Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Игра в пространстве музея современного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Игра — особый вид деятельности, который присущ человеку на протяжении всей жизни и проникает во все сферы его существования. Это понятие многомерно и может рассматриваться как междисциплинарное. Изучение феномена игры предпринималось различными науками: философией, математикой, антропологией, психологией, педагогикой, культурологией и' многими другими. Для музееведения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. Теоретико-методологический анализ феномена игры
    • 1. 1. Философско-культурологические основания игры
    • 1. 2. Психолого-педагогические аспекты игры
  • Глава. Игровые стратегии современного искусства
    • 2. 1. Роль модернистских идей в развитии игровых стратегий искусства второй половины XX — начала XXI века и игровые принципы постмодернизма
    • 2. 2. Содержание и векторы стратегий современного искусства
  • Глава. Игра как концептуальная составляющая деятельности музея современного искусства
    • 3. 1. Игровые принципы в архитектуре и организации экспозиционного пространства музея
    • 3. 2. Игра как метод реализации культурно-образовательного потенциала музея

Игра в пространстве музея современного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Игра — особый вид деятельности, который присущ человеку на протяжении всей жизни и проникает во все сферы его существования. Это понятие многомерно и может рассматриваться как междисциплинарное. Изучение феномена игры предпринималось различными науками: философией, математикой, антропологией, психологией, педагогикой, культурологией и' многими другими. Для музееведения принципиально важно ее осмысление как явления культуры, и влияния на разностороннюю деятельность музея. В поле данного исследования лежат различные модификации игры, понимаемой как творческий принцип, ключевое понятие эстетики, как основа развития человека. В то же время, она рассматривается как метод, искусственно смоделированная ситуация. Сегодня культура в целом насыщена игрой, и часто через нее реализуется в различных проявлениях, и более всего в актуальном искусстве. Возникновение новых институций современного искусства, их интенсивное развитие и возрастающий к ним интерес свидетельствуют о потребности общества в придании статуса музейности тому, что еще недавно воспринималось лишь недолговечной сенсацией.

В быстро меняющемся мире музей остается социокультурным институтом, чутко реагирующим на объективные и субъективные факторы, стимулирующие его к поиску способов решения возникающих проблем отбора, сохранения, интерпретации и включения в коммуникативные процессы объектов современного искусства. И вместе с тем, музей является константой, дающей новой художественной реальности возможность утвердить свое вневременное значение. Исследование искусства XX века с момента коренного переворота в его начале, связанного с изменениями эстетических и культурных норм, появлением принципиально новых художественных кодов, отношением к созданию произведения и его восприятию, позволило рассматривать игру как у одну из смыслообразующих и структурообразующих доминант современного искусства.

Выбор концепций и способов показа современного искусства, а также дальнейшая адаптация зрителя к продуктивному восприятию произведений в пространстве музея современного искусства является актуальной научной и практической проблемой.

Степень научной разработанности проблемы. Игровые стратегии в принципах деятельности музея современного искусства не становились предметом исследований отечественных специалистов, в том числе и диссертационных, поэтому, можно констатировать, что тема разработана недостаточно. В России проблематика музея современного искусства остается мало изученной, но наблюдается тенденция повышения интереса к ней, что реализуется в диссертациях — Ф. А. Костриц (2008) [73], А. И. Карловой (2009) [70] - и материалах научных конференций: Эрмитаж (Современное искусство и средства массовой информации (1997), Искусство XX века. Итоги столетия (1999), Художественный рынок как объект гуманитарного знания (2004), Музей и арт-рынок (2006), Музей и зритель: XXI век (2006) и др., Центральный дом художника Москва «Образование и современное искусство. Образовательные аспекты издательской деятельности в области современного искусства» (2006), и др.), посвященных различным аспектам данной темы. Однако игровые стратегии в деятельности музея современного искусства до сих пор не выявлены. Одной из наиболее разработанных областей, в круг вопросов которой входит представленная диссертация, является проблематика игры. Несомненно, основополагающими в этой области являются труды И. Хейзинга «Homo Ludens» (1938), а также «В тени завтрашнего дня» (1938).

Со времен Платона идея игры была предметом философских рассуждений. С XVIII века началось ее теоретическое осмысление. Изучение игры, как одной из основ эстетики и творчества, нашло отражение в трудах И. Канта [68] Шопенгауэра [143], Ф. Шиллера [137]. Важными для понимания феномена игры, как составляющей «карнавализации» культуры являются труды М. М. Бахтина [8, 9], ее роли в познании бытия и места человека в нем Х.-Д. Гадамера [34], Ф. Ницше [96], Х. Ортега-и-Гассета [97, 98], М. Хайдеггера [133], Ф.'Д.Э. Шлейермахера [139], К. Ясперса [151]. Игра как основа генезиса культуры выступила у Й. Финка [128], и как основа языка у Л. Витгенштейна [28]. В> эпоху постмодернизма понятие игры заняло лидирующие позиции в философских исследованиях, среди которых особо можно выделить труды Ж. Дерриды [47], Р. Барта [6], Ж. Бодрийяра [15], Ж-П. Лиотара [81, 82], М. Фуко [131], И, У. Эко [146] и др. Их работы, посвященные различным аспектам феномена постмодернизма, оказали непосредственное влияние на развитие современного искусства и во многом определили его игровые стратегии. Исследование философии постмодернизма содержится в работах В. М Диановой [50], И. П. Ильина [61, 62], Н. Б. Маньковской [87], Е. Г. Соколова [116]. Философский анализ феномена игры и собственные оригинальные ее концепции приводятся в исследованиях Т.А. Кривко-Апинян [3, 75], Л. Т. Ретюнских [108]. Различные аспекты проблематики, связанные с терминологией, генезисом, семиотикой мы находим в трудах О. С. Борисова [21], В.В. и О. В. Бычковых [26], П. С. Гуревич [44], А. Б. Демидова [46], Л. Н. Столович [118], В. Я. Суртаева [123] и др. При рассмотрении понятия игры, с психолого-педагогической позиции особую роль играют теоретические разработки Л. С. Выготского [31, 32, 33] и его последователей — Д. Б. Эльконина [147], A.B. Запорожца [55], А. Н. Леонтьева [80, 81]. Созданная этими учеными теория включает исследования генезиса психологии игры, ее роли в развитии воображения и творческого потенциала человека, и в современной науке. Данный опыт становится ~ основополагающим при выработке музейно-педагогических методов, основанных на игровом принципе. Кроме того, для диссертации интерес представляют труды Е. А. Покровского [104], С. Л. Рубинштейна [109], А. И. Сикорского, К. Д. Ушинского [126], также повлиявших на становление современной педагогики и психологии игры. Для понимания психологической теории игры важны работы Э. Берна [12], В. Вунда [30], К. Грооса [43], Г. Спенсера [117], Ж. Пиаже [101]. В отличие от отечественных исследований, они рассматривали игру, с биологического и социально-исторического ракурсов. Особое место в изучении феномена игры занимают труды З. Фрейда [129, 130] и, прежде всего, теории психоанализа и открытый им метод свободных ассоциаций.

В современной науке вопросы о роли игры в психологии развития, и о методах обучения остаются актуальными для исследований многих психологов и педагогов (И.Е. Берлянд [11], Л. А Венгер [27], Т. Н. Доронова [51], Устименко В. Ф. [125] и др.).

Разработанность вопросов, связанных с пониманием феномена игры в философии и психологии, противостоит недостаточной степени ее исследования в других направлениях гуманитарного знания, и требует более углубленного внимания с позиций современного искусствоведения. Понятие игры фигурирует в философии постмодернизма, но редко исследуется в искусствоведческих трудах. В этом отношении особо выделяется книга М. Ю. Германа «Модернизм» (СПб, 2005) [38], четко определяющая игровую составляющую искусства первой половины XX века. В концептуальном и категориальном осмыслении современного искусства, его исторической, эстетической, социальной роли, а также в рассмотрении его сквозь призму различных репрезентаций, основными являются труды Е. Андреевой [1], Р. Аткинса [153], А. Д. Боровского [22, 23, 24, 25], Б. Гройса [41, 42], М. Гельмана [36], Е. Деготь [45, 173], Г. Земпера [56], И. Н. Карасик [69], В. Мазина [84, 124], В. Мизиано [91], В. Савчука [110], Н. Н. Суворова [121]. Хотя в исследованиях этих авторов игровые стратегий современного искусства не выделены, но интересующая автора диссертации проблематика непосредственно соприкасается с их научными интересами. В постижении постмодернизма как некой культурной модели и рефлексии искусства на нее, важной является книга Р. Аппиньянези «Знакомьтесь постмодернизм» (СПб, 2004) [2]. В изучении вопросов, связанных с пониманием значения игры для аутсайдер-арта, существенную роль сыграли работы М. Бессоновой [13], К. Богемской [16], К. Роудса [157]. Особый интерес в изучении перформанса, как игрового вида искусства, представляют работы Е. Кикодзе [71], Н. Цурбрука [165], О. Туркиной [124].

Теоретические и практические проблемы музееведения подробно исследованы такими учеными как Т. П. Калугина [66, 67], Е. Н. Мастеница [88, 140, 142], Л. М. Шляхтина [140, 141, 142], Т. Ю. Юренева [148], М. В. Юхневич.

149] и продолжают разрабатываться А. В. Ляшко [83], C.B. Пшеничной [107], О .С. Сапанжой [111, 112]. Анализ их работ способствовал пониманию значения музея современного искусства как феномена культуры, определению его социокультурных функций. Использование системного подхода при изучении культуры, опыт которого можно найти в исследованиях С. Н. Иконниковой [60], М. С. Кагана [64, 65], С. Т. Махлиной [89], является необходимым при применении его к изучению феномена игры. Методологическую базу в общих теоретических вопросах музееведения определяют труды И. Бенеша [10], З. Странского, К. Хадсона [132, 162], Ф. И. Шмита. Необходимо отметить, что при достаточной степени разработанности общей теории музееведения, проблемы музея современного искусства мало исследованы, и рассматриваются авторами не системно.

Вопросы музейной репрезентации современного искусства в западной практике рассматриваются в работах П. Вайбеля, Х. Зеемана, Н. Сероты и др. В этом отношении интерес представляет диссертационное исследование М. В. Бирюковой [14], посвященное роли куратора в западном искусстве и современной художественной ситуации.

Особо значимыми для полноценного понимания игровых принципов архитектурно-пространственных решений музея современного искусства являются работы западного классика постмодернизма Ч. Дженкса [48, 49], отечественных авторов А. В. Иконникова [59], Д. О. Швидковского [136], и более молодых исследователей И. Н. Захарченко [175] и А. Н. Шукуровой [145]. Проблемам репрезентации современного искусства в музее посвящена диссертационная работа Ф. А. Кострица [73]. Теоретические основы и практические методы экспозиционной деятельности музея подробно исследованы в работах В. Глузинского, М. Т. Майстровской [85, 86], Н. А. Никишина [94], Н. А. Николаевой [95], Т. П. Полякова [105].

Анализ явлений современного искусства и способов его показа содержится в каталогах выставок Отдела новейших течений Русского музея, материалах Биеннале современного искусства «Документа», Art-Bazel, Венцианской Биеннале, а также в периодических изданиях — «Художественный журнал», «Новый мир искусства», «Арт-хроника», «Art Monthly». Актуальную информацию о современном искусстве можно найти на музейных сайтах, специализированных информационных порталах по современному искусству, а также методических идидактических материалах западных и отечественных музеев современного искусства.

Музейно-педагогическаядеятельностьв- пространстве музея современного искусства не только мало изучена отечественной наукой, но и недостаточно развита, хотя использование игровых методов. и методик в музеях других направлений является однимиз наиболее популярных направлений в музейной педагогике. Об этом свидетельствуют практическая деятельность и обобщающие опыт музеев различных профилей, теоретические исследования Л. Я. Лившиц, М. В. Мацкевич [90], 0: Л. Некрасовой-Каратеевой [93], Б. А. Столярова [119, 120] и др. Ощущается явная нехватка теоретической базы в области музейной педагогики, которая обращается к творчеству современных художников, особенно в. отечественной науке. Этим вопросам посвящены статьи А. Г. Бойко [17, 18], Н. Ю. Жвитиашвили [53, 54, 103], Н. В. Ивлевой [58], Н. Е. Кроллау [76], C.B. Кудрявцевой, H.A. Лебедевой [78]. Для изучения подобного опыта в западнь1х музеях современного искусства основным источником информации служат их сайты.

Анализ степени научной разработанности темы позволяет утверждать, что исследования-феномена игры в. пространстве музея современного искусства является актуальным.

Объектом исследования является музей современного искусства.

Предмет исследованшь составляют игровые стратегии современного искусства, задающие направление деятельности художественного музея.

Цель диссертации заключается в определении способов и форм функционирования феномена игры в пространстве музея современного искусства на основе ее междисциплинарного изучения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть феномен игры в контексте социо-гуманитарного знания.

2. Выявить генезис игровых стратегий современного искусства в контексте культуры XX века.

3. Выделить игровые стратегии современного искусства и определить их смысло и формообразующие составляющие.

4. Продемонстрировать зависимость архитектурных и экспозиционно-пространственных концепций музея от стратегий современного искусства.

5. Показать закономерность и эффективность использования игры как метода в работе с посетителями в музее современного искусства.

Методологической базой исследования явился системный анализ теории музееведения и музейной практики как элементов единой сложноорганизованной системы культуры. Этот подход разработан С. Н. Иконниковой, М. С. Каганом, Т. П. Калугиной, С. Т. Махлиной, З. Странским, К. Хадсоном, Л. М. Шляхтиной, Т. Ю. Юреневой. В том же ключе лежат исследования в области современного искусства Е. Ю. Андрееевой, А. Д. Боровского, Б. Гройса, рассматривающих современное искусство как феномен культуры и разрабатывающих проблематику его репрезентации.

Цели и задачи исследования определили совокупность методов исследования.

Междисциплинарность диссертационной работы обусловила использование системного метода, позволяющего рассматривать музей современного искусства как неотъемлемую часть культуры, обращаясь не только к музееведческому знанию, но и искусствоведению, культурологии, философии, педагогике, психологии.

Структурно-функциональный метод применялся при исследовании взаимосвязей игровых принципов в различных сферах деятельности музея современного искусства.

Системно-структурный метод стал основным в создании игровых стратегий современного искусства, а также эволюции приемов показа вещей в музеях современного искусства от модернизма к постмодернизму.

Историко-сравнительный метод был использованпри сопоставлении' различных концепций игры, что помогло понять специфику различных модификаций* феномена игры и ее интердисциплинарный характер.

Научная новизна работы состоит в системном анализе феномена игры в контексте социо-гуманитарного знания, который позволил впервые выделить игровые стратегии современного искусства, раскрыть их генезис и определить влияние на методологию репрезентативной и коммуникативной деятельности музея. В ходе работы автор выявил основные игровые принципы архитектурных и пространственно-экспозиционных решений музея современного искусства, а также роль игры в реализации рекреационно-образовательной функции музея, обозначив игровые и основанные на игровом принципе методы работы с аудиторией.

Практическая значимость исследования. Материалы и результаты исследования. могут быть использованы в практической деятельности музея современного искусства: при создании постоянных и временных экспозицийпри разработке и проведении музейно-педагогических программ для различных категорий посетителей, а также при подготовке лекционных курсов по музееведению, музейной педагогике и истории искусств XX века, научных, учебных и популярных изданий.

Положения, выносимые назащиту:

1. Социально-гуманитарный контекст рассмотрения феномена игры указывает на то, что она имманентно присуща культуре и является одним из важнейших факторов, определяющих смысловые и функциональные основы музея современного искусства.

2. Культурологический анализ идей и принципов модернизма и постмодернизма позволил выделить игровые стратегии современного искусства и показал, что они формировались на протяжении всего XX века.

3. В настоящее время в искусстве существуют игровые стратегии, имеющие параллели с психологическими и педагогическими аспектами теории игры.

4. Особенности современного искусства, как содержательные так и формальные, требуют принципиально новых подходов к проектированию и функционированию музейного пространства. Игровые стратегии искусства диктуют инновационные возможности-его репрезентации, что проявляется и в архитектуре музейных зданий, и' в организации экспозиционного пространства музея.

5. Применение методов, основанных' на игровых принципах, представляется наиболее естественным и эффективным в. рекреационно-образовательной деятельности музея современного искусства: игра пронизывает многие культурные явления XX — XXI вв. Возникая в философии, проникнув в. социальные практики и проходя-через современное искусство, она продолжает свое развитие в способах и формах его размещения, экспонирования и интерпретации.

Апробация работы. Основные положения, диссертации излагались автором в публикациях и докладах:' «Ежегодная итоговая конференция Русского музея» (СПб., 2006), «Науки о культуре — Шаг в XXI век» РИК (Москва. 2006), Семинар Грантового конкурса В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» (Москва,. 2006), «Образ и образование в художественном музее» СПбГУ (СПб., 2007), Ежегодные конференции СПбГУКИ (СПб., 2006, 2007, 2008), Итоговая конференция, посвященная работе молодых ученых, Русский музей (СПб., 2009), а также неоднократно обсуждались на заседаниях отдела новейших течений Русского музея.

Результаты исследования использованы автором при разработке музейно-педагогических занятий («Зазеркалье», «Найденные объекты поп-арта», «Арт-практикум» (занятие по мультимедийной программе и приложению к ней в виде рабочей тетради)) и выставок современного' искусства, в организации которых автор диссертации принимал непосредственное участие (Катя Медведева, Наталья Григорьева, Мэтт Лэмб, «Архитектура: Ас1 Ма^тет», «Приключения Черного квадрата», «Когда Филипп встретил Изабеллу» (Выставка Филиппа Трейси), Дмитрий Шорин, Вигго Валленщельд, Михаил Барышников, «Искусство про искусство», Анна Желудь, Евгений Абезгауз,.

Эрик Петере «Игры света» и др.) на базе отдела новейших течений Русского музея и Музея Людвига в Русском музее.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Понятие игры — является емким и интердисциплинарным, поэтому в данной работе были взяты во внимание лишь некоторые его аспекты, непосредственно связанные с полем научных интересов автора. Так, важными, явились позиции философско-культурологического контекста, которые утверждают игру как принцип эстетической деятельности человека, восприятия искусства. Не менее значимой для понимания феномена игры была возникшая в начале XX века теория об игре как основе генезиса культуры, неотъемлемой части жизни и деятельности человека. Эти фундаментальные трактовки игры получили свое дальнейшее развитие во второй половине XX века, когда философия постмодернизма определила игровой принцип как одни из главнейших, что оказало сильнейшее влияние на развитие всех областей культуры и искусств и позволило автору диссертации использовать их подход при осмыслении феномена музея современного искусства.

Другим, не менее важным для данной работы, является психолого-педагогический аспект развития теории игры, и возможностей ее применения в практической деятельности музея. Ученые определяют игру как основу развития человека, его неотъемлемую часть его разносторонней деятельности, в ходе которой развивается воображение, фантазия, раскрывается творческие ресурсы, что способствует становлению и обогащению личности. Кроме того, многие психологи видят в игре лечебный потенциал, что позволяет использовать ее в арт-терапии. Игра, будучи естественной деятельностью человека, помимо развивающих возможностей, является и методом воспитания, при этом неся в себе принцип удовольствия и развлечения. Это позволяет утверждать, что использование игровых принципов в решении коммуникативных аспектов работы музея (экспонирование, работа с посетителями), являются оправданными с психологической и педагогической позиций.

Современный музей существует в рамках быстроменяющихся культурных и общественных тенденций, сохраняя при этом стабильность, как социокультурный институт, призванный отбирать, сохранять, изучать и интерпретировать культурное наследие. Особо остро эта двойственность отражена в музеях современного искусства, переводящего в ранг искусства и истории, то, что является настоящим, актуальным, часто спорным и даже провокационным. Специфика современного искусства заставляет музей меняться и искать новые способы его показа и интерпретации. В ходе работы, удалось выделить игровые стратегии современного искусства, которые, по мнению автора, во многом задают соответствующий импульс различным сферам деятельности музея.

Проведенное исследование показало, что игровые стратегии современного искусства формировались на протяжении всего XX века. Модернизм ввел игру в искусство как принцип и определил многие игровые стратегии искусства второй половины XX века. Произошло смещения акцента в отношениях произведение — зритель. Художник, создавая произведение, сознательно закладывает в него вариативность интерпретаций, заигрывая со зрителем. Таким образом, зритель становится соавтором, участником творческого процесса. Кроме того, поиски новых форм и методов выражения привели к появлению новых техник, жанров, методов выразительности. Одной из наиболее ярких игровых составляющих эпохи модернизма является деятельность дадаистов и их кумира — М. Дюшана. Они заложили основы перформанса и всех его производных, реди-мейда, боди-арта и пр. Также, именно в это время художники начали «игры» с сознанием и подсознанием, пытаясь изобразить не внешний, а внутренний мир, игры с материалами, используя в работах мусор, предметы утилитарного значения и пр. После второй мировой войны в общество пришло разочарование, а в искусстве наступил новый виток развития. Игра вышло на первый план, преумножая опыт модернизма, и предлагая новые варианты в искусстве постмодернизма. Отражая царящий плюрализм современной культуры, искусство переняло его ироничный тон и любовь к разного рода подменам, вариативности, обращению к опыту, с целью переиграть его по-своему. Введенный Ж. Деррида принцип деконструкции позволил рассматривать любую теорию или произведение искусства относительно той или< иной" позиции, перестраивая устоявшиеся^ системы с точки зрения различных ракурсов. Эти тенденции, а также общее стремление людей к несерьезной, отроческой, позиции, обозначенное Й. Хейзинга еще в 30-е годы XX века как пуерилизм, позволили автору данной работы выделить лишь некоторые игровые стратегии современного искусствапоскольку все они могут быть смежными и интегрируемыми друг в друга. Основными, на наш взгляд являются.

• стратегия, основанная на принципе коллажирования,.

• смещение акцента в системе произведение-зритель, влекущее за собой вопросы авторства,.

• стратегия подмены ценностей,.

• «музеефицирование» в искусстве,.

• игровая составляющая перформанса,.

• аутсайдер арт,.

• «детский дискурс», который включил в себя любовь художников к куклам и игрушкам, мультфильмам и их персонажам и комиксам.

Коме того, автором были отмечены определенные параллели мотиваций4 художников при создании произведений, задействующих игровые стратегии и некоторыми особенностями психологии развития (страсть к собирательству и «музефицированию», наделение особым статусом предметов, не имеющих ценности в реальной жизни, желание через искусство выразить эмоции и переживания, ролевые игры). Эти особенности современного искусства во многом определяют специфику его репрезентации в пространстве музея современного искусства, а так же реализации его рекреационно-образовательной функции.

Зародившееся еще в середине XX века идея о музее как целостном и в концептуальном и в стилистическом плане «организме», остро актуальна сегодня. Игровые стратегии современного искусства, преломляясь, продолжают свое существование в архитектурно-пространственных и экспозиционных решениях музея. Музейная архитектура часто напоминает современную скульптуру, архитекторы продолжают игру художников с формами, материалами, объемами, иногда вдохновляясь конкретными направлениями в искусстве.

В ходе диссертации были выявлены и проанализированы «игровые отношения» зданий музеев современного искусства с природной средой — органическая архитектура, и городским ландшафтом (контрастность современного здания и городского пейзажа, использование промышленных зданий, где сталкиваются «высокий» статус искусства и сугубо утилитарное назначение фабрики, завода). Кроме того, необходимо отметить, что в современном мире музей приобретает статус мощного культурного центра, способного конкурировать на рынке досуга. Это связано с желанием музея привлекать, развлекать, информировать, быть приятным местом встречи, и в то же времясохранять высокий культурный статус. Это стимулирует поиск аттрактивных решений, размещению в пространстве музеях новых площадей: кинотеатров, игровых комнат, кафе, магазинов), которые должны быть решены в единой стилистической концепции музея.

Стремление музея репрезентировать современное искусство адекватно культурной и художественной ситуации привело к поиску новых способов его показа. Основные тенденции наметились еще в первой половине XX века во введении драматургических законов в принципы создания экспозиции, акценте на эргономичность среды музея, выходе художников «за рамки холста» в пространство экспозиции. В дальнейшем, новые тенденции в искусстве привели к созданию концепции «белого куба», принципу «экспоната в фокусе», развитию комплексного подхода, включающегонаучную разработку и художественно-образное решение. С развитиемтеории музейной коммуникации на первый план вышла тенденция построения экспозиции как некого семантико-семиотического текста, что отразилось и в создании концептуальных экспозиций, наиболее популярной формы показа современного искусства, где основой является репрезентация идеи. Концептуальный подход свойственен как целым музеям (деление по блокам-темам: Тейт, Музей Людвига в Русском музее, ЭММА и т. д.), так и отдельным музейным выставкам (Искусство про искусство (РМ), Скандинавский павильон.

Венецианской биеннале современного искусства 2009г). Создание концептуальных экспозиций предполагает трансформацию роли куратора в художника, а выставки — в произведение искусства.

Таким образом, можно констатировать, что экспозиционное пространство живет и развивается по законам искусства. Подобные изменения музейно-художественной среды являются естественными, учитывая взаимное интегрирование искусства, театра, литературы, архитектуры, экспозиции, индустрии развлечений и образования друг в друга. Игровые стратегии современного искусства, учитывая общие особенности современной культуры, проникли во все сферы деятельности музея, и часто диктуют особые «игровые» правила как в организации музейного пространства, так и способов его интерпретации.

Приобретенный во второй половине XX века статус музея как культурного, образовательного и досугового центра, потребовал от музея развития инновационных способов реализации его рекреационно-образовательной функции. Говоря о музее современного искусства, так же необходимо учитывать и его специфические особенности, с одной стороны несущее в себе мощный образовательный потенциал, с другой стороны часто вызывающие у «непосвященного» зрителя непонимание, а иногда и отторжение. Все перечисленные факторы, а так же общие культурные изменения, направили музей на поиски новых подходов в работе с аудиторией, позволяющих затрагивать их личный опыт, стимулирующих самостоятельные выводы и интерпретации, раскрытие творческого потенциала посетителя, его креативных возможностей, способностей к нестандартным решениям. Современное искусство, открытое свободным интерпретациям, будучи аттрактивным, часто напоминающим зрителям их собственные рисунки, способно возбудить у зрителя нестандартную реакцию, желание разобраться, попробовать самому, вывести зрителя на эмоциональный уровень восприятия, и, тем самым, стимулировать у него самостоятельную творческую деятельности, и таким образом, постичь суть творческого процесса. Игровые стратегии современного искусства, а также их дальнейшее существование в различных сферах музейной деятельности, и смежные принципы в игровых стратегиях искусства и психологии развития, дают основание утверждать, что наиболее органичными методами работы с посетителями являются игровые, или построенные на игровом принципе. Эффективность использования игровых методов доказана многими учеными и педагогами, и подтверждена практической деятельностью, не только музеев современного искусства, но и музеев различного профиля, что открывает перспективы развития игровых стратегий в деятельности музеев XXI века.

Таким образом, в образовательной и рекреационной деятельности музея современного искусства, необходимо, опираясь.' на существующий опыт, адаптировать игровые методы к специфике современного искусства, опираясь на его игровые стратегии. В процессе исследования были выделены методы, основанные на игровом принципе: стимулирования самостоятельной творческой деятельности, свободных ассоциаций, театрализации, а так же непосредственно метод игры, имеющий различные.модификации. Важными, среди них являются популярные в современной музейной практике игры-путешествия, ролевые игры, мультимедийные интерактивные образовательные игры, игровые книги и путеводители, творческие тетради и пр.

Применение методов, основанных на. игровом принципе в музее современного искусства является эффективным и адекватным, что доказано деятельностью многих зарубежных и отечественных музеев. Игра является, связующим звеном от общих культурных тенденций к современному искусству и способам его показа и интерпретации.

Итак, музей современного искусства, являясь сложным социокультурным институтом, способен использовать образовательный потенциал современного искусства, для отражения современных культурных и общественных тенденций, развитии у посетителей понимания сути творческого процесса, развитии личностных ориентиров, используя при этом оправданные, с точки зрения психологии и педагогики, игровые методы.

Опыт, накопленный музеями современного искусства в использовании игровых стратегий, несомненно, открывает новые перспективы как их собственного развития, так и развития музейного дела в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX -начала XXI века / Е. Ю. Андреева. СПб.: АЗБУКА-КЛАССИКА, 2007. -488 с.
  2. Р. Знакомтесь: Постмодернизм / Р. Аппиньянези, 3. Сардара, П. Карри / Пер. с англ. СПб.: Академический проект, 2004 -176 с.
  3. Т.А. Игра как феномен культуры: типология и историко-культурологический анализ: автореф. дис.. доктора филос. наук / Т. А. Апинян — СПб. гос. ун-т. СПб., 1994. — 39 с.
  4. Архитектура и изобразительное искусство на рубеже XXI века: итоги и перспективы развития. Материалы конференции НИИ теории и истории культуры PAX 1996 г // Вопросы искусствознания. 1996. — № 2. — С. 622−625.
  5. A.B. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды / A.B. Бакушинский. М.: Советский художник, 1981. — 352 с.
  6. Р. Избранные работы: семиотика: поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
  7. Э. Игра в глубокое. Введение в юнгинианскую психодраму / Э. Барц. М.: Класс, 1997. — 114 с.
  8. М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — С. 7−180.
  9. Й. Методы экспонирования / Й. Бенеш // Museum. 1983. -№ 138.-С. 30−35.
  10. И.Е. Игра как феномен сознания / И. Е. Берлянд. -Кемерово: АЛЕФ, 1992. 364 с.
  11. Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений) / Э. Берн. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  12. М. Открытие примитива в искусстве начала XX века. От Уде к Вальдену / М. Бессонова // Вопросы искусствознания. М., 1997. — № 1.-С. 412−421.
  13. . Система вещей / Ж. Бодрийяр / пер. с фр. С.Зенкина. — М.: Рудомино, 1995.- 174 с.
  14. К. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство XX века / К. Богемская. СПб.: Алетейя, 2001. -185 с.
  15. А.Г. Произведение изобразительного искусства как предмет искусствоведения и музейной педагогики второй половины XIX—XX вв..: автореф. дис.. канд. искусств. / А. Г. Бойко СПб., 2003. — 21 с.
  16. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия М.: МФЦП., 2002. — 1008 с.
  17. М. Вне игры / М. Борзенков // BLACKSQUARE. 2007. -000.- С. 132−133.
  18. А.Д. Искусство про искусство : вступ. статья / А. Д. Боровский // Каталог выставки «Искусство про искусство». — СПб.: Palace edition GraficArt, 2009. — С. 5- 43.
  19. А.Д. Мэтт Лэмб: Под зонтиком надежды: вступ. статья / А. Д. Боровский // Каталог выставки Мэтт Лэмб. — СПб.: Palace edition, 2007. — С. 7- 43.
  20. А.Д. Практически не изящные искусства: статьи, эссе. / А. Д. Боровский. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. — 478 с.
  21. А.Д. Силуэты современных художников- / А. Д. Боровский. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2003. — 376 с.
  22. В.В. Игра. / В. В. Бычков, О. В. Бычков // Новая Философская Энциклопедия: в 2 т. М.: Мысль, 2001. — Т. 2.- С. 67- 70.
  23. Л.А. Игра как вид деятельности / Л. А. Венгер // Вопросы психологии.— 1978. -№ 3.-С. 163−165.
  24. Л. Философские исследования // Философские работы / Л. Витгенштейн. М.: Наука, 1994. -Ч. 1. — С. 80−130.
  25. Л. Игра с формой. / Л. Вострецова // Коллаж в России XX век. СПб.: Palace Edition, 2005. — С. 29 — 39.
  26. В. Введение в психологию: Перевод. / В. Вундт/ СПб.: Питер: Питер бук., 2002. — 125 с.
  27. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. — 91 с.
  28. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии 1996. — № 6.-С. 62−76.
  29. Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. СПб.: Азбука, 2000.-410 с.
  30. Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Х. Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988.704 с.
  31. Н. Этика / Н. Гартман. СПб.: Изд.: Владимир Даль, 2002.710 с.
  32. Гераклит: фрагмент 52 // Из истории античной культуры. — М.: МГУ, 1976.-С. 41−53.
  33. М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века / М. Ю. Герман. СПб.: АЗБУКА-КЛАССИКА, 2005. — 480 с. 39. «Головокружение» 2004- «Покой нам только снится" — 2002″.: Программа Escape., М.: Insight Polygraphie, 2004. — 48 с.
  34. Т. Почти- все о „Черном квадрате“: вступ. статья / Т. Горячева // Приключения Черного квадрата. — СПб.: Palace Editions, 2007. — С. 4−22.
  35. . О музее современного искусства / Б. Гройс^ // Художественный журнал. 1999. -№ 23.-С. 25−30:
  36. . Утопия и обмен / Б. Гройс. М.: Знак, 1993. — 374 с.
  37. К. Душевная жизнь ребенка / пер. с нем. / К. Гроос. — Киев: Киевское Фребелевское общество, 1916. — 261 с.
  38. П.С. Игра //Культурология. XX век: словарь / П. С. Гуревич. -СПб., 1997. — Т.1. — С. 20−23.
  39. Е. Русское искусство XX века / Е. Деготь. М.: Трилистник, 2000. — 224 с.
  40. А.Б. Феномены человеческого бытия / А. Б. Демидов. -Минск: Экономпресс, 1999. 190 с.
  41. Ч. Новая парадигма в архитектуре / Ч. Дженкс // Проект international. 2003. — № 5. — С. 97−112.49- Дженкс Ч: Язык, архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс: — М.: Стройиздат, 1985. 137 с.
  42. Дианова ВШ: Постмодернистская? философия» искусства: истоки, и современность / В. М. Дианова. СПб.: Петрополис,.2000. — 237 с.
  43. Т.Н. Играют взрослые и дети: из опытам работы- дошкольных образовательных учреждений? России / Т.Н. Доронова'. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС 2006,-201 с:
  44. . М.П. Игра. /М.П- Жбанков // Постмодернизм. Энциклопедия / сост. А.А.Грицанов- М. А. Можейко. — Мн.: Интерпрессервис, 2001.-С. 475.
  45. А.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. — М. '. Педагогика, 1986: — Т. 1.-е- 223−257.
  46. Г. Практическая эстетика / Г. Земпер. — М.: Искусство, 1970, -320 с.
  47. Зинченко В- П. Исследования визуального мышления / Зинченко В. П., Мунипов В. М., Гордон В. М. // Вопросы психологии. 1973. — № 2. — С. 3−9.
  48. A.B. Архитектура XX века. Утопии и реальност: в 2. т. / A.B. Иконников. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — Т. 2. — 672 с.
  49. С.Н. История культурологических теорий: учеб. пособие. Рекоменд. УМО Минобр. РФ. / С. Н. Иконникова. СПб.: Питер, 2005.- 472 с.
  50. И. П. Постмодернизм: словарь терминов / И. П. Ильин. — М.: ИНИОН РАН. INTRADA, 2001. 384 с.
  51. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1998. — 255 с.
  52. С. Предисловие // Как всегда — об авангарде: антология французского театрального авангарда / С. Исаев. М.: ГИТИС, 1992. — С. 7—8.
  53. М.С. Музей в системе культуры / М. С. Каган // Вопросы искусствознания. 1994. — № 4. -С. 445−461.
  54. М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.
  55. Т.П. Оживают ли мумии? / Т. П. Калугина // Вопросы искусствознания. 1994. — № 4. — С. 461−473.
  56. Т.П. Художественный музей как феномен культуры / Т. П. Калугина. СПб.: Петрополис, 2001. — 288 с.
  57. И. Критика способности суждения /пер. с нем. / И. Кант. М.: Искусство, 1994. — 367 с.
  58. И.Н. «Приключение — здесь наиболее точное слово.» / И. Н. Карасик // НОМИ 2007. — № 4(57). — С. 10−14.
  59. А.И. Музей современного искусства: история институализации / А. И. Карлова // Вопросы культурологии. 2009. — № 3. -С. 38−42.
  60. Е. Новый русский перформанс / Е. Кикодзе // Комод. 1999.- № 8 С. 66−69.
  61. M. «Или вы музей, или вы современны» / М. Коростылева // НОМИ 2001. — № 19 — С. 40−45.
  62. Ф.А. Репрезентация современного искусства в музее. Теоретические и практические аспекты: автореф. дис.. канд. искусств. / Ф.А. Костриц- Акад. дек.-прикладн. иск. им. Мухиной. СПб., 2009. — 23 с.
  63. X. Цитадель авангардизма. Нью-Йоркский музей современного искусства / X. Креймер // Америка. 1981. — № 291. — С. 31—39.
  64. Кривко-Апинян Т. А. Мир игры / Т.А. Кривко-Апинян. — СПб.: Эйдос, 1992.- 160 с.
  65. Кузанский Николай: соч.: в 2 т. / Николай Кузанский. М.: Мысль, 1980.-Т. 2.-472 с.
  66. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Издательство МГУ, 1981. — 165 с.
  67. А.Н. Психологические основы детской игры / А. Н. Леонтьев // Советская педагогика. 1994. — № 4 — С. 14−20.
  68. Лиотар Ж.-Ф. (1979) Состояние Постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. -СПб.: АЛЕТЕЙЯ. 1998. — 160 с.
  69. Лиотар Ж.-Ф. Anima minima. (Выступление Лиотара 5 июня 1993 г.- пер. А. Беляк и В. Мазина) / Ж.-Ф. Лиотар // Кабинет «3»: Искусство, философия, психоанализ- ред. В.Мазин. СПб.: Изд-во СКИФИЯ — 2004. -С. 62−100.
  70. A.B. Музей как феномен современной визуальной культуры / A.B. Ляшко // Фундаментальные проблемы культурологи: в 4 т. / отв. ред. Спивак Д. Л. СПб.: Алетейя, 2008. — Т. 3: Культурная динамика. — С. 491−503.
  71. МазинВ. Жан-Франсуа Ли отар. Постсовременность, с незапамятных времен / В. Мазан // Кабинет «3»: Искусство, философия, психоанализ- ред. В.Мазин. СПб.: Изд-во СКИФИЯ — 2004. — С. 100−172.
  72. М. Т. Композиционно художественные тенденции формообразования музейной экспозиции (в контексте архитектуры, искусства, дизайна): автореф. дис.. доктора искусств. / М. Т. Майстровская. М., 2002. — 44 с.
  73. М.Т. Музейная экспозиция: тенденции развития / М. Т. Майстровская // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музея XXI века): сб. науч. трудов РИК. -М.: РИК, 1997. С. 7−23.
  74. Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньяковская. — СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.
  75. E.H. Новые тенденции в развитии музея и музейной деятельности / Е. Н. Мастеница // Собор лиц- под ред. М. Б. Пиотровского и A.A. Никоновой. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2006. — С. 138−145.
  76. С.Т. Язык искусства в контексте культуры / С.Т. Махлина- Санкт-Петербургская государственная академия культуры. — СПб. — 1995. — 217 с.
  77. М. В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей детский сад» : автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Мацкевич. — М., 2006. — 24 с.
  78. Музейное дело в России / под. ред. Каулен М. Е. М.: ИКАР, 2003.614 с.
  79. Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее / О.Л. Некрасова-Каратеева. М.: Высшая школа, 2005. — 207 с.
  80. H.A. Музейные средства: знаки и символы / H.A. Никишин // Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция: сб. науч. тр. М.: НИИ культуры, 1997 С. 37−54.
  81. H.A. Музейная экспозиция как художественная структура / H.A. Николаева // Искусство музейной экспозиции сб. науч. тр. М.: НИИ культуры, 1997 -№ 45. С. 65−94.
  82. Ортега-и-Гассет X. Размышления о Дон-Кихоте / Х. Ортега-и-Гассет. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — 332 с.
  83. Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005. — 504с.
  84. Педагогика и психология игры / под ред. Н. П. Аникеевой. -Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1985. 318 с.
  85. . Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М.: Просвещение, 1969. 658 с.
  86. Платон. Собр. соч .: в 4 т. / Платон. -М.: Мысль, 1990. Т.1. — 365 с.
  87. О.В. Арттерапия в художественном музее : учеб. пособие для студентов гуманитарно-художественных вузов / О. В. Платонова, Н. Ю. Жвитиашвили. СПб.: СпецЛит, 2000. — 143 с.
  88. Е.А. Детские игры, преимущественно русские / Е. А. Покровский. СПб.: Фирма ЛАНС, 1994. — 387 с.
  89. Т.П. Как делать музей (О методах проектирования музейной экспозиции) / Т. П. Поляков. — М.: Российский институт культурологии, 1997. — 174 с.
  90. Путешествие улитки / Н. Ю. Жвитиашвилли. СПб.: Palace Edition, 2001.-23 с.
  91. C.B. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель / C.B. Пшеничная. СПб.: Образование, 1999. — 196 с. ч108: Ретюнских Л: Т. Философия игры / Л. Т. Ретюнских. М.: Вузовская книга, 2002. — 256 с.
  92. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. 705 с.
  93. В. Конверсия искусства / В. Савчук. — СПб.: ООО Изд-во Петрополис, 2001. — 288 с.
  94. Ш. Сапанжа О. С. Взаимодействие музея и посетителя: вопросы классификации / О. С. Сапанжа // Музей зритель. XXI век.: матер, конф. к 80-летию Научно-просветительского отдела / науч. ред. О. Г. Махо. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. — С. 108 -116.
  95. О.С. Стратегии коммуникационных процессов современного музея : автореф. дис.. канд. культурологии / О.С. Сапанжа- СПбГУКИ. СПб., 2005. — 22 с.
  96. .К. Игра / Б. К. Сигов // Современная западная философия: словарь. М.: Политиздат, 1991. — С. 110—112.
  97. С. Диссонанс и гармония. Теоретические вопросы арт-психотерапевтических групп / Скейф С., Хьюэт // Арт-терапия. Диалог: Россия Великобритания: сб. статей / под ред. Н. Ю. Жвитиашвили. — СПб.: Островитянин, 2008. — С. 12−40.
  98. Е.Г. Аналитика масскульта / Е. Г. Соколов. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — 280 с.
  99. Г. Ассоциативная психология / Г. Спенсер, Т. Циген. — М.: ACT-ЛТД, 1998. 544 с.
  100. Л.Н. Искусство и игра / Л. Н. Столович. М.: Знание, 1987.-64 с.
  101. .А. Музейная педагогика. История, теория, практика / Б. А. Столяров. М.: Высшая школа, 2004. — 216 с.
  102. .А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. СПб.: Спец. Лит., 1999. — 288 с.
  103. Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма / Н. Суворов. СПб.: СПбГУКИИ, 2004. — 372 с.
  104. В.Я. Игра как социокультурный феномен: учеб. пособие /
  105. B.Я. Суртаев. СПб., 2003. — 208 с.
  106. В.Ф. Место и роль игрового феномена в культуре / В. Ф. Устименко // Философские науки. 1980. — № 2. — С. 69−77.
  107. К.Д. Собр. соч.: в 11 т. / К. Д. Ушинский. М. — Л.: АПН РСФСР, 1948−1950.-Т.1.-440 с.
  108. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев. -М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  109. Е. Основные феномены человеческого бытия / Е. Финк// Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. — С. 357-^403.
  110. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции / 3. Фрейд // под ред. Е. С. Калмыковой, М. Б. Аграчевой. М.: Фирма СТД, 2003. — 622 с.
  111. Фрейд 3. Художник и фантазирование / 3. Фрейд. М.: Республика, 1995.-396 с.
  112. М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности: работы разных лет. / пер. с франц. / М. Фуко. — М.: Касталь, 1996.-448 с.
  113. К. Влиятельные музеи мира / К. Хадсон / пер. с англ. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. — 196 с.
  114. М. Время и бытие / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — 343 с.
  115. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / И.Хейзинга. — М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — 416 с.
  116. JI. Играющий в героев. Проект музея при поддержке Института «Открытое общество» / JI. Черняева // Мир Музея. — 2004. — № 9. — С. 3−7.
  117. Д. О. От мегалита до мегаполиса. Очерки истории архитектуры и градостроительства / Д. О. Швидковский. — М.: Изд-во Архитектура, 2009. 480 с.
  118. Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собр. соч.: в 6 т. / Ф.Шиллер. М.: ГИХЛ, 1957. -Т.1.-486 с.
  119. Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. / Ф.Шлегель. М.: Искусство, 1983. — Т. 2. — 448 с.
  120. Шлейермахер Ф.Д. Э. Академические речи 1829 года / Ф.Д. Э. Шлейермахер / пер. Ананьева Е. М // Метафизические исследования. -СПб., 1998. Вып. 3, 4. — С. 76−87.
  121. Л.М. Игра в пространстве музея / Л. М. Шляхтина, E.H. Мастеница // Игровые образовательные методики в музейной работе с детьми: материалы науч.-практич. конф. 19 ноябр. 2005 г., г. СПб. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. — С. 13 — 20.
  122. Л.М. Современная методология реализации образовательной функции музея / Л. М. Шляхтина // Важский край: источниковедение, история, культура: исслед. и материалы. — Вельск, 2004. — Вып.2 — С. 125−139.
  123. JT.M. Становление и развитие музееведческой мысли в трудах Ф.И. Шмита / Л. М. Шляхтина, Е. Н. Мастеница // Собор лиц: сб.статей. — СПб.: Изд-во СПбГУКИИ, 2006 С. 32−40.
  124. А. Мир как воля и представление: в 5 т. / А. Шопенгауэр / пер. с нем. Мн.: ООО Попурри, 1999. — Т. 2. — 832 с.
  125. В. Психология раннего детства / В. Штерн / Петроград: 26-я Гос. Типография, 1922 — 400с.
  126. А.Н. Архитектура запада и мир искусства XX века / А. Н. Шукурова. -М.: Стройиздат, 1989. 318 с.
  127. Эко У. Отсутствующая культура. Введение в семиологию / У.Эко. -СПб.: Петрополис, 1998. 432 с.
  128. Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. 2-е изд. / - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. — 359 с.
  129. Т.Ю. Музееведение: учебник для высш. шк. / Т. Ю. Юреньева. М.: Академический проект, 2003. — 560 с.
  130. М.Ю. Я поведу тебя в музей : учеб. пособ. по музейной педагогике. М-во культуры Р. Ф. Рос. Ин-т культурологии / М. Ю. Юхневйч. -М.: РИК, 2001.-224 с.
  131. Яременко-Толстой В. «Сценический глаз»: изобразительное искусство и театр / В. Яременко-Толстой // НоМИ. 2001. — № 21. — С. 65−72.151'. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. — М.': Политиздат, 1991. — 527 с.
  132. XX век. В мастерской художника. Государственная Третьяковская галерея. — М.: Издательство ООО Пакет-Пресс, 2003. — 85 с.
  133. Atkins R. Art Speak: a guide to contemporary ideas, movements, and buzzwords / R. Atkins. New York: Abbeville Press Publishers, 1990. — 176 p.
  134. Blazwick I. Showing the Twentieth CENTURY / Blazwick I., Wilson S. // TATE Modern. The Handbook. Edited by Blazwick I., Wilson S. London, 2000. -P. 29−39.
  135. Centre Georges Pompidou, Paris. Munich — Berlin — Londres — New York: Prestel Verlag, 2002. — 213 p.
  136. Childhood Imagery from the Logan Collection- San Francisco Museum of Modern Art. San Francisco: Artweek, 2000−2001 — 35 p.
  137. Colin Rhodes. Outsider art: Spontaneous Alternatives / Colin Rhodes — London: Thames&Hudson world of art, 2004. 224 p.
  138. Concepts of modern art. From Fauvism to Postmodernism. Ed. By Nikos Stangos. London: Thames and Hudson Ltd, 1994. — 424 p.
  139. Diskaus R. Introduction in contemporary art / R. Diskaus. London, 1991. —32 p.
  140. Documenta. Kassel. Catalogue. Tachen, 2007. — 416, p.,
  141. EMMA Espoo Museum of Modern Art. — Espoo: Art-Print Oy, 2007. — 98 p.
  142. Salmon Dimitri. Ingres et les modernes / D. Salmon. Paris: Somogy, 2009.-335 p.
  143. В. И. Метафизика игры у Николая Кузанского / В. И. Агарков // Крымская мужвузовская электронная библиотека Электронный ресурс. Режим доступа: http://elib.crimea.edu/index.php?option=comcontent&task=view&id=73 — Загл. с экрана.
  144. П. Игра и деконструкция в постмодернистской философии / П. Бойко // Тотум. Философский журнал Электронный ресурс. 2003. — № 1(2). — Режим доступа: http://korfo.kubsu.ru/totum/index.php?a=15&l=rus/ -Загл. с экрана.
  145. Виола Билл. Пионер видео-арта Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.lookatme.ru/flows/iskusstvo/posts/65 133-bill-viola-pioner-video-arta/ Загл. с экрана.
  146. Государственный Эрмитаж: Обучение и образование Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/htmlRu/06/2008/hm64l2.html Загл. с экрана.
  147. П.К. Философия постмодернизма / В. П. Гречко // Российский университет дружбы народов Электронный ресурс. 2003. -Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/8592 — Загл. с экрана.
  148. Дети // Гараж Центр современной культуры Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.garageccc.com/kids/ Загл. с экрана.
  149. Детские дни в Петербурге Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.museuml2345.ru/ — Загл. с экрана.
  150. Е. Национальные павильоны Венецианской биеннале : своими глазами / Е. Деготь // Open Space Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.openspace.ru/mediathek/details/10 771/ —Загл. с экрана.
  151. Дюны вантовых конструкций // Агентство архитектурных новостей Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.archi.ru/foreign/news/newscurrent.html?nid==8390&fl==l&sl=l — Загл. с экрана.
  152. JI. Страшные тайны флешмоба / Л. Морозова // OpenSpace Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.openspace.ru/art/projects/88/details/2437/-Загл. с экрана.
  153. Alexander Reichstein. Art for kids and parents Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.reichstein.name/index-2.html/ — Загл. с экрана.
  154. Centre Pompidou Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.centrepompidou.fr/ - Загл. с экрана.
  155. Engage in the visual arts Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.engage.org/home/index.aspx- Загл. с экрана.
  156. Games // Tate kids Электронный ресурс. — Режим доступа: http://kids.tate.org.uk/games/-Загл. с экрана.
  157. Louisiana. Museum of modern art Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.louisiana.dk/dk/Service+Menu+Right/English Загл. с экрана.
  158. МОМА Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.moma.org/ Загл. с экрана.
  159. Pro Arte Электронный ресурс. Режим доступа http://www.proarte.ru/ru/programm/festival/ - Загл. с экрана.
  160. Tadao Ando Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.andotadao.org/ — Загл. с экрана.
Заполнить форму текущей работой