Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурный туризм и его значение в социокультурном развитии регионов в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования культурного туризма, выявление его потенциала как ресурса социокультурного развития региона связаны с потребностями управленческой практики, необходимостью помочь территориальным сообществам оптимизировать и процессы привлечения широких слоев населения к сотрудничеству с другими культурными сообществами, и процессы, связанные с долгосрочным прогнозированием развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Туризм как феномен современной культуры
    • 1. 1. Туризм как вид социальной и духовной деятельности людей
    • 1. 2. Туризм в условиях культурного многообразия мира и глобализации
    • 1. 3. Сущность и место культурного туризма в современном мире
  • Глава II. Культурный туризм — важный ресурс социокультурного развития региона
    • 2. 1. Актуализация регионального достояния в современной практике культурного туризма
    • 2. 2. Развитие культурного туризма в современной России: реальные и потенциальные возможности
    • 2. 3. Выработка эффективной политики в области культурного туризма на федеральном и региональном уровнях

Культурный туризм и его значение в социокультурном развитии регионов в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Новое понимание культуры в общественном развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия в мире расширяет перспективы культурного туризма как фактора регионального развития в условиях глобализации.

Несомненно, индустрия туризма, которая в течение двух последних столетий набирала мощные обороты, ныне представляет собой хорошо отлаженный механизм. В современном мире туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В этой сфере занято свыше 130 млн. человек, т. е. каждый шестнадцатый работник в мире. На долю туризма приходится 10 процентов мирового валового национального продукта, 11 процентов международных инвестиций1. Поэтому на протяжении многих лет туризм рассматривался как отрасль, стимулирующая местную экономику, повышающая благосостояние и влияющая на качество и уровень жизни населения страны. Однако после детального" анализа результатов, всестороннего изучения проблемы эффективности, появились критические оценки туристской деятельности. Выяснилось, что планируемый доход на проверку оказывается ниже ожидаемого, а утечка капитала из конкретных стран и преувеличение положительных сторонзачастую не соответствуют предполагаемым экономическим преимуществам в области туристской индустрии.

На определенном этапе возникла необходимость рассмотрения туризма в рамках гуманитарного знания, в частности с позиций культурологического подхода, позволяющего дать своевременную и всестороннюю оценку процесса расширения туристской деятельности — воздействиям на социальную и культурную сферу, экологию, внешнеэкономическую деятельность и международные отношения. Это связано с тем, что в современном мире туризм из преимущественно экономического явления превращается в феномен социального и культурного порядка.

1 См.: Сенин B.C. Организация международного туризма. — М. 2003; С. 11.

Философско-культурологическое обоснование расширения сферы туризма базируется на понимании важной роли для человека культурно-познавательной деятельности и рекреации, на признании необходимости создания условий для реализации культурных потребностей человека в познании истории, религии, традиций, особенностей образа и стиля жизни, в целом — культуры других народов. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с носителями культуры, которые становятся возможными благодаря туризму.

Отечественными исследователями отмечается ведущее положение культурологического элемента в структуре туризма, что свидетельствует об огромном потенциале туризма в культурной и социальной сфере общества. Несмотря на это, в отечественной литературе тема культурного туризма остается мало исследованной. Следует также отметить теоретическую и практическую непроработанность проблем развития культурного туризма как существенного элемента социокультурной сферы, особенно на региональном уровне. Среди этих проблем наименее изученными на сегодняшнийдень являются: воздействие туристской деятельности на морально-психологическое состояние людейпоиски механизмов увеличения ресурсного потенциала туризма: без разрушения культурной сферы регионаоценка культурного туризма как средства самообразованияи расширения историко-культурологических знаний и др.

В условиях глобализации у культурного туризма как ведущей суботрасли туризма появляются новые функции. Он рассматривается < уже не только как разновидность туристической деятельности, но и важный механизм управления межкультурным диалогом народов в глобализирующемся мире, эффективныйспособ реализации принципов социального партнерства на уровне различных субъектов взаимодействия.

Актуальность исследования культурного туризма, выявление его потенциала как ресурса социокультурного развития региона связаны с потребностями управленческой практики, необходимостью помочь территориальным сообществам оптимизировать и процессы привлечения широких слоев населения к сотрудничеству с другими культурными сообществами, и процессы, связанные с долгосрочным прогнозированием развития территории. Результаты такого анализа будут важны и для профессиональнойсреды — предпринимателей, специализирующихся на организации культурного туризма в разных странах, включая Россию, а также работников туристского сервиса и учреждений культуры. Они получат возможность увидеть многие проблемы как бы со стороны, глубже их понять и разрешать с наименьшими издержками. Но особенно важными результаты научного анализа культурного туризма могли бы стать в деле разработки эффективной политики, в сфере туризма и туристского обслуживания со стороны структур: власти разного уровня, внимание и влияние которых на рынок туристских услуг должно быть не меньшим, чем на другие социальноэкономические сферы.

Степень научной разработанности темы. Вопросы сущности и значения туризмав современном обществе вызывают интерес специалистов различных отраслей знания: экономистов, юристов, менеджеров и др. На сегодняшний день внимание исследователей в туристской сфере привлекают, как правило, два аспекта — экономический: и правовой. Так, экономические, а шире — социально-экономические проблемы развития, туризма отражены в трудах В. И: Азара, А. Ю. Александровой, B.C. Сенина, Н. В. Турчинской и др.1 Различные аспекты правового регулирования туризма освещаются в работах В. А. Квартальнова, Г. А. Папиряна, Ю. МЧеботаря и др. Не меньшее значение в условиях активизации туристской деятельности в России приобретают организационно-управленческие аспекты3. Следует отметить.

1 См.: Азар В. И. Экономика и организация туризма. — М., 1993; Александрова А. Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. — М., 1996; Сенин B.C.

Введение

в туризм. — М., 1993; Турчинская Н. В. Развитие туризма в условиях рынка. — М., 1999; и др.

2 См.: Чеботарь Ю. М. Туристический бизнес. М., 1997; Квартальное В. А., Романов А. А. Международный туризм: политика развития. — М., 1998; Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. — М., 1998; и др.

3 См.: Байназаров Ю. Н. Реализация государственной политики в сфере туризма // Конъюнктура туоистского рынка. 1993. № 1: Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации. — М. появление изданий энциклопедического характера, словарей по туризму и сервису1.

В этой связиследует отметить недостаточную изученность проблемы-развития культурного туризма как компонента: социокультурной сферы Иинструмента региональной политики. Культурологический подход к данной проблеме только начинает осуществляться. В частности, в работе Л. П. Воронковой дается анализ развития туризма как социального явления в контексте культурных процессов различных эпох2. С позиций теории общества потребления рассматривает культурный туризм Р. Прентис3. Важную роль в теоретико-методологическом обосновании феномена культурного туризма сыграли труды отечественных исследователей культуры, формирующих современное представление о культуре, закономерностях ее развития и функционирования, процессах межкультурного взаимодействия в условиях глобализации (Г.А. Аванесова, К. Х. Делокаров, В. К. Егоров, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Т. Ф. Кузнецова, И. Н. Лисаковский, В. М. Межуев, И. В. Наместникова, Э. А. Орлова, Н. А. Хренов, А. Я: Флиер и др.).

Различные стороны культурной политики, ее механизмы и возможности реализациив условиях демократизации и рыночных отношений на федеральном и региональном уровне изучались О. И. Карпухиным, Ю. А. Лукиным, Т. Г. Богатыревой, Е. Н. Селезневой, О. Н. Астафьевой и др.

В теоретическом плане большой интерес в рамках проведенного исследования представляют разработки по проблемам культурного наследия, в некоторых из них поднимаются вопросы его использования в программах развития туристской деятельности4.

2003; Кротова E. JL Стратегия государственного регулирования рекреационно-туристской сферы.

Екатеринбург, 1999; Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы. — М., 2001.

1 См.: Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Под ред. Воронковой Л. П. — М.,.

2002; Туристский терминологический словарь-справочник: Справочно-методическое пособие /.

Авт.-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальное. — М., 1999; Зорин И. В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма. — М., 2000; и др.

2 См.: Воронкова Л. П. История туризма. — М., Воронеж, 2001.

3 См.: Прентис Р. Опыт становления и развития культурного туризма. — СПб., 2001.

4 См.: Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия / Отв. ред. А.В.

Каменец. — М., 1995; Баллер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. — М., 1987;

Веденин Ю. А. Шульгин П.М. Новые подходы к сохоанению и использованию культурного и.

Актуальны подходы к туризму как фактору взаимодействия культур, в том числе на уровне индивидуального сознания при переходе индивидуума из одной социокультурной среды в другую. Различные аспекты этой проблемы рассматривались в трудах Ф. БокаН.К. Иконниковой, Л. Г. Ионина и др.1 Концепция столкновения путешественников и туристов с чужой культурой («культурного шока») изложена в коллективной монографии Г. Варда, Ш. Вохнера и А. Фарнхама2, одна из глав которой специально посвящена международному туризму.

В своем исследовании диссертант, опираясь на представленные позиции' указанных авторов, пытается углубить культурологический анализ в изучении туризма на примере его особой разновидности — культурного туризма.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы с помощью культурологического анализа раскрыть тенденции развития культурного туризма и разработать предложения по совершенствованию управления этой сферой.

Указаннаяцель предопределила постановку и решение следующих задач:

— охарактеризовать особенности развития туризма в условиях глобализации и активизации процессов взаимодействия культурприродного наследия России: Организационно-управленческие и финансово-правовые аспекты культурной политики // Обзорная и служебная информация. Вып. 10. — М., 2002; Всемирное наследие. М., 2002; Всемирное природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. -М., 1999; Исследование, реставрация и использование интерьеров памятников архитектуры. — М., 1992; Кучмаева И. К. Культурное наследие: современные проблемы. — М.,. 1987; Междисциплинарный подход к: разработке г программ развития малого города и прилегающих районов (на примере Московской области). — М., 2001; Наместникова И. В. Межкультурные коммуникации в условиях глобализации: Проблемы и противоречия. — М/, 2002; Многогранная глобализация: Сб. науч. ст. / Отв. ред. К. Х. Делокаров. — М., 2003; Наследие и современность. -М., 1997; Севан О. Г. Сохранение, освоение и использование историко-культурного наследия в сельской среде. — М., 1990; и др.

1 См.: Иконникова Н. К. Механизмы межкультурного восприятия // Социс. — 1995. — № 11- Ионин Л. Г. Социология культуры. — М., 1996; Cultural Shock. A reader in modern cultural anthropology/ Ed. by Ph. K. Bock. — New York, 1970 и др.

2 См.: Ward G., Bochner St., Furuham R. The psychology of Cultural shock. Second Education. Part 6 «Tourists» — Philadelphia, by Routledge, 2001.

— определить сущность культурного туризма как общественного явления, оказывающего существенное влияние на духовную и социальную сферы общества;

— выявить особенности культурного туризма как одной из форм досуговой деятельности человека в современном мире;

— систематизировать выполняемые культурным туризмом функции и раскрыть их значимость как важной составляющей социокультурной сферы региона;

— рассмотреть специфику культурного туризма как эффективного инструмента культурной политики;

— выработать практические рекомендации по повышению эффективности государственной политики в этой сфере.

Объектом диссертационного исследования выступает культурный туризм как разновидность путешествий людей с целью удовлетворения культурных потребностей, ознакомления с историко-культурными достопримечательностями, которые являются неотъемлемой частью социокультурной сферы современного общества.

Предмет исследования — культурный туризм как фактор социокультурного развития региона в условиях глобализации.

Теоретической и методологической базой исследования выступают научные труды, результаты и выводы, полученные культурологами, обществоведами, специалистами по проблемам культурного туризма, посвященные вопросам теории и туристской практике. Для более полного достижения поставленной цели в работе предполагается использовать теоретические и эмпирические методы гуманитарных исследований, методы статистического, философско-логического и культурологического анализа.

Научная новизна исследования в целом связана с культурологическим анализом тенденций развития культурного туризма.

Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем:

— культурологический подход, избранный в целях комплексного изучения культурного туризма как значимого компонента социокультурной сферы современного общества, позволил выявить повышение социальной и духовной значимости туризма в системе современной культурной практики, обусловленное формированием нового понимания места культуры в общественном развитии и осознанием необходимости сохранения культурного многообразия в мире;

— показано, что эффективность культурного туризма как способа обеспечения досуговой деятельности человека, заключается не только в отдыхе и релаксации, но и в поддержании социального статуса и самореализации индивида, адаптации человека в изменяющемся мире;

— выявлен характер изменений культурного туризма в условиях глобализации, проявляющийся в качественном измененииего роли в современном мире. Культурный туризм выступает одним из наиболее эффективных способов расширения взаимодействия представителей разных культур, практическим методом выработки принципов сотрудничества на международном уровне, каналом распространения образовательных моделей, ориентированных на открытость и мобильность;

— теоретически обосновано, что эффективность использования культурного туризма как инструмента решения хозяйственных и социальных проблем в рамках программы социокультурного развития региона состоит в комплексном подходе к решению задач сохранения и активизации историко-культурного наследия, в формировании благоприятного социального климата в локальном сообществе, в поддержании и развитии сферы предпринимательства и бизнеса, не разрушающих при этом понимания туризма как одной из самых гуманистических индустрий в мире;

— предложены следующие аргументы в пользу того, что государственная культурная политика в области культурного туризма должна вырабатываться и реализовываться в жизнь посредством партнерства власти с гражданским обществом: непосредственное участие представителей локальных культур в обсуждении возможностей и ограничений по использованию природно-ландшафтных, материальных и духовных ресурсов культуры в туристском процессе, что способствует более глубокому пониманию особенностей этих культургармоничное сочетание интересов туристов и местного сообщества, выступающее фактором успешного развития туристской деятельности в данном регионепроведение политики по формированию общественного мнения относительно культурного туризма как действенной формы включения региона в мировые процессы в условиях глобализации.

Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты, полученные в ходе работы над диссертационным исследованием, могут быть использованы при изучении проблем развития туристской деятельности в российских регионахпри разработке концепций как общефедеральной, так и региональной политики по поддержке сферы туризма и социокультурного развития территорий, программ сохранения культурного наследия и природного ландшафта и т. д.

Материалы диссертации могут применяться при чтении специального учебного курса «Туризм в системе культуры», а также в базовом лекционном курсе по специальности «Теория и история культуры».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены и обсуждены на научных конференциях и семинарах: Региональная научно-практическая конференция «Культураобразование — педагогика искусства» (МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003 г.) — Совместная междисциплинарная аспирантская конференция РАГС — СЗАГС «Государственность и государственная служба России: пути развития» (СЗАГС, 2003 г., май) — Ломоносовские чтения (МГУ, 2003 г., апрель) — Круглый стол «Культурное разнообразие, развитие и глобализация» (РАГС, 2003 г., май) — Международный летний аспирантский форум «Государство и государственное управление в XXI веке» (Калининград, 2003 г., июнь) — Седьмые Вавиловские чтения. Глобализация и проблемы национальной безопасности России в XXI веке (МарГТУ, 2003 г., декабрь).

А также по теме исследования были опубликованы статьи:

1. Карамашева А. А. Развитие культурного туризма: перспективы и ограничения // Культура — образование — педагогика искусства: Сборник научных трудов. — М., РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. С. 23 -25. (0,2 п.л.);

2. Карамашева А. А. Культурный туризм: понятие и сущность // Тип культуры. Альманах. Вып. 1. М.: РАГС, 2003. С. 322 -334. (0,6 п.л.);

3. Карамашева А. А. Культурный туризм в глобализирующемся мире // Культурное разнообразие, развитие и глобализация: По результатам дискуссий круглого стола, Москва, 21 мая 2003 г.= Cultural Diversity, Development and Globalization: According to the results of the round-table discussions, Moscow, 21 May 2003/ M-bo культуры и др.- Редкол.: К. Э. Разлогов, В. К. Егоров (сопредсед.) и др. — М., 2003. С. 99 — 101. (0,2 п.л.);

4. Карамашева А. А. Влияние туристической деятельности на социокультурную среду // Государственность и государственная служба России: пути развития: Материалы совместной междисциплинарной аспирантской конференции РАГС — СЗАГС. Выпуск 3 / Под общ. ред.

B.К. Егорова, В. А. Шамахова, В. М. Герасимова. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2003.

C. 406−407. (0,2 пл.);

5. Карамашева А. А. Роль туризма в развитии личности // Тип культуры. Альманах. Вып. 2. М.: РАГС, 2004. (0,4 п.л.);

6. Карамашева А. А. Туризм как форма межкультурных коммуникаций в глобализированном мире //Ломоносовские чтения. -М., 2003. (0,3 п.л.);

7. Карамашева А. А. Туризм как ресурс социокультурного развития // Седьмые Вавиловские чтения. Глобализация и проблемы национальной безопасности России в XXI веке: Сб. материалов / Под общ. ред. проф. В. П. Шалаева. В 2-х ч. Йошкар — Ола: МарГТУ, 2003. — С. 324 — 325. (0,1 п.л.).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и практики культуры Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (Протокол № 10 от 22.04.2004 г.) и рекомендована к защите на заседании диссертационного совета (Протокол № 1 от 20.05.2004 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В итоге сформулируем общие выводы, вытекающие из проделанного исследования.

В современном мире динамично и повсеместно возрастает значение туризма. Ныне туризм развивается в разных странах в качестве сложного экономического и социокультурного явления, базирующегося на богатых традициях туристской, деятельности, как формы отдыха и проведения свободного времени, предоставляющей человеку возможность восстанавливать физические и психологические силы. В>то же время путешествия выступают формой социальной адаптации людейк современным: условиям жизни, расширяют их кругозор. Они* позволяют многим людям удовлетворять любознательность, потребность в познании, неизвестного. Перед человеком открываются возможности не через «экран», а в реальной действительности оказаться в экзотической природной среде, ознакомиться с материальными историческими: ценностями и с достижениями техническоймысли. В ходе путешествийчеловек вступает в коммуникативные отношения, встречает новых людей, обменивается с ними эмоциональной энергиейполучает от них немало интересной информации.

Особенно — следует подчеркнуть усиление ролитуризма в глобальных взаимодействиях людей разных стран. Посредством международного туризма определенная часть населения' планеты получает возможность убедиться в культурном многообразии и единстве современного мира. В этом случае в сознании человека нередкоуглубляется понимание и своейроли во взаимодействиилюдей разных стран. В то же время знакомство с другими* народами побуждает каждого • путешественника осмыслить родную культуру, понять еесамобытныйхарактер. Таким образом, туристская активность оказывается многоцелевым социальным механизмом, позволяющим человеку удовлетворить целый спектр запросов, одновременно реализуя разные свойства характера и собственный активный потенциал.

Динамика культурных взаимодействий людей в глобальных процессах выдвигает на первый план туристской деятельности такое важное направление как культурный туризм. Проделанный в диссертации анализ этого феномена позволил нам выделить типологически различные виды культурного туризма:

— путешествия, полностью посвященные культурным целям и обеспеченные соответствующей культурной программой (в этом ряду укажем исторический, музейный, образовательный, религиозный и т. п. туризм);

— путешествия, нацеленные частично на культурную программу, а частично, связанные с другими? целями* (рекреационными, спортивными, развлекательными и т. п.).

— путешествия, отдаленные по целям от культурного туризма, но, тем не менее, насыщенные культурными впечатлениями (шоп-туры, деловой туризм и т. п.).

Все это свидетельствует о том, что в развитии туристской деятельности культурный туризм занимает одну из лидирующих позиций как по многообразию и объему целевых программ, так и по масштабам культурных интересов и потребностей путешественников. Все это заставляет общество с развитой туристской инфраструктурой бережно относиться: к своему культурному наследию.

Функциональная роль культурного туризма в. жизнедеятельности общества выражается в разработке эффективных реставрационных технологий и охрано-правовых норм по отношению к национальному историко-культурному наследию. Одновременно в разных странах пытаются актуализировать компоненты культурного наследия в повседневной жизни, что позволяет сохранять преемственность поколений, способствует воспитанию молодежи, поддерживает высокий уровень образования и культуры населения. Тем самым, разные народы, противостоят избыточному воздействию универсальных тенденций, которыми насыщены глобальные взаимосвязи.

Именно культурный туризм: в немалой степени способен снижать негативные эффектыглобализма, предоставляяпутешественникам возможность познакомиться i с уникальным вкладом каждого сообщества в мировую культуру. Историческоенаследие, а также современная: культурная практика конкретных этносов? наиболее убедительно могут демонстрировать самобытный характер народа, его культуры. В последние десятилетия большой: интерес: любителей: туризма? вызывают сохраняющиеся самобытные формы жизниэтнических, религиозных, а также локальных, сообществ, на примере которых глобализмi выглядит не так безальтернативно как в мировых центрах и крупных урбанистских агломерациях. Уникальные черты, культуры, сохраняютсяпровинциальнымитерриториальными: сообществами, представителями! традиционных культур, архаических: религиозных общин. Удовлетворение спроса' на знакомства, с культурой такого рода: имеет место в особых разновидностях: туризма — этнографическом, «сельском» или «деревенском», ностальгическом.

Россия располагает огромным потенциалом культурных: ресурсов, способных развивать* множество разновидностей культурного туризма. Для нашего общества характерно, во-первых, — наличие классического культурного наследия1 мирового наследия (как правило, связанного с русской культурой и православием), во-вторых, — сохранениеразнообразия этнических: сообществ, многообразияформ: конфессиональной! среды, немалого числа самобытных религиозных культур. В? отечественной туристской практике с самого начала ее развитиятакого8 рода> культурные ресурсы широко использовались, но еще большийобъем" культуры пока: остается? неактуализированнымне введен! в туристский оборот.

Российские регионы можно разделить на группы в зависимости от степени^ развитости i культурного > потенциала и: реальной i использованности культурных ресурсов в туризме: В первой: групперегионовналичествует высокий потенциал и активноеиспользование культурных ресурсов в туристской деятельности. В городах и регионах этой группы (Москва, Санкт-Петербург, Северо-Западный регион — КарелияПсков, Новгород и другие, а также центр Европейской части, территории примыкающие к Волжскому пути идр.) культурный туризм всегда активно развивался. Ко второй группе принадлежат регионы, где культурный туризм в прошлом был слабо развит. Здесь лидировал рекреационный туризм с развитой инфраструктурой обслуживания (Краснодарскийкрай, Черноморское побережье, Северный: Кавказ и др.). В' настоящее время эти рекреационные зоны также начинают развивать у себя некоторые видыкультурного туризма. Наконец, большая часть регионов России< должнабыть отнесенак третьей: группе. Здесь либо не существовало туристской инфраструктуры обслуживанияи, следовательно, небыло туристских потоков, либо эта инфраструктураимела лишь местное значение, а культурная компонента недооценивалась и не развивалась.

В настоящее времямногие из регионов, потенциально обладающие культурными. ресурсами, планируют ввести их в туристский оборот. Особенно перспективны в этом отношении регионы, в которых проживает, во-первых, смешанное в этноконфессиональном отношении население: Во-вторых, социальные слои, к субкультурам которых ныне проявляется широкий интерес (казачество и др.). Даже малонаселенные территории Севера, Сибирии Дальнего Востока способны предложить организаторам туристского бизнеса немало маршрутов и экспонатов культурного туризма. В целом ряде восточных регионов страны (Алтайский край, территории вокруг Байкала и др.), в которых не была ранее развита инфрастуктура обслуживаниясейчас идет освоение региональных ресурсов с целью ее создания.

Проведенный в исследовании анализ показал, что руководителирегионального и локального уровня предпринимают попытки рационального использования возможностей культурного туризма на своих: территориях. Нередко это осуществляется еще до того, как сложитсяразвитая инфраструктура обслуживания. Определенная логика в опережающей стратегии имеется. Действительно, на каждой российской территории необходимо как можно скорее осознать важность сохраненияисторико-культурного наследия, а также развития в культурной: практике местного населения. Особенно важна в этой связи поддержка в надлежащем состоянии культурных памятниковохраны исторических территорий и культурных ландшафтов, так как многие из них находятся награни исчезновения. В ¦ свою очередь, усилия по актуализации и бережному отношению к культурному потенциалу региона способны стать серьезным стимулом расширения туристских потоков и перспективного развития региона в целом.

Вместе с тем имеется немало препятствий в модернизации «старых» туристских регионов, а также в формировании новых центров российского культурного туризмаПроделанный в ходе исследованиям культурологический анализ позволяет выделить основные: из подобных препятствий. Чаще всего они связаны с трудностями: вхождения’региона: в рыночные отношения, с недостатком, инвестиций, с медленным развитием местного бизнеса,-, с издержками в деятельности государственных и региональных органов управления. Так, в настоящее время в управленческих структурах разного уровня не сформировалось перспективного видения места и роли туристской: деятельности-, включаякультурный} туризм в экономическом и социокультурном развитии общества и конкретных территорий. Вопросы организации туризмасовмещаются с решением многих проблем, нередко-выступая лишь одной из частных задач, стоящих перед властными организациями. Между тем развитие туризма требует систематических усилий со стороны, власти. Особенно важно в этом плане наличие эффективных правовых механизмов, обоснованных программных документов, конкретная государственная помощь и поддержка, оказываемая регионам.

Государство, региональные властиобщественные организации и инвестиционные предпринимательские структуры, действуя самостоятельно и разрозненно, не в состоянии изменить положения дел в сфере отечественного туризма. Поэтому немаловажным фактором развития туризма оказываются согласованные действия разных структур, наличие между ними партнерских отношений, способных привести сотрудничество к успеху. Проведенный автором анализ на разных примерах сотрудничества местных властей, бизнеса, учреждений культуры показал, что особенно сложным в таком многостороннем сотрудничестве оказывается выполнение каждой стороной взятых на себя обязательств, а также достижение равноправных и открытых отношений между ними.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Сервисная- деятельность: Историческая и? современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие: для- студентов- вузов / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2004. 318с.
  2. Г. А., Астафьева О. Н. Социокультурное развитие: российских регионов: механизмы самоорганизации: и региональная: политика. — М-: Изд-во РАГС, 2001.-314с.
  3. В.И. Отдых трудящихся СССР. М.: «Статистика», 1972. — 72с.
  4. В.И. Экономика и организация туризма: — Ml, 1912, — 184 с.
  5. Азар В. И, Туманов С. Ю. Экономика: туристского * рынка. М.: Ин-т повышения квалификации гос. служащих РАГС, Ин-т междунар. туризма, 1998. — 239с:
  6. Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия- / Отв. ред. А. В. Каменец: М., 1995:
  7. Актуальные проблемы туризма: Ежегод. сб. науч. тр. / Рос. междунар. акад. туризма / Редкол.: Зорин И. В. (отв. ред.) и др. — М.: Сов. спорт, 2000:228с:
  8. Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 19 831 — 290с.
  9. A.IO. Международный туризм: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 464 с.
  10. Александрова: А. Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма- Mi, 1996. — 352с.
  11. И.В. Методологические проблемы изучения мотивов туризма: (Крит, анализ заруб, исслед.) / МГУ им. М-В. Ломоносова. Фак. журналистики., — М., 1985: — 32 с.
  12. Альманах Всероссийского общества охраны памятников. 1989. — № 2.
  13. .Г. Человек как предмет познания. Mi: Наука, 2000- 351с.
  14. Антология: исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. — Санкт-Петербург: Университетская книга- 1997. 728 с.
  15. Антология культурологической мысли / Авт-сост. С. П. Мамонтов, A.G. Мамонтов. М.: Изд-во РОУ, 1996.-352с.
  16. Анчукова Н.В.,. Москвина О. С. Туризм в экономике • региона / Под науч. рук. к.э.н. М. Ф. Сычева. — Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2002. 72 с.
  17. Астафьева О.Н.1 Взаимодействие культур: перспективы альтернативных решений в эпоху глобализации // Многогранная глобализация. М., 2003- - С. 210−249
  18. О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы: Монография. — Mi: Издательство МГИДА, 2002. 295с.
  19. Ю.В., Михайлова, Н.Д. Методические подходы к: классификации- субъектов РФ по характеру экологических проблем для целей государственного? управления // Вестник МГУ. Сер. Экономика. 1996- - № 4. С. 43 — 55.
  20. Ю.Н. Реализация государственной? политики в сфере туризма// Конъюнктура туристского рынка. М., 1993. — №U Gi 10 — 17.
  21. Балл ер Э. А. Культурное наследие: сущность проблемы, современные аспекты // Проблемы теории культуры/ НИИ культуры. М., 1977.
  22. Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие 7 Э.А. Баллер. — М.: Наука, 1987.-158с.
  23. Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. -М.: Международные отношения, 1986. — 174 с.
  24. Бауман 3. От паломника к туристу // Социол. журн = J. of sociology. М, 1995.- № 4. -С. 133−154.
  25. И.В. Теоретические подходы к проблемам развития туризма в СССР / МГУ им. М. В. Ломоносова.-М., 1987.- 15 с.
  26. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем.: Седельника В., Федоровой Н. -М.: Прогресс-традиция, 2000: — 383с.
  27. А.А. Культурология., Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. -241 с.
  28. Е.Т. Глобализационные аспекты социокультурного развития российского региона. Дис.. канд. филос. наук. — М-: РАГС, 2001. 171с.
  29. Белолипский ИЛО. Социально-культурные аспекты организации досуга иностранных туристов в Республике Бурятия // Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии. Улан-Удэ, 1996. — С. 29 — 35.
  30. И.А. Микроэкономика в социальной сфере и туризме: (курс лекций): Учебное пособие / Уфим. технол. ин-т сервиса. Каф. социал.-культ. сервиса и туризма. — Уфа, 1999. — 95с.
  31. Н.А. Философия неравенства. М: PIMA-Пресс, 1990. — 285с.
  32. H.JI. Туризм как фактор межкультурной коммуникации. Дисс. канд. культурол. наук. Санкт-Петербург, 1999. — 156с.
  33. А. Социологический портрет латвийского туриста // Социс. -1999.-№ 8.-С. 141- 143.
  34. B.C. Цивилизация и культура. — М., 1993.
  35. М.Б. Введение в туризм. — СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2000.-315с.
  36. М.Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма: Перевозки. СПб.: Издательский дом Герда, 2001. — 400с.
  37. Т.Г. Глобализация и императивы культурной политики современной России: Монография. -М.: ТЕИС, 2002. — 179с.
  38. Т.Г. Глобализация культуры — что это? // Многогранная глобализация. М., 2003: — С. 250 — 262.
  39. Т.Г. Современная культура и общественное развитие. М.: Изд-во РАГС, 2001- - 171с.
  40. Т., Яновский Р. Стратегии глобализации: социолкультурная динамика и информационный обмен // Безопасность Евразии. 2001. — № 1. -С.643.
  41. Н.И. Рекреационный потенциал Западной Сибири//Социс. — 1985.-№ 2.-С. 104−105:
  42. Будущее России и евразийской цивилизации: научно-технологический аспект: Материалы к XV Междисциплинарной дискуссии. М.: Изд-во РАГС, 2001. -330 с.
  43. А. Культурное наследие и экономика // Наука о культуре: Итоги и перспективы. 2000. № 2.
  44. Ю.А. Культурно-ландшафтное районирование России — ориентир: культурной политики// Ориентиры культурной политики. 1997. — № 2.
  45. Ю.А. Очерки по географии искусства. — С.-Петербург, 1997.
  46. Ю.А., Шульгин П. М. Новые подходы к сохранению и использованию культурного и природного наследия России: Организационно — управленческие и финансово — правовые аспекты культурной политики // Обзорная и служебная информация. Вып. 10. — М., 2002.
  47. А. Музей и развитие системы сельского зеленого туризма// http: // www.culturalmanagment.ru/biblio/
  48. А. Проект «К бабушке в деревню». Идея, реализация, проблемы и перспективы // Зеленый сельский туризм в российских регионах. Опыт проектов. Тула: Библиотека AMP, 2002. Вып. 3. Часть I.
  49. Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. -М.: Книга, 1998.-286с.
  50. Г. Г. О единой концепции досуга // Досуг. Творчество. Культура. Омск, 1999. — С. 38 — 39.
  51. Л.П. История туризма: Учеб. пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 304с.
  52. Всемирное наследие. М., 2002.
  53. Всемирное природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. — Веденин Ю. А. и др. М., 1999.
  54. Всемирный доклад по культуре. 1998 год. Культура, творчество и рынок. — М., 2001.
  55. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. Mi, 2003.
  56. Гаагская декларация по туризму // Азар В. И., Туманов С. Ю. Экономика туристского рынка. М.: Ин-т повышения квалификации гос. служащих РАГС, Ин-т между нар. туризма, 1998-
  57. И. Н. Туризм в. России: концептуальные основы стратегических направлений развития' / С.-Петерб. гос. ин-т сервиса и экономики. СПб., 2001. — 171 е.
  58. И.Н. Туризм как определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки в России. Автореф. дис. д-ра экон. наук. — Санкт-Петербург, 2002. — 35с.
  59. Н.И. Социально-экономические проблемы развития туризма и туристского бизнеса в РФ. — Санкт-Петербург, 2000- — 56с.,
  60. Гаман-Голутвина О. В. Трансформация роли элит и этики государственной службы в условиях глобализации // Полис. 2000: — № 6. — С. 169 — 171.
  61. Ян. Туризм в народном хозяйстве. Сокр. пер. с польск. Под общ. ред. и с послесл. В. Ф. Майера. М.: «Прогресс», 1974: — 212 с.
  62. Географические проблемы совершенствования организации отдыха и туризма/ Отв. ред.: Путрик Ю. С., Свешников В.В.- АН СССР. Моск. фил. Геогр. О-ва СССР.-М., 1985.-172 с.
  63. С. Записки о Московии: Пер. с нем. Малеина А. И. и Назаренко А. В. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  64. Геродот. История в 9-ти кн. Книга 1. Л.: «Наука», 1972. — 600с.
  65. Глобализация мирового туризма? и особенности его развития в странах Западной Европы. Научно-аналитический обзор. — М., 1991- — 124с.
  66. Глобализация: синергетический подход. (Ч. 1) /РАГС при Президенте РФ- Под общ. ред. Егорова В. К. М.: РАГС, 2002. -191с.
  67. Глобализация: синергетический подход. (4.2) / РАГС при Президенте РФ- Под общ. ред. Егорова В. К. М.: РАГС, 2002. — 471с.
  68. П.Г. Социально-демографические аспекты туризма // Социс. — 1985.-№ 4.-С. 91−94.
  69. Государственная- служба- за рубежом. Культура и власть. Реферативный бюллетень. — 2000. № 5.
  70. Г. Э. Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций / Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост., ред. и вступ. ст. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 2001. — С. 494 — 499.
  71. Гурвич Л. М- Туризм орудие массовой работы. Физкультура и туризм, тип. им. Володарского. 1932. — 36 с.
  72. С. Путешествие, паломничество, туризм// Размышления о хаосе: (Материалы Второго междунар. филос.-культур. симпозиума, СПб.: 1 — 4 июня 1997 г.).-СПб., 1997.-С. 178 190.
  73. Н.Я. Россия и Европа. СПб.: Изд-во С-Петербур. ун-та, 1995.-513с.
  74. В.В. Туризм в СССР и деятельность советских профсоюзов по его развитию: (1917−1984 гг.) / Высш. шк. профсоюз, движения ВЦСПС им. Н. М. Шверника. Каф. экономики и орг. турист.-экскурс. работы. — М., 1985: — 157с.
  75. И.Ф. Социологический анализ- потребности советских трудящихся в туризме. (На прим. организ. отдыха Черномор, побережья Абх. АССР). Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. Спец. № 9 009 прикл. социология. — М., 1974. — 21с.
  76. Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век. Материалы к IV Международной Кондратьевской конференции, Москва, 15 16 мая 2001 г. Под ред. Ю. В. Яковца.-М: МФК, 2001. -616с.
  77. Диалог цивилизаций: исторический опыт и перспективы XXI века. Доклады- и выступления. Российско-иранский международный научный симпозиум, 1−2 февраля 2002 г., г. Москва / Под ред. Ю. М. Почты. М.: Изд-во РУДН, 2002.-301с.
  78. Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. -Ростов: Изд-во Рост, ун-та, 1988. 191 с.
  79. Г. П., Беленко H.F. Рекреационная география, туризм, экскурсионное дело: Библиогр. указ. / Рост. гос. ун-т. Зон: науч. б-ка. — Ростов н/Д, 1985.-156с.
  80. Е.Г. Проблемы осознания сущности досуга // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей. -М.: МГУК, 1996.-С. 5 -14.
  81. Драгичевич-Шешич М. Менеджмент в области культурного наследия // http: // www.culturaImanagment.ru/biblio/Nasl/
  82. Драгичевич-Шешич М. Экономика культуры // Экология культуры. Информационный бюллетень. 1998. № 2 (5). С. 61 — 83.
  83. Дудликов В.3. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом: Учеб- пособие для вузов культуры и искусств / Моск. гос. ун-т культуры.-М-, 1999.-109с.
  84. В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. — М.: Изд-во РАГС, 2002. 656 с.
  85. A.JI. Клиффорд Гирц: интерпретация культур. / Наука о культуре: итоги и перспективы. Науч.-информ. сб. — Вып. 3. — М.: изд. РГБ, 1997.-76с.
  86. Жукова- М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2003. — 200с.
  87. Н.А. Социально- экономическая роль внутреннего туризма и его развитие в СССР в послевоенный период (1945−1980 гг.): Автореф. дис. канд. экон. наук / Моск. ин-т нар. хоз-ва им. Г. В. Плеханова. — М., 19 831 — 22 с.
  88. Р.Г. Рекреационные потребности: сущность и факторы развития/ АН СССР. Урал. науч. центр. Ин-т экономики. Свердловск, 1984. — 31 с.
  89. Зеленый сельский туризм в российских регионах. Опыт проектов. Тула: Библиотека AMP, 2002. Вып. 3. Часть I. — 84с.
  90. Зеленый сельский туризм в российских регионах. Опыт проектов. — Тула: Библиотека AMP, 2002. Вып. 3. Часть II. 72с.
  91. В.Ю. От национальной политики к этнокультурной: проблемы становления доктрины (1990−2002гг.) // Журнал социологии и социальной антропологии. -2003. -№ 3. С. 122 154.
  92. И.В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма. — М.: Финансы и статистика, 2000: 364с.
  93. G. Культура как ресурс и ресурсы для культурной деятельности // Экология культуры. Информационный бюллетень. 1998. № 2 (5). С. 21 — 23.
  94. Щей в культурологии XX века: Сб. обзоров/ РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед.- Отд. культурологии- Редкол.: Галинская И. Л. (отв. ред. и сост.) и др. М., 2000. — 180 с.
  95. Р. Модернизация и постмодернизация // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Л. Иноземцева. -М.: Academia, 1999. С. 261 -291.
  96. Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социс. — 1995.-№ 11. С. 26−34.
  97. С.Н. Культурология в системе гуманитарных наук: междисциплинарные исследования // Гуманитарий. Ежегодник. 1996. — № 1.
  98. В.Л. Современное постиндустриальное: общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Логос, 2000.-304с.
  99. Иностранный туризм: Стат. сб. / Стат. ком. Содружества Независимых Государств.-М.: Фин. инжиниринг, 1992.-24 с.
  100. Д.К. Туризм — путь взаимопонимания между народами. Mi, «Знание», 1977.-48 с.
  101. Исследование, реставрация и использование интерьеров памятников архитектуры. — М., 1992. — 124с.
  102. Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. — 278с.
  103. М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1996.-416с.
  104. Как стать, красивым, и богатым: калининградский вариант // Северный курьер. 2002. — № 68. — С. 3.
  105. О.И. Культурная политика. -М., 1996.
  106. В.Ф. Факторы развития и общественное значение туризма: Учеб. пособие/ ВНСПС. Центр, совет по туризму т экскурсиям. Ин-т повышения квалификации работников турист.-экскурс. орг. М, 1983. — 86 с.
  107. И.В. Информационное обеспечение культурного туризма/ http: // www.culturalmanagment.ru/biblio/
  108. В.А. Мировой туризм на пороге: 2000 года: прогнозы и реальность. Mi: Финансы и статистика, 1998. — 95 с.
  109. В.А. Туризм. -М.: Финансы и статистика, 2000.
  110. Квартальнов BiA. Туризм: Теория и практика: Избр- труды: В 5 т. Т. 1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 384 с.
  111. В.А., Жолдак B.Hi Менеджмент спорта и туризма. Mi: Совет, спорт, 2001. -415с.
  112. Квартальнов: BiA., Романов А. А. Международный: туризм: политика развития. М, 1998.
  113. Квартальнов BiA., Федорченко В. К. Туризм социальный: история и современность: Учеб. пособие для слушателей ИПК турист.-экскурс. кадров. -Киев: Выща шк., 1989. 342 с.
  114. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социо-культурной деятельности. — М.: МГУК, 1995. 136с.
  115. Клиффорд Герц. Польза разнообразия (Clifford Geertz. The: Uses of diversity// Michigan Quarterly Review, Winter 1986, p. 105 123) Мир человека. 1993. № 3. С. 168−184// THESIS, Осень 1993, т. Т, Вып. 3.
  116. И. Дед Мороз оказался банкротом // Финансовая газета. -2004. 9 февраля. С. 3 — 4.
  117. Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 1999. -135с.
  118. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия / РАН, Рос. НИИ культ, и природ, наследия- Отв. ред. Шульгин П. М. М., 1994. — 173с.
  119. Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия.-М., 1972.
  120. Конституция Российской Федерации. М. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 1993.
  121. Е.А. География отдыха и туризма: Формирование и развитие террит. рекреац. комплексов. М.: Мысль, 1978. — 238 с.
  122. Красная книга" языков малочисленных тюркских народов России//Татарский мир. — 2004 .№ 2. — С. 1 — 2.
  123. ЕЛ. Рекреационно-туристский комплекс региона: теория и практика реформирования / РАН. Урал, отд-ние. Ин-т экономики. — Екатеринбург, 2001. 336 с.
  124. E.JI. Стратегия государственного регулирования рекреацинно-туристской сферы / РАН, Урал, отделение. Ин-т экономики. — Екатеринбург, 1999.-87 с.
  125. А.А. История международного и отечественного туризма / Высш. шк. по туризму и гостиничному хозяйству. — М., 1999. 94 с.
  126. Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. -М., 1990.-116с.
  127. JI.M. Функционально-пространственная организация зон туристской деятельности в крупнейших городах: Автореф. дис. канд. архитектуры. — М., 1980. 23 с.
  128. Кули Чарльз Хортон. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 320с.
  129. Культура и туризм: стратегия развития и международное сотрудничество. Материалы к заседанию круглого стола. Санкт-Петербург. 13 14 июня 2000 г., С.-Петербург. 4.2 / Петербург, экон. форум. — М-, 2000. — 18 с.
  130. Культура региона: состояние, проблемы, перспективы: Материалы науч.-практ. конф., 22 23 апр., 1997, Москва/ Ин-т переподгот. работников искусства, культуры и туризма М-ва культуры РФ, Под ред. Матюхина Ю. П. -Ш, 1997.-65с.
  131. Культура: теории и проблемы. Учебное пособие для: студентов- и аспирантов гуманитарных специальностей / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. — 279 с.
  132. Культуральная антропология: Учебное пособие/Под ред. докт. психол. наук Ю. Н. Емельянова, канд. филос. наук Н. Г. Скворцова. — СПб.: Издательство С. Петербургского университета, 1996. — 188с.
  133. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. Сборник материалов. Составители: Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. — М.: «Издательство Лйберея», 2002. 240с.
  134. Культурная политика и культурное разнообразие в современной России // Ориентиры культурной политики. — 2003. № 6.
  135. Культурные миры: Материалы науч. конф. «Типология и типы культур: разнообразие подходов» (20 — 22 марта 2000 г., Москва)/ Рос. ин-т культурологи- Редкол.: Гуркин В. А. (отв. ред.). М., 2001. -301с.
  136. Культурные ценности: прошлое и современность. Материалы советских ученых к XVIII Всемирному философскому конгрессу «Философское понимание человека». Великобритания, Брайтон, 21 — 27 августа 1988 г. М., 1988. — 144с.
  137. Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века: Учеб. пособие / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб., 20 011 — 212с.
  138. Культурный туризм по плану// Крымские новости. —-2002. № 455. — СЛ. Культурология. XX век. Дайджест. Диалог культур и духовное развитие человека. IV (8) ИНИОН РАН. — 1998. — 230 с.
  139. Культурология. XX век: Словарь. СПб.: Университетская книга- 1998. — 445с. Культурология. История и теория культуры: Учебное пособие / JI.3. Немировская. — М., 1991. — 93 с.
  140. Культурология. Учебное пособие / Под редакцией В. М. Борисова, JI.H. Михеевой. -М.: Издательство МГГУ «Народный учитель», 2002.-580 с.
  141. Т.Н. Сохранение культурного * наследия в условиях перехода к рыночным отношениям: тенденции, опыт, проблемы. Дисс. канд. философ, наук / РАУ. Гуманит. центр. Каф. культурологии. М., 1993. — 138с.
  142. И.К. Культурное наследие: современные проблемы / Отв. ред. А. И: Арнольдов- АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1987. — 173с.
  143. Лисаковский И: Н. Культурная регуляция: системы и матрицы // Государственная служба. 2001. — № 3. — С. 83 — 90.
  144. Д.G. Земля родная / Антология культурологической мысли / Авт. сост. С. П. Мамонтов, А. С. Мамонтов. — Mi, Изд-во РОУ, 1996. — С. 308 — 311.
  145. А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с анг. СПб.: «Евразия», 1997. -430с.
  146. Материалы международной научно-практической конференции «Становление государственной службы в России и подготовка высшего административно-управленческого персонала». -М-, 1998. 112с.
  147. Матрусов- Н. Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М., 1995. — 220с.
  148. Межуев В. М: Культура и история. Mi, 1977. — 119с.
  149. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Основы менеджмента в туристическом бизнесе: Учеб. пособие / Гаврильчак И: Н., Синицын М: П.- С.-Петерб. гос. ин-т сервиса и экономики. Каф. «Упр. предпринимательской деятельностью». СПб., 2001. — 223 с.
  150. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые- системы: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 272 с.
  151. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 286с.
  152. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
  153. М. X., Альберт М-, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1995. — 704с.
  154. Мид М. Культура и мир детства // Антология, культурологической мысли / Авт. сост. С. П: Мамонтов, А. С. Мамонтов. — М., Изд-во РОУ, 1996. -С. 296−301:
  155. Многогранная глобализация: Сб. науч., ст. / Отв. ред. К. Х. Делокаров. — М., 2003: -295с:
  156. .Г. Досуг: методология и методика социологических исследований- Mi, 1995. 101с.
  157. JI.H. Прорывы, тупики и угрозы глобализации // Многогранная глобализация. М., 2003- - С. 17- 29.
  158. JI.M. Введение // Регионы России: художественные: процессы нового и новейшего времени: Сб. научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им-
  159. A.И. Герцена- 2001.- С. 6−7.
  160. Наместникова- И. В. Межкультурные коммуникации в условиях глобализации: проблемы и противоречия. — Mi, 2002.
  161. Наследие и современность: Информ. сб. Вып. 5. — Mi, 1997. 112с. Наука о культуре: Итоги и перспективы. Вып. 3. — М.: РГБ «Информ-культура», 1995.
  162. Научно-практический комментарий- к Конституции- РФ/Отв. ред. В1 В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб.-М.: Спарк, 2001. — 670с.
  163. В. Время летних отпусков // Мониторинг общественного мнения: экон. и социал. перемены= Russ. publ. opinion monitor. 1999. — № 4. -C.42- 95.
  164. Нисуева Ю. И: Тенденции развития туристского рынка — в России // Актуальные проблемы туризма: Ежегод. сб. науч. тр. / Рос. междунар. акад. туризма. М.: Сов. спорт, 2000:
  165. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией
  166. B.JL Иноземцева. -М.: Academia, 1999. 631 с.
  167. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН- Нац. общ.-научн. фонд- Научно-ред. совет. Т. Ii М.: Мысль, 2000- - 721с.
  168. Новая философская" энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац- общ.-научн. фонд- Научно-ред. совет. Т. И. Mi: Мысль, 2001. — 634с.
  169. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии- РАН, Нац. общ.-научн. фонд- Научно-ред. совет. Т. III. М.: Мысль, 2001. — 692с.
  170. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд- Научно-ред. совет. Т. IV. М.: Мысль, 2001. — 605с.
  171. М.Ш., Управление развитием рекреационного комплекса: (Методол. соц.-экон. обоснования, планир. и орг.). Автореф. дис. д-ра экон. наук/ АН CCGP. Центр, экон.-мат. ин-т. М., 1988. — 34 с.
  172. Образовательные проекты- ЮНЕСКО в области культуры, спорта ш туризма: Сб. докл. и тез. сообщ. междунар. науч. конф., г. Красноярск, 14 — 19 апреля 2001 г. М.: РИБ «Турист», 200 Г. 4.2. — 297с.
  173. Общество, экономика, туризм: Сб. научных трудов преподавателей, сотрудников i и докторантов кафедры экономики и управления соц. сферой. -СПб.: Изд-во СГОГУЭФ, 2001. 248с.
  174. С.В. Использование природной среды в сфере рекреационной деятельности и туризма. Науч.-аналит. обзор/ АН СССР. ИНИОН. Отд. экон. наук, Соч. н.-и. центр «Упр. развитием рекреац. территории и туризма». — М.: ИНИОН, 1991.-47 с.
  175. Ориентиры культурной политики. Информационный выпуск. Москва. -2003i -№ 6.
  176. А.С. Концепция социологии рекреации // Социс. 1990. — № 9. -С. 102 -106.
  177. А.С. Социология рекреации" / РАН. Ин-т социологии, Центр комплекс, социол. исслед. и маркетинга. -М.: Наука, 1995. 148 с.
  178. А.С. Труд и рекреация // Социс. 1991. — № 10. — С. 73 — 77.
  179. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994.-214с.
  180. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост., предисл. И общ. ред. A.M. Руткевича. 2-е изд. — М.: Издательство «Весь мир», 2000. 704с.
  181. Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон / Под ред. А. Герда и Г. Лебедева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1991.-390с.
  182. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу // Экология культуры. 2001. — № 1.
  183. Откуда нам взять 20 млрд. долларов? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2001. — № 10. — С. 12 — 17.
  184. Охрана наследия за рубежом: опыт прошлого и современные проблемы. Отв. ред. Р. А. Мнацаканян. М.: РНИИ культ, и природ, наследия, 1995. — 144 с. Памятники в изменяющемся мире. — М., 1993.
  185. А.С. Искушение глобализмом. М.: Рус. нац. фонд, 2000. — 380с. Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. — М-: Алгоритм, 2003.-560с.
  186. Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма: М.: Финансы и статистика, 1998. — 208с.
  187. В.Д. Досуг // Энциклопедический социологический словарь. -М.: ИСПИРАН, 1995.-С.191.
  188. В.Д. Жизнь горожанина (1965−1998). М.: Academia, 2001.160с.
  189. Перспективы туристского освоения малых исторических городов // Территория. — 1995. — № 2.
  190. Перье-Д'Итерн К. Туризм и сохранение исторического наследия: стремление к гармонии//http: // www.culturalmanagment.ru/biblio/
  191. Е.Л. Законодательство в области туризма. Тенденции и перспективы// Юрист. 2002. — № 4. — С. 41 — 43.
  192. Пищенко А. В1 Общесистемная политика развития индустрии туризма / Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе. -MJ, 1995. 14 с.
  193. Н.Е. Российское общество на путях глобализации// Человек и современный мир. М.: ИНФРА-М, 2002. — С. 27 — 47.
  194. G.B. Методология статистической оценки и анализа развития туризма в России: Автореф. дис.канд. экон. наук/ Моск. экон.-стат. ин-т. М., 1996.-25 с.
  195. Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе. М.: Изд-во Моск. гос. горн, ун-та-1997.-201 с.
  196. Постников* Д. А. Ландшафтный подход как основа оценки территории Уральского Прикамья для организации активного туризма. Автореф. дис. канд. геогр. наук. Пермь, 2000. — 17с:
  197. Р. Опыт становления и развития культурного туризма: Учеб. пособие (С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Унив. Колледж королевы Маргарет (Эдинбург). СПб., 2001. — 232с.
  198. Проблемы национального туризма: Сб. докл. и сообщ. межкафедр, студенч. науч.-практ. конф., г. Сходня, 14 марта 2002 г. — М.: РИБ «Турист», 2002. 67с.
  199. Проблемы- развития индустрии- туризма / Отв. Ред. Олдак П. Г. — Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1970.
  200. К.А. СНГ: формирование общего культурного и туристского пространства: Монография. — М.: Советский спорт, 2002. — 168с.
  201. Развитие въездного и внутреннего туризма- на Дальнем Востоке / Дальневост. гос. ун-т и? др.- Редкол.: Пестерева Н. М. (отв. ред.): и: др. -Владивосток, 2000. 308 с.
  202. Развитие: паломнического туризма в районе г. Сергиев-Посад «Дорога к храму». Хотьково Сергиев-Посад // Архитектура / Рос: акад. архитектуры и строит, наук. — 2002. — № 3.
  203. Развлекательная культура: России: XVIII XIX вв.: Очерки- истории и теория / РАН, Гос. ин-т искусствознания: М-ва'культуры Рос. .Федерации- Ред.-сост. Духов Е. В. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. — 522с.
  204. Развлекательные формы- искусства в развитом социалистическом: обществе: (Материалы двусторонней конференции СССР и ГДР, окт. 1982 г.) / Отв. ред. Уварова Е.Д.- ВНИИ искусствознания. Ml, 1985. — 199с:.
  205. О.В. Культурный- туризм как фактор социально-экономического развития региона-, Автореф. дис. на соиск. учен. степ, кандидата эк. наук: Санкт-Петербург. 2000. -19 с.
  206. Регионоведение: Учебное пособие / Отв. ред. профессор Ю. Г. Волков. -Ростов н/Д:.Феникс, 2002: 416с.
  207. Регионы sРоссии: художественные процессы нового и новейшего времени: Сб: научных статей: СПб.: Изд-во Pi 11У им. А.И. Герцена- 20 011 — 190с.,
  208. И., Гришина И., Шахназаров? А. Типология инвестиционного климата регионов на новом этапе развития российской экономики // Инвестиции в России. -2003. — № 3. — С. 3 14.
  209. Г. М. Стратегическое планирование развития туризма в регионе: СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003- - 175с.
  210. Российская культура на рубеже двух тысячелетий: Сб. докл. и сообщ. I науч. студ. конф. РМАТ по культурологии. — Mi: РИБ «Турист», 2000- 78с.
  211. И.Ф. Роль. туризма в современной культуре // Духовная культура развитого социализма и личность. — Д., 1980. — С. 42 52.
  212. И.Ф. Туризм как сфера культурно-просветительской работы. Автореф. дис. канд. пед. наук. JI., 1981. — 14 с.
  213. В. Культурный туризм./ http: // www.culturalmanagment.ru/biblio/
  214. В.Б. Рынок туризма в Западной Европе: тенденции развития (1945−1990гг.). Автореф. дис. канд. эк. наук. -М., 1995. 21с.
  215. В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89, 1997−160с.
  216. О.И. Культурное наследие в контексте государственно-церковных отношений в России. Дис.. д-ра филос. наук / РАГС при Президенте РФ. Каф. религиоведения. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 302с.
  217. O.F. Сохранение, освоение и использование историко-культурного наследия в сельской среде. — М., 1990.
  218. О.Г. Туризм в исторических городах и регионах Европы и России/ http: // www.cultoralmanagment.ru/biblio/
  219. Селезнева E. Hi Проблемы трансформации культурных ценностей в моделях образования и культурной политики // Соц.-гум. знания. — 2001. — № 1. -С. 43−51.
  220. И.С. Трансформация- критериев самоидентификации в социокультурном и политическом пространстве: западная парадигма и российский контекст // Полис. 2000. — № 3. — С. 80 — 89:
  221. B.C. Введение в туризм. — Mi, 1993.
  222. B.C. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 2003 i 400 с.
  223. О.А. Особенности современных цивилизационных процессов. -М.: «МАТИ» РГТУ им. К. Э. Циолковского, 2002. — 267 с.
  224. О.А. Становление цивилизационной концепции. Генезис и структура цивилизационной концепции общественного развития. Mi: «МАТИ» — РГТУ им. К. Э. Циолковского, 2000. — 229 с.
  225. Оергиенко JI.В.' Организационно-экономический механизм функционирования социального туризма в России на переходном- этапе/ МГУ им. М.В. Ломоносова- Экон. фак. М., 1999. — 25 с.
  226. .Г. Мекка- / Туризм // Ритуальное пространство культуры: Материалы международного форума. — СПб., 2001.
  227. М.В. История туризма. М.: Мастерство- 2002. — 350с. Соловьев B.C. О народности и народных делах России / Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. — Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. — С. 142 — 147.
  228. Социальная культура. Сервис и туризм:: управление, история, опыт и проблемы развития: Материалы междунар. конференции 26 28 октября 1999 г.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2000. 139с.
  229. Социально-географические проблемы повышения эффективности туристско- экскурсионного обслуживания: Сб. статей / Редкол.: Романовский Н. Т. (гл. ред.) и др., Белорус, гос. ун-т им. В. И. Ленина и др. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1978.- 207 с.
  230. Социально-культурная деятельность: поиски проблемы и перспективы: Сборник статей. -М.: МГУК, 1996. 147с.
  231. Сфера туризма: Этапы развития, экономика и управление: Учеб. пособие.- М.: Пресс сервис, 1998. — 468с.
  232. Ю.В. Что такое человек: социально-философский взгляд. Монография. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 170с.
  233. А. Туризм на базе местного сообщества / http: // www.culturalmanagment.ru/biblio/Nasl/
  234. П.К., Гуртуев А. О. Рекреационная сфера в России// ЭКО. 1999. — № 12.-С. 32−36.
  235. С .А. Типы районов и динамика восприимчивости к инновациям // Географические основы типологии регионов для формирования региональной политики России. — М., 1995.
  236. Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. Пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: «Владимир Даль», 2000. — 452с.
  237. JI.O. Международная культурология (Политические реалии XX века и проблемы их духовного отражения). М.: Издательство РАГС, 1999. — 150с.
  238. В.А. Политика этнического многообразия И Этнопанорама. -2002. № 3 — 4. — С. 20 — 23.
  239. А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. — 461с.
  240. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь справочник / Под ред. Воронковой Л. П. — М: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002.
  241. Туризм и культура — важные составляющие бюджета района // Муниципалитет. 2003. — № 2. — С. 25 — 26.
  242. Туризм и региональное развитие в капиталистических странах // Размещение производительных сил. М. 1970. Вып. 15.
  243. Туризм как вид деятельности: М.: Финансы и статистика- 2001. — 287с.
  244. Туризм на Селигере: плыви, мойе челн, по воле волн // Туристический бизнес. 2000. — № 8. — С. 22 — 23.
  245. Туризм региона: Учебное пособие / Н. А. Гулиев, П. В. Болынаник и др.- Под общей редакцией Н. А. Гулиева. Омский государственный институт сервиса, 2002. 316 с.
  246. Туристский потенциал Саратовской области. Сб. науч. ст. — Саратов: ПАГС. 2002. 192с.
  247. Туристский терминологический словарь справочник: Справочно-методическое пособие / Авт.-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. — М-, 1999.
  248. Р.Ф. Культурные ландшафты России. М., 1998.
  249. Н.В. Развитие туризма в условиях рынка. — М., 1999.
  250. Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов/ Отв. ред. Ю. Л. Мазуров. М., 1994.
  251. Уокер Джон Р. Введение в гостеприимство. М-: ЮНИТИ, 1999. — 463с.
  252. Д. Туристическое созерцание и «окружающая среда» // Вопросы социологии.-М., 1996. Т. 7.-С. 70−100.
  253. Федеральный закон Российской Федерации № 132 ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ» // Российская газета. — 1996. -№ 231.3 декабря.
  254. Федеральный закон Российской Федерации № 114-ФЗ от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 34. Ст. 4029.
  255. В.К. Туризм как средство патриотического и интернационального воспитания / Киев. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. Киев, 1986.-23 е. .
  256. Н.Н. Возможна ли мировая культура? // Философские науки. — 2000.-№ 41-С. 58−68.
  257. Философия культуры: Становление и развитие. — СПб.: Издательство «Лань», 1998.-448с.
  258. А.Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического воспроизводства общества // Общественные науки и современность. 2002. — № 1. — С. 166 — 182.
  259. А.Я. Страсти по глобализации // Общественные науки и современность. 2003. — № 4. — С. 159 — 165.
  260. М.М., Корнейчук Б. В. Совершенствование оплаты труда в сфере культурного туризма / Общество, экономика, туризм: Сб. научных трудов. — СПб., 2001.-С. 452−456.
  261. Харрис Годфри, Кац Кеннет М. Стимулирование международного туризма в XXI веке: Пер. с англ. Mi: Финансы и статистика, 2000. — 240 с.
  262. М.А. Массовое общество в XX веке // Социс. 2001. — № 7. — С. 3−12.
  263. К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.
  264. Н. А. Мифология досуга. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1998-
  265. Н.А. Традиционные формы досуга: история и современность. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1994: — 188с.
  266. Хрестоматия по культурологии. Том- 1. Самосознание мировой культуры / Под ред. И. Фл Кефели, В. Т. Пуляева, .В. П. Сальникова, С. В. Степашина: -Санкт-Петербург, ООО «Издательство «Петрополис», Санкт-Петербургский: университет МВД России, 1999. — 312 с.
  267. Ю.М. Туристический бизнес. М.: Мир деловой книги, 1997. 69с.
  268. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения- / Редкол.: И. Т. Фролов и др.- Сост. П. С. Гуревич. — Mi: Политиздат, 1991. — 463с.
  269. Человек- в зеркале наук. Труды методол. семинара «Человек». Межвузовский сборник. Под редакцией профессора А. О. Бороноева. — Л.: Издательство Ленинград, университета. 1991. — 128с.
  270. Человек в системе наук. М-: Наука. 1989. — 504с.
  271. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М-: Наука, 1990:-240с.
  272. Человек и рекреация: Материалы Всесоюз. науч. методол. семинара / РАН- Сочин. н.-и. центр. Сочи, 1992. — 106 с.
  273. Что: нам мешает: развивать туризм: И Казахстанская правда. 2002. -№ Ю6. -С.З.
  274. Ю. Экономическая- роль государтсва в- современном мире // Экономист. 1999. — № 1. — С. 25 — 34.
  275. М. Усадебный туризм в России делает первые шаги // Туризм: Практика, проблемы, перспективы. 2002. — № 2. — С. 58 — 59.
  276. О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993.Т.2. — 666с.
  277. А.Б. Основы управления туристическими ресурсами // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. -2000.- № 4.- G. 128 135.
  278. П.М. Особая специализация отдельных регионов // Территория. -1995.-№ 2.
  279. Экология культуры. Информационный бюллетень. — 1998. — № 2 (5). — 106с.
  280. Экскурсии в культуру. Методический сборник. Статьи: Н. П. Анциферова и др. Под ред. И. М. Гревса. Ml: «Мир» 1925. — 204 с.
  281. Энциклопедический социологический словарь.-М.: ИСПИ РАН, 1995. -939с.
  282. Этнические факторы в жизни общества. — М., 1991.
  283. Т. Семинар Совета Европы «Педагогика культурного наследия в процессе строительства гражданского общества» // Alma mater. 2000.-№ 11. — С. 50.
  284. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Междунар. ин-т П. Сорокина Н. Кондратьева. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2001. — 346с.
  285. Cultural Shock. A reader in modern cultural anthropology / Ed. by Ph.K.Bock. -New, York,. 1970.
  286. Regional Development studies. — 1966. — № 25.
  287. The future of conservation// Conservation. 1991. — Vol. 6, — № 1.
  288. Tourisme culturel // Culture plus. 1992. -№ 9.
  289. Ward Gi, Bochner St., Furuham R. The psychology of Cultural shock. Second Education. Part 6 «Tourists» Philadelphia, 2001.
  290. Williams S. Un visiteur averti en vaut deux // Sources UNESCO. 1992. -№ 39.
Заполнить форму текущей работой