Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория
Диссертация
Широкомасштабное научное освоение источников, составление множества партитур позволило автору диссертации осуществить теоретическое исследование обеих ветвей партесного стиля. Особенно актуален новый подход к изучению постоянного партесного многоголосия. В противовес распространенным представлениям о статичности и однообразии этого типа многоголосия, в работе сделаны выводы о трех этапах в его… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Источниковедение партесного многоголосия
- 1. 1. Источниковедение партесного многоголосия в XIX — начале XXI века
- 1. 2. Партесные рукописи в архивах России и других стран. Публикации нотных рукописных источников
- 1. 3. Виды певческих рукописей
- 1. 3. 1. Способы фиксации партесного многоголосия в рукописях
- 1. 3. 2. Певческие книги постоянного партесного многоголосия
- 1. 3. 3. Певческий сборник как основной тип книги переменного партесного многоголосия
- 2. 1. Вопросы исторического развития и классификации певческих центров
- 2. 2. Репертуар партесного многоголосия в певческих центрах России
- 2. 3. Хор государевых певчих дьяков в Петровскую эпоху
- 2. 3. 1. Роль Петра I в развитии и распространении партесного многоголосия
- 2. 3. 2. Структура, датировка и особенности хорового состава рукописей в фонде Оружейной палаты
- 2. 3. 3. Певческий сборник к коронации Екатерины Первой
- 2. 4. Певческая культура Великого Новгорода
- 2. 4. 1. Особенности певческой культуры архиерейского и приходского хоров
- 2. 4. 2. История Новгородского архиерейского хора в документах и материалах
- 2. 4. 3. Певческие рукописи архиерейского хора в свете развития русского партесного многоголосия
- 2. 5. Ярославль — крупнейший певческий центр России середины XVIII века
- 3. 1. Проблемы изучения жизни и творчества композиторов конца XVII — середины XVIII века
- 3. 2. Государев певчий дьяк Иван Михайлович Протопопов и его партесные гармонизации
- 3. 3. Новые страницы в биографии и творческом наследии крупнейших композиторов партесного стиля
- 3. 3. 1. Василий Титов
- 3. 3. 2. Николай Дилецкий
- 3. 3. 3. Николай Калашников
- 4. 1. Основные этапы и направления стилистической эволюции
- 4. 2. Процессы эволюции в хоровых составах, фактуре и стилистике постоянного многоголосия
- 4. 2. 1. Виды хоровых составов
- 4. 2. 2. Функции голосов и приемы голосоведения в условиях четырехголосного склада
- 4. 2. 3. Фактурная организация 3-, 5-, 6-, 8-, 12-, 16- и 24-голосия
- 4. 2. 4. Орнаментально-мелизматическое письмо середины XVIII века
- 4. 3. Нормативные комбинации ключей и динамика их развития
- 4. 3. 1. Виды ключей в постоянном многоголосии
- 4. 3. 2. Комбинации ключей в четырехголосии
- 4. 3. 3. Ключи в восьми- и двенадцатиголосии
- 4. 3. 4. Некоторые принципы расшифровки с учетом системы ключей
- 4. 4. Традиции многороспевности в постоянном партесном многоголосии
- 5. 1. Звуковысотная организация
- 5. 1. 1. О специфике звуковысотной системы
- 5. 1. 2. О круговой форме в сочинениях В. Титова и трактате Н. Дилецкого
- 5. 1. 3. Особенности гармонии партесных сочинений и их отражение в принципах редактирования нотного текста
- 5. 2. Имитационная полифония в сочинениях конца XVII — середины XVIII века
- 5. 3. Формообразование
- 5. 3. 1. Одночастные формы
- 5. 3. 2. Циклические формы
Список литературы
- Акты, относящиеся к истории Львовского ставропигиального братства/ Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. XII. — Киев: Типография Имп. ун-та св. Владимира, 1904, —С. 62−71.
- Андрушкевич, А. Ладовая система партесных сочинений Николая Диледкого / А. Андрушкевич // Musica theorica: сб. статей / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. — М., 2001. — Вып. 7. — С. 110—117.
- Аравин, П. В. У истоков русского многоголосия / П. В. Аравин // Советская музыка. — 1978. — № 1. — С. 107—114.
- Аронова, А. А. Праздничная культура Петровского времени / А. А. Аронова // История русского искусства. Т. 11. Рукопись. Гос. ин-т. искусствознания. М., 2007. — 68 с.
- Асафьев, Б. Русская музыка. XIX и начало XX века / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка Ленингр. отд-ние., 1979. — 324 с.
- Барсова, И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI первая половина XVIII века) / И. А. Барсова. — М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1997. — 571 с.
- Барсова, И. А. Партитура / И. А. Барсова // Музыкальная энциклопедия. Т. 4.
- М.: Сов. энциклопедия, 1978. — Стб. 193—196.
- Безуглова, И. Ф. Собрание котированных книг библиотеки Соловецкого монастыря / И. Ф. Безуглова // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика: Материалы науч. конференций / Российская академия музыки
- М.: РАМ, 1994. С. 262—271.
- Беляев, И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений / Иоанн Беляев, протоиерей. — СПб.: Тип. Почтового департамента, 1863.
- Берхгольц Ф.-В. фон. Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого, с 1721 по 1725 год. В 4 ч. Ч. 3. 1723 год/ Ф.- В. Берхгольц- пер. с нем И. Аммона. — М.: Тип. Лазаревского ин-та восточных языков, 1860. — 292 с.
- Беспятых, Ю. Н. Третье «пришествие» Петра I на Белое море / Ю. Н. Беспятых // Архангельск в XVIII веке. Сост. и отв. ред. Ю. Н. Беспятых. — СПб., Блиц, 1997. — С. 31—62.
- Бражников, М. В. Лица и фиты знаменного распева : исследование / М. В. Бражников- Ленинградский гос. ин-т театра, музыки и кинематографии- общ. ред. Н. С. Серегиной и А. Крюкова — Л.: Музыка, 1984. — 301 с.
- Буцкая, С. Б. Проблемы партесного многоголосия в России: По памятникам второй половины XVII XVIII в.: дис.. канд. иск. 17.00.02. / Буцкая Светлана Борисовна. М., 1991.
- Буцкая, С. Б. Стефан Иванович Беляев государев певчий дьяк // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1992. —М.: Наука, 1993. — С. 150—156.
- Былинин, В. К. Царь Алексей Михайлович как мастер распева / В. К. Былинин, А. Л. Посошенко //Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1987. — Л.: Наука, 1988.— С. 131—137. М
- Василий Титов и русское барокко. Избранные хоровые произведения ноты. // Musica Russica. Серия XIII, вып. 1. Транскрипция и ред. О. Дольской. Ред. серии В. Морозан. — Мэдисон, Коннектикут, 1995.
- Викторов, А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России / А. Е. Викторов. — СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук, 1890. — 378 с.
- Вифляев, Н. Е. О церковно-певческих нотных книгах, находящихся в Рязанском историческом архиве //Труды Рязанской Ученой архивной комиссии (1903 год). — Рязань, 1904. — Т. XVIII. Вып. 2. — С. 208—211.
- Владышевская, Т. Ф. Музыка Древней Руси / Т. Ф. Владышевская // Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская. Искусство Древней Руси. —М.: Искусство, 1993. — С. 172—246.
- Воейкова, И. Н. Ярославль / И. Н. Воейкова, В. П. Митрофанов. — Л.: Аврора, 1973, — 168 с.
- Вознесенская, И. А. Новгородская школа братьев Лихудов / И. А. Вознесенская // Новгородский исторический сборник. — СПб., 2005. Вып. 10 (20). — С. 211−212.
- Вознесенский, И. И. Опись старым нотным книгам Костромской епархии, высланным в 1896 году для передачи в дар Московскому Синодальному хору и училищу церковного пения / И. И. Вознесенский // Костромские епархиальные ведомости. — 1896. № 23- 1897. № 1.
- Встреча с Петром Великим. Подлинная рукопись // Ярославские губернские ведомости. — 1852. — № 34.
- Гарднер, И. А. Алексей Федорович Львов, директор Императорской Придворной певческой капеллы и духовный композитор (1798−1870)/ И. А. Гарднер.
- Джорданвилль, изд. Свято-Троицкого монастыря, 1970.
- Гарднер, И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. История / И. А. Гарднер. Т. 2. — Сергиев Посад Московская духовная академия, 1998. —640 с.
- Гарднер, И. А. Кому принадлежит мелодия «Достойно роспева царя Феодора»? / И. А. Гарднер // Наследие. Сборник, посвященный вопросам церковного искусства. Вып. 2. Southbury, Conn.: Изд-во Славянской типографии, 1969. — С. 25—35.
- Георгиевский, А. И. Чинопоследование Божественной Литургии / А. И. Георгиевский. —Киев: 2002. — 172 с.
- Георгиевский, Г. Коронование русских государей (Исторический очерк) / Г. Георгиевский // Русское обозрение. — 1896. — Т. 37. —С. 327—350.
- Герасимова, И. В. Н. Дилецкий: творческий путь композитора XVII века: дис.. канд. иск. 17.00.02 / Герасимова Ирина Валерьевна. М., 2010.
- Герасимова-Персидская, Н. А. Записи на певческих рукописях XVII—XVIII вв. / Н. А. Герасимова-Персидская // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1976, —М.: Наука, 1977, —С. 32—41.
- Герасимова-Персидская, Н. А. «Малые формы» в русско-украинской музыке 17 в. / Н. А. Герасимова-Персидская // Musica Antiqua Europae Orientalis. — Bydgoszcz, 1985.1. Vol. 7, —S. 628—629.
- Герасимова-Персидская, Н. А. Монодия как символ сакрального / Н. А. Герасимова-Персидская / Музыкальная академия. — 1999. —№ 4. — С. 158—161.
- Герасимова-Персидская, Н. А. Музыка. Время. Пространство / Н. А. Герасимова-Персидская. Ред. И. Тукова. — Киев: ДУХ I LITERA, 2012. — 408 с.
- Герасимова-Персидская, Н. А. От элементарной частицы до «большой формы»: к вопросу становления композиции партесного концерта (мажорная сфера) /
- Н. А. Герасимова-Персидская // Российская академия музыки имени Гнесиных Электронный ресурс. Режим доступа: http://nшsxxi¦gnesin-academY¦ш/?p:=331.
- Герасимова-Персидская, Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры / Н. А. Герасимова-Персидская. — М.: Музыка, 1983. — 288 с.
- Герасимова-Персидская, Н. А. Русская музыка XVII века встреча двух эпох / Н. А. Герасимова-Персидская. — М.: Музыка, 1994. — 126 с.
- Герасимова-Персидская, Н. А. Тема конца времени в покаянном мотете «Приближается душе конец» // Келдышевский сборник: музыкально-исторические чтения памяти Ю. В. Келдыша. 1997. — М., 1999. — С. 88—95.
- Глядешкина, 3. И. Модальность и тональность во французской музыкальной теории и практике позднего Ренессанса и раннего барокко: автореф. дис.. докт. иск. 17.00.02 / Глядешкина Зоя Ивановна. — М., 2012. — 48 с.
- Голубцов, А. Чиновник Новгородского Софийского собора/ А. Голубцов. М.: Университетская типография, 1899. — 293 с.
- Григорьева, М. А. Проблема гармонии в поздних сочинениях Карло Джезуальдо: автореф. дис.. канд. иск. 17.00.02 / Маргарита Александровна Григорьева. — М., 2010, —25 с.
- Гуляницкая, Н. С. Русская музыка: становление тональной системы. XI XX вв.: исследование. —- М.: Прогресс-традиция, 2005. — 384 с.
- Гунн, Г. П. Каргопольский озерный край / Г. П. Гунн- Предисл. В. Г. Брюсовой. М.: Искусство, 1984. — 183 с.
- Гурьева, Н. В. Система осмогласия в русской Литургии конца XVII начала XVIII веков: автореф. дис.. канд. иск. 17.00.02 / Гурьева Наталья Валерьевна. — М., 2000, —26 с.
- Гусейнова, 3. М. Жанр Блаженн в церковно-певческом искусстве / З. М. Гусейнова //Рукописные памятники. Вып. 4. Сост. Г. П. Енин. — СПб., 1997. С. 193—214.
- Гусейнова, 3. М. Певческие циклы Обихода / 3. М. Гусейнова Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx7icH92447
- Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. Т. 2.1. М., 1989, —2030 стб.
- Дело Маркелла Родышевского с Феофаном Прокоповичем о противностях церковных // Православное обозрение. — 1864. — Т. 15. — С. 9—48.
- Дамаскин, И. Точное изложение православной веры // преподобный Иоанн Дамаскин — пер. с греч. А. Бронзова. — М.: Отчий дом, 2011. — 474 с.
- Дело о пожитках Государыни Царевны Наталии Алексеевны. — М., 1914.
- Демина, В. Н. Музыка «викториальных» торжеств эпохи Петра I (о путях становления русской светской культуры: дис.. канд. иск. / Вера Николаевна Демина.
- Ростов-на-Дону, 2009. — 24 с.
- Дилецкий, Н. Идеа грамматики мусикийской // Памятники русского музыкального искусства / Публ., пер., исслед. и коммент. Вл. Протопопова. Вып. 7. — М., 1979,—636 с.
- Дилецкий, Н. «Мусикийская грамматика». Подгот. С. В. Смоленский. — СПб.: тип. М. А. Александрова, 1910. — 174 с.
- Дилецкий, Н. Хоровые произведения. Сост., ред., вступ. статья и комментарии Н. А. Герасимовой-Персидской. — Киев: 1981. —256 с.
- Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Т. 1. — М.: Университетская типография, 1836. — 298 с.
- Дроздецкая, Н. К. Музыкальная жизнь Твери и губернии / Н. К. Дроздецкая. Тверь: ООО «Гид», 2008. — 224 с.
- Дубравская, Т.Н. Музыка эпохи Возрождения. XVI век/ Т. Н. Дубравская // История полифонии. В 7-ми вып. Вып. 2-Б. М.: Музыка, 1996. — 413 с.
- Дубравская, T. H. Полифония: учебник для высшей школы / Т. Н. Дубравская. М.: Академический проект- Альма матер, 2008. — 360 с.
- Евгений, Болховитинов, митрополит. Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении, и особенно о пении Российской церкви с нужными примечаниями на оное. — Воронеж: Тип. Губ. Правл., 1799. — 26 с.
- Евдокимова, Ю. К. Многоголосие средневековья. X—XIV вв.ека / Ю. К. Евдокимова // История полифонии. В 7-ми вып. — М.: Музыка, 1983. — Вып. 1. — 454 с.
- Ефимова, И. В. Многоголосие в русском профессиональном певческом искусстве
- XVII начала XVIII века: дис. канд. иск. 17.00.02 / Ефимова Ирина Викторовна. — Л., 1984,—204 с.
- Ефимова, И. Русское строчное многоголосие второй половины XVII начала
- XVIII века (к проблеме дешифровки) / И. В. Ефимова // Русская хоровая музыка XVI—XVIII вв.: сб. тр. ГМПИ им Гнесиных / Ред. А. С. Белоненко, С. П. Кравченко. — М.: ГМПИ, 1986. — Вып. 83. — С. 82—99.
- Ешевский, С. В. О пребывании Петра Великого в Нижнем Новгороде / С. В. Ешевский. — Б. м., 1845.
- Жизневский, А. К. Описание Тверского музея / А. К. Жизневский. — М.: Синодальная типография, 1880. — 242, XVIII с.
- Жмакин, В. И. Коронации русских императоров и императриц. 1724−1856 гг. // Русская старина. —1883. — № 3. — С. 499—538.
- Заболотная, Н. В. Проблема индивидуальности художественного целого в творчестве композиторов Украины и России второй половины XVII первой половины XVIII веков : автореф. дис.. канд. иск. 17.00.02 / Заболотная Наталья Викторовна. — Киев, 1983, —24 с.
- Заболотная, Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI—XIV вв.еков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте / Н. В. Заболотная. — М.: Российская академия музыки, 2001. — 252 с.
- Загоровский, В. П. Петр Великий на Воронежской земле : исторический очерк / В. П. Загоровский. — Воронеж, изд-во Воронеж ун-та, 1996. — 165 с.
- Захарова, О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII первой половины XVIII века: принципы, приемы / О. И. Захарова. — М.: Музыка, 1983. — 77 с.
- Захарьина, Н. Б. Русские богослужебные певческие книги XVIII—XIX вв.еков. Синодальная традиция / Н. Б. Захарьина. — СПб.: Петербургское востоковедение. 2003.192 с.
- Зеленская, Г. М. Герман // Православная энциклопедия. Т. 11. — М.: 2006.1. С. 239—241.
- Извеков, Н. Д. Придворные певчие и крестовые священники и дьяки в XVII веке / Н. Д. Извеков // Богословский вестник. — 1903. —№ 10. — С. 255—294.
- Игнатьев, А. Краткий обзор крюковых и нотнолинейных певчих рукописей Соловецкой библиотеки / А. Игнатьев // Православный собеседник. — 1910. — Июль / авг. Прил. — 51с.
- Ильин, В. П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVI -начала XX века / В. П. Ильин. — М.: Сов. композитор, 1985. — 229 с.
- Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — Вып. 3. — СПб.: С.-Петерб. епарх. ист-стат. ком., 1873.— 442 с.
- Казанцева М. Г. Музыкальные рукописи Софийской Новгородской библиотеки / М. Г. Казанцева // Новгородская Русь: Историческое пространство и культурное наследие: сб. ст. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. — С. 184—192.
- Калужникова, Т. И. Интонационные основы партесного многоголосия: автореф. дис. .канд. иск.: 17.00.02. / Калужникова Татьяна Ивановна. — М., 1987. — 24 с.
- Калужникова, Т. И. О методике ладового анализа партесных произведений/ Т. И. Калужникова // Актуальные проблемы ладогармонического мышления: сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных / Отв. ред. М. А. Этингер. — М., 1982. — Вып. 63. — С. 116—125.
- Калужникова, Т. И. Проявление попевочного принципа мышления в звуковысотной организации партесных произведений / Т. И. Калужникова // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. — М., 1985. — Вып. 1. — С. 19—33.
- Канционалы // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. — М., 1974. — Стб. 704.
- Каплун, Т. М. Греческий роспев в контексте русской церковно-певческой практики середины XVII XVIII веков : автореф. дис.. канд. иск. 17.00.02 / Каплун Татьяна Михайловна. — Одесса, 2005. — 19 с.
- Кашин, Н. И. Поступки и забавы императора Петра Великого (запись современника). Сообщение В. В. Майкова // Памятники древней письменности. — Т. 60, — СПб., 1895, —22 с.
- Келдыш, Ю. В. История русской музыки / Ю. В. Келдыш. — М.: 1948. — Т. 1.
- Келдыш, Ю. В. Музыкальная культура первой четверти XVIII века// Келдыш Ю. В., Левашева O.E. История русской музыки. Т. II: XVIII век. Ч. 1. М.: Музыка, 1984. С. 29—64.
- Келдыш, Ю. В. Русская музыка XVIII века / Ю. В. Келдыш. — М.: 1965. — 464 с.
- Келдыш, Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки / Ю. В. Келдыш. — М.: Советский композитор, 1978. — 512 с.
- Келдыш, Ю. В. История русской музыки / Ю. В. Келдыш // История русской музыки. Т. 1: Древняя Русь. XI XVII века. — М., 1983. — 383 с.
- Клименко, Т. В. Гармонические системы в русской музыке XVII—XIX вв.еков: вехи исторической эволюции: автореф. дис. .канд. иск. 17.00.02 / Клименко Татьяна Викторовна. — М., 2009. — 28 с.
- Ковалева, В. М. Музыкальное образование в России в конце XVII первой четверти XVIII столетия: историко-педагогический аспект: дис. .канд. пед. наук. В 2-х т. / Ковалева Вера Михайловна. — М., 2002. Т. 1. — 201 с. Т. 2.373 с.
- Коклико, А. П. Compendium musices (1552) / Адриан Пети Коклико. Публ., пер., исслед. и коммент. Н. И. Тарасевича. — М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2007. — 484 с.
- Коллекция древнерусских церковных рукописей. Каталог. Ред.-сост. Г. М. Малинина, И. А. Скворцова, Е. А. Смыка. — М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1995. — 60 с.
- Коновалова, Ж. Ф. О библиотеке архиепископа Вологодского и Белозерскаго Симона / Ж. Ф. Коновалова // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1978. Л.: Наука, 1979. С. 113—118.
- Коронация Екатерины I // Кавалергарды: История. Биографии. Мемуары / Авт,-сост. А. Ю. Бондаренко. — М.: Воениздат, 1997. — 397 с.
- Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. III. Уезды: Онежский, Кемский и Кольский. Издание Архангельского епархиального Церковно-археологического комитета. — Архангельск, 1896. — 267 с.
- Кручинина, А. Н. Певческие рукописи из Софийского собрания ГПБ / А. Н. Кручинина // Проблемы источниковедческого изучения рукописных и старопечатных фондов: сб. науч. тр. —Л.: ГПБ, 1979. — С. 120−131.
- Кюрегян, Т. С. Форма в музыке XVII—XX вв.еков / Т. С. Кюрегян. — М.: Сфера, 1998, —343 с.
- Лебедев С. Н. Прототональность в музыке западноевропейского средневековья и Возрождения Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.21 israel-music.com/Prototonalnost.htm
- Лебедева-Емелина, А. В. Хоровая культура екатерининской эпохи / А. В. Лебедева-Емелина. М.: Композитор, 2010. — 303 с.
- Ливанова, Т. Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры / Т. Н. Ливанова. — М.: Искусство, 1938. — Вып. 1. — 360 с.
- Лихачев, Д. С. Петровские реформы и развитие русской культуры электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Literat/lihach/petref.pdf
- Лихачев, Д. С. Текстология: На материале рус. лит. X—XVII вв. / При участии
- Лобанова, М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики / М. Н. Лобанова. — М.: Музыка, 1994. — 320 с.
- Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). — СПб.: Искусство-СПБ., 1994. — 558 с.
- Лукомской, В. К. Кострома. Исторический очерк и описание памятников художественной старины / В. К. Лукомской, Г. К. Лукомской. — М.: Прогресс-Плеяда, 2002.— 512 с.
- Лыжов Г. И. Теоретические проблемы мотетной композиции второй половины XVI века: На примере Magnum opus musicum Орландо ди Лассо: дис.. канд. иск. 17.00.02 / Лыжов Григорий Иванович. — М., 2003.
- Любименко И. И., Тонкова P.M. Культурная жизнь Петербурга // Петербург Петровского времени. Очерки под ред. А. В. Предтеченского. — Л., 1948. — С. 93—124.
- Маркелл, митрополит Казанский электронный ресурс. //Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc biography/78 755/%D0%9C%D0%B0%Dl%80%D0%BA% D0%B 5%D0%BB%D0%BB
- Мельгунов Ю. Записка о церковной музыке / Ю. Мельгунов // Труды музыкально-этнографической комиссии. Т. 1.— М., 1906.
- Металлов В. М. Осмогласие знаменного распева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по гласовым попевкам. — М. Синодальная типография, 1898. — 92 с.
- Молева Н. Музыка и зрелища в России XVII столетия / Н. Молева // Вопросы истории. — 1971. —№ 11. — С. 143—154.
- Московское барокко XVII 1-й четверти XVIII веков ноты. Восстановление партитур их хоровых голосов (партий), редакция многоголосия, вступ. ст.
- B. В. Протопопова // Антология русской и восточно-славянской духовной музыки. Т. V / Центр старинной музыки «Россика». — СПб.: Музыка, 2000.
- Музыка на Полтавскую победу// Памятники русского музыкального искусства. М., 1973. Вып. 2 / Сост., публ., исслед. и коммент. Вл. Протопопова. — 420 с.
- Музыкальная эстетика России XI XVIII веков / Сост. текстов, пер. и общ. вступ. статья А. И. Рогова. — М.: Музыка, 1973. — 245 с.
- Мясоедов А. Н. О гармонии русской музыки : Корни национальной специфики. — М.: Преет, 1998. — 141 с.
- Назайкинский, Е. В. Стиль как предмет теории музыки / Е. В. Назайкинский //
- Музыкальный язык, жанр, стиль / Проблемы теории и истории: сб. науч. тр. — М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1987. — С. 175—185.
- Натансон, В. А. Прошлое русского пианизма: XVIII начало XIX века. Очерки и материалы / В. А. Натансон. — М.: Музгиз, 1960. — 290 с.
- Невоструев К. И. Описание Спасо-Чигасской церкви в Москве. М.: тип. Т. Волкова и комп., 1858. — 24 с.
- Никольский К. Руководство к изучению Богослужения Православной Церкви / К. Никольский. — М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского инта, 2002, —332 с.
- Нило-Столобенская пустынь. М.: Моск. Патриархат. Твер. епархия: Изд-во Фонда Ирины Архиповой, 2000. — 219 с.
- Огаркова Н. А. Церемонии, празднества, музыка русского двора. XVIII начало XIX века / Н. А. Огаркова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — 348 с.
- Оглоблин H. Н. Библиотека Сибирского митрополита Игнатия, 1700 г. // Библиограф. — 1892. — № 8−9. — С. 286—291.
- Одоевский В. Ф. К. В. О. [Князь Владимир Одоевский]. К вопросу о древнерусском песнопении // День. — 1864. —№ 17 (28 апреля).
- Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. Т. 1 (1542−1721). — СПб., 1868. —Разд. паг.: 103 е.- 1252 стб.
- Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 2. Ч. 2 (1722 г.). — СПб, 1878. — Разд. паг.: 66 е.- 746 стб.
- Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 5 (1725). — СПб, 1878. —-Разд. паг.: 94 е.- 1256 стб.
- Описание коронации ее величества императрицы Екатерины Алексеевны, торжественно отправленной в царствующем граде Москве 7 Майя, 1724 году. — СПб., при Сенате, 1724. — 81 с.
- Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII начала XIX в. Сост.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина. Автор вступ. ст. Э. А. Гордиенко. Отв. ред. В. JL Янин. — М.-Л.: Ин-т истории СССР, 1988. — 228 с.
- Опись высочайшим указам и повелениям, хранящимся в С.-Петербургском сенатском архиве, за XVIII век. ТII. 1725−1740. Сост. П. Баранов. — СПб.: Типография Прав. Сената, 1875. —XIV + 705 с.
- Орнамент электронный ресурс. // Режим доступа: http://palekh.narod.ru/win/styl 13 .htm
- Орфелин, 3. С. Житие и славные дела Петра Великого / 3. С. Орфелин. — СПб.: Имп. Акад. Наук, 1774. — Т. 2. — 336 с.
- Островский, П. Историко-статистическое описание Костромского первоклассного кафедрального Ипатиевского монастыря / П. Островский, прот. — Кострома: тип. Андроникова, 1870. — 305 с.
- Памятники письменности в музеях Вологодской области: Каталог-путеводитель / Под общ. ред. проф. П. А. Колесникова. Ч. I. Рукописные книги / Сост. А. А. Амосов и др. —Вологда: Упр. культуры Вологод. горисполкома, 1982. —200 с.
- Паничкин А., протоиерей. Санкт-Петербургский архиерейский дом электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.bogosIov.ru/text/1 945 873.html
- Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI XVII в. Школы, центры, мастера / Н. П. Парфентьев. — Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. — 234 с.
- Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты России XVI XVII веков: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки / Н. П. Парфентьев. — Челябинск: б.и., 1991. — 444 с.
- Пащенко Е. В. Очерки о монастырях и храмах Архангельской области (XVII XX века) / Е. В. Пащенко (монахиня Евфимия). — Архангельск: Архангельская гос. мед. академия, 1999. — 111 с.
- Певческие рукописи XVII—XIX вв.еков. Каталог / Сост. А. Г. Хачаянц. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. (Редкие книги научной библиотеки СГУ. Вып. 19). — 66 с.
- Петров, Н. И. Библиотека Киево-Софийского Собора // Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. Вып. III. — М.: Университетская типография, 1904, — 307, LVIII с.
- Петровская, И. Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII начала XX века. 2-е изд., доп. / И. Ф. Петровская. — М.: Музыка, 1989. — 319 с.
- Пинчуков, Е. Формула старинного пассамеццо / Е. Пинчуков // Старинная музыка. — 2011.—№ 1,2.— С. 28—34.
- Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII начала XVIII вв. Сб. документов. Сост. И. Ю. Анкудинов. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — 666 с.
- Письма и бумаги императора Петра Великого. — М., 1975. — Т. 12. Вып. 1. — 588 с.
- Позднеев, А. В. Песни-акростихи Германа / А. В. Позднеев // ТОДРЛ. — 1958. — Т. 14, —С. 364—370.
- Платонов, С. Ф. Из бытовой истории Петровской эпохи. Любимцы Петра Великого / С. Ф. Платонов // Известия АН СССР. — 1926. — VI серия, т. XX, № 9. с. 655—678.
- Плотникова, Н. Ю. Виноградский Виноградов. Василий //Православная энциклопедия. — М., 2004. — Т. VIII. — С. 524—525.
- Плотникова, Н. Ю. Во главе нового направления / Н.Ю.Плотникова// Русская духовная музыка XIX начала XX века: страницы истории. — М., 2007. — С. 117—120.
- Плотникова, Н .Ю. Государевы певчие дьяки Петровской эпохи и их рукописное наследие. Приложение. Краткое описание рукописей из фонда Оружейной Палаты в РГАДА (Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7) // Музыкальная академия. — 2012. — № 2. — С. 28—37.
- Плотникова, Н. Ю. Композитор XVIII века Николай Бовыкин // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2011. — Вып. 1 (4). -— С. 182—196.
- Плотникова, Н. Ю. Коронация Екатерины I: к вопросу о музыкальном «оформлении» государственных торжеств в Петровскую эпоху // Музыковедение. — 2011. -№ 9. — С. 16—23.
- Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX начала XX веков : дисс. .канд. иск. 17.00.02 / Плотникова Наталья Юрьевна. Т. 1. — М., 1996. — 242 с.
- Плотникова, Н. Ю. Музыка Петровской эпохи // История русского искусства. Т. 11. Рукопись. ГИИ. М., 2007. — 66 с.
- Плотникова, Н. Ю. Новые страницы творчества Василия Титова: «Реквириальная» Служба Божия / Н. Ю. Плотникова // Обсерватория культуры. — 2011. — № 5. — С. 6670.
- Плотникова, Н. Ю. О канонической технике В.Титова / Н. Ю. Плотникова // Музыковедение. — 2011. —№ 11. — С. 19—27.
- Плотникова, Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов (на материале стихиры «Совет превечный» из Службы Благовещения Пресвятой
- Богородице): Исследование и публикация / Н. Ю. Плотникова. — М.: Композитор, 2004. — 200 с.
- Плотникова, Н. Ю. «Пение яко цветы духовныя принесем» //"Встреча" (Культурно-просветительная работа). — 1998. —№ 9. — С. 25—26.
- Плотникова, Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII XVIII века. Службы Божии Василия Титова. Исследование и публикация / Н. Ю. Плотникова. — М.: изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та, 2012. — 262 с.
- Плотникова, Н. Ю. «Царственный мастер» Василий Титов / Н. Ю. Плотникова // Музыка и время. — 2011. — № 5. — С. 32−56.
- Пожидаева, Г. А. Певческие традиции древней Руси : Очерки теории и стиля / Г. А. Пожидаева. Высшее театральное училище (ин-т) им. М. С. Щепкина при Гос. акад. Малом театре России, Гос. акад. славянской культуры. — М.: Знак, 2007. — 876 с.
- Покровский. А. П. Воспоминание о Степане Васильевиче Смоленском / А. П. Покровский // Гуселыси яровчаты. — 1903. — № 7−8. — С. 12—14.
- Покровский, И. Русские епархии в XVI XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования / И. Покровский. Т. 1: XVI -XVII вв. Казань: Центр, тип., 1897. — 892 с.
- Полоцкий, Симеон, Титов Василий. Рифмотворная псалтирь. Подготовка текста, вступ. ст. и комментарий Л. Н. Сидорович. Новополоцк: ПГУ, 1999. — 160 с.
- Полное собрание законов Российской империи. T. XLIV. Ч. 2. СПб., 1830.
- Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. — T. IV. 1724−1725 января 28. — СПб., 1876.
- Попов, И. Достопримечательности села Ныроба Чердынского уезда / И. Попов. — Пермь, 1896. — 15 с.
- Попов, Н. П. О поездке в Смоленск к митроп. Симеону «для великих духовных дел» / Н. П. Попов // ЧОИДР. — 1907. — Кн. 2. Отд. V. — С. 38—44.
- Порфирьева, A. J1. Прокопович Феофан / A. JI. Порфирьева, И. А. Чудинова// Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. Т. I XVIII век / Отв. ред. А. Л. Порфирьева. Кн. 2. СПб., 1998.
- Преображенский, А. В. Из первых лет партесного пения в Москве /
- A. В. Преображенский // Музыкальный современник. 1915, № 3. С. 33—41.
- Преображенский, А. В. Культовая музыка в России / А. В. Преображенский. — Л.: Academia, 1924. — 121 с.
- Прилежаев, Е. Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху // Христианское чтение. — 1877. — Март—апрель. — С. 331—370.
- Протопопов, В. В. История полифонии. Вып. 3. Западноевропейская музыка XVII — первой четверти XIX века / Вл. Протопопов. — М., 1985. — 494 с.
- Протопопов, В. В. История полифонии. Вып. 5. Полифония в русской музыке / Вл. Протопопов. — М., 1987.— 316 с.
- Протопопов, В. В. Значение партесного стиля в истории русской музыки /
- B. В. Протопопов // Из истории духовной музыки: Межвуз. сб. науч. тр. / Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского гос. пед. инта, 1992.— С. 40—52.
- Протопопов, В. В. Музыка русской Литургии. Проблема цикличности /
- B. В. Протопопов. — М.: Композитор, 1999. — 200 с.
- Протопопов, В.В. Николай Дилецкий и Марцин Мельчевский / В. В. Протопопов // Musica Antiqua, V: Acta scientifica /Ed. A. Chekanovska. — Bydgoszcz, 1978. —1. C. 589—605.
- Протопопов, В.В. Ногная библиотека царя Фёдора Алексеевича/ В. В. Протопопов // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1976. М.: Наука, 1977. С. 119—133.
- Протопопов, В. В. Партесное пение / В. В. Протопопов // Музыкальная энциклопедия. — Т. 4. —М.: Сов. энциклопедия, 1978. — С. 190−193.
- Протопопов, Вл. Предначинательный псалом в гармонизации XVII века. Рукопись.— М., 1999. Опубликовано с изменениями и дополнениями:
- Протопопов В. В. Музыка Предначинательного псалма во Всенощном бдении // Музыкальная академия. — 1999. —№ 1. — С. 1—10.
- Протопопов, В. В. Русская мысль о музыке в XVII веке / В. В. Протопопов. — М.: Музыка, 1989. —94 с.
- Протопопов, В. В. Четырехголосная хоровая композиция царя Алексея Михайловича / В. В. Протопопов // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1991 год. — М.: Наука, 1997. — С. 107—110.
- Протченко, И. Партесные гармонизации песнопений литургии в рукописи ГИМ, Синодальное певческое собрание, № 375 / И. Протченко // Дипломный реферат. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, факультет церковного пения. — М., 2009.
- Проценко, Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве с обзором их истории, описанием почивающих в них мощей, чудотворных икон и других святынь, и хранящихся в оных древностей и богатств. — М.: тип. П. А. Глушкова, 1863. — 71 с.
- Разумовский, Григорий, протоиерей. Объяснение священной книги псалмов. — М.: Свято-Тихоновский Богословский ин-т., 2002. — 992 с.
- Разумовский, Д. В. Материалы для археологического словаря // Древности. Труды Московского археологического общества. Т. 2. Вып. 1−3. М., 1869−1870.
- Разумовский, Дм. Вас. Патриаршие певчие диаки и поддиаки и государевы певчие диаки. Изд. Н. Ф. Финдейзена. — СПб., 1895. — 93 с.
- Разумовский, Д. В. Церковное пение в России. Опыт историко-технического изложения. — М.: тип. Т. Рис, 1867−1869.
- Рапацкая, JI. А. «Четвертая мудрость»: О музыке в культуре Древней Руси/ JI. А. Рапацкая. — М.: Музыка, 1997. — 181 с.
- Романцев, И. С. Описание Новгородского Софийского Кафедрального собора. — М.: Синодальная типография, 1914. — 81 с.
- Рукавишников, В. Полифония Моцарта: комментир. хрестоматия: Учеб. пособие для студентов музык. вузов. Общ. ред. и предисл. И. Лихачевой / В. Рукавишников. — М.: Музыка, 1981, — 111 с.
- Рукописные книги собрания придворной певческой капеллы: Каталог / Рос. нац. б-ка, Составитель Н. В. Рамазанова. СПб.: изд-во Рос. нац. ,-ки, 1994. — 260 с.
- Рункевич, С. Г. Александро-Невская Лавра. 1725−1913: ист. исслед. / С. Г. Рункевич. — СПб.: Синодальная типография, 1913. — 1124 с.
- Русак, М. Б. Взаимодействие немецких традиций и итальянских новаций в творчестве Генриха Шютца // Г. Шютц: Сб. статей / Сост. Т. Н. Дубравская. — М., 1985.
- Русский хоровой концерт конца XVII первой половины XVIII веков. Сост. и исследование Н. Д. Успенского. — Л., 1976.
- Русское хоровое многоголосие XVII—XVIII вв.еков: хрестоматия по курсу «История русской музыки» для музыкальных училищ и вузов" Ноты. / Сост. Н. В. Заболотная. М.: Российская академия музыки имени Гнесиных, 1993. —105 с.
- Рутман, Т. А. Святыни и храмы Ярославля / Т. А. Рутман. — Ярославль: Изд-во Александра Рутмана, 2005. — 671 с.
- Рыбаков, А. Устюжна. Череповец. Вытегра / А. Рыбаков. — Л.: Искусство, 1981. — 215 с.
- Саверкина И. В. МеншиковА. Д. / И. В. Саверкина, Ю. Н Семенов// Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. Т. I XVIII век. Кн. 2. / Отв. ред. А. Л. Порфирьева. — СПб., 1998.
- Саверкина, И. В. Оркестр и хор А. Д. Меншикова: (К истории русской музыкальной культуры) / И. В. Саверкина, Ю. Н. Семенов // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1989. — Л., 1990. — С. 160—166.
- Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI—XIX вв.еков «Стихирарь месячный» / Н. С. Серегина- М-во культуры Рос. Федерации, Рос. АН, Рос ин-т истории искусств. — СПб.: РИИИ, 1994. — 468 с.
- Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом. Т. 2. М.: Университетская типография (Катков и К°), 1872. — 416 с.
- Седов, П. В. Закат московского царства: Царский двор конца XVII века / П. В. Седов — Российская академия наук, Санкт-Петербургский ин-т истории. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. — 603 с.
- Серегина, Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI—XIX вв.еков. «Стихирарь месячный». — СПб.: РИИИ, 1994. — 468 с.
- Сидорович, Л. Н. «Рифмотворная псалтирь» Симеона Полоцкого и Василия Титова. Тексты. Расшифровка и редакция. Исследование. —Новополоцк: 2003.
- Скребков, С. С. Русская хоровая музыка XVII начала XVIII века. Очерки. Под. ред. Ю. В. Келдыша. / Ин-т истории искусств. — М.: Музыка, 1969.
- Скребков, С.С. Эволюция стиля в русской хоровой музыке XVII века / С. С. Скребков // Избранные статьи. Ред.-сост. Д. А. Арутюнов. — М.: Музыка, 1980. — С.171—187.
- Служба в Неделю Святыя Пятидесятницы с последованием коленопреклонения. М.: Изд. Совет Русской Православной церкви, 2004. — 228 с.
- Смирнов, В. История Новгородской духовной семинарии / В. Смирнов// Новгородские епархиальные ведомости. — 1894. — № 7.
- Смоленский, С. В. Общий очерк исторического и музыкального значения певчих рукописей Соловецкой библиотеки и «азбуки певчей» Александра Мезенца / С. В. Смоленский // Православный собеседник. — 1887, февраль. — С. 235—251.
- Смоленский, С. В. Вступительная лекция по истории церковного пения (5 октября 1889 г.) / С. В. Смоленский // Хоровое и регентское дело. — 1911. —№ 6−7.
- Смолич, И. К. История русской церкви. 1700−1917 / И. К. Смолич. — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. — 800 с.
- Соловьев, П. И. Описание Новгородского Софийского собора. — СПб.: изд. имп. Археологического общества, 1858. — 244 с.
- Сохраненкова, М. М. В. К. Тредиаковский как композитор /
- М. М. Сохраненкова// Памятники культуры. Новые открытия. 1986. Л.: Наука, 1987.1. С. 210—221.
- Сохраненкова, М. Партесные концерты В. К. Тредиаковского (1703−1768) / Сохраненкова М. // Музыкальная культура Средневековья.— М., 1991. — Вып. 2. — С. 170−174.
- Сперанский, М. Н. Описание рукописей Тверского музея / М. Н. Сперанский. — М., 1891. Вып. 1, —Тверь, 1904. Вып. 2.
- Старикова, Л. М. Русский театр петровского времени, комедиальная храмина и домашние комедии царевны Натальи Алексеевны / Л. М. Старикова // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1990. —М.: Наука, 1992. С. 137—156.
- Степанов, А. Ладогармонические основы русской хоровой многоголосной музыки XVI XVII столетий / А. Степанов // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. 1. М.: Музыка, 1985. — С. 5−18.
- Степановский, И. К. Вологодская старина : ист.-археол. сб. / И. К. Степановский. — Вологда: Тип. губ. правл., 1890. — 591 с.
- Стихиры Евангельские научное издание. / Сост. Л. В. Кондрашкова. — М.: изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та, 2012.
- Струнин, Д. Н. Нотный Обиход, Октоих, Праздники и Ирмологий (рукопись конца XVII века) / Д. Н. Струнин // Тульские епархиальные ведомости. — 1908. — № 30.
- Судьба святынь Ростова и Ярославля электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/405 792.html
- Тархов, С. А. Историческая эволюция административно-территориального и политического деления России электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weeklv/2003/0101/analit04.php
- Тетрадь записная, как пошли певчие дьяки под Азов // Древние грамоты и другие письменные памятники, касающиеся Воронежской губернии и частию Азова. Собраны иизданы Н. Второвым и К. Александровым-Дольником. — Кн. 1. — Воронеж, 1851. — С. 45−50.
- Титов Василий // Музыкальная энциклопедия. — М., 1981. — Т. 5. — Стб. 533.
- Тихомиров, П. Историческое описание Новгородского Знаменского собора / Прот. Павел Тихомиров. — Новгород: типография Губ правл., 1889. — 174 с.
- Ундольский, В. М. Замечания для истории церковного пения в России. — М.: Университетская Типография, 1846. — 46 с.
- Успенский, Н. Д. Древнерусское певческое искусство. 2-е изд., доп. — М.: Советский композитор, 1971. — 624 с.
- Успенский, Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства : Муз. материал с ист.-теорет. коммент. и иллюстрациями / Н. Д. Успенский. — JI.: Музыка, Ленинградское отделение, 1971. 2-е изд. — 264 с.
- Федорова, Г. Вопросы ладовой организации песнопений поздней монодии / Г. Федорова // Музыкальный язык, жанр, стиль. Проблемы теории и истории. Сб. научных трудов / — М., Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1982. — С. 28—38.
- Федоровская, Н. А. Роль риторики в русской духовной певческой культуре XVII -XVIII веков (На примере темы покаяния): автореф. дис.. канд. иск. 17.00.02 // Федоровская Наталья Александровна. — Владивосток, 2003. — 24 с.
- Федоровская, Н. А. Знаменное и партесное пение: анализ риторических конструкций / Н. А. Федоровская. — Владивосток: изд-во Дальневосточного ун-та, 2008, — 147 с.
- Федоровская, Н. А. Музыкально-риторические фигуры anabasis и catabasis в отечественных хоровых произведениях XVII — XVIII веков / Н. А. Федоровская // Музыковедение. — 2010. —№ 3. — С. 11—16.
- Финдейзен, Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века / Н. Ф. Финдейзен. Вып. 1. — М.-Л., 1928. — 364 с.
- Харлампович, К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. — Казань: М. А. Голубев, 1914. — Т. I. — 878 с.
- Хачаянц, А. Г. Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII-Х1Хвеков (на материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского Государственного ун-та им. Н. Г. Чернышевского: автореф. дис.. канд. иск. 17.00.02. — М., 2001, —22 с.
- Холопов, Ю. Н. Гармония. Теоретический курс / Ю. Н. Холопов. — М.: Музыка, 1988, —511 с.
- Холопов, Ю. Н. Музыкальные формы барокко / Ю. Н. Холопов // Анализ музыкальных произведений: Программа-конспект для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. Под общ. ред. В. Цуккермана, Е. Назайкинского. — М., 1977.
- Холопов, Ю. Н. О гармонии Г. Шютца / Ю. Н. Холопов / Г. Шютц: Сб. статей / Сост. Т. Н. Дубравская. — М.: Музыка, 1985. — С. 133—177.
- Холопова, В. Н. Ритмика хорового концерта XVII XVIII веков. Русский (русско-украинский) концерт эпохи барокко / В. Н. Холопова //Русская музыкальная ритмика. — М.: Советский композитор, 1983. -— С. 89—118.
- Холопова, В. Н. Русско-украинский хоровой концерт / В. Н. Холопова // Формы музыкальных произведений: учебное пособие. — СПб.: «Лань», 1999. — С. 302—317.
- Черная, Л. А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени : Философско-антропологический анализ русской культуры XVII первой трети XVIII века / Л. А. Черная. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 288 с.
- Чудинова, И. А. Герасим (Завадовский) / И. А. Чудинова // Православная энциклопедия. — Т. XI.—М., 2006, —С. 156−157.
- Чудинова, И. А. «Горе вам, бедныя воепеваки.»: (Синодальные и архиерейские певчие в Петербурге XVIII века)//Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. 2. — М.- СПб., 1995. — С. 287—306.
- Чудинова, И. А. Пение, звоны, ритуал : Топография церковно-музыкальной культуры Петербурга / И. А. Чудинова. — СПб.: «1Л», 1994. — 208 с.
- Чудинова, И. А. Придворный певческий хор/ И. А. Чудинова// Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. Т. I XVIII век. Кн. 2. / Отв. ред. А. Л. Порфирьева. — СПб., 1998. — С. 456167.
- Чудинова, И. А. Придворный певческий хор: Певчие / И. А. Чудинова // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. Т. I XVIII век. Кн. 2 / Отв. ред. А. Л. Порфирьева, — СПб., 1998. — С. 467−478.
- Чудинова, И. А. Протопопов Иван Михайлович / И. А. Чудинова// Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. Т. I -XVIII век. Кн. 2 / Отв. ред. А. Л. Порфирьева. — СПб., 1998. — С. 482.
- Чудинова, И. А. Синодальный певческий хор / И. А. Чудинова // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. Т. I XVIII век. Кн. 3./ Отв. ред. А. Л. Порфирьева. — СПб., 1999. — С. 96−100.
- Чудинова, И. А. Церковно-певческое образование/ И. А. Чудинова// Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. Т. I XVIII век. Кн. 3./ Отв. ред. А. Л. Порфирьева. — СПб., 1999. — С. 240—250.
- Шабалин, Д. С. Древнерусская музыкальная энциклопедия / Д. С. Шабалин. — Краснодар: Советская Кубань, 2007. — 911 с. (Материалы и исследования по древнерусской музыке. Т. 3—4).
- Шавохина, Е. Е. Знаменное многоголосие в его связях с общими закономерностями развития полифонии : автореф. дис.. канд. иск. 17.00.02 // Шавохина Елена Евгеньевна. —- Л., 1987. — 20 с.
- Шавохина, Е. Е. Русская профессиональная традиция многоголосного творчества XVII начала XVIII веков : лекция по курсу «История русской музыки» / Е. Е. Шавохина. — М.: изд-во Гос. муз-пед. ин-та им. Гнесиных, 1988. — 65 с.
- Швец, Т. В. Певческая книга Обиход: многожанровость и многораспевность / Т. В. Швец. Дипломная работа. — СПб.: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2000. — 163 с.
- Штелин, Я. Музыка и балет в России XVIII века / Якоб Штелин — Пер. с нем. и вступ. статья Б. И. Загурского — Под ред. и с пред. проф. Б. В. Асафьева. Л.: Тритон, 1935, — 190 с.
- Шушкова, О. M. Одночастная круговая форма в музыке барокко : учебно-методическая разработка по курсу «Анализ музыкальных произведений» / О. М. Шушкова. — Владивосток: ДВГАИ, 2003. — 16 с.
- Щуров, В. М. Белгородское Приосколье. Песни Усёрдской стороны / В. М. Щуров. — М.: Композитор, 1995. — 360 с.
- Щуров, В. М. Стилевые основы русской народной музыки / В. М. Щуров.— М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1998. — 464 с.
- Этингер, М. А. Раннеклассическая гармония : исследование / М. А. Этингер. — М.: Музыка, 1979.— 310 с.
- Юль Ю. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом (1709— 1711). Извлек из Копенгагенского архива и пер. с датск. Ю. Н. Щербачев. — М.: Университетская типография, 1899. —599 с.
- Пол1фошя в украшськш партеснш музищ XVII nepiuoi половини XVIII столггь / Автор-укладач О. А. Шумшша. —Донецьк, 2007. — 19 с.
- Реестр нотних зошит1 В, що належали Льв1вському Ставрошпальному братству (1697 р.) // Украшське музикознавство. — К., 1971. —Вып. 6. — С. 245—251.
- Шевчук, О. Ю. Роль старообрядських традицш у пор1вняльних схщнослов’янсышх дослщженнях церковно моноди (XVII ст.) // Кшвське музикознавство. — К., 2003. — Вип. 11. С. 90−101.
- Шумшнна О. А. Стильова динамика украшсько'1 духовно'1 музыки XVII XVIII столггь (за матер1алами рукописних колекцш). Автореф. дис.. доктора мистецтвознавства 17.00.03 // Шумшша Ольга Анатолпвна. — Кшв, 2013.
- Bent M., Silbiger A. Musica ficta // The New Grove Dictionary of music and musicians. London, 2001. V. 17. P. 441153.
- Gerasimova-Persidskaia N. Polyphony in the Ukrainian music in the 17 th centure //Musica Antiqua, IX: Acta musicologica /Ed. E. Harendarska. Bydgoszcz, 1991. Vol. 1. P. 405120.
- Ведомость на выплату жалованья священноцерковнослужителям, служащим и мастеровым Новгородского архиерейского дома // ГАНО, ф. 480, оп. 1, № 768.
- Дилецкий Н. Мусикийская грамматика (краткая) // ОР ГИМ, Син. певч. 184.
- Дилецкий Н. Грамматика мусикийскаго пения // ОРКиР НМБТ МГК, В-68.
- Исповедные ведомости Златоустовской, что в Коровниках, церкви (1782−1808) // ГАЯО, ф. 1118 (Собрание церковных материалов Ярославской епархии), оп. 1, № 1479.
- Ключ Тихона Макарьевского («Сказание о нотном гласоступании, и о литерных знаменных пометах, и о нотном знамени, иже в сем Ключе написано по линиям и испацыам простаго клявеса») // ОР РГБ, ф. 379, № 2.
- Ключ Тихона Макарьевского («Сказание о нотном гласобежании, и о литерных знаменных пометах, и о знамени нотном, яже в книзе сей, ключь разумнопения названной, написано») // ОР РГБ, ф. 379, № 3, л.47−112.
- Копия указа архиепископа Феофана и сказки служащих архиерейского дома, состоящих на хлебном довольствии (декабрь 1725 март 1726 г.) // ГАНО, ф. 480, оп. 1, Д. 124.
- Разумовский Д. В. Выписки из архивных и печатных источников. Заметки о клирошанах монастырей и епархиальных певчих, о хорах певчих// ОР РГБ, ф. 380, к. 8, № 5.
- Рисунок 1. Певческая книга Праздники. Комплект партий (Кир.-Бел. 767/1024).60 Рисунок 2. Схема изображения нотного текста в стихире «Тебе одеющегося"1. Син. певч. 103).62
- Рисунок 3. Догматик „Всемирную славу“ (Син. певч. 148). Партитура (нотацияоригинала).69
- Рисунок 4. Догматик „Всемирную славу“ (Син. певч. 148). Партитурарасшифровка).70
- Рисунок 5. Блаженна 1-го гласа (Син. певч. 268).71
- Рисунок 6. „Реэстръ“ певческого сборника (ОРКиР ЗНБ СГУ, № 1223).93
- Рисунок 7. Фрагмент „Реестра“ певческого сборника (ГПТНБ СО РАН, собр. Тихомирова, 503).94
- Рисунок 8. Карта Вологодской области.100
- Рисунок 9. Кинешма. Успенский собор.112
- Рисунок 10. Николаевская церковь с. Ныроб.118
- Рисунок 11. Нило-Столобенская пустынь.119
- Рисунок 12. Херувимская песнь знаменного роспева.141
- Рисунок 13. Херувимская песнь „пригробная“.142
- Рисунок 14. „Тело Христово приимите“ (первый вариант).142
- Рисунок 15. „Тело Христово приимите“ (второй вариант).143
- Рисунок 16. Знаменский собор в Великом Новгороде.147
- Рисунок 17. Н. Дилецкий. Концерт „К Богородице прилежно“ (ГПНТБ СО РАН, 1. Тих. 503, л. 60).212
- Рисунок 18. Реестр рукописи ГПНТБ СО РАН, Тих. 503 (фрагмент).220
- Рисунок 19. Н. Дилецкий. „Радуйся, Пречистая Дево Мати“.222
- Рисунок 20. Н. Дилецкий. „Богоотец убо Давид“.223
- Рисунок 21. Н. Дилецкий. „Аще благая восприяхом“.223
- Рисунок 22. Стихира „Совет превечный“ знаменного роспева (Син. певч. 38).235
- Рисунок 23. Подобен первого гласа (Син. певч. 1314).235
- Рисунок 24. Тропарь праздника Богоявления Господня (Син. певч. 1306).237
- Рисунок 25 а-в. Фрагмент гармонизации стихиры „Совет превечный“
- Син. певч. 38, ОРКиР МГК, А-96, ОР РНБ- Сол. 691).238
- Рисунок 26. Стихира „Совет превечный“ (ОР РЫБ, Кир.-Бел. 767/1024м).239
- Рисунок 27. Стихира „Совет превечный“ (Син. певч. 780).240
- Рисунок 28. Н. Дилецкий „Мусикийская грамматика“ (фрагмент).246
- Рисунок 29. Н. Дилецкий „Мусикийская грамматика“ (фрагмент).246
- Рисунок 30. Партия низа из строчного песнопения.246
- Рисунок 31. Н. Дилецкий „Мусикийская грамматика“ (фрагмент).247
- Рисунок 32. Предначинательный псалом (Син. певч. 1055).247
- Рисунок 33. Стихира „Совет превечный“ (Епарх. певч. 37 (Беляев), Син. певч. 943), партия альта.248
- Рисунок 34. Полиелей демественный (Епарх. певч. 5).248
- Рисунок 35: Стихира „Совет превечный“ (ОР РНБ, Сол. 691).249
- Рисунок 36. Блаженна 1-го гласа знаменного роспева (Епарх. певч. 4).250
- Рисунок 37. Стихира „Совет превечный“ (Син. певч. 519).252
- Рисунок 38. Стихира „Совет превечный“ (Син. певч. 872).252
- Рисунок 39. „Един Свят“ (Син. певч. 375- расшифровка И. Протченко).256
- Рисунок 40. „Достойно есть“ (Син. певч. 375- расшифровка И. Протченко).256
- Рисунок 41. Стихира „Совет превечный“ (Син. певч. 242).258
- Рисунок 42. Евангельская стихира первого гласа (Син. певч. 1046).259
- Рисунок 43. Херувимская „Государева“ (Син. певч. 657).260
- Рисунок 44. Херувимская „С задостойников“ (Син. певч. 657).261
- Рисунок 45. „Ангел вопияше“ (Син. певч. 664).261
- Рисунок 46 Херувимская песнь „Варсунофьевская“ (Син. певч. 657).262
- Рисунок 47. Величание из Службы Иоанну Златоусту (Син. певч. 1062).263
- Рисунок 48. Антифон „Внегда скорбети ми“ (Син. певч. 1310).264
- Рисунок 49. Антифон „От юности моея“ (Син. певч. 1310).264
- Рисунок 50. Херувимская песнь греческого роспева, творение ростовскогопротодьякона А. Гаврилова.266
- Рисунок 51. „Взбранной воеводе“ греческого роспева (Син. певч. 354).267
- Рисунок 52. Величание из Службы Смоленской иконе Божией Матери1. Син. певч. 868).271
- Рисунок 53. Величание из Службы Владимирской иконе Божией Матери1. Син. певч. 939).273
- Рисунок 54. Стихира „Что днесь шум празднующих“ (Син. певч. 858).274
- Рисунок 55. Концерт „Что днесь шум празднующих“ (Син. певч. 863).275
- Рисунок 56. Концерт „Предстательство страшное“ (партии теноров).276
- Рисунок 57. Орнамент с оконных откосов церкви Ильи Пророка в Ярославле1. XVII века.277
- Рисунок 58. Орнамент с ярославской иконы XVII века.277
- Рисунок 59. Н. Дилецкий. Мусикийская грамматика (фрагмент).278
- Рисунок 60. Н. Дилецкий. Мусикийская грамматика (фрагмент).279
- Рисунок 61. Н. Дилецкий. Мусикийская грамматика (фрагмент).280
- Рисунок 62. Типичная комбинация ключей в четырехголосии.281
- Рисунок 63. Вариант комбинации ключей в четырехголосии (Син. певч. 366).284
- Рисунок 64. Вариант комбинации ключей в четырехголосии (Син. певч. 366).285
- Рисунок 65. Классическая комбинация ключей в четырехголосии1. Син. певч. 366).285
- Рисунок 66. Вариант комбинации ключей в четырехголосии (Син. певч. 366).286
- Рисунок 67. П. Норицын. Блаженна 1-го гласа.287
- Рисунок 68. Фрагмент 12-голосной партитуры (архив СПБ ИИ РАН, колл. 115,287.289
- Рисунок 69. Стихира „Стекается прочее соборище“ (Син. певч. 869).291
- Рисунок 70. „Тебе одеющегося“ (Син. певч. 859).292
- Рисунок 71. Малая ектения (Син. певч. 375- расшифровка И. Протченко).293
- Рисунок 72. Кирие элейсон (Син. певч. 375- расшифровка Н. Д. Успенского).294
- Рисунок 73. Царю небесный (БАН, Арх. певч. 75).295
- Рисунок 74. Комбинация ключей в песнопении „Покаяния отверзи ми двери“.296
- Рисунок 75. „Покаяния отверзи ми двери“, промежуточный этапрасшифровки.297
- Рисунок 76. „Покаяния отверзи ми двери“, окончательный вариант расшифровки.297
- Рисунок 77. Блаженна 1-го гласа знаменного роспева (попевочный состав).303
- Рисунок 78. Блаженна 1-го гласа путевого роспева (Епарх. певч. 2).304
- Рисунок 79. Блаженна 1-го гласа путевого роспева (ОР РГБ, ф. 218, № 880,второй цикл).304
- Рисунок 80. Блаженна 1-го гласа (Син. певч. 1099, роспев не указан).305
- Рисунок 81. Блаженна 1-го гласа жуковского роспева.305
- Рисунок 82. Блаженна 1-го гласа греческого роспева.306
- Рисунок 83. Блаженна 1-го гласа греческого роспева, обработка Михаила
- Мозжухина (Син. певч. 1286).307
- Рисунок 84. Блаженна 1-го гласа греческого роспева (Син. певч. 797).307
- Рисунок 85. Блаженна 1-го гласа (Син. певч. 268).308
- Рисунок 86 (а-г). Блаженна греческого роспева (Син. певч. 1286, 802,722, 342).312
- Рисунок 87 (а-г). Блаженна 1-го гласа знаменного роспева (ОР РГБ, ф. 218, № 880, Епарх. певч. 25 (Беляев), Епарх. певч. 4, архив СПб ИИ РАН, колл. 115,287.313−314
- Рисунок 88. В. Титов. „Единородный Сыне“ из трехголосной Службы1. Божией № 1.321
- Рисунок 89. В. Титов. „Аллилуйя“ из Службы Божией „Реквириальной“.324
- Рисунок 90. В. Титов. „Аллилуйя“ из Службы Божией „Препорциальноймалой“.326
- Рисунок 91. Схемы продолжительности звучания главной и побочных тональностейв мажоре и миноре (по музыкально-теоретическим трудам XVIII века).327
- Рисунок 92. Н. Дилецкий. „Мусикийская грамматика“ (фрагмент).329
- Рисунок 93 а, б. Два варианта „колеса“ из трактата Н. Дилецкого.329−330
- Рисунок 94. В. Титов. Херувимская песнь из трехголосной Службы Божией № 2.330
- Рисунок 95. В. Титов. Херувимская песнь из трехголосной Службы Божией № 2. .331 Рисунок 96. В. Титов. Херувимская песнь из трехголосной Службы1. Божией № 2.332
- Рисунок 97. В. Титов. „Кирие элейсон“ из Службы Божией „Реквириальной“ (ч. 2).333
- Рисунок 98 а, б. В. Титов. „Приидите, поклонимся“ из трехголосной Службы1. Божией № 1.334
- Рисунок 99. Каденция с задержанием к вводному тону.335
- Рисунок 100. В. Титов. „Тебе поем“ из трехголосной Службы Божией № 21. Епарх. певч. 10).335
- Рисунок 101. В.Титов. „Тебе поем“ из трехголосной Службы Божией № 21. Епарх. певч. 10).336
- Рисунок 102. В. Титов. „Аллилуйя“ из трехголосной Службы Божией № 2.336
- Рисунок 103. В. Титов. „Кирие элейсон“ из Службы Божией1. Реквириальной».337
- Рисунок 104. В. Титов. «Единородный Сыне» из трехголосной Службы1. Божией № 1.337
- Рисунок 105. В. Титов. Херувимская песнь из трехголосной Службы1. Божией № 1.338
- Рисунок 106. В. Титов. Херувимская песнь из трехголосной Службы1. Божией № 1.338
- Рисунок 107. В. Титов. «Милость мира» из трехголосной Службы Божией № 2.339
- Рисунок 108. В. Титов. Херувимская песнь из трехголосной Службы1. Божией № 1.342
- Рисунок 109. В. Титов. Херувимская песнь из четырехголосной Службы1. Божией № 2.343
- Рисунок 110. В.Титов. «Милость мира» из четырехголосной Службы1. Божией № 2.343
- Рисунок 111. В.Титов. «Приидите, поклонимся» из трехголосной Службы1. Божией № 2.345
- Рисунок 112. В. Титов. Концерт «Златокованную трубу».347
- Рисунок 113. В. Титов. Концерт «Златокованную трубу».348
- Рисунок 114. В. Титов. «Тебе поем» из Службы Божией «Веселой».349
- Рисунок 115. В. Титов. Концерт «Готово сердце мое».354
- Рисунок 116. В.Титов. Херувимская песнь из Службы Божией на 16 голосов.356−357
- Рисунок 117. В.Титов. Херувимская песнь из трехголосной Службы1. Божией № 1.364
- Рисунок 118. В.Титов. «Приидите, поклонимся» из трехголосной Службы1. Божией № 1.364
- Рисунок 119. В.Титов. «Докса Си, Кирие» из трехголосной Службы1. Божией № 1.365
- Рисунок 120. В. Титов. «Кирие элейсон» из трехголосной Службы Божией № 1. .365 Рисунок 121. В. Титов. Херувимская песнь из трехголосной Службы1. Божией № 1.365
- Рисунок 122. В.Титов. «Слава. Единородный Сыне» из трехголосной Службы1. Божией № 1.366
- Рисунок 123. В. Титов. «Милость мира» из трехголосной Службы Божией № 1.366
- Рисунок 124. В. Титов. «Милость мира» из трехголосной Службы Божией № 1.367
- Рисунок 125. В. Титов. «Милость мира» из трехголосной Службы Божией № 2.368
- Рисунок 126. В. Титов. Херувимская песнь из четырехголосной Службы1. Божией № 1.369
- Рисунок 127. В. Титов. «Достойно есть» из Службы Божией «Веселой».370
- Рисунок 128. Н. Калашников. Концерт «Восприемлему Тебе, Христе».378
- Рисунок 129. Н. Калашников. Концерт «Восприемлему Тебе, Христе».380
- Рисунок 130. В. Титов. «Единородный Сыне» из трехголосной Службы1. Божией № 1.381
- Рисунок 131. В.Титов. «Единородный Сыне» из трехголосной Службы1. Божией № 1.381
- Рисунок 132. В. Титов. «Тебе поем» из трехголосной Службы Божией № 1.382
- Рисунок 133. В. Титов. «Единородный Сыне» из трехголосной Службы1. Божией № 1.382
- Рисунок 134. В. Титов. «Единородный Сыне» из трехголосной Службы1. Божией № 1.382
- Рисунок 135. В. Титов. «Единородный Сыне» из трехголосной Службы Божией № 1 .383
- Рисунок 136. В. Титов. «Святый Боже» из трехголосной Службы Божией № 1.383
- Рисунок 137. В. Титов. «Приидите, поклонимся» из Службы Божией1. Реквириальной".384
- Рисунок 138. В. Титов. Херувимская песнь из Службы Божией1. Реквириальной".384
- Рисунок 139. В. Титов. Начальные фрагменты частей из четырехголосной Службы1. Божией.386
- Рисунок 140. В. Титов. Начальные фрагменты частей из Службы Божией1. Веселой".387
- Рисунок 141. В.Титов. «Единородный Сыне» из Службы Божией1. Реквириальной".388
- Рисунок 142. И. С. Бах. Тема фуги на хорал Св. Анны (BWV 552).389
- Рисунок 143. Палестрина, Месса «L'homme arme», Credo- Моцарт, Месса c-moll,
- Credo- Бетховен, Соната № 31, op. 110, финал.390
- Рисунок 144. В. Титов. Служба Божия «Реквириальная», фрагменты.391−392
- Рисунок 145. Стихира «Совет превечный» греческого роспева1. Син. певч. 659).402
- Рисунок 146. Стихира «Совет превечный» греческого роспева (фактурная вариация).4021. ТАБЛИЦЫ