Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Русская литография 1810-1830-х годов и роль Общества поощрения художников в её развитии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Всемерно расширяя материальную и техническую базу литографии, Общество поощрения художников вскоре добилось того, что с его заданиями оказались связанными большинство литографов, в том числе и те, чьи работы заложили основы золотого фонда русской литографии XIX в.: А. Г. Венецианов, К.П. и А. П. Брюлловы, С. Ф. Галактионов, В. И. Погонкин, К. П. Беггров и другие. При поддержке Общества поощрения… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава II. ервая. Обзор литературы и источников. II
  • Глава вторая. Основные направления, особенности и характерные черты русской литографии 1810−1830-х годов
  • Глава третья. Литография в изданиях Общества поощрения художников
    • 1. Видовая тематика
    • 2. Портрет
    • 3. Военно-исторические сюжеты
    • 4. Учебные пособия
    • 5. «Литографические копии»
  • Глава. четвертая. Деятельность Общества поощрения художников по созданию условий для успешного развития литографии в России

Русская литография 1810-1830-х годов и роль Общества поощрения художников в её развитии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Появление в России в середине 1810-х гг. литографии явилось значительным событием, открывшим новую главу в развитии отечественной графики. Произведения литографического искусства вскоре не только смогли занять видное место наряду с давно и успешно развиваемой резцовой зтравюрой, но и приобрели важное историко-культурное значение. 0 широком признании и замечательных успехах литографии уже в первые годы ее развития свидетельствуют работы многих художников, среди которых были и те, с чьими именами связаны лучшие достижения русского изобразительного искусства первой половины XIX в. Советским искусствознанием высоко оценены заслуги в области литографирования А. Г. Венецианова, В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, К.П. и А. П. Брюлловых, А. О. Орловского, А. Е. Мартынова, С.Ф.Галактионова*.

Русских мастеров различной творческой направленности этот способ печати увлек прежде всего поисками новых изобразительных приемов. Принцип литографирования, открытый в 1796 г. в Германии А. Зенефельдером, предложил графике новые технические и художественные средства Рисуя мягким, жирового состава карандашом на отполированной известняковой плите и практически не испытывая сопротивления ее мелкозернистой поверхности, мастер легко мог переходить от очеркового рисунка к сплошной моделировке тоном. Разной насыщенности печатная краска, воспринимаемая литографским карандашом пропорционально его плотности, цросветы белой бумаги в местах, не тронутых рисунком, допускали цри литографировании тончайшую градацию тонов, разнообразные эффекты черно-белых контрастов. Заложенные в самой природе литографии возможности свободного сочного штриха и тональной живописности давали новые средства для решения художественных задач, вставших перед графическим искусством с начала XIX в.

Становление литографии в России совпало с тем периодом в истории отечественной графики, когда рисунок впервые приобрел значение самостоятельного вида искусства. Одновременно это был период, когда наметившееся на рубеже ХУШ и XIX вв. новое художественное мировоззрение сентиментализм и вскоре сменивший его романтизм постепенно теснили классицистические традиции в изобразительном искусстве. Проникновению романтизма во все сферы русской культуры способствовали общественно-сполитическая обстановка в стране первой четверти нового века и прежде всего такие ее важнейшие события, как Отечественная война 1812 года и движение декабристов. Под влиянием национально-освободительных вдей, гуманистического пафоса эпохи сформировался основной принцип романтизма, требовавший новой формы художественной выразительности. Провозглашенные им естественность и цростота, повышенная эмоциональность обращали вкусы художников к непосредственному восприятию окружающей действительности. На долю рисунка, способного быстро и непосредственно передавать живое впечатление от натуры, выпала главная роль в решении новых проблем изобразительного искусства. Русский рисунок этого времени отличается разнообразием тем, свободой композиционных решений, образной выразительностью Значительное обогащение содержания графики происходило одновременно с изменением ее стилистических черт. Продуманной изящности линий, отличающих старую академическую школу, были противопоставлены более темпераментные контурно-штриховая и живописно-теневая манеры рисования;

Новые тенденции рисунка, заметные в работах всех художников начала XIX столетия, наиболее ярко выявились в творчестве О. А. Кипренского. Импульсивная, графически-линейная выразительность карандаша этого выдающегося мастера, сочетающаяся с мяткой тональной разработкой, часто усиливалась дополнительной подцветкой сепией, мелом, тушью, акварелью. Тональный рисунок, поднятый Кипренским до самостоятельной ценности, явился важным этапом в исканиях русского искусства на пути реалистического отображения мира;

Атмосфера меняющихся эстетических норм оказала заметное влияние на состояние русской печатной графики. Гравюра на меди, бывшая с конца ХУЛ в. единственным способом воспроизведения живописных оригиналов, в первой четверти XIX столетия пришла в заметный упадок. Импровизационные тенденции романтизма не способствовали ее дальнейшему расцвету.

Новое для русского искусства явление — литография в самой технике имела в это время больше предпосылок и перспектив для своего развития, чем гравюра. Противопоставив жесткости разцово-го штриха свободу рисунка литографским карандашом, легкость его тональной разработки, она оказалась лучше приспособленной для воплощения новых художественных исканий.

Близость к оригинальному рисунку, сравнительная несложность и быстрота исполнения не исчерпывали всех преимуществ литографии. Свойственная ей значительно большая, чем у гравюры тиражность (до десятков тысяч экземпляров) делала ее произведения 3 более дешевыми и потому доступными широким кругам зрителей. К тому же, возникнув независимо от Академии художеств, не пользуясь ее поддержкой и сохраняя известную свободу от ее нормативов, литография расширяла рамки творчества русских художников относительной свободой в выборе тем.

Уже самые ранние образцы этого вида печатной графики поражают разнообразием сюжетов Так, одна из особенностей яркого таланта первого русского литографа А.0.Орловского состоит в том, что он с одинаковым успехом работал в этой технике над портретом, пейзажем, бытовыми и батальными зарисовками. Художник широкого творческого диапазона, внимательный наблюдатель современной жизни оценил литографию как технику, наиболее отвечающую его пристрастию к «простому» сюжету и темпераментному рисунку.

Проявившие в числе первых интерес к литографированию А.Г.Ве-недаанов, К. Кюгельхен, П. Ф. Соколов, С. П. Шифщр, Х. Ф. Редер и др. способствовали развитию тех же жанров. Различаясь степенью увлеченности, индивидуальностью почерков и мерой таланта, эти художники общими усилиями вписали первую страницу в историю русской литографии." .

Следующие два десятилетия явились периодом наивысшего расцвета искусства русской литографии. На 1820−1830-е гг. фактически приходится разработка всего арсенала ее художественных возможностей и создание бесспорно высокохудожественных произведений. В эти годы к способу литографирования проявили интерес почти все русские художники. Для одних, как например, В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, братьев Брюлловых, это было кратковременное увлечение, а для В. И. Погонкина, К. П. Беггрова, Г. А. Гиппиуса, А. А. Васильевского и многих других литография стала основным видом творчества. Тогда же на фоне всеобщего увлечения литографией выделилась важная роль Общества поощрения художников, которому она обязана своим широким распространением и лучшими достижениями.

Посвятив свою деятельность утверждению престижа русского художника, широкой пропаганде достижений национального искусства, Общество поощрения обратилось к литографии, как к средству, наиболее подходящему для осуществления многих из намеченных им культурно-просветительских мер. Привлекая к литографским работам художников, оно стремилось создать все условия для их развития. Возможность усовершенствования техники литографирования, открытие новые печатных мастерских, сбыт продукции составляли предмет его особых забот.

Всемерно расширяя материальную и техническую базу литографии, Общество поощрения художников вскоре добилось того, что с его заданиями оказались связанными большинство литографов, в том числе и те, чьи работы заложили основы золотого фонда русской литографии XIX в.: А. Г. Венецианов, К.П. и А. П. Брюлловы, С. Ф. Галактионов, В. И. Погонкин, К. П. Беггров и другие. При поддержке Общества поощрения художников в технике литографирования развивались все жанры. А требования, предъявляемые им к художественным и профессионально-техническим качествам литографии ускорили ее быстрый расцвет, помогли занять достойное место среди других видов изобразительного искусства. Вместе с тем, издания Общества поощрения художников, рассылаемые в соответствии с его просветительской задачей в различные города — Москву, Новгород, Владимир, Симбирск, Уфу, Тифлис и множество других мест, на деле способствовали тому, что литография проникала в различные области общественной жизни России, становясь неотъемлемой частью ее культурь^.

1810−1830-е гг. представляются достаточно локальным периодом, в течении которого русская литография пережила все циклы первого этапа своего развития, начиная от пробных шагов до блестящего расцвета и наметившихся затем изменений в ее содержании, соотношении жанров и стилистике. На эти годы приходится наибольшее количество эстампов, относящихся к лучшим образцам литографического искусства. Благодаря участию в их создании выдающихся русских художников, а также целенаправленной и всесторонней помощи Общества поощрения, особенно активного в этот период, русекая литография не только добилась больших успехов и широкогопризнания, но и была подготовлена к восприятию новых тенденций^- утверждавшихся в русской художественной культуре с начала 1840-х гг. Перед литографией этого времени, как и перед всем изобразительным искусством, встали новые задачи, связанные с утверждением критического реализма. Но это уже был следующий г-агап в истории русской литографии, рассмотрение которого не входит в задачу настоящей работы.

Построение диссертации определяется предложенной темой: Введение наряду с общей характеристикой темы содержит обоснование научной постановки ее в качестве самостоятельного предмета исследования— Первая глава посвящена критическому обзору литературы и источников, представляющих музейные коллекцщ произведений русской литографии и документальные материалы из отечественных архивных хранилищ, содержащих важные и во многом неизвестные и не использованные ранее сведения^ Здесь же определены цели и задачи исследования;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное в диссертации комплексное исследование изобразительных, литературных и документальных материалов, в значительной степени привлекаемых впервые, прэволило проанализировать основные аспекты развития литографии в России в 1810—1830-х гг. и сдедать следующие выводы:

1. Появление и развитие литографии в России было продиктовано требованиями, которые встали перед всей художественной культурой в связи с общественно-патриотическим движением начала XIX столетия. Специфика техники литографии, обуславливающая сравнительную быстроту исполнения произведений и их значительную тираж-ность, а также близость к выразительным возможностям оригинального рисунка, получившего в это время большое развитие, выдвинули новый вид графики на одно из первых мест в искусстве эпохи романтизма.

2. Интерес к новой художественной печати и работы в этой технике А.Г.В$кецианова, А. О. Кипренского, А.П. и К. П. Брюлловых и многих вьщающихся художников выявили вскоре самостоятельную ценность литографии и изменили предназначавшуюся ей первоначально прикладную роль. Содержательность, эмоциональная выразительность, высокий профессионализм были характерными чертами произведений литографского искусства первой трети XIX в.

3. Развиваясь на основе лучших традиций национальной печатной графики, русская литография во всех жанрах сохраняла тематическую и стилистическую близость с другими видами искусства, что помогло ей быть неразрывно связанной с его главными проблемами. Имея много общего в своем содержании и оформлении с рисунком и акварелью, она явилась живым отклик см на распространение романтизма в России. В литографии конца 1820—1830-х гг."постепенно отходившей от романтизированного очеркового рисунка-наброска к тщательно моделирующей свето-теневой основе изображения, сказались новые эстетические идеалы, связанные с углублением реалистических исканий.

4. Близкая по своей идейной направленности передовой художественной культуре и рассчитанная на распространение среди относительно широких социальных кругов, литография наиболее ярко отразила общую демократизацию отечественного искусства.

5. В процессе приближения искусства к действительности и обращения его к более широкому кругу зрителей видная роль принадлежала Обществу поощрения художников, само создание которого было вызвано стремлением передовых людей активно содействовать прогрессивному развитию страны. Для достижения своей главной цели — поддержать национальные таланты и пропагандировать достижения отечественного искусства — Общество поощрения художников использовало литографию, которая стала основой его разнообразной и полезной деятельности. Систематическими изданиями эстампов, печатавшихся большим тиражом, оно на деле утверждало воспитательную роль искусства и его важное значение в жизни народа.

6. Популяризируя с помощью литографии отечественное искусство, Общество поощрения неустанно заботилось о повышении ее художественных достоинств. Как удалось установить в ходе настоящего исследования, под его проковительством трудилось около 50 литографов, создавших свыше 500 произведений, многие из которых вошли в золотой фонд русской литографии. Всегда взыскательное к качеству своих изданий, Общество поощрения много делало для того, чтобы творчество привлекаемых им художников развивалось в русле профессионального мастерства. Оно помогло развернуться дарованиям молодых художников, а таким как В. И. Логонкин, К. П. Беггров, А. И. Сандомури, И. С. Щедровский, А.?.Белоусов и другим стать ведущими мастерами в этой области искусства. Благодаря постоянной заботе Общества поощрения художников о качестве литографских произведений и привлечения с этой целью лучших литографских мастерских, многие его издания стали образцами вццаю-щихся технических достижений.

7. Поддерживая и развивая литографию как наиболее массовый и демократический вид искусства, Общество поощрения художников существенно подняло ее общественное значение. Б то же время, направляя ее развитие в едином русле с другими видами искусства, оно осуществляло ценный вклад в национальную культуру.

8. Неразрывно связанная с общими тенденциями развития изобразительного искусства, русская литография 1810−1830-х гг. не только впитала наиболее типичные явления художественной и общественно-политической жизни России, но и подготовила почву для следующего этапа развития печатной графики, когда новое поколение художников, углубляя демократическую направленность творчества, обратилось к критическому реализму.

9. Основные положения диссертации, характеризующие особенности, характерные черты и проблематику русской литографии изучаемого времени, а также выявляющие роль Общества поощрения художников в ее развитии, могут найти применение в монографиях и общих трудах по истории русского искусства. Новые материалы, отраженные в основном тексте исследования и двух приложениях имеют практическое значение. Словарь 52 литографов существенно расширяет биобиблиографические справки и дает представление о связанных с Обществом поощрения мастерах. Из 470 литографий, включенных в описей изданий Общества, 158 выявлены впервые, 104 датированы и 74 атрибутированы диссертантом. Эти фактические сведения дали возможность восполнить важные пробелы в изучении русской литографии и решить задачи, стоявшие перед настоящей работой. Они имеют значение также для дальнейшей разработки истории литографии и могут быть использованы в атрибуционной и экспозиционной практике специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Я. Добавления и исправления к Подробному словарю русских гравированных портретов Д.А.Ровинского. Спб., 1889,-89 с.
  2. В.Я. ЧСтепан Филиппович Галактионов и его произведения. Каталог выставки. Спб., 1910 79 с.
  3. В.Я. Очерк по истории литографии в России. Аполлон, 1910, I, с. 5−64.
  4. В.Я. и Обольянинов H.A. Русские литографированные портреты неизвестных лиц. Пг., 1915 17 с.
  5. В.Я. Русские литографированные портреты. Столица и усадьба. 1916, В 18, с.14−16.
  6. В.Я., Обольянинов H.A. Словарь русских литографированных портретов, т.1. А-Д., М., 1916 319 с.
  7. В.Я. Гравюра и литография в книге XIX века. В кн.: Книга в России. Часть вторая. Девятнадцатый век. М.: Государственное издательство, 1925 — с.350−439.
  8. В.Я. В мире книг и гравюр. Воспоминания. М.: Государственная Академия художественных наук, 1928 58 с.
  9. В.Я. Иркунабулы русской литографии. Жизнь музея, 1930, август, с.66−67.
  10. М.А. Гравюра петровского времени. Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1973 38 с.
  11. М.А. Гравировальная палата Академии наук ХУШ в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1974 22 с.
  12. Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18−19 веков. М.: Искусство, 1975 421 с.
  13. Т.В. Художники школы Венецианова. М.?Искусство, 1982 419 с.
  14. Алексей Гаврилович Венецианов. 1780−1847. Выставка произведений к 200-летию со дня рождения. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983 290 с.
  15. А.М. Николай Иванович Уткин. 1780−1863. М.:Искус-ство, 1950 39 с.
  16. Э.Н. Орловский Александр Осипович. Выставка произведений. Каталог. М.: Искусство, 1958 329 с.
  17. Э.Н. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество. 1799−1852. М.: Искусство, 1963 543 с.
  18. Э.Н. Александр Осипович Орловский. I777-I832.M.: Искусство, 1971 209 с.
  19. Э.Н. и Смирнов Г.В. Портрет петровского времени. Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1973 282 с.
  20. М.В. Степан Филиппович Галактионов. 1778−1854. М.: Искусство, 1951 22 с.
  21. В.В. Вольное общество любителей российской словесности. Петрозаводск: Государственное издательство Карело-Финской ССР, 1949 420 с.
  22. В.Г. Полн. собр. соч. в 13 тт.-М.-Л., т. I95I953.
  23. А.П. Посольство А.П.Ермолова в Персию. Русская старина, 1877, т.18, с. 255−256.
  24. В. Краткое описание путешествия российско-императорского посольства в Персию в 1817 году. Спб., 1821 270 с.
  25. В.Ш. Семья немцев-художников в России. Исторический вестник, т.55, 1906, с.183−211, 464−483.
  26. В.А. Русские иллюстрированные издания ХУШ и XIX столетий. (1720−1870). Библиографический опыт. Спб., 1898 -309 с.
  27. В.А. русская карикатура. А.0.Орловский. Т. 3, Спб., 1913 100 с.
  28. С.П. Литографии Щедровского (дополнение к заметке Е. Рейтерна). Старые годы, 1908, июнь, с.463−364.
  29. А.Л. Записки академика Александра Лаврентьевича Вит-берга. Русская старина, 1872, т. У, с.16−32, 159−192, 519−582.
  30. H.H. Русская женщина в гравюрах и литографиях. Каталог выставки кружа любителей русских изящных изданий. Спб., I9II 63 с.
  31. Выставка рисунков и эстампов в залах Императорской Академии художеств. Дек. 1909- янв. 1910. Спб., 1910 10 с.
  32. Э. Из истории Общества поощрения художников. Искусство, 1961, № Ю, с. 17−20.
  33. И.И. Описание обитающих в Российском государстве народов. Т.1−2, Спб., I776−1777.
  34. В.И. Журнал изящных искусств. Часть первая. Спб., 1823.
  35. В.И. Журнал изящных искусств. Часть вторая. Спб., 1825.
  36. И. Битва задонская или поражение Мамая на полях Куликовских. М., 1825 174 с.
  37. И.И. Стихотворения. Часть первая. Спб., 1823, 51 с.
  38. Г. Путешествие в Персию в 1812 и 1813 годах. Часть первая и часть вторая. М., 1826 482 с.
  39. А.П. Письма А.П.Ермолова П. А. Кикину. Русская старина, 1872, т. У1, с.501−537.
  40. А. Алексей Петрович Ермолов. 1777−1861. Биографический очерк. Спб., 1812 207 с.
  41. К.А. Старые русские граверы и литографы. М.: Государственное издательство, 1925 37 с.
  42. Императорская Академия художеств. Указатель находящихся в Академии произведений по алфавиту. Спб., 1842 57 с.
  43. Г. Н. Петербургское общество поощрения художеств и его деятельность в 20−40-х годах XIX века. Сообщения Государственного Эрмитажа, выпуск 14, Л., 1958, с. 34−36.
  44. Г. Н. Сцены русской народной жизни конца ХУШ начала XIX веков. Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1961- 86 с.
  45. Г. Н. Виды С.-Петербурга и окрестностей. Серии литографий, выпущенные Обществом поощрения художеств в 1821—1826 годах. Издание 2-е. Л.: Издательство Государственного Эрмитажа. 1961 — 59 с.
  46. Г. Н. Гравировальный класс Академии художеств и русская гравюра второй половины ХУШ века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук. Л., 1967 23 с.
  47. Г. Н. Виды Петербурга и его окрестностей середины ХУШ века. Гравюры по рисункам М. И. Махаева. Л.: Советский художник, 1968 94 с.
  48. Г., Принцева Г., Котельников И. Петербург в произведениях Патерсена. М.: Изобразительное искусство, 1978 142 с.
  49. П.Е. Арзамасская жала живописи первой половины XIX века. Л.-М.: Искусство 215 с.
  50. П.Е. Русская гравщра ХУ1-Х1Х вв. Л.-М.: Искусство, 1950 112 с.
  51. П.Е. Офорт в России ХУП-ХХ веков. Краткий очерк. М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1953 142 с.
  52. А.Ф. Начало литографии в России. 1816−1818. К 125-летию русской литографии. М.: ОГИЗ РСФСР, 1943 48 с.
  53. А.Ф. Русская литография XIX века. М.: Искусство, 1953 183 с.
  54. И.Г. А.М.Прево комиссионер Общества поощрения художеств и издатель первой половины XIX века. — Сообщений Государственного Эрмитажа, выпуск 28, 1967, с.9−11.
  55. И.Г. Крепостной русский худ ожниковВ. С. С адов никое (1800−1879). К истории русской акварели. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук. Л., 1969 20 с.
  56. И.Г. Панорама Невского проспекта. Воспроизведение литографий, исполненных И. Ивановым и П. Ивановым по акварелям В. С. Садовникова и изданных А. М. Прево в 1830—1835 годах. Л.: Аврора, 1974 77 с.
  57. Краткий предварительный обзор выставки художественных произведений Императорской Академии художеств. .'¦•:. Художественная газета, 1836, й 4, с. 72.
  58. И. Архив Брюлловых, принадлежащий В.А.Брюллову.Спб., 1900 195 с.
  59. И.И. Гравюра и литография. Очерки истории и техники. Спб., 1911 291 с.
  60. М.Е. Выставка в Академии художеств в 1833 году. Спб., 1833 21 с.
  61. Н. Школа Императорского общества поощрения художеств. I839-I9I4. Петроград, 1914 173 с.
  62. Материалы для библиографии русских иллюстрированных изданий. Выпуски 1−4. Спб., I908-ISI0.
  63. Месяцеслов на лето от роздества Христова 1818. Спб., 1817 -171 с.
  64. Ф. Об искусстве смотреть на художества по правилам Зульцера и Менгса. Перевод с итальянского В.Лангера. Спб., 1827−186 с.
  65. Г. А. Литографская мастерская Александра Гельбаха. Сообщения Государственного Эрмитажа, 1971, выпуск 33, с.67−69.
  66. Г. А. Литографии К.П.Беггрова на военные темы.-Сообщения Государственного Эрмитажа, 1973, выпуск 37, с.31−34.
  67. Г. А. Александр Тон и его роль в истории развития ранней русской литографии. Труды Государственного Эрмитажа, т. 15, 1974, с.58−74.
  68. Г. А. Художник-литограф В.И.Погонкин. (К истории развития ранней русской литографии). Тезисы докладов конференции молодых научных сотрудников Эрмитажа. Л., 1975, с.18−20.
  69. Миролюбова Г. А, Ранняя русская литография из собрания Эрмитажа. Каталог выставки. Л.: Аврора, 1976 50 с.
  70. Г. А. Батальные литографии I8I2-I8I4 гг. (по рисункам офицера русской армии А.И.Дмитриева-Мамонова). В сб.: 1812 год. К стопятидесятилетию Отечественной войны. М. Издательство АНСССР, 1962, с. 255−268.
  71. .Л. Сорок шесть литографированных портретов членов Императорской российской академии. С исторической справкой Б. Л. Модзалевского. Спб., I9II 28 с.
  72. .Л. Сорок семь литографированных портретов членов Императорской российской Академии. С исторической справкой Б. Л. Модзалевского. Спб., I9II 28 с.
  73. Н.М. и Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство, 1963 409 с.
  74. A.B. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов, т.1-У, М., I9I2-I9I3.
  75. H.H. Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах Николая Муравьева, посланного в сии страны для переговоров. Ч.1-П, М., 1822 192 с.
  76. В.А. Литографический альбом К.П.Беггрова. (К истории ранней русской литографии). Сообщения Государственного Русского музея, выпуск 8, Л., 1964, с. 76−80.
  77. В.А. Андрей Ефимович Мартынов. 1768−1826. Акварель, гравюра, литография. Каталог выставки ГРМ. Л., 1977 86 с.
  78. Л.И. Собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей. I82I-I826. Сообщения Государственного Русского музея, выпуск УП, Л., 1961, с.18−25.
  79. Н.С. «Очерк по истории литографии в России» В.Я. Адарюкова. Русский библиофил, 1912, № Ш: с.86−89.
  80. B.C. Русские граверы и литографы. Добавление к «Словарю русских граверов"Ровинского и «Описанию несколькию гравюр и литографий» Тевяшова. Составил Н. С. Обольянинов. М., 1913−25 с.
  81. Н.С. Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725−1860 гг. Составил Н.Обольянинов. В 2 томах, М., I9I4-I9I5.87. 0 выставке произведений в Императорской академии находящихся в 1824 году. Журнал изящных искусств, 1825,? I, 44 с.
  82. И.М. Поправки и дополнения к «Подробному слова-' рю русских гравированных портретов» Д.А.Ровинского. Русский художественный архив. 1892. Выпуски: I, с.40−44- 2, с.118−122- 3, с.219−234.
  83. Отеяественные записки. Издание П. П. Свиньина, 1820, ч.1, В2, с.335−340- ч. 10, й I, с. 281.90. ичерки по истории и технике гравюры. М.: Издание Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пцшкина, 1941 -148 с.
  84. П.Н. Сборник материалов для истории императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существованияг Часть 1−2, Спб., 1865- 464 с.
  85. В.И. Стасов архитектор. Л.: Госстройиздат, 1 963 251 с.
  86. В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX века. М.: Мысль, 1975 221 с.
  87. Г. Г. Русский портретный рисунок начала XIX века. М.: Искусство, 1967 214 с.
  88. Г. А. Е.И.Гейтман и его портретные литографии 1820-х годов. Сообщения Государственного Эрмитажа, Л., 1973, Л 37, с.28−31.
  89. Г. Г. Русский интимный портрет второй половины ХУШ-начала XIX века. В кн.: Русское искусство ХУШ века. Материалы и исследования. / Под редакцией Т. В. Алексеевой. М., 1968, с.237−264.
  90. Г. А. Николай Иванович Уткин. 1780−1863. Л.?Искусство, 1983 246 с.
  91. А.Н. Исторические очерки. Общественное движение в России при Александре I. Спб., 1908 587 с.
  92. М.М. Петр Федорович Соколов. I79I-I848. М. :Искуство, 1952 31 с.
  93. Е.Е. Заметка о литографиях художника Игнатия Щед-ровского. Старые годы. 1907, ноябрь, с.589−593.
  94. Д.А. Николай Иванович Уткин. Его жизнь и произведения. Спб., 1884 196 с.
  95. Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т.1−4, Спб., 1886−1889.
  96. Д.А. Подробный словарь русских граверов ХУ1-Х1Х веков. Т.1−2, Спб., 1895.
  97. Русская жанровая живопись XIX начала XX века. /Очерки. Под общей редакцией Т. Н. Гориной. М.: Искусство, 1964 — 382с.
  98. Русский биографический словарь. М.-Спб., I896-I9I8.
  99. П.П. Опыт живописного путешествия по Северной Америке. Спб., 1815 219 с.
  100. П.П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. Сочинение Павла Свиньина. Кн.1−6. Спб., 1816−1828.
  101. А.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество. 1780−1847. М.: Искусство, 1955 233 с.
  102. П.П. Выставка в Императорской Академии художеств.-Отечественны записки, I8II, ч.7, $ 17. Там же, 1827, ч.32,й 90−91.
  103. Л.С. Россия и международные отношения на Среднем Востоке в 20-х годах XIX века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963 142 с.
  104. Сидоров А. А. Рисунок старых русских мастеров. М.:Изд-во АНСССР, 1956 528 с.
  105. Г. В. Е.И.Есаков. Сообщения ГШ, Л., 1957, выпуск 5, с. 31−33.
  106. Н.П. Краткий исторический очерк Императорского Общества поощрения художеств. 1820−1890. Спб., 1890−14 с.
  107. Н.П. Словарь русских художников с древнейших времен до наших дней. Вып. 1−3. Спб., 1893−1899.
  108. И. Лицеист Валериан Лангер. Старые годы, 1910, июль, с.35−50.
  109. А.Д. 0 общественном призрении в России. Спб., ч. I -1818 144 с.
  110. П.Н. Старый Петербург и Общество поощрения художников. Л.: Издание Комитета популяризации художественных изданий, 1928 78 с.
  111. Ф.Я. Пьетро ди Готтардо Гонзага. Жизнь и творчество. Сочинения. (I75I-I83I). М.: Искусство, 1974 274 с.
  112. E.H. Описание нескольких гравюр и литографий. Спб., 1903 237 с.
  113. Ф.П. Записки Ф.П.Толстого. Русская старина.1873, июль, с. 24, 123, 517.
  114. B.C. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. М.:Искусство, 1981 549 с.
  115. Указатель художественных произведений, выставленных в залах Императорской Академии художеств. Спб., 1839 21 с.
  116. Федоров-Давыцов A.A. Русский пейзаж ХУШ начала XIX века. М.: Искусство, 1953 — 381 с.
  117. Филистри. Генеалогическая, хронологическая и синхронистическая таблица российской истории от основания государства до 1818 года, разделенная на шесть периодов. Сочиненная кавалером Филистри. Спб., 1818 84 с.
  118. М. Литография. Л. ?Academia, 1925 49 с.
  119. М.З. Рисунок, гравюра и литография. В кн.: История русского искусства. (Институт истории искусства АН СССР). Т.8, кн.1, M., 1964, с.601−651.
  120. М.З., Смирнова Е. И. Русская гравюра. М.: Искусство, I960 156 с.
  121. П.И. Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П.И. Щукина. М., т.6, 1906 384 с.
  122. А. Из воспоминаний о селе Грузине, имении гр. Аракчеева в 1826 году. Русский архив, 1869, с. 1.
  123. Vaga W. Uherst varasemast yene Litograafia albumst.- Eunst, 1978, 51/1, с.53−57.
  124. Auszug des Alois Senefelders vollstaendigen Lehrbuchs den Steindruckerei. S. Petersbourg, 1819 123 c.
  125. СЛОВАРЬ ЛИТОГРАФОВ, РАБОТАВШИХ ПО ЗАКАЗАМ ОЩЕСТВА ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ х.
  126. Александров Павел Алексеевич. 1798- после 1832.
  127. Живописец, рисовальщик, акварелист, литограф. С 1806 г. училсяв АХ у А. И. Иванова. К литографии обратился в 1818 г. Особенномного работал в этой технике в 1820-х гг.
  128. Архивы: ЦГИА, ф. 789, оп.19, 1827 г., д. 710, л.2.1.6. Иллюстрации к кн.: Филистри К. Историческое зерцало или
Заполнить форму текущей работой