Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Боевые искусства Востока как средство инкультурации личности подрастающего поколения: На опыте трансляции традиций кэндо в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возможна трансляция духовно-нравственного потенциала, традиций боевых искусств в иные социокультурные условия, в том числе и в современной России, при условии учета их специфики. На основе гуманитарного значения деятельности, закрепленной в видах боевых искусств (подтверждается встречными самодеятельными интересами в боевых искусствах в России /СССР/ в период 60−90 г. г.). При несовпадении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы инкультурации подрастающего поколения посредством восточных боевых искусств
    • 1. 1. Понятие инкультурации в науке о культуре
    • 1. 2. Восточные единоборства как средство социализации подростков
    • 1. 3. Значение трансляции традиций боевых искусств Востока в социокультурных условиях современной России
  • Глава II. Синтез религиозно-мировоззренческих систем Востока как духовная основа японского общества
    • 2. 1. Идеалы синтоизма в иерархии духовных ценностей японского общества
    • 2. 2. Концептуальные положения буддизма и их отражение в культуре Японии
    • 2. 3. Принципы конфуцианства и их влияние на социокультурное развитие страны
  • Глава III. Традиционные социальные институты воспитания воинского сословия Японии: история и современность
    • 3. 1. Кодекс Бусидо как совокупность морально-этических принципов воспитания будущих воинов
    • 3. 2. Институт Будо как социальный механизм подготовки класса воинов
    • 3. 3. Современные японские школы боевых искусств и их роль в формировании личности подрастающего поколения
  • Глава IV. Система трансляции традиций кэндо и особенности её применения в России
    • 4. 1. Средства и методы воспитания детей и подростков на традициях кэндо
    • 4. 2. Специфика применения воспитательной системы кэндо в современных российских условиях
    • 4. 3. Исследование опыта практической трансляции кэндо в подростковых группах

Боевые искусства Востока как средство инкультурации личности подрастающего поколения: На опыте трансляции традиций кэндо в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные выводы, которые можно сделать из практики проведения учебно-тренировочного процесса, сводятся к следующим пунктам: 1. Методики учебно-тренировочных занятий, являясь традиционными в.

Японии, ранее не применялись в российских условиях и впервые описаны в настоящей работе.

Сущность этих традиционных методик состоит в том, что при применении в иных социокультурных условиях они не теряют своей значимости и значений при изменении и варьировании упражнений, количества повторов, изменений соотношения объема индивидуальной и парной работы. Поэтому только набор разделов тренировочного занятия не объясняет «традиционность», так как суть традиционного метода не в наборе упражнений, количества повторений и т. д., а в передаче значений как упражнений в целом, так и каждого действия в отдельности.

При сравнительном анализе плана 1 и 2−3 года обучения четко выделяются не изменяющиеся по годам обучения разделы, посвященные исключительно этической направленности, ритуалу. Например, из 1-го года обучения № 1, 5, 7, 8 и 2-го года обучения № 1, 3, 5, 7, 8 посвящены исключительно ритуальной практике, пронизанной этическими значениями. Так, на протяжении всего метода обучения и всех годов закреплено начало и конец занятия, которое выражается в следующем. Занимающиеся при входе и выходе из зала делают поклон, при этом как бы замыкают символическое значение начала и конца занятия (и оно становится чем-то более важным, чем просто тренировка, через насыщение этическим смыслом). При выполнении каждого парного упражнения, при смене партнеров участники занятий при поклоне произносят приветственные и благодарственные слова. В начале: «О нэгаи симас», что означает «Будьте добры» или «Будьте любезны», и в конце: «Аригато годзаимас» — «Большое спасибо». При этом важно отметить, что одна треть времени от всего занятия посвящено только традиционному этикету и из минут, отведенных на изучение ритуала и т. д., складываются часы воздействия, посвященные только этическому поведению и значению. Происходит постепенное включение ребенка, занимающегося кэндо, в этические отношения посредством парных упражнений и не только, сопровождающиеся ритуальными действиями, направленные друг к другу и наставнику (инструктору), т. е включение в иерархические отношения. Рассматривая значение каждого раздела, можно отметить, что при изучении основ, базовой и прикладной техники происходит проникновение и насыщение значениями этих действий. Так, в ходе изучая передвижения (аси-вадза), понимается естественность «боевого шага», который раскрывает: 1. замысел, 2. решение, З. знание о технике, 4. реакциюи наличие этих компонентов в их объяснении и осознании ведет к традиционному пониманию сущности боевых искусств, к ответственности за свои действия (каждого действия), к выбору в поступке, воспитанию человеческих качеств.

Применяя методику к детским группам, необходимо учитывать возраст, а также психофизические особенности. В связи с этим необходимо избегать длительных, монотонных упражнений. Например, при изучении базовой техники (ударов котэ, мэн, до) для отработки необходимых качеств используются мячи, включаются игровой и соревновательный моменты.

Киай" - громкий выкрик, использующийся в разминке и в каждом ударе, имеет самое важное значение в кэндо, так как его использование направлено на развитие ки (энергии) и духа, что имеет первостепенно значение при изучении основ, независимо от возраста и уровня занимающихся. При изучении основной позиции — камаэ, приоритет отдается камаэ духа, а затем камаэ тела, что отличает кэндо от других видов спорта.

На начальном этапе приоритетное значение имеет атакующая техника, которая направлена на развитие уверенности, инициативы, преодолении страха.

8. Парные упражнения позволяют лучше «узнать себя». В ходе тренировки партнеры (противники) наносят большое количество сильных ударов, при этом необходимо помнить следующее.

• Преодоление в себе личного отношения к товарищам- «до тех пор пока на вас надет мэи (защитная маска), ваш оппонент должен восприниматься как противник, а кэйко (занятие, поединок) — как столкновение один на один.

• Необходимость признания и уважения к разному стилю и философии кэндо каждого из занимающихся, поддерживая чувство гармонии друг с другом и с группой в целом.

• При выполнении кэйко (поединка) как последнего и единственного шанса необходимо действовать с полной самоотдачей, преодолевая трудности и усталость, несмотря на более высокий уровень партнера.

• Необходимость правильного восприятия результатов поединкаосознавая, что ваш оппонент дает возможность увидеть свои слабые стороны.

9. Изучение ката позволяет понять сущность традиционной школы.

В целом все разделы тренировки (технической и тактической направленности) способствуют развитию творческой личности обучающихся кэндо.

4.3 ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОЙ.

ТРАНСЛЯЦИИ ТРАДИЦИЙ КЭНДО В ПОДРОСТКОВЫХ.

ГРУППАХ.

За более чем 6-летний период проведения занятий с подростками мною был накоплен определенный опыт обучения подростков кэндо, осуществлялся поиск форм и методов наиболее приемлемой передачи системы ценностей и символов в интересах духовного и физического развития детей. Соответственно возникла возможность исследования последствий практической трансляции традиций кэндо и замысел его проведения. Была разработана специальная социологическая анкета, которая была роздана в ряд спортивных клубов. Опросом были охвачены группы школьников Москвы и Нижнего-Новгорода, занимавшихся как правило, кэндо несколько лет. Было роздано 60 анкет. Общее количество её заполнявших составили 50 человек. Ответы респондентов были тщательно проанализированы. Итогом обработки статистических данных и соответствующие выводы приведены ниже в полном объеме.

Кто отвечал. Основной возраст опрошенных (52%) был 14−16 лет, самым юным участникам (4%) было 7, самым взрослым (тоже 4%) — 19 лет.

Подростки, постигающие искусство кэндо, имели достаточный опыт: больше половины опрошенных (56%) практиковали кэндо от 3 до 5 лет, 12% - 6−7 лет.

Для семей юных кэндоистов характерен высокий образовательный уровень: 68% отцов и матерей имеют высшее образование, соответственно 20 и 32% - специальное или среднее специальное.

Практически все подростки, отвечавшие на вопросы анкеты, собираются после окончания школы продолжить учебу, из них 92% - в ВУЗе.

Как пришли в кэндо. Несмотря на то, что информации о кэндо в средствах массовой информации по сравнению с другими боевыми искусствами достаточно мало, 68% опрошенных пришли в кэндо по совету родителей или знакомых, каждый пятый подросток принял такое решение самостоятельно.

Некоторые дети (28%) ранее занимались другими боевыми искусствами — карат), дзюдо, рукопашным боем, тхэквондо, — но позднее отдали предпочтение кэндо.

Немало роди гелей юных кэндоистов (около 1/3 всех отцов и 1/5 матерей) занимались дзюдо, классической борьбой, рукопашным боем или ушу. По-видимому, однажды проявленный интерес к восточным единоборствам не проходит.

Мотивация для занятий кэндо. Большинству детей и подростков (88%) не хватает двух уроков физкультуры в школе, однако больше половины (56%) не хотят, чтобы кэндо стало предметом обучения в рамках школьной программы.

На вопрос «Почему я занимаюсь кэндо?» 43% ответили — потому что это интересно, 22% занимаются вместе с друзьями, каждый пятый ценит кэндо во всем его многообразии, со всем тем, что отличает его от других единоборств.

Подростки считают, что кэндо помогает стать уверенным в себе (19%), укрепить здоровье, стать сильным физически (по 18%), найти друзей (17%), постоять за себя (15%), и даже. быстрее делать домашние задания (11%).

Немалая роль принадлежит родителям, которые в большинстве семей одобряют (44%) или поддерживают (28%) занятия своих детей, а некоторые активно участвуют (12%) и пытаются заниматься дома вместе (12%).

Сами подростки, несмотря на поддержку родителей, не горят желанием заниматься вместе с ними (84%). По-видимому, этот парадоксальный, на первый взгляд, факт связан с возрастом большинства отвечавших, для которого характерно личностное становление подростка и стремление к самостоятельности.

В занятия кэндо подростков привлекают тренировочный поединок (26%), они ценят сс атмосферу (21%), им нравится изучение базовой техники (20%) и ката (18%).

Кэндо как инструмент инкультурации российских подростков.

Воспитание общей культуры. Школьники-кэндоисты, по их собственному мнению, отличаются от своих сверстников по уровню общей культуры (19%), во взаимоотношениях с окружающими (18%), по интеллектуальному развитию (17%), а также по состоянию здоровья (15%) и широте интересов, успехам в учебе (14%).

Они рассматривают кэндо не как спорт (положительно ответили только 28%), но как искусство, которое можно постигать в любом возрасте (44%).

Не случайно, почти четвертая часть опрошенных считают, что заниматься кэндо людей побуждает общая культура и поддержание здорового образа жизни. Столько же подростков считает, что они научились общаться с другими людьми, сопереживать им, 11% назвали среди воспитанных качеств своего характера правдивость (11%) и смелость, умение от стаивать свои взгляды (10%).

Воспитание нравственных качеств. Показательны притягательные черты характера для школьников-кэндоистов. Они хотели бы развить в себе сильную волю (15%), организаторские способности (12%), выносливость (11%), настойчивость (10%), дисциплинированность и организованность (по 9%).

В знакомых по занятиям, опрошенные ценят готовность к взаимопомощи (28%), честность (17%), уважение, дружелюбие (16%), искренность (13%), чувство долга (10%).

Анкетируемые готовы активно осваивать нормы уважительного отношения, объединяемые понятием «рей». Одни понимают рей как приветствие, проявление уважения по отношению к учителю и присутствующим, выражение благодарности (76%) — другие включают в это понятие привететвие противника, подтверждение готовности (12%), некоторые считают рей обычаем (8%), понимают под рей смирение и контроль (4%).

Установление связей наставник-ученик. Наставник (сэнсей), как считают кэндоисты, прежде всего должен обладать силой духа, внутренней силой (35%), дисциплинированностью (20%), терпением и терпимостью (10%), сильной волен (7%), он должен быть коммуникабелен, строг, смел, мудр и справедлив (по 6%). Юные кэндоисты стремятся к самосовершенствованию, хотели бы многому научиться у человека, с которого готовы бы были брать пример, однако почти у половины (48%) такого примера пег. Такой человек, по их представлениям, должен обладать суммой важных качеств: самообладанием (16%), сильной волей (12%), хладнокровием (8%), быть благородным, выносливым, уметь быть собой и концентрироваться (по 4%).

Освоение ценностей другой культуры. Названные качества характера, характерные для воинов, чья философия основана на положениях морального кодекса Бусидо, не вычитана ими из книг, так как мало кому известные эти положения (знакомы с ними только 20%). Большинство также не знают, что такое Будо (80%) — 16% считают, что это воинские искусств, а, 4% - ''путь воина" .

Те ребята, которые имеют некоторые сведения о положениях Бусидо, называют беззаветное служение, честь превыше всего, искренность, чувство долга, терпимость, вежливость (по 4%) — некоторые понимают Бусидо согласно высказыванию «Путь самурая — смерть» (4%).

Большинство считают, что Бусидо неприменимо в наши дни (84%), другие различают применимость таких его положений, как терпимость, вежливость, искренность, для индивидуума (да, применимо) и для социума (нет) (4%).

Расширение кругозора. Подростки, занимающиеся кэндо, одобряют использование терминологии на японском языке (96%), понимая, что это часть японской культуры (80%), что это способствует пониманию философии кэндо, расширяет кругозор, повышает интеллектуальный уровень (16%).

Правда, неко 1 орым (4%) бывает трудно воспринимать указания наставника на японском языке. Более упорных эти трудности побуждают изучать японским яык (64%), который им может помочь в общении и понимании философ ш и традиций кэгдо (32%), обогатит язык, расширит кругозор (32%).

Нравственны it поиск. Конечной целью занятий кэндо большая часть подростки называет желание найти себя, познать свой внутренний мир, укрепить во. по закалить дух, укрепить здоровье, приобрести опыт в поединках (46%) — немаловажным -:ля значительной части является желание стать чемпионом (28%), получить степень мастерства (24%).

64% участвовали в соревнованиях, 18% подростков-кэндоистов, отдавая дань соревновательному моменту понимают физическую культуру как часть общей культуры.

В атрибутах, необходимых для занятий кэндо, они видят нечто большее, чем просто спортивное снаряжение. Лишь 24% рассматривают меч как спортивный снаряд, 56% опрошенных видят в нем символ воинской доблести, благородства.

Занимающими: i кэндо помогает самосовершенствоваться, найти нравственную опору в жизни, они видят в нем интересное и веселое занятие, несущее большой духовный и физический потенциал (64%). Кэндо, как считают подростки, помогает развиваться физически, быть собранным, внимательным, сильным эмоционально, развивает смелость, настойчивость, упорство, хорошую осанку (24%).

Юные кэндо исты ценят поединок, в котором им нравится участвовать (20%). за достойное поведение свое и соперника (13%), красоту и выразительность боя (12%).

Безусловно, данное исследование может считаться только первичным. Оно раскрывает существующий уровень сложившихся представлений и впечатлений о значении кэндо для подрастающего поколения. Вместе с тем оно не показывает динамики и не проявляет тенденции, поско. п ку для этого нужно последовательное проведение нескольких исследо! аний.

Однако и подученные результаты представляют познавательный интерес и выступаю в качестве начальной базы для размышлений.

1. Большинство подростков, ответивших на вопросы анкеты, воспринимаю'1 к >ндо как искусство, в котором главным являются участие в поедпдке, его красота и достойное поведение участников. Меч (синай) boci ринимается не как спортивный снаряд, как в других видах спорта, а кк символ доблести и благородства.

2. Преподаватель i эндо воспринимается подростками как наставник (учитель), а не спортивный тренер, что свидетельствует о правильном восприятии традиции, согласно которой учитель не только обучает технике, но и явд тется нравственным примером для своих учеников.

3. Среди нраве 1: енных качеств школьники-кэндоисты отдают предпочтение дп циплине, искренности, сильной воле, уважению, силе духа, самообда/мнию, что полностью соответствует нравственным категориям Бусдо, хотя большинству отвечавших на вопросы анкеты не знакомы ни с о положения, ни положения Будо.

4. Родители поддерживают занятия своих детей кэндо, а многие сами занимались различного вида восточными единоборствами. Таким образом, традиции восточных боевых искусств не являются чужеродными д я россиян и охотно поддерживаются ими.

5. Лучшие нраве! >, енные категории заложены в концепцию кэндо и передаются в процессе его трансляции.

6. Трансляция бос, ого искусства кэндо служит средством инкультурации, в процессе кот рой наблюдается процесс формирования личности и развитие нрава енных качеств подростка.

Заключение

.

Теоретическое осмысление и изучение общественно — практического материала позволяет заключить обоснованные выводы, что содержание и форма боевых искусств Востока, в том числе кэндо, и их духовно нравственные ценности являются важным фактором икультурации детей и подростков, освоения ими традиций предшествующих поколений.

Сам процесс передачи данных традиций состоит в первую очередь не в передаче их формы, а раскрытии духа, творческих возможностей личности детей и подростков.

Вместе с тем подобная инкультурация неизбежно должна иметь свою специфику в различных исторических и социокультурных условиях. Поэтому выявление особенностей инкультурации в условиях российской действительности представляет собой насущную задачу и может способствовать делу воспитания наших детей при соответствующей организации этой работы.

Использование этих норм, средств и методов есть закономерная часть глобальной программ и гуманитарного образования детей и подростков на рубеже XX—XI вв.еков.

Наряду с этими обобщениями из проведенного исследования по диссертационным проблемам вытекают и более конкретные выводы: 1. Мировоззренческие основы японских боевых искусств представляют собой сложный синтез национальных и мировых религий, определенных философских и моральных систем.

• В истории возникновения и современного функционирования японских боевых искусств выделяются мировоззренческие основания (корни), сформированные на основе принципов традиционных религий: синтоизма, буддизма и конфуцианства.

• Суть этих принципов заключена в поддержании режима непрерывной трансляции традиционных представлений (о природе и мироустройстве, обществе и личности, государстве и власти).

• Морально-нравственные ценности составил кодекс Бусидо, основанный на принципах религиозных мировоззрений.

• С исторической точки зрения кодекс Бусидо формировался и формулировался исключительно для воспитания и функционирования специфического японского воинского сословия (самураи — буси).

• В последствии границы морально-нравственной системы кодекса Бусидо были расширены и ориентированы на все сословия.

• Реализация кодекса Бусидо проявляется в настоящее время в ритуально поведенческой практике (различные виды боевых искусств, и прежде всего, кэндо), направленной на формирование, воспитание, раскрытие творческих возможностей личности.

2. Огромную роль в инкультурации подрастающих поколений играют факторы и механизмы трансляции и функционирования традиции:

• Наличие системы «учитель — ученик», обеспечивающей непосредственную передачу опыта, знаний, навыков поведенческих и морально-нравственных моделей.

• Наличие системных связей, включающих: ритуализированность, иерархичность, символичность, где ритуал — это осуществленный на практике этикетиерархичность — ранговость (ступенчатость) по отношению к источнику знаниясимволичность — развернутая система культурных значений (от атрибутов/меч, доспех, зал и т. д/, до сущности самой деятельности).

3. Механизм трансляции и значение традиций боевых искусств Востока имеют много общего, но кэндо позволяет раскрыть их более предметно:

• В кэндо, как и во всех школах и направлениях боевых искусств роль передачи традиции (знаний) отводится наставникупрослеживается связь «учитель-ученик» .

При использовании методик во всех школах главное внимание отводится интуитивному методу — кан.

Суть традиций всех школ заключена в строго зафиксированные формы — ката.

Значение традиций боевых искусств раскрывается в концепции пути (до), отражающуюся во всех названиях школ боевых искусств (айкидо, каратэдо, дзюдо, кэндо и т. д.) и предполагающую бесконечное развитие и самосовершенствование, где несмотря на спортивный аспект приоритет отдается духовному началу.

Система ценностных оснований кэндо способствует формированию разносторонне развитой личности.

Осознание наличия традиции, ритуализированности практики с ее символическим значением формирует особый социально-психологический статус адепта, направленный на углубленное освоение культурных ценностей.

Педагогика в традициях кэндо ориентирована на адекватное социальное взаимодействие.

Личность не только учителя, но и ученика представляет определенную ценность.

Возможна трансляция духовно-нравственного потенциала, традиций боевых искусств в иные социокультурные условия, в том числе и в современной России, при условии учета их специфики. На основе гуманитарного значения деятельности, закрепленной в видах боевых искусств (подтверждается встречными самодеятельными интересами в боевых искусствах в России /СССР/ в период 60−90 г. г.). При несовпадении гуманитарных значений в боевых искусствах и государства (тоталитарная направленность, идеолого-политических и прочих систем) в России /СССР/ произошло официальное запрещение занятий и преподавание (трансляций) в боевых искусствах, закрепленная в Уголовном законодательстве (1984). При этом самодеятельный (общественный) интерес к видам боевых искусств тем самым был еще более мотивирован.

• Изменения в российском обществе в последние годы, возрастающая поддержка государства развития боевых искусств в России доказывает значительное сближение гуманитарных значений самих вдов боевых искусств и тенденций общественного развития государства.

• Отмечена специфика функционирования боевых искусств в России, социально-культурных условиях (недопонимание значений).

6. На основе теоретического осмысления и практического освоения кэндо создана авторская программа, раскрыта методика обучения кэндо, показаны особенности его функционирования и преподавания в детских группах в России. Его главные черты: отсутствие длительной традиций боевых искусств, как в Японии, и как следствие более слабая предрасположенность к их восприятиютрудность овладения терминологией и, соответственно более медленное понимание смысловых значенийболее сложный процесс превращения духовно-нравственных основ кэндо в собственные личностные установки, в систему значимых ценностей.

Основные положения идеи настоящей диссертации нашли отражение в следующих авторских публикациях:

1. Социальные институты трансляции традиций. Ориентиры культурной политики — М., 2000. № 7. С. 109 — 111.

2. Процесс передачи традиций в восточных единоборствах в целях гармоничного формирования личности (на примере кэндо). Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. — М., 2000. С. 77−81.

3 Значение этики в занятиях боевыми искусствами. Науки о культуреШаг в XXI век: Сборник материалов ежегодной конференции семинара молодых ученых. — М., 2001. С.373−376.

4 Восточные единоборства и культуры Мира. Культура «своя и чужая»: Материалы междунар. интренет-конф., 16.11.2002 — М.: Фонд независимого радиовещания, 2003.С.103−106.

1. Александрова Р. И. Этическое и эстетическое в творчестве М. М. Бахтина // Вопросы философии, 1994, № 12.

2. Анисимов С.ф. Духовные ценности: потребление и производство. М., 1988.

3. Арутюнов С. А., Светлов Е. Г. Старые и новые боги Японии. М., 1968. 200 с.

4. Арутюнов С. Современный быт японцев. М., 1968.

5. Арутюнов С., Телишевская А. Под крышами Японии /Семья и школа. -М., 1972, № 6.

6. Арутюнов С. А. Современный синтоизм /Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970.

7. Асмолов К. В. Боевые искусства Дальнего Востока в России и СНГ: проблемы адаптации /Цивилизации и культуры. Россия и Восток: цивилизационные отношения. -М., 1995, № 2.

8. Басов А. П. Самурай. -М.: «Интердиалект», 2000. 303 с.

9. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т., 1998. — 241 с.

10. Белый А. Символизм как миропонимание /Сост., вступ.ст. и прим. Л. А. Сугай. М.: Республика, 1994. — 528 с.

11. Берлянд И. Е. К проблеме формирования навыков в школе диалога культур. Философия и общество., 1998. № 4. с.63−78.

12. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.

13. Бишоп М. Окинавское каратэ: учителя, стили, тайные традиции и секретная техника школ воинского искусства. М., 1999. — 304 с.

14. Бобахо В. А., Левикова С. И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 400 с.

15. Богатова О. А. Этические взгляды В. В. Проблемы взаимоотношения природы, культуры и морали: Автореф. дис. канд филос.наук./ Морд. гос ун-т. им. Н. П. Огарева. Саранск, 1995. — 23 с.

16. Бондарев П. Б. Русская цивилизация и образование (к разработке проблемы русской школы). Русская цивилизация и соборность. -Сб.ст., М., 1994.

17. Борев Ю. Б. Эстетика. М., 1988.

18. Боярчук Ю. В. Общеобразовательная школа современной Японии.

19. Боярчук Ю. В. Состояние и проблемы школьного образования в Японии /Начальная школа, 1991, № 10, с. 88−92.

20. Брагинский В. И. Традиционная эстетика Востока/ Эстетика бытия и эстетика текста в культурах средневекового Востока. М., 1995.

21. Бранд Р. Айкидо. Учение и техника гармоничного развития / Пер. с нем. М.: Издательство «Двойная звезда», Агенство «Фаир», 1994. — ил. -320 с.

22. Бранд Р. Айкидо. Учение и техника гармоничного развития/Пер. с нем.-М.: Издательство «Двойная звезда», Агентство «Фаир», 1994, — ил. -320 с.

23. Буддизм в Японии. М., 1993.

24. Буланже П. А. Будда. Конфуций. Жизнь и учение /Сост. С. В. Игошина. -М., Искусство, 1995.-319 с.

25. Быховская И. М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени. М.: ФОН, 1997. — 209 с.

26. Быховская И. М. Культурология и современные практики //Культурология в теоретическом и прикладном измерениях. -Кемерово Москва, 2001., с.196−202.

27. Василенок И. А. Источники и механизмы согласия в межкультурном диалоге //Цивилизации и культуры. Вып.З.Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. — М., 1996. — с. 400 -411.

28. Васильев JI.C. «История Востока», том 1−2, М., 1998.

29. Виолис А. Воспитание японца /За рубежом. М., 1935. № 2.

30. Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.

31. Востоков Г. Япония и её обитатели. М., 1904.

32. Восточная поэтика: Тексты. Исследования. Комментарии. -Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. 342 с.

33. Гаркави А. Я. Первоочередное обиталище семитов, индоевропейцев и хамитов. С-Пб., 1873, — 108 с.

34. Гитин Фунакоси. Каратэ-до путь моей жизни. — К., 2000.-112 с.

35. Глускина А. Е. Заметки о японской литературе и театре. М., 1979.

36. Годзо Сиода. Динамическое айкидо. Пер с англ. К.: «София», 1999. -160 с.

37. Головаха Е. И. Жизненная перпектива и самоопределение молодежи //АН УСССР, Ин-т философ. Киев: Наук. думка, 1988.

38. Гончаров В. Д. Физическая культура в системе социальной деятельности: Дис.док.соц.наук. СПб., 1994.

39. Горбылев А. Кодокан дзюдо. Сущность и структура //Додзё.- М., 2001, № 6, с.2−3.

40. Григорьева Т. П. Дао и Логос. М., 1992.

41. Григорьева Т. П. Даосская и буддийская модели мира (предварительные заметки) /Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

42. Григорьева Т. П. И еще раз о Востоке и Западе/ Иностранная литература, 1975, № 7.

43. Григорьева Т. П. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993. -464 с.

44. Гришелева Л. Д. О некоторых функциях традиционной культуры современной Японии / Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба. М., 1987, с. 224.

45. Гришелева JI.Д. Формирование японской национальной культуры. -М., 1986,219 с.

46. Гришелева Л. Д., Чегодарь Н. И. О загадках «японской души» /Народы Азии и Африки. М., 1972, № 3.

47. Гришин В. А. Субкультура и ее проявление в молодежной среде //Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. М., 1990. с.102−111.

48. Громова И. Б. Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта//Социс, 1991, № 10.с. 78−88.

49. Гульев И. Л. Философские, социокультурные, нравственно-этические и психологические аспекты феномена каратэ-до //Феномен каратэ-до: философские, этико-психологические и юридические аспекты. М., 1989. с. 18−53.

50. Гуманистическая теория и практика спорта. Выпуск 1. Международный спорт и олимпийское движение с позиций гуманизма: Сборник /Сост. и ред.: д.фил.н. В. И. Столяров, к.п.н. С. И. Курило, к.фил.н. Е. В. Стопникова. М.: МГИУ, 2000. — 302 с.

51. Гуров М. Н. Сфера досуга и изучение культурно-досуговых потребностей населения // Человек в мире культуры: Тезисы межд.конф., Москва, 16−17 февр., 1998 г. /Моск. Гос. ун-т. -М., 1998.-с.82−84.

52. Гусейнов А. Золотое правило нравственности. М., 1988.

53. Давидович В. Е. Сущность культуры. Ростов н/Д: Изд. Рост. Ун-та, 1979.-239 с.

54. Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры. -М., 1980. 163 с.

55. Дагданов Г. Б. Традиционная система цигун в Китае // Психологические аспекты буддизма: Наука.2-е изд.-Новосибирск. -1991. с.154−162.

56. Дан.Ч. Повседневная жизнь в старой Японии /Пер. с яп. М. А. Глуховой.- М.: «Муравей», 1997 269 с.

57. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. — 245 с.

58. Дашиев Д. Б. Некоторые аспекты культа наставника (по тибетским источникам) //Психологические аспекты буддизма: Наука, 2-е изд.-Новосибирск,-1991. с. 162−174.

59. Дернов-Пегарев В. О кодексе чести и традиционной самурайской морали (Бусидо)//Феномен каратэ-до: философские, этико-психологические и юридические аспекты /перевод с французского/.- М., 1989, — с. 76−90.

60. Добкина Н. Н. Нравственное содержание духовности. Дисс.канд.фил.наук. -М., 1995 107с.

61. Долин А. А., Маслов А. А. Истоки УШУ. М., 1990. — 240 с.

62. Долин А. А., Попов Г. В. Кэмпо традиция воинских искусств. — М. 1990. — 429 с.

63. Досуг: методология и методика социологических исследований /Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сб. ст.- М.: МГУК, 1996, — с. 5−14.

64. Древние Фудоки. Перевод, предисловие и комментарий К. А. Попова. -М., 1969.

65. Дрэгер Д. Современные Будзюцу и будо/Пер. с англ. Гарькавого А.-М.: Агентство «Фаир», 1998. 368 с.

66. Духовная культура общества и личности: проблема становления и развития. Ровно, 1989. 12с.

67. Емельянов Е. Н. Путь каратэ агрессивность или развитие личности? //Феномен каратэ-до: философские, эти ко-психо логические и юридические аспекты. — М., 1989. -с. 104−114.

68. Епифанов И. А. Харакири в Японии /Знание и польза, 1905, кн.5.

69. Ерасов Б. С. Образ Востока в русской культуре //Цивилизации и культуры. Вып.З. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. -М., 1996. — с. 336−356.

70. Ерасов Б. С. Россия в евроазиатском пространстве// Общественные науки и современность. 1994. — № 2.

71. Ефимов М. Б. Японские вертикали. М.: АПН, 1987. — 240 с.

72. Железняк О. Н. Эстетическое воспитание в Японии: Дис.канд.фиос.наук. -М., 1998.

73. Жизненный путь личности: (Вопросы теории и методол.-социал.-психол.иссл.) /Л.В.Сохань и др.- Отв.ред. Л.В.СоханьАН УСССР-ин-т.филос.Киев: Наук. Думка, 1989.

74. Жуков Е. Н. История Японии. М., 1939.

75. Завадская Е. В. Восток на Западе. М., 1970.

76. Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977.

77. Запарожский Ф. Заметки о Японии /Новый мир. М., 1958, № 4, с. 142 180.

78. Запесоцкий А. С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб.: ИГУП, 1996.-350 с.

79. Зарубина Н. Н. «Русский путь» и восточная самобытность: сравнение типов хозяйственной ориентации //Цивилизации и культуры. Вып.З. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. — М., 1996.-с. 356−383.

80. Захаров Е. М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических реформ: //Молодежь в условиях социальноэкономических реформ: Матер.межд.науч.-практ.конф.26−28сент. 1995 г. -С.-Пб., 1995.-с. 140−143.

81. Иванов B.C. Рерих Н. Художник Мыслитель. — Рига, 1992.

82. Игнатович А. Н. «Среда обитания» в системе буддийского мироздания/ Человек и мир в японской культуре. М., 1985.

83. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1988.

84. Игнатович А. Н. Буддизм и даосизм в Японии (к проблеме отношений и оценок) / Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

85. Игрицкий Ю. Н. Россия между Западом и Востоком //Цивилизации и культуры. Вып.З. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. — М., 1996. — с. 323−336.

86. Идеалы самураев. Перевод: Котенко Р. В СПб.: Евразия, 1999. — 319 с.

87. Иконникова С. Н. Диалог в культуре. Л.:Лениздат, 1987.

88. Иконникова С. Н. Механизмы межкультурного восприятия //Социс, 1995.-№ 11, с. 26−34.

89. Иконникова С. Н., Соколов Э. В. Диалектика развития личности //Духовная культура развитого социализма и личность: Сб.науч.тр. Л.:ЛГИК им. Крупской, 1980. с.52−109.

90. Иконникова С. Н. Лисовский В.т. Динамика ценностных ориентации молодежи в период реформ //Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Матер.межд.научн.-практич.конф. 26−28 сент. 1995 г.-С.-Петербург., 1995.-е. 43−44.

91. Ильиных О. П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодежи: Автореф.дис. .канд.фил.наук. -Пермь., 1997. 18 с.

92. Инадзо Нитобэ. Бусидо: Дух Японии. К.: «София», 1997.-112 с.

93. Ионин Л. Г. Культура на переломе: Механизмы и направление современного культурного развития в России) // Социс. 1995, № 2. с. 4148.

94. Исидзака Кадзуо. Школьное образование в Японии / научн. ред. и пер. Боярчук Ю. В. М., 1993. — 52с.

95. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М., 1972.

96. Каштанов Н. А. Путь к истине: История возникновения и развития боевых искусств в чувашской Республике. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 2000.-333 с.

97. Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л. Искусство и духовный мир человека. -М., Знание. Эстетика, 1983, № 5.

98. Клементьев Д. С. Личность развитого социального общества: Методол. Анализ. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 86 с.

99. Клири Т. Японское искусство войны. Постижение стратегии. Перевод с английского Котенко Р. В. СПб.: Евразия, 2000. — 256 с.

100. Книга самурая: Юдзан Дайдодзи Бусидо. Ямато Цунэтомо Хагакурэ. Юкио Мисима Хагакурэ Нюмон. Перевод на русский: Котенко Р. В., МищенкоА.А.-" Евразия", СПб., 1998.-320с.

101. Книга японских обыкновений /сост. А. Н. Мещеряков. М.: Наталис, 1999. — 399 с.:ил. — (Серия «Восточные арабески»).

102. Ковалева А. И. Кризис системы образования // Социс. 1994, № 3, с.79−85.

103. Коваль С. Н., Холин Ю. Е. Дух воина. Краснодар: Маэрли, 1993. -224 с.

104. Коган Л. Н. Всесторонне развитие личности и культура /Л.Н.Коган и др.-М. .-Знание, 1981.

105. Кого дзитэн. (Словарь старояпонского языка.) Токио, 1965. — 543 с.

106. Кодзики: сказание о делах древности. М., 1982.

107. Козлова О. Н. О методах анализа социокультурных явлений //Социс. 1993, № 11. с. 138−146.

108. Козловский Ю. Б. Об одном феномене идеологической жизни современной Японии /Философские науки. М., 1984, № 5, с.83−91.

109. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самопознание: М.: Политиздат, 1984. — 254 с.

110. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 186 с.

111. Кондратьев В., Антонович А. Историческое фехтование. -М., 2000. -208 с.

112. Кононенко Б. И. Культурология в терминах, понятиях, именах. Справочное пособие. М.:Изд-во «ЩитМ», 2001. — 406 с.

113. Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.

114. Конрад Н. И. История стран Азии и Африки в средние века. М., 1968.

115. Конрад Н. И. Лекции по истории Японии 1936/37. М., 1937.

116. Конрад Н. И. Япония. Народ и государство. Исторический очерк. -П.Г., 1923. 168 с.

117. Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970. 78 с.

118. Косоротов С., Горбылев А. Кодокан дзюдо. Сущность и структура //Додзё,-2001.-с.2−6.

119. Крупянко М. И. Япония 90-х в поисках модели отношений с новой Россией. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. 135 с.

120. Кузнецов А. Г. Ценностные ориентации современной молодежи /СВГН МВД РФ. Саратов., 1995.-138 с.

121. Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицын И. М. История Японии. -М., 1988. 432 с.

122. Куликов Л. В. Возрастная динамика состояния личности // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Матер.межд.науч,-практ.конф26−28сент.1995 г.-С.-Петербург., 1995. с.43−44.

123. Куликова И. С. Традиции и новаторство в эстетике. М., 1989.

124. Культура и традиции: Сб науч.тр./Отв.ред.: Бурханов Р. А., Полищук В. И. Екатиренбург: Изд-во Урал. Ун-таНижневартовск: Изд-во Нижневарт.пед.ин-та, 1995. — 239 с.

125. Культурология XX век. Словарь. Сакт-Петербург. Университетская книга, 1997.-640 с.

126. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Издательство «Феникс», 1995. 576 с.

127. Лейман И. И. Наука как социальный институт. Л.: Наука. Ленинград.отд., 1971. — 177, 2. с.

128. Лем С. Модель культуры //Вопр. Философии. -1969, № 8. с.56−57.

129. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975. -178 с.

130. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М: «Смысл», 1992. -17с.

131. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 1986.

132. Леонтюк A.M. Спорт как социокультурный феномен: Автореф.дм. .канд.фил.наук. С.-Пб., 1996. -20 с.

133. Лещенко Н. Ф. Япония в эпоху Токугава. М., Институт востоковедения РАН, 1999. 318с.

134. Лисовский В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки. -М.: Высшая школа, 1990. 304 с.

135. Лобковиц Н. Что такое «личность?» //Вопросы философии. 1998, № 2. — с. 54−65.

136. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. Пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с.

137. Люшен Г. Взаимосвязь между спортом и кульутрой //Спорт и образ жизни: Сб.ст. /Сост. В. И. Столяров, З.Кравчик. М.: ФиС, с.35−51.

138. Мазельер М. Очерк истории семьи в Японии. /Восточный альманах, 1913, № 13.

139. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. М., 1983.

140. Малявин В. В. Атология даосской философии.- М., 1994.

141. Малявин В. В. Восхождение к Дао. М.: Наталис, 1997. — 399 с.

142. Малявин В. В. Конфуций. М., 1992.

143. Малявин В. В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской традиции. М.: Наталис, 1997. — 367 с.

144. Малявин В. В. Традиции внутренних школ УШУ. М., 1995. — 78 с.

145. Малявин В. В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. -М., 1987.

146. Мамардашвили М. К. Мысль в культуре //Филос. науки, 1989, № 11. -с. 75−82.

147. Манъёсю (собрание мириад листьев). Антология японской поэзии. Пер. вступ. Статья и комментарий А. Е. Глускиной. М., 1971.

148. Мараини Фоско. Япония. Образцы и традиции. М., 1980.

149. Маркарян С. Б., Молодякова Э. В. Истоки и корни японского национального характера. Проблемы Дальнего Востока. М., 1994. № 3,с.155−163.

150. Маркарян С. Б., Молодякова Э. В. Праздники в Японии: обычаи, обряды, социальные функции. М., 1990. — 248 с.

151. Масатоши Накаяма. Лучшее каратэ. М., 1998. — 142 с.

152. Маслов А. А. Небесный путь боевых искусств. М., 1997. — 492 с.

153. Мацу ока С. Широкое разнообразие боевых искусств. Будо сегодня // Ниппония. Токио, 1999, № 10 — с.8−13.

154. Маэбаяси К. Японские боевые искусства сквозь призму веков // Ниппония. Токио, 1999, № 10 — с. 6−7.

155. Мещеряков А. Н. Герои, творцы, хранители японской старины, — М., 1988.

156. Мещеряков А. Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм (проблема синкретизма). М., 1987. — 192 с.

157. Миролюбов А. Современная общеобразовательная школа в Японии /Народное образование. М., 1971, № 10.

158. Миронов В. Б. Век образования. М., 1990.

159. Митина В. И. Мир личности как мир культуры //Вестник Мос. ун-та., Сер.7, 1997, № 6-с. 51.

160. Митрохин Л. В. Великое притяжение. Россия и Индия: феномен многовекового взаимодействия цивилизаций // Цивилизации и культуры. Вып.2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. -М., 1995.-с. 234−252.

161. Михайлова Ю. Д. Мотоори Норинага. М., 1988.

162. Молодежь: будущее России. М.:Социс., 1995.-238с.

163. Молодяков В. Э. Образ Японии в Европе и России второй половине XIX начале XX века. (Дис.канд.ист.наук (МГУ им. Ломоносова ИСАА, М., 1995;211с)).

164. Моральные ценности и личность. М., 1994. — 176 с.

165. Нагата Хироси. Истори философской мысли Японии.- М., 1991.

166. Накорчевский А. А. Синто. СПб.: «Петербургсоке Востоковедение», 2000. — 464с. («Мир Востока», IV).

167. Нанивская В. Т. Система морального воспитания в японской школе. -М., 1983 (Дисс.канд.ист.наук.).

168. Неменский Б. М. Школьный цветок сакуры (Об эстетическом воспитании в школах Японии) /Семья и школа.- М., 1971, № 7, с.34−38.

169. Николаев Ю. М. Физическая культура: Человеческое измерение //Теор. и практ.физ.кульут. 1999. № 7, с.2−7.

170. Нихон Сёки Анналы Японии: В 2-х томах /Пер. и коммент. Л. М. Ермаковой, А.Н.Мещерякова/ Т.1 СвиткиI — XVI СПб, 1997, с. 496 -Литературные памятники древней Японии IV0, т.2 Свитки VIIХХСПб, 1997, с. 432 — Литературные памятники древней Японии.

171. Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России. М.: Московский психолого-социальный институтВоронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 464 с. (Серия «Библиотека Студента»).

172. Ноздрева Р. Икэбана: философия природы /Проблемы Дальнего Востока, М., 1990, № 1- 169с.

173. Нравственное воспитание в школах Японии /Народное образование. -М., 1972, № 2.

174. Овчинников В. 108 ударов колокола // Япония сегодня. М., 1999., № 12. с.22−23.

175. Овчинников В. В. Ветка сакуры. М. 1971, с. 20.

176. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1982.

177. Оранский И. Кулак, который дарует жизнь. Прикосновение к легенде //Перспективы. 1990, № 10.

178. Основы социологии: Курс лекций /А.И.Антонов, В. Я. Нечаев, Л. В. Пиковский и др.: Отв.ред. А. Г. Эфендиев. М.: Об-во «Знание» России, 1993.-383с.

179. Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока. М., 1988. — 197 с.

180. П. Фон Винклер. Оружие. Руководство к истории, описанию и изображению ручного оружия с древнейших времен до начала XIX века.- М., 1992.-329 с.

181. Панарин А. С. Контркультура предтеча духовно-этической революции современности // Контркультура и социальные трансформации. М.: ИФ АН СССР, 1990. с.4−20.

182. Пильняк Б. Корни японского солнца. М., 1927.

183. Пинус Е. М. Кодзики. Записки о делах древности. Л., 1972.

184. Пономарчук В. А. Физическая культура и становление личности: Дис. в форме науч. докл. д-ра филос. наук/Ин-т.филос. РАН. М., 1994.-45 с.

185. Пороховская Т. И. Ценность и оценка в морали. М., 1988.

186. Преображенский К. В школьном мундире. (Япония) // Семья и школа.1990, № 1, с.34−36- 1990 № 3, с.41−43.

187. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы (этнопсихологические очерки) Издание 2-е исправленное и дополненное. М., 1985. — 348 с.

188. Психологические аспекты буддизма: Наука. 2-е изд.-Новосибирск, 1991. 183 с.

189. Пучков С. Г. Кинжалы. СПб. 1994. — 157с. (Фехтовальные системы Востока).

190. Пучков С. Г. Нунчаку. Природа боя. М.: Издательство КЛАН, 1996. — 157с. — (Фехтовальные системы Востока).

191. Радуль-Затуловский Я. Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М-Л., 1947.

192. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности //Социс.1995, № 12. с.100−105.

193. Религиозные традиции мира. В двух томах. Том 2. /Пер.с английского. И.: КРОН-ПРЕСС, 1996. — 640 с.

194. Рерих Н. КШамабала сияющая. М., 1991.-31 с.

195. Родионов M.JI. Реформа японской школы //Советская педагогика. Т. 1972, № 3.

196. Розенберг О. О. Проблемы буддийской философии. Пг., 1918.

197. Российские востоковеды. Страницы памяти. М.: Ид «Муравей» .1998. 232 с.

198. Сабуро И. История японской культуры. М., 1972.

199. Савилов В. А. Кэндо путь к мужеству и благородству: Кн. Для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1992. — 144 с.

200. Саймонд Кэрол. Как воспитывают детей в Японии. /За рубежом., 1987, № 28.

201. Сакагами Я. Боевые искусства как индустрия // Ниппония. Токио, 1999. № 10. с.16−17.

202. Сакаия Т. Что такое Япония? /Пер.с яп. и коммент. В. С. Гривнина. Вступ.ст. К. О. Саркисова. М.: «Пртнер Ко Лтд», 1992. — 334с.

203. Салимова К. Антология педагогической мысли в 3-х томах.-М., 1988.

204. Салимова К. И. Восхождение к успеху. Воспитание в Японии: история и современность. Токио, 1993.

205. Самохвалова В. И. Традиционные японские искусства. Эстетика. Знание. М., 1989.

206. Санада К. Окинава, где мастера единоборств не пользуются оружием //Ниппония.- Токио, 1999, № 10. с. 14−15.

207. Сараф М. Я. Спорт и его гуманистическая направленость (ист.анализ) //Спорт Духовность — Культура: Ценности спорта и пути его гуманизации /Гуманитарн. Центр «СпАрт» Ргафк. — М., 196. — Вып.2. -с. 15−28.

208. Светлов Г. Колыбель японской цивилизации: Нара. История, религия, культура, — М., 1994.-271 с.

209. Светлов Г. Е. Путь богов. М., 1985.-240 с.

210. Семья и формирование личности. М., 1987. 351с.

211. Сиро Омия. Скратые корни айкидо. Айкидзюцу дайторю. Секретные техники древнего воинского искусства. Пер. с англ. К.: «София», 2000. 224 с.

212. Сироткина Е. С. Ценности в мире человека: парадигмальный и социокультурный аспекты: Автореф. .канд. фил.наук. Саратов. 1996.-18 с.

213. Скороходов В. Традиция боевых искусств Востока в мире спорта //Человек в мре спорта: Новые идеи, технологии, преспективы: Тез.докл.междунар.конфер. М., 1998. — Т.1 — с.185−186.

214. Скороходов В. В. Боевые искусства Востока в контексте межкультурных взаимодействий и досуговых интересов молодежи: Дис.канд.культ.наук. М., 1999.

215. Соколов А. И. Экономика и образование. М., 1982.

216. Соколов В. М. Социология нравственного развития личности. М., 1986.

217. Социальные процессы в условиях перестройки./ Социологическое исследование под руководством В. Ядова/. М., 1990.

218. Спеваковский А. Б. Самураи военное сословие Японии. — М., 1981. -168 с.

219. Спеваковский А. Б. Религия синто и войны. Л., 1987.

220. Степанянц М. Т. Восток Запад: диалог философов /Вопросы философии. 1989, № 12, с. 157.

221. Столяров В. И. Программа международного социологического исследования здорового образа жизни и физической культуры студентов: Социологические аспекты. М. Харьков, 1990. -39с.

222. Столяров В. И. Спорт и современная кулъутра: методологический аспект // Спорт Духовность — Культура: Ценности спорта и пути его гуманизации /Гуманитарн. Центр «СпАрт» Ргафк. — М., 196. — Вып.2. -с.2−5.

223. Судзуки Дайсэцу. Японский буддизм. Токио, 1938.

224. Суино Никлаус искусство японских мастеров меча: Руководство по Иайдо Эйсин-Рю /Пер. с англ. А. Дробышева. М.: Агенство «ФАИР», 1998.-304 с.

225. Такуан Сохо. Письма мастера дзэн мастеру фехтования. Миямото Мусаси. Книга пяти колец. «Евразия», СПб., 1998. — 320 с.

226. Таникава Тэцудзо. Душа японца. /Восточное обозрение. 1939, № 1, с. 72.

227. Тарас А. Е. Энциклопедия боевых искусств. Минск: Харвест, 1997. -453 с.

228. Типология и взаимосвязи средневековых культур Востока и Запада. -М., 1974.

229. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. М., 1974.

230. Титма М. Х., Саар Э. А. Молодое поколение. М., 1986. — 213 с.

231. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

232. Трэнбулл С. Самураи. Военная история /Пер с англ. А. Б. Никитина. -СПб.: Издательская группа «Евразия», 1999. -432с.

233. Тщенко А. В. Нравственное самоопределение старшекласника сельской школы: Автореф.канд.пед.наук. Р/на-Дону., 2000, — 18 с.

234. Удар Солнца или Гири чувство чести /Сост. В. С. Пинхасович. — М.- СПб.: Рос.гос.б-ка: Летний сад, 1999. — 288с.

235. Уинстон Л. Кинг Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурая. Пер. на рус.: Котенко Р. В. СПб.: Евразия, 1999. — 320 с.

236. Уотс А. Путь Дзэн. Пер с англ., Киев, 1993. — 320 с.

237. УэсибаКисемару. Дух айкидо. Пер. с англ. К.: «София», 2000.-128 с.

238. Федоренко Н. Т. Кавабата: взгляд в прекрасное. /Иностранная литература, 1974, № 7, с. 200.

239. Федоренко Н. Т. Цуй Юань. Истоки и проблемы творчества.- М., 1986.

240. Фельдман-Конрад Н.И. Японо-русский учебный словарь иероглифов. М., 1977.

241. Филиппов А. В. основные проблемы социальной и политической организации японского общества XVII середины XVIII вв. (По материалам «Стостатейных установлений Токугава» и «Кодекса из ста статей») Л., 1989. — 323 с.

242. Фомин В. П., Линдер И. Б. Диалог о боевых искусствах Востока М., 1990.

243. Хироси Одзава. Кэндо. Полное практическое руководство. Пер. с англ. В. Пузанова. К.: «София», 2000. — 192 с.

244. Цветов В. Я. Пятнадцатый камень сада Рёандзи.- М., 1986. 302 с.

245. Цед Н. Г. Дух самурая дух Японии /СПб: Издательский Дом «Нева» — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. — 256 с.

246. Целикова О. П. Нравственная целостность личности.- М., 1983.

247. Человек и мир в японской культуре. Сб. Ст. Ан СССР Институт Востоковедения. Отв. Ред. Григорьева Т. П. М., 1985. 48 с.

248. Чепик В. Д. Физическая культура в социальных процессах: Научно-популярное издание. -М.:ТЕИС, 1995.

249. Шварцман К. А. Философия и воспитание. М., 1989.

250. Швейцер А. Культура и этика. -М., 1973, — с. 106−107.

251. Швецов Е. В. Искусство и духовный мир человека. М., 1984.

252. Шифман А. И. Лев Толстой и Восток. -М., 1971. 157с.

253. Щепаньской Я. Элементарные понятия социологии /Пер.с.польск. В.Ф.ЧесноковойРед. и вступ.ст. Р. В. Рывкиной. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1967. — 247с., 1л.схем.

254. Эйдус Х. Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. -М., 1968.

255. Эренбург И. Япония. Греция. Индия, — М., 1960.

256. Эстетика. Словарь (под общ. ред. А. А. Беляева и др.) М., 1989.

257. Ягю Мунэнори. Хэйхо Кадэн Сё: Переходящая в роду книга об искусстве меча. Перевод: Никитин А.Б.- СПб.: «Евразия», 1998.-224 с.

258. Ян Хин Шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. М., 1950.

259. Яновский Р. Г. Духовно-нравственная безопасность России //Социс. 1995, № 12, с.39−48.

260. Япония. Справочник /Под общ.ред. Г. Ф. Кима и др. сост. В. Н. Еремин и др. -М, 1992, — 543 с.

261. Blanker Carmen. The Catalpa Bow, L., 1975. P.23.

262. Divine Wind. Annapolis, 1958, P.211.

263. Draeger D. Modem budjutsu. Japanese martial arts and principles. New York, 1996.-59 p.

264. Earhart B.H. Japanese religion: Unity and Diversity. Belmont, California, 1969, P.23.

265. Farkas, Emil J., Corcoran. Martial Arts: Traditions, History, People. Smith Publications. New York, 1983. 240 p.

266. J. Shinto man. Tokyo, P. 62.

267. Morris L. The nobiliti of failure. London, 1975.P. 309.

268. Noda Yosiyuki. Introuction to Japanese Law. Tokyo, 1976.

269. Ono Sokyo.Shinto. The kami way. Tokyo, 1962, P.3.

270. Spae J.J. Shinto mah. Tokyo, 1972, P.65.

271. Study of the Japanese National Character. Tokyo, 1961;1975.

272. Suzuki D. T. Zen Buddhizm. Selected Writings ed. By W. Barret, N.Y., 1956.

273.

Литература

на японском языке.

274. Иноуэ Тэцудзиро. Нихон сэйсин-но хонсицу. (Сущность японского духа). Токио, 1935.

275. Китагава кисо. Кинсэй фудзониси. (Обычаи современной Японии), -Токио, 1928.

276. Кого дзитэн. (Словарь японского языка). Токио, 19 655.

277. Нихон-но рэкиси. (История Японии). Т. 1−86, Токио, 1965;1967.

278. Сиба Сусуму. Кодай нихондзин, но исики (Мировоззрение древних японцев. — Токио, 1985, с. 144−147.

279. Сэмбара Садао. Синто си. (История синто). Токио, 1936.

280. Фурута Рёити. Син нихон рэкиси ёсэцу (Новая история Японии). -Токио, 1953.

281. План тренировочного занятия 1года обучения.1. Общее время 1 ч.45мин.

282. Содержание Время раздела Общ. Время.

283. Ритуал начала занятия. 5 мин 5мин1. 2. Разминка. Юмин ЗОмин.

284. Аси-вадза (Перемещения). Юмин.

285. Субури-вадза (махи мечом). Юмин.

286. I. 5. Изучение основных стоек Камаэ. Юмин Юмин1. 6. Кихон-вадза (изучение основных ударов). 15мин 25мин.

287. Кирикаэси (базовое упражнение). Юмин.

288. V 8. Перерыв, ритуал «привести себя в порядок». 5 мин. 5мин.

289. VI 9. Какари-гэйко (изучение атакующей технике). 5мин Юмин.

290. Кирикаэси (базовое упражнение). 5мин.

291. VII 11. Ритуал «привести себя в порядок». 5мин 5 м ин.

292. VIII 12. Ритуал окончания занятия (упражнения на регуляцию). Юмин Юмин.

293. План тренировочного занятия 2−3 года обучения.1. Общее время 1ч. 45 мин.

294. Содержание Время раздела Общ. Время.

295. Ритуал начала занятия. * 5 мин 5мин1. 3. Разминка. Юмин 20мин.

296. Аси-вадза (Перемещения). 5мин.

297. Субури-вадза (махи мечом). 5мин.

298. I. 6. Ритуал «Одеть доспех». 5мин 5мин1. 7. Кирикаэси (базовое упражнение). Юмин 15мин.

299. Кихон-вадза (изучение техники). 15мин.

300. V. 9. Перерыв, ритуал «Снять мэн, котэ (шлем, перчатки)». 5 мин. 5мин.

301. VI. 10. Какари-гэйко (изучение атакующей технике). Юмин 40мин.

302. Кэйко (свободный поединок). 20мин.

303. Кирикаэси (базовое упражнение). 5мин.

304. VII 13. Ритуал «Снять доспех». 5мин 5мин.

305. VIII 14. Ритуал окончания занятия (упражнения на регуляцию.) Юмин 5минmm • •.

306. Развернутый тренировочный план.

307. Наименование Содержание Примечание.

308. Правила одевания формы и доспеха. Изучаются правила одевания и хранения формы: кэйкоги (куртки) и хакамы (брюк), а также доспеха: мэн, котэ, до, тарэ. Объясняется происхождение и значение формы и доспеха.

309. Основные стойки Камаэ-это стойка готовности среагировать в любой момент Всего изучается пять различных камаэ, но на.

310. Ката Выполнение формальных комплексов. Включение в тренировку ката рекомендуется в середине и в конце занятия.

311. Упражнения на регуляцию. Выполняется из положения сэйза (сидя на коленях). Выполняется в конце тренировки, под руководством инструктора.

312. Основные требования к инструктору кэндопо материалам исследования профессора кэндо Н. Сато), сводятся к следующим.

313. Инструктор должен быть энтузиастом кэндо. Он обязан обучать учеников уверенно и с энтузиазмом, помня о цели кэндо.

314. Инструктору необходимо находить индивидуальный подход к каждому ученику. Он должен обучать каждого ученика персонально без дискриминации, независимо от уровня.

315. Инструктор должен быть способен получать удовлетворение от достигнутого в обучении. Инструктор должен чувствовать удовлетворенность, когда тренировки улучшают мастерство ученика.

316. Инструктор должен всегда стремиться использовать более эффективные и эмоциональные методы обучения. Необходимы постоянное изучение и работа по совершенствованию техники обучения.

317. Инструктору следует быть компетентным в технике судейства. Соревнованияэто важная часть занятий кэндо, поэтому правильное судейство, отражает понимание сущности кэндо.

318. Инструктор должен совершенствовать свою способность видеть сильные и слабые стороны ученика, проявляя при этом гибкость.

319. Инструктор должен быть острожным, деликатным, не слишком увлекаясь указаниями.

320. Безусловно, инструктору следует учитывать особенности группы, с которой онзанимается. Повышенное внимание ему необходимо проявлять при занятиях сдетьми, учитывая важные особенности.

321. Приведем некоторые специфичные моменты обучения детей, являющимисяобязательными для инструктора.

322. Осознавайте и учитывайте физическое и умственное развитие ребенка.

323. Помните, что тренировка по кэндо служит не только для того, чтобы совершенствовать мастерство и физическую подготовку, но также чтобы дисциплинировать характер.

324. Обучайте этикету, вежливости как неотъемлемой части тренировкине путайте показное поведение и вежливость. «Кэндо начинается с этикета и заканчивается этикетом». Это хорошая поговорка.

325. Развивайте дух независимости у ученика с помощью сильного ума, терпения, быстрых суждений, концентрации и чувства самосохранения. Ученик с развитым духом независимости будет нести ответственность за все свои поступки.

326. Развивайте здравый смысл в общественных отношениях: вежливость, этикет, скромность, смелость, веру, дух сотрудничества, уважение по отношению к старшим и друзьям, а также желание служить обществу.

327. Если на раннем этапе появятся тенденции к формированию плохих привычек, уделяйте время для их исправления. Повторяйте базовые упражнения.

328. Обучайте атакующей технике (сикакэ-вадза). Это может быть трудно для начинающих, но обучение атакующей технике разовьет физическую технику и умственную дисциплину.

329. Учите, что совершенствование происходит только в результате тренировок с открытым умом и повторения базовой техники. Не позволяйте ученику выходить из себя или проявлять насилие.

330. Тренировка на повторение это единственный путь освоения кэндо, в котором для успешного поединка против противника нужно использовать сложную технику.

331. Предлагаем принять участие в анкетирование и, заранее благодарим тебя. Ответив на предложенные вопросы, ты поможешь нам узнать больше о том.

332. Твои ответы будут просмотрены только научными работниками и больше никем. Их не увидят твои родители и учителя. Свою фамилию указывать не надо. После ответа на все вопросы ты можешь сазу отдать свою анкету тому, кто проводит анкетирование.

333. Как вы будете получать профессию: — Собираетесь учиться в ВУЗЕСобираетесь учиться в колледже, техникумеУстроитесь на работуВыберите вечернее или заочное обучениеСвой вариант.

334. Сколько лет (месяцев) вы занимаетесь кэндо5. Какими боевыми искусствамизанимались раньше? Сколько?6.Принимали ли участие всоревнованиях?

335. Занимались ли ваши родители, каким либо видом единоборства (спортом)? Если да, то, каким? Сколько? Занимаются ли сейчас?8.Кто ваши родители?

336. Профессия Образование Возраст1. Папа:1. Мама:

337. Что значит для вас понятие физическая культура?

338. Считаете ли вы, что двух уроков в неделю физической культуры достаточно человеку для его развития?

339. Хотели бы вы, чтобы кэндо стало предметом обучения в программе физической культуры ?

340. Как вы считаете, отличаются ли школьники кэндоисты от своих сверстников? (поставить ранг) — По интеллектуальному развитиюПо успехам в учебе по широте интересовПо уровню общей культуры.

341. По взаимоотношениям с окружающимипо физическому развитиюпо состоянию здоровья.

342. Как вы считаете можно ли с одинаковым успехом заниматься кэндо и хорошо учиться?19. Кэндо это спорт?

343. Если да, то, какое образование нужно профессиональному спортсмену? (нужное подчеркните).

344. Неполное среднее среднее — сред. специальное — высшее.

345. На ваш взгляд, с какого возраста надо начинать заниматься кэндо?- С рождения 147 лет с любого возраста- 10 свой вариант- 12.

346. Что для вас значит понятие «сэнсэй»? (нужное выбрать).

347. Материальная обеспеченность Другое1. Друг1. Наставник Свой вариант1. Беспрекословное старшим1. Ритуальное поведение1. Кэйко1. КатаподчинениеТренерПреподавательУчитель.

348. Хотели бы вы, чтобы ваши родители занимались вместе с вами?1. Если да, то почему?

349. Личное оружие Символ благородства Свой вариант (напишите).

350. Какие качества хотелось бы развить в себе? (поставить ранг).

351. Обладаю Хотел бы воспитать.

352. Умение общаться с другими людьми, коммуникабельность.

353. Организаторские способности3.Инициативность.

354. Смелость, умение отстаивать свои взгляды.

355. Настойчивость, целеустремленность.

356. Дисциплинированность, организованность7. Правдивость8.Сильная воля9. Искренность10.Выносливость11)Доброта, способность сопереживать12. Коллективность13.Другие качества.

357. Считаете ли вы правильным использование терминологии на японском языке? Почему?

358. Хотели бы вы изучать японский язык? Почему?

359. Какими качествами должен обладать сэнсэй.

360. Что для вас значит понятие «рэй»?

361. Что больше привлекает в занятиях: (если несколько вариантов, то поставьте ранг) — КатаТренировочное кэйкоИзучение базовой техники (кихон) — Сиай (соревнования) — Атмосфера занятий33. Как вы понимаетет «Будо»?

362. Есть ли среди ваших знакомых, друзей человек (люди), с которого вы хотели бы взять пример (да, нет).

363. Чему бы вы хотели научиться у негоперечислить).

364. Знакомы ли вам основные положения Бусидо? Если да, то, какие?

365. Считаете ли вы применимыми основные положения Бусидо к современной (вашей) жизни? Если да, то, какие, перечислите?

366. Какие качества (по вашему мнению) должны обладать ваши знакомые по занятиям (выбрать) — Чувство взаимопомощиДружелюбиеУважениеЧестностьИскренностьЧувство долгаЖалостьСвой вариант (напишите).

367. Какая конечная цель ваших занятий: (выбрать) — Получение Кю, ДанаСтать чемпиономСтать сэнсэемСвой вариант.

368. Напишите: «Почему я занимаюсь кэндо?».

369. Будда Шаньямуни (Муроодзи).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой