Удмуртский фольклорный текст в научном наследии Юрье Вихманна
Диссертация
Степень изученности проблемы. Проблема текста как знаковой системы отражена в многочисленных трудах как зарубежных, так и отечественных ученых-гуманитарев (Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Деррида, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, В. Е. Хализев, И. Р. Гальперин, А. Л. Гришунин и др.), что в силу масштабности и определенной универсальности понятия «текст» привело к столь же многочисленным его трактовкам… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Фольклорный текст как явление культуры
- 1. 1. Текст как культурный феномен
- 1. 2. Фольклорный текст — ключевое понятие фольклористики
- Глава 2. Удмуртская фольклорная коллекция Юрьё Вихманна как текст
- 2. 1. Юрьё Вихманн — собиратель удмуртского фольклора
- 2. 2. Герменевтическое осмысление «Образцов удмуртской речи» Юрьё Вихманна
- Глава 3. Онтологические категории культуры в фольклорной коллекции Юрьё Вихманна
- 3. 1. Пространство как важнейший элемент модели мира удмуртов
- 3. 2. Категория времени как культурная универсалия
- Глава 4. Аксиологические представления удмуртов в «Образцах удмуртской речи» Юрьё Вихманна
- 4. 1. Социально-ценностный характер категории «Судьба»
- 4. 2. Труд как моральная ценность
Список литературы
- Абдуллин А. Р. Философская герменевтика: исходные принципы и онтологические основания. Уфа: Изд-во Башкирского государственного университета, 2000. 60 с.
- Аверинцев С. С. Судьба // Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1983. С. 663- 664.
- Аверинцев С. С. Вода // Мифы народов мира. Т. 1. М.: «Советская энциклопедия», 1991. С. 240.
- Агапкина Т. А. Дерево II Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. Т. 2. М.: Международные отношения, 1999. С.60−67.
- Алексеенко Е. А. Представление кетов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера: Вторая половина XIX начало XX вв. Л.: Наука, 1976. С. 67−105.
- Алъбедилъ М. Ф. Протоиндийское «колесо времени» // Календарь в культуре народов мира. Сб. ст. М.: Наука, 1993. С. 70−101.
- Аникин В. П., Круглое Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1987. 479 с.
- Артеменко Е. Б. Композиционно-речевая организация былинного текста // Фольклор. Комплексная текстология. М.: Наследие, 1998. С. 52−73.
- Антипов Г. А., Донских О. А., Морковина И. Ю., Сорокин Ю. А. Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ие, 1989. 197 с.
- Атаманов М. Г. По следам удмуртских воршудов. Ижевск: «Удмуртия», 2001. 216 с.
- Афанасьев А. И. Древо жизни: Избранные статьи. М.: Современник, 1982.-464 с.
- Ахметъянов Р. Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М.: Наука, 1981. 140 с.
- Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. 222 с.
- Ахундов М. Д. Пространство и время: от мифа к науке // Природа.1985. № 8. С. 53−64.
- Байбурин А. К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Л.: Наука, 1981. С. 215−266.
- Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983. 188 с.
- Байбурин А. К. Ритуал: между биологическим и социальным // Фольклор и этнографическая действительность. СПб.: Наука, 1992. С. 18−28.
- Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. -237 с.
- Барт Р. Избранные труды: Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1994. 616 с.
- Боткин Л. М. О некоторых условиях культурологического подхода // Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-444 с.
- Белый А. Пути культуры // Вопросы философии. 1990. № 11.
- Берков В. П. Словарь и культура народа ft Мастерство перевода: Сб. 10. М.: Советский писатель, 1975. С. 402−420.
- Большой энциклопедический словарь / Гл. редактор A.M. Прохоров. М.: Научн. изд-во «Большая советская энциклопедия» СПб.: «Норинт», 2000.-1456 с.
- Бреус Е. В. Основы теории и практики перевода с русского языка на английский. М.: Изд-во УРАО, 2002. 208 с.
- Большой немецко-русский словарь. М.: Русский язык, 1999. 1040 с.
- Васильева В. В. Текст в культуре и культура в тексте // Фатическое поле языка: Сб. ст. Пермь: Изд-во Пермского госуниверситета, 1998. С. 19−24.
- Вахрушев В. М. Синонимъёсын удмурт-зуч кылбугор (Удмуртско-русский словарь синонимов). Ижевск: Удмуртия, 1995. 278 с.
- Введение в культурологию / Под ред. Е. Попова. М.: ВЛАДОС, 1996.-336 с.
- Верещагин Г. Е. Собр. сочинений в 6 т. Т. 1: Вотяки Сосновского края. Ижевск: Удмуртский ИИЯЛ УрО РАН, 1995. 260 с.
- Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. школа, 1989.404 с.
- Виноградова Л. Н. Вода // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. Т. 1, М.: Международные отношения, 1995. С. 386−390.
- Владыкин В. В. Три свадебных напева // Гыдыке / Сост. Т. Г. Перевозчикова. Ижевск: Удмуртия, 1991. С. 4−6.
- Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. 384 с.
- Владыкин В. Е. Кама в контексте традиционных представлений удмуртов // Проблемы межэтнических взаимодействий в сопредельных национальных и административных образованиях (на примере региона Среднего Прикамья). Тезисы докладов. Сарапул. 1997. С. 84−85.
- Владыкин В. Е., Перевозчикова Т. Г. Годовой обрядовый цикл удмуртской общины «бускель» (материалы к народному календарю) //
- Специфика жанров удмуртского фольклора. Ижевск: Удмуртский ИИЯЛ УрО РАН, 1990. С. 44−96.
- Гаврилов Б. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань, 1880.
- Гаврилов Б. Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда, Урясь-Учинского прихода // Труды четвертого археологического съезда в России. Казань, 1891. С. 80−156.
- Гадамер Г. Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст-1990. М.: Наука, 1990. С. 240−246.
- Гак В. Г. Теория и практика перевода. М.: Интердиалект, 1997.
- Гаспаров М. Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб.: Азбука, 2001. 480 с.
- Гацак В М. Текстология фольклора // Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. Минск: Навука i тэхшка, 1993. С. 183.
- Гацак В. М. Некоторые новые опыты текстологии фольклора // Наука о фольклоре сегодня: Междисциплинарные взаимодействия. М.: Диалог, 1998. С. 24−30.
- Гиппиус Е. В., Эвалъд 3. В. Удмуртские народные песни. Ижевск: Удмуртский ИИЯЛ УрО РАН, 1989. 84 с.
- Грибова Л. С. Пермский звериный стиль: Проблемы семантики. М.: Наука, 1975.- 148 с.
- Гришунин А. Л. Современное состояние теории текстологии // Современная текстология: теория и практика. М.: Наследие, 1997. С. 43−51.
- Гришунин А. Л. Исследовательские аспекты текстологии. М., 1998.
- Губин В. Д., Некрасова Е. Н. Философская антропология. М.: Пер Сэ- СПб.: Университетская книга, 2000. 240 с.
- Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.-398 с.
- Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.
- Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.-350 с.
- Гуревич А. Я. Диалектика судьбы у германцев и древних народов // Понятие судьбы в контекстах разных культур. М.: Наука, 1994. С. 148−157.
- Гусев В. Е. Комплексное изучение фольклора // Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования. М.: Наука, 1991. С. 7−11.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. М.: «Русский язык», 1980. 683 с.
- Дианова Т. Б. Проблема исполнителя в теоретической и полевой фольклористике // Наука о фольклоре сегодня: междисциплинарные взаимодействия. М.: Диалог, 1998. С. 55−58.
- Долганова Л. И., Морозов И. А., Минасенко Е. Н. Игры и развлечения удмуртов: история и современность. М.: Институт этнологии и антропологии им. Н. Миклухо-Маклая РАН, 1995. 312 с.
- Ельцова Е. Н. Культурные концепты в интертекстуальном поле перевода (судьба адзон, кылдэм) // Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья: Материалы междунар. научной конференции. Ижевск, 2002. С. 334−341.
- Ерасов Б. С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 2000.591 с.
- Еремина В. И. Ритуал и фольклор. JL: Наука, 1991. 206 с. I
- Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. 194 с.
- Завадская Е. В. Восток на западе. М.: Наука, 1970. 127 с.
- Загребин А. Е. Финны об удмуртах: Финские исследователи этнографии удмуртов XIX первой половины XX вв. Ижевск: Удмуртский ИИЯЛ УрО РАН, 1999. — 183 с.
- Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика. Минск: Тетра-Системс, 1998.368 с.
- Зуева А. С. Усьтисько выль инвисъёс. Ижевск: «Удмуртия», 1992.224 с.
- Зуева А. С. «Гельсингофрсэ, Юрьё Вихманн профессорлы.» // Вордскем кыл. 1994. № 1. С. 75−83.
- Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор. М.: Флинта: Наука, 1998.-400 с.
- Ивашнева Л. Л. К проблеме поэзии и обряда в структуре русской свадьбы // Судьбы традиционной культуры: Сб. ст. памяти JI.M. Ивлевой. Спб., 1998. С. 128- 133.
- Ившина М. В. Женщина и лен в традиционном удмуртском обществе // Врдскем кыл. 2001. № 3. С. 61−66.
- Кагаров Е. Г. Словесные элементы обряда // Из истории русской советской фольклористики. JI.: «Наука», 1981. С. 66−76.
- Капица Ф. С. Современные гипертекстовые системы и фольклор // Фольклор. Комплексная текстология. М.: Наследие, 1998. С. 192−202.
- Караулов Ю. М. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.-261с.
- Кармин А. С. Культурология. СПб.: Лань, 2001. 832 с.
- Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры //
- Кашкин И. А. В борьбе за реалистический перевод // Вопросы художественного перевода. М.: Советский писатель, 1955. С. 120−164.
- Кельмаков В. К. Юрьё Вихманн и вопросы удмуртского языкознания // Пермистика 2. Ижевск: Удмуртский ИИЯЛ УрО РАН, 1991. С. 10−32.
- Кирюшина Т. В. Музыкальный код в костромской календарной обрядности // Наука о фольклоре сегодня: Междисциплинарные взаимодействия. М.: Диалог, 1998. С. 68−72.
- Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М.: Наука, 1983. 205 с.
- Князевская Т. Б., Огурцов А. П. Судьба: метафора, идея, культура // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 177−185.
- Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология. М.: Ключ-С, 1999.
- Колесов В. В. Мир человека в слове древней Руси. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-311 с.
- Копытянская Н. Ф. Понятие «жанр» в его устойчивости и изменчивости // Контекст-1986: Лит.-теор. исследования. М.: Наука, 1987. С. 178−204.
- Косарев А. Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М.: Пер Сэ СПб.: Университетская книга, 2000. — 304 с.
- Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления (http://www. ruthenia.ru/logos).
- Кузьмина Н. А. Интертекст и интертекстуальность: К определению понятий // Текст как объект многоаспектного исследования: Науч.-методол. семинар «TEXTUS»: Сб. ст. СПб. Ставрополь, 1998. Вып. 3. Ч. 1. С. 18−26.
- Лашкевич А. В. Герменевтика. Введение. Электронный гипертекстовый учебник. Центр «Интеграция», 2000.
- Левкиевская Е. Е. Доля // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. Т. 2, М.: Международные отношения, 1999. С. 114−116.
- Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. Камень II Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. Т. 2, М.: Международные отношения, 1999. С. 448−453.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского университета, 1972. 575 с.
- Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. JL: Просвещение, 1972. 271 с.
- Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М.: Просвещение, 1988.-348 с.
- Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 17−263.
- Лотман Ю. М. Текст I // Материалы к словарю термионв Тартсуко-московской семиотической школы. Тарту, 1999. С. 293 294.
- Лотман Ю. М. Текст культуры // Материалы к словарю термионв Тартсуко-московской семиотической школы. Тарту, 1999. С. 304 305.
- Маковский М. М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике. М.: Высшая школа, 1989. 199 с.
- Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: ВЛАДОС, 1996.-416 с.
- Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997. 384 с.
- Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 407 с.
- Мечковская Н. Б. Язык и религия. М.: Гранд: Фаир, 1998. 350 с.
- Микулина Л. Национально-культурная специфика и перевод // Мастерство перевода: Сб. 12. М.: Советский писатель, 1981. С. 79−99.
- Миннияхметова Т. Г. Календарные обряды закамских удмуртов. Ижевск: Удмуртский ИИЯЛ УрО РАН, 2000. 163 с.
- Миннияхметова Т. Г. Поминальные обряды закамских удмуртов // Финно-угорская фольклористика на пороге нового тысячелетия: Материалы конференции / Отв. ред. Т. Г. Владыкина. Ижевск: Удмуртский ИИЯЛ УрО РАН, 2001. С. 84−95.
- Мифологический словарь. Смоленск: Русич, 2000.-464 с.
- Мифы народов мира. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1987.
- Мифы народов мира. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1988.
- Михайлова Т. В. «Смерть Берлиоза» в контексте древнеирландской мифопоэтической традиции (К проблеме развития концепта судьбы) // Логос. 2001. № 1. (http://www. ruthenia.ru/logos/)
- Напольских В. В. Как вукузё стал создателем суши. Ижевск: Удмуртский ИИЯЛ УрО РАН, 1993. 158 с.
- Неклюдов С. Ю. Вариант и импровизация в фольклоре (http:// www.ruthenia.ru/folklore/)
- Неклюдов С. Ю. О слове устном и письменном (http:// www.ruthenia.ru/folklore/)
- Неклюдов С. Ю. Традиции устной и книжной культуры: соотношение и типология (http:// www.mthenia.ru/folklore/)
- Никитина Г. А. Народная педагогика удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1997.- 135 с.
- Нуриева И. М. Кукла в календарных обрядах завятских удмуртов // Об этнической психологии удмуртов. Ижевск: Удмуртский ИИЯЛ УрО РАН, 1998. С. 37−49.
- Нуриева И. М. Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов: Проблемы культурного контекста и традиционного мышления. Ижевск: Удмуртский ИИЯЛ УрО РАН, 1999. 272 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973. 847 с.
- Орлов П. А. Вещный мир удмуртов (к семантике материальной культуры): Автореферат на соискание уч. ст. канд. истор. наук. Ижевск, 1999.
- Орлов П. А. Вещный мир удмуртов (к семантике материальной культуры): Диссертация на соискание уч. ст. канд. истор. наук. Ижевск, 1999.
- Пантелеева В. Г. Поэтический мир Флора Васильева. Национально-семантические особенности. Ижевск: Удмуртский ИИЯЛ УрО РАН, 2000. -195 с.
- Паршин А. Теория и практика перевода (http:// www.rinet.ru/rus/)
- Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда: I V. Вятка, 1888 — 1889.
- Петров М. К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. 328 с.
- Потепа М. Этика и герменевтика у Шлейермахера // Герменевтика и деконструкция: Сб. ст./ Под ред. Ф. Штегмайера, Б. Маркова. СПб., 1999. С. 34−46.
- Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. 325 с.
- Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976. 242 с.
- Путилов Б. Н. О процессе жанрообразования в фольклоре // Актуальные проблемы современной фольклористики. JL: Музыка, 1980. С. 197−199.
- Ротенберг В. С. Слово и образ: проблемы контекста // Вопросы философии. 1980. № 4. С. 152−155.
- Рымарь Н. Т. Художественный язык и язык культуры. Проблема материала // Проблемы художественного языка. Самара: Изд-во СаГА, 1996. С.11−25.
- Рымашевская Э. Л. Немецко-русский и русско-немецкий словарь. М.: Фирма «НИК», 1993. 832 с.
- Словарь античности. М.: «Советская энциклопедия», 1989.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993.740 с.
- Соколов Ю. М. Русский фольклор: Проблематика и историография фольклора. Д.: Учпедгиз, 1942. 557 с.
- Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л.: Наука, 1976. 104 с.
- Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. 824 с.
- Структура текста: Сб. статей. М.: Наука, 1980. -287 с.
- Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск: «РУСИЧ», 2000. 624 с.
- Тойдыбекова Л. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Joensuu, 1997.
- Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Наука, 1964.-399 с.
- Толстая С. М. Время // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого. Т. 1. М.: Международные отношения, 1995. С. 448−452.
- Толстая С. М. Судьба // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М.: Эллис-Лак, 1995.
- Толстая С. М. Этнолингвистика и фольклор // Наука о фольклоре сегодня: Междисциплинарные взаимодействия. М.: Диалог, 1998. С. 37−38.
- Толстой Н. И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.
- Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура: Сб. ст. М.: Наука, 1983. С. 227−284.
- Топоров В. Н. Модель мира // Мифы народов мира. Т. 2. М.: «Советская энциклопедия», 1988. С. 161−163.
- Топоров В. Н. Числа // Мифы народов мира. Т. 2. М.: «Советская энциклопедия», 1988. С. 629−631.
- Топоров В. Н. Древо мировое // Мифы народов мира. Т. 1. М.: «Советская энциклопедия», 1991. С. 398−406.
- Тороп 77. X. Интекст И Материалы к словарю терминов Тартуско-московской семиотической школы. Тарту, 1999. С. 100−102.
- Уваров А. Юрьё Вихманнлэн удумртъёс дорысь гожтэтъёсыз // Кенеш. 1998. № 12. С. 13−22.
- Удмуртско-русский словарь / Под ред. В. М. Вахрушева. М.: Русский язык. 1983. 591 с.
- Успенский П. Д. Новая модель вселенной. СПб.: Издательство Чернышева, 1993. 560 с.
- Ушаков Г. А. Текст: закономерности его построения. Ижевск: Изд-во Удмуртского ИУУ, 1996. 40 с.
- Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана. СПб.: Лань, 1998. 448 с.
- Флоренский П. А. Собр. соч. В 2-х т. Т. 1.: Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. 490 с.
- Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования. М., 1991.
- Фольклор и этнография. Л.: Наука, 1970. 256 с.
- Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983. 703 с.
- Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: «Лабиринт», 1997.-448 с.
- Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство. Прикладная цветопсихология / Сокр. перевод с нем. М.: Стройиздат, 1973. 117 с.
- Хроленко А. Т. Как и зачем «допрашивают» фольклорное слово // Наука о фольклоре сегодня: Междисциплинарные взаимодействия. М.: Диалог, 1998. С. 48−50.
- Цивьян Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира. М.: «Наука», 1990. 203 с.
- Цивьян Т. В. Человек и его судьба приговор в модели мира // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. С. 122−129.
- Цивьян Т. В. Модель мира и ее роль в создании (аван)текста (http:// www.ruthenia.ru/folklore/)
- Чистов К. В. Вариативность и поэтика фольклорного текста // IX Международный съезд славистов. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1983. С. 143−169.
- Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Л.: Наука, 1986.303 с.
- Чичеров В. И. Вопросы теории и истории народного творчества. М.: Советский писатель, 1959. 311 с.
- Чуч Ш. Письма Юрьё Вихманна с удмуртской земли // Пермистика 2. Ижевск: Удмуртский ИИЯЛ УрО РАН, 1991. С. 33−41.
- Шлейермахер Ф. Д. Е. Герменевтика // Общественная мысль. Т. IV. М.: Наука, 1993. С. 223−264.
- Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка). М.: Наука, 1973. 280 с.
- Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993.-666 с.
- Эспанъ М. О некоторых теоретических задачах текстологии // Современная текстология: Теория и практика. М.: Наследие, 1997. С. 4 22.
- Buck М. Die Wotjaken: Eine ethnologische Studie. Helsingfors, 1882.
- Grimm J. Deutsche Mythologie. Gottingen, 1835.
- Holmberg U. Die Wassergottheiten der fmnisch-ugristischen Volker // MSFOu. Helsingfors, 1913. V.XXXII.
- Korhonen M. Vorwort // Wotjakischer Wortschatz. Aufgezeichnet von Y. Wichmann. (LSFU) Helsinki, 1987. S. VII-X.
- Setala E. N. Yrjo Wichmann // FUF. 1993. 1−2 (XXI). S. 1−4.
- Meyers Lexikon. Leipzig Wien — Zurich, 1987.
- Wichmann Y. Wotjakische Sprachproben, I: Lieder, Gebete und Zauberspriiche // JSFOu. Helsingfors, 1893. V.XI.
- Wichmann Y. Wotjakische Sprachproben, II: Sprichworter, Ratsel, Marchen, Sagen und Erzahlungen // JSFOu. Helsingfors, 1901. V.XIX.
- Wichmann Y. Wotjakische Chrestomathie mit Glossar. Helsingfors, 1901.156