Формирование классического стиля в клавирной музыке XVIII века
Диссертация
Стили барокко и классицизма являются первыми в истории музыкальными стилями, обладающими средствами интонационного развития. Интонация предстаёт как ядро индивидуального стиля, ответственное за выбор средств и способов выражения содержания стиля. Таким образом, содержание стиля оказывается воплощением неповторимых черт личности и мышления художника в конкретном произведении. Элементами… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема «барокко — классицизм» в музыке как отражение процессов секуляризации культуры
- 1. 1. Историко-философский аспект проблемы «барокко — классцизм»
- 1. 2. Музыкальная практика
- 1. 3. Музыкальный язык
- 1. 4. Музыкальный стиль
- Глава 2. Эволюционно-стилевые процессы в клавирной музыке XVIII века
- 2. 1. О национальных стилях в клавирной музыке
- 1710−1720-х годов
- 2. 2. Развитие гомофонной фактуры и специфических клавирных формул в музыке 1730—1740-х годов
- 2. 3. Формирование вертикальной организации фактуры и «чувствительный» стиль в клавирной музыке 1750—1760-х годов
- 2. 4. Венский классический стиль и главные направления развития фортепианной музыки в 1770—1780-х годах
Список литературы
- Аберт, Г. В .А. Моцарт Текст. / Г. Аберт Ч. 1, кн. 2 (1775−1782) // пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы. — М.: Музыка, 1988. 608с.
- Алексеев, А. История фортепианного искусства Текст. / А. А. Алексеев. Учебник в 3-х ч. Ч. 1 и 2. М.: Музыка, 1988.415с.
- Алексеева, И. Бассо-остинато и его роль в смысловой организации инструментальной музыки барокко Текст. / И. В. Алексеева. Автореф. дис.. докт. искусств. — Новосибирск, 2006. 53с.
- Антипова, Ю. Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века Текст. / Ю. В. Антипова. Автореф. дис.. канд. искусств. Новосибирск, 2005. 26с.
- Арановский, М. Музыкальный текст. Структура и свойства Текст. / М. Г. Арановский. -М.: Композитор, 1998. 343с.
- Арановский, М. Синтаксическая структура мелодии: Исследование Текст. / М. Г. Арановский. -М.: Музыка, 1994. 320с.
- Арановский, М. Симфонические искания. Проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960−1975 годов Текст. / М. Г. Арановский. Исследовательские очерки. — JL: Сов. композ., 1979. 285с.
- Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б. В. Асафьев. Кн. 1 и 2 (Ред., вступ. ст. и коммент. Е.М. Орловой). Д.: Музыка, 1971. 375с.
- Асфандьярова, А. Интонационная лексика образов пасторали в тематизме фортепианных сонат Й. Гайдна Текст. / А. И. Асфандьярова. Исследование. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. 3. Исмагило-ва, 2007. 194с.
- Ахметходжаева, Н. Теоретические проблемы концертности и концертирования в музыкальном искусстве Текст. / Н. М. Ахметходжаева. Дис.. канд. искусств. Ташкент, 1985. 203с.
- Бергер, Л. Закономерности истории музыки. Парадигма познания эпохи в структуре художественного стиля Текст. / JI. Бергер // Музыкальная академия. № 2. 1993. С. 124−130.
- Бершадская, Т. Лекции по гармонии Текст. / Т. А. Бершадская. — Л.: Музыка, 1985. 237с.
- Баттерворт, Н. Гайдн Текст. / Н. Баттерворт (пер. с англ. А.Н. Виноградовой). Пермь: изд-во «Урал LTD», 1999. 157с.
- Березин, В. Духовые инструменты в раннеклассическом оркестре Текст. / В. В. Березин // Инструментальная музыка классицизма: Вопросы теории и исполнительства. Научные труды МГК. Сб. 22. М.: изд-во МГК, 1998. 154с. С. 4−25:
- Бёрни, Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия L772 года по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии Голландии Текст. / Ч. Бёрни. -М.-Л.: Музыка, 1967. 290с.
- Бесселер, Г. Бах как новатор Текст. / Г. Бесселер // Избранные статьи музыковедов ГДР?(Сост. Н. Нотович). М.: Гос. муз. изд-во, 1960. 252с. С. 70−126.
- Бонфельд М. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки Текст. / М. Ш. Бонфельд. Учебное пособие в 2-х ч. Ч. 1. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 256с.
- Бобровский, В. Тематизм как фактор музыкального мышления Текст. / В. П. Бобровский. Очерюгв 2-х вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1989. 268с.1. ВНИИ искусствознания).
- Браудо И. Об органной и клавирной музыке Текст. / И. А. Браудо (вступ. ст. и коммент. JL Ковнацкой, общ. ред. М. Друскина). JL: Музыка, 1976. 152с.
- Брянцева В. Дебют Рамо-композитора Текст. / В. Брянцева // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. Вып. 2. -М.: Сов. композ., 1973. 479с. С. 371−404.
- Брянцева, В. Французский клавесинизм Текст. / В. Брянцева. Исследование. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 376с. (Государственный институт искусствознания министерства культуры РФ)
- Бутир, JJ. О роли концертов в творческом наследии И.С. Баха Текст. / JT.M. Бутир // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13 (отв. ред. JT. Раабен). -Л.: Музыка, 1974. 238 с. С. 186−214.
- Бэлза, И. Очерки развития чешской музыкальной классики Текст. / И. Бэлза. -М.-Л.: Гос. муз. изд-во, 1957. 585с.
- Бюкен, Э. Музыка эпохи рококо и классицизма Текст. / Э. Бюкен (пер. с нем. В. В. Микошо, ред. М.В. Иванова-Борецкого). М.: Гос. муз. изд-во, 1934. 271с.
- Валькова, В. Музыкальный тематизм мышление — культура Текст. / В. Б. Валькова. Исследование. — Н.-Новгород: изд-во Нижегор. ун-та, 1992, 161с.
- Вартанова, Е. Логика сонатных композиций Гайдна и Моцарта Текст. / Е. Вартанова. Учебное пособие. — Саратов: изд-во СГК, 2003. 23с.
- Вёльфлин, Г. Ренессанс и Барокко Текст. / Г. Вёльфлин (пер. с нем. Е. Лунд-берга, ред. А. Волынский). СПб.: Грядущий день, 1913. 164с.
- Вёльфлин, Г. Классическое искусство: Введение в изучение итальянского Возрождения Текст. / Г. Вёльфлин (пер. с нем. А. Константиновой, В. Невежиной). СПб.: Алетейя, 1999. 317с.
- Гервер, Л. Клавирные сонаты Моцарта № 10 (KV 330) и № 13 (KV 333). Опыт интерпретации Текст. / JI. J1. Гервер // Инструментальная музыка классицизма: Вопросы теории и исполнительства. Научные труды МГК. Сб. 22.-М.: изд-во МГК, 1998. 154с. С. 89−106.
- Гёте, В. Об искусстве Текст. / В. Гёте (сост., вступ. ст. и примечания А.В. Гулыги). М.: Искусство, 1975. 623с.
- Гулянпцкая, Н. Русская музыка: становление тональной системы IX— XX вв. Текст. / Н. Гуляницкая. Исследование. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. 384с.
- Гуревич, А. Категории средневековой культуры Текст. / А. Я. Гуревич 2-е изд. доп. М.: Искусство, 1984. 350с.
- Демченко, А. Западноевропейское искусство. Барокко и Романтизм Текст. / А. И. Демченко. Избранные статьи о музыке. Вып. 1. — Саратов: изд-во СГК, 2003. 144с.
- Диденко, Н. Формирование инструментальной фактуры в органной музыке Германии XV-XVIH веков Текст. / Н. М. Диденко. Автореф. дис.. канд. искусств. Ростов-на-Дону, 1995. 24с.
- Друскин, М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI—XVIII вв.еков Текст. / М. С. Друскин. JL: Гос. муз. изд-во, 1960. 283с.
- Друскин, Я. О риторических приёмах в музыке И.С Баха Текст. / Я. С. Друскин. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2005. 136с.
- Дуков, Е. Концерт в истории западноевропейской культуры электронный ресурс. / Е. В. Дуков. М.: Классика-ХХ1, 2003. Электронное периодическое издание «Открытый текст». Режим доступа: http://www.opentextmi.ru/music/interpretation/?id=2120.
- Евдокимова, Ю. О диалектике становления сонатной формы в итальянской клавирной музыке Текст. // Ю. К. Евдокимова // Из истории зарубежной музыки: Сб. статей. Вып. 4 (сост. Р.К. Ширинян). М.: Музыка, 1980. 239с. С. 142−165.
- Елинер, Н. Процессы стилеобразования в пространственных искусствах: опыт применения системно-культурологического подхода Текст. // Н. Г. Елинер. Автореф: дис. канд. искусств. СПб., 2005.20с.
- Захарова, О. Музыкальная риторика XVII первой половины XVIII веков / О. И. Захарова // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. Вып. 3. — М.: Сов. композ., 1975. 479с. С. 345−378.
- Захваткин, А. Клавирная школа К.Ф. Э. Баха в исторической перспективе Текст. / А. Н. Захваткин. Автореф. дис.. канд. искусств. Н.-Новгород, 2007. 18с.
- Зейфас, Н. Concerto grosso в музыке барокко Текст. / Н. М. Зейфас // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. Вып. 3. — М.: Сов. композ., 1975. 479с. С. 379406.
- Зейфас, Н. Concerti grossi op. 6. в творчестве Генделя Текст. / Н. М. Зейфас // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 12 (отв. ред. В.В. Смирнов). Л.: Музыка, 1973. 220с. С. 116−159.
- Зейфас, Н. Маттезон и теория оркестровки Текст. / Н. М. Зейфас // История и современность: Сб. статей (ред.-сост. А. И. Климовицкий, Л.Г. Ков-нацкая, М.Д. Сабинина). Л.: Сов. композ., 1981. 285с. С. 33−54.
- Зимин, П. История фортепиано и его предшественников Текст. / П. Н. Зимин. М.: Музыка, 1968.215с.
- Золотое, Ю. Классицизм: к определению понятия Текст. / Ю. Золотов // Вопросы искусствознания. XI (2/97). С. 529−537.
- Йоффе, И. Мистерия и опера (немецкое искусство XVII XVIII вв.) Текст. / И. И. Йоффе. — Л.: изд-во Гос. муз. НИИ, 1937. 236с.
- Каган, М. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996. 416с.
- Каган, М. Морфология искусства Ч. I, II, III Текст. / М. С. Каган. Л.: Искусство, 1972. 440с.
- Каган, М. Искусство как феномен культуры Текст. / М. С. Каган: Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи. Л.: изд-во Ленинградского университета, 1991. 384с. С. 164−177.
- Кажарская, Ю. Музыкальная культура мадридского двора XVIII века и творчество Антонио Солера Текст. / Ю. Д. Кажарская. Дис.. канд. искусств. М., 2002. 188с.
- Каэ!сарская, Ю. Музыкальная культура мадридского двора XVIII века и творчество Антонио Солера Текст. / Ю. Д. Кажарская. Автореф. дис.. канд. искусств М., 2002. 25с.
- Кальман, Л. Минорная сфера в инструментальной музыке Моцарта Текст. / Л. Л. Кальман // Музыка барокко и классицизма. Вопросы анализа: Сб. тр. Вып. 84.-М.: изд-воГМПИим. Гнесиных, 1986.160с. С. 128−144.
- Кириллина, Л. Бетховен и теория музыки его времени Текст. / Л. В. Кириллина // Музыка барокко и классицизма. Вопросы анализа: Сб. тр. Вып. 84. -М.: изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1986. 160с. С. 145−159.
- Кириллина, Л. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века.
- Ч.Ш: Поэтика и стилистика Текст. / JI.B. Кириллина. М.: Композитор, 2007. 376с.
- Климовицкий, А. Зарождение и развитие сонатной формы в творчестве Д. Скарлатти Текст. / А. Климовицкий // Вопросы музыкальной формы: Сб. ст. Вып. 1 (Ред.-сост. В. Протопопов). -М.: Музыка, 1967. С. 3−61.
- Конен, В. Театр и симфония (роль оперы в формировании классической симфонии) Текст. /В.Д. Конен. Изд. 2-е. -М.: Музыка, 1975. 376с.
- Конен, В. Этюды о зарубежной музыке Текст. / В. Д. Конен. Изд. 2-е доп. -М.: Музыка, 1975. 480с.
- Копцик, В., Рыжов, В., Петров, В. Этюды по теории искусства: Диалог естественных и гуманитарных наук Текст. / В. Копцик, В. Рыжов, В. Петров. М.: изд-во ОГИ, 2004. 368с.
- Копчевский, Н. Клавирная музыка. Вопросы исполнения Текст. / Н. Коп-чевский. -М.: Музыка, 1986. 96с. (Вопросы истории, теории, методики).
- Кремлёв, Ю. Иозеф Гайдн. Очерк жизни и творчества Текст. / Ю.А. Крем-лёв. -М.: Музыка, 1972. 319с.
- Кудряшов, А. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII—XX вв. Текст. / А. Ю. Кудряшов. Учебное пособие. СПб.: изд-во Лань, 2006. 432с.
- Кузнецов, И. Ранний фортепианный (клавирный) концерт Текст. / И. Кузнецов // Вопросы музыкальной формы: Сб. ст. Вып. 3 (Ред.-сост. В. Протопопов).-М.: Музыка, 1977. 270с. С. 156−185.
- Курт, Э. Основы линеарного контрапункта: Мелодическая полифония Баха Текст. / Э. Курт (пер. с нем. 3. Эвальд под ред. Б.В. Асафьева). М.: Гос. муз. изд-во, 1931. 304с.
- Лебедева, A. Ars combinatoria и музыкальная практика XVIII века Текст. / А. В. Лебедева. Автореф. дис.. канд. искусств. — М., 2002. 21с.
- Лесовиченко, А. Система музыкально-культовых канонов в европейской культуре Текст. / A.M. Лесовиченко. Автореф. дис. докт. искусств. -Кемерово, 2004. 33с.
- Ливанова, Т. Западноевропейская музыка XVIT-XVIII веков в ряду искусств Текст. / Т. Н. Ливанова. Исследование. М.: Музыка, 1977. 528с.
- Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года Текст. / Т. Н. Ливанова. Учебник в 2-х т. Т. 2. XVIII век изд. 2-е перераб. и доп. — М.: Музыка, 1982. 622с.
- Лортц, Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей электронный ресурс. / Й. Лортц- М., 1999. Режим доступа: http://vww.catholic.uz/library/books/church history/index.htm.
- Лосев, А. Из ранних произведений Текст. / А. Ф. Лосев (сост. и подгот. текста И.И. Маханькова). М.: Правда, 1990. 655с.
- Лосев, А. Эстетика Возрождения Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1978. 623с.
- Лотман, Ю. Миф имя — культура Текст. / Ю. М. Лотман: Избранные статьи в 3-х т. Т. 1 Статьи по семиотике и типологии культуры. — Таллинн: Александра, 1992. 479с.
- Луцкер, П. Классицизм Текст. / П. В. Луцкер // Музыкальная жизнь 1991. № 3−4. С. 20−22.
- Мазель, Л. Строение музыкальных произведений Текст. / Л. А. Мазель. Учебное пособие. 2-е изд. -М.: Музыка, 1979. 536с.
- Медушевский, В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа Текст. / В. В. Медушевский // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: Сб. ст. (сост. И. Котляревский, Д. Те-рентьев). Киев: Муз. Украша, 1988. 128с.
- Медушевский, В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В. В. Медушевский. Исследование. — М.: Музыка, 1976.263с.
- Медушевский, В. Музыкальный стиль как семиотический объект Текст. / В. В. Медушевский // Советская музыка 1979. № 3. С. 29−37.
- Медушевский, В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы Текст. / В. В. Медушевский. Автореф. дис.. докт. искусств. М., 1984. 25с.
- Медушевский, В. Интонационная форма музыки Текст. / В. В. Медушевский. Исследование. -М.: Композитор, 1993. 268с.
- Меркулов, А. Клавирные сочинения Й. Гайдна: для клавикорда, клавесина или фортепиано? Текст. / A.M. Меркулов // Как исполнять Гайдна: Сб. ст. (сост., вступ. ст. A.M. Меркулов). М.: Классика-ХХ1, 2004. 204с. С. 7994.
- Милка, А. Теоретические основы функциональности в музыке Текст. / А. П. Милка. Исследование. JL: Музыка, 1982. 150с.
- Михайлов, М. Стиль в музыке Текст. / М. К. Михайлов. Исследование. -Л.: Музыка, 1981. 261с.
- Михайлов, А. Поэтика барокко Текст. / А. В. Михайлов: Избранное. Завершение риторической эпохи. СПб.: изд-во СПбГУ, 2007. 480с. С. 68 183.
- Музыкальный словарь Гроува Текст. / пер. с англ. М.: Практика, 2001. 1095с.
- Музыкальный энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 672с.
- Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв. Текст. / Сост. и вступ. ст. В. П. Шестакова. -М.: Музыка, 1971. 684с.
- Назайкинский, Е. Логика музыкальной композиции Текст. / Е.В. Назай-кинский. -М.: Музыка, 1982. 312с.
- Назайкинский, Е. Роль тембра в формировании темы и тематического развития в условиях имитационной полифонии Текст. / Е. В. Назайкинский // С. С. Скребков. Статьи и воспоминания (сост. Д.А. Арутюнов). — М.: Сов. композ., 1979. 308с. С. 132−162.
- Назайкинский, Е. Стиль и жанр в музыке Текст. / Е. В. Назайкинский. Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2003. 248с.
- Носина, В. Символика музыки Баха Текст. / В. Б. Носина. Тамбов, 1993. 103с.
- Носина, В. О символике «Французских сюит» И.С. Баха Текст. / Б. Л. Яворский, В. Б. Носина. -М.: Классика XXI, 2006. 156с.
- Панов, А. Практика немецкого органиста XVII-XVIII столетий в зеркале исторических документов Текст. / А. А. Панов. Автореф. дис.. докт. искусств. -М., 2006. 51с.
- Петраш, А. Сольная смычковая соната и сюита до Баха и в творчестве его современников Текст. / А. Петраш // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. Вып. 13 (отв. ред. Л. Раабен) Л.: Музыка, 1974. 238с. С. 163— 186.
- Петров, Ю. Испанские жанры у Доменико Скарлатти Текст. / Ю. Петров // Из истории зарубежной музыки: Сб. ст. Вып 4 (сост. Р.К. Ширинян). -М.: Музыка, 1980. 239с. С. 192−211.
- Пригожии, ИСтенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой Текст. / И. Пригожин, И. Стенгерс (пер с англ) изд. 4-е. М.: изд-во Едиториал УРСС, 2003. 302с.
- Протопопов, В. Очерки из истории инструментальных форм XVI начала XIX века Текст. / В. В. Протопопов. -М.: Музыка, 1979. 327с.
- Раабен, Л. Скрипичные концерты барокко и классицизма Текст. / Л. Раабен. Монография. СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 126с.10Ъ.Рабей, В. Георг Филипп Телеман Текст. / В. О. Рабей. М.: Музыка, 1974. 63с. (В помощь педагогу-музыканту).
- Распутина М. Становление клавирного стиля в музыке южнонемецкого барокко Текст. / М. В. Распутина. Автореф. дис.. канд. искусств. М., 2002. 24с.
- Ргшан, Г. Музыкальный словарь электронный ресурс. / Г. Риман // Перевод с. 5-го нем. издания Б. Юргенсона (Подготовка текста Е. Ачеркан).— CD. Программная оболочка ETS, 2004. «Си ЭТС», 2004. WWW.ETS.RU.
- Розанов, И. От клавира к фортепиано. Из истории клавишных инструментов Текст. / И. В. Розанов. СПб.: Лань, 2001. 448с.
- Розанов, И. Предисловие к изданию второй тетради избранных сонат К.Ф. Э. Баха Текст. / И. В. Розанов // К.Ф. Э. Бах. Избранные сонаты для фортепиано. Тетрадь 2. СПб, 2001. С. 3−8.
- Роллан, Р. Музыканты прошлых дней. Музыкальное путешествие в страну прошлого Текст. / Р. Роллан. Музыкально-историческое наследие в 8-ми вып. Вып. 3 (Ред., сост. и коммент. В. Брянцевой). М.: Музыка, 1988. 448с.
- Роллан, Р. Гендель Текст. / Р. Роллан (ред. и коммент. В. Брянцевой). -М.: Музыка, 1984. 25бс.
- Скребков, С. Художественные принципы музыкальных стилей Текст. / С. С. Скребков. -М.: Музыка, 1973. 447с.
- Степанская, Н. Мелодия в условиях инструментального многоголосия Текст. /Н.С. Степанская. Дис.. канд. искусств. Минск, 1985. 244с.
- Стуколкина. С. Соната для клавира и фортепиано в творчестве композиторов Австрии? XVIII: — начала XIX века Текст. / С. М. Стуколкина. Дис. .канд. искусств. М., 2002. 205с.
- Фейгина, Bi Инструментальная фуга Генделя Текст. / В. Фейгина // Вопросы музыкальной формы: Сб. ст. Вып. 4 (Ред.-сост. В1- Протопопов). — М.: Музыка, 1985. С. 189−211.
- Фильштейн, С. Готлиб Теофил Муффат и его клавирное творчество: Предисловие Текст. / С. Я. Филынтейн // Г. Муффат Сочинения для фортепиано. Вып.: 1 (Ред.-сост. С.Я. Фильштейн). Киев: Муз. Укра’ша, 1981. 86с.
- Флоренский, П. Обратная перспектива Текст. / П. А. Флоренский:. Христианство и культура (вступ. ст. и прим. А.С. Филоненко). М.: изд-во ACT Фолио, 2001. 663с. С. 38−95.
- Фортунатов, Ю. Оркестр Моцарта: Стенограмма лекций Текст. / Ю.А. Фортунатов-// Инструментальная музыка-классицизма:Вопросы теории и исполнительства. Научные труды МГК. Сб. 22. — М.: изд-во МГК, 1998. 154с. С. 51−66.
- Фраёнов, В. Учебник полифонии Текст. / В.П. Фраёнов- М.: Музыка, 2000. 207с.
- Ъ.Харлап, М. Ритм и метр в музыке устной традиции Текст. / М. Г. Харлап. -М.: Музыка, 1986. 102с.
- Хёйзинга, Й Homo ludens: Статьи по истории культуры Текст. / Й. Хёйзинга (пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова, коммент. Д.Э. Харитоновича). -М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416с.
- ЪА. Холопова, В. О прототипах функций музыкальной формы Текст. / В. Н. Холопова // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. Вып. 4. М.: Сов. композ., 1979. 343с. С. 4−22.
- Цыбко, Е. Ария: от барокко к классицизму Текст. / Е. Н. Цыбко. Автореф. дис.. канд. искусств. -М., 2005. 16с.
- Черная, М. Фигурационное письмо в западноевропейской и русской клавирной (фортепианной) музыке (от истоков до середины XX века) Текст. / М. Р. Чёрная. Дисс.. докт. искусств. -М., 2005. 1328с.
- Чигарёва, Е. Проблема интерпретации «риторического слова» в музыке
- Чичерин, Г. Моцарт: Исследовательский этюд Текст. / Г. В. Чичерин (общ. ред., вступ. ст., прим. Е.Ф. Бронфин) 4-е изд., доп. Л.: Музыка, 1979. 279с.
- Шаймухаметова, Л. Семантический анализ музыкальной темы Текст. / Л. Н. Шаймухаметова. — М.: изд-во РАМ им. Гнесиных, 1998. 265с.
- Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах Текст. / А. Швейцер. М.: Классика-XXI, 2004. 816с.
- Ширинян, Р. О стиле сонат Доменико Скарлатти Текст. / Р.К. Шири-нян //Из истории1 зарубежной музыки: Сб. ст. Вып. 4 (сост. Р.К. Ширинян). -М.: Музыка, 1980. 239с. С. 166−191.
- Шпенглер, О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер (пер. с нем. под ред. А.А. Франковского). — М.: Искусство, 1993. 303с.
- Шпинарская, Е. Взаимоотношение барокко и классицизма: историографический анализ и проблематика Текст. / Е. Н. Шпинарская. Дисс.. канд. филос. наук.-СПб., 1997. 160с.
- Шушкова, О. Раннеклассическая музыка: эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма Текст. / О. И. Шушкова. Автореф. дис.. докт. искусств. Новосибирск, 2002. 42с.
- Щукина, Т. Фортепианная соната в творчестве Клементи и её стилевые параллели Текст. / Т. В. Щукина. Дис. канд. искусств. — М., 2006. 197с.
- Эйнштейн, А. Моцарт. Личность. Творчество Текст. / А. Эйнштейн (пер. с нем. под ред. Е.С. Чёрной). -М.: Музыка, 1977. 454с.
- Blume, Fr. J.S. Bach im Wandel der Geschichte Текст. / Fr. Blume // Musik-wissenschaftliche Arbeiten / hrsg. v. der Gesellschaft fur Musikforschung, Nr. 1. Kassel: Barenreiter-Verlag, 1947. 47 S.
- Dahlhaus, C. Die Musiktheorie im 18. und 19. Jahrhundert II: Deutschland Текст. / С. Dahlhaus // hrsg. v. Ruth E. Muller.- Darmstadt, 1989. 290 S.
- Downs, Ph.G. Classical Music. The Era of Haydn, Mozart and Beethoven. Текст. / Ph.G. Downs. -N.Y.- London, 1992.
- Heartz, D. Haydn, Mozart and the Viennese School 1740−1780 Текст. / D. Heartz.-N.Y., 1995.
- Henzel, C. Agricola und andere: Berliner Komponisten im Notenarchiv der Sing-Akademie zu Berlin Текст. / С. Henzel // Jahrbuch des Staatlichen Insti-tuts fur Musikforschung Preussischer Kulturbesitz. Stuttgart, 2003. 295 S.
- Henzel, C. Die Schatulle Friedrichs II. von PreuBen und die Hofinusik (Teil 1) Текст. / С. Henzel // Jahrbuch des Staatlichen Instituts fur Musikforschung Preussischer Kulturbesitz- Stuttgart, 1999. 315 S.
- Henzel, C. Die Schatulle Friedrichs II. von PreuBen und die Hofmusik (Teil 2) Текст. / С. Henzel // Jahrbuch des Staatlichen Instituts fur Musikforschung Preussischer Kulturbesitz. Stuttgart, 2000. 310 S.
- Jacob, H. Mozart. Geist Musik — Schicksal Текст. / H.E. Jacob. — Miinchen: Wilhelm Heyne Verlag, 1978. 479 S.
- Landon, C. Vorwort in: Haydn J. Samtliche Klaviersonaten: Nach- Autogra-phen, Abschriften und Erstdriicken herausgegeben von Chiista Landon Текст. / С. Landon (Wiener Urtext Edition). Budapest: Editio Musica, 1973. S. IV-XIV.
- Ritzel, F. Die Entwicklung der «Sonatenform» im musiktheoretischen Schrift-tum des 18. und 19. Jahrhunderts Текст. / F. Ritzel. Wiesbaden, B&H, 1969. 289 S.
- Rnmmenholler, P. Die musikalische Vorklassik: Kulturhistorische und musik-geschichtlische Grundrisse zur Musik im 18. Jahrhundert zwischen Barock und Klassik Текст. / P. Rummenholler. Kassel, 1983.
- Rosen, C. The Classical Style Текст. / Ch. Rosen. London, 1976.171 .Stein, L. Structure and Style. The Study and Analysis of Musical Forms Текст. / Leon Stein. Evanston, Illinois: Summy-Birchard Co., 1962.
- Wagner, G. Anmerkungen zur Berliner Zeit Carl Philipp Emanuel Bachs Текст. / G. Wagner // Jahrbuch des Staatlichen Instituts fur Musikforschung Preussischer Kulturbesitz. Stuttgart, 2001. 384 S.