Игра в пространстве музея современного искусства
Диссертация
Актуальность исследования. Игра — особый вид деятельности, который присущ человеку на протяжении всей жизни и проникает во все сферы его существования. Это понятие многомерно и может рассматриваться как междисциплинарное. Изучение феномена игры предпринималось различными науками: философией, математикой, антропологией, психологией, педагогикой, культурологией и' многими другими. Для музееведения… Читать ещё >
Содержание
- Глава. Теоретико-методологический анализ феномена игры
- 1. 1. Философско-культурологические основания игры
- 1. 2. Психолого-педагогические аспекты игры
- Глава. Игровые стратегии современного искусства
- 2. 1. Роль модернистских идей в развитии игровых стратегий искусства второй половины XX — начала XXI века и игровые принципы постмодернизма
- 2. 2. Содержание и векторы стратегий современного искусства
- Глава. Игра как концептуальная составляющая деятельности музея современного искусства
- 3. 1. Игровые принципы в архитектуре и организации экспозиционного пространства музея
- 3. 2. Игра как метод реализации культурно-образовательного потенциала музея
Список литературы
- Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX -начала XXI века / Е. Ю. Андреева. СПб.: АЗБУКА-КЛАССИКА, 2007. -488 с.
- Аппиньянези Р. Знакомтесь: Постмодернизм / Р. Аппиньянези, 3. Сардара, П. Карри / Пер. с англ. СПб.: Академический проект, 2004 -176 с.
- Апинян Т.А. Игра как феномен культуры: типология и историко-культурологический анализ: автореф. дис.. доктора филос. наук / Т. А. Апинян — СПб. гос. ун-т. СПб., 1994. — 39 с.
- Архитектура и изобразительное искусство на рубеже XXI века: итоги и перспективы развития. Материалы конференции НИИ теории и истории культуры PAX 1996 г // Вопросы искусствознания. 1996. — № 2. — С. 622−625.
- Бакушинский A.B. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды / A.B. Бакушинский. М.: Советский художник, 1981. — 352 с.
- Барт Р. Избранные работы: семиотика: поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
- Барц Э. Игра в глубокое. Введение в юнгинианскую психодраму / Э. Барц. М.: Класс, 1997. — 114 с.
- Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — С. 7−180.
- Бенеш Й. Методы экспонирования / Й. Бенеш // Museum. 1983. -№ 138.-С. 30−35.
- Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания / И. Е. Берлянд. -Кемерово: АЛЕФ, 1992. 364 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений) / Э. Берн. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
- Бессонова М. Открытие примитива в искусстве начала XX века. От Уде к Вальдену / М. Бессонова // Вопросы искусствознания. М., 1997. — № 1.-С. 412−421.
- Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр / пер. с фр. С.Зенкина. — М.: Рудомино, 1995.- 174 с.
- Богемская К. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство XX века / К. Богемская. СПб.: Алетейя, 2001. -185 с.
- Бойко А.Г. Произведение изобразительного искусства как предмет искусствоведения и музейной педагогики второй половины XIX—XX вв..: автореф. дис.. канд. искусств. / А. Г. Бойко СПб., 2003. — 21 с.
- Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия М.: МФЦП., 2002. — 1008 с.
- Борзенков М. Вне игры / М. Борзенков // BLACKSQUARE. 2007. -000.- С. 132−133.
- Боровский А.Д. Искусство про искусство : вступ. статья / А. Д. Боровский // Каталог выставки «Искусство про искусство». — СПб.: Palace edition GraficArt, 2009. — С. 5- 43.
- Боровский А.Д. Мэтт Лэмб: Под зонтиком надежды: вступ. статья / А. Д. Боровский // Каталог выставки Мэтт Лэмб. — СПб.: Palace edition, 2007. — С. 7- 43.
- Боровский А.Д. Практически не изящные искусства: статьи, эссе. / А. Д. Боровский. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. — 478 с.
- Боровский А.Д. Силуэты современных художников- / А. Д. Боровский. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2003. — 376 с.
- Бычков В.В. Игра. / В. В. Бычков, О. В. Бычков // Новая Философская Энциклопедия: в 2 т. М.: Мысль, 2001. — Т. 2.- С. 67- 70.
- Венгер Л.А. Игра как вид деятельности / Л. А. Венгер // Вопросы психологии.— 1978. -№ 3.-С. 163−165.
- Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы / Л. Витгенштейн. М.: Наука, 1994. -Ч. 1. — С. 80−130.
- Вострецова Л. Игра с формой. / Л. Вострецова // Коллаж в России XX век. СПб.: Palace Edition, 2005. — С. 29 — 39.
- Вундт В. Введение в психологию: Перевод. / В. Вундт/ СПб.: Питер: Питер бук., 2002. — 125 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. — 91 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии 1996. — № 6.-С. 62−76.
- Выготский Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. СПб.: Азбука, 2000.-410 с.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Х. Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988.704 с.
- Гартман Н. Этика / Н. Гартман. СПб.: Изд.: Владимир Даль, 2002.710 с.
- Гераклит: фрагмент 52 // Из истории античной культуры. — М.: МГУ, 1976.-С. 41−53.
- Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века / М. Ю. Герман. СПб.: АЗБУКА-КЛАССИКА, 2005. — 480 с. 39. «Головокружение» 2004- «Покой нам только снится" — 2002″.: Программа Escape., М.: Insight Polygraphie, 2004. — 48 с.
- Горячева Т. Почти- все о „Черном квадрате“: вступ. статья / Т. Горячева // Приключения Черного квадрата. — СПб.: Palace Editions, 2007. — С. 4−22.
- Гройс Б. О музее современного искусства / Б. Гройс^ // Художественный журнал. 1999. -№ 23.-С. 25−30:
- Гройс Б. Утопия и обмен / Б. Гройс. М.: Знак, 1993. — 374 с.
- Гроос К. Душевная жизнь ребенка / пер. с нем. / К. Гроос. — Киев: Киевское Фребелевское общество, 1916. — 261 с.
- Гуревич П.С. Игра //Культурология. XX век: словарь / П. С. Гуревич. -СПб., 1997. — Т.1. — С. 20−23.
- Деготь Е. Русское искусство XX века / Е. Деготь. М.: Трилистник, 2000. — 224 с.
- Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия / А. Б. Демидов. -Минск: Экономпресс, 1999. 190 с.
- Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре / Ч. Дженкс // Проект international. 2003. — № 5. — С. 97−112.49- Дженкс Ч: Язык, архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс: — М.: Стройиздат, 1985. 137 с.
- Дианова ВШ: Постмодернистская? философия» искусства: истоки, и современность / В. М. Дианова. СПб.: Петрополис,.2000. — 237 с.
- Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети: из опытам работы- дошкольных образовательных учреждений? России / Т.Н. Доронова'. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС 2006,-201 с:
- Жбанков. М.П. Игра. /М.П- Жбанков // Постмодернизм. Энциклопедия / сост. А.А.Грицанов- М. А. Можейко. — Мн.: Интерпрессервис, 2001.-С. 475.
- Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. — М. '. Педагогика, 1986: — Т. 1.-е- 223−257.
- Земпер Г. Практическая эстетика / Г. Земпер. — М.: Искусство, 1970, -320 с.
- Зинченко В- П. Исследования визуального мышления / Зинченко В. П., Мунипов В. М., Гордон В. М. // Вопросы психологии. 1973. — № 2. — С. 3−9.
- Иконников A.B. Архитектура XX века. Утопии и реальност: в 2. т. / A.B. Иконников. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — Т. 2. — 672 с.
- Иконникова С.Н. История культурологических теорий: учеб. пособие. Рекоменд. УМО Минобр. РФ. / С. Н. Иконникова. СПб.: Питер, 2005.- 472 с.
- Ильин И. П. Постмодернизм: словарь терминов / И. П. Ильин. — М.: ИНИОН РАН. INTRADA, 2001. 384 с.
- Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1998. — 255 с.
- Исаев С. Предисловие // Как всегда — об авангарде: антология французского театрального авангарда / С. Исаев. М.: ГИТИС, 1992. — С. 7—8.
- Каган М.С. Музей в системе культуры / М. С. Каган // Вопросы искусствознания. 1994. — № 4. -С. 445−461.
- Каган М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.
- Калугина Т.П. Оживают ли мумии? / Т. П. Калугина // Вопросы искусствознания. 1994. — № 4. — С. 461−473.
- Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры / Т. П. Калугина. СПб.: Петрополис, 2001. — 288 с.
- Кант И. Критика способности суждения /пер. с нем. / И. Кант. М.: Искусство, 1994. — 367 с.
- Карасик И.Н. «Приключение — здесь наиболее точное слово.» / И. Н. Карасик // НОМИ 2007. — № 4(57). — С. 10−14.
- Карлова А.И. Музей современного искусства: история институализации / А. И. Карлова // Вопросы культурологии. 2009. — № 3. -С. 38−42.
- Кикодзе Е. Новый русский перформанс / Е. Кикодзе // Комод. 1999.- № 8 С. 66−69.
- Коростылева M. «Или вы музей, или вы современны» / М. Коростылева // НОМИ 2001. — № 19 — С. 40−45.
- Костриц Ф.А. Репрезентация современного искусства в музее. Теоретические и практические аспекты: автореф. дис.. канд. искусств. / Ф.А. Костриц- Акад. дек.-прикладн. иск. им. Мухиной. СПб., 2009. — 23 с.
- Креймер X. Цитадель авангардизма. Нью-Йоркский музей современного искусства / X. Креймер // Америка. 1981. — № 291. — С. 31—39.
- Кривко-Апинян Т. А. Мир игры / Т.А. Кривко-Апинян. — СПб.: Эйдос, 1992.- 160 с.
- Кузанский Николай: соч.: в 2 т. / Николай Кузанский. М.: Мысль, 1980.-Т. 2.-472 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Издательство МГУ, 1981. — 165 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / А. Н. Леонтьев // Советская педагогика. 1994. — № 4 — С. 14−20.
- Лиотар Ж.-Ф. (1979) Состояние Постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. -СПб.: АЛЕТЕЙЯ. 1998. — 160 с.
- Лиотар Ж.-Ф. Anima minima. (Выступление Лиотара 5 июня 1993 г.- пер. А. Беляк и В. Мазина) / Ж.-Ф. Лиотар // Кабинет «3»: Искусство, философия, психоанализ- ред. В.Мазин. СПб.: Изд-во СКИФИЯ — 2004. -С. 62−100.
- Ляшко A.B. Музей как феномен современной визуальной культуры / A.B. Ляшко // Фундаментальные проблемы культурологи: в 4 т. / отв. ред. Спивак Д. Л. СПб.: Алетейя, 2008. — Т. 3: Культурная динамика. — С. 491−503.
- МазинВ. Жан-Франсуа Ли отар. Постсовременность, с незапамятных времен / В. Мазан // Кабинет «3»: Искусство, философия, психоанализ- ред. В.Мазин. СПб.: Изд-во СКИФИЯ — 2004. — С. 100−172.
- Майстровская М. Т. Композиционно художественные тенденции формообразования музейной экспозиции (в контексте архитектуры, искусства, дизайна): автореф. дис.. доктора искусств. / М. Т. Майстровская. М., 2002. — 44 с.
- Майстровская М.Т. Музейная экспозиция: тенденции развития / М. Т. Майстровская // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музея XXI века): сб. науч. трудов РИК. -М.: РИК, 1997. С. 7−23.
- Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньяковская. — СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.
- Мастеница E.H. Новые тенденции в развитии музея и музейной деятельности / Е. Н. Мастеница // Собор лиц- под ред. М. Б. Пиотровского и A.A. Никоновой. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2006. — С. 138−145.
- Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры / С.Т. Махлина- Санкт-Петербургская государственная академия культуры. — СПб. — 1995. — 217 с.
- Мацкевич М. В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей детский сад» : автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Мацкевич. — М., 2006. — 24 с.
- Музейное дело в России / под. ред. Каулен М. Е. М.: ИКАР, 2003.614 с.
- Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее / О.Л. Некрасова-Каратеева. М.: Высшая школа, 2005. — 207 с.
- Никишин H.A. Музейные средства: знаки и символы / H.A. Никишин // Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция: сб. науч. тр. М.: НИИ культуры, 1997 С. 37−54.
- Николаева H.A. Музейная экспозиция как художественная структура / H.A. Николаева // Искусство музейной экспозиции сб. науч. тр. М.: НИИ культуры, 1997 -№ 45. С. 65−94.
- Ортега-и-Гассет X. Размышления о Дон-Кихоте / Х. Ортега-и-Гассет. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — 332 с.
- Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 504с.
- Педагогика и психология игры / под ред. Н. П. Аникеевой. -Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1985. 318 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М.: Просвещение, 1969. 658 с.
- Платон. Собр. соч .: в 4 т. / Платон. -М.: Мысль, 1990. Т.1. — 365 с.
- Платонова О.В. Арттерапия в художественном музее : учеб. пособие для студентов гуманитарно-художественных вузов / О. В. Платонова, Н. Ю. Жвитиашвили. СПб.: СпецЛит, 2000. — 143 с.
- Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские / Е. А. Покровский. СПб.: Фирма ЛАНС, 1994. — 387 с.
- Поляков Т.П. Как делать музей (О методах проектирования музейной экспозиции) / Т. П. Поляков. — М.: Российский институт культурологии, 1997. — 174 с.
- Путешествие улитки / Н. Ю. Жвитиашвилли. СПб.: Palace Edition, 2001.-23 с.
- Пшеничная C.B. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель / C.B. Пшеничная. СПб.: Образование, 1999. — 196 с. ч108: Ретюнских Л: Т. Философия игры / Л. Т. Ретюнских. М.: Вузовская книга, 2002. — 256 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. 705 с.
- Савчук В. Конверсия искусства / В. Савчук. — СПб.: ООО Изд-во Петрополис, 2001. — 288 с.
- Ш. Сапанжа О. С. Взаимодействие музея и посетителя: вопросы классификации / О. С. Сапанжа // Музей зритель. XXI век.: матер, конф. к 80-летию Научно-просветительского отдела / науч. ред. О. Г. Махо. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. — С. 108 -116.
- Сапанжа О.С. Стратегии коммуникационных процессов современного музея : автореф. дис.. канд. культурологии / О.С. Сапанжа- СПбГУКИ. СПб., 2005. — 22 с.
- Сигов Б.К. Игра / Б. К. Сигов // Современная западная философия: словарь. М.: Политиздат, 1991. — С. 110—112.
- Скейф С. Диссонанс и гармония. Теоретические вопросы арт-психотерапевтических групп / Скейф С., Хьюэт // Арт-терапия. Диалог: Россия Великобритания: сб. статей / под ред. Н. Ю. Жвитиашвили. — СПб.: Островитянин, 2008. — С. 12−40.
- Соколов Е.Г. Аналитика масскульта / Е. Г. Соколов. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — 280 с.
- Спенсер Г. Ассоциативная психология / Г. Спенсер, Т. Циген. — М.: ACT-ЛТД, 1998. 544 с.
- Столович Л.Н. Искусство и игра / Л. Н. Столович. М.: Знание, 1987.-64 с.
- Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика / Б. А. Столяров. М.: Высшая школа, 2004. — 216 с.
- Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. СПб.: Спец. Лит., 1999. — 288 с.
- Суворов Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма / Н. Суворов. СПб.: СПбГУКИИ, 2004. — 372 с.
- Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: учеб. пособие /
- B.Я. Суртаев. СПб., 2003. — 208 с.
- Устименко В.Ф. Место и роль игрового феномена в культуре / В. Ф. Устименко // Философские науки. 1980. — № 2. — С. 69−77.
- Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 т. / К. Д. Ушинский. М. — Л.: АПН РСФСР, 1948−1950.-Т.1.-440 с.
- Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев. -М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Финк Е. Основные феномены человеческого бытия / Е. Финк// Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. — С. 357-^403.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции / 3. Фрейд // под ред. Е. С. Калмыковой, М. Б. Аграчевой. М.: Фирма СТД, 2003. — 622 с.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование / 3. Фрейд. М.: Республика, 1995.-396 с.
- Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности: работы разных лет. / пер. с франц. / М. Фуко. — М.: Касталь, 1996.-448 с.
- Хадсон К. Влиятельные музеи мира / К. Хадсон / пер. с англ. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. — 196 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — 343 с.
- Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / И.Хейзинга. — М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 416 с.
- Черняева JI. Играющий в героев. Проект музея при поддержке Института «Открытое общество» / JI. Черняева // Мир Музея. — 2004. — № 9. — С. 3−7.
- Швидковский Д. О. От мегалита до мегаполиса. Очерки истории архитектуры и градостроительства / Д. О. Швидковский. — М.: Изд-во Архитектура, 2009. 480 с.
- Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собр. соч.: в 6 т. / Ф.Шиллер. М.: ГИХЛ, 1957. -Т.1.-486 с.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. / Ф.Шлегель. М.: Искусство, 1983. — Т. 2. — 448 с.
- Шлейермахер Ф.Д. Э. Академические речи 1829 года / Ф.Д. Э. Шлейермахер / пер. Ананьева Е. М // Метафизические исследования. -СПб., 1998. Вып. 3, 4. — С. 76−87.
- Шляхтина Л.М. Игра в пространстве музея / Л. М. Шляхтина, E.H. Мастеница // Игровые образовательные методики в музейной работе с детьми: материалы науч.-практич. конф. 19 ноябр. 2005 г., г. СПб. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. — С. 13 — 20.
- Шляхтина Л.М. Современная методология реализации образовательной функции музея / Л. М. Шляхтина // Важский край: источниковедение, история, культура: исслед. и материалы. — Вельск, 2004. — Вып.2 — С. 125−139.
- Шляхтина JT.M. Становление и развитие музееведческой мысли в трудах Ф.И. Шмита / Л. М. Шляхтина, Е. Н. Мастеница // Собор лиц: сб.статей. — СПб.: Изд-во СПбГУКИИ, 2006 С. 32−40.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: в 5 т. / А. Шопенгауэр / пер. с нем. Мн.: ООО Попурри, 1999. — Т. 2. — 832 с.
- Штерн В. Психология раннего детства / В. Штерн / Петроград: 26-я Гос. Типография, 1922 — 400с.
- Шукурова А.Н. Архитектура запада и мир искусства XX века / А. Н. Шукурова. -М.: Стройиздат, 1989. 318 с.
- Эко У. Отсутствующая культура. Введение в семиологию / У.Эко. -СПб.: Петрополис, 1998. 432 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. 2-е изд. / - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. — 359 с.
- Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высш. шк. / Т. Ю. Юреньева. М.: Академический проект, 2003. — 560 с.
- Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей : учеб. пособ. по музейной педагогике. М-во культуры Р. Ф. Рос. Ин-т культурологии / М. Ю. Юхневйч. -М.: РИК, 2001.-224 с.
- Яременко-Толстой В. «Сценический глаз»: изобразительное искусство и театр / В. Яременко-Толстой // НоМИ. 2001. — № 21. — С. 65−72.151'. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. — М.': Политиздат, 1991. — 527 с.
- XX век. В мастерской художника. Государственная Третьяковская галерея. — М.: Издательство ООО Пакет-Пресс, 2003. — 85 с.
- Atkins R. Art Speak: a guide to contemporary ideas, movements, and buzzwords / R. Atkins. New York: Abbeville Press Publishers, 1990. — 176 p.
- Blazwick I. Showing the Twentieth CENTURY / Blazwick I., Wilson S. // TATE Modern. The Handbook. Edited by Blazwick I., Wilson S. London, 2000. -P. 29−39.
- Centre Georges Pompidou, Paris. Munich — Berlin — Londres — New York: Prestel Verlag, 2002. — 213 p.
- Childhood Imagery from the Logan Collection- San Francisco Museum of Modern Art. San Francisco: Artweek, 2000−2001 — 35 p.
- Colin Rhodes. Outsider art: Spontaneous Alternatives / Colin Rhodes — London: Thames&Hudson world of art, 2004. 224 p.
- Concepts of modern art. From Fauvism to Postmodernism. Ed. By Nikos Stangos. London: Thames and Hudson Ltd, 1994. — 424 p.
- Diskaus R. Introduction in contemporary art / R. Diskaus. London, 1991. —32 p.
- Documenta. Kassel. Catalogue. Tachen, 2007. — 416, p.,
- EMMA Espoo Museum of Modern Art. — Espoo: Art-Print Oy, 2007. — 98 p.
- Salmon Dimitri. Ingres et les modernes / D. Salmon. Paris: Somogy, 2009.-335 p.
- Агарков В. И. Метафизика игры у Николая Кузанского / В. И. Агарков // Крымская мужвузовская электронная библиотека Электронный ресурс. Режим доступа: http://elib.crimea.edu/index.php?option=comcontent&task=view&id=73 — Загл. с экрана.
- Бойко П. Игра и деконструкция в постмодернистской философии / П. Бойко // Тотум. Философский журнал Электронный ресурс. 2003. — № 1(2). — Режим доступа: http://korfo.kubsu.ru/totum/index.php?a=15&l=rus/ -Загл. с экрана.
- Виола Билл. Пионер видео-арта Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.lookatme.ru/flows/iskusstvo/posts/65 133-bill-viola-pioner-video-arta/ Загл. с экрана.
- Государственный Эрмитаж: Обучение и образование Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/htmlRu/06/2008/hm64l2.html Загл. с экрана.
- Гречко П.К. Философия постмодернизма / В. П. Гречко // Российский университет дружбы народов Электронный ресурс. 2003. -Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/8592 — Загл. с экрана.
- Дети // Гараж Центр современной культуры Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.garageccc.com/kids/ Загл. с экрана.
- Детские дни в Петербурге Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.museuml2345.ru/ — Загл. с экрана.
- Деготь Е. Национальные павильоны Венецианской биеннале : своими глазами / Е. Деготь // Open Space Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.openspace.ru/mediathek/details/10 771/ —Загл. с экрана.
- Дюны вантовых конструкций // Агентство архитектурных новостей Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.archi.ru/foreign/news/newscurrent.html?nid==8390&fl==l&sl=l — Загл. с экрана.
- Морозова JI. Страшные тайны флешмоба / Л. Морозова // OpenSpace Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.openspace.ru/art/projects/88/details/2437/-Загл. с экрана.
- Alexander Reichstein. Art for kids and parents Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.reichstein.name/index-2.html/ — Загл. с экрана.
- Centre Pompidou Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.centrepompidou.fr/ - Загл. с экрана.
- Engage in the visual arts Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.engage.org/home/index.aspx- Загл. с экрана.
- Games // Tate kids Электронный ресурс. — Режим доступа: http://kids.tate.org.uk/games/-Загл. с экрана.
- Louisiana. Museum of modern art Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.louisiana.dk/dk/Service+Menu+Right/English Загл. с экрана.
- МОМА Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.moma.org/ Загл. с экрана.
- Pro Arte Электронный ресурс. Режим доступа http://www.proarte.ru/ru/programm/festival/ - Загл. с экрана.
- Tadao Ando Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.andotadao.org/ — Загл. с экрана.