Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России
Диссертация
Альберт Петрович Пинкевич участвовал в работе Союза Коммун Северной области (1918) в качестве председателя Совета экспертов по народному образованию при Коммисариате просвещения и занимался разработкой варианта Положения о единой трудовой школе, отличавшегося большим реализмом и опорой на традиционную российскую модель обучения. Принят же был вариант, разработанный Наркомпросом, что изменяло… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основы исследования становления государственно-общественного управления школьным образованием в России
- 1. 1. Методологические основания исследования и современное состояние изученности проблемы
- 1. 2. Историко-педагогический анализ школы как социального института
- 1. 3. Государственно-общественное управление школьным образованием — социальный и педагогический феномен
- Глава II. Историко-педагогическая характеристика этапов становления государственно-общественного управления российской школой в XIX — начале XX вв
- 2. 1. Первый этап становления государственно-общественного управления школьным образованием -государственная инициатива и общественный отклик (начало XIX в.- середина 50-х гг.ХГХв.)
- 2. 2. Социальные реформы и начало общественного движения в сфере образования (середина 50-х гг. Х1Х в. — начало 90-х гг. Х1Х в.)
- 2. 3. Государство и общество в школьном образовании России начало 90-х гг. XIX в. — 1917 г.)
- Глава. Сущностные основания
- III. государственно-общественного школьным образованием в XX в
- 3. 1. Создание и совершенствование новых форм взаимодействия государства и общества в школьном образовании (ноябрь 1917 г.- 1931 г.)
- 3. 2. Эволюция форм участия общества в управлении школьным образованием в 30−80-е годы XX в
- 3. 3. Возможность включения историко-педагогического знания в практику государственно — общественного управления школьным образованием
- III. государственно-общественного школьным образованием в XX в
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.:1. ВЛАДОС, 1994. 336 с.
- Абдеев Р.Ф. Механизм управления, его генезис и системоорганизующая роль//Философские науки. 1990. — № 4. — С.105−113.
- Аграев Г. Родители, учителя, ученики. Родительские комитеты и организации. Жизнь средней школы за последние годы. СПб., 1908.
- Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики: сб. науч. тр. М.: изд. АПН СССР, 1986. — 230 с.
- Актуальные проблемы педагогической науки (науковедческий аспект). / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
- Акулова О.В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.- 224с.
- Акулова О.В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Школьное образование в современных социокультурных условиях- СПб., «Петро-Пресс», 2005. 182 с.
- Алексеев П. Правила и программы всех классов мужских гимназий и прогимназий, ведомства министерства народного просвещения. Одесса.: Б.и., 1917. — 222 с.
- Алешинцев И. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в XIX в. СПб, 1908. — 86с.
- Алешинцев И. История гимназического образования в PocchtkXVIII-XIX век. СПб., 1912. — 346 с.
- ЮАн С. А. Философские основания русской педагогической мысли конца
- XIX начала XX вв.: (Историко-философский анализ): Автореф. дисдокт.филос. наук. Екатеринбург, 1994. — 31 с.
- Ананьич Б.Б. И.И.Толстой и петербургское общество накануне революции. СПб.: «Лики России», 2007. — 175с.: им.
- Анисимов В.В. Университетские учебные округа: история и современность. // Педагогика. 2001.- № 2. — С.70−71.
- Анисов М.И. Источниковедческие основы историко-педагогического исследования: Учеб. пособие. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1987.-92 с.
- Анкудинов И. «Отчетники». // Просвещение на транспорте. 1923. -№ 7−8.- С.10−12.
- Андреев АЛ. Отечественное образование во второй четверти XIX века. // Педагогика. 2006. — № 4.- С.76- 86.
- Андреев E.H. Школьное дело в России: Наши общие и специальные школы. СПб.: Тип. С. Добродеева, 1882. — 232 с.
- Андреевский И.В. Классическое и реальное образование Глухов: Печатня наслед. Шумицкого, 1900. — 52 с.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — 560 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
- Антонов А. Речь об участии родителей в деле общественного воспитания детей их. // Журнал министерства народного просвещения.-1859.- № 7.-С.66−70.
- Антонова С.И. Периодическая печать как исторический источник по истории СССР (1895 1917 гг.). М., 1966.
- Ахаян Т.К., Свиридова И. А., Смирнова В. В. История образования в России: Учебное пособие СПб.: Изд-во РГТГУ им. А. И. Герцена, 2005. -411с. силл.
- Ахаян Т.К. Педагогические очерки к построению курса «История образования».- СПб., Изд-во РПТУ им. А. И. Герцена, 1996. 71с.
- Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917−1927гг.: становление «нового человека». СПБ., «Дмитрий Буланин», 2003. — 237с.
- Балашов Е.М. Г.Е.Зиновьев и А. В. Луначарский в Петрограде: история одного конфликта. / История глазами историков: Сб. науч. трудов.-СПб.-Пушкин. -2002.- С.259−269.
- Баренбаум И. Е. Книжный Петербург. Три века истории. СПб.: КультИнформПресс, 2003. -436 с.
- Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России. // Педагогика. 1998.- № 3.- С.30−35.
- Белоусов С.Н. Этапы развития школьного самоуправления.- М., 1930. -125с.
- Белявский А.В. Краткое обозрение истории гимназий в России. -СПб.: Б.и., 1908.-24 с.
- Бендриков К.Е. Школьная система перед Февральской революцией. // Народное образование. 1947. — № 3. — С. 41−60.
- Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества./ Народное образование: исторический альманах.- М.: Народное образование, 2000 -С. 118−120
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения России конца XIX начала XX веков. // Педагогика, 1991.-№ 11.- С.34−37.
- Благово Н.В. Школа на Васильевском острове: Историческая хроника. Часть I. Гимназия и реальное училище Карла Мая в Санкт Петербурге. 1856−1918. СПб.: Наука, 2005.- 538с.
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Проблемы методологии системного анализа. М.: Наука, 1970. — 456 с.
- Блащук В.В., Надгочий А. П., Федорова Н. М. Межшкольный учебный комбинат в условиях модернизации образования. СПб., — 2003. — 168с.
- Блинов В. И. Развитие образования в России в XVIII начале XX вв. под влиянием изменений во взглядах на цели воспитания. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.-224 с.
- Блонский П.П. Как мыслить среднюю школу. // Вестник воспитания. 1914. — № 9. — С.1−46.
- Блонский П.П. Школа и общественный строй. // Избранные педагогические произведения. М., 1961. — С.160−185.
- Блюм А. Как это делалось в Ленинграде. Цензура в годы оттепели, застоя и перестройки. 1953−1991. СПб.: Академический проект, 2005. -296 с.
- Бобрышов C.B. Методология историко-педагогического исследования развития педагогического знания: Автореф.докт. пед. наук-СПб.,-2007.-44с.
- Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР (Историко-статистические очерки). М.: Статистика, 1964. -195 с.
- Боголепов Л.П. Естественно исторические основы общеобразовательной школы. — М.: Тип. Т-ва И. Н. Кушнарев и К., 1910.-92 с.
- Большой энциклопедический словарь М.: Сов. Энциклопедия, 1991.-1628 с.
- Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы.- СПб.: Издательство РГХИ, 2001.- 238 с.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. СПб.: Изд-во Питер, 2000.304 с.
- Борисенко Н.Ф. О некоторых вопросах истории народного образования дореволюционной России // Сов. Педагогика. 1953.- № 3. — С. 71−79.
- Бочкарев В.И. Демократизация управления общим образованием в России //Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сб. науч. статей. Выпуск первый.- М.: ИОО МОИ РФ, 2004. 186 с. — С.43−50.
- Буто А. Ю. Народное учительство в России в общественном движении конца XIX начала XX вв.: Автореф. дне.. канд. пед. наук. — М., 1991.-24с.
- Булаев Н.И. Государственное управление развитием системы отечественного образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 2006. — 37 с.
- Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Дубна: «Феникс +», 1998. — 246 с.
- Буторина Т.С. М.В.Ломоносов и педагогическая мысль России XVIIL-Вологда, 1990.- 95с.
- Бусыгина H.A. Участие русских ученых в подготовке реформы школы в конце ХЗХ начале XX века // Проблемы совершенствования воспитания и обучения в школе. — М.: Изд-во АПН, 1975. — С. 115−124.
- Буш В. В. Памятники старинного русского воспитания. Пг., 1918. -119 с.
- В Советах по делам просвещения. В Центральном Совете при НКПС // Просвещение на транспорте, 1923, № 1−2.- С.29−31.
- Валетова О.Ю. Регулирование прав и обязанностей участников образовательного процесса как условие демократизации школы: Автореф. дис. канд. пед. наук.- СПб., 2005. 23с.
- Вариативные модели школьных Управляющих советов в России: создание, деятельность, сопровождение: Сборник. / Под ред. А.М.Моисеева- руководитель проекта A.A. Пинский. — М.: Изд-во AHO «СТАТУС», 2 005 387 с.
- Васильев В.И., Дробижев В.З., 3акс JI.B. и др. Данные переписи служащих 1922 года о составе кадров Наркоматов РСФСР.- М., 1972.
- Васильева З.И. Становление научно-педагогической школы (60−80-е годы XX века) / История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. СПб., 2001. — С.366−387.
- Васильева И. Исторические ретроспективы педагогической концепции развития личности в России (конец 19 начало 20 вв.). /Историко-педагогическое измерение в образовании: Материалы конференции. — СПб.: УПМ, 1999.-256 с.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987.- 400 с.
- Вахтеров В.П. Спорные вопросы образования. М.: Б.и., 1907. — 61 с.
- Вершинина H.A. Методология исследования структуры педагогики: Автореф. дис. .докт. пед. наук. СПб., 2009. — 46 с.
- Ведомство учреждений императрицы Марии: денежные обороты, капиталы, число учреждений, воспитываемых, учащихся, больных, призреваемых и другие сведения. 1904.- СПб., 1906.
- Ведомство учреждений императрицы Марии (1797−1897). С-Пб, 1897.-123 с.
- Вентцель К.Н. Как создать свободную школу (Дом Свободного Ребёнка). Изд. 2-е, доп. — М., 1908. — 218 с.
- Вернадский Г. В. Начертания русской истории // Очерк русской философии истории: Антология. М. Д996.- 313 с.
- Вернадский Г. В. Русская история .-М.: АГРАФ, 1997.-544с.
- Веселов М.О. О специализации и фуркации в средней школе дореволюционной России // Сов. педагогика. 1939. — № 7. — С. 1−22.
- Вессель Н.Х. Наша средняя общеобразовательная школа. СПб.: Тип.-литогаф. В. В. Комарова, 1903. — 68 с.
- Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании в системе народного образования в России / Сост. В. Я. Струминский. М.: Учпедгиз, 1959. — 319 с.
- Вилламов Г. И. Хронологические начертание деяний императрицы Марии Федоровны. СПб, 1897.- 45с.
- Винер Н. Человек управляющий. / Перевод Е. Г. Панфилова СПб.: Питер, 2001.- 287с.
- Вштевский В. Наши гимназия и общество // Семья и школа. 1872. -№ 8. — С. 279−294.
- Владимирский Буданов М. Государство и народное образование в России с XVIII в. до учреждения министерств. — М.- СПб, 1874. -209 с.
- Внутренняя педагогическая хроника // Учитель. 1866. — № 5−6. — С. 205−210.
- Волков Н.С. Государственно-церковные отношения в условиях демократизации общественной жизни: Автореф. дис.. канд. фил. наук. -М., 1992. -24с.
- Волкова Г. Б. Роль земского самоуправления в развитии народного образования в России 1864−1914гг.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2008.-22 с.
- Волкова Г. Б. Земская школа в России: уроки истории. М.: МПА -Пресс, 2007.- 120с.
- Волкова В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: СПб ГТУ, 1997. — 510 с.
- Волковский А.Н. Новый устав единой трудовой школы. // Просвещение на транспорте. 1923.- № 11−12. — С. 36−37.
- Волнистова З.И. Проекты реформы средней школы в России в конце XIX начале XX вв. // Труды Ворошиловского пед. ин-та. — Пятигорск, 1940. -Т. 2 — С.83−98.
- Ворошилова C.B. Государственная политика в сфере общего образования конца XIX начала XX века: Автореф. дис.. канд. ист. наук-Саратов, 1995.-21 с.
- Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография. / Под ред. Г. Б. Корнетова и В. Г. Безрогова. М.: ИТОП, 1996.-268 с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования- М., 1956.-276 с.
- Высотский С.Т. О постановке средней школы с точки зрения государства и семьи. Варшава, 1906.- 32 с.
- Высочайше утвержденные изменения и дополнения в Устав Гимназий и Прогимназий, Высочайше утвержденном 19 ноября 1864 года. // Полное собрание законов Российской империи. Т. Х ЛВИ. — Отд. первое 1871.- СПб., 1874. -С. 903−911.
- Гаврилин A.B. Гимназия К. Мая: сохранение и развитие школьных традиций. // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М., 1988.-С. 18−34.
- Галанин Д. Родители и педагоги // Воспитание и обучение. 1906. -№ 1.-С.47−50.
- Галкин П.В. Земство и народное образование // Земское самоуправление в России. 1864−1918. В 2-х кн. М.: Наука, 2005. Кн.1 С.364−398. Кн. 2.- С.138−158.
- Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в. М.: Учпедгиз, 1954. — 304 с.
- Ганелин Ш. И. Педагогические идеи А.И. Герцена / Изв. Ленингр. гос. пед. ин таим. А. И. Герцена — Л., 1928.- Вып.1.- С.1−18.
- Ганелин Ш. И., Голант Е. Я. История педагогики М., 1940.- 321 с.
- Ганелин Ш. И., Зенченко Н. С., Кирпичникова E.H. История педагогики и современность. Л. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970.
- Георгиевский А.И. К истории ученого комитета Министерства народного образования. СПб.: Сенатская типография, 1902. — 202 с.
- Георгиевский А.И. Предположительная реформа нашей средней школы. СПб.: Б.и., 1901.-112 с.
- Герш Б.Г. Развитие взаимодействия педагогической общественности и государственных институтов в гимназическом образовании России (вторая половина XIX- начало XX века).- Новосибирск, 2005.-23 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Уч. пособие для вузов. М.: Школа — Пресс, 1995. — 447 с.
- Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: Уч. пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. -192 с.
- Голант Е.Я. Вопросы обучения и воспитания в научной работе института. // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вып 52. Челябинск, 1947.- С.38−53.
- Гончаров Н.К. Очерки по истории советской педагогики. Киев, 1970.
- Головачев A.A. Десять летреформ.1861−1871.- СПб., 1872.
- Головачев П. Наши учителя, ученики и система. // Русская школа.-1900.-№ 7−8.- С.110−124.
- Головачев Ф.Ф. Двадцать пять лет. // Ученые записки ЛГПИ. -Челябинск, 1947. 245с.
- Горбунов A.A. Общественная самодеятельность и народное образование.- б.м., б.г.
- Гордон Г. О самоуправлении учащихся. // Просвещение на транспорте, 1923, № 1- 2. С.10−11.
- Государственно-общественное управление системой дошкольного образования. / Под ред. О. Д. Головиной, Е. Ю. Зимина, A.A. Седельникова-Красноярск, 2005. 253 с.
- Государственный совет Российской империи 1906−1917 Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2008. 343 с.
- Готалов Готлиб А. Г. Современные педагогические течения. -Херсон: Б.и., 1925. — 193 с.
- Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии.- М.: Университет, 1997, — 169 с.
- Гражданская идентичность и сфера гражданской деятельности в Российской империи. Вторая половина XIX начало XX века. / Отв. редакторы Б. Пиетров — Эннкер, Г. Н. Ульянова. М.: РОССПЭН, 2007.- 302 с.
- Грибанова Г. И. Местное самоуправление в Западной Европе. -СПб.: Изд-во РГПУ, 1997.- 207 с.
- Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы / Сост. В. В. Григорьев, М.: Б.и., 1900. — 587 с.
- Григорьев С.С. Средняя школа по нашим законам: (Исторический очерк). СПб.: Б.и., 1900. — 96 с.
- Громак-Громаченко. Педагогический съезд в Одессе в 1881 году // Русская школа.- 1900. № 3.- С.37−53.
- Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология СПб.: Изд-во «Ольга», 1999. 286 с.
- Гуйван Т.П. Отражение ведущих педагогических идей в российской периодической печати первой половины 19 века: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- СПб., 2001.- 17с.
- Гурвиц Ю. Неделя помощи школе. // Вестник просвещения MOHO. -1922.- № 8. С.13−15.
- Гуревич Г. К вопросу о реформе системы среднего образования в особенности же классических гимназий. СПб.: Б.и., 1906. -59 с.
- Даев В. Г. Педагоги блокадной поры. По архивам ленинградских учреждений. СПб: «Сударыня», 1998.- 84с.: илл.
- Дальман C.B. Развитие системы управления народным образованием в России во второй половине XIX века. СПб.: Нестор, 2007. — 296 с.
- Демков М.И. Очерки по истории русской педагогики.- М, 1917. -314 с.
- Демков М.И. Общее образование и его цели. Чернигов, 1884. — 134 с.
- Демков М.И. Начальная народная школа. Ее история, дидактика и методика. М., 1916. -268 с.
- Денисов К.Н. Всеобщее обучение. Сборник законов и правительственных распоряжений. Вып. 1−3. СПб.: Б.и., 1913 1916. — 214 с.
- Десятилетие Министерства Народного Просвещения. 1833 -1843. Записка С. С. Уварова. СПб., 1864. — 161с.
- Директивы ВКП (б) и постановления советского правительства о народном образовании. Сб. документов за 1917−1947гг. Вып. 1 М.-Л., 1947. -С. 19−26.
- Длуголенский Я.Н. Военно-гражданская и полицейская власть Санкт Петербурга — Петрограда. -СПб.: Журнал «Нева», 2001.-416с.
- Днепров Э.Д. «Морской сборник» в общественно-педагогическом движении 60-х годов XIX в. // Сов. Педагогика. 1964.-№ 10. С. 151−161.
- Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. М.: Интерфакс, 1994. — 24 с.
- Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России.- М.: Наука, 1998.-463 с.
- Днепров Э.Д. Образование и политика. ТТ. 1−2 М, 2006.
- Днепров Э.Д. Ведомственное самовластие должно быть исключено в управлении школой. //Правда. 1988.13 февраля.
- Доватор P.JI. Русская трудовая школа конца XIX начала XX века // Советская педагогика. — 1990. — № 10. — С.117−121.
- Доватор P.JI. Педагогическая журналистика в период первой русской революции. // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно демократических революций. — М., 1984. — С. 117−125.
- Доклад Государственного Совета «О развитии образования в Российской Федерации» // Народное образование.- 2006. № 5.- С.7−16.
- Доклад Председателя Родительского Комитета Орловской Алексеевской гимназии Д-ра И. Н. Севастьянова «О постановке учебно-воспитательного дела в гимназии по данным родительской анкеты» Орел, 1911.-24 с.
- Дружинин Н.М. Избранные труды: Революционное движение в России в XIX в. М.: Наука. 1985. — 485 с.
- Дружинин Н.П. Какая нам нужна средняя школа? Ярославль: Б.и., 1903.-43 с.
- Душечкин Я.К. вопросу о школьной реформе: организация единой общеобразовательной школы. Б.м., Б.и., 1906. — 28 с. Дьюи Д. Школа и общество. — М.: «Работник просвещения», 1923. — 46 с.
- Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М., 1921. — 283 с.
- Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России в начале XX века: Историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
- Егоров А.Д. Гимназическое образование в России. Иваново: Б.и., 1990. -96 с.
- Ежеленко В.Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.- 246с.
- Елизаветина Г. Г. Из воспоминаний А. И. Георгиевского. // Ф. И. Тютчев / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького — М.: Наука, 1989. —Кн. II.-С. 104−106.
- Жаринов А.Г. Теория и практика народного образования в деятельности декабристов в Сибири: Дис. .канд. пед. наук.- СПб., 2000. — 196 с.
- Желваков Н. Методологические проблемы современной истории педагогики. // Проблемы научной педагогики. Сборник.З. М., 1929. —137 с.
- Желобовский А.И. О лучшей постановке учебного дела в средних учебных заведениях // Русская школа. 1901. — № 1. — С.122−134. Женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения. 1858 — 1905. — СПб.: Б.и., 1905. — 139 с.
- Жирков Г. В. История цензуры в России XIX XX вв.: учеб. пособие. — М.: Аспект — Пресс, 2001. — 368 с.
- Житомирский К. Единение семьи и школы. (Нужны ли родительские кружки?). Ростов на Дону, 1906.- 23 с.
- Жураковский Г. Е. Из история просвещений в дореволюционной России. -М., 1978.-168 с.
- Заир-Бек Е.С., Тряпицына А. П. Приоритеты федеральной политики в области образования и региональные программы развития образования. -Письма в Эмиссию. -2003.- арт. 917
- Запесоцкий A.A. Образование: философия, культурология, политика М.: Наука, 2002. — 456 с.
- Записка министра народного просвещения графа Разумовского царю Александру I (25 мая 1811 г.) «О частных пансионах» // Постановления по Министерству народного просвещения. 2-е изд. — СПб., 1875. — Т.1. — С. 706.
- Засосов Д.А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890 1910-х годов. -СПб., 1991.-132 с.
- Захарина Т.Г. Технология моделирования диверсификационных структур управления школой и их реализации в режиме текущего функционирования и развития: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Ставрополь, 2002. 24 с.
- Захарова Л.Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968.166 3-ский А. О взаимоотношениях семьи и школы // Вестник образования и воспитания.- 1914. № 7−8.- С. 624−637.
- Звягинцев Е.А. К вопросу об участии общества и земства в постановке народного образования. Курск, 1901.- 96 с.
- Зейлигер Рубинштейн Е. И. Педагогические взгляды А. И. Герцена. -Л.: Изд — во ЛГУ, 1958. — 158 с.
- Зенченко Н.С. Развитие активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения в общественных и частных средних школах России // Ученые записки ЛГПУ им А. И. Герцена 1966. — Т. 297. — С. 26−61.
- Зенченко Н. С. Коммерческие училища как общеобразовательная школа России начала XX века (на материалах Санкт-Петербургских коммерческих училищ).—Дисс. .канд. пед. наук.- М., МОПИ, 1953.
- Знаменский С.Ф. Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905−1906 гг. и их значения. Общий очерк и материалы. СПб.: В. М. Вольф, 1909. — 294 с.
- Золотарев С.А. Голос семьи о школе. Рига, 1900.- 60 с.
- Золотарев С.А. Очерки по истории педагогики на Западе и в России. Вологда: Вологод. обл. отд-ние Гос. из-ва, 1922. — 245 с.
- Иванов И. Указатель законов об учебных заведениях с учреждения оных в России до настоящего времени- и вообще о народном просвещении.-СПб., 1830.-315 с.
- Иваницкий П. Школьная выставка на «Казанке». // Просвещение на транспорте, 1923, № 7−8. С. 46.
- Извлечение из постановлений педагогических советов гимназий Казанского округа по поводу предложений совета Пермской гимназии о средствах к сближению между домой и гимназией. // Циркуляр по Казанскому учебному округу. 1865.-№ 15 — С. 128−131.
- Иванович С. Российские партии, союзы, лиги. — СПб., 1906.
- Извлечение из постановлений педагогических советов гимназий Казанского округа по поводу предложений совета Пермской гимназии о средствах к сближению между домой и гимназией. // Циркуляр по Казанскому учебному округу.-1865.-№ 16.- С.136−139.
- Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. М., 1972.
- Инновационное управление муниципальной системой образования Советского района г. Красноярска (анализ и обобщение опыта). / Под ред. Головиной О. Д., Зимина Е. Ю., Седельникова A.A. Красноярск: «Гротеск». 2005.-261 с.
- Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993.- 336с.
- Иорданский H.H. Проблема единой школы // Трудовая школа в свете истории и современности. М.: Госиздат, 1924. — С. 93−107.
- Иорданский H.H. Школоведение. М.: Госиздат, 1929. -196 с.
- История педагогики и образования. (От зарождения воспитания до конца XX века): Уч. пособие для пед. университетов./ Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997. — 501 с.
- История российской журналистики. XVIII век: Хрестоматия: В 2 ч. 4.1-М.: Изд-во УРАО, 2002. -180 с.
- История профсоюзов России. Этапы, события, люди.- М., 1999. 334 с.
- Истратов Ю.П. Педагогика непровинциализма, или феномен Феликса Фрадкина / Научные идеи Ф. А. Фрадкина в контексте современных исследований истории и теории всемирного педагогического процесса. -Владимир: ВГТУ, 2008. С. 9−37
- Италийский А. Из жизни церковно-приходской школы // Народное образование в России. М., 2001. — С 135−148.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. — 204 с.
- Казанцев С. Что произошло с народным образованием? // Известия Всероссийского союза городов. 1918. — № 6−8. — С. 57−59.
- Казанцев Н.П. Что такое хорошая книга? // Для народного учителя. -1907.-№ 3. С.8−11.
- Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды. М., 1990.- 362 с.
- Калиновский Ю.И. Философия образовательной политики. М., 2000.
- Калинина Т.А. «Ревнитель» просвещения М.Г. Сведомский. // Режим доступа: World Wide Web — http://diaghilev.u-education.ru.
- Камшилов M. Совет Коммуны (школьное самоуправление). // На путях к новой школе, 1925, № 4, С.95−107
- Катаев Р. Х Общественная инициатива как фактор соуправления в образовательном учреждении: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- Махачкала, 2005.-23с.
- Кантор К.М. История против прогресса M., 1992.
- Каптерев П.Ф. Об общественных задачах образования. // Русская школа. 1892. — № 1. — С. 55−72- № 2. — С. 58−72.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогии СПб.: Алетейя, 2004.-560с.
- Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2003.- 459 с.
- Кареев Н. М. Идеалы общего образования. СПб., 1909. — 128 с.
- Карпова Г. Ф. Образовательная ситуация в России в I половине XX века. Ростов- на/Д.: Изд-во Рос. пед. ун — та, 1994. — 278 с.
- Каспэ С.И. Империя и модернизация: Общая модель и российская специфика. М.: РОССПЭН, 2001. — 256с.
- Килпатрик У. Метод проектов. JL, 1925. — 198с.
- Килпатрик У. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. -М., 1930.- 263с.
- Кир дина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. -Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2001. 306с.
- Киреев A.A. О предстоящей реформе школьного образования // Русский вестник. 1902. — № 277. — С. 303 -331.
- Кисляков H.H. Психологические детерминанты эффективности деятельности руководителя в условиях государственно-общественного управления общеобразовательной школой: Автореф. дис.канд. пед. наук. -Ярославль, 2006. 23 с.
- Климова Т.А. Взаимосвязь педагогической науки и практики в опыте советской школы 50-х годов (на материале школ г. Ленинграда). СПб, 2001.-23 с.
- Клоссовский A.B. Материалы к вопросу о постановке среднего образования в России. Одесса: Б.и., 1904. — 52 с.
- Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.- М.: Мысль, 1995.-336 с.
- Ключевский В.О. Русская школа. // Русь Ростов — Великий, 1996. -№ 2.-С. 29−35.
- Ковальченко И. Д. Сущность и особенности общественно-исторического развития (Заметки о необходимости обновления подходов). // Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований. Вып. 1(119). М., 1995. — С 25−26.
- Ковальченко И.Д. Исторический источник в свете учения об информации. // История СССР. 1982 — № 3.- С.129−148.
- Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. 2-е изд. -М.: Наука, 2003. 486 с.
- Кованько П. Педагогический авторитет. // Педагогическая мысль, 1905. Вып.1. С.1−24.
- Козлова Н.И. Из истории женского образования в Санкг -Петербурге.-СПб.: «Петрополис"Д996. 104с.
- Козловски П. Дуализм государства и общества. М., 2003. — 342с.
- Колосова Е.М., Федорова Н. М. Очерки истории кафедры педагогики Герценовского университета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. -160 с.
- Колосова Е.М., Свиридова И. А., Федорова Н. М. Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны: вклад в педагогическое образование.- СПб., 2007.- 156с.
- Комаровский Б.Б. Диалектика развития научно-педагогической мысли. М., 1929. — 115 с.
- Константинов H.A. Из истории подготовки проекта реформы средней школы в России при министре народного просвещения графе Игнатьеве (1915−1916 гг.) // Сов. педагогика. 1943. — № 8−9. — С. 28−38.
- Константинов H.A. Очерки по истории средней школы. М.: Учпедгиз, 1956. — 246 с.
- Константинов H.A., Медынский E.H. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М., 1948.
- Константинов H.A., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953. 248 с.
- Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 // Российская Газета.-2009.-№ 23.
- Концепция развития государственно-общественного управления образованием в республике Саха (Якутия). Электр. Ресурс «Консультант Плюс».
- Корнетов Б.Г. Развитие историко педагогического процесса в контексте цивилизационного подхода: Автореф. дис.. докт. пед. наук. — М., 1994. -64с.
- Корнилов И. П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. СПб., 1902 441с. Королев Ф. Ф. Народное образование в России накануне Февральской революции 1917 года// Советская педагогика. — 1951. -№ 12.-С. 41−67.
- Королёв Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации. М.: Просвещение, 1959. — 319 с.
- Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917—1920.-М., 1958.-193 с.
- Королев Ф.Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И. Очерки по истории школы и педагогики. 1921−1931. / Ин т теории и истории педагогики АПН РСФСР.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 508 с.
- Коробов А. Об изъянах общественно-политического воспитания.// Просвещение на транспорте,.- 1928.- № 7−8, — С.9−12.
- Краевский В.В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап. М., 2006.- 400 с.
- Краевский В.В. Методологическая рефлексия // Советская педагогика 1989 — № 2. — С. 72−79.
- Красев А. Что ждет от школы наша страна для своего обновления. // Журнал министерства народного просвещения. 1908. — № 9 — С. 86−106.
- Краткая философская энциклопедия. М.: «Прогресс», 1994. — 574 с.
- Краткий обзор деятельности родительского комитета при Калужской Николаевской гимназии за 1910−1911 учебный год. Калуга, 1911.-21с.
- Краткий отчет деятельности Родительского комитета Богородской женской гимназии за 1915 1916 учебный год. — Н. Новгород, 1916. — 8с.
- Краткий отчет по постройке здания для Рыбацких учебных заведений.- Пг., 1916. 38с.
- Краткий хронологический обзор заведений ведомства Императрицы Марии.- С-Пб, 1873.
- Кризис русской школы. Торжество политической реакции. Крушение университетов. М.: Б.и., 1914. — 272 с.
- Кричевский В.Ю. Демократизация школьной жизни.-М., 1991.-108 с.
- Кричевский В.Ю. Очерки теории и истории управления школой. -СПб., 2001.-167с.
- Крузе Э.Э. Положение рабочего класса России в 1900 1914 гг. — Л.: Наука, 1976.-298 с.
- Крупенина М.В. Проблема педагогических кадров. // Педагогика переходной эпохи. М., 1930. — С. 34 — 52.
- Крупенина М. Губернская конференция работников детских домов // Вестник просвещения MOHO, № 10,1922, С.166−172. С. 169.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти тг. / Под ред. А. М. Арсеньева. —М.: Педагогика, 1978.
- Крупская Н.К. Школьное самоуправление. // На путях к новой школе.- 1925. № 4. — С. 16−25.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10тт.- М., 1957. Т. 10 -245с.
- Кувадцин В. Глобальность: новое измерение человеческого бытия. // Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М., 2003.-С.31−57.
- Кудаева JI.B. Становление и развитие начального образования в Мордовском крае во второй половине ХГХ начале XX вв.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Н. Новгород, 1996. — 20 с.
- Кудрявцев А. Петроградская школа в минувшем году. // Вестник просвещения. 1919. — № 4 — 6. — С.25−28.
- Кузнецова М.В. Народное образование в Иркутске в XVHI первой половине XIX веков: Автореф. дис. канд. ист. наук. — Иркутск, 1996.-26с.
- Куломзина А.Н. Доступность начальной школы в России. СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаум, 1904. -149с.
- Кусжанова А.Ж. Социально-философские проблемы теории образования: Монография. СПб., 2003. — 296 с.
- Купинская Е.В. Проблемы реформы средней общеобразовательной школы в деятельности Министерства народного просвещения в России в конце XIX начале XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1999. — 24 с.
- Курлов В.Ф. Социологическая информация в управлении системой школьного образования. СПб. 2003. — 273 с.
- Кускова E.H. Формирование института государственно общественного управления образовательным учреждениям в условиях модернизации российского образования: Автореф. дис.. канд. соц. наук. -СПб., 2009.- 27с.
- Лапицкая С.И. Взаимодействие педагогов и учащихся как педагогический феномен в российской школе XIX начала XX вв.: Автореф.. канд. пед. наук. — СПб, 2007.- 24 с.
- Лаурсон A.M. Родительские комитеты и попечительские советы при средних учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения.- Пг.-1917.- 40 с.
- Лебедев H.A. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и учебных обществ, послуживших к образованию русского народа с 1025 по 1855 г. СПб., 1874. -219 с.
- Левин К. Школа и семья в их взаимных отношениях // Вестник воспитания .- 1915. № 90.- С. 1445 — 1448.
- Лебедев А. Первые работники в истории русской педагогики, как науки. (Памяти Пирогова, Ушинского и Юркевича) // Народное образование.-1908. № 7−8. — С.1 — 24.
- Лебедев O.E. Управление образовательными системами. М.: «Университетская книга», 2004. — 235 с.
- Левин Л. Новые пути школьной работы. Метод проектов. М., 1925. -86 с.
- Левин Ш. М. Очерки по истории русской общественной мысли.-Л., 1974.
- Липник В.Н. О проблемно-тематическом принципе в историко-педагогических исследованиях. / Педагогика. XXII Герценовские чтения.-Л, 1975.- С.151−154.
- Липник В.Н. Школьные реформы в России: Очерк истории. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 83 с.
- Липочкина Н.Г. Утверждение пролетарской идеологии в советской общеобразовательной школе. / Очерки истории партийного руководства культурным строительством в СССР.(1921−1925гг.) -Ростов -на-Дону, 1982. -С.32−66.
- Луначарский А. В. О воспитании и образовании / Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1976. — 634 с.
- Луначарский A.B. Какая школа нужна пролетарскому государству? // Вестник просвещения МОНО № 10 — 1922. — С. 1−28.
- Лурье Ф.М. Петербург 1703−1917. С-Пб.: ООО «Золотой век», 2001. -268с.
- Лурье Ф. Российская история и культура в таблицах. СПб.: «Геликон-Плюс», 1998. — 238с.
- Манифест об учреждении министерств. // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. 2-изд. — СПб., 1875. — Т. 1. С. 1−4.
- Макеева И.А. Развитие начального образования на Северо Западе России во второй половине XIX — начале ХХвв.: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Ярославль, 1998. — 19 с.
- Марков Е.Л. Грехи и нужды нашей средней школы. СПб.: Б.и., 1900.-131 с.
- Маркс К. и Энгельс Ф.Сочинения в 39 т. /Изд. второе. М., 19 551 966.
- Масловский А.Ф. Русская общеобразовательная школа. Мысли отца семейства по поводу предстоящей реформы средней школы. СПб.: Б.и., 1900.-275 с.
- Материалы для истории просвещения в России в царствование императора Александра I. / Сост. М. И. Сухомлинов.- СПб., 1866. 387с.
- Материалы для истории и статистики наших гимназий. СПб., 1864.80 с.
- Материалы по реформе средней школы. Пг.: Сенатская типография, 1915. — 548 с.
- Медведков А.П. Краткая история русской педагогики в культурно-историческом освещении для самообразования и специальнопедагогического характера школы. / А. П. Медведков. 3-е изд.-Пг.: Башмаков, 1916.- 247 с.
- Медынский E.H. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. Т.1−2, M.-JL, 1925.
- Медынский E.H. История педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1938. — 378 с.
- Медынский Е. Н. История педагогики / Е. Н. Медынский. М.: Просвещение, 1947. — 579 с.
- Мещанинов И.В. Петр Семенович Ванновский, министр народного просвещения. (Очерк деятельности). СПб., 1908.-48 с.
- Милюков П.Н. Воспоминания М.: Политиздат, 1991.- 528 с.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-хт. Т.2.4.2 М.: «Прогресс-Культура», 1994. — 496 с.
- Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли М., 2006. -357с.
- Минаева Н.В. Правительственный конститутционализм и передовое общественное мнение России в начале XIX века. Саратов, 1982.- 256 с.
- Миропольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы. -М.: Православный Свято Тихоновский ун-т, 2006. — 408 с.
- Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. XVIII-начало XX века: Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., 2000. ТТ.1−2.
- Митина И. Д. Социокультурные парадигмы образовательной деятельности в общественно-политической мысли России конца ХЕХ начала XX веков :Философско-педагогический аспект: Автореф. дис.. докг. пед. наук. — Ульяновск, 2004. — 44 с.
- Михайлова В.Н. Из опыта совместной работы семьи и школы в дореволюционной России // Новые исследования в педагогических науках. -1974. № 9. — С.11−13.
- Михайлова В.Н. Источники исследования истории средней школы конца-19 начала 20 вв. // Советская педагогика. — 1975. — № 4. — С.116 — 125.
- Михайлова В.Н. Общественные педагогические и просветительские организации дореволюционной России (середина 19 начало 20 вв.) — М.: ИТПИМИО, 1993. — 163 с.
- Моисеев H.H. Человек. Среда. Общество. Проблемы формализованного описания. М.: Наука, 1982. — 239 с.
- Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов / Под ред. А. М. Моисеева. М., 2005. -354 с.
- Модзалевский JI.H. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен / Л. Н. Модзалевский.- 3-е изд.- 4.1−2.-СПб.: Изд-е Н. Г. Мартынова, 1892.- 99 с.
- Модернизация региональной системы образования. Опьгг Санкт-Петербурга: Аналитический обзор.- СПб., 2009. 242 с.
- Молоков Д.С. Тенденции развития советской общеобразовательной школы второй половины 60-х первой половины 80-х годов: Автореф. дис. .канд. пед. наук — Ярославль, 2004- 23с.
- Монографии учреждений Ведомств императрицы Марии. 1828 -1878.-С-Пб, 1880.-368 с.
- Мосолов В.А. Очерки истории образования и педагогической мысли.-СПб., 2005.-148 с.
- Мусин — Пушкин A.A. Среднеобразовательная школа и ее значение -Пг., 1915. -86 с.
- На путях к методу проектов: Сборник Института методов школьной работы. Ms 1- 4 -. М., 1930 — 1931.
- Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов. 1917−1973 гт. / Сост.А. А. Абакумов и др .- М.: «Педагогика», 1974. 560 с.
- Народные училища Северо-Западного края: Систематический свод законов, распоряжений, правил, инструкций и справочных сведений. / Сост. Г. Фальборк и В. Чарнолуский .- СПб., 1903. 53 с.
- Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX — начало XX века: Сб. документов.-СПб., «Лики России»., 2000.-340с.
- Немолодышев Ст. Взгляд на воспитание и обучение в России. -Харьков, 1898.- 118 с.
- Нечкина М.В. Декабристы. М: Академкнига, 1982.- 158 с.
- Николаев А.К. История России. СПб., 2006. — 235 с.
- Николаева А.Д. Эволюция управления общим образованием в национальном регионе (на материале Якутии): Автореф. дис.. докт. пед. наук.- В. Новгород, 2005. 44 с.
- Новиков Н. И. Избранные сочинения.- М.: ГИХЛ., 1951. -452с.
- Новикова Л.И., Сиземская И. Н. Российские ритмы социальной истории. М., 2004. 185с.
- Новый философский словарь. / Сост. A.A. Грицанов. М., 1998.569 с.
- О необходимости содействия училищу со стороны семьи. // Воспитание. -1861. № 11. — С. 353−367.
- Обозрение учреждений императрицы Марии в 25-летие. С-Пб., 1854.-473 с.
- Общественно-политическая проблематика периодической печати России (XIX начало XX вв.): Сборник статей. М., 1989. — 286 с.
- Общий обзор газет и журналов cl-го Апреля по 1 Ноября 1901 г. по вопросам, касающимся устройства средних учебных заведений.- СПб., 1902.29 с.
- Общий отчет о деятельности Родительского комитета С -Петербургского реального училища А. Копылова на 1-ое мая 1910 года.-СПб., 1910.-30 с.
- Овчинников А. В. Развитие российского законодательства о народном образовании на рубеже XIX XX вв. // Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца ХЕХ — начала XX вв. Сб. ст. -М.: ИТО и ПРАО, 2000. — С. 22 — 42.
- Овчинников A.B. Политико-правовой процесс в отечественном образовании 1801−1917гг.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2009. — 46с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1964. — 900 с.
- Окольский А. Об отношении государства к народному образованию. -СПб., 1872.-560 с.
- Орлов А. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус. // Современная школа. 2000. — № 1−2 — С.45−55.
- Орлова М. Школьная выставка и ее значение. // Просвещение на транспорте. -1923. № 9−10. — С. 9−11.
- Осовский Е.Г. Избранные педагогические сочинения./МГПИ им. М. Е. Евсевьева .-Саранск, 2005. -280с.
- Ососков A.B. Начальное образование в дореволюционной России (1861−1917). -М., 1982. -196 с.
- Острогорский А.Н. К вопросу о том, что такое общее образование // Педагогический сборник. 1892. — № 2. — С. 169−185.
- Отчет Петроградского ГубОНО за 1922/23 учебный год и краткий обзор пятилетней деятельности отдела.- Петроград, 1923. -288с.
- Отчет о занятиях Родительского комитета при Вологодской губернской гимназии за 1909−1910 уч. год.- Вологда, 1911. — 15 с.
- Отчетная выставка участковых школ Сергачского Учкультотдела. // Просвещение на транспорте. -1923. № 7−8. — С.4−5.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина ХЕХ в. / Отв. ред. А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976. -452 с.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Конец XIX начало XX вв. / Б. К. Тебиев, Ф. Ф. Шамахов, Р. Ф. Усачева и др.- Отв. ред. Э. Днепров. — М.: Педагогика, 1991. — 445 с.
- Пактовский И. Несколько слов по вопросу сближения семьи и школы.//Русская школа. 1903.-№ 10−11.-С.179−181.
- Пантелеева Н.Б. Общечеловеческое и национальное в педагогической теории и практике отечественного образования (на материале анализа педагогического наследия П.Ф.Каптерева).: Автореф. дис.. канд. пед наук. М., 1998. — 24 с.
- Папаригопуло С. Из истории государственного управления в области образования в России. Школьные реформы при Петре 1: Автореф. дис. канд. юр. наук.- М., 1954. 15с.
- Педагогический вестник. 1881. — № 1. — С. 9−10.
- Педагогический Петербург. История педагогического образования (XVIII начало XX вв.): Учеб. пособие. / Автор — составитель Н. В. Козлова. -СПб., Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
- Педагогический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим Бад- М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. — 528 с. с или.
- Педагогика: учеб. пособие. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2000.-512с.
- Петров Г. С. Школа и жизнь. СПб., 1902. -178 с.
- Переверзева М. Еще об отчетниках. // Просвещение на транспорте, 1923, № 11−12.- С. 31−32.
- Переславцева Е.В. Развитие государственно общественного управления образованием в России в современных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2006 .- 24 с.
- Пинкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики / А. П. Пинкевич -Харьков, 1930. 347 с.
- Пинкевич А.П. Воспоминания.//Педагогические вести, 1993, № 18. С. 3 -4.
- Пинский A.A. Образование для свободы и несвобода в образовании. -М., 2001.-182с.
- Пинский A.A. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы. М.: Альянс Пресс, 2004.
- Пирогов, Н.И. Вопросы жизни. / Избранные педагогические соч. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. С. 55−84.
- Писаревский Н. Школа и ее значение для семьи, государства и Церкви. // Вестник школы. 1915. № 59. — С.997−1000.
- Пискунова Е.В. Исследование социокультурной обусловленности изменения деятельности учителя современной школы. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.- 365с.
- Пистрак М.М. Насущные проблемы современной советской школы, -М., 1925.-68 с.
- Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Пг.: Сенатская типография, 1917. — 824 с.
- Плеханов Е.А. Российская приходская школа 60 80-х гг. Х1Хв. // Педагогика.-2004.№ 8.-С.69 — 81.
- Повестка дня на XXI век. М., 1999. 162 с.
- Покровский М.Н. Избранные произведения, т. 1−4, М., 1965—1967.
- Полевой H.A. История Русского народа.- М., 1956. 357 с.
- Поликутина Н.В. Взаимодействие семьи и школы как общественно-педагогический феномен в России второй половины XIX начала XX вв. -Дис. канд. пед. наук.- СПб., 20 001. — 235 с.
- Политические партии России. Конец XIX — первая треть XX века: Энциклопедия.- М., 1996. 800 с.
- Половцева М.А. Развитие теоретико-методологических основ дидактики в педагогике России 20-х гг. XX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук— Хабаровск: ХГПУ, 2001. 24 с.
- Положение о Советах содействия при учебно-воспитательных учреждениях MOHO и его местных органов (Совсодах). // Вестник просвещения MOHO. 1922. — № 6. — С.120−121.
- Поляков A.B. Коммуникативная концепция права: вопросы теории. СПб., 2003.-231 с.
- Поляков О.Ю., Полевой Ю. Л. Образовательный менеджмент: развитие общественной составляющей // Инвестрегион. 2006. № 6. — С. 2530.
- Помелов В.Б. Региональные особенности развития народного образования в российской провинции со второй половины XIX в. по октябрь 1917 г.: Автореф. дис. докт. пед. наук.- М., 1998. 32 с.
- Посошков И.Т. Завещание отеческое. СПб.: Изд. Прилежаева, 1893.-58 с.
- Пригожин И. Философия нестабильности. // Вопросы философии. -1991.- № 2.- С. 47−51.
- Прикот О.Г. Вопросы модернизации образования. СПб., 2007. — 153 с.
- Проблемы истории советской школы и педагогики: Экспериментальное учебное пособие в трех частях. / Отв. ред. З. И. Равкин. -4.3. -М., 1991.-244 с.
- Протопопов С. О содействии семьи школе в деле обучения и воспитания // Циркуляр по Московскому учебному округу. 1868. — № 5-Приложение.- 8 с.
- Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре 1. Исследования и статьи по эпохе Александра 1. СПб.: Академический проект, 2000.-560 с.
- Равкин З.И. Историзм как методологический принцип педагогики. // Советская педагогика. -1985. № 10. — С.47−54.
- Равкин 3. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры. -М., 1993.-246 с.
- Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: Уч. пособие. Л., 1989. — 84 с.
- Рашковский Е.Б. Исследования по истории веры, познания, культуры. -М.: Прогресс Традиция, 2008. — 376 с.
- Рачинский С.А. Заметки о сельских школах. СПб.: Синодальная типография, 1883. — 123 с.
- Роговцева Н.И. Управление развитием муниципальной системы образования в сверхкрупном городе (на примере Санкт-Петербурга): Автореф. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 23 с.
- Рождественский C.B. Исторический обзор деятельности Министерства народногопросвещения.1801- 902. СПб., 1902. -787с.
- Рождественский C.B. Материалы для истории учебных реформ в России в ХУШ—XIX вв. / При участии В. Г. Соломина и П. П. Тодоровского. -СПб., 1910.-299 с.
- Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., Просвещение, 1990. — 620 с.
- Розенберг В. Из истории русской печати. Организация общественного мнения в России и независимая беспартийная газета «Русские ведомости» (1863 1918 гг.). Прага, 1924. -189 с.
- Роков Г. Организация управления средними учебными заведениями. // Вестник воспитания. № 6. — С.45−92.
- Ропп А.Н. Что сделала Ш Государственная Дума для народного образования. СПб.: Б.и., 1912. — 255 с.
- Российская национальная библиотека.1795−1995.- СПб.: «Лики России», 1995.
- Рубинштейн С.Ф. Хронологический указатель указов и правительственных распоряжений по губерниям Западной России за 240 лет с 1652 по 1892. Вильна, 1894.-918 с. 399 «Русские ведомости» 1863 1913: Сборник статей. М., 1913. — 297 с.
- Русские просветители (от Радищева до декабристов). В 2-х тт. М., 1966.
- Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. СПб., «Алегейя», 2001. 444 с.
- Сборник законодательных, правительственных и ведомственных нормативных актов РСФСР. Кн.1 М., 1991. — 845с.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения: Царствование Александра 1.1802−1824 годы. СПб., 1875. Т.1 -1864 с.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения: Царствование Николая I. 1825 1855 годы. Отделение первое: 1825−1839.— СПб., 1876. — 1576 с.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения: Царствование Николая I. 1825 1855 годы. Отделение второе: 1840−1855— СПб., 1876.-1648 с.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения: Царствование Императора Александра П. 1855−1864 годы. -СПб., 1876. Т. Ш -1758 с.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения: Царствование Императора Александра П. 1871−1873 годы СПб., 1871. Т.У. -2258 с.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения: Царствование Императора Александра П. 1874−1876 годы СПб., 1878. Т.VI. -1830 с.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения: Царствование Императора Александра П. 1877−1881 годы — СПб., 1883. Т.ЛШ. 2294 с.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения: Царствование Императора Александра П. 1882−1883 годы — СПб., 1887. T.VIII. 965 с.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения: Царствование Императора Александра Ш. 1884 год — СПб., 1893. T. IX -2258 с.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения: Царствование Императора Александра Ш. 1885−1888 годы — СПб., 1894. Т. X,-1873 с.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения: Царствование Императора Александра Ш. 1889−90 годы — СПб., 1895.- Т. ХЗ. 1908 с.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения: Царствование Императора Александра Ш. 1891−1893 годы — СПб., 1897. Т. ХП. 1959 с.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения: Царствование государей императоров Александра Ш и Николая П. 1894−1895 годы — СПб., 1898. Т. Х1П. 2258 с.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения: Царствование государя императора Николая П. 1896 г.- СПб., 1900. -T. XTV.-1514 с.
- Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения: Царствование государя императора Николая П. 1897−1898 годы СПб., 1902. -T. XV.-2110 с.
- Селезнев ИЛ. IV отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии. Хроника ведомства учреждений Императрицы Марии. СПб, 1878.-489 с.
- Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
- Семенов Д.Д. Настоящее и прошедшее начальных городских училищ в Санкт-Петербурге. СПб., 1888. — 64 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М., 1999. — 256 с.
- Серополко С. Как возник всероссийский учительский союз. // Для народного учителя № 3. — С.5−8.
- Сидоров Н.Р. Философия образования. Введение. СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
- Симонов И.С. «Педагогический сборник» за 50 лет.- СПб., 1914.- 254 с.
- Сироткин В. Школьное дело. // Вестник просвещения MOHO. № 9. -1922.- С.66−109.
- Словарь-справочник по педагогике. / Авт.-сост. В. А. Мижериков. М.: ТЦ Сфера, 2004.-448 с.
- Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской Империи 19 061 917гг.: Историко-правовой очерк. М.: Книга и бизнес, 1998. — 624 с.
- Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М., 1963. — 275 с.
- Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в.-М., 1991.-224 с.
- Смолин О.Н. Образование для всех.- М., 2006. 523 с.
- Смолин О.Н. Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества: Дис. докт. философ, наук в форме научного доклада. -М., 2001.-226 с.
- Соколов А.Р. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало ХУШ конец XIX вв.): Научное издание. — СПб.: Лики России, 2006. — 648 с.
- Соколов А.Р. Благотворительность в народном образовании и ее роль в трансформации общества. СПб.: Лики России, 2005. — 256 с илл.
- Соловьева М.Ф. Земская школа: опыт государственно-общественного управления. Киров, 2000.
- Социальное партнерство. Опыт, технологии, оценка эффективности./ Андрейченко В. В., Горин Н. И. .Нещадин A.A.- СПб.: Алегейя, 20Ю.-400с.
- Струминский В.Я. Теоретическая дискуссия в советской педагогике. -М., 1930. -156 с.
- Сурожский П. Провинциальная печать и вопросы просвещения // Вестник просвещения. 1919. № 4−6. — С.28−32.
- Сухомлинов М. Материалы для истории образования в царствование императора Александра I. СПб. -4L- 1865, Ч.П. — 1866.
- Сысоева Е.К. Образовательная политика в России (60−90-е гг.ХГХв.). // Педагогика. -1997. № 2, — С. 99−105.
- Сычев-Михайлов М. В. Из истории русской школы и педагогики XVIII века. Генеральный план Императорского Воспитательного дома. М.: АПН РСФСР, 1960. — С. 179 — 207.
- Татищев В.Н. Инструкция «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» // Народное образование: исторический альманах. М.: Народное образование, 2000. — С.112−116.
- Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищ. С предисловием и указаниями Нила Попова.- М., 1877. 171с.
- Тебиев Б.К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX — начала XX веков. М.: Интеллект, 1996. -245с.
- Тебиев Б.К. Из истории народных университетов в России. М., 1987−118 с.
- Теория и практика государственно-общественного управления образованием. // Педагогика. 2002. № 3. — С. 55−62.
- Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник. / Под ред. В. Н. Волковой и A.A. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006 — 848 с.
- Титков Е.П. Государственная политика Российской империи в сфере образования во второй половине XVIII.: Автореф. дис.. докт. пед. наук.-Н.Новгород, 1999. 45 с.
- Тряпицына А.П. Методологические предпосылки построения педагогической теории образования. // Актуальные проблемы педагогической науки. Науковедческий аспект. СПб., 2001. — С.67−76.
- Указ Правительствующему Сенату от 24 января 1803 года. «Об устройстве народных училищ» («Предварительные правила народного просвещения»). // Периодическое сочинение об успехах народного просвещения. 1803. — № 1.- С. 1 — 21.
- Управление развитием школы. / Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М., 1995. — 187с.
- Устав народным училищам в Российской Империи, уложенный в царствование Императрицы Екатерины П.- СПб., 1786, С.1−60
- Устав Гимназий и Училищ Уездных, приходских, состоящих в ведомстве Университетов: С. Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского //Полное собрание законов Российской Империи.-Т.3.1828.-СПб., 1830. -С.1097−1127
- Устав Единой трудовой школы. // Просвещение на транспорте, 1923, № 11−12.- С.37−39.
- Устав учебных заведений подведомых университетам. // Антология педагогической мысли России первой половины ХЖ в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. Лебедев П.А.- М.: Педагогика, 1987. 560 с. — С. 31−45.
- Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти тт.- М.: Педагогика, 1988.
- Учебные заведения Ведомства учреждений Императрицы Марии. Краткий очерк. СПб., 1906. — 186 с.
- Фальборк Г. А, Чарнолуский В. И. Народное образование в России. -СПб., 1899.-450 с.
- Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990. — 159 с.
- Филонов А. Речь о единении между семьею и школою. // Циркуляр по управлению Санкт-Петербургским учебным округом — 1872. № 3. Приложение, — 60 с.
- Фрадкин Ф., Плохова М. Взаимодействие семьи и школы: взгляд сквозь десятилетия. // Воспитание школьников. 1993. — № 6.- С.46−50.
- Фруменкова Т.Г. Мы вышли из блокадных дней: Герценовский университет в годы Великой Отечественной войны (1941−1945) / Под общ. ред. Г. А. Бордовского, В. А. Козырева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.-431 с. силл.
- Хомяков A.C. Об общественном воспитании в России. Поли. собр. соч.- 3-е изд. Т. 1. — М., 1900. — С. 351−374.
- Циркуляр НКП СКСО № 61 // Веспшк НКП СКСО. 1918. — № 1. -С. 19.
- Циркуляр НКП СКСО № 65 // Вестник НКП СКСО. 1918. — № 1. -С.21.
- Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учеб. пособие. М.: ВЛАДС) С, 2000. — 272с.
- Чарнолуский В. Итоги общественной мысли в области образования. -СПб, 1906.-78 с.
- Чарнолуский В.И. Земство и народное образование. Ч.1-П, СПб., 1911.
- Чарнолуский В. Культура социальной личности. (Социальные основы народного образования)// Вестник просвещения MOHO. 1922. — № 3−5. -С. 5 -12.
- Чарнолуский В.И. Основные вопросы организации школы в России.-СПб., 1909.-56 с.
- Чиркин В.Е. Государственное управление. М.: Юристь, 2003. — 320 с.
- Чеснокова А.Н. Первая женская гимназия. // Диалог. 1989.- № 9.-С.28- 32.
- Чеснокова А.Н. Школа народного искусства.- СПб. Д 998.
- Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. М., 1912.-117с.
- Чехов Н.В. Главнейшие моменты в жизни школы в 1921 году. // Вестник просвещения MOHO. 1922. № 1. — С.1- 4.
- Чуракова Н.И. Генезис категории «внутришкольное управление» в отечественной педагогике последней трети XX века.: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003 .- 23 с.
- Шабалин Б. И Очерки по истории Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Л., 1951. — 255с.
- Шевелев А.Н. Школа. Государство. Общество. Очерки социально-политической истории общего школьного образования в России второй половины XIX века. СПб., 2001.-245 с.
- Шевелев А.Н. Общественно-педагогическое движение как фактор формирования государственной образовательной политики России 60−80-х годов 19 века: (На материалах начального и среднего общего образования): Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 23с.
- Шевелев А. Н Образовательная урбанистика: историко-педагогические аспекты изучения петербургской дореволюционной школы: Монография. СПб.: СПб.: АППО, 2005. — 352 с.
- Шевелев Отечественная школа: история и современные проблемы: Лекции по истории российской педагогики.- СПб.: КАРО, 2003. 432с.
- Шевелев А.Н. Профсоюзное движение российского учительства на рубеже веков. / Образовательная политика на рубеже XX—XXI вв. СПб, 1995. -ТТ.1−3. — Т.2 .-С.92−94.
- Шелгунов Н.В. Избранные педагогические сочинения.- М., Изд-во АПН РСФСР, 1954. 468с.
- Шимбирев П. Наши ближайшие задачи в области народного образования. // Вестник просвещения MOHO. 1922. — № 6. — С.3−9.
- Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций: Сб науч. Тр. / Под ред Э. Д. Днепрова.- М.: Изд-АПН СССР, 1984. 244с.
- Школа-коммуна Наркомпроса. / под ред. М. М. Пистрака. М.: Педагогика, 1990. — 288 с.
- Шмидг Е. История средних учебных заведений в России. СПб., 1876.
- Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР (19 171 936 гг.) М., 1985.-257с.
- Шурьев В. Вятская Гимназия в первые восемь лет (1811−1819гг.)-Вятка, 1888.- 18с.
- Шредер В. Гимназия и реальные училища. Воспитание и обучение. -Ревель: Изд-во Гимназия, 1890.- 472 с.
- Шумигорский Е.С. Ведомство учреждений императрицы Марии (1797−1897), СПБ, 1897.-453с.
- Щукина Г. И. Урок длиною в четыре военных года. СПб.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1991. — 99 с.
- Щукина Г. И. Особенности и возможности учебной и внеучебной деятельности. // Проблемы совершенствования процесса обучения в ппсоле.-Л.: ЛГПИ. С.3−14.
- Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник. М.: ООО «Агентство «КРПА Олимп», 2005.- 906 с.