Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Артистизм как феномен музыкального искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объект исследования — артистизм как важнейшее качество исполнительской деятельности. В центре внимания работы — музыка для баяна и аккордеона отечественных композиторов XX века в интерпретации известных отечественных исполнителей-баянистов (аккордеонистов). Различные аспекты проявления артистизма изучаются как на примере произведений традиционно-академического направления, так и на материале… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Артистизм как поведенческий феномен. Определение основных понятий
    • 1. 1. Артистизм как явление творческой деятельности. Значение личности исполнителя
    • 1. 2. Характер проявлений артистизма. Типы артистизма
  • Глава II. Артистизм и музыкальное произведение
  • Формирование моделей поведения
    • 2. 1. Проявления артистизма на материале традиционно-академической музыки
    • 2. 2. Проявления артистизма на материале эстрадно-джазовой музыки

Артистизм как феномен музыкального искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Феномен артистизма в музыкальном искусстве выступает как неотъемлемая часть процесса передачи художественной информации, важнейшее средство коммуникации исполнителя и аудитории. Взаимодействие музыканта с публикой предполагает вовлеченность слушателей в процесс эмоционального переживания. Эффективность эстетического воздействия неразрывно связана с артистизмом исполнителя, его способностью выстраивать свое поведение в соответствии с законами сценического действия, принципами сценической драматургии.

В истории музыкального искусства есть немало известных исполнителей, чей артистический облик стал олицетворением подлинного художественного мастерства, приобрел оттенок легендарности, эпохальности. Среди таких музыкантов можно упомянуть Ф. Лист, А. Рубинштейна, Ф. Шаляпина, М. Юдину, С. Рихтера, М. Ростроповича и других великих творцов. Упоминание о них неизбежно вызывает в умах современников воспоминания о незаурядном обаянии этих личностей, магическом воздействии их артистических натур, а, порой, и гипнотическом влиянии на публику. И это не случайно, поскольку подлинное мастерство музыканта влечет за собой целый комплекс личностных качеств, среди которых артистизм становится одним из ведущих.

Механизм воздействия известных исполнителей на слушательскую аудиторию никогда не был предметом серьезного изучения, равно как и само понятие артистизма. Категория артистизма всегда оставалась атрибутом художественной речи, синонимом совершенного владения каким-либо ремеслом. Вместе с тем важность api истизма как феномена художественного творчества подтверждается живой практикой искусства, анализом многочисленных трудов по истории музыкального исполнительства, необходимостью документальной фиксации культурного наследия прошлого. Все это и формирует актуальность данного исследования, составляет ключевые направления научного поиска.

Артистизм в сфере музыкального исполнительства в последние десятилетия приобрел особую значимость по причине усилившегося воздействия СМИ, чрезвычайно расшившегося информационного поля. Известные исполнители все чаще выступают в роли ведущих различных телепередач, музицируют в прямом эфире. Внешняя атрибутика различных проявлений исполнительского творчества приобретает все большее значение, при этом исполнитель зачастую выступает как продюсер и менеджер. Никакой культурно-просветительский проект не обходится сегодня без активной медийной поддержки, в которой ключевую роль играют видеоряд, совершенство внешних деталей, использование новейших информационных технологий Исполнитель теперь не только выразитель воли композитора, интерпретатор, но и успешный член социальной группы, активно взаимодействующий с необычайно пестрой слушательской средой. Все это заставляет исполнителя больше внимания уделять артистической составляющей, добиваться внешнего лоска, а, соответственно, и рыночной привлекательности своего «продукта».

Меняется структура современного музыкального инструментария. Все чаще проводниками нового, современного в отечественной музыкальной культуре становятся баян и аккордеон. Универсальность этих инструментов, их способность бытовать как в любительской, так* и в профессиональной среде, воспроизводить как традиционную академическую музыку, так и активно развиваться в русле эстрадно-джазового направления, позволяет им существенно расширять поле своего художественно-эстетического, а также информационного влияния, задавать модус того или иного сценического имиджа. Решающим фактором зачастую становится портативность данных инструментов, позволяющая исполнителям совершенно иначе выстраивать пластику движений, добиваться мобильности на сцене, гибко подстраиваться под условия концертного зала. Круг проявлений сценического артистизма при этом существенно расширяется за счет включения танцевальных движений (в эстрадно-джазовой музыке), возможности прямого зрительного контакта с залом, создания различных акустических и визуально-игровых эффектов.

На характер проявлений артистизма заметное влияние оказывает исполняемый репертуар. Музыка, предполагающая напряженный драматизм, столкновение различных линий поведения, тематических пластов, в большей степени обращает исполнителя к внутренним переживаниям. Музыка же, наоборот, «легкая» на первый план выдвигает комплекс внешних атрибутов концертанта и его сценического поведения. В связи с этим в рамках данной работы возникла необходимость раздельного рассмотрения проявлений артистизма: на материале традиционно-академической музыки и на основе жанров эстрадно-джазового направления. Также предпринята попытка классифицировать проявления артистизма в зависимости от вектора творческих усилий исполнителя, а также особенностей его мышления.

Степень разработанности проблемы. Подавляющее большинство словарей, включая энциклопедические источники, никак не расшифровывают понятие артистизма. Отсутствие достаточно полных разъяснений свидетельствует о нехватке четкого научного понимания феномена, осознания его структуры и принципов функционирования. Отсутствует четкое представление о феномене и в области музыкознания. В работах исследователей артистизм трактуется то слишком расширительно, включая в себя комплекс проявлений исполнительской активности, то чересчур узко, ограничиваясь исключительно внешними проявлениями исполнительского процесса.

Феномен артистизма в работах ученых-музыковедов рассматривается в основном в контексте таких явлений, как исполнительская интерпретация, темперамент в музыке, история развития тех или иных направлений и школ. Артистизм фигурирует как неотъемлемый атрибут сценического воплощения музыкального текста, средство визуализации художественного замысла, атрибут вербального отображения эмоций, чувств, но при этом так и не получает специального объяснения. Комплекс проявлений сценического обаяния, исполнительского магнетизма, пластики остается на периферии научной проблематики.

Наиболее полная картина проявлений артистизма наблюдается в работах музыкантов-исполнителей, известных педагогов, методистов. Большинство подобных исследований имеют художественно-публицистический характер, основаны на воспоминаниях, записях бесед с известными музыкантами, впечатлениях от концертов. Не претендуя на глубокую научную проработку, данные работы зачастую наиболее точно и детально раскрывают структуру артистизма как феномена музыкального искусства, акцентируют внимание на результирующем слое музыкальной памяти, основа которого — сгусток эмоций, переживаний, психологических состояний, возникающих от соприкосновения с творчеством яркого музыканта и его артистического дарования.

Среди подобных работ — труды Л. Баренбойма [7, 8, 9],.

A.Гольденвейзера [46, 47], Г. Когана [80, 81, 82, 83, 84], Я. Милыытейна [121, 122, 123, 124], Г. Нейгауза [131, 132], а также В. Белякова [10],.

B. Галактионова' [39], М. Имханицкого [72, 73], А. Крупина [96], Ф. Липса [105, 106], В. Ушенина [182] и других. Основу этого перечня составляют работы по фортепианной педагогике, а также баянно-аккордеонному исполнительству, что не мешает проецировать ключевые выводы и заключения на общий контекст в силу всеобъемлющего характера данной проблематики.

Вместе с тем очевидна необходимость выхода за пределы сугубо музыкознания, использования результатов, полученных в области философии, психологии, педагогики. В работах представителей данных областей научного знания артистизм выступает не только как атрибут сценического действия, но и как явление психо-эмоциональной деятельности, составная часть социально-активного поведения.

Объект исследования — артистизм как важнейшее качество исполнительской деятельности. В центре внимания работы — музыка для баяна и аккордеона отечественных композиторов XX века в интерпретации известных отечественных исполнителей-баянистов (аккордеонистов). Различные аспекты проявления артистизма изучаются как на примере произведений традиционно-академического направления, так и на материале эстрадно-джазовой музыки. Подобное разделение репертуара давно закрепилось в концертной практике. Вместе с тем, в последние десятилетия наметилась тенденция исполнения баянистами традиционно-академического направления произведений эстрадно-джазовой музыки, выход за пределы привычных рамок в сторону развлекательной сферы, шоу. Эта сторона исполнительства, еще недавно считавшаяся явлением второго плана, в настоящее время получает все больший общественный резонанс, а характерный для нее репертуар становится заметной частью программ многих известных исполнителей.

Еще одним объяснением подобной переориентации музыкантов является то, что в сфере легкой музыки в последние десятилетия возникло немало произведений, не принадлежащих сугубо развлекательному спектру и по своему содержанию тяготеющих к полюсу современной камерной музыки. Одним из примеров подобного развития жанров может считаться музыка А. Пьяццоллы, которую охотно включают в свои программы ведущие мировые исполнители, оркестровые коллективы.

В рамках данной работы предпринята попытка обобщитьопыт интерпретации как традиционно-академической музыки, так и музыки эстрадно-джазовогонаправления. Подобный подход преследует цель наиболее всесторонне рассмотреть комплекс проявлений артистизма, выявить доминантные черты феномена.

Материалом исследования стали записи известных отечественных исполнителей, сделанные в разные годы на грампластинках, CD, DVD, а также видеозаписи с концертов. Выбор материала обусловлен наличием широкого общественного признания исполнителей, популярностью записанных произведений, несомненной художественной значимостью исполняемой музыки. Подобный подход диктуется необходимостью получения наиболее объективных результатов исследования, опоры на сведения, получившие свою историческую и художественную оценку.

Музыка, оказавшаяся в центре аналитической работы, создавалась на протяжении второй половины XX века преимущественно отечественными композиторами (исключение составляют некоторые произведения эстрадно-джазового направления, принадлежащие зарубежным авторам). В диссертации сознательно не подчеркивается разделение музыки на «аккордеонную» и «баянную», поскольку современная исполнительская практика постоянно демонстрирует свой универсальный характер: аккордеонисты все чаще берутся за произведения, ранее исполнявшиеся лишь баянистами, а баянисты активно заимствуют сугубо аккордеонный репертуар.

В' рамках традиционно-академического направления рассматриваются не только крупные сочинения академического репертуара, но и произведения на фольклорной основе, в которых традиционный песенно-танцевальный материал представлен в виде развернутых (нередко многочастных) композиций. Став важной частью баянной литературы, данные сочинения органично вошли в структуру академических концертных программ и в полной мере отражают универсальный характер баянного репертуара.

Именно в силу вышеупомянутых обстоятельств в качестве объединяющего понятия используется термин «традиционно-академическое направление».

Необходимо особо отметить сочинения эстрадно-джазового направления, анализируемые в рамках данной работы. Далеко не вся подобная музыка создавалась в оригинале для баяна и аккордеона. Один из примеров тому — произведения А. Пьяццоллы, написанные для бандонеона1, а также многочисленные мелодии из кинофильмов, популярные вальсы, польки, латиноамериканские танцы. Аргументом в пользу привлечения данного музыкального материала к рассмотрению в рамках диссертации стало то, что эти сочинения прочно закрепились в репертуаре музыкантов эстрадного направления, стали его неотъемлемой частью и отражают суть происходящих внутри него процессов.

Использованные в работе аудиовизуальные источники представляют широкий спектр исполнительских направлений, стилей, традиций. Анализ грамзаписей и CD позволил лучше понять особенности исполнительской интерпретации, выявить различия трактовок известных произведений представителями московской, петербургской и провинциальных школ. Изучение видеозаписей и DVD позволило оценить внешние проявления артистизма, сопоставить индивидуальные манеры исполнителей, их сценическое обаяние, способы общения с публикой.

Предмет исследования — механизмы сценического поведения музыканта-исполнителя, возникающие под воздействием различных особенностей мышления музыканта, его психоэмоциональной организации, художественно-эстетических представлений. Особое внимание уделено сравнительному анализу индивидуальных моделей сценического поведения, выявлению факторов, влияющих на их формирование. '.

Цель исследования — определить структуру артистизма и закономерности его воплощения в исполнительской деятельности.

1 Бандонеон (исп. bandoneon) — музыкальный инструмент разновидность гармоники. Назван так по имени его изобретателя — Генриха Банда. Поначалу использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии В конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров.

Задачи исследования:

• выявить психологические предпосылки артистизма;

• установить художественно-эстетические проявления артистизма как явления творческой деятельности и определить значение личности исполнителя;

• рассмотреть характер проявлений артистизма и выделить типы артистизма;

• проанализировать проявления артистизма на материале традиционно-академической и эстрадно-джазовой музыки и выявить их характерные особенности;

• изучить модели сценического поведения и выявить доминантные черты артистизма отдельных групп исполнителей.

Комплексная природа артистизма, включает психологическую, художественно-эстетическую и музыкально-исполнительскую составляющие. Это обусловливает методологию исследования, которая основывается на междисциплинарном синтезе, объединяет достижения музыкознания, педагогики, эстетики и психологии. Основные дефиниции сформулированы на основе анализа работ по истории баяно-аккордеонного искусства, свидетельств музыкантов-исполнителей, а также собственных наблюдений.

Базовыми в диссертации являются теоретические положения об артистизме, изложенные в работах А. Алексеева [2, 3], О. Булатовой [28], В. Загвязинского [66], В. Ражникова [147, 148, 149, 150, 151], М. Харлапа [188], Г. Цыпина [191, 192, 193, 194, 195, 196] и других. Атрибутика артистизма как феномена сценической деятельности исследовалась на основе работ Е. Вахтангова [32], Б. Захавы [67], И. Лисовец [107], В. Немировича-Данченко [133], К. Станиславского [165, 166], Ю. Стромова [168], Г. Товстоногова [180], М. Щепкина [205] и других.

Анализ художественно-эстетических закономерностей проявления артистизма в музыке осуществлялся с опорой на труды JI. Бочкарева [21, 22,.

23, 24], Ю. Бычкова [30], Ж. Вагановой [31], А. Демченко [61, 62], Л. Майковской [107, 108, 109], Е. Назайкинского [127], В. Петрушина [118] и других авторов. При рассмотрении исполнительских проявлений артистизма использовались работы М. Глинки [45], П. Чайковского [197], Ф. Шаляпина [200], А. Гольденвейзера [46, 47], Г. Нейгауза [131, 132], С. Фейнберга [185, 186], Ф. Липса[105, 106].

Научную новизну исследования составила выдвинутая в диссертации тема (впервые сформулированная и ставшая предметом специального рассмотрения), а также материал исследования, а именно баяно-аккордеонная музыка. Впервые предпринята попытка классифицировать артистизм согласно предложенным типам, для чего использовалась специальная методика, опирающаяся на междисциплинарный синтез, обобщение данных исследований в смежных научных дисциплинах.

Положения, выносимые на защиту:

• артистизм возможно классифицировать по направленности исполнительского восприятия и основываясь на этом выделить интровертный и экстравертный I ипы артистизма;

• степень выраженности проявлений артистизма зависит от психической активности и эмоциональности личности;

• индивидуальная модель артистизма зависит от баланса рационального и эмоционального в структуре мышления исполнителя, а также устоявшейся манеры и художественно-эстетических предпочтений исполнителя.

Теоретическая значимость. Результаты исследования существенно расширяют научные представления о феномене артистизма в музыке, а также намечают пуги дальнейшего научного освоения данной проблемы. Впервые феномен артистизма получает проблемно-научное освещение с опорой на труды из различных сфер научного знания. В работе зафиксирована атрибутика артистизма, проанализированы различные модели сценического поведения, выявлены типы артистизма. Определена зависимость проявлений артистизма от таких характеристик личности, как психическая активность, эмоциональность. Установлена степень воздействия на механизмы сценического поведения таких свойств мышления, как рациональность и эмоциональность.

Практическая значимость состоит в возможности применения результатов исследования в концертной работе исполнителей на баяне и аккордеоне, а также в работе со студентами. Аналитическая часть и выводы могут быть использованы в следующих учебных курсах: «Специальный инструмент», «Ансамбль», «Концертмейстерский класс», «Методика обучения игре на русских народных инструментах (баян-аккордеон)», «Музыкальное исполнительство и педагогика», а также в самостоятельной работе студентов вузов.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре народных инструментов Оренбургского государственного института искусств. Положения работы были изложены в докладах на всероссийских конференциях «Народно-инструментальное искусство в отечественной музыкальной культуре: традиции и современность» (Оренбург, 2008), «Актуальные проблемы современного искусствознания» (Оренбург, 2009, 2010), на мастер-классе для специалистов в области культуры и искусства (ФПК ОГИИ им. JI. и М. Ростроповичей, 2010), а также в научных статьях в изданиях, рекомендованных ВАК.

Результаты исследования на протяжении ряда лет активно используются в педагогической работе диссертанта на кафедре народных инструментов ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, Оренбургском областном училище искусств.

Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы и Приложения. Деление диссертации на две главы обусловлено необходимостью теоретического обоснования основных положений (Глава I), а также детального анализа материала с точки зрения его практической реализации (Глава II). В приложении приведены схемы,.

Заключение

.

Анализ научной литературы, работ известных исполнителей, педагогов показал чрезвычайную значимость феномена артистизма в музыкально-исполнительском искусстве. Артистизм музыканта, являясь отражением его внутренних личностных качеств и исполнительского мастерства, несет в себе чрезвычайно значимую информацию, призванную дополнительно освещать музыкальный образ, сообщать ему динамизм и визуальную доступность. Опираясь на механизмы художественного перевоплощения, артистизм является проявлением внутренней активности творца, мощным средством музыкально-психологического воздействия.

В настоящее время продукт исполнительского творчества отделился от акта исполнения и все чаще воспринимается слушателями посредством многочисленных компакт-дисков, DVD, Интернета. Артистизм исполнителя уступает былые позиции, поскольку сам процесс исполнения переместился из концертного зала в безлюдье и тишину радио-, телестудий, а процесс музыкального восприятия во многом утратил публичный характер. Эти новые формы и масштабы исполнительской деятельности предъявляют к музыканту принципиально иные требования, создают дополнительные сложности для поддержания собственной эмоциональной и физической формы.

Именно это имел в виду Е. Мравинский, когда говорил о том, что «» поставлять" свои концерты для телевидения регулярно невозможно: нужен особый настрой, особенное ощущение &bdquo-космической аудитории" «. По словам дирижера, «когда процесс творчества протекает в необычных условиях, неизбежно связанных с присутствием камеры и новых, посторонних людей (съемочной группы), трудно сохранить безыскусность внутреннего состояния. Телевидение может разрушать естественную атмосферу, необходимую для общения людей, погружающихся в искусство и тем возвышающихся духовно. Но телевидение также способно и соединять людей <.> и обратить к достойному» [цит. по: 79, с. 61—62].

Артистизм не мыслим вне концертной эстрады. Именно поэтому определение атрибутики артистизма невозможно без изучения коммуникативной природы данного явления, его социальной составляющей. Для этого в диссертации применен метод междисциплинарного синтеза, суть которого состояла в том, чтобы проанализировать особенности протекания психических процессов, мотивационно-личностные черты творческого мышления, психолого-педагогические свойства публичного общения и на основе полученных данных выявить сугубо прикладные закономерности функционирования феномена.

Опираясь на научные источники, нам удалось детально рассмотреть проявления сценического артистизма на материале музыки для баяна и аккордеона. Многоаспектность проявлений данного феномена определила широкий спектр стилевых направлений — от традиционно-академического до эстрадно-джазового. При определении понятия артистизма мы исходили из конкретных особенностей сценического поведения, проявляющихся «в практической деятельности музыканта-исполнителя. Именно поэтому основным ракурсом научного анализа стало изучение артистизма как поведенческого феномена.

По нашему мнению артистизм — это совокупность проявлений сг{енического поведения, гелъ которого — передача вспомогательной художественной информации слушателю, дополнительное освеи^ение музыкального образа за счет как внешних, так и внутренних проявлений творческой активности.

Непременным условием возникновения сценического артистизма является способность к перевоплощению и автокоммуникации. Умение вживаться в образ, проникаться настроением музыки, а также вступать в диалог с собственным «я» позволяет исполнителю вырабатывать наиболее адекватные способы сценического воплощения музыкального материала, кратчайшим путем налаживать контакт с аудиторией. Немаловажным фактором формирования эффективной модели сценического поведения является умелое использование кинетических средств — телесной экспрессии, пластики движений. Все это наделяет исполнителя личностной, персональной запоминаемостью, формирует неповторимый облик артиста.

Характер проявлений артистизма определяется целым рядом факторов, среди которых важнейшими являются такие свойства личности как психическая активность, эмоциональность.

Психическая активность, трактуемая как тяга быть деятельным, стремление к самовыражению, определяет продуктивность действия коммуникативной составляющей концертного общения, эффективность контакта исполнителя и слушателей. Эмоциональность, понимаемая как совокупность особенностей протекания разнообразных аффектов и настроений человека, непосредственным образом влияет на степень выраженности тех или иных проявлений артистизма.

Под воздействием описанных качеств личности, а также в зависимости от исполняемой музыки формируются различные типы артистизма, в числе которых нами выделено два: интровертный и экстравертный. Анализ широкого спектра произведений баянно-аккордеонной литературы подтвердил правильность избранной классификации. Данная типология представлена нами в виде схемы, в которой условные шкалы олицетворяют спектр проявлений артистизма от наиболее сдержанных до максимально выраженных (см. Приложения, Схема № 1).

Первый тип, как показало наше исследование, наиболее ярко проявляется у исполнителей традиционно-академического репертуара. Стиль поведения таких музыкантов вбольшей степени опирается на самоуглубленное переживание музыки. Центр эмоционального восприятия смещен в сферу внутренних эмоций, а для сугубо внешних проявлений артистизма характерны сдержанные движения рук, корпуса, скупая мимика. Исполнитель в этой ситуации словно обращен внутрь себя, и проявления его артистизма тяготеют к интровертнолгу типу.

Второй тип артистизма в большей степени свойствен исполнителям эстрадно-джазовой музыки. Данная модель поведения отличается превалированием внешних проявлений сценической активности, среди которых: раскрепощенная поза, чувственная мимика, эффектные движения рук, корпуса, вспомогательные движения (щелканье пальцами, прихлопывания, отстукивание ритма ногой, цоканье языком и другие). Зачастую непременным условием исполнения такой? музыки становится игра стоя. Это позволяет исполнителю свободно двигаться по сцене, взаимодействовать с участниками ансамбля, залом, демонстрируя тем самым легкость и непринужденность процесса исполнения. Подобная модель поведения на сцене демонстрирует экстравертный тип артистизма.

Целый ряд проявлений изучаемого феномена продиктован индивидуальными особенностями исполнителей. Различия по степени психической и эмоциональной активности определяют такие свойства мышления, как рациональность и эмоциональность. Доминирование первого либо второго в структуре исполнительского видения музыки существенно корректирует характер интерпретации и степень* выраженности тех или иных проявлений артистизма.

Являясь отражением внутренних психических процессов человека, эти свойства личности выражают отношение к художественному тексту и во многом определяют характер исполнительской манеры, направленность артистического внимания. Модальность переживаний, которая преобладает при исполнении музыки у того или иного исполнителя, заметно влияет на выбор средств музыкальной выразительности, вносит существенные коррективы в общий драматургический план, а также в механизмы взаимодействия отдельных частей музыкального целого.

Анализ сценических проявлений различных исполнителей на материале традиционно-академической музыки позволяет условно разделить исполнителей на несколько групп по принципу доминирования в структуре Pix исполнительского мышления рационального, либо эмоционального начал (см. Приложения, Схема № 2).

К первой группе исполнителей можно отнести В. Бесфамильнова, Н. Власова, С. Войтенко, Ю. Вострелова, И. Паницкого, А. Полетаева, А. Склярова. При всех различиях исполнительских стилей этих баянистов, их объединяет романтическое мироощущение, нацеленность на аудиторию. Артистизм музыкантов всегда встречает благожелательное отношение публики, их поведение на сцене сразу располагает к себе. Внешние проявления артистизма более выражены по сравнению с представителями второй группы. При этом в целом в структуре внешних и внутренних проявлений, вне всякого сомнения, доминирует спектр внутренних проявлений, что обусловлено, прежде всего, содержанием исполняемой музыки, ее академической направленностью.

Игре таких музыкантов в большей мере свойственно стремление к состязательности с партнерами по ансамблю, открытое проявление чувств через активные движения корпусом, «нелинейный» характер меховедения, чувственную мимику.

Ко второй группе баянистов можно условно отнести Ф. Липса, О. Шарова. Строгое, классическое мышление определяет их артистический облик как более сдержанный по сравнению с представителями первой группы. Воздействие их артистического обаяния происходит незаметно, посредством скрытых механизмов коммуникации. Ведущая роль здесь принадлежит автокоммуникации как способности через установление контакта с самим собой становиться проводником авторской идеи, отодвигая на второй план собственные исполнительские амбиции.

Для музыкантов этой группы характерна эмоционально-сдержанная игра с установкой на максимально точное следование авторскому тексту. Тип взаимоотношений с оркестром тяготеет к равноправному диалогу, а характер внешних проявлений артистизма весьма сдержан и скуп.

Вместе с тем, артистический облик ряда исполнителей обнаруживает выраженную сбалансированность различных сторон мышления. Среди них: В. Дукальтетенко, Ю. Казаков, В. Семенов, Ю. Шишкин. Артистизм этих музыкантов демонстрирует необычайную широту их дарования, умение находить истинный баланс между экспрессией и рационализмом. В игре каждого отдельного исполнителя подобная установка дает по-своему уникальные результаты. Каждая интерпретация окрашивается своими особыми красками, получает неповторимое лицо, при этом внешние игровые проявления никогда не становятся самодовлеющими и всегда подчинены основной художественной задаче.

Анализ интерпретаций музыки эстрадно-джазового направления позволяет говорить о том, что артистизм каждого баяниста (аккордеониста) обладает целым рядом специфических черт. Музыкально-стилевой разброс здесь значительно больше, нежели в сфере камерно-академической музыки. Объясняется это тем, что исполнителями данного репертуара являются как типичные представители академического направления, так и баянисты (аккордеонисты) носители сугубо эстрадной традиции. Привнося свою устоявшуюся манеру в исполнение известных и популярных миниатюр, каждый их них существенно меняет стереотип исполнении подобной музыки (см. Приложения, Схема № 3).

В целом для концертно-сценических проявлений в эстрадной музыке характерен экстравертный тип артистизма. Вместе с тем, наиболее эмоционально-заостренная игра, равно как и превалирование собственной исполнительской модели в структуре интерпретации, свойственны баянистам (аккордеонистам) носителям эстрадной традиции. Игре таких музыкантов в большей мере присуща неформальная манера общения и поведения на сцене, прямойдиалог со слушателями- (чаще посредством-, микрофона), открытое проявление чувств. В числе представителей данного направления., необходимо отметить В! Ковтуна,.Б. Тихонова. ¦ ' /.

Музыканты.представители академического направленияисполняющие при? этомэстрадно-джазовую1 музыку, представляют несколько иной тип исполнителейВ- их игре действенное, открытое эмоциональное, начало зачастую уступает место психологизму, вниманию к отдельным деталям музыкального текста. Интерпретация популярных эстрадных мелодий такими исполнителями отмечена, как правило, выверенным, динамическим планом, разнообразием штрихов, тонкой нюансировкой. Среди таких музыкантов следует упомянуть А. Беляева, Ф. Липса, НВласова, О. Шарова.

В силу того, что средства внешнего воздействия5 в сфере эстрадного музицирования имеют существенно большее значение по сравнению с. академической музыкой, игра баянистов (аккордеонистов) эстрадного плана заметно, выделяется на фоне классической традиции. Репертуар в их исполнении отличается особым, динамизмом, живостью, подачи. Исполнителям удается передавать главные качества, этой музыки: -экспрессию ритма, очарование тембра, легкость туше, прозрачность фактуры. При этом их внешний облик наиболее адекватно соответствует характеру исполняемой музыки.

В настоящее время баян и аккордеон активно-интегрируются-в сферу массовой культуры.. Появляются отдельные яркие исполнители, а. также целые группы, которые успешно участвуют в крупных медийных': проектах, реализуют собственные концертные программы- (С. Войтенко, Д. Храмковдуэт «Баян-Микс», П. Дран га, ансамбль «Невесты» и другие). Формируется, новыйтиписполнителя, который все более. соответствует канонам нового жанра современного сценического производства — шоу. Порожденный эпохой телевидения, жанр шоу вбирает в" себя все, что способно возбудить общественный резонанс, вызвать реакцию слушателей. Репертуар шоу-программ состоит из новых сочинений современных авторов (в основном это песни), аранжировок популярной классики, песен из кинофильмов, популярных мелодий. Но главным становится не то, что исполняется, а то как это преподносится. Современные системы организации сцены, света, звука, хореографического сопровождения коренным образом меняют роль и значение исполнителя, превращая его в участника коллективного творчества. По законам шоу исполнитель должен уметь не только играть, но и танцевать на сцене, выступать в тандеме с балетной группой, активно взаимодействовать с залом, быть интерактивным. Способ представления музыкального «продукта» со сцены начинает определять конечный результат. Значение артистизма исполнителя, а именно способностей к ярким внешним проявлениям, многократно возрастает.

Анализ проявлений артистизма в сфере современной шоу-культуры не был в сфере внимания данного исследования, поскольку все эти явления должны пройти проверку временем и получить свою историческую оценку. Вместе с тем, налицо тенденция к заметному увеличению доли эстрадно-развлекательных жанров на рынке музыкальной продукции. Свидетельством тому является приход в сферу эстрадно-джазовой музыки ведущих отечественных исполнителей-баянистов (аккордеонистов).

Невиданная ранее массовость распространения музыки, эволюция общественного сознания порождают глубокие изменения в отношении музыканта-исполнителя и публики. Сегодня исполнителю недостаточно быть только лишь интерпретатором музыки. Для эффективного продвижения результатов своего труда от него требуется умение ярко и доступно донести до слушателя содержание исполняемых произведений, популярно рассказать о них, найти подход к любой аудитории. В этих условиях артистизм музыканта выходит на первый план. Артистизм становится синонимом творчества, и в этом, как" нам представляется, залог его многообразия в музыкальном искусстве XXI века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.М. Влияние музыкального произведения и его интерпретаций на компоненты музыкального восприятия: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1982.
  2. А.Д. Интерпретация музыкальных произведений М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1984.
  3. А.Д. Творчество музыканта-исполнителя М.: Музыка, 1991.
  4. . Валерий Ковтун // Персональный сайт Валерия Ковтуна. -2001 Электронный ресурс. иЯЬ: http://www.kovtun.su/opinions.html (дата обращения 18.05.2010).
  5. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  6. .В. Об исполнителях: Критические статьи и рецензии. Л., 1967.
  7. Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства -М.-Л., 1969.
  8. Л.А. Некоторые вопросы воспитания музыканта-исполнителя и система Станиславского // Музыкальная педагогика и исполнительство. М., 1974.
  9. Л.А. Путь к музицированию. Л., 1973.
  10. В.Ф. Юрий Вострелов // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
  11. М.И. О функциях и принципах взаимодействия исполнительских и композиторских элементов музыкального произведения // Выразительные средства музыки. Киев, 1988.
  12. Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений // Вопросы психологии. 1988. -№ 4.
  13. Г. Н. Преднамеренное и импровизационное начала в музыкальной интерпретации // Современное искусство в контекстекультуры: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. -Астрахань, 1994.
  14. Г. Н. Музыкальное исполнительство: процессуально-динамический аспект: дисс.. канд. искусствоведения. Астрахань, 2009.
  15. О.В. Роль сравнительного анализа интерпретаций в фортепианной педагогике (на примере Фантазии Шумана) // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1976. Вып. 24.
  16. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.
  17. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  18. Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства: автореф. дис.. канд. искусствоведения. -М., 1975.
  19. Л.Л. Экспериментально-психологическое исследование музыкантов-исполнителей в условиях международных конкурсов: тезисы докладов к XX психологическому конгрессу. — М., 1972.
  20. Л.Л. Публичное выступление музыканта-исполнителя в свете психологии личности // Проблемы высшего музыкального образования: сб. трудов. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1975. — Вып. 19.
  21. Л.Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкантов-исполнителей к публичному выступлению: автореф. дис.. канд. психолог, наук. — М., 1980.
  22. JI.JT. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии. № 1.
  23. Л.Л. Психологические аспекты подготовки музыкантов-исполнителей к концерту // Проблемы высшего музыкального образования: сб. трудов. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1975. — Вып. 19.
  24. Е.Ф. Н.И. Голубовская исполнитель и педагог. — Л., 1978.
  25. A.B., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990.
  26. Т.В. Артистический успех как социокультурный феномен: (на примере вагнерианства в России рубежа Х1Х-ХХ веков): дис.. канд. искусствоведения. СПб., 2005.
  27. О.С. Педагогический артистизм. М.: «Академия», 2001.
  28. М., Хорошайлова Л. Баянист Иван Паницкий. Саратов, 1976.
  29. Ю.Н. Целостный анализ музыкального произведения и формы проявления активности музыкального сознания. — М., 1984.
  30. .В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности : дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1998.
  31. Е.Б. Материалы и статьи. М.: Изд-во Всероссийского театрального общества, 1959.
  32. Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники / пер. с англ. М.: Когито центр, 2001.
  33. A.B. Психологический анализ работы исполнителя над музыкальным произведением // Известия АПН РСФСР. М-., 1950. -Вып.25.
  34. А. Мелодии Бориса Тихонова: аннотация к пластинке -Мелодия. Всесоюзная фирма грампластинок. ЗЗМ60 — 40 699−700.
  35. Вопросы оптимизации учебного процесса в вузе. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 125.-М., 1993.
  36. JI.C. Педагогическая психология. М., 1996.
  37. Л.С. Психология искусства. М., 1965.
  38. В.М. Иван Паницкий // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
  39. Н., Кужелев Д. Олег Шаров // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
  40. Г. Собр. соч.: в 10 т.-М, Л, 1956- 1959.-Т.8.
  41. И.П. Музыкальный слух. (Теоретические основы и методические принципы развития). Чувство ритма и его развитие // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. — М., 1970.
  42. И. Слово о книге. // Собр. соч. в 6-и т. под ред. П. Вейнберга. -СПб.: Тип. Н. Тиблена и Комп., 1865−1871. Т. 3.
  43. Г. И. Исполнительское искусство сфера проявления художественной идеи. — Томск, 1984.
  44. М.И. Записки. М., 1953.
  45. А.Б. Из бесед А.Б. Гольденвейзера о музыкальном воспитании и обучении детей // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 2.-М., 1967.
  46. А.Б. О музыкальном исполнительстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М., 1958. — Вып. 2.
  47. Л.В. Экспериментальное изучение особенностей музыкального восприятия у подростков // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. — М., 1970.
  48. А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (К вопросу об эстрадном волнении) // Методические записки по вопросам музыкального образования. — М.: Музыка, 1991. — Вып. 3.
  49. А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.
  50. А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1989.
  51. А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. М.: Магистр, 1998.
  52. Грум-Гржимайло Т. Н. Музыкальное исполнительство. М., 1984.
  53. В.Г., Немкин В. А. Эстетическое образование личности: Монография. Челябинск, 1998.
  54. Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: философский анализ. Новосибирск: Наука, 1998.
  55. Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: философский анализ. Новосибирск: Наука, 1982.
  56. Е.Г. Исполнительство искусство художественной интерпретации // Вопросы смычкового искусства. Сб. трудов (межвузовский). Вып. 49. -М., 1980.
  57. В.А. Возвращение к творческой жизни. Екатеринбург, 1994.
  58. . Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. СПб., 1922.
  59. В.А. Эволюция методологических взглядов К.С. Станиславского: Лекция. Челябинск, 1993.
  60. А.И. Великий сын земли русской // Портреты выдающихся мастеров музыкального исполнительства. М.: Композитор, 2003.
  61. А.И. Классика и романтика фортепианного исполнительства. М. Юдина // Портреты выдающихся мастеров музыкального исполнительства. М.: Композитор, 2003.
  62. Дирижерское исполнительство: Практика, история, эстетика / Ред.-сост. Л. Гинзбург. М., 1975.
  63. Е.В. Из истории концертной жизни. Период ГОМЕЦ // Актуальные вопросы экономики и организации театрального дела. М., 1986.
  64. Г. Jl. Закономерности и парадоксы дирижирования: Психология. Теория. Практика. СПб.: Деан, 1993.
  65. В.И. Развитие педагогического творчества учителя М., 1986. •
  66. .Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Искусство, 1969.
  67. А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: Владос, 2000.
  68. Иванов-Борецкий М. Материалы и документы по истории музыки: в 2 т. -М., 1934, т. 2.
  69. Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. 2001.
  70. Г. А. К вопросу о природе эмоционального компонента музыкального слуха // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Т. 2. Возрастная и педагогическая психология. М., 1968.
  71. М.И. Фридрих Липе // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
  72. М.И. Юрий Казаков // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
  73. П. Об интерпретации // С.М., 1956. № 1.
  74. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
  75. Д.К. Опыт тестирования музыкальной одаренности на вступительных экзаменах //Вопросы психологии. 1992. -№ 1—2.
  76. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.
  77. Ю.В. Социальные функции музыканта-исполнителя и формы их осуществления в современном обществе: автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Л., 1974.
  78. Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Л.: Музыка. — 1985.
  79. Г. М. Вопросы пианизма. М., 1968.
  80. Г. М. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1972. — Вып. 2.
  81. Г. М. Избранные статьи М.: Советский композитор, 1985. — Вып. 3.
  82. Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. М.: Классика-ХХ1, 2004. -203 с.
  83. Г. М. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы. М., 1969.
  84. А. О некоторых изустных традициях и коррективах исполнения: (на основе встреч и бесед с музыкантами ушедшего поколения) // Муз. академия, 1993. № 2.
  85. К.П. Мир дирижера. Технология вдохновения. Л., 1976.
  86. Н.П. Музыкальное произведение и способ его существования // С.М., 1971 № 7.
  87. Н.П. Интерпретация музыки. Л.: Музыка, 1979. — 208 с.
  88. Н.П. Бытийный статус музыкального произведения и проблемы музыкально-исполнительского искусства: автореф. дис.. докт. искусствоведения. М., 1981.
  89. С.Г. Основы общей и музыкальной психологии. -Ставрополь, 1998.
  90. А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения // Вопросы психологии. 1963. — № 2.
  91. Ю.Л. Музыкальное произведение и интерпретация // С. М. 1969. — № 12.
  92. Ю.Л. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации: автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Л.: 1970.
  93. Е.И. О психическом механизме влияния музыки на эффективность учебной деятельности. — М., 1983.
  94. A.B., Брусенцев Ю. В. Александр Скляров // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
  95. Е.П. Психологическое воздействие искусства на детей. — М., 1990.
  96. Э. В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпретации. — М., 1988.
  97. А.Е. Игра и исполнительская интерпретация. Саратов: Изд-во СГК им. Л. В. Собинова, 2010.
  98. А.Е. Исполнительская интерпретация концертов для баяна с оркестром. Саратов: Изд-во СГК им. Л. В. Собинова, 2007.
  99. A.A. Искусство как форма общения: к проблеме предмета психологии искусства // Психологические исследования. Тбилиси, 1973.
  100. А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. 1972. -№ 12.
  101. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика. М.: Смысл, 1999.
  102. Е. Творческая работа с авторским текстом. М., 1988.
  103. Ф.Р. Искусство игры на баяне. М., 1985.
  104. Ф.Р. Кажется, это было вчера. -М.: Музыка, 2008.
  105. И. Театр как искусство общения. Культура художественного общения в искусстве театра. // Искусство театра: Вопросы теории и практики. Свердловск, Изд-во Уральского ун-та, 1989.
  106. Л.С. Подготовка будущих учителей музыки к художественно-коммуникативной деятельности (артистизм действий): автореферат дис.. канд. пед. наук —М., 1992.
  107. Л.С. Артистизм учителя музыки: учеб. пособие для вузов. -М: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 2005!
  108. Л.С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта — СПб: Символ-Плюс, 2006.
  109. Л. Игра наизусть. Л., 1967.
  110. Г. Письма, воспоминания. — М., 1964.
  111. Е.А. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника // Психология младшего школьника. М., 1980.
  112. Е.А. Основные элементы слуховых ощущений: абсолютный слух и методы его развития. М., Изд-во ГИМН, 1925.
  113. A.B. Подготовка специалиста в музыкальном вузе и «модель выпускника» // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования: сб тр. / сост. В. Н. Минин. — М., 1979.
  114. A.B. Фортепианно-исполнительское интонирование. М., 1990.
  115. К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М., 1966.
  116. В.В. Интонационная форма музыки. М., 1994.
  117. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976.
  118. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности.
  119. Я.И. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1990.
  120. Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М., 1983.
  121. Я.И. Лист. Т.Н. М., 1970.
  122. Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М., 1975.
  123. В.Н., Готсдинер А. Л., Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. — Л., 1981.
  124. Ш. Я дирижер. М., 1960.
  125. E.B. Логика музыкальной композиции. М., 1982.
  126. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1973.
  127. С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии, 1982. № 5. — с. 80.
  128. В.Д. Темперамент // Психофизические исследования индивидуальных различий / Сост. Б. Ломов, А. Смирнов, П. Анохин. Отв. ред. В. Русалов. М.: Наука. — 1976.
  129. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1967.
  130. Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М., 1975.
  131. Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера: Хрестоматия. / Сост. Виленкин В. Я. М.: Искусство, 1984.
  132. В.А. Музыкальная педагогика. Челябинск, 1998.
  133. H.H. Межличностные отношения. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
  134. А. Я композитор. — М., 1963.
  135. Г. Место исполнителя в музыкальной культуре // С.М. 1978.- № 8.
  136. Н. Вячеслав Галкин // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
  137. Н.Б. Влияние музыкальных движений на эмоции // Психологический журнал. 1993. — № 4.
  138. В.А. Драматическое действие как феномен искусства. -Челябинск, 1991.
  139. В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. -2-е изд. -М.: Академический проект- Трикста, 2008.
  140. В.М., Суслова Н. В. Основные современные концепции творчества и одаренности. — М., 1997.
  141. Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования: сб тр. / Сост. Минин В. Н. — М., 1979.
  142. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Сб. ст. Новосибирск, 1986.
  143. Психологические аспекты педагогической практики. Сб. ст. / Сост. Калинова О. В., Молчанова О. Н. М., 1997.
  144. JI.H. Наука о музыкальном исполнительстве как область советского музыкознания // Вопросы теории и эстетики музыки. JT., 1967.-Вып. 6−7.
  145. В.Г. Психология творческого процесса дирижера: автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М., 1973.
  146. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994.
  147. В.Г. Исполнительство как творчество // С.М., 1972. -№ 2.
  148. В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. М., 1993.
  149. В.Г. Резервы музыкальной педагогики М.: Знание. — 1980. -96 с.
  150. С.О. вариантной множественности в исполнительстве // Музыкальное исполнительство. М. — Вып. 7. — 1972.
  151. E.H. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999.
  152. E.H. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное руководство / Под ред В Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999.
  153. В.М. О природе темперамента и его место в структуре индивидуальных свойств человека П Вопросы психологии. 1985. № 1.
  154. С.И. Пианист и его работа. — -ГГ., 1961.
  155. И.Э. Игры для организации пианистических движений. -Екатеринбург, 1994.
  156. O.E., Назайкинский E.B. О взаимосвязях выразительных средств в музыкальном исполнении // Музыкальное искусство и наука. — М., 1970.-Вып. 1.
  157. А.Н. Избранные статьи. Т. 1. М., 1950.
  158. С.С. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений // Скребков С. С. Композитор и исполнитель // Скребков С. С. Избранные статьи. М., 1980.
  159. Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства / Ред. А. Д. Алексеев. М., 1985.
  160. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. — JT. — Вып. 1. -1980.
  161. Социология и музыкальная культура. М., 1975.
  162. К.С. Работа актера над собой. Часть 2. // Собр. соч. в 8-и т. М.: Искусство, 1951. — Т. 3.
  163. К.С. Собр. соч.: В 8-и т. М., 1954. — Т. 2.
  164. М. Специфика профессионального самосознания музыканта-исполнителя // Музыкальная академия, 2000. — № 3.
  165. Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. М., 1975.
  166. .Н. Формирование исполнительских (двигательно-технических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах: автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1982.
  167. А.Е. Психология музыки и музыкальных способностей М.: ACT, 2006.
  168. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.
  169. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. -М., 1988.
  170. K.B. Генезис некоторых компонентов структуры чувства ритма // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1971. -№ 2.
  171. К.В. Воспроизведение звукового ритма детьми дошкольного возраста // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1970-№ 2.
  172. Г. С. К вопросу об интонационной природе музыкального слуха // Психологический журнал. 1996 — № 5.
  173. Г. С. Проблемы музыкального мышления и восприятия // Вопросы психологии. 1973 -№ 1.
  174. .М. Психология музыкальных способностей / АПН РСФСР. -М-Л., 1947.
  175. Т.А. Речь и моторика Москва: Эксмо, — 2007.
  176. А. Борис Тихонов: аннотация к пластинке. // Советские мастера баянного искусства. Мелодия. Всесоюзная фирма грампластинок. — Вып. 10. — М20 47 475 003.
  177. Г. А. Зеркало сцены. Кн. 1. — Л.: Искусство, 1984.
  178. A.B. Диагностика способностей бессознательного восприятия музыки детьми. М., 1995.
  179. В.В., Имханицкий М. И. Вячеслав Семенов // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
  180. М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1975.
  181. М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1975.
  182. С.Е. Исполнитель и произведение // С.М., 1960. № 9.
  183. С.Е. Пианизм как искусство. М., 1965.
  184. H.A. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981.
  185. М. Исполнительское искусство как эстетическая проблема // Мастерство музыканта-исполнителя. М., 1976. — Вып. 2.
  186. А.И. Вдохновенное мастерство // Советская эстрада и цирк, 1975,-№ 7.
  187. Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: автореф. дис.. докт. психол. наук. Л., 1989.
  188. Г. М. Жизнь продолжается // Музыкальная жизнь, 1994. № 1.
  189. Г. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. -СПб.: Алетейя. 2001.
  190. Г. М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. -Кн. 1.-М.: Сов. композитор, 1988.
  191. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. — М.: Интерпракс, 1994.
  192. Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.
  193. Г. М. Человек. Талант. Труд: Музыкант в современном мире. -М., 1992.
  194. П.И. Переписка с Н.Ф. фон Мекк: в 3-х т. М., 1934.
  195. В.В. Выразительность, личность, стиль в исполнительскойкультуре прошлого и современности // Современные проблемы музыкального исполнительства Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987.
  196. Т.В. Композиция и интерпретация: три среза проблемы // Музыкальное исполнительство и современность. М.: Музыка, 1988.
  197. В.П. От этоса к аффекту. М., 1975.
  198. Р. О музыке и музыкантах // Собрание статей в 2-х т. М.: Музыка, 1978.-т. 2.
  199. В.А. Художественное противоречие в музыке как фактор формирования исполнительской интерпретации. Уфа, 1989.
  200. Т.Е. Артистическая карьера и исполнительский стиль Артура Рубинштейна в контексте культуры его времени: автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Нижний Новгород, 2007.
  201. Эх, дороги. Играет трио Анатолия Беляева: аннотация к пластинке. -Мелодия. Всесоюзная фирма грампластинок. С60 28 235 001.
  202. Ю.Г. Владимир Бесфамильное // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
Заполнить форму текущей работой