Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен традиционной боевой культуры России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди работ западно-европейских авторов с суждениями о телесности назовем труды Хосе Ортега-и-Гассета «О спортивно-праздничном чувстве жизни», К. Ясперса «Смысл и назначение человека». Феномен телесности человека развивал ученик и последователь Мартина Хайдеггера — Медард Босс. Телесность человека определяется Боссом как телесная сфера исполнения человеческого существования. Телесность, по Боссу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Развитие и изучение традиционной боевой культуры
    • 1. 1. Историческая динамика исследования телесной культуры и русских боевых традиций
    • 1. 2. Зарождение, развитие и регионально-этнические особенности традиционной боевой культуры
  • Глава II. Феномен русской традиционной боевой культуры в структуре современной российской культуры
    • 2. 1. Современные формы русской традиционной боевой культуры
    • 2. 2. Функционирование традиционной боевой культуры в современной культуре России

Феномен традиционной боевой культуры России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие общемировой цивилизации в XXI веке обусловлено сложным и диалектически противоречивым процессом, важнейшими компонентами которого выступают глобализация и этнизация, проявляющаяся не только в тенденциях к объединению, но и в стремлении к сохранению своей национально-культурной самобытности.

В настоящее время в нашей стране идет бурное развитие этнического самосознания и возрождение культурных традиций всех наций и народностей. Образуются культурные центры в различных регионах страны для воссоздания обычаев и духовных ценностей предыдущих поколений. Возродившийся сейчас общественный и научный интерес к истории российской культуры закономерен. Культурная память народа, нации, страны — первое и необходимое условие самодвижения общества.

Знание культуры своего народа оказывает неоценимую помощь в понимании истории поколений, различных слоев общества, позволяет высветить нити, связывающие прошлое и настоящее, а главное — дает возможность восстановить социально-историческую память и прогнозировать будущее.

В современном мире идет массовое увлечение восточными системами единоборств, но молодежь не знает, что у славян была не менее интересная, даже более эффективная система физического, социального и духовного воспитания мужчин.

В исследовательской литературе по теории, истории и философии культуры, этнографии и фольклористике, в области теории физической культуры и спорта проблема русской традиционной боевой культуры не имеет своего фундаментального решения и самостоятельно не ставилась. Вопросы традиционной боевой культуры Руси и России, специфики региональных ее форм остаются плодотворными темами для культурологических исследований. Не создана и базовая теоретическая модель такого феномена, как традиционная боевая культура, в том числе древнерусская.

Полная и всесторонняя картина традиционной боевой культуры любого народа может возникнуть при кропотливом и достоверном изучении всех ее проявлений. Динамическая картина развития знаний о традиционной боевой культуре не представляется полной. Этапы развития не всегда прослеживаются цельно и многогранно.

Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между исторически сложившимся уникальным опытом традиционной боевой культуры, остро необходимым в современной культуре для формирования духовно-нравственной личности мужчины, и отсутствием работ комплексного характера, рассматривающих традиционную боевую культуру как социокультурный феномен на стыке теории и практики.

Степень изученности проблемы. Имеющаяся литература по традиционной боевой культуре включает труды отечественных и зарубежных историков, философов, культурологов и искусствоведов. Автор опирается также на этнографические источники, публицистику. Следует назвать работы конкретно-исторической направленности: Б. В. Горбунова о воинских состязательных игровых традициях в народной культуре РусиА. В. Грунтовского, рассказывающего о рождественских потехахВ. Я. Проппа — о русских аграрных праздникахА. Н. Розова — о кулачных боях в России. Исследователь истории физической культуры Л. Кун отмечал, что с началом постоянного поселения человека в арсенал его движений, которым обучалась молодежь, стала входить и военная подготовка.

Специалисты в области культурологии и философии культуры М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман рассматривают мужскую боевую культуру как производную телесной культуры. М. М. Бахтин утверждает, что телесность входит во множество контекстов, где обсуждается проблема человека: тело и мысль, тело и чувство, тело и жизнь, тело и душа, тело и дух, тело и культура и т. д. Л. Н. Гумилев выявляет ведущие исторические факторы возникновения российской культуры, этногенеза российской культуры, среди которых отмечает традицию уникальной боевой культуры славянских народов, заинтересованных в сохранении обжитых территорий.

В. М. Розин, рассматривая «тело» и «телесность», выделяет несколько аспектов для понимания «тела»: биологический и физиологический организм, эстетический и практический аспекты (обыденное понимание тела). Категория телесности, для него, — «это новообразование, конституированное поведением, то, без чего это поведение не могло бы состояться, это реализация определенной культурной и семиотической схемы (концепта), наконец, это именно телесность, то есть модус тела».

Фольклористами и этнографами, в числе которых В. П. Аникин, Г. Н. Баз-лов, А. К. Белов, И. Забелин, А. С. Каргин, А. А. Лебедев, Б. А. Рыбаков, А. Н. Сахаров, В. В. Седов, А. И. Селиванов, Ф. М. Селиванов, Г. В. Сумароков, Н. Ф. Сумцов, В. Н. Топоров, О. Н. Трубачев, М. В. Шатунов, изучена традиционная культура русского народа, праздники, обряды, русский календарь, песенный и инструментальный материал, кулачные бои центрального и южного регионов России.

Из отечественной литературы, освещающей взаимосвязь философии, культуры и физической культуры, можно выделить работы В. И. Столярова, Н. Н. Визитея, а также труды Э. А. Орловой, В. А. Подороги и О. Б. Суворовой.

Среди работ западно-европейских авторов с суждениями о телесности назовем труды Хосе Ортега-и-Гассета «О спортивно-праздничном чувстве жизни», К. Ясперса «Смысл и назначение человека». Феномен телесности человека развивал ученик и последователь Мартина Хайдеггера — Медард Босс. Телесность человека определяется Боссом как телесная сфера исполнения человеческого существования. Телесность, по Боссу, не ограничивается тем, что под кожейона распространена и на отношение к миру. Традиционный подход рассматривает тело человека в качестве одного из множества объектов природы. Им рассматривается деятельность людей в трех формах — материально-практической, духовно-теоретической и практически-духовной и в подсистемах — материальной и духовной культуры. Г. Зиммель, Э. Г. Эриксон характеризуют западную культуру как преимущественно мужскую культуру. По мнению Н. А.

Бердяева, мужская культура слишком рационалистична, она далека от непосредственных тайн космической жизни, «мужская культура» истощила и подорвала себя. Современный подход отражен в трудах Жан-Люка Нанси.

Изучив литературу, можно сказать, что в качестве фундаментальной проблема традиционной боевой культуры не ставилась. В фольклорных, этнографических и исторических источниках разрозненно описываются конкретные события боевой культуры. Исследователи в области философии и культурологии вообще не рассматривают традиционную боевую культуру как объект философского и культурологического исследования. Изучение феномена традиционной боевой культуры наиболее продуктивно на базе идеи телесности.

Объектом настоящего исследования является традиционная боевая культура как специфический культурный феномен.

Предметом исследования выступает типологический облик традиционной боевой культуры в контексте российской культуры.

Цель исследования: осуществить культурологический анализ возникновения и развития важнейших форм феномена традиционной боевой культуры как элемента культуры общества, необходимого в современных условиях для воспитания целостной личности, способной к духовно-практическому и материальному творчеству.

В соответствии с объектом, предметом и целью определены задачи исследования:

1. Рассмотреть историческое развитие представлений о феномене традиционной боевой культуры в контексте телесности как части общей культуры в диалектике единства и многообразия форм проявления духовно-практической, материальной деятельности и в качестве жизненного творчества человека;

2. Осветить становление, развитие и региональные особенности русской боевой традиции;

3. Проанализировать структуру практик боевой культуры в современной России, формы ее воплощения, выделив доминантные ориентации на традиционную боевую культуру, и определить их национально-специфическое содержание;

4. Охарактеризовать представленность и значимость современных форм традиционной боевой культуры в культуре российского общества, актуализировав ее социокультурную значимость в современных условиях.

Теоретико-методологическая основа исследования. На наш взгляд, в современной российской гуманитарной области знаний не существует философского и культурологического анализа традиционной боевой культуры. Данный феномен частично рассматривался фольклористикой, этнографией, историей, отчасти философией и социологией. Наличие разрозненных сведений по традиционной боевой культуре в различных сферах гуманитарного знания побуждает нас синтезировать их, рассмотрев традиционное боевое искусство как сложный и цельный по природе феномен культуры.

Методологической основой исследования являются: культурно-исторический, системный и аксиологический подходы, методы исторической реконструкции, теоретического моделирования, компаративистики, сравнительного и герменевтического анализа и другие.

Культурно-исторический подход позволил проследить целостность характерных элементов традиционной боевой культуры как исторического феномена духовной и материальной жизни русского этноса.

Системный подход к анализу традиционной боевой культуры позволил рассмотреть генезис боевого искусства России, структуру, функции боевой традиции как целостного феномена культуры.

Аксиологический подход позволил выявить органичные взаимодействия телесной культуры с духовной, ценностной культурой, где вторая является главной.

Метод исторической реконструкции использовался для восстановления элементов традиционного боевого наследия в единую традиционную боевую культуру с учетом развития общества в тот или иной период его развития.

Метод теоретического моделирования содействовал тому, что глубокие конкретные разносторонние знания о традиционных боевых искусствах, будучи объединенными, создают особую модель бытования традиционного боевого наследия России.

Метод компаративистики — сравнительно-исторический метод, подразумевающий установление влияний, путей миграции и исторического развития образов, сюжетов традиционных видов борьбы в произведениях истории, литературы и фольклора разных народов.

Метод сравнительного анализа — историческое изучение двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлиянияустановление закономерностей, обусловливающих их своеобразие и сходство.

Герменевтический метод дал возможность установить соответствия исторических текстов, выраженных родственными языками с целью восстановления содержания их в более древнем или аутентичном их состоянии.

Теоретической базой исследования послужили работы российских культурологов и философов И. М. Быховской, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна.

Общие представления о культуре, о человеке как существе не только общественном, но и культурном, а также методологические и онтологические проблемы сущности культуры представлены в работах М. С. Кагана. Он рассматривает понятие «физическая культура» как определенную форму деятельности, дает понимание культуры как особой формы бытия, производной от человеческой деятельности, что открывает путь к анализу ее строения. М. С. Каган дает представление о культурном статусе спорта «как механизме физического развития человека», как элементе физической (соматической) культуры.

Традиционная народная культура — реальность, оказывающая мощное влияние на этнические, экономические, социальные, политические, духовные процессы в современном мире. Многие специалисты, такие как А. К. Байбурин, П. Г. Богатырев, М. А. Васильев, Л. П. Виноградова, Л. Н. Гумилев рассматривают ее как одно из эффективных средств, противостоящих наиболее агрессивным формам современной массовой культуры, американизации культуры разных народов. Без восстановления полнокровной традиционной народной культуры, ее нравственных основ не может возродиться и оптимально существовать менталитет русской культуры.

Основой диссертационного исследования являются также работы о феномене телесности — актуальной теме философских, психологических и культурологических исследований в трудах М. М. Бахтина, Л. Н. Гумилева, А. Ф. Лосева, X. Ортеги — и — Гассета, В. А. Подороги, В. М. Розина, Б. А. Рыбакова, О. Б. Суворовой, К. Ясперса и др. Вероятно, это объясняется тем, что в проблеме телесности фокусируется проблема человека в целом.

Фундаментальные работы знаменитых фольклористов и этнографов А. В. Грунтовского, Б. В. Горбунова, А. К. Белова, А. Н. Розова делают возможным исторический показ русского боевого искусства с древних времен (IV — IX вв.) до наших дней. Эти работы рассказывают о части мужской традиционной культуры России — кулачных боях различных регионов, содержат описания очевидцев, характеризуют некоторые разновидности кулачного боя.

Предполагаемая научная новизна исследования состоит в следующем:

1. В исследовательское поле культурологии впервые включается новый феномен традиционной боевой культуры как специфический комплекс многообразных форм материальной и духовно-практической деятельности и как специфическое самотворчество.

2. В исследовании дается культурологическая трактовка понятий «телесность», «боевая культура», «традиционная боевая культура», «боевая традиция», «боевое искусство» на базе сложившегося исследовательского опыта.

3. Осуществлен системный анализ современных видов традиционной боевой культуры России: Тверской Бузы, славяно-русского стиля «Спас», Уральской борьбы на поясах, «Деревенской борьбы» на юге Тюменской области, московской славяно-горицкой борьбы, установлено их кардинальное отличие от древних форм боевого традиционного искусства и показана трансформация традиционного боевого наследия;

4. На базе изучения современного бытования традиционной боевой культуры в структуре культуры России выявлена ее роль в культуре Российского общества, ретрансляция в жизнедеятельность человека совокупности передаваемых из поколения в поколение значимых ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения.

Исследование имеет научно-практическую значимость, которая возрастает с построением культурологического понимания традиционной боевой культуры, так как материалы диссертации могут использоваться в качестве концептуальной основы для дальнейших исследованийв социокультурной практикев разработке образовательных программ по истории культуры, этнографии, фольклористике.

Материалы диссертации также могут быть использованы в качестве учебных и дискуссионных тем при изучении студентами как общего курса культурологии, так и специальных культурологических дисциплин. Включение материалов диссертации в учебный процесс может способствовать развитию у студентов более глубокого понимания культурно-исторических процессов, выработке собственной позиции по отношению к современному состоянию традиционной боевой культуры.

Положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту:

1. Традиции боевой культуры, рассмотренные в историческом контексте, обнаруживают свою укорененность не только в практиках, связанных собственно с боевой деятельностью, но и в таких фундаментальных культуран-тропологических основаниях бытия, как «телесность» и «духовная целостность».

2. Изучение становления и развития русской боевой традиции, начиная с первых упоминаний о Руси (VI век) до современного состояния традиционных видов единоборств, а также сравнение их с восточными единоборствами, позволяет отчетливо выявить специфичность, уникальность и особенность культурно-исторического пути российских вариантов этого явления.

3. Современные формы боевой культуры, ориентированные на подобную традицию в России — это многофункциональное, многогранное социально-культурное явление. Современное направление русской традиционной боевой культуры не потеряло преемственности с состязательной и прикладной традицией боевой культуры русского народа, но, вместе с тем, важную роль приобретает творческая составляющая.

4. Анализ состояния современных единоборств России показывает, с одной стороны, очевидную значимость этого явления, с другой стороны — чрезвычайно пестрый спектр их конкретных воплощений. Инокультурные влияния, не вполне органичные для отечественной культуры, на наш взгляд, не могут адекватно решить проблему использования национальных традиций в деле воспитания россиянина: человека, гражданина, личности.

Апробация исследовательской работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры философских наук, кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств. По теме исследования были сделаны выступления на IV научно-творческой конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2005) — Международной научной конференции «Человек, культура и общество в контексте глобализации» (Москва, 2006) — XXVII научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава ЧГАКИ «Культура — искусство — образование: новые аспекты синтеза теории и практики» (Челябинск, 2006) — Международной научно-практической конференции «Язык и культура» (Челябинск, 2006) — на Международной конференции «Теория и практика формирования культуры детей и подростков» (Челябинск, 2006) — Фестивале традиционной народной культуры «Время собирать.» (Челябинск — Санкт-Петербург, 2009), V Философском конгрессе (Новосибирск, 2009).

Автором разработана программа для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми 5−8 классов общеобразовательной школы и методические рекомендации для учителей физической культуры по использованию программыучебно-методические рекомендации сотрудникам правоохранительных органов «Формирование всесторонне развитой личности посредством русской народной мужской традиционной культуры».

Автором опубликовано 21 работа общим объемом 5,2 п. л., в том числе — 2 в журналах перечня ВАК: «Вестнике Челябинского государственного университета», «Вестнике Московского государственного университета культуры и искусств», электронном журнале МГУКИ «Культура & общество [Электронный ресурс].

Поставленные задачи обусловливают структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка использованной литературы. Работа включает 141 страницу текста, список использованной литературы содержит 194 наименования, в том числе 6 на английском языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, в диссертационном исследовании концептуализирован феномен традиционной боевой культуры в истории философии, культуры, науки с древности до настоящего временирассмотрено становление и развитие традиционной боевой культуры России, причины ее трансформации и изменения в современной России.

Традиционная боевая культура является составной частью культуры народа, которая, будучи обогащенной античными идеалами гармоничного развития человека, породила феномен современного спорта, и, хотя российские спортсмены давно доказали свое превосходство во многих видах спорта, лишь некоторые традиционные для России состязания стали спортивными дисциплинами, к ним, к сожалению, не относятся русские боевые игрища.

Русский бой — древнейшая воинская традиция, неотъемлемая часть народной культуры, обусловливающая национальный характер.

Русская традиционная боевая культура различных веков (VI — XX вв.): крестьянская ополченская, воинская монастырская, казачья и, наконец, воинская культура Советской армии, — все это различные грани боевой воинской традиции России, все это предмет изучения, возрождения, подражания для современного человека. Боевая культура подразумевает обширную часть всей мужской культуры, внутри которой находится боевая традиция и боевое искусство — как определенный технический пласт, состоящий из элементов, включенных в традиционную мужскую культуру.

До сих пор сохранились различные стили и направления боевой культуры России: буза, спас, скобарь, деревенская борьба и др. Все они, несмотря на свою самобытность, имеют общую цель — воспитание личности, почитающей традиции, моральные установки общества, в котором она живетличности духовно нравственной, ответственной за свои поступки. Школы и стили русских боевых искусств, помимо чисто физического совершенствования посредством упражнений, немалое внимание уделяют духовному развитию человека, приобщая его к народной философии, народной культуре, традиционным нормам поведения, максимально полно реализуя его творческие потенции.

Благодаря отсутствию более или менее обстоятельных научных исследовательских работ о русских кулачных боях, к ним установилось неправильное отношение как к явлению, якобы созданному исключительной некультурностью и невежеством русской деревни. Но кулачные бои устраивались не только в деревне. Хотя и реже, до сих пор еще встречаются и в городах, и здесь в этих боях принимает участие уже совершенно другое население, городское.

Множество существующих на территории нашей страны школ и стилей современных единоборств было бы неполным без упоминания исконно русских стилей. Дошедшие до нас истории о подвигах русских дружин основывались на хорошо разработанных системах подготовки профессиональных бойцов и ополчения. Понятие «боевое искусство» идет параллельно с понятием «тело» и «телесность», одно без другого не может существовать, телесная культура является наиболее значимым элементом мужской боевой культуры. Мы видим, что ритуальные, обрядовые действа, начиная с IV века, постепенно перерастают в элементы мужского воспитания, а также турнирные тренировки перед боевыми действиями. Кое-где ритуальные сражения сохранились до XIX века.

В Х1Х-ХХ веках все виды единоборств России перестали замыкаться в себе и начали образовывать сплавы друг с другом и с международными системами фехтования, борьбы, английского бокса, французского бокса и даже дзюд-зюцу. Иногда какая-либо из международных школ надолго сохранялась в чистом виде, например, греко-римская борьба. Она пользовалась в России невероятной популярностью. Бокс как «чистое» единоборство (а не как компонент рукопашного боя) появился в России в 90-х годах XIX века.

Помимо различных школ раннего самбо в Красной Армии существовал также прикладной рукопашный бой, иногда сочетавшийся с противостоянием вооруженному противнику. В обязательную подготовку «коммандос» входил «вольный бой», схватки с применением короткого оружия, штыковое фехтование.

1920;е годы ознаменовались интересом к комплексным боевым искусствам. Постепенно происходило «засекречивание» наиболее эффективных систем рукопашного боя. Боевые приемы можно было осваивать только «для служебного пользования».

Современные кулачные бои, традиционная боевая культура — это физическая культура и спорт. Традиционное понимание мужской боевой культуры как прикладной изменилось на самосовершенствование самого себя. Появились понятия «телесной красоты», «самолюбование красотой тела», также исчезает прикладной характер боевого искусства.

Итак, подведем итог. Кулачный бой, как элемент традиционной культуры, был составляющей следующих отношений:

1. Человек и Небо: все праздники земледельческого культа, в которых бой символизировал мужское, оплодотворяющее начало, вместе с боевым танцем представлял собой магический обряд.

2. Человек и Земля: обрядовое кулачное разрешение территориальных споров.

3. Человек и Человек: рождение, сватовство и свадьба, похороны (тризна).

Человек — выступает с двумя противоположными силами: природой и духом. Человек является природно-духовной целостностью, две субстанции настолько тесно переплелись и настолько глубоко пронизывают друг друга, что в человеке нет ничего природного и духовного. Человеческое тело и протекающие в нем природные процессы выражают его сущность, как его психика, его сознание, его духовные акты.

Таким образом, на основании данного исследования, можно выделить круг дополнительных проблем и вопросов для дальнейшего культурологического исследования: проблема сохранения традиционного боевого искусства в условиях массового распространения инородных единоборствфилософское осмысление методов традиционных боевых искусствсоотношение традиционного боевого искусства и военного дела в России и другие.

1. Боевые традиции в историческом контексте являются неразрывной частью не только общей культуры, не только физической культуры и культуры, связанной с боевыми искусствами, они являются целостностью и такого понятия как телесная культура, телесное развитие человека. При рассмотрении и исследовании становления традиционного боевого искусства прослеживается его неразрывная связь с развитием телесной культуры.

2. Изучение становления и развития русской боевой традиции, начиная с первых упоминаний о Руси (VI век) до современного состояния традиционных видов единоборств, а также сравнение их с восточными единоборствами, позволяют показать неповторимость и ценность для русской культуры боевой традиции русского народа.

3. Современная традиционная боевая культура в России — это многофункциональное, многогранное социально-культурное явление. Современное направление русской традиционной боевой культуры не потеряло преемственности с состязательной и прикладной традицией боевой культуры русского народа.

4. Социокультурный анализ современных единоборств позволяет увидеть различие терминов «боевое искусство» и «военное искусство», «рукопашный бой» и «единоборства». Анализу современных единоборств России отвечает эмпирически фиксируемый факт неодинакового влияния практики разных видов единоборств на личность и социальное поведение человека. Традиционная боевая культура, являясь частью всей культуры народа, имеет конкретную цель и задачу — ретрансляцию в жизнедеятельность человека совокупности передаваемых из поколения в поколение значимых ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения, регулирование поведения и полноты самореализации.

Автор в своей работе анализирует с культурологической точки зрения феномен традиционной боевой культуры как элемент телесной культуры, собирает воедино, систематизирует основные виды традиционных единоборств, прослеживая исторический путь каждого из них. Выявлена уникальность традиционной боевой культуры России. Показана необходимость внедрения традиционных боевых искусств в учебно-воспитательный процесс современной сферы образования.

В условиях непрерывного усиления роли человеческого фактора особое значение приобретала выработка таких личностных качеств, как психологическая устойчивость, нетривиальность реагирования на возникновение нестандартных ситуаций и т. д.

В истории философии исследование человека и человеческой телесности осуществлялось на основе введения и анализа ряда оппозиций: тело человекатело и душателесная жизнь и телесная смерть. В наши дни обосновываются новые подходы: телесность человека рассматривается сквозь призму биологических и социальных факторов, родового и универсумного бытия, родового и индивидуального существования. Телесная организация вписывает человека в мир природы, вместе с тем, она приобретает специфические черты, благодаря которым включает его также и в социокультурную реальность.

Особенность культурологического подхода к исследованию традиционной боевой культуры заключается в анализе последнего как особой формы организации культурных отношенийв выяснении ценности традиционной боевой культуры в контексте современной культуры. Объектом специального анализа является роль традиционной боевой культуры в формировании духовного мира молодежи, ее оценка как фактора, детерминирующего социальное поведение людей данной возрастной категории.

В проблематике культурологических исследований в настоящее время тема единоборств не представлена в необходимом объеме. Существующие исследования немногочисленны и разрознены.

В современном мире с его постоянно возрастающими требованиями к интенсификации человеческого фактора необходимо выявление общих закономерностей в жизнедеятельности человека, разработка приемов и методов общей подготовки к самым разнообразным видам практической деятельности, а это зависит от достижения совершенства в искусстве управления самим собой, всеми возможностями своего организма, в том числе телом и двигательной активностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б. Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук: (09.00.11) Текст. / Б. Г. Акчурин. Уфа, 2004. — 48 с.
  2. , А. П. Русская традиция Текст. / А. П. Андреева, А. И. Селиванов. -М.: ООО «Алгоритм-Книга», 2004. 160 с.
  3. , Т. В. Мировоззрение молодежи в современной России (религиозный аспект): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09.00.11) Текст. / Т. В. Андрякова. Архангельск, 2004. — 24 с.
  4. , В. П. Русский фольклор Текст. / В. П. Аникин. М.: Высш. шк., 1987.-286 с.
  5. , В. П. Русское устное народное творчество: учеб. пособие Текст. / В. П. Аникин. -М.: Высш. шк., 2001. 726 с.
  6. , В. П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин Текст. / В. П. Аникин. М.: Высш. шк., 1980.-331 с.
  7. , Е. В. Язычество и древняя Русь Текст. / Е. В. Аничков. СПб.: [б.и.], 1914.
  8. Антология мировой философии: В 4-х тт. — М.: Мысль, 1969. — Т. 1. — Ч. 1.-С. 16.
  9. Аристотель. Сочинения: в 4-х тт. Текст. / Пер. с древнегреч.- общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1983. — Филос. наследие. — Т. 4. — С. 90.
  10. , С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций Текст. / С. Н. Артановский. Л.: Знание, 1967. — 117с.
  11. , В. Бокс Текст. / В. Арцишевский. — М., Л.: [б. и.], 1927.
  12. , А. Н. Мифы, поверья и суеверия славян Текст. / А. Н. Афанасьев. М.: Издательство Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2002. — 768 с.
  13. , Е. Кулачный бой Текст. iE. Бажанов //Физическая культура в школе. 1997. — № 7. — С. 4.
  14. , Г. Н. Атаман снял серу шапку Текст. /Г. Н. Базлов //Русский стиль. Боевые искусства. — 1992. № 2. — С. 19−26
  15. , Г. Н. Поверья об «огненном змее» в Тверской области Текст. ГГ. Н. Базлов //Живая старина. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. 1996. — № 4. — С. 49
  16. , А. К. Ритуал в традиционной культуре Текст. / А. К. Байбу-рин. СПб.: Наука, 1993. — С. 90
  17. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М.: Мысль, 1979.-328 с.
  18. , А. А. Культурология. Антропологические теории культур Текст. / А. А. Белик. — М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2000. 240 с.
  19. , А. К. Возьмем наследие предков Текст. / А. К. Белов // Спортивная жизнь России. 1990. — № 9. — С. 34
  20. , А. К. Не сотвори кумира ни себе, ни из себя Текст. / А. К. Белов // Русский стиль. Боевые искусства. 1992. — № 7. — С. 30−32
  21. , А. К. От кулачного боя к славяно-горицкой борьбе Текст. / А. К. Белов // Спортивная жизнь России. — 1991. — № 12. — С. 27−28
  22. , А. К. Русский кулак, или как бились наши предки Текст. / А. К. Белов // Спортивная жизнь России. 1991. — № 10. — С. 3−8.
  23. , А. К. Русский кулачный бой Текст. / А. К. Белов. — М.: Энциклопедия русских единоборств, 1999. 256 с.
  24. , А. К. Русский кулачный бой. История. Этнография. Техника Текст. / А. К. Белов. СПб.: «Нева», 1993. — С. 15−23.
  25. , А. К. Славяно-горицкая борьба. Изначалие Текст. / А. К. Белов. — М.: Здоровье народа, 1993. С. 19−20, 74−79.
  26. , А. К. Сходка для двоих Текст. / А. К. Белов // Спортивная жизнь России. 1991.-№ 8.-С. 93.
  27. , А. К. Сцеплялка-свалка. Старинный стиль. Традиционные боевые искусства Текст. / А. К. Белов // Здоровье народа. 1994. — № 2. — С. 4−8.
  28. , А. К. Традиция умерла да здравствует традиция Текст. / А. К. Белов // Русский стиль. Боевые искусства. — 1993. — № 1. — С. 7.
  29. , В. И. Лад Текст. / В. И. Белов. Д.: Лениздат, 1984. — С. 216−217.
  30. , Ф. Народное гулянье под Москвой Текст. / Ф. Бергольц // Русский быт по воспоминаниям современников XVIII в. 1697−1725 гг. -М.: [б. и.], 1914. -Ч. 1. С. 89−90.
  31. , Н. А. Философия неравенства Текст. / Н. А. Бердяев. Собр. соч. -Т. 4. Париж: [б. и.], 1990. — С. 468.
  32. , Л. Г. Русская армия и флот в XIX в. Военно-экономический потенциал России Текст. / Л. Г. Бескровный. — М.: Наука, 1973. — 616 с.
  33. , М. В. Византийский историк Иоанн Киннам о Руси и народах Восточной Европы. Тексты, перевод, комментарий. Сер.: Древнейшие источники по истории Восточной Европы Текст. / М. В. Бибиков. — М.: Ла-домир, 1997.-186 с.
  34. , В. С. История философии как философия Текст. / В. С. Библер // На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. М.: [б. и.] -1997.-С. 81−94.
  35. , В. Д. Очерки военного дела в античных государствах Северного Причерноморья Текст. / В. Д. Блаватский. — М.: [б. и.], 1954.
  36. , П. И. Московская старина. Воспоминания москвичей прошлого столетия Текст. / П. И. Богатырев, Н. В. Давыдов, В. М. Голицин // Ушедшая Москва. М.: Правда, 1964. — С. 125 (544 с.)
  37. , В. В. Держава Рюриковичей: Славяне — Русь — Россия: Энциклопедический словарь: В 6 т. Т. 1. Текст. / Под общ. ред. В. И. Бутанова. — Тула: Русский лексикон, 1994. — 579 с.
  38. Бодрые потехи наших предков Текст. // Спутник. 1995. — № 3. — С. 143.
  39. Большая энциклопедия Текст. / Под ред. С. Н. Южакова. В 20-ти томах. — Т. 11. — СПб.: Просвещение, 1904. — С. 646.
  40. , М. Испытание родным и близким Текст. / М. Боровков // Русский стиль. Боевые искусства. 1993. -№ 1. — С. 4−5.
  41. , И. М. Быть телом иметь тело — творить тело: три уровня бытия «хомо соматис» и проблем физической культуры Текст. / И. М. Быховская // Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 7. — С. 2−6.
  42. , И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность Текст. / И. М. Быховская // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 2. — С. 40−41
  43. Великорусские заклинания: Сб. Л. Н. Майкова Текст. / Послесл., примеч. и подгот. текста А. К. Байбурина. — СПб.: Европейский дом. 1994. — № 327 (Зап. в Тульск. Губ. Ф. Барыховым). — 215 с.
  44. , Н. Н. О генезисе древнерусских «змеевиков» Текст. / Н. Н. Велицкая // Сб. «Древности славян и Руси». М.: Наука, 1988
  45. Вестник Древней истории Текст. 1981. -№ 3−7. — С. 82.
  46. , А. И. Вятская флора Текст. / А. И. Вештомов. Вятка: [б.и.], 1809.- 115 с.
  47. , Б. С. Физическая культура личности Текст. / Б. С. Визитей. — Кишинев: Штиинца, 1989. С. 6
  48. , С. С. Кулачный бой Текст. / С. С. Гейченко // У Лукоморья. -Л.: Лениздат, 1971.-С. 171−172.
  49. Гельмольд. Славянская хроника Текст. / Пер. Л. В. Разумовского. — М.: [б.и.], 1963.-С. 46−77.
  50. , С. Записки о Московии Текст. / Пер. с нем. А. И. Малеина и А. В. Назаренко. Вступит, ст. А. Л. Хорошкевича. Под ред. В. Л. Янина. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 430 с.
  51. Герберштейн, С, Записки о московитских делах Текст. / Ред. и пер. С. А. Аннинского. М.- Л.: Лениздат, 1936. — С. 72−73
  52. , Г. В. Исландские викингские саги о Северной Руси. Тексты, перевод, комментарий. Сер.: Древнейшие источники по истории Восточной Европы Текст. / Г. В. Глазырина. М.: Ладомир, 1996. — С. 210.
  53. , С. М. Сказания о земле Московской: Повесть Текст. / С. М. Голицин. М.: Дет. лит., 1991. — 279 с.
  54. , Б. В. Борьба на поясах Текст. / Б. В. Горбунов // Русский стиль. Боевые искусства. 1994. — № 1. — С. 3−6.
  55. , Б. В. Народные виды спортивной борьбы как элемент традиционной культуры русских (XIX — начала XX в) Текст. // Советская этнография. 1989. — № 4. — С. 90−101.
  56. , Б. В. Очерки русской мифологии Текст. / Б. В. Горбунов. Пг.: [б. и.], 1916. Вып. 1. — С. 104, 108−109, 244, 258.
  57. , Б. В. Традиции русских народных игр военно-прикладного характера в Рязанском крае Текст. / Б. В. Горбунов. Рязань: [б. и.]. — 1993. — С. 56−60.
  58. , В. С. Философские идеи в культуре Киевской Руси Текст. / В. С. Горский. Киев: Наукова Думка, 1988. — 215 с.
  59. , М. Н. Русская философская мысль X — XVII веков: Учеб. пособие Текст. / М. Н. Громов, Н. С. Козлов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
  60. , А. В. Мужские состязательные игры в контексте традцион-но-бытовой культуры русского народа Текст. / А. В. Грунтовский // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: [б. и.], 1994. -Вып. 5.-С. 35−40.
  61. , А. В. Рождественские потехи («ряженные» и «кулачки» как древнейшие формы фольклорного театра Текст. / А. В. Грунтовский // Малые города России: Культура. Традиции. М.- СПб.: [б. и.], 1994. — С. 77.
  62. , А. В. Рукопашный бой без оружия у восточных славян (на материале русских былин) Текст. / А. В. Грунтовский // Традиционные формы досуга: История и современность. — М., 1993.
  63. , А. В. Русский кулачный бой. История, этнография, техника Текст. / А. В. Грунтовский. СПб.: Издательский дом «Нева" — М.: „ОЛ-МА-ПРЕСС“, 2001. — С. 61, 176.
  64. , А. В. Традиции народных кулачных боев в Петербурге в XVIII начале XX вв. Текст. / А. В. Грунтовский // Этнография Петербурга-Ленинграда. — СПб.: Издательский дом „Нева“, 1994. — С. 22−32.
  65. , Л. Н. Древняя Русь и великая степь Текст. / Л. Н. Гумилев. -М.: ACT, 2008.-848 с.
  66. , JI. Н. От Руси к России: Очерки этнической истории Текст. / Л. Н. Гумилев. М.: ACT, 2007. — 392 с.
  67. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / В. И. Даль. Т. 3. — С-Пб.: Диамант, 1993. — С. 133
  68. Деяния Вселенских соборов Текст. — Т. 1. — Казань: [б. и.], 1887.
  69. , Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (с древнейших времен до 1000 г.). Тексты, перевод, комментарий. Сер.: Древнейшие источники по истории Восточной Европы Текст. / Т. Л. Джаксон. -М.: Наука, 1993. 303 с.
  70. , Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (середина XI — середина XIII в.). Тексты, перевод, комментарий Текст. / Т. Н. Джаксон. М.: Ладомир, 2000. — 366 с.
  71. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учеб. пособие для студентов вузов Текст. / М. Б. Бибиков, Г. В. Глазырина, Т. Н. Джаксон и др.- Под ред. Е. А. Мельниковой. М.: Логос, 2003. — 608 с.
  72. , Е. Б. Стоглав: Исследование и текст Текст. / Е. Б. Емченко. — М.: Издательство „Индрик“, 2000. 504 с.
  73. , Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. Текст. / Б. С. Ерасов. Ч. 1. — М.: АО „Аспект Пресс“, 1994. — 384 с.
  74. , Л. В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов на Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. — С. 46.
  75. За землю русскую: Древнерусские воинские повести Текст. / Пер., сост., предисл. и примеч. Л. А. Дмитриева. -М.: ТОДРЛ, 1989. 128 с.
  76. , И. Заметки о старинной Масленице Текст. / И. Забелин // Москвитянин. ~ 1950. № 6. — С. 21−25.
  77. , Д. К. Восточнославянская этнография Текст. / Д. К. Зеленин. -М.: Наука, 1991.-С. 427−451.
  78. , Г. Избранное. В 2-х тт. Текст. / Г. Зиммель. Т. 1. — М., 1996. -С. 265 (670 с.)
  79. Ибн Русте. Дорогие ценности // Материалы по истории СССР. Вып.1. — М.: б. и., 1985.-С. 78.
  80. , М. С. Введение в культурологию: Курс лекций Текст. / М. С. Каган // Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб.: Изд-во СПбГУ-КИ, 2003.-С. 9.
  81. , М. С. Искусство Текст. / М. С. Каган // Философский энциклопедический словарь. М.: Совет, энциклопедия, 1983. — С. 222—223
  82. , М. С. Культурология Текст. / М. С. Каган // Под ред. Ю. Н. Солонина. — СПб.: Изд-во „Высшее образование“, 2005. 566 с.
  83. , С. К. Кулачный бой на Руси Текст. / С. Карамов // Спортивная жизнь России, 1998. -№ 7. -С. 11−15.
  84. , А. В. Вселенские соборы Текст. / А. В. Карташев. М.: Изд-во „Республика“, 1994. — 627 с.
  85. , И. Т. Очерки Москвы сороковых годов Текст. / И. Т. Кокорев. М.: Московский рабочий, 1932. — С. 96.
  86. Корнелий Тацит. Аннальс. Малые произведения Текст. / Пер. А. С. Во-бовича. Соч. в 2-х тт. Т. 1. — Л.: Наука, 1969. — С. 13.
  87. , Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях Текст. / Н. И. Костомаров. — М.: Республика, 1992.-С. 17.
  88. , Е. А. Лекции по русскому фольклору: учеб. пособие для вузов Текст. / Е. А. Костюхин. М.: Дрофа, 2004. — 336 с.
  89. , И. Наузы славянские обереги Текст. / И. Краснов. — С.-Пб.: Невский Проспект, 2003. — 160 с.
  90. Культура и искусство в памятниках и исследованиях: Сб. науч. тр. Текст. / Науч. ред. Н. П. Парфентьев. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001.- 199 с.
  91. Культурология. XX век: Энциклопедия в 2-х тт. Текст. / Гл. ред и сост. С. Я. Левит. Т. 1.: А-Л. — СПб.: ООО „Алетейя“, 1998. — 447 с.
  92. , А. А. Русская старина Текст. / А. А. Лебедев, 1913. № 7. — С. 6.
  93. , И. В. Самозащита и борьба Текст. / И. В. Лебедев, В. С. Ощепков. М.: Гранд, 2004. — С. 25, 37, 57, 58, 92, 100.
  94. , Е. Е. Мифы русского народа Текст. / Е. Левкиевская. — М.: ACT, 2005.-529 с.
  95. , М. Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Текст. / М. Ю. Лермонтов // М. Ю. Лермонтов. Собр. Соч. в 4-х т.т. Т. 2. — Л.: [б. и.], 1980.- С. 333−346.
  96. , П. Ф. Педагогические сочинения Текст. / П. Ф. Лесгафт. Т. 5.-М., 1951−1954.-С. 284
  97. , В. В. Сравнительный анализ методологических оснований вариантов экзистенциального анализа Л. Бинсвагера и М. Босса Текст. / В. В. Летуновский // Понимание как фактор личностного развития. — Кемерово: Графика, 2002. С. 137.
  98. , Ю. Россия в западноевропейских сочинениях XV XVII вв. Текст. / Ю. Лимонов // Россия XV — XVII вв. глазами иностранцев. — Л.: Лениздат, 1986. — С. 4.
  99. , А. Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А. Ф. Лосев. — М.: Политиздат, 1991. 525 с.
  100. , Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVII нач. XIX в.) Текст. / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство, 1997.-С. 46−75.
  101. , M. Н. И были схватки боевые: Рассказы о неизвестных эпизодах из славного прошлого отечественной борьбы, бокса и кулачного боя Текст. / M. Н. Лукашов. М.: „ФИС“, 1990. — С. 29, 60, 92.
  102. , А. Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия) Текст. / А. Е. Лукьянов. Изд. 2-е. — М.: ИНСАН, РМФК, 1992. -С. 107.
  103. , В. Е. Природа человека: методологические проблемы учений о человеке Текст. / В. Е. Малюгин // Вестник КазГТУ. — № 3. Красноярск: Красноярский ун-т, 2004. — С. 108−110
  104. Ш. Мандзяк, А. С. Воинские традиции народов Евразии / А. С. Манздяк. — М.: АСТ- Минск: Харвест, 2002. С. 37.
  105. , Э. С. Вопросы системного исследования общества Текст. / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1982. — С. 37−38.
  106. ПЗ.Маслова, Т. С. Народная одежда в восточнославянских обычаях и обрядах XIX н. XX вв. Текст. / Т. С. Маслова. — М.: Высшая школа, 1988. -С. 543−757.
  107. , Е. А. Название русь в этнокультурной истории Древнерусского государства (IX X вв.) Текст. / Е. А. Мельникова, В. Я. Петру-хин // Вопросы истории. — 1989. — № 8. — С. 24−37
  108. Механизмы культуры: Сб. ст. Текст. / Отв. ред. Б. А. Успенский. М.: Наука, 1990. — 265 с.
  109. Пб.Минорский, П. Вытегорские кондужи Текст. / П. Минорский // Олонецкие губернские ведомости. — 1874. — № 23 — С. 7
  110. Миф, человек, общество: проблема героя Текст. / Под ред. В. Н. Гаси-лина // Человек. Культура. История. Саратов: Философский альманах, 1999.-С. 146−154
  111. Морфология культуры. Структура и динамика / Под ред. Э. А. Орловой. -М.: Наука, 1994. -С. 99.
  112. Мудрое слово Древней Руси XI XII вв: Сб. Текст. / Сост., вст. ст. и комм. В. В. Колесова. — М.: Московский рабочий, 1989. — 462 с.
  113. , М. А. Письма. Статьи Текст. / М. А. Назимов. Иркутск: [б. и.], 1985.-240 с.
  114. Нанси, Ж.-Л. Corpus. М.: Ad. Marginem, 1999. — С. 29−30
  115. Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие Текст. / Отв. ред. Н. Г. Михайлова. М.: М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии, 2000. — С. 25
  116. , Ф. Сочинения в 2-х тт. Текст. / Ф. Ницше // Пер Ю. М. Антоновского, под ред. К. А. Свасьяна. — Т. 2. — М.: Изд-во „Мысль“, 1990. — С. 97.
  117. , С. А. Трансформация образа мужчины в современной культуре: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09.00.13) Текст. / С. А. Орлянский. Ставрополь, 2004. — 24 с.
  118. , Г. К. История боевых искусств: Россия и ее соседи Текст. / Г. К. Панченко. М.: Олимп, 1997. — С. 368, 376, 381, 398.
  119. , В. И. Историческая география летописной Руси Текст. / В. И. Паранин. Петрозаводск: Карелия, 1990. — С. 9.
  120. , А. А. Философия, педагогика и психология единоборств: монография Текст. / А. А. Передельский. М.: Физическая культура, 2008.- 168 с.
  121. , В. Я. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье Текст. / В. Я. Петрухин, Д. С. Раевский. М.: [б. и.], 1998.-С. 36−52.
  122. , В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию Текст. / В. А. Подорога. М.: Мысль, 1995. — 339 с.
  123. , Д. А. Кулачные бои Текст. / Д. А. Покровский // Ушедшая Москва.-М.: [б. и.], 1964.-С. 156−160.
  124. , И. И. Записки немца-опричника. О Москве Ивана Грозного Текст. / И. И. Полосин. -М.: [б. и.], 1925. С. 60−75
  125. , В. Я. Русские аграрные праздники Текст. / В. Я. Пропп. СПб.: [б. и.], 1995.-С. 38−60
  126. , Б. И. Фольклор и этнография Текст. / Б. И. Путилов. — Л.: Наука, 1990. 174 с.
  127. Радзивилловская летопись Текст. СПб.: [б. и.], 1902. — С. 86.
  128. , В. В. Традиционные единоборства сибирских казаков // Русский вопрос: история и современность: Сб. науч. тр. / Под ред. Т. Г. Леоновой. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. — С. 139−142.
  129. , В. В. Сочинения Текст. / В. В. Розанов. Л.: Советская Россия, 1990.-С. 134.
  130. , В. М. Тело вне анатомии. Земная цивилизация стоит на пороге антропологической революции Текст. / В. М. Розин: Российский институт культурологии. М.: [б. и.], 2005. — С. 2.
  131. , А. Н. Кулачные бои в России Текст. / А. Н. Розов // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 5. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1994. С. 133−143.
  132. , М. Д. Все, что помню о Есенине Текст. / М. Д. Ройзман. М.: Советская Россия, 1973. — С. 93−94.
  133. , М. И. Бокс Текст. / М. И. Романенко. Киев: Вища школа, 1978.-С. 11−12.
  134. , Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи Текст. / Б. А. Рыбаков. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 361 с.
  135. , Б. А. Киевская Русь и русские княжества Текст. / Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1982. — 590 с.
  136. , Б. А. Русские летописцы и автор „Слово о полку Игореве“ Текст. / Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1972. — 520 с.
  137. , Б. А. Язычество Древней Руси Текст. / Б. А. Рыбаков. М.: Русское слово, 2001. — 825 с.
  138. , Б. А. Язычество древних славян Текст. / Б. А. Рыбаков. — М.: Наука, 1994. 608 с.
  139. , С. Е. Философия этноса Текст. / С. Е. Рыбаков. М.: ИПК Госслужбы, 2001. — С. 87−99.
  140. , Е. П. Древняя история казачества Текст. / Е. П. Савельев. Т. 1. -М.: Вече. Репринтное издание, 1915. — С. 12, 14.
  141. , А. П., Грушевицкая, Т. Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для вузов Текст. / А. П. Садохин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-559 с.
  142. , В. В. Восточные славяне в VI — XIII вв. Текст. / В. В. Седов. — М.: Наука, 1982.-327 с.
  143. , Ф. М. Русский эпос Текст. / Ф. М. Селиванов. М.: Высш. шк., 1988. -207 с.
  144. , М. В. Семантика ритуальных игр в традиционной культуре семейских Забайкалья: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук: (24.00.01) Текст. /М. В. Семенова. Улан-Уде, 2004.
  145. Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии Текст. / Пер. с нем. А. И. Малеина и А. В. Назаренко. М.: Изд-во МГУ, 1988. — С. 121−122.
  146. Славяне и их соседи в конце 1 тыс. до н.э. пер. пол. 1 тыс. н.э. Текст. / Под общ. ред. Б. А. Рыбакова. — М.: Наука, 1993. — 327 с.
  147. Славянская мифология. Энциклопедический словарь Текст. / Под. ред. Г. Ф. Матвеева и 3. С. Ненашевой. М.: Эллис Лак, 1995. — 416 с.
  148. Славянская мифология: Энциклопедический словарь Текст. / Науч. ред. В. Я. Петрухин, Т. А. Агапкина и др. М.: [б. и.], 1995. — 416 с.
  149. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. 2-е изд. Текст. / Под ред. С. М. Толстой, Т. А. Агапкиной, О. В. Белова. -М.: Международные отношения, 2002. — 512 с.
  150. Словарь иностранных слов Текст. / Под ред. А. Г. Спиркина, И. А. Ак-чурина, Р. С. Карпинской. М.: Госиздат, иностран. и нац. словарей, 1955.-608 с. с»
  151. Словарь русского языка в 4 тт. /Под ред. С. И. Ожегова. Т. 1. А-И. — М.: б. и., 1957.-С. 121.
  152. Слово о полку Игореве Текст. / Под ред. Д. С. Лихачева. М.: Худож. лит., 1980.-221 с.
  153. Слово о полку Игореве: 1185−1985 Текст. / Древнерусский текст в пер. Д. С. Лихачева- Поэтический пер. В. А. Жуковского. М.: Сов. Россия, 1986.- 119 с.: ил.
  154. , С. М. История России с древнейших времен Текст. / С. М. Соловьев. Т. 3. — Кн. 2. -М.: Мысль, i960.- С. 70, 93.
  155. , Ю. Константы: словарь русской культуры. — 2-е изд., испр., доп Текст. / Ю. Степанов. — М.: Академический проект, 2001. 990 с.
  156. , В. И. Философско-культурологический анализ физической культуры Текст. / В. И. Столяров // Вопросы философии. 1988. — № 4.-С. 17−25.
  157. , А. П. Кулашный бой Текст. / А. П. Сумароков // А. П. Сумароков. Избр. Соч. Л.: Искусство, 1957. — С. 224.
  158. , Г. В. Кто есть кто в «Слове о полку Игореве» Текст. / Г. В. Сумароков. М.: Мысль, 1983. — 144 с.
  159. , П. Теология культуры Текст. / П. Тиллих. М.: Юрист, 1995. -479 с.
  160. , Н. И. Из «грамматики» славянских обрядов Текст. / Н. И. Толстой // Труды по знаковым системам, XV. — М.: Наука, 1982. С. 57— 58.
  161. , Н. И. Заметки по славянскому язычеству. 1. Вызывание дождя у колодца Текст. / Н. И. Толстой, С. М. Толстая // Русский фольклор. — Т. XXI. М.: Наука, 1981. — С. 97.
  162. , В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное Текст. / В. Н. Топоров. — М.: Прогресс: Культура, 1995. 623 с.
  163. Традиционная культура русского крестьянства Урала XVIII — XIX вв. / Под. ред. Н. А. Миненко- РАН, Урал, ин-т истории и археологии Екатеринбург: б. и., 1996. — С. 266.
  164. , О. Н. Этногенез и культура древних славян: Лингвистические исследования Текст. / О. Н. Трубачев. М.: [б. и.], 1991. — 271 с.
  165. , Д. Казачий спас. Сила и свет знахарей Дона Текст. / Д. Усвя-това. М.- СПб.: ACT- Прайм-Еврознак, 2007. — 320 с.
  166. , Г. И. Нравы Растеряевой улицы Текст. / Г. И. Успенский. -Тула: Приокское, 1987. 463 с.
  167. , А. С. Божества древних славян Текст. / А. С. Фамицин. — СПб.: [б. и.], 1884.-С. 224.
  168. , Г. И. Кулачные бои в Воронежской губернии Текст. / Г. И. Фомин // Известия Воронежского краеведческого общества. 1925. — № 3. -С. 7−10.
  169. , К. М. Культурология. Энциклопедический словарь Текст. / К. М. Хоруженко. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — С. 300.
  170. , В. С. Народная художественная культура в условиях социализма: учеб. пособие Текст. / В. С. Цукерман. Челябинск: ЧГИК, 1989.- 136 с.
  171. , Л. В. Судебники 15−16 вв. Текст. / Л. В. Черепнин. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. — С. 54−60.
  172. , М. В. Русская драка ногами Текст. / М. В. Шатунов. — М.: Терра-книжный клуб, 1999. — С. 34.
  173. , В. В. Русский мифологический словарь Текст. / В. В. Шуклин. -Екатеринбург: Уральское издательство, 2001. 384 с.
  174. , В. С. Культура России: IX XX вв.: Учеб. пос. Текст. / В. С. Шульгин, JI. В. Кошман, М. Р. Зензина. — М.: Простор, 1996. — 390 с.
  175. Энциклопедический словарь Текст. / Под ред. М. М. Филиппова. — СПб. [б. и.], 1901.-С. 482.
  176. Энциклопедия русских обычаев Текст. / Автор-сост. Н. А. Юдина М.: Вече, 2001.-512 с.
  177. , Э. Г. Проблема эго-идентичности Текст. / Э. Г. Эриксон // Реферативный журнал, серия: «Социология». 1991. — № 1. — С. 28−56.
  178. Dunlop D.M. The History of the Jewish Khazars. Princeton, 1954.
  179. Herskovits M. Cultural Anthropology. N. Y., 1955. P. 351.
  180. Jones G. A History of the Vikings. 2тв ув. Oxford- N.Y., 1984.
  181. Kroeber A.L., Kluckhohn CI. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. N.Y., 1952. P. 112.
  182. Marret R. Preanimistic Religion // Folk-Lore, 1899.
  183. Medieval Scandinavia. An Encyclopedia. N.Y.- London, 1993.
Заполнить форму текущей работой