Артистизм как феномен музыкального искусства
Диссертация
Объект исследования — артистизм как важнейшее качество исполнительской деятельности. В центре внимания работы — музыка для баяна и аккордеона отечественных композиторов XX века в интерпретации известных отечественных исполнителей-баянистов (аккордеонистов). Различные аспекты проявления артистизма изучаются как на примере произведений традиционно-академического направления, так и на материале… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Артистизм как поведенческий феномен. Определение основных понятий
- 1. 1. Артистизм как явление творческой деятельности. Значение личности исполнителя
- 1. 2. Характер проявлений артистизма. Типы артистизма
- Глава II. Артистизм и музыкальное произведение
- Формирование моделей поведения
- 2. 1. Проявления артистизма на материале традиционно-академической музыки
- 2. 2. Проявления артистизма на материале эстрадно-джазовой музыки
Список литературы
- Авдеев В.М. Влияние музыкального произведения и его интерпретаций на компоненты музыкального восприятия: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1982.
- Алексеев А.Д. Интерпретация музыкальных произведений М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1984.
- Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя М.: Музыка, 1991.
- Алексеев Б. Валерий Ковтун // Персональный сайт Валерия Ковтуна. -2001 Электронный ресурс. иЯЬ: http://www.kovtun.su/opinions.html (дата обращения 18.05.2010).
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Асафьев Б.В. Об исполнителях: Критические статьи и рецензии. Л., 1967.
- Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства -М.-Л., 1969.
- Баренбойм Л.А. Некоторые вопросы воспитания музыканта-исполнителя и система Станиславского // Музыкальная педагогика и исполнительство. М., 1974.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1973.
- Беляков В.Ф. Юрий Вострелов // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
- Бенюмов М.И. О функциях и принципах взаимодействия исполнительских и композиторских элементов музыкального произведения // Выразительные средства музыки. Киев, 1988.
- Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений // Вопросы психологии. 1988. -№ 4.
- Бескровная Г. Н. Преднамеренное и импровизационное начала в музыкальной интерпретации // Современное искусство в контекстекультуры: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. -Астрахань, 1994.
- Бескровная Г. Н. Музыкальное исполнительство: процессуально-динамический аспект: дисс.. канд. искусствоведения. Астрахань, 2009.
- Боброва О.В. Роль сравнительного анализа интерпретаций в фортепианной педагогике (на примере Фантазии Шумана) // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1976. Вып. 24.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Бодина Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства: автореф. дис.. канд. искусствоведения. -М., 1975.
- Бочкарев Л.Л. Экспериментально-психологическое исследование музыкантов-исполнителей в условиях международных конкурсов: тезисы докладов к XX психологическому конгрессу. — М., 1972.
- Бочкарев Л.Л. Публичное выступление музыканта-исполнителя в свете психологии личности // Проблемы высшего музыкального образования: сб. трудов. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1975. — Вып. 19.
- Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкантов-исполнителей к публичному выступлению: автореф. дис.. канд. психолог, наук. — М., 1980.
- Бочкарев JI.JT. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии. № 1.
- Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты подготовки музыкантов-исполнителей к концерту // Проблемы высшего музыкального образования: сб. трудов. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1975. — Вып. 19.
- Бронфин Е.Ф. Н.И. Голубовская исполнитель и педагог. — Л., 1978.
- Брушлинский A.B., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990.
- Букина Т.В. Артистический успех как социокультурный феномен: (на примере вагнерианства в России рубежа Х1Х-ХХ веков): дис.. канд. искусствоведения. СПб., 2005.
- Булатова О.С. Педагогический артистизм. М.: «Академия», 2001.
- Быстряков М., Хорошайлова Л. Баянист Иван Паницкий. Саратов, 1976.
- Бычков Ю.Н. Целостный анализ музыкального произведения и формы проявления активности музыкального сознания. — М., 1984.
- Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности : дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1998.
- Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи. М.: Изд-во Всероссийского театрального общества, 1959.
- Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники / пер. с англ. М.: Когито центр, 2001.
- Вицинский A.B. Психологический анализ работы исполнителя над музыкальным произведением // Известия АПН РСФСР. М-., 1950. -Вып.25.
- Владимиров А. Мелодии Бориса Тихонова: аннотация к пластинке -Мелодия. Всесоюзная фирма грампластинок. ЗЗМ60 — 40 699−700.
- Вопросы оптимизации учебного процесса в вузе. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 125.-М., 1993.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1996.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
- Галактионов В.М. Иван Паницкий // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
- Галушко Н., Кужелев Д. Олег Шаров // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
- Гейне Г. Собр. соч.: в 10 т.-М, Л, 1956- 1959.-Т.8.
- Гейнрихс И.П. Музыкальный слух. (Теоретические основы и методические принципы развития). Чувство ритма и его развитие // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. — М., 1970.
- Гете И. Слово о книге. // Собр. соч. в 6-и т. под ред. П. Вейнберга. -СПб.: Тип. Н. Тиблена и Комп., 1865−1871. Т. 3.
- Гильбурд Г. И. Исполнительское искусство сфера проявления художественной идеи. — Томск, 1984.
- Глинка М.И. Записки. М., 1953.
- Гольденвейзер А.Б. Из бесед А.Б. Гольденвейзера о музыкальном воспитании и обучении детей // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 2.-М., 1967.
- Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М., 1958. — Вып. 2.
- Горюнова Л.В. Экспериментальное изучение особенностей музыкального восприятия у подростков // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. — М., 1970.
- Готсдинер А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (К вопросу об эстрадном волнении) // Методические записки по вопросам музыкального образования. — М.: Музыка, 1991. — Вып. 3.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.
- Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1989.
- Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. М.: Магистр, 1998.
- Грум-Гржимайло Т. Н. Музыкальное исполнительство. М., 1984.
- Грязева В.Г., Немкин В. А. Эстетическое образование личности: Монография. Челябинск, 1998.
- Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: философский анализ. Новосибирск: Наука, 1998.
- Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: философский анализ. Новосибирск: Наука, 1982.
- Гуренко Е.Г. Исполнительство искусство художественной интерпретации // Вопросы смычкового искусства. Сб. трудов (межвузовский). Вып. 49. -М., 1980.
- Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни. Екатеринбург, 1994.
- Далькроз Ж. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. СПб., 1922.
- Дель В.А. Эволюция методологических взглядов К.С. Станиславского: Лекция. Челябинск, 1993.
- Демченко А.И. Великий сын земли русской // Портреты выдающихся мастеров музыкального исполнительства. М.: Композитор, 2003.
- Демченко А.И. Классика и романтика фортепианного исполнительства. М. Юдина // Портреты выдающихся мастеров музыкального исполнительства. М.: Композитор, 2003.
- Дирижерское исполнительство: Практика, история, эстетика / Ред.-сост. Л. Гинзбург. М., 1975.
- Дуков Е.В. Из истории концертной жизни. Период ГОМЕЦ // Актуальные вопросы экономики и организации театрального дела. М., 1986.
- Ержемский Г. Jl. Закономерности и парадоксы дирижирования: Психология. Теория. Практика. СПб.: Деан, 1993.
- Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителя М., 1986. •
- Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Искусство, 1969.
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: Владос, 2000.
- Иванов-Борецкий М. Материалы и документы по истории музыки: в 2 т. -М., 1934, т. 2.
- Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. 2001.
- Ильина Г. А. К вопросу о природе эмоционального компонента музыкального слуха // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Т. 2. Возрастная и педагогическая психология. М., 1968.
- Имханицкий М.И. Фридрих Липе // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
- Имханицкий М.И. Юрий Казаков // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
- Казальс П. Об интерпретации // С.М., 1956. № 1.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
- Кирнарская Д.К. Опыт тестирования музыкальной одаренности на вступительных экзаменах //Вопросы психологии. 1992. -№ 1—2.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.
- Капустин Ю.В. Социальные функции музыканта-исполнителя и формы их осуществления в современном обществе: автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Л., 1974.
- Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Л.: Музыка. — 1985.
- Коган Г. М. Вопросы пианизма. М., 1968.
- Коган Г. М. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1972. — Вып. 2.
- Коган Г. М. Избранные статьи М.: Советский композитор, 1985. — Вып. 3.
- Коган Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. М.: Классика-ХХ1, 2004. -203 с.
- Коган Г. М. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы. М., 1969.
- Козловский А. О некоторых изустных традициях и коррективах исполнения: (на основе встреч и бесед с музыкантами ушедшего поколения) // Муз. академия, 1993. № 2.
- Кондрашин К.П. Мир дирижера. Технология вдохновения. Л., 1976.
- Корыхалова Н.П. Музыкальное произведение и способ его существования // С.М., 1971 № 7.
- Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. Л.: Музыка, 1979. — 208 с.
- Корыхалова Н.П. Бытийный статус музыкального произведения и проблемы музыкально-исполнительского искусства: автореф. дис.. докт. искусствоведения. М., 1981.
- Корлякова С.Г. Основы общей и музыкальной психологии. -Ставрополь, 1998.
- Костюк А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения // Вопросы психологии. 1963. — № 2.
- Кочнев Ю.Л. Музыкальное произведение и интерпретация // С. М. 1969. — № 12.
- Кочнев Ю.Л. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации: автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Л.: 1970.
- Красникова Е.И. О психическом механизме влияния музыки на эффективность учебной деятельности. — М., 1983.
- Крупин A.B., Брусенцев Ю. В. Александр Скляров // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
- Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на детей. — М., 1990.
- Лайнсдорф Э. В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпретации. — М., 1988.
- Лебедев А.Е. Игра и исполнительская интерпретация. Саратов: Изд-во СГК им. Л. В. Собинова, 2010.
- Лебедев А.Е. Исполнительская интерпретация концертов для баяна с оркестром. Саратов: Изд-во СГК им. Л. В. Собинова, 2007.
- Леонтьев A.A. Искусство как форма общения: к проблеме предмета психологии искусства // Психологические исследования. Тбилиси, 1973.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. 1972. -№ 12.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика. М.: Смысл, 1999.
- Либерман Е. Творческая работа с авторским текстом. М., 1988.
- Липе Ф.Р. Искусство игры на баяне. М., 1985.
- Липе Ф.Р. Кажется, это было вчера. -М.: Музыка, 2008.
- Лисовец И. Театр как искусство общения. Культура художественного общения в искусстве театра. // Искусство театра: Вопросы теории и практики. Свердловск, Изд-во Уральского ун-та, 1989.
- Майковская Л.С. Подготовка будущих учителей музыки к художественно-коммуникативной деятельности (артистизм действий): автореферат дис.. канд. пед. наук —М., 1992.
- Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: учеб. пособие для вузов. -М: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 2005!
- Майковская Л.С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта — СПб: Символ-Плюс, 2006.
- Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967.
- Малер Г. Письма, воспоминания. — М., 1964.
- Мальцева Е.А. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника // Психология младшего школьника. М., 1980.
- Мальцева Е.А. Основные элементы слуховых ощущений: абсолютный слух и методы его развития. М., Изд-во ГИМН, 1925.
- Малинковская A.B. Подготовка специалиста в музыкальном вузе и «модель выпускника» // Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования: сб тр. / сост. В. Н. Минин. — М., 1979.
- Малинковская A.B. Фортепианно-исполнительское интонирование. М., 1990.
- Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М., 1966.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1994.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976.
- Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности.
- Милылтейн Я.И. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1990.
- Милыптейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М., 1983.
- Милыптейн Я.И. Лист. Т.Н. М., 1970.
- Мильштейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М., 1975.
- Мясищев В.Н., Готсдинер А. Л., Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. — Л., 1981.
- Мюнш Ш. Я дирижер. М., 1960.
- Назайкинский E.B. Логика музыкальной композиции. М., 1982.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1973.
- Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии, 1982. № 5. — с. 80.
- Небылицын В.Д. Темперамент // Психофизические исследования индивидуальных различий / Сост. Б. Ломов, А. Смирнов, П. Анохин. Отв. ред. В. Русалов. М.: Наука. — 1976.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1967.
- Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М., 1975.
- Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера: Хрестоматия. / Сост. Виленкин В. Я. М.: Искусство, 1984.
- Немкин В.А. Музыкальная педагогика. Челябинск, 1998.
- Обозов H.H. Межличностные отношения. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
- Онеггер А. Я композитор. — М., 1963.
- Орджоникидзе Г. Место исполнителя в музыкальной культуре // С.М. 1978.- № 8.
- Панаскж Н. Вячеслав Галкин // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
- Пасынова Н.Б. Влияние музыкальных движений на эмоции // Психологический журнал. 1993. — № 4.
- Петров В.А. Драматическое действие как феномен искусства. -Челябинск, 1991.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. -2-е изд. -М.: Академический проект- Трикста, 2008.
- Подуровский В.М., Суслова Н. В. Основные современные концепции творчества и одаренности. — М., 1997.
- Психолого-педагогические проблемы высшего музыкального образования: сб тр. / Сост. Минин В. Н. — М., 1979.
- Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Сб. ст. Новосибирск, 1986.
- Психологические аспекты педагогической практики. Сб. ст. / Сост. Калинова О. В., Молчанова О. Н. М., 1997.
- Раабен JI.H. Наука о музыкальном исполнительстве как область советского музыкознания // Вопросы теории и эстетики музыки. JT., 1967.-Вып. 6−7.
- Ражников В.Г. Психология творческого процесса дирижера: автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М., 1973.
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994.
- Ражников В.Г. Исполнительство как творчество // С.М., 1972. -№ 2.
- Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. М., 1993.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики М.: Знание. — 1980. -96 с.
- Раппопорт С.О. вариантной множественности в исполнительстве // Музыкальное исполнительство. М. — Вып. 7. — 1972.
- Резников E.H. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999.
- Резников E.H. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное руководство / Под ред В Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999.
- Русалов В.М. О природе темперамента и его место в структуре индивидуальных свойств человека П Вопросы психологии. 1985. № 1.
- Савшинский С.И. Пианист и его работа. — -ГГ., 1961.
- Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений. -Екатеринбург, 1994.
- Сахалтуева O.E., Назайкинский E.B. О взаимосвязях выразительных средств в музыкальном исполнении // Музыкальное искусство и наука. — М., 1970.-Вып. 1.
- Серов А.Н. Избранные статьи. Т. 1. М., 1950.
- Скребков С.С. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений // Скребков С. С. Композитор и исполнитель // Скребков С. С. Избранные статьи. М., 1980.
- Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства / Ред. А. Д. Алексеев. М., 1985.
- Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. — JT. — Вып. 1. -1980.
- Социология и музыкальная культура. М., 1975.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. Часть 2. // Собр. соч. в 8-и т. М.: Искусство, 1951. — Т. 3.
- Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8-и т. М., 1954. — Т. 2.
- Степанова М. Специфика профессионального самосознания музыканта-исполнителя // Музыкальная академия, 2000. — № 3.
- Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. М., 1975.
- Талалай Б.Н. Формирование исполнительских (двигательно-технических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах: автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1982.
- Тарас А.Е. Психология музыки и музыкальных способностей М.: ACT, 2006.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. -М., 1988.
- Тарасова K.B. Генезис некоторых компонентов структуры чувства ритма // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1971. -№ 2.
- Тарасова К.В. Воспроизведение звукового ритма детьми дошкольного возраста // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1970-№ 2.
- Тарасов Г. С. К вопросу об интонационной природе музыкального слуха // Психологический журнал. 1996 — № 5.
- Тарасов Г. С. Проблемы музыкального мышления и восприятия // Вопросы психологии. 1973 -№ 1.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / АПН РСФСР. -М-Л., 1947.
- Ткаченко Т.А. Речь и моторика Москва: Эксмо, — 2007.
- Толмачев А. Борис Тихонов: аннотация к пластинке. // Советские мастера баянного искусства. Мелодия. Всесоюзная фирма грампластинок. — Вып. 10. — М20 47 475 003.
- Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. Кн. 1. — Л.: Искусство, 1984.
- Торопова A.B. Диагностика способностей бессознательного восприятия музыки детьми. М., 1995.
- Ушенин В.В., Имханицкий М. И. Вячеслав Семенов // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.
- Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1975.
- Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1975.
- Фейнберг С.Е. Исполнитель и произведение // С.М., 1960. № 9.
- Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., 1965.
- Хренов H.A. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М., 1981.
- Харлап М. Исполнительское искусство как эстетическая проблема // Мастерство музыканта-исполнителя. М., 1976. — Вып. 2.
- Хачатурян А.И. Вдохновенное мастерство // Советская эстрада и цирк, 1975,-№ 7.
- Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: автореф. дис.. докт. психол. наук. Л., 1989.
- Цыпин Г. М. Жизнь продолжается // Музыкальная жизнь, 1994. № 1.
- Цыпин Г. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. -СПб.: Алетейя. 2001.
- Цыпин Г. М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. -Кн. 1.-М.: Сов. композитор, 1988.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. — М.: Интерпракс, 1994.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.
- Цыпин Г. М. Человек. Талант. Труд: Музыкант в современном мире. -М., 1992.
- Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф. фон Мекк: в 3-х т. М., 1934.
- Чинаев В.В. Выразительность, личность, стиль в исполнительскойкультуре прошлого и современности // Современные проблемы музыкального исполнительства Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987.
- Чередниченко Т.В. Композиция и интерпретация: три среза проблемы // Музыкальное исполнительство и современность. М.: Музыка, 1988.
- Шестаков В.П. От этоса к аффекту. М., 1975.
- Шуман Р. О музыке и музыкантах // Собрание статей в 2-х т. М.: Музыка, 1978.-т. 2.
- Шуранов В.А. Художественное противоречие в музыке как фактор формирования исполнительской интерпретации. Уфа, 1989.
- Щикунова Т.Е. Артистическая карьера и исполнительский стиль Артура Рубинштейна в контексте культуры его времени: автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Нижний Новгород, 2007.
- Эх, дороги. Играет трио Анатолия Беляева: аннотация к пластинке. -Мелодия. Всесоюзная фирма грампластинок. С60 28 235 001.
- Ястребов Ю.Г. Владимир Бесфамильное // Портреты баянистов: Сборник статей / Сост. М. И. Имханицкий, А. Н. Якупов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000.