Античная и славянская мифология в контексте русской культуры XVIII — XIX веков
Диссертация
Актуальность избранной темы также обусловлена плотной насыщенностью отечественной культуры как самими античными и славянскими мифологическими образами, так и их реминисценциями. Они не только в книгах, картинах, музыкальных произведениях, спектаклях, но и в скульптурах, садово-парковых ансамблях, в анимационном кинематографе и так далее. Однако в последнее время интенсивно идет процесс… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Возрождение античных идеалов и образов в искусстве классицизма как культурологическая проблема
- 1. Классицизм — общеевропейский стиль искусства
- 2. Особенности интерпретации античной и славянской мифологии в русской культуре XVIII века
- Глава 2. Специфика использования мифологических сюжетов в русской культуре XIX века
- 1. Заимствование сюжетов и образов из античной мифологии
- 2. Обращение к славянскому мифологическому наследию
Список литературы
- Ф.И. Тютчев в стихотворении «Весенняя гроза» дал описание Гебы, дочери Зевса и Геры, богини юности, подносившей богам нектар и амброзию.1. Ветренная Геба, 1. Кормя Зевесова орла,
- Громокипящий кубок с неба,
- Смеясь на землю пролила". В прозаических произведениях разного содержания русские литераторы нередко упоминали героев античных мифов, многие из которых стали именами нарицательными.
- Денис Давыдов в «Военных записках» вскользь вспоминает Телемаха, сына Одиссея («Первая весть о войне заставила меня. возвратиться, подобно Телемаху, к моему долгу»).
- Под долгом Телемаха, автор подразумевает его участие, вместе с отцом, в бою с женихами. Именно так юноша утверждается в своей доблести.
- Наш ментор, помните колпак его, халат,
- Перст указательный, все признаки ученья".
- Эсхин возвращался к пенатам своим".
- К. Батюшков послание Жуковскому и Вяземскому начинает строками «Отечески пенаты, о преступы мои».
- Огромное количество произведений посвящено Музе источнику вдохновения многих поэтов, художников, музыкантов.
- A.C. Пушкин «Являться муза стала мне»
- К. Батюшков «Я чувствую, мой дар в поэзии погас
- И муза пламенник небесный потушила».
- A. Дельвиг -" По утрам со мною муза, 1. С ней пишу я не мешай!"
- B. Жуковский -" Я музу юную бывало".(32)
- В творчестве Александра Сергеевича Пушкина античность заняла одно из видных мест. Персонажи из античной мифологии встречаются уже в его раннем триумфальном стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».
- Там в тихом озере плескаются наяды. Его ленивою волной." В другом раннем стихотворении «Леда», Пушкин повествует о дочери царя Фестия, к которой Зевс прилетал в виде лебедя. От этого союза родилось яйцо из которого вылупилась Елена Прекрасная.
- Древнеиталийский бог плодородия, покровитель скотоводства и земледелия Фавн, описан поэтом в стихотворении «Фавн и пастушка». «Сатир явился пьяный С кувшином круговым- Он с мутными глазами Пути домой искал И козьими ногами Едва переступал».
- Вы, деревенские Приамы".(Глава VII 4) и Терпсихора, муза танца,
- Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полет?".(Глава V, 19) и река забвения Лета, по которой перевозчик Харон переправляет души умерших в царство Аида.
- Быть может в Лете не потонет
- Строфа, слагаемая мной".(Глава 11,40)1. И память юного поэта
- Проглотит медленная Лета".(Глава VI, 22).
- Вспоминает Пушкин в «Евгении Онегине» и Циклопа. В современном языке иносказательно Циклоп кузнец, «Сельские Циклопы
- К священной жертве Аполлон». (Поэт") — О Геркулесе -" Какие плечи!
- Что за Геркулес".(Каменный гость") — О Беллоне, сестре бога войны Марса. Служение Беллоне военная служба. «Питомец пламенный Беллоны».(«А.С. Орлову») —
- Об острове Итака, родине Одиссея «О Москва, Москва — Итака».(«Письмо Вигелю»).
- Знание античной мифологии при прочтении произведений Пушкина необходимо, так как ее герои способствуют более точному раскрытию образа и во многих произведениях поэта стали именами нарицательными.
- Радищев, Декабристы, Пушкин). Пушкинская школа и прежде всего сам Пушкин -это расцвет красивой и благородной античности в первой половине XIX века", -(33) писал в своих исследованиях А.Ф. Лосев
- Из окон высовывались неподкупные головы жрецов Фемиды" .(«Мертвые души»).
- В этой же поэме можно встретить строки, посвященные Вакху богу виноделия.
- Палатские чиновники приносили частые жертвы Вакху". В повести «Невский проспект Н. В. Гоголь описывает официанта Ганимеда -иносказательно виночерпия Зевса.
- Сонный ганимед, летавший вчера, как муха с шоколадом.»
- В «Рудине», беспорядок, Хаос, сравнивает с прической: «Помню до сих пор, какой я хаос носил на голове».
- Шли в заточение с нашими титанами абавшими небо, их жены, боярыни и княгини, сложившие свой сан, титул, не есшие с собой силу души и великой красоты".(«Обрыв»).
- Приведем подборку мифологи^ их реминисценций у других писателей. Компания, обыгравшая гуса' .оставалась в убеждении, что нашла для себя «золотое руно».(Крестовский 3. «Петербургские трущобы»).
- Низенький человек откланялся, как подобает истинному сыну Эскулапа" (Крестовский В. В, «Петербургские трущобы»)
- Фортуна начала благоприятствовать мне с первого шага" (Лесков Н.С. «Полуношники»)
- Или запрядет пенелопину пряжу и станет исканиями женихов забавляться да тешится".(Лесков Н.С. «Старые годы в селе Плодомасове»)
- Как вы мне надоели с вашим менторским тоном" (Лесков Н.С. «Обойденные»).
- Вы столь неопытны, что роль дельфийской пифии вам не к лицу".(Шишков В.Я. «Емельян Пугачев»).
- В моем воображении одна за другой вставали картины его одиссеи" (Короленко В.Г. «Соколинец»).
- Она.обвела присутствующих олимпийским, величественным взглядом" (Григорович Д.В." Два генерала").
- В уме моем быстро проносится стих Гомера об узкогорлой черноморской бухте, в которой Одиссей видел кровожадных листригонов"(Куприн А.И. «Тишина»).У Куприна есть цикл рассказов о черноморских рыбаках-греках «Листригоны».
- Какой-то лабиринт. Двадцать шесть комнат, разбредутся все, и никого никогда не найдешь". (Чехов А.П. «Дядя Ваня»).
- Почти в каждом произведении есть иносказания: менторский тон, пенелопина пряжа, лабиринт комнат, хаос в прическе, улыбка Сфинкса.1. ЖИВОПИСЬ.
- В творчестве К. П. Брюллова соединение классическо-романтических тенденций проявилось именно в работах на сюжеты античной мифологии, таких как «Эрминия у пастухов», и «Спящая Юнона и Парка с младенцем Геркулесом» из Третьяковской галереи.
- Художник П.Ф. Соколов тоже написал своеобразную иллюстрацию к «Илиаде». Он автор картины «Андромаха оплакивает убитого Гектора».
- Неуязвимого Ахилла, художник изобразил склоненным над бездыханном телом верного друга.
- В творческом наследии художника .К. Михайлова есть картина «Лаокоон», а у А. Е. Егорова «Купающиеся нимфы».
- Музыкальный и художественный критик В. В. Стасов, защищал идею неразрывной связи художественного творчества с жизнью и судьбой своего народа: «Только там есть настоящее искусство, где народ чувствует себя дома и действующим лицом».(36)
- Расцвету передвижничества способствовал крупный предприниматель Павел Михайлович Третьяков, отдававший значительные средства на приобретение произведений отечественных художников-реалистов.
- В развитии русской архитектуры XIX века можно выделить три периода. Первый с начала столетия до Отечественной войны 1812 года, второй -дореформенный, третий- после реформы 1861 года.
- XIX век был ознаменован созданием главнейших ансамблей Петербурга, в которых, как и в XVIII в. декор использовал античные мифологические сюжеты.
- В круглой скульптуре академически трактованные мифологические сюжеты также нашли свое воплощение:1. Толстой Ф. П. «Морфей»
- Ставассер П.А. «Сатир и нимфы».1. Орловский Б. И. «Парис»
- Вакхическую тему разрабатывал A.C. Даргомыжский. Его опера-балет «Торжество Вакха», на стихи Пушкина, была поставлена в 1867 году в Большом театре.
- Вот он, Вакх! О час отрадный!
- Державный тирс в его руках-1. Венец желтеет виноградный1. В чернокудрявых волосах".
- H.A. Глазунов автор Вакхической песни" на стихи А. С. Пушкина. В его балете «Раймонда» есть хореографическая сцена Вакханалия — праздненство в честь Вакха, бога веселья и вина.
- Тезей и Ариадна «Антонолини 1817 г.
- Федра или поражение Минотавра» Кавоса 1825 г.
- Амур и Психея" Кавоса 1808 г.
- Зефир и Флора" Кавоса 1818 г.(41)
- В XIX веке русский балет воспитал целую плеяду талантливых балерин и танцовщиков:
- Протогон", то есть перворожденный, и «Фаэтон» сияющий- это крылатый бог, меткий стрелок, который владеет ключами от эфира, неба, моря, земли, айда и тартара.
- Истомина А.И. солистка Петербургского Большого театра. В 1816 году успешно исполнила партию Галатеи («Ацис и Галатея» Кавоса) и сразу заняла положение ведущей танцовщицы. В 1822 году танцевала Флору в балете «Зефир и Флора».
- Колосова Е.И. (урожденная Неелова) артистка балета. Танцевала центральную женскую партию в балете «Медея и Язон» Рудольфа. Художник Варнек написал портрет известной танцовщицы.
- Новицкая A.C. балерина и балетмейстер. Преподавала в Смольном и Екатерининском институтах. Танцевала партию Арианны («Тезей и Арианна, или поражение Минотавра» Антонолини).
- Ришар З.И. артистка балета и педагог. В 1856 г. исполнила сольные партии в балете «Наяда и рыбак» Пуни.
- Хлюстин И.Н. артист балета и балетмейстер, постановщик балетов Пуни. С 1898 года балетмейстер Большого театра.(43)
- Академический классицизм со своими античными сюжетами оставался официальным направлением в художественной культуре России. Это отразилось и на репертуаре ведущих русских актеров:
- Садовский П.М. драматический актер, выступал так же в операх. Сыграл партию Стикса в «Орфее в аду», опера-фарс Оффенбаха.
- Мочалов П.С. великий русский актер, с успехом дебютировал в Малом театре в роли Полиника в трагедии «Эдип в Афинах».
- Леонтовский М.В. русский антрепренер, актер, театральный деятель. Красивая внешность, врожденный темперамент и музыкальность обеспечили ему большой успех в опереточной роли Париса в «Прекрасной Елене» Оффенбаха.
- Вальберхова М.И. русская актриса, ученица Шаховского, дебютировала на петербургской сцене 1897 году роли Антигоны в пьесе «Эдип в Афинах» Озерова.
- Блюменталь-Тамарин А.Э. русский актер и режиссер. В 1883 году в Москве сыграл Менелая в «Прекрасной Елене „Оффенбаха.
- Абрамова М.И. актриса и антрепренер. Медея была ее лучшей ролью в одноименной пьесе Суворина.
- В творческом наследии А. П. Чехова можно встретить рассказ „Ведьма“, а у М. Ю. Лермонтова стихотворение „Три ведьмы“. Этот персонаж одинаково часто встречается и в поэзии и в прозе.
- То есть, конечно, они ее ведьмой считают по своей мужицкой необразованности“.(А.И. Куприн „Олеся“).
- Ведьму считают любовницей черта, злого существа, имеющего облик людей, но с рогами, копытами, хвостами, свиным рылом. Черти, бесы, демоны -обобщенное название злых духов.
- В русском фольклоре встречается множество сказок о злых существах :» Лутонюшка и ведьма", «Солдат, черт и смерть», «Ивашко и ведьма», «Солдат и черт», «Черт».(51)
- Очень часто в произведениях русских писателей и поэтов XIX века, герои славянской мифологии упоминаются иносказательно.
- В повестях Гоголя упоминается этот персонаж славянской мифологии. «Старухе, продававшей бублики почудился Сатана в образе свиньи, который беспрестанно наклонялся над возами, как будто искал чего».(«Сорочинская ярмарка»),
- А чтоб ты, проклятый Сатана, не дождал детей своих видеть".(«Заколдованное место»).
- Вий, в славянской мифологии персонаж, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами. По русским и белорусским сказкам, веки, ресницы или брови Вию поднимали вилами его помощники, отчего человек, не выдерживающий его взгляда, умирал.
- Такой образ русалки описан в стихотворении A.C. Пушкина: «.закипели волны88
- Катерина не глядит ни на кого, не боится безумная русалок, бегает поздно». (Н.В. Гоголь «Страшная месть»).
- Хохотом лешего лес наполняется" (А.Н. Некрасов «Выбор») «Домовому» стихотворение A.C. Пушкина.
- А.П. Чехов написал комедию «Леший», которая была поставлена в частном театре М. И. Абрамовой, но успеха не имела. Позднее автор на ее основе создал новую пьесу «Дядя Ваня».
- A.C. Аренский написал «Фантазию на темы Рябинина» для фортепиано с оркестром. Произведение основано на двух эпических былинах «Былине об Илье Муромце» и «Былине о Вольге и Микуле».
- А.К. Лядов в фортепьянной пьесе «Про старину» рисует образ Баяна. Эпический певец-поэт Баян, известен по «Слову о полку Игореве». Имя Баян встречается также в надписях Софии Киевской и в Новгородском летописце.(61)
- Интересно, что Н. Кукольник драматург и поэт, друг Глинки, издал свой «дневник» как источник биографии Глинки в журнале «Баян». Название журнала вытекает из общей тенденции русских деятелей искусства обращаться к фольклору и старине.
- Ночь перед Рождеством" опера П. И. Чайковского (во второй редакции опера названа «Черевички»).
- Самобытные, глубоко национальные произведения Пушкина и Гоголя, в которых отразились русские обычаи, история, песни и сказки легли в основу сюжетов популярных музыкальных произведений.
- На сюжет пушкинской поэмы «Русалка» написали оперы A.C. Даргомыжский и С. И. Давыдов. По повести Гоголя «Вий» написана симфоническая поэма Б. Яновского и две оперы M. J1. Крапивницкого и А. Горелова.
- В весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка», вдохновившей двух великих русских композиторов, соседствуют добрые и злые силы, вместе сосуществуют Ярило, Дед Мороз, Весна, Снегурочка, Лель, Леший.
- Ярила (Ярило) ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, сексуальной мощи.1. Свет и сила, 1. Бог Ярило.1. Красное Солнце наше!
- Нет тебя в мире краше.(А.Н. Островский «Снегурочка»)
- Мороз бог зимы, холодов. Вечно воюет с Весной, сопротивляется ее приходу. В его подчинении снегопады, вьюги да метели.
- Не ветер бушует над бором, 1. Не с гор побежали ручьи, 98
- Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Идет по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет
- Известную параллель к сказочно-эпическим операм Римского-Корсакова представляют фантастико-мифологические оперы Вагнера, завершающие развитие романтического оперного жанра в немецкой музыке.
- Уникальным явлением в русской музыке XIX в. стала опера-балет Римского-Корсакова «Млада». Композитор воссоздает старинный купальский обряд, выводит на сцену духов тьмы: Морену, Чернобога, Кащея, ведьм, оборотней, кикимор.
- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
- Пан как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, панический страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели. Таким он и изображен на картине Врубеля.
- Стрибог бог воздушных стихий, верховное божество неба и Вселенной. Один из богов пантеона Киевского князя Владимира. В «Слове о полку Игореве» он упоминается так:1. О, Русская земля, когда бы только за холмами ты!
- Не ветры ль, Стрибожьи внуки, шумят с моря стреламина храбрые полки Игоревы?!"
- Полевой (полевик) дух, охраняющий хлебные поля- имеющий тело черное, как земля- глаза разноцветные- вместо волос- длинная трава. Шапки и одежды нет никакой. Его появление сопровождается сильными порывами ветра.
- Итак, русские скульпторы, художники и архитекторы, работавшие в разных направлениях, несомненно внесли свой самобытный вклад в национальное искусство, сыграв важную роль в его формировании и развитии.1. ВЫВОДЫ
- Итоги данного исследования могут быть сформулированы следующим образом:
- Впервые предпринимаются попытки комплексного и интердисциплинарного обращения русской художественной культуры XVIМ-Х1Х веков к мифологическому наследию греков, римлян и славян.
- Алпатов M.B. Всеобщая история искусств. М.-П., 1949.-507с.
- Анненский И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979.- 679с.
- Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914 — 308с.
- Антонова М.В. Мифологические сюжеты в искусстве русского классицизма, Новомосковск.: РОУ, 1999.-34с.
- Асеев Б.Н. Русский драматический театр .- М.: Искусство, 1976.-382с.
- Афанасьев A. J1. Народные русские сказки- В 3 т.-М., 1958.
- Афанасьев А.Н. Древо жизни. М.: 1982.-458с.
- Антология культурологической мысли /Автор-сост .С .П. Мамонтов, A.C. Мамонтов. М.: РОУ. 1996,-352с.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры .- М.: Изд-во МГИК, 1992.-237с.
- Андреев А.Н. Культурология. Минск.: Изд-во «Дизайн ПРО», 1998, — 159с.
- Велик A.A. Антропологические теории культуры, — М: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998.-241с.
- Белякова Г. С. Славянская мифология, М.: Просвещение, 1995.-238с.
- Белогрудов O.A. Культурология. Культура России XVLLI XIX веков. — М.: ГИС, 1997.-415 с.
- Бернхарн Э. Рембрандт. СПб., 1918.-112с.
- Банников Н.В. Три века русской поэзии. М.: Искусство, 1979.430с.
- Белинский В.Г. Поли. Собр. Соч. -Т.7.- М.: Просвещение, 1957.- 320с.
- Ботвинник М.Н., Коган Б .М. Рабинович М. Б., Селецкий Б П.
- Мифологический словарь. М.: ТЕРРА., 1993.-398с.
- Богомолов А. С Античная философия. М: Изд-во Московского ун-та, 1985.-368с.
- Буслаев Ф.И. Русский богатырский эпос.-Воронеж., 1987.-387с.
- Балакина Т.И. История русской культуры .- М.: Изд. центр A3, 1996,-208с.
- Беда A.M. Культурно-исторические ритмы .- М.: Изд-во Моск. гос. откр. ун-та, 1995.-24с.
- Винокуров Е. Русская поэзия XVLU века. М.: Современник,-1974.-412 с.
- Вольтер. Катехизис честного человека//Антология культурологической мысли. Авт.-Сост. С. П. Мамонтов, A.C. Мамонтов, — М.: Изд-во РОУ.1996, — 353с.
- Введение в культурологию /И.Ф. Буйдина, Е. В. Попов.- М.: Владос, 1996, — 335с.
- Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996.-152с.
- В мире мифов и легенд /Под ред. Синельченко В. Н,-СПб. 1995.-584с.
- Гадамер Г. Г .Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.-367с.
- Георгиева T .С. История русской культуры, М.: Юрайт, 1998.576 с
- Глумов А.Н. Музыка в русском драматическом театре,— М.: Искусство, 1955, — 376с.
- Гнедич П.П. Всемирная история искусств, М.: Современник, 1996,-494с.
- Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры.- М.: Юрайт, 1998.-672с.
- Губман Б J1. Западная философия культуры XX века.- Тверь: Изд-во ЛЕАН, 1997.-287с.
- Гуревич П.С. Философия культуры .- М.: Аспект Пресс, 1995.-288с.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.: Глагол. 1995.-515с.
- Долгополов Л. На рубеже веков. Л.: Советский писатель, 1977.-364с.
- Дмитриева H.A. Краткая история искусств. М.: Просвещение, 1985, — 386с.
- Древняя Греция и Древний Рим /Сост. Воронков А.И.- М., 1961.-523с.
- Древнерусские повести /Предисл. С. Курилова, — Тула: Приокское из-во, 1987.-480с.
- Дридзе Т.М. Орлова Э.А Основы социокультурного проектирования. -М.: Рик, 1995.-15 Ос.
- Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии /СПбГУ. -СПб.: Из-во СПбГУ, 1994, — 48с.
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М.: Academia, 1998.-446с.
- Ерастов Б.С. Социальная культурология.- М.: Аспект-пресс, 1996, — 591с.
- Зельин К.К. Начало научной разработки истории Древней Греции в России /История русской цивилизации в русской науке. Античное наследие, — М., 1991.-119с.
- Зурабова К. А. Сухачевский В.В. Мифы и предания. М.: Терра, 1993,-277с.
- Иконникова С.Н. История культуры. -СПб.: Изд-во СПбГАК, 1996,-264с.
- Ионин Л .Г. Социология культуры. -М. :Логос, 1998. 278с.
- ИльинаТ.В. Русское и советское искусство. М.: Просвещение, 1989.-324с.
- Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. СПб.: Акрополь, 1997.461с.
- История России XIX начала XX вв. /Под ред. В. А. Федорова. — М.: Зерцало, 1998, — 752с.
- История русского искусства /Под, ред. И. А. Бартенева, Р. И. Власова. М.: Изобразительное искусство, 1987, — 396с.
- История и теория мировой и русской культуры /Сост.: A.A. Оганов, И. Г. Хвангелъдиева. М.: МЭГУ, 1992. -189с.
- Искусство: Живопись.Скульптура. Архитектура. Графика. В 3-х ч. /Сост. М. В. Алпатов и др. М.: Просвещение, 1987, — 288с.
- История культуры России /В.И. Добрынина, Т. И. Балакина, Ю. И. Семенов, — М.: Общеетво «Знание», 1993.-222с.
- Каган М.С. Морфология искусства. -Л .: Наука, 1973. -192с.121
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996,-415с.
- Кармин A.C. Основы культурологии. Морфология культуры. -СПб. Лань, 1997. 507с.
- Кассирер Э. Техника современных политических мифов //Антология культурологической мысли. Авт.- Сост. Мамонтов С. П., Мамонтов A.C., — М.:Юрайт, 1996.-351с.
- Капнист П. Классицизм как необходимая основа гимназического образования. М.: 1891.-Вып. 1 — 34с.
- Китаев П.М. Культура: человеческое измерение. СПб.: Из-во СПбГУ, 1997- 136с.
- Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. -М.:Наука, 1986 292 с.
- Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1966.-519с.
- Коган Д.Н. Социология культуры. Изд-во УрГУ, 1992, — 119с.
- Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры.-М.: Аспект Пресс. 1997, — 687с.
- Культура: Теория и проблемы / Т. Ф. Кузнецова. И. О. Шайтанов, — М.: Наука, 1995,-275с.
- Кнабе Г. С. Понятие энтелехии в истории культуры //Вопросы философии. -1993. -№ 5 с. 64−74.
- Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. П.- М, — 1958, — с.49
- Кривцун O.A. Эстетика. М.: Аспект Пресс. 1998, — 480с.
- Кучмаева И. К. Культурное наследие: современные проблемы, — М.: Наука, 1987, — 173с.
- Культурология. XX век: Антол. /Сост. С. Я. Левит, — М.: Юристъ. 1995.- 703с. (Лики культуры.)
- Культурология. XX век. Аксиология, или философия исслед. природы ценностей: Антол. /Рос. АН. Ин-т научн. Информ. по общим наукам- Отв. ред. ИЛ. Галинская, — М.: ИНИОН, 1996, — 144с. (Лики культуры).
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1989.37 с.
- Леви-Строс К. Руссо отец антропологии /Антология культурологической мысли. Авт.- Сост. С. П. Мамонтов, A.C. Мамонтов, — М.: РОУ, 1996,-313−316с.
- Лебедев А.К., Солодовников A.B. .В. В. Стасов. Искусство, 1980, — 382с.
- Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии,— М.: 1957, — 620 с.
- Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука, — М., 1927.-550с.
- Лосев А.Ф. Диалектика, мифа, — М., 1930.-268с.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура, — М.: Политиздат, 1991. 524с.
- Лурье Ф.М. Российская история в таблицах,— СПб.: Гелион Плюс, 1998, — 320 В.123
- Мамонтов С.П. Основы культурологии.-М.: Изд-во РОУ, 1996.-272с.
- Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии, — СПб.: СПб ГУП.1996, — 285с.
- Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом,— М.: Молодая гвардия, — 1992.-277с.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3-х томах и4. х кн. М., 1993−1995.
- Михайлов A.B. Античность как идеал и культурная реальность XVU-XX века //Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997, — 521с.
- Михайлов A.B. Языки культур. М.: Языки русской культуры.1997.-909с. /Язык, Семиотика. Культура/.
- Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М.: Наука.-1995. 75с.
- Морфология культуры. Структура и динамика /Г.А. Аванесова, Э.А. Орлова/.- М.: Наука.1994,-414с.
- Немировский А.И. Мифы Древней Эллады,— М.: Просвещение, 1992.-319с.124
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру //Ницше Ф, Сочинения в 2-х томах, — М.: Мысль, 1997,-Т.1.- с.59−157.
- Носов A.A. К истории классического образования в России/ 1860-начало 1900-х годов /Античное наследие в культуре России.- М., 1996,-С. 203−229.
- Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия. Культура /Пер.с исп.-М.: Искусство, 1991,-588с.
- Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства //Антология культурологической мысли. Авт.-сост. С. П. Мамонтов, A.C. Мамонтов.-М.: Роу.1996. С. 256−257.
- Осадченко Ю. С. Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. М., 1994, — 161с.
- Очерки по истории мировой культуры /Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. -М.: Языки русской культуры, 1997,-495с.
- Персонажи славянской мифологии /Сост.: A.A. Кононенко, С. А. Кононенко, Киев.: Корсар, 1993,-224с.
- Проблемы философии культуры /Под ред. В. Ж, Келле, — М.: Мысль. 1984,-325с.
- Полевой В. М, Античность и неоклассика в искусстве начала XX века /Проблемы античной культуры. М.: Наука, 1986. С. 77−84.
- Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998, — 608с.
- Руссо Ж.Ж. Об искусстве, — М.-Л.: Наука. 1959. С. 67−70
- Русский фольклор. Былины, — М.: Искусство, 1986, — 290с.125
- Российское образование. История и современность /Отв. ред. С. Ф. Егоров. М., 1994, — 253с.
- Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М.: ЧеРО, 1996. 268с.
- Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт ХУП1- XIX вв. М.: «Владос», 1997, — 413с.
- Сахаров И.П. Сказания русского народа. СПб., 1836−1837 .С.49
- Савельев В.В. Очерки прикладной культурологии: Генезис, концепции, современная практика. М.: РАУ, 1993, — 102с.
- Синельченко В.Н. В мире мифов и легенд. СПб.- Диамант, 1995, — 576с.
- Синхронистическая таблица от зарождения цивилизации до наших дней /Сост .Максимов В. И, — СПб.: Изд-во СПб ГАТИ. 1994,-159с.
- Соловьев В. Сочинения в 2-х томах. М., 1990.
- Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. Л.: Музыка, 1956, — 129с.
- Стасов В.В. Избранные сочинения в 3-х томах. М., Искусство, 1952.
- Социология культуры /Под ред. Н. С. Мансурова. М.: МЭГУ, 1993, 175с.
- Тахо-Годи A.A. Греческая миология. М.: Наука, 1989.-137с.
- Тахо- Годи A.A. Лосев как историк античной культуры / Традиция в истории культуры. М., 1978, — 259с.
- Тахо-Годи A.A. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков /Искусство слова. М., 1973.- 314с.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура //Антология культурологической мысли. Авт. Сост.: С. П. Мамонтов. A.C. Мамонтов. М.: РОУ, 1996. С.122- 128.
- Театральная энциклопедия в 5-и томах /Под ред. С. С. Мокульского, М., 1964.-T.1.C.414−421.
- Теория культуры: Отеч. Исслед.: /Рос. АН ИНИОН- Сост. А. Б. Каплан, И. В. Случевская. М., 1996, — 199с.
- Туровский М.Б. Философские основания культурологии,— М.: РОССПЭН. 1997,-440с.
- Федорова В.Ф. Русский театр XX века,— М.: Знание, 1983.160с.
- Фрейзер Д Д. Золотая ветвь.-М.: Искусство. 1989.- 306с.
- Философия культуры. Становление и развитие /Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Петрова, В. В. Прозерского. СПб.: Лань, 1998.-448с.
- Фромантен Э. Старинные мастера. СПб, 1913.-52с,
- Флоренский П.А. Столп и утверждение истины /Флоренский1. П.А.
- Собр. соч. в 4-х томах. Репринт. М.: Правда, 1990. — Т. I, — 797с.
- Франк СЛ. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996.736с.
- Хорунжий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке //Вопросы философии. 1994, — М1, — С.52−62.127
- Чернышев Ю.Г. Особенности восприятия античной культуры в России /Античный вестник. Сб. научных трудов. Омск, 1993.-Вяп.1.-С.4−8.
- Шпенглер 0. Закат Европы //Антология культурологической мысли. Авт.Сост.: С. П. Мамонтов, А. С. Мамонтов, — М.- РОУ, 1996. С.229−230.
- Шульгин О.С., Кошман Л. В., 8езина М.Р. Культура России IX—XX вв. М., 1996.-392с.
- Элиаде М. Космос и история. Избранные работы. Пер. с англ. М.: Прогресс, — 1987, — 311с.
- Элиот Т.О. Заметки к определению культуры //Антология культурологической мысли. Авт. -сост.: С. П. Мамонтов Д.С. Мамонтов, — М.: РОУ, 1996, — С. 259−262.
- Этингоф О.Е. Античные традиции в древнерусской художественной культуре /Античное наследие в культуре России, — М., 1996, — С.52−96.
- Яковкина Н.И. История русской культуры первой половины XIX века. СПб. Лань, 1997, — 246с.
- РАБОТЫ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ.
- Арнаудов М. Студии вьрху българските обряди и легенди. -София, 1971, — 293с.
- ВгьскпегА Mitologia slowianska.- Krakow, 1918, — 370с.
- Eisner J. Ru kovet slovanske archeologia. Praha, 1966. — 218c.128
- Кулишич LU., Петрович П., Пантелич Н. Српски митолошки речник. Београд, 1970. — 270с.
- Levi Stros Ch. Mithologues. Paris, 1964, — 504s.
- Lexikon der Antike. Bibliographisches Institut Leipzig, 1987, — 674s.
- Маринов Д. Народна вера и религиозни нардни обичаи. София, 1914, — 507с.
- Plak V. Slovanske nabozenstvi. t. 1. Praha, 1956, — 298c.
- Struve N. Introduction/ Anthologie de la poesia Russe. La Renaissance du XX-e siesle. Paris: YMCA — Press, 1991. — p. 9 — 43.
- Janson H.W. History of Art. Harry N. Abrams, INC., New York, 1986.824 p.1291. ПРИМЕЧАНИЯ
- Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990. С. 162.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1989. С. 37.
- Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995. С. 147.
- Кривцун O.A. Эстетика. М., 1998.С. 191.
- Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1989.С.306.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1969. С. 126.
- Кассирер Э. Техника современных политических мифов.// Антология культурологической мысли. Авт.- сост. Мамонтов С. П., Мамонтов A.C. М., 1996. С. 205.
- Декарт Р. Cogitationes Privatae. Цит. по История эстетики.М., 1964, Т.2. С. 213.
- Руссо Ж-Ж. Об искусстве. М,-Л., 1959. С. 68.
- Алпатов М.В. Всеобщая история искусств.М.-Л., 1949. Т.2. С. 231.
- Вольтер. Катехизис честного человека. // Антология культурологической мысли. Авт. сост. Мамонтов С. П., Мамонтов A.C. — М., 1996. С 50
- Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М,-Л., 1949. С. 75.
- Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. Л., 1956. С. 29.
- Бернхарн Э. Рембрандт. Пг., 1918. С. 9.
- Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996. С. 420.
- Фромантен Э. Старинные мастера. Спб., 1913. С. 52.
- Осадченко Ю.С., Дмитриева Л. В. Введение в философию мифа.М., 1994. С. 161.
- Асеев Б.Н. Русский драматический театр. М., 1976. С. 30.
- Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995. С. 4.13 020. Там же. С. 7.
- Банников Н.В. Три века русской поэзии. М., 1979. С. 7.
- Ильина Т.В. Русское и советское искусство. М., 1989. С. 102.
- История русского искусства. / Под ред. И. А. Бартенева, Р. И. Власова. М., 1987. С. 60.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. // Антология культурологической мысли. Авт. сост. Мамонтов С. П., Мамонтов A.C., М., 1996.С. 105.
- Георгиева Т.С. История русской культуры. М., 1998. С. 241.
- Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995. С. 18.
- Леви-Строс К. Руссо отец антропологии// Антология культурологической мысли. Авт.- сост.: С. П. Мамонтов, A.C. Мамонтов.М., 1996. С. 313.
- Ботвинник М.Н., Коган Б. М., Рабинович М. Б., Селецкий Б. П. Мифологический словарь. М.1993. С. 99.
- История русского искусства. / Под ред. И. А. Бартенева, Р. И. Власова. М., 1987. С. 87.35. Там же. С. 114.
- Стасов В.В. Избранные сочинения в 3-х томах.М., 1952. Т. 1. С. 220.
- Ильина Т.В. История искусств. М., 1989. С. 167.38. Там же. С. 176.131
- Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986. С. 25.
- Театральная энциклопедия / Под ред. С. С. Мокульского. М.1964.Т.1. С. 414.
- Hirok S. The world of ballet. L.1955.P.27.
- Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.-М.1958. С. 49.
- Глумов А. Н .Музыка в русском драматическом театре. М., 1955. С. 4.
- Кривцун O.A. Эстетика. М., 1998.0.347.
- В мире мифов и легенд / Под ред. В. Н. Синельченко. СПб., 1995.0. 351.
- Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М. 1998.С.293.
- Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986. С. 92.
- Славянская мифология. Энциклопедический словарь.М., 1995.С.71.
- Персонажи славянской мифологии /Сост.: A.A. Кононенко, С. А. Кононенко .- Киев., 1993. С. 34.
- Русский фольклор. Былины. М., 1986. С. 290.
- Афанасьев А.Н. Древо жизни.М., 1982.С.325.
- Персонажи славянской мифологии/ Сост.: A.A. Кононенко, С. А. Кононенко. -Киев., 1993. С. 171.
- Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя.-Воронеж. 1974. С. 24.
- Мифология / Под ред. Е. М. Мелетинского. М., 1998.С.472.
- Афанасьев А. Н. Древо жизни. М.1982. С. 224.132
- Искусство: художественная реальность и утопия. Киев., 1992.С.66.
- Афанасьев. А.Н. Древо жизни. М., 1982. С. 36.59. Там же. С. 254.
- Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.С.64
- Сахаров И.П. Сказания русского народа. СПб., 1837. С. 49.
- Персонажи славянской мифологии / Сост.: A.A. Кононенко, С. А. Кононенко. Киев. 1992. С. 87.
- Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995. С.145−146.
- Персонажи славянской мифологии /Сост.: A.A. Кононенко, С. А, Кононенко. Киев. 1992.С.87.
- Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1982.С. 182.
- Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни.-М., 1980.С.158.
- Белякова Г. С. Славянская мифология. М., 1995.С.83.
- Ильина Т.В. История искусств. М., 1989. С. 224.
- Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1982. С. 378.133
- РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.1. РАЗДЕЛ I.
- Обоснование актуальности изучаемой проблемы.
- В социологическом исследовании использовался анкетный метод сбора информации. В анкете 22 вопроса. Вопросы подразумевают односложные ответы положительные и отрицательные (да, нет).
- Количество участников исследования.
- В социологическом исследовании участвовало 40 человек.
- Сроки проведения исследования.20 декабря 1998 года. Время исследования: 12 часов 10 минут 12 часов 40 минут.1. РАЗДЕЛ II.
- Характеристика объекта исследования.
- Мужской пол 12 человек, женский пол — 28 человек. Возраст 17 лет — 30 человек, возраст 19 лет — 10 человек. Образование среднее (11) классов — 40 человек1. РАЗДЕЛ III.
- Анализ ответов на поставленные вопросы.
- Вопрос № Правильные ответы Нет ответа1 23 172 33 73 38 24 22 185 27 136 28 127 26 148 9 319 21 1910 10 2011 31 912 20 2 013 513 32 814 31 915 20 2016 10 3017 37 318 18 2219 7 3320 13 2721 30 1022 29 11
- Результаты социологического исследования прилагаются.
- Назовите имена Афродиты и Диониса в древнеримской мифологии.
- Какие мифологические сюжеты стали былью в наши дни?
- Какой древреримский поэт использовал мифы для создания «Метаморфоз»?131
- VI, И. Кольский. Памятник А. В, Суворовул -iidn-nijon ¦""Ii-1"1. М. А. Врубель. Пан1че
- C.I. КОНЕНКОВ. U-APHMDU-ПОЛЕ&ичок.