Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Античная и славянская мифология в контексте русской культуры XVIII — XIX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность избранной темы также обусловлена плотной насыщенностью отечественной культуры как самими античными и славянскими мифологическими образами, так и их реминисценциями. Они не только в книгах, картинах, музыкальных произведениях, спектаклях, но и в скульптурах, садово-парковых ансамблях, в анимационном кинематографе и так далее. Однако в последнее время интенсивно идет процесс… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Возрождение античных идеалов и образов в искусстве классицизма как культурологическая проблема
    • 1. Классицизм — общеевропейский стиль искусства
    • 2. Особенности интерпретации античной и славянской мифологии в русской культуре XVIII века
  • Глава 2. Специфика использования мифологических сюжетов в русской культуре XIX века
    • 1. Заимствование сюжетов и образов из античной мифологии
    • 2. Обращение к славянскому мифологическому наследию

Античная и славянская мифология в контексте русской культуры XVIII — XIX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предваряя основной текст диссертации, хотелось бы еще раз заметить насколько непреходяща затрагиваемая тема. «Античность совершенно необходима в те времена, когда пытаются уничтожить фундамент культуры, оторвать человека от его естественной почвы. Именно в ней, в античности залегают корни современных жизненных основ. Там рождается древнейшая форма мышлениямиф. Миф — живая и деятельная действительность, носящая определенное живое имя: Как бы я не мыслил мира и жизни, они для меня — миф и имя», (1) — так утверждал русский философ и филолог, блестящий знаток античности А. Ф. Лосев.

Мифотворчество сейчас рассматривается не как система наивных древних рассказов древних, а важнейшее явление в культурной истории человечества. К. Леви-Строс объяснял значение мифа следующим образом: «Миф всегда относился к событиям прошлого: до сотворения мира», или «в начале времени» -во всяком случае «давным давно». Но значение мифа состоит в том, что события имевшие место в определенный момент времени, существуют вне времени". (2).

Следует отметить, что авторы этих работ — люди разных национальностей, но сакраментальные высказывания обоих ученых неоспоримо верны, созвучны и проверены временем. Этих исследователей объединяет еще и доскональное знание предмета и объективность.

Исследователей — историков, антропологов, искусствоведов всегда интересовало то, что было в самом начале. Где истоки мифа, с чего начинались, как развивались, как сохранились? Сам термин мифология имеет несколько смыслов. Это и система мифов, имеющих сакральное, священное значение, в которой никто не сомневается, это и профессиональный пересказ жрецами и профессиональный пересказ Гомером, Эсхилом, Софоклом, Еврипидом и другими литераторами. 3.

Мифология это и наука о мифах. При изучении мифов привлекались не только литературные источники, являющиеся уже результатом более позднего развития, чем первоначальная мифология, но и данные этнографиии, языкознания.

Мифология есть совокупность сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Древний человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация. На природные объекты переносились человеческие свойства, им приписывалась разумность, одушевленность, человеческие чувства и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты животных. Определенные способности могли быть выражены многорукостью, многоглазостью, трансформациями внешнего облика. Болезни могли быть представлены чудовищами, пожирателями людей, космос — мировым деревом или живым великаном, предки — существами двойнойзооморфной и антропоморфной природы. Для мифа характерно, что различные боги и представленные ими стихии, и сами герои связаны семейно-родовыми отношениями.

Самые архаичные мифы о происхождении животных — зооанропоморфные. Есть мифы о превращении людей в животных и растения. Очень древние — о происхождении солнца, луны, звезд — солярные и лунарные. Центральная группа мифов у развитых народов о происхождении мира и вселеннойкосмогонические.

Об актуальности мифа, его функции и значимости писал Мирча Элиаде: «Миф сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, его нельзя оценить с точки зрения морали. Его функция давать модели, и, таким образом, придавать значимость миру и человеческому существованию. Роль мифа в скульптуре всего 4 человеческого существования неизмерима». (3) На ранней стадии развития мифы примитивны, кратки, элементарны по содержанию. Позднее, в классовом обществе, это развернутые повествования, образующие циклы. Сравнительное изучение показало, что сходные мифы существуют у разных народов в разных частях мира. Круг тем, охваченных мифами — «глобальный» круг коренных вопросов мироздания.

Действительно, в мифах древними греками уже были созданы все модели поведения человека в различных жизненных ситуациях. Это и нежная материнская любовь Деметры, богини земледелия к дочери Персефонеэто и страстная и требовательная любовь ревнивой Геры, к мужу-изменнику Зевсуэто и героизм и неустрашимость Геракла и Прометеяэто и неизбежность войн, при всеобщей ненависти к ним, в лице Аресаэто и уникальная работоспособность и талант творца Гефестаэто и человеческая хитрость и коварство, в лице Сизифа, и человеческая зависть к богам у Тантала. Действительно, сходные механизмы образования устойчивых символов и сюжетов, сходные типы конфликтов и повествований, лежат в основе никогда не приходивших в соприкосновение друг с другом западноевропейских, русских, индийских, латиноамериканских мифов и сказок.

Если сопоставить все формы мифологии, нашедшие отражение в народном творчестве, то можно обнаружить бинарные оппозиции, лежащие в основе разных мифов. Наиболее общие оппозиции — это жизнь и смерть, свой и чужой, добрый и злой, свет и тьма. На основе бинарных оппозиций в конце концов складывается набор ключевых фигур народной мифологии, которые порождают мотивы мифа, жизнеутверждающие или апокалипсические",(4) — такова точка зрения молодого ученого, нашего современника. Благодаря мифу мы узнаем истоки бытия, судьбы и отдельных личностей и культуры в целом.

Со временем постепенный прогресс науки, рассеявший так много близких человеку иллюзий, убедил наиболее мыслящую часть человечества, что смена лета и зимы, весны и осени является не просто результатом магических обрядов, что в 5 основе ее лежат более глубокие причины, ею управляют более могущественные силы," (5) — совершенно справедливо отмечает Д. Фрезер, современник научно-технической революции, в книге «Золотая ветвь».

В XIX веке мифы интерпретировали таким образом: «Мы привыкли иметь дело с фактами, которые можно подвергнуть неоднократной проверке, и потому чувствуем отсутствие строгой достоверности в старых преданиях, которые не допускают такой проверки и в которых, по общему мнению, встречаются утверждения, не заслуживающие доверия» .(6) И с этим мнением английского этнографа, Э Тайлора трудно не согласиться. Следует признать рациональность звучащих с обеих сторон высказываний, но несмотря на многочисленные научные открытия, перечеркнувшие мифологическое объяснение мира, интерес к мифу не исчез. Напротив, исследования мифа не прекращаются, а ведутся в нескольких направлениях: миф и искусство, миф и наука, миф и религия и в других аспектах. Пусть астрономия объясняет смену дня и ночи, времен года, а химия, медицина и математика — другие специфические явления природы. Миф же, будь то античный, славянский, скандинавский, откроет судьбы отдельных людей, их взаимоотношения, связанные с ними жизненные коллизии и историю всей культуры в целом. Мифологическая «логика» заключается в том, что человек, творец мифа, не выделял себя из природной и социальной среды и на природные объекты переносил свои чувства, свои свойства, приписывал им жизнь.

Миф может иметь и социальное значение в наше время, особенно в кризисные и неустойчивые периоды развития общества. Свою точку зрения по этому поводу высказал представитель символической культурологической школы XX века — Э. Кассирер. «В мирное, спокойное время, в периоды стабильности и безопасности рациональная организация легко поддерживается и функционирует. Она кажется гарантированной от любых атак. Во все критические моменты человеческой 6 социальной жизни рациональные силы, сопротивляющиеся выходу на поверхность старых мифических концепций, не могут быть уверены в себе.

В это время возвращаются мифы — они никогда не были по-настоящему подавлены, подчинены, и лишь ждали своего часа, чтобы появиться из тени на свет." (7) Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, театральными и словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило единство с конкретными темами, мотивами и образами.

Миф вечен, вечно его влияние на общество, на культуру, на человека.

Актуальность темы

исследования.

Воздействие на европейскую, в том числе русскую, культуру Нового времени античной мифологии и тесно связанного с ней искусства трудно переоценить. Большое значение имеет идейно-символическое содержание мифов, оно представляет не меньшую важность, чем их сюжетная канва. Проблема использования мифологических сюжетов, идей, образов в различных видах художественной культуры существовала с эпохи Возрождения и существует по сей день. Ей посвящено большое количество исследований отечественных и зарубежных ученых.

Вопрос о месте и роли мифа в пространстве культуры принадлежит к числу приоритетных культурологических вопросов XX века. Исследуется структура мифа, его генезис, функционирование в социуме, когнитивность, возможности мифотворчества в современном мире. Выясняется, что мифология далеко не исчерпала себя и, вероятно, еще долго будет стимулировать творческую активность 7 литераторов и музыкантов, художников и скульпторов, деятелей театра и кино, мастеров архитектуры и прикладного искусства.

Тенденцией последнего времени стал комплексный, интердисциплинарный, по своей сущности культурологический подход к изучению античной мифологии. В нашей стране возрождается интерес к классике. Новая роль церкви в обществе способствует популяризации библейских и евангельских сюжетов. Попытки воссоздать утраченные было связи с домом европейской культуры заставляют обращаться к античной мифологии и ученых, и литераторов, и педагогов. Переиздаются сборники древних мифов, переводятся труды европейских исследователей, пишутся пересказы мифологических сюжетов для детей и романы для взрослых.

Сюжеты славянской мифологии обладают не меньшей значимостью для художественной культуры. Они послужили источником вдохновения для многих русских авторов — создателей картин, стихов, опер, балетов и театральных представлений. Однако славянская мифология представляется менее изученной и, соответственно, занимающей меньшее (по объему) место в русской культуре XVIIIXIX веков.

Античная цивилизация, культура древних греков и римлян оказывала и продолжает оказывать воздействие на общий процесс развития европейской и мировой культуры. В Древней Греции родилась политическая система античной демократии. В античной философии, литературе, театре были созданы шедевры, которые вошли в сокровищницу мировой культуры и являются частью современной жизни. В основе античного культуротворчества находилось специфическое миропонимание, картина мира, выражавшаяся в системе мифологических образов. Античная мифология достигла чрезвычайно развитых форм воплощения, приобрела сложную структуру, сохранив цельность своей системы.

Славянская мифология, не была должным образом изучена, осталась на уровне верований человека родоплеменного общества, хотя ее отражение в памятниках материальной культуры и искусства прослеживается весьма ясно. Поэтому славянскую мифологию мы реконструируем на основе ее рудиментов в фольклоре и народном искусстве, в том числе используя материалы сказок, поскольку эта более полная форма фольклора, сохранила, трансформировав, элементы мифа. В ней также нашли воплощение этические представления славянского суперэтноса: вера в доброго, мудрого, справедливого правителя, в могучих богатырей, одолевших силы зла, в молодецкую удаль, размах, правду, справедливость.

В русской культуре XVIII — XIX вв. наблюдается процесс адаптации античной и славянской мифологии к тем общественным целям, которые являлись «сверхзадачей» русской культуры. Многие русские деятели культуры западнической ориентации находили, что обращение к античной и славянской мифологии в культуре Нового времени очень символично, ибо та и другая являются как бы совокупностью древности.

Они антикизировали персонажей славянской мифологии. В особенности эта тенденция была присуща произведениям, созданным в стиле классицизма. Так, славянские русалки становились сиренами, Перун — громовержцем Зевсом, Илья Муромец — Гераклом, Водяной — Нептуном и т. д.

Другой точки зрения придерживались славянофильски настроенные философы, критики и авторы. Они говорили о национальной самобытности русской культуры, о ее оппозиционности западной, об оригинальности ее мифологии. Они считали, например, что Перун первоначально был богом воздуха (Зевс не обладал этой функцией), водяные, поскольку их много, не равны Нептуну, в целом же славянская мифология сохранила исторически более ранний принцип анимизма, 9 утраченный греческой мифологией, поэтому именно славянскую мифологию следует считать более древней.

В конце XX века старая оппозиция западников и славянофилов реанимировалась в связи с актуализацией в постсоветском обществе проблемы выбора историко-культурной ориентации дальнейшего развития.

Актуальность избранной темы также обусловлена плотной насыщенностью отечественной культуры как самими античными и славянскими мифологическими образами, так и их реминисценциями. Они не только в книгах, картинах, музыкальных произведениях, спектаклях, но и в скульптурах, садово-парковых ансамблях, в анимационном кинематографе и так далее. Однако в последнее время интенсивно идет процесс исчезновения не только самих мифологических образов, но и знаний о них у современной молодежи. Эта часть культурного наследия отбрасывается как якобы не нужная человеку постиндустриального общества и заменяется на новую «мифологию» масс-культуры, ориентированную на принцип потребления и примитивный гедонизм. Псевдо-мифы масс-культуры заменяют подлинную мифологию, вошедшую в контекст русской культуры. Поэтому представляется весьма актуальным показать укорененность элементов античной (как общеевропейской) и славянской (как национальной) мифологий во всей совокупности русской художественной культуры.

Цели и задачи исследования.

Исходя из заявленной темы исследования, общая цель работы определяется следующим образом: выявить объем и характер использования мифологических сюжетов в различных видах художественной культуры России XVIII — XIX вв. и определить степень влияния античных и славянских мифов на развитие отечественной культуры в рассматриваемый период.

В связи с этим в процессе исследования встают следующие задачи:

1 — выявить использование мифологических сюжетов во всех областях русского искусства и художественного творчества и проследить динамику этого процесса в хронологическом аспекте;

2 — выявить соотношение элементов античной и славянской мифологий как в различных сферах и видах художественной культуры, так и в процессе исторического развития русской культуры;

3 — раскрыть связи между идеологическими запросами социума и актуализацией мифологических сюжетов;

4 — показать значимость феномена актуализации изучения славянской мифологии в развитии русской культуры XIX века.

Объект исследования.

Объектом исследования является русская художественная культура XVIIIXIX вв. в ее совокупности.

Предмет исследования — произведения на темы из античной и славянской мифологии, а также мифологические сюжеты, персонажи, реминисценции в контекстах произведений, посвященных тем или иным темам.

Материалом исследования служат произведения русской литературы (поэзия, проза, драматургия), живописи, графики, скульптуры, архитектуры, садово-паркового и декоративного искусства, музыки, театра, хронологически охватывающие период примерно со второй половины XVIII века по начало XX века.

Теоретико-методологическая основа исследования задана его предметом, целями и задачами. В своих теоретических построениях автор опирается на концептуальные положения культурной антропологии, обоснованные в работах К. Леви-Строса, М. Элиаде, Э. Тайлора, А. Ф. Лосева, а также на работы крупнейших мифологов, таких как Е. М Мелетинский, Д. Д. Фрезер, Вяч. Вс. Иванов. Базовыми работами по славянской мифологии послужили труды лучших представителей русской мифологической школы A.C. Фаминцына,.

Б.А. Рыбакова, А. Н. Афанасьева. Также учитывались достижения отечественных специалистов по каждому из видов художественной культуры, анализируемых в работе: по литературоведению, искусствоведению, музыковедению, театроведению. Общий подход к русской культуре XVIII — XIX вв. основан на обобщающей концепции Ю. Лотмана. Исходя из этой методологической основы в диссертации применяются методы углубленного культурологического анализа, сравнительно-исторического и синхронного исследования феноменов культуры, являющихся источниками для раскрытия темы. Предпринимается попытка истолкования содержательных аспектов функционирования мифологических тем и элементов в инокультурной среде, их связи с основными тенденциями развития русской культуры Нового времени.

Источниковедческую базу исследования составляет комплекс памятников русской культуры XVIII — XIX вв. вербального и изобразительного характера, выступающих в качестве первоисточника и совпадающих с материалом исследования. В качестве дополнительного привлекается материал, изложенный в специальной литературоведческой, искусствоведческой, музыковедческой и театроведческой литературе. При этом используются новейшие исследования Г. С. Беляковой, Б. В. Селецкого, К.А. .Зурабовой, В. В. Сухачевского и других.

Степень разработанности проблемы.

Античные сюжеты и реминисценции в русской культуре исследовались на уровне констатации их присутствия в конкретных произведениях того или иного автора, в отельных видах культуротворчества. Такие наблюдения имеют эмпирический характер, они разбросаны по многочисленным исследованиям, поэтому не образуют целостной базы данных, необходимых для обобщающего культурологического анализа. Наиболее изученной оказалась античная сюжетика в русской литературе (см. «Мифологический словарь» М. В. Ботвинника, Б. М. Когана,.

Б.В. Селецкого, М. Б. Рабиновича. 1993 г.) и частично в живописи (см. «Мифы и предания» К. И. Зурабовой и В. В. Сухачевского 1993 г.). Исследования, обобщающего и анализирующего данные по всем видам художественной культуры до сих пор не существует. Аналогичная ситуация наблюдается по отношению к славянским мифологическим темам в произведении авторов XVIII — XIX вв. Имеется ряд ценных наблюдений изолированного характера, относящихся к творчеству конкретного художника или к сказочным мотивам, фольклорным элементам в русской живописи. Необходимо отметить, что при этом собственно мифологические элементы не вычленяются из общей суммы фольклорных влияний. Применительно к музыке и театру, до данного исследования, изучено лишь обращение к соответствующей сюжетике, ее связь с общекультурными тенденциями, но лишь на уровне общей констатации. В совокупности обращение к мифологическим темам как апелляции к «своей» и «чужой» древности, истокам культуры, вызванное потребностями времени, не нашло отражения в специальной литературе.

Научная новизна исследования вытекает из состояния исследованности темы. Впервые предпринимается попытка не только обобщения всей базы данных об обращении русской художественной культуры к мифологии, но и осмысление этого феномена в культурологическом аспекте, что позволяет выявить обусловленность этого явления, его органичность для новой русской культуры, взаимосвязи общеевропейской и национальной традиций, общекультурное значение актуализации древних мотивов в хронологически и содержательно ином культурном пространстве, определить степень и характер использования древних мотивов в принципиально иных контекстах.

Научно — практическая значимость работы заключается в том, что она служит основой разработанного автором курса о связях мифологии и культуры, предназначенного для преподавания в лицеях и вузах. Результаты и отдельные наблюдения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в научных.

13 исследованиях по проблемам теории и истории культуры. Материалы диссертации могут стать существенным дополнением к программам этно-культурного и общего эстетического образования. Это весьма актуально, так как, насколько показывают результаты проделанного автором социологического анализа, приводимого в Приложениях к работе, студенты не владеют материалом античной и славянской мифологии, что приводит к неспособности адекватного прочтения текстов культуры, в том числе отечественной классики.

Основные положения выносимые на защиту :

Актуализация мифологических образов и сюжетов шла в русле их «русификации», что свидетельствовало о признании русской культурой своей включенности в общеевропейское культурное пространство и наследие. Это одновременно способствовало перекодированию античных образов в соответствии с традициями отечественной культуры.

Под влиянием обращения к античной мифологии возникает интерес к славянской мифологии, воспринимаемой как своя «античность». При этом славянские сюжеты антикизируются посредством стилистического кода классицизма, что должно было манифестировать их типологическое сходство с античными. Национально особенное подавалось в форме общеевропейского, с целью утверждения своей причастности к фундаментальным ценностям и традициям культуры.

Античная и славянская мифология в пространстве русской культуры XVIIIпервой половины XIX в. не были оппозиционны друг другу, они взаимодействовали и мирно сосуществовали во всех видах искусства.

Глубокая интеграция основных элементов античной мифологии как части культуры в сознании русского дворянства проявилась в XVIII в. в замене античной.

14 сюжетики на реминисцентные указания на нее, внутри художественных текстов произведений на другие темы.

— Место древнегреческих мифов, изгнанных из произведений художественной культуры реализмом, отчасти заняла «своя античность» — наследие древнерусской культуры, а также фольклор, что нашло свое выражение в так называемом «русском стиле», который следует понимать максимально широко, в том числе и как стиль жизни.

Апробация работы. Автором выпущено методическое пособие «Мифологические сюжеты в искусстве русского классицизма» для студентов факультета культурологии Новомосковского филиала (Тульская область) Регионального открытого университета. Кроме того, материалы, представленные в диссертации, активно используются в образовательном процессе. Основные результаты и некоторые вопросы, затронутые в диссертационной работе, опубликованы в виде статей и тезисов, а также были представлены в выступлениях на конференциях:

— межвузовская конференция «Судьбы демократии в России» (Новомосковск, 1998), международная конференция «Чувства добрые я лирой пробуждал» (Новомосковск 1999),.

— межвузовская конференция «Человек, наука, общество» (Новомосковск 1999), научно-теоретическая конференция «Народное творчество в русском искусстве» (Новомосковск 2000),.

— II межвузовская конференция «Человек, наука, общество» (Новомосковск 2000).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения. Первая глава посвящена культурологической проблеме возрождения античных идеалов и образов в культуре классицизма в XVIII.

ВЫВОДЫ.

Классицизм — общеевропейский стиль искусства, особенностью которого является обращение к античному наследию. В период абсолютизма, выбирая античные сюжеты, созвучные времени, авторы использовали их как аллегорию.

Сравнивая классицизм с романтизмом, следует отметить частое использование в XVIII в. тем, возвеличивающих царя и власть. Классицистская эстетика, многим обязанная теоретическим взглядам Аристотеля и Горация, носила нормативный характер: строго придерживалась деления на жанры (главными из которых были комедия и трагедия), требовал, а соблюдения трех единств в литературе и строгих канонов в живописи. Мифология стала источником творчества многих писателей, художников, скульпторов, композиторов.

Основные каноны и положения классицизма, разработанные в Западной Европе, были освоены и творчески переработаны русскими деятелями культуры и искусства, в результате чего была создана самобытная национальная форма русского классицизма. Фундаментом этого направления в России стали реформы Петра I.

Самыми распространенными персонажами античной мифологии, упоминаемыми в русской литературе XVIII века являются: музы трагедии и комедиибог Аполлон, покровитель искусствпевец Орфейкрылатый конь Пегас, символизирующий полет вдохновенияВакх — бог виноделия, на праздненствах которого рекой льются песни и стихи, а не только вино. Русская поэзия эпохи классицизма далека от печальных мифологических сюжетов, у нее не в чести ни Аид, ни Посейдон, ни Прокруст и Полифем, ни Сизиф и Тантал. Литераторы воспевают поэзию бытия, радость жизни, красоту, любовь к искусству, жажду творчества. Поют гимн Марсу, являющему собой аллегорию побед русской армии и Минерве, ассоциируя ее с просвещенной монархиней Екатериной II .

В сравнении с литературой, в русском театре XVIII в. значительно расширяется круг тем, заимствованных из античных мифов. Все чаще упоминается о Венере — любви, о стрелах Амура. Подчас древнегреческая мифология выступала в ином ключе, как протест против деспотизма монархии, как сатира на.

48 екатерининских придворных, как аллегорическое изображение существующих человеческих пороков и ошибок.

Благодаря литературе, русская музыка сделала переход от религиозных сюжетов к светским. Она стала сопровождением театральных и танцевальных представлений, использовалась на ассамблеях. Мифологические сюжеты, используемые в оперном жанре были продиктованы литературными либретто.

Новый стиль — русский классицизм утвердился во всех видах изобразительного искусства. Стремление скульпторов и живописцев показать красоту обнаженного человеческого тела, не входя в противоречия с целомудрием христианства, подвигло их на избрание мифологических сюжетов, рисующих Венеру, Диану, Прометея, Геракла, нагота которых воспринималась как естество природы, как эталон. Летний сад — это музей скульптурных портретов древнегреческих богов. Скульптуры, украшавшие архитектурные сооружения «говорили» о предназначении здания (морские нимфы у ворот Адмиралтейства — аллегории величия России как морской державы, крылатый Гермес на фронтоне Биржи — аллегория процветания русской торговли).

Сюжеты из античной мифологи проникли и в русский быт. Интерьеры создавались в духе благородной простоты и сдержанности, а в мебели, посуде и тканях появились античные мотивы (изображение амуров). Увлечение античностью заставило отказаться от сложного пышного костюма и в моду вошли свободные платья со струящимися складками, с высоким поясом на античный манер.

С культурологической точки зрения ценность этого пласта русской культуры не только в ее эстетической стороне. Она несет в себе художественно-концептуальную функцию — искусство как анализ состояния мира.

Определившийся круг античных тем и образов позволяет прийти к определенным выводам. Античная мифология интегрировалась в русскую культуру, стала общим фоном лексики культуры, доступным восприятию общества,.

49 определила систему культурных символов социума, его профессиональной культуры.

Из античного наследия именно мифология выбирается эталоном классического, при этом происходит замена ее культурного кода с религиозно-языческого на общесимволический, выработанный в ходе освоения античной культуры в эпоху Возрождения. Символы лишь персонифицируются отдельными богами и героями, которые выступают как олицетворения тех или иных понятий и качеств.

А.Ф. Лосев утверждал, что в XVIII в. русское общество было глубоко захвачено античностью. Издавались энциклопедии, грамматики, словари, сборники по стихосложению, мифологии, собрания афоризмов, латино-греческо-французские разговорники. Греко-латинская образованность была всем доступна, античность пронизала и литературу и искусство, ею дышали, ею жили.(25).

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СЮЖЕТОВ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XIX ВЕКА.

§ 1. Античная мифология в русской культуре XIX века.

Русская культура неотделима от истории общественно-политической мысли XIX столетия. Крупнейшие события века: Отечественная война 1812 года, восстание 14декабря 1825 года, отмена крепостного права 1861 года, непосредственно отразились на развитии культуры, образования, технического и духовного роста нации. XIX век русской культуры, по праву названный золотым, был временем невиданного взлета русской литературы, музыки, театрального и изобразительного искусства, архитектуры и хореографии. Конец века ознаменовался появлением технических видов искусства: фотографии, фонографа, кино.

Отечественная война 1812 года внесла в настроения эпохи идеи национального освобождения, усилила остроту патриотических чувств русских людей, активное стремление к добру и справедливости. Люди передовой общественной мысли, участвовавшие в освобождении Европы от нашествия Наполеона, в качестве офицеров русской армии, имели возможность близко познакомиться с процессами ломки феодально-абсолютистского строя в европейских странах. Низвержение престолов стало знамением времени. Лучшие люди из дворян понимали, что русский народ, освободивший Европу от гнета завоевателя, должен быть освобожден от рабской зависимости в своем отечестве. Идеологическое противостояние западников и славянофилов в 18 301 840-х годах подготовило крупнейшую политическую реформу — отмену крепостного права в 1861 году. В лагере тех и других было много представителей искусства. Они, несмотря на ограничения цензуры занимали активную социально-политическую позицию.

Вольнолюбивые настроения достигли своего пика в политической деятельности декабристов, организовавших и осуществивших восстание 14 декабря 1825 года. Декабристы, воспитанные на идеалах русского и европейского Просвещения, выступавшие против крепостничества и государственной деспотии, своей трагической судьбой воплотили в жизнь мысль о жертвенной роли героической личности в истории.

А.Ф. Лосев писал, что они, воспитанные на героях-республиканцах древности, признавались: «В то время мы страстно любили древних: Плутарх, Т. Ливий, Цицерон, Тацит были у каждого из нас почти настольными книгами». На вопрос следственной комиссии, откуда заимствованы его вольнодумные идеи, П. И. Пестель ответил: «Я сравнивал величественную славу Рима во дни республики с плачевным ее уделом под управлением императора» (26).

Глубоко правдивый анализ действительности, разоблачение социальных пороков, утверждение новых нравственных идеалов — вот характерные черты искусства конца XIX века. Небывалый всплеск русской и славянских культур в XIX веке предсказывал один их первых русских культурологов — Н. Я. Данилевский. Несмотря на высокую и достаточно объективную оценку достижений западноевропейской цивилизации, он выразил оптимистическую надежду на расцвет России и родственных ей народов.

Задатки способностей, тех духовных сил, которые необходимы для блистательной деятельности на поприще наук и искусств, бесспорно, представлены уже и теперь славянскими народами, при всех неблагоприятствовавших тому условиях жизнии мы вправе, следовательно, ожидать, что с переменою этих условий разовьются и они в роскошные сады и плоды" (27).

Каждая эпоха требует определенного уровня культуры в сфере материального производства, в религии, философии, политике, науке, в фольклоре, искусстве.

Реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух укладов — «почвы» и «цивилизации» — по терминологии Б. Ключевского. Основные черты «почвы» сложились в условиях Московского царства. «Почва» развивала традиции богатой русской культуры, сохраняла и берегла жизненные традиции и уклады. «Цивилизация «- это уклад западного типа. Представителями этого уклада была профессиональная интеллигенция и промышленники. Пропасть между «почвой» и «цивилизацией» выражалась в лингвистическом разрыве (одни говорили на русском — другие на французском), и в разных ценностях, идеях, и в тяготении к различным путям развития. Расколотость России, противостояние двух культур — важнейший фактор, определивший развитие России в XIX веке.

В течение XIX века все завоеванные территории включались как составная часть в единое государство, где проживали около 165 народов, относящихся к разным типам цивилизации. Национальное самосознание складывалось в контакте с другими народами. Будучи рядом с другими народами, русские впитывали все лучшее, что было в многонациональной культуре. В этом один из «секретов» богатства русской культуры.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ.

Вступивший на престол Александр I и его молодые друзья занялись организацией народного просвещения: 8 сентября 1802 года был издан манифест об учреждении министерств, в том числе народного просвещения (министр Сперанский), а в 1803 -1804 гг. проведена реформа образования.(28) Самое непосредственное участие в ее выполнении принимал Александр I. В числе его реформ — открытие Царскосельского лицея, в стенах которого вырос и стал поэтом A.C. Пушкин. К дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание», направленное на то, чтобы отшлифовать личность соответственно определенному образцу. (29).

Кроме новых университетов в Харькове, Казани, Томске и Одессе, в России открылись специальные высшие учебные заведения — горные, лесные, сельскохозяйственные институты.

Замечательно то, что на фронтоне здания горного института в Москве, изображена скульптурная композиция, открывающая перед зрителями подземное царство античного бога Аида, а на сельскохозяйственном институте барельеф с изображением богини земледелия и плодородия — Деметры.

Атмосфера любви и уважения к грекам и римлянам дала возможность В. Г. Белинскому прийти к выводу о том, что греческий и латинский языки должны быть краеугольным камнем всякого образования, фундаментом школы. Один из разделов словесности включал в себя непременное изучение мифологии. «Теперь понятно, почему Пушкин любил „печать недвижимых дум“ на лицах царскосельских мраморных богов и „слезы вдохновения при виде их рождались на глазах!“. Поэт был настолько пронизан духом античной мудрости и слова, что когда филолог-классик Мальцев бился над каким-то местом из трудного Петрония, Пушкин прочел и тотчас же объяснил ему его недоумение, хотя вовсе не блистал исключительным знанием латинского языка.» (27).

Изучение эстетики, в которой «философским оком» рассматриваются законы красоты, считалось необходимым для каждого образованного и мыслящего человека. Проведенная в 90-е годы XVIII века реформа литературного языка Н. Карамзина, позволила привлечь к чтению широкий круг населения России. К началу века в стране издавалась 1131 газета на 24 языках. В 1899 году цензурой была допущена к печати книга Р. Менара «Мифы в искусстве старом и новом» из которой новые читательские поколения открывали для себя античные мифы как явление, над которым не властно время.

Таким образом, наука «любомудрия» и искусство становятся органичным компонентом образования и неотъемлемой частью прогрессивной духовной культуры русского общества. Научные открытия XIX века вновь поставили под сомнение смысл религиозных суждений, но отнюдь не искоренили в людях веру в Бога и любовь к мифологии, будь то греческая, германо-скандинавская или славянская. По мнению французского этнографа К. Леви-Строса: «Мифы нужны, а порой даже необходимы целым народам, ибо там где они возникали и бытовали, они всегда принимались за правду, какими бы неправдоподобными они не были». (30) Устойчивое тяготение к мифологическим сюжетам в начале XIX веке в России объясняется остаточным влиянием классицизма и развивающимся и все более крепнущим романтизмом, который в середине века становится доминирующим.

Своеобразие XIX века в проявлении неподдельного интереса к национальному фольклору, к славянской мифологии. Романтики стали черпать вдохновение в мифологических мотивах не только античных народов, но и народов собственных — кельтов, германцев, славян. В качестве примера можно привести «Вечера на хуторе близ Диканьки» В. Гоголя, «100 русских народных песен» .

H.A. Римского-Корсакого, цикл картин на сюжеты русских сказок В. М. Васнецова. Изучение национальной мифологии — характерная черта и общая тенденция не только романтиков России, но и Европы. Романтизм в XIX веке, особенно немецкий, частично английский, проявил большой неформальный интерес к мифологиям в связи с философскими спекуляциями о природе, о народном духе или национальном гении, в связи с мистическими тенденциями. Но романтическая интерпретация мифов является крайне вольной, нетрадиционной, творческой, становится инструментом самостоятельного мифологизирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.И. Тютчев в стихотворении «Весенняя гроза» дал описание Гебы, дочери Зевса и Геры, богини юности, подносившей богам нектар и амброзию.1. Ветренная Геба, 1. Кормя Зевесова орла,
  2. Громокипящий кубок с неба,
  3. Смеясь на землю пролила". В прозаических произведениях разного содержания русские литераторы нередко упоминали героев античных мифов, многие из которых стали именами нарицательными.
  4. Денис Давыдов в «Военных записках» вскользь вспоминает Телемаха, сына Одиссея («Первая весть о войне заставила меня. возвратиться, подобно Телемаху, к моему долгу»).
  5. Под долгом Телемаха, автор подразумевает его участие, вместе с отцом, в бою с женихами. Именно так юноша утверждается в своей доблести.
  6. Наш ментор, помните колпак его, халат,
  7. Перст указательный, все признаки ученья".
  8. Эсхин возвращался к пенатам своим".
  9. К. Батюшков послание Жуковскому и Вяземскому начинает строками «Отечески пенаты, о преступы мои».
  10. Огромное количество произведений посвящено Музе источнику вдохновения многих поэтов, художников, музыкантов.
  11. A.C. Пушкин «Являться муза стала мне»
  12. К. Батюшков «Я чувствую, мой дар в поэзии погас
  13. И муза пламенник небесный потушила».
  14. A. Дельвиг -" По утрам со мною муза, 1. С ней пишу я не мешай!"
  15. B. Жуковский -" Я музу юную бывало".(32)
  16. В творчестве Александра Сергеевича Пушкина античность заняла одно из видных мест. Персонажи из античной мифологии встречаются уже в его раннем триумфальном стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».
  17. Там в тихом озере плескаются наяды. Его ленивою волной." В другом раннем стихотворении «Леда», Пушкин повествует о дочери царя Фестия, к которой Зевс прилетал в виде лебедя. От этого союза родилось яйцо из которого вылупилась Елена Прекрасная.
  18. Древнеиталийский бог плодородия, покровитель скотоводства и земледелия Фавн, описан поэтом в стихотворении «Фавн и пастушка». «Сатир явился пьяный С кувшином круговым- Он с мутными глазами Пути домой искал И козьими ногами Едва переступал».
  19. Вы, деревенские Приамы".(Глава VII 4) и Терпсихора, муза танца,
  20. Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полет?".(Глава V, 19) и река забвения Лета, по которой перевозчик Харон переправляет души умерших в царство Аида.
  21. Быть может в Лете не потонет
  22. Строфа, слагаемая мной".(Глава 11,40)1. И память юного поэта
  23. Проглотит медленная Лета".(Глава VI, 22).
  24. Вспоминает Пушкин в «Евгении Онегине» и Циклопа. В современном языке иносказательно Циклоп кузнец, «Сельские Циклопы
  25. К священной жертве Аполлон». (Поэт") — О Геркулесе -" Какие плечи!
  26. Что за Геркулес".(Каменный гость") — О Беллоне, сестре бога войны Марса. Служение Беллоне военная служба. «Питомец пламенный Беллоны».(«А.С. Орлову») —
  27. Об острове Итака, родине Одиссея «О Москва, Москва — Итака».(«Письмо Вигелю»).
  28. Знание античной мифологии при прочтении произведений Пушкина необходимо, так как ее герои способствуют более точному раскрытию образа и во многих произведениях поэта стали именами нарицательными.
  29. Радищев, Декабристы, Пушкин). Пушкинская школа и прежде всего сам Пушкин -это расцвет красивой и благородной античности в первой половине XIX века", -(33) писал в своих исследованиях А.Ф. Лосев
  30. Из окон высовывались неподкупные головы жрецов Фемиды" .(«Мертвые души»).
  31. В этой же поэме можно встретить строки, посвященные Вакху богу виноделия.
  32. Палатские чиновники приносили частые жертвы Вакху". В повести «Невский проспект Н. В. Гоголь описывает официанта Ганимеда -иносказательно виночерпия Зевса.
  33. Сонный ганимед, летавший вчера, как муха с шоколадом.»
  34. В «Рудине», беспорядок, Хаос, сравнивает с прической: «Помню до сих пор, какой я хаос носил на голове».
  35. Шли в заточение с нашими титанами абавшими небо, их жены, боярыни и княгини, сложившие свой сан, титул, не есшие с собой силу души и великой красоты".(«Обрыв»).
  36. Приведем подборку мифологи^ их реминисценций у других писателей. Компания, обыгравшая гуса' .оставалась в убеждении, что нашла для себя «золотое руно».(Крестовский 3. «Петербургские трущобы»).
  37. Низенький человек откланялся, как подобает истинному сыну Эскулапа" (Крестовский В. В, «Петербургские трущобы»)
  38. Фортуна начала благоприятствовать мне с первого шага" (Лесков Н.С. «Полуношники»)
  39. Или запрядет пенелопину пряжу и станет исканиями женихов забавляться да тешится".(Лесков Н.С. «Старые годы в селе Плодомасове»)
  40. Как вы мне надоели с вашим менторским тоном" (Лесков Н.С. «Обойденные»).
  41. Вы столь неопытны, что роль дельфийской пифии вам не к лицу".(Шишков В.Я. «Емельян Пугачев»).
  42. В моем воображении одна за другой вставали картины его одиссеи" (Короленко В.Г. «Соколинец»).
  43. Она.обвела присутствующих олимпийским, величественным взглядом" (Григорович Д.В." Два генерала").
  44. В уме моем быстро проносится стих Гомера об узкогорлой черноморской бухте, в которой Одиссей видел кровожадных листригонов"(Куприн А.И. «Тишина»).У Куприна есть цикл рассказов о черноморских рыбаках-греках «Листригоны».
  45. Какой-то лабиринт. Двадцать шесть комнат, разбредутся все, и никого никогда не найдешь". (Чехов А.П. «Дядя Ваня»).
  46. Почти в каждом произведении есть иносказания: менторский тон, пенелопина пряжа, лабиринт комнат, хаос в прическе, улыбка Сфинкса.1. ЖИВОПИСЬ.
  47. В творчестве К. П. Брюллова соединение классическо-романтических тенденций проявилось именно в работах на сюжеты античной мифологии, таких как «Эрминия у пастухов», и «Спящая Юнона и Парка с младенцем Геркулесом» из Третьяковской галереи.
  48. П.Ф. Соколов тоже написал своеобразную иллюстрацию к «Илиаде». Он автор картины «Андромаха оплакивает убитого Гектора».
  49. Неуязвимого Ахилла, художник изобразил склоненным над бездыханном телом верного друга.
  50. В творческом наследии художника .К. Михайлова есть картина «Лаокоон», а у А. Е. Егорова «Купающиеся нимфы».
  51. Музыкальный и художественный критик В. В. Стасов, защищал идею неразрывной связи художественного творчества с жизнью и судьбой своего народа: «Только там есть настоящее искусство, где народ чувствует себя дома и действующим лицом».(36)
  52. Расцвету передвижничества способствовал крупный предприниматель Павел Михайлович Третьяков, отдававший значительные средства на приобретение произведений отечественных художников-реалистов.
  53. В развитии русской архитектуры XIX века можно выделить три периода. Первый с начала столетия до Отечественной войны 1812 года, второй -дореформенный, третий- после реформы 1861 года.
  54. XIX век был ознаменован созданием главнейших ансамблей Петербурга, в которых, как и в XVIII в. декор использовал античные мифологические сюжеты.
  55. В круглой скульптуре академически трактованные мифологические сюжеты также нашли свое воплощение:1. Толстой Ф. П. «Морфей»
  56. П.А. «Сатир и нимфы».1. Орловский Б. И. «Парис»
  57. Вакхическую тему разрабатывал A.C. Даргомыжский. Его опера-балет «Торжество Вакха», на стихи Пушкина, была поставлена в 1867 году в Большом театре.
  58. Вот он, Вакх! О час отрадный!
  59. Державный тирс в его руках-1. Венец желтеет виноградный1. В чернокудрявых волосах".
  60. H.A. Глазунов автор Вакхической песни" на стихи А. С. Пушкина. В его балете «Раймонда» есть хореографическая сцена Вакханалия — праздненство в честь Вакха, бога веселья и вина.
  61. Тезей и Ариадна «Антонолини 1817 г.
  62. Федра или поражение Минотавра» Кавоса 1825 г.
  63. Амур и Психея" Кавоса 1808 г.
  64. Зефир и Флора" Кавоса 1818 г.(41)
  65. В XIX веке русский балет воспитал целую плеяду талантливых балерин и танцовщиков:
  66. Протогон", то есть перворожденный, и «Фаэтон» сияющий- это крылатый бог, меткий стрелок, который владеет ключами от эфира, неба, моря, земли, айда и тартара.
  67. А.И. солистка Петербургского Большого театра. В 1816 году успешно исполнила партию Галатеи («Ацис и Галатея» Кавоса) и сразу заняла положение ведущей танцовщицы. В 1822 году танцевала Флору в балете «Зефир и Флора».
  68. Е.И. (урожденная Неелова) артистка балета. Танцевала центральную женскую партию в балете «Медея и Язон» Рудольфа. Художник Варнек написал портрет известной танцовщицы.
  69. A.C. балерина и балетмейстер. Преподавала в Смольном и Екатерининском институтах. Танцевала партию Арианны («Тезей и Арианна, или поражение Минотавра» Антонолини).
  70. З.И. артистка балета и педагог. В 1856 г. исполнила сольные партии в балете «Наяда и рыбак» Пуни.
  71. И.Н. артист балета и балетмейстер, постановщик балетов Пуни. С 1898 года балетмейстер Большого театра.(43)
  72. Академический классицизм со своими античными сюжетами оставался официальным направлением в художественной культуре России. Это отразилось и на репертуаре ведущих русских актеров:
  73. П.М. драматический актер, выступал так же в операх. Сыграл партию Стикса в «Орфее в аду», опера-фарс Оффенбаха.
  74. П.С. великий русский актер, с успехом дебютировал в Малом театре в роли Полиника в трагедии «Эдип в Афинах».
  75. М.В. русский антрепренер, актер, театральный деятель. Красивая внешность, врожденный темперамент и музыкальность обеспечили ему большой успех в опереточной роли Париса в «Прекрасной Елене» Оффенбаха.
  76. М.И. русская актриса, ученица Шаховского, дебютировала на петербургской сцене 1897 году роли Антигоны в пьесе «Эдип в Афинах» Озерова.
  77. Блюменталь-Тамарин А.Э. русский актер и режиссер. В 1883 году в Москве сыграл Менелая в «Прекрасной Елене „Оффенбаха.
  78. М.И. актриса и антрепренер. Медея была ее лучшей ролью в одноименной пьесе Суворина.
  79. В творческом наследии А. П. Чехова можно встретить рассказ „Ведьма“, а у М. Ю. Лермонтова стихотворение „Три ведьмы“. Этот персонаж одинаково часто встречается и в поэзии и в прозе.
  80. То есть, конечно, они ее ведьмой считают по своей мужицкой необразованности“.(А.И. Куприн „Олеся“).
  81. Ведьму считают любовницей черта, злого существа, имеющего облик людей, но с рогами, копытами, хвостами, свиным рылом. Черти, бесы, демоны -обобщенное название злых духов.
  82. В русском фольклоре встречается множество сказок о злых существах :» Лутонюшка и ведьма", «Солдат, черт и смерть», «Ивашко и ведьма», «Солдат и черт», «Черт».(51)
  83. Очень часто в произведениях русских писателей и поэтов XIX века, герои славянской мифологии упоминаются иносказательно.
  84. В повестях Гоголя упоминается этот персонаж славянской мифологии. «Старухе, продававшей бублики почудился Сатана в образе свиньи, который беспрестанно наклонялся над возами, как будто искал чего».(«Сорочинская ярмарка»),
  85. А чтоб ты, проклятый Сатана, не дождал детей своих видеть".(«Заколдованное место»).
  86. Вий, в славянской мифологии персонаж, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами. По русским и белорусским сказкам, веки, ресницы или брови Вию поднимали вилами его помощники, отчего человек, не выдерживающий его взгляда, умирал.
  87. Такой образ русалки описан в стихотворении A.C. Пушкина: «.закипели волны88
  88. Катерина не глядит ни на кого, не боится безумная русалок, бегает поздно». (Н.В. Гоголь «Страшная месть»).
  89. Хохотом лешего лес наполняется" (А.Н. Некрасов «Выбор») «Домовому» стихотворение A.C. Пушкина.
  90. А.П. Чехов написал комедию «Леший», которая была поставлена в частном театре М. И. Абрамовой, но успеха не имела. Позднее автор на ее основе создал новую пьесу «Дядя Ваня».
  91. A.C. Аренский написал «Фантазию на темы Рябинина» для фортепиано с оркестром. Произведение основано на двух эпических былинах «Былине об Илье Муромце» и «Былине о Вольге и Микуле».
  92. А.К. Лядов в фортепьянной пьесе «Про старину» рисует образ Баяна. Эпический певец-поэт Баян, известен по «Слову о полку Игореве». Имя Баян встречается также в надписях Софии Киевской и в Новгородском летописце.(61)
  93. Интересно, что Н. Кукольник драматург и поэт, друг Глинки, издал свой «дневник» как источник биографии Глинки в журнале «Баян». Название журнала вытекает из общей тенденции русских деятелей искусства обращаться к фольклору и старине.
  94. Ночь перед Рождеством" опера П. И. Чайковского (во второй редакции опера названа «Черевички»).
  95. Самобытные, глубоко национальные произведения Пушкина и Гоголя, в которых отразились русские обычаи, история, песни и сказки легли в основу сюжетов популярных музыкальных произведений.
  96. На сюжет пушкинской поэмы «Русалка» написали оперы A.C. Даргомыжский и С. И. Давыдов. По повести Гоголя «Вий» написана симфоническая поэма Б. Яновского и две оперы M. J1. Крапивницкого и А. Горелова.
  97. В весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка», вдохновившей двух великих русских композиторов, соседствуют добрые и злые силы, вместе сосуществуют Ярило, Дед Мороз, Весна, Снегурочка, Лель, Леший.
  98. Ярила (Ярило) ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, сексуальной мощи.1. Свет и сила, 1. Бог Ярило.1. Красное Солнце наше!
  99. Нет тебя в мире краше.(А.Н. Островский «Снегурочка»)
  100. Мороз бог зимы, холодов. Вечно воюет с Весной, сопротивляется ее приходу. В его подчинении снегопады, вьюги да метели.
  101. Не ветер бушует над бором, 1. Не с гор побежали ручьи, 98
  102. Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Идет по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет
  103. Известную параллель к сказочно-эпическим операм Римского-Корсакова представляют фантастико-мифологические оперы Вагнера, завершающие развитие романтического оперного жанра в немецкой музыке.
  104. Уникальным явлением в русской музыке XIX в. стала опера-балет Римского-Корсакова «Млада». Композитор воссоздает старинный купальский обряд, выводит на сцену духов тьмы: Морену, Чернобога, Кащея, ведьм, оборотней, кикимор.
  105. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
  106. Пан как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, панический страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели. Таким он и изображен на картине Врубеля.
  107. Стрибог бог воздушных стихий, верховное божество неба и Вселенной. Один из богов пантеона Киевского князя Владимира. В «Слове о полку Игореве» он упоминается так:1. О, Русская земля, когда бы только за холмами ты!
  108. Не ветры ль, Стрибожьи внуки, шумят с моря стреламина храбрые полки Игоревы?!"
  109. Полевой (полевик) дух, охраняющий хлебные поля- имеющий тело черное, как земля- глаза разноцветные- вместо волос- длинная трава. Шапки и одежды нет никакой. Его появление сопровождается сильными порывами ветра.
  110. Итак, русские скульпторы, художники и архитекторы, работавшие в разных направлениях, несомненно внесли свой самобытный вклад в национальное искусство, сыграв важную роль в его формировании и развитии.1. ВЫВОДЫ
  111. Итоги данного исследования могут быть сформулированы следующим образом:
  112. Впервые предпринимаются попытки комплексного и интердисциплинарного обращения русской художественной культуры XVIМ-Х1Х веков к мифологическому наследию греков, римлян и славян.
  113. M.B. Всеобщая история искусств. М.-П., 1949.-507с.
  114. И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979.- 679с.
  115. Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914 — 308с.
  116. М.В. Мифологические сюжеты в искусстве русского классицизма, Новомосковск.: РОУ, 1999.-34с.
  117. .Н. Русский драматический театр .- М.: Искусство, 1976.-382с.
  118. Афанасьев A. J1. Народные русские сказки- В 3 т.-М., 1958.
  119. А.Н. Древо жизни. М.: 1982.-458с.
  120. Антология культурологической мысли /Автор-сост .С .П. Мамонтов, A.C. Мамонтов. М.: РОУ. 1996,-352с.
  121. А.И. Человек и мир культуры .- М.: Изд-во МГИК, 1992.-237с.
  122. А.Н. Культурология. Минск.: Изд-во «Дизайн ПРО», 1998, — 159с.
  123. A.A. Антропологические теории культуры, — М: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998.-241с.
  124. Г. С. Славянская мифология, М.: Просвещение, 1995.-238с.
  125. O.A. Культурология. Культура России XVLLI XIX веков. — М.: ГИС, 1997.-415 с.
  126. Э. Рембрандт. СПб., 1918.-112с.
  127. Н.В. Три века русской поэзии. М.: Искусство, 1979.430с.
  128. В.Г. Поли. Собр. Соч. -Т.7.- М.: Просвещение, 1957.- 320с.
  129. М.Н., Коган Б .М. Рабинович М. Б., Селецкий Б П.
  130. Мифологический словарь. М.: ТЕРРА., 1993.-398с.
  131. Богомолов А. С Античная философия. М: Изд-во Московского ун-та, 1985.-368с.
  132. Ф.И. Русский богатырский эпос.-Воронеж., 1987.-387с.
  133. Т.И. История русской культуры .- М.: Изд. центр A3, 1996,-208с.
  134. A.M. Культурно-исторические ритмы .- М.: Изд-во Моск. гос. откр. ун-та, 1995.-24с.
  135. Е. Русская поэзия XVLU века. М.: Современник,-1974.-412 с.
  136. Вольтер. Катехизис честного человека//Антология культурологической мысли. Авт.-Сост. С. П. Мамонтов, A.C. Мамонтов, — М.: Изд-во РОУ.1996, — 353с.
  137. Введение в культурологию /И.Ф. Буйдина, Е. В. Попов.- М.: Владос, 1996, — 335с.
  138. Г. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996.-152с.
  139. В мире мифов и легенд /Под ред. Синельченко В. Н,-СПб. 1995.-584с.
  140. Гадамер Г. Г .Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.-367с.
  141. T .С. История русской культуры, М.: Юрайт, 1998.576 с
  142. А.Н. Музыка в русском драматическом театре,— М.: Искусство, 1955, — 376с.
  143. П.П. Всемирная история искусств, М.: Современник, 1996,-494с.
  144. Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры.- М.: Юрайт, 1998.-672с.
  145. Губман Б J1. Западная философия культуры XX века.- Тверь: Изд-во ЛЕАН, 1997.-287с.
  146. П.С. Философия культуры .- М.: Аспект Пресс, 1995.-288с.
  147. Н.Я. Россия и Европа. СПб.: Глагол. 1995.-515с.
  148. Л. На рубеже веков. Л.: Советский писатель, 1977.-364с.
  149. H.A. Краткая история искусств. М.: Просвещение, 1985, — 386с.
  150. Древняя Греция и Древний Рим /Сост. Воронков А.И.- М., 1961.-523с.
  151. Древнерусские повести /Предисл. С. Курилова, — Тула: Приокское из-во, 1987.-480с.
  152. Т.М. Орлова Э.А Основы социокультурного проектирования. -М.: Рик, 1995.-15 Ос.
  153. Ю.Н. Основы культурной антропологии /СПбГУ. -СПб.: Из-во СПбГУ, 1994, — 48с.
  154. Л.Г. Мировая художественная культура. М.: Academia, 1998.-446с.
  155. .С. Социальная культурология.- М.: Аспект-пресс, 1996, — 591с.
  156. К.К. Начало научной разработки истории Древней Греции в России /История русской цивилизации в русской науке. Античное наследие, — М., 1991.-119с.
  157. К. А. Сухачевский В.В. Мифы и предания. М.: Терра, 1993,-277с.
  158. С.Н. История культуры. -СПб.: Изд-во СПбГАК, 1996,-264с.
  159. Л .Г. Социология культуры. -М. :Логос, 1998. 278с.
  160. ИльинаТ.В. Русское и советское искусство. М.: Просвещение, 1989.-324с.
  161. В.Н. Эссе о русской культуре. СПб.: Акрополь, 1997.461с.
  162. История России XIX начала XX вв. /Под ред. В. А. Федорова. — М.: Зерцало, 1998, — 752с.
  163. История русского искусства /Под, ред. И. А. Бартенева, Р. И. Власова. М.: Изобразительное искусство, 1987, — 396с.
  164. История и теория мировой и русской культуры /Сост.: A.A. Оганов, И. Г. Хвангелъдиева. М.: МЭГУ, 1992. -189с.
  165. Искусство: Живопись.Скульптура. Архитектура. Графика. В 3-х ч. /Сост. М. В. Алпатов и др. М.: Просвещение, 1987, — 288с.
  166. История культуры России /В.И. Добрынина, Т. И. Балакина, Ю. И. Семенов, — М.: Общеетво «Знание», 1993.-222с.
  167. М.С. Морфология искусства. -Л .: Наука, 1973. -192с.121
  168. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996,-415с.
  169. A.C. Основы культурологии. Морфология культуры. -СПб. Лань, 1997. 507с.
  170. Э. Техника современных политических мифов //Антология культурологической мысли. Авт.- Сост. Мамонтов С. П., Мамонтов A.C., — М.:Юрайт, 1996.-351с.
  171. П. Классицизм как необходимая основа гимназического образования. М.: 1891.-Вып. 1 — 34с.
  172. П.М. Культура: человеческое измерение. СПб.: Из-во СПбГУ, 1997- 136с.
  173. Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. -М.:Наука, 1986 292 с.
  174. Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1966.-519с.
  175. Д.Н. Социология культуры. Изд-во УрГУ, 1992, — 119с.
  176. И.В. Введение в историю русской культуры.-М.: Аспект Пресс. 1997, — 687с.
  177. Культура: Теория и проблемы / Т. Ф. Кузнецова. И. О. Шайтанов, — М.: Наука, 1995,-275с.
  178. Г. С. Понятие энтелехии в истории культуры //Вопросы философии. -1993. -№ 5 с. 64−74.
  179. В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. П.- М, — 1958, — с.49
  180. O.A. Эстетика. М.: Аспект Пресс. 1998, — 480с.
  181. И. К. Культурное наследие: современные проблемы, — М.: Наука, 1987, — 173с.
  182. Культурология. XX век: Антол. /Сост. С. Я. Левит, — М.: Юристъ. 1995.- 703с. (Лики культуры.)
  183. Культурология. XX век. Аксиология, или философия исслед. природы ценностей: Антол. /Рос. АН. Ин-т научн. Информ. по общим наукам- Отв. ред. ИЛ. Галинская, — М.: ИНИОН, 1996, — 144с. (Лики культуры).
  184. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1989.37 с.
  185. Леви-Строс К. Руссо отец антропологии /Антология культурологической мысли. Авт.- Сост. С. П. Мамонтов, A.C. Мамонтов, — М.: РОУ, 1996,-313−316с.
  186. А.К., Солодовников A.B. .В. В. Стасов. Искусство, 1980, — 382с.
  187. А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии,— М.: 1957, — 620 с.
  188. А.Ф. Античный космос и современная наука, — М., 1927.-550с.
  189. А.Ф. Диалектика, мифа, — М., 1930.-268с.
  190. А.Ф. Философия. Мифология. Культура, — М.: Политиздат, 1991. 524с.
  191. Ф.М. Российская история в таблицах,— СПб.: Гелион Плюс, 1998, — 320 В.123
  192. С.П. Основы культурологии.-М.: Изд-во РОУ, 1996.-272с.
  193. А.П. Отечественная культура как предмет культурологии, — СПб.: СПб ГУП.1996, — 285с.
  194. Р. Мифы в искусстве старом и новом,— М.: Молодая гвардия, — 1992.-277с.
  195. П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3-х томах и4. х кн. М., 1993−1995.
  196. A.B. Античность как идеал и культурная реальность XVU-XX века //Языки культуры. М.: Языки русской культуры, 1997, — 521с.
  197. A.B. Языки культур. М.: Языки русской культуры.1997.-909с. /Язык, Семиотика. Культура/.
  198. О.С. Как воспитывали русского дворянина. М.: Наука.-1995. 75с.
  199. Морфология культуры. Структура и динамика /Г.А. Аванесова, Э.А. Орлова/.- М.: Наука.1994,-414с.
  200. А.И. Мифы Древней Эллады,— М.: Просвещение, 1992.-319с.124
  201. Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру //Ницше Ф, Сочинения в 2-х томах, — М.: Мысль, 1997,-Т.1.- с.59−157.
  202. A.A. К истории классического образования в России/ 1860-начало 1900-х годов /Античное наследие в культуре России.- М., 1996,-С. 203−229.
  203. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия. Культура /Пер.с исп.-М.: Искусство, 1991,-588с.
  204. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства //Антология культурологической мысли. Авт.-сост. С. П. Мамонтов, A.C. Мамонтов.-М.: Роу.1996. С. 256−257.
  205. Ю. С. Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. М., 1994, — 161с.
  206. Очерки по истории мировой культуры /Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. -М.: Языки русской культуры, 1997,-495с.
  207. Персонажи славянской мифологии /Сост.: A.A. Кононенко, С. А. Кононенко, Киев.: Корсар, 1993,-224с.
  208. Проблемы философии культуры /Под ред. В. Ж, Келле, — М.: Мысль. 1984,-325с.
  209. Полевой В. М, Античность и неоклассика в искусстве начала XX века /Проблемы античной культуры. М.: Наука, 1986. С. 77−84.
  210. Л.А. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998, — 608с.
  211. .Ж. Об искусстве, — М.-Л.: Наука. 1959. С. 67−70
  212. Русский фольклор. Былины, — М.: Искусство, 1986, — 290с.125
  213. Российское образование. История и современность /Отв. ред. С. Ф. Егоров. М., 1994, — 253с.
  214. Ю.В. Введение в культуроведение. М.: ЧеРО, 1996. 268с.
  215. Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт ХУП1- XIX вв. М.: «Владос», 1997, — 413с.
  216. И.П. Сказания русского народа. СПб., 1836−1837 .С.49
  217. В.В. Очерки прикладной культурологии: Генезис, концепции, современная практика. М.: РАУ, 1993, — 102с.
  218. В.Н. В мире мифов и легенд. СПб.- Диамант, 1995, — 576с.
  219. Синхронистическая таблица от зарождения цивилизации до наших дней /Сост .Максимов В. И, — СПб.: Изд-во СПб ГАТИ. 1994,-159с.
  220. В. Сочинения в 2-х томах. М., 1990.
  221. И. Музыкально-исторические этюды. Л.: Музыка, 1956, — 129с.
  222. В.В. Избранные сочинения в 3-х томах. М., Искусство, 1952.
  223. Социология культуры /Под ред. Н. С. Мансурова. М.: МЭГУ, 1993, 175с.
  224. Тахо-Годи A.A. Греческая миология. М.: Наука, 1989.-137с.
  225. Тахо- Годи A.A. Лосев как историк античной культуры / Традиция в истории культуры. М., 1978, — 259с.
  226. Тахо-Годи A.A. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков /Искусство слова. М., 1973.- 314с.
  227. Э.Б. Первобытная культура //Антология культурологической мысли. Авт. Сост.: С. П. Мамонтов. A.C. Мамонтов. М.: РОУ, 1996. С.122- 128.
  228. Театральная энциклопедия в 5-и томах /Под ред. С. С. Мокульского, М., 1964.-T.1.C.414−421.
  229. Теория культуры: Отеч. Исслед.: /Рос. АН ИНИОН- Сост. А. Б. Каплан, И. В. Случевская. М., 1996, — 199с.
  230. М.Б. Философские основания культурологии,— М.: РОССПЭН. 1997,-440с.
  231. В.Ф. Русский театр XX века,— М.: Знание, 1983.160с.
  232. Фрейзер Д Д. Золотая ветвь.-М.: Искусство. 1989.- 306с.
  233. Философия культуры. Становление и развитие /Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Петрова, В. В. Прозерского. СПб.: Лань, 1998.-448с.
  234. Э. Старинные мастера. СПб, 1913.-52с,
  235. П.А. Столп и утверждение истины /Флоренский1. П.А.
  236. Собр. соч. в 4-х томах. Репринт. М.: Правда, 1990. — Т. I, — 797с.
  237. СЛ. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996.736с.
  238. С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке //Вопросы философии. 1994, — М1, — С.52−62.127
  239. Ю.Г. Особенности восприятия античной культуры в России /Античный вестник. Сб. научных трудов. Омск, 1993.-Вяп.1.-С.4−8.
  240. Шпенглер 0. Закат Европы //Антология культурологической мысли. Авт.Сост.: С. П. Мамонтов, А. С. Мамонтов, — М.- РОУ, 1996. С.229−230.
  241. О.С., Кошман Л. В., 8езина М.Р. Культура России IX—XX вв. М., 1996.-392с.
  242. М. Космос и история. Избранные работы. Пер. с англ. М.: Прогресс, — 1987, — 311с.
  243. Т.О. Заметки к определению культуры //Антология культурологической мысли. Авт. -сост.: С. П. Мамонтов Д.С. Мамонтов, — М.: РОУ, 1996, — С. 259−262.
  244. О.Е. Античные традиции в древнерусской художественной культуре /Античное наследие в культуре России, — М., 1996, — С.52−96.
  245. Н.И. История русской культуры первой половины XIX века. СПб. Лань, 1997, — 246с.
  246. РАБОТЫ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ.
  247. М. Студии вьрху българските обряди и легенди. -София, 1971, — 293с.
  248. ВгьскпегА Mitologia slowianska.- Krakow, 1918, — 370с.
  249. Eisner J. Ru kovet slovanske archeologia. Praha, 1966. — 218c.128
  250. LU., Петрович П., Пантелич Н. Српски митолошки речник. Београд, 1970. — 270с.
  251. Levi Stros Ch. Mithologues. Paris, 1964, — 504s.
  252. Lexikon der Antike. Bibliographisches Institut Leipzig, 1987, — 674s.
  253. Д. Народна вера и религиозни нардни обичаи. София, 1914, — 507с.
  254. Plak V. Slovanske nabozenstvi. t. 1. Praha, 1956, — 298c.
  255. Struve N. Introduction/ Anthologie de la poesia Russe. La Renaissance du XX-e siesle. Paris: YMCA — Press, 1991. — p. 9 — 43.
  256. Janson H.W. History of Art. Harry N. Abrams, INC., New York, 1986.824 p.1291. ПРИМЕЧАНИЯ
  257. А.Ф. Философия имени. М., 1990. С. 162.
  258. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1989. С. 37.
  259. М. Аспекты мифа. М., 1995. С. 147.
  260. O.A. Эстетика. М., 1998.С. 191.
  261. Д.Д. Золотая ветвь. М., 1989.С.306.
  262. Э.Б. Первобытная культура. М., 1969. С. 126.
  263. Э. Техника современных политических мифов.// Антология культурологической мысли. Авт.- сост. Мамонтов С. П., Мамонтов A.C. М., 1996. С. 205.
  264. Декарт Р. Cogitationes Privatae. Цит. по История эстетики.М., 1964, Т.2. С. 213.
  265. Руссо Ж-Ж. Об искусстве. М,-Л., 1959. С. 68.
  266. М.В. Всеобщая история искусств.М.-Л., 1949. Т.2. С. 231.
  267. Вольтер. Катехизис честного человека. // Антология культурологической мысли. Авт. сост. Мамонтов С. П., Мамонтов A.C. — М., 1996. С 50
  268. М.В. Всеобщая история искусств. М,-Л., 1949. С. 75.
  269. И. Музыкально-исторические этюды. Л., 1956. С. 29.
  270. Э. Рембрандт. Пг., 1918. С. 9.
  271. П.П. Всемирная история искусств. М., 1996. С. 420.
  272. Э. Старинные мастера. Спб., 1913. С. 52.
  273. Ю.С., Дмитриева Л. В. Введение в философию мифа.М., 1994. С. 161.
  274. .Н. Русский драматический театр. М., 1976. С. 30.
  275. Г. С. Славянская мифология. М., 1995. С. 4.13 020. Там же. С. 7.
  276. Н.В. Три века русской поэзии. М., 1979. С. 7.
  277. Т.В. Русское и советское искусство. М., 1989. С. 102.
  278. История русского искусства. / Под ред. И. А. Бартенева, Р. И. Власова. М., 1987. С. 60.
  279. Н.Я. Россия и Европа. // Антология культурологической мысли. Авт. сост. Мамонтов С. П., Мамонтов A.C., М., 1996.С. 105.
  280. Т.С. История русской культуры. М., 1998. С. 241.
  281. О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995. С. 18.
  282. Леви-Строс К. Руссо отец антропологии// Антология культурологической мысли. Авт.- сост.: С. П. Мамонтов, A.C. Мамонтов.М., 1996. С. 313.
  283. М.Н., Коган Б. М., Рабинович М. Б., Селецкий Б. П. Мифологический словарь. М.1993. С. 99.
  284. История русского искусства. / Под ред. И. А. Бартенева, Р. И. Власова. М., 1987. С. 87.35. Там же. С. 114.
  285. В.В. Избранные сочинения в 3-х томах.М., 1952. Т. 1. С. 220.
  286. Т.В. История искусств. М., 1989. С. 167.38. Там же. С. 176.131
  287. Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986. С. 25.
  288. Театральная энциклопедия / Под ред. С. С. Мокульского. М.1964.Т.1. С. 414.
  289. Hirok S. The world of ballet. L.1955.P.27.
  290. В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.-М.1958. С. 49.
  291. Глумов А. Н .Музыка в русском драматическом театре. М., 1955. С. 4.
  292. O.A. Эстетика. М., 1998.0.347.
  293. В мире мифов и легенд / Под ред. В. Н. Синельченко. СПб., 1995.0. 351.
  294. Л.А. Русская художественная культура. М. 1998.С.293.
  295. Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986. С. 92.
  296. Славянская мифология. Энциклопедический словарь.М., 1995.С.71.
  297. Персонажи славянской мифологии /Сост.: A.A. Кононенко, С. А. Кононенко .- Киев., 1993. С. 34.
  298. Русский фольклор. Былины. М., 1986. С. 290.
  299. А.Н. Древо жизни.М., 1982.С.325.
  300. Персонажи славянской мифологии/ Сост.: A.A. Кононенко, С. А. Кононенко. -Киев., 1993. С. 171.
  301. В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя.-Воронеж. 1974. С. 24.
  302. Мифология / Под ред. Е. М. Мелетинского. М., 1998.С.472.
  303. А. Н. Древо жизни. М.1982. С. 224.132
  304. Искусство: художественная реальность и утопия. Киев., 1992.С.66.
  305. . А.Н. Древо жизни. М., 1982. С. 36.59. Там же. С. 254.
  306. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.С.64
  307. И.П. Сказания русского народа. СПб., 1837. С. 49.
  308. Персонажи славянской мифологии / Сост.: A.A. Кононенко, С. А. Кононенко. Киев. 1992. С. 87.
  309. Г. С. Славянская мифология. М., 1995. С.145−146.
  310. Персонажи славянской мифологии /Сост.: A.A. Кононенко, С. А, Кононенко. Киев. 1992.С.87.
  311. А.Н. Древо жизни. М., 1982.С. 182.
  312. Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни.-М., 1980.С.158.
  313. Г. С. Славянская мифология. М., 1995.С.83.
  314. Т.В. История искусств. М., 1989. С. 224.
  315. А.Н. Древо жизни. М., 1982. С. 378.133
  316. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.1. РАЗДЕЛ I.
  317. Обоснование актуальности изучаемой проблемы.
  318. В социологическом исследовании использовался анкетный метод сбора информации. В анкете 22 вопроса. Вопросы подразумевают односложные ответы положительные и отрицательные (да, нет).
  319. Количество участников исследования.
  320. В социологическом исследовании участвовало 40 человек.
  321. Сроки проведения исследования.20 декабря 1998 года. Время исследования: 12 часов 10 минут 12 часов 40 минут.1. РАЗДЕЛ II.
  322. Характеристика объекта исследования.
  323. Мужской пол 12 человек, женский пол — 28 человек. Возраст 17 лет — 30 человек, возраст 19 лет — 10 человек. Образование среднее (11) классов — 40 человек1. РАЗДЕЛ III.
  324. Анализ ответов на поставленные вопросы.
  325. Вопрос № Правильные ответы Нет ответа1 23 172 33 73 38 24 22 185 27 136 28 127 26 148 9 319 21 1910 10 2011 31 912 20 2 013 513 32 814 31 915 20 2016 10 3017 37 318 18 2219 7 3320 13 2721 30 1022 29 11
  326. Результаты социологического исследования прилагаются.
  327. Назовите имена Афродиты и Диониса в древнеримской мифологии.
  328. Какие мифологические сюжеты стали былью в наши дни?
  329. Какой древреримский поэт использовал мифы для создания «Метаморфоз»?131
  330. VI, И. Кольский. Памятник А. В, Суворовул -iidn-nijon ¦""Ii-1"1. М. А. Врубель. Пан1че
  331. C.I. КОНЕНКОВ. U-APHMDU-ПОЛЕ&ичок.
Заполнить форму текущей работой