Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационные потоки в системе массовой культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первые попытки теоретического осмысления феномена массовой культуры относятся к рубежу XIX — XX века. Они связываются с именами Г. Тарда2, 3. Фрейда3, JI.H. Войтоловского4, Г. Лебона5 и других ученых, которые рассматривали проблему массовой культур^ в тесной связи с развернувшимся процессом перерождения гражданского общества в массовое. Эти вопросы, прежде всего, интересовали Лебона и Тарда, перу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Информационные потоки как атрибут социокультурной коммуникации в современном обществе
    • 1. 1. Коммуникативный аспект культуры
    • 1. 2. Сущность информационных потоков
    • 1. 3. Поведение информационных потоков в социокультурном 51 пространстве
  • Глава 2. Влияние информационных потоков на формирование и становление современной массовой культуры
    • 2. 1. Сущность и функций массовой культуры
    • 2. 2. Системообразующая роль информационных потоков в 102 становлении и развитии современной массовой культуры
    • 2. 3. Влияние модернизационных технологий на массовую 126 культуру

Информационные потоки в системе массовой культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования в значительной мере определяется культурными трансформациями, связанными с формированием новой социальной модели, которые испытывала Россия в течение последнего десятилетия. В обществе, перешедшем на новую ступень исторического развития, существенно изменяется роль и расширяется круг функций, выполняемых массовой культурой, что в большей мере связано с увеличением числа субъектов исторической деятельности, являющихся носителями ценностей этого типа культуры.

Стремительное развитие науки и техники и сопутствующие ему трансформации общества в постиндустриальное и информационное, а технической эпохи — в «системотехнологическую», непосредственным образом повлияли и на массовую культуру, которая сегодня имитирует активность, претендуя на способность формирования творческого сознания. Виртуальная реальность, становящаяся реальностью потребления, компьютерные программы, задающие алгоритмы создания артефактов, по форме приближающихся к элитарным, возможности коммуникационных технологий, расширяющие сферу деятельности человека — все это создает иллюзию возрастания роли элитарной культуры в рамках постиндустриального общества. Между тем, массовая культура не только не уступает место культуре элитарной, но продолжает осуществлять на нее интенсивное воздействие, выступая в эпоху современности в качестве основной формы существования культуры.

Современный этап социальной трансформации связан с информатизацией общества. Именно информационные технологии, разработанные во второй половине XX века, послужили мощным толчком системной трансформации общества рубежа столетий. Информационные потоки как элемент социальной трансформации проявляются только после обозначения их действия в реальном времени и в одной информационной системе, связывающей существующий социум. То есть этот процесс совпадает с явлением переходного периода, понимаемого как единство изменения объектов и процессов в границах социума под действием объективных законов естественного развития и посредством целенаправленной деятельности исторического субъекта — людей и их институтов. Следовательно, появление информационных потоков является проявлением различных социальных изменений на современном этапе развития. Монополия на преимущественный доступ к информации ведёт к усилению социального неравенства. Наблюдаемое в обществе неравномерное распределение информации, ее неодинаковая доступность для различных индивидуумов приводят к тому, что одни индивидуумы получают информационное преимущество перед другими, которое постепенно трансформируется в экономическое, социальное или политическое преимущество. «Развитие и культура людей определяется той информацией, которую они могут получить».1 Но вместе с тем именно качественно новый уровень информационных технологий даст возможность сформировать современную массовую культуру, которая позволит наметить наиболее перспективные направления выхода из нестабильной ситуации, характерной для нынешнего состояния российского общества.

Важность изучения массовой культуры объясняется стремительными изменениями, происходящими в структуре самой массовой культуры и её новыми проявлениями в условиях информационного общества. Таким образом, сложность и противоречивость массовой культуры, её способность к изменениям под влиянием информационных потоков, обусловили необходимость теоретического осмысления данного феномена на новом уровне с учетом предыдущего опыта его изучения в мировой и отечественной гуманитарной науке.

Степень разработанности проблемы. Многоаспектность изучаемой проблемы объединяет исследовательские изыскания ученых в сфере философии, культурологи и социологии культуры, социальной информатики, массовой коммуникации, теории журналистики.

1 Самара Н. Борьба с бедностью с помощью спутников//Newslink. — 1999. -№ 1. — С. 12.

Первые попытки теоретического осмысления феномена массовой культуры относятся к рубежу XIX — XX века. Они связываются с именами Г. Тарда2, 3. Фрейда3, JI.H. Войтоловского4, Г. Лебона5 и других ученых, которые рассматривали проблему массовой культур^ в тесной связи с развернувшимся процессом перерождения гражданского общества в массовое. Эти вопросы, прежде всего, интересовали Лебона и Тарда, перу которых принадлежат классические труды по исследованию психологии толпы и масс. В начале XX века проблема массовой культуры привлекла внимание и русских философов идеалистов, в частности И. А. Ильина и Н. А. Бердяева. Бердяев в ряде своих работ, в том числе, в «Философии неравенства», выдвинул положение о принципиальном различии между культурой и цивилизацией. Под последней, как следует из контекста его размышлений, понимается, по сути, культура массового общества, демократичная по своей природе, но лишенная сакральности и не способствующая духовному развитию и религиозному просвещению человека. В 30-х гг. массовая культура становится предметом анализа в работах одного из крупнейших мыслителей XX века X. Ортеги-и-Гассета, который в своих классических трудах «Восстание масс» и «Дегуманизация искусства» излагает собственное теоретическое видение данного феномена. Согласно его представлениям, массовая культура есть не что иное, как культура массового человека, который уверен в том, что может подняться на высшую ступень социальной лестницы, который считает свои желания и потребности самыми значимыми и который свои представления об эстетическом и нравственном идеалах рассматривает в качестве абсолютов6.

Для нашего исследования наибольшую значимость представляют труды отечественных и зарубежных аналитиков проблем теории культуры таких, как: А. И. Арнольдов, Л. Г. Ионин, Ю. М. Лотман, Э. С. Маркарян, А. И. Шендрик и.

2 Тард Г. Публика и толпа. Спб.: б-ка бывш. Иванова, 1899. — 48 е.- Тард Г. Законы подражания. Спб., 1892.

3 Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Фрейд 3. Избранное. Кн. 1. -М., 1990.

4 Войтоловский Л. Н. Очерки коллективной психологии. В 2-х частях. 4.1. Психология масс. М, — П., 1923.

5 Лебон Г. Психология масс // Психология масс. — Самара, 1998. — Сб.

6 X. Ортега-и-Гассет. Восстание масс//Эстетика. Философия. Культура. — М., 1991. с. 315 -319. др. Вопросы систематизации категорий культуры, культурно — исторической типологизации, раскрываются в исследованиях Н. Г. Багдасарьян, В. П. Гуревича, Г. В. Драча, А. Моля, А. А. Пелипенко, А. Я. Флиера, И.Г. Яковенко7 и др.

Проблемами же массовой культуры в настоящее время занимаются такие ученые, как А. Вартанова, J1. Голованов, А. Генис, Г. Галицин, А. Захаров, В. Кузнецов, К. Соколов, А. Шейко, А. Яковлева и др.

Изучению современных проявлений массовой культуры в условиях глобализации и их влиянию на формирование новых тенденций в отечественной практике посвящены работы А. Ахиезера, М. Кастельса, Д. В. Иванова, А. С. Панарина и др8.

Анализ трудов этих авторов помогает более глубоко вникнуть в природу феномена культуры, в сущность развития информационного фактора от главенствующей идеи техницизма к признанию культуротворчества. Как справедливо отмечает А. И. Арнольдов: «Возникновение новой цивилизации, основывается на информатизации —. процессе, в ходе которого совершенствуется производство, хранение и распространение информации и качественно изменяется культура общества"9.

М. Кастельс всесторонне анализирует фундаментальные цивилизационные процессы, возникшие в современном мире в результате революции в информационных технологиях. Распространение новой технологической системы по всему миру приводит к фундаментальным.

7 Арнольдов А. И. Цивилизация грядущего столетия. Культурологические размышления. — М.: Грааль, 1997.

— 328с.- Арнольдов А. И. Культурная политика: реалии и тенденции. — М: 2004. — 64с.- Багдасарьян Н. Г. Культурология. — М.: Высш. шк., 2002; Гуревич П. С. Философия культуры. — М.: NOT A BENE, 2001. Культурология / Под ред. Г. В. Драча. — Ростов на Дону: 1998; Культурология. История мировой культуры/ Под ред. А. Н. Марковой. — М.: 1998; Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учеб. Пособ. — М.: Изд. Корпорация «Логос», 2000. -432с.- Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. — М.: 1987. — С. 3−11- Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. — М.: Мысль, 1983. — 284с.- Моль А. Социодинамика культуры. — М.: Прогресс, 1973. Пелипенко А. А. Яковенко И.Г. Культура как система. — М.: Языки русской культуры, 1999. Шендрик А. И. Теория культуры. М.: Юнити — Дана, Единство, 2002. — 520с.- Флиер А. Я. Культурогенез. — М., 1995; Флиер А. Я. Культурология для культурологов. — М., 2000.

8 Ахиезер А. С., Пригожий А. П. Культура и реформа // «Вопросы философии», 1994, №№ 7−8. — С. 37−47- Иванов Д. В. Виртуализация общества. — СПБ., 2002. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Высш. шк. экономики, 2000. — 606 с. Панарин А. С. Искушение глобализмом. — М., 2000.

9 Арнольдов А. И. Цивилизация грядущего столетия. Культурологические размышления. — М.: Грааль, 1997.

— С.27. изменениям, соизмеримым с индустриальной революцией. Он связывает информационную эпоху с эрой глобализации, в которой социальноэкономические отношения в масштабе всей планеты все в большей степени реализуются в режиме реального времени. По мнению автора, в результате опосредованной компьютером коммуникации, охватившей пространство всей планеты, формируется интерактивная символическая среда. В новой электронной коммуникационной системе «сама реальность (т.е. материальное /символическое существование людей) полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом"10.

Информационный подход к исследованию феноменов культуры рассматривается как один из наиболее эффективных, как несущий «надежду на ликвидацию главного дефицита современного мировосприятия дефицита цельного взгляда на мир"11. Процесс приращения скорости передачи информации в современном обществе и её значение для различных сфер жизнедеятельности связывается автором с переходом культуры «в.

1 ^ новую фазу информационного ускорения" Особая роль выделяется информационным потокам, как необходимой связующей общество. В этих исследованиях ключевым понятием при характеристике информационных потоков является направленность и изменчивость движения'3.

Теория коммуникаций, в которых коммуникация рассматривается как процесс передачи информации и общения, осуществляемый с использованием адекватной этой цели знаковой системы, нашла свое выражение в трудах А. В. Соколова, К. Ясперса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса и др. Большое внимание уделяется разработке проблем, связанных с.

10 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Высш. шк. экономики, 2000. '' Дриккер А. С. Эволюция культуры: информационный отбор. — СПб., 2000. -С. 11.

2Дриккер А. С. Эволюционный прогноз: пульсация народонаселения.// Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. — М., 2002. С. 438. ьКастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Высш. шк. экономики, 2000; Токвиль А. Демократия в Америке. — М.: Прогресс. Литера., 1994. информационными процессами в природе и обществе (см., например работы Корогодина В. И., Михайлова А. И., Черного А. И., Цымбала Л.А.и др.)14.

Однако степень разработанности данной проблемы в настоящее время не может быть признана исчерпывающей. Представляется необходимым восполнить пробел, существующий в рассмотрении информационных потоков в системе современной массовой культуры. Хотя большинство авторов, упомянутых выше, в том или ином аспекте затрагивают эту тему, чаще всего она остается нераскрытой полностью.

Объектом исследования является массовая культура как культурологический феномен российского общества.

Предмет исследования — информационный поток как фактор влияния на формирование массовой культуры в современном информационном пространстве.

Целью диссертации является культурологический анализ воздействия информационных потоков на формирование современной массовой культуры.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

— рассмотреть особенности проявления массовой культуры в условиях информационного общества, выявить взаимосвязь коммуникационных процессов и массовой культуры;

— показать сущность, содержание и основные характеристики информационного потока как элемента социальной трансформации;

— рассмотреть возможное поведение информационных потоков в социокультурном пространстве;

— изучить подходы к исследованию массовой культуры и на их основе проиллюстрировать этапы формирования и становления данного феномена;

— выявить системообразующую роль информационных потоков в становлении и развитии современной массовой культурым Корогодин В. И. Информация и феномен информации, — Пущино: АН СССР, 1991. — 202с., Цымбал Л. А. Синергетика информационных процессов. Закон информативности и его следствия. — М.: Наука, 1995.

— определить влияние модернизационных технологий на массовую культуру.

Теоретико — методологическую основу исследования составили идеи философии культуры, связанные с проблемами динамики культуры и общества. В качестве основных подходов к исследованию массовой культуры используется социокультурный, этико — философский и культурноантропологический, а также информационный, на основе которых формируется представление о массовой культуре как важнейшей составляющей части современной культуры.

Работа основана на соблюдении основных общефилософских принципов — конкретности и всесторонности социально — философского исследования, системности, а также методологии изучения сложноорганизованных объектов социальной и духовной сфер общества, что ведёт к целостному пониманию поведения информационных потоков в условиях социальной трансформации.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Рассмотрены особенности проявления массовой культуры в контексте информационного общества, выявлена взаимосвязь коммуникационных процессов и массовой культуры.

2. Охарактеризовано понятие «информационный поток» его сущность и основные характеристики, что позволило рассмотреть возможное поведение информационных потоков в социокультурном пространстве;

3. Определены основные концептуальные подходы к исследованию массовой культуры, что позволило рассмотреть данный феномен в непосредственной связи с общественными и культурными процессами, происходящими в современном обществе.

4. Через определение характера и степени влияния информационных потоков на современное общество характеризуются основные антропологические изменения массовой культуры.

5. Системообразующая роль направленных информационных потоков в становлении и развитии современной массовой культуры проанализирована в работе через их функциональное назначение, задаваемое внешней средой в контексте внутрисистемных изменений.

6. Показано, что с эволюцией информационных технологий массовая культура претерпевает глубокие изменения, в результате чего возникает проблема поиска компромисса между формами модернизации и собственной самобытности культур, между соотношением их дифференциации и интеграции.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная массовая культура, опираясь на средства массовой коммуникации, оказывает неоднозначное воздействие на общество и человека. С одной стороны, она способствует распространению в обществе социокультурных инноваций, создает дополнительные удобства и комфорт в повседневной жизни. С другой — массовая культура, ориентируясь в основном на технические средства воспроизводства и информационные аспекты жизни людей, отрывает общество от природы, в значительной степени разрушает культурные традиции. Использование средств массовой коммуникации снижает планку любой идеи, любой проблемы, любого явления до уровня массового потребителя, тем самым лишая и человека, и действительность их истинного уровня и значения.

2. В условиях постоянно изменяющегося общества, информационные потоки связывают людей совершенно независимо от их территориального местонахождения. Общество представляется как информационная система, узлами которой являются отдельные люди, а информационные процессы могут быть разделены на внутренние (мышление) и внешние (информационные потоки).

3. Информационные потоки не являются случайными и обладают рядом характеристик. Существует две пары характеристик: взаимозависимость и дифференцированность с одной стороны, и зависимость от времени и изменение с другой. При рассмотрении сущностной характеристики информационной сети важно обратить внимание на два параметра: 1) скорость обработки и передачи информации- 2) количество данных, которые могут быть переданы в данное время.

4. Массовая культура представляет собой сложное многофункциональное социокультурное явление, специфический способ освоения действительности и адаптации к ней личности, проявляющийся в условиях постиндустриального общества, производства и распространения культурных ценностей. Носителем массовой культуры является массаобщность, характеризующаяся как недифференцированное множество, имеющая свойства единообразия, стереотипов мышления и поведения, состоит из массовых индивидов, которые и являются объектами манипуляций. Отличительной особенностью массовой культуры является: ориентация на вкусы и потребности «среднего человека», коммерческий характер, а также связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ценностей массовой культуры.

5. Вследствие колоссальной сложности современных социальных систем процесс социальной трансформации требует передачи огромного количества информации и ее внедрения в массы. Отныне привязанность человека к тому или иному пространству или времени не имеет значения, поскольку он может быть не только вовлечен во все происходящие на планете события настоящего, но приобщен ко всем событиям, когда-либо имевшим место в истории, превращая их в события настоящего. Следовательно, появление информационных потоков является проявлением социальной трансформации на современном этапе развития.

6. С появлением и развитием информационных технологий структура культуры претерпевает глубокие изменения. Массовая культура информационного общества все более основывается на продуктах технологического развития. Происходит как интеграция национальных информационных пространств в единое информационное пространство, так и интеграция культуры. Следовательно, современные информационные потоки являются одним из факторов функционирования современной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования различных элементов массовой культуры, изучения проблем взаимосвязи информационных потоков и массовой культуры в условиях культурных трансформаций.

Теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в процессе преподавания курса философии культуры, культурологии, социологии культуры, а так же одноименных спецкурсов в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены в статьях автора, а также в сообщениях и докладах на научных конференциях и семинарах. Материалы диссертации применялись при ведении лекций и семинарских занятий по дисциплине «СМИ в управлении социально — политическими процессами» в Майкопском государственном технологическом университете.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

В настоящее время обновление социокультурного пространства большинства стран носит динамический характер. Уходят в прошлое многие традиции, на первый план выступают те свойства и качества культуры, которые порождены глобальными тенденциями. Процессы коренных перемен затрагивают в настоящее время не только экономическую сферу, но и культурные основания. В обществе, вступившем в постиндустриальную стадию развития, массовая культура стала ведущей культурной формой, под влиянием процессов глобализации она превратилась в феномен общемирового масштаба.

Исходя из проделанного в диссертационной работе анализа, массовую культуру следует рассматривать как сложное многофункциональное социокультурное явление, специфический способ освоения действительности и адаптации к ней личности, проявляющийся в условиях постиндустриального общества, производства и распространения культурных ценностей. Отличительными особенностями массовой культуры являются: ориентация на вкусы и потребности «среднего человека», исключительно высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур и превращать их в предметы массового потреблениякоммерческий характериспользование клише при создании ее артефактов, а также связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ценностей массовой культуры. Основными функциями массовой культуры являются: адаптационная, коммуникативная, рекреационная, идеологическая,. коммерческая, потребительская, информационно-гносеологическая, ценностно — ориентационная.

Современные глобальные процессы изменяют соотношение между традиционной и массовой культурами. Сущность глобализации сводится к тому, что в нее включены все этносы, страны и культуры без исключения. Феномен массовой культуры напрямую зависит от интенсивного развития средств массовой коммуникации. Постепенно усложняющаяся структура окружающего мира приводит к все большей зависимости человека от массовой коммуникации, которая создает с помощью специфических средств «виртуальную реальность». Наряду с уже существующими СМК: прессой, кино, радио, развитие информационных технологий взывает к жизни новые средства массовой коммуникации: телевидение и глобальную информационную сеть Интернет. Появление нового социокультурного феномена — глобальной сети Интернет оказало глубокое влияние на человека и социокультурную динамику развития современного общества. Интернет, с одной стороны, представляется как самостоятельный феномен современной культуры, который как проекция отражает практически все направления массовой культурыс другой — влияет на ее развитие и содержание. Вследствие этого формируется глобальное электронное сообщество, действующее по специфическим законам и правилам.

Понимание динамики культуры невозможно вне изучения процессов коммуникации. Феномену коммуникации (наряду с информацией) в рамках современной культуры как информационно-коммуникативной системы придается онтологическое значение. Коммуникация (от лат. communicatioсвязь, сообщение) в традиционном понимании означает процесс социального взаимодействия (общения), взятый в его знаковом аспекте.

Таким образом, среди многочисленных функций культуры, которая представляется нами как способ и форма жизнедеятельности человека и общества в историческом пространстве, одной из важнейших является её коммуникативная функция. Коммуникации ориентируют и направляют развитие культуры. Изменения в системе коммуникации — это суть развития культуры, содержание и основные механизмы которой определяются способами хранения и передачи социального кода поведения, общения, деятельности. А развитие культуры предстает как выработка новых смыслов и значений, регулирующих деятельность, поведение и общение людей, и как формирование кодовых систем, закрепляющих эти смыслы и значения.

В свою очередь, каждой культурной эпохе соответствует определённый уровень коммуникативной системности, т. е. уровень мощности и свободы коммуникативных каналов, средств и методов, доступных и освоенных субъектами культуры и используемых ими в различных сферах коммуникационной деятельности.

Исследования показали, что информация, знания и культура являются фазами единого и неразрывного процесса, и было бы неверно фетишизировать любую отдельно взятую его часть. Процесс познания развивается от сигналов к данным, от данных к информации, от информации к знанию, от знания к культуре, от культуры к истории.

Информационную природу человечества подчеркнул один из родоначальников кибернетики Норберт Винер, считавший, что сообщество простирается лишь до того предела, до которого простирается действительная передача информации. Данное замечание дает нам необходимое связующее звено между понятием социальной трансформации и изменением характера информационных потоков.

Если ранее люди общались, как правило, в той или иной степени, непосредственно друг с другом, то сейчас межличностное общение, как индивидуальное, так и коллективное, все более опосредуется техникой — телевидением, Интернетом и т. д. Ранее круг общения, распространения информации представлял собой относительно замкнутую общность людей, проживающих на компактной, достаточно четко очерченной территории, теперь ситуация меняется. Информационные потоки связывают людей совершенно независимо от их территориального местонахождения.

Признание объективного существования движущейся информации, отражающей состояние и свойства движущейся материи, приводит нас к понятию «информационный поток». Информационные потоки как элемент социальной трансформации проявляются только после обозначения их действия в реальном времени и в одной информационной системе, связывающей прогрессивный социум. То есть, этот процесс совпадает с явлением переходного периода, понимаемого как единство изменения объектов и процессов в границах социума под действием объективных законов естественного развития и посредством целенаправленной деятельности исторического субъекта — людей и их институтов. Следовательно, появление информационных потоков является проявлением социальной трансформации на современном этапе развития.

В современном обществе с помощью информационных потоков передается социокультурный опыт и поддерживаются культурные традиции. Они значительно влияют на художественную культуру. Определяющим признаком современной художественной культуры стала многотиражность, массовость. Кино, радио и телевидение являются в наши дни основными каналами, трансляторами и творцами произведений искусства. Тиражированные способы приобщения к прекрасному неизмеримо превышают в художественном потреблении уникальные, как и все остальные. Восприятие искусства опосредовано техникой. Следовательно, современные информационные потоки являются одним из факторов функционирования современной культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, -1994.- 336 с.
  2. Г. А., Астафьева О. Н. Социокультурное развитие Российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. М., 2001.
  3. Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. М, 1989. Американская социологическая мысль: Тексты / под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
  4. A.JI. Политическая психология. М.: Изд — во «Весь Мир», 2002. -240с.
  5. Ю.А. Наша авторская. История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М, 1998.
  6. Т.В. Культура информационного общества // Идеи в культурологии XX века. М., 2000. с. 74−94.
  7. А.И. Культура развитого социализма. М.: Политиздат, 1975. -128 с.
  8. А.И. Цивилизация грядущего столетия. Культурологические размышления. М.: Грааль, 1997. — 328с.
  9. А.И. Культурная политика: реалии и тенденции. М.: 2004. -64с.
  10. С.А., Чебоксаров А. Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М.: Наука, 1972. — Вып. 2. — С.27−59.
  11. О.Н. Глобализация как социокультурный процесс // Глобализация: синергетический подход. М.: РАГС, 2002.
  12. О.Н. Массовая культура // Глобалистика: Энциклопедия/ Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М., 2003. С. 541−546.
  13. . На пороге нового тысячелетия. М.: Междунар. отношения, 1993.-133 с.
  14. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  15. В.Г. Социальная информация / Рос. АН, Отд-ние философии, социологии, психологии и права. М.: Наука, 1994. — 199 с.
  16. А.С., Пригожий А. П. Культура и реформа // «Вопросы философии», 1994, №№ 7−8. С. 37−47.
  17. Г. К. Доктрина массового общества. М.: Политиздат., 1971. 191с.
  18. Г. К. Понятие «массовая культура» // Методологический анализ некоторых философских категорий. М., 1976. С. 99−113.
  19. Н.Г. Культурология. М.: Высш. шк., 2002.
  20. М.М. Архитектоника поступка // Социологические исследования. 1986. -№ 2.
  21. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Исскуство, 1979. -424с.
  22. С. И. Внешнеполитическая пропаганда, очерк теории и практики. Учеб. пособие для фак-тов журналистики.-2-е изд. испр. и доп. -М. Высш. шк. 1984.
  23. Д. Социальные рамки информационного общества. Сокращ. перев. Ю. В. Никуличева // Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. -М, 1988.
  24. Д. Грядущее Постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М: Академия, 1999.
  25. Д. Массовая культура и современное общество // «Америка», № 103, 1965.
  26. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. -М.: изд. РИП- холдинг, 2004. -174с.
  27. Н.А. Из книги «Смысл истории». Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа // Новый мир. -1990. № 1.
  28. B.C. Культура. Диалог культур// Вопросы философии. 1989. -№ 6.-С.31 -43.
  29. Г. Коллективное поведение // Психология масс. Самара, 1998.
  30. Е.В. Культура и общество: (вопросы истории и теории). М: Изд-во Моск. Ун-та, 1978. 231 с.
  31. Большая советская энциклопедия. М., 1988.
  32. В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986. -301с.
  33. И.А. Окаянные дни / Темные аллеи. М. — Харьков, 2000.
  34. П. Проблема музеев // Об искусстве. М.,. 1993.
  35. И. Глобализация или переходный период? //Экономические стратегии, 2000, № 2, С. 15−26.
  36. E.JI. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. — Вып. 5.
  37. JI.A., Рыбакова И. Н. Информационная культура в контексте глобальных изменений // Глобализация: синергетический подход. М.: РАГС, 2002.
  38. М. Избранные произведения / Пер. с нем., сост. общ. ред. И послесл. Ю. Н. Давыдов / Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.808 с.
  39. М. Объективность познания в области социальных наук и ¦ социальной политике // Культурология XX век: Антология / пер., сост. С. Я. Левит. М.: Юрист, 1995. — 703с.
  40. Н.А. Философия неравенства / Сост., авт. Предисл. И примеч. Л. В. Поляков. -М.: ИМА-Пресс, 1990.-285 с.
  41. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: СПбГУП, 1996. -342с.
  42. А.В. Информационная война в современных условиях // Информационное общество. М., 1997, № 1.
  43. А., Маношкин А., Содатенков А., Савченко С., Петров Ю. ' Информационная безопасность государственных организаций и коммерческих фирм. -М., 2002.
  44. М.В. Энтропия и информация. М.: Наука, 1986.
  45. А.А. Техника как коммуникационная стратегия // Вопросы философии. 1997. — № 5. — С. 96−105.
  46. JI.H. Очерки коллективной психологии. В 2-х частях. 4.1. Психология масс. М.- П., 1923.
  47. JI.C. Мышление и речь: Психологические исследования / Под ред. В. Колбановского. М.- Л.: СоцЭКГиз, 1934. — 323с.
  48. .П. Кризис индустриальной культуры. Нью-Йорк, 1953.
  49. . Человек, искусство, техника. Казань, 1997.
  50. А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. М., 1997.
  51. В.Л. Проблема «массовой культуры» // «Вопросы философии», 1970, № 12.
  52. Г. Искусство «высокое» и «низкое»: системная роль элитарной субкультуры // Творчество в искусстве и искусство творчества. М., 2000. С. 245 264.
  53. Л. В. Массовая информация и массовые коммуникации как системообразующие факторы социума // Проблемы общественного развития. 1998. — № 1−2. С. 12−14.
  54. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология.- СПб.: Изд-во Ольга, 1996.
  55. .А. Масса как субъект исторического и социального действия // Рабочий класс и современный мир. 1984. № 5. С. 28−45.
  56. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат., 19.87. 367 с.
  57. . Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М.: Знание, 1979. 64 с.
  58. П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. 2000. — № 10. — С. 37−41.
  59. П.С. Философия культуры. М.: Издательский дом NOTA BENE, 2000 — 352 с.
  60. Г. П., Бобровский B.C. Проблемы «массовой культуры» и массовых коммуникаций. Минск: Наука и техника, 1972. 201 с.
  61. И. Массовое общество и демократический тоталитаризм: свобода без выбора II Логос № 5−6 (31), 2001.
  62. А.С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб., 2000.
  63. А.С. Эволюционный прогноз: пульсация народонаселения.// Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. -М., 2002.
  64. .В. Культурная динамика и массовая культура сегодня // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М, 1994. кн. 1.-с. 223−230.
  65. А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ // Вопросы философии. 2003: № 9. — С.5
  66. Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии. 1995. — № 4. — С. 76−105.
  67. Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства России 1900−1910 годов. М., 1976. — С. 10.
  68. Н.М. Фольклор. Лубок. Экран. М.: Искусство, 1994. 238 с.
  69. Зрелищные формы культуры и массовая публика. Вып.2. М., 1988.
  70. Д.В. Виртуализация общества. СПБ., 2002.
  71. Н.М. Киноискусство дореволюционной культуры России // Вопросы киноискусства. -Вып.З. 1983. — С.271.
  72. И.П. Постструктуризм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М, 2001. -С.224−226.
  73. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учеб. Пособ. М.: Изд. Корпорация «Логос», 2000. — 432с.
  74. М.С. Философия культуры. СПб., 1995.- 308 с.
  75. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат., 1974. — 328 с.
  76. М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М., Политиздат, 1988. — 319 с.
  77. Э. Масса и власть// Человек нашего столетия. М., 1990.
  78. Каргин А. С, Хренов Н. А. Культура в условиях противоречий между духовными ориентациями и цивилизационными процессами в конце XX века // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып.8. М. 1998.
  79. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: Высш. шк. экономики, 2000. 606 с.
  80. А.Б. Риторика в тени пирамид. Массовое сознание Римского Египта. -М., .1988.-С. 15.
  81. В.З. Демон информации в современном мире: к методологии информологического подхода// НТИ. 1998. — № 5. -С.1 -11.
  82. Концепция единого мирового информационно-сотового сообщества (информационной цивилизации).-М., 1992.
  83. Р.К. Параллели. (Телевидение и художественное мышление технической эры) // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1982 — С. 34.
  84. В.И. Информация и феномен информации. Пущино: АН СССР, 1991.-202с.
  85. А.А., Дера В. Г. основы научно технической информации. -М.: Высш. Шк., 1985. — С.6 — 8.
  86. А.В. Массовая культура: теория и практика (учебное пособие). М.: Изд-во Института молодежи, 1999.
  87. Краткий философский словарь.-М., Политиздат, 1940.
  88. В.Ю. Единство мира и единство культуры // Философия и общество. 1999. — № 4. — С. 141−153.
  89. А.В. Буржуазная массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. М: Политиздат., 1985. 399 с.
  90. Культурология / Под ред. Г. В. Драча. Ростов на Дону: 1998.
  91. Культурология. История мировой культуры/ Под ред. А. Н. Марковой. -М.: 1998.
  92. В.И. Современная западная социология. Ростов-на-Дону., 2001.
  93. B.JI. Общение как предпосылка формирования общественного мнения в контексте гуманитарной экспертизы // Общественное мнение жителей Бурятии на рубеже веков (на материалах регионального научно практического семинара). — Улан — Удэ: ВСГТУ, 2002.
  94. B.JI. «О роли СМИ в формировании культуры личности» / Доклад на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте РФ / апрель 2004г
  95. Г. Структура и функции коммуникации в обществе// Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. 2-ое изд. М.: Эдиториал УРСС, 2002.-240с
  96. ЮО.Лафонтен О. Вызовы на пороге нового тысячелетия // Европейская социал-демократия накануне XXI столетия. М., 1998
  97. Г. Психология масс // Психология масс. Самара, 1998. — Сб.
  98. В.И. Избранные сочинения в 10 тт. Т1. Издание 2-е. М., 1990.
  99. А.Н. Интеллигенция понятие русское // Правда. — 1989. — 7 августа. — С.2.
  100. А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политиздат., 1991.524 с.
  101. Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. -М.: 1987. -С. 3−11.
  102. Ю.М. Избранные статьи: В 3-х томах / Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Талин: Прима — Пресс, 1992. — 480с.
  103. Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек Текст — Семиосфера -История. -М.: Языки русской культуры, 1999, — 447с.
  104. ПО.Луман Н. Реальность масс-медиа. Отечественные записки. 2003.- № 4. bttp://magazines.rass.ru/oz/2003/4/2 003 446.html
  105. Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев: наук, думка, 1993. 139 с.
  106. М. Робкий гигант // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1987. — С. 171.
  107. В.А. Культура и человеческая целостность. Киев: Наук. Думка, 1984, — 119 с.
  108. Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-284с.-
  109. Пб.Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания / Пер с англ. О. А. Данилова. М.: Прогресс-Традиция, 2001, — (223с). С.51−52.
  110. М. Феномен книги и национальное в культуре // Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. М., 2001. — С. 98.
  111. Мелик Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. — М.: наука — Физматлит, 1997. -192с.
  112. Мелик Гайказян И. В. Информация и самоорганизация. — Томск: Изд -во Томского политех, ун — та, 1995. — 207с.
  113. А.И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Основы научной информации. -М.: Наука, 1965. 655с.
  114. Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории? // НТИ. 1995. — Сер.1. — № 12. — С. 2−4.
  115. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. С. 35.
  116. С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. / Пер с фр. Т. П. Емельяновой.- М.: Ин-т психологии РАН, Изд-во КСП, 1996, — 480с- С. 242, 243
  117. Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000.-М., 1992. С. 348.
  118. Ф. Несвоевременные размышления // Собр. Соч. М., 1909. — Т.2. -С. 6−12
  119. Новейший философский словарь. Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1280с.
  120. С.И. Словарь русского языка. М., 1990. — С.837.
  121. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Психология масс. Самара, 1998. -С. 197.
  122. Ортега-и-Гассет X. Эстетика, философия культуры. — М, 1991. С. 348.
  123. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация общества. М., 1991. — С.426
  124. А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.
  125. И.Н. Информационная война и Россия. М.: Мир безопасности, 2000. 159 с.
  126. А. А. Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1999.
  127. М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. — 328 с.
  128. JI.B. Массовая культура и массовая коммуникация. JL, 1978.-18 с.
  129. В.Д. Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов. М.: Изд-во РАГС, 2003.- С. 6, 133, 180, 186
  130. Е. Печать и общественное мнение. М., 1971.
  131. В. Информациология. М., 2000.
  132. В.П., Соловьёв А. И. Введение в политологию. М., 1999.
  133. К.Э. Культура необразованных // Общественные науки. 1990. — № 4. — С. 181.
  134. .К. Массовая культура. М., 1997. — С.45.
  135. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Проблемы информатизации. 1993. — № 3−4,-С. 6−19.
  136. СП. Информационная война как целенаправленное информационное воздействие- информационных систем // Информационное общество. М., 1997, № 1.
  137. В.В. Информация в пространственно-временном континууме культуры. Диссертация канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2000. С. 9, 29
  138. Ровенский 3., Уемов А., Уемова Е. Машина и мысль. М.: 1960. — 143с.
  139. Jl. Разумно нравственная сущность сознания. Автореф. дисс. докт. филос. наук-М., МГУ, 1998.
  140. И.Н. Параметры порядка социокультурного пространства формирующегося информационного общества // Нелинейная динамика и постнеклассическая наука. Сб.ст. под общей ред. В. К. Егорова. М.: РАГС, 2003.-С.282.
  141. Н. Борьба с бедностью с помощью спутников// Newslink. 1999. -№ 1. — С. 12.
  142. И. А. Информация, коммуникация, трансляция в социокультурных процессах современного общества. Автореф. дисс. доктора культурологии. Краснодар, 2001.- С. 21.
  143. Э.П. Информационный подход к познанию действительности. -Киев: Наукова думка, 1988.- 238 с.
  144. Э.П. Роль информационного подхода в методологических исследованиях // Роль методологии в развитии науки. Новосибирск: Наука, 1985.-С. 271−283.
  145. К., Кагделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. — № 3 — С. 60−68.
  146. В.М. История русской словесности. СПб., 1908. — С.22.
  147. А., Гундарин М. Победа без победителей. Очерки теории прагматических коммуникаций. М.: Имидж-Контакт, 2003.-С.90.
  148. Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? М., 1986.-С. 144.
  149. Г. Л., Цигичко В. Н., Черешкин Д. С. Информационная война -новая опасность // Интеллектуальный мир. М., 1996, № 12.
  150. Современный философский словарь. М., 1996. С. 228−229.
  151. А.В. Общая теория социальной коммуникации. Спб: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — С 138.
  152. Е.Г. Аналитика масскульта. СПб., 2001.
  153. П. Кризис нашего времени // Человек, цивилизация, общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. -543 с.
  154. Социальная психология. Под ред. A.M. Столяренко. М.: — 2001. -С. 118, 122- 123.
  155. B.C. Философия и образы будущего // Вопросы философии. -1994.-№ 6,-С. 10−21.
  156. Л.Н. Диалог и диалектика// Вопросы философии. 2002. -№ 11.
  157. В.В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Общественные науки и современность. 2000. — № 5.
  158. Г. Публика и толпа. Спб.: б-ка бывш. Иванова, 1899. 48 с.
  159. Г. Законы подражания. Спб., 1892.
  160. В.Н. Цифровая конвергенция общественных отношений // Информационное общество. 2001.
  161. А. Демократия в Америке. М.: Прогресс. Литера., 1994.
  162. Э. Метаморфозы власти. Перевод: В. В. Белокоскова и др. М., 2002, — 669с-
  163. Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. — С. 298−308.
  164. Г. Величие и падение Рима. Август и Великая Империя. М., 1906.-С. 117.
  165. С.Л. Символ и его роль в коммуникации // Философия и общество. 2000. — № 4. — С. 154−158.
  166. Философия всеединства в контексте проблемы «Восток Запад» русских мыслителей / Е. Г .Хилтухина- отв.ред. М. С. Каган. РАН СО инст. монголоведения. — Улан-Удэ: Кзд-во БГУ. — С.33.
  167. Философский энциклопедический словарь, М.- 2001.
  168. А .Я. Массовая культура и её социальные функции// Общественные науки и современность. 1998. — № 6. -С. 24 — 37.
  169. А. Я. Социокультурный прогноз на XXI век // Культурология для культурологов. М., 2000. — С. 444.
  170. А.Я. Культурогенез. -М., 1995-
  171. А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000.
  172. Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге / Пер. с англ. Под ред. И. В. Андреевой. СПб., 2001. — С. 172
  173. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Психология масс. Самара. 1998.- С. 107.
  174. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем., под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: наука, 2000. — 420с.
  175. Е.Г. Взаимосвязь культуры и традиции (на примере культуры Японии). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1995.-С.23
  176. К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Изд.: «Феникс», 1997 — С.331
  177. JI.A. Информационный поток. Деп. ВИНИТИ № 6594-В88 от 15.41 988. 18 с.
  178. JI.A. Информационное поле. Деп. ВИНИТИ № 2107-В89 от 3.04.19 896. 13с
  179. JI.A. Синергетика информационных процессов. Закон информативности и его следствия. —М. Наука, 1995.-С. 42.
  180. JI.A. Взаимодействие реципиента с информационным потоком. Деп. ВИНИТИ Г22 963-В89 от 5.05.1989а 21 с
  181. М.С. Культура для необразованных. Искусство изначально массово // Общественные науки. 1990. — № 6. -С. 109−116. •
  182. А. Инстанция истины. Средства массовой информации и жизнь: возможности, поиск, ответственность. -М., 1999.
  183. К.И. Собр. Соч. В 6 т. М, 1996. -С.216
  184. JI.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. -Рига: Зинатне, 1991. 303с.
  185. А.Е. Трансформация экономических и социально-политических институтов в условиях перехода к информационному обществу. Институт экономических проблем переходного периода // Информационное общество. 1999.- вып. 2.- С. 27−33.
  186. А.И. Основы теоретической культурологи. В 2-х кн. Книга 2. -М.: 1999.-С.212.
  187. А.И. Теория культуры. М.: Юнити Дана, Единство, 2002. -520с.
  188. К. Математическая теория связи // Работы по теории информации. -М.: ИЛ, 1963.
  189. Э. Центральная зона культуры, http: // ethn op syhology. nar о d. ru/study/tradition /centralzone. htm
  190. О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993.- С. 463.
  191. Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 208с.
  192. Н. Анализ отношения российских СМИ к национальной идее. / Русский Журнал / Политика /14 октября 2002.
  193. П.Г. Культура и мышление. 18.06.2003. http: //www.shkp.ru/lib/publications/55/print
  194. М. Россия: культура и субкультуры // Общественные науки и современность. -1993.-№ 1.-С.64
  195. К. Истоки истории и ее цель. Современная техника // Новая технократическая волана Западе. М, 1986. -С. 36.
  196. Bateson, Gregory. Steps to an Ecology of Mind. New York: Ballentine Books, 1972.-224p.
  197. Castells, Manuel (1996). The Rise of the Network Society, The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. 1. P.467
  198. Cultures. 1983. -№ 4. -P. 38−39.
  199. Home D. The public culture. The truth of industrialism. L., 1986. — P. 124
  200. Fridmann G. Enseignement et culture de mass // Communications. Paris, 1962.-№ l.-P. 3.
  201. Kroker A., Cook D, The postmodern scene: Experimental culture and hiper -aesthetics. P.268
  202. The Space of Flows: notes on emergence, characteristics and possible impact on physical space, by Felix Stalder. http://webwarper.net/ww/-GZ/felix. openflows.org/index. html.
  203. The Economist, September 30, 1995. PP.15, 27
  204. The Space of Flows: notes on emergence, characteristics and possible impact on physical space, by Felix Stalder. http://webwarDer.net/ww/-GZ/felix.ODenflows.org/index.html
  205. Slater P. E. The pursuit loneliness American culture at the breaking point. -Boston, 1970. Ch. 5. -P. 97
Заполнить форму текущей работой