Джаз в контексте массового искусства: К проблеме классификации и типологии искусства
Диссертация
Однако есть общие константы, которые находятся вне зависимости от интонационной специфики, от развития истории, от адаптации к изменяемым социальным условиям. Они определяют смыслосодержательность данного феномена внутри музыкально-художественного пространства современности, раскрывая отличительные особенности его художественной практики. Эмпирический подход в творчестве, ориентация на живую… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ. С. ф
- ГЛАВА I. Общие проблемы изучения основных констант массового и популярного искусства. С
- 1. Проблема терминологии. С
- 2. Основные константы массового искусства XX века. С
- 3. Классификационно-типологические проблемы. С
- 1. Экскурс в историю. С
- 2. К проблеме типологических характеристик «музык». С
- ГЛАВА II. Джаз как часть мировой художественной картины XX ц века. С
- 1. Дефиниции джаза. С
- 2. К вопросам функционирования джаза: между развлечением и напряжённым" слушанием. С
- 3. Коммуникативный аспект джаза. С
- 1. Роль публики в джазовом музицировании. С
- 2. Джазовое сообщество. С
- 4. Джаз и опус-музыка.С. j ^ 1. Нотация и звукозапись в джазе. С
- 2. Композиция и импровизация.С. j
- 5. Джаз и менестрельство. С
Список литературы
- Айзикович Т. Современная музыка: История джаза и популярной музыки. Программа (проект) для детских музыкальных школ. —М., 1986.
- Азарян Д. Джаз и фольклор //Советская музыка, 1985. -№ 12. -С. 118.
- Ансерме Э. Беседы о музыке. /Пер. с фр. Л., 1976.
- Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания /Пер. с фр. Е. Бронфин, Б. Урицкой. -М., 1986.
- Аргамаков К. Искусство импровизации. Сб. ст. /Музыкальный альманах. -Рим, 1911. -И июля. -С. 108−114.
- Аристотель. Никомахова этика /Собр. соч. в 4-х тт. —'Г.4. —М., 1984.
- Аронов A.A. Мировая художественная культура. —М., 1998.
- Аскинази В. А. Эстрадная музыка К вопросу об определении понятия. Обзорная лекция. -СПб., 1995.
- Барбан Е. Идея импровизации: Развитие стиля в джазе //Родник, 1990. -№ 12. -С.19−21.
- Барбан Ефим. Эстетические границы джаза /Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. М., 19 $ 7. -С. 96−113.
- Барсова И. Очерки по истории партитурной нотации (ХУ1 первая половина ХУШ века). -М., 1997.
- Баташов А. Звезда Брубека //Музыка в СССР. -1987. -№ 4. -С. 28 29.
- Баташов А. Советский джаз. Ист. очерк. -М., 1972.
- Бернстайн Л. Мир джаза /Бернстайн Л. Музыка всем. Пер. с англ. -М., 1978. -С. 153- 173.
- Билькис Е. Импровизатор // Аврора, 1983. -№ 9.
- Богатырёв П. Г., Якобсон P.O. Фольклор как особая форма творчества
- Богатырёв П.В. Вопросы теории народного искусства. -М., 1971.
- Болдуин, Джеймс. Блюз Сонни. Пер. с англ. /Блюз Сонни, — М., 1991. -С. 80 -106.
- Бондарева Ю. Джаз и популярная музыка в современном буржуазном обществе. Сб. ст. /Некоторые проблемы современного зарубежного музыкознания. -М., 1978. -С. 20−39.
- Бриль И. Основы джазовой импровизации на фортепиано. Уч.-метод. пособие. -М., 1976.
- Бриль И. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано. 3-е изд. -М., 1985.
- Булучевский Ю., Фомин В. Старинная музыка. Словарь-справочник. -М., 1974.
- Буржуазная «массовая» культура: новые времена, старые проблемы. Очерки. -Киев, 1988.
- Васильев В.Ф. Джаз и популярная музыка в системе музыкального образования. Сб.ст. /Актуальные проблемы совершенствования подготовки кадров для учреждений культуры. Тезисы. -Фрунзе, 1987. -С.44−46.
- Галицкий А.Р. Музыкальный язык джазового творчества Дэйва Брубека/ Дисс. канд. искусс-я. -Спб., 1998.
- Гаранян Г. Основы эстрадной и джазовой аранжировки: Учебник. -М., 1991.
- Гаранян Г., Медведев А. Словарь джаза /Советский джаз. -М., 1987.
- Герцман Е. Музыкальная Боэциана. -СПб., 1995.
- Герцман Е.В., Монахова С. Е. Об актуальных проблемах изучения ладовых особенностей византийскоц музыки //Византийский временник. -Т.41. —1980. -С. 235- 248.
- Гершуни Е.П. Заметки о музыкальной эстраде. —Л., 1963.
- Гилберт К., Кун Г. История эстетики. -М., 1960.
- Гнилов Б. Фортепианное джазовое исполнительство как вид музыкального творчества (1940 1950 гг.) /Дисс. канд. искусс -я. -М., 1991.
- Головинский Г. Композитор и фольклор. -М., 1984.
- Головинский Г. О некоторых социальных функциях музыки. Сб.ст. /Развлекательные формы искусства. -М., -М., 1985. -С.60−71.
- Гусев В. Е. Эстетика фольклора. -Л., 1967.
- Давлетов К. Фольклор как эид искусства. -М., 1966.
- Давыдов Ю. Искусство и эдита. -М., 1966.
- Давыдов Ю.Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры. -М., 1980.
- Денисов Э. Джаз и новая музыка. Сб.ст. /Современная музыка. Проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986. -С. 163- 165.
- Джаз /Русская советская эстрада. Очерки истории. /Под ред. Е. Уварова. -Кн.З. (1946 1977 гг.). -М., 1981. -С. 328 — 365.
- Джаз банд и современная музыка. Сб. ст. /Под ред. С. Гинзбурга. -Л., 1926.
- Джани-Эаде Т. Мугам импровизационный лад. Сб. ст./ Современные методы исследования в музыковедении. -М., 1977.
- Дощечко Н., Касаткин В., Муханова Е., Норинская А. Развитие джазовой музыки в коллективах художественной самодеятельности. —М., 1989.
- Друскин М. Джаз /Очерки по истории танцевальной музыки. -Л., 1936.
- Друскин М. На переломе столетий /О западно-европейской музыке XX в. -М&bdquo- 1973. -С. 7−30.
- Дубинец Е.А. Американская музыка второй половины XX века. Нотация и методы композиции/ Дисс. канд. искусс-я. -М., 1996.
- Дубинец Е. Знаки звуков: О современной музыкальной нотации. —Киев, 1999.
- Дуков Е.В. Введение в социологию искусства. -СПб., 2001.
- Дуков Е. Звукозапись в современном мире: социокультурные аспекты функционирования / Рождение зрукового образа. -М., 1985.
- Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуре. Очерки социального бытования искусства. т-М., 1999.
- Дуков Е. Проблемы развития современного эстрадного искусства. -М., 1988.
- Дуков Е. Современные цивилизационные тренды и крах массовой культуры/ От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. Сб.ст.-М, 1998.
- Дуков Е. Урбанизация и развлекательная культура. Сб. ст. -М., 1991.
- Ефимова Н. Раннехристианское пение в Западной Европе УШ — X столетий. -М., 1998.
- Ерохин В. Уинтроп Сарджент и его книга о джазе. Вступительная статья / Джаз. Генезис. Музыкальный язык. Эстетика. -М., 1987. -С. 3−21.
- Ерошенков И.Н. Основы джазовой импровизации. -М., 1993.
- Ингарден Р. Музыкальное произведение и вопрос его идентичности /Исследования по эстетике. Пер. с польск. —М., 1962. -С.403−570.
- Искусство в ситуации смены циклов. -М., 2002.
- История современной отечественной музыки. В 3-х тт. -М., 2001.
- Казурова А. С. Претворение элементов музыкального языка джаза в отечественной музыке академической традиции/Дисс. канд. искусс-я. -М., 1996.
- Карташова 3. Б. Особенности полифонии в джазе. Лекция. —М., 1993.
- Клитин С. О расширении эстрадных форм. Сб. ст. /Развлекательные формы искусства. -М., 1985. -С. 92 95.
- Клитин С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. -М., 1986.
- Коваленко О. Н. Теоретические проблемы стиля в джазовой музыке/ Дисс. канд. искусс-я. -М., 1997.
- Козлов А. Джаз, рок и медные трубы // Огонёк, 1990. № 29. -С. 20 -23.
- Козлов А. Рок: История и истоки. -М., 1998.
- Коллиер Д. Дкж Эллингтон. -М., 1991.
- Коллиер Д. Луи Армстронг. Американский гений. Пер. с англ.-М., 1987.
- Коллиер Д. Становление джаза. Пер. с англ. М., 1984.
- Конен В. Блюзы и XX век. -М., 1980.
- Конен В. Значение внеевропейских культур для музыки XX века. Сб. ст. /Муз. современник. -Вып.1. -М., 1973.
- Конен В. Пути американской музыки. -3-е изд. -М., 1977.
- Конен В. Рождение джаза. -2-е изд. -М., 1990.
- Конен В. Д. Современная музыка буржуазного Запада. -М., 1961.
- Конен В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. -М., 1994.
- Конен В. Этюды о зарубежной музыке. Сб.ст. -2-е изд. -М., 1975.
- Кузнецов В. Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. —М., 2000.
- Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. -М., 1958.
- Куликова А. Музыкальная молодёжная эстрада США и стран Запада. -М., 1978.
- Кунин Э. Скрипач в джазе. -М., 1988.
- Кунин Э. Секреты ритмики в джазе, рок- и поп — музыке. -М., 1997.
- Лесовиченко A.M. Западный музыкально-культовый канон и его историческая судьба. -Новосибирск, 2001.
- Луначарский А. О джазовой музыке /Луначарский А. О массовых праздниках, эстраде, цирке. -М., 1981.
- Лупинос С. Музыкальное наследие Японии: традиционная модель мира и музыкальное мышление //Этнос и культура. -Владивосток, 1994.
- Мазель Л., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. -М., 1967.
- Мальцев С.М. Нотация и исполнение. /Мастерство музыканта исполнителя. Вып.2. -М., 1976. -С.68−104.
- Мальцев С., Розанов И. Учить искусству импровизации //Советская музыка, 1973. -№ 10. -С. 62−64.
- Мальцев С.М. О психологин музыкальной импровизации. -М., 1991.
- Мартынов Ю. Очерки о зарубежной музыке 1-й половины XX века. -М., 1970. -С. 434−454.
- Мархасев J1.C. В лёгком жанре: Очерки и заметки. -JI., 1986.
- Массовые виды искусства и современная художественная культура. /Ред. Вартанов A.C. -М., 1986.
- Минх Н. Джаз /Музыкальная энциклопедия. -Т.2. —М., 1974. -С.211−220.
- Минх Н. Размышления о джазе//Советская музыка — 1958. -№ 2. — С.42−43.
- Михайлов Дж. Размышления об американской музыке //США: экономика, политика, идеология. -1978. -№ 12. -С.28−39.
- Михайлов Дж. Поп-музыка/ Музыкальная энциклопедия. —Т.4. —М., 1978. -С. 392−396.
- Музыкальная энциклопедия. -В 5-ти тт./Ред. Ю. Келдыша. -М., 1973−1981.
- Музыкальный словарь Гроува /Пер. с англ., ред. и дополн. доктора искусс -я Л. О. Акопяна. -М., 2001.
- Музыкальная эстетика западного средневековья и Возрождения. -М., 1966.
- Музыкальная эстетика Западной Европы ХУП ХУШ веков. -М., 1971.
- Мысовский В., Фейертаг В. Джаз. Краткий очерк. Л., 1960.
- Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. Соч. в 2-х тт., -Т.1. -М., 1990.
- Овчинников Е.В. Джаз и культура. -М., 1989.
- Овчинников Е.В. Джаз как явление музыкального искусства. — М., 1984.
- Овчинников Е.В. История джаза: Уч-к. -4.1. -М., 1994.
- Овчинников Е.В. От классического джаза к свингу. -М., 1989.
- Овчинников Е.В. Традиционный джаз. -М., 1986.
- Озеров В.Ю. Джаз. США. -4.1. -М., 1990.
- Озеров В.Ю. Проблемы массовой культуры в современной зарубежной музыкально-педагогической теории и практике. -М., 1987.
- Озеров В.Ю. Словарь специальных терминов /Коллиер Д. Становление джаза. -М., 1984. -С. 357 376.
- Озеров В.Ю., Орлова Е. В. Пути к импровизации. -Вып. 2. Экспресс информация «Музыка». -М., 1975.
- Панасье Ю. История подлинного джаза /Пер. с фр. JI. Н. Никольской. -Л., 1979.
- Парнах В. Новое эксцентрическое искусство //Зрелища, 1922. -№ 1.
- Переверзев JI. Беседы о джазе // Ровесник, 1981.- № 1,4,8,12.
- Переверзев JI. Детище Нью Орлеана //Ровесник, 1981. -№ 12. -С.28−31.
- Переверзев JI. Джаз-банд / Музыкальная энциклопедия, -Т.2, 1974. -С. 220.
- Переверзев JI. Джаз как объект исследования //Джаз для музыкантов, любителей и для всех. -Вып.2, 1990. -С.20−27.
- Переверзев Л. Из истории джаза. Очерки //Музыкальная жизнь, 1966.- № 3,5,9,12.
- Переверзев Л. Исполняется музыка Армстронга //Музыкальная жизнь, 1975. -№ 16.
- Переверзев Л. От джаза к рок-музыке. /Конен В. Д. Пути американской музыки, 3-е изд. М., 1977. -С.365−391.
- Петров А., Фейертаг В. История стилей современной эстрадной и джазовой музыки. Программа. -М., 1985.
- Петров А.Е. Инструментальный театр джаза: Трио В. Ганелина //Клуб и художественная самодеятельность. —1980. -№ 23. -С.27 — 29.
- Печёрский П. Психологические и социальные корни джаза //Наука и техника. -Рига, 1968. № 6. -С.?6 — 29.
- Поп-музыка Взгляды и мнения. Сб.ст. —М., 1977.
- Порус В.Н. Альтернативы научного разума /Альтернативные миры знания. -СПб., 2000.-€.13−62.
- Пути «третьего направления» (беседа с Г. Гладковым) // Музыкальная жизнь, 1988. -№ 14. -С.2.
- Пчелинцев A.B. Содержание и методика подготовки студентов к освоению принципов аранжировки джазовой музыки для ансамблей народных инструментов/ Дисс. канд. пед. наук. —М., 1996.
- Рагс Ю. Эстетика снизу и эстетика сверху. -М., 1999.
- Рождественский Ю. В. Словарь терминов. Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. -М., 2002.
- Рэгтайм, блюз, буп^-вуги: (Фортепианные жанры предджазового периода): Уч. пос. -М., 1997.
- Салонов М.А. Искусство импровизации: импровизационные виды творчества в западно-европейской музыке средних веков и Возрождения. -М., 1982.
- Салонов М. А. Менестрели. Очерки музыкальной культуры Западного Средневековья. -М., 1996.
- Салонов М.А. Устная культура как материал медиевистики. Сб. ст. /Проблемы музыкознания: Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время. -Вып. 3. -М., 1989.
- Сарджент У. Джаз. Генезис. Музыкальный язык. Эстетика. /Пер. с англ. М. Н. Рудковской, В. А. Ерохина. -М., 1987.
- Саульский Ю. Немного об эстрадных, джазовых составах и рок-музыке /Книга о музыке: 2-е изд. -М., 1989.
- Сигида С.Ю. Музыкальная культура США периода «Великой депрессии», 30-е годы XX века (к истории становления национального стиля). /Дисс. канд. искусс-я. -М., 1994.
- Симоненко В. Лексикон джаза. -Киев, 1984.
- Симоненко В. Мелодии джаза. 2-е изд. -Киев, 1984.
- Скороходов Г. Звёзды советской эстрады.-М., 1986.
- Смирнова И.Н. О соотношении национального и интернационального в музыкальной системе джаза /Художественная деятельность: эстетика, психология и методические проблемы. Тезисы докладов. -Петрозаводск, 1985.1. С.70−71.
- Советский джаз. Проблемы. События. Мастера/Сост. и ред. А. Медведев, О. Медведева. -М., 1987.
- Солертинский И. Несколько слов о джазе //Рабочий и театр, 1933.-№ 28.
- Соловьёв А. Парадигмы джаза //Советская музыка, 1990. -№ 7. -С45−52.
- Сорокин П. Кризис нашего времени//Человек. —1998. -№ 6.
- Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сб. ст. -Т.1. —Л, 1980.
- Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т. З- JL, 1983.
- Сохор А. Н. О музыке серьёзной и лёгкой. -JL, 1964.
- Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. -М., 1975.
- Степняк Ю.В. Эстрадно-джазовый компонент в профессиональной подготовке учителя музыки/ Дисс. канд. пед. наук. -М., 2000.
- Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке. Монография. -Нижний Новгород, 1997.
- Уильяме М. Краткая история джаза /Пер. с англ. //США. Экономика. Политика. Идеология, 1974. № 10 (-С.84 -92), № 11 (-С. 107 — 115).
- Утёсов JI.O. Записки актёра. -M.-JL, 1939.
- Ухов Д. Аналогии и ассоциации (к проблеме «Джаз и европейская музыкальная традиция») /Советский джаз. -М., 1987. -С. 114 142.
- Ушаков К. А. Особенности эволюции джаза и его влияние на процесс инноваций в российской музьщальной культуре/ Дисс. канд. культурол. —Кемерово, 2000.
- Фейертаг В. Джаз на эстраде /Русская советская эстрада. 1946 1977. -Т.З. M., 1981.-С. 328−365.
- Фейертаг В. Джаз от Ленинграда до Петербурга. Время и судьбы. -СПб., 1999.
- Фейертаг В. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник -М., 2001.
- Ханке X. Развлекательное искусство как феномен художественных процессов. Сб. ст. /Развлекательные формы искусства. -М, 1985. -С. 107 119.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. В 2-х частях. -М., 1990.
- Хренов О. О неисследованных аспектах взаимодействия искусства и публики. Сб. ст. /Вопросы методологии и социологии искусства. -JL, 1988.
- Цукер А. И рок, и симфония. -М., 1993.
- Чередниченко Т.В. Два аспекта понятия «музыкального произведения» (по работам К. Дальхауза, X. Эггебрехта, Т. Кнайфа). Обзор. РС Музыка: Некоторые проблемы современного зарубежного музыкознания. -Вып.2. —М., 1978.-С.5−19.
- Чередниченко Т.В. Кризис общества кризис искусства: Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. -М., 1985.
- Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры: Курс лекций. .-Вып 1. -Долгопрудный, 1994.
- Чередниченко Т.В. Между «Брежневым» и «Пугачёвой». Типология современной массовой культуры. -М., 1993.
- Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики: К анализу методологических парадоксов науки о музыке. -М., 1989.
- Чернов А., Бялик М. О лёгкой музыке, о джазе. О хорошем вкусе. M.-JL, 1965.
- Чугунов Ю. Гармония в джазе. -М., 1988.
- Чугунов Ю. Эволюция гармонического языка джаза: Уч. пос. -В 2-х кн. — М., 1994.
- Шестаков В.П. Искусство тривиализации: некоторые теоретические проблемы «массовой культуры» //Вопросы философии, 1982. -№ 10. -С. 105 -116.
- Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до ХУ1П века. -М., 1975.
- Шестаков Г. Ю. Музыка в буржуазной «массовой культуре». Критические очерки. —М., 1956.
- Шнеерсон Г. Эпоха джаза /Кино, театр, музыка, живопись в США. -М., 1964.
- Штейнпресс Б, Ямпольский И. Энциклопедический музыкальный словарь. -М., 1966.
- Юрченко И.В. Джазовый свинг: Явление и проблема/Дисс. канд. искусс-я. -М., 2001.
- Adorno T.W. Einleitung in die Musiksoziologie. -Frankfurt/M, 1962.
- All Music Guide to Jazz. 3-rd ed./Ed. M. Erlewine, V. Bogdanov and other. -San Fransisco, 1988.
- Alien W. P., Ware Ch. P., Garrison L. Slave Songs of the United States. -N.Y., 1971. -P. 4−5.
- Apel W. Harward Dictionary of Music. Cambridge, (cop. 1944.) 1969.
- Baker D. Advanced Improvisation. -Chicago, 1979.
- Baker D. Arranger and Composing for the Small Ensemble: Jazz, R&B, Jazzrock. -Chicago, 1970.
- Baker D. Jazz Improvisation: A comprehensive method of study for all players. -Chicago, 1977.
- Baker’s Biographical Dictionary of Musician by Nicolas Slonimsky 7 -ed. -N.Y., 1984.
- Berendt J. The Jazz Book. -N. Y., 1975.
- Berendt J. The New Book of Jazz. -N.Y., 1958.
- Berendt J. The Story of Jazz. From N.Y. to Rock Jazz. Englewood Cliff (N.J.) cop. 1978.
- Besseler H. Grundfragen des musikalischen Hoeren// Aufsaetze zurMusik und Musikaesthetic.-Berl., 1976.
- Blesh R. Combo in USA. -N.Y., 1971.
- Blesh R. Shining trumpets. -N.Y., 1976.
- Blum E. Everyman’s dictionary of music. -L., 1946.
- Brandt C., Roemer, C. Standardized chord Symbol Notation: a UNIFORM System for the Music Profession. -Sherman Oaks, CA, 1976.
- Burbat W. Schwarze Kunst. nur auf der schwarzen Scheibe //Musik und Bildung, 1977, #12.
- Cameron, W. B. Sociological notes on the Jam Session //Social Forces, 1954. -V.33. #2, -P. 177- 182.
- Carr I. Jazz: The Essential Companion. -London., 1987.
- Charters S. B., Kunstadt L. Jazz: A History of the N.Y. scene. -N.Y., 1981.
- Coker J. The Jazz Idiom. -Englewood Cliff (N. J.), 1975.
- Coker J. Improvisation Ja^z. -Englewood Cliff (N.J.), 1964.
- Cope D. New music notation. -Dubuque, Iowa, 1976.
- De Veaux S. Bebop and the recording industry: the 1942 AFM recording ban reconsidered // Journal of American Musicological Society. 1988. — v. 41. — № 1. -P. 126- 165.
- A Dictionary of Modern Music and Musician / Ed. Eaglefield -Hule A. -L -Toronto, 1972.
- Eggebrecht H. Opusmusik. -Schweizerishe Musikzeitung, 1975.- #1. -C.2−11.
- Enciklopedie jazzu a moderni popularni hudbi. -Praha, 1980.
- Esquire’s world of Jazz /ed. Simon George T. -N.Y., 1975.
- Ewans D. African elements in twentieth century United State folk music //Jazzforschung, 1978. -#10. -P. 10, 85 -111.
- Feather L. The Encyclopedia of Jazz ylhe New edition of The Encyclopedia of Jazz. -N.Y., 1960.
- Feather L. The Encyclopedia of Jazz. -L., 1978.
- Feather L. The New Encyclopedia of Jazz in the sixties. N.Y., 1966.
- Finkelstein S. Jazz: A people’s Music. -N. Y., 1975.
- Fox Ch. Jazz in Perspective. -L., 1969.
- Gold, R.S. Jazz lexicon: an A-Z in Dictionary of Jazz terms in vivid idiom of
- American’s most successful non-conformist minority. -N.Y., 1964.
- Grant P. Handbook of music terms. -Metuchen (N. J.), 1967.
- Gridley M. Jazz Styles (history and analysis) N. J., 1985.
- Grove’s Dictionary of Music and Musicians. L., 1954.
- Guffry J. Jazz Phrasing and Interpretation: Aspects of Jazz Performance, Analyzed for the Jazz Player. A Personal Approach. -N.Y., 1969.
- Hechman D. The Changing Face of the Large Jazz Group// Down Beat, 1963. -V. 5.-№ 10.-P. 19−21.
- Hefele B. Jazz Bibliography. -Munchen., 1981.
- Hentoff N. & McCarthy, A.J. Jazz: New Perspectives on the history of Jazz by twelve of the world’s forejnost jazz critics and scholars. -N.Y., 1959.
- Hitchock H. Music in the United States: A historical Introduction. -N.Y., 1974.
- Hodier A. Jazz: its Evolution and essence. -N. Y., 1958.
- Jones A.M. Studies in African Music. -V. 1. -London., 1961.
- Kinkle R. D. The Complete Encyclopaedia of Popular Music and Jazz 1900 -1950.-N.Y., 1974.
- Kofsky F. The State of Jazz // Black perspective, 1977. -v.5. -# 1. P.44−63.
- Koger, T. S. Fifty Years of Downbeat Solo Jazz Transcriptions: a Register //Black Music Research Journal.- 1985. # 43.
- Kowal R. New Jazz and Some Problem of its Notation //Jazz Forum, iii iv 1971.-2 -P. 80.
- Lissa S. Szkice z estetyki muzycnei. -Krakow, 1963.
- Longstreet S. The real jazz: old and new. -Baton Rougee Louisiana, 1956.
- Meadows E. Ethnomusicology and jazz research //Council for Research in Music.-1987. -#95.-P.61−70.
- Mehegan J. Jazz Improvisation. Vv. 1- 4. -N. Y., 1959−1965.
- Merriam A., Raymond W.M. The Jazz Community // Social Forces, 1960. -V.38. -#3.-P.211−222.
- Morgenstern D. Comment on Fifty Years of Downbeat Solo Jazz Transcription
- Black Music Research Journal, 1986. -# 23.
- Nanry Ch. Jazz and modernism: twin-born children of the age of invention // Annual review of Jazz studies, -1982. -P. 146−153.
- Nettl B. Theory and Method in Ethnomusicology. -N.Y., 1964.
- The New Grove Dictionary of American Music /Ed. by H. Wiley Hitchcock and Stanley Sadie. L., 1986.
- The New Grove Dictionary of Music and Musicians /Ed. Stanley Sadie. -In 20 Vol. -L., 1980.
- The New Grove Dictionary of Jazz /Ed. by Barry Kernfeld. Vv. l 2.-L., 1988.
- The New Harvard Dictionary of Music /Ed. by Don M. Randel. -L., 1986.
- The New Oxford companion to music. N.Y., 1984.
- Ostransky L. The Anatomy of Jazz. N.Y., 1964.
- Patric, J. Music sources for the History of Jazz // Black perspective in music, 1976.-V.4.-#1.-P. 46−53.
- Piserno V. Dictionary of musical term. Brooklyn (N.Y.), 1976.
- Porter L. Guidelines for Jazz Research //Council for Research in Music, 1987.-#95.- P.3−12.
- Randel W. Black entertainers on radio, 1920 —1930. //Black music and jazz review, 1976. -P.67.
- Rosenthal D. Jazz in the getto: 1950 1970 //Popular music, 1988. -V.7.-#l. -P.51−56.
- Russell R. Bebop /Williams M. The Art of Jazz. -N.Y., 1959. -P.187−214.
- Russell G. The lidian chromatic Conception of tonal Organisation for Improvisation. —N.Y., 1959.
- Schul ler G. Early Jazz: It’s Roots and Musical Development. -N. Y., 1968.
- Schuller G. The History of Jazz. -N.Y., 1986.
- Schuller, G. Musings: The musical worlds of G. Schuller. -N.Y., 1986.
- Schmidt Joos S. Unterhaltung ist Kultur. Kultur ist Unterhaltung //Music und Bildung, 1977. -#12.
- Shaw A. 52nd Street: The Street of Jazz (original title: The Street That Never Slept). -N. Y., 1977.
- Starr F. Red and hot. N. Y., 1983.
- Stewart M. L. Grid notation: a notation system for Jazz transcription // The Annual Review of Jazz Studies (ARJS), 1982, — #3. -P. 3−23.
- Teddy Wilson Piano Patterns- Rube Bloom Piano Impression. Robert Music Corporation, 1947.
- Thompson O. The Intonation Encyclopedia of Music and Musicians. (1887 -1945) 10-th ed. -L., 1975.
- Tirro F. Jazz. Dictionary of Contemporary Music /Ed. John Vinton. -N.Y., 1973.
- Tirro F. Jazz: A History. N. Y., 1977.
- Tirro F. The Silent Theme Tradition in Jazz //The Music Quarterly. -1967. -#3. P.313−334.
- Tucker M. Transcription / The New Grove Dictionary of Jazz. -L., 1988. -V.2. -P. 545−547.
- Ulanov B. Handbook of Jazz. L., 1958.
- Ulanov B. A History of Jazz in America. -N.Y., 1958.
- Wang R. Jazz circa 1945: A Confluence of Styles //The Music Quarterly, 1973. -v.LlX. -#4. -P. 531−546.
- Waterman R. A. African Influence on the Music of the Americas //Acculturation in the Americas. -Chicago, 1952.
- White A. A Treatise on Transcription. -Washington, 1978.
- Wier A. The Macmillan encyclopedia of music and musicians. N.Y., 1938.
- Wilson J. Jazz: The Tradition year 1940 1960. -N.Y., 1966.
- Witmer R. Notation /The New Grove Dictionary of Jazz. -L., 1988. -V. 1. -P. 253−260.
- Wright J. R.B. Conversations with John Birks «Dizzy» Gillespie //Black Perspective in Music, 1976. -V.4.-#l. -P.82−89.