Культурно-исторический анализ феномена пластических искусств
Диссертация
Учитывая, что настоящее исследование производится в научной сфере общественной деятельности, то, следовательно, более приемлемым будет решение в рамках такой научной дисциплины как культурология в соответствии с ее научными стандартами и процедурами. Исследование сформулированной проблемы в культурологическом ключе предполагает осознание ее, как части культурного процесса, анализа ее содержания… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Пластическая парадигма — условие и результат освоения художественной реальности
- 1. Пластические искусства — феномен культурной реальности
- 2. Пластические искусства в истории художественной культуры
- 3. Особенности методологического анализа пластических искусств
- ГЛАВА II. Репрезентация художественного образа в пластических
- Искусствах
- 1. Интерпретация художественного образа: уровни презентации, структура, этапы формирования и функционирования
- 2. Телесность — культурно-историческая основа пластических искусств
- 3. Пластический образ — содержательный эквивалент художественного образа
Список литературы
- Аристотель Сочинения в четырех томах.-Том 1.- М.: Мысль.- 1976.- 550 с.
- Абасов А.С. Пространство и время, пространственно-временная организация // Вопросы философии. 1985. — № 11.- С. 70 -78.
- Апулей Метаморфозы или Золотой осел. СПб.: Лениздат, 1992. 334с.
- Абрамов Г. А. К чему способно тело // Искусство кино. № 2. — 2001.- С. 53 -58.
- Аверинцев С.С. Судьба европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью. Из истории культуры средних веков и Возрожения. М.: Наука. — 1976. — 270с.
- Аверинцев С.С. Попытки объясниться: Беседы о культуре. М.: Правда, 1998. 45с.
- Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности, и Новое время. М.: Наука, 1988.-207с.
- Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима. Пер. с фр., комм. С. А. Исаева. М.: Мартис, 1993. — 192с.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. 240 с.
- Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13-ти т.- М.: Академия наук СССР- 1954.
- Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Эпос и роман / сост. Бочаров С. Г. — СПб.: Азбука.- 2000.- 301с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: 1986.- 445с.
- Барбой Ю.М. Структура действия и совремнный спектакль. Л.: 1988. -200 с.
- Басин Е.Я. Творчество и эмпатия // Вопросы философии. № 2. — 1987. -С.54−67.
- Бирюков С.Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы: Дисс. Канд. искусствоведения. М.: 1980. — 260 с.
- Бергсон А. Материя и память. -СПб.: 1914. 265с.
- Быховская И.М. Человек телесный.-М.: Эдиториал УРСС.- 1997, — 197с.
- Быховская И.М. Homo somaatikos: аксиология человеческого тела.-М.:Эдиториал УРСС, 2000. 208с.
- Барро Ж.- Л. Размышления о театре.- М.: Изд.иностр. лит., 1963. 303с.
- Барро Ж.- Л. Воспоминания для будущего. М.: Искусство, 1979.- 391с.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. М.: Искусство. ИЧП Лига, 1994.
- Бердяев Н.А. Судьба России.- М.: Мысль, 1990. -228 с.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: наука, 1990.-495с.
- Баскаков В.Ю. Свободное тело. М.:Институт общегуманитарных исследований, 2001.-224 с.
- Бахрушин Ю.А. История русского балета. М.: Просвещение, 1973. -255с.
- Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания. М.: Гуманит.изд.центр ВДАДОС, 2000. — 192 с.
- Волков Ю.В., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. -М.: Гардарики, 2000. 520 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений : в 6-ти т. М.: Прогресс, 1982.
- Встречи с Мейерхольдом. Сборник воспоминаний.-М.:ВТО, 1965. — 619 с.
- Вопросы театрального искусства. / Сб-к ст. М.: ГИТИС, 1975. — 570 с.
- Гармо А. Заметки о пространственном опыте в искусстве: современные зарубежные исследования // Мир, 2000. № 12. — С. 160−175.
- Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь.-М.: Искусство.- 1970.-280с.
- Григорьева С.А., Григорьев Н. В., Крейдлин Г. Е. Словарь языка русских жестов. М-Вена: Языки русской культуры- 2001.- 256 с.
- Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке. -СПб.: Алетейя. 2000.- 230 с.
- Голубовский Б.Г. Пластика вискусстве актера. М.:Искусство, 1986. -189с.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., М.: Искусство, 1984. -350 с.
- Горелов И.Н. невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980.-104с.
- Гладков А.К. Театр: Воспоминания и размышления. М.: Искусство, 1980. -463 с.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Д.: Искусство, 1967. — 292
- Дьяконов И.М. Мифология древнего мира. М.: Наука, 1977. — 450 е.
- Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов. / Логос, 1999. №№ 11−12. — С.132−155.
- Еремеев А.Ф. Художественный образ как динамическая система // Эстетику в жизнь. Свердловск УрГУ.- 1974.- 56 с.
- Зубов В.П. Альберти и культурное наследие Запада. М.: Наука. — 1983. -290 с.
- Искусство и общение: Сб-к науч. тр. Л.: ЛГИТМиК, 11 984. — 287 с.
- Каган М.С. О философском уровне анализа отношения искусства к пространству и времени // Пространство и время в искусстве: межвуз. Сб-к науч. тр. Л.: ЛГИТМиК. -1988. — С.20−32.
- Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки. М.: Ритм. -2000. — 198с.
- Каган М.С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Л.: Искусство.- 1972. — 440с.
- Каган М.С. Семейство зрелищных искусств (театр, кино, телевидение) //Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: изб. ст Л: ЛГУ, 1991. -С.302−338.
- Каган М.С. Метамарфозы бытия и небытия. К постановку вопроса // Вопросы философии. 2001. -№ 6. — 52−67.
- Карп П.М. Балет и драма. Л.: Искусство, 1980. -246с.
- Карп П.М. О балете. М.: Искусство, 1967. 227с.
- Калмановский Е.С. Книга о театральномм актере. Л.: Искусство, 1984. -223 с.
- Казин A. J1. Художественный образ и реальность: опыт эстетико-искусствоведческого исследования. Л.: ЛГУ, 1985. — 120 с.
- Косенкова К.Г. Монтажность как принцип сотворения человека и мира в советской культуре 20-х годов // Человек. -2002. № 1. — С. 152−168.
- Кон И. С. Мужское тело как эротический объект //Человек. 2000.- № 6. — С.26−40.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат. -1978.- 367с.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383с.
- Кожик Ф. Дебюро. Пер. с чеш. Л.: Искусство, 1973. — 296с.
- Коренева М. Рождение театра Мейерхольда из духа романтизма // Всемирное слово., 1999. № 12. — С. 19−26.
- Кнебель М.А. Поэзия педагогики. -М.:ВТО. 1976. — 480с.
- Кузин B.C. Психология. -М.: Рандеву- AM, 1999. С. 276.
- Кабакова Г. И. Антропология женского тела в славянской традиции. — М.: Ладомир, 2001.-323.
- Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств.- М.: ГИ-ТИС, 1997. -254с.
- Культурный прогресс: философские проблемы. М.: Наука, 1984. — 325 с.
- Красовская В.М. Западноевропейский балетгый театр: очерки истории: Эпоха Новерра. Л.: Искусство, 1981. — 286 с.
- Климов В. Красноречивые мимы // Театральная жизнь. 1983, № 1. — С. 10−16.
- Кох И. Э. Основы сценического движения. JL: Искусство, 1970. — 561 с.
- Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2001. — 704с.
- Лукиан О пляске. Пер. А. Ю. Малейна.
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-780с.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976.- 367с.
- Ленин В.И. Полн. собр. соч.
- Морозова Г. В. Погятие темпо-ритма сценического пространства. -Уч-е пос-е. -М.:1968. 128с.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т.- Том 2 М.: Искусство 1983.-704 с.
- Маркова Е.В. Современная зарубежная пантомима. М.: Искусство, 1985.- 190 с.
- Маркова Е.В. Марсель Марсо. — Л.: Искусство, 1975. — 143с.
- Мастерство актера в терминах и определениях К. С. Станиславского. -М.: Сов. Россия, 1961.-519.
- Маклаков А.Г. Общая психология. М-СПб.: 2003. — 270 с.
- Максимов В.И. Введение в систему Антонена Арто.- СПб.: Гиперион, 1998.-192 с.
- Морозова Г. В. Пластическое воспитание актера. — М.: Терра. Спорт, 1998.- 240с.
- Малахов Н.Я. Модернизм. Критичекий очерк. — М.: Изобразительное искусство, 1986. 152с.
- Марков Б.В. Философская антропология. СПб: Лань, 1997. 380с.
- Мастера классического искусства Запада./ Сб-к ст. М.: Наука, 1983. — 285 с.
- Неизвестный Э. О синтезе искусств // Вопросы философии. № 7, 1989. -С.69−81.
- Никитин В.Н. Пластикодрама: новые направления в арт-терапии. М.: Когито-Центр, 2003. — 183 с.
- Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. — М.: Алетейя, 2000. — 624с.
- Ницше Ф. Сочинения: в2-х т. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. — 830с. ЮО. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. — М.: Искусство, 1976.- 191с.
- Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности / Минск: Наука и техника, 1989. 230 с.
- Парнюк М.А., Причепий Е. Н., Огородник И. В. и др. Пространство и время / коллект моногр. Киев: Наукова думка, 1984. — 480с.
- Понамарев А.Я. Психология творчества. М.: 1976. — 280с.
- ПодорогаВ. Феноменология тела. M.:Ad Marginem, 1995.-510с:
- Подорога В. Мир без сознания (проблемы телесности в философии Ф. Ницше) //Проблемы сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций. М.: Наука, 1989. 274с.
- Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. — Международное агенство «А.Д.&Т», 2001. 456с.
- Пави П. Словарь театра: пер. с фр. М.: Прогресс, 1991. — 504с.
- Пиз А. Язык жестов. Пер. с англ.- Воронеж, 1992. 262с.
- Проблемы человека в современной философии. М.: Наука, 1969. — 431с.
- Перрюшо А. Тулуз-Лотрек. Пер. с фр. И. Эрбург. М.: Искусство, 1969. -278с.
- Петрова Е.А. Знаки общения. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.-256с.
- Пластическое воспитание актера в театральном вузе./ сб-к науч. тр. Л.: ЛГИТМиК, 1987.- 119 с.
- Прохоров А.С. Портрет одного коллектива // Советский балет. -1984. № 3. С. 42−51
- Песочинский Н. Театральные студии: воспитание нового актера? // Актер в современном театре. Л.: 1989. — С. 109−115.
- Розовский М.А. Имитация или поэзия? //Театр. 1963, № 2. — С.78−82.
- Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций: тексты под ред.В.К. Вилю-наса, Ю. Б. Гиппенрейтера. М.: изд-вво МГУ, 1983.- 405с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. М. М. Исениной. М.: Прогресс, Униферс, 1994. — 479 с.
- Роден О. Сборник статей о творчестве. М.: Изд. иностр. лит., 1960. -128с.
- Российская социологическая энциклопедия. Под общ. ред. акдемика РАН Г. В. Осипова.- Издательская группа НОРМА -ИНФРА, М.:1998. -С. 142−143.
- Розин В.М. Любовь и сексуальность. М.: Логос, 1999. — 270 с.
- Рубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций: тексты. Изд-во МГУ, 1984.-307с.
- Рутберг И.Г. Пантомима. Первые опыты. М.: Советская Россия, 1972.-96с.
- Румнев А.А. О пантомиме. Театр, кино. М.: Искусство, 1964. — 243 с.
- Румнев А.А. Пантомима в системе воспитания киноактера. М.: Искусство, 1962.-120 с.
- Румнев А.А. О мастерстве М. Марсо. / Искусство кино, 1962. № 3.-С.108−116.
- Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком / Вопросы психологии. № 4, 1986. С.69−76.
- Рославлева Н.П. Английский балет. М.: государственное музыкальное издательства, 1959. 168 с.
- Ромм В.В. Танец и секреты древнейших цивилизаций / Ново-сиб.гос.консерватория им. М.И. глинки. Новосибирск, 2002. — 456 с.
- Ромм В.В. Секреты танцев Древней Греции: (геометрический орнамент и танец) /Новосиб. Хореогр. Ассоциация. Новосибирск, 1999. — 156 с.
- Рождественский Ю.В. Словарь терминов: Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. М.: Флинта -Наука, 2002. — 670с.
- Станиславский К.С. Моя жизнь вискусстве. М.: Искусство, 1983.- 424с.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1985. — 479с.
- Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах. М.: Искусство, 1954.
- Слепухов Г. Н. Пространственно- временная организация художественного произведения // Философские науки, 1984: С. 14−23.
- Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск.: Хар-вест, 1997.-340с.
- Советский энциклопедический словарь. Гл.ред. A.M. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, изд-е 3-е, 1984. 1600с.
- Современный словарь-справочник по искусству. Гл.ред. А.А. Мелик-Пашев. М.:Олимп, 1999. 1078с.
- Сатпрем. Шри Ауробиндо, илипутешествие сознания. JL: Изд-во ЛГУ, 1989.-295с.
- Соловьев B.C. Сочинения: в 2-х т.М., 1988.
- Суворова О.С. Человек: душа и тело, смерть и бессмертие. М.: Прометей, 1994.- 183с.
- Современные зарубежные театральные школы: Межвуз. Сб-к науч. тр. /сост. В.М. Турчин/. М.: ГИТИС, 1987. — 194 с.
- Словарь русского языка в 4-х т. М.: Русский язык, 1983.
- Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. — 280с.
- Славский Р.Е. Искусство пантомимы. -М.: Искусство, 1962. — 198 с.
- Тульчинский Г. Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы. //Вопросы философии. № 10, 1999. -С.35−52.
- Театральная энциклопедия. Гл.ред. П. А. Марков. — М.: Современная энциклопедия, 1965.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства: Сб-к ст. М.: Школа Языки русской культуры, 1995.- 14−47с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ACT, 1998. — 566с.
- Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1994. 238с.
- Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. М.: педагогика, 1990. — 190с.
- Фейгенберг Е.И., Асмолов А. И. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в востоновитель-ном воспитании личности // вопросы психологии, 1994, № 6. С.75−80.
- Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — 511 с.
- Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век: Пер. с нем. М.: Республика, 1994. — 479 с.
- Фукс Э. История нравов: Буржуазный век: Пер. с нем. М.: Республика, 1994.-442 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1999. 576 с.
- Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1997. — 360 с.
- Хоружий С. Пластика человека в пределе и беспределе // Искусство кино.-2001. С.47−69.
- Хеге X. Эмоциональные эффекты в эстетическом суждении / Искусство и эмоции.// Материалы межд-го науч. симпоз. Пермь, 1991. — С.11−15.
- Хрестоматия по истории западноевропейского театра. М.: 1955. 480с.
- Хрестоматия по истории психологии. М.: Наука, 1980. -301с.
- Часовникова А.В. пантомимические и пластические коллективы // Ху-дож. Тв-во в СССР. Очерки истории. Конец 1950-х, начало 1990-х. годов. — СПб.: 1994, С.243−277.
- Чистякова М.И. Психо-гимнастика. -М.: Просвещение, 1990. 128 с.
- Чехов М.А. Об искусстве актера. М.: Искусство, 1999. — 406с.
- Шахматова Е.В. Искания европейской режиссуры и традиции Востока. -М.: Эдиториал УРСС, 1997. 289 с.
- Шюес К. Габитус и его анонимность // Логос, 1999. № 12. — С.6−39.
- Щербаков В. О пластическом театре // Театр. — 1985, № 7. — С.29−34.
- Якобсон П.М. Психология чувств. М.: изд-е 2-е. — 260с.
- Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: ВлаДар, 1995. — 461 с.
- Alberts D. The expressive body. Postmouth, NH, 1997. — 21 lp.
- Baart J. Mime in Niderland. Amsterdam: Nederlands Mime Centrum, 1982. — 167p.
- Belton R.J. Art history: A preliminary handbook. // Art revier, 1989. -P.15−45.
- Ekman P. Are there basic emotion?// Psichological revier, 1992. P.550−553.
- Hall P., Hall D. The handshake as interaction // Semiotica, 45, № ¾, 1983. -P. 249−264.
- Hall J. Dictionary of Subjects and Symbols in Art. Rev. Ed. New York: Harper and Row, 1979. 180p.
- Halpin A. Returning to health with Dance, Movement and Imagery. LifeR-hytm, 2002. 193p.
- Harper R.G., Wiens A.N.& Matarazzo J.D. Nonverbal communication: The state of art. New-York: John Wiley, 1978. 218p.
- Hartley L. The wisdom of the Body Moving: An introduction to Body Mind Centering. North Atlantic Books, 1995. 190p.
- Hinds J. Swordplay. San Francisco: Examiner, 1998. P.5−18.
- Honigman J. Culture and Personality London: Bowker Saur, 2000. -292 p.
- Kendon A. A firework for the semiotics of visible human action //Semiotica, 29,1 /2, 1980.-P. 185−192.
- Kendon A. Geography of gestures //Semiotica, 37, № 1−2, 1981. P. 129 163.
- Klein Z. Sitting postures in male and female // Semiotica, 48, № 2, 1984. -PI 19−131.
- Wierzbicka A. Emotion and facial expresion: A semantic perspective //Culture an facial expression: A semantic perspective // Culture and psychology, ½, 1995.-P.227−258.
- Wilshire B. Role Playing and Identify: The Limits of theatre As metapfor (Studies in Phenomenology and Existential Philosophy).- Indiana University Press, 1991.-173p.