Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обращение к духовным истокам мордовского народа является одной из характерных черт живописи. В этом отношении интерес представляет религиозно-обрядовая культура мордвы (моления солнцу, голубому камню, лошадям, зов торамы и др.), которая несет еще и этническую нагрузку. Живописцы воспроизводят традиционные обычаи и обряды, прослеживают истоки, рассматривают их структуру (Д. Д. Ануфриев, А. И… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРАДИЦИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА (
    • 1. 1. Традиционная культура и искусство: теория вопроса
    • 1. 2. Материальная культура мордвы в профессиональном образительном искусстве
      • 1. 2. 1. Ландшафт и поселения
      • 1. 2. 2. Жилище и утварь
  • ГЛАВА 2. ПОИСК НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ЭТНОТРАДИЦИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ: МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
    • 2. 1. Духовные традиции мордвы в живописи
      • 2. 1. 1. Национальная одежда
      • 2. 1. 2. Праздники и обряды
    • 2. 2. Этнофутуризм и этносимволизм как культура индивидуальных миров в живописи Мордовии

Традиционная культура в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Повышенное внимание к традиционной народной культуре, в значительной степени вызванное ростом этнического самосознания народов и являющееся выражением своеобразной реакции на процессы унификации и урбанизации культуры, породил всплеск интереса к искусству, способному отразить глубинные истоки культурно-исторического и духовного наследия своего народа. В произведениях искусства также происходит своеобразное осознание уникальности и неповторимости каждой национальной культуры как части мировой.

Художественное творчество в разных видах и жанрах удовлетворяет эстетические потребности человека, отражая материальные и духовные ценности народа, становится и частью этнической культуры. Рисуя, человек всегда пытался показать окружающий мир, народ, его привычки и традиции, отразить процессы, связанные с созданием системы ценностей, принятой в обществе.

Актуальность исследования состоит в необходимости анализа изобразительного искусства художников Мордовского края XIX — XXI вв. в свете новых источников и артефактов. Они помогают раскрыть значение формирования различных этапов, а внутри них художественную образность и выразительность языка живописи, отражающего традиционную культуру мордвы, которая долгое время рассматривалась лишь как феномен этнографии. Сегодня мы имеем возможность изучать ее в контексте искусства.

Выявление всего многообразия форм и жанров живописных полотен, а главное — сюжетики, открывает материальные и духовные ценности и исторические факты из жизни мордвы. Это позволяет рассматривать их не только как памятник традиционной культуры, или только как произведения искусства, но и как «живой», самообновляющийся феномен настоящего времени. Это становится необходимым условием дальнейшего изучения и развития как традиционной культуры, так и изобразительного искусства Республики Мордовия.

Состояние научной разработанности проблемы предопределено тем фактом, что исследование проводится на стыке нескольких научных дисциплин: культурологии, истории, этнографии, эстетики, искусствоведения и др.

Концептуальным фундаментом анализа понятий «традиция» и «традиционная культура» в русле этнографии, являются труды Ю. В. Бромлея, Г. Н. Волкова, К. И. Козловой, С. С. Константиновой, Е. В. Миськовой, Н. А. Некрасова, А. П. Садохина, С. А. Токарева. Культурологический уровень традиционной культуры исследуется в работах А. И. Арнольдова, Е. К. Быстрицкого, Н. И. Ворониной, Э. С. Маркаряна, В. И. Полищук, П. Д. Тищенко.

Осмысление традиций как культурного явления в историческом аспекте, жизнь и быт мордвы XVIII — XIX вв. изучались по трудам: М. Е. Евсевье-ва, В. Н. Майнова, П. И. Мельникова-Печерского, П. С. Палласа, И. Н. Смирнова, А. А. Шахматова, В. А. Юрченкова. Концепции этнокультурных традиций, а также материальные основы бытия мордовского этноса: жизнь, быт, культурные ценности второй половины XIX в. рассматриваются в работах В. А. Балашова, В. Н. Белицер, В. Ф. Вавилина, А. С. Лузгина, Н. П. Макушина, В. Н. Мартьянова, Н. Ф. Мокшина, JI. И. Никоновой, Т. П. Федянович.

Религиозно-мифологические традиции мордовского народа рассматривались в исследованиях Т. П. Девяткиной, М. И. Каргиной. Миф в искусстве мордвы изучен Н. Г. Юрченковой («Мифология в культурном сознании мордовского этноса»).

Особенности ландшафта, рельефа, климата и растительности мордовского края изучали М. М. Голубчик, А. А. Ямашкин.

Основные аспекты обрядовой культуры мордовского этноса раскрываются в трудах Г. А. Корнишиной, Н. Ф. Мокшина.

Национальный костюм, знаково-символические формы, украшения, различия в покрое одежды, вышивка, колорит представлены в работах:

B. Н. Белицер, Т. А. Крюковой, Т. П. Прокиной и М. И. Суриной, Т. А. Шигуровой.

Использовались также материалы обобщающего характера: «Мордва. Историко-этнографические очерки» (1981), «Мордва. Историко-культурные очерки» (1995), «Народы Поволжья и Приуралья» (2000), «Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа» (2004). В них анализируется не только история этноса, хозяйственный быт, семейные обряды, но и народные промыслы и художественное творчество.

Этапам становления изобразительного искусства в мордовском крае, изучению первых живописных работ, связанных с жизнью и бытом мордовского народа посвящены труды И. Д. Воронина, Т. В. Елисеевой.

Изучены искусствоведческие исследования отечественных и зарубежных ученых, рассматривающих типы художественной деятельности, живопись как вид искусства — Н. А. Бердяева, П. Г. Богатырева, А. С. Гущина,.

C. М. Даниэля, Р. Я. Журова, В. А. Фаворского, С. М. Червонной и П. Валери, М. Полани. Особенности анализа живописных полотен представлены в работах искусствоведов и теоретиков искусства В. В. Ванслова, Е М. Костиной, О. В. Пашутиной, JI. Б. Федосеенко, и др.

Творчество художников Мордовского края рассматривают: Т. А. Азор-кина, О. Г. Беломоева, Е. В. Бутрова, JI. А. Букина, Е. В. Голышенкова, Т. В. Гундырева, Т. В. Елисеева, Е. В. Киреева, Н. Ю. Лысова, А. В. Рункова, М. И. Сурина, Н. В. Холопова и др.

Анализ межкультурного взаимодействия традиционной культуры мордвы и произведений изобразительного искусства (живописи) художников мороз довского края еще не был предметом специального научного исследования. Данный аспект открывает множество новых явлений, как в самой традиционной культуре, так и в художественном творчестве художников-профессионалов.

Источниковая база исследования. Для более глубокого осмысления данной работы в качестве источников использованы материалы: государственного архива Пензенской области (ГАПО) «Документальные материалы Пензенского края» (ф. 41) — Центрального государственного архива литературы и искусств Пензенской области (ЦГАЛИПО) «Воспоминания JL М. Жем-чужникова» (ф. 639) — Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ) «Отчет о работе Краеведческих музеев» (ф. 1121), «Отчеты о работе ДМШ и ДХШ» (ф. 1122), «Доклад председателя Правления Мордовского отделения Союза Советских художников В. Д. Хрымова о работе союза за 1957 г.» (ф. 1292), «Отчеты о проведении республиканских выставок народного художественного творчества» (ф. 1999), «Федот Васильевич Сычков. Автобиография» (ф. 2099), «Н. В. Ерушев. Автобиография» (ф. 2107) — рукописного фонда Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (РФГУНИИГН) «Приказы по мордовскому научно-исследовательскому институту за 1933 — 1934, 1937 — 1940 гг.» (O-l).

Автором произведен опрос девяти информаторов (А. Н. Баргов, Е. В. Бутрова, Ю. А. Дырин, В. И. Петряшов, В. А. Попков, Н. П. Рожков, Н. В. Холопова, JT. В. Шанина). Данный архив хранится у автора. Проанализированы «Пензенские епархиальные ведомости» (1870). Художественными источниками, послужившими основанием исследования, явились живописные полотна (тематические картины, пейзажи, портреты, натюрморты художников Мордовского края от И. К. Макарова (середина XIX в.) до настоящего времени (А. Н. Баргов, В. А. Беднов, Ю. А. Дырин, JI. Н. Колчанова-Нарбекова,.

B. А. Попков, Н. В. Рябов, и др.), впервые введенные в научный оборот.

Целью исследования является выявление сущности, специфики и роли традиционной культуры мордвы в контексте профессионального изобразительного искусства. Для достижения цели диссертации были поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты традиционной культуры и профессионального изобразительного искусства, их взаимодействиевыявить материальные ценности ландшафта и поселений, жилища и утвари мордовского этноса и их отражение в изобразительном искусствепроанализировать духовные традиции мордвы в живописи: национальную одежду, праздники и обрядырассмотреть этнофутуризм и этносимволизм как культуру индивидуальных миров в живописи Мордовии.

Объект исследования — традиции и художественное творчество мордовского народа как историко-культурное явление.

Предмет исследования — осмысление традиционной культуры в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края.

Хронологические рамки исследования определены периодом с середины XIX в. до 2008 г., т. е. с первых лет зарождения профессионального художественного творчества в Мордовском крае (И. К. Макаров).

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов в области культурологии, искусствоведения, истории и этнографии отечественных и региональных исследователей: С. А. Арутюнов, Е. Н. Балашов, О. Г. Беломоева, Ю. В. Бромлей, ' Е. В. Бутрова, В. Ф. Вавилин, Н. И. Воронина, А. И. Кравченко, Г. А. Корни-шина, Э. С. Маркарян, Н. Ф. Мокшин, JI. И. Никонова, Н. В. Холопова,.

C. М. Червонная, В. А. Юрченков, Н. Г. Юрченкова.

Работа выполнена в русле комплексного, междисциплинарного исследования, в основу которого положен принцип системности, определивший следующие методы: интегративный, позволивший использовать данные различных областей гуманитарного знания в разрешении поставленных в настоящем исследовании проблеминтерпретации, способствующий истолкованию, пониманию традиционной культуры в искусствеисторико-сравнительный, используемый при изучении и анализе конкретных живописных полотен в поиске этнотрадиций в творчествеискусствоведческого анализа композиции и художественного языка в живописных полотнахсоциологический, применяемый при опросе и анкетированииабстрактно-логичесий, обусловивший возможность обобщений, интеграции выводов по отдельным разделам в единое целое.

Гипотеза научного исследования предполагает: традиционная культура мордвы, начиная с середины XIX в., находит отражение в изобразительном искусстве, конкретно в живописи, как народных мастеров, так и художников-профессионаловспецифической особенностью развития профессионального изобразительного искусства в Мордовском крае было погружение мастеров в этнические особенности бытия мордвы — жилище, утварь, природу родного края, духовные ценности — праздники, обряды, ритуалы, народный костюмпоиск нового языка и выразительности на рубеже XX — XXI вв. позволили художникам Мордовии создать культуру индивидуальных миров (этно-ф у туризм, этносимволизм).

Научная новизна исследования характеризуется, прежде всего, постановкой вопроса о межкультурном взаимодействии традиций мордвы и профессионального изобразительного художественного творчествавведением в научный оборот нового круга материальных, архивных и живописных источниковв исследовании творчества мастеров, не привлекавших ранее внимание специалистов: Д. Д. Ануфриев, В. А. Березин, Б. П. Ермилов, Н. В. Ерушеврассмотрением традиционной культуры мордвы в контексте искусствасистематизацией и анализом живописных полотен, в которых наглядно просматриваются от XIX к XXI веку: особенности красот природного пространства Мордовского края, элементы традиционной культуры мордвы от жилища и домашней утвари до устойчивых ритуалов религиозного культа и обрядов светской культуры.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Традиция — это установившийся порядок, неписаный закон в поведении и быту, обычаи, охватывающие всю совокупность материальных и духовных культурных ценностей, которая выражается в элементах социально-культурного наследия. В искусстве наиболее ярко проявляется этническая специфика, заметны ее устойчивые повторяющиеся компоненты, т. е. традиционная часть, которую именуют традиционно-бытовой культурой — через материал, пластику и язык.

2. Профессиональное изобразительное искусство Республики Мордовия оказалось способным анализировать традиционную культуру этноса, документируя и реконструируя этнообразцы и этноэлементы двух мордовских субэтносов — мокши и эрзи в художественном творчестве. Изобразительное искусство становится визуальным выражением материальной культуры мордвы (природа родного края и поселения, комплексы жилищ, их внутреннее убранство и утварь), сначала в творчестве умельцев, а затем в живописи профессиональных художников в жанрах пейзажа, тематической картины и натюрморта. Их уникальность заключается еще и в том, что они могут служить своеобразным источником изучения исторических фактов, а также особенностей ландшафта и поселений Мордовии.

3. Обращение к духовным истокам мордовского народа является одной из характерных черт живописи. В этом отношении интерес представляет религиозно-обрядовая культура мордвы (моления солнцу, голубому камню, лошадям, зов торамы и др.), которая несет еще и этническую нагрузку. Живописцы воспроизводят традиционные обычаи и обряды, прослеживают истоки, рассматривают их структуру (Д. Д. Ануфриев, А. И. Коровин, Ф. В. Сычков). Для мордовского народа были характерны праздники осенне-зимнего, весеннего и летнего календарного цикла (Праздник березки, Водосвятие и др.), совершавшиеся, прежде всего, для того, чтобы установить взаимоотношения с природой, условно-символические действа которых (а также общественных и семейных праздников), нашли отражение в живописи А. Н. Баргова, В. А. Беднова, Ф. В. Сычкова, М. С. Шанина и др.

4. Этнофутуризм и этносимволизм — историко-культурное и художественное явление, движение к постижению духовных основ и традиций этносов, выраженное новым языком пластики, красок, особенно знаковой системой, а также освоением новых форм для выражения пространства и времени. В поиске индивидуальных миров (А. С. Алешкин — мифы, Ю. А. Дырин — родовые знаки, JI. Н. Колчанова-Нарбекова — народный костюм, Н. В. Рябов — архетипы) художники проявляют личное соучастие в самовоспроизводстве традиции, в личной этнической идентификации, рельефно обнаруживая свою укорененность в традиции искусства, мастерства.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Изучение традиционной культуры в контексте профессионального изобразительного искусства Мордовского края углубляет знания о взаимосвязи материальной и духовной культуры и художественного творчества, которое выступает как бы хранителем зрительно-изобразительного опыта народа. Проведенный анализ художественных произведений дает возможность проследить историю жизни и творчества народа в традиционной культуре — изготовлении жилища, предметов утвари и национальной одежды, его религиозных и светских праздниках, обрядах. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе, при разработке учебных пособий, лекционных курсов по культурологии, истории искусства, этнографии, истории культуры и искусства Мордовии.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в публикациях автора, а также изложены на конференциях: международных научно-практических «Эрьзинские чтения» (г. Саранск, 8 — 9 ноября 2006) и научной «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» (г. Астрахань, 16−17 ноября 2006) — межрегиональных научно-практических: «Проблемы этнокультурного взаимодействия в Урало-Поволжье: история и современность» (г. Самара, 27 — 29 октября 2006) и «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (Саранск, 28 ноября 2007), VII Конгрессе этнографов и антропологов России (г. Саранск, 9—14 июля 2007).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите в отделе археологии и этнографии Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» 14 апреля 2009 г.

Структура диссертации. Общий замысел и последовательность реше-{ ния задач исследования определили структуру работы. Ее содержание изложено на 149 страницах, она состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, приложения и библиографического списка, включающего 161 наименование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Любой этнос создает свою собственную культуру, благодаря которой отличает себя от других аналогичных этносов. По своей роли и сущности традиционная культура этноса представляет собой историческую совокупность материальных, духовных, этнических, моральных и эстетических ценностей.

Первая включает вещи, материально существующие в пространстве на протяжении известного отрезка времени. К ним относятся орудия труда, жилище и хозяйственные постройки, пища и утварь, одежда и украшения.

К духовной культуре относятся компоненты, для которых характерны традиционность или устойчивость: нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, общественной и семейной жизнью, различные виды народного творчества.

Одним из способов отражения традиционной культуры является искусство, которое выступает как бы хранителем зрительно-изобразительного опыта народа. Передаваемый из поколения к поколению, этот опыт приобретает характер общественной ценности и преобразуется в ценностное сознание, где прошлое не отменяется настоящим, но, напротив, подлежит сохранению, как неповторимый след в историческом развитии этноса.

Традиционная культура мордвы давно сложилась в определенную систему, которая подразделяется на материальную (жилище, утварь, национальная одежда) и духовную (обычаи, обряды и праздники). На наш взгляд то же самое можно сказать о живописи художников Мордовии. Несмотря на индивидуальный стиль, вкус и опыт каждого, есть много общего: обращение к одним и тем же сюжетам (мифологические, ритуальные, обрядовые), жанровость: портрет (изображение народа в национальной одежде), натюрморт (отражение утвари и предметов быта), пейзаж (рассматривается природа, особенности ландшафта), тематическая картина (отображение жизни и быта народа, костюма и ментальности).

Элементы традиционной материальной и духовной культуры всегда интересовали живописцев: с момента формирования и до наших дней.

Историческая и этническая память сохраняла своеобразие одежды, жилища и утвари, обычаи и обряды, выраженных в национальной символике. В этом было положено историческое прошлое народа, его многовековой жизненный опыт. Это объясняет и увлеченность художников национальной темой. Совокупность специфических черт и признаков мордовской общности отличает живопись мордовских художников от искусства других подобных общностей. Осознание своей национальной и этнической принадлежности, приобщение к культуре и традициям своего народа через живопись, помогает и сегодня человеку реально оценить роль и место этноса в жизни России.

Известно, что каждый народ развивает производство, устраивает свой быт, создает культуру в определенных природных условиях. Природные условия как объективный фактор жизнедеятельности людей оказывают опосредованное влияние на формирование культурных особенностей этносов. Ландшафт и поселения всегда занимали одно из ведущих мест в творчестве живописцев. Тема родных мест, близких им по крови, — родных сел и деревень в сочетании с родной природой. Поэтому художники порой очень детально останавливались на планировке домов и их убранстве, определяя в какой-то мере уровень социально-экономического и общественного развития своего народа, идентифицируя себя в этом бытие.

В последнее время остро стоит вопрос о сохранении и развитии традиционной мордовской культуры. Большой вклад вносят мастера народного творчества и профессионального изобразительного искусства, которые в тесном контакте создают своеобразную панораму культуры мордовского народа.

Это прежде всего относится к изображению традиционного мордовского костюма. Народный опыт создания одежды и украшений является ценным источником в творчестве художников. Яркий колорит, красочность украшений, заманчивый орнамент, вот что является главным источником вдохновения, но за этими внешними параметрами, художник интуитивно угадывал рассказ о жизни целого этноса, его этике и эстетике.

В отражении обрядов иллюзорно отражалась полнота духовной жизни народа, общественно-семейных отношений. Живопись как вид искусства безусловно может служить и источником информации о ментальности народа, его жизненном укладе. Визуальные картины определенных действ, их условно-символические знаки, ярко и сочно подчеркнутые живописцем, воспринимаются нынешним поколением и будут восприняты нынешним поколением как этническая ценность, важная в жизни народа.

Вторая половина 1980;х начала 1990;х гг. в Мордовии характеризуется всплеском нового поиска, стилевых и языковых новаций. В русле этнофутуризма и этносимволизма происходит обращение к своим культурным корням, но художники соединяют мудрую и глубокую старину с современным языком красок, с иным видением и пониманием смыслов.

Важно, что каждый из живописцев ищет свою модель мироздания, ищет свой путь личной самоидентификации с миром, выражает свою этническую ментальность и принадлежность к родной земле новыми живописными линиями, синтезом выпуклого, сочного языка красок, смысловыми находками. В этом динамичная жизнь живописи в Мордовском крае.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. А. В. Петряшов: живопись / Т. А. Азоркина. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. — 84 с.
  2. , Т. А. Два пространства Виктора Беднова / Т. А. Азоркина //
  3. Наш музей: альманах. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2008. — 168 с.
  4. , Т. А. Сидельников Игорь Иванович / Т. А. Азоркина. — Саранск: Рузаевский печатник, 1984. -45 с.
  5. , А. И. Человек и мир в культуре : Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 237 с.
  6. , Н. С. К вопросу об особенностях русского национального характера / Н. С. Афонин // Российская провинция: история, культура, наука: материалы II — III Сафаргалиев. науч. чтений. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1998. С. 130 — 134.
  7. , В. А. Бытовая культура мордвы : Традиции и современность / В. А. Балашов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992. — 256 с.
  8. , В. А. К вопросу изучения современных поселений и жилищ мордвы-мокши / В. А. Балашов // Исследования по археологии и этнографии Мордовской АССР. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970. -Вып. 39.- 182 с.
  9. , В. Н. Жилые и хозяйственные постройки мордвы-мокши на территории Мордовской АССР в конце XIX первой половине XX в. /
  10. В. Н. Белицер // Исследования по материальной культуре мордовского народа.-М.: Изд-во АН СССР, 1963. Вып. 2. — С. 161−191.
  11. , О. Г. Художественные акценты сезона / О. Г. Беломоева, Н. Ю. Лысова // Феникс. 2004. — С. 114 — 123.
  12. , О. Г. Художник и город: переплетение судеб. Творчество Александра Ивановича Коровина / О. Г. Беломоева // Саранск: город и горожане: материалы I и II Воронин, науч. чтений. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2005. С. 255 — 262.
  13. , Н. А. Философия творчества, культуры, искусства : в 2 т. / Н. А. Бердяев. М.: Искусство, 1994. — Т. 2. — 510 с.
  14. , П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев // Сов. этнография. 1971. -№ 6. — С. 178 — 184.
  15. , Ю. В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. — М.: Наука, 1973.-281 с.
  16. , Л. А. Федот Васильевич Сычков : альбом / Л. А. Букина, М. И. Сурина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. — 288 с.
  17. , Е. В. Андрей Алешкин : По незримому следу / Е. В. Бутрова. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2006. — 112 с.
  18. , Е. В. Баргов А. Н. : живопись / Е. В. Бутрова. Саранск: Тип. «Крас. Окт.». — 2000. — 37 с.
  19. , Е. В. Искусство Мордовии XX XI века : Новые пути / под общ. ред. Л. Н. Колчановой. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2004. — 88 с.
  20. , Е. В. Читающий текст мироздания / Е. В. Бутрова // Центр и периферия. 2003. — № 1. — С. 32 — 37.
  21. , Е. В. Этнофутуризм и современное мордовское искусство / Е. В. Бутрова // Этноистория и этнокультура восточных финно-угров: материалы междунар. научно-практ. конф. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2003.-С. 36−44.
  22. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода) / под ред. Е. К. Быстрицкого, В. П. Козловского, С. В. Пролеева и др. — Киев: Наука думка, 1991. 176 с.
  23. , В. Ф. Мордовское народное зодчество / В. Ф. Вавилин. Саранск: Изд-во мордов. ун-та, 1980. — 97 с.
  24. , П. Об искусстве / П. Валери. — М.: Искусство, 1976. — 622 с.
  25. , В. В. Изобразительное искусство Автономных республик РСФСР / В. В. Ванслов. Л.: Художник РСФСР, 1973. — 451 с.
  26. , Е. А. Андрей Богомолов, Юрий Дырин / Е. А. Вишнякова, И. В. Долгова. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1995. — 36 с.
  27. , Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 168 с.
  28. , Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков. — М.: Искусство, 1984. 320 с.
  29. М. С. Семейные обряды мордвы республик Поволжья и При-уралья / М. С. Волкова // Этнокультурные процессы в мордовской диаспоре. Саранск: Ковылкинская район, тип., 2005. — С. 110 — 119.
  30. , И. Д. Саранская живописная школа // Воронин И. Д. Избранное. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2005. — С. 256 — 432.
  31. , Н. И. «Мир творящие» : онтологические смыслы русской культуры / Н. И. Воронина // Российская провинция: история, культура, наука: материалы II III Сафаргалиев. науч. чтений. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1998. — С. 134 — 136.
  32. , Н. И. Теоретическая культурология / Н. И. Воронина. Са-ч ранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. — 228 с.
  33. , Г. Г. Истина и метод / под общ. ред. Б. Н. Бессонова. — М.: «Прогресс», 1988. 699 с.
  34. , М. М. География Мордовской АССР / М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1983. — 304 с.
  35. , Е. В. Валентин Попков. Живопись, графика: Альбом / Е. В. Голышенкова. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2002. — 127 с.
  36. , Е. В. Изобразительное искусство Мордовии : Рубеж XX XXI вв. / Е. В. Голышенкова // Центр и периферия. — 2007. — № 1. -С. 95.
  37. , Г. С. А. Родионов / Г. С. Горина. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1971.-22 с.
  38. , А. С. Происхождение искусства / А. С. Гущин. — M.-JI.: Искусство, 1937. 144 с.
  39. , С. М. Искусство видеть : О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С. М. Даниэль. — Л.: Искусство, 1990. 223 с.
  40. , Е. А. Международная художественная выставка «Ялгат» : каталог живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства / под ред. Н. В. Холоповой. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2007. — 42 с.
  41. , Т. П. Мифология мордовского народа // Девяткина Т. П. Мифология. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1998. — 336 с.
  42. , Р. А. Гигиена одежды / Р. А. Делл. М.: «Легкая промышленность», 1979.-186 с.
  43. Династия художников: Шанина JI. С., Шанин М. С., Шанин В. М., Шанин И. В. Живопись, графика / Т. В. Гундырева (авт. вступ. ст.). — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. — 204 с.
  44. , Е. И. Традиционная пища и домашняя утварь мордвы / Е. И. Динес // Исследования по материальной культуре мордовского народа. -М.: Изд-во АН СССР, 1963.-Вып. 2.-С. 104- 126.
  45. , М. Е. Избр. тр. Историко-этногр. исслед.: в 5 т. / М. Е. Ев-севьев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. — Т. 5. — 552 с. .
  46. , Н. В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма / Н. В. Заварюхин. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. -296 с.
  47. , Д. К. Дореволюционный быт мордвы / Д. К. Зеленин // Сов. этнография. 1938. -Т. 1. — С. 80 — 97.
  48. , М. И. Печь в традиционном мировоззрении мордвы / М. И. Каргина // Российская провинция: история, культура, наука: материалы II III Сафаргалиев. науч. чтений. — Саранск: Тип «Крас. Окт.», 1998. — С. 219 — 221.
  49. , Е. В. Николай Рябов : Живопись, скульптура / Е. В. Киреева.
  50. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2005. — 47 с.
  51. , Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима / Г. С. Кнабе. М.: Изд-во «Индрик», 1994. -528 с.
  52. , В. И. Расселение мордвы : исторический очерк / В. И. Козлов // Вопросы этнической истории мордовского народа. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — Вып. 1. — С. 5 — 62.
  53. , Н. В. О некоторых аспектах развития национальных культур / Н. В. Кокшаров // Традиционное и новое в культуре народов России: тез. докл. и выступлений всерос. конф. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992.-С. 9−10.
  54. , Ю. А. Диалог прошлого и настоящего: социокультурная. роль традиции / Ю. А. Кондратенко // Культурное строительство в
  55. Мордовии (1930 — 1950-е гг.): материалы респ. научно-практ. конф. — Саранск, 2000. С. 50 — 53.
  56. , С. С. Этнология / С. С. Константинова. — М.: Изд-во «РИОР», 2005. 80 с.
  57. , Г. А. Сезонные обряды мордвы: исторические корни и традиционные формы бытования / Г. А. Корнишина. Саранск: Морд, гос. пед. ин-т, 1999. — 48 с.
  58. , Г. А. Традиционно-обрядовая культура мордвы / Г. А. Корнишина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. — 112 с.
  59. , Е. М. Изобразительное искусство Советской Мордовии / Е. М. Костина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1958. — 82 с.
  60. , А. И. Культурология / А. И. Кравченко. — М.: Изд-во «Проспект», 2003. — 285 с.
  61. , В. Что такое искусство? / В. Крутоус // Феникс. 2001. — С. 146- 147.
  62. , Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство / Т. А Крюкова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. — 118 с.
  63. Лессинг, Г.-Э. Избранное / пер. с нем. А. Гулыгина. — М.: Худож. лит., 1980.-574 с.
  64. , А. С. В тесном соседстве : Хозяйство и материальная культура русского населения Мордовии: историко-этногр. очерки / А. С. Лузгин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. — 188 с.
  65. , А. С. Жизнь промыслов : Промысловая деятельность крестьян Мордовии во второй половине XIX — начале XX в. (этнокультурные аспекты) / А. С. Лузгин. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2007. — Саранск, 2007.-228 с.
  66. , Н. Ю. Многогранность неизведанного / Н. Ю. Лысова // Центр и периферия. 2003. — № 1. — С. 64 — 67.
  67. , В. Очерки юридического быта мордвы / В. Майнов. — СПб.: Тип. мин-ва внутр. дел, 1885. — 267 с.
  68. , И. К. Записки о семье художников Макаровых / И. К. Макаров. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. — 186 с.
  69. , Н. П. Поселения мордвы на территории Мордовской АССР / Н. П. Макушин // Исследования по материальной культуре мордовского народа. -М.: Изд-во АН СССР, 1963. Вып. 2. — С. 147 — 161.
  70. , Э. С. Очерки теории культуры / Э. С. Маркарян // Сов. этнография- 1971.-№ 6.-С. 176- 182.
  71. , Г. И. Этнокультура мордовского народа : метод, указания / Г. И. Марченко. — Саранск: Изд-во мордов. ун-та, 2004. 23 с.
  72. , В. Художник Людмила Колчанова : «Искусство — это молитва о спасении души» / В. Махаев // Странник. — 2002. — № 2. — С. 150 — 164.
  73. , Е. В. Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект). / Е. В. Мельникова. М.: «Диалог культур», 2006. -304 с.
  74. , К. Быт и верования мордвы в конце XVIII столетия / К. Милькович // Тамбов, епарх. ведомости. — 1876. — № 13. 829 с.
  75. , В. В. Поэзия этнофутуризма в творчестве художников Мордовии / В. В. Митина, Н. А. Яковлева // Этнокультурные процессы в Мордовии: история и современность: материалы научно практ. конф. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. С. 34 — 36.
  76. , Н. Г. Регионально-этнические аспекты развития народной культуры в современных условиях / Н. Г. Михайлов // Традиционная этническая культура и народные знания: материалы междунар. конф. — М.: Наука, 1994. С. 35 — 38.
  77. , Н. Ф. Мордовское этномузыкознание в свете современной этнологии / Н. Ф. Мокшин // Нации и регионы в истории и культуре России: материалы VI VII Сафаргалиев. науч. чтений. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. — С. 144 — 149.
  78. , Н. Ф. Религиозные верования мордвы / Н. Ф. Мокшин. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. 159 с.
  79. Мордва: Историко-культур. очерки / В. А. Балашов (отв. ред.) и др. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. — 624 с.
  80. Мордва: Историко-этногр. очерки / В. И. Козлов (отв. ред.) и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. — 332 с.
  81. Мордва: Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / Н. П. Макаркин (гл. ред.) и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.-183 с.
  82. Народное декоративное искусство РСФСР / Н. И. Каплан, Н. С. Шка-ровский. М.: Всесоюз. кооперат. изд-во, 1957. — 374 с.
  83. Народы Поволжья и Приуралья / Н. Ф. Мокшин (отв. ред.) и др. — М: Наука, 2000. 579 с.
  84. , М. А. Общая этнография / М. А. Некрасова // Сов. этнография. 1986. — № 4. — С. 161 — 167.
  85. , JI. И. Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья / JI. И. Никонова, И. А. Кандрина. Саранск: Изд-во Мор-дов. ун-та, 2003. — 288 с.
  86. , Н. С. В. А. Березин революционер, общественный деятель, художник / Н. С. Осянина // Культурное строительство в Мордовии (1930 — 1950-е гг.): материалы респ. научно-практ. конф. — Саранск, 2000.-С. 23−25.
  87. , П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи в 2 ч. / П. С. Паллас. СПб., 1809. — Ч. 1. — 657 с.
  88. , М. Личностное знание : На пути к посткритической философии / М. Полани. М.: «Прогресс», 1985. — 343 с.
  89. , В. П. Мухин Александр Андреевич / В. П. Поликарпов, Э. Г. Ерина. — М.: Совет, художник, 1980. 23 с.
  90. , В. И. Культурология / В. И. Полищук. М.: «Гардарики», 1999.-446 с.
  91. , Ф. В. Выставка произведений Ф. И. Лутонина: каталог / Ф. В. Полтавский. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. — 13 с.
  92. , Н. Древнемордовские украшения в творчестве художников этнофутуристов / Н. Прокина // Проблемы новейшей истории Среднего Поволжья: материалы научно-теорет. конф. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2003.-С. 21−22.
  93. , Т. П. Мордовский народный костюм / Т. П. Прокина, М. И. Сурина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. — 384 с.
  94. А. В. Юрий Дырин. Живопись: альбом / А. В. Рункова. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. 24 с.
  95. , Е. В. Петр Рябов. Живопись. Графика / Е. В. Рябова. Можайск: «Терра», 1994. — 127 с.
  96. , А. П. Этнология : учебный словарь / А. П. Садохин. — М.: «Гардарики», 2002. 208 с.
  97. , Е. Мордовия страна красок и песен / Е. Самсонов // Художник. — 1962. — № 3. — С. 61 — 64.
  98. , В. В. Проблема преемственности в философской культуре (античность — средневековье — новое время) / В. В. Сильвестров // Философия и история культуры. — М.: Наука, 1985. — С. 23 — 56.
  99. , И. Н. Мордва : Историко-этногр. очерк / И. Н. Смирнов. — Казань: Тип. Императ. ун-та, 1895. — 225 с.
  100. , А. Праздник «Петро-озкс» Петров молян в день «святого апостола Петра и Лавра» в мордовском селе К-се / А. Снежницкий // Пенз. епарх. ведомости, 1870. — № 23. — 803 с.
  101. , М. П. Певец народной жизни / М. П. Сокольников. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1952. 76 с.
  102. , В. А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений / В. А. Тишков // Сов. этнография — 1989. — № 5. — С. 3 — 24.
  103. , П. Д. Традиция: преемственность и разрыв / П. Д. Тищенко // Культура Традиции — Образование. — 1990. — С. 82 — 92.
  104. , С. А. История зарубежной этнографии / С. А. Токарев. — М.: Высш. Шк., 1978. 352 с.
  105. , Р. П. История русской культурологи / Р. П. Трофимова. — М.: Академ, проект: Трикста, 2003. 608 с.
  106. , Э. Б. Первобытная культура : Исследование развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев 5 т. / Э. Б. Тэйлор. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1891. — Т. 1. — 374 с.
  107. Устав творческой общественной организации Союза художников Мордовии. Саранск, 2001. — С. 49.
  108. , В. А. О художнике, о творчестве, о книге / В. А. Фаворский. М.: Молодая гвардия, 1966. — 324 с.
  109. , Н. В. Большая Волга — Искусство республик Поволжья / Н. В. Холопова. — Саранск: Чебоксарская типография, 2004. — 22 с.
  110. , Н. В. В. А. Попков / Н. В. Холопова. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. 144 с.
  111. , Н. В. Каталог юбилейной выставки произведений художников Мордовии / Н. В. Холопова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. — 22 с.
  112. , С. М. Александр Мухин / С. М. Червонная. М.: Совет, художник, 1982. — 17 с.
  113. , С. М. Полиэтнический комплекс искусства народов СССР и пути его исследования / С. М. Червонная // Советская этнография —1991.-№ 6.-С. 13−18.
  114. , Н. В. Изобразительное искусство автономных республик РСФСР / Н. В. Черкасова. Л.: Искусство, 1973. — 514 с.
  115. , А. А. Мордовский этнографический сборник / А. А. Шахматов. СПб.: Тип. Императ. Академии наук, 1910. — 692 с.
  116. , Н. Природа в творчестве / Н. Шибаков // Совет. Мордовия. — 1957.-23 дек.-С. 4.
  117. Этнология / Е. В. Миськова (отв. ред.), Н. Л. Мехедова, В. В. Пименова и др. — М: Изд-во «Культура», 2005. 624 с.
  118. , В. А. Мордовский народ: вехи истории / В. А. Юрченков. -Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2007. 460 с.
  119. , Н. Г. Миф и творчество: особенности воплощения / Н. Г. Юрченкова // История в культуре, культура в истории: материалы V Сафаргалиев. науч. чтений Саранск: Тип. «Крас. Окт.», — 2001. -С. 289−305.
  120. , Н. Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса / Н. Г. Юрченкова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. — 151 с.
  121. , Н. Г. Мифология мордовского народа / Н. Г. Юрченкова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. — 152 с.
  122. , А. А. География республики Мордовия / А. А. Ямашкин. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. — 168 с.
  123. , А. А. Физико-географические условия ландшафта / А. А. Ямашкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1998. — 156 с.
  124. Авторефераты и диссертации
  125. , В. И. Расселение мордовского народа в середине XIX — начале XX в.: автореф. дис.. канд. ист. наук / В. И. Козлов. — М., 1958. — 16 с.
  126. , Э. М. Явление этнофутуризма в марийской художественной культуре : автореф. дис.. канд. ист. наук / Э. М. Колчева. — Саранск, 2005.-35 с.
  127. , П. М. Материальная культура эрзи и мокши (пища, утварь, одежда): эволюция с конца XIX по 80-е гг. XX в.: автореф. дис.. канд. ист. наук / П. М. Мезин. М., 1994. — 29 с.
  128. , Т. А. Этносоциальные функции традиций женской одежды в обычаях и обрядах мордвы : автореф. дис.. канд. ист. наук / Т. А. Шигурова. Саранск, 2003. — 19 с.
  129. Архивные материалы Государственный архив Пензенской области
  130. Ф. Р-41. Документальные материалы Пензенского края, on. 1, д. 41.
  131. Ф. Р-939. Воспоминания JI. М. Жемчужникова, оп. 3, д. 17.
  132. Центральный государственный архив Республики1. Мордовия
  133. Ф. Р-1121. Отчет о работе Краеведческих музеев, on. 1, д. 50.
  134. Ф. Р-1122. Отчеты о работе ДМШ и ДХШ, оп. 3, д. 848.
  135. Ф. Р-1192. Материалы выставки Союза Советских художников Мордовской АССР, on. 1, д. 19.
  136. Ф. Р-1292. Устав Союза Советских художников Мордовской Автономной Социалистической республики, отчетный доклад правления ССХ МАССР, on. 1, д. 1.
  137. Ф. Р-1292. Отчетный доклад правления Союза Советских художников за 1950 г., on. 1, д. 14.
  138. Ф. Р-1999. Отчеты о проведении республиканских выставок народного художественного творчества, on. 1, д. 66.
  139. Ф. Р-1292. Доклад Председателя правления Мордовского отделения Союза Советских художников. В. Д. Хрымов о работе Союза за 1957 г., оп. 2, д. 15.
  140. Ф. Р-1292. Отчеты о работе Союза Советских художников Мордовской АССР за 1953 1956 гг., оп. 2, д. 3.
  141. Ф. Р-1292. Отчетный доклад о работе Правления Мордовских художников РСФСР за 1959 1963 гг., оп. 2, д. 24.
  142. Ф. Р-1292. Материалы выставки Союза Советских художников Мордовской АССР за 1954 г., оп. 2, д. 32.
  143. Ф. Р-1292. Протоколы заседаний правления Союза художников РМ за 1996−2002 гг., оп. 2, д. 74.
  144. Ф. Р-1292. Отчетный доклад о работе правления Союза художников Республики Мордовия за 1990 г., оп. 2, д. 77.
  145. Ф. Р-1292. Материалы Второго съезда художников Мордовской АССР за 1975 г., оп. 2, д. 115.
  146. Ф. Р-1292. Каталоги, списки работ, положения, планы и другие материалы о выставках художников Мордовии, оп. 2, д. 162.
  147. Ф. Р-1999. Отчеты о проведении республиканской выставки народного художественного творчества, on. 1, д. 66.
  148. Ф. Р-2099. Федот Васильевич Сычков. Автобиография, on. 1, д. 1.
  149. Ф. Р-2107. Солдатский депутат Н. В. Ерушев, on. 1, д. 3.
  150. Ф. Р-2107. Н. В. Ерушев. Автобиография, on. 1, д. 4.
  151. Рукописный фонд государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве1. Республики Мордовия»
  152. O-l. Приказы по мордовскому научно-исследовательскому институту за 1933 1934, 1937 — 1940 гг., on. 1, д. 4.
  153. , А. Н. Пельмени и кумышка — символы удмуртского этнофуту-ризма / А. П. Артеев // http: www. kominet. ru.
  154. , Г. А. Коллективный арт-объект впитал энергетику воды, и красок / Г. А. Соболева // http: www. kominet. ru.
  155. Y. Dyrin’s aethnofiituristic pointings // http: // www.torama. ru /dyrin. / Mordvin Aethnofiiturism.1. Полевой материал (ПМА)
  156. ПМА: Баргов Анатолий Николаевич, 1955 г. р., записи 2007 г.
  157. ПМА: Бутрова Елена Владиславовна, 1964 г. р., записи 2007 г.
  158. ПМА: Дырин Юрий Александрович, 1967 г. р., записи 2006 г.
  159. ПМА: Петряшов Виктор Иванович, 1942 г. р., записи 2007 г.
  160. ПМА: Попков Валентин Алексеевич 1941 г. р., записи 2007 г.
  161. ПМА: Рожков Николай Петрович, 1937 г. р., записи 2006 г.
  162. ПМА: Холопова Наталья Васильевна, 1948 г. р., записи 2006 г.
  163. ПМА: Шанина Людмила Владимировна, 1952 г. р., записи 2007 г. с
Заполнить форму текущей работой