Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дидактические условия формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ результатов научных исследований, учебных планов, программ, педагогический опыт позволил провести интеграцию специальных дисциплин «Проектирование» и «Художественное проектирование предметно-пространственной среды» в единый интегративный курс «Проектирование интерьера». Интеграция осуществлена на общенаучном, общетехническом, общепроектном и частнопроектном уровнях, это позволило… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе
    • 1. 1. Понятийный аппарат проблемы профессиональной подготовки специалистов в области дизайна
    • 1. 2. Исторический аспект проблемы становления проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе
    • 1. 3. Концептуальные основы процесса формирования проектно-художественных умений
    • 1. 4. Психолого-педагогические требования к процессу формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Дидактическая характеристика формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе
    • 2. 1. Модель дидактических условий формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна
    • 2. 2. Технология формирования проектно-художественных умений в процессе обучения у будущих специалистов в области дизайна в вузе
    • 2. 3. Опытно-экспериментальное исследование и результаты реализации модели дидактических условий формирования проектнохудожественных умений у студентов
  • Выводы по второй главе

Дидактические условия формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время дизайн — образование создает широкие возможности для реализации вариативного подхода к обучению, способствует удовлетворению образовательных запросов молодежи. Ускорение темпов общественного прогресса в период инновационного развития и гуманизации профессионального образования диктует необходимость постоянного совершенствования высшего профессионального образования в целом и дизайн-образования в частности.

В данном аспекте в качестве целевой установки должны быть положены современные требования к специалистам дизайнерам. Это касается в первую очередь эффективного формирования проектно-художественных умений У будущих специалистов в области дизайна.

Исследователи отмечают, что педагогические системы профессионального образования не могут быть решены без соответствующих форм интеграции различных знаний, умений и навыков. Для решения проблемы профессионального образования будущих дизайнеров существенное значение имеет «опережающее моделирование» (А.П. Беляева), поэтому насущно актуальной становится проблема создания интегративно-модульной системы подготовки дизайнеров в условиях вуза. В дидактическом отношении разработка проектов (проектирование) вместе с контролем знаний образует заключительный, обобщающий этап процесса обучения дизайнеров, оценкой уровня профессиональной квалификации будущего специалиста.

В обеспечении выполнения этих требований существенную роль играют инновационные подходы к процессу образования, позволяющие эффективно решать целый ряд задач, трудно достигаемых в традиционном обучении.

Однако отдельные вопросы применительно к профессиональной подготовке будущих специалистов в области дизайна разработаны недостаточно полно. Совершенствование профессиональной подготовки будущих специа3 листов в области дизайна, протекающей в современных социально-экономических условиях, основывается, прежде всего, на выявлении и оценке профессиональных умений для решения проектно-художественных задач, на создании оптимальных условий для развития и реализации данных умений. В этом аспекте результативность профессиональной деятельности специалистов в области дизайна во многом определяется уровнем сформированное&tradeпроектно-художественных умений у будущих дизайнеров.

В связи с этим предъявляются высокие требования к специалистам в области дизайна, к их профессиональным умениям, направленным на выявление определяющих факторов успешной проектно-художественной деятельности, обеспечение необходимых условий для совершенствования учебно-воспитательного и учебно-профессионального процессов.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью научно-обоснованного подхода к разрешению противоречий, проявившихся в образовательном пространстве между:

— современными требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки специалистов в области дизайна, способных осуществлять инновационные процессы, организовывать культуротворческую среду в обществе и государстве, формировать предметный мир человека и неспособностью обеспечить высокое качество подготовки будущих специалистов;

— возрастающими требованиями к профессиональным умениям специалистов в области дизайна и недостаточной разработанностью в вузах дидактических условий формирования у студентов профессиональных умений, ориентированных на формирование проектно-художественных умений, обеспечивающих комфортную жизнедеятельность человека в обществе.

Исследование различных проблем профессиональной подготовки студентов представлено в ряде работ С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, Н. В. Кузьминой, Б. С. Гершунского, В. П. Беспалько, А. К. Марковой. В работах В. Л. Глазычева, В. Т. Шимко, В. Т. Минервина, С. М. Михайлова,.

A.B. Ефимова, E.H. Лазарева, Н. В. Воронова, Н. Ф. Рунге дано обоснование 4 возникновения проектно-художественной деятельности, как синтезу технического конструирования и художественного моделирования. Методологи архитектурного проектирования среды Б. Г Бархин, М. М. Гаврилова, В. И. Коваленко, Б. В. Нешумов, И. В. Полещук, М. И. Тосунова описывают сущность, этапы и стадии разработки архитектурного проекта, вопросы подготовки специалистов-архитекторов. Особенно много вопросов подготовки будущих специалистов в области дизайна к профессиональной деятельности обсуждается в работах М. М. Кожуховской, О. И. Генисаретского, Е. В. Ткаченко, В. В. Сеньковского, В. Ф. Сидоренко, В. Т. Шимко,.

A.П. Ермолаева, М. С. Каган, Л. А. Зеленова. Проблемы организации творческой деятельности и развития личности нашли отражение в работах.

B.А. Сластенина, С. Д. Смирнова, И. С. Якиманской.

Исследование показало, что теоретико-педагогическим аспектам формирования профессиональных умений будущих специалистов в области дизайна уделяется недостаточное внимание, хотя и существует целый ряд исследований по формированию проектной культуры будущего дизайнера.

Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить дидактические условия формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна.

Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов в области дизайна.

Предмет исследования: дидактические условия формирования про-ектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна.

Гипотеза исследования: процесс формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна будет успешным, если:

— определена сущность и структура профессиональных умений будущих специалистов в области дизайна;

— разработана модель дидактических условий формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области дизайна- 5.

— разработан технологический процесс профессиональной подготовки специалистов в области дизайна;

— разработан учебно-методический комплекс, обеспечивающий эффективное развитие профессиональных умений у будущих специалистов в области дизайна.

В соответствии с целью исследования и его гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:

1. Изучить исторический аспект проблемы становления проектно-художественных умений и на основе этого дать обоснование модели дидактических условий формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе.

2. Выявить и сформулировать концептуальные основы модели дидактических условий формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе.

3. Разработать и научно обосновать модель дидактических условий формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе.

4. Научно обосновать этапы формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе.

5. Разработать критерии и показатели оценки уровня сформированно-сти проектно-художественных умений.

6. Разработать учебно-методическое обеспечение по курсу «Проектирование интерьера».

7. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели дидактических условий формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе.

Теоретико-методологическая основа исследования:

— теория непрерывного многоуровневого профессионального образования (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, Н. В. Кузьмина, Б. С. Гершунский,.

С.М. Маркова, A.M. Новиков, Ю. Н. Петров и др.) — 6.

— методология системного, интегративного, технологического подходов (А.П. Беляева, В. П. Беспалько, К. Я. Вазина, А. Т. Глазунов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В.А. Сластенин);

— теория личностно-деятельностного подхода (J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, C.JT. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др.);

— концепции компетентностного подхода в образовании (И.Г. Агапова, В. И. Байденко, В. А. Болотов, Э. Ф. Зеер, И. М. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, JI.M. Митина, Н. Хомской, A.B. Хуторской и др-);

— исследования в области истории, теории, методологии дизайна (B.JI. Глазычев, В. Т. Шимко, В. Т. Минервин, С. М. Михайлов, A.B. Ефимов, E.H. Лазарев, Н. В. Воронов, Н. Ф. Рунге и др.);

— теоретические основы творческого развития личности и организации творческой деятельности (В.А. Сластенин, С. Д. Смирнов, И. С. Якиманская и др.);

— методология архитектурного проектирования среды (В .Г. Бархин, М. М. Гаврилова, В. И. Коваленко, Б. В. Нешумов, И. В. Полещук, М. И. Тосунова и др.);

— теории и методики художественного образования и дизайн-образования (Т. Мальдонадо, М. М. Кожуховская, О. И. Генисаретский, Е. В. Ткаченко, В. В. Сеньковский, В. Ф. Сидоренко, В. Т. Шимко, A.A. Гаврилина, Н. К. Кудрявцев, A.B. Ефимов, А. П. Ермолаев, М. С. Каган, А. И. Ковешников, Л. А. Зеленов и др.).

Методы исследования:

— теоретико-методологический анализ и синтез исторической, философской, психологической, педагогической и методической литературы, концептуальный анализ диссертационных работ по проблеме исследования;

— изучение и анализ отечественной практики по разработке и внедрению проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе;

— методы педагогического моделирования;

— обобщение, сравнение, абстрагирование, прогнозирование;

— методы эмпирического исследования: беседа, наблюдение, анкетирование, ранжирование, изучение продуктов деятельности, экспертное оценивание, педагогический эксперимент.

Экспериментальная база исследования: ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» и ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (Гуманитарно-художественный институт).

В эксперименте участвовали студенты, обучающиеся по специальности 50 501.65 «Профессиональное обучение (дизайн)» специализация «Дизайн интерьера» (118 человек).

Цели, задачи и методолого-теоретические основы исследования определили процедуру экспериментальной работы, которая проводилась в период с 2004 по 2009 гг. в несколько этапов.

На первом этапе (2004;2006 гг.) исследовалось состояние проблемы в историческом аспекте, а также в теории и практике обучения будущих дизайнеров интерьера, изучался опыт формирования проектнохудожественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе. Анализировались литературные источники, диссертационные работы, определялись теоретические основы, разрабатывалась программа экспериментального исследования.

На втором этапе (2006;2007 гг.) разрабатывалась структура и содержание дидактических условий формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе на основе концептуальных идей, осуществлялась разработка модульных учебных программ, определялись этапы формирования проектно-художественных умений у бу8 дущих специалистов в области дизайна в вузе. Проводились наблюдения, опросы, анкетирование участников эксперимента.

На третьем этапе (2007;2010 гг.) проводился формирующий эксперимент по внедрению разработанной модели дидактических условий формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе, осуществлялось подведение итогов, теоретическое осмысление и систематизация результатов исследования, уточнение положений, выносимых на защиту.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработана система дидактических условий формирования проектно-художественных умений, позволяющая осуществлять профессиональную подготовку на основе системного, интегративно-модульного и личностно-деятельностного подходов.

Определены структурно-содержательные и процессуальные компоненты обучения специальным дисциплинам, обеспечивающие формирование проектно-художественных умений у студентов — будущих специалистов в области дизайна.

Разработанный учебный курс «Проектирование интерьера», представляет собой совокупность научных понятий, фактов, профессиональных умений.

Разработан процесс поэтапного формирования проектно-художественных умений у студентов — будущих специалистов в области дизайна.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработаны концептуальные идеи (идея развития ценностей Красоты, идея гармонии и гармонизации, идея единства технического конструирования и художественного моделирования, идея развития инновационной деятельности);

— осуществлен системный, личностно-деятельностный и интегратив-но-модульный подход к проектированию дидактических условий формирования проектно-художественных умений;

— выделена система проектно-художественных умений (аналитико-целевые, эскизно-композиционные, проектно-конструкторские, архитектурно-графические, рефлексивные умения), являющихся ориентиром для интеграции содержания и процесса обучения;

— определены интегративные компоненты знаний, умений в учебном курсе «Проектирование интерьера»;

— разработана структура и содержание занятий, направленных на формирование проектно-художественных умений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— разработана, обоснована и внедрена система дидактических условий формирования проектно-художественных умений;

— разработана и реализована программа обучения по интегративному курсу «Проектирование интерьера» и процесс поэтапного формирования проектно-художественных умений;

— определены показатели эффективности дидактических условий формирования проектно-художественных умений;

— разработана система практических познавательных задач для овладения проектно-художественными умениями;

— разработаны методические рекомендации;

— результаты исследования внедрены и используются в образовательном процессе ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет».

Положения, выносимые на защиту:

1. Модель дидактических условий формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна, разработанная на основе системного, интегративно-модульного, личностнодеятельностного, технологического, проблемно-алгоритмного подходов, раскрывающая логическую структуру педагогического процесса, определяющая требования к построению содержания и процесса обучения, обеспечивающая подготовку будущих специалистов в области дизайна.

2. Интегративный учебный курс «Проектирование интерьера» построенный на взаимосвязи содержания учебной дисциплины «Проектирование», «Художественное проектирование предметно-пространственной среды» и представляет собой систему интегративных комплексов: общенаучного, общегуманитарного, общетехнического, художественного, общепроектного, частнопроектного.

3. Процесс поэтапного формирования проектно-художественных умений, включающий следующие этапы: мотивационно-ориентировочный, этап формирования обобщенных проектно-художественных умений на основе готовых алгоритмов и схем проектно-художественной деятельности, этап формирования вариативных проектно-художественных умений, этап осуществления комплексного применения полученных знаний и умений, рефлексивный этап.

Достоверность и обоснованность результатов проведенного исследования обеспечены теоретико-методологическим обоснованиемиспользованием исторических, философских, психологических, педагогических, методических источниковлогической структурой построения исследования, опорой на целостную систему теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих цели и задачам исследованиястатистической значимостью полученных результатов, возможностью воспроизведения результатов опытно-экспериментальной работы в условиях образовательных учреждений ГОУ ВПО данного профиляличным участием автора в качестве исследователя образовательного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты исследования на различных этапах были обсуждены на заседаниях кафедры дизайна интерьера Волжского государственного инженерно.

11 педагогического университета, на научно-практической конференции ВГИПУ (2008), представлены в работе научно-практических конференций нашего города и различных регионов страны: «Креативность как составляющая профессиональной компетентности студентов» (Н. Новгород, 2006), «Современные технологии в Российской системе образования» (Пенза, 2007), «Непрерывное образование учителя технологии: проблемы качества» (Ульяновск, 2007), «Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста» (Н. Новгород, 2007), «Развитие творческого наследия С .Я. Батышева в системе непрерывного профессионального образования» (Н. Новгород, 2007), «Философия отечественного образования: история и современность» (Пенза, 2008), «Формирование профессиональной культуры специалиста XXI века в техническом университете» (СПб, 2008), «Теоретические и прикладные аспекты личностного и профессионального развития» (Омск, 2008), «Инновации в системе непрерывного профессионального образования» (Н. Новгород, 2008), «Научное педагогическое наследие А. П. Беляевой в системе профессионального образования в России» (Н. Новгород, 2008), «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Москва-Челябинск, 2008), «Ценности и смыслы современного образования» (Мурманск, 2009), «Наука и молодежь» (Н.Новгород, 2009).

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (163 источника) и приложения.

Выводы по второй главе.

1. В исследовании проведена работа по проектированию дидактических условий обучения, как одного из компонентов целостной профессионально-педагогической деятельности преподавателя. Система дидактических условий формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе разработана на основе системного, интегратив-но-модульного и технологического подходов, раскрывает логическую структуру педагогического процесса, определяет требования к построению содержания и организации процесса обучения.

2. Анализ результатов научных исследований, учебных планов, программ, педагогический опыт позволил провести интеграцию специальных дисциплин «Проектирование» и «Художественное проектирование предметно-пространственной среды» в единый интегративный курс «Проектирование интерьера». Интеграция осуществлена на общенаучном, общетехническом, общепроектном и частнопроектном уровнях, это позволило структурировать содержание в следующие блоки: общенаучный, общегуманитарный, общетехнический, художественный, общепроектный, частнопроектный.

3. Технология поэтапного формирования проектно-художественных умений построена на основе теории поэтапного формирования умственных действий, проблемно-алгоритмического обучения, технологического подхода к педагогическому процессу. Разработанная технология включает в себя этапы, методы, средства обучения, управление учебно-познавательной деятельностью и систему проектно-творческих заданий.

4. Экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанной модели дидактических условий формирования проектно-художественных умений. Отмечено: возрастание качества проектно-творческих работ, положительная динамика сформированности проектно-художественных умений студентов, коррекция мотивов к формированию проектно-художественных умений. Результаты проведенного исследования подтверждают основные положения гипотезы.

Заключение

.

1. Выделена система дидактических условий формирования проектно-художественных умений, позволяющая осуществлять профессиональную подготовку на основе системного, интегративно-модульного и личностно-деятельностного подходов.

2. Разработаны концептуальные идеи (идея развития ценностей Красоты, идея гармонии и гармонизации, идея единства технического конструирования и художественного моделирования, идея развития инновационной деятельности).

3. Осуществлен процесс поэтапного формирования проектно-художественных умений, включающий следующие этапы: мотивационно-ориентировочный, этап формирования обобщенных проектно-художествен-ных умений на основе готовых алгоритмов и схем проектно-художественной деятельности, этап формирования вариативных проектно-художественных умений, этап осуществления комплексного применения полученных знаний и умений, рефлексивный этап.

4. Разработана модель дидактических условий формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна, разработанная на основе системного, интегративно-модульного, личностно-деятельностного, технологического, проблемно-алгоритмного подходов, раскрывающая логическую структуру педагогического процесса, определяющая требования к построению содержания и процесса обучения, обеспечивающая подготовку будущих специалистов — дизайнеров.

5. Разработан интегративный учебный курс «Проектирование интерьера», построенный на взаимосвязи содержания учебной дисциплины «Проектирование» и «Художественное проектирование предметно-пространственной среды», представляет собой систему интегративных комплексов: общенаучного, общегуманитарного, общетехнического, художественного, общепроектного, частнопроектного.

6. Доказана эффективность предложенной модели дидактических условий формирования проектно-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. А. Вопросы теории архитектуры. Архитектурно-теоретическая мысль нового и новейшего времени / под ред. И. А. Азизян.: Сб научных трудов. -М.: КомКнига, 2006. — 384 с.
  2. , К.З. Феномен творчества: историко-лингвистический аспект / К. З. Акопян // Философские науки. 2006. — № 4. — С. 114−126- № 5. — С. 18−32.
  3. , Ю.В. История архитектуры градостроительства и дизайна / Ю. В. Алексеев, В. П. Казачинский, В. В. Бондарь. Курс лекций. — М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2004. 445 с.
  4. , Л.Г. Дидактическая система формирования профессиональных интересов у учащихся средних профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1986.-96 с.
  5. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980. -368 с.
  6. , А. Компьютерные средства и эволюция методологии архитектурного проектирования: автореф. дис.. д.арх. / А. Асанович- МАРХИ.-М., 2007.-31 с.
  7. , П.Р. Технологии и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика, 1996. — № 2. — С. 11−14.
  8. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1997. — 254 с.
  9. , Б.Г. Методика архитектурного проектирования / Б.Г. Бар-хин. М.: Стройиздат, 1993. — 438 с.
  10. , С.Я. Блочно-модульное обучение / С .Я. Батышев. — М.: АПО, 1997.-255 с.
  11. И. Батышев, С. Я. Подготовка рабочих-профессионалов / С .Я. Батышев. М.: РАО, 1995. — 245 с.
  12. , С .Я. Прогностическая ориентация профессионального образования / С. Я. Батышев // Педагогика. — 1998. № 6.
  13. , E.H. Основы архитектуры зданий и сооружений / E.H. Белоконев, А. З. Абуханов, A.A. Чистяков, Т. Н. Белоконева.: Уч. пособие. Р.- > на-Д.: Феникс, 2005.-251 с.
  14. , А.П. Взаимосвязь профессиональной и общеобразовательной подготовки рабочих / А. П. Беляева // Основы методики комплексного подхода к содержанию образования в средних профтехучилищах. — М., 1979.
  15. , А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / А. П. Беляева. СПб.: Радом, 1997. — 225 с.
  16. , А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / А. П. Беляева. СПб.: Изд-во СПб гос. ун-та, 1999. — 480 с.
  17. , В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Бес-палько. Воронеж: Воронежский ун-т, 1997. — 204 с.
  18. , Р.У. Теоретико-педагогические основы развития творческой индивидуальности субъектов образования: Автореф. дисс.. д.п.н. — СПб.: РГПУ, 2000.-38 с.
  19. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4.-С.26.
  20. , В.В. Эстетика / В. В. Бычков. М.: Проект, 2003. — 384 с.
  21. , А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие / А. П. Валицкая // Педагогика. 2001. — № 7. — С.3−7.
  22. , М.А. Педагогическая технология в деятельности учителя / М. А. Викулина, E.H. Дмитриева.: Уч. пособие. Н. Новгород: НГЛУ, 2005.-283 с.
  23. , Е.Б. Аксиоматический аппарат и законы теории модернизации образования / Е. Б. Виноградова // Инновации в образовании. — 2007.-№ 1. — С.16−24.
  24. Вольф, Роберт П. О философии / пер. с англ. под ред. В. А. Лекторского, Т. А. Алексеевой. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 402 с.
  25. , И.В. Социальный мир жилого интерьера: архетипиче-ские основания телевизионного дискурса / И. В. Воробьев, Е. В. Надеждина // Философские науки. 2007. — № 7. — С. 83−101.
  26. , Н.В. Дизайн: русская версия / под ред. Г. В. Вершинина. — М.- Тюмень, 2003. 208 с.
  27. , Н.В. Очерки истории отечественного дизайна 4.2: Русский дизайн / Н. В. Воронов. М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 1998. — 145 с.
  28. , О.С. Гуманизация воспитания в современных условиях / под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М., 1995. — 142 с.
  29. , А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений / А. Л. Гельфонд. М.: Архитектура-С, 2006. — 277 с.
  30. , О.И. Эстетические концепции современного дизайна / О. И. Генисаретский. М.: Изобразительное искусство, 1988. — 183 с.
  31. , Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании. / Б. С. Гершунский // Педагогика. — 1992. № 5. — С. 12.
  32. , В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайнана Западе / В. Л. Глазычев. -М.: Искусство, 1970. 191 с.
  33. , В.А. Культурология / В. А. Глуздов, И. И. Лукичева, A.A. Касьян и др.: под ред. В. А. Фортунатовой.: Уч. пособие. М.: Высшая школа, 2003. — 303 с.
  34. , В.Г. Философия техники как теория технической деятельности и проблемы социальной оценки техники / В. Г. Горохов // Философские науки. 2006. — № 1. — С. 28−41- № 2. — С.26−43- № 3. — С. 15−44- № 4. — С.35−53.
  35. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 50 501.65 «Профессиональное обучение (дизайн)». М. изд-во «Полиграфия», 2000. — 24 с.
  36. , М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований / М. А. Данилов // Сов. педагогика. 1969. — № 5.
  37. , В.П. Актуальные вопросы эстетики архитектуры / В. П. Дахно, (отв. редактор), Ю. П. Евреинов, А. П. Мардер, Б. Г. Сацюк, Н.К. Три-каш.: Сб. научных трудов. Киев: ЗНИИЭП, 1988. 108 с.
  38. Дж.К. Инженерное и художественное конструирование / Дж.К. Джонс.:Пер. с англ. — М.: Мир, 1976. с.
  39. , A.B. Дизайн архитектурной среды / Г. Б. Минервин, А. П. Ермолаев, В, Т. Шимко, A.B. Ефимов, Н. И. Щепетков, A.A. Гаврилина, Н. К. Кудряшев.: Учеб. для вузов. М.: Архитектура-С, 2005. — 504 е., ил.
  40. , М.А. Современные методы обучения / М. А. Жиделев. — М.: Высш. шк., 1985. 72 с.
  41. , В.И. Методология и методы психолого педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. -208 с.
  42. , В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  43. Закон «Об образовании РФ» // Вестник образования. М.: Изд-во «Про-Пресс. — 1996. — № 7.
  44. , JI.A. Региональные элективы / JI.A. Зеленов, A.A. Владимиров.: Сб. научных трудов. Н. Новгород, 2001. — 160 с.
  45. , JI.A. Система эстетики / JI.A. Зеленов.: Уч. пособие. Н. Новгород-М.: Изд-во ГХИННГАСУ, Российская академия образования, 2005. -418 с.
  46. , П.Л. Методологический анализ взаимосвязи новационной и инновационной деятельности: автореф. дис.. к.ф.н. / П.Л. Зеленов- НГА-СУ. Н. Новгород, 2007. — 31 с.
  47. , В.Г. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности / В. Г. Иванов. // Высш. образование в России. 1997. — № 4.
  48. , A.B. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / A.B. Иконников, М. С. Каган, В. Р. Пилипенко и др.- ВНИИТЭ. М.: Стройиздат, 1990−335 с.
  49. , В.Р. Герменевтический подход к построению содержания образования / В. Р. Имакаев // Философские науки. — 2007. № 5. — С. 115 135.
  50. , A.B. Дизайн как социокультурный феномен: автореф. дис.. к.ф.н / A.B. Казарин- НГАСУ. Н. Новгород, 2002. — 30 с.
  51. Казбек-Казиев, З. А. Архитектурные конструкции / под ред. З.А. Казбек-Казиева. М.: Архитектура-С, 2006. — 242 с.
  52. , А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы / А. Кармин // Философский вестник. — 2007. №. — С.52−59.
  53. Катханов, К. Н Новые технологии обучения по ФПКП: теория, опыт, проблемы / К. Н. Катханов. М., 1991. — 144 с.
  54. , К.Н. Педагогические основы производительного труда / К. Н. Катханов. М.: Высш. шк., 1987. — 358 с.
  55. , T.JI. Основы архитектуры / T.JI. Кильпе.: 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1989. -174 с.
  56. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  57. , М.В. Развитие „педагогической технологии“ и проблемы теории обучения / М. В. Кларин // Сов. педагогика. 1984. — № 4. — С. 117−122.
  58. , H.A. Дизайн. История и теория / H.A. Ковешнико-ва.: Уч. пособие. М.: Омега-JI, 2005. — 221 с.
  59. , М.С. Дизайн в современной культуре / М. С. Коган, JI.H. Безмоздин // Искусство в системе культуры: Сб.ст.-JT.: изд-во „Наука“, 1987. -272 с.
  60. , М.С. Философская теория ценностей / М. С. Коган. М., СПб., 1997.-168 с.
  61. , И.А. Педагогическое проектирование / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. М.:"Академия», 2005. — 288 с.
  62. Конституция Российской Федерации. — М.: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2003. — 64 с.
  63. , Л.В. Проблема сознания и психологические условия его развития в учебной деятельности студентов вузов / Л. В. Кочнева. 2006. — № 5.-С. 84−94.
  64. , В.В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. 256 с.
  65. , O.A. Эстетика / O.A. Кривцун. М.: Аспект Пресс, 1998. -429 с.
  66. , К.В. Архитектурная графика / К. В. Кудрявцев.: Уч. пособие. М.: Архитектура-С, 2004. — 308 с.
  67. , Н.Е. Пути интенсификации профессионального формирования основных систем понятий и умений при обучении химии / Н. Е. Кузнецова // Проблемное обучение химии в социалистических странах. -1987.
  68. , Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1980. — 216 с.
  69. , Л.А. Основные термины дизайна: краткий справочный словарь / Л. А. Кузьмичев (отв. редактор), Д. А. Азрикан, Г. Л. Демосфенова, М. А. Тимофеева, М. В. Федоров, С.О. Хан-Магомедов. -М.:ВНИИТЭ, 1988. -88 с.
  70. , Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. И. Кутепова. -Н. Новгород, 2002. 192 с.
  71. , А.Н. История дизайна / А. Н. Лаврентьев. :Уч. пособие. М.: Гардарики, 2006. — 302 с.
  72. , Е. Н. Дизайн: от формы вещи до духа человека // Дизайн для всех: Альманах. — М., 1992. № 1.
  73. , H.H. Гармонизация педагогического процесса ценностного самоопределения школьников / H.H. Лебедева // Инновации в образовании. 2006. — № 5. — С. 96−107.
  74. , А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А. Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1983. Т. 1.-391 с.
  75. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И .Я. Лер-нер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  76. , И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И. Я. Лернер // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
  77. , И.В. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина и Ф. Н. Петрова. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955. — 855 с.
  78. , Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции / Г. Н. Лола.-М.: МГУ, 1988.-С. 36,162.
  79. , Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. -М.: Педагогика, 1991. 296 с.
  80. , Ю.В. Знание как образ и событие / Ю. В. Любимов // Философские науки. 2007. — № 4. — С.96−109.
  81. , В.Н. Актуальные проблемы дидактики: Лекции / В. Н. Максимова. Л.: ЛГПИ, 1982. — 48 с.
  82. , В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя / В. Н. Максимова. -М.: Просвещение, 1984. 143 с.
  83. , С.Н. О деятельностной природе воображения в немецкой философской классике / С. Н. Мареев // Вопросы философии. — 2005. -№ -С. 146−157.
  84. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Знание, 1996. 308 с.
  85. , А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова.: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  86. , А.Н. Культурология. История мировой культуры / под ред. А. Н. Марковой.: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 600 с.
  87. , С.М. Педагогическое проектирование в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования / С. М. Маркова. — Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. 88 с.
  88. , С.М. Проектирование модели личности специалиста / С. М. Маркова, Е. П. Седых. Н. Новгород: ВГИПА, 2004. — 58 с.
  89. , М.Н. Развитие способностей к дизайнерской деятельности (на материале обучения студентов художественно-графического факультета технической и компьютерной графике): Автореф. дисс.. д.п.н. — М.: МПГУ, 2002.-32 с.
  90. , М.И. Современный урок / М. И. Махмутов. 2-е изд. -М.: Педагогика, 1985. — 174 с.
  91. , Н.А. О концепции формирования умственных действий / Н. А. Менчинская // Вопр. психологии. 1960. — № 1. — С. 157−164.
  92. , Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений / Е. А. Милерян. М.: Педагогика, 1973. — 299 с.
  93. , Г. Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования: дизайн архитектурной среды / Г. Б. Минервин. М.: Архитек-тура-С, 2004. 192 с.
  94. , А.Н. Педагогические условия совершенствования информационно-образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис.. к.п.н / А.Н. Михайлов- ННГАСУ. Н. Новгород, 2007. — 23 с.
  95. , С.М. История дизайна. Краткий курс / С. М. Михайлов, A.C. Михайлова.: Учебник для вузов. М.: Союз дизайнеров России, 2004. -289 с.
  96. , С.М. Основы дизайна / С. М. Михайлов, JI.M. Кулеева.- М.: «Союз дизайнеров», 2002. — 240 с.
  97. , В.М. Основы архитектурного проектирования: социально функциональные аспекты / В. М. Молчанов. — Р.-на-Д.: Феникс, 2004.- 158 с.
  98. , В.М. Теоретические основы проектирования жилых зданий / В. М. Молчанов.: Уч. пособие, 2-е изд., перераб и доп. Р.-на-Д.: Феникс, 2003.-235 с.
  99. , A.B. Креативная педагогика и психология / A.B. Морозов, Д. В. Чернилевский.: Уч. пособие. М.: Академический Проспект, 2004.- 560 с.
  100. Национальная доктрина образования в РФ: Сб. нормативно правовых документов ВГИПА. — Н. Новгород: ВГИПА, 2004. — 226 с. с
  101. , О.И. Краткая энциклопедия дизайна / О.И. Нестерен-ко. М.: Молодая гвардия, 1994. — 75 с.
  102. , Б.В. Художественное проектирование / Б. В. Нешумов, E.H. Щедрин, Г. Б. Минервин и др. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  103. , И.П. Художественное пространство как предмет фило-софско-эстетического анализа: автореф. дис.. д.ф.н. / И.П. Никитина- М. гос. унив. культуры и искусств. М., 2003. — 39 с.
  104. , A.M. Интеграция базового профессионального образования / A.M. Новиков // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 23−28.
  105. , A.M. Проектирование педагогических систем / A.M. Новиков // Специалист. 1996. — № 3. — С. 3−8.
  106. , A.M. Профессиональное образование России: (Перспективы развития) / A.M. Новиков. М.: ИЦП НПРО РАО, 1997. — 254 с.
  107. , Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. М.: МЗ — Пресс, 2004. — 67 с.
  108. , Е.Б. Интерьер общественных зданий: художественные проблемы / Е. Б. Новикова. М.: Стройиздат, 1984. — 271 с.
  109. , C.B. Архитектоническое искусство / C.B. Норенков. — Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991. 199 с.
  110. , C.B. Культурфилософия концептуального проектирования: архитектонический анализ и научные исследования / C.B. Норенков.: Уч. пособие. Н. Новгород, 1997. — 117 с.
  111. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. Издание восьмое. — М.: «Советская энциклопедия», 1970. — 900 с.
  112. , В. Введение в общую дидактику /Пер. с польск. / В. Оконь. М.: Педагогика, 1990. — 256 с.
  113. , Т.С. Современные способы активизации обучения/ Т. С. Панина, JI.H. Вавилова.: Уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176 с.
  114. , Г. И. Живопись, форма, цвет, изображение / Г. И. Панк-сенов. М.:Изд. Центр «Академия», 2007. — 142 с.
  115. , Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н. Ю. Пахомова. М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
  116. , К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1981.-312с.
  117. , К.К. Психологический практикум: Учебное пособие для индустр.-пед. техникумов / К. К. Платонов. М.: Высш. шк., 1980.- 165 с.
  118. , Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. — М.: Академический Проект, 2004. — 102 с.
  119. , С.Г. О законе красоты (Методологические предпосылки эстетических исследований в архитектуре) / С. Г. Полукеев. //Актуальные вопросы эстетики архитектуры / В. П. Дахно, (отв. редактор), Ю. П. Евреинов, 149
  120. A.П. Мардер, Б. Г. Сацюк, Н. К. Трикаш.: Сб. научных трудов. Киев: КиевЗ-НИИЭП, 1988.-117 с.
  121. , A.M. Советский энциклопедический словарь / научно-редакционный совет: A.M. Прохоров (пред.). — М.: «Советская энциклопедия», 1981.-1600 с.
  122. A.A. Эстетика / A.A. Радугин. М., 2002. — 308 с.
  123. , З.А. Психологические основы профессионального обучения / З. А. Решетова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 207 с.
  124. , C.JI. Основы общей психологии: в 2 т. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 488с.- Т. 2. — 323 с.
  125. , В.Ф. История дизайна, науки и техники / Рунге В. Ф.: Уч. пособие. Издание в двух книгах. Кн. 2. М.: Архитектура-С, 2006. — 432 с, ил.
  126. , В.Ф. История дизайна, науки и техники / Рунге В. Ф.: Уч. пособие. Издание в двух книгах. Кн. 1. — М.: Архитектура-С, 2006. — 368 е., ил.
  127. , В.Ф. Основы теории и методологии дизайна / В. Ф. Рунге,
  128. B.В. Сеньковский.: 3-е изд., перераб. и доп. М., МЗ-Пресс, 2005. 364 с.
  129. , В.Ф. Эстетика проектного творчества / В. Ф. Сидоренко. -М.М.: ВНИИТЭ, 2007. 134 с.
  130. , Т.П. Педагогические технологии / авт.-сост. Т. П. Сальникова.: Уч. пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. 128 с.
  131. , Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко.: Уч. пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  132. , В.А. педагогические технологии производственного обучения / В. А. Скакун. М.: Высш. шк., 1980. — 232 с.
  133. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  134. , М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н.
  135. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. 144 с.150
  136. , В.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности / под ред. В. Н. Степанова. -М.: ТЦ Сфера, 2003. 128 с.
  137. , Т.Н. Проблема гармонии и ее поисков в ноосфере / Т. Н. Суминова // Вестник философского общества. — 2007. № 2. — С. 122−125.
  138. , М.О. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету) / М. О. Сурина, A.A. Сурин. М. и Р.-на-Д.: Издательский центр «МарТ», 2003. — 352 с.
  139. , М.Е. Дидактическая система обучения студентов вуза специальным дисциплинам строительного профиля: дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / М. Е. Тимонина. Н. Новгород, 2008. — 172 с.
  140. , В.Н. Архитектурный дизайн: функциональные и художественные основы проектирования М.: Архитектура-С, 2006. — 250 с.
  141. , Е.В. Дизайн-образование: теория, тактика, траектория развития / Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская. Екатеринбург: изд-во «Аква-Пресс», 2004. — 240с.
  142. , М.И. Архитектурное проектирование / М. И. Тосунова, М. М. Гаврилова, И. В. Полещук. М.: Высшая школа, 1988. — 287 с.
  143. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. М., 1990, — с.
  144. , A.B. Формирование у учащихся учебных умений / A.B. Усова, A.A. Бобров. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  145. , A.B. Формирование у школьников обобщенных умений и навыков при осуществлении межпредметных связей / A.B. Усова. — В кН.: Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. М., 1980. — С. 40−53.
  146. , A.B. Эволюция теории формирования научных понятий / A.B. Усова. // Педагогика. 1998.- № 8. — С. 30−34.
  147. , В.П. Эволюция роли истории архитектуры в профессиональной архитектурной деятельности: автореф. дис.. к.арх. / В.П. Усова- НГАСУ. Н. Новгород, 2007. — 29 с.
  148. Федеральная программа развития образования: Сб. нормативно-правовых документов ВГИПА. — Н. Новгород: ВГИПА, 2004. — 226 с
  149. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: Сб. нормативно-правовых документов ВГИПА. Н. Новгород: ВГИПА, 2004. — 226 с.
  150. , О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения / О. Ф. Федорова. М.: Высш. шк., 1970. — 301 с.
  151. Формирование творческого мышления студента: Материалы Научной конференции. Владивосток, 1987. — 120 с.
  152. Хан-Магомедов, С. О. Пионеры советского дизайна / С.О. Хан-Магомедов. М.: Галарт, 1995. — 424 с.
  153. , Т.В. Гуманистическая авторская школа: взгляд из прошлого в будущее/ Т. В. Цырлина. — М.: Педагогическое общество России, 2001.-224 с.
  154. , В.В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков / В. В. Чебышева. — М.: Высш. шк., 1980. — 79 с.
  155. , О.Б. Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды: автореф. дис.. к.иск.: / О. Б. Чепурова- ВНИИТЭ. М., 2004. — 26 с.
  156. , И.М. Организация учебного процесса в школе / И.М. Че-редов. — Омск: Омское кн. изд-во, 1985. 96 с.
  157. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -437 с.
  158. , Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. М., 2007. — 384 с.
  159. , А.Е. Обучение рабочих широкого профиля / А. Е. Шильникова. — М.: Высш. шк., 1972. — 150 с.
  160. , В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование: основы теории / В. Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2006. — 295 с.
  161. , В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование / В. Т. Шимко.: Уч. пособие. М.: Архитектура-С, 2005. — 160 с.
  162. , В.Т. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды / В. Т. Шимко, A.A. Гаврилина. М.: Архитектура-С, 2004. -104 с.
  163. , Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова и др. М., 1993. — 245 с.
  164. , П.К. Теория творчества / П. К. Энгельмейер. СПб., 1910.-100 с.
  165. , Е.Г. Эстетика / Е. Г. Яковлев.: Уч. пособие. М.: Гарда-рики, 1999.-464 с.
Заполнить форму текущей работой