Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инновационные технологии в музыкальном обучении: тестирование слуховых навыков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возникновение современной практики и техники тестирования во многом оплодотворено интерактивными возможностями компьютера. Именно в этой технологии возможно осуществление важнейших целей контроля: объективности, всеобщего стандарта требований к профессиональной компетентности. Компьютерное тестирование способно обеспечить одновременный охват процедурой контроля большого количества обучающихся… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Инновационная концепция слухового контроля: общая теория и техника
    • 1. 1. Традиционные и инновационные формы контроля в музыкально-теоретическом обучении
    • 1. 2. Тестирование: краткая история, общие принципы, классификация тестов
    • 1. 3. Техника конструирования тестов: типы и разновидности
    • 1. 4. Общая модель системы слухового тестирования
  • Глава 2. Компьютеризация музыкально-теоретического контроля как инновационное направление музыкальной педагогики
    • 2. 1. Компьютеризация образования как педагогическая проблема
    • 2. 2. Компьютер в музыкальном образовании
    • 2. 3. Тренировочные музыкальные программы и учебный процесс
    • 2. 4. Компьютерные тестовые программы и возможности электронной адаптации слухового тестирования

Инновационные технологии в музыкальном обучении: тестирование слуховых навыков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Инновационные педагогические технологии сегодня во многом связывают с внедрением в обучение компьютера, средств электронной коммуникации. Однако проблема состоит не только в том, чтобы компьютер появился в классе как средство мобильной доставки традиционной образовательной информации, в том числе, из глобальных сетевых ресурсов. Самой важной задачей является разработка нового подхода к электронным методическим материалам, поиск новых концепций и методик обучения, освоение дидактического потенциала информационных, инфокоммуникационных средств.

В диссертации ставится вопрос о возможности и принципах создания информационных методических ресурсов для системы контроля практических навыков в обучении музыкантов.

Практические навыки — чрезвычайно широкое понятие. В привычной для музыкальной образовательной среды трактовке это, прежде всего, сфера освоения инструмента, техники пения, дирижирования. В этом значении слова навыки — есть необходимый исполнительский комплекс, включающий владение такими вспомогательными действиями, как чтение с листа, запоминание, импровизация, а также специфические музыкально-психологические умения (игра в ансамбле, в оркестре, пение в хоре a cappella, пение и игра с оркестром и т. д.).

В данной работе понятие практических навыков употребляется в более узком смысле — по отношению к музыкально-теоретическому обучению.

В дисциплинах теоретического цикла (сольфеджио, гармонии, полифонии, отчасти анализе музыкальных произведений), основная цель которых может быть сформулирована как практическое освоение музыкальной теории, самую важную роль играет слуховое воспитание. Формирование и развитие способности тонко и детализировано оценивать слухом различные стороны музыкального текста — от ладового строения мелодии до особенностей фактуры и формы — определяет весь комплекс практических упражнений в сольфеджио. Но и практические упражнения в гармонии и полифонии, оценка композиционных структур и особенностей музыкального языка в курсе анализа требуют активного развития слуховых представлений и навыков.

Поэтому проблема инновационных педагогических технологий в системе контроля практических навыков представлена в данной работе как проблема тестирования музыкального слуха. Разработка технологии слухового тестирования рассматривается как самостоятельная проблема инновационной педагогики, и вместе с тем она нацелена на использование компьютера, создание электронных пособий для музыкально-теоретических дисциплин в области проверочных упражнений и процедур.

Традиции музыкального образования с их огромным удельным весом индивидуальной работы педагога со студентом за инструментом в определенной мере тормозят распространение идей использования компьютерных технологий. Причинами негативного отношения выдвигаются механистичность, стандартность обучающих, в том числе, тестовых процедур на компьютере. Такие мнения нетрудно объяснить тем, что современный отечественный рынок обучающих продуктов наводнен достаточно простыми, нередко упрощенными до примитивизма тесто-тренажерами. Они, как правило, создаются, не музыкантами или людьми, имеющими скромное музыкальное образование. Задача и состоит в том, чтобы привлечь квалифицированные методические кадры к актуальным дидактическим разработкам.

Возникновение современной практики и техники тестирования во многом оплодотворено интерактивными возможностями компьютера. Именно в этой технологии возможно осуществление важнейших целей контроля: объективности, всеобщего стандарта требований к профессиональной компетентности. Компьютерное тестирование способно обеспечить одновременный охват процедурой контроля большого количества обучающихся, гибкость в организации и проведении аттестаций. Именно компьютерное тестирование позволяет более четко членить учебный процесс на модули, методически результативно направлять самостоятельную работу обучающихся. И, может быть, самое примечательное свойство компьютерных образовательных тестов состоит в их органичной трансформации в тренировочные продукты.

Содержание данной работы, таким образом, определяется целью формирования общих дидактических подходов к разработке слухового тестирования как формы современного контроля образовательных достижений в музыкально-теоретических дисциплинах. Рассматриваются объективные предпосылки внедрения инновационных технологий в обучение музыкантов и методические принципы слухового контроля в современной практике. Основная задача исследования состоит в том, чтобы убедительно обосновать инновационные формы проверочных упражнений, исходя из конкретных особенностей современной ситуации в учебных заведениях — нарастающим интересом молодежи к компьютеру, с одной стороны, и снижением общей музыкально-слуховой культуры, с другой.

Информационные технологии все интенсивнее применяются в образовательном процессе. За последнее двадцатилетие появилось большое количество работ по использованию компьютерных технологий при изучении как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин: алгебры, геометрии, математики, физики, химии, истории, философии, эстетики, естествознания, графики, русского и иностранных языков [19- 118- 156- 162- 163- 168- 181- 186- 236- 238- 265- 267- 288- 325- 329- 330- 331- 333- 335 и т. д.]. Появилось и интенсивно развивается направление, связанное с использованием возможностей сети Internet для образовательных целей [79- 251- 302- 336].

Несмотря на это применение информационных технологий в некоторых сферах образования, связанных с искусством, в частности музыкальным, изучено недостаточно. Проблемы использования компьютерных технологий и необходимость их исследования обусловлены группой внешних и внутренних факторов. К внешним факторам следует отнести общие тенденции развития общества и системы образования в целомк внутренним — специфические особенности музыкального обучения и современной музыкальной практики.

На сегодняшний день пока данные технологии не нашли систематического и целенаправленного применения в музыкальном образовании ни на одном из этапов обучения. Компьютерные технологии, составляющие одну из ветвей инновационных технологий, требуют теоретического и методического обоснования в применении к различным формам учебной работы. Способыпредъявления материала, тренажа и контроля профессиональных компетенций с помощью современных технологий ждут своего исследования.

Разработка системы использования таких инновационных форм как бланковое и компьютерное тестирование различных музыкальных знаний, умений и навыков, а также определение педагогических условий их эффективного применения являются насущными и актуальными.

Объект исследования — инновационные педагогические технологии в современном музыкальном образовании, теория и техника тестирования, традиционные и инновационные технологии в музыкальном образовании, учебные музыкальные компьютерные программы.

Предметом исследования являются тестовые методы в процессе музыкально-теоретического обучения, конкретно в сфере контроля музыкально-слуховых навыков.

Развитие и логика исследования предопределялись следующей исходной гипотезой. Использование инновационных педагогических технологий повышает эффективность образовательного процесса, если:

— разработано соответствующее учебно-методическое и компьютерное программное обеспечение учебных курсов;

— определены этапы музыкально-теоретического обучения, в которых целесообразно использование инновационных педагогических технологий.

Для решения этих двух фундаментальных задач понадобилось изучить современное состояние применения инновационных педагогических, в том числе, информационных технологий в системе современного музыкального образования для выявления основных тенденций и закономерностей ее развития. В связи с этим в работе нашли отражение не только изученная литература, но анализ практического опыта использования инновационных педагогических технологий в учебном процессе, в том числе в форме бесед и обсуждений, опросов и анкетирования преподавателей и студентов.

Методологической основой исследования послужили учения о психологии музыкальных способностей и психологии музыкального восприятиятеория тестированияпсихолого-педагогические принципы компьютерного обучениядидактические принципы формирования предметных знаний, умений и навыков в современном музыкальном образованиитруды ведущих педагогов, музыковедов и методистов в области музыкальной теории.

Новизна диссертационного исследования заключается в постановке проблемы компьютеризации музыкально-теоретического обучения как проблемы теоретического обоснования инновационных форм музыкально-слухового контроля. Новым и самостоятельным в диссертации является разработка технологии тестирования и применения его в различных дисциплинах музыкально-теоретического цикла, в том числе, в виде рабочего межпредметного контрольного комплекса. Впервые в отечественной литературе по музыкальной педагогике поднимается вопрос о подходе к программированию слуховых тестов, о принципах работы методиста-специалиста над сценарием электронных методических ресурсов в этой технологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и реализована модель использования инновационных педагогических технологий на различных этапах музыкально-теоретического обучения, позволяющая значительно повысить уровень развития музыкального слуха в усвоении учебного материала музыкальной теории в целом. Разработано содержание тестовых и тренажерных компьютерных программ по различным дисциплинам музыкально-теоретического цикла. Результаты исследования могут быть использованы на различных этапах учебного процесса и на различных ступенях музыкального образования.

Общая концепция работы и методические разработки явились результатом многолетней практической деятельности автора, которая начиналась с участия в создании условий. и проведении Олимпиады по музыкально-теоретическим дисциплинам для училищ Юга России. Упражнения для письменного и устного слухового контроля были отражены в дипломной работе и изданы как методическое пособие «Слуховые тесты по музыкально-теоретическим дисциплинам» [92]. В выполнении тестовых заданий первого тура олимпиады приняли участие училища 14 городов1.

Тестовые комплекты в порядке эксперимента апробированы в ходе аттестационных комплексных проверок на музыкальном факультете Таганрогского педагогического института, факультете искусств Ставропольского университета, Уфимской академии искусств. Были проведены также сотни опросов и анкетирование студентов вузов и училищ по определению слухового багажа, слуховой активности, отношения к новым формам слухового тестирования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в обсуждении материалов диссертации на кафедре теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова, на кафедре истории и теории музыки Таганрогского государственного педагогического института. Основные положения были озвучены в выступлениях на научно-теоретических конференциях в 2002;2006 гг., а также опубликованы в ряде статей и упомянутом выше пособии. Разнообразные виды проверочных упражнений в форме тестов нашли применение в практической преподавательской работе автора — в дисциплинах музыкально-теоретического цикла на музыкальном факультете Таганрогского педагогического института. Результаты исследования внедрены также в Ростовском высшем педагогическом училище, Азовском музыкально-педагогическом колледже, Вешенском педагогическом училище.

1 Новороссийска, Минеральных Вод, Майкопа, Краснодара, Ставрополя, Черкесска, Нальчика, Ростова, Таганрога, Шахт, Белгорода, Липецка, Курска, Воронежа.

Структура диссертации отражает основной подход к рассмотрению проблемы педагогических инноваций в сфере процедур контроля уровня слухового развития.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (336 позиций), трех приложений.

Заключение

.

Исследование позволило сделать ряд выводов, касающихся использования инновационных педагогических технологий в музыкальном образовании.

Современная система образования, в том числе музыкального, требует использования в ней современных методов обучения. Инновационные педагогические технологии, включающие компьютерные, позволяют эффективно использовать в обучении такие важные преимущества как:

— возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию самообразования;

— возможность интерактивного взаимодействия со средством обучения, воздействие на содержание обучения, его структуру;

— эффективную организацию познавательной, тренажерной и контролирующей деятельности обучаемых в ходе учебного процесса;

— ориентацию на интересы развития личности;

— индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности.

Очевидно, что инновационные педагогические технологии являются многофункциональным средством познания, универсальными технологиями, обладающими адаптивными свойствами, способными объединить в себе элементы используемых ранее образовательных технологий, как обобщенный механизм взаимодействия сложившихся традиций и новаций.

Их использование способствует совершенствованию учебного процесса, положительно влияет на особенности познавательной деятельности обучаемых, даёт возможность более полной реализации дидактических принципов, изменяет роль преподавателя, который выступает не как транслятор, накопленных веками информации и опыта, а как навигатор в безбрежном информационном океане.

Модель системы слухового тестирования, разработанная на основе проведенных теоретических исследований, является составной частью системы музыкально-теоретического образования и, в более широком плане, музыкального образования. Предлагаемая инновационная педагогическая модель ориентирована на создание условий максимальной реализации эффекта развивающего и личностно-ориентированного обучения. Тестирование слуха в описанной технологии может служить не только контролю (на что оно, естественно, ориентирована в первую очередь), но также быть ориентиром для перестройки системы воспитания, развития важнейшей практической способности музыканта. Дальнейшая разработка технологии слухового тестирования уже может управляться не только и не столько целью создания и варьирования новых типов и разновидностей контрольных заданий, сколько служить тренировочной технологии. На базе приведенных видов практических манипуляций для проверки слуха можно разрабатывать инновационную педагогическую стратегию слухового воспитания.

В разработке всякой педагогической концепции нельзя идти от частных приемов методики, важно создавать прогностический вариант в виде квалификационной характеристики специалиста или модели специалиста на выходе или других гипотетических вариантов цели. И тогда можно определять исходные параметры для начала работы.

Результаты экспериментальной проверки показали достаточную эффективность обучения с применением инновационной педагогической технологии, описанной и обоснованной в данном исследовании. Практика ее применения, внедрения на разных этапах учебного процесса подтвердила, что тестовые формы как контролирующие, так и тренажерные, влияют на повышение результативности обучения. Они существенно активизируют развитие музыкального слуха и мышления, что обусловлено их интенсивными обучающими возможностями, их использование способствует качественным изменениям в области не только знаний студентов, но и их умений и навыков.

Разработанная и апробированная модель системы слухового тестирования предназначена для проверки слуха студентов музыкальных вузов, музыкальных и педагогических училищ и колледжей, специализированных музыкальных школ и лицеев. Слуховые тесты могут представить интерес для преподавателей названных учебных заведений как система контрольных заданий для самоаттестаций. Их можно использовать комиссиям для аттестационных опросов в процессе проверок качества подготовки по музыкально-теоретическим предметам. Как система комплексных проверок умений и навыков, складывающихся в процессе обучения различным дисциплинам, она демонстрирует интегративный подход в методике контроля. На основе данного комплекта можно проводить различные конкурсы. Но самое главное, что их можно использовать в учебном процессе отдельными частями для самых различных задач контроля слуховых навыков и всех видов деятельности, связанных с уровнем развития слуха.

Несомненным достоинством слухового тестирования является то, что оно превращает форму проверки знаний в увлекательный процесс, весьма приветствуемый учащимися, студентами. Будучи пока более разработанным в области письменного контроля слуховых навыков, оно указывает на возможные перспективы развития в устной среде проверок, в том числе, с использованием компьютера.

Методика применения компьютерных программ, в том числе и музыкальных, базируется на специфике среды обучения, обусловленной тем или иным типом программного продукта. Компьютер при этом остается всегда средством обучения в арсенале педагога, который в определенных ситуациях выбирает — отдать ему предпочтение или нет. Анализ существующего программного продукта показал, что каждая из программ в той или иной степени содержит качественные признаки различных типов программ (презантатив-ной, тренажерной, тестовой, справочной, креативной). Разработанные нами тестовые задания как бланковые, так и компьютерные, можно легко превратить в тренажерные.

Компьютеризация процесса образования, особенно музыкального, ставит, естественно, вопрос о подготовленности педагогического состава к использованию новых информационных средств, владении методологией, принципами и методикой их использования. И в заключение хотелось бы особо подчеркнуть, что в процессе образования достижение успеха обеспечивается только совокупностью традиционных и инновационных форм, средств, методов обучения. Недопустима как их гиперболизация и абсолютизация, так и недооценка. Только комплексное применение традиционных и инновационных педагогических технологий позволит успешно решить задачи системы современного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Композиция тестовых заданий. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Адепт, 1998.-217 с.
  2. В. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1994. -358 с.
  3. В. Основные понятия педагогической тестологии: Тез. докл. участников Школы-семинара «Научные проблемы тестового контроля знаний», 4−18 марта 1994. М.: Иссл. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.-С. 105−108.
  4. В. Понятийный аппарат педагогической тестологии // Педагогическая диагностика. 2002. — № 2. — С. 33−37.
  5. В. Проблема психологических тестов // Вопросы психологии. 1978.-№ 5.-С. 97−107.
  6. В. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.- 180 с.
  7. В. Подготовка студентов к использованию компьютерных ^ технологий в профессиональной деятельности: Дис.. канд. пед. наук:1300.08. Брянск, 1998. — 242 с.
  8. . Сольфеджио: Программа для музыкальных вузов по специальностям: № 2207 «Композиция», № 2208 «Музыковедение». М., 1980.-32 с.
  9. . Этюды по сольфеджио. М.: Сов. композитор, 1980. — 151 с. ф 10. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн. Кн. 1. М.: Педагогика, 1982.-320 с. 1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн. Кн. 2. М.: Педагогика, 1982.-336 с.
  10. В. РНБ: 5 лет в Интернете // Тез. док. Междун. конф. «Интернет. Общество. Личность 99″, 1999. — СПб.: ИОО — С. 96−97.
  11. Н. Информационные технологии в школьном образовании. — М.: РАО, 1994.-228 с.
  12. О., Бабанин Л., Войскунский А. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Моск. ун-та. / Серия 14. Психология. 1996. — № 4. — С. 14−20.
  13. С. Дидактические условия разработки и применения контролирующих программных средств в учебном процессе профессиональных училищ: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1995. — 186 с.
  14. А. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ, 2001. — 177 с.
  15. Н. Громкостная динамика в структуре информационной системы музыкального произведения // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Новосибирск, 1988.-С. 150−158.
  16. Н. Изучение звучащего музыкального произведения компьютерными технологиями // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сб. науч. ст. — Ростов-н/Д: Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова, 2003. С. 12−43.
  17. Н. Разработка технологии компьютерной поддержки при обучении чтению аутентичных текстов студентов неязыковых вузов: На материале финского языка: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2004.- 166 с.
  18. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Перевод с английского. — М.: Academia, 1999. 956 с.
  19. О. Использование средств новых информационных технологий для контроля знаний и умений учащихся по биологии: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2000. — 163 с.
  20. А. Управление качеством профессионально-педагогического образования: Монография. Ростов-н/Д: РГПУ, 2002. — 288 с.
  21. В. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Советская педагогика. 1968. — № 4. — С. 52−60.
  22. В. Программированное обучение. Дидактические основы. -М.: Высшая школа, 1971. 168 с.
  23. В. Слагаемые педагогической технологии. М.: Высшая школа, 1989.- 192 с.
  24. В., Татур Ю. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 144 с.
  25. А. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. -М.: Музыка, 1979. 85 с.
  26. Г. Новые информационные технологии как фактор повышения квалификации преподавателей колледжа: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08.-Челябинск, 2003.- 134 с.
  27. Г. Актуальные направления реализации концепции непрерывного педагогического образования // Непрерывное педагогическое образование. Вып. 1. — СПб., 1993. С. 3−6.
  28. Г., Извозчиков В. и др. Информатика в понятиях и терминах: книга для учащихся. М.: Педагогика, 1991. — 320 с.
  29. Г., Извозчиков В., Слуцкий А., Тумалева Е. Электронно-коммуникативные средства, системы и технологии обучения. СПб.: Образование, 1994. — 221 с.
  30. Ю. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М.: Высшая школа, 1997. — 320 с.
  31. JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Педагогика, 1997.-350 с.
  32. Ю. Введение в педагогическую информатику: учебное пособие для студентов нефизико-математических специальностей педвузов. Ставрополь: СГПУ, 1995. — 206 с.
  33. Ю. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе: Учеб. пособие. Ставрополь: СГПИ, 1990. — 144 с.
  34. Ю. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования: Дис. .д-ра пед. наук. -М., 1996. 320 с.
  35. Ю. Методические указания по оценке эффективности ППС. Применение ПЭВМ в учебном процессе ВУЗа // Тем. сб. Методические рекомендации. Вып. 1, НИИ педагогики УССР, Измаильский пед. ин-т. Измаил, 1991. — С. 27−29.
  36. Ю. Одноголосные диктанты. М., 1996. — 48 с.
  37. Я. О направлениях информатизации российского образования // Системы и средства информатика. Вып. 8. М.: Наука. Физ-матлит, 1996. — С. 27−39.
  38. Я., Галкина А., Мороз В., Роберт И. Отраслевой стандарт. Оценка качества информационно-программных средств учебного назначения. М.: ИНИНФО, 1994. — 5 с.
  39. А. Условия успешности применения компьютерного педагогического тестирования в обучении физике: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Новосибирск, 2003. — 176 с.
  40. В. Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Калининград, 1998. — 195 с.
  41. С. Введение в теорию и технику психологических, педологических и психотехнических исследований. Минск, 1928. — 126 с.
  42. Ю. Дидактические условия использования компьютерных тех-&- нологий в процессе обучения младших школьников: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-Тула, 2002.-227 с.
  43. О. Новые информационные технологии как средство оптимизации профессиональной ориентации учащихся (На материалах респ. Польша): Дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1995.-342 с.
  44. А., Цеханский В. Информационные технологии в трансляции музыкальной культуры // Информатика и культура Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990. — С. 155. ф 50. Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе / Пер. с англ. М., 1988. 336 с.
  45. Н. Технология формирования экологических представлений у старших дошкольников средствами компьютера: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.07. Екатеринбург, 2002. — 196 с.
  46. Г. Кибернетика стучится в школу. М.: Педагогика, 1986. -206 с.
  47. Воспитание музыкального слуха: Сб. тр. Московской гос. консерватории. М.: МГК, 1993. — Вып. 3. — 91 с.
  48. Т. Реализация индивидуального подхода к обучению и контролю знаний по физике с помощью компьютера: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Санкт-Петербург, 2002. — 156 с.
  49. Е. Компьютерная технология повышения качества усвоения иноязычной специальной (юридической) лексики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2002. — 22 с.
  50. О. Формирование готовности студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово, 2003. — 167 с.
  51. А. Компьютерные и интернет-технологии в образовании // Наука и образование. 2002. — № 2. — С. 48−51.
  52. В. Педагогические условия формирования информационной культуры студентов технического вуза: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Белгород, 2003. — 134 с.
  53. Н. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. -M.-JL: Музгиз, 1951.-38 с.
  54. Н. Зонная природа звуковысотного слуха. M.-JL: АН СССР, 1948.-98 с.
  55. Гармония: Программа для композиторских отделений музыкальных вузов.-М., 1987.-72 с.
  56. . Философия образования для XXI века (в поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Совершенство, 1998.-608 с.
  57. . Менталитет и образование в системе ценностей и приоритетов XXI века. М., 1996. — 114 с.
  58. JI. Исследование и моделирование процессов принятия решений в системе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. — Таганрог, 1998.- 18 с.
  59. JI. Технология компьютерной подготовки специалистов экономического профиля в колледже: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. — Тольятти, 1998.- 158 с.
  60. Глядешкина 3. К вопросу об изучении некоторых аспектов современной музыки // Технические средства в музыкальном образовании: Сб. тр.ГМПИим. Гнесиных. М., 1978.-Вып. 39. — С. 125−145.
  61. Глядешкина 3. О стилевом воспитании слуха // Советская музыка. — 1977.-№ 1,-С. 112−113.
  62. Глядешкина 3. Проблемы стилевого воспитания слуха//Методика преподавания сольфеджио: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1991. — Вып. 110.-С. 77−90.
  63. Глядешкина 3., Енько Т. Программа курса сольфеджио для факультетов народных инструментов музыкальных вузов. -М., 1996. — 14 с.
  64. JI. О развитии музыкального слуха. Краснодар, 1978. — 78 с.
  65. И. Индивидуализация обучения как условие формирования творческой деятельности студентов // Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе: Сб. науч. тр. М., 1990. — 56−64 с.
  66. А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. 272 с.
  67. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 100 „Музыкальное образование“. Квалификация „учитель музыки“. -М., 2000. 18 с.
  68. Государственный стандарт высшего профессионального образования. Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 51 400 „Музыковедение“. М., 1997.- 12 с.
  69. А. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1993. — 190 с.
  70. С. Гармония: Программа конспект курса для историко-теоретических факультетов музыкальных вузов. — М., 1974. — 96 с.
  71. Гуманитарные исследования в Интернете / О. Арестова, Г. Астляйтнер, Ю. Бабаева и др.- под ред. А. Войскунского М.: Можайск-Терра, 2000. — 432 с.
  72. Е. Учет школьной успешности: Школьные тест и стандарты. М., 1926.-158 с.
  73. Е. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1975.- 160 с.
  74. А. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе использования информационных технологий. Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 1994. — 324 с.
  75. А. Методы искусственного интеллекта в музыкально-педагогических системах // Электронная технология и музыкальное искусство. М., 1990. — С. 59−62.
  76. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е. Полат. М.: ВЛАДОС, 1998.- 192 с.
  77. К., Дмитриевский Г. Очерк жизни и творческой деятельности. Л.: Сов. композитор, 1959. — 56 с.
  78. К. Курс Сольфеджио: Программа для дирижерско-хоровых факультетов консерваторий. М., 1967. — 20 с.
  79. Н. Программа по гармонии для педагогических институтов по специальности № 2119 „Музыка и пение“. М.: Просвещение, 1980. -18 с.
  80. И. Формирование готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младших школьников: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 1999. — 170 с.
  81. М. Инновационные компьютерные технологии в музыкальном образовании // Инновационные проблемы педагогического образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Я. Бурякова. Таганрог: Таганрогский гос. пед. ин-т, 2005. — С. 147−152.
  82. М. Слуховые тесты по музыкально-теоретическим дисциплинам. Учеб. пособие / Под ред. проф. Г. Тараевой. Ростов-н/Д: Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова, 2002. -294 с.
  83. М. Тесты для проверки музыкального слуха и информационные технологии // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сб. науч. ст. Ростов-н/Д: Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова, 2003. — С. 319−339.
  84. С. Проблемы качества профессиональной подготовки учителя музыки // Инновационные проблемы педагогического образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. JT. Бурякова. Таганрог: Таганрогский гос. пед. ин-т, 2005.-С. 94−101.
  85. С. Проверочные задания по гармонии (Тесты): Учеб. пособие по курсу „Гармония“ / Под ред. проф. Н. Пархоменко. — Таганрог: Таганрогский гос. пед. ин-т, 2002 г. 236 с.
  86. С. Тестовое диагностирование в музыкальной педагогике // Актуальные проблемы педагогической диагностики и мониторинга системы образования: Сб. науч. тр. / Науч. ред. Е. Михайлычев. Таганрог: Таганрогский гос. пед. ин-т, 2003. — С. 132−137.
  87. С., Дядченко М. Компьютерное тестирование в музыкальном образовании // Информационные технологии в образовании Ростовской области. Сб. тез. Ростов-н/Д, 2003. — С. 98−99.
  88. Е. Информационные технологии как средство повышения эффективности профориентации учащихся 8−9 классов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Брянск, 1995. — 148 с.
  89. А. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2003.-95с.
  90. А. Компьютеризация школы и математическое образование // Математика в школе. 1989. — № 1. — С. 14−31.
  91. А. Компьютеризация школы и математическое образование // А. Ершов. Избранные труды. Новосибирск: Наука, 1994. — С. 347−370.
  92. А. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1998. — № 6. — С. 4−8.
  93. А., Звенигородский Г., Первин Ю. Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы) // ИНФО. — 1995. № 1. — С. 3— 20.
  94. Н. Современные тестовые технологии в образовании — М. -Ростов-н/Д: ДГТУ, 2001.- 186 с.
  95. М. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1989.-46 с.
  96. В., Кортуков Е., Саксонов Е., Джугели Т., Гуничев В., Шапкин Ю. К концепции информатизации образования // Социальная информатика.-М., 1999.-С. 92.
  97. И. Новые информационные технологии в музыкальном образовании: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2000. — 196 с.
  98. В., Куртев Н., Панченко В. Компьютерные учебные модули для спецдисциплин // Проблемы вузовского учебника: Материалы IV Всерос. научн.-метод. конф. М.: МГАП Мир книги, 1995. — С. 25−26.
  99. М. Теоретические проблемы компьютеризации музыкальной деятельности (опыт комплексной характеристики): Автореф. дис. .канд. искусствоведения: 17.00.02. СПб., 2000. — 16 с.
  100. М. Организационно-педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в образовательном процессе гимназии: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 1999. 174 с.
  101. JI. К проблеме изучения курса истории музыки в современном информационном пространстве // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия. Астрахань, 2001. — С. 128−130.
  102. ИгнатенкоС. Интегрированный контроль в информационных технологиях обучения общественным наукам: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2000. — 286 с.
  103. В. Инфоноосферная эдукология. Новые информационные технологии обучения. СПб., 1991. — 120 с.
  104. В., Лаптев В., Потемкин М. Концепция педагогики информационного общества // Наука и школа. 1999. — № 1. — С. 12−15.
  105. В., Слуцкий А. Межпредметные связи и информатика. — СПб., 1992.-51 с.
  106. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Метод, пособие для учителей и преподавателей сред. учеб. заведений / А. Ершов, В. Монахов, М. Витинын и др.- под ред. А. Ершова, В. Монахова. М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
  107. О. Оптимизация самостоятельной работы студентов по овладению иноязычной речевой деятельностью с помощью компьютерных технологий: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Смоленск, 2002. — 166 с.
  108. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  109. Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Иноземцева. -М.: Academia, 1999. С. 249−260.
  110. Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Иноземцева. — М.: Academia, 1999.-С. 261−291.
  111. Информатика в понятиях и терминах. / В. Извозчиков и др.- под ред. В. Извозчикова. — М.: Просвещение, 1991. 126 с.
  112. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования. / В. Извозчиков и др.- под ред. В. Извозчикова. — СПб.: Образование, 1996. 188 с.
  113. В. Зарождение и развитие тестов и тестовых методов // Педагогическая диагностика. 2002. — № 2. — С. 3−18.
  114. В. Тесты: история становления // Педагогическая диагностика. 2002.-№ 1. — С. 9−15.
  115. С. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности. // Педагогическая информатика. 2000. — № 3. — С. 21−40.
  116. М. Методика преподавания сольфеджио: Программа для теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. М., 2001. — 26 с.
  117. М. Современное сольфеджио. Учебник для средних и высших учебных музыкальных заведений: В 3 ч. М., 1996. — 160 с.
  118. М. Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха.-М., 1999.-371 с.
  119. М. Сольфеджио психотехника развития современного профессионального слуха // Воспитание музыкального слуха. — М., 1999. -Вып. 4. — С. 67−85.
  120. В. Обучающие программы. М.: Солон-Р, 2001. — 528 с.
  121. Д. Организационно-педагогические условия внедрения компьютерных технологий обучения в начальном профессиональном учебном заведении: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 1998.- 168 с.
  122. Ю. Содержание и методика тестирования по специальным дисциплинам в процессе обучения в туристском ВУЗе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. -М., 2004. 152 с.
  123. С. Из истории тестирования // Газета „Первое сентября“ № 28,2003 г.
  124. Г. Дидактические основы построения системы контроля знаний и умений в компьютерной технологии обучения: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 1994. — 198 с.
  125. Д. Психология специальных способностей. Музыкальные способности М.: Таланты-XXI век, 2004. — 496 с.
  126. Е. Построение методической системы обучения разделу „Новые информационные технологии“ в школьном курсе информатики: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 1999. — 174 с.
  127. С., Лесневский Ю., Шиндин Б. Концепция интеллектуальных систем как средство организации деятельности музыковеда // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1989. — С. 144— 153.
  128. Е. Фонетические тесты как средство диагностики и контроля при обучении русскому языку китайских учащихся-нефилологов. Начал, этап: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 1995. — 167 с.
  129. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994.-204 с.
  130. Г. Особенности национальных экзаменов в ряде стран мира // Школьные технологии. 1998. -№ 5. — С. 166−172.
  131. Г. Особенности организации и проведения исследования TIMSS в России//Школьные технологии. 1998.-№ 5.-С. 155−165.
  132. В. Импровизация как форма музыкальной деятельности (историко-культурный и дидактический аспекты): Дисс.. канд. искусств.: 17.00.02.-Ростов-н/Д, 1995.-173 с.
  133. С. Развитие креативной функции личности старшеклассников в условиях освоения ими компьютерных технологий: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Волгогр. гос. пед. ун-т, 2002 — 158 с.
  134. К., Мизин И. Информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования России // Системы и средства информатики. М.: Наука. Физматлит. — 1996. — Вып. 8. — С. 1−13.
  135. Компьютерные телекоммуникации школе. Пособие для учителя / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Е. Полат. — М.: РАО, ИСО, 1995. — 168 с.
  136. О. Музыкальное творчество как дидактическая проблема: музыкальный текст и его моделирование. Дисс.. канд. искусств.: 17.00.02. Ростов-н/Д, 1996.- 183 с. У
  137. О. Система обучения взрослых использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-СПб., 1996.- 144 с.
  138. В. Пути повышения эффективности использования новых информационных технологий в образовании // Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста: Межвуз. сб. -Липецк: ЛГПИ. 1998. — Вып. 1. — С. 73−76.
  139. Ф 152. Кравченко Л. Подготовка будущих учителей к применению компьютерных технологий в условиях личностно-ориентированного обучения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 1998. — 166 с.
  140. А. Компьютерное моделирование музыкальной фактуры // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сб. науч. ст. Ростов-н/Д: Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова, 2003. — С. 249−265.
  141. К., Минаева С., Рослова Л. Изучение математической подготовки выпускников начальных школ России. // Школьные технологии, 2000, № 4.-С. 142−167.
  142. А., Кузнецов И. Основные аспекты разработки компьютерных обучающих программ // Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста: Межвуз. сб. Липецк: ЛГПИ.- 1998. Вып. 1. — С. 77−84.
  143. С. Методика преподавания математики с использованием информационных технологий и компьютерных продуктов учебного назначения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2003. — 128 с.
  144. В. Информационные технологии для системы школьного образования // Науч.-метод. сб. тез. док. межд. конф.-выст. ИТО-98, Сек. 3. М.: НЛП БИТпро, 1998. — С. 67−68.
  145. И. Формирование личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2003. — 137 с.
  146. А. Инструментальные средства разработки компьютерного учебника // Проблемы информатизации экономического образования. — М.: МГУ. 1994. -№ 3. — С. 41−60.
  147. Р. О целостном подходе к курсу сольфеджио (дирижерско-хоровой факультет) // Методика преподавания сольфеджио: Теория. История. Практика: Сб. тр.-М., 1991.-Вып. 110. С. 91−105.
  148. Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1985. — 368 с.
  149. А. Технология проектирования и применения компьютерных обучающих программ по химии для средней школы на основе имитационного моделирования: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2002.-225 с.
  150. Н. Компьютерные технологии в развитии художественных способностей учащихся общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1999. — 175 с.
  151. Г. Подготовка будущего учителя к педагогическому мониторингу с использованием современных компьютерных и информационных технологий: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск, 2000.- 167 с.
  152. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения // Информатика и образование. — 1989.-№ 3.-С. 47−58.
  153. Е. Формирование творческих качеств личности старшеклассников и студентов при обучении в компьютерной среде: Авто-реф. дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 18 с.
  154. Д. Информационные образовательные технологии в среднем профессиональном учреждении как средство активизации познавательной деятельности студентов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. — Армавир, 2004.-154 с.
  155. М. Школьный учебник и новые информационные технологии обучения (На примере учебников математики): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-Владикавказ, 1999.- 148 с.
  156. В., Цеханский В. Игровая модель процессов психической регуляции в профессиональной подготовке музыканта // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск, 1987. — С. 127—137.
  157. В., Цеханский В. Перцептивное описание музыкального произведения // ЭВМ и проблемы музыкального образования. — Новосибирск, 1989.-С. 113−124.
  158. В., Цеханский В. Рефлексия в изучении психологических проблем музыкальной информатки // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Новосибирск, 1988. — С. 25−41.
  159. А. Мониторинг учебной эффективности // Школьные технологии. 2000. — № 1. — С. 96−131.
  160. А. Образовательные стандарты Санкт-Петербургской школы. Требования к тестам школьных достижений. СПб.: Образование и культура, 1996. — 170 с.
  161. А. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М.: Народное образование, 2000. — 352 с.
  162. А. Тесты в методических журналах // Школьные технологии. 1998. — № 5. — С. 198−221.
  163. А. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб.: Образование и культура, 1996. — 304 с.
  164. Н. Имитационное моделирование профессиональных задач и компьютерная технология их решения в процессе подготовки учащихся профессиональных лицеев к экономической деятельности: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1999.-224 с.
  165. Н. Тестирование как педагогическое средство измерения успешности обучения: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 2000.-216 с.
  166. Н. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1992.-47 с.
  167. . Компьютерный компонент педагогической технологии в Ф системе формирования профессиональной компетентности специалистов: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Москва, 2002. — 130 с.
  168. Е. Разработка методики применения информационных технологий в учебном процессе: На прим. использования компьютерных сред в обучении учащихся 7−9 кл. шк. курсу алгебры: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1995.- 188 с.
  169. А. Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании: Дис.. канд. щ пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2004. — 124 с.
  170. JI. Интенсивный курс сольфеджио: Методическое пособие для педагогов. СПб.: Союз художников, 2003. — 175 с.
  171. JI. Некоторые вопросы современного ладового слуха // Современная музыка в теоретических курсах вуза: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных.-М., 1981.-Вып. 51.-С. 154−167.
  172. М. Информационные технологии как средство совершенствования геометрической подготовки студентов математических специальностей в университете: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Ростов н/Д, 2003.-207 с.
  173. Е. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М.: Педагогика, 1986. 80 с.
  174. Е. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
  175. Е. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения // Применение автоматизированных обучающих систем в учебном процессе. — Минск, 1984. С. 84−85.
  176. А. Системы автоматизированного контроля знаний на микроЭВМ и их применение при обучении математике в школе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Екатеринбург, 1995. — 194 с.
  177. А., Устинов А., Чельдиев С. Музыка, электроника, интонирование. Новосибирск, 1993.-314 с.
  178. Ш. Стандартизированный контроль по физике в условиях компьютерного обучения школьников: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 1994.-158 с.
  179. М. Теоретические и практические проблемы диагностики качества обучения в школе и вузах на основе компьютерных технологий (Опыт разработки и методика использования): Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08. Москва, 2001. — 289 с.
  180. Е. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001.-432 с.
  181. Е. Конструирование дидактических тестов: Учебно-методическое пособие. Ростов-н/Д: РО ИПК и ПРО, 2000. — 162 с.
  182. Е. Теоретические основы педагогической диагностики: Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1991. -47 с.
  183. В. Проблемы обеспечения компьютерной грамотности. М.: Просвещение, 1986.-230 с.
  184. В. Компьютерные технологии как фактор интеллектуально-творческого развития личности младшего школьника: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2002. — 165 с.
  185. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. Келдыш. -М.: НИ Большая Российская энциклопедия, 1998. 672 с.
  186. Музыкальное образование: Историко-теоретическая подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 30 700 Музыкальное образование. — М.: Флинта: Наука, 1999.-256 с.
  187. Е. Настройка и настроение в музыке // Воспитание музыкального слуха. М., 1985. — Вып. 2. — С. 6−40.
  188. Е. Пути совершенствования музыкально-теоретических дисциплин // Советская музыка. 1982. — № 2. — С. 64−72.
  189. В., Нардюжев И. Современные системы компьютерного тестирования // Школьные технологии. 2001. — № 3. — С. 45−65.
  190. . Интонирование в курсе сольфеджио. JL: Музыка, 1985. -182 с.
  191. . К воспитанию внутреннего слуха // Советская музыка. -1980.-№ 6.-С. 105−108.
  192. Г. Методические основы разработки и проведения спецкурса „Современные информационные технологии в обучении“ в системе технологической подготовки студентов педвузов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1997. — 177 с.
  193. А. Интеграция технического и психологического образования в вузе как фактор гуманизации подготовки специалистов технико-технологического направления: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Ростов-/Д, 1999.-46 с.
  194. Д. Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-Ярославль, 2003.- 155 с.
  195. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования- под ред. Е. Полат. М.: Академия, 1999. — 224 с.
  196. О сертификации качества педагогических тестовых материалов. Приказ министерства образования РФ от 17 апреля 2000 г. № 1122 // Вестник образования. 2000. -№ 11. — С. 46−47.
  197. К. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 1999. — 199 с.
  198. Е. Информационные технологии активизации обучения школьников на основе параллельных циклов деятельности: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва, 2002. — 234 с.
  199. Г. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа: На примере учителей начальных классов со специализацией: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2003. — 174 с.
  200. Ю. Некоторые проблемы создания компьютерного учебника // Университетское образование и компьютерные технологии обучения. -Томск, 1993.-С. 122−133.
  201. Основы информатики и вычислительной техники / А. Ершов, В. Монахов, А. Кузнецов и др.- под ред. А. Ершова, В. Монахова. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  202. А. Методика теории музыки и сольфеджио: Пособие для педагогов. 2-е изд., доп. — Л.: Музыка, 1970. — 296 с.
  203. А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. Вып. 2. М.: Музыка, 1973.- 180 с.
  204. С. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С. Оськина, Д. Парнес. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО Издательство ACT, 2001. — 79 с.
  205. С. Этюды для пения. Киев, 1974. — 122 с.
  206. М. Тестирование в управлении обучением иностранному языку: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1994. — 170 с.
  207. С. Тестирование слухопроизносительных навыков в обучении русскому языку как иностранному: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1997.-164 с.
  208. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи / Пер. с англ. М., 1989. — 224 с.
  209. Ю., Первин Н., Чельдиев С. Опыт применения персональных ЭВМ на уроках сощфеджио в музыкальной школе // Проблемы школьной информатики. Новосибирск, 1986. — С. 84−89.
  210. В. Критериально-ориентированные тесты для итоговой аттестации студентов. М.: НМЦ СПО Минобразования РФ, 1998. — 152
  211. Н. Формирование у студентов готовности к применению компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Брянск, 2003. — 148 с.
  212. В. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
  213. С. Компьютероопосредованное обучение как средство интеллектуального развития личности школьника: Автореферат.. канд. пед. наук. Саратов, 1997. — 19 с.
  214. Е. Методические основы разработки курсов дистанционного обучения // Интернет. Общество. Личность-99: Тез. докл. межд. конф. СПб.: ИОЛ, 1999. — С. 228−229.
  215. С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов: СГУ, 2002. — 208 с.
  216. О. Тест как средство контроля при коммуникативном подходе к обучению иностранному языку. Базовый курс: англ. и нем. яз.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1995. — 176 с.
  217. Приемные требования по специальным дисциплинам для поступающих в высшие музыкальные учебные заведения СССР. М., 1978. — 64 с.
  218. Прикладная психология (психология труда и психотехника): Сб. ст. / Под ред. И. Шпильрейна. М., 1930. — 168 с.
  219. Ю. Исследование возможностей компьютерных программ для обучения графике студентов факультетов технологии и предпринимательства педагогических вузов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2004.- 180 с.
  220. Программа развития компьютеризации музыкального образования. -Екатеринбург, 1992. 17 с.
  221. Д. Методические основы курса „Новые информационные технологии в образовании“ для педагогических вузов: Направление
  222. Естествознание»: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 1998. — 210 с.
  223. Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. Пер. с англ. -М.: Когито-Центр, 1999. 144 с.
  224. Ю. Банки данных в работе музыковеда // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сб. науч. ст. Ростов-н/Д: Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова, 2003. — С. 276 291.
  225. П. Формирование у старшеклассников познавательного интереса к изучению и применению компьютера: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1999. — 20 с.
  226. Н. Дидактические основы построения тестовой системы контроля (На примере начального этапа обучения русскому языку как иностранному): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов-н/Д, 2002. — 192 с.
  227. А. Формирование информационной культуры у студентов факультета романо-германских языков при изучении английского языка на основе использования новых информационных технологий: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2000. — 223 с.
  228. И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы: перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.
  229. JI. Информационно-познавательная деятельность детей в работе с компьютерными программами по музыкальной грамоте // Информационная система вуза. Новосибирск, 1998. — С. 26−30.
  230. JI. Музыкальное обучение с помощью компьютера // Электронная технология и музыкальное искусство. Новосибирск, 1990. -С. 56−58.
  231. JI. ЭВМ в начальном музыкальном образовании // ЭВМ и проблемы музыкального образования: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред.
  232. В. Цеханский. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1989. — Вып. 8. — С. 70−77.
  233. А. Автоматизированный тестовый контроль в системе профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры На прим. дисциплины «Легкая атлетика»: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.04. -М., 1995.-176 с.
  234. В. Инновационные компьютерные технологии как средство обеспечения качества экономической подготовки специалистов (На примере туристского вуза): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. — Сходня, Моск. обл., 2002.- 178 с.
  235. ., Татур А. Стандарты и тесты в образовании. М., 1995. -48 с.
  236. И. Компьютерные телекоммуникации в образовательных технологиях для систем подготовки учителей России и США.: Дисс. канд. пед. наук. Ростов-н/Д, 1999. — 250 с.
  237. Е. Промежуточный тестовый контроль в дистанционном обучении иностранному языку (На материале английского языка): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Тамбов, 2002. — 177 с.
  238. Л. Использование произведений советских композиторов на уроках сольфеджио и подбор примеров для диктантов на материале советской музыки. — М., 1976. 54 с.
  239. С. Тестирование как метод повышения эффективности и объективности контроля знаний в общеобразовательной школе (на прим. шк. курса физики): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Ижевск, 1997. -190 с.
  240. В. Подготовка студентов педвуза к использованию компьютерных технологий в психолого-педагогических исследованиях и экспериментах: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Екатеринбург, 1999. -188 с.
  241. И. Технология организации тестового контроля формирования навыков и умений иноязычного устно-речевого общения (начальная школа/французский язык): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 2001.-331 с.
  242. Е. Образовательные возможности компьютерных обучающих программ в процессе музыковедческой подготовки учащихся музыкально-педагогического колледжа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. 22 с.
  243. Э. Концепция создания компьютеризированного курса как составляющая педагогической системы. Новосибирск: РИО НИПК и ПРО, 1996.-38 с.
  244. Е. Компьютерные средства контроля знаний по математике в школе: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2000. — 135 с.
  245. В., Шиянов Е. Гуманизация педагогического образования: теоретическая концепция исследования // Теория и практика высшего образования. М., 1991. — С. 3−18.
  246. Н. Методика компьютерного адаптивного тестового контроля знаний учащихся (В курсе информатики): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2000. — 190 с.
  247. В., Якушкина JI. Программа по сольфеджио для педагогических институтов по специальности № 2119 «Музыка». М.: Просвещение, 1987.-14 с.
  248. Сольфеджио. Гармония: Требования к вступительным экзаменам в Санкт-Петербургскую консерваторию. Образцы экзаменационных материалов. СПб.: СПбГК, 1998. — Вып. 1. — 92 с.
  249. М. Слух музыканта М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — М., 2003. — 640 с.
  250. JI. Педагогические условия применения компьютерной технологии обучения в 9−11 классах современной школы На прим. обучения иностр. яз.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1997. — 140 с.
  251. И., Миронова Е. Понимающие подходы создания в Интернете интерактивных учебных пособий. // Интернет. Общество. Личность-99: Тез. док. межд. конф. -СПб.: ИОО, 1999. С. 250−251.
  252. М. Моделирование личностно-ориентированной обучающей среды с использованием компьютерных технологий: В рамках предмета физики: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Ростов-н/Д, 2004. 194 с.
  253. Л. Задания в тестовой форме как средство проверки знаний и умений учащихся по экономическим вопросам курса «Человек и общество» (XI класс): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 1996. -167 с.
  254. Л. Централизованное тестирование как средство экспертизы качества боразования: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Ростов-н/Д, 2000.-234 с.
  255. Д. Система компьютерного тестирования «I know». // Школьные технологии. — 2001. № 2. — С. 228−237.
  256. Н. Педагогическая психология. М.: МГУ, 1986. — 205 с.
  257. Н. Теоретические основы программированного обучения. -М.: МГУ, 1969.- 133 с.
  258. Н. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343 с.
  259. Н., Габай Т. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М., 1977. 64 с.
  260. А. Аналитический подход к музыкальному исполнительству // ЭВМ и проблемы музыкального образования: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. В. Цеханский. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1989. — Вып. 8. — С. 49−70.
  261. Г. Инновационные направления в музыкально-теоретическом обучении // Южнороссийский музыкальный альманах. Ростов-н/Д: Ростовская гос. консерватория, 2005. — С. 212−230.
  262. Г. Тестирование и тренинг в музыкально-теоретических дисциплинах // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сб. науч. ст. Ростов-н/Д: Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова, 2003. — С. 292−317.
  263. Н. Сборник диктантов на материале музыки советских композиторов: В 2 вып. Вып. 1. С. Прокофьев. М.: Музыка, 1966. -148 с.
  264. Н. Сборник диктантов на материале музыки советских композиторов: В 2 вып. Вып. 2. Дм. Шостакович. — М.: Музыка, 1968. -250 с.
  265. И. Хоровое сольфеджио: программа для музыкальных вузов по специальности «Хоровое дирижирование». СПб., 2000 г. — 36 с.
  266. Э. Третья волна / Реферат, изл. Э. Баталова // США экономика, политика, идеология. — 1982. -№ 7−11.
  267. Е. Проектирование содержания и технологии реализации специального курса «Компьютерная графика» для студентов строительных специальностей колледжа: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. -Тольятти, 2002. 185 с.
  268. С. Повышение эффективности использования компьютерных технологий в обучении студентов гуманитарных вузов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 2002.-210 с.
  269. JI. Тестирование как один из приемов контроля навыков аудирования французской речи на начальном этапе обучения в вузе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1996. — 187 с.
  270. О. Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2003. — 179 с.
  271. УзденоваА. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей как условие развития информационно-компьютерной культуры младших школьников: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Ка-рачаевск, 2002. — 158 с.
  272. А. Анализ и компьютерное моделирование музыкального звука и текста // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сб. науч. ст. — Ростов-н/Д: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2003. С. 199−227.
  273. А. Моделирование музыкального исполнения // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сб. науч. ст. -Ростов-н/Д: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, 2003. С. 228−248.
  274. А. Типологизация музыкальных объектов в системе моделирования исполнения SE SYSTEM // Электроника, музыка, свет (к 100-летию со дня рождения JT. С. Термена). Казань, 1996. — С. 158−161.
  275. Федеральная программа развития образования. (Приложение к Федеральному закону «О Федеральной программе развития образования»), -М., 1999.-24 с.
  276. А. О моделях и методах использования информационных технологий в обучении // Системы и средства информатики. Сб. ст. — М.: Наука. Физматлит. 1996. — Вып.8. — С. 54−68.
  277. Г. Входной контроль как основа адаптации к обучению в вузе студентов-первокурсников: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Сочи, 2001.-199 с.
  278. О. Основные направления информатизации современных технологий обучения // Информатика и образование. 1999. — № 2. — С. 26.
  279. Е. Информационные технологии как средство активизации самостоятельной работы студентов ССУЗов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08.-М., 2001.-265 с.
  280. Р. Некоторые вопросы Internet-Intranet-технологий и дистанционного обучения // Профессиональная подготовка учителей математики, информатики и физики: Межвуз. сб. науч. тр. — Ростов-н/Д: РГПУ. 1998.-Вып. 1.-С. 152−157.
  281. А. Информационные технологии в профессиональном выборе учащегося: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Ростов-н/Д, 2004. — 172 с.
  282. Г. Педагогические возможности ЭВМ. Новосибирск, 1988. -173 с.
  283. А. Компьютерный анализ звука в музыковедческом исследовании // Информационный подход в эмпирической эстетике. Таганрог, 1998.-С. 189−208.
  284. А. Компьютерный анализ музыкального звука и стиля исполнения // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сб. науч. ст. Ростов-н/Д: Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова, 2003. — С. 142−163.
  285. А. Учебный курс «Музыкальная информатика» в Вычислительном центре Московской консерватории // Музыка и информатика. М., 1999.-С. 9−18.
  286. А., Богданов И. Музыкальный фольклор и информатика: сопоставление подходов // Информационная парадигма в науке о человеке. — Таганрог, 2000. С. 207−212.
  287. Е. Формирование личностно ориентированной модели обучения школьников по методу проектов с применением компьютерных технологий: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 2003. 207 с.
  288. Ю. Как петь новую музыку XX века // Воспитание музыкального слуха. М., 1985. — Вып. 2. — С. 59−85.
  289. А. Основы современных компьютерных технологий. -СПб.: Корона принт, 1998. 446 с.
  290. С. Новые информационные технологии как фактор повышения квалификации преподавателей учреждений начального профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1997.-165 с.
  291. И. Из истории развития тестов в России и за рубежом. Таганрог, 1969. — 176 с.
  292. М. Теория и практика конструирования педагогических тестов. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 432 с.
  293. М. Теоретико-методологические и технологические основы адаптивного тестирования в образовании: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01.-М., 2001.-324 с.
  294. Е. Пути оптимизации компьютерного контроля за ходом и результатами обучения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2002. — 127 с.
  295. Т. Методика тестирования уровня обученности учащихся иноязычному чтению и письму в условиях дистанционного обучения: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 2002.-211 с.
  296. Т. Научно-методические основы проектирования и использования информационных и компьютерных технологий в обучении студентов вуза: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2001.-332 с.
  297. ., Робустова JL, Юкечев Ю., Бажанов Н. Компьютерные технологии в музыкальной деятельности // Компьютерные технологии в высшем образовании. СПб., 1994. — С. 120−121.
  298. Н. Дидактические условия применения компьютерной техники в процессе обучения учащихся 5−7 классов образовательной области «Технология»: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Брянск, 1996. -148 с.
  299. Т. Использование технологий компьютерного обучения для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1999. — 154 с.
  300. В. Дидактические основы информационных технологий обучения в общеобразовательных учреждениях: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1995. — 48 с.
  301. В. Информационные технологии обучения. // Информатика и образование. 1998. — № 2. — С. 5−16.
  302. Ю. Дидактическое обеспечение компьютерной технологии обучения студентов иностранному языку: Дис.. канд. пед. наук 13.00.08.-М., 2004.- 166 с.
  303. В. Адаптивные тесты как средство индивидуализации педагогического контроля качества знаний учащихся: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Ижевск, 2002. — 174 с.
  304. А. Сольфеджио на материале советской музыки. Л., 1975. -148 с.
  305. Н. Компьютерное тестирование как средство интенсификации обучения английскому языку в юридическом вузе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2003. — 178 с.
  306. Т., Харитонов А. Концепция мультимедийного учебника истории// http://www.history.ru
  307. Т., Харитонов А. Мультимедийный курс Истории России. Принципы построения и перспективы развития// http://www.history.ru
  308. Т., Харитонов А. Опыт использования и новые возможности мультимедийного учебника «История Росии: XX век"// http://www.history.ru
  309. В., Стафеев С. Компьютерные информационные технологии -основа образования XXI века // Компьютерные инструменты в образовании. № 1, 2002 г. http://ipo.spb.ru/iournal/mngmnt/view.php
  310. О. О применении электронных учебных пособий и презентаций при преподавании философии и культурологи // http://www.ito.Su/20Q2/II/2/II-2−985.html
  311. Е., Татаринцева Т., Трифанков Ю. Формирование информационно-технологической культуры современного педагога как важное направление информатизации образования в России // http://www.ito.Su/2001/ito/I/3/I-3−8.html
  312. Матронина JL Информационные и коммуникационные технологии в процессе изучения курса философии: проблемы и перспективы // http://www.ito.su/2Q01 /ito/II/2/II-2−16.html
  313. О. Образовательные ресурсы Интернет: методика использования и создания в системе подготовки преподавателей гуманитарных специальностей // http://www.ito.Su/2002/III/3/III-3−337.html
Заполнить форму текущей работой