Философия культуры
Культура воспитания негативна, она не определяет цели и лишь устраняет внешние зависимости человека от его чувствености. Культура умений охватывает средства достижимости поставленных человеком целей безотносительно к самим целям. Науки, искусства, культура общения делают человека более цивилизованным. Но не эти формы культуры, а только лишь состояние взаимоотношений между людьми, именуемое… Читать ещё >
Содержание
- 1. Понятие культуры и актуальность философского осмысления культуры
- 2. Имануил Кант и его философия
- 3. Понятие философии культуры
- Заключение
Возникновение наук о культуре свидетельствует об осознании ее исключительной важности. Обширный материал, накопленный наукой, говорит о том, что культура воздействует на все стороны общественной жизни. Она во многом определяет динамику и направленность общественных процессов. Особенности культуры чаще всего порождают те или иные формы экономики или политики. Характером культуры во многом определяется и механизм заимствования конкретным обществом тех или иных форм организации жизни у других обществ.
Немецкая классическая философия представляет собой высшее достижение буржуазной философской мысли не только в Германии, но и в международном масштабе. Родоначальником немецкого классического идеализма стал Кант Мануил (1724- 1804 гг.). стержневой линией немецкой классической философии было исследование форм всеобщности, которые у Канта рассматривались лишь как формы, присущие человеческому мышлению.
На наш взгляд, именно понятие культуры является пока не до конца понятым звеном, в котором спрятан ключ к осмыслению общемировоззренческого содержания кантовского наследия.
Не боясь впасть в преувеличения, мы считаем, что в кантовском понимании культуры, в философском подходе к обоснованию ее исходных предпосылок, предельных оснований и ценностей, можно найти ответы и на многие нерешенные вопросы со времен- ных размышлений и дискуссий о культуре. Но что еще более важно, кантовский опыт двухсотлетней давности может оказаться небесполезным для осмысления истоков и поиска путей преодоления негативных и кризисных явлений в культуре и духовной жизни нашего общества и современной мировой цивилизации. Этим мы и руководствовались при выборе темы.
Целью работы выступает рассмотрение философии культуры в понимании И. Канта.
Исходя из цели, задачами являются: изучить понятие и роль культуры; определить актуальность философского осмысления кльтуры; изучить жизненный путь Имануила Канта, а также о его философии культуры.
1. Понятие культуры и актуальность философского осмысления культуры
КУЛЬТУРА совокупность достижении общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом, составляющих культурные традиции и служащих дальнейшему прогрессу человечества; в обществе с антагонистическими классами неизбежно носит классовый характер .
Понятие «культура» имеет многовековую историю. Это понятие имеет два дополняющих друг друга толкования.
Первое происходит от общепринятого латинского слова — уход, обработка, возделывание воспитание, развитие.
Менее известным, хотя и более древним, является второе толкование: у друидов (кельтских жрецов) «культ» — почитание, на Древнем Востоке «ур» — свет, огонь; а вместе — почитание света. Впервые понятие культура употребил древнеримский оратор Цицерон (106−43 до нашей эры). Под культурой он понимал благотворное воздействие, оказываемое философией на ум человека.
В средние века культура ассоциировалась с личным совершенством человека. В эпоху Возрождения культурным человеком считался универсально развитый, деятельный человек.
В эпоху Просвещения культуру понимали как воплощение разумного, измеряемого достижениями наук и ремесел.
Начиная с эпохи Возрождения понятие культуры входит в обиход, становится широко употребляемым. При этом, культура осмысливается как нечто противоположное «натуре», природе.
Культура — это совокупность ценностей, созданных человеком. Культура, как заметил А. Флоренсмкий, представляет собой язык, объединяющий человечество; среду, в которой произрастает личность.
Понятие культура включает в себя два аспекта, соответствующие двум органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека: материальную культуру- достижения, показывающие главным образом уровень овладения общества, человеком силами природы; и духовную культуру достижения, показывающие уровень и глубину познания природы и общества, широту достигнутого кругозора, внедрение в обществ, жизнь прогрессивных идей и положительных знаний /9, с.25/.
Таким образом, когда говорят о культуре, имеют в виду нечто ценное для человека не как физического, а как духовного существа. В силу этого, под культурой подразумевают ценности этические, эстетические, религиозные. Их называют духовными ценностями, а сферы их функционирования духовной культурой. Они проникают и в сферу производства и в сферу быта (например, дизайн), поэтому есть и понятие «Материаль- ная культура». Их объединяет то, что они не только созданы человеком, но и существуют для человека, т. е. культура воплощает в себе не только труд, но и человеческую духовность.
Философия культуры (культурфилософия) это раздел философского знания, который связан с анализом культуры, ее сущности и значения в жизни человека, а общества /23, с. 125/.
В истории философии особую остроту проблемы культуры приобретали в эпохи социальных кризисов, крутых истори- ческих переломов, когда существенные изменения в самом бытии человека в культуры начинали основательно тревожить сознание общества. К культурфилософской проблематике обраща- лись представители разных наук философии, истории, искусствоведения, этнографии, лингвистики, психологии и т. д. внося свой вклад в философию культуры, придавая ей особое своеобразие и направленность.
Развитие культурфилософской мысли XX века наиболее интенсивно происходило в рамках западной культуры так как именно здесь все явления «кризиса» проявились раньше и глубже. Кроме того, исторически сложившиеся традиции философс- кого мышления явились предпосылкой нового этапа в развитии философий культуры, ее различных направлений и школ.
При всем многообразии последних можно выделить некоторые общие характеристики западной культурфилософв XX века.
1. Главенствующей темой стала проблема современного кризиса культуры и его первопричин. Картина кризиса дается, как правило, на основе анализа современных реалий морали, религии, искусства, массовой культуры, наука и техники.
В поисках же конечных, «метафизических» причин кризиса выделяются основания культурно-типологического порядка. Подчеркивается роковая связь сегодняшней ситуации с исторически сложившейся спецификой культуры Нового времени: ее рационалистическим характером, утилитарно-деятельным отношением к миру, далеким от созерцательности, индивидуалистическим типом личности и т. д.
2. Им всем присуще притязание на глобальное историко-социальное обобщение, когда вся история превращается в историю культуры в особом, широком значении слова: культура историческая жизнь как она есть. При таком обобщенном подходе, культура в ретроспективе совпадает с историческим процессом, а в синхронном плане с жизнью общества.
Современный же кризис культуры, чаще всего, воспринимается как общеисторический тупик в развитии целого ряда стран, близких географически и объединенных общностью культурных истоков.
3. Поиск новой методологии, что является следствием более глубокого проникновения философской мысли в сущность и специфику культурной жизни. Сама ситуация кризиса изменила ракурс видения культуры, а знакомство с новыми открытиями гуманитарного знания, исследующих различные феномены культуры, привело к крушению традиционных постулатов европо- центризма, панлогизма, «линейного» историцизма и др. в истолко- вании истории культуры. Кроме того, расширился интерес вообще к нерефлексивным факторам культурной жизни, что усилило позиции иррационализма и субъективизма в концепциях культуры. Соответственно усиливаются и позиции идеализма, для которого экономические, политические и социальные факторы в истории культуры, составляющие объективную основу для культурного творчества, сами являются следствием ситуации в «истории Духа».
4. Философия культуры XX века это преимущественно выражение культурного самосознания западного общества Это живой, эмоциональный отклик на современную жизнь, а не холодное, демонстративно отстраненное от объекта, академи- ческое размышление о культуре, которая уже состоялась Они по- ражают неожиданностью ракурса и глубиной прозрения, искренней тревогой за настоящее и будущее культуры, умением мгновенно откликаться на тревожные сигналы времени, близостью к проблемам реальной жизни людей и, как правило, доступностью своих текстов для массового читателя. Некоторые работы пессимистичны в своих выводах, другие достаточно оптимисти- чны, но главная их заслуга не в решении всех проблем культур- ной жизни, а в постановке этих проблем, в формулировании вопросов, на которые еще предстоит искать ответы.
Список литературы
- «Особенности современной социальной философии» — Исторический вестник, 2005 № 5, 15 с.
- Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб. 2001, 670с.
- Борзова Е.П. история мировой культуры. СПб. 2001. 672с.
- Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологии) М., 2000. 680с.
- Гегель. Философия истории, сочинения, т. 8, 1989 г.
- Георгиева Т.С. Русская культура. М., 2000. 576с.
- Гуревич П.С. Культурология. М., 2001. 336с.
- Гуревич П.С. Культурология.-М., 2001 г. 1 экз., 336 с.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1997. 591с.
- Земель Г. Конфликт современной культуры, пер. с немецкого, электронный учебник.
- Земель Г. Философия И. Канта, пер. с немецкого, электронный учебник.
- Золкин А.Л. Культурология. М., 2001. 335с.
- История и культурология /Под ред. Н. В. Шишовой. М., 2000, 456с.
- Кармин А.С. Культурология СПб. 2001. 832с.
- Кравченко А.И. Культурология. М. 2000. 671с.
- Кравченко А.И. Культурология: Словарь. — М.: Академический проект, 2000. — с.596−599.
- Культурология /Под ред. А. Н. Марковой М. 2000, 600с.
- Культурология /Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2001. 511с.
- Культурология в вопросах и ответах /Под ред.Г. В. Драча. Ростов н/Д.2001.400с.
- Культурология в вопросах и ответах. Ростов-н/Д. 2001, 415с.
- Культурология ХХ век. М., 1995. 703с.
- Культурология. Учебн. пособие для студентов техн. Вузов./Под ред. Н.Г. Багдасарьян-М., 2001 г. 350с.
- Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. М. 2001. 400с. 2экз.
- Пигалев А.И. Культурология. Волгоград. 2000. 420с.
- Розин В.М. Введение в культурологию. М., 2000. 224с.
- Садохин А.П. Мировая художественная культура. М. 2001. 559с.
- Садохин А.П., Грушевицкая П. Г. Мировая художественная культура. М., 2001,
- Скворцова Е.М. Теория и история культуры. Могилев, 2003, 406 с.
- Сочинения И. Канта. Критика способности суждения, СПБ, 1908 г.
- Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д. 1999. 576с.
- Философия культуры // Мир энциклопедий. Электронное издание.
- Философия культуры. Становление и развитие. С.-Пб.:Лань, 1998.