Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Немецкий экслибрис с конца XV до начала XX вв. как образ-символ человека и эпохи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В заключении важно отметить, что развитие экслибриса в Германии в XX в. во многом определялось деятельностью Немецкого общества экслибриса, которое стремилось как можно шире распространить искусство книжного знака, привлечь к этому жанру малой графики наибольшее число выдающихся художников-граверов, а также творческую молодежь. Огромная работа проводилась руководителями общества по поддержанию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ НЕМЕЦКОГО КНИЖНОГО ЗНАКА С КОНЦА XV ДО КОНЦА XIX ВВ
    • 1. Исторические предпосылки возникновения жанра экслибриса и первые книжные знаки (конец XIV — начало XVI вв.)
    • 1. К вопросу о происхождении гравюры на дереве
    • 2. Период зарождения книговладельческого знака (конец ХУ-начало XVI вв.)
    • 2. Возрождение (первая половина XVI в.)
    • 3. Барокко (вторая половина XVI — начало XVIII вв.)
    • 4. Рококо (XVIII в.)
    • 5. Классицизм (вторая половина XVIII — первая половина XIX вв.)
    • 6. Эклектизм в экслибрисе периода научно-промышленной революции (вторая половина XIX в.)
  • Глава II. СЮЖЕТНО-ОБРАЗНЫИ ЭКСЛИБРИС СТИЛЯ МОДЕРН. КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX ВВ
    • 1. Изменение художественно-функциональной направленности экслибриса на рубеже XIX — XX вв
    • 1. Ситуация в книжном деле, повлиявшая на возникновение экслибриса стиля модерн
    • 2. Освобождение от геральдики: возникновение «нового художественного» экслибриса и проблема «дезориентации»
    • 3. Полемика о путях развития экслибриса
    • 2. Экслибрис эпохи Модерн (1895−1910)
    • 1. Характеристика стиля модерн и его отражение в жанре экслибриса
    • 2. Влияние английских мастеров на распространение стиля модерн в Германии
    • 3. Стилевые направления в немецком экслибрисе в начале XX в
    • 3. Триумфальное шествие «роскошного» экслибриса. Немецкий экслибрис после 1910 г.,
  • Глава III. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСЛИБРИС" И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ КАК РОДОВОГО ПОНЯТИЯ
    • 1. Определение понятия «экслибрис»
    • 1. Книговладельческий знак и формулировка его наименования на ранних этапах развития
    • 2. Взгляды на историческое определение «экслибрис»
    • 3. Переосмысление понятия «экслибрис» в связи с появлением коллекционерской функции
    • 2. Место экслибриса среди родственных ему форм. Классификация экслибриса
    • 1. Родственные экслибрису формы
    • 2. Виды экслибриса
    • 3. Подвиды экслибриса
    • 3. Систематизация экслибриса соответственно его тематики и сюжета

Немецкий экслибрис с конца XV до начала XX вв. как образ-символ человека и эпохи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экслибрис или книжный знак представляет собой гравированный лист, «помещаемый. на внутренней стороне переплета., указывающий / на принадлежность книги какому-либо владельцу» [61, с.1551]. Как графический жанр, получивший широкое распространение в XX в., он имеет многовековую историю, первостепенное место в которой принадлежит Германии, родоначальнице этого жанра печатной графики. На рубеже XIX — XX вв. экслибрис коренным образом изменил свою функциональную направленность, превратившись из прикладного книговладельческого знака в жанр малой графики, идейно связанный с книгой прежде всего благодаря книголюбу. Защитная функция сохраняется в пережитом, «снятом» виде с явным доминированием художественно-образной составляющей. Благодаря способности обобщенно, философско-диалектически отражать дух современности, быстро откликаться, реагировать на события и процессы общественной жизни, непосредственно обращаться к внутреннему миру конкретного человека, экслибрис трансформировался в самоценный жанр графического искусства.

Настоящая диссертация представляет собой исследование и конструктивный анализ художественно-функциональных изменений экслибриса с момента его зарождения в конце XV до начала XX вв. Данный временной период выбран неслучайно. Именно в это время книжный знак прошел эволюцию от первоначального охранно-книговладельческого применения к коллекционерско-выставочному, от чисто утилитарного предназначения к утверждению собственной самостоятельности как произведения графического искусства. Этот процесс шел непрямолинейно и фактически отмечен двумя значительными, хотя и непродолжительными этапами творческого взлета. В эпохи Возрождения и Модерна были созданы наиболее выдающиеся образцы книжных знаков, отмеченные пропорциональностью и соразмерностью, гармонией формы и содержания. Их .г идейное и эмоционально-выразительное единство нашло воплощение в композициях и в образно-художественной направленности, что послужило своего рода провиПдением, открывшим новые перспективы и определившим дальнейшие пути творческих поисков в экслибрисе.

Тем не менее, этапы истории книжного знака, окруженные блестящими периодами Возрождения и Модерна, также представляют значительный интерес для искусствоведческого анализа, исследования формообразующих и содержательных элементов. Экслибрисы этих эпох, являясь в значительной степени объектами не столько художественной, сколько материальной сферы, своеобразно отражают как влияния исторических стилей «большого» искусства, так и дух эпохи, интересы, внутренний мир конкретных людей.

Для российской культуры важность анализа событий указанного периода истории экслибриса Германии, значительного по объему и временному охвату, обусловлена преемственностью происхождения отечественного экслибриса от европейского, в том числе немецкого. Первые российские экслибрисы появились в начале XVIII в. благодаря масштабной деятельности Петра I по внедрению европейской культуры в российский быт. Немецкое влияние явилось образцовым во многих аспектах, в том числе и в книжном знаке. Таким образом, можно утверждать, что российский экслибрис появился как ответвление и своеобразное оригинальное продолжение исторической линии развития немецкого книжного знака, с XIX — XX вв. идущее своим особым самостоятельным путем. Изучение немецкого экслибриса дает понимание истоков отечественного книжного знака и создает научное основание дальнейшим исследованиям в области российского экслибриса, которые без базовых исторических знаний не могут претендовать на полноту, широкий охват и обоснованность взгляда на проблемы отечественного книжного знака.

Именно в Германии в конце XV в. впервые появились гравированные печатные экслибрисы, призванные закреплять собственность на книгу за определенным человеком, отмечать ее принадлежность конкретной библиотеке. Экслибрис сразу же обрел своих приверженцев, преимущественно из числа просвещенных знатных людей своего времени, по достоинству оценивших способность книжного знака не только закреплять собственность на книгу, но и оставлять историческую память о владельце библиотеки. Появление экслибриса в Германии закономерно и обусловлено в первую очередь изобретением книгопечатания, а также склонностью немецкого характера к добротности и порядку. На различных этапах истории Германии роль книжного знака в общественной жизни становилась то более, то менее значимой, варьировалась и степень мастерства художников и граверов, но никогда экслибрис не был утрачен или забыт библиофилами. Немецкие мастера книжного знака на протяжении веков оставались на ведущих позициях, во многом определяя развитие европейского экслибриса. До начала XX в. книжный знак как в Европе, так и в Германии точно соответствовал своей первоначальной функции закрепления книги за определенным владельцем, но с эпохой Модерна экслибрис стал в первую очередь предметом коллекционирования, обмена и приобрел художественную ценность как самостоятельный жанр малой печатной графики. Немецкое общество экслибриса, старейшее наряду с английским, с момента своего основания в 1891 г. сразу занялось деятельной инициативной пропагандой и распространением знаний об экслибрисе. Завязывались международные контакты, устраивались встречи исследователей, художников, коллекционеров и просто любителей книжного знака, обсуждались творческие и организационные вопросы, дальнейшие пути развития экслибриса. Сегодня общество насчитывает порядка 500 участников, среди которых люди самых разных профессий, объединенные общим интересом к экслибрису. Ежегодные съезды общества в Германии отличаются от подобных мероприятий в других странах широким интернациональным представительством. Они привлекают любителей книжного знака от Японии до США, хотя по-прежнему экслибрисисты Европы представляют большинство в их составе. Немецкое экслибрисное сообщество накопило богатейший универсальный опыт, знания по истории, сохранению, поддержанию и развитию искусства этого жанра малой графики. Поэтому диссертация ориентирована именно на немецкий экслибрис и рассматривает:

— Исторические и социальные предпосылки появления экслибриса, его зарождение в Германии как формы печатной графики, назначение и уникальность книжного знака как способа отражения действительности, а также исторического свидетельства о личности его владельца.

— Эволюцию облика экслибриса в рамках стилей «большого искусства» по этапам: от эпохи Возрождения, когда книжный знак выполнял функции защитного охранного документа до начала XX в., времени фактического прекращения его применения согласно первоначальному пользовательскому назначению и замещения прикладного книговладельческого знака сюжетным художественным коллекционерским экслибрисом, понимаемым как самостоятельное произведение графического искусства, лишь условно связанное с книгой.

— Изменение функции и структуры экслибриса в эпоху Модерна, когда книжный знак воспринял новые художественные веяния и в результате трансформировался в отдельный специфический жанр малой графики.

— Итоги развития книжного знака в терминологическом и классификационном аспектах, трансформацию определения «экслибрис». На основании анализа исторических форм книжного знака с середины XV до начала XX вв. выявляется разнообразие сопредельных ему форм и вариативность собственных воплощений: виды и подвиды экслибриса, приводится их тематическая и сюжетная систематизация.

Актуальность исследования истории немецкого книжного знака от его зарождения в конце XV в. до эпохи Модерна рубежа XIX — XX вв. обусловлена необходимостью дать понимание процесса развития жанра экслибриса как отражения современной ему действительности и исторической фиксации внутреннего мира конкретной личности, важностью функциональной трансформации экслибриса, произошедшей в этот временной период. На современном историческом этапе актуальным становится не только осмысление отношения к экслибрису как к книговладельческому знаку в его первоначальной охранной функции или с XX в. произведению графического искусства, связанному с книгой через библиофилов и общества книголюбов, но и раскрытие глубинных основ содержания жанра экслибриса как образа-символа, обладающего вневременной двуединой отражательной направленностью и к личности конкретного человека, и к обществу определенной эпохи в целом. Исследование направлено в том числе на решение всегда актуальных задач образовательно-развивающего плана, поскольку вводит в диапазон знаний отечественной экслибрисистики системно структурированные данные по изобразительно-содержательной истории экслибриса Германии, страны родоначальницы жанра. Весьма важно и актуально обращение к общеевропейским корням экслибриса, от которых происходят национальные книжные знаки, в том числе и российский. Возможным становится более глубокое понимание жанра как интимного чувственного очень личностного образа человека, при этом таинственного и зашифрованного для стороннего наблюдателя. Не удивительно, что этот восприимчивый, пластичный, поддающийся разнообразным трансформациям и комбинациям слова и изображения, внешней формы и внутреннего содержания жанр привлек к себе внимание и великого русского художника-философа В. А. Фаворского. Именно на время бурного развития экслибриса в Германии приходится его обучение в 1906;1907 гг. (Мюнхен) в студии Холлоши, продолжившееся до 1911 г. практикой и творческим общением в среде учеников мастера. Восприятие принципа одновременной «цельности и анализа», «сложности,. диалектичности. противоречивости» [11, с.73] творческого подхода, «не. пассивного, только по принципу схожести, [рисования, но] понимания натуры и изображения ее возможно цельнее» [11, с.71] в значительной степени определили обращение В. А. Фаворского к изобразительному искусству в целом. «.Конечно не один [Холлоши] меня учил и воспитывал, но он первый приоткрыл мне дверь в искусство и научил искать в натуре художественную правду, за что я всегда буду ему благодарен» [11, с.71].

Фаворский во многом использовал отдельные положения системы Холлоши" [11, с.72]. Они легли в основу русской школы рисунка и графики В. А. Фаворского, продолженной ВХУТЕМАСом-ВХУТЕИНом — Полиграфическим институтом и современным МГУП им. И. Федорова, особое внимание в которой всегда уделялось техникам эстампа. Первые по-настоящему «новые» экслибрисы были сделаны уже В. А. Фаворским, А. И. Кравченко, H.H. Купреяновым, А. Д. Гончаровым, М. И. Пиковым, Н. И. Пискаревым. Впоследствии художественный сюжетно-образный знак приобретал все больший интерес маститых художников: Д. И. Митрохин, Г. И. Нарбут, В. В. Матэ, Г. А. Кравцов, И. Н. Павлов, М. И. Поляков, М. В. Моторин, E.H. Голяховский, Е. О. Бургункер, Ф. Д. Константинов., и почитателей экслибриса — книголюбов. Именно к такому знаку обратились мастера эстампа второй половины XX в. Н. И. Калита, А. И. Калашников, М. М. Верхоланцев, В. В. Покатов, В. В. Кортович и многие другие значительные художники. Своеобразная преемственность отечественного книжного знака XX в. от европейского, прежде всего немецкого, огромная популярность экслибриса, особенно в среде библиофилов, также свидетельствуют важность привносимых настоящим исследованием сведений. Наблюдается активное современное практическое и теоретическое развитие ' экслибриса. Оно стимулируется прежде всего инициативной деятельностью Российской ассоциации экслибриса международного союза книголюбов (РАЭМСК), поддерживается разнообразными мероприятиями дома графики памяти Д. А. Ровинского, выдающегося собирателя и исследователя отечественной и европейской гравюры. Именно в последние годы работа особенно настроена на открытый межнациональный культурный диалог искусствоведов, коллекционеров и художников книжного знака. С 2006 г. РАЭ ведет работу по организации выставок-конкурсов экслибриса, с 2008 г. ставших международными. В 2011 г. в Санкт-Петербурге «под эгидой. Международной Федерации обществ экслибриса (Р18АЕ) [в конкурсе приняли участие] 249 авторов из 11 стран, [представив на рассмотрение] более 1000 работ» [36. с.9]. С 2004 г. выпускаются регулярные журналы РАЭ, обращающиеся и к международным процессам, тенденциям в области книжного знака, «в 2007 году. начался выпуск серийных каталогов по экслибрису тех художников, которые экспонировали свои работы в Музее экслибриса». «Издательская деятельность объясняется. взаимовыгодными условиями»: художник получает авторские экземпляры, «а музей пополняет свои фонды экслибрисами, передающимися в фонд безвозмездно» [37, с.82]. Этот пример сродни общей направленности деятельности Р18АЕ, ориентированной прежде всего на живое общение и сотрудничество, нежели на коммерческие задачи. Международная Федерация и национальные общества экслибриса создают своеобразные творческие площадки для обмена мнениями, знаниями и опытом между молодыми художниками и крупными мастерами, знатоками и любителями изысканного искусства экслибриса, чьи интересы в целом направлены на изобразительную художественную часть, запросы на которую весьма высоки. Важно подчеркнуть, что РАЭ поддерживает прежде всего классический печатный экслибрис, выполненный в оригинальных графических техниках: гравюре на дереве, металле, литографии, их многочисленных разновидностях, то есть историческими способами воспроизведения: высокой, глубокой и плоской печатью.

Аналитический разбор современной ситуации, в первую очередь текущих немецких и российских публикаций по экслибрису, обозревающих и международные события (крупные выставки, конкурсы, встречи, обсуждения и исследования), а также: непосредственное участие автора с 2008 г. на ежегодных международных встречах Немецкого общества экслибриса (DEG)1 и внутринемецких собраниях DEG в Берлинесобственная практика общения с заказчиком, выставочная и конкурсная деятельность как художника экслибриса (ежегодно, с основания, в выставках-конкурсах РАЭ и др., в 2011 г. в 5-ти прочих соискательствах) позволяют заключить, что на сегодняшний день в отечественной экслибрисистике при воспрянувшей в последние годы творческой активности, возросшему интересу к международным событиям в жанре экслибриса и в то же время сохраняющемся «в целом преобладании собирательской.

— у деятельности над исследовательской"" [12, с. 14] сложилась явная необходимость дополнить существующие (практически исключительно о русском книжном знаке) знания сведениями об общем прародителе национальных экслибрисов — немецком книжном знаке. Разумным видится начать эти исследования, с создания некоего хронологически организованного остова, позволяющего вести дальнейшие изыскания как общего, так и более локального плана. На такое изучение и системно-структурный, эволюционный анализ классического печатного немецкого экслибриса и направлено настоящее исследование. Его актуальность и своевременность обусловлена ходом современного отечественного искусствоведческого процесса и укрепляющимися международными контактами в жанре экслибриса.

Степень научной разработанности проблемы. Исследовательский интерес к экслибрису как в странах Европы^, так и в России зародился в среде библиофилов, любителей искусства, почитателей и собирателей книжного знака. Как показал обзор зарубежной литературы, посвещенный европейскому экслибрису (труды конца XIX в. и более ранние издания), каждая страна обратилась прежде всего к собственному экслибрисному наследию: во Франции — О. Пуле-Маласси (A. Poulet-Malassis), А. Бошо (H. Bouchot) — в Англии — Э. Касл (Е. Castle) — в Швейцарии — JL Герстер (L. Gerster) — в США — Ч. Д. Ален (Ch.D. Allen) — в Италии — Я. Джелли (J. Gelli). Первые отечественные заметки о книжном знаке опубликованы в книгоиздательском.

1 Берлинское общество экслибриса (EVB: Exlibris-Verein zu Berlin. 1891−1907),.

Немецкое общество экслибриса (DVEG: Deutscher Verein fur Exlibriskunst und Gebrauchsgraphik. 1907;1943 гг. DEG: Deutscher Exlibris Gesellschaft, с 1949 г. до настоящего момента). Как и более 30 лет назад, когда это сожаление было высказано исследователем С. Г. Ивенским. J Внимание к экслибрису как самостоятельному графическому жанру, достойному интереса и изучения положил литературно-художественный журнал «Ревю Бланш» во Франции (1889) и журнал изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Студио» в Англии (1893). 9 журнале «Известия товарищества М.О. Вольф» (1897−1917) в форме статей с иллюстрациями: «печатали европейские экслибрисы (особенно немецкие, представляющие югендстиль во всем своем многообразии)» [21, с.4]. Они стали предвестниками российской экслибрисистики, основы которой заложили: крупный библиофил В. А. Верещагин в объемной монографии «Русский книжный знак» (1902) и выдающийся книговед, библиотековед и библиограф, исследователь и собиратель книжных знаков У. Г. Иваск в очерке «О библиотечных экслибрисах по поводу 200-летия их применения в России. 1702−1902» (1902). Базу дальнейших исследований на научных основаниях создал его же монументальный труд в 3-х томах (1905, 1910, 1918) «Описание русских книжных знаков». Среди последовавших значительных изданий, прежде всего монографических, следует особо отметить: «Русский книжный знак» (М., 1921) и «Редкие русские книжные знаки» (М., 1923) В .Я. Адарюкова, справочник «Книжные знаки русских художников» под редакцией Д. И. Митрохина, П. И. Ненародовского, А. К. Соколовского, «Книжный знак: История, теория, практика художественного развития» (М., 1980) С. Г. Ивенского и прочие исследовательские публикации последнего, труд С. И. Богомолова «Российский книжный знак 1700−1918» (М., 2004) — по выражению Я. И. Бердичевского «энциклопедию экслибриса» [1, с.78]. С. Г. Ивенскому принадлежит и первая диссертация об экслибрисе: «Теория и практика русского и советского книжного знака» (М., 1980). Позднее диссертационные исследования представили: М. Ж. Отеген «Экслибрис в культуре Казахстана» (СПб., 2002), А. Е. Вольгушев «Экслибрис как учебный предмет в графической подготовке художника-педагога» (М., 2003) и Н. Г. Морозова «Экслибрис в художественной культуре серебряного века. По материалам коллекции П. Д. Эттингера из собрания ГМИИ им. A.C. Пушкина» (М., 2011). Хотя обозначенными трудами не исчерпывается весь перечень изысканий, изданий и статей об экслибрисе, прочие работы ориентированы, все же, не столь широко. Нередко главный интерес исследователей — библиографов, литературоведов — представляет прежде всего библиотека, а не собственно книжный знак. Однако именно эти люди положили начало научному подходу к экслибрису и С. Г. Ивенский справедливо объединяет их в первую группу исследователей, а уже во вторую, к которой принадлежит и сам, тех, «для кого. конкретный человек всегда на первом плане., для них важнее отражение в экслибрисе специфическими графическими приемами личности книголюба, выражение идеи, ассоциации, мысли в художественно-свежей, красноречивой форме, утверждающей связь книги с ее владельцем.» [12, с. 16]. Осознанный как уникальный жанр искусства с более чем пятивековой богатой и разнообразной историей, экслибрис требует сегодня именно художественно-аналитического исследования. Это находит понимание и поддержку Российской ассоциации экслибриса — своеобразной наследницы книжных и коллекционерских объединений, всегда игравших важную роль в искусствоведении об экслибрисе. Среди них: Русское общество друзей книги (РОДК) (1920 — нач. 1930;х), Ленинградское общество экслибрисистов (ЛОЭ) (19 221 930) (B.C. Савонько, В. К. Охочинский, В. К. Лукомский, A.M. Литвиненко, В. А. Бриллиант, М. Я. Лерман, А.Б. Сахаров), Всесоюзное общество филателистов (ВОФ) и коллекционеров (ВОК). В редакционной статье первого выпуска журнала РАЭ говорится: «.Книжный знак уже давно в Европе стал предметом самого серьезного изучения не только со стороны рядовых коллекционеров, но и видных ученых и художников. Значение его. оценено вполне лишь в Западной Европе, где наряду с монографиями, посвященными экслибрису, уже десятки лет издаются также специальные периодические листки, старательно осведомляющие о жизни книжного знака» [32, с.6]. Публикации регулярных журналов РАЭ прежде всего посвящены событиям современной экслибрисной жизни в стране: встречам, конференциям, выставкам, конкурсам, представлению новых имен и зрелых мастеров (В.В. Покатов, Л. В. Шустрова, В. В. Кортович, Г. Н. Босенко, В. В. Худолей, В.В. Лобурев), изучению и экскурсам в историю отечественного книжного знака (В.М. Бакуменко, Я. И. Бердичевский, М.Б. Горнунг). Если современные международные события, творчество и деятельность зарубежных коллег из области экслибриса получают освещение (У.Э. Батлер (W.E. Butler), Л. В. Шустрова, В.Е. Верещагин), то истории развития экслибриса в других странах, его стилистике, сюжетной и образной направленности и связанными с ними проблемами посвящается значительно меньше статей. В российской экслибрисистике свидетельства как о русскоязычной, так и о переводной искусствоведческой литературе по теме диссертации автором не обнаружены, за исключением: Вл. Штейн «Книжный знак», статья по книге В. фон Цур Вестена «Ех libris (Bucheignerzeihen)» (СПб., 1902), «Книжные и библиотечные гербы (экслибрис)» (СПб., 1903) (сокращенный перевод немецкого издания 1901 г., вероятно той же книги Цур Вестена) и Р. В. Фрейман «Экслибрис» (П., 1922) (в работе исследуется как русский, так и зарубежный книжный знак). В условиях явного недостатка, практически отсутствия русскоязычной искусствоведческой литературы по теме диссертации автор обращается к монографиям немецких исследователей-экслибрисистов, созданных во временной период с конца XIX до конца XX вв. В этой связи следует выделить труды: Ф. Варнеке «Немецкие книжные знаки (из книг) от возникновения до настоящего времени» (здесь и далее перевод авт.) (F. Warnecke «Die deutschen Bucherzeichen (Ex-libris) von ihrem Ursprunge bis zur Gegenwart», 1890), Г. А. Зайлер «Иллюстрированное пособие по предмету экслибрис» (G.A. Seyler «Illustriertes Handbuch der Ex-Libris-Kunde», 1895), К.Э. цу Лейнинген-Вестербург «Немецкие и австрийские библиотечные знаки, экслибрис: руководство для собирателей, любителей чтения и поклонников искусства» (К.Е. zu Leiningen-Westerburg «Deutsche und oesterreichische Bibliothekszeichen, Exlibris: ein Handbuch fur Sammler, Bucherund Kunstfreunde», 1901), В. фон Цур Вестен «Экслибрис» (W. von Zur Westen «Exlibris», 1901), Р. Браунгарт «Немецкий экслибрис и другие формы малой графики современности», «Современный немецкий пользовательский экслибрис» (R. Braungart «Deutsche Ex Libris und andere Kleingraphik der Gegenwart», 1922, «Das moderne deutsche Gebrauchs-Exlibris» 1922), и др. работы последнего. Безусловно, названными исследованиями не исчерпывается список важных трудов по экслибрису Германии. Основу настоящего исследования также во многом составила разнообразная периодика (К.Э. цу Лейнинген-Вестербург, Р. Браунгарт, Э. Лоренц-Мейер (Е. LorenzMeyer), Э. Доплер (Е. Doepler).) и монографии, посвященные конкретным художникам, творческим объединениям (В. фон Цур Вестен, Р. Браунгарт, Э. Доплер, Л. Герстер), эпохам в изобразительном искусстве, прежде всего Модерну, Возрождению (Г.Г. Хофштеттер (H.H. Hofstatter), Г. Франк (Н. Franck). Й. Херманд (J. Hermand), О. Граутофф (О. Grautoff) и прочим более частным проблемам и аспектам изучения экслибриса. Немецких исследователей XX в. в первую очередь интересовали вопросы, связанные с определенными видами (геральдический, сюжетно-образный), подвидами (экслибрисмнимый, -дарения), тематическими группами (книги и библиотеки, обнаженная натура, «экслибрис профессии», пейзаж) книжных знаков. Большое внимание уделялось анализу современной ситуации в экслибрисе, представлению новых имен и тенденций, их разбору и прениям вокруг них. Обозначенный спектр вопросов являет прежде всего наиболее популярные направления исследовательской и рецензентской деятельности, которая активно поддерживалась и развивалась в регулярных публикациях Немецкого общества экслибриса. В 1995 г. немецким исследователем Г. Таубером (Н. Tauber) представлена диссертация по теме: «Немецкое Общество Экслибриса с 1891 по 1943. Его история в контексте экслибрисного движения и искусства экслибриса преимущественно в Германии» («Der Deutsche Exlibris-Verein 1891 bis 1943. Seine Geschichte im Kontext von Exlibrisbewegung und Exlibriskunst vornehmlich in Deutschland»),.

Материалом диссертации послужили оригинальные оттиски, фотокопии, упомянутая искусствоведческая литература из архива Немецкого общества экслибриса, г. Мёнхенгладбах, библиотеки Германского национального музея, г. Нюрнберг, библиотеки Музея экслибриса РАЭМСК, г. Москва, Российской государственной библиотеки, частных собраний Р. Риса (R. Rie?), М. Баумюллера (М. Baumuller).

В качестве объекта исследования в настоящей работе рассматриваются наиболее показательные образцы немецких экслибрисов, а также книжные знаки ряда европейских художников, оказавших влияние на развитие искусства экслибриса в Германии. Среди родственных ему форм, отвечающих своей строго прикладной функции — свидетельствовать принадлежность книги определенному владельцу или библиотеке вычленяется собственно объект исследования — экслибрис как самостоятельное родовое понятие. Рассматривается эволюция и возникновение его видов и подвидов, их тематика и сюжетное содержание, на основании анализа которых организуется систематизация экслибриса как цельного понятия — книговладельческого знака (с конца XV в. до начала XX в.), отдельного жанра малой графики, привлекающего внимание коллекционеров (с начала XX в.) и двуединого образа-символа, воплощающего в себе внутренний мир и спектр интересов конкретной личности и дух исторической эпохи (на протяжении всей истории существования).

Предмет исследования — особенности графического языка и композиционной структуры, средства художественной выразительности, образное отражение действительности и внутреннего мира человека в немецком экслибрисе, рассмотренные в процессе исторической эволюции прежде всего на примере творческого наследия крупных мастеров книжного знака, работы которых обратили на себя наибольшее внимание исследователей и были восприняты, по мнению автора диссертации, в качестве образцов в массовом создании экслибриса.

Границы исследования — с конца XV в. до начала XX в. В силу комплекса общественно-исторических причин и социальных факторов начало XX в. представляет собой многообразный, яркий, во многом переломный момент в истории экслибриса, который дал импульс свободному творческому поиску и эксперименту, своеобразному индивидуальному выражению, проявившемуся в новых стилевых направлениях. Молодые художники, заказчики, появившиеся коллекционеры-собиратели заинтересовались книжным знаком именно как ценным объектом искусства малой графики, способным многогранно, философски обобщенно отражать и фиксировать для истории внутренний мир и умонастроения конкретной личности, откликаться, быстро реагировать на события и процессы общественной жизни, повседневный быт. Начало XX в. в экслибрисе характеризуется безраздельным господством стиля модерн, когда на смену геральдическим книжным знакам, используемым для закрепления тома за определенной библиотекой, пришли сюжетно-образные экслибрисы. Они обрели ценность как самостоятельные произведения графического искусства. Прикладная и художественная функции книжного знака поменялись ролями. Новый экслибрис Югендштиля завершает продолжительную эпоху книжного знака — охранного книговладельческого символа и дает начало самостоятельному графическому жанру экслибриса — предмет}' любования, коллекционирования и обмена. Ситуация, сложившаяся в экслибрисе в начале XX в. определяет пути развития книжного знака до настоящего времени, открывая разнообразие воплощения творческих замыслов и идей. В связи с этим поворотом в истории экслибриса настоящее исследование ограничивается указанными временными рамками.

Цель исследования: — представить экслибрис как жанр малой графики, способный обобщенно-символически отражать и сохранять средствами изобразительного искусства образ конкретного человека, события эпохи, явления общественной, социальной жизни- - представить определение термина экслибрис соответствующее современному пониманию экслибриса- - восполнить знания о немецком экслибрисе конца XV — начала XX вв. в российском искусствоведении- -способствовать распространению знаний по истории книжного знака среди художников, искусствоведов, студентов вузов, книголюбов и коллекционеров. Для достижения поставленных целей в качестве приоритетных определены следующие задачи:

1. Осветить исторические аспекты зарождения экслибриса.

2. Дать характеристику поэтапных стилевых изменений в развитии экслибриса.

3. Рассмотреть эволюцию экслибриса как результат взаимодействия комплекса различных процессов общественной жизни, производное от сочетания конкретных причин и обстоятельств исторического развития.

4. Раскрыть причины коренных изменений художественной формы и функциональной направленности экслибриса на рубеже XIX — XX вв.

5. Характеризовать деятельность Немецкого общества экслибриса в конце XIXначале XX вв. Проанализировать полемику по проблемам развития экслибриса.

6. Кратко представить творчество наиболее значительных художников экслибриса с конца XV до начала XX вв.

7. Проанализировать функциональную составляющую экслибриса и связанный с ней социальный состав заказчиков, обусловивший количество, размеры и оформление экслибриса на разных этапах истории.

8. Выявить историческую трансформацию понятия «экслибрис».

9. Дополнить определение понятия «экслибрис» в соответствии с особо важной двуединой по направленности отражательной способностью книжного знака, обращенной к человеку и эпохе.

10. Разработать систематизацию экслибриса.

11. Представить возможности практического применения результатов исследования как в учебном процессе, в рамках курса «гравюра на дереве», так и в самостоятельном изучении экслибриса исследователями, коллекционерами и самой широкой заинтересованной аудиторией.

12. Привлечь внимание к богатому культурному наследию немецкого книжного знака рассматриваемого временного периода, а также к проблемам сохранения и развития традиций этого жанра малой графики.

Методы исследования. Изложение материала основано на:

— Принципе историзма, понимаемом как необходимость рассматривать любое явление через призму прошлого и будущего, выявлять его закономерности, совокупность составляющих его элементов и степень влияния на последующее развитие. В интерпретации и оценках автор исходит из многофакторного объяснения истории книжного знака.

— Системном подходе к развитию жанра экслибриса в историческом контексте, что обеспечивает выявление многообразных типов связей книжного знака с художественными, социальными, общественно-политическими явлениями, происходившими в разные эпохи, и сведение их в единую теоретическую картину [57, с.612−613].

— Структурно-функциональном анализе как одном из методов системного исследования явлений и процессов в историческом развитии. Так, явление экслибрис рассматривается как структурно расчлененная целостность, в которой каждый элемент взаимосвязан и имеет определенное функциональное назначение [58, с.658].

Анализ дополняет детерминистский подход, придерживающийся «объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира» [51, с. 149].

В качестве метода искусствознания в диссертации представлена совокупность вопросов эволюции формы и содержания немецкого экслибриса на протяжении его истории с конца XV в. до начала XX в. Таким образом, книжный знак рассматривается как результат взаимодействия комплекса различных процессов общественной жизни, как производное от сочетания конкретных причин и обстоятельств исторического развития.

Настоящая диссертация объединяет в себе черты фундаментального исследования, предпринятого с целью привнесения новых знаний в российское искусствоведение по экслибрисистике, раскрытие уникальности книжного знака как явления в изобразительном искусстве, способного многогранно отображать внутренний мир отдельного человека, быстро реагировать на процессы общественной жизни и прикладного, направленного на распространение сведений об экслибрисе и привлечение молодых художников к работе в этом жанре малой графики.

Научная новизна. Впервые исследуется хронология развития экслибриса в Германии, характеризуются и анализируются исторические эпохи немецкого книжного знака с момента его появления в конце XV в. до начала XX в., освещается панорама творчества выдающихся мастеров немецкого книжного знака, проводится структурно-художественный анализ наиболее характерных немецких экслибрисов.

Теоретическую основу исследования составили немецкоязычные труды об экслибрисе.

Книжный знак рассмотрен как графический жанр, объединяющий в себе частное — образ конкретного человека и общее — характерные черты эпохи, сиюминутное и непреходящее. В результате прослежена априорная двуединая отражательная направленность экслибриса. Во многом связанная с синтетическим характером жанра, она выделена автором как отдельная функция, сопровождавшая экслибрис в течение всей его истории, изменяясь лишь в степени субъективизации или объективизации направленности.

Подчеркнута универсальность экслибриса, обеспечивающая длительную историческую востребованность и предопределяющая его жизнеспособность в будущем. Эта сущностная составляющая книжного знака объясняется синтезом личного и социального, текста и изображения и является уникальной, едва ли представленной настолько полно в каких-либо иных жанрах изобразительного искусства.

Эпоха Модерна выявлена как время трансформации функциональной направленности экслибриса из книговладельческой в коллекционерскую.

Проанализированы возникновение и эволюция видов и подвидов книжного знака, их тематика и сюжетное содержание. На основании анализа организована систематизация экслибриса как цельного самостоятельного родового понятия — книговладельческого знака (с конца XV в. до начала XX в.), особого жанра малой графики, привлекающего внимание коллекционеров (с начала XX в.) и двуединого образа-символа, воплощающего в себе внутренний мир и спектр интересов конкретной личности, а также дух исторической эпохи.

Вынесенные на защиту вышеприведенные положения являются новыми для российского искусствоведения, что расширяет границы знаний об экслибрисе и создает предпосылки для более подробных изысканий в этой области.

Апробация и применение результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в научных статьях (13, из них 3 ВАК) и докладах на научно-методических конференциях в Московском государственном университете печати (2). В ходе педагогической практики со студентами МГУП в течение одного семестра теоретические основы настоящей работы были доведены автором исследования до учащейся аудитории в лекционной форме и творчески восприняты «студентами в последовавшей семестровой работе в мастерской эстампа МГУП в рамках курса «Гравюра на дереве».

Практическая значимость: привлечение молодых художников к работе над экслибрисом, распространение и пропаганда знаний по истории книжного знака среди художников, искусствоведов, студентов вузов, книголюбов и коллекционеров.

Структуру и объем диссертации составляют введение, три главы основной части с поэтапным описанием в первой главе стилевой эволюции книжного знака по историческим периодамрассмотрением во второй главе многообразных аспектов развития экслибриса в эпоху Модернасуммированием результатов исследования в третьей главе, анализирующей определение «экслибрис», его систематизацию и классификацию. Завершает работу заключение (5с.) и библиографический список (171 наименование, из них 72 на русск. яз., 99 на иностр. яз.). К диссертации прилагаются: иллюстрации (Приложение 1), указатель имен художников и деятелей искусства экслибриса, упомянутых в диссертации (Приложение 2), приложения в форме таблиц (Приложения 3−6). Разработанная автором многоуровневая структура исследования истории и художественно-образной эволюции немецкого экслибриса выделена курсивом внутри каждой эпохи от периода зарождения книговладельческого знака до модерна и пронумерована отдельно согласно хронологической последовательности эпох.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный комплексный анализ предпосылок возникновения немецкого экслибриса и его стилевой эволюции с конца XV в., момента его зарождения, по начало XX в., яркого подъема в эпоху Модерна, выявил трансформацию книжного знака из охранного документа, хотя и обладающего несомненными художественными достоинствами, в особый жанр графического искусства. В исследовании по указанной многоуровневой многоуровневой структуре рассмотрены и проанализированы этапы истории немецкого экслибриса, среди которых наиболее значимыми стали эпоха Возрождения, когда к работе над книговладельческим знаком обратились выдающиеся мастера немецкого возрождения, такие как А. Дюрер, Л. Кранах, X. Гольбейн и эпоха Модерна, когда произошла коренная трансформация функциональной направленности книжного знака. Благодаря созданию ярчайших произведений в жанре экслибриса выдающимися художниками-граверами рубежа XIX—XX вв. и неподдельного глубокого интереса к этой форме малой графики у собирателей-коллекционеров, книжный знак превратился из документа на книгу в самостоятельное произведение графического искусства.

Первые книговладельческие знаки были изготовлены в технике продольной гравюры на дереве и продолжали традиции народных печатных картинок. Восприняв в эпоху Возрождения мощный импульс формообразующих и содержательных идей, в последующие столетия экслибрис развивался по пути накопления изобразительного, шрифтового и технического разнообразия, оставаясь при этом охранным документом на книгу. Процесс пополнения в книжном знаке арсенала различных технических приемов, шрифтовых разработокприменения все более свободных композиций особенно ускорился в XIX в. с модернизацией книгопечатания, удешевлением книги, демократизацией состава держателей библиотек. В результате, к началу XX в. изменился как облик экслибриса, который превратился из геральдического в сюжетно-образный, так и выполняемая им функция, трансформировавшаяся из прикладной книговладельческой в художественную коллекционерскую. Именно эпоха Модерна определила пути развития экслибриса вплоть до наших дней, именно в это время экслибрис приобрел свободу сюжетпо-образной трактовки.

Изучая этапы развития книжного знака, нельзя не отметить ускорение смен исторических художественных стилей, которое привело в XX в. к одновременному сосуществованию нескольких различных, часто взаимопроникающих, иногда трудно разграничиваемых направлений в искусстве. В экслибрисе начало XX в. было последним примером явного преобладания одного художественного стиля, а именно стиля модерн, над другими.

Алгоритм изменений, произошедших в немецком экслибрисе в рассматриваемый исторический период, закономерен и во многом близок эволюции книжного знака в других странах. Этот же процесс наблюдался и в России, поскольку он обусловлен объективными законами развития общества: сменами общественно-экономических формаций, научно-техническим прогрессом. Кроме того, эти изменения во все времена зависели от вкусовых предпочтений, которые диктовали господствующие в ту или иную эпоху исторические художественные стили. В результате, к началу XX в. экслибрис превратился из геральдического в сюжетно-образный, а выполняемая им функция трансформировалась из прикладной книговладельческой в художественную коллекционерскую. К его созданию обратились самые значительные художники-граверы рубежа XIX — XX вв. Экслибрис стал многослойнее, разнообразнее в техническом исполнении, богаче по сюжетным решениям, содержанию, глубже по смысловым подтекстам. Как следствие, книжный знак привлек внимание широкого круга заказчиков, владельцев крупных библиотек и собирателей коллекций экслибрисов как жанр, сохраняющий историческую память об адресате посредством диалектического синтеза слова и изображения, выполненного в форме художественного произведения искусства. Именно эпоха Модерна открыла ценность творческой индивидуальности в экслибрисе, определяющей его облик до наших дней.

В заключении важно отметить, что развитие экслибриса в Германии в XX в. во многом определялось деятельностью Немецкого общества экслибриса, которое стремилось как можно шире распространить искусство книжного знака, привлечь к этому жанру малой графики наибольшее число выдающихся художников-граверов, а также творческую молодежь. Огромная работа проводилась руководителями общества по поддержанию международных контактов с целью поиска новых идей, а также объединения усилий в деле процветания экслибриса. Как отмечали многие представители искусства книжного знака Германии, особенно начиная со второй половины XX в., наиболее передовые веяния приходили в немецкий экслибрис из стран Восточной Европы, главным образом из России, Чехии и Польши. Поддерживалось и пропагандировалось творчество художников этих стран, давая возможность развиваться как самим мастерам, так и развивать книжный знак Германии благодаря обмену идеями. Главная проблема ОЕв сегодня — сохранение уникального жанра и его дальнейшее развитие. С сожалением отмечается, что члены ОЕв в среднем старше, чем их общество, воссозданное в 1951 г. Привлечение молодых людей к искусству экслибриса остается одним из самых настоятельных требований времени. Европейское сообщество любителей книжного знака полностью осознает важность и ответственность задачи передать благородную традицию искусства экслибриса будущим поколениям.

Со своей стороны автор настоящего исследования на личном опыте ощутил заинтересованность Немецкого экслибрисного общества в развитии экслибрисистики как части науки об искусстве и распространении знаний о книжном знаке, получая разностороннюю помощь в ходе работы над диссертацией. Подобная поддержка положительно сказалась на получении основных результатов исследования, в котором:

1. Проанализированы предпосылки, истоки и причины возникновения экслибриса.

2. Отслежены стилевые изменения в развитии экслибриса по эпохам:

— взаимодействие функциональной и художественно-образной составляющих в процессе исторического развития экслибриса;

— зависимость облика экслибриса в разные исторические эпохи от процессов, происходящих в общественной жизни, а также от степени развития книгопечатного искусства;

— формирование характерных особенностей графического языка немецкого экслибриса, вариантов взаимодополнения изобразительной и шрифтовой составляющих.

3. Показана взаимосвязь исторического развития общества и стилевой эволюции экслибриса.

4. Определена закономерность и обусловленность кардинальных изменений художественной формы и функциональной направленности экслибриса рубежа XIXXX вв.

5. Представлена активная позиция Немецкого общества экслибриса в отношении трансформации экслибриса в самостоятельный жанр графического искусства, предмет коллекционирования. Проведен аналитический разбор критики, вызванной изменением его облика и функции в эпоху Модерна.

6. Представлена характеристика творчества выдающихся немецких и отдельных европейских мастеров, оказавших влияние на искусство экслибриса в Германии с момента зарождения книговладельческого знака до ключевого периода в его развитии в эпоху Модерна.

7. В результате анализа функций экслибриса наряду с пользовательской книговладельческой, а также коллекционерской художественной выделена двуединая по направленности отражательная функция экслибриса, обращенная как к внутреннему миру конкретного человека, так и эпохе в целом.

Исследование функциональной составляющей экслибриса в историческом процессе выявило:

— постепенную демократизацию социального состава заказчиков, обусловившую увеличение числа книжных знаков в каждую последующую эпоху;

— изменение художественного облика и формата экслибрисов, в большей или меньшей степени соотносящегося с книжным.

8. Рассмотрена эволюция понятия «экслибрис» в течение исторического развития.

9. Дополнена формулировка понятия «экслибрис» в соответствии с уникальной априорной функцией книжного знака к единовременному отражению эпохи и конкретной личности.

10. Выработана систематизация экслибриса как отдельного родового понятия:

— представлены родственные экслибрису формы;

— классифицированы виды экслибриса;

— классифицированы подвиды экслибриса;

— систематизирована тематика и сюжетное содержание.

11. В развернутой таблице представлено применение многоуровневой структуры исследования эволюции экслибриса по эпохам — в простой ясной форме отражена изобразительная трансформация экслибриса (Приложение 4). Составлены схемы по: — родственным формам, видам и подвидам экслибриса (Приложение 5) — -взаимосвязи видов и подвидов согласно их изначальному применению (Приложение 6). Материалы диссертации могут служить основой краткого курса изучения книжного знака в профильных высших учебных заведениях, а также оказать информационную помощь в исследованиях и подготовке публикаций о немецком экслибрисе, как узко специального толка, так и для ознакомления широкой аудитории с базовыми знаниями по истории жанра.

12. На примере деятельности Немецкого общества экслибриса подчеркнуто важное значение объединений экслибриса, их взаимодействия как прежде, так и в наши дни в деле поддержания коллекционерского и искусствоведческого интереса, привлечения молодых граверов и рисовальщиков к этому особому жанру малой графики, с богатейшей историей и огромными изобразительно-выразительными возможностями, открывающими безграничное и благодатное поле для фантазии и сотворчества художника и заказчика. Уникальная двуединая отражательная направленность книжного знака делает его настоящим образом-символом человека и эпохи, утверждая очевидную жизнеспособность экслибриса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Новогодняя поздравительная гравюра PF (Pour Feliciter) / Г. Босенко // Альманах библиофила. — Вып. XXXIV. — М., 2010. — С. 106−117.
  2. , П. П. Художественный облик книги / П. П. Вейнер // Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде, декабрь 1911 январь 1912: в 3 т. — Пг., 1914−1915. — Т. 3. — 1915. — 190 е., 62 л. — С. 40—45: ил.
  3. , А. Е. Экслибрис / А. Е. Вольгушев // Российский экслибрисный журнал. -Вып. 4. М.: Издательство Международного союза общественных объединений книголюбов, 2006. — С. 90.
  4. , А. Е. Экслибрис как учебный предмет в графической подготовке художника-педагога : дис.. канд. пед. наук. М., 2003. — 156 с. — Библиогр. — С. 157−162.
  5. , К. О. Стили : Ч. 1 и 2 / К. О. Гартман. М.: Искусство, 1998. — 301 с.
  6. , М. Б. Об экслибрисах, их владельцах и художниках / М. Б. Горнунг. М.: Издательство Международного союза общественных объединений книголюбов, 2006. -112 с.
  7. , Н. А. Краткая история искусств. Вып. II: Северное Возрождение- страны западной Европы XVII и XVIII веков- Россия XVIII века / Н. А. Дмитриева. — 3-е изд., доп.- М.: Искусство, 1990. 318 с.: ил.
  8. , Г. А. Владимир Фаворский. Обстоятельства времени и места / Г. А. Загянская.- М.: Изд-во «ГИТИС», 2006. 512 с.: ил.
  9. , С. Г. Русский книжный знак. История, теория, практика художественного развития / С. Г. Ивенский. М.: Книга, 1980. — 272 с.: ил.
  10. , Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т. В. Ильина. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2000. — 368 с.: ил.
  11. Квинт Гораций Флакк. Собрание сочинений / Квинт Гораций Флакк. СПб.: Студия биографика. 1993. — 447 с.
  12. , Г. И. Экслибристика нашего времени / Г. И. Кизель // Российский экслибрисный журнал РАЭМСК. Вып. 6. — М. 2007. — С. 22−29.
  13. , Г. С. Немецкая гравюра 15−16 веков. Тетрадь 2 / Г. С. Кислых. — М.: Изобразительное искусство. 1987. — С. 61−94.
  14. . П. О. История европейской гравюры ХУ-ХУШ веков / П. О. Кристеллер. -М.: Искусство. 1939. 517 с. — 12 л.: ил.
  15. , Е. Очерки по истории и технике гравюры. Тетрадь 1. / Е. Левитин. — М.: Изобразительное искусство, 1987. — С. 1−60.
  16. , А. О библиофильстве в древности / А. Малеин // Альманах библиофила XXXII. -Л.: ЛОБ, 1929.-С. 3−16.
  17. . Е. М. Экслибрис / Е. М. Минаев. С. П. Фортинский. М.: Книга, 1970. — 240 с.: ил.
  18. , Н. Г. Экслибрис в художественной культуре Серебряного века По материалам коллекции П. Д. Эттингера из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина.: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 2011. — 26 с.
  19. . В. В. О тиражной графике (выбравшему тернистый и благородный путь в искусстве) / В. В. Покатов // Российский экслибрисный журнал РАЭМСК. Вып. 6. — М. 2007. — С. 66−74.
  20. . А. А. Культурология / А. А. Радугин. М.: Центр. 1997. — 304 с.
  21. , А. А. Эстетика / А. А. Радугин. М.: Центр, 1998. — 240 с.
  22. , Н. Н. Из ранней истории титульных листов европейской книги / Н. Розанова // Сб.: Книжное искусство 68/69. Вып. 8. — М.: Книга, 1975. — С. 100−115.
  23. , А. А. Резцовая гравюра / А. А. Сидоров // Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 21. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — С. 593.
  24. , С. И. Медная гравюра / С. И. Стефанов // Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. М.: Гелла-принт, 2004. — С. 131.
  25. . Ю. Н. Трехсотлетие русского печатного экслибриса / Ю. Н. Столяров — под. ред. проф. МГУ культуры и искусств Ю. Н. Столярова // Школьная библиотека, № 10. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация. 2002. — С. 18−21.
  26. Вступительная статья / В. В. Худолей. В. В. Лобурев, В. Г. Беликов, Ю. С. Бородаев,'В. Е. Верещагин, М. М. Верхоланцев, М. Б. Горнунг, В. Д. Федоров // Российский экслибрисный журнал, 2005. Вып. 1. — С. 4−6.
  27. , М. В. Система описания книжных знаков и некоторые вопросы дальнейшего развития экслибриса / М. В. Трухницкий // Российский экслибрисный журнал РАЭМСК. Вып. 6. — М., 2007. — С. 9−21.
  28. , Г. П. Пелевина, Е. А. Штампы, наклейки, экслибрисы и записи на книгах Ярославской Некрасовки / Г. П. Федюк, Е. А. Пелевина // Российский экслибрисный журнал. Вып. 9. — М.: Первая образцовая типография, 2009. — С. 38—43.
  29. . Е. Е. К вопросу о дефиниции экслибриса // Е. Е. Фридлянд. Рассказы об экслибрисах. Л.: Ленинградская организация добровольного общества книголюбов РСФСР. 1990.-С. 45−76.
  30. . Ю. И. I Международный студенческий конкурс экслибриса состоялся! / Ю. И. Чувашев // Каталог I Международный студенческий конкурс экслибриса Санкт-Петербург 2011 / Коллектив авторов. Вологда: ПФ «Полиграфист». 2011. — С. 9−10.
  31. , Н. Т. Ab incunabulis. Словарь латинских крылатых слов / Н. Т. Бабичев. Я. М. Боровский — под ред. Я. М. Боровского. 7-с изд. — М.: Русский язык: Медиа. 2003. — С. 17.
  32. . Н. Т. Memento Mori. Словарь латинских крылатых слов / Н. Т. Бабичев. Я. М. Боровский — под ред. Я. М. Боровского. 7-е изд. — М.: Русский язык: Медиа. 2003. — С. 361−362.
  33. , Ф.А. Карты игральные / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон — под ред. И. Е. Андреевского // Энциклопедический словарь. Т. 1−8. — Лейпциг — СПб., 1890−1907. — Т. 1−82, доп. 1−4.-Т. 14"а", книга 28, 1895.-С. 641−644.
  34. , Ф. А. Ходовецкий / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон — под ред. И. Е. Андреевского // Репринтное издание энциклопедического словаря. Т. 1−8. — Лейпциг: 1890−1907. -Т. 73. — 1890.-СПб.: Терра, 1993. — С. 477−478.
  35. , А. П. Рококо. Популярный словарь русского языка: Толково-энциклопедический / А. П. Гуськова, Б. В. Сотин. 3-е изд. — М.: Русский язык — Медиа, 2007. — С. 649−650.
  36. , Е. И. Ткекн^аззиг^. Большой немецко-русский словарь по общей лексике / Е. И. Лепинг, Н. П. Страхова, Н. И. Филичева- под общ. ред. О. И. Москальской. М.: Русский язык — Медиа, 2004. — С. 438.
  37. , А. Библия бедняков / А. Мень // Библиологический словарь: в 3 т. Т. 1. — М.: Фонд им. Александра Меня, 2002. — С. 129.
  38. Барокко // Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия — Советский энциклопедический словарь. — 1982, — С. 112−113.
  39. Детерминизм // Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев (Федосеев П. Н., Ковалев С. М., Панов В. Г.). М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 149.
  40. Заступ // Большой толковый словарь русского языка / Сост. С. А. Кузнецов. 1-е изд. -СПб.: Норинт, 1998.-С. 348.
  41. Ин-октаво // Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. — С. 451.
  42. Классицизм // Советский энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова. М.: Советская энциклопедия — Советский энциклопедический словарь, 1982. — С. 593.
  43. Пастиччо // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. Т. 4 — М.: Советский композитор — Советская энциклопедия, 1978. — С. 201−202.
  44. Рококо // Советский энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова. М.: Советская энциклопедия — Советский энциклопедический словарь, 1982. — С. 1146.
  45. Системный подход // Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев (Федосеев П. Н., Ковалев С. М., Панов В. Г.). М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 612−614.
  46. Структурно-функциональный анализ // Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев (Федосеев П. Н., Ковалев С. М., Панов В. Г.). М.: Советская энциклопедия, 1983, — С. 658−659.
  47. Чернь // Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986. -С. 377.
  48. Экслибрис // Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т. 30. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — С. 5.
  49. Экслибрис // Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — С. 1551.
  50. Экслибрис // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. / В. Г. Власов. Спб.: Азбука-классика, 2004−2009. — Т. 10. — 2009. — С. 647−648.
  51. , Ю. Я. Искусство книжного знака Электронный ресурс. / Ю. Я. Герчук. Режим доступа: http://www.solowki.ru
  52. , Н. Экслибрис Электронный ресурс. / Н. Карая, М. Карый. Режим доступа: http://www.onmyge.uct.ua/present.htm
  53. , В. Французский классицизм в Москве УП-ММШ 10.07.2003 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.projectclassica.ru/school/07 2003/$с1юо12 003 07 01a. htm
  54. Альбом гравюр на сюжеты Ветхого и Нового Завета. Мастера из семейства Саделеров. Последняя четверть XVI первая четверть XVIII вв. / Антверпен и др. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rarebooks.ru/ru/graphica/index.php?id23=1325
  55. Барокко Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.0rg/wiki/Eap0KK0
  56. Всемирная хроника Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.chroriology.org.ru/newwiki/
  57. Об истории эстампа в книге Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rari ta.ru/page.php?id=2
  58. Служба тематических толковых словарей Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl sch2. cgi?RLltyu, t: l!uwtgslty
  59. Экслибрис Электронный ресурс. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
  60. , J. А. Suddeutsche Exlibris-Rundschau / J. А. Beringer // EBaG. 1915. — Jg. 25, N. F. Jg. 9.-S. 19−30.
  61. Bohmer, G. Kalendarium mecklenburgischer Personlichkeiten / G. Bohmer. Munster, 1978. -S. 61.
  62. Braungart, R. Bruno Heroux' Gebrauchsgraphik / R. Braungart // EbaG. 1910. — Jg. 20, N. F. Jg 4. — S. 9−21.
  63. Braungart, R. Das moderne deutsche Gebrauchs-Exlibris / R. Braungart. Munchen: Hanfstaengl, 1922.- 101 S.
  64. Braungart, R. Deutsche Exlibriskunstler im Altreich / R. Braungart // EbaG. 1941. — Jg. 50, N. F. Jg 34. — S. 12−19.
  65. Braungart, R. Die Kunstler-Ehrenmitglieder des Exlibrisvereins / R. Braungart // EBaG. -1931. -Jg. 41, N. F. Jg. 25.-S. 23−34.
  66. Braungart, R. Exlibris der Munchencr Scholle / R. Braungart. // EBaG. 1910. — Jg. 20, N. F. Jg. 4.-S. 93−98.
  67. Braungart, R. Hans Volkert / R. Braungart. // EBaG / Gorlitz. 1909. — Jg. 19, N. F. Jg. 3. — S. 6−12.
  68. Braungart, R. Heinrich Vogelers Exlibris / R. Braungart. // EBaG. 1912. — Jg. 22, N. F. Jg. 6. — S. 56−63.
  69. Braungart, R. Marcus Behmer / R. Braungart. // EBaG. 1928. — Jg. 38, N. F. Jg. 22. — S. 111.
  70. Braungart, R. Nachruf auf Max Klinger / R. Braungart // OEG: Osterreichische ExlibrisGesellschaft. 1920. — Bd. 18. — S. 7−8.
  71. Braungart, R. Rudolf Schiestls Gebrauchsgraphiken / R. Braungart. // EBaG. 1914. — Jg. 24, N. F. Jg. 8.-S. 129−135.
  72. Braungart, R. Willy Ehringhausen / R. Braungart // EbaG. 1908. — Jg. 18, N. F. Jg 2. — S. 6568.
  73. Carlsohn, E. Der junge Goethe in Leipzig / E. Carlsohn // Antiquariat. 1984. — № 2. — 510 S. u. 12 S. Register. Pr.
  74. Corwegh, R. Exlibris von Otto Greiner / R. Corwegh // EBaG. 1914. — Jg. 24, N. F. Jg. 8. -S. 136−140.
  75. Corwegh, R. Exlibrisschau / R. Corwegh // EbaG. 1915. — Jg. 25, N. F. Jg 9. — S. 79−90.
  76. Corwegh. R. Hans Wildennann / R. Corwegh // EbaG. 1913. — Jg. 23, N. F. Jg 7. — S. 19−23.
  77. Corwegh, R. Hubert Wiim / R. Corwegh // EbaG. 1913. — Jg. 23, N. F. Jg 7. — S. 171−179.
  78. Craig, E. G. Nothing or The Bookplate / E. G. Craig. London: Chatto & Windus, 1924. — 26 p.
  79. Crous, E. Die Bucherzeichen (Exlibris) in den Wiegendruk-ken der Staatsbibliothek / E. Crous // Funfzehn Jahre Konigliche und Staatsbibliothek. Berlin: 1921. — S. 240−253.
  80. Doeplcr, E. Georg Barlosius / E. Doeplcr // ZBBG. 1898. — Jg. 8. — S. 112−113.
  81. Doepler, E. Inwieweit haben gedanklich inhaltreiche Exlibris Berechtigung? / E. Doepler // ZBBG.- 1895. Jg. 5. — S. 82−85.
  82. , E. 6 Exlibris, gezeichnet von Helene Varges / E. Doepler // ZBBG. 1900. — Jg. 10. -S. 88−91.
  83. Ehmcke, F. H. Das Gebrauchsexlibris / F. H. Ehmcke // Das Zelt: Blatter fur gestaltendes Schaffen: Zeitschrift des Ehmcke-Kreises. 1935. — Jg. 10. — Heft 5−6 (83/84). — S. 11.
  84. Eisenhart. A. von Kleinere Mittheilungen / A. von Eisenhart // ZBBG. 1899. — Jg. 9. — S. 3233.
  85. Fincham, H.W. Artists and engravers of British and American book plates / H.W. Fincham // London: K. Paul, Trench, Trubner & co., ltd., 1897. 135 p.
  86. Franck, H. Jugendstil-Exlibris / H. Franck. Gutersloh: Prisma-Verl., 1984. — 147 S.
  87. Ganz, P. Schweizerische Exlibris-Kunstler: Aloys Balmer / P. Ganz // Schweizerische Blatter fur Ex Libris-Sammler. 1902/03. -Jg. 2. — S. 108−110.
  88. Gerster, L. Deutsche Exlibris-Kunstler: Lorenz M. Rheude / L. Gerster // Schweizerische Blatter fur ExLibris-Sammler. 1902. — Jg. 1. — S. 14−18.
  89. Grautoff, O. Die Entwicklung der modernen Buchkunst in Deutschland / O. Grautoff.-Leipzig: Seemann, 1901, — 219 S. 101, S.29−38.
  90. Heeren, H. Ludwig v. Hofmann / H. Heeren // EBaG. 1928. — Jg. 38, N. F. Jg. 22. — S. 13−20.
  91. Hermand, J. Der Schein des schonen Lebens. Studien zur Jahrhundertwende / J. Hermand. Frankfurt/Main: Athenaum-Verl., 1972.-313S.
  92. Heroux, Bruno: 101 Exlibris / Einfuhrung von R. Braungart, Verzeichnis von A. Liebsch. -Leipzig: 1917.-143 S.
  93. Hildebrandt, G. Crous, Ernst / G. Hildebrandt // Mennonite Encyclopedia. Vol. 5 / ed. C. J. Dyck, D. D. Martin. — Herald Press, 1990. — P. 213.
  94. Hofstatter, H. H. Jugendstil Druckkunst / H. H. Hofstatter. Baden-Baden:Holle, 1968.-295 S.
  95. Hofstatter, H. H. Jugendstil Druckkunst / H. H. Hofstatter. Von Morris zum Bauhaus. Eine Kunst gegrundet auf Einfachheit / Hrsg. B. Gerhard. Hanau: H. Peters, 1977. — S. 41−66.
  96. Hollweck, L. Ein Meister der Radirung und des Exlibris / L. Hollweck. // Josef Kaspar Sattler. Ein Wegbereiter des Jugendstils / L. Hollweck, H. Schultes. Pffaffenhofen, 1988. — S. 39−75.
  97. Kirsch, H.-Ch. William Morris ein Mann gegen die Zeit. Leben und Werk / H.-Ch. Kirsch. — Frankfurt/M: Buchergilde Gutenberg, 1984. — 319 S.
  98. Khnopff, F. Belgian Book-Plates / F. Khnopff// The Studio: Special Winter-Number 1898/99: Modern book-plates and their designers. London: The Studio, 1899. — P. 78, 15 — Verbung. -P.73−78.
  99. Laut, H. Exlibris-Kunst aus dem Deutschsprachigen Gebiet / H. Laut // Berlin: W. Hoffman, 1955.-S. 154.
  100. Leiningen-Westerburg, K. E. Graf zu Die englische Exlibris-Ausstellung / K. E. Graf zu Leiningen-Westerburg // ZBBG. -1898. Jg. 8. — S. 97−101.
  101. Leiningen-Westerburg, K. E. Graf zu Exlibris-Litteratur / K. E. Graf zu Leiningen-Westerburg//ZBBG. 1903.-Jg. 13.-S. 152−159.
  102. Leiningen-Westerburg, Graf zu K. E. Exlibris von Bruno Heroux in Leipzig / K. E. Graf zu Leiningen-Westerburg//ZBBG.-1901.-Jg. ll.-S. 109−113.
  103. Leiningen-Westerburg, K. E. Graf zu Exlibris von Karl Wolbrandt, Krefeld / K.E. Graf zu Leiningen-Westerburg // ZBBG. 1899. — Jg. 9. — S. 108−111.
  104. Leiningen-Westerburg, K. E. Graf zu Litteratur / K. E. Graf zu Leiningen-Westerburg // ZBBG. 1899. — Jg. 9. — S. 28−32.
  105. Leiningen-Westerburg, K. E. Graf zu Litteratur / K. E. Graf zu Leiningen-Westerburg // ZBBG. 1906.-Jg. 16.-S. 102−105.
  106. Leiningen-Westerburg, K. E. Graf zu Litteratur. 1. Exlibris-Werk Willi Geiger / K. E. Graf zu Leiningen-Westerburg // ZBBG. 1905. — Jg. 15. — S. 180−182.
  107. Leiningen-Westerburg, K. E. Graf zu Mahnrufe / K. E. Graf zu Leiningen-Westerburg // ZBBG. 1900. — Jg. 10. — S. 48−50.
  108. Leiningen-Westerburg. K. E. Graf zu Neue Exlibris / K. E. Graf zu Leiningen-Westerburg // ZBBG.- 1902.-Jg. 12.-S. 115−122.
  109. Leiningen-Westerburg, K. E. Graf zu Verschiedenes / K. E. Graf zu Leiningen-Westerburg // ZBBG. 1896. — Jg.6. — S. 84−91.
  110. Leiningen-Westerburg, K. E. Graf zu Verschiedenes / K. E. Graf zu Leiningen-Westerburg // ZBBG. 1897.-Jg. 7.-S. 93−104, 128−145.
  111. Leiningen-Westerburg, K. E. Graf zu Verschiedenes / K. E. Graf zu Leiningen-Westerburg // ZBBG. 1899.-Jg. 9.-S. 55−63.
  112. Leiningen-Westerburg, K. E. Graf zu Verschiedenes / K. E. Graf zu Leiningen-Westerburg // ZBBG. 1901.-Jg. ll.-S. 21−28, 54−62.
  113. Leiningen-Westerburg, K. E. Graf zu Verschiedenes / K. E. Graf zu Leiningen-Westerburg // ZBBG. 1905. — Jg. 15. — S. 87−92.
  114. Leiningen-Westerburg. K. E. Graf zu Uber moderne Exlibris / K. E. Graf zu Leiningen-Westerburg//ZBBG. 1904. — Jg. 14.-S. 146−149.
  115. Lorenz-Meyer, E. Die Darstellung der Gegenwart auf Bibliothekzeichen / E. Lorenz-Meyer // ZBBG. 1897.-Jg. 7.-S. 51−55.
  116. Loubier, J. Deutschland / Loubier J. // Die Neue Buchkunst. Studien im In- und Ausland. -Weimar: Rudolf Kautzsch. 1902. 101−138 S.
  117. Luidl. P. Huber. H. Ornamente / P. Luidl. H. Huber//Munchen: Bruckmann. 1983. S. 368.
  118. Raub. W. Melchior Lechter als Buchkunstler: Darstellung, Werkverzeichnis. Bibliographie / W. Raub. Koln: Greven. 1969. — 135 S.
  119. Rhebergen. J. Der Jugendstil im deutschen Exlibris / J. Rhebergen // EkuG.-1966.-S.21−26.
  120. Rilke, R. M. Worpswede / R. M. Rilke // Samtliche Werke. Frankfurt/Main: Insel-Verl., 1965, — Bd. 5-S. 5−134.
  121. Roe?ler. A. Moderne Munchener Exlibris-Zeichner / A. Roe? ler // Kunst und Handwerk: Zeitschrift des Kunstgewerbe-Vereins Munchen. 1905. — Jg. 55. — S. 33−46.
  122. Sattler. J. Deutsche Kleinkunst in zwei und vierzig Bucherzeichen mit einem Vorwort von Friedrich Warnecke / J. Sattler. Berlin: Stargardt. 1895. — 10 S.
  123. Schauer, G. K. Deutsche Buchkunst 1890−1960 in 2 Bd. / G. K. Schauer // Bd. 1. Hamburg: Maximilian-Gesellschaft. 1963.-297 S.: III.
  124. Schmidt-Kunsemuller. Fr. A. William Morris und die neuere Buchkunst / Fr. A. Schmidt-Kunsemuller. Wiesbaden: O. Harrassowitz. 1955. — 184 S.: III.
  125. Schmitt, A. Deutsche Exlibris: eine kleine Geschichte von den Urspruengen bis zum Beginn des 20 Jahrhunderts / A. Schmitt. Leipzig: Koehler & Amelang, 1986. — 189 S.
  126. Schroder, A. Hans Baluschek als Exlibris-Zeichner/A.Schroder//ZBBG.-1901.-Jg. 11.--S.46−48.
  127. Schwarz, H. Die Bucherzeichen von Lucas Cranach d. A. / H. Schwarz // Exlibriskunst und Graphik: DEG-Jahrbuch. Frankfurt/Main, 1984. — S. 175, S. 5−7.
  128. Seyler G. A. Illustrierte Handbuch der Exlibriskunde / G. A. Seyler. Berlin: J. A. Stargard, 1895.- 104 S.
  129. Singer, H. W. German Book-Plates / H. W. Singer // The Studio: Special Winter-Number 1898/99: Modern book-plates and their designers. London: The Studio, 1899. — P. 63−68.
  130. Strohl, H. G. Signum bibliothccae / H. G. Strohl//ZBBG. 1904. -Jg. 14. — S. 15−16.
  131. Tauber, H. Der Deutsche Exlibris-Verein 1891 bis 1943. Seine Geschichte im Kontext von Exlibrisbewegung und Exlibriskunst vornehmlich in Deutschland / H. Tauber. Frankfurt/Main: Deutsche Exlibris-Gesellschaft 1995. — 509 S.
  132. Tauber, H. Max Klingers Exlibriswerk / H. Tauber. Wiesbaden: C. Wittal, 1989. — 200 S.
  133. Teske, C. Das mecklenburgische Wappen von Lucas Cranach d. A. die Bucherzeichen (ex libris) des Herzogs Ulrich zu Mecklenburg und Anderes / C. Teske. Berlin: Stargardt. 1894. -S. 12, 9B1.: III.
  134. Treier. A. Lorenz M. Rheude und seine heraldisehen Exlibris / A. Treier // Heraldischgenealogische Blatter. 1910. — Jg. 7. — S. 41−45.
  135. Waldmann. E. Nurnberger Kleinmeister / E. Waldmann. Leipzig: Klinkhardt & Biermann. 1910. — 116 S.
  136. Warnecke. F. Neue Ex-libris-Litteratur / F. Warnecke // ZBBG.- 1894, — Jg.4.-S. 121−122.
  137. Weymann. K. Die Exlibris Hanns Bastanier / K. Weymann // EBaG. 1912. — Jg. 22. N. F. Jg. 6.-S. 1−8.
  138. Weymann, K. Die Exlibris Eduard von Gebhardts / K. Weymann // EBaG. 1909. — Jg. 19, N. F. Jg. 3.-S. 36−43.
  139. White, G. British Book-Plates / G. White // The Studio: Special Winter-Number 1898/99: Modern book-plates and their designers. London: The Studio. 1899. — P. 3—47.
  140. Wittenhiller. M. von. Osterreichische Meister im Dienste der Ex libris-Kleinkunst. I. Alfred Co? mann / M. von Wittenhiller // OEG-Jahrbuch. Bd. 1. — 1903. — S. 13−14.
  141. Wolf. S. Exlibris. 1000 Beispiele aus 5 Jahrhunderten / S. Wolf. Munchen: Bruckmann. 1985.-336 S
  142. Zimmermann-Degen. M. Hans Christiansen. Leben und Werk eines Jugendslilkunstlers / M. Zimmermann-Degen. Konigstein im Taunus: Langewiesche. 1985. — 343 S.
  143. Zur Westen, W. von. Berlins graphische Gelegenheitskunst: Bd. 1, 2. Bd. 1 / W. von Zur Westen. — Berlin: Holten, 1912. — S. 1−32.
  144. Zur Westen, W. von. Exlibris / W. von Zur Westen. Bielefeld: Velhagen & Klasing, 1925. — 162 S.
  145. Zur Westen, W. von. Exlibris auf Ausstellungen / W. von Zur Westen // ZBBG. 1900. — Jg. 10.-S. 68−70.
  146. Zur Westen, W. von. Meine Sammlung: Den Teilnehmern am Stiftungsfeste d. Dt. Vereins f. Exlibriskunst u. Gebrauchsgraphik е. V. zu Berlin gewidmet / W. von Zur Westen. Berlin: Holten, 1931.-S. 3−22.
  147. Zur Westen, W. von. Hubert Wilm / W. von Zur Westen // M-EVB. 1907. — Jg. 1. — Heft 2. -S.19−21.
  148. Zur Westen, W. von. Maximilian Dasios Exlibris / W. von Zur Westen // ZBBG. 1902. -Jg. 12.-S. 78−82.
  149. Zur Westen, W. von. Moderne Arbeiten der angewandten graphischen Kunst in Deutschland. I. Die Bucheignerzeichen / W. von Zur Westen. Bd. 2 // ZfB. 1900/01. — Jg. 4. — S. 353−374.
  150. Zur Westen, W. von. Nachruf auf Otto Eckmann / W. von Zur Westen // ZBBG. 1902. -Jg. 12.-S. 57.
  151. Zur Westen, W. von. Professor O. Eckmann’sche Exlibris / W. von Zur Westen // ZBBG. -1900.-Jg. 10. -S. 17.
  152. EVB-Sitzung vom 09.01.1905 // ZBBG. 1905. — Jg. 15. — S. 3−4.
  153. EVB-Sitzung vom 12.01.1906//ZBBG. 1906. — Jg. 16.-S. 69−70.
  154. Schweizerische Exlibris-Kunstler: Albert Welti // Schweizerische Blatter fur Ex Libris-Sammler, Jg. 1. 1901/02. — S. 91−92.
  155. Thieme, U. Allgemeines Lexikon der bildenden Kunstler von der Antike bis zur Gegenwart / U. Thieme, F. Becker. Bd. 28. — Leipzig: Seemann, 1934. — 600 S.
  156. Joachim von Sandrart Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.de.wikipedia.org/wiki/Joachim von Sandrart
  157. Pegnesisscher Blumenorden е. V. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.blumenorden.de
Заполнить форму текущей работой