Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Русская культура: влияние монашества на формирование ее универсалий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение влияния монашества на русскую культуру предполагает такой ракурс рассмотрения проблемы, который позволит выявить влияние монашества не на отдельные сегменты русской культуры, а на ее основы. В качестве методологической основы такого ракурса в исследовании предложена парадигма универсалий культуры. В рамках теории культуры влияние монашества на универсалии русской культуры еще не стало… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Влияние монашества на формирование универсалий русской культуры: теоретико-методологические проблемы философского исследования
    • 1. 1. Монашество и русская культура: теоретические проблемы философского исследования
    • 1. 2. Монашество и универсалии русской культуры: методологический конструкт философского исследования
  • Глава 2. Лики русского монашества
    • 2. 1. Монах-основатель
    • 2. 2. Монах-хозяйственник
    • 2. 3. Монах-защитник
  • Глава 3. Влияние монашества на базовые универсалии русской культуры
    • 3. 1. Монашество и религиозный опыт в русской культуре
    • 3. 2. Монашество и самосовершенствование в русской культуре
    • 3. 3. Монашество и аскетизм
    • 3. 4. Монашество и милосердие в русской культуре

Русская культура: влияние монашества на формирование ее универсалий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из главных проблем российского общества в настоящее время является утрата национальной культурной идентичности, что неизбежно ведет к внутреннему кризису личности в результате отсутствия возможности идентифицировать себя с тем или иным набором ценностей, свойственных каждой культуре. Очевидно, что такая личность не может способствовать полноценному развитию российского общества. Проблемы, характерные для России на современном этапе, требуют от каждого человека решения задачи определения своих ценностных ориентаций, которые должны базироваться на традициях отечественной культуры. Состояние российского общества во многом зависит от того, насколько будут учтены особенности отечественной культурной самобытности.

Все это делает необходимым изучение онтологических оснований и специфики русской культуры. Необходимым этапом этого процесса является осмысление влияния на русскую культуру религии в форме православного' направления христианства. Духовная ценность православия во многом сохраняла цельность российского общества. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежало монашеству, которое часто создавало русскую историю и культуру. Монашество представляет собой одно из наиболее ярких явлений православной культуры, изучение которого способствует глубокому осмыслению всей отечественной культуры. Наибольшее значение здесь имеет тот факт, что монашество — явление идеальное, благодаря чему в нем в самом чистом виде можно проследить сущностные черты православной культуры, стержнем которой монашество является.

Вместе с тем современное изучение русской культуры требует использования целостного подхода к осмыслению ее специфики, что предполагает поиск новых ракурсов ее рассмотрения, одним из которых может быть изучение русской культуры в рамках парадигмы культурных универсалий.

Актуальность выбранной темы для современного российского общества обусловлена также тем быстрым возрождением монашества, которое наблюдается в стране в последние два десятилетия. Прогнозирование влияния на современную действительность этого важнейшего явления в Русской Православной Церкви возможно только при условии рефлексии над подобным процессом в прошлом.

Степень научной разработанности темы. К проблеме влияния монашества на русскую культуру в научной литературе существует два подхода. Первый представлен в некоторых работах В. В. Розанова и заключается в том, что православие в целом и монашество как его проявление замедляли развитие русской культуры. Сторонники другой точки зрения (С.Н. Булгаков, И. А. Ильин, И. В. Киреевский, В. В. Колесов, К. Н. Леонтьев, A.C. Панарин, И. К. Смолич, E.H. Трубецкой, Г. П. Федотов, П. А. Флоренский, Г. В. Флоровский), оценивали влияние монашества на русскую культуру положительно.

Вопрос о влиянии монашества на русскую культуру рассматривался чаще всего в рамках общих исследований по взаимодействию православия и русской культуры. Основными вопросами, рассмотренными исследователями, в данном случае являются: влияние монашества на национальное самосознание и общественную мысль (И.А. Ильин, арх. Константин (Зайцев), В. В. Колесов, И. М. Концевич, И. К. Смолич, E.H. Трубецкой, Г. П. Федотов, В. Филипьев, П. А. Флоренский, Г. В. Флоровский, И.Н. Экономцев), влияние монашества на формирование религиозного опыта населения (А.В: Буганов, М. М. Громыко, И. А. Ильин, Е. В. Зимакова, И. В. Киреевский, O.A. Корнецова, К. Н. Леонтьев, М. Лозинский, А. Н. Муравьев, архим. Софроний (Сахаров), К. Е. Скурат, С. С. Хоружий, С. Четвериков), влияние монашества на формирование некоторых характерных особенностей русской культуры (С.М. Зарин, И. А. Ильин, В. В. Колесов, К. Н. Леонтьев, И. Сидоров, И. К. Смолич, В. Н. Топоров, Г. П Федотов, И. Экономцев), влияние монашества на формирование нравственных ценностей (И.М. Концевич, И.Ф.

Мейендорф, А. Шмеман), влияние монашества на особенности трудовой деятельности населения (С.Н. Булгаков, В. О. Ключевский, В. В. Колесов, A.C. Панарин),.

Кроме того, авторами были рассмотрены вопросы о влиянии монашества на русское просвещение (П.Н. Зырянов, В. В. Колесов, И. М. Концевич, Д. С. Лихачев, П. А. Флоренский, С. Четвериков), искусство (Н.К. Голейзовский, П. Н. Зырянов, И. А. Ильин, В. О. Ключевский, Д. С. Лихачев И.К. Смолич, Н. М. Тарабукин, Е. Н Трубецкой, В. Филипьев, П. А. Флоренский, С. Четвериков, И: Н. Экономцев), литературу (И.М. Андреев, В. П. Быков, М. М. Дунаев, П. Н. Зырянов, A.M. Любомудров).

Касаясь вопроса о влиянии монашества на формирование национального самосознания', авторы* исследований, посвященных этой теме, связывают указанный процесс со значением, которое имело монашество в победе на Куликовом поле, благодаря чему произошло возрождение русского самосознания, а также с тем, фактом, что именно монашествующим авторам принадлежит создание русскойнациональной идеологии «Москва — третий Рим"1.

В теме влияния монашества на религиозный опыт русского народа исследователи чаще всего1 отмечают, что" монах являлся для русского человека образцом верного духовного опыта, правильной молитвы, а в личности истинного монаха видели образ идеальной в христианском понимании личности человека2. В связи с этим особым внимание пользуется в исследованиях тема старчества как духовного руководства в религиозной.

1 Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М, 1992; Федотов Г. П. Трагедия древнерусской святости // Он же. Судьба и грехи России в 2-х тт. СПб., 1991. Т. 1- Федотов Г. П.

Преподобный Сергий Радонежский // Жизнь и Житие Сергия Радонежского / Под ред. В. В. Колесова. М., 1991; Филипьев В., инок. Святорусское откровение Mipy. Джорданвиль, 2000; Флоренский П. А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Жизнь и Житие Сергия Радонежского / Под ред. В. В. Колесова. М., 1991. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1992; Леонтьев К. Н. Отшельники, монастырь и мир. Четыре письма с Афона // Его же. Восток, Россия и славянство. М., 1996 // Его же. Отец.

Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни. М., 1997; Лозинский М., игумен. Духовная жизнь монаха и мирянина (по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинола). Издательство Московской Патриархии, 1997; Муравьев А. Н. Русская Фиваида на севере. М., 2001; Скурат К. Е. Лампада Глинская. М., 2005; Софроний (Сахаров), арх. Духовные беседы. М., 2003; Четвериков С. Старец Паисий Величковский. Минск, 2006. 5 жизни1. С. С. Хоружий пишет о фундаментальных смысловых основах религиозного опыта — необходимости кенотической основы для старческого окормления воспитуемого, а также о кеносисе как характерной черте русской религиозности, установившейся благодаря монашеству2.

Среди тех особенностей русской культуры, на которые повлияло монашество, исследователи обычно выделяют идеал святости3 и аскетизм4.

Влияние монашества на формирование нравственных ценностей исследователи связывают с воспитательной деятельностью монашества (проповеди, наставления), а также личным примером монашествующих святых5.

Влияние монашества на особенности трудовой деятельности русского народа рассматривается обычно в контексте явления монастырской колонизации, организации хозяйственных навыков населения, особенностей труда в православии8, сформированных во многом благодаря монашеству.

1 Зимакова Е. В. Старчество как феномен культуры: Дис. .канд. культурологии. М., 2000; Корнецова O.A. Феномен старчества в православной культуре: Дис. .канд. философии. Ростов — на-Дону, 2004; Леонтьев К. Н. Отшельники, монастырь и мир. Четыре письма с Афона, Письмо 2-е // Его же. Восток, Россия и славянство. М, 1997. С.26- Хоружий С. С. Феномен Русского старчества в его духовных и антропологических основаниях // Церковь и время. 2002. № 4.

2 Хоружий С. С. Феномен Русского старчества’в его духовных и антропологических основаниях// Церковь и время. 2002. № 4. С. 223.

3 Колесов В. В. Сергий Радонежский: художественный образ и символ культуры // Жизнь и Житие Сергия Радонежского / Под ред. В. В. Колесова. М., 1991. С. 319 — 337- Смолич И. К. Русское монашество 988 — 1917. Жизнь и учение старцев. М., 1997; Федотов Г. П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. СПб., 1991; Экономцев И. Н., игумен. Православие, Византия, Россия. М., 1992.

4 Буганов A.B., Громыко М. М. О воззрениях русского народа. М., 2001; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996; Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998.

5 Мейендорф И. Ф. Византия и Московская Русь // Его же. История Церкви и Восточно-христианская мистика. М., 2003; Шмеман А. Исторический путь православия. М., 2003; Его же. Воскресные беседы. Париж, 1989; Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1992.

6 Зайцев К., архимандрит. Чудо русской истории. М., 2000; Ключевский В. О. Курс Русской истории. М., 1988; Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993; Муравьев А. Н. Русская Фиваида на севере. М., 2001; Смолич И. К. Русское монашество 988 — 1917. Жизнь и учение старцев. М., 1997.

7 Ключевский В. О. Курс Русской истории. М., 1988; Колесов В. В. Сергий Радонежский: художественный образ и символ культуры // Жизнь и Житие Сергия Радонежского / Под ред. В. В. Колесова. М., 1991; Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М, 2002.

8 Булгаков С. Н. Мистика и этика Православия // Жизнь и Житие Сергия Радонежского. М. 1991.

Касаясь вопроса о влиянии монашества на русское просвещение, все исследователи указывают на значение монастырей в деле народного образования, распространения религиозно-просветительской литературы, переводов святоотеческих трудов, книгопечатания1. С данной проблемой связан вопрос о существовании особого слоя так называемого ученого монашества, который затрагивают в своих работах И. К. Смолич и П.Н. Зырянов2. При этом авторы расходятся в своей оценке данного явления. П. Н. Зырянов оценивает его достаточно положительно, а И. К. Смолич — скептически.

Влияние монастырей на русское искусство и его создателей связывается обычно исследователями с деятельностью монахов храмостроителей, иконописцев, летописцев, творцов духовных произведений3. При этом отмечается связь через монастыри русской культуры с культурой восточнохристианских государств4.

Рассматривая* вопрос о влиянии монашества на отечественную литературу, авторы обращают внимание на влияние эстетики монастыря, идеала духовной жизни, воплощенного в монашестве, а также, при личном общении, духовного опыта старцев, на творчество некоторых русских писателен .

1 Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 2002; Колесов В. В. Сергий Радонежский: художественный образ и символ культуры // Жизнь и Житие Сергия Радонежского / Под ред. В. В. Колесова. М., 1991; Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993; Лихачев Д. С. Национальное самосознание Древней Руси. М. — JI., 1945; Флоренский П. А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Жизнь и житие прп. Сергия Радонежского. М, 1991; Четвериков С. Старец Паисий Величковский. Минск, 2006.

2 Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 2002; Смолич И. К. Русское монашество 988 — 1917. Жизнь и учение старцев. М., 1997.

3 Голейзовский Н. К. Исихазм и русская живопись XIV — XV вв. // Византийский временник Выпуск 29. М., 1969. С. 11 — 14- Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 2002; Ильин И. А. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва, 1996, № 1 -12.

Ключевский В. О. Курс Русской истории. М., 1988; Лихачев Д. С. Национальное самосознание Древней Руси. М. — Л., 1945; Тарабукин Н. М. Смысл иконы. М., 1999; Трубецкой E.H. Три очерка о русской иконе. М., 1991; Флоренский П. А. Христианство и культура. М., 2001.

4 Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993; Смолич И. К. Русское монашество 988 — 1917. Жизнь и учение старцев. М., 1997; Экономцев И. Н., игумен. Православие, Византия, Россия. М., 1992;

5 Андреев И. М. Русские писатели XIX в. М., 1999; Быков В. П. Тихие приюты. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1993; Дунаев М. М. Православие и русская литература.

В литературе, посвященной монашеству, определение этого понятия чаще всего отсутствует. Обычно рассматриваются история развития монашества (Л.П. Карсавин, И. М. Концевич, И. Ф. Мейендорф, А.И. Сидоров)1 или некоторые аспекты этого понятия, такие как мистическое сознание (П.П. Минин)2, уединение (Г.В. Флоровский)3, стремление к совершенству (В.М. Лурье)4, аскетизм (Л.П. Карсавин, А.И. Сидоров)5. Исключением является попытка Л. П. Карсавиным в работе, посвященной истории Средневекового монашества, датьопределение понятию «монашество».

Понятие «культурные универсалии» в философский дискурс было включено благодаря работам таких представителей культурной ft 1 антропологии, как Дж. Мердок, К. Уислер, Дж. Пассмор. Указанные авторы к культурным универсалиям относили те социокультурные. явления всемирно-исторического характера, которые обнаруживаются, во всех культурах и во все времена, независимо • от географического положения, социального или политического устройства общества. Сходное понимание культурных универсалий представлено в русскоязычной справочной литературе.

Из отечественных авторов, обращавшихся к понятию «культурные универсалии» в специальных исследованиях по данной теме, можно назвать 8 1.

Т.И. Ойзермана и B.C. Степина. Последнему удалось сделать серьезный.

М., 2003. В 6-ти тт.- Любомудров A.M. Образ православного монашества в русской классике // Валаамский монастырь. Духовные традиции. История. Культура. Материалы Второй международной научной конференции. СПб., 2004.

1 Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993; Мейендорф И. Ф. История Церкви и Восточнохристианская мистика. М., 2003; Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998.

2 Минин П. П. Мистицизм и его природа. Киев, 2003.

3 Флоровский Г. В. Восточные Отцы V — УИГвеков. М., 1992.

Лурье В. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте // www.orthlib. ru.

5 Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М., 1992; У истоков культуры Святости / комментарии А. И. Сидорова. М., 2002.

6 Культурные универсалии П Энциклопедический словарь по культурологии / Под общ. ред. А Л. Радугина. М., 1997. С. 398.

7 Пассмор Дж. Культурные универсалии // Философские науки. М., 1990. № 12.

8 Ойзерман Т. И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? I/ Вопросы философии, 1989, № 2. шаг в содержательном наполнении, понятия культурных универсалий. В отличие от направления культурной антропологии, где под универсалиями культуры понимается набор некоторых общих для всех культур признаков, согласно B.C. Степину, универсалии разных культур отличаются друг от друга, составляя «генетический код» культуры. Однако в исследованиях.B.C. Степина, как и в работах указанных представителей направления’культурной антропологии четкое определение понятия «культурные универсалии» отсутствует.

Анализ научной литературы показывает, что специальных работ, посвященных теме влияния монашества на универсалии русской культуры, не существует. Biисследованиях по проблеме взаимодействия монашества и русской культуры. рассматривается только влияние монашества на отдельные сферы культуры. Нет ни? одногоспециального культурологического^ исследованиякотороеотличалось бы целостным взглядом на проблему. Все это придает теме диссертационного исследования проблемный характер.

Целью диссертационного исследования является разработка философской! концепции влияния монашества на универсалий русской культуры.

Задачи диссертационного исследования: выявить теоретические проблемы философского изучения влияния монашества на русскую культуруразработать. методологический конструкт философского исследования влияния монашества на универсалии русской культурыдать сравнительный анализ православного и католического монашества и показать особенности такого лика русского монаха, как монах-основатель;

1 Степин B.C. Типы цивилизационного развития // Диалог культур в глобализирующемся мире. М., 2005; Степин B.C. Третья: цивилизация // В мире науки, 2005, № бСтепин B.C. Универсалии культуры и типы цивилизационного развития // Гуманитарный ежегодмик. Ростов — на — Дону, 2004.

— показать специфику русского монашества через такой его лик, как монах-хозяйственник;

— выявить специфические черты такого лика русского монаха, как монах-защитникустановить влияние монашества на универсалию религиозного опыта в русской культуре;

— показать влияние монашества на универсалию самосовершенствования в русской культуревыявить влияние монашества на универсалию аскетизма в русской культурераскрыть влияние монашества на универсалию милосердия в русской культуре.

Объектом исследования является русская культура.

Предмет исследования — влияние монашества на универсалии русской культуры.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологическую1 основу диссертационного исследования составили принципы научной философии культуры, претендующей на метатеоретическое обобщение результатов частных научных исследований. Основными подходами в диссертации стали системный, ценностный и исторический подходы.

Исследование базируется на теории универсалий культуры B.C. Степина, определяющей культурные универсалии как «категориальные формы, в которых осуществляется человеческое сознание, сознание в широком смысле слова (не только мышление, но и переживание, и понимание мира)"1. При рассмотрении русской культуры как культуры православной использовалось понимание православной культуры Т.П.

1 Степин B.C. Универсалии культуры и типы цивилизационного развития // Гуманитарный ежегодник, 2004, С. 214.

Матяш, согласно которому православной является культура, основанная на церковном влиянии на все ее формы и сферы жизни.

При изучении монашества применялись идеи Л. П. Карсавина, В. М. Лурье, П. П. Минина, А. И. Сидорова, Г. В. Флоровского.

При изучении специфики русского монашества и выявлении универсалий русской культуры использовались методы сравнительного анализа. В ходе исследования применялись феноменологический и герменевтический методы.

В качестве источников в исследовании использовались произведения патристики, агиографическая литература, литературные произведения, русские пословицы и поговорки.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Создан новый методологический конструкт философского исследования влияния монашества на универсалии русской культуры и даны инструментальные интерпретации понятий «монашество» и «универсалии культуры».

2. Разработана философская концепция влияния монашества на универсалии русской культуры.

3*. Bi рамках сравнительного анализа православного и католического монашества раскрыта специфика таких «ликов» русского монаха, как «монах-основатель», «монах-хозяйственник» и «монах-защитник».

4. Показано влияние монашества на такие универсалии русской культуры, как неизменность религиозного опыта, самосовершенствование, аскетизм и милосердие.

6. Выявлены такие социокультурные функции универсалий русской культуры, как функции формирования метапрограммы социокультурной жизни общества, структурирования индивидуального и общественного сознания, а также адаптационная и мировоззренческая функции.

7. Установлены такие основные каналы трансляции универсалий русской культуры из монашеской среды в мирскую, как духовное руководство мирянамипример личности монахов и их образа жизниписьменные наставления монашествующихпаломничество и странничество.

Положения, выносимые на защиту.

1. Изучение влияния монашества на русскую культуру предполагает такой ракурс рассмотрения проблемы, который позволит выявить влияние монашества не на отдельные сегменты русской культуры, а на ее основы. В качестве методологической основы такого ракурса в исследовании предложена парадигма универсалий культуры. В рамках теории культуры влияние монашества на универсалии русской культуры еще не стало предметом систематического научного изучения. Поэтому отсутствует и соответствующий методологический инструментарий, необходимый для проведения подобного философского исследования. Вместе с тем представления, сложившиеся в этой области-, и, прежде всего, теоретические разработки B.C. Степина, позволяют создать достаточно эффективный методологический конструкт изучения влияния монашества на универсалии русской культуры. В рамках этого конструкта универсалии русской культуры в инструментальном плане — это элементы культуры, представляющие собой ее духовно-генетический код, которые характеризуются устойчивостью, взаимосвязанностью, присутствием во всех сферах культуры, выполняющие функции формирования" метапрограммы социокультурной жизни общества, структурирования индивидуального и общественного сознания, а также адаптационную и мировоззренческую функции.

2. На формирование и трансляцию универсалий русской культуры большое влияние оказало русское монашество. Это было обусловлено тем, что русское монашество как особая религиозная группа, духовная жизнедеятельность которой характеризуется «уходом от мира» и всецелым посвящением жизни Богу, принятием обетов, мистической настроенностью, аскетическим образом жизни, выполняло в русском обществе различные функции: воспитательную, просветительскую и психотерапевтическую, формирования культурных ценностей, сохранения культурных традицийутверждения моральных устоев и национальных идеалов.

3. Характер и особенности влияния монашества на универсалии русской культуры были обусловлены спецификой русского монашества как особой религиозной группы. Русское* православное монашество в целом выполняло те же социальные функции, что и католическое монашество на Западе. Однако русское монашество было более духовным, чем социальным, а католическое монашество — более социальным, чем духовным. Парадигма духовности, связанная с восстановлением образа и подобия Бога в себе по благодати Христовой, пронизывала всю жизнь русского монашества, которую оно призвано было освятить. Такаяособенность русского монашества позволяла ему оказывать существенное влияние на духовную сторону русской жизни и наполнять универсалии русской культуры специфическим духовным содержанием. Особенности русского монашества можно метафорически выразить в таких его «ликах», как «монах-основатель», «монах-хозяйственник» и «монах-защитник».

4. Формирование в русской культуре этих «ликов» было обусловлено прежде всего огромными пространствами Русской земли, суровостью ее климатических условий, сложностью геополитической ситуации, особенностями исторической судьбы России и сознания русского человека. В истории русского-государства огромную роль играла колонизации, в которой монахи принимали самое деятельное участие, и в процессе которой происходило формирование такого «лика» русского монаха, как «монаха-основателя». Колонизация для русского монаха имела особый духовный смысл: в ней он видел не просто расширение границ русского государства, а расширение пространства Святой Руси. Подобия такого лика «монаха-основателя» не было в западноевропейском католическом монашестве в силу ограниченности его пространственной жизнедеятельности и практически полного отсутствия стремления к пустынножительству. «Лик» русского «монаха-хозяйственника» связан с тем, что он возводил свою хозяйственную деятельность на земле к мысли о ее преображении на основе духовного делания, тогда как для католического монаха главным было материальное начало — обработка малоосвоенных земель и рациональное устроение монастырского хозяйства. «Лик» русского «монаха-защитника» ассоциируется с русским монахом-молитвенником, ставший в народном сознании символом борьбы за единство и независимость Русской земли. От католического «монаха-воина» православный «монах-защитник» отличается выполнением преимущественно оборонительных, а не завоевательных функций.

5. В духовной жизни русского монашества отчетливо прослеживались такие компоненты, как религиозный опыт, самосовершенствование, аскетизм и милосердие, которые под влиянием православного монашества стали базовыми универсалиями русской культуры. Религиозный опыт представляет собой переживание человеком связис духовным миром, основанное на молитве. Религиозный опыт осуществляется в виде поэтапного духовного восхождения человека, высшей степенью > которого является обожение (в православной культуре — уподобление человека Богу, единение с Богом, непосредственное соединение с Божеством). В1 русской культуре религиозный опыт послужил основой*различных форм познания и духовного опыта. Универсалия религиозного опыта обусловила особый характер русской философиии русского искусства, стремящихся отразить высшие идеалы русской культуры. В связи с этим можно" утверждать, что универсалия религиозного опыта в русской культуре выполняла социокультурную функцию создания-базовых ценностей культуры.

6. Самосовершенствование как универсалия русской культуры, сформировавшаяся под влиянием православного монашества, — это сознательно-волевое стремление к святости и ее достижение, которое соответствует природе человека, сотворенного по образу и подобию Божию, и, подобно религиозному опыту, основано на прохождении человеком последовательных этапов, ведущих к святости. Самосовершенствование как духовная интенция стала одной из базовых ценностей русской культуры, которая обусловила такую особенность русской культуры, как постановка ее целей за пределами мира видимого. Исходя из того, что достижение совершенства или святости является основной целью русской культуры, самосовершенствование как одна из главных ее культурных универсалий, выполняет функцию структурирования индивидуального и общественного сознания, в котором все становится подчиненной основной цели — достижению совершенства.

7. Аскетизм как универсалия русской культуры, сформировавшаяся под влиянием православного монашества, — это способ' жизнедеятельности, основу которого составляет стремление к совершенству, характеризующийся наличием двух аспектов — отрицательного (преодоление греховного начала в человеке, препятствующегодвижению к совершенству) и положительного (укоренение нравственных качеств, способствующих совершенствованию) — а. также служебным характером, предполагающим, что аскетизм является лишь средством для достиженияпоставленной цели самосовершенствования, использованием вспомогательных средств (пост, телесные труды, самоограничения). В силу такого понимания, аскетизм в русской культуре получил своеобразную' интерпретацию — это не аскетизм сам по себе, но средство к приобретению внутренней целостности. В этом плане аскетизм в русской культуре выполняет, прежде всего, социально-адаптационную функцию.

8. Милосердие как универсалия русской культуры, на формирование которой большое влияние оказало православное монашество, представляет собой взаимосвязь любви к Богу и ближнему, основанную на отношении к человеку как к образу и подобию Божиему, чувстве сострадания и деятельном характере милосердия. В русской культуре милосердие принимает характер не только благотворительности и милостыни, но жалостливости, способности страдать вместе с другим человеком, пребывая в совместном покаянном подвиге. Поэтому милость и сострадание как ценности ставятся в русской культуре выше справедливости. Универсалия милосердия в русской культуре в первую очередь призвана была обеспечивать переживание человеком связи с окружающим миром, выполнять мировоззренческую функцию, так как сущность его заключается в чувстве сострадания.

9. Универсалии русской культуры, сформированные сформировавшиеся под влиянием православного монашества, транслировались как внутри самого русского монашества, так и из монашеской среды в мирскую. В первом случае можно выделить два способа такой трансляции: это — характерные для монашества отношения «учитель-ученик» и обет послушания. Форма отношений «учитель-ученик» отличала монашеский институт духовничества от мирского, предполагая мистическую связь между наставником и учеником, которую не могло заменить научение по тексту. Целью этих отношений было введение в духовный опыт, рождение с помощью учителя духовной личности ученика. Обет послушания в широком значении включал в себя как повиновение своему духовному учителю, так и повиновение во всех внешних делах настоятелю и старшему по рангу. Послушание было направлено^ прежде всего, на руководство новоначальными иноками на первых ступенях духовного восхождения (нравственное очищение, внешняя молитва), тогда как дальнейшим путем руководил непосредственно духовный, наставник. В виде обета послушания, произносимого монахом при постриге, произошла ритуализация форм духовной традиции. Трансляция универсалий русской культуры из монашеской среды в мирскую происходила через такие каналы, как духовное руководство мирянамипример личности монахов и их образа жизниписьменные наставления монашествующихпаломничество и странничество. Через духовное руководство мирянами и письменные наставления транслировались, прежде всего, такие универсалии русской культуры, как религиозный опыт, самосовершенствование и аскетизмчерез пример личности монахов и их образа жизни — милосердие, аскетизм и самосовершенствованиечерез паломничество и странничество — аскетизм, милосердие. Особо важную роль в трансляции универсалий русской культуры из монашеской среды в мирскую играло духовное руководство мирян, происходившее в первую очередь посредством такого явления, как старчество, которое приближалось к рассмотренным выше отношениям «учитель-ученик» внутри монашества и предполагало послушание мирянина своему духовному руководителю — старцу, передающему духовному ученику традицию религиозного опыта, мистическую связь между ними.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработана философская концепция, влияния монашества на универсалии русской культуры, которая может быть использована в ходе дальнейших научных исследований базовых ценностей русской культуры и ее цивилизационной специфики. Практическая значимость исследования состоит' в? том, что ее результаты могут быть" использованы в просветительской деятельности, а также при разработке учебных курсов по теории и истории культуры, отечественной истории, религиоведению и этнологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования1 обсуждались на заседаниях кафедры философии и культурологии ИППЕС ЮФУ. По теме диссертации были сделаны доклады на X Образовательных Димитриевских чтениях (Ростов-на-Дону, 2005 г.), VI Международных чтениях, посвященных памяти братьев Ивана и Петра Киреевских (Калуга, 2006 г.), ежегодных конференциях «Путь в науку: молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук» (2005;2011 гг.). Материалы исследования были использованы в научно-методических разработках к факультативному учебному курсу «Основы православной культуры», работа над которым проводится на базе кафедры истории русской философии факультета философии и культурологии ЮФУ. Материалы исследования нашли отражение в 6 публикациях общим объемом 9,8 п.л.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка литературы, который включает 181 наименование.

Заключение

.

Стремясь к реализации в своей жизни идеала православной культуры, отражая в чистом виде ее сущностные черты, монашество стало тем явлением, без изучения которого невозможно глубокое осмысление русской культуры как культуры православной. Взаимодействие монашества и русской культуры в истории представляло собой процесс взаимного влияния, обе стороны которого находились в тесной связи.

Одним из характерных признаков монашества является его способность изменяться под влиянием того или иного культурного окружения. Приобретя, таким, образом, специфические национальные черты, монашество продолжает оказывать влияние на культуру. Способность монашества к приобретению характерных национальных черт в русской культуре нашла наиболее полное свое1 выражение, потому что православное русское монашество в меньшей степени, чём западноевропейское католическое, стремилось к влиянию на общественную и политическую жизнь, имея возможность гибко приспосабливаться к культурному окружению.

Для объяснения, специфики русского православного монашества можно использовать выделение в нем трех основных типов: монаха-основателя, монаха-хозяйственника и монаха-защитника. Появление всех трех типов было тесно связано с расцветом стремления к пустынножительству в русском монашестве в XIV — XV веках, которое обусловлено общим духовным подъемом во всем православном мире, а также осмыслением предыдущих событий истории страны. Общими причинами становления указанных типов русского монаха стали огромные пространства Русской земли, ее геополитическое положение и особое отношение к государству в русской культуре, при котором фактически вся жизнь российских подданных была устроена так, что каждый на своем месте служил интересам государственного целого.

Рассмотрение вопроса о влиянии монашества на русскую культуру требует целостного подхода к проблеме. В качестве такого подхода в исследовании предложено изучение русской культуры в рамках парадигмы культурных универсалий. Определение культурных универсалий как элементов культуры, представляющих ее «генетический код» (B.C. Степин), делает возможным использовать данное понятие для характеристики отдельных национальных культур, так как именно эти элементы, выполняющие основные функции культуры, и определяют ее тип, служат основой идентичности в той или иной культуре.

Для того, чтобы проследить влияние монашества на универсалии русской культуры, в исследовании выбраны универсалии религиозного опыта, самосовершенствования, аскетизма и милосердия, потому что они отражают наиболее значимые стороны русской культуры и выполняют основные социальные функции, свойственные культурным универсалиям. Данные универсалии присутствуют во всех сферах культуры и отражают наличие в ней несколько иерархических уровней. Неизменность религиозного опыта и самосовершенствование занимают в данном случае высшие уровни.

Каждая из рассматриваемых универсалий выполняет одну из основных социальных функций культурных универсалий в русской культуре. Универсалия неизменности религиозного опыта в русской культуре выполняет функцию создания базисных ценностей культуры. По той причине, что достижение совершенства является основной целью православной культуры, самосовершенствование, как основная культурная универсалия, выполняет функцию структурирования сознания отдельного человека. Универсалия аскетизма в русской культуре выполняла адаптационную функцию, так как первостепенное значение аскетики заключается в том, чтобы служить деятельностью, обеспечивающей достижение основных целей православной культуры. Универсалия милосердия в первую очередь призвана обеспечивать переживание человеком окружающего мира, так как сущность ее заключается в чувстве сострадания. Благодаря этой универсалии формируется отношение человека к миру в православной культуре. Поэтому можно утверждать, что универсалия милосердия выполняет мировоззренческую функцию.

Влияние монашества на универсалии русской культуры заключалось в наполнении данных универсалий специфическим содержанием, а также в трансляции их из монашеской среды в мир. Трансляция рассматриваемых универсалий русской культуры из монашеской среды в мирскую происходила через каналы духовного руководства монахов мирянами, примера личности монахов и их образа жизни, письменных наставления монашествующих, паломничества и странничества. Наиболее важным в русской культуре является духовное руководство мирянами со стороны монашествующих, которое происходило в первую очередь посредством такого явления православной культуры как старчество.

Таким образом, изучение русской культуры в рамках парадигмы универсалий культуры в сочетании с рассмотрением темы монашества как идеального явления, позволяет установить прямую и обратную связь национальной культуры с характером монашества, и признать значительную роль монашества в утверждении основ русской культуры, ее универсалий как базисных ценностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир, 1988, №№ 7,9.
  2. Авраамий Палицын. История в память предыдущим родом, да не забвенна будут, об осаде Троицкаго Сергиева монастыря // Жизнь и житие Сергия Радонежского / Под ред. В. В. Колесова. М., 1991. С. 110 -119.
  3. Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1.
  4. H.A. Избранные произведения. Судьба России. Самосознание. Ростов на — Дону, 1997.
  5. H.A. Русская идея. В кн.: Византизм и славянство. Великий спор. М., 2001.
  6. H.A. Сочинения. М., 1994.
  7. H.A. Судьба России. Ростов на — Дону, 1997.
  8. H.A. Человек и машина. Проблемы ¡-социологии и метафизика техники // Вопросы философии. 1989.' № 2.
  9. C.B. На высотах духа. М., 1991.
  10. Ю.Борисов Н. С. Русская Церковь в политической борьбе XIV XV вв. М., 1986.
  11. П.Борисов Н. С. Церковные деятели средневековой Руси. М., 1988.
  12. A.B., Громыко М. М. О воззрениях русского народа. М., 2001.
  13. С.Н. Мистика и этика Православия // Жизнь и Житие Сергия Радонежского / Под ред. В. В. Колесова. М., 1991. С. 287 301.
  14. С.Н. Свет Невечерний. М., 1994.
  15. В.П. Тихие приюты. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1993.
  16. Валаамский монастырь. Духовные традиции. История. Культура. Материалы Второй международной научной конференции. СПб., 2004.
  17. Василий Великий. Предначертание подвижничества // Василий Великий. Творения. В 5-ти тт. М., 1995. Т.5.
  18. И., митрополит. Одна ночь в пустыне Святой горы. // www. orthlib. ru.
  19. И., митрополит. Православная духовность. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.
  20. Ю.Г. Идентичность и гуманистическая идеология: взгляд в будущее. М., 2006.
  21. .П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. 1993, № 4.
  22. Н.К. Исихазм и русская живопись XIV XV вв. // Византийский временник. Выпуск 29. М., 1969.
  23. Е.Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Лавра // Жизнь и житие Сергия Радонежского / Под. ред. В. В. Колесова. М., 1991.
  24. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995.
  25. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2001.
  26. О. Догматическое богословие. М., 1997.
  27. Н.Я. Россия и Европа // В кн.: Византизм и славянство. Великий спор. М., 2001.
  28. М. Труд и собственность в католической доктрине // www orthlib. ru
  29. Добротолюбие. В 5-ти тт. Троице-Сергиева Лавра, 1993.
  30. Добротолюбие. Избранные поучения. М., 2002.
  31. K.M. Восхождение на Афон. Жизнь и мировоззрение Константина Леонтьева. М., 1997.32.Домострой. М., 2005.
  32. Ф.М. Братья Карамазовы. Элиста, 1994.
  33. Ф.М. Дневники писателя. Избранные страницы. М., 1989.
  34. Г. В., Лубский A.B., Эфендиев Ф. С. Этнос. Культура. Цивилизация. Ростов на — Дону, 2005.
  35. П., епископ. О монашестве. М., 1998.
  36. Игнатий (Брянчанинов), святитель. О человеке // www.orthlib. ru
  37. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма о подвижнической- жизни. Париж -М., 1996.
  38. Иларион (Троицкий), святитель. Единство-идеала Христова. Письмо к другу, 1915 //www.orthlib.ru
  39. Ильин И: А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1992.
  40. И.А. О сопротивлении злу силой. // www. pstgu. ru/ Философия/ Классики русской философииЫ: т.
  41. И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва, 1996, № 1 -12.
  42. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Великий пост. М., 2000.
  43. Иоанн Златоуст. О вере, надежде и любви. О покаянии. М., 2005-
  44. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1998.
  45. Л.П. Католичество // www orthlib. ru.
  46. Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992.
  47. A.B. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993.
  48. Киреевский И. В- Разум иашути к истине. М., 2002.
  49. В.О. Значение прп. Сергия для Русского государства и народа // Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991.
  50. В.О. Курс русской истории. Часть II. М., 1988.
  51. П. Культура постмодерна. М., 1997.
  52. В.В. Сергий Радонежский: художественный образ и символ культуры // Жизнь и Житие Сергия Радонежского: / Под ред. В. В. Колесова. М., 1991. С. 319 337.
  53. И.В. Культурология: история культуры России. Курс лекций. М., 2003.
  54. И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древнею Руси. М.,. 1993:
  55. O.A. Феномен старчества в православной культуре: Дис.. .канд. философии. Ростов на — Дону, 2004.
  56. В., архиепископ. Богословские труды. Н. Новгород, 1996.
  57. Культура и культурология. Словарь / Ред. сост. Кравченко Л. И. М., 2003.. •66: Культурология: Словарь. Ростов — на-Дону- 1998i>
  58. A.B., диакон. Вызов экуменизма. М., 1998.68^Кураев A.B., диакон. Традиция, догмат, обряд // www. orthlib. rut
  59. К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996.
  60. К.Н. Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни. М., 1997.
  61. Лествица преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Краснодар, 1999.
  62. Летопись Сёрафимо-Дивеевского монастыря. Составил архимандрит Серафим (Чичагов). СПб, 1903 (репринтное издание).
  63. Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М. Л., 1945.
  64. Д.С. Некоторые задачи изучения Второго южнославянского влияния в России. М., 1958.
  65. М., игумен. Духовная жизнь монаха и мирянина (по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова). Издательство Московской Патриархии, 1997.
  66. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1994-
  67. Лосский В Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
  68. Н.О. Характер русского народа. М., Репринтное воспроизведение издания 1957 года.
  69. В. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте // www.orthlib. ru
  70. С.В. Историческая этнология. М, 1998.
  71. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. В 12-ти книгах (12-ти тт. с дополнениями). М-, 1995. Книги П, Ш (тт. 1 4).
  72. Макарий Египетский. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994:
  73. Максим Исповедник. Творения. T.l. М., 1991.
  74. B.C. Неудобства с идентичностью. // Вопросы- философии, 1998. № 2.
  75. Т.П. Православная культура как идеальный тип"// Философское и культурологическое россиеведение: — феномен- восточнохристианской цивилизации. Сб- статей. Выпуск 1. Ростов-на-Дону, 2003.
  76. И.Ф. Византийское богословие:. исторические направления и вероучения. М., 2001.
  77. И.Ф. История Церкви и Восточнохристианская: мистика. М., 2003.
  78. И.Ф. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001.
  79. П. Главные направления. древней церковной мистики. // Мистическое богословие. Киев, 1991.90:Минин П. Мистицизм и его природа. Киев, 2003:
  80. Монашеское делание. Сборник потений святых отцов и подвижников благочестия / Составил, Емеличев В. // www.orthlib. га.
  81. Монашество:7/ www. pasqa. narod. ru
  82. JI. Повседневная жизнь средневековых, монахов Западной Европы (X XV, вв.) // http:/www.vpn.int.ra/index.php?name-Fales&op=view&id-1913
  83. Муравьев А-Ни Русская Фиваида на севере. М-, 2001.
  84. Никодим Святогорец. Невидимая брань. M?, 2001. v
  85. Никон (Беляев), иеромонах. Дневник последнего духовника Оптиной, пустыни- СПб., 1994: '98., Нил Сорский /Сост. Р. Ермаковым!, 19 951
  86. Иил Сорский. Устав о скитской i жизни. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1991.
  87. С. Сила Ьожия и немощь человеческая. Великое в малом. М/. Издание Сретенского монастыря^ 2003.
  88. С.А. Беседа прп. Серафима Саровского с H.A. Мотовиловым о цели-жизни христианской // Жития- и творения русских святых / Сост. С.Тимченко. М., 1993.
  89. Новейший философский словарь//[email protected]
  90. Новейший философский словарь. Минск, 1999:
  91. М.А. Мистика Церкви и мистика западных исповеданий // wwworthlib.ru. •
  92. М.А. Спасение и вера по учению католическому и протестантскому//www orthlib: ru.
  93. Носители духа Святителя Игнатия Мысли о духовной жизни в современном мире из писем игумена Никона (Воробьева) и схиигумена Иоанна (Алексеева) // www.orthlib.ru. 107.0 трех обетах монашества: девстве, нестяжании и послушании // www.orthlib. ru.
  94. A.A., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. Учебное пособие. М., 2003.• 109. Ойзерман Т. И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? / Вопросы философии, 1989, № 2.
  95. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. .
  96. А.И. Святость человека в православной аскетической- традиции // Православное учение о человеке. М Клин, 2004. С. 138 -153.
  97. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М., 2003. ИЗ. Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002.
  98. Дж. Культурные* универсалии // Философские науки. Mi, 1990. № 12.
  99. Патерик Печерский, или Отечник. Киев, 2001.
  100. Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2-х тт. М., 1992. Т. 2.
  101. М., протопресв. Мысли о православии. М., 2004.
  102. Послание старца Филофея Василию III // Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993.
  103. Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. В 2-х тт. СПб, 2001.
  104. В.Б. Идея цельного духа у И. В. Киреевского: культурологическая реконструкция: Автореферат диссертации. Ростов -на-Дону, 2002.
  105. В.В. Метафизика христианства // www. pstgu. ги/ Философия/ Классики русской философииЫ: т.
  106. В. Оправдание богословием и уверенность в спасении. // www orthlib. ru
  107. Русский народ: Терминология, исследования, анализ. М., 2001.
  108. С., архимандрит. Духовные беседы. М., 2003.
  109. С., архимандрит. Старец Силуан Афонский. М., 1996.
  110. А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998.
  111. К.Е. Лампада Глинская. М., 2005.
  112. Словарь церковных терминов // www.orthlib. ru .
  113. С.И. Духовный отец в древней Восточной церкви. М., 2003-
  114. И.К. Русское монашество, 980 1917. Жизнь изучение старцев. М., 1997.
  115. B.C. Что такое Россия // Жизнь и Житие Сергия Радонежского / Под ред. В. В. Колесова. М., 1991.
  116. B.C. Великий спор и христианская политика // В кн.: Византизм и славянство. Великий спор. М., 2001.
  117. Соловьев" B.C. Византизм и славянство // В кн.: Византизм и славянство. Великий спор. М, 2001.
  118. B.C. Сочинения в двух томах. М., 1989.
  119. Степин В. С! Типы цивилизационного развития // Диалог культур в глобализирующемся мире. М., 2005.
  120. B.C. Третья цивилизация // В мире науки, 2005, № 6.
  121. B.C. Универсалии культуры и типы цивилизационного развития // Гуманитарный ежегодник. Ростов на — Дону, 2004.
  122. Н.М. Смысл иконы. М., 1999.
  123. Д. Слово современных подвижников // www.orthlib. ru
  124. Творения аввы Евагрия. М., 1994.
  125. Тихомиров J1.A. Критика демократии. М., 1997.
  126. В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. T. I. М., 1995.
  127. Е.С. Соборная сила многонациональной России. М., 1995.
  128. E.H. Смысл жизни. Ростов — на Дону, 1998.
  129. E.H. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.
  130. У истоков культуры Святости / комментарии А. И. Сидорова. М., 2002.
  131. Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989.
  132. Г. П. Преп. Сергий Радонежский" // Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991. С. 247 259.
  133. F.n. Судьба и грехи России. В 2-х тт. СПб., 1991.
  134. Феофан (Говоров), епископ. Путь ко спасению. Поучения. М, 2002.
  135. В. Охранительство. М., 2004.
  136. В. Путь Святых Отцов. Патрология. Джорданвиль, 2006.
  137. В. Святорусское откровение Mipy. Джорданвиль, 2000.
  138. Философия / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов на — Дону, 19 981
  139. Философия в современной культуре: новые перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 2004, № 4.
  140. Философия культуры. Становление и развитие. // Под ред. М. С. Кагана. СПб., 1998.
  141. Философский энциклопедический словарь // [email protected]
  142. П.А. Культ и философия. Богословские труды, сб. 17. М., 1974.
  143. П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М., 2002-
  144. П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Жизнь и Житие Сергия Радонежского / Под ред. В. В. Колесова. М., 1991. С. 273 287.
  145. П.Л. Христианство и культура. М., 2001.
  146. Г. В. Восточные Отцы V VIII веков. М., 1992.
  147. Г. В. Из прошлого русской мысли. М., 1998.
  148. Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991-
  149. Г. В. Социальная проблема в Восточной Православной Церкви // www.pstgu. ru / Философия/ Классики русской- философии1йт.
  150. В. Кризис индивидуальной- и коллективною идентичности // Вопросы философии, 1994. № 10.
  151. Е.В. Синайский- монастырь. История, искусство, духовное наследие: СПб-, 2003 .
  152. С.С. Аналитический! словарь исихастской антропологии- // Синергия: проблема аскетики и мистики Православия / Под ред. С. С. Хоружего. М., 1995.
  153. С.С. Антропология и кризис современного человека/ В сб. Православное учение о человеке. М., 2004.
  154. С.С. Феномен русского старчества в * его? духовных и антропологическихоснованиях:// Церковь и время: 2002, № 41
  155. Христианство. Энциклопедический- словарь / под- ред. С. С. Аверинцева. В 3-х гг. Т. 1. М., 1993. С. 837 845.
  156. Цветник духовный. Часть 1. Минск, 1995.174? Четвериков С. Старец Паисий Величковский. Минск, 2006.
  157. Четыре слова о: молитве Епископа Феофана. М-, 1911 (репринтное издание).
  158. И.С. Старый Валаам // Москва, 1990, № 9.
  159. А. Воскресные беседы. Париж, 1989-
  160. А. Исторический путь православия. М., 2003.
  161. В. Европа и душа востока. М., 2003.
  162. И., игумен. Православие, Византия, Россия. М., 1992.
  163. Энциклопедический словарь по культурологии / Под общ. ред. A.A. Радугина. М., 1997.
Заполнить форму текущей работой