Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль невербального поведения в культуре современных подростков и старших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Сегодня и культурологи, и психологи, и социологи, и искусствоведы столкнулись на практике с фундаментальной недооценкой невербального поведения, как в плане коммуникации, интеракции, так и в плане создания образа о себе и партнере. В настоящее время ввиду усиления конкретных мотивов человек вплотную соприкасается с необходимостью активно «преподносить» себя в выгодном свете. Это… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • С
  • ГЛАВА 1. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    • 1. 1. Роль невербального поведения в становлении С.- 12 личности
    • 1. 2. Структура и содержание невербального поведения С
  • ГЛАВА 2. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Психолого-культурологическое исследование особенностей невербального проявления программа и методы исследования) С
    • 2. 2. Взаимодействие восприятия и рефлексии в культуре невербального проявления подростков и старших школьников С

Роль невербального поведения в культуре современных подростков и старших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сегодня и культурологи, и психологи, и социологи, и искусствоведы столкнулись на практике с фундаментальной недооценкой невербального поведения, как в плане коммуникации, интеракции, так и в плане создания образа о себе и партнере. В настоящее время ввиду усиления конкретных мотивов человек вплотную соприкасается с необходимостью активно «преподносить» себя в выгодном свете. Это особенно ярко проявляется в сферах профотбора, трудоустройства, международных и межнациональных отношений, социально-политической жизни и т. д. В связи с этим значимым становится изучение культуры невербального проявления, которая, являясь важной составляющей социального поведения личности, ее деятельности и общения, участвует в создании психологического образа человека, в установлении и регуляции контактных процессов, в организации обратной связи во всех формах и видах взаимодействия.

Выделим другое важное обстоятельство. Сегодня произошла переориентация тенденции исследования в социальной психологии в сторону изучения взаимодействия личности и группы, взаимовлияния личности и общества, общения и совместной деятельности. Поэтому возникает интерес к теоретическому и практическому анализу разнообразных форм поведения личности на разных стадиях ее развития. Соответственно выделяется проблема типологии личности, основанная на интерпретации невербального поведения в межличностном общении. Подчеркнем важность этого фактора в подростковом и юношеском возрасте, когда происходит становление личности, реализуются и формируются основные закономерности восприятия одним подростком другого подростка и самого себя.

Человек как личность сознательно определяет своё отношение к невербальному окружающему, поэтому в современной культурологии, психологии, социологии отношения рассматриваются, с одной стороны, как единица личностного анализа, а с другой — как объект изучения человека, связывающий его со всеми сторонами действительности.

Понятие отношения человека к культуре невербального охватывает не только текущие процессы, но также прошедшие и потенциальные. Исследование этих отношений позволяет объяснить его действия, поступки в прошлом, настоящем и прогнозировать потенциальную линию поведения с окружающим миром. В общении как многоплановом процессе «отношения человека» к окружающим и самому себе выделяются три стороны: коммуникативная (обмен информацией и переживания), интерактивная (взаимодействие), перцептивная (взаимовосприятие). Ведущими компонентами невербальной коммуникации в речевом общении являются следующие свойства речи — диапазон, тембр, темп, интонация, тональность, ритм, дикция, модуляция, а в неречевом общении — жесты, мимика, поза, осанка, походка, дистанция и позиции общающихся, одежда, украшения и т. д.

Однако до сих пор остается малоизученным вопрос невербального проявления личности в современном изменяющемся обществе, где все большую ценность приобретает диалог, партнерское общение, подражательно-стереотипное поведение. Особо необходимо указать на значимость невербальной культуры в сурдопедагогике, а также при работе с девиант-ными и деликвентными подростками. Но это отдельная тема изучения, которой автор не касается.

Сегодня актуализируется постановка проблемы рефлексии культуры невербального поведения определенной возрастной группы (подростки и старшие школьники) в географических (региональных) и социальных (город, село) условиях, расширяющая представления о невербальных проявлениях личности в определенной ситуации.

Степень изученности проблемы. Исследования в области невербального поведения и его связи с другими областями и сторонами жизнедеятельности человека в отечественной науке начались более тридцати лет назад. К настоящему времени накоплено и опубликовано большое количество теоретических, аналитических, учебных и методических материалов названой тематики. «Невербальное» рассматривается как неотъемлемый компонент культуры, деятельности, психических процессов, личностных особенностей субъекта.

Отечественные ученые, анализируя современное состояние условий и средств изучения структуры и содержания невербального поведения и самопредъявления, указывают на диалектическую позицию, доказывающую, что биологическая природа и социальная обусловленность человека есть взаимодействие двух подсистем «организм — личность» и двух уровней организации психической деятельности — «психофизиологического и социально-психологического». Необходимо также отметить непосредственное или опосредованное влияние постоянно меняющихся социальных, социально-экономических и политических условий на невербальное поведение человека.

Принципиальным для изучения роли культуры невербального поведения является вопрос об отношении индивидуально-личностного и социально-культурного. Не случайно проблемы формирования у подростков и старших школьников культуры самопредъявления на уровне невербального явились предметом педагогических (С.А. Баклушинский, T.JI. Бессонова, М. И. Боришевский, А. И. Великороднова, Е. В. Кузнецова, З. Н. Лукьянова, Е. А. Петрова и др.), социологических (Н.В. Амяга, М. С. Андрианов, Т. В. Барлас, Ю. Ф. Гризатулина, И. Н. Горелов, И. С. Дьяченко, М.И. Кило-шенко и др.), психологических (П.И. Алексеева, В. А. Барабанщиков, В. Г. Беглова, А. П. Беликов, В. А. Лабунская, Н. Г. Лашхи, Х. Х. Миккин и др.), культурологических (B.C. Агеев, A.A. Акишина, А. И. Быстрикин, Л. А. Гумматова, А. П. Оконешникова и др.) исследований. Изучались аспекты «невербального», теоретически обосновывались и апробировались системы методов изучения и формирования невербального поведения, самопредъявления и т. д.

Отметим, что в исследованиях невербального поведения сложились три научные школы: Московская (A.A. Акишина, A.A. Бодалев, Х. Х. Миккин, Е.А. Петрова), Санкт-Петербургская (М.И. Килошенко, В.Н. Куницы-на, E.H. Михеева, В.Н. Панферов) и Ростовская (на-Дону) (В.А. Лабунская, А.П. Оконешникова). Их направленность отличается самой постановкой проблем и объектами изучения невербалики. Московская школа отдает предпочтение рассмотрению и изучению национальной специфики жестов и мимики в русской речи, межличностного восприятия в коммуникативном процессе, жестовых средств общения в педагогическом процессе. Санкт-Петербургская — рассматривает социальную обусловленность невербального: восприятие, рефлексию, когнитивные эталоны, стереотипность, возрастные особенности невербальных проявлений в процессе взаимодействия, социальной перцепции. Ростовская же — исследует невербальное поведение в межличностном общении, кодирование и декодирование интерпретации невербального поведения, межэтническую интерпретацию мимики представителями различных групп.

Культура, являясь полифункциональным феноменом невербального поведения, анализируется отечественными и зарубежными учеными в сферах философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики. Культура как социальное явление, как совокупность материальных и духовных ценностей, как инструмент формирования нравственно-аксиологической доминанты личности, рассматривается в деятельностно-личностной концепции, предусматривающей изучение:

— культуры как специфического способа человеческой деятельности, разработанной в трудах П. К. Анохина, А .Г. Асмолова, A.B. Брушлинского, М. С. Кагана, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и др.;

— личностно-творческой природы культуры, исследованной К.А. Альбухановой-Славской, Н. С. Злобиным, С. Л. Рубинштейном и др.;

— культуры как элемента педагогического образования, проанализированной в трудах Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и др.

Цель исследования — изучить роль невербального поведения в культуре современных подростков и старших школьников.

Гипотеза исследования:

1. На всех этапах онтогенеза человек воспринимает и оценивает невербальное поведение других и себя как информативное поле, несущее нравственную, культурно-эстетическую и духовно-чувственную нагрузку.

2. Формирование личности напрямую связано с уровнем структурно-содержательных параметров невербального поведения.

3. Существует прямая зависимость восприятия и рефлексии культуры невербального поведения от половых и возрастных особенностей личности.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:

— определение теоретических параметров невербального поведения и обоснование сущности культуры невербального поведения;

— выявление половозрастных особенностей у подростков и старших школьников в становлении невербальной культуры личности;

— установление механизмов выявления культуры невербального проявления и способов их исследования;

— изучение особенностей структуры и содержания культуры невербального проявления в школьных коллективах г. Москвы, г. Балашихи Московской области, г. Саранска, села Козловки Атяшевского района Республики Мордовия (РМ).

Методологическая основа исследования опирается на информационный подход к изучению культуры невербального проявления, базирующийся на нескольких допущениях, прежде всего на положении о дискретном корпускулярном распространении потока коммуникации, взаимодействии и взаимовлиянии посредством нагрузки, которую несет в себе телесность, социальное оформление внешности, невербальный язык. Этот подход предполагает, что человек, как носитель всех структурно-содержательных компонентов «невербалики», представляет собой экран, на котором отражаются его установки, эмоции, мысли, потребности и мн. др. Также в основание положены общефилософские, социально-психологические принципы анализа социокультурных явленийтеоретический, эволюционно-исторический, историографический, сравнительно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, диагностический, обсервационный (прямое, косвенное и включенное наблюдение), экспериментальный (констатирующий эксперимент) метод, методы статистической обработки данныхобщие положения психосемиотического подхода, развиваемые в отечественной психологии, начиная с работ В. М. Гамезо, Б. Ф. Ломова, В. Ф. Рубахина, в которых обозначена проблематика и разработана общая теория психологического изучения знаков и знаковых систем. А также современные представления о:

— взаимодействии природы и общества (H.A. Бердяев, В. М. Бехтерев, В. И. Вернадский, В. М. Гамезо, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Е. И. Панов, В. Ф. Рубахин, С. Л. Рубинштейн и др.);

— эстетическом отношении (Ю.Б. Борев, М. С. Каган, A.C. Мигунов);

— философских исследованиях этно-культурной проблематики (Е.К. Быстрицкий, Н. С. Злобин, В. Е. Семенков и др.);

— психологических исследованиях о развитии личности в деятельности (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев);

— месте и роли невербального поведения в жизни человека (A.A. Бо-далев, В. А. Лабунская, В. Н. Панферов и др.);

— социальных исследованиях о ключевом значении и роли невербального в развитии самосознания и самоподачи личности (Г.М. Андреева, Г. В. Дьяконов, М.И. Килошенко);

— исследованиях особенностей связи профессии и неверабального поведения в системе педагогического образования (Х.Х. Миккин, Е.А. Петрова).

В диссертации использованы:

1. Принцип системности (идущий от П. К. Анохина, углубленный в работах К.А. Альбухановой-Славской, Б.Ф. Ломова), где невербальные проявления личности рассматриваются как целостная многомерная и многоуровневая социокультурная, индивидуально-психологическая реальность. Данная организованная целостность включает в себя три визуально воспринимаемые подсистемы — невербальный язык, область телесности, социальное оформление внешности, что позволило диссертанту рассмотреть их в связях «Я — Я», «Я — человек», «Я — природа», «Я — общество» .

2. Принцип единства личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) позволяет рассматривать культуру невербального поведения (проявлений) личности как некую деятельность, содержащую все необходимые компоненты и занимающую в жизни каждого человека определенное место, играя тем самым определенную роль в процессе самоактуализации, самопроявления. В основе этой деятельности лежит личностная потребность в представленности субъекта в бытии, во взаимодействии с окружающими, она тесно связана с потребностью персонализации, индивидуализации, самоактуализации.

3. Принцип субъектного подхода (A.B. Брушлинский, A.B. Петровский и др.), согласно которому личность в исследовании рассматривается как носитель, создатель, воплотитель культуры невербального проявления личности — субъекта деятельности и общения.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились средние общеобразовательные школы № 858, 856, 592 г. Москвы (600 учащихся) — № 11 г. Балашихи Московской области (100 учащихся), № 22 г. Саранска РМ (100 учащихся), с. Козловки Атяшевского района РМ (100 учащихся). Исследованием были охвачены ученики 7, 8, 9, 10, 11 классов, мальчики и девочки — всего общей численностью 900 учеников.

Исследование проходило в несколько этапов:

На первом, организационно-поисковом этапе (1996 — 1997):

— изучалась степень разработанности проблемы в философской, социологической, этно-культурологической и психолого-педагогической литературе;

— велось обоснование исходных позиций исследования — цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, а также методологии и методов исследования.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (1998 — 1999):

— уточнялась и проверялась гипотеза исследования, моделировались и экспериментально обосновывались пути, психолого-педагогические и культурологические условия, обеспечивающие достоверность полученных результатов;

— проводилась первая часть эксперимента в г. Москве и г. Балашихе.

На третьем этапе (1999;2000):

— проводилась заключительная часть исследования в г. Саранске и с. Козловки Атяшевского района;

— при помощи математико-статистических методов обрабатывались полученные результаты исследования;

— обобщались и систематизировались полученные результаты, а также оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования состоит в комплексном теоретическом и эмпирическом анализе невербальной коммуникации в среде подростков и старших школьников на столичном и региональном уровнях.

Основные положения, выносимые на защиту:

— невербальное поведение — это личностный феномен, сущность которого состоит в целостном и субъективном восприятии человеком окружающей действительности как единства равноправных компонентовприродного и социокультурного. Оно выступает в комплексе формальных, содержательных и функциональных параметров;

— специфика названного феномена обусловливается культурными, психологическими, социальными, этническими, географическими факторами, а также характером ценностных ориентаций личности и их направленностью на саму личность и окружающих ее людей, а также уровнем рефлексии, восприятия;

— природа культуры невербального поведения как самоценная система является обязательным элементом межкультурного и межличностного взаимодействия и отличается по структуре, содержанию, временным параметрам в процессе индивидуально-личностного становления, взаимодействия;

— в экспериментальной части исследования выявлены: индивидуально-психологические особенности подростков, отображенные во внешнем облике как носителе культурно-ценностно-нормативных ориентаций подростков и старших школьников;

— результаты экспериментальных исследований (данные о развитии восприятия и рефлексии невербального проявления в определенных половозрастных группах (7−11 класс, мальчики и девочки)), полученные в центральных и периферийных регионах (г. Москва, Московская область г. Балашиха, г. Саранск РМ, с. Козловка Атяшевского района РМ), имеют явные различия: а) уровень культуры невербального восприятия у школьников периферийных районов ниже, чем в центральныхб) восприятие школьниками культуры телесности и невербального языка в периферийных и центральных регионах одинаково, а социального оформления внешности — значительно выше в центральный регионах, чем в периферийныхв) рефлексия на телесность, невербальный язык и социальное оформление внешности имеет серьезные различия на уровне половой и возрастной принадлежности (переломным этапом можно назвать 9−10 класс).

Практическая значимость исследования определяется тем, что решаемые в нем вопросы непосредственно связаны с актуальной задачей культурно-нравственного формирования личности, состоит в изучении средств и условий, обеспечивающих эффективное управление невербальным поведением через адекватное понимание и рациональное использование знаний о культуре в области невербального (восприятия, рефлексии, самоподачи). Знания динамики, закономерностей, структуры, содержания невербального как неотъемлемой части в процессе формирования целостной, гармоничной личности позволят более качественно оперировать социоперцептивными умениями и навыками для успешного взаимо.

11 в духовно-нравственной, психолого-педагогической практике, в области конфликтологии (обучение коммуникативной компетенции на невербальном уровне), в социально-психологической сфере при работе с девиантны-ми и деликвентными подростками, в учебно-воспитательном процессе школ, педагогических училищ, институтов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения работы отражены в публикациях автора. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях и семинарах в г. Москве (1997;199 В г.), на конференциях и чтениях в Московском государственном открытом педагогическом университете (МГОПУ), МГУ им. Н. П. Огарева.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой