Особенности фортепианного стиля А.С. Аренского в контексте взаимодействия композиторского и исполнительского творчества
Диссертация
Отношение к музыканту изменилось на рубеже 10−20-х годов XX века. Основная причина, безусловно, коренилась в рождении в тот период новой эстетики и нового мироощущения. На авансцену выступили новые демократические течения, во многом противопоставляющие себя изысканному и интимному искусству миниатюрности. Музыка А. Аренского утратила своего адресата — утончённого интеллигента, просвещённого… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. А.С. Аренский — композитор и пианист
- 1. 1. Предпосылки формирования А. С. Аренского как музыканта
- 1. 2. Особенности пианизма А.С. Аренского
- Глава 2. Фортепианные миниатюры А.С. Аренского
- 2. 1. Этюды
- 2. 2. Прелюдии
- 2. 3. Программные и танцевальные пьесы
- Глава 3. Фортепианные сюиты и произведения крупной формы
- А.С. Аренского
- 3. 1. Фортепианные сюиты А.С. Аренского
- 3. 2. Особенности музыкального языка и анализ средств музыкальной выразительности Концерта для фортепиано с оркестром ор. 2 и «Фантазии на темы Рябинина» ор
Список литературы
- Аренская Е. Биография А. С. Аренского: Рукопись / Фотокопия. Музей композиторов земляков С. Рахманинова, А Лядова, А. Аренского.
- Аренский А. Письма П. Юргенсону / Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Ф. 94, инв. №№ 1−150.
- Антон Аренский: Утраченный мир // Материалы выставки из фондов Государственного Дома-музея П. И. Чайковского в Клину и Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки / Сост. П. Белый М., 1999. 101 с.
- Азизбекова М. Фортепианные произведения А.К. Лядова и некоторые проблемы их интерпретации: Автореф. дис. .канд. иск. М., 1950. 22 с.
- Алексеев А. Русские пианисты // Очерки и материалы по истории пианизма. Вып. 2. М.- Л.: Музгиз, 1948. 314 с.
- Алексеев. А. Русская фортепианная музыка. Конец XIX начало XX века. М.: Наука, 1969. 391 с.
- Альшванг А. П.И. Чайковский. 2-е изд. М.: Музыка, 1967. 926 с.
- Арановский М. Романтизм и русская музыка XIX в. // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. М.- Л.: Музыка, 1965. С. 87−105.
- Асафьев Б. М. Глинка. Л.: Музыка. 1977. 311 с.
- Асафьев Б. О русской природе и русской музыке // Избр. тр.: В 5 т. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 4. С.84−96.
- Асафьев Б. Шопен в воспроизведении русских композиторов // Избр. тр.: В 5 т. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Т. 4. С. 310−319.
- Асафьев Б. Григ. М.- Л.: Музгиз, 1948. 151 с.
- Асафьев Б. О музыке Чайковского // Избранное / Вступ. ст. Е. М. Орловой. Л.: Музыка, 1972. 376 с.
- Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке. Л.: Музыка, 1981.216 с.
- Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. 2-е изд. JL: Музыка, 1979. 341 с.
- Асафьев Б. Н.А. Римский-Корсаков. М.- JL: Музгиз, 1944. 91 с.
- Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М., 1972. 320 с.
- Беркман Т. А.Н. Есипова. Жизнь, деятельность и педагогические принципы. М.- JL: Музгиз, 1948. 143 с.
- Бертенсон Н. А.Н. Есипова. Очерк жизни и деятельности. JL- Музгиз, 1960. 157 с.
- Бершадская Т. Лекции по гармонии. 2-е изд., доп. Л.: Музыка, 1985.238 с.
- Бобылев JI. История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях (1862−1917). М., 1992. 160 с.
- Браудо И. Артикуляция. (О произношении мелодии). 2-е изд. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1973. 198 с.
- Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. М.: Музыка, 1966.207 с.
- Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка. М, 1985. 255 с.
- Бэлза И. Шопеновские традиции польской музыкальной культуры // Фридерик Шопен: Статьи и исследования советских музыковедов. М.: Музгиз, 1960. с. 43.
- Василенко С. Мои воспоминания о дирижерах // Советская музыка, 1949. № 1. С. 18−20.
- Василенко С. Воспоминания. М.- Л.: Музгиз, 1979.188 с.
- Васина-Гроссман В. А. К. Лядов. Л.- М.: Музгиз, 1945. 47 с.
- Виноградова О. Произведения Лядова и Аренского в старших классах ДМШ // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 2. М.: Музыка, 1967. С. 175−197.
- Воспоминания о Софроницком. М., 1970. 116 с. 31 .Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества. М.: Музыка, 1983. 445 с.
- Гайдамович Т. Русское фортепианное трио: История жанра. Вопросы интерпретации. М.: Музыка, 1993. 263 с.
- ЪЪ.Ганина М. А. К. Глазунов. Жизнь и творчество. Л.: Музгиз, 1961.389 с.
- Гартман Ф. Воспоминания о Танееве // Советская музыка. 1965. № 6.1. С. 69.
- Генова Т. Из истории basso ostinato XVII—XVIII вв.еков (Монтеверди, Перселл, Бах и др.) // Вопросы музыкальной формы. Вып. 3. М.: Музыка, 1977. С. 57−59.
- Генслер В. О некоторых исполнительских проблемах в «Фантазии на темы Рябинина» А.С. Аренского: Методическая разработка для студентов и преподавателей музыкальных училищ и консерваторий и слушателей факультета повышения квалификации. Л., 1987. 21 с. 1
- Глиэр Р. Мои занятия с Танеевым // С. И. Танеев: Материалы и документы. Академия наук. 1952. Т. 1. С. 314−317.41 .Гнесин М. Мысли и воспоминания о Н.А. Римском-Корсакове. М.: Музгиз, 1956. 335 с.
- Гнесин М. Аренский // Ростовская речь. 14 февраля 1916 г. № 47.
- Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве: Сб. статей и матер. / Сост. Е. Бронфин. Л.: Музыка, 1985. 142 с.
- Гольденвейзер А. Статьи, материалы, воспоминания / Сост. Д. Благой. М.: Советский композитор, 1969. 448 с.
- ГордееваЕ. Композиторы «Могучей кучки». М.: Музыка, 1985. 146 с.
- Демидов В. Что в имени тебе моем. (К 140-летию А.С. Аренского) // Новгород. 12.06.2001. С. 6.
- Добрынина Е. А.С. Аренский // Добрынина Е. Любителям музыки посвящается. М.: Сов. композитор, 1980. С. 127−133.
- Житомирский Д. Роберт и Клара Шуман в России. М.: Музгиз, 1962.216 с.
- Житомирский Д. Роберт Шуман. М.: Музыка, 1964. 880 с.
- Житомирский Д. Русские композиторы конца XIX и начала XX века. М.: Сов. композитор, 1960. 66 с.
- Зайцева Т. Фортепианные произведения А.К. Лядова. Автореф. дис. .канд. иск. Л., 1982. 22 с.
- Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М.: 1977. 515 с.
- ЗоргановВ. К. К. Зике // Баян. 1890. № 6. С. 6.
- Иванов М. История музыкального развития России: В 2 т. Петербург, 1912.
- Из истории Ленинградской консерватории: Материалы и документы. 1862−1917. Л.: Музыка., 1964. 328 с.
- История русской музыки. Т. 3 / Общ. ред. Н. Туманиной. М.: Музгиз, 1960. 333 с.
- История русской музыки. Ч. 3 / Ред Ю. Келдыш. М.- Л.: Музгиз, 1954.531 с.
- Кандинский-Рыбников А. Исполнительское интонирование и мелодика Рахманинова // Сов. музыка, 1984. № 5. С. 43−49.
- Кац Б. Времена-Люди-Музыка: Документальные повести о музыке и музыкантах. Л.: Музыка, 1983. 104 с.
- Кашкин Н. «Сон на Волге» А. Аренского // Артист. 1891. № 12.
- Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973. 470 с.
- Ключевская Е. Традиции приватного музицирования // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему: Материалы научных конференций. Ростов н/Д, 1998. С. 138−140.
- Коган Г. Ферруччо Бузони. 2-е изд., доп., М.: Сов. композитор, 1971.232 с.
- Коломийцев В. Статьи и письма. Д.: Музыка, 1971. 244 с.
- Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3. М.: Музыка, 1984.534 с.
- Конен В. Театр и симфония. М.: Музыка, 1968. 351 с.
- Коваленко В. Импровизация в музыкальной культуре романтизма: от прошлого к будущему / Материалы научных конференций. Ростов н/Д, 1998. С. 138.
- Конюс Г. Материалы, воспоминания, письма (1862−1933). М.: Сов. композитор, 1988. 400 с.
- Корыхалова Н. Музыкально-исполнительские термины. СПб.: Композитор, 2000. 271 с.
- Кремлев Ю. К понятию мастерства // Кремлев Ю. Избр. статьи. JL: Музыка. 1976. 232 с.
- Кремлев Ю. Фредерик Шопен. 3-е изд. М.: Музыка, 1971. 607 с.
- Кремлев Ю. Эстетика Глинки // Сов. музыка, 1953. № 1. С. 49−56.
- Кремлев Ю. Русская мысль о музыке: Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX в.: В 3 т. Т. 3. JL: Музгиз, 1960. 368 с.
- Крюков А. Роберт Шуман. 1810−1856: Краткий очерк жизни и творчества. Л.: Музгиз, 1961.102 с.
- КюиЦ. Избранные статьи. Л.: Музгиз, 1952. 691 с.
- Кюи Ц. Избранные письма. Л.: Музгиз, 1955. 754 с.
- Ландовска В. О музыке. М.: Радуга, 1991. 440 с.
- Ларош Г. Избранные статьи. Симфоническая и камерно-инструментальная музыка. Вып. 4. Л.: Музыка. 1977. 300 с.
- Лебедев И. К вопросу о типологии исполнительского творчества // В кн.: Фортепианное искусство. История и современность. Проблемы творчества, исполнительства, педагогики. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. С. 50.
- Лебл В. Витезслав Новак. Editio supraphon, Praha, 1969. 67 с.
- Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. М.: Музыка, 1980. Т. 1. 623 с.
- Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л.: Музгиз, 1962.415 с.
- Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988. 235 с.
- Лонг М. За роялем с Габриэлем Форе // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 9. М.: 1987. С. 30−32.
- МазелъЛ. Шопен. М.: Музыка, 1966. С. 25.
- МазелъЛ. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1978. 352 с.
- Мазелъ Л. О мелодии. М.: Музгиз, 1952. 300 с.
- Мазелъ Л. Строение музыкальных произведений. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Музыка, 1979. 534 с.
- Мазелъ Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. 752 с.
- Мандельштам О. Египетская марка // Полон музыки, музы и муки.: Стихи и проза. Л.: Сов. композитор, 1991. 142 с.
- Мартинсен К Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: Классика, 2002. 115 с.
- Мартынов И. Скрябин и Чайковский // Сб. III. М.: Сов. музыка, 1945. 98 с.
- Милъштейн Я. Советы Шопена пианистам. М.: Музыка, 1967. 119 с.
- Милыитейн. Я. Вопросы теории и истории исполнительства: Сб. статей. М.: Сов. композитор, 1983. 266 с.
- Милыитейн. Я. Очерки о Шопене. М.: Музыка, 1987. 176 с.
- Михайлов М. А.К. Лядов: Очерк жизни и творчества. 2-е изд., доп. Л.: Музыка, 1985. 206 с.
- Михайлов М. Стиль в музыке: Исследование. Л.: Музыка. 1981.262 с.
- Москаленко А. Драматургические функции танцевальности в произведениях Шопена (К проблеме интерпретации): Автореф. дис. .канд. иск. Л., 1981.21с.
- Музыка // Большой энцикл. слов. / Гл. ред. Г. Келдыш. 2-е (репринтное) изд. музыкального энцикл. слов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1982.319 с.
- Мысли о Моцарте / Сост. А. Меркулов. 1-е изд. М.: Классика XXI, 2005. 228 с.
- Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1998.672 с.
- ХОЗ.Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. М.: Музыка. 1982. 300 с.
- Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. 2-е изд. М.: Сов. композитор, 1983. 526 с.
- Николаев А. Джон Фильд. М.: Музгиз, 1960. 183 с.
- Николаева А. Особенности фортепианного стиля А.Н. Скрябина (на примере произведения малой формы). М.: Сов. композитор, 1983. 104 с.
- Николаева А. Фортепианный стиль ранних произведений Скрябина // Скрябин А. Н. М.: Сов. Композитор, 1973. С. 41−54.
- Нильсен В. Артист и учитель. СПб.: Культ Информ Пресс, 2004.587 с.
- Оборин Л. Композитор-исполнитель // Оборин Л. Статьи. Воспоминания. М.: Музыка, 1977. С. 27−30.
- WO. Овчинников M. Фортепианное исполнительство и русская фортепианная критика XIX века. М.: Музыка, 1987. 198 с.
- Орлова Е. Лекции по истории русской музыки. 3-е изд. испр. и доп. М.: Музыка, 1985. 367 с.
- Орлова Е. Очерки о русских композиторах XIX начала XX века. М.: Музыка, 1982. 223 с.
- Оссовский А. Архив М. П. Беляева. М.: Музыка, 1911. С. 384−386.
- Оссовский А. Воспоминания. Исследования. Л.: Музыка. 1968. 440 с.
- Оссовский А.В. Музыкально-критические статьи. М.- Л.: Музгиз, 1962. 108 с.
- Панкратова В. Малые инструментальные формы / Прелюдия, ноктюрн, этюд. М.: Музгиз, 1962.70 с.
- Понизовкин Ю. Рахманинов пианист, интерпретатор собственных произведений. М.: Музыка, 1965. 95 с.
- Попова Т. Музыкальные жанры и формы. 2-е изд., испр. и доп. М.: Музгиз, 1954. 384 с.
- Пушкин А. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 7. 4-е изд. Л.: Наука. 1978.543 .с
- Рабинович Д. Исполнитель и стиль: Избр. статьи. Вып. 1. М.: Сов. композитор, 1970. 320 с. 121 .Рабинович Д. Портреты пианистов. 2-е изд. М.: Сов. композитор, 1970. 280 с.
- Римский-Корсаков А. Памяти умерших // Муз. современник, 1915. № 1.С. 15.
- Римский -Корсаков А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова. Вып. 2. 1935. 178 с.
- Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. 9-е изд. М.: Музыка, 1982. 440 с.
- Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1895−1907). Кн. 1. М.: Наука, 1968. 442 с.
- Савенко С. С.И. Танеев. М.: Музыка, 1984. 164 с.
- Семеновский С. Русские друзья и знакомые Шопена // Русско-польские музыкальные связи: Статьи и материалы / Под ред. И. Бэлзы. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 119−137.
- Серкова Е. О мелодической основе фортепианной музыки С. Рахманинова // Критика и музыкознание. Вып. 2. Л.: Музыка, 1980. С. 140−152.
- Скафтымова Л. О мелодике Рахманинова // Страницы русской музыки: Статьи молодых музыковедов / Общ. ред. и сост. Е. Орловой и Е. Ручьевской. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние. 1973. С. 103−122.
- Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 448 с.
- Смирнов М. Русская фортепианная музыка: черты своеобразия. М.: Музыка, 1983. 336 с.
- Смирнова М. Сопоставляя интерпретации: Размышления педагога-пианиста над страницами классической музыки. СПб.: Сударыня, 2003. 227 с.
- Сомов К. Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979. с.
- Спектор Н. Фортепианная прелюдия в России (конец XIX начало XX века). М.: Музыка, 1991. 80 с.
- Стасов В. Из книги «Искусство XX века. Музыка» // В. Стасов. Статьи о музыке: В 5 вып. Вып. 5−6. М.: Музыка 1980. С. 9−105.
- Стасов В. Лист, Шуман и Берлиоз в России. М.: Музгиз, 1954.162 с.
- Стасов В. Тост трем русским музыкантам: Н.А. Римскому-Корсакову, А. К. Лядову, А. К. Глазунову // В. Стасов. Статьи о музыке: В 5 вып. Вып. 5-а. М.: Музыка, 1980. С. 345−347.
- А. Стасов В. Француз о русских музыкантах // В. Стасов Статьи о музыке: В 5 вып. Вып. 4. М.: Музыка, 1978 С. 5−8.
- Сто лет Ленинградской консерватории: Исторический очерк. Л.: Музгиз. 1962. 303 с.
- Танеев С. Материалы и документы. Т. 1. Переписка и воспоминания. М.: Академия наук, 1952. 355 с.
- Танеев С. Дневники: 1903−1909 гг. М.: Музыка, 1985. Кн. 3. 560 с.
- Терентъева Н. Зарубежные инструментальные этюды и упражнения первой половины 19 века для фортепиано: Автореф. дис. канд. иск. Л., 1998.21 с.
- Тюлин Ю. Строение музыкальной речи. 2-е изд. М.: Музыка, 1969.175 с.
- Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Музыкальная фактура. М.: Музыка, 1976. 165 с.
- Фейнберг С. Пианизм как искусство. 2-е изд., доп. М.: Музыка, 1969.598 с.
- Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. М.: Музыка, 1971. 304 с. 151 .Холопова В. Мелодика. М.: Музыка, 1984. 88 с.
- Холопова В. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1983. 71 с.
- Холопова В. Музыкальный тематизм. М.: Музыка, 1983. 88 с.
- Холопова В. О прототипах функций музыкальной формы // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. М.: Сов. композитор, 1976. С. 4−22.
- Холопова В. Фактура. М.: Музгиз, 1979. 87 с.
- Хохлов Ю. О музыкальной программности. М.: Музгиз, 1963.147 с.
- Хохлов Ю. Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии. М.- Л.: Музгиз, 1965. 98 с.
- Цуккерман В. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. М.: Музгиз, 1957. 497 с.
- Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964. 159 с.
- Цыпин Г. Шопен и русская пианистическая традиция. М.: Музыка, 1990. 96 с. 161 .ЦыпинГ. А. С. Аренский. М.: Музыка, 1966. 179 с.
- Чайковский М. Жизнь П. И. Чайковского. Юргенсон. М., 1903. Т. 1.512 с.
- Чайковский М. Жизнь П. И. Чайковского. Юргенсон. М., 1902. Т. 3.688 с.
- Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф. фон Мекк. Т. 3. М.- Л.: Академия, 1936. 171 с.
- Чайковский П.И. С.И. Танеев: Письма / Сост и ред. В. Жданов. М.: Госкультпросветиздат, 1951. 167 с.
- Шейко Р. Елена Образцова. М.: Искусство, 1984. 352 с.
- Шнабелъ А. Музыка и линия наибольшего сопротивления // Ты никогда не будешь пианистом. М., 2002. 286 с. 168 .Этингер М. О гармонии в бассо-остинатных формах // Вопросы теории музыки. Вып. 2. М&bdquo- 1970. С. 17−19.
- Яворский Б. Строение музыкальной речи. Ч. I—III, М.- Л.: Музгиз, 1908.216 с.
- ПО.Ярустовский Б. Игорь Стравинский. 2-е изд., испр. и доп. М.: Сов. композитор, 1969. 320 с.
- LittersscheidR. Zur Geschichte des Basso ostinato. Marburg, 1928. 12. Riemann H. Musiklexion. Mainz, 1959.
- S. Bertensson and J. Ley da. Sergei Rachmaninoff. A lifetime in music. N.Y., 1956.368 р.