Башкирская фортепианная музыка: К проблеме воплощения национального
Диссертация
Во-вторых, возникла необходимость создания композиторских школ, основанных на академическом профессионализме и искусстве европейской традиции. Постепенно к 70-м годам созрела проблема овладения современной техникой и новыми приемами композиции. И все же можно уверенно констатировать, что на всех этапах не простого, а порой противоречивого становления башкирской национальной музыкальной культуры… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. У истоков башкирского фортепианного искусства
- Глава II. Башкирская фортепианная музыка 40-х — 50-х годов
- Глава III. Башкирская фортепианная музыка 60-х — 80-х годов
- Глава IV. К проблеме воплощения национального в интонационной лексике фортепианных произведений башкирских композиторов
Список литературы
- Александрова Н. Полифонические произведения башкирских композиторов //Вопросы истории музыкального исполнительского искусства Башкирии: Сб тр. /ГМПИ им. Гнесиных.—. -М., 1984.— Вып.71.
- Алексеев А. Интерпретация музыкальных произведений (на основе анализа искусства выдающихся пианистов XX века). //Учебное пособие по курсу «История фортепианного искусства» / -РАМ им. Гнесиных М., 1984.— 91с.
- Алексеев А. Творчество музыканта-исполнителя: на материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и современности. -ВНИИ искусствознания.—М.: Музыка, 1991.—104с.
- Алексеев А. Советская фортепианная музыка: 1917−1945. М.: Музыка, 1974, — 245 с.
- Алексеева Л. Развитие фортепианного искусства Советской Башкирии в 20-е годы //Вопросы истории башкирской музыкальной культуры.— Уфа: башкнигоиздат, 1990.— С. 39−45.
- Алексеева Л. Из истории развития фортепианного искусства в Башкирии (методические рекомендации к курсам «Введение в специальность» и «История фортепианного искусства).-Уфа, 1987.—47с.
- Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства.— М., 1998.— 349с.
- Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: Сб.статей.— М., 1987.— Вып.6.—.— С.5−44.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс:—2-е изд.— Л.:Музыка, 1971.—376 с.
- Атанова Л. Рауф Муртазин.—Уфа: Башкнигоиздат, 1967.—28с.
- Атанова Л. Композиторы Башкирии: Краткий биографический справочник.— Уфа: Башкнигоиздат, 1982.— 128с.
- Н.Атанова Л. Масалим Валеев.— Уфа: Башкнигоиздат, 1970.—28с.
- Атанова Л. Халик Займов, — Уфа: Башкнигоиздат, 1967.—349с.
- Атанова Л. Рауф Габитов,-Уфа: Башкнигоиздат, 1969.—48с.
- Ахмадеева Р. Бану Валеева.—Уфа: Башкнигоиздат, 1974.—45с.
- Ахмадеева Г. Ранний период творчества Н.Сабитова // Вопросы истории башкирской музыкальной культуры.— Уфа: Башкнигоиздат. 1990.— С.96−107.
- Ахметжанова Н. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. Уфа, 1996,—103с.
- Ахметжанова Н. В мире башкирской музыки.—Уфа, 1996.—119с.
- Ахметжанова Н. Башкирская народная музыка: Нотографический указатель (1897 1985)./ УГИИ,—1988,—57с.
- Ахметжанова Н. О различных формообразующих функциях „служебных распевов“ в башкирской инструментальной музыке. Рукопись. Б-ка УГИИ.
- Ахметова Г. Нариман Сабитов. Камерно-вокальное творчество. Уфа: Башкнигоиздат, 1982.—96с.
- Ахметова Г. Роберт Газизов // Музыкальная жизнь,-1980.— № 20.—С.20.
- Баширов М. Камиль Рахимов.— Уфа: Башкнигоиздат, 1967.—20с.
- Башкирская профессиональная музыка. Справочное издание /Сост: А. Рашитова, Г Байбурина.— Уфа: Башкнигоиздат, 1994.— 167с.
- Башкирские народные песни //Сборник народных песен/ Ред., вс.ст. и коммент. Х. Ахметова, Л. Лебединнского, Х.Харисова. Уфа: Башкнигоиздат, 1954,—313с.
- Бикчентаев А. Нариман Сабитов.— Уфа: Башкнигоиздат, 1975.— 30с.
- Браудо И. Артикуляция: О произношении мелодии /Под ред. Х. С. Кушнарева.—.2-е. изд .—Л.: Музыка,-1973.—198с.
- Васина-Гроссман В. К вопросу о критериях национального в современной руской музыке // Статьи и интервью. С. 143−164.
- Веселовский А. Историческая поэтика.— Л.: Худож. Лит., 1940.—647с.
- Виноградов В. Национальное и интернациональное в музыке Советского Востока // Муз. современник: Сб.ст.—.—М.: Сов. композитор, 1973.— Вып 1— С.103−123.
- Вопросы методики преподавания общего фортепиано //Сб.статей.— Уфа, 1992,—85с.
- Вопросы фортепианного искусства. /Труды ГМПИ им. Гнесиных.— Москва, 1973. .—Вып XI,—181с.
- Вопросы фортепианного исполнительства: Очерки статей.—. М.: Музыка. 1976 — Вып.4,—203с.
- Гаджинская Г. А. Камерная музыка Азербайджана 60−70-х годов.: Автореф. Дис.канд. искусствоведения—. М., 1986.—22с.
- Галина Г. Инструментальное творчество Загира Исмагилова //Вопросы икусствоведения.— Уфа: Башкнигоиздат, 1969.— С. 74−90.
- Галина Г Х.Ахметов. Жизнь, творчество, время.— Уфа: Китап, 1984.— 122с.
- Галина Г. З.Исмагилов. Монография.— Уфа: Китап, 1997.—212с.
- Галина Г. Тамара Худайбердин: Творческий портрет.—Уфа: Китап, 1996.— 80с.
- Галицкая С. Теоретические основы монодии.—Ташкент, 1981
- Гарипова Н. Фортепианные произведения башкирских композиторов в репертуаре музыкальных школ: Методические разработки.— Уфа, 1983.— 34с.
- Гарипова Н. Башкирская музыка: язык, стиль, национальные традиции—. Уфа, 1997,—115с.
- Гарипова Н. Национальное и современное в башкирской фортепианной музыке 60-х-70-х годов //Вопросы искусствоведения.— Уфа: Башкнигоиздат, 1983.— С.30−43.
- Гарипова Н. Некоторые аспекты влияния башкирского музыкального фольклора на фортепианное искусство.//Народная и профессиональнаямузыка Поволжья и Приуралья /ГМПИ им. Гнесиных. Сб.тр.—М., 19 811. Вып.56.— С.65−83.
- Гарипова Н. Одночастные произведения крупной формы в башкирской фортепианной музыке 1940-x-l 980-х годов //Проблемы жанра в отечественной музыке: Сб.тр. /ГМПИ им. Гнесиных.— М., 1998 Вып.143.— С.186−196.
- Гарипова Н. Фортепианное творчество Н.Сабитова // Вопросы башкирской музыкальной культуры: Сб.ст.—Уфа: Башкнигоиздат, 1990.— С.107−119.
- Гарипова Н. Фортепианные произведения башкирских композиторов в репертуаре музыкальных училищ .Методическая разработка—Уфа, 1987.— 31с.
- Генова Т. Из истории basso ostinato 17−18 веков (Монтеверди, Перселл, Бах и другие)-Вопросы музыкальной формы.— М., 1977.— Вып.З.
- Гильдбург Г. Исполнительское искусство—сфера проявления художественных идей.— Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984.— 198с.
- Гиршман Я. Некоторые современные черты пентатонического языка (на примере творчества композиторов национальных республик Поволжья и Урала. //Советская музыка на современном этапе: Статьи и интервью.—М.: Сов. композитор, 1981.— С.204−238.
- Головинский Г. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров Х1Х-ХХ веков. Очерки.— М.: Музыка, 1981.—280с.
- Головянц Г. Камерно-инструментальный ансамбль в творчестве композиторов Узбекистана: Автореф. Дис.. канд. искусствоведения. М., 1982,—25с.5 5. Давыдова Э. Загир Исмагилов: Рекламный проспект к семидесятилетию.— Уфа, 1979.— 60с
- Дельсон В. Скрябин: Очерки жизни и творчества.— М.: Музыка, 1971.— 430с.
- Демешко Г. К проблеме обновления сонатных принципов в советской инструментальной музыке 60−70-х годов //Вопросы теории и эстетики музыки,—л.: Музыка. 1977,—С. 170−190.
- Детские фортепианные пьесы.— Уфа: Башкнигоиздат, 1977.
- Евсеева Т. Творчество С.С.Прокофьева-пианиста.—М.: Музыка, 1991.— 110с.
- Еловская Н. Современные тенденции в башкирской симфоническоймузыке //Вопросы искусствознания.— Уфа. 1980.— Вып.4.— С. 18−24.
- Еловская Н. Истоки и основные этапы развития башкирской симфонической музыки //Научно-методические записки.— Уфа: Башкнигоиздат, 1973.— Вып.1.— С.56−66.62.3адерацкий В. Полифоническое мышление И.Стравинского.— Исследование.—М.: Музыка, 1980.—287с.
- Зелинский Р О формообразовании „протяженных“ звуков в башкирском инструментальном фольклоре //Традиционное и современное народное музыкальное искусство.— М., 1976
- Имамуидинова 3. К проблеме жанра в инструментальной музыке башкирских композиторов //Вопросы истории музыки и методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин: Тез. респуб. науч,-прак. конф. —Уфа, 1988, — С. 8.
- Имамутдинова 3. Камерно-инструментальная музыка композиторов Башкирии. //Актуальные вопросы развития культуры и искусства: Тез. докладов,—Уфа., 1988,—С.41.
- Имамутдинова 3. Камерно-инструментальная музыка композиторов Башкирии. //Музыка композиторов БАССР и округа Галле ГДР.— Уфа: Башкнигоиздат, 1990.— С.71−77.
- Имамутдинова 3. Музыкальные традиции в устной культуре башкир. Исследовательский сборник.—М.: Музыка, 1995.—94с.
- История Уфы: Краткий очерк (под редакцией Танеева Р.) Уфа: Башкнигоиздат, 1981.—604с.
- Инструментальная музыка.— Уфа: Башкнигоиздат, 1980.
- Интернациональное и национальное в искусстве: Сб.ст.— М.: Наука, 1974,—275с.
- Ихтисамов X. Системная классификация жанров и стилей традиционного башкирского музыкального фольклора //Традиции и новаторство в музыке: Тез. межресп. науч.-практ. конф.— Алма-Ата, 1960.— С.110−113.
- Ихтисамов X. К вопросу о формообразующей роли ритма башкирской протяжной песни озон-кюй //Научно-методические записки УГИИ.— Уфа, 1973, — Вып.1.— С.31−56.
- Ишмухаметов 3. Звукоподражательные слова башкирского языка: Автореф. дис.. канд. филологических. Наук.— Уфа. 1970.
- Камаев Ф. Стилевые и жанровые особенности башкирског музыкального фольклора. //Научно-методические записки УГИИ.—, Уфа, 1973.— Вып. 1.— С. 14−31.
- Камаев Ф. К вопросу о структурной типологии башкирских протяжных песен //Вопросы музыкознания.— Уфа, 1977.— Вып.2.— С. 42−62
- Кезевадзе Т. Педагогические принципы изучения грузинской фортепианной музыки: Автореф. дис. .канд. искусствоведения.—. М., 1966,—17с.
- Кириченко П. Семантические аспекты работы с музыкальным текстом в классе общего фортепиано.//Историко-теоретические проблемы музыкознания: Сб. Ст. РАМ им. Гнесиных.—М., 1999. —Вып.156
- Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века.— М.: Музыка, 1976,—366с.
- Композиторы и музыковеды Советской Башкирии: рекламный проспект.— Уфа, 1987.—56с.
- Копчевский Н. Клавирная музыка :Вопросы исполнения.— М.: Музыка, 1986.—96с.
- Кравцов Н. Поэтика русских народных лирических песен: Учеб. пособие по спецкурсу: Композиция.— М.: Изд. МГУ, 1974.— 4.1−2.—96с.
- Культура и искусство Башкирии: Тез. докл. респ. науч.-практ. конф.— Уфа, 1990,—66 с.
- Кубагушев А. Традиционные башкирские народные инструменты: Учеб. пособие.— Уфа, 1997.— 27 с.
- Ланге В. Из истории музыкальной жизни дореволюционной Уфы // Вопросы музыковедения.— Уфа, 1977.— Вып.З. —С.56−69.
- Ланге В. Концертная жизнь Уфы в годы Великой отечественной войны //Вопросы истории музыкального искусства Башкирии: Сб.тр. /ГМПИ им. Гнесиных.— М., 1984.— Вып.71.
- Лебединский Л. Башкирские народные песни и наигрыши.—М.: Музыка, 1965,—247с.
- Леман А. Загир Исмагилов //Музыка России.— М.: Сов. композитор, 1976, — Вып.1.—. С.96−103.
- Лобанова М. Музыкальный стиль и жанры. История и современность.— М.: Сов. композитор, 1990.—312с.
- Ляшенко И. О традициях в современной украинской музыке. //Музыкальный современник: Сб ст.— М.: Сов. композитор, 1973.— Вып.1.— С.82−103.
- Мазель Л. Статьи по теории и анализу музыки.— М.: Сов. композитор, 1982,—326 с.
- Мазель Л. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк.—М.: Музыка, 1983.—71 с.
- Мартынов И. Морис Равель.— М.: Музыка, 1979.—317с.
- Мастерство музыканта-исполнителя.— М.: Сов. композтитор, 1976.— Вып.2.—334с.
- Мастерство музыканта-исполнителя /Ред.кол. Г. Гайдамович, Я. Мильштейн- Сост. Г. Орвид, Ю.— М.: Сов. композитор, 1972.— Вып.1.— 348с.
- Медушевский В. О закономеростях и средствах художественноговоздействия музыки.— М.: Музыка, 1976.—254с.
- Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства: Сб.ст.—
- М.: Сов. композтитор, 1983.— 266с.
- Михайлов М. Стиль в музыке.Исследование. —М.: Музыка, 1981.—264с.
- Музыкальное искусство БАССР в период развитого социализма:
- Библиографический указатель /Сост. В. Башенев.— Уфа, 1985.—115с.
- Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность.
- Сб. статей (Сост. Т. Гайдамович).—М.: Музыка. 1981.—240с.
- Музыка: Обзорная информация.— РГБ, 1988.— 478 с.
- Музыкальное исполнительство: Сб.ст.— М.: Музыка, 1983.—Вып.11.— 303с.
- Юб.Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции.— М.: Музыка, 1982,—319с.
- Ю7.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.-3-е изд.-М.: Музыка, 1982,—300с.
- Некрасова Г. Интонация поиска. Творческий процесс башкирского композитора Л.Исмагиловой.— М.: Сов. музыка, 1979.— № 6.—С.16−23.
- Некрасова Г. Современное преломление традиций (Л.Исмагиловой) //Музыка России.— М., Сов. композитор, 1982.— Вып 4.—С.230−239
- Ю.Некрасова Г., Скурко Е. Достижения и перспективы //Сов.музыка, 1980, № 12.— С.52−55.
- Ш. Нестьев И. О национальном и интернациональном в развитии современных музыкальных культур //Социалистическая музыкальная культура: Традиции, проблемы, перспективы.— М., 1974.— С.9−27.
- Николавева А. Особенности фортепианного стиля А.Н.Скрябина на примере произведений малой формы. —М.: Сов. композитор, 1983.— 102с
- Николаев В. Шопен- педагог. //Вопросы истории, теории, методики.— М.: Музыка, 1980.—93с.
- М.Обыденнов М., Минигулова Ф. Древнее искусство Башкирии.— Уфа: Башкнигоиздат, 1985.—147с.115.0краинец И. Доменико Скарлатти: Через инструментализм к стилю: Монография. —М.: Музыка, 1984.—208с.
- Орджоникидзе Г. О диалектике национального и нтернационального // Сов. музыка,—1975,—№ 12.
- Орджоникидзе Г. Некоторые характерные особенности национального стиля в музыке //Муз.Современник: Сб.ст.— М.: Сов. композитор, 1973— Вып.1.
- Очерки по истории советского фортепианного искусства: Учебн. пособие /Ред.—сост. А. Николаев, В.Чинаев.—М.: Музыка, 1979,—262с
- Пианисты рассказывают. /Сост., общ. ред. и вступ. Ст. М.Соколова.— М.: Совет. композитор, 1979.—223с.
- Проблемы лингвистического ангализа: Фонология, грамматика, лексикология. —М.: Наука, 1966.—136с.
- Проблемы методики преподавания фортепиано. //Материалы региональной научно-практической конференции (апрель 1995).— Уфа, 1997,—85с.
- Протопопов В. Очерки из истории инструментальных форм 16-начала 19 века. —М.: Музыка, 1979.—326с.
- Раабен J1. Советский инструментальный концерт.— JL: Музыка, 1967.— 306с.
- Рабинович Д. Исполнитель и стиль: Избранные статьи:. Проблемы пианистической стилистики.— М.: Советский композитор, 1979.— Вып.1 —320с.
- Рабинович Д. Исполнитель и стиль: Избранные статьи: Критико-публицистические этюды.— М.: Советский композитор, 1981.— Вып.2—229с.
- Русанова Т. О единстве национального и классически традиционного в башкирской фортепианной музыке //Культура и искусство Башкирии: Тез. респ. науч.-практ. конф.— Уфа, 1990.— С 32.
- Русанова Т. Фортепианные произведения З.Г.Исмагилова //Вопросы истории башкирской музыкальной культуры.—Уфа: Башкнигоиздат, 1990.— С.72−79.
- РусановаТ. Башкирская фортепианная музыка в композиторском и педагогическом репертуаре //Актуальные вопросы развития культуры и искусства: Тез. докладов.—Уфа, 1988.— С.59−61.
- Рыбаков С. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. -СПБ., 1897,—330с.
- Сабитов Н. Рафик Сальманов. —Уфа: Башкнигоиздат, 1967.—18с.
- Скурко Е. Аннотация к пластинке: Лейла Исмагилова. Фортепианная соната- Октет — М.: Мелодия, 1985, — ф,/о 21 907 004.
- Скурко Е. В русле новой волны (Очерк творчества Р. Газизова).— Сов. музыка, 1991.— С.38−48.
- Скурко Е. Творчество Д.Хасаншина / Рукопись. Уфа, б-ка УГИИ. 1985.
- Скурко Е., Алпарова Н. Традиции и новь национальной музыки. //Сов. музыка, 1987 — № 8,—С.41−45.
- Смирнов М. К вопросу о национальном исполнительском стиле //Эстетические очерки.—М., 1977. —Вып.4.
- Смирнов М. Русская фортепианная музыка: Черты своеобразия.— М.: Музыка, 1983.— 333с.
- Смирнов М. Эмоциональный мир музыки. —М.: Музыка, 1990.—318с.
- Сохор А. Национальное и современное в советской музыке// Музыкальный современник: Сб.ст.:—М.: Сов. композитор, 1973.— Вып.1.—С. 13−32.
- Сохор Е. Форма музыкальных жанров: задачи и перспективы //Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров.—М., 1971.— С.292−309.
- Спиридонова В. Избранные фортепианные произведения композиторов Татарии в репертуаре учащихся детских музыкальных школ.Учебно-методическое пособие.— М., 1974.— 106с.
- Сулейманов Р. Жемчужины народного творчества Урала.— Уфа: „Китап“, 1995,—244с.
- Султанов М. Башкирские и татарские мотивы.— Вып.1. Саратов, 1916.— Вып.1.
- Тагзиева Б. Полифония в произведениях башкирских композиторов //Актуальные вопросы развития культуры и искусства: Тез.докл.— Уфа, 1988.~C.47.
- Тагзиева Б., Шисман А. К вопросу становления жанра квартета в Башкирии //Культура и искусство Башкирии: Тез. докл. респ. науч,-практ. конф —Уфа, 1990,—С.16−17.
- Тараева Г. Проблемы музыкальной семантики.—Вып.2// Музыка. Обзорная информация.— Гос.библ. им. В. И. Ленина, 1988
- Тараканов М. О русском национальном начала в соременной советской музыке //Советская музыка на современном этапе: Статьи и интервью.— М., 1981.—С.42−69
- Троицкая JT., Ахмадеева Р. Уфимское училище искусств.— Уфа, 1992.
- Тюлин Ю. Строение музыкальной речи.—Л.:Музыка, 1962.—208.
- Фольклор как искусство слова.// Сб.статей. Ред. Кравцов Н. М.: Изд-во Мое.гос. унив.—1966.— Вып.1.—170с.
- Фоменков М. Башкирская народная песня.— Уфа: Башкнигоиздат, 1976,—203с.
- Хамидуллина С. Народная песня в фортепианном твочестве композиторов Башкирии (доклад).—Рукопись.—Б-ка УГИИ, 1985.—8с.
- Хамидуллина Н. Фортепианная музыка композиторов Башкортостана //Тезисы и доклады научно-методической конференции „Первого фестиваля фортепианной музыки композиторов Башкортостана“. — Б-ка УГИИ,—1997,—С.ЗО.
- Хашимова Д. Фортепианные произведения композиторов Узбекистана: Автореф. дис.. канд. искусствоведения.— М., 1985.—21с.
- Холопова В. Икона, Индекс. Символ //Сов. музыка. № 4, 1997.—С.159−162.
- Холопова В. К вопросу о специфике русского музыкального ритма Проблемы музыкального ритма. М., 1978.
- Холопова В. Фактура. Очерк.//Вопросы истории, теории, методики. — М.: Музыка, 1979,—87с.
- Христов Д. Теоретические основы мелодики.Опыт описания аналитического подхода к отдельной мелодии.— Исследование /перевод с болг., вступ.ст. и коммент. Е.Абызовой.--М.: Музыка, 1989.—256с.
- Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Общие принципы развития и формообразования в музыке: Простые формы.—М.: Музыка. 1980.—295 с.
- Цыпин Г. Шопен и русская пианистическая традиция.—М.: Музыка, 1990,—96с.
- Шаймухаметова JI. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. Исследование.— М., 1999.—317с.
- Шаймухаметова Л. Основы музыкального интонирования. Программа для фортепианных отделений консерваторий.— Уфа, 1998.—48с.
- Шаймухаметова Л. Семантические процессы в музыкальной теме: Автореф. Дис. в форме науч. докл.. д-ра искусствоведения.— М.: ГИИ, 2000,—38с.
- Шаймухаметова Л. Семантический анализ музыкальной темы.— М.: РАМ им. Гнесиных, 1998.—265с.
- Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада.— М.: Сов. композитор, 1983.—151с.
- Шахназарова Н. О национальном в музыке.—М.: Музыка, 1963.—92с.
- Шумская Н. Хусаин Ахметов. —Уфа: Башкнигоиздат, 1968.—31с.
- Юнусова В. Ислам. Музыкальная культура и современное образование в России,—М., 1997,—150с.•»?' • /.••' • - / о — с 'w < ^' С-''" v ./'<*?
- Уфимский государственный институт искусств Магнитогорская государственная консерватория1. Гарипова Нинэль Федоровна
- Башкирская фортепианная музыкак проблеме воплощения национального)
- Специальность 17.00.02. Музыкальное искусство1. Диссертацияна соискание ученой степени кандидата искусствоведения1. Том 2