов. Монография, библиотека АН Казахской ССРБ. Казыханова. Эстетическая культура казахского народа, Алма-Ата, 1973; Г. Сапар-галиев. Советское государство в борьбе за развитие социалистической культуры в Казахстане. Алма-Ата, 1957, и др.
— II.
Во-вторых, те успехи в области социологии, которые обусловили особое внимание к факту в ней и в ряде других общественных наук, четко обозначились лишь в последние годы.
Это обстоятельство имеет непосредственное отношение к теме и идее настоящего исследования.
Музыкальная и, шире, культурная жизнь Казахстана первых послереволюционных: десятилетий представляет собой необычайно сложную и пеструю картину, состоящую из множества, казалось бы, разрозненных и, нередко, противоречивых фактов. Среди них и музыкально-художественные события в казахском ауле, и первые концерты и спектакли, познакомившие широкую казахскую аудиторию с о произведениями русского и европейского искусстваэто — и организация общеобразовательных и музыкальных школчастичное привлечение к делу обучения молодежи представителей культа (мулл) — слеты акынов, создание «красных юрт» «и «красных караванов», служащих делу просвещения народных масстут же — деятельность националистических организаций и борьба с ними, и многое другое.
В калейдоскопе событий отчетливо видна важность партийных и государственных мероприятий, активно способствовавших осуществлению подъема духовной культуры казахского народа.
Методологической основой исследования явились прежде всего труды Владимира Ильича Ленина — создателя теории культурной революции, ее непосредственного организатора. Работы В. И. Ленина составили тот конкретный план культурного преобразования нашей страны, который лег в основу всей дальнейшей практической деятельности государства, партии, советских учреждений и учреждений культуры.
Говоря о том, что труды В. И. Ленина явились методологической основой, автор имеет в виду не только работы, посвященные культуре и ее проблемам. В аспекте исследования использовалось большое количество произведений В. И. Ленина. Так или иначе связанных с вопросами, поставленными в данной диссертации.
Большую роль в методологическом подходе играли материалы и документы партийных съездов, пленумов, конференций. Прежде всего это касается резолюций и постановлений X, XI, ХП, ХШ, Х1У и ХУ съездов партии.
Особо следует отметить труды К. Маркса и Ф. Энгельса, а также мысли и идеи о культурном строительстве, высказанные в работах соратников В. И. Ленина — A.B. Луначарского и Н. К. Крупской.
Касаясь методологической стороны данной диссертации, необходимо отметить ту роль, которую сыграл для автора ряд музыковедческих работ.
Советское музыкознание всегда включало в свой круг вопросы социологии. В этом смысле оно является одной из наук общественного искусствоведческого цикла. Известно, что многие труды, касающиеся разработки вопросов русской, зарубежной и советской музыки, в качестве конечной цели были сориентированы не только и не просто на обобщение собранных ими фактов, но, в первую очередь, на их осмысление в аспекте социально-побудительных сил, которые действовали в определенное время и в определенной общественной формации1.
I. В качестве примеров можно назвать работы: Ю. Келдыш. Музыкальная жизнь 60-х гг. xjx в., М. Балакирев, Ц. Кюи, М. Мусоргский, А. Бородин, в кн.: История русской музыки, т. 2. М., 1940; Русская советская А1узыка. М., 1958; Воццек и музыкальный экспер-ссионизм, «СМ» 1965, № 3- Пути развития советской музыкальной культуры в 20-х и начале 30-х гг. в кн.: История музыки народов СССР. т. I, М., 1966. Итоги развития советской музыки в 30-х гг. в кн.: История музыки народов СССР. т. п, М., 1970. А. Альшванг.
— 13.
Этот принцип стал с самого начала одним из ведущих в методологии советской музыкальной науки. Неслучайно Б. В. Асафьев в трудах, казалось бы, сугубо теоретических, узкоспециальных стремился раскрыть социальную обусловленность музыки. Он всегда рассматривал музыкальные явления на широком социальном фоне, в их связи и взаимодействии со многими сторонами жизни общества. Так, исследуя в конце 20-х годов проблему формообразования, ученый писал: «Музыкальная форма как явление социально-детерминированное прежде всего познается как форма (вид, способ и средство) социального обнаружения музыки в процессе интонирования.» *.
Б.Л. Яворский, исходя из того, что музыкальная речь является разновидностью речи звуковой, утверждал: «Всякая. речь черпает свой материал и законы из той же жизни, проявлением кор торой она является». А в своем учении об интонации он трактует систему интонирования как «одну из форм общественного сознания» ^.
Р.И. Грубер, как известно, в 20-е годы отмечал важность социологии музыки, подчеркивал необходимость конкретно-социологических исследований, охватывающих широкие сферы музыкальной жизни.
Бетховен. М., 1964; Место Скрябина в русской музыке, «СМ», 1961, № IП.И. Чайковский, М., 1970; Ю. Кремлев. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики XIX века, т. 1−3, Л., 1954;60- Познавательная роль музыки. М., 1963; И. Нестьев. С. С. Прокофьев, 1957, М., М. Сабинина, Шостакович-симфонист. М., 1976, и др.
1. Б. В. Асафьев. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971, кн.: I, с* 21.
2. А. Сохор. Социология и музыкальная культура. М., 1975, с. 59,.
3. Там же.
— 14.
Наряду с общеметодологическими нормами исследования, автор применял и конкретно-направленные гносеологические принципы, в частности — ориентирующий, предсказательный и классифицирующий.
Первый принцип — отбор данных. Второй — установление зависимостей в изучаемой области. Третий — систематизирование факт тов в зависимости от существенных свойств и связей .
Необходимо, однако, отметить, что в большинстве музыковедческих работ в продолжение длительного времени вопросы социологического порядка ставились попутно, лишь в связи с задачами специфически профессиональными. Объяснялось это, с одной стороны, проблематикой, характером и направленностью ее изучения и осмысления, с другой — неравномерностью развития социологии.
Положение изменилось в 60-х годах, когда вызванные насущными потребностями нашего общества, развернулись широкие социологические исследования в самых разных областях культуры, науки, искусства.
Это способствовало проникновению в музыкознание свежей, живительной струи, позволив «исследователям увидеть нечто нор вое даже в давно знакомых явлениях» .
Сближение музыкознания с социологией расширило границы музыкальной науки, ибо совершенно очевидно, что даже чисто теоретические проблемы не могут быть по-настоящему осознаны вне соотношения музыки с жизнью, с конкретными проявлениями функционирования музыки во всех сферах общества.
Ученые-музыканты активно включились в процесс «социологической активностиза сравнительно небольшой срок обогатили музыкознание интересными работами, отвечающими требованиям време.
1. А. П. Куприян. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971, с. 12.
2. А. Сохор. Социология и музыкальная культура, с. 74. ни" 1.
В ряде трудов, созданных в б0-е-70-е годы, отчетливо просматриваются признаки социологического подхода к решению таких задач, которые еще недавно считались объектами только музыкаль но-теоретических методов анализа .
1. А. Сохор. Развивать социологическую науку. «СМ», 1967, № 10- Эстетическая природа жанра в музыке. М., 1968; 0 задачах исследования музыкальных восприятий. — В сб. Художественное восприятие, вып. I. Л., 1971; Значение ленинской теории отражения и учения о партийности искусства для музыкальной науки. — В кн.: Учение В. И. Ленина и вопросы музыкознания. Л., 1969; Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки. В кн.: Музыка в социалистическом обществе. Л., 1969; Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы. — В кн.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971; Социология и музыкальная культура. М., 1975; Н. Шахназарова. Музыка и народ. — В кн.: Искусство и народ. М., 1966; Ю. Капустин. Массовые средства распространения музыки и некоторые проблемы современного исполнительства. — В сб. Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9. Л., 1969. Д. Житомирский. Музыка для миллионов. — В сб. Современное западное искусство. М., 1972. В. С. Цуккерман. Музыка и слушатель. М., 1972. Э. Алексеев, В. Волохов, Г. Головинский, Г. Зараковский. На путях исследования музыкальных вкусов, «Советская музыка», 1973, № I. Давыдов Ю. Искусство как социологический феномен. М., 1968. К. Квитка. Вопросы музыкальной социологии. — В кн.: К. Квитка. Избранные труды в 2-х томах. М., 1973, и др.
2. См., например, В. Гусев. Эстетика фольклора. Л., 1967; Л. Мазель, В. Цуккерман. Анализ музыкальных произведений. М., 1967; А. Должанский. 24 прелюдии и фуги Л. Шостаковича. Л., 1963; В. Цуккерман. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.,.
— 16.
Комплексное освоение, с применением музыкально-теоретических, исторических и социологических методов (либо их элементов) наблюдается, естественно и в работах, касающихся общих проблем музыкознания, в том числе, проблем национальных музыкальных культур1.
Видный советский музыковед B.C. Виноградов, например, строит свою концепцию развития музыкальных культур народов Совет-1964; В. Конен. Театр и симфония. М., 1968; А. Сохор. Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 197IЛ. Мазель. Проблемы классической гармонии. М., 1973; Е. Назайкинский. Психология музыкального восприятия. М., 1972; И. Земцовский. Фольклор и композитор. Л.-М., 1978, и др.
I. В. Виноградов. О некоторых аспектах развития музыки в восточных республиках СССР, — выступление на Международной музыкальной трибуне стран Азии в г. Алма-Ате, 1973 г.- Ф. Карома-тов. К проблеме развития национального инструментария народов Советского Востока, — выступление там жеН. Шахназарова. О взаимодействиях культур Востока и Запада, — выступление там жеЛ. Гончарова. Зарождение казахского музыкального театра. — В сб. Музыка и музыканты братских народов Советского Союза. Л., 1972; И. Вызго-Иванова. О сравнительно-историческом изучении музыкального фольклора Средней Азии и Казахстана, — там жеМ. Пряшникова. Национальное и интернациональное в музыкальной культуре некоторых народов Советского Востока. — В сб. Вопросы теории и эстетики музыки, № II, Л., 1972; А. Мухамбетова. Народная инструментальная культура казахов. Генезис и программность в свете эволюции форм музицирования. Канд. дисс.- А. Голубкова. Формирование удмуртской советской музыкальной культуры. Автореферат канд. дисс., М., 1977; С. Елеманова. Опыт анализа социальной структуры казахской песенной культуры. Рукопись, и др. ского Востока, в частности, на тесной взаимосвязи национального мелоса и социального опыта его восприятия, музыки и жизни, композиторского творчества и общественных интересов.
Явно ощущается осмысление отдельных сторон проблемы под социологическим углом зрения в исследовании А. Мухамбетовой*. В результате, более объемно предстает характерно-специфическое в казахской домбровой музыке, природа ее функционирования и э волюции.
Данная диссертация является первой попыткой систематизировать и обобщить факты и события музыкальной культуры Казахстана, имевшие место в 20-хсередине 30-х годов — этап, когда складывалось и формировалось качественно новое национальное искусство республики.
В работе использован широкий круг разнообразных источников, в том числе, материалы, собранные автором во время поездок по Казахстану в 1970, 1972, 1974 годах.
Основные документальные данные и сведения выявлены диссертантом из фондов Центрального государственного архива Казахской ССР, Государственного архива Оренбургской области, Государственного архива Кокчетавской области, Государственного архива Уральской области, личных архивов деятелей культуры и искусства Казахстана, из устных сообщений.
I. Так, к примеру, говоря о программности в кюе «Аксак-Ку-лан», А. Мухамбетова подчеркивает исконное свойство музыки как искусства быть средством общения людей: «Коммуникативные свойо-тва музыки — особые., но действенные. Система общезначимых для народа интонаций, обобщенных через жанр. — Вот тот словарь, посредством которого музыка передает свою информацию». Можно также указать на присутствие в работе отчетливых элементов социологического освещения форм традиционного музицирования, в частности, «конак-асы» .
— 18.
Исследованный материал — архивные документы, нотные издания, музыкальные записи, литературные источники, пресса, устные сообщения — позволили определить задачи исследования и «, круг рассматриваемых в нем вопросов:
1. Выявление характерных тенденций в развитии искусства Казахстана в 20-хсередине 30-х годов.
2. Обоснование важности и объективно-исторической обусловленности процесса взаимодействия разных национальных культур на территории республики.
3. Зарождение новых форм и жанров музыкального искусства Казахстана, как закономерный результат социально-исторических перемен.
Определение места и значения системы культпросвета в становлении казахской советской музыкальной культуры.
Работа состоит из следующих разделов:
Введение
— включает в себя постановку проблемы, обоснование темы и метода ее исследования, обзор литературы по истории становления казахской советской музыкальной культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
У нас сложилась и расцвела единая по духу и по своему принципиальному содержанию советская социалистическая культура. Эта культура включает в себя наиболее ценные черты и традиции культуры и быта каждого из народов нашей Родины. В то же время любая из советских национальных культур питается не только из собственных родников, но и черпает из духовного богатства других братских народов и, со своей стороны, оказывает на них благотворное влияние, обогащает их. Наша культура. представляет собой. органический сплав создаваемых всеми нат родами духовных ценностей". Мысли, высказанные Л. И. Брежневым, можно с полным основанием рассматривать как своего рода ключ к осмыслению тех сложных явлений, которые связаны с начальным этапом формирования советских национальных музыкальных культур. Тем более, что, как учит К. Маркс, более развитая общественная форма содержит в себе возможность объяснения того, что ей предшествовало, а не наоборот.
В этом плане несомненный интерес представляет изучение процесса формирования музыкальной культуры Казахстана в период 20-х-30-х годов.
В условиях небывалого творческого подъема, который по духу и направленности соответствовал одной из самых главных идей и задач культурной революции — идее народного просвещения (в том широком значении, когда просвещение поднимается как овладение народом всеми культурными и духовными ценностями, выработанными человечеством), было особенно необходимо верно направить, организовать во многом стихийный порыв народа к культуре: «.мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное.
I. Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи. М., 1972, т. с. 59−60.
— 164 образование и воспитание. Оно создает почву для культуры. На этой почве должно вырасти действительно новое, великое искусство, которое создает форму соответственно своему содержанию" 1.
Роль организатора в этом деле был призван осуществить культпросвет. Он стал основой, на которой осуществлялся процесс становления музыкальной культуры республики. В то же время, как социально-коммунистическая система, культпросвет активно способствовал тому, что развитие казахской советской культуры и искусства протекало в диалектическом единстве с задачами конкретно-исторического момента, с факторами общественно= характерными.
В условиях, возникших с победой Великой Октябрьской социалистической революции заметную трансформацию претерпевает искусство устной традиции. Она (трансформация) складывалась, с одной стороны, из многих элементов ранее выработанной, устоявшейся в течение веков эстетико-стилистической системыс другой — из тех черт, что несла с собой многопланово преображаемая жизнь. Черты нового в искусстве устной традиции 20-хсередины 30-х годов: зысокая идейная, классово-мировоззренческая направленность творчества многочисленных его представителейпоявление концертности как одной из форм массового восприятия музыкивозникновение казахской советской песни как одно из важных последствий изменения условий бытования жанров традиционного искусстванаконец, усиление взаимопроникновения и взаимовлияния разнонациональных музыкальных культур.
Причина пристального внимания и неподдельного интереса широкой казахской общественности к театру (особенно музыкальному),.
I. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 45, с. 372. обусловившего его быстрое и успешное развитие, кажется на первый взгляд необъяснимой. В самом деле, ведь перед театром стояли те же проблемы синтеза европейских и национальных традиций, которые были актуальны для казахского искусства в целом. Более того, в области театра эта проблема была гораздо острее, чем, скажем, в музыке. Ведь казахский народ обладал к 1917 году развитой самобытной музыкальной культурой, тогда как театра, как самостоятельной области искусства, у казахов до революции вообще не было. Казалось бы, по отношению к театру речь должна идти не о синтезировании традиций, а о прямом заимствовании нового для казахской культуры вида искусства.
Причины быстрого освоения казахской аудиторией искусства театра кроются в некоторых особенностях национального фольклора. Они заключаются в необычайно большой роли музыкально-" игро-вых" моментов в многочисленных обрядах и играх казахского народа1. П. П. Богатырев, рассматривая проблему существования элементов театрального действия в народных обрядах писал: «С основным театральным признаком — перевоплощением — мы встречаемся при исполнении многих обрядов, обычаев и магических действ, доминантной функцией которых является или магическая, или религиозная функция, причем исполнитель в этих обрядах изображает не только различных лиц, но и животных и даже неодушевленные пред.
I. Сабит Мукэнов. Истоки казахского народного театра. (Литература и искусство Казахстана, № I, 1941 г.) — Ш. Кусаинов, Б. Дюсембаев. Элементы театрального зрелища в казахском народном творчестве. (Известия АН КазССР № 78. Серия искусствоведения, вып. I, 1950 г.) — Б. Г. Ерзакович. Песенная культура казахского народа. Алма-Ата, 1966, с. 67, 156, 157 и др. т меты". р
В исследовании историка казахского театра Н. И. Львова отмечается большое количество предпосылок театра в казахском фольклоре. Наряду с обрядами, он выделяет культуру живого слова, массовые игры, эйтысы, традиции исполнения акынами кюев с сопровождающими их легендами, и др. Многочисленность и многообразие этих предпосылок существенно облегчили быстрое и естественное принятие театрального искусства в его развитых формах.
Таким образом, жанры и формы, заимствованные из, казалось бы, совершенно чуждой для казахов сферы искусства — европейского драматического и оперного театра — явились близкими сущностным чертам казахского национального искусства. Именно этим, во многом, было обусловлено успешное развитие театрального дела и, в частности, музыкального театра в Казахстане, ставшего уже в конце 20-хначале 30-х годов одним из важнейших завоеваний казахской советской музыкальной культуры.
Первые художественно полноценные произведения, отражавшие советскую тематику, были созданы в рамках стилевых средств традиционного искусства казахов.
Что же касается профессионального (письменно-традиционного) композиторского творчества, то достижение результатов, сравнимых по художественной ценности с образцами казахской музыки устной традиции советского периода, было сопряжено с целым рядом трудностей. Главной из них было отсутствие той сложившейся системы средств, которой обладало устно-традиционное искусство.
1. П. П. Богатырев. Народный театр чехов и словаков. — В сборнике «Вопросы теории народного искусства». М., 1971, с. 14.
2. Львов Н. И. Казахский театр. М., 1961, с. 3−7.
Советским композиторам Казахстана еще предстояло найти свой самобытный национальный стиль, Пути этих поисков были предопределены процессами в области социальных и экономических отношений, складывавшихся в республике с приходом Октябрьской революции.
В области музыкального стиля работа шла путем нащупывания точек соприкосновения возможных форм взаимодействия национальной музыки с европейскими жанрами, формами и методами развития материала. Первыми опытами были здесь обработки казахских народных мелодий, несколько позднее стали создаваться оригинальные произведения в инструментальных и симфонических жанрах.
Важным фактором в сфере письменно-традиционной профессионализации казахской музыкальной культуры было создание первых хоровых коллективов, расширение исполнительской и концертно= гастрольной деятельности, организация оркестра казахских народных инструментов, филармонии.
Достижения в области культурных преобразований 20-хсередине 30-х годов были успешно продемонстрированы во время Декады национального искусства и литературы в Москве в мае 1936 года. Значение этого события трудно переоценить, т.к. благодаря ему вся страна смогла узнать о тех впечатляющих итогах, с которыми пришло музыкальное искусство советского Казахстана за исторически короткий срок.
Закрепив достижения, Декада, в то же время отчетливо и конкретно обнаружила и то, что предстояло еще осуществить.
Будущее убедительно показало правильность пути, по которому шло развитие музыкальной культуры Казахстана и республик Средней Азии. Вот почему мы можем сегодня уверенно и доказательно говорить об интереснейшем в социальном, нэционэльно-эстетичес-ком планах опыте строительства культур народов Советского Вое-.
— 168 тока, живом и динамичном процессе взаимовлияния и взаимообогащения разнонациональных культур на территории Советского Союза, о своеобразном выравнивании уровня музыкальных культур Казахстана, республик Средней Азии и страны в целом. И это — живой, наглядный пример тех возможностей и условий, что дает со-циалиогичзокий отрой для духовного рвоцвете общества.
Важность, сложность и многогранность затронутых в диссертации проблем со всей очевидностью указывает на необходимость дальнейшего их рассмотрения в аспектах исторического и теоретического музыкознания, фольклористики, исполнительства. Успехи здесь зависят от целого ряда обстоятельств, в частности, от того, насколько быстро и эффектно будет разрабатываться область теоретического осмысления особенностей, структуры и законов музыкальной культуры и музыкальной жизни как социальных феноменов*.
Одна работа, естественно, не может охватить весь круг проблем, диктуемых объектом исследования. Данная диссертация намеренно ограничена социально-характерными аспектами и изучения формирования музыкальной культуры советского Казахстана. Поэтому естественно вне поля зрения остались многие стороны названного процесса. Они еще ждут своих исследователей. Так весьма актуальным представляется определение степени соотношения национального и инонационального в казахском музыкальном искусстве устной традиции в 20-х-30-х годахне менее интерес.
I. Подтверждением высказанной мысли могут служить работы В. П. Фомина — Музыкальная жизнь как проблема теоретического музыкознания (автореферат кандидатской диссертации. М., 1977), Ю. В. Капустина — Социальные функции музыканта-исполнителя и формы их осуществления в современном обществе. Л., 1974, и др. ной может оказаться попытка выявить социально-характерные черты и тенденции в художественной самодеятельности — этой неотъемлемой части общего движения широких слоев населения к искусству, к культуремногое может дать изучение становления казахской советской музыкальной культуры в плоскостях общекультурологического, либо художественно-эстетического анализа. При этом следует подчеркнуть, что чисто музыковедческие методы, при всех их больших и мобильных возможностях, сегодня недостаточны для исследования целого ряда аспектов развития музыкальной культуры, ее места в те или иные исторические периоды в общественной жизни. Необходимы работы, созданные в результате многоохватного, комплексного подхода, предпологающего применение элементов разных наук — истории, эстетики, музыкознания, социологии, экономики и т. п.
Исследования подобного рода несомненно послужат существенным подспорьем в изучении истории и теории культуры и искусства казахского народа.
Касаясь непосредственно темы и проблематики данной диссертации, можно отметить следующее. Социально-историческое развитие, будучи процессом имманентным, естественно предполагает неразрывную связь последующего (более высокого) этапа с предыдущим (более низким), осуществляемую через определенные временные и качественно-содержательные этапы. Исходя из этого, автор работы полагает, что она (работа) может быть использована при решении проблем, связанных с общественно-побудительными мотивами стремления широких масс к духовным ценностям в наше времядает дополнительную возможность проследить изменения в организационно-структурной системе строительства музыкальной культуры Казахстана за годы Советской властичерез сопоставление этих.
— 170 изменений с их конкретными результатами в разные периоды* -выявить определенные закономерности ее дальнейшего развития.
Собранный и систематизированный в диссертации фактологический материал может стать составной частью предмета «История казахской музыки», изучаемого в музыкальных учебных заведениях республики. Он применим, также, в работе народных университетов культуры и других культурно-просветительных организаций.
И последнее. Знакомство с периодом становления казахской советской музыкальной культуры в ракурсе рассматриваемых в диссертации проблем, поможет, по мнению автора, более глубокому, партийному объяснению причин, которые вызвали к жизни и привели к большим завоеваниям всенародное движение за культуру.
I. Можно, к примеру, сопоставить деятельность культпросвета и ее результаты в 20-е годы с положением дел в этой области в 70-е годы, или соответственно — формы общественного функционирования жанров искусства устной традиции в первые годы революции и в наши дни.