Оптимизация процесса развития музыкального мышления у учащихся ДШИ в классе фортепиано
Дипломная
Практическая значимость исследования состоит в том, что научно-теоретическая разработка проблемы музыкального мышления и использование её в системе музыкальной подготовки учеников ДШИ в классе фортепианоотвечает потребностям начального музыкального развития учеников. Выявлены роль и значение ощущения-переживания музыкальной интонации как генетического истока и импульса музыкально-мыслительных… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы развития музыкального мышления учащихся ДШИ в классе фортепиано
- 1. 1. Музыкально-психологические представления о сущности и структуре музыкального мышления
- 1. 2. Методики и технологии развития музыкального мышления
- 1. 3. Особенности развития музыкального мышления учащихся ДШИ в классе фортепиано
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития музыкального мышления учащихся ДШИ в классе фортепиано
- 2. 1. Диагностика музыкального мышления учащихся (констатирующий этап исследования)
- 2. 2. Педагогическое руководство процессом развития музыкального мышления учащихся в классе фортепиано (формирующий этап исследования)
- 2. 3. Результаты и анализ экспериментальной работы
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
Список литературы
- Айзенштадт С. А. «Детский альбом» П.И. Чайковского / С. А. Айзенштадт. — М.: Классика-ХХ1, 2006. -75 с.
- Акопян JI.O. Анализ глубинной структуры музыкального текста / Л. О. Акопян. -М.: Практика, 1995. 256 с.
- Акопян JI.O. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества / Л. О. Акопян. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — 473 с.
- Алексеев АД. Клавирное искусство / А. Д. Алексеев. М. — Л., 1952. -252 с.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. I / А. Д. Алексеев. — М., 1962.-143 с.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. II / А. Д. Алексеев. -М., 1967. — 285 с.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. III / А. Д. Алексеев. -М.: Музыка, 1982. 286 с.
- Алексеев АД. Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества / А. Д. Алексеев. М.: АН СССР, 1963. -272 с.
- Алексеев А.Д. C.B. Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность / А. Д. Алексеев. М., 1954. — 170 с.
- Алексеев А.Д. Французская фортепианная музыка XIX начала XX века / А. Д. Алексеев. — М.: АН СССР, 1961. — 219 с.
- Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба воспоминания, статьи, беседы, исследования, радиопередачи / Ред.-сост. С.Крылатова. М.: Классика-ХХ1, 2005.-363 с.
- Арановский М.Г. Россия и Запад: взаимодействие музыкальных культур / М. Г. Арановский // Русская музыка и XX век / Ред.-сост. М.Арановский. -М.: Государственный Институт Искусствознания Министерства Культуры Российской Федерации, 1997. 875 с.
- Арановский М.Г. XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы / М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1995. — 300 с.
- Арановский М.Г. Этюды-картины Рахманинова / М. Г. Арановский. — М., 1963.-30 с.
- Аркадьев М.А. Лирическая вселенная Свиридова / М. А. Аркадьев // Русская музыка и XX век / Ред-сост. М. Арановский. М.: Государственный Институт Искусствознания Министерства Культуры Российской Федерации, 1997. — С. 251−264.
- Арсланов В.Г. Постмодернизм и русский «третий путь»: tertium datur российской культуры XX века / В. Г. Арсланов. М.: Культурная революция, 2007 — 651 с.
- Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 4 / Б. В. Асафьев. М.: Музыка, 1955. — 440 с.
- Асафьев Б.В. О музыке XX века / Б. В. Асафьев. JL: Музыка, 1982. -200 с.
- Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX и начало XX века / Б. В. Асафьев. — JL: Музыка, 1979. 344 с.
- Баева A.A. Владимир Тарнопольский — художник конца XX столетия /
- A.A. Баева // Люди и судьбы. XX век. Книга очерков / Сост. и отв. ред.
- B.Е.Лебедева. М., 2002. — С. 174−184.
- Баева A.A. Мистерия жизни Николая Каретникова / A.A. Баева // Люди и судьбы. XX век. Книга очерков / Сост. и отв. ред. В. Е. Лебедева. — М., 2005.-С. 336−350.
- Баренбойм H.A. Антон Григорьевич Рубинштейн. Т. I — II / Л. А. Баренбойм. Л., 1957, 1962.
- Берченко Р.Э. Композиторская режиссура М.П. Мусоргского / Р. Э. Берченко. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 221 с.
- Бобровский В.П. Эскиз портрета / В. П. Бобровский // Советская музыка. -1967.—№ 7.-С.16- 24.
- Бонфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства) / М. Ш. Бонфельд. М., 1991. 124 с.
- Бонфельд М.Ш. О специфике воплощения конкретного содержания музыки / М. Ш. Бонфельд // Критика и музыкознание: сб. статей / Ред. Ф. С. Фомин. Л., 1975.-278 с.29
- Алдер Г. CQ, или мускулы творческого интеллекта/Гарри Алдер. — Пер. с англ. С. Потапенко. — М: ФАИР — ПРЕСС, 2004. — 496 е.: ил.
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978
- Выготский Л.С. Психология искусства М., Искусство 1986
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974
- Баринова М О развитии творческих способностей ученика Л., 1961
- Бернштейн Н. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966
- Восприятие музыки: Сборник статей под редакцией В. Н. Максимова М., Музыка 1980
- Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М.: ООО Издательский дом «Классика- XXI», 2005. — 68 с.
- Вицинский А. В1 Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением; Психологический анализ. — М.: Классика-ХХ1, 2004. 100 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 2009.-480 с.
- Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 192с.
- Давидчик А. Б. Семь сказочных снов. Сюита для двух фортепиано / А. Б. Давидчик. — СПб.: «Композитор • Санкт-Петербург», 2006. — 24 с.
- Давидчик А. Б. Ансамблевое музицирование как средство формирования полифонического мышления начинающего пианиста / А. Б. Давидчик // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 15 (39): Аспирантские тетради: Научный журнал. — СПб., 2007. — С. 271−274.
- Давидчик А. Б. Работа над полифоническими приемами в классе фортепиано / А. Б. Давидчик // Аспирантские тетради: Научный журнал. — СПб., 2007. — С. 274−278.
- Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. -М.: 5 за знания, 2007. 224 с.
- Давидчик А. Б. Фортепианная полифоническая пьеса в творчестве современных петербургских композиторов / А. Б. Давидчик // Музыкальная культура России: история и современность. Вып 1: Историко-теоретические исследования / СПб гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. и сост. В. В. Молзинский. — СПб.: СПбГУКИ, 2007. — С. 153−161.
- Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь. 7-е изд., стер. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство, «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. 448 с.
- Дубровский Д.Ю. Компьютер для" музыкантов* — любителей и профессионалов: Практ. пособ. Том 1. М.: Издательство ТРИУМФ, 1999−352 с
- Елистратова Р.Б. Музыкальное- мышление как форма креативной деятельности. Дисс.. кандидата философских наук. — Саранск, 2003. -198 с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис пресс, 2006. — 256 с.
- Красилъникова М.С., Критская Е. Д. Концептуальные идеи Д.Б. Кабалевского: из прошлого в будущее/ Научные школы в. педагогике искусства. Ч. 1/Под ред. Л. Г. Савенковой. — М.: Издательский Дом Российской академии образования, 2008. — 166 с.
- Красилъников КМ. Интонационная концепция музыкальности и модель дополнительного музыкального образования// ж. Искусство в школе. 2000. — № 2, с. 3 — 5.
- Красилъников КМ., Кузъмичева Т. А. Волшебные клавиши. Произведения для клавишного синтезатора: Учебное пособие для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ и школ*искусств. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 61 с.
- Кремлев Ю., Очерки по эстетике музыки, 2 изд., М., 1972.325c.
- Красилъников КМ. Методика обучения* игре на клавишном синтезаторе. — М., Библиотечка журнала «Искусство в школе», Вып. 9, 2007.-205 с.
- Красилъников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной.культуры и образования// ж. Музыка в школе. 2000. -№ 1, с. 4- 19.
- Красилъников И.М. Электромузыкальные инструменты. М., ООО МЦ «Искусство и образование», 2007. — 41 с.
- Красилъников И.М. Электронное инструментоведение//ж. Музыка и электроника. — 2006. № 1, с. 53 — 61.
- Красилъников ИМ. Электронное музыкальное творчество с системехудожественного образования. — Дубна: Феникс+, 2007. 496 с.
- Коган Г. Работа пианиста. — М., 2004., 254с.
- Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося. — М., 2003., 176с.
- Коган Г. У врат мастерства М., 1977
- Коган Г. Вопросы пианизма. Избранные статьи, вып. 1.2. М., 1968, 1972
- Коган Г. Работа пианиста М., 1979
- Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения в двух томах. М., Педагогика 1983
- Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. — М., 2002., 265с.
- Морозова З.П. Теоретические основы формирования мотивации эстетической деятельности школьников Под ред. Л. П. Печко М., ННХВ. 1990
- Мартинсен К.А. Методика. индивидуального преподавания игры на фортепиано. -М: Классика-ХХ1, 2003. — 120 с.
- Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др.; Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
- Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; Под ред. Л. В. Школяр. М.: АСАБЕМА, 2001. -232 с.
- Мюллер В.К. Учебный англо-русский словарь: 120 000 слов/ В. К. Мюллер. М.: Эксмо, 2006. — 864 с.
- Нагих М.В. Электронная музыка как компонент подготовки педагогачмузыканта. Дисс.. кандидата-педагогических наук. — М., 2006. — 238 с.
- Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 248 е.: ноты.
- Старчеус М. С. Слух музыканта: психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования. Автореферат дисс.. доктора педагогических наук. М., 2005. — 59 с.
- Сборник (Грохотов С.) Как научить играть на рояле. — М., 2008., 165с.
- Седракян Л.М. Техника и исполнительские приемы фортепианной игры. — М., 2007., 325с.
- Старовойтова Л. Игра в игру на фортепиано, тетрадь первая. — М., 2003.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей М., Педагогика 1988
- Тимакин Е. Воспитание пианиста М., 1989
- Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. — Часть 1, М.: Советский композитор, 1987; часть 2, М.: Советский композитор, 1988.
- Туркина Е. Котенок на клавишах. Фортепиано для самых маленьких. Части I, II, III. — Санкт-Петербург, 2008.
- Теория и методика обучения, игре на фортепиано: Учеб. пособие для •студ. высш. учеб: заведений/ Под" общ. ред. А. Г. Каузовой, — А. И. Николаевой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 368 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. -М: ACADEMA, 2002.-288 с:
- Томчук С.А. Соотношение музыкального и педагогического-мышления в профессиональной деятельности. Автореф. кандидата педагогических наук. — Ярославль, 2007. — 27 с.
- Филипп Г. Импровизация как составная часть фортепианного обучения. // Ребенок за роялем. Педагоги социалистических стран о фортепианной методике. — М., 1981.
- Фейшн М. Индивидуальность ученика и искусство педагога М., 1975
- Хереско Л. Музыкальные картинки. — Л., 1979,35с.
- Цыпин — Обучение игре на фортепиано.М. Просвещение — 1984, 176с.
- Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано М., 1984
- Шмидт-Шкловская А. О. Воспитание пианистических навыков Л., 1971
- Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ. — М., 1986
- Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. — М., 2004., 254с.
- Шаймухаметова, Л. Н. Учимся по «Букварю»: метод. Рекомендации. -Уфа.: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ — РИЦ Уфимской гос. акдемии искусств им. Загира Исмагилова, 2005. — 64 с.
- Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или я — детский педагог. — Санкт-Петербург, 2002., 246с.