Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины XX века: школа Д. Д. Шостаковича
Диссертация
В процессе исследования были поставлены следующие задачи: 1) выявить многообразное претворение традиций Шостаковича в фортепианном цикле, определив типологические черты этих традиций, которые, как представляется, свидетельствуют о едином направлении, 2) показать фортепианное наследие Шостаковича как художественный феномен в контексте становления тех черт, которые стали «знаковыми» для школы, 3… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Школа Д. Д. Шаковича в фортепианной музыке -художвенный феномен XX века
- 1. Фортепианное творчво ДД. Шаковича в контее мировой музыки. Эволюция фортепианногоиля Д. Д. Шаковича
- 2. Фортепианное творчество Д. Д. Шостаковича в отечественном
- Глава II. Традиции школы Д. Д. Шостаковича и их эволюция на материале фортепианныхнат Б. И. Тищенко)
- 1. Новатоий традиционализм Первой и Второйнат
- 2. Период «радикального прорыва» наты № 3−6)
- 3. Новый взгляд на кличую модель наты № 7−10)
- Глава III. Трансформация сонатного цикла в творчестве композиторов школы Д. Д. Шаковича
- 1. Новатоая трактовканатных циклов Галины волой
- 2. Диалогилей и художвенных эпох в фортепианныхнатах Дмитрия Тоого
- 3. Жанровая типология сонатного цикла на примере творчества Г. В. Свиридова, Б. А. Чайковского,
- О. А. Евлахова, В. JL Наговицина, Г. Г. Белова)
- Глава IV. Жанровое многообразие и композиционные принципы циклов миниатюр в творчестве представителей школы Д. Д. Шостаковича
- 1. Эволюция прелюдии
- 2. Жанровые екты характеричой образни
- 3. Циклы неоклицской ориентации
- 4. «Неофольклорная» линия
Список литературы
- Акопян Л. О. Отверженные детища Шостаковича: опусы 12, 14, 20 // Шостакович. Между мгновением и вечностью: Доклады, материалы, статьи / РИИИ, СК СПб, СПб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Композитор, 2000. С. 204−242.
- Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. М.: Музыка, 1982. Ч. 1,2.414 с. 1982. Ч. 3.230 с.
- Алексеев А. Д. Советская фортепианная музыка. 1917−1945. М.: Музыка, 1974. 245 с.
- Андреев А. Заметки о стиле Галины Уствольской // Музыка России. М.: Сов. композитор, 1982. Вып. 4. С. 240−260.
- Андреев А. Черты современной музыки (Вокальный цикл Б. Чайковского «Лирика Пушкина») // Борис Александрович Чайковский. 1925 -1996. Материалы к творческой биографии. М.: Русское музыкальное товарищество «Купина», 1997. С. 66−82.
- Арановский М. Г. Вызов времени и ответ художника // Музыкальная академия. 1997. № 4. С. 15−27.
- Арановский М. Г. Мелодика С. Прокофьева: Исследовательские очерки. Л.: Музыка, 1969. 231 с.
- Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 341 с.
- Арановский М. Г. О двух функциях бессознательного в творческом процессе композитора // Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Тбилиси: изд-во АН ГССР, 1978. Т. 2. С. 583−590.
- Арановский М. Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора (к постановке проблемы) // Вопросы музыкального стиля. Л., 1978. С. 140−156.
- Арановский М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация // Музыкальный современник: сб. ст. Союз композиторов СССР. М.: Сов. композитор, 1987. Вып. 6. С. 5−44.
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. J1.: Музыка, 1971. Изд. 2-е. Кн. 1,2. 375 с.
- Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века. JI.: Музыка, 1979. Изд. 2-е. 339 с.
- Асафьев Б. В. Три имени // Б. В. Асафьев. Избр. тр.: в 5-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. 5. С. 127−131.
- Баренбойм Л. А. Николай Григорьевич Рубинштейн. М.: Музыка, 1982. 405 с.
- Белецкий И. В. Дмитрий Толстой. М.: Сов. композитор, 1959. 45 с.
- Белов Г. Г. Загадочный Шостакович // Музыкальная академия. 1997. № 4. С. 224−230.
- Белов Г. Г. Певец земли русской // Медный всадник. СПб, № 1. С. 12−17.
- Белова С. Н. Черты стиля инструментальной мелодики Д. Д. Шостаковича / Дис. .канд искусствоведения. JI., 1979. 251 с.
- Белоненко А. С. Георгий Свиридов. Разные записи. Тетрадь № 7 // Москва, 2000, № 11. С. 192 195. Вступ. статья.
- Белоненко А. С. Начало пути (к истории свиридовского стиля) // Музыкальный мир Георгия Свиридова. М.: Сов. композитор, 1990. С. 146−164.
- Бергер Л. Г. Эпистемология искусства: Художественное творчество как познание. «Археология» искусствоведения. Познание и стили искусства. М.: Русский мир, 1997. 402 с.
- Березовчук Л. Н. Ассимиляция элементов музыкального наследия в творчестве композиторов XX века. (На примере сочинений Д. Шостаковича и И. Стравинского) / Дис. .канд. искусствоведения. JI., 1978. 160 с.
- Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1985. Изд. 2-е. 237 с.
- Бершадская Т. С. О монодийных принципах музыкального мышления Шостаковича // Дмитрий Дмитриевич Шостакович: Сб статей к 90-летию со дня рождения / РИИИ, СК СПб, СПб Академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. СПб.: Композитор, 1996. С. 334−341.
- Бершадская Т. С. Функции мелодических связей в современной музыке// Критика и музыкознание. М.: Музыка, 1980. Вып. 2. С. 27−40.
- Биберган В. Д. О семантике ударных тембров в творчестве Свиридова // Музыкальный мир Георгия Свиридова. М.: Сов. композитор, 1990. С. 174−185.
- Благой Д. Д. Фортепианное творчество Свиридова // Г. В. Свиридов: Сб. статей и исследований. М.: Музыка. 1979. С. 228−271.
- Блинова С. В. Формирование и функционирование тематизма в венской симфонической школе XVIII века (композиторы «второго ранга»). Автореф. дис. .канд. искусствоведения. М., 2000. 24 с.
- Блок В. М. Метод творческой работы С. Прокофьева. М.: Музыка, 1979. 150 с.
- Боганова Т. В. Национально-русские традиции в музыке С. С. Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1961. 163 с.
- Бобровский В. П. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1961. 257 с.
- Бобровский В. П. Музыкальное мышление Шостаковича и основы его инструментального тематизма // Современное искусство музыкальной композиции: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985. Вып. 79. С. 88−95.
- Бобровский В. П. О переменности функций музыкальной формы: Исследование. М.: Музыка, 1970. 280 с.
- Бобровский В. П. О самом главном // Музыкальная академия. 1997. № 1.С. 10.
- Бобровский В. П. Эволюция тематизма Шостаковича // Бобровский В. П. Статьи и исследования. М.: Музыка, 1990. С. 159−177.
- Бонфельд М. Ш. О специфике воплощения конкретного в содержании музыки // Критика и музыкознание: Сб. ст. Л.: Музыка, 1975. С. 93−105.
- Бонфельд М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства). М., 1991. 124 с.
- Бонфельд М. Ш. Творчество как интерпретация. // Проблемы художественной интерпретации в XX веке: Тезисы докл. Всероссийской научно-практической конференции. Астрахань, 1995. С. 3−5.
- Боярский А. А. Памяти Германа Окунева // Музыка и жизнь. JI.-M.: Сов. композитор, 1975. Вып.З. С. 148−153.
- Бялик М. Г. Соната № 5 для фортепиано Тищенко: Аннотация к концерту. JL, 1974,2 дек. 3 с.
- Бялик М. Г. Борис Тищенко // Музыка России. М.: Сов. композитор, 1982. Вып. 4. С. 71−87.
- Валькова В. Б. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука. М.: Музыка, 1978. Вып. 3. С. 168−190.
- Валькова В. Б. Музыкальный тематизм-.Мышление- культура. Н. Новгород: изд-во Нижегородского университета, 1992. 162 с.
- Валькова В. Б. Сюжеты Голгофы в творчестве Шостаковича // Шостакович. Между мгновением и вечностью: Доклады, материалы, статьи / РИИИ, СК СПб, СПб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Композитор, 2000. С. 679−716.
- Валькова В. Б. Трагический балаган: К вопросу о четвертой симфонии // Музыкальная академия. 1997. № 3−4. С. 78−84.45.
- Васина-Гроссман В. А. Мастера советского романса. М., 1980. Изд 2-е, доп. 317 с.
- Варунц В. П. Музыкальный неоклассицизм: Исторические очерки. М.: Музыка, 1980. 80 с.
- Власов В. Г. Стили в искусстве. СПб.: Кольпа, 1995. Т. 1. 672 с.
- Волков А. И. Замысел как целенаправляющий фактор творческого процесса композитора. // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. Вып. 130. С. 37−55.
- Волков С. Молодые композиторы Ленинграда. Л.: Сов. композитор, 1971. 135 с.
- Воробьёв И. С. Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920-х 1930-х годов. СПб.: Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н А. Римского-Корсакова, 2001. 288 с.
- Вязкова Е. В. К вопросу типологии творческих процессов // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 1999. Вып. 155. С. 156−182.
- Вязкова Е. В. О творческом процессе С. И. Танеева (по эскизным материалам кантат) // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. Вып. 130. С. 90−111.
- Вязкова Е. В. Процессы музыкального творчества: сравнительный текстологический анализ. Автореф. дис. .доктора искусствоведения. М., 1999. 45 с.
- Гаккелъ Л. Е. Б. И. Тищенко. Третья соната для фортепиано: Аннотация к концерту. JI., 1966, 28 апр. 3 с.
- Гаккелъ Л. Е. Фортепианная музыка XX века: Очерки. JL: Сов. композитор, 1976, 1990. Изд. 1, 2. 286 с.5&-. Гладкова О. И. Галина Уствольская музыка как наваждение. СПб.: Музыка, 1999. 158 с.
- Горюхина Н. А. Обобщение как элемент художественного мышления // Музыкальное мышление, проблемы анализа и моделирования: Сб тр. / Киевская гос. консерватория. Киев, 1988. С. 42−55.
- Горюхина Н. А. Очерки по вопросам музыкального стиля и формы. Киев: Музична Украина, 1985. 110 с.
- Горюхина Н. А. Эволюция сонатной формы. Киев: Музична Украина, 1970.316 с.
- Григорьева А. В., Головин А. И. О музыке Бориса Чайковского // Борис Александрович Чайковский. 1925 1996. Материалы к творческой биографии. М.: Русское музыкальное товарищество «Купина», 1997. С.140−157.
- Григорьева Г. В. Анализ музыкальных произведений. Рондо в музыке XX века. М.: Музыка, 1995. 90 с.
- Григорьева Г. В. К вопросу о романтических тенденциях в советской музыке 80-х годов // Музыкальная критика. Методы анализа и оценки: Сб. науч. тр. / ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. Л., 1989. С. 38−53.
- Григорьева Г. В. Музыка человечная и глубокая // Борис Александрович Чайковский. 1925 1996. Материалы к творческой биографии. М.: Русское музыкальное товарищество «Купина», 1997. С. 87−93.
- Григорьева Г. В. Стилевые проблемы в русской советской музыке второй половины XX века. М.: Сов. композитор, 1988. 206 с.
- Гриневич А. О. Инвенция // Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1974. Т. 2. С. 510−511.
- Гуляницкая Н. С. Предисловие. О современной композиторской му-зыкологии // Слово композитора: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. М., 2001. Вып. 145. С. 4−13.
- Гуляницкая Н. С. Введение в современную гармонию. М., 1984.
- Гусин И. Л. Орест Евлахов: Очерк жизни и творчества. Л.: Музыка, 1964. 118 с.
- Данилевич Л. В. Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество. М.: Сов. композитор, 1980. 301 с.
- Данилевич Л. В. Наш современник. Творчество Шостаковича. М.: Музыка, 1958. 329 с.
- Данилевич Л. В. Симфонизм Д. Шостаковича и искусство театра // Д. Шостакович: Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1976. С. 98−104.
- Дельсон В. Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1973. 235 с.
- Дельсон В. Ю. Фортепианное творчество Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1971.246 с.
- Должанский А. Н. Вторая соната для фортепиано // Должанский А. Н. Избранные статьи. Л.: Сов. композитор, 1973. С. 127−130.
- Должанский А. Н. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича. JL: Сов. композитор, 1963. 274 с.
- Долинская Е. Б. Фортепианное творчество Н. Я. Мясковского. М.: Музыка, 1980. 205 с.
- Друскин М. С. Исследования. Воспоминания. М., 1977. 280 с.
- Дьячкова Л. С. Гармония в музыке XX века: Учебное пособие по курсу «Гармония» / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1989. 103 с.
- Орест Евлахов композитор и педагог: Статьи, материалы, воспоминания. JT.: Сов. композитор, 1981. 186 с.
- Евлахов О. А. Проблемы воспитания композитора. JL: Сов. композитор, 1963. 120 с.
- Евсеева Г. И. Творчество С. С. Прокофьева пианиста. М.: Музыка, 1991. 107 с.
- Егорова Т. К. Борис Тищенко: всего один раз в вечность // Муз. жизнь. 1999. № 3. С. 6−10.
- Живов Л. Н. Я. Мясковский и его четыре фортепианные сонаты // Николай Мясковский. Сонаты для фортепиано. М.: Сов. композитор, 1979. С. 148−151.
- Житомирский Д. В. Из впечатлений минувших лет // Д. Шостакович: Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1976. С. 175−192.
- Житомирский Д. В. Шостакович // Музыкальная академия, 1993, № 3. С. 18.
- Загний С. А. Имитация: традиционные и нетрадиционные преобразования мелодии // Музыкальное искусство XX века: творческий процесс, художественные явления, теоретические концепции: Сб тр. / МДОЛГК им. П. И. Чайковского. М., 1999. С. 75−95.
- Задерацкий В. В. Музыкальная форма. Учебник для специальных факультетов высших музыкальных учебных заведений. М.: Музыка, 1995. Вып. 1. 541 с.
- Задерацкий В В. О новой функции мелоса и комплементарно-сонорной полифонии // Музыкальный современник: Сб. ст. М.: Сов. композитор, 1984. Вып. 5. С. 18−56.
- Задерацкий В. В. Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостаковича. М.: Музыка, 1969. 279 с.
- Земцовский И. И. Фольклор и композитор: Теоретические этюды о русской советской музыке. JI.-M.: Сов. композитор, 1978. 195 с.
- Золотарёв М. На юбилейном вечере композитора Д. А. Толстого // Сов. музыка. 1983. № 8. С. 136−137.
- Каган М. С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций. СПб.: Петрополис, 1997. 543 с.
- Казанская Л. В. «Верю в здоровое чувство прекрасного.» // Сов. музыка. 1991. № 3. С. 49−51.
- Казанская Л. В. Геннадий Белов // Композиторы Российской федерации: Сб. статей. М.: Композитор, 1994. Вып. 5. С. 236−278.
- Казанская Л. В. Эхо серебряного века. Малоизвестные страницы петербургской культуры первой трети XX века. СПб.: Канон, 1998. 298 с.
- Казанцева Л. П. Автор в музыкальном содержании. Астрахань, 1998. 227 с.
- Казанцева Л. 77. Полистилистика в музыке: Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений» / Казанская гос. консерватория. Казань, 1991.34 с.
- Карагичева Л. В. «Пишите как можно больше прекрасной музыки.»: Из писем Д. Д. Шостаковича К. А. Караеву // Музыкальная академия. 1997. № 3−4. С. 202−211.
- КацБ. С. О музыке Бориса Тищенко. Л.: Сов. композитор, 1986. 161 с.
- Кац Б. С. Семь взглядов на одно сочинение. Предисловие. (О сочинении Г. Уствольской «Композиция для флейты-пикколо, тубы и фортепиано) // Сов. музыка. 1980. № 2. С. 9−17.
- Келдыш Ю. В. Неоклассицизм // Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1978. Т. 4. С. 546.
- Келдыш Ю. В. Шостакович и русская художественная традиция // Шостакович и мировой музыкальный процесс. Кёльнские музыковедческие исследования. Кёльн, 1985. Вып. 150. С. 333.
- Келле В. М. Размышления о художественном методе (симфонические поэмы Бориса Чайковского „Подросток“ и „Ветер Сибири“) // Музыка России. М.: Сов. композитор, 1988. С. 256−270.
- Келле В. М. Симфония с арфой // Борис Александрович Чайковский. 1925 1996. Материалы к творческой биографии. М.: Русское музыкальное товарищество „Купина“, 1997. С. 203−205.
- Келле В. М. „Смысла живая основа“ // Борис Александрович Чайковский. 1925 1996. Материалы к творческой биографии. М.: Русское музыкальное товарищество „Купина“, 1997. С. 133−138.
- Климов А. В. Горизонтальная и вертикальная вводнотоновые системы (нежоторые ладогармонические явления в музыке С. Прокофьева и Д. Шостаковича) // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1989. Вып. 7. С. 90−102.г
- Климовицкий А. И. Еще раз о теме-монограмме D-Es-C-H // Дмитрий Дмитриевич Шостакович: Сб статей к 90-летию со дня рождения / РИИИ, СК СПб, СПб Академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. СПб.: Композитор, 1996С. 249−268.
- Ковнацкая J1. Г. Шостакович в протоколах JIACM и Асафьев // Дмитрий Дмитриевич Шостакович: Сб статей к 90-летию со дня рождения / РИИИ, СК СПб, СПб Академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. СПб.: Композитор, 1996. С. 48−68.
- Ковнацкая J1. Г. Шостакович и Богданов-Березовский (20-е годы) // Шостакович. Между мгновением и вечностью: Доклады, материалы, статьи / РИИИ, СК СПб, СПб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Композитор, 2000 С. 16−59.
- Кон Ю. Г. Вопросы анализа современной музыки: Статьи и исследования. Д.: Сов. композитор, 1982. 148 с.
- Коленько Р. Г. Инструментальный диалог и его значение в творчестве Д. Д. Шостаковича. Дис. .канд искусствоведения. Минск, 1979. 193 с.
- Копчевский Н. А. Преданность искусству (памяти Германа Окунева) // Сов. музыка. 1977. № 6. С. 19−23.
- Корабелъникова Л. 3. Архив композитора как материал для изучения процесов творчества // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Д.: Музыка, 1982. С. 265−270. г
- Корганов К. Т. Борис Чайковский: Личность и творчество. М.: Из-дат. Дом „Композитор“, 2001. 197 с.
- Корее Ю. С. Русская классическая традиция в вокальном творчестве Шостаковича // Шостакович и мировой музыкальный процесс. Кёльнские музыковедческие исследования. Кёльн, 1985. Вып. 150. С. 146−154.
- Костенич И. А., Сигитов С. М. Поиски справедливости продолжаются. О Германе Окуневе и его балете „Шинель“ // Муз. академия. 1996. № 3−4. С. 45−53.
- Кочарова Г. В. Фактурно-полифонические приемы в произведениях Шостаковича: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М. 1977. Вып. 18. С. 45−53.
- Красникова Т. Н. Музыкальная фактура и стиль. Истоки и эволюция: Учебное пособие по курсу „Гармония“ / РАМ им. Гнесиных. М., 1995. 114 с.
- Кремлёв Ю. А. Эстетические взгляды С. С. Прокофьева: По материалам высказываний. М.-Л.: Музыка, 1966. 153 с.
- Кудряшов Ю. Н. Катехизис теории сонорного лада. (Аспекты теоретического музыкознания) // Проблемы музыкознания: Сб. тр. / ЛГИТ-МиК им. Н. И. Черкасова. Л., 1989. Вып. 2. С. 123−143.
- Кузнецов И. К. Теоретические основы полифонии XX века: Исследование / МГК им. П. И. Чайковского. М.: НТЦ „Консерватория“, 1994. 282 с.
- Куницына И. С. Полифония Прокофьева. Автореферат дис. .канд искусствоведения. М., 1972.
- Кюрегян Т. С. Нетиповы формы в советской музыке 50−70-х годов // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1989. Вып. 7. С. 71−89.
- Кюрегян Т. С. Форма в музыке XVII—XX вв.еков. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1998. 405 с.
- Левая Т. Н. Поэтика иносказаний // Музыкальная академия. 1999. № 1. С. 151−154.
- Левая Т. Н. Советская музыка: диалог десятилетий. // Советская музыка 70−80-х годов: стиль и стилевые диалоги: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985. Вып. 82. С. 9−29.
- Левитин Ю. А. Учитель // Д. Шостакович: Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1976. С. 81−85.
- Левитин Ю. А. Борис Чайковский // Борис Александрович Чайковский. 1925 1996. Материалы к творческой биографии. М.: Русское музыкальное товарищество „Купина“, 1997. С 8−13.
- Лейе Т. Е. Драматургическая и фактурная симметрия в творчестве Б. Чайковского // Музыкальная фактура: Сб. тр. / РАМ Им. Гнесиных. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2000. Вып. 146. С. 66−88.
- Лейе Т. Е. О константности // Музыкальная академия. 1997. № 3−4. С. 41−46.
- Лейе Т. Е. Особенности гармонического стиля Б. Чайковского. // Советская музыка 70−80-х годов: стиль и стилевые диалоги. Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985. Вып. 82. С. 144−161.
- Леман А. А. Творчество Свиридова как направление // Музыкальный мир Георгия Свиридова. М.: Сов. композитор, 1990. С. 4−12.
- Ливанова Т. Н. Н. Я. Мясковский. Творческий путь. М.: Гос. муз. издат, 1953. 405 с.
- Лобанова М. Н. Концертные принципы Д. Шостаковича в свете проблем современной диалогистики // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1985. Вып. 6. С. 110−129.
- Лобанова М. Н. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. / МГК им. П. И. Чайковского. М.: Сов. композитор, 1990. 222 с.
- Лосев А. Ф. Диалектика творческого акта (краткий очерк) // Контекст. М.: Наука, 1982. С. 48−78.
- Мазель Л. А. Заметки о музыкальном языке Шостаковича // Дмитрий Шостакович. М.: Сов. композитор, 1967. С. 303−359.
- Мазель Л. А. О стиле Шостаковича. // Черты стиля Д. Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1966. С.3−23.
- Мазель Л. А. Проблемы классической гармонии. М.: Сов. композитор, 1972. 616 с.
- Мазель Л. А. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича // Д. Шостакович: Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1976. С. 56−72)
- Маклыгин А. Л. Сонорика // Музыкально-энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 514−515.
- Манаева О. Е. Вариантность в Третьей фортепианной сонате Б. Тищенко // Теоретические проблемы музыкальной формы: Сб. тр. /ГМПИ им. Гнесиных. М., 1982. Вып. 61. С.120−132.
- Мартынов И. И. Бела Барток: Очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1968. 286 с.
- Мартынов И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. М.: Сов. композитор, 1974. 435 с.
- Мартынов Н. А. Письма Шостаковича. Страницы из записной книжки // Дмитрий Дмитриевич Шостакович: Сб статей к 90-летию со дня рождения /РИИИ, СК СПб, СПб Академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. СПб.: Композитор, 1996. С. 276−305.
- Методические рекомендации к освоению нотного текста в фортепианной музыке XX века. / Сост. О. Ю. Малов, ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. Л., 1984. 24 с.
- Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.265 с.
- Медушевский В. В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник: Сб. статей. М.: Сов. композитор, 1984. Вып. 5. С. 5−17.
- Мейер К. Шостакович: Жизнь. Творчество, Время. СПб.: Композитор, „DSCH“, 1998. 557 с.
- Михайлов М. К. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981. 261 с.
- Михайлов М. К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты. Л.: Музыка, 1990. С. 92−116.
- Михеева Л. В. Жизнь Дмитрия Шостаковича. М.: ТЕРРА TERRA, 1997.368 с.
- Михеева Л. В. И. И. Соллертинский: Из переписки военных лет // Музыкальная панорама Ленинграда. Л.-М.: Сов. композитор, 1979. С. 80−99.
- Музыкальный мир Георгия Свиридова. М.: Сов. композитор, 1990. 221 с.
- Мясковский Н. Я. Собрание материалов: В 2-х т. Статьи, очерки, воспоминания о Н. Я. Мясковском. М.: Музыка, 1964. Изд. 2-е. Т. 1. 392 с.
- Назайкинский Е. В. Шостакович и художественные тенденции музыки XX века. // Шостакович и мировой музыкальный процесс. Кёльнские музыковедческие исследования. Кёльн, 1985. Вып. 150. С. 439−470)
- Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.319 с.
- Нестьев И. В. Аспекты музыкального новаторства. // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Сов. композитор, 1982. С. 11−29.
- Нестьев И. В. Бела Барток. 1881−1945. М.: Музыка, 1969. 797 с.
- Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. М.: Музыка, 1973. 320 с.
- Нестьев И. В. О жанрово-стилистичееком синтезе у Шостаковича // Шостакович и мировой музыкальный процесс. Кёльнские музыковедческие исследования. Кёльн, 1985. Вып. 150. С. 103−113.
- Нестьев И. В. О Свиридове // Музыкальный мир Георгия Свиридова. М.: Сов. композитор, 1990. С. 13−18.
- Нестьева М. И. Из области предположений (о Пятой фортепианной сонате Бориса Тищенко) // Сов. музыка. 1974. № 11. С. 60−61.
- Нестьева М. И. Эволюция Бориса Тищенко в связи с музыкально-теат-ральным жанром // Композиторы Российской федерации. М.: Сов. композитор, 1981. Вып. 1. С. 299−356.
- Николаев Л. В. Хорошо владеют полифоническим анализом. // Муз. кадры. 1941. № 2.
- Николаев Л. В. Из бесед с учениками // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. M.-JI.: Музыка, 1966. 260 с.
- Николаев Л. В. Статьи, воспоминания современников, письма. М.: Музыка, 1979. 289 с.
- Овсянкина Г. П. Вместе с Борисом Чайковским. // Борис Александрович Чайковский. 1925 1996. Материалы к творческой биографии. М.: Русское музыкальное товарищество „Купина“, 1997. С. 207−220.
- Овсянкина Г. П. Два этюда о творческом процессе Бориса Тищенко. // Процессы музыкального творчества. Сб. науч. тр. РАМ им. Гнесиных. М., 1999. Вып. 155. С.114−133.
- Овсянкина Г. П. Исполнительские принципы произведений фольклорного стиля (на примере „Деревенского альбома“ Г. Белова) // Фортепианные пьесы Г. Белова. Метод, рекомендации для музыкальных училищ/АГК Астрахань, 1990. С. 34−61.
- Овсянкина Г. П. Не повторяя себя (премьеры Б. Тищенко 90-х годов) // Музыкальная академия. 1995. № 4−5. С. 38−40.
- Овсянкина Г. 77. Об автографах Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича. // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. / РАМ им. Гнеси-ных. М., 1994. Вып. 130. С. 153−168.
- Овсянкина Г. 77. О неизвестных произведениях в фортепианном творчестве Георгия Свиридова // Проблемы музыкального воспитания и образования: сб. тр./ РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2001. Вып. 3. С. 54−62.
- Овсянкина Г. 77. О парадоксе в вокальном цикле „Чертеж“ Бориса Тищенко. // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997. С. 176−180.
- Овсянкина Г. 77. Опера Д. Д. Шостаковича „Игроки“. Автографы. Стилевые черты // Музыкальная академия. 1999. № 1. С. 159−166.
- Овсянкина Г. 77. Стилевой генезис школы Д. Шостаковича в фортепианной музыке. // Проблемы музыкального образования и педагогики: межвузовский сб. науч. тр. / РГПУ им. А. И. Герцена, СПб., 1999. Вып. 2. С. 22−28.
- Овсянкина Г. 77. Творчество Д. Д. Шостаковича в первые годы Великой Отечественной войны. Дис.. канд. искусствоведения. Л., 1985. 267 с.
- Овсянкина Г. 77. Фортепианные произведения Бориса Чайковского: Пять прелюдий, Две пьесы, Соната № 1 // Произведения Бориса Чайковского в классе фортепиано: Метод, рекомендации для музыкальных училищ/АГК. Астрахань, 1992. С. 5−16.
- Овсянкина Г. 77. Фортепианные сонаты Бориса Тищенко. М.: изд-во РАМ им. Гнесиных, 2001. 154 с.
- Овсянкина Г. П. Юрий Фалик и Борис Тищенко о своей виолончельной музыке и о некоторых проблемах творчества. // Процессы музыкального творчества. Сб. науч. тр. РАМ им. Гнесиных. М., 1999. Вып. 155. С. 134−155.
- Овсянникова Т. Г. Проблемы полифонического тематизма и полифонической формы в современной музыке. Автореферат дис. .канд искусствоведения. Вильнюс, 1982. 23 с.
- Овчинников Е. В. Вторая фортепианная соната Шостаковича (трактовка сонатно-циклической формы) // Вопросы теории музыки. М.: Музыка, 1968. Вып. 1. С. 239−265.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. 796 с.
- Окунев Г. Г. „Радуга“. Фортепианные пьесы для детей. JL: Музыка, 1974. 55 с. Авторские комментарии.
- Окунев Г. Г. Принцип позиционности в „Микрокосмосе“ Белы Бартока // Теоретические проблемы музыки XX века. М.: Музыка, 1978. Вып. 2. С. 103−125.
- Орджоникидзе Г. Ш. „Мимолётности“ С. Прокофьева. // Черты стиля С. Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1962. С. 139−179.
- Ордэюоникидзе Г. Ш. Фортепианные сонаты Прокофьева. М.: Муз-гиз, 1962. 151 с.
- Орелович А. О фортепианной музыке раннего периода творчества С. Прокофьева. // Черты стиля С. Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1962. С. 116−138.
- Орлов Г. А. Традиционные и новые подходы в изучении музыки // Методологические проблемы современного искусствознания. JL: Сов. композитор, 1975. Вып. 1. С. 111−126.
- Орлова А. А. Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества. М. Музгиз, 1963. 701 с.
- Орлова Е. М. Музыкальная жизнь и процесс интонирования (о некоторых закономерностях) // Сов. музыка. 1981. № 6. С. 11−17.
- Петриков С. М. Закономерности современного музыкального композиционного мышления: Учебное пособие по спецкурсу. Новосибирск, 1992. 143 с.
- Петриков С. М. Нетиповые формы в инструментальных произведениях Бориса Тищенко. Автореферат дис. канд. искусствоведения. Л., 1987. 24 с.
- Петриков С. М. Об интонационно-фазной форме в инструментальных произведениях Б. Тищенко // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1989. Вып. 7. С. 174−180.
- Петриков С. М. Роль драматургии в композиционном процессе. (Об особенностях сочинений Б. Тищенко) // Сов. музыка. 1987. № 4. С. 77−79.
- Петров А. П. Явление глубинно русское // Д. Шостакович: Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1976. С. 50−53.20 $Прокофъев С. С., Мясковский Н. Я. Переписка. М.: Сов. композитор, 1977. 402 с.
- Протопопов В. В. Вопросы музыкальной формы в произведениях Д. Шостаковича. II Черты стиля Д. Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1966. С. 90−105.
- Протопопов В. В. История полифонии. М.: Музыка, 1985−1987. Т. 3−5. 493 е., 317 е., 317 с.
- Раабен Л. Н. О духовном ренессансе в русской музыке 1960−80-х годов. СПб.: Бланка Бояныч, 1998. 350 с.
- Раабен J1. Н. О новом музыкальном мышлении XX века // Стилевые искания в музыке 70−80-х годов XX века: Сб. ст. Ростов н / Д., 1994. С. 8−20.
- Рахманова М. П. О „фольклорном направлении“ в современной русской музыке II Сов. музыка. 1972. № 1. С. 10−15.
- Рахманова М. П. Предисловие к анализу // Борис Александрович Чайковский. 1925 1996. Материалы к творческой биографии. М.: Русское музыкальное товарищество „Купина“, 1997. С. 61−66.
- Ручъевская Е. А. Классические формы в музыке. СПб.: Композитор, 1999.267 с.
- Ручъевская Е. А. Классические черты творчества // Музыкальная академия. 1999. № 1. С. 146−151.
- Ручъевская Е. А. Мелодия сквозь призму жанра // Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1980. Вып. 2. С. 35−38.
- Ручъевская Е. А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. ст. Л.: Музыка, 1987. Вып. 3. С. 69−96.
- Ручъевская Е. А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки XX века // Современные вопросы музыкознания: Сб. ст. М.: Музыка, 1976. С. 36−43.
- Ручьевская Е. А. Функции музыкальной темы. J1.: Музыка, 1977. 160 с.
- Ручьевская Е. А., Кузьмина Н. И. Цикл как жанр и форма // Форма и стиль: Сб. тр. / ЛОЛГК им. Н.А. Римского-Корсакова. Л., 1990. Ч. 2. С.129−174.
- Рыжкова Н. К вопросу об индивидуализации формы // Стилевые тенденции в советской музыке 1960−70-х годов: Сб. тр. / ЛГИТМиК им. Н. И. Черкасова Л., 1979. С. 57−61.
- Рыжкова Н. О некоторых тенденциях формообразования в современной советской музыке // Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности: Сб. тр. / ЛГИТМиК им. Н. И. Черкасова. Л., 1981. С. 54−60.
- Рыжкова Н. О новых видах тематизма в советской инструментальной музыке 60−70-х годов // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки: Сб. тр. / ЛГИТМиК им. Н. И. Черкасова. Л., 1980. С. 42−48.
- Сабинина М. Д. Шостакович симфонист. Драматургия, эстетика, стиль. М.: Музыка, 1976. 476 с.
- Савенко С. И. Заметки о поэтике современной музыки // Современное искусство музыкальной композиции: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985. Вып. 79. С. 5−16.
- Савенко С. И. Стравинский и Шостакович // Музыкальная академия, 1997, № 3−4. С. 193−195.
- Самсонова Т. П. Кластерная техника в фортепианных произведениях Галины Уствольской // Вопросы фортепианного исполнительства и музыкальной педагогики: Тезисы докл. научно-практической конференции. Астрахань, 1999. С. 118−122.
- Самсонова Т. П. Сонорность в фортепианных сонатах Б. И. Тищенко // Фортепианное искусство XX столетия: Межвузовский сб. тр. / РГПУ им. А. И. Гер-цена. СПб., 2000. С. 78−88.
- Самсонова Т. П. Фортепианная сонористика Альфреда Шнитке // Проблемы музыкального образования и педагогики: Межвузовский сб. тр. / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1999. Вып. 2. С. 36−47.
- Самсонова Т. П. Фортепиано в сонорном аспекте композиционной техники Галины Уствольской // Проблемы музыкального образования и педагогики: Межвузовский сб тр. / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2001. Вып. 3. С. 62−70.
- Санин А. О. Галина Уствольская: слово сказано // Сов. музыка. 1990. № 10. С. 10−15.
- Свиридов Г. В. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2001. 790 с.
- Сигельман М. „Плач странствующего“ (Мясковский и его 26-я симфония) // Музыкальная академия. 1998. № 3−4. С. 55−58.
- Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения и XX век (о преломлении традиций контрапункта строгого стиля в советской музыке 60−80-хх годов) // История и современность: Сб. тр. / МДОЛГК им. П. И. Чайковского. М., 1990. С. 66−86.
- Скорбященская О. А. Шостакович играет „Юмореску“ Шумана // Шостакович. Между мгновением и вечностью: Доклады, материалы, статьи / РИИИ, СК СПб, СПб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Композитор, 2000. С. 89−96.
- Скорик М. М. Ладовая система С. Прокофьева. Киев: Музична Украина, 1969. 100 с.
- Скребков С. С. Прелюдии и фуги Д. Шостаковича // Сов. музыка. 1953. № 9. С. 18−24.
- Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.167 с.
- Скребкова-Филатова М. С. Некоторые аспекты творческого процесса Н. Я. Мясковского // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. / РАМ им. Гне-синых. М., 1997. Вып. 140. С. 118−131.
- Скребкова-Филатова М. С. Об организующей роли фактуры в современной музыке // Современное искусство музыкальной композиции: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985. Вып. 79. С. 67−87.
- Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке. М.: Музыка, 1985. 285 с.
- Смирнов В. В. Возникновение неоклассицизма и неоклассицизм И. Стравинского // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 2. М., 1973. С. 35−42.
- Смирнов М. А. Фортепианная музыка Шостаковича в контексте русской музыкальной культуры // Шостакович и мировой музыкальный процесс. Кёльнские музыковедческие исследования. Кёльн, 1985. Вып. 150. С. 196−203.
- Соколов О. В. К проблеме типологии музыкальных форм // Проблемы музыкальной науки: Сб. ст. М.: Сов. композитор, 1985. Вып. 6. С. 152−180.
- Соколов А. С. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. Исследование. М.: Музыка, 1992. 227 с.
- Соколова Е. Аккордика и линеарность в гармонии позднего творчества Шостаковича // Вопросы теории музыки: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1977. Вып. 30. С. 116−132.
- Сорокина Е. Г. Фортепианный дуэт. История жанра. М.: Музыка, 1988.316 с.
- Сохор А. Н. Свиридов и русская культура. // Г. В. Свиридов: Сб. статей и исследований. М.: Музыка, 1979. С. 5−29.
- Стачинский В. И. Феномен парадоксального в музыке и других видах искусства (к проблеме специфики художественного содержания). Ав-тореф. дис.. канд искусствоведения. М., 1993. 23 с.
- Стоянов П. Взаимодействие музыкальных форм. М.: Музыка, 1985. 267 с.
- Суслин В. Е. Музыка духовной независимости: Галина Уствольская // Музыка из бывшего СССР: Сб. ст. М.: Композитор, 1996. Вып. 2. С.141−156.
- Сыров В. Н. О национальном в творчестве Бориса Тищенко // Вопросы музыкальной теории и педагогики: Сб. тр. Горьковской гос. консерватории им. М. И. Глинки. Горький: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1975. С. 41−59.
- Сыров В. Н. Стиль композитора в связи с идейной концепцией творчества (на примере музыки Б. Тищенко). // Советская музыка 70−80-х годов: стиль и стилевые диалоги: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985. Вып. 82. С. 123−143.
- Сыров В. Н. Типологические аспекты композиторского стиля // Стилевые искания в музыке 70−80-х годов XX века. Сб. ст. / Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. Ростов н/Д, 1994. С.53−70.
- Тараканов М. Е. Традиции и новаторство в современной советской музыке (опыт постановки проблемы). Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Сов. композитор, 1982. С. 30−51.
- Тараканов М. Е. О русском национальном начале в современной советской музыке // Советская музыка на современном этапе. М., 1983. С. 45−49.
- Тараканов М. Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке. М.: Сов. композитор, 1988. 272 с.
- Тищенко Б. И. Двенадцать портретов для органа: Аннотация к концерту. СПб., 1995, 2 марта. 2 с.
- Тищенко Б. И. Соната № 5 для фортепиано. Л.: Сов. композитор, 1978. Авторская аннотация.
- Тищенко Б. И. С любовью и нежностью // Сов. музыка. 1988. № 2. С.105−113.
- Тищенко Б. И. Этюд к портрету // Д. Шостакович: Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1976. С. 98−104.
- Токарева О. Русские национальные черты в тематизме Бориса Чайковского // Проблемы истории русской и советской музыки: Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1988. Вып. 88. С. 93−99.
- Толстой Д. А. Для чего всё это было. Воспоминания. СПб.: Библио-полис, Композитор, 1995. 621 с.
- Федосова Э. П. Диатонические лады в творчестве Д. Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1980. 189 с.
- Федченко Т. Свет духовности: музыка Бориса Чайковского // Музыка из бывшего СССР: Сб. статей. М.: Композитор, 1996. Вып. 2. С. 93−111.
- Фотосюжеты с Шостаковичем. Публикация и комментарии Александра Мнацаканяна Шостакович. Между мгновением и вечностью: Доклады, материалы, статьи / РИИИ, СК СПб, СПб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Композитор, 2000. С. 620−625.
- Фрид Р. 3. Борис Григорьевич Гольц. JL: Сов. композитор, 1960. 37 с.
- Хачатурян А. И. Мастер гражданин — человек // Д. Шостакович: Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1976. С. 17−19.
- Хентова С. М. Шостакович: Жизнь и творчество. М.: Композитор, 1996. В двух т. Т. I. 525 с. Т. И. 550 с.
- Хентова С. М. Шостакович-пианист. Л.: Сов. композитор, 1964. 60 с.
- Холопов Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Сов. композитор, 1982. С.52−103.
- Холопов Ю. Н. Кластер // Музыкально-энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 253.
- Холопов Ю. Н. К проблеме музыкального анализа. // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. М.: Сов. композитор, 1985. Вып. 6. С. 130−151.
- Холопов Ю. Н. О гармонии Шостаковича // Шостакович и мировой музыкальный процесс. Кёльнские музыковедческие исследования. Кёльн, 1985. Вып. 150. С. 490−500.
- Холопов Ю. Н. Очерки современной гармонии. М.: Сов. композитор, 1974.
- Холопова В. Н. Борис Тищенко: рельефы спонтанности на фоне рационализма // Музыка из бывшего СССР. С. статей. М.: Композитор, 1994. Вып. 1.С. 56−71.
- Холопова В. Н. Икон. Индекс. Символ // Музыкальная академия. 1997. № 3−7. С. 159−162.
- Холопова В. И. К проблеме музыкальных форм 60—70-х годов.// Современное искусство музыкальной композиции: Сб. тр. / ГМПИ им. Гне-синых. М., 1985. Вып. 79. С. 17−37.
- Холопова В. И. Несколько наблюдений над ритмикой Шостаковича // Черты стиля Д. Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1966. С. 295−307.
- Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Сов. композитор, 1983.281 с.
- Холопова В. Н. Типы новаторства в музыкальном языке русских советских композиторов среднего поколения // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Сов. композитор, 1982. С. 158−204.
- Холопова В. И. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие// МГК им. П. И. Чайковского. СПб.: Лань, 2001. 489 с.
- Цендровский В. М. Принцип концентрации в музыкальном языке Свиридова. // Г. В. Свиридов: Сб. статей и исследований. М.: Музыка, 1979. С. 125−148.
- Цендровский В. М. Сонатная форма в инструментальных произведениях Свиридова // Вопросы музыкальной формы: Сб. ст. М.: Музыка, 1977. Вып. 3. С. 107−122.
- Цендровский В. М. Техника диссонансов в гармонии Свиридова Музыкальный мир Георгия Свиридова. М.: Сов. композитор, 1990. С. 186−198.
- Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1974. 243 с.
- Цытович В. И. Не пора ли обратить внимание? // Сов. музыка. 1991. № 2. С. 38−40.
- Борис Александрович Чайковский. 1925 1996. Материалы к творческой биографии. М.: Русское музыкальное товарищество „Купина“, 1997.237 с.
- Чайковский Б. А. Час выбора // Борис Александрович Чайковский. 1925 1996. Материалы к творческой биографии. М.: Русское музыкальное товарищество „Купина“, 1997. С. 189−196.
- Шафаренко Г. М. Фортепианное творчество Д. Д. Шостаковича (образный строй, средства выразительности). Автореферат дис. .канд искусствоведения. М., 1984. 23 с.
- Шебалин В. Я. Из воспоминаний о Николае Яковлевиче Мясковском // Мясковский Н. Я. Собр. материалов: В 2-х т. Статьи, очерки, воспоминания о Н. Я. Мясковском. М.: Музыка, 1964. Изд. 2-е. Т. 1. С. 276 297.
- Шебалин В. Я. Мясковский-учитель // Мясковский Н. Я. Собр. материалов: В 2-х т. Статьи, очерки, воспоминания о Н. Я. Мясковском. М.: Музыка, 1964. Изд. 2-е. Т. 1. С. С. 96−103.
- Шевляков Е. Г. Неоклассицизм и отечествення музыка 60−80-х годов / Ростовская гос. Консерватория им. С. В. Рахманинова. Ростов н/Д, 1992. 154 с.
- Шевляков Е. Г. Стиль как динамичная система отношений // Стилевые искания в музыке 70−80-х годов XX века: Сб. ст. / Ростовская гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. Ростов н/Д, 1994. С. 21−33.
- Шитикова Р. Г. Соната как художественный код музыкального мышления Нового и Новейшего времени // Проблемы музыкального воспитания и образования: сб. тр. / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2001. Вып. 3. С. 42−54.
- Школа // Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия. СПб.: Норакт, 1999. Изд. 2-е. С. 1374.
- Шнитке А. Г. Круги влияния // Д. Шостакович: Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1976. С. 225−226.
- Письма Дмитрия Дмитриевича Шостаковича Борису Тищенко. С комментариями и воспоминаниями адресата. СПб.: Композитор, 1997. 49 с.
- Шостакович и мировой музыкальный процесс. Кёльнские музыковедческие исследования. Кёльн, 1985. Вып. 150. 650 с.
- Письма к другу: Дмитрий Шостакович Исааку Гликману. СПб.: Композитор, 1993. 235 с.
- Шостакович. Между мгновением и вечностью: Доклады, материалы, статьи / РИИИ, СК СПб, СПб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Композитор, 2000. 920 с.
- Д. Шостакович о времени и о себе: 1926−1975. М.: Сов. композитор, 1980.374 с.
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович: Сб статей к 90-летию со дня рождения / РИИИ, СК СПб, СПб Академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. СПб.: Композитор, 1996. 400 с.
- Шостакович Д. Д. Сохранить живые черты (вместо предисловия) // Мясковский Н. Я. Собр. материалов: В 2-х т. Статьи, очерки, воспоминания о Н. Я. Мясковском. М.: Музыка, 1964. Изд. 2-е. Т. 1. С. 6−8.
- Д. Шостакович: Статьи и материалы. М.: Сов. композитор, 1976. 336 с.
- Энтелис Н. Л. Владислав Успенский: Монографический очерк. JI.: Сов. композитор. 124 с.
- Энтелис Н. Л. Долог путь сомнений, трудно обретается вера. (Хоровой триптих В. Успенского) // Муз. академия. 1995. № 4−5. С. 34−37.
- Этингер М. А. Гармония и полифония (заметки о полифонических циклах Баха, Хиндемита, Шостаковича) // Сов. музыка. 1962. № 12. С. 57−62.312. „Это был замечательный друг.“ Из писем Д. Д. Шостаковича к В. Я. Шебалину // Сов. музыка. 1982. № 7. С. 82−84.
- Южак К. И. Из наблюдений над стилем Г. Уствольской // Стилевые тенденции в советской музыке 1960−1970-х годов. JL, 1979. С. 45−50. •
- Юсфин А. Г. Владислав Успенский // Композиторы Российской федерации. М.: Сов. композитор, 1984. Вып. 3. С. 239−250.
- Якубов М. А. Б. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром // Борис Александрович Чайковский. 1925 1996. Материалы к творческой биографии. М.: Русское музыкальное товарищество „Купина“, 1997. С. 104−107.
- Якубов М. А. От редактора // Дмитрий Шостакович Соната № 1 для фортепиано. Соч. 12. М.: Изд-во DSCH, 1998. Вступительная стать.
- Якубов М. А. Полифонические черты мелодики Прокофьева (имитационные формы скрытой полифонии) // От Люлли до наших дней. М., 1967. С. 193−229.
- Якубов М. А. Соната № 2 для рояля Д. Д. Шостаковича // Дмитрий Шостакович Соната № 2 для рояля. Соч. 61. М.: Изд-во DSCH, 1999.1. Вступительная статья.
- Betrage zur Musikkultur in der Sowjetunion und in der Bundesrepublik Deutschland. Hamburg, 1982. 400 S.
- Bialik M. No we utwory Borisa Tiszczenki // Ruch Musyczny. 1987, № 17. S. 17−19.
- Bialik M. Russie. Ou en est l’art? La culture musicale // Revue d’esthetique. Paris. 1993, № 23 S. 75−83.
- Dibelius U. Moderne Musik II. 1965−1985. Munchen, 1988. 448 S.
- Gerlach H. Fiinfzig sowjetische Komponisten. Fakten und Reflexionen. Leipzig-Dresden, 1984. 626 S.
- Gerlach H. Musik in Funk und Fernsehen // Musik und Gesellschaft, 1974, № 5. S. 289−291.
- Gerlach H. Boris Iwanowitsch Tischtschenko. Sinfonia Robusta, op. 46. 1975,18 Apriel.
- Gerlach H. Portrat Boris Tischtschenko // Musik und Gesellschaft, 1977, № 6. S. 29−35.
- Gladkova O. Zu den Klaviersonaten № I-VI von Galina Ustwolsl^a // Wien-modern-98. Wien, 1999. S. 219
- Gojowi D. Dmitri Schostakowitsch. Hamburg, 1976. 70 S.
- Коэ/сухарова P.-M. Талант, майстерство, съвремне // Народне култу-ра. София, 1968,26 апр.
- Komponisten der Gegenwart. Gamburg: Herausgegeben von Hanns Walter Wolfgang Sparzer. 1992.
- Kopp K. Form und Gehalt der Simfonien des Dmitrij Schostakowitsch. Bonn, 1990 439 S.
- Kucera. V. Boris Tishtschenko. 1971, 5 Maj.
- Meiyer T. „Es soil nur echte, starke Musik erklingen“. Galina Ustwolskaja Ein Portrat einer Komponistin aus einem „Schwarzen Loch“. // Tages-Anzeiger. Zurich. 1992, 4 November. S. 11.
- Meiyer T. Variationen einer Obsession. Zum Werk von Galina Ustwolskaja // Musik Texte. Koln. 2000. Heft 83. S. 38−42.
- Nestjeva M. Le jeune compositeur Boris Tishchenko // Oeuvres et opinions M. 1969, № 122. S. 183−186.
- Pensdorfova E. Nad XXIII Leningradskym hudebnim jarem // Hudebni rozhledi. Praga, 1987, № 7. S. 8−10.
- Sawenko S. Zum Weiterwirken der Schostakowitsch ausgehenden Traditionen im Schaffen sowjetischer Gegenwartskomponisten // Sowietische Musik. Betrachtungen und Analysen: Arbeitshefte № 37. Berlin: Akademie der Kunste der DDR, 1984. S. 345−357.
- Schonewolf K. Beethoven in der Zeitenwende. Halle, 1953. Bd. 2. S. 354.
- Schwarz В. Musik und Musikleben in der Sowjetunion von 1917 bis zur Gegenwart. Wilhelmshaven, 1982. 1108 S.
- Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Interpretationen, Quellentexte, Komponistenmonographien (hrsg. von H. Danuser, H. Gerlach und I. Kochel). Duisburg: Laaber-Verlag, 1990. 476 S.
- Стоянов С. Две надежди на съветскати Музики // Народне култура. София, 1988, 3 май.
- Wilson Е. Shostakovich. A Life Remembred. Princeton Univ. Press. 407 P.2то., i. L-c-i
- Э/~ / / с- I / с.' (—^ w>-vз'—— /- /»