Образ Давида Донателло, Микеланджело и Бернини.
Сравнительная характеристика
В колоссальном наследии Бернини, кроме архитектурных и скульптурных шедевров, остались живописные и графические работы. Он был постановщиком театральных феерий, автором комедий, декоратором и конструктором, впервые, в частности, изобретшим замечательную машину «восход солнца». Образ Давида нашёл отражение в мировом искусстве. Давида с пращёй изобразил итальянский скульптор Микеланджело. Рембрандт… Читать ещё >
Содержание
- Аннотация
- Введение
- Глава 1. Основоположник ренессансной скульптуры
- 1. 1. Формулировка основных жанров скульптуры
- 1. 2. Победитель Голиафа
- Глава 2. Давид Бернини — воинствующий плебей
- 2. 1. Образ Давида
- 2. 2. Период расцвета искусства Высокого Ренессанса
- Заключение
- Список литературы
Аннотация
Курсовая работа (Ф, И. О. автора) на тему «Давид» Донателло, Микеланджело и Бернини. Сравнительная характеристика" посвящена искусству флорентийских мастеров.
Человек и раньше был главной темой изображения, но ему не хватало внутренней значительности, часто его фигура использовалась лишь для того, чтобы продемонстрировать зрителю прихотливую игру складок одеяний.
У Донателло, Бернини и Микеланджело человеческая фигура обретает самоценность. Она доминирует, ей подчиняется все остальное — и пейзаж, и архитектурные кулисы, и неодушевленные вещи.
В основной части рассматривается Избранник Господа, всенародный любимец, баловень судьбы. Юный златокудрый пастушок, которого, втайне от неугодного Богу первого израильского царя Саула, венчал на царство грозный пророк Самуил. Легендарный герой, который без оружия и доспехов, уповая лишь на помощь свыше, вышел на битву с филистимским великаном Голиафом и победил его.
Изображения Давида-псалмопевца с арфой в руках часто украшали книжные миниатюры, а также каменную резьбу и витражи соборов. Однако более всего почтительное отношение к Давиду объясняется тем, что он считается прямым предком Христа.
Образ Давида богословы истолковывали как предшествующее воплощение Христа, а эпизоды из жизни израильского царя как спасительные деяния Иисуса.
Список использованной литературы насчитывает 22 наименования.
В истории мирового искусства нередки случаи, когда к одному и тому же сюжету обращаются разные мастера, соответственно, трактуя его по-своему. Так получилось и со следующим героем. Особенно популярен в эпоху Возрождения был образ Давида, который олицетворял победу над более сильным соперником.
Давид — древнееврейский царь. По преданию он жил начале 10 века до нашей эры. История его царствования подробно изложена в Библии. С того момента, как в конце одиннадцатого века до нашей эры его помазали на царство, вся жизнь его была полна кипучей деятельностью. Он сражался, любил, побеждал, ненавидел, восставал, страдал.
Пророк Самуил тайно назначил его приемником царя Саула. Давид сплотил нацию, создал регулярную армию, усилил охрану границ, создал новую систему правления. Он искоренил идолопоклонство. Давид был не только воином и правителем, а ещё и прекрасным певцом и поэтом — сочинял псалмы.
Как поэт он достиг бессмертия. Давид был сострадательным человеком. Он искупил свои недостойные поступки раскаянием и — в конечном счёте — приятием нравственной нормы. Давид создал единое в релегиозно-культурном отношении государство, которому было суждено большое будущие. Давид сыграл значительную роль в объединении еврейского народа и преобразовании Израиля.
Его потомки тоже сыграли значительную роль в истории Израиля. Еврейский народ с почтением относится к Давиду и очень благодарен ему за всё то, что он сделал для государства Израиль. Давид — самый сложный и интересный герой библии, второй после Моисея — выдающегося руководителя еврейского народа.
Узкоплечий мальчик с чуткими пальцами сосредоточено играет перед рыдающим, обессилившим от душевной муки царем, и звуки арфы переносят обоих в некое иное измерение, где нет борьбы за власть, болезненной подозрительности, жестокости.
Завтра гонения начнутся снова, и Давиду придется бежать в горы, спасая свою жизнь. Но пока звучит арфа, прилежному музыканту ничто не грозит. Вдохновенный артист и растроганный слушатель так поглощены музыкой, что все иное для них просто не существует.
Давида, как правило, изображали юным — или непосредственно перед сражением с великаном Голиафом, или после него.
К воплощению образа этого героя до Бернини обращались величайшие ваятели двух предыдущих столетий — Донателло (13 861 466), его ученик Верроккьо (14 361 488) и Микеланджело (1475 1564).
Глава 1. Основоположник ренессансной скульптуры
§ 1.1. Формулировка основных жанров скульптуры
Подлинным основоположником ренессансной скульптуры стал Донато ди Никколо ди Бетто ди Барди, по прозвищу Донатело. Это была сильная, решительная натура, характер чисто мужского склада, не боявшийся ломать традицию, если в его глазах она себя изжила.
По существу, именно в его искусстве нашли свою первую и основополагающую формулировку основные жанры скульптуры: монументальная свободно стоящая статуя, статуарная пластика, связанная с архитектурным сооружением, сложная алтарная композиция, конный монумент, рельефная пластика в ее разных видах.
Алтари, кафедры, бронзовые двери, гробницы — нет, пожалуй, ни одной области скульптуры, в которую он не внес бы важного вклада. Привлекателен и образ самого художника, скромного бессребреника, человека титанической трудоспособности, несмотря на всю свою огромную славу, ведшего жизнь простого ремесленника.
Скульптором, которому выпало в искусстве на целые столетия вперед решить многие проблемы европейской пластики — круглой скульптуры, монумента, конного монумента, — был Донато ди Никколо ди Бетто Барди, известный в истории искусства как Донателло.
Творческий путь Донателло был очень не прост. В его искусстве наблюдаются и готические реминисценции, как, например, в фигуре мраморного Давида. В фигуре апостола Марка для флорентийской церкви Орсан-Микеле Донателло решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики, разработанным еще в античные времена Поликлетом, но преданным забвению в средневековье.
Реалистическое начало искусства Донателло полностью выразилось в образах пророков для колокольни Джотто, которые он исполнил с конкретных лиц, что сделало эти образы, по сути, портретами современников. Занимался Донателло и специально портретом. Одним из первых портретных бюстов, типичных для Возрождения, справедливо считают портрет Никколо Удзано, политического деятеля Флоренции тех лет, исполненный Донателло в терракоте.
Поездка Донателло в 1432 г. с Брунеллески в Рим, изучение там античных памятников вдохновило Донателло на целый ряд произведений, языческих по духу, близких по форме античной пластике, как, например, мраморные ангелы на певческой трибуне Флорентийского собора. Сложное сочетание античных влияний в трактовке форм, складок одежды и высоко торжественного, глубоко религиозного настроения являет собой рельеф Благовещение" из церкви Санта Кроче во Флоренции.
На протяжении 1440-х гг. Донателло был занят работой над одним из главных своих произведений — сложной скульптурной композицией алтаря для церкви Сант Антонио в Падуе.
Среди классических образов Донателло едва ли наибольшей известностью пользуется его «Давид» в Барджелло. Статуя стояла сначала во дворце Медичи, а после их изгнания перенесена была в Палаццо Синьории. В качестве покровителя Флоренции «Давид» Донателло заслужил всеобщее признание. Одни считали его слепком с натуры, другие памятником императорского Рима. Между тем в пластическом отношении статуя далека от совершенства. Гладкая трактовка тела, его полированная поверхность резко противостоят его голове и голове Голиафа у его ног. Статуя как бы смонтирована из разнородных кусков, отсюда у нее разорванный силуэт. Изнеженному юноше не хватает собранности, внутренней силы. Он держится непринужденно, как щеголи в картинах итальянских мастеров XV века.
Берлинский «Давид Мартелли» гораздо меньше по размерам — это всего лишь «боцетто» к более крупной работе. Но его превосходство над «Давидом» в Борджелло не подлежит сомнению.
Вот драгоценное свидетельство того, какими огромными творческими возможностями обладал великий мастер. В фигуре чувствуется, что она отлита из одного куска, и благодаря этому она при всей своей стройности выигрывает в силе.
Опертая о бедро рука, и нога, опирающаяся на голову Голиафа, — этого достаточно для того, чтобы стало очевидным: он стоит не для того, чтобы любовались его гибким, изнеженным телом. Он «стоит» за кого-то, защищает тех, кто за его спиной, высматривая врага, который может на него напасть. Лаконичная, но на редкость емкая характеристика! Складки облекают тело, текут, гнутся, не разрывая силуэт. Перед этой статуэткой можно согласиться с Вазари: душа Донателло переселилась в Микеланджело.
Список литературы
- Андросов С.О. Донателло, М. 1986 г
- Аркин Д. Образы архитектуры и образы скульптуры. — М., 1990.
- Аркин Д., Бернини-скульптор, в его кн.: Образы скульптуры, М., 1961
- Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.
- Бибихин В.В. Новый ренессанс. — М.: МАИК Наука, Прогресс — Традиция. 1998.
- Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII—XVI вв.ека. — М.: Искусство. 1977.
- Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства
- Гуковский М.А. Итальянское возрождение. Т. II. — Ленинград: Издательство государственного Эрмитажа. 1961.
- Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т. 1. М.: Искусство, 1978.
- Заничев Ф. Бернини-скульптор // Искусство. 1998. № 33.
- Ильина Т. История искусств: Западноевропейское искусство. — М. 1983.
- История искусств: Учеб. пособие. — Мн., 1997.
- История искусства / Эрнст Гомбрих. ООО «Издательство АСТ». Москва, 1998.
- История искусства всех времен и народов / К. Верман. ООО Издательство, Москва, 1998.
- Либман М. Донателло М. 1960 г.
- Лившиц Н. А., Бернини, М., 1957.
- Лоренцо Бернини // Воспоминания современников. — М., 1965.
- Мартынов В.Ф. Философия красоты. — Мн.: Тетра Системс. 1999.
- Мастера живописи Бернини. Издательство «Белый город». Москва, 2000.
- Ничкало С. Искусствознание: Краткий толковый словарь. — К., 1999.
- Ривкин Б.И. Античное искусство /Малая история искусств. — М.: Искусство, 1972.
- С веком наравне // Книга о зарубежной скульптуре. — М., 1986. Т. 5.